Собор Девы Марии в Мюнхене (Фрауенкирхе). Церковь Frauenkirche (Дрезден)

Мюнхен – столица Баварии и один из крупнейших населенных пунктов Германии. Помимо исследовательского и промышленного потенциала, город может похвастаться культурными ценностями, что создает широкий простор для туризма. Особое место среди всех достопримечательностей города занимают храмы, соборы и мечети Мюнхена.

Церковь Петерскирхе

Основа церкви была заложена еще в XI веке, что делает ее практически ровесником города. Петерскирхе – это великий памятник архитектуры, насчитывающий более 600 лет истории и совмещающий в себе 4 разных стиля: романский, готический, барокко и рококо.

Интерьер Peterskirche радует не меньше: стены молочного цвета и потолочная фреска изумительной красоты приковывают взгляды.

Одно из центральных мест в церкви занимает фигура Святого Петра и алтарь Девы Марии, который представляет собой композицию из нескольких статуй.

Храм расположен на Мариенплац – главной площади города. На вершине часовни находится смотровая площадка, с которой открывается потрясающий вид на Мюнхен.

Собор Пресвятой Девы Марии

Frauenkirche – Собор Святой Богородицы, жемчужина готической архитектуры. Строительство началось в 1468 году, а завершить его удалось лишь в 1525 г.

Обилие белых колонн и отсутствие окон делают интерьер храма неповторимым. Роспись на алтаре иллюстрирует вознесение Девы Марии. На стенах можно наблюдать могильные плиты, которые были перенесены с закрытого кладбища вблизи церкви. Готический облик дополняет «след дьявола» – темный отпечаток ботинка, расположенный на одной из плит собора.

Фрауэнкирхе является самым высоким собором в Мюнхене благодаря своим башням, достигающим 99 м в высоту. Колокольни соединяются с протяженным нефом, который покрыт красной черепицей и многим напоминает Ноев ковчег.

После референдума, проведенного в 2004 году, введен временный запрет на строительство зданий выше 100 м, поэтому на смотровой площадке колокольни открывается лучший вид на город.

Католическая церковь Театинеркирхе

Театинеркирхе – католическая церковь коллегиального типа, которая носит имя Святого Каетана. Строительство церкви происходило в 1663-1690 годы, однако фасад здания оставался незавершенным на протяжении 100 лет в силу разногласий среди архитекторов. Переднюю часть фасада украшает 2 герба: герб Баварии и герб Речи Посполитой.

При проектировании храма за образец была взять церковь театинцев в Риме, а выдержано все было в стиле позднего итальянского барокко. Внутреннее убранство Theatinerkirche выполнено в светлых тонах с преобладанием белых колонн. Интерьер украшен детализированной лепкой, а контраст создают элементы из темного дерева.

Церковь Людвигскирхе

Людвигскирхе – университетская церковь Святого Людвига. Строительство храма одобрил Людвиг I в 1829 году. Нестабильная политическая и экономическая обстановка того времени позволила завершить проект только в 1844 году.

Снаружи церковь выделяется башнями-близнецами, нефом в форме креста и крышей, которая украшена мозаикой. Внутри находится знаменитая фреска «Страшный суд», которая занимает второе место в мире по размерам. Стоит обратить внимание на фигуры Иисуса и евангелистов.

Asamkirche – церковь, построенная братьями Азам в честь Святого Иоанна Непомука. Официальное название церкви связано с именем священника, однако в народе ее называют «Азамкирхе», прославляя фамилию талантливых архитекторов. Храм уникален тем, что занимает меньшую площадь по сравнению с другими подобными сооружениями. Изначально церковь была частной и лишь спустя некоторое время стала общедоступной. Вход в храм украшен статуей Иоанна Непомука с ангелами.

Авторы проекта не ориентировались на католические архитектурные каноны. Внутри все напоминает скорее дворцовые интерьеры: обилие скульптур, использование позолоты и достаточно яркое оформление в целом. Особого внимания заслуживает роспись потолка с сюжетами из жизни Святого Иоанна.

Jesuitenkirche St. Michael – церковь, построенная для ордена иезуитов в XVII веке и является одним из самых красивых зданий эпохи ренессанса. Внешний вид церкви напоминает классическое оформление городской ратуши. Верхнюю часть фасада занимает фигура Иисуса Христа, а на входе можно увидеть статую Святого Михаила.

Церковный зал довольно большой и ощущение масштабности усиливается за счет белоснежных стен. Под алтарем, в подземной часовне расположен Виттельсбахский склеп, где похоронен Вильгельм V и другие представители династии. Рядом находится реликварий, где хранятся христианские реликвии.

Отличная акустика помещения хорошо передает звуки органной музыки во время концертов (расписание можно узнать на сайте). В канун Рождества церковь пользуется популярностью и часто входит в экскурсионные маршруты.

Церковь Лукаскирхе

Лукаскирхе – протестантская церковь, расположенная на берегу реки Изар. Строительство храма происходило в 1893-1896 годах. Архитектор Альберт Шмидт придал постройке черты романского стиля и явно вдохновлялся готикой. Привычный для данных построек дизайн дополняется двумя башнями и высоким куполом (64 м). Церковь Святого Луки (Lukaskirche) имеет неповторимый интерьер и может похвастаться красочными витражами – единственным элементом, который пострадал во время войны. У алтаря можно наблюдать роспись, которая изображает погребение Христа.

Храм Святого Павла

Paulskirche – католическая церковь имени Святого Павла, которая относится к приходу Людвигсфорштадта. Возведение церкви началось в 1896 году и завершилось в начале XX века. Архитектор Георг фон Хауберриссер выдержал образ здания в неоготическом стиле.

Фасад украшен характерными скульптурами, что свойственно готическим постройкам. Паульскирхе имеет одну из самых высоких (97 м) башен среди храмов Мюнхена, поэтому неудивительно, что тут обустроена смотровая площадка.

Интерьер церкви также достоин внимания – просторный зал окунает в средневековую атмосферу. Нелишним будет увидеть архитектурную композицию «Несение креста», созданную скульптором Георгом Бушем. Выполненная в цвете скульптура прекрасно иллюстрирует одну из последних страниц жизни Христа.

Католическая церковь имени Святого Бенно возведена в конце XIX века архитектором Леонхардом Ромейсом. Храм занимает достойное место среди других религиозных строений, выполненных в неороманском стиле.

Башни высотой 63 м дополняют величественный образ строения.

Среди особенностей интерьера стоит выделить точную копию Венецианской мозаики.

После бомбардировок 1944 года церковь удалось восстановить в первозданном виде, однако оригинальные фрески были утрачены.

На подворье церкви можно найти алюминиевую статую рыбы с ключом: легенда гласит, что епископ Бенно выбросил ключ от храма в реку Эльбу, а позднее обнаружил его в брюхе поданной ему на обед рыбы.

Храм Святого Максимилиана

Церковь Святого Максимилиана была первой католической церковью в Мюнхене и располагается на берегу реки Изар. Строительство происходило с 1892 по 1908 годы. Отличительной чертой храма был неороманский стиль и две высокие башни.

Оригинальные восьмиугольные шпили башен были уничтожены во время Второй мировой, а восстановили их в упрощенном варианте.

Внутренняя обстановка примечательна наличием арок и скульптурным ансамблем у алтаря.

Готический храм Святого Марка

St. Markus – лютеранская церковь, построенная во время бурного роста населения Мюнхена в XIX веке. Непримечательное на первый взгляд здание выделяется наличием механических часов на каждой грани башни и узкими окнами. В интерьере церкви преобладают светлые тона. В остальном архитектурные решения довольно типичны для неоготического стиля. Церковь Святого Марка выполняет одновременно несколько функций:

  • штаб-квартира руководителя церковного региона в Мюнхене;
  • приходская церковь;
  • церковь для студентов вузов Мюнхена.

Храм Святого Иосифа

St. Joseph Kirche – католическая церковь, названная в честь мужа Девы Марии. Строительство храма началось в 1898 году и длилось 4 года. Фасад здания встречает посетителей большими арками и высокой башней, соединенной с базиликой.

Для колокольни еще в 60-е годы XX века были отлиты сразу несколько колоколов. Самый тяжелый из них – колокол Святой Троицы, который весит почти 3 тонны.

Днем окна церковного зала пропускают большое количество света и прекрасно освещают интерьер. Стены храма украшены небольшими статуями, а у алтаря можно наблюдать иконы с образами святых.

Католическая церковь Святого духа

Церковь Святого Духа (Heilig-Geist-Kirche) – католическая церковь, возведенная в начале XIV века. Прародителем храма стал госпиталь, с которым соседствовала капелла Святой Екатерины. Именно на ее месте была в итоге построена новая церковь.

Изначально церковь Святого духа имела черты готического стиля, но вследствие многочисленных войн и реконструкций окончательный облик приобрел также черты необарокко.

Классический неф совмещен с высокой башней. Внутренний интерьер примечателен лепниной, выполненной братьями Азам, и потрясающими потолочными фресками. На алтаре церкви помещен чудотворный образ Божией Матери.

Аббатство расположено в центре Мюнхена, что достаточно необычно для монастыря подобного типа. Строительство происходило в XIX веке на территории бывшего монастыря Святого Бенедикта.

Фасад здания встречает колоннами, а по бокам расположены статуи Святого Петра и святителя Бонифация.

В верхней части фасада находится портрет архитектора – такой случай является скорее исключением для религиозных сооружений.

Образ здания соответствует византийскому стилю. Внутри церковного зала можно увидеть внушительное количество высоких колонн, которые визуально расширяют пространство. Внутренняя роспись после повреждений в 1945 году была восстановлена современными мастерами лишь частично.

В аббатстве похоронен король Людвиг I вместе со своей женой Терезой.

Мюнхен – сердце туризма Баварии

В Мюнхене находится впечатляющее количество уникальных церквей и соборов, которые являются памятниками культуры. Посетив город, вы получите возможность на наглядном примере изучить архитектуру XII–XX веков во всем ее многообразии. Тем, кто планирует свой отпуск на 2019 год, рекомендуем рассмотреть вариант посещения Мюнхена.

Мюнхенский собор: Видео

Кафедральный собор Ульма является одним из самых известных памятников германской архитектуры. Здание видно из любой точки города, так как его островерхий шпиль тянется на высоту 162 метров. История возведения здания довольно велика, она берет начало еще в XIV веке и продолжается до XIX столетия. Собор с самого начала строился пятинефным, что и стало причиной столь долгого срока завершения работ. Его высокий шпиль вначале был 100-метровым, но к концу XIX столетия его достроили еще на 62 метра.

Украшения Кафедрального собора Ульма гениальны: уникальные витражи, знаменитые хоры, вырезанные из замоченного в Дунае дуба, который приобрел небывалую крепость и стойкость за полтора века. Помимо этих украшений, необходимо отметить скульптуру Гана Мальчера Христос-страдалец, которая украшает парадный портал собора. Главным атрибутом здания является воробей, расположенный на крыше здания. Этот маленький птенец несет в себе великий смысл и интересную легенду, которую все желающие могут узнать у любого местного жителя города Ульм.

Собор ордена театинцев

Собор ордена театинцев - Театинеркирхе (Theatinerkirche). 1663-1767. Архитекторы Э.Цукалли, Ф.Кювилье. Ощутимо влияние итальянского зодчества, особенно в барочных башнях. Очень изысканное и гармоничное строение.

Собор Святой Богородицы

Собор Святой Богородицы, известный также, как Фрауэнкирхе - символ Мюнхена и самый высокий собор в городе. Построенный в XV веке, храм также является значимым памятником архитектуры готики.

Главная часть сооружения была завершена в 1488 году, а купола, в связи с недостачей средств были завершены в 1524 году. На момент завершения собор вмещал 20 000 посетителей, несмотря на то, что население города составляло всего 13 000 жителей. Фасад отличается небогатым декором, что несвойственно готическому стилю, однако выглядит торжественно. Интерьер собора не менее необычен - вместо хмурых стен и темноты, как обычно бывает в готических храмах, внутреннее убранство отличается обилием светлых тонов и цветных витражей, что создает внутри храма теплую атмосферу. Также в соборе можно увидеть 22 величественные колонны, поддерживающие потолок, обилие барельефов и несколько гробниц.

Фрауэнкирхе (нем. Frauenkirche) - крупнейший кафедральный собор Мюнхена, усыпальница династии Виттельсбахов и современный туристический символ баварской столицы. Необходимо уточнить, что название «Фрауэнкирхе» является простонародным, тогда как официально именуется Собор Пресвятой Девы Марии (Dom zu Unserer Lieben Frau).

Содержание
содержание:

Фрауэнкирхе представляет собой классический образец бескомпромиссной и холодной готики. Фрауэнкирхе - это величие пространства, строгость линий и суровый аскетизм. Удивительным является тот факт, что изначально собор был рассчитан на 20 000 прихожан, хотя в период постройки население города составляло всего лишь 10-15 тысяч человек. В наше время внутри установлены сидячие места для 4 000 верующих, хотя на воскресные службы собирается не более 200-300 посетителей.

Началом строительства Фрауэнкирхе является 1468 год. Основная часть сооружения была готова уже через 20 лет, что для того времени являлось рекордно быстрым сроком. Однако затем работы были приостановлены из-за нехватки финансирования. Недостроенными оставались две башни-колокольни. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы собрать необходимые денежные средства. Окончательное строительство Фрауэнкирхе завершили в 1525. Длительное время столб северной башни являлся ориентиром и точкой отсчёта для всех территориальных замеров Баварии (например, при определении земельных участков).

Несмотря на внушительные размеры собора, которые составляют 109×40 метров, внутреннее пространство достопримечательности не производит ошеломляющего впечатления. Визуально помещение уменьшается за счёт двух рядов восьмиугольных колонн, удерживающих соборную крышу. Для готических сооружений подобных размеров такое архитектурное решение абсолютно не свойственно, ведь опорные колонны всегда находились снаружи. Также не свойственным является и строительный материал - кирпич, а не камень. Последний факт объясняется отсутствием поблизости Мюнхена каменоломни, способной удовлетворить столь масштабное строительство.

От других готических построек Фрауэнкирхе отличают и купола. Согласно первоначальному проекту, венчать две 99-метровые башни-колокольни должны были заостренные шпили, схожие с теми, что украшают Кёльнский собор, однако под влиянием зарождающегося стиля Возрождения от готических архитектурных идей отказались. За основу взяли купола Храма Гроба Господня в Иерусалиме, которые, в свою очередь, были скопированы с византийских храмов. Купола Фрауэнкирхе стали ярким контрастом общей архитектурной стилистики, и до сих пор неоднозначно воспринимаются жителями Мюнхена. В наше время в городе запрещено строить здания и сооружения превышающие по высоте выше башни Фрауэнкирхе.

Фрауэнкирхе - символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац . Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV - самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

И один из важнейших центров европейского туризма, известный огромным количеством достопримечательностей, среди которых в первую очередь выделяются соборы и церкви, музеи и картинные галереи, дворцы и парки. Предлагаем Вашему вниманию краткий обзор всех самых выдающихся туристических мест для посещения.

Со времен основания Мюнхена в 1158 году центром города является площадь Мариенплац (Marienplatz), на которой расположены новая и старая ратуши, мраморная колонна с позолоченной скульптурой Девы Марии (Mariensäule), покровительницы Баварии, Рыбий фонтан (Fischbrunnen), универмаги и магазины.

Старая ратуша (Altes Rathaus)

Первое упоминание о старой ратуше (Altes Rathaus) датируется 1310 годом, с тех пор она несколько раз перестраивалась в различных архитектурных стилях в соответствии с веяниями времени. В настоящее время в башне здания, реконструированного в готическом стиле, находится музей игрушек (Spielzeugmuseum), где можно увидеть модели железных дорог, плюшевых зверей, кукол, кукольных домов и многое другое. Создатель музея – Иван Штайгер (род. 26 января 1939 года), чешско-немецкий карикатурист, художник, иллюстратор, автор и режиссер.


Новая ратуша (Neues Rathaus)

По причине недостатка помещений в старой ратуше было принято решение выстроить новую (Neues Rathaus), где и сейчас трудятся обер-бургомистр, члены городского совета и городского управления. Строительство неоготического здания началось в 1867 году, а последняя реконструкция прошла в конце 1990-х годов. Фасад длиной почти 100 м богато украшен орнаментом и скульптурами, с 85 метровой башни, оснащенной лифтом, туристам открывается великолепный вид на город. Но больше всего гостей Мюнхена привлекают куранты (Glockenspiel) новой ратуши. Ежедневно в 11 и 12 часов, а с марта по октябрь и в 17 часов, во время боя часов разыгрывается целое представление с участием механических фигур, повествующих об исторических событиях и обычаях города.


Собор Пресвятой Девы Марии или Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche)

Одним из главных символов Мюнхена является Собор Пресвятой Девы Марии, часто называемый просто Фрауэнкирхе (Dom zu Unserer Lieben Frau, Frauenkirche). Обе башни высотой почти 99 метров видны практически из любой точки города. Строительство началось 9 февраля 1468 года на месте старой церкви, уже не способной вмещать большое количество верующих. Новая церковь первоначально была рассчитана на 20000 прихожан, но сейчас здесь, сидя на установленных позднее лавках, одновременно помещаются 4000 человек. Собор выкрашен изнутри в приятные светлые тона, в нем находятся картины, памятники, крипта. Снаружи собор поражает своей величественностью, монументальностью, притом что основное строительство было завершено уже через 20 лет, что, несомненно, очень мало для того времени и подобных масштабов.


Церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche)

Старейшей приходской церковью Мюнхена является церковь Святого Петра (Sankt-Peter-Kirche), строительство которой началось ещё в XI веке. Со смотровой площадки башни, в народе прозванной Старина Петр (Alter Peter) и расположенной на высоте 56 м, в ясную погоду открывается чудесный вид на 100 км вдаль. Известный баварский комик, автор и куплетист Карл Валентин (4 июня 1882 – 9 февраля 1948) пошутил как-то по поводу восьми размещенных на башне циферблатов, будто бы они нужны для того, чтобы восемь человек одновременно могли посмотреть, который час. Благодаря множеству окон внутреннее убранство церкви, картины, фрески, скульптуры, равномерно залито солнечным светом. За время существования церкви, ее неоднократно перестраивали, и теперь она отличается гармоничным сочетанием различных архитектурных стилей.


Иезуитская церковь святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael)

В иезуитской церкви святого Михаила (Jesuitenkirche St.Michael), возведение которой продолжалось с 1583 года по 1597 год (из-за падения башни строительные работы были прерваны на четыре года), хранятся мощи святых, покоятся правители знаменитых династий. Внутри церковь украшают истинные произведения искусств: скульптуры, картины, росписи. Фасад был выполнен в переходный период от Ренессанса к барокко, на нем можно увидеть пятнадцать статуй покровителей церкви, а также статую архангела Михаила у самого входа в здание. В XVI веке церковь была духовным центром контрреформации в Баварии.


Церковь святого Каетана или Театинеркирхе (die katholische Stiftskirche St.Kajetan, Theatinerkirche)

В стиле позднего барокко начато было строительство придворной церкви святого Каетана (die katholische Stiftskirche St.Kajetan), она же церковь ордена театинцев Театинеркирхе (Theatinerkirche). Ее возведение началось 19 апреля 1663 года в благодарность за рождение наследника престола, будущего курфюрста Макса Эмануэля. Само здание было построено довольно быстро, но оформление фасада из-за разногласий проектировщиков и духовных лиц затянулось на несколько десятков лет, и это в итоге привело к тому, что окончательный вариант фасада выполнен уже в стиле рококо. Сейчас в Театинеркирхе можно восхититься чудесными скульптурами и картинами величайших европейских мастеров того времени, здесь же находится княжеская усыпальница.


Чрезвычайно красива изнутри и снаружи церковь св. Иоанна Непомука (St.-Johann-Nepomuk-Kirche), также называемая Азамкирхе (Asamkirche), воздвигнутая представителями немецкого позднего барокко братьями Азам. Космас Дамиан Азам (1686-1739) и Эгид Кверин Азам (1692-1750) были талантливыми скульпторами, штукатурами, художниками, архитекторами, в чем можно убедиться во время осмотра этой небольшой по площади (на участке всего 22 м на 8 м) церкви. Братья строили церковь, первоначально задуманную как капеллу для себя самих, не по чьему-либо заказу, а по своему усмотрению, на свой вкус. Яркие краски, блеск золота, нестандартные архитектурные решения порадуют глаз даже самых взыскательных посетителей.


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)


Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)

Церковь святого Иоанна Непомука или Азамкирхе (St.-Johann-Nepomuk-Kirche, Asamkirche)

Одним из символов Мюнхена является главный собор города - Фрауэнкирхе. Силуэт Фрауэнкирхе стал визитной карточкой Мюнхена и четко виден на любой панорамной фотографии Мюнхена.

Frauenkirche - Der Dom zu Unserer Lieben Frau

Над всем городом возвышается громада из красного кирпича с высокой двускатной крышей, покрытой ярко-красной черепицей, и двумя башнями-близнецами, увенчанными зелеными луковками – Собор Пресвятой Девы Марии, коротко называемый Frauenkirche . Он расположен в двух кварталах от Мариенплатц, выходя фасадом на Фрауэнплатц.

Этот собор не только является символом Мюнхена, но и в огромной степени сдерживает буйные фантазии местных гениев архитектуры, заставляя их творить в рамках установившихся традиций, сохраняя сложившийся веками патриархальный вид города. Дело в том, что в 2004 году был проведен референдум мюнхенских бюргеров, по результатам которого было принято решение о запрете строительства в городе зданий выше башен , высота которых около 99 метров. Точнее, по имеющимся данным, северная башня имеет высоту 98,57 м, а южная – 98,45 м, то есть на 12 см ниже. То есть, строительство всяческих стеклобетонных гигантов - кукурузных початков и прочих голиафов – в Мюнхене исключено.

Собор, шедевр поздней немецкой готики, был построен из кирпича на фундаменте более ранней капеллы Девы Марии за 20 лет архитектором Йоргом фон Хальсбахом. Первый камень в основание церкви был заложен в 1468 году герцогом Сигизмундом и епископом Йоханнесом Тульбеком. В основном строительство закончили к 1488 году. Пышная церемония освящения состоялась в 1494 году. В 1525 году мастер Ротталер соорудил на башнях собора луковки.

В те времена в Мюнхене проживало всего 13000 человек. Но здание проектировалось для размещения 20000 прихожан. Работали на перспективу. В наше время на установленных для удобства молящихся деревянных лавках могут разместиться одновременно до 4000 человек.

Размеры собора просто поражают, это самый большой готический собор Южной Германии: длина 109 м, ширина 41,5 м, высота 55 м, высота тридцати окон 20 м. Но внутри собора не ощущается огромность пространства, потому что 22 поддерживающие крышу колонны, расположенные близко друг к другу, создают иллюзию внутренних стен, отделяющих боковые нефы. Из боковых окон, почти невидимых за плотно стоящими колоннами, свет струится словно ниоткуда, очерчивая силуэты колонн, строгий интерьер, все пространство устремленного вверх, к небесам среднего нефа собора, создавая эффект бесконечной дороги к Богу.

Фрауэнкирхе - Средний неф собора Фрауенкирхе.

С 1821 года Фрауенкирхе – главный кафедральный собор Мюнхена и архиепископата Мюнхен – Фрайзинг.

В соборе находится кенотаф (надгробный памятник над пустой могилой) императора Людвига IV Баварского. Он украшен династической символикой Виттельсбахов и скульптурами – фигурами рыцарей, преклонивших колено и держащих значки с именами Карла Великого, Людовика Благочестивого, Карла Толстого, Людовика IV. Рядом стоят герцоги Баварские Альбрехт V и Вильгельм V.

В полу собора имеется высеченный в камне отпечаток ноги, встав на который человек не видит ни одного окна. По легенде архитектор так боялся трудностей строительства, что призвал в помощники самого черта. Тот потребовал соорудить церковь без окон в надежде, что в темный храм никто не будет приходить. Но после завершения строительства люди пришли в храм на молитву. Черт потребовал объяснений. Тогда архитектор пригласил черта прийти в собор и самому убедиться в отсутствии окон, а когда тот пришел, поставил его на то самое место, с которого черт действительно не увидел ни одного окна. Но церковь была освещена солнечным светом, струящимся как бы ниоткуда. Черт так разозлился на хитрость архитектора, что топнул ногой, оставив след, и испарился навеки.

Здание Фрауенкирхе сильно пострадало во время Второй мировой войны, но было полностью восстановлено.




Время работы Фрауэнкирхе

На южную башню собора можно подняться на лифте или пешком.

Стоимость посещения Фрауэнкирхе

Как добраться до Фрауэнкирхе

Фрауэнкирхе на карте