Старая ладога за один день. Старая ладога

Старая Ладога – скромное село в Ленинградской области. Несколько веков назад это был процветающий город, где зарождалась российская государственность, теперь же это известная достопримечательность Ленинградской области.

Что посмотреть за один день

Чтобы сложилось полное впечатление о достопримечательностях, следует посетить Староладожскую крепость и древние православные святыни. Пройдясь по Варяжской улице, можно увидеть новые скульптуры и памятник, а также зайти на экскурсию в дом Калязина. Обязательный пункт для посещения — могила Вещего Олега.

Главная улица Ладоги, здесь есть на что посмотреть

Если есть вероятность задержаться на пару дней, то в маршрут можно включить:

  • Васильевский погост с его церквями;
  • Пещеры;

Какие достопримечательности можно посетить в окрестностях

Путешествуя по окрестностям, есть возможность посмотреть: Любшанское Городище; Горчаковщинский водопад; Волховскую ГЭС – преклонных лет гидроэлектростанцию, находящуюся в 15 мин езды в г. Волхове.

Как добраться до Старой Ладоги

Из Санкт-Петербурга, ближайшего крупного города реально добраться за 2-4 часа:

  1. Поездом с Ладожского или Московского вокзалов СПб до города Волхова, дальше на автобусе.
  2. Автобусом с Автовокзала № 2 по маршруту СПб – Новая Ладога.
  3. Автомобилем по дороге Е105.

    ladogamuseum.ru

    На площади в 160 га находятся памятники, относящиеся к VIII – ХIХ вв. Возраст самых древнихиз них более 12 веков. Достопримечательности музея-заповедника представлены городищами, сопками, монастырями, храмами.
    Музей-заповедник работает с 1971 г., он динамично развивается, пополняются его коллекции. «Ладога» произошло по названию реки Ладожка, которая впадает здесь в реку Волхов. Со временем такое название распространилось на озеро.


    В Старой Ладоге трепетно хранят воспоминания о героях. В 1985 г., в рамках празднования 40-летнего юбилея Победы над фашизмом, в поселке заложен Парк с памятной надписью.


    Водопад примечателен тем, что считается самым высоким водопадом в Ленинградской области. Его высота 4,5 м – редкость для равнинного водопада.
    Пейзаж выглядит так, будто вода стекает в большую красную чашу. Такой эффект создают залежи красного песчаника.



    • Церковь действует до сих пор


    • Ранее здесь располагалось известное театральное кафе


    • На погосте похоронен художник-передвижник В.М. Максимов

    На противоположном берегу р. Волхов в деревеньке Чернавино (бывшее Васильевское) есть заброшенный погост с кладбищенскими храмами. Церковь Василия Кесарийского строилась в XIII веке в традициях Новгорода. Со временем она обветшала и разрушилась. На ее месте возвели небольшой храм с двухскатной крышей, завершающейся главками.
    Второй храм, из красного камня с колокольней, – Церковь преображения Господня. Он имеет заброшенный вид, хоть и относится к памятникам архитектуры областного значения. На этом месте была деревянная церковь валаамских монахов. Ее в середине XIX в.перенесли на Валаам в память об их скитаниях.


    Однокупольный храм,в стиле позднего классицизма, возвели в 1833 г. на кладбище у Успенского монастыря. Долго он был в запущении. С 2000 г. церковьотреставрирована и принимает прихожан.


    • Высота стен примерно везде одинакова - 1,2 м


    • Сейчас эти места доступны для отважных путешественников


    • Здесь есть подземное озеро, и обитает популяция летучих мышей

    Две пещеры, Староладожская и Танечкина, в XIX в. использовались для добычи белого кварцевого песчаника. В пещерах есть озера, ручьи, зарождающиеся сталактиты и сталагмиты.
    Танечкина пещера тянется более чем на 7 км. Она начинается под Малышевой горой. Лаз в Староладожскую пещеру можно найти неподалеку от Церкви Иоанна Предтечи.



    На северном краю поселка высится белокаменная пятиглавая православная святыня, возведенная в конце XVII в. Борис Годунов благосклонно к ней относился. Были отлиты два колокола, надпись на одном из них гласила: «Ладоге - оплоту государства моего». Ниже храма бьет святой родник известный с IX в. Он самый древний в Ленинградской области.


    Одну из сопок исследовал известный российский археолог и военный историк Н.Е. Бранденбург (1839-1903 гг.). Это было сооружение,отсыпанное в несколько слоев, которые накапливались по мере новых захоронений.
    Урочище – народное название любого места, отличающегося от окружающей местности, это может быть, например, поле, лес, болото или холм. Курган – земляная насыпь над погребальной ямой у многих древних народов.


    Самые известные могильные холмы Ладоги расположены за церковью Иоанна Предтечи. Курган, высотой 10 м, считают могилой, где погребен Вещий Олег. Однозначного подтверждения этой версии нет. Впервые ученые заинтересовались исследованиями могилы Олега в 1820 г.


    В 2 км от Старой Ладоги на противоположном берегу р. Волхов находятся развалины древнейшей Любшанской крепости. Это каменный мыс диаметром, примерно, 50 м, окруженный широким валом. Крепостные руины были обнаружены в 1997 г.
    Предполагается, что здесь в ІІІ веке возникло финно-угорское поселение. Потом славяне вытеснили местных жителей и возвели свою крепость, преграждая путь вглубь славянских земель. Крепость просуществовала до IX-X вв. События тех времен отражены в «Повести временных лет».


    «Земляной Город» соорудили в конце XVIв. как бастионную систему укреплений Староладожской крепости. Это были деревянно-земляные валы, пристроенные с южной стороны крепости.
    Методом дендрохронологического анализа было установлено, что одно из деревьев, использованных при постройке города, было срублено в 753 г. Так определили дату основания Старой Ладоги и в 2003 г. отметили ее 1250-тилетие.


    Это древнейшая и известнейшая улица России. Она проходит вдоль противоположного от крепости берега реки Ладожки (Елена). Впервые Варяжская улица упоминается в документах XV в. Но, обнаруженные артефакты времен IX – X вв. позволяют сделать вывод о более раннем ее возникновении.



    Неприметная часовня из красного камня на самой известной улице Старой Ладоги возводилась в 1913 г. при поддержке Российского географического общества. Здесь был до XVI в. основной храм Спасского района Ладоги. Часовня не действующая, но ухоженная.


    Скульптура из бронзы реалистично отражает взлетающую птицу. Она имеет символическое значение для этой местности. «Сокол» — толкование имени Рюрика, призванного сюда княжить. При раскопках была найдена глиняная форма IX в., которая использовалась при отливке печатей с изображением сокола.


    Памятник находится в уютном сквере, здесь собираются экскурсионные группы и фотографируются туристы. За сквером устроен удобный спуск к реке Волхов и открывается прекрасный вид на крепостные башни и стены.
    В Ладоге была первая княжеская резиденция Рюрика, а благодаря Вещему Олегу здесь возникла каменная крепость. Когда Рюрик умер, Олег, будучи опекуном его сына,начал править в Новгороде. После покорения Киева, он перенес туда столицу Древнерусского государства.



    Две усадьбы по Варяжской улице были в собственности братьев Калязиных, новоладожских купцов второй гильдии. В красном деревянном доме, который принадлежал А.В. Калязину, работает выставка предметов быта купцов и крестьян XIX — начала XX вв.
    В каменной белой усадьбе Петра Калязина находится Археологический музей. В нем собраны более тысячи экспонатов различных периодов: от неолита и средневековья до нового времени.


    По легенде, святыню основали в 1240 г. по приказу Александра Невского после Невской битвы. Архитектурно монастырь представлен двумя храмами.
    Церковь Иоанна Златоуста напоминает романскую базилику с использованием элементов русского зодчества. Во время советской власти монастырь существовал до 1937 г. в качестве рыболовной артели, потом использовался как ангар, школа и общежитие. С 2002 г. здесь возрождена монашеская жизнь.


  • В монастырской лавке продают пряники и мед


  • Здесь идут реставрационные работы, но обитель доступна для посещения

На территории монастыря находятся различные постройки. Интерес представляет Успенский Собор. Этот белокаменный одноглавый храм с архитектурой домонгольского периода, построенный в XII в., сейчас полностью сохранился.
Место знаменито тем, что тут держали в заточении Евдокию Лопухину, опальную жену Петра І. В монашестве ее нарекли Еленой. В память о ней реку Ладожку стали называть Еленой.



Церковь Святого Георгия — одна из старейших каменных святынь России. В ее кладке чередуются известняковые плиты с тонким прямоугольным кирпичом. Фасады покрывались раствором, создающим на белых стенах эффект сияния мрамора. Внутри стены украшены фресками XII в. Известнейшая фреска — «Чудо Георгия о змие».
В этом храме службы проходили в летнее время. Зимой прихожане молились в расположенной рядом деревянной церкви Дмитрия Солунского.


Основное место, привлекающее туристов в Старой Ладоге, – крепостная твердыня. Здесь княжил Рюрик, крепость называли «Рюриков Замок». При Вещем Олеге ее укрепили, она охраняла водный путь из Балтийского моря в русские земли. Свое военное предназначение крепость утратила после окончания Северной войны (1770-1721 гг.). Со временем она разрушилась.
Сейчас крепостные стены и башни частично реконструированы. Это дает возможность их безопасного осмотра. В Воротной башне представлены экспонаты, повествующие об обрядах населения, основных исторических событиях, устройстве средневекового города.


Старая Ладога - это село в Ленинградской области, в 120 км от Санкт-Петербурга на берегу реки Волхов. Но какое еще село может похвастаться такой поистине великой историей и таким количеством достопримечательностей?! В Старой Ладоге есть каменная крепость, два старинных монастыря, Никольский мужской и Успенский женский, несколько церквей и древние курганы.

По мнению многих историков и археологов, именно Старая Ладога стала первой столицей Древнерусского государства. Во всяком случае, это был один из самых древних и значимых городов Древней Руси, сыгравший важнейшую роль в образовании государства, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Это «село» с его архитектурными и фортификационными памятниками — настоящая сокровищница российского и мирового культурного наследия.

Древняя история Старой Ладоги

Территория вокруг Старой Ладоги была освоена еще в 4-2 тысячелетиях до н.э., в эпоху неолита и раннего металла. Точная дата основания Ладоги неизвестна, но проведенные археологами исследования позволяют с точностью сказать, что это произошло не позднее 753 года.

Группа ученых и археологов под руководством А. Н. Кирпичникова определила, что в середине 8 века здесь находилось поселение. 753 год был определен как дата возникновения города при помощи дендрохронологического анализа одной из древних построек. Однако результаты исследования некоторых находок и почвы позволяют предположить, что поселение в этом месте уже существовало во второй половине 7-начале 8 века, а, может быть, даже еще раньше. Под культурным слоем были обнаружены следы пашни, и радиоуглеродный анализ показал, что возраст ее относится к 6 веку.

Откуда произошло название — Ладога ?

По одной из версий, название города произошло от впадающей здесь в Волхов речки Ладожки. А название этой речки происходит от финского гидронима «Alode-jogi (joki)» , что означает «нижняя река» . Скандинавы стали называть крепость на мысу у места слияния двух рек и поселение рядом с крепостью — Альдейгья , в дальнейшем - Альдейгьюборг , а огромное озеро, в которое впадает река Волхов, называли в те времена Альдога. Со временем название поселения трансформировалось в «Ладогу» , так же стало называться и озеро.

Появление крепости и города в этом месте не случайно. Река Волхов, на берегу которой было основано поселение, входила в систему важнейших торговых путей. По Волхову, через Ладогу, шли пути «из варяг в арабы» и «из варяг в греки», дальше по Волге и Днепру — в Арабский халифат и Византию. Именно ключевому положению на торговых путях Ладога обязана своим стремительным возвышением. Город играл большую роль в торговой и политической жизни Северной Европы 8-10 вв.

По данным археологии с самого начала возникновения Ладоги в городе проживали постоянно или временно люди разных стран. При раскопках были найдены предметы, принадлежавшие славянам, скандинавам, финно-уграм, балтам.

Основным занятием населения была торговля. На берегах Волхова шел интенсивный обмен товарами.

Из Скандинавии поставляли меха, оружие, которую местные жители продавали арабам за серебряные дирхемы. Арабские дирхемы были в большом ходу в Старой Ладоге, о чем свидетельствуют многочисленные находки арабских монет и даже целых кладов при раскопках, самый ранний из кладов датируется 786 годом.

Через Ладогу на кораблях везли оружие, утварь, различные украшения, ткани, предметы роскоши, пряности и благовония.

Еще в 780-х годах было налажено производство бус-глазков по арабской низкотемпературной технологии. Причем эти бусы служили не только украшением; бусины являлись также денежной единицей.

В Ладоге процветали различные ремесла. В городе работали многочисленные мастерские кузнецов, ювелиров, резчиков по кости, гончаров, литейщиков из бронзы. Разумеется, были здесь и корабельные верфи.

Вокруг Ладоги возникли пункты для досмотра грузов и взимания дани, а также укрепленные поселения, одним из которых была , а другим - укрепления в районе деревни Дубовики (сейчас это микрорайон Новые Дубовики в Волхове).

В первой трети 9 века Ладога становится центром крупного раннегосударственного образования (Русский каганат, Ладожская Русь), которое было важным евразийским экономическим партнером и вело торговлю по Великому Волжскому и Днепровскому путям. Ладога стала преуспевающим городом, одним их ключевых международных портов на трансконтинентальных торговых путях, и обеспечила славянам свободные связи со странами Западной Европы, западнославянским Поморьем и другими. Это был также крупный ремесленный и духовный центр.

Историческое значение Ладоги было огромно: основание и развитие этого города обеспечило Руси свободный выход к Балтике и закрепление за страной приневско-ладожских земель.

Многие историки полагают, что именно Ладога - первая столица Руси : в Ипатьевском списке Повести временных лет говорится: «И придоша к словенем первое и срубиша город Ладогу и седе старейший в Ладозе Рюрик» . В 862 году Ладога стала первой резиденцией призванного на княжество Рюрика, основателя династии Рюриковичей. Рюрик правил здесь в 862-865 годах. Позже князь перенес свой престол в Новгород, а позднее главным городом Руси стал Киев, но первой столицей была все-таки Ладога.

В. М. Васнецов. Призвание Варягов. 1909 г.

При Рюрике для защиты от набегов варяжских племен и контроля над торговыми путями на мысу, образованном слиянием Ладожки и Волхова, была построена деревянная крепость. А поселение располагалось по обеим берегам Ладожки и на берегу Волхова. В 882 году князь Олег, преемник Рюрика, «нача городы ставить» , то есть строить каменную крепость. При Рюрике и Олеге значительно расширились торговые связи Ладоги.

В 11 веке, в 1019 году, Ладога была дана в качестве свадебного дара жене Ярослава мудрого, шведской принцессе Ингигерд. Тогда Ладога стала центром Ладожского ярлства, особой территории в составе Древней Руси. Ладогой управляли шведские военные властители. Интересно, что Альдейгьюборг упоминается в древних скандинавских сагах 10-13 веков.

В начале 12 века Ладогу подчиняет новгородский князь Мстислав Великий, и начинается интенсивное каменное строительство. В 1114-1116 годах князь Мстислав возвел в Ладоге новую каменную крепость, ставшую надежной защитой для города. В течение 12 столетия один за другим в городе были построены шесть каменных храмов. Тогда же сформировалась и основная планировочная структура поселения. Храмы стали центрами «концов» города. Основную часть застройки составляли дворы с обширными огородными участками.

До 1703 года Ладога сохраняла статус города, а потом в устье Волхова, на берегу Ладожского озера, возникла Новая Ладога, и тогда древний город стал селом и был переименован в Старую Ладогу.

Староладожская крепость

Главной достопримечательностью Старой Ладоги, ее сердцем, является древняя крепость, расположенная в самом центре села на мысу при впадении впадения речки Ладожки в Волхов.

Она была свидетельницей многих исторических и военно-политических событий. Более восьми веков крепость защищала северо-западные рубежи Руси и за свою историю не раз подвергалась нападениям со стороны шведов и других скандинавских племен, разрушениям, а также многочисленным перестройкам.

Самое первое деревянное укрепление было построено на этом месте еще в 9 веке. Как сообщается в «Повести временных лет», в 862 году в Ладогу был призван на княжение Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувором, и на мысу, образованном двумя реками, они начали постройку деревянной крепости для защиты от набегов заморских варягов со стороны Ладожского озера и усиления контроля над водным путем по Ладоге. Эта крепость стала административным центром Ладога, а также градостроительным ядром, вокруг которого формировалось древнее поселение.

В 1114-1116 годах во время правления Новгородского князя Мстислава Владимировичем строится новая каменная крепость в Ладоге.

В 1164 году ладожскую крепость атаковали шведы, приплывшие сюда на 55 судах. После длительной осады неприятельские войска отступили, а потом были окончательно разбиты подошедшим на подмогу войском из Новгорода. В честь этой победы, вероятнее всего, и был возведен на территории крепости храм , посвященный св. Георгию — святому покровителю воинства.

В связи с распространением огнестрельного оружия в 15-16 веках была проведена полная реконструкция и модернизация Ладожской крепости по всем правилам огневой фортификации. В 1584-1585 годах к югу от каменной крепости из дерева и земли было возведено дополнительное деревоземляное укрепление с тремя бастионами — Земляной город , — новаторское по тем временам сооружение.

В Смутное время в начале 17 века Ладожская крепость находилась в центре военных действий. Крепость была объектом непрестанной борьбы между воюющими сторонами, много раз переходила из рук в руки, была значительно повреждена, но потом восстановлена.

Последний, безуспешный, штурм твердыни шведами состоялся в начале Северной войны; вскоре граница государства отодвинулась на запад почти на 100 км, крепость потеряла свое военно-стратегическое значение и более не использовалась в военных целях. Гарнизон крепости был переведен в новый город, построенный на берегу Ладожского озера, Новую Ладогу.

Все это определило и дальнейшую судьбу крепости: она начала разрушаться и постепенно превратилась в руины.

Сегодняшний облик башен и стен легендарной Староладожской крепости, относящийся к 16 веку, — это в основном творение рук современных реставраторов.

Стрелочная и Воротная башни крепости

Археологический комплекс, состоящий из каменной Ладожской крепости и Земляного городища, — это уникальный образец фортификационных сооружений, демонстрирующий все этапы развития древнерусского оборонного строительства. Здесь сохранились элементы крепостных укреплений 11, 12, 16 веков и остатки земляных укреплений 16-17 веков.

Сейчас крепость является частью Староладожского исторического и архитектурного музея-заповедника федерального значения, в который входят памятники истории и архитектуры 8-19 веков, памятники археологии и монументальной живописи.

На территории крепости находятся две церкви: каменный храм св. Георгия Победоносца 12 века и деревянная церковь св. Дмитрия Солунского начала 20 столетия.

Храм св. Георгия Победоносца, построенный в 12 веке в честь победы русского оружия, является одним из самых древних в Старой Ладоге и на севере Руси. А по выразительности архитектурных форм он считается одним из лучших образцов древнерусской архитектуры.

Это типичный древнерусский храм 12 века с архитектурными формами, характерными для новгородских церквей того времени: однокупольный, со шлемовидной главой и позакомарным покрытием, четырехстолпный и трехапсидный.

Собор знаменит уникальными фресковыми росписями 12 века, чудом сохранившимися до наших дней и являющимися выдающимся памятником древнерусской и мировой культуры. Эти фрески — удивительный образец религиозной живописи 12 века, один из немногих сохранившихся на Руси этого периода. Они были найдены под слоем позднее наложенной штукатурки и частично реставрированы.

Храм cв. Георгия Фреска «Чудо Георгия о Змие»

К сегодняшнему дню на стенах храма от первоначальной росписи интерьера уцелело около 150 кв. м. фресковой росписи 12 века (это примерно пятая часть) и незначительные участки росписи середины 15 века.

Самой интересной из сохранившихся фресок считается «Чудо Георгия о Змие» , на которой изображен популярный сюжет: святой воин словом Божиим усмиряет змия — олицетворение зла.

По выразительности композиции, тщательности рисунка и колористике это одно из лучших творений средневекового византийско-русского искусства и древнейшее изображение Георгия Победоносца в древнерусской монументальной живописи, которое известно на сегодняшний день.

Рядом с Георгиевским собором находится расположена небольшая деревянная церковь св. Дмитрия Солунского, возведенная в 1901 году на месте более древнего храма «согласно прежним его формам и деталям, сохраненным до мелочей» .

Св. Дмитрий Солунский, как и св. Георгий, считается покровителем воинов. Церковь св. Дмитрия Солунского была построена в качестве зимнего, теплого храма, рядом с каменной холодной церковью св. Георгия. Георгиевский собор был летним, неотапливаемым, а в церкви св. Дмитрия Солунского велись службы в холодное время года.

Сейчас в здании церкви — интересная выставка, посвященная исследованию и реконструкции фресковых росписей храма св. Георгия.

Подробнее про Староладожскую крепость — .

Крепость находится в самом центре села Старая Ладога.
Адрес: Старая Ладога, Волховский пр., д. 19
Координаты: 59.997239 , 32.29671

«Историко-архитектурный и археологический музей-заповедник «Старая Ладога» включает в себя саму Староладожскую крепость , на территории которой находится несколько экспозиций: в Воротной, Климентовской и Раскатной башнях, в церкви св. Дмитрия Солунского и св. Георгия, а также экспозицию «Археология Ладоги» , которая располагается в старинном каменном доме купца П. В. Калязина на Варяжской ул., 8 (недалеко от крепости, через речку Ладожку).

Режим работы экспозиций музея-заповедника «Старая Ладога»: с 1 июня до 31 августа — понедельник — с 9.00 до 17.00 , вторник — воскресенье с 9.00 до 18.00 , с 1 сентября по 31 мая — 9.00 до 17.00 , выходной день - 1 января.
Продажа билетов прекращается за 30 минут до окончания работы экспозиций.
Билеты на все экспозиции продаются только в кассе перед входом в крепость (в музее археологии билеты не продаются).

Церковь св. Георгия открыта только в период с 1 мая до 1 октября и только если погода тёплая и сухая. Это связано с необходимостью соблюдения условий для сохранности уникальных фресок.

Варяжская улица

Варяжская улица начинается от Волховского проспекта у речки Ладожки и идет до ограды Успенского монастыря. Обычная деревенская улица — гравийка, заборы, одноэтажные и двухэтажные домики c цветниками и огородами за заборами; но именно эта улица, безусловно, заслуживает отдельного внимания, как самая старая улица Старой Ладоги и одна из самых старых улиц в России. Название ее — Варяжская — известно с 12-13 веков.

Начало Варяжской улицы украшает символическая скульптура - бронзовый сокол , широко распахнувший крылья.

Скульптура была установлена в 2013 г. Табличка гласит: «СОКОЛ — символ древнерусского княжеского рода».

Сокол - символ и всей Старой Ладоги. Изображение этой птицы присутствует на гербе и на флаге староладожского сельского поселения и олицетворяет его славную историю. «В пурпурном поле золотой сокол, летящий вниз, в столб» , — говорится в геральдическом описании.

Герб Старой Ладоги Флаг Старой Ладоги

Сокол в геральдике - это символ благородства, храбрости, ума, силы и красоты.

Сокол на гербе напоминает найденную при раскопках в Старой Ладоге бронзовую форму с изображением птицы, а, кроме того, похож на трезубец - знак Рюриковичей.

Сокол — вообще один из самых популярных символов в Древней Руси. Древнеславянский бог огня и света Рарог считался похожим на сокола. На Руси охотничий сокол звался рериком, был почитаемым символом отваги и непобедимости. На основании этого некоторыми исследователями и выводится имя основателя древнерусской княжеской династии Рюрика.

На небольшой площади, которую пересекает Варяжская улица, стоит величественный памятник Рюрику и Вещему Олегу — легендарным русским князьям, основателям Староладожской крепости и Древнерусского государства.

Рюрик , согласно древнерусским летописям, является основателем Новгородского княжества на Руси и князем Новгородским с 862 года, а также родоначальником княжеской и впоследствии царской династии Рюриковичей.

Олег — князь Новгородский с 879 года. В летописи «Повесть временных лет» он упоминается как Вещий Олег. После смерти Рюрика в 879 г. Олег получил власть в качестве регента его сына Игоря. Олег захватил Киев и перенес туда столицу Древней Руси, объединив земли восточных славян, и с 882 года упоминается как великий князь Киевский.

Величественные фигуры двух русских князей, Рюрика и Олега, воплощают мощь и силу русского народа. Щит, на который они опираются, символизирует защиту государства.

Памятник был открыт в 2015 году и стал настоящим украшением Старой Ладоги. Он выполнен в бронзе и имеет 5 метров в высоту. Автор монумента – скульптор Олег Шоров .

В конкурсе на лучший проект памятника, который проводился в 2013 году, участвовало 38 архитекторов. Победителем стал Олег Шоров. В 2014-2015 годах велась работа над проектом. Скульптор несколько раз ездил в Старую Ладогу, изучал результаты археологических раскопок и историческую литературу для придания достоверности памятнику, переделывал детали в процессе работы — одежду, вооружение. В итоге щит установлен именно такой, каким пользовались воины. В руках у Рюрика вместо изначально задуманного посоха появился свиток, который показывает, что основатель государственности не только воин, но в первую очередь — дипломат.

Специально для установки монумента из Каменногорска был привезен 40-тонный каменный пьедестал. Памятник решено было установить на Варяжской улице, в том месте, откуда открывается замечательный вид на Ладожскую крепость. При этом реконструировали сквер и благоустроили всю прилегающую территорию.

Смотровая площадка за памятником, откуда открывается вид на Староладожскую крепость.

Раньше здесь, на пересечении улицы Культуры с Варяжской улицей, была площадь, называемая Торговой. Характерной особенностью купеческих домов, располагавшихся вблизи Торговой площади, было наличие в них торговых лавок.

Жилая застройка Варяжской улицы 19-начала 20 вв. расположена на территории культурного слоя Ладожского посада 8-15 вв., важного памятника археологии. Во время археологических раскопок на этой территории найдены различные предметы быта, относящиеся к 8-10 векам, которые позволили исследователям сделать вывод, что в то время левый берег реки Ладожки уже был полностью освоен. Данные археологических раскопок показывают, что во второй половине 10 века на левом берегу Ладожки на некотором расстоянии друг от друга находились дворы-усадьбы. Примерно тогда и начала формироваться Варяжская улица. По некоторым сведениям эта улица когда-то шла немного в другом направлении, на северо-запад.

На Варяжской улице

С конца 18 века Варяжская улица начала застраиваться купеческими домами. Тогда сложилось нынешнее направление улицы, параллельно реке и шоссе. Некоторые дома, которые сейчас стоят на Варяжской улице, относятся к концу 19-началу 20 веков (хотя большинство старых домов не сохранились).

Вообще, почти все центральные улицы в Старой Ладоге — это Варяжская улица, Волховский проспект (известен с 16 в.), улица Культуры, бывшая Прогонная, это историческое направление дороги на Орешек, — сохранили основные исторические планировочные направления.

У дома № 2 по Набережной улице, которая отходит от Варяжской и идет вдоль самого берега Волхова, с начала 19 века функционировал перевоз через реку на частных лодках. В этом месте заметен как будто съезд в воду. Летом здесь небольшой пляж. А в холодные зимы, когда на реке встает крепкий лед, отсюда идет дорожка на другой берег.

На Варяжской улице есть два дома, деревянный и каменный, построенные в 19 веке и принадлежавшие зажиточному купеческому семейству Калязиных. В 80-х годах 19 века четверо братьев Калязиных числились новоладожскими купцами 2-й гильдии.

В каменном доме П. В. Калязина , который является памятником архитектуры 19 века, располагается Музей археологии Старой Ладоги .

Дом купца П. В. Калязина, сейчас — Музей археологии Старой Ладоги

Владельцем каменного дома был один из четырёх братьев Калязиных — Петр Васильевич. После пожара 1884 года купец выстроил новый дом, в котором капитальные стены были выложены из прочнейшего елисеевского кирпича. Первый этаж дома занимал магазин, где продавались в основном сухие съестные товары. На втором этаже находились жилые комнаты, где проживал владелец дома с супругой и тремя детьми. В советское время в здании располагался сельский клуб, затем детский сад.

В 2003 году на втором этаже в доме купца П. В. Калязина разместилась экспозиция «Археология Ладоги» , которая постоянно обновляется и дополняется.

Археологическое наследие Старой Ладоги представляет богатейший материал для изучения. В залах музея представлено более тысячи экспонатов, относящихся к эпохам неолита и раннего средневековья.

Это археологические артефакты, которые были найдены на Земляном городище и посаде в Старой Ладоге с 1972 года по сей день, повествующие о расцвете раннесредневекового города Ладоги в эпоху викингов со второй половине 8 века по 10 век, в том числе очень редкие находки – найденные в Ладоге предметы со скандинавскими руническими надписями.

Это и предметы материальной культуры и быта жителей Ладоги эпохи с позднего Средневековья по 17 век: вооружение и конская упряжь, предметы домашней обстановки, кухонная утварь, детали костюмов и украшения, многочисленные стеклянные и каменные бусы, ремесленные изделия и инструменты, рассказывающие о занятиях горожан, богослужебные книги, серебряные восточные и западноевропейские монеты. Все эти экспонаты позволяют живо представить облик и занятия жителей города.

На первом этаже находится выставочный зал музея-заповедника «Старая Ладога», где проходят выставки современных художников.

Адрес музея археологии: Варяжская ул., 8, село Старая Ладога
Координаты: 59.999184 , 32.296190

Время работы: с 1 июня по 31 августа – ежедневно с 9.00 до 18.00 , с 1 сентября по 31 мая – ежедневно с 9.00 до 17.00 , выходной день – 1 января
Продажа входных билетов прекращается за 30 минут до окончания работы экспозиций.
Билеты в музей археологии продаются только в кассе у крепости.

Деревянный дом А. В. Калязина , что ближе к берегу Волхова, тоже является частью музея-заповедника и охраняется как памятник архитектуры. Раньше в нем была экспозиция «Купеческий быт 19-начала 20 века». Сейчас дом закрыт.

Дом купца А. В. Калязина

На Варяжской улице за зданием музея находится небольшая каменная часовня . Кирпичная часовня была построена в 1913 г. на средства Императорского географического общества по инициативе археолога Н. Е. Бранденбурга, который обнаружил фундамент более древнего храма, ранее находящегося здесь. На этом месте когда-то стояла церковь 12 века, освященная в честь Воскресения Христова, которая была главным храмом Спасского (Воскресенского) конца Ладоги.

Часовня на Варяжской улице

Неподалеку на Волховском шоссе (дом 27) находится Дом-музей старого быта Ладоги , это небольшой музей-лавка, устроенный в частном доме, где можно посмотреть разные старинные предметы, использовавшиеся в деревенских домах, а также продаются всякие поделки, обереги, амулеты и прочие штуковины. Музей похож на лавку старьевщика; впрочем, на доме надпись: «Дом Бабаешки», — каким еще может быть дом этой самой Бабаешки?

Староладожский Никольский мужской монастырь

Одной из главных достопримечательностей Старой Ладоги является Староладожский Никольский мужской монастырь, расположенный на южной окраине Старой Ладоги на живописном левом берегу реки Волхов у подножия высокого холма, который называется «Победище».

Основание Никольского монастыря связывают с именем Александра Невского. Согласно древнему монастырскому преданию, обитель св. Николая Чудотворца была основана в 1240 или 1241 году князем Александром Невским после его победы над шведами в Невской битве 1240 года, в которой участвовал отряд ладожан. В монастырской летописи говорится, что обитель возводили «в память о гиблых ладожских сродниках» , — соратниках Александра Невского, на вернувшихся с поля битвы.

На территории монастыря два храма.

Самое древнее сооружение и главный храм Никольского монастыря — собор св. Николая Чудотворца , покровителя мореплавателей и путешественников, построенный первоначально еще в 12 веке; нынешний облик храма относится к 17 веку. Храм сейчас не действующий, ведется восстановление.

Украшением монастыря стала церковь св. Иоанна Златоуста построенная в 1860-1873 гг. по проекту академика архитектуры А. М. Горностаева в форме романской базилики с элементами древнерусского стиля. В храме сохранились удивительно красивые росписи. Это главный действующий храм Никольского монастыря.

Между Никольским собором и церковью Иоанна Златоуста возвышается стройная восьмигранная трехъярусная колокольня , с шатровым деревянным верхом, построенная тихвинскими мастерами в 1691-1692 годах.

В наши дни монастырь является действующей монашеской обителью и памятником архитектуры федерального значения.

Никольский монастырь находится в южной части села Старая Ладога.
Координаты парковки у монастыря: 59.990927 , 32.301729

Монастырь открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 19:00 .

Подробнее про Староладожский Никольский монастырь — .

У причала Никольского монастыря стоит симпатичная скульптура — ладожский рыбак в ушанке и непромокаемом плаще, с удочкой и ящиком со снастями у ног. Чуть в сторонке — кот, ждет, вдруг и ему перепадет что-нибудь из улова.

На причале у Никольского монастыря

Свято-Успенский монастырь

К северу от Староладожской крепости расположен Староладожский Свято-Успенский монастырь, один из древнейших на северо-западе России.

Время основания Успенского монастыря точно неизвестно. По одной из версий монастырь был основан в начале 12 века, когда был построен древнейший из сохранившихся до наших дней каменных храмов Ладоги — церковь Успения Пресвятой Богородицы (1114-1116 гг.) — как храм-усыпальница княжеского женского монастыря.

Но, возможно, монастырь был основан и значительно позднее самого храма Успения. Успенский собор изначально был приходским, а монастырь вокруг него устроен позже, во всяком случае, первое упоминание о монастыре в летописях относится к 1500 году.

Свято-Успенский женский монастырь, вид с противоположного берега Волхова

Монастырь долгое время оставался одним из крупнейших религиозных центров на Русском севере.

В центре монастыря возвышается собор Успения Пресвятой Богородицы , главный храм обители и уникальный памятник новгородского зодчества 12 века. Строительство Успенского храма относится к периоду с 1114 по 1150-й год. Это одно из древнейших полностью сохранившихся церковных сооружений на северо-западе России и самый северный храм домонгольской Руси.


Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный храм увенчан куполом со шлемовидной главой на высоком барабане. По архитектуре Успенский собор похож на церковь св. Георгия, но имеет бо льший объем. Во время богослужения он мог вместить несколько десятков верующих.

Успенский храм и монастырь вокруг него могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114-1116 гг. или сразу после этого. Заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав Великий (1076-1132).

Однако не так давно в ходе реставрационных работ под сводами Успенского храма на одной из подпружных арок был обнаружен прорезанный по раствору геральдический знак Рюриковичей , принадлежавший, как удалось выяснить, князю Ростиславу Мстиславовичу, одному из сыновей Мстислава и Кристины, княжившему в Новгороде в 1154 и в 1157 гг. В то время, то есть в 1157-1158 гг., очевидно, и строили церковь, но заказчиками могли быть посадник и посадские люди. Впрочем, и эта дата не считается точной, а является лишь предположением.

В 12 веке в городе было возведено несколько каменных храмов. Успенский собор, по мнению ряда ученых, является первой в Ладоге церковной постройкой, воплотившей в себе архитектурные особенности нового типа приходского храма. Все остальные храмы строились по его подобию.

При всех многочисленных перестройках Успенская церковь 12 века сохранилась полностью во всех основных частях. В 1958-1960 гг. во время реставрации храма были убраны более поздние пристройки и храм предстал в первоначальном виде. Тогда же на стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров сохранившихся фрагментов фресок 12 века.

Успенский монастырь окружен белой оградой с башенками. Главный вход — Западные Святые врата.

Западные Святые врата Успенского монастыря

Большинство построек на территории монастыря относится к 19 веку. Вплоть до начала 19 века все постройки монастыря, за исключением Успенского собора, были деревянными. В 19 веке в монастыре началось интенсивное строительство: были построены Западные Святые врата, Больничный корпус c Крестовоздвиженской церковью и другие здания.

После революции монастырь был закрыт и возобновлен в 2005 году. В августе 2005 года в Успенском храме состоялась первая Божественная Литургия.

Сейчас все здания монастырского комплекса являются памятниками архитектуры федерального значения.

Успенский храм открыт для посещения только в летний период в выходные дни, и службы проходят только летом.

Поэтому основным действующим храмом монастыря является Крестовоздвиженская церковь , которая находится в юго-восточной части монастыря, почти у самой стены, выходящей к Волхову, в Больничном корпусе, — это монументальное здание из кирпича, построенное, как и многие другие строения на территории монастыря, в неорусском стиле. При церкви работает монастырская лавка.

Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, 1860-1862, проект архитектора А. М. Горностаева

В разное время монастырь становился прибежищем или местом заточения для многих известных женщин. Пожалуй, самой известной узницей монастыря была первая жена Петра I и последняя русская царица Евдокия Лопухина , в монашестве Елена. Она находилась здесь с 1718 по 1725 год; вокруг монастыря тогда дежурил военный караул, вход прихожанам на территорию обители был запрещен и пострижение новых послушниц приостановлено. О пребывании Евдокии Лопухиной — монахини Елены — в монастыре напоминает второе название речки Ладожки — Елена.

Подробнее про Успенский монастырь — .

Успенский монастырь находится посередине села, севернее крепости; вдоль Волховского шоссе идет белая ограда, которую невозможно не заметить.
Главным входом в монастырь являются Западные Святые врата, но есть еще один вход с южной стороны, где удобно поставить машину, здесь есть небольшая парковка.
Координаты парковки: 60.001039 , 32.293330

Успенский монастырь открыт для посещения ежедневно с 9:00 до 19:00 часов.
Успенский храм открыт для посещения летом по выходным дням.

Через дорогу от монастыря находится Алексеевское кладбище с церковью Алексия, человека Божия ; ранее и церковь, и кладбище относились Успенскому монастырю.

В 1831 г. прихожане Успенского монастыря на собственные средства построили часовню, освященную во имя Алексия, человека Божия. А через два года, в 1833 году, на месте часовни на пожертвования петербургского купца Семена Калинина и других прихожан был возведен однокупольный каменный храм в стиле позднего классицизма. В начале 20 века к церкви было пристроено крыльцо-паперть по проекту архитектора А. П. Мельникова.

В 1939 году Алексиевская церковь закрыта и пришла в запустение. В 2000 году храм был возвращен церкви и отреставрирован (1999-2001) на средства предприятия «Волховский алюминий», в память о его директоре Б. А. Алексееве.

Здесь же недалеко, в сквере рядом с районным культурно-спортивным центром «Ладога», находится памятный знак в честь 1250-летия Старой Ладоги . Он был установлен в 2003 г. во время празднования юбилея.

Успенское

Рядом с Успенским монастырем, с северной стороны, находится небольшой парк, выходящий к Волхову. В парке есть скамеечки, и здесь можно отдохнуть в тени деревьев, чтобы затем с новыми силами продолжить прогулку и осмотр достопримечательностей.

Это была территория усадьбы Успенское, которая знаменита прежде всего своими культурными традициями, заведенными владельцем усадьбы А. Р. Томиловым, и памятью о замечательных людях, бывавших здесь в гостях.

В 18 веке усадьба на берегу Волхова принадлежала Мельгуновым, одной из богатейших семей Старой Ладоги. В 1807 году владельцами усадьбы стали Варвара Андреевна, дочь губернского предводителя дворянства в Олонецком наместничестве А. П. Мельгунова, и ее муж Алексей Романович Томилов (1779-1848) — меценат, большой любитель и знаток искусств, коллекционер. Во время войны с французами в 1812-м Томилов вступил в ополчение и руководил отрядом солдат из своих крепостных, а с 1815 года, после ранения в битве под Полоцком, он безвыездно поселился в Успенском и занялся благоустройством усадьбы.

Большую часть территории усадьбы занимал живописный парк с лиственными деревьями, в центре которого находился одноэтажный деревянный усадебный дом. С южной стороны дома был разбит партерный парк с регулярной планировкой, а с противоположной стороны парк представлял собой густой зеленый массив. От господского дома в сторону реки спускалась лестница из известняковых плит. У берега Волхова были вырыты два пруда, в которых разводили серебристых карпов. В сторону монастырской ограды вела липовая аллея, аллеи тянулись также к Малышевой горе и к проезжей дороге в сторону Новой Ладоги. К западу от дома находились теплицы, огороды и фруктовый сад.

В 1816 к деревянному усадебному дому с северной стороны был пристроен двухэтажный кирпичный корпус, оба здания соединяла крытая галерея. Позже кирпичное здание стало главным. Возможно, сначала оно было посередине одноэтажным, а по краям двухэтажным, но потом неоднократно перестраивалось.

О. А. Кипренский. Портрет
Алексея Романовича Томилова. 1808 г.
(Государственный Русский музей)

Владелец Успенского Алексей Романович Томилов был очень уважаемым человеком в округе, его несколько раз избирали предводителем дворян Новоладожского уезда. При Томилове поместье стало центром искусства и культурной жизни. Тонкий знаток и ценитель искусства, хозяин Успенского собрал большую и очень ценную коллекцию живописных произведений и рисунков русских и иностранных мастеров, а также скульптуры, эстампов, древностей.

По приглашению Томилова в Успенском часто гостили, а иногда подолгу жили и творили художники — И. К. Айвазовский, О. А. Кипренский, А. О. Орловский, А. Г. Венецианов, П. Е. Заболотский и многие другие, здесь бывали архитекторы, поэты, писатели. В усадьбе устраивались творческие вечера, обсуждались творческие замыслы. Здесь формировался художественный вкус начинающих художников, которым покровительствовала и помогала семья Томиловых. Гостившие в Успенском художники запечатлели на своих полотнах окрестности усадьбы.

Большим другом хозяина усадьбы был художник Орест Кипренский; он в разные годы написал несколько портретов А. Р. Томилова.

А. Р. Томилов умер в 1848 году и был похоронен в . После его смерти имение перешло по наследству к сыну — Роману Алексеевичу, который поддерживал традиции, заведенные отцом, и в Успенское по-прежнему приезжали художники. Р. А. Томилов умер в 1864 году, имением владела его вдова; в те годы часть коллекции рисунков была продана П. М.Третьякову.

Впоследствии в 1895 г. усадьба перешла по наследству к Е. Г. Шварцу (брату известного исторического живописца В. Г. Шварца). Новый хозяин возродил художественные традиции Успенского, а коллекция, собранная Томиловыми, пополнилась новыми произведениями.

В 1908 г. в Успенском гостил выдающийся художник Б. М. Кустодиев. Здесь он создал замечательную картину «Монахиня» — портрет игуменьи Олимпиады. Кроме того, Кустодиев написал в Успенском портрет семьи Шварцев, вид усадьбы, интерьеры.

Б. М. Кустодиев. В имении коллекционера Е. Г. Шварца Успенское в Старой Ладоге. 1908 г. (Тюменский областной музей изобразительных искусств)

В 1916 году Е. Г. Шварц продал часть коллекции Русскому музею, а в 1917 году перевез оставшуюся часть собрания, а также мебель и другие вещи на хранение в Русский музей. Это спасло коллекцию от расхищения и гибели.

Но семья Шварца вскоре после революции была выселена из своего дома и выслана за пределы Новоладожского уезда. А когда владелец попытался вернуть если не коллекционные, то хотя бы собственные вещи, мебель, ему было отказано.

Деревянный усадебный дом не сохранился, он сгорел в 1920-х гг., уцелел только кирпичный флигель и еще одноэтажное здание (рига), где был скотный двор. Сохранилась основная планировка парка: центральная аллея, пересекающая парк с севера на юг, и подъездная дорога, которая вела к дому; можно обнаружить и следы двух прудов у реки.

Территория усадьбы Успенское и кирпичный флигель. Это здание иногда называют «дом Шварца», по фамилии последних владельцев усадьбы.

Интересной достопримечательностью парка является сопка, один из многочисленных древних могильных курганов, сохранившихся на северной окраине Старой Ладоги. Сопка находится недалеко от пересечения двух аллей, ближе к берегу реки. А. Р. Томилов исследовал сопку вместе с польским археологом Зорианом Доленга-Ходаковским, который занимался раскопками курганов в Старой Ладоге. Позднее на сопке поставили беседку, и возвышенность была элементом планировки парка.

Храм Рождества Иоанна Предтечи

На северной окраине Старой Ладоги возвышается пятиглавый храм Рождества Иоанна Предтечи со стройной колокольней со шпилем. Место для храма выбрано удивительно. Высокий холм над рекой, на котором построена церковь, с давних времен известен под названием Малышева гора и является одной из лучших видовых площадок в Старой Ладоге. Белоснежный храм расположен на самой высокой точке Старой Ладоги у излучины реки и красиво завершает ее перспективу с северной стороны.

Когда-то в этом месте был Иоанно-Предтеченский монастырь. А в глубокой древности, до основания обители, на Малышевой горе было языческое капище, где молились Перуну и Макруше. Считается, что первое упоминание о монастыре на возвышенности, именовавшейся Малышевой горой, встречается в летописи 1276 года. Церковь Рождества Иоанна Предтечи была главным храмом монастыря.

Известно, что к этому монастырю проявляла расположение семья царя Бориса Годунова. В летописях (1604 года) есть сведения о пожертвовании царем монастырю двух колоколов. На одном из них была выбита надпись: «Ладоге - оплоту государства моего». На другом колоколе значилось: «Лето 7112 (1604 г.) к Вознесению Господню и Рождеству Иоанна Предтечи на Малышеву гору в Ладогу слито два колоколы при благоверном царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси и его благоверной царице великой княгине Марии и при их благородных чадах, царевиче Федоре, царевне Ксении и преосвященном митрополите Исидоре Великого Новгорода и при настоящем игумене Дионисии».

До конца 17 века все постройки монастыря были деревянными. В 1695 году на месте прежней деревянной церкви был возведен нынешний каменный пятиглавый храм Рождества Иоанна Предтечи с приделом Параскевы Пятницы и с высокой восьмигранной колокольней (глава и шпиль колокольни относятся к 19 веку).

Монастырь существовал до конца 18 века. Потом в течение многих лет (до своего закрытия в 1920-е) храм Рождества Иоанна Предтечи был главным приходским собором Старой Ладоги.

Не так давно зданию храма угрожало полное разрушение. Неожиданно стала клониться колокольня и обрушился свод апсиды. Как оказалось, вся Малышева гора изнутри была изрыта подземными ходами. В 19 веке крестьяне села добывали здесь кварцевый песок и продавали его в Санкт-Петербурге для изготовления лампочек. Образовавшиеся пустоты угрожали сохранности архитектурного памятника. При восстановлении храма подземные ходы были залиты бетоном, это укрепило почву и остановило разрушение.

Сейчас это действующая православная церковь. После завершения реставрации в 1991 году церковь Рождества Иоанна Предтечи первой в Старой Ладоге была возвращена верующим и снова стала главным приходским храмом города. Церковь приписана к . Здесь совершаются службы по субботам и храмовым праздникам.


В храме при реставрации был установлен новый многоярусный иконостас. Придел во имя св. Параскевы-Пятницы тоже украсил новый иконостас и изящные кованые подсвечники. А кирпичные стены придела остались не отштукатуренными, как напоминание о тех временах, когда храмы в селе были закрыты и разграблены. Стены прилегающей трапезной были расписаны петербургскими художниками.

Расписной потолок в трапезной

Недалеко от храма есть родник — целительный источник . Он находится у подножия Малышевой горы на берегу реки Волхов. Считается, что это один из самых древних святых источников не только в Ленинградской области, но и на территории России, и вода его помогает при множестве различных заболеваний.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи и часовня-купель у источника Параскевы-Пятницы

От церкви Иоанна Предтечи к источнику ведет лестница. Отсюда открывается вид на излучину реки и берег, где находится курган Вещего Олега.

Часовня-купель и источник Параскевы-Пятницы

Николай Рерих. Заморские гости. Из цикла «Начало Руси. Славяне». 1901 г. (Государственная Третьяковская галерея)

Вид с кургана в сторону

С этими курганами связано множество легенд и преданий. Рассказывают, что Олегов курган соединен подземными ходами со старо-ладожскими пещерами и системой катакомб, тайные ходы будто бы ведут даже в крепость и монастыри. Есть легенда о том, что и могила самого Рюрика находится в Старой Ладоге. Рюрик, будто бы, похоронен в золотом гробу в одной из многочисленных пещер и подземных галерей; там же, разумеется, хранятся и несметные сокровища. Не удивительно, что во все времена появлялось много искателей приключений, пытавшихся найти в подземельях золотой гроб Рюрика, но безрезультатно.

Координаты урочища Сопки: 60.012296 , 32.301235

Пещеры

Подземные ходы, пещеры и катакомбы здесь действительно есть, и естественного, и искусственного происхождения.

Пещеры — это тоже достопримечательность Старой Ладоги. Самые известные — Танечкина и Староладожская.

Танечкина пещера , — она находится примерно в километре от старо-ладожских курганов, — самая большая, красивая и интересная. По официальным данным, ходы Танечкиной пещеры протянулась вдоль Волхова почти на восемь километров, но местные легенды говорят, что чуть ли не на сорок.

Эта пещера имеет в основном искусственное происхождение. В конце 19 века в этом месте были устроены каменоломни, в которых добывали белый кварцевый песчаник, используемый для производства стекла, а после истощения запасов каменоломни были заброшены. Добыча производилась камерно-столбовым методом, при котором образовались многочисленные колонники. Поэтому пещера выглядит очень красиво: арочные своды поддерживаются колоннами, между которыми сформировался извилистый лабиринт из залов и проходов. Многие участки пещеры затоплены, и своды красиво отражаются в воде. Кроме того в пещере обитают несколько видов летучих мышей.

Староладожская пещера находится в нижней части Малышевой горы, под храмом Иоанна Предтечи.

Она также была создана в результате добычи кварцевого песчаника, но значительно меньше размером. Из-за образовавшихся под горой полостей церкви Иоанна Предтечи грозило обрушение, и часть ходов были залиты бетоном.

В округе есть и другие пещеры, причем некоторые из них остаются практически неисследованными.

Как добраться в Старую Ладогу

На автомобиле ехать нужно по трассе из Санкт-Петербурга на Петрозаводск и Мурманск до поселка Кисельня (от КАД до Кисельни 95 км), там по указателю направо, через 2,5 км на развилке взять левее и ехать до моста через Волхов (от Кисельни до моста 12 км) и перед мостом на светофоре налево — до Старой Ладоги (еще 5 км).

Можно ехать по трассе до реки Волхов и в Юшково перед мостом повернуть направо; тогда вы будете въезжать в Старую Ладогу с северной стороны. Через 6,5 километров после поворота с левой стороны будет урочище Сопки и курган Вещего Олега, и здесь на подъезде откроется очень красивый панорамный вид Старую Ладогу, на излучину реки Волхов, на башни крепости и купола церквей.

На общественном транспорте из Санкт-Петербурга:

Электрички до станции Волховстрой-1 отправляются с Московского и Ладожского вокзалов. Время в пути примерно 2,5 часа. На те электрички, которые отправляются с Московского вокзала, можно садиться на станциях Обухово и Рыбацкое, у станций метро Обухово и Рыбацкое. Некоторые вечерние электрички от Волховстроя в город могут идти не до Московского вокзала, а только до Обухово.

Рейсовые автобусы идут от автовокзала на Обводном канале по направлению на Бокситогорск или Волхов, от Северного автовокзала в Мурино по направлению на Кириши.

От вокзала Волховстрой-1 до Старой Ладоги можно добраться автобусом № 23 , идущему по маршруту Волхов-Старая Ладога-Новая Ладога. Он отправляется с остановки на привокзальной площади. Автобусы ходят примерно каждый час. До Старой Ладоги ехать 15-20 минут. Автобус проезжает на своем пути всю Старую Ладогу и делает в селе три остановки. Первая остановка у поворота к Никольскому монастырю, вторая — ближе к крепости, у музея археологии и памятника Рюрику и Олегу, третья — у церкви Иоанна Предтечи. Обратно на привокзальную площадь Волховстроя можно добраться тем же автобусом № 23. На остановках есть расписание.

Современная Старая Ладога – небольшое село в 12 км выше устья реки Волхов, но когда-то это было крупное городское поселение, первая столица Руси. Это место с более чем тысячелетней историей всегда привлекало исследователей. Первые раскопки в Ладоге начались еще в 1708 году. В разное время здесь работали именитые ученые: Н. И. Репников, В. И. Равдоникас, Н. Е. Баранденбург, О. И. Давидан и многие другие. За годы работы были открыты более 160 исторических памятников. Здесь сохранилась древняя поселенческая планировка X-XIII века, редчайшие произведения фортификации и архитектуры и многое другое.

В конце прошлого века на территории Старой Ладоги был открыт археологический музей-заповедник. Под охрану взята площадь в 190 гектаров, где находятся архитектурные памятники, застройка XIX – начала XX веков и культурный слой времен средневековья.

Старая Ладога.

Точное время появления Ладоги неизвестно, но проведенные археологами исследования позволяют с точностью сказать, что это произошло не позже 753 года. Возможно, что и намного раньше. Дата вызывает уважение, ведь в то время не было ещё ни одного из известных нам древнерусских городов.

Археологические раскопки в Старой Ладоге производятся повсеместно и постоянно.

Появление Ладоги было не случайным. Она была возведена на пересечении торговых маршрутов и основали её представители славянских племен. За восемь столетий до Санкт-Петербурга Ладога стала ключевым портом на великих евразийских трансконтинентальных торговых путях и обеспечила славянам свободные связи со странами Западной Европы, западнославянским Поморьем и другими.

Тысячу лет назад Ладога была преуспевающим городом, международным портом, крупным ремесленным центром и надёжным банком даже для европейских государств.

Сокол - символ Рюрика.

Не случайно именно Ладога стала в 862 году резиденцией и стольным городом призванного на княжество Рюрика, основателя династии Рюриковичей. Позже князь перенес свою столицу в Новгород, а затем, вероятно, в Киев, но, первой была все-таки Ладога.

До 1703 года Ладога сохраняла статус города, позже стала селом и была переименована в Старую Ладогу, поскольку в устье Волхова, на берегу Ладожского озера, возникла Новая Ладога.

Село знаменито на весь мир множеством уникальных достопримечательностей:

Староладожская крепость

Считается «визитной карточкой» и главной достопримечательностью Старой Ладоги. Крепость не сохранилась до наших дней в первозданном виде. Ее нынешний облик относится к XV веку. Часть крепостной стены лежит в руинах. Полностью восстановлен пока только один её фрагмент с двумя башнями – Воротной и Климентовской. Но реставрационные работы продолжаются.

На территории крепости сохранились два уникальных старинных храма: Георгиевская церковь XII века и церковь Дмитрия Солунского XVIII века.

Древняя крепость - главная достопримечательность Старой Ладоги.

Музей в крепости.

Георгиевская церковь.

Валы «земляного города» Старой Ладоги.

Археологический музей

С момента основания музей стал местом для хранения материалов, собранных Староладожской археологической экспедицией. Основу его экспозиции составляют предметы, собранные в культурных пластах и погребальных памятниках различных эпох. Всего в коллекции музея находится более 132 000 экспонатов. Здесь представлены фонды скульптуры, живописи и графики, археологии, фотодокументов и документов, строительных материалов и фресок, иконописи и церковной утвари.

Археологический музей.

Экспозиция археологического музея.

Монастыри

Когда-то в Ладоге было шесть монастырей, до нашего времени сохранились только два из них. Это Никольский мужской и Свято-Успенский девичий монастыри. Никольский монастырь – один из старейших на территории Ленинградской области. По одному из преданий, он был основан Александром Невским после разгрома шведов в Невской битве. Святыня монастыря – частица мощей Николая Чудотворца.

Староладожскому Свято-Успенскому девичьему монастырю несколько сотен лет. Точная дата его основания неизвестна. В разное время здесь жили Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, Евдокия Ганнибал, жена предка Пушкина, родственницы декабристов, Елизавета Шахова, известная поэтесса. После революции обитель закрыли. Сегодня монастырь вновь действует и продолжает восстанавливаться.

Курганы Старой Ладоги

Три знаменитые кургана расположены в урочище Сопки. Особый интерес вызывает один из них, под названием Олегова Могила, который находится на берегу реки Волхов. Учёные полагают, что под курганом погребен князь Олег, покоритель Хазарского каганата. Однако это место интересно не только с точки зрения истории. Многие верят и в особую магическую силу этого кургана, что подтверждают и некоторые ученые. Кроме того, курган связан подземным ходом с системой катакомб. Куда ведут эти ходы пока не выяснено.

Эти достопримечательности Старой Ладоги находятся на северной окраине села, недалеко от дороги к Новой Ладоге.

Поезда до Старой Ладоги не ходят, здесь нет железной дороги. Ближайшая станция расположена в городе Волхов, откуда через каждые 50 минут уходят рейсовые автобусы на Старую Ладогу. Доехать до Волхова можно на поезде или на электричке.

Старая Ладога и её достопримечательности на карте.

  1. Крепость Старая Ладога;
  2. Никольский монастырь;
  3. Успенский монастырь;
  4. Археологический музей;
  5. Курганы;
  6. Отель «Старая Ладога».

В 9 километрах от Старой Ладоги, на трассе Р-21, находится мотель «Абырвалг» , которую можно смело рекомендовать автопутешественникам.

Если ваше путешествие продолжительно и хочется максимального комфорта, то лучше всего воспользоваться отелем «Кобона» на берегу Ладожского озера. От Старой Ладоги 40 километров, но они того стоят.

Старая Ладога существует с 8 века, ее называют «первой столицей Руси» - именно сюда в 862 г. пришел на княжение Рюрик. Варяги выбрали это место в качестве своей резиденции не случайно - многие столетия назад небольшое ныне село было преуспевающим и развитым городом: перекрестком торговых путей, ремесленным центром и международным торговым портом, обеспечивающим связи славян со странами Европы. В наши дни Старая Ладога представляет собой уникальный комплекс исторических памятников, объединенных под эгидой Староладожского историко-архитектурного и археологического заповедника.

Считается, что изначально здесь жили скандинавы, чуть позже - древние германцы и прибалтийско-финские народы. Именно они построили первые дома и укрепления по образу и подобию тех, что были характерны для раннесредневековой Европы. Подобные догадки подтверждаются артефактами эпохи Меровингов, найденными на раскопках в 2000-х гг. Славянские племена пришли на эту землю после 8 века, отвоевав жизненное пространство у более ранних поселенцев.

Как добраться до Старой Ладоги

Из крупных городов ближе всего к Старой Ладоге находится Санкт-Петербург . Из Северной столицы до села можно доехать на автобусах №№ 847, 860, 863, 877, отходящих с Автобусного вокзала № 2 на Обводном канале и станций метро «Волковская», «Парнас» (с пересадкой в д. Юшково или г. Волхове на автобус № 23). Время в дороге - от 2,5 до 4 часов. Транспорт ходит с 7:00 до 22:00, стоимость всей поездки - 470-600 RUB.Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

Чтобы из Пулково попасть на Автобусный вокзал № 2, сначала нужно доехать до ст. метро «Московская» на автобусах №№ 13, 13А, 39 или маршрутках №№ К39, К13, 113, 213, далее следовать до ст. метро «Обводной канал».

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

На электричке из Петербурга

С Московского и Ладожского вокзалов до платформы «Волховстрой-I», расположенной в г. Волхов, отправляются пригородные электрички (оф. сайт РЖД). Рядом с ней на площади находится городская автостанция, где можно пересесть на автобус до поселка. Общее время в дороге - 2,5-3 часа, всего за 2 два билета придется заплатить 398-460 RUB.

Из Москвы до Волхова (ст. «Волховстрой-I») с Ленинградского вокзала ходят поезда. Путешествие займет 7-11 часов, минимальная стоимость проезда в плацкарте - от 1500 RUB.

На автомобиле

Расстояние от столицы до Старой Ладоги по самой короткой трассе М-10 - 720 км. Если получится избежать пробок, то до села удастся добраться за 10 часов. Из Питера нужно следовать по автостраде Р-21.

Транспорт

Село небольшое, поэтому туристы передвигаются пешком. Общественного транспорта в Старой Ладоге нет. Единственный автобус, проходящий по Волховскому проспекту, - № 23. На нем добираются до Олегова кургана, расположенного в 8 км от Староладожской крепости.

Автомобиль можно бесплатно припарковать у монастырей на больших стоянках, а также на обочине дороги перед крепостью.

Поездка на такси по городу стоит от 70-90 RUB плюс придется заплатить за проезд машины от Новой Ладоги, где находится ближайшее агентство. Транспорт можно заказать по телефону или поймать на улице. Счетчиков нет, стоимость оговаривается с диспетчером или самим таксистом.

Карты Старой Ладоги

Гостиницы Старой Ладоги

Из-за небольшого размера села вариантов размещения не так уж и много: в Старой Ладоге и окрестностях доступны всего 4-5. Самое известное место, представленное во всех системах бронирования, - отель «Старая Ладога» на ул. Советская, предлагающий цены от 2000 RUB в сутки за двухместный номер. В качестве альтернативы можно рассмотреть дом для отпуска «Барский» , рассчитанный на 6 человек, за 2500-3000 RUB за ночь. Правда, он находится на окраине, в 2 км от набережной Волхова и достопримечательностей.

Что привезти: сувениры

Лучшими сувенирами из Старой Ладоги станут изделия местных умельцев: самобытные подвески и броши с древними руническими рисунками, животными, сказочными и религиозными персонажами, чеканные украшения с кельтским и скандинавским орнаментами, берестяные сумочки и лукошки с нанесенными на них изображениями здешних красот. Все эти вещи присутствуют в сувенирном киоске в крепости. Во время этнографических фестивалей работают ярмарки, где выбор поделок гораздо больше. В лавках при церквях и монастырях продают неплохую выпечку, чай и постные продукты.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Кафе и рестораны Старой Ладоги

Ресторанов и кафе в Старой Ладоге не больше, чем гостиниц. Главные заведения: «Князь Рюрик» с интерьерами в стиле рыцарского замка, деревянными столами и глиняной посудой и бюджетная «Древняя Ладога», оформленная как русская изба, внутри даже есть настоящая печь. Цена на стандартный обед - от 500 RUB на человека.

В «Князе Рюрике» готовят фирменную говяжью отбивную с грибами «Варяг», запеченный сиг «Подарок Ладоги», вкусные сбитень и медовуху.

Еще есть небольшое кафе-столовая «Любава», где подают блюда домашней кухни: блины, пельмени, рыбу и жареное мясо с овощами, гречкой и картошкой. Комплексный обед из трех блюд плюс напиток стоит 200-250 RUB.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

История Старой Ладоги

Старая Ладога повидала на своем веку немало ярких событий: приход Рюрика с дружиной, небывалый подъем и расцвет, периоды кровопролитных войн и, наконец, упадок. В 753 г. в поселении уже стояла первая деревянная крепость, надежно защищавшая жилища ремесленников и торговцев. При Вещем Олеге в конце 9 века возвели мощную каменную твердыню, позже уничтоженную норвежскими викингами. Второй раз бастион построили только спустя 3 столетия, после чего в городе один за другим «выросли» храмы и монастыри.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

До 1702 г. Старая Ладога играла ключевую стратегическую роль и была важным военным форпостом. Именно поэтому правители русского государства уделяли ей так много внимания. После окончания Северной войны при Петре I начался долгий период упадка, в результате которого город превратился в село, и количество его жителей существенно сократилось. В наши дни Старая Ладога - крупный туристический центр Северо-Западного региона.

Развлечения и достопримечательности

Архитектура Старой Ладоги - живое воплощение древней истории Руси. Крепостные стены и соборы представляют собой образцы русского северного зодчества периода Средневековья, купеческие дома и усадьбы с музейными экспозициями поведают о развитии поселения в 18-19 веках. Но село славится не только рукотворными достопримечательностями . Сюда стоит приехать и ради того, чтобы посетить могильные курганы в урочище Сопки, исследовать искусственные пещеры на территории памятника природы «Староладожский» или прогуляться до Горчаковщинского водопада.

Музей-заповедник «Старая Ладога»

Гостям музея-заповедника предлагают два туристских маршрута: «Древнерусский город Ладога» и «Монастыри Старой Ладоги». Туристы знакомятся с русской историей и культурой в интерьерах крепостных башен 15-16 веков и жилых зданий 19 столетия, в монастырских комплексах бывшего Успенского женского монастыря и ныне действующего Никольского мужского монастыря. Шедевры мирового искусства можно увидеть в церкви Св. Георгия 12 века, а с Малышевой горы открывается неповторимая по красоте панорама Ладоги.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Крепость

Центральный туристический объект - Староладожская крепость , основанная Рюриком в 9 веке и перестроенная из камня при Вещем Олеге. Исследователи не могут точно сказать, сколько осад пережило укрепление - не один раз его штурмовали норвежские эрлы и шведские короли. Начиная с 18 века, после потери бастионом военного значения, постройки начали приходить в упадок, в конце 19 столетия на территории провели первые археологические раскопки.

Реконструкция крепости началась еще в советское время и продолжается по сей день. Сегодня ансамбль входит в структуру Староладожского историко-архитектурного и археологического заповедника.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Никольский монастырь - один из древнейших на территории Ленинградской области, основанный святым Александром Невским после победоносного сражения со шведами в Невской битве в устье реки Ижоры. Посвящен имени святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Усадьба «Успенское» и Староладожский музей

Усадьба «Успенское», название которой связано с расположенным неподалеку Успенским монастырем , была построена в 80-е гг. генерал-поручиком Романом Никифоровичем Томиловым. Его сын Алексей в 1816-1817 гг. переделал ее по собственному проекту, добавив к деревянному дому каменный флигель (Дом Шварца). Во флигеле Томилов хранил богатейшее собрание живописи и графики, в том числе крупнейшую в России коллекцию рисунков и офортов Рембрандта. В 1918 г., после конфискации усадьбы у ее последних владельцев Шварцев, более 6000 рисунков и полотен были переданы Русскому музею, а дом стал принадлежать Староладожскому музею. В нем находятся историко-бытовой, археологический фонды, а также фонд фресок и фонд живописи и графики.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Женская обитель середины 12 века, украшающая левый берег реки Волхов. После Русско-шведской войны 1610-1617 гг. практически весь комплекс построили заново. Главный храм монастыря - собор Успения Пресвятой Богородицы - редкий архитектурный памятник домонгольского периода, созданный новгородскими зодчими.

На одной из арок сохранился геральдический знак Рюрика, внутри уцелели фрагменты фресок 12 века.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Церковь Василия Кесарийского находится напротив крепости , на правом берегу Волхова (ранее здесь стоял Васильевский мужской монастырь, большинство построек которого были деревянными). В 1666 г. храм развалился до основания, и через 20 лет на его месте на средства воеводы Т. И. Бестужева возвели новый.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Пещеры

В поселке и его окрестностях расположены несколько пещер . Самые изведанные и посещаемые - Староладожская и Танечкина, которые образовались в 19 веке в результате добычи песчаника. После закрытия месторождений гроты «обросли» сталактитами и сталагмитами (пусть пока еще совсем маленькими), здесь появились ручьи и небольшие озера - словом, природа своими силами превращает искусственное в естественное.

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография