Н.Колтовой. Исследование энергетики и излучений дольменов и древних архитектурных памятников - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Многие ученые-кавказоведы пытались выяснить вопрос о происхождении местных дольменов. Однако среди древностей бассейна реки Кубани и Причерноморья, включая Абхазию, еще не найдены такие памятники, которые были бы им конструктивно близки и в то же время предшествовали. Речь может идти о крупных сооружениях типа каменных ящиков. Так археологи называют обкладки могильной ямы, когда все стороны ее замкнуты поставленным на ребро плитняком. Однако на очерченной территории подобные захоронения неизвестны для первой половины III тысячелетия до нашей эры, а ведь только из них могли бы путем трансформации - усложнения конструкций «ящика» - появиться дольмен-ные постройки. Не сразу, но возникла мысль, что дольмены привнесены на Кавказ извне. Но откуда? Ясно, что не со стороны гор, так как уже давно замечено, что дольмены не только Кавказа, но и всего мира приурочены к приморским частям. Имеются, правда, частные мнения, что высказывал Жак де Морган: «...вовсе не надо подвергаться влиянию отдаленных центров, чтобы воздвигнуть крупные камни и накрыть их крышей». Увы, он не прав, ему не захотелось видеть пазов, пяточных камней и всего того, что делает дольмены Западного Кавказа и некоторых других стран предтечей высокой архитектуры.

Мыслили и так, что дольмены Кавказа возникли из гротов, пещер, как подражания им. И это отпадает, хотя поддерживалась такими кавказоведами, как Д. Н. Анучин и М. М. Иващенко. Тогда зачем же у корытообразных построек, действительно близких по форме гротам, имеется портал (фасад) и на нем, выбитые из целого камня, имитируются выступающие боковые плиты, подпяточник или просто ниша перед лазом? Ведь это полнейшее подражание дольменам, сложенным из плит, когда вполне естественно длинные боковые стены и выступающие перекрытия образуют перед лазом портал. Нет, «пещерная теория» для западно-кавказских дольменов явно не годна, она ничего не объясняет.

Значит, снова море. «Идея» такого сооружения, как дольмен, могла прийти только со стороны моря. Так думали Б. А. Куфтин, Л. И. Лавров. Последний вообще думал, что «идеи» дольмена были широко распространены, могло даже существовать между их строителями «этническое (кровное) родство». Ставя в неразрывную линию все дольмены мира, включая Дальний Восток, он считал, что подобные постройки появляются «с развитием торгового и военного мореплавания у приморских народов в неолите и эпоху бронзы», когда кавказцы могли видеть дольмены в других странах и начать их строить у себя.

Л. Н. Соловьев, тот самый археолог, с которым я советовался, как же копать древние постройки, представлял себе, что дольмены на Кавказе вначале появились в Абхазии («южно-дольменная культура»), затем распространились более широко, и все это произошло под воздействием «кашков» - малоазийского, довольно подвижного населения, известного по клинописным источникам. Но здесь неувязка - «кашки» дольмены не строили, и в Малой Азии они не найдены.

Почти каждая теория имеет своих сторонников, есть гаи и у Л. Н. Соловьева.

Итак, положение с происхождением очень сложное. С началом наших экспедиционных работ и с появлением первых публикаций дело еще более осложнилось. Относительное сходство сосудов позднего этапа майкопской культуры, найденных в дольменах станицы Новосвободной, с керамикой западно-европейской культуры «шаровидных амфор» привело к еще одному мнению: дольмены Западного Кавказа - это результат нашествия на Восток носителей данной культуры. Это мнение более других поддерживают В. А. Сафронов и Н. А. Николаева. Не будем углубляться в его обоснование и критику. Во-первых, территория культуры с «амфорами» так глубоко - до Кавказа - не заходила. Во-вторых, материалы, найденные в гробницах Новосвободной, не характерны для дольменов, они привнесены в них, и почему они в них все же оказались - пока неизвестно, в этом еще надо разобраться. И уж если идет речь о сопоставлении древностей, то оно должно идти по линии культа «шаровидных амфор» - майкопская культура, а дольмены лишь бочком зашли на эту трассу.

До сих пор никто и никогда не сравнивал дольмены мира между собой, вышагивая между ними с рулеткой, компасом и хотя бы саперной лопатой как шанцевым инструментом, на это ушла бы жизнь любого долголетнего исследователя.

Публикации интересующих нас памятников мира можно найти в журналах, книгах, но все они написаны с разным подходом, с разных научных позиций, а древние строения изображены разным чертежным почерком и рассмотрены под различным критическим взглядом - вот и разбирайся сам, что в этих руинах важно, а что второстепенно. Я попытался проделать такую кабинетную работу, обложив свой рабочий стол книгами и даже сгрудив их на полу. Не стану здесь повторять, что же характерно для дольменов той или иной страны. Это уже сделано. Наиболее близкие черты западно-кавказским дольменам, мне кажется, можно найти в древних постройках Пиренейского полуострова (Португалия, Испания), на Корсике и на ближайших островах Средиземноморья, в Северной Африке, Палестине. Особенно похожи дольмены на территории доисторической Фракии (Лалапаша). Они имеют приставные портальные плиты и, пожалуй, те же пропорции. Невольно возникла теория, что постройки, близкие кавказским дольменам, расположены вдоль морских течений, а они в Средиземном море идут от Гибралтара вдоль северного побережья Африки и заворачивают в Черное море против часовой стрелки, омывая вначале Кавказское побережье, а затем его противоположную сторону. И везде, кроме Малой Азии, по линии течений имеются дольмены, в той или иной степени схожие с кавказскими. Морские течения сильны, и их токи могли бы помогать движению древних судов. Просматривая литературу по истории кораблестроения, можно найти сведения о морских плаваниях, совершавшихся в III-II тысячелетиях до нашей эры не только на многовесельных судах, но и на кораблях, оснащенных парусами. Известны рисунки таких кораблей на сосудах, каменных рельефах, печатках, найдены даже их модельки (Анатолия, Крит, Кикладские острова, Египет). Итак, корабли в столь глубокую древность, каким является время появления первых дольменных построек на Кавказе, уже строили, и они могли совершать плавания вдоль берегов, пользуясь не только попутным ветром, но и течениями. И конечно же, строители дольменов, отправляясь в плавание, даже не знали, что где-то существует Кавказ, они случайно высадились на его берегах и здесь осели. Говоря о миграции (переселении) на Кавказ, я писал в 1974 году: «Можно только предполагать, что морские походы не были единовременны, велись они с разных территорий, но наиболее древние дольменные памятники Кавказа находят аналогии в западной части Пиренейского полуострова (современная Португалия) и на острове Сардиния». Мне представлялось, что случайное посещение Кавказа сменилось затем повторными заездами.

На мой взгляд, эта гипотеза объясняет появление дольменов на Кавказе, обрастая попутными картинами: продвижение строителей от побережья в глубь гор, появление их связей - боевых и более мирных - с уже жившими на занимаемых землях племенами майкопской культуры и т. д. Во всех деталях миграций трудно было разобраться сразу, но я исходил из сухой и деловой посылки - «идея» дольмена без людей, видевших и строивших их, на Кавказ не могла проникнуть. Ее принесли.

Дальнейшие разработки касались уже самой механики миграции. Как они могли проходить, что являлось их причиной, роль морских путей-дорог в этом процессе, могли ли миграции быть стихийными?

В октябре 1979 года в небольшом болгарском городке Созополе состоялся международный симпозиум под названием «Тракия - Понтика I». Уже глубокая осень коснулась и этой благодатной земли. Бушевало Черное море, и в унисон ему порывами набегали дождевые тучи. Представители четырнадцати стран Европы заседали в уютном зале, сидя за большим столом, украшенном цветами. Чопорная холодность первого дня сменилась затем дружеской обстановкой, и доклады проходили оживленно, сменялись экскурсиями и беседами в парке. Дольменам были посвящены три выступления - П. Делева, И. Ванкова и мое. Первые два докладчика рассказали об исследовании болгарских мегалитов, а я, познакомив слушателей с архитектурой и содержимым наших, кавказских дольменов, остановился более всего на тех сомнениях, которые возникают в связи с гипотезой о миграции их первых строителей на Кавказ из чужеземных стран. Действительно, вкратце пересказанные мысли о происхождении дольменов являются далеко не окончательным мнением. Много неясного. Изучение миграционных процессов недавнего прошлого, обусловленных экономическим фактором (в первую очередь ростом населения при отставании роста экономики), когда люди в поисках хлеба насущного вынуждены искать новые места обитания, где можно было бы приложить свои руки и энергию, показывает всю сложность таких «оттоков» населения. В миграциях в первую очередь принимает участие в основном сильное мужское население средних лет. Появление не всегда желанных пришельцев на новых местах ведет к военным стычкам, борьбе с давно живущим здесь населением. К этому надо добавить необходимость приспособиться к новым для мигрантов климату, пище, переболеть неведомыми для них болезнями и т. д. И только со второй, третьей миграционной волной на новые места обычно прибывали люди более пожилого возраста и женщины. Победителями в таком сложном процессе, как миграции, становились сильнейшие - это могло быть более древнее местное население или пришельцы: ведь единоборство шло не на жизнь, а на смерть. Часто побежденное население «растворялось» в среде победителей. Так было во времена испанской конкисты в Центральной Америке, в период арабских завоеваний или во время крестовых походов. Все это имеет место и в современных миграционных процессах, но в более смягченном, облагороженном виде, если только не переходят они в открытую войну, когда избыточное население в виде наемных войск стремится захватить чужие территории. Примеров тому много.

Доклад в Созополе вызвал шумные прения. Вероятно, не все согласились с его положениями, хотя никто не выступил с отрицанием возможных связей древних построек Кавказа со средиземноморскими мегалитами как их первоосновой. Есть еще одна линия связей Кавказа с Пиренеями, которая подтверждает такое мнение. Я имею в виду басков. Этот народ, живущий ныне в основном в Испании и в примыкающих к ней южных районах Франции, по языку и культуре довольно близок кавказским народам. Еще известный ученый XIX века П. К. Услар, отмечая языковые особенности, ничего не мог сказать о происхождении этого народа, находя его таинственным и теряющимся «во мраке веков». Археологи (П. Бош-Гимпера и др.) приписывают ему особую баскско-каталонскую мегалитическую культуру, среди памятников которой встречаются дольмены трапециевидного плана. Современные языковеды прослеживают цепочку языков, родственных баскскому и кавказским, ведя ее от Испании до самого Кавказа. Академик Н. Я. Марр, например, увлекаясь, намечал пути, по которым баски (яфетиды) могли проникнуть на Кавказ. У него получалось, что при своем движении они могли пользоваться как сухопутными путями, преодолевая небольшие водные пространства, так и морскими. Их маршрут шел по островам и полуостровам Средиземного моря, через Малую Азию и по побережью Черного моря.

Как видим, спор о происхождении дольменов Западного Кавказа уводит в мир лингвистики, сложных грамматических и фонетических сопоставлений, сопряженных опять-таки с миграциями. Шум моря во всех чисто теоретических и несколько отвлеченных построениях все равно звучит, круша шквальными ударами зыбкие перегородки между прошлым и шумно пульсирующим настоящим...

Остались за бортом самолета маленький гостеприимный Созопол и сказочно красивый город-остров Несебр, а дольменная проблема все обрастает ракушками домыслов, теорий и мнений.

Археологи почти всегда ставят перед собой задачу связать те или иные древности с каким-либо этносом, то есть стремятся проследить: а нельзя ли сопоставить их с культурой какого-либо конкретного народа. Б. А. Куфтин, например, пользуясь «семантическими пучками», готов был считать дольмены порождением многих живых и мертвых народов. Им упоминаются лигуры, киммеры, пеласги, этруски, а наряду с ними - чаны, адыги, дагестанцы. Другой исследователь дольменов - Л. И. Лавров, прекрасный языковед, этнограф и археолог, связывал культуру дольменов только с предками абхазо-адыгов. Такое же мнение высказывали Л. Н. Соловьев, Ш. Д. Инал-Ипа. В противовес им Я. А. Федоров считал, что дольмены могли оставить только предки абхазов. Мне представляется наиболее верным относить их постройку к древнему абхазо-адыгскому населению, тем более что разделение общего для них праязыка могло произойти, судя по исследованиям лингвистов, в более позднее время, когда дольмены уже не воздвигали. Здесь интересен и еще один факт. Язык басков, если сравнивать его с языками народов Кавказа, наиболее всего близок населению причерноморских районов, а с удалением к Чечено-Ингушетии и Дагестану находит все меньше и меньше параллелей. Таким образом, прабаски, как и праадыги, вполне могли иметь контакты.

Однако профессор Отар Михайлович Джапаридзе считает возможным связывать культуру дольменов с предками грузин (картвельских племен). Не выступая против его мнения, хотел бы заметить, что третья смена обряда погребения, когда наряду с сидячими костяками начинают появляться в них следы вторичных захоронений, то есть кучи костей безо всякого анатомического порядка, могут являться показателем появления на территории дольменов предков картвельского населения. Обычно такие захоронения сопровождаются вещами протоколхидской культуры, которые в этой книжке не описаны, так как скорее всего в это время дольмены уже прекращали строить, а лишь использовали для впускных захоронений. Именно такие находки, мне кажется, могут быть увязаны с древнегрузинской культурой. Но это мнение беглое, оно еще требует более полной аргументации.

Существуют и другие взгляды. Так, отдельные археологи любую постройку, хотя бы отдаленно похожую на дольмен, готовы объявлять мегалитом, не считаясь с характером кладки, манерой обработки камней и т. д. Дольмены они ищут в горах Осетии, Чечено-Ингушетии и Дагестана, забывая об их связи с определенным этносом, а уж если не этносом (пусть будет так), то даже отвлекаясь от характерного только для них и описанного здесь инвентаря, что приводит к путанице самого понятия о дольменах и мешает и без того сложному пониманию этих и без того загадочных построек.

Вероятно, ученых еще долгие годы будут интересовать дольмены, порождая все новые мнения о культуре оставившего их населения, их быте и верованиях. Может быть, придет и такое время, когда ученые с чертежами в руках смогут воочию сравнить все мегалиты мира между собой, не считаясь с трудностями далеких путешествий и языковыми барьерами. Мечта... Любая мечта иногда становится явью.

Завершен небольшой рассказ о дольменах. Возможно, он не удовлетворил в полной мере любознательность многих читателей. Ведь в нем более предположений, чем ответов на вопросы. Все так. Наука не стоит на одном месте, развивается и расширяет со дня на день видимые ею горизонты. То, что сейчас вызывает у нас недоумение, через десять лет, глядишь, будет легко расшифровано и познано. Уже есть прогнозы, что скоро будут определять возраст керамики, есть надежда, что степень разрушения горной породы по коре выветривания также будет давать материал для датировок, да и сами экспедиции будут организованы с привлечением разных специалистов, усилия которых будут сведены к решению общей задачи - полновесному осмыслению определенного памятника. Такие экспедиции уже начинают работать.

Дольмены Западного Кавказа еще ждут новую плеяду своих исследователей, только хотелось бы, чтобы они мастерски владели техникой черчения и зарисовок - той глубиной фиксации материала, которая сохраняет разрушающийся памятник на века. А дольмены с каждым днем становятся все большей и большей редкостью. Уже давно нет дольменов кожжохской группы, стали сносить постройки Дегуакской поляны. Дольмены исчезают по разным причинам - из-за собственной древности (исчерпан естественный лимит времени, отведенный на их стойкость), невежества и корысти людей (ломают их на камень), из-за необходимости освободить занимаемые ими площади.

Современное законодательство «Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятое в нашей стране 29 октября 1976 года, требует уважительного и бережного отношения к ним.

Вероятно, выполнение статей этого закона обязательно не только специальными лицами, но и всеми людьми, независимо от того, какова их профессия, степень знания отечественной истории и широта кругозора. Все местное население должно включиться в охрану дольменов, помня хотя бы то, что в их конструкции, содержимом и даже расположении на местности таятся ответы на многие важные в международном масштабе исторические вопросы. И если эта книга хотя бы на малую толику возбудила интерес к дольменам, то можно считать, они будут сохранены, и, значит, мой труд также не был бесполезным.

Брунов Виктор Викторович , Вологда.

В 2009 и 2010 г. проводились научные исследования этих двух мегалитов приборами ИГА-1 и методом биолокации.

2009-Брунов В.В. Об энергоинформационном воздействии на людей святилищ, расположенных близ г. Сочи. Конф. Торсионные поля. М. 2009. с.652-667.+

2010-Брунов В.В. Кравченко Ю.П., Брунова Н.П. Новые открытия сочинских дольменов / // Вузовская наука - региону: 8-я всероссийская научно-практическая конференция. Т.1. Вологда: ВоГТУ, 2010. с.378-381.

Зеленцов Сергей Николаевич . к.м.н., Вологда.

Большинство сейдов на рамки никак не воздействовали, но сейды, вокруг которых не растет мох и кустарник дали сильное вращение рамки против часовой стрелки(?!), кроме того такое же вращение фиксировалось на фотографиях трещин в скалах.

Нередко можно встретить глубокие трещины в скалах, заложенные камнями. Работа исследователей с биолокационными рамками показывает, что камни, закрывающие трещины в этом случае блокируют сильнейший энергетический поток, исходящий из них. Также заслуживает внимание реакция рамок на белые камни, которые часто ставились на видных местах. Рамки показывали, что белые камни «нейтрализовывали» своей постановкой некие природные силы, вызывающие сильное отрицательное вращение рамок.

Кудин Михаил Иванович (1965-), краевед, в.н.с. АРГИ, Сочи.

Регистрировали движения маятника в областях портальных выступов дольменов, в районе отверстия или фиктивной пробки, в задней части памятников в местах выступов боковых плит. По большей части выходило, что в местах портальных выступов, а также в областях выступов боковых плит в задней части дольмена, маятник совершает круговые движения (как право-, так и левосторонние). В районе отверстия или фиктивной пробки маятник делает колебательные движения по главной оси сооружения.

2010-Кондряков Н.В. Тайны сочинских дольменов. Майкоп, 2010.

Кузнецов Николай , геофизик, Абакан.

Геопатогенные зоны - это участки земной поверхности, излучающие неизвестный до сих пор науке поток энергии. Как правило, ширина этих зон незначительна и варьируется в пределах 10-50 метров, а длина составляет многие сотни метров, а в некоторых случаях - километры. По форме и силе воздействия этих полей на биолокатора мы разделили геопатогенные зоны на два типа:

1-высокочастотные (отрицательные), когда вектор измеряемого поля направлен “веерообразно” (в этих местах происходит “разбалансировка” биополя человека, что в конечном итоге приводит к патологии),

2-низкочастотные (положительные), где проявляется синусоидальная форма кривых биолокационного эффекта, при этом направление вектора измеряемого поля в одной части аномалии фиксируется строго вертикально вниз, в другой - вверх. В этих местах происходит выравнивание биополя человека, что способствует его оздоровлению.

2010-Кузнецов Н. Тайна менгиров Хакассии.

Сочеванов Валерий Николаевич , Санкт-Петербург.

Исследовали Большой Заяцкий (Соловецкий архипелаг). Методы исследования:

Биолокационная съемка объектов (В.Н.Сочеванов),

Биолокационная диагностика людей (В.Н.Сочеванов),

Определение изменений функциональной активности сердено-сосудистой системы,

Изменение циркуляции энергии по энергетическим каналам (скэнирование).

При биолокационной диагностике людей выявлено положительное воздействие лабиринта на психологическое, эмоциональное и физическое состояние организма. Регистрировалась гармонизация работы чакр. Наблюдается активизация в 2-3 раза верхних чакр у мужчин, и нижних чакр у женщин.

2003-Кодола Олег Евгеньевич. Сочеванов Валерий Николаевич. Путь лабиринта. СПб. 2003. 174с.++ В книге приведены результаты исследований 2002-2003 годов на острове

Дольмены - одна из самых удивительных тайн планеты. Огромные каменные сооружения безупречной геометрической формы, построенные тысячи лет назад, - кто и зачем создал их? Для чего древним людям понадобилось прилагать огромные усилия для вырубки, сложнейшей транспортировки, обработки прочнейших глыб и их невероятной по точности установки в строгом порядке? Ответа на эти вопросы пока нет.

Дольменами называются древние мегалитические (с греч. «мега» - огромный, «литое» - камень) сооружения определенной формы. В простейшем варианте это три камня, поставленные в форме буквы П. Происхождение слова «дольмен» связано с историческим заблуждением: французский археолог Воден, не знавший истинного возраста сооружений, приписал их кельтам (на кельтском наречии «dol» означает стол, «теп» - камень). В действительности дольмены гораздо старше: от 8000 лет до н.э. в Индии до 1400 г. до н.э. на Кавказе. Хотя датировка неточная, и ученые предполагают, что постройки могут оказаться еще древнее. Мегрелы называли дольмены «одзвале», «садзвале» (вместилища костей), а также «мдишкуде» (дома великанов), абхазы - «адамра» (древние могильные дома). Дольмены можно увидеть в Англии, Испании, Португалии, Франции, Германии, Африке и даже в Индии и Корее, множество хорошо сохранившихся дольменов есть в России и на Северном Кавказе.

Адыгейцы использовали для их обозначения слово «испыун» («испун», «спыун»), что значит «дом карлика». По легенде, в давние времена в горах жили племена карликов и великанов. Маленькие и слабые карлики не способны были сами построить себе жилище, чтобы укрыться от непогоды. Великаны, глядя на то, как тяжело им живется, пожалели крошечных соседей. Каждый гигант без труда выломал каменную плиту в горах и, взвалив ее на плечи, отнес к месту постройки. Вместо дверей в лицевой плите пробито отверстие в форме прямоугольника или арки. Через них карлики якобы въезжали в «дом» верхом на зайцах.

Это всего лишь одна из множества легенд относительно происхождения и строительства дольменов. Каковы были настоящий способ их возведения и назначение - ученым остается лишь предполагать.

Во многих дольменах обнаружены захоронения: древние кости, предметы быта, наконечники стрел, янтарные бусы, кремневые топоры, черепки керамической посуды. Все эти находки относятся к разным историческим эпохам, от неолита до Средневековья, поэтому определить точно период происхождения дольменов сложно. А вот версия насчет использования их для ритуальных целей нашла много сторонников. В ее пользу говорит тот факт, что иногда строители имитировали вход с помощью фальшивых пробок, тогда как настоящий находился с другой стороны. Очень уж это похоже на попытку защитить могилы от осквернения. И если это так, то вполне объяснимо, почему входы ориентированы по сторонам света - так древние люди совершали религиозные обряды, связанные с культом мертвых. Однако многие современные исследователи говорят о том, что устраивать захоронения в дольменах стали гораздо позже, когда первоначальное назначение загадочных сооружений уже забылось.

Иногда на крышах дольменов встречаются круглые площадки, у которых по краям идут бортики, отбрасывающие тень в ясную погоду. Не исключено, что таким образом жрецы наблюдали за Солнцем и составляли календарь. А может быть, эти каменные тяжеленные постройки служили своеобразным символом могущества народа, как, например, храмы или гробницы?

По поводу того, каким образом строители дольменов передвигали каменные громады, существует масса предположений. Некоторые исследователи убеждены: дольмены 6ыли собраны из эрратических валунов, переносимых ледниками на значительные расстояния. Строители перекатывали природные глыбы по деревянным валикам с помощью кожаных ремней, а для установки верхней плиты делали насыпь из песка и глины. Возможно, какое-то количество дольменов и могло быть собрано таким образом. Но очень сомнительно, чтобы последний ледниковый период оставил нашим предкам сотни тысяч одинаковых пластин размером 2x3 метра. Скорее всего, строители добывали материал в каменоломнях. По мнению исследователя Ю.Н. Воронова, «выломку плит производили с помощью деревянных колышков, забивавшихся в ямки, выдолбленные по контуру. Колышки поливали водой: разбухая, они отламывали плиты необходимого размера». Несмотря на популярность этой версии, остается непонятным, куда делись следы отверстий и сколов, которые должны были остаться от работ.

Пытаясь разгадать эту загадку, ученые поставили эксперимент по постройке дольмена. Эксперимент показал, что для возведения каменного сооружения людей требовалось не так уж и много, нужно было также и умение пользоваться простейшими инструментами. Но тогда почему таким способом не возводили другие постройки? Зачем нужны были дольмены в таких количествах?

Сами экспериментаторы считают, что все довольно тривиально: дольмены использовались для хранения еды и оружия. К сожалению, эта гипотеза слаба – дольмены расположены слишком далеко от предполагаемых мест поселений. Но с каждым годом ученые получают все более достоверные сведения, которые однажды позволят разгадать загадку Дольменов.

Дольмены являются неотъемлемой частью исторического ландшафта как Европы, так и других частей света. До недавнего времени происхождение дольменов не слишком волновало человечество: достаточно было древних сказаний и легенд о неких волшебных существах, великанах или карликах, создавших эти мегалитические памятники. Однако с началом научного изучения дольменов и других объектов первобытной культуры вопрос о том, кто и как возвёл дольмены, стал актуальным.

Европейское изобретение?..

Систематическое изучение дольменов началось в Европе всего лишь сто лет назад, в начале XX века. До этого дольмены, как и прочие мегалиты, либо классифицировались как естественные образования горных пород, либо объяснялись всевозможными легендами, полуфантастическими и фантастическими. Но после возникновения научного интереса к этим древним памятникам и на основании материалов первых археологических исследований дольмены стали рассматриваться как одно из свидетельств древности европейской цивилизации.

Первоначально дольмены связывались с северными народами Европы, кельтами и германцами, так как большинство сооружений обнаруживали в соответствующих регионах (Британия, Северная Франция, Германия, Скандинавия). Однако затем стали широко известны дольмены Южной и Восточной Европы, Северного Кавказа. Это позволило сделать вывод, что дольмены были общей характерной чертой племён, проживавших на территории всей Европы за несколько тысяч лет до нашей эры. Таким образом, возникла идея о том, что дольмены в частности и мегалитические сооружения в целом являются специфическим культурным и религиозным признаком «европейцев». То есть вопрос о происхождении дольменов решался в пользу европейского варианта.

Общемировой феномен?..

Но вскоре стал очевиден факт, что европейская теория происхождения дольменов слишком самонадеянна. Выяснилось, что дольмены присутствуют не только в Европе, но и в Северной Африке, на Ближнем Востоке и даже на Корейском полуострове. Приблизительное время сооружения этих памятников существенно разнится - от пяти-шести тысяч лет в случае с дольменами Ближнего Востока до двух-трёх тысяч лет относительно мегалитов Кореи.

Сторонники европейской теории происхождения дольменов пытаются использовать этот факт для предположения, что данный тип древних строений распространился по такой большой площади именно из Старого Света. Однако в настоящее время наиболее перспективной считается теории индийской родины дольменной культуры. В ходе раскопок были обнаружены древние дольмены на полуострове Индостан. По некоторым признакам специалисты выдвигают осторожные предположения, что тип этих дольменов более архаический даже по сравнению с древнейшими дольменами Европы.

Появилась гипотеза, что дольмены, возникнув как тип ритуального памятника в Индии, впоследствии распространялся на Запад двумя «потоками». Южное направление затронуло Ближний Восток, Северную Африку, острова Средиземного моря и Южную Европу. Северное направление распространения дольменов включило в себя среднюю Азию, Кавказ, Восточную и Северную Европу. Естественно, родились и теории о прямой связи дольменов с индоевропейцами, но широкое географическое распространение дольменов вплоть до Кореи не позволяет пока подтвердить данные версии.

В строительстве дольменов нет ничего волшебного

Другой проблемой, которую активно муссируют прежде всего непрофессиональные любители истории, является «человеческая составляющая» вопроса о происхождения дольменов. Кто и как построил дольмены - вот о чём чаще всего спрашивают сторонники неакадемических версий истории. И сами, не принимая во внимание доводы историков, отвечают, что рационального объяснения нет. Якобы, одетые в шкуры, вооружённые лишь дубинами и камнями и не имевшие ни письменности, ни научных знаний, ни технических приспособлений первобытные люди не могли построить дольмены. Так как для этого нужно было переместить многотонные камни на значительные расстояния, часто приходилось их дополнительно обрабатывать, а потом ещё и поднимать на высоту нескольких метров. И это было решительно невозможно, заявляют энтузиасты, если только в ход не шли какие-нибудь сверхъестественные силы или помощь таинственных могущественных цивилизаций (земных или внеземных).

На самом деле науке уже известно несколько правдоподобных, а зачастую и доказанных, вариантов возведения дольменов в условиях 5-6-тысячелетней давности. Наиболее распространённым способом строительства дольменов, вероятно, был следующий. Предварительно создавался насыпной холм, внутрь которого вкапывались вертикальные камни (один или несколько). Затем по склону этой насыпи затаскивался камень, служивший вертикальной перегородкой, и укладывался на камни-столбы. После этого курган постепенно разбирался и оставалось готовое сооружение, дольмен.

Александр Бабицкий