Парки — исторические памятники садово-паркового искусства. Парки — исторические памятники садово-паркового искусства Функции парков-памятников садово-паркового искусства

К памятникам садово-паркового искусства, ботаническим садам и дендропаркам относятся создаваемые человеком красивые и ценные в научном отношении ботанические собрания. Они обычно широко доступны для организованных посещений.

На Украине в качестве особой категории выделены парки-памятники садово-паркового искусства, поскольку представляют собой природно-антропогенные заповедные территории.

Парки-памятники садово-паркового искусства - это наиболее значимые и ценные образцы паркового строительства, охраняемые с целью их дальнейшего использования в эстетических, научных и оздоровительных целях.

Функции парков-памятников садово-паркового искусства:

    проведение экскурсий и массового отдыха населения;

    сохранение, поддержание и восстановление парковых ландшафтных композиций;

    уход за насаждениями, включая санитарные рубки, рубки реконструкций и ухода с подсадкой деревьев и кустарников;

    на территории парков-памятников садово-паркового искусства могут проводиться научные исследования.

Структура территории парков-памятников садово-паркового искусства:

    экспозиционная - посещение этой зоны разрешается в порядке, который устанавливает администрацией парка;

    научная - в состав зоны входят коллекции, экспериментальные участки, на посещение которых имеют право только сотрудники парка;

    заповедная – посещение этой зоны запрещено, кроме случаев, связанных с научной работой;

    административно-хозяйственная – зона, где размещаются административные и вспомогательные хозяйственные объекты.

В случае необходимости вокруг парков-памятников садово-парковогоискусства: создаются охранные зоны.

В нашей стране насчитывается более 80 парков-памятников садово-паркового искусства общей площадью 1402,7 тыс. га, что составляет почти половину всей площади природно-заповедного фонда и 2,3 % площади Украины. На территории Крыма их насчитывается 21, что составляет 0,7 % площади заповедного фонда.

Среди парков-памятников садово-паркового искусства особо выделяются крымские ансамбли, такие как Форосский парк, Ливадийский парк, Алупкинский и Массандровский (первая половина ΧΙΧ в), Кипарисный парк на территории лагеря «Артек»(начало ΧΧ в), Карасанский парк, что восточнее г.Аю-Даг (первая половина ΧΙΧ в), парк санатория «Утес»(середина ΧΙΧ в).

Так, например, парк Ливадии, заложенный в 30-40 е годы ΧΧ в известным садоводом Делингером, является одним из лучших парков Южнобережья. Он расположен на участках довольно сложного рельефа и занимает площадь около 40 га. По характеру планировок парк относится к типу пейзажных, который был распространен в русском паркостроении конца ΧVΙΙΙ - начала ΧΙΧ вв. В Ливадийском парке произрастает около 400 разновидностей деревьев и кустарников - представителей местной субтропической и средиземноморской флоры. Однако, встречаются растения из стран Азии и Америки. Искусное сочетание листопадных, вечнозеленых лиственных и хвойных растений в групповых и одиночных посадках придает парку особую живописность.

Архитектурно-планировочная особенность решения Алупкинского парка и его ландшафтной композиции основана на использовании живописных природных компонентов субтропического ландшафта Южного берега Крыма. Парк создавался в 1830-1846 гг. Его разбивкой руководил немецкий садовник Карл Кебах. В парке отмечается большое разнообразие композиционных приемов и высокохудожественная группировка декоративных деревьев, кустарников, камня и воды в сочетании с потрясающим газоном.

В силу благоприятного климатического расположения Крым славится большим количеством санаториев, пансионатов и домов отдыха. Зачастую, эти проекты располагаются на живописных природных ландшафтах с ценной растительностью. Поэтому, на базе этих природных комплексов также создаются парки-памятники садово-паркового искусства. Такими являются, например, парки-памятники садово-паркового искусства пансионата «Прибрежный»(г.Ялта) и Центральный Военный санаторий «Крым» (пгт Партенит).

      Заповедные ландшафтные памятники Севастопольского региона

В масштабе страны Крым, расположенный на крайнем юге - только небольшой участок территории. Однако, территория эта уникальна во всех отношениях. В Крыму сконцентрированы единственные в своем роде естественно-географические, геологические, археологические, исторические и другие памятники и природные ландшафты.

Именно, в силу свое уникальности и неповторимости, большинство ландшафтов Севастополя являются заповедными. Более 30 % территории в административных границах города относится к природно-заповедному фонду. На его территории расположены 1 государственный заповедник (часть), 3 государственных заказника регионального и местного значения, 4 памятника природы местного значения, 1 государственный парк-памятник садово-паркового искусства местного значения, 1 заповедное урочище и 5 прибрежных аквакомплексов.

На юге Севастопольского региона, у м. Сарыч, расположена часть Ялтинского горно-лесного заповедника , созданного в 1973 г с целью сохранения лесов южного склона главной гряды Крымских гор и находящихся под ними яйлинских природных комплексов.Он включает в основном западное Южнобережье (14590 га). ¾ территории заповедника занимают леса. На горных склонах представлены в основном сосновые (57 % площади лесов заповедника) и широколиственные леса (буковые и дубовые), местами встречается вечнозеленый субсредиземноморский подлесок. Через заповедник проходит экологическая тропа «Солнечная» протяженностью 7 км.

В 1982 г. был создан государственный ландшафтный заказник «Мыс Айя». Этот заказник расположен в границах Севастопольского государственного лесоохотничьего хозяйства и занимает площадь 1340 га, в том числе 1132 га - земли гослесфонда и 208 га - прилегающая акватория Черного моря шириной 300 м. В состав заказника вошли объекты, ранее отнесенные к природно-заповедному фонду: Памятник природы местного значения «Роща сосны пицундской (Станкевича) и можжевельника высокого на мысе Айя (1947 г), «Урочище Батилиман» (1964 г), «прибрежный аквальный комплекс возле мыса Айя» (1972 г), заповедное урочище», «Роща сосны Станкевича» (1980 г). Мыс Айя насчитывает около 500 видов растений, из которых 28 видов занесено в Красную книгу Украины. Наиболее ценными видами являются: сосна Станкевича (пицундская или судакская), можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный, фисташка туполистная, иглица понтийская. А в рощах дуба пушистого зафиксировано 16 из 38 видов крымских орхидей.

Среди представителей животного мира можно назвать такие редкие и исчезающие виды как эндемичная каменная куница, ласка, летучие мыши, змеи и исконных обитателей горно-лесного Крыма – крымский благородный олень, косуля, горнокрымская лисица, дикий кабан. Всего в Красную книгу Украины занесено 28 видов растений и 14 видов животных.

В прибрежных водах обитает два вида черноморских дельфинов, черноморская акула- катран и два вида крабов.

Недалеко от мыса Айя расположены скалы Ласпи, где произрастаютзаросли можжевельника высокого, земляничника мелкоплодного,дубапушистого, сосны крымской. Скалы Ласпи объявлены заповедным урочищем в 1980 г.

В Крыму, как говорилось ранее, очень много великолепных природных творений, которые создают причудливые образования. Например, река Черная прорывается между горами Телеграфной и Гасфорта в узком ущелье. Это глубокое ущелье образовалось в результате эрозии верхнеюрских известняков и называется, Чернореченский каньон. В 1947 г он был объявлен памятником природы, а уже в 1974 -государственным заказником республиканского значения. С 1974 г. объявлен государственным заказником республиканского значения. Его еще называют миниатюрным крымским Дарьялом. Местами это каньонообразное ущелье труднопроходимо, потому что русло реки характеризуется обширными перекатами и каскадами, навалами каменных глыб. По руслу каньона протекает самая полноводная река Крыма, берущая начало в Байдарской долине. А на бортах его средней части произрастаю сосны и можжевельник. Окружают каньон образцы дикой природы со множественными речушками и мини водопадами.

Вблизи каньона, на территории Орлиновского лесничества, в 1979 г. организован государственный заказник республиканского значения «Байдарский», где под охраной находятся дикорастущие лекарственные растения. Там на лесных полянах растут зверобой, чабрец, душица, тысячелистник и другие лекарственные травы. Кроме того, в заказнике были обнаружены растительные сообщества из можжевельника высокого, которые отличаются от южнобережных образцов. Среди животных выявлены олени, кабаны, зайцы, лисы, фазаны, При всей уникальности этой территории Байдарская долина является существенно освоенной. На территории заказника существует 45 км туристических троп.

Интересным природным образованием является мыс Фиолент , объявленный памятником природы с 1969 г. На протяжении 2 км берег сложен изверженными вулканическими породами (юрские кварцитовые кератофиры) и сарматскими глинами. В береговых урочищах образовались многочисленные ниши, каменные хаосы, миниатюрные островки, абразивные арки. Особенно впечатляет островерхий утес самого м. Фиолент и огромный грот Дианы. Подводные скальные ландшафты такого типа являются уникальными. В этом районе расположены самые мощные в Крыму источники субмариной разгрузки.

Среди представителей уникального животного мира можно выделить 3 видов дельфинов, морскую свинью. Кроме того, это местообитание 16 видов птиц и 8 видов млекопитающих. Горные склоны м. Фиолент покрыты ценными субсредиземноморскими соснами и можжевельниками.

В 1991 г. городским Советом было принято решение о создании национального парка «Байдарская долина» площадью 25,6 тыс.га, в состав которой вошли заказники «Байдарский» и «Мыс Айя» и береговая линия с прилегающей акваторией от м. Фиолент до м. Сарыч.

На склоне Байдарской долины находится Скельская сталактитовая пещера, объявленная памятником природы местного значения с 1964 г. В пещере образовано несколько соединенных проходами залов. Среди них самый красивый и самый большой - второй (длина 80 м, высота «готического» свода 25 м). Стены пещеры отличаются многочисленными кальцитовыми натечными образованиями- занавесями и ребрами. Однако, ее главной достопримечательностью является 7-метровый сталагмит. Суммарная протяженность всех галерей пещеры достигает 570 м.

Скельская пещера долгое время оставалась дикой. Открытие ее приписывают жителю села Скеля в 1904 г. Уже сейчас в Крыму можно насчитать более тысячи карстовых полостей, но далеко не все из них оборудованы для туристов. Из тех, что обустроены к Севастополю ближе всего именно эта пещера. Несмотря на то, что Скельская пещера менее посещаема экскурсантами, чем Мраморная или Красная, зато она обладает чудесными условиями: сухо, средняя температура +12 С 0 , удаленность от поверхности земли 45 м и плюс 10 м набор в высоту внутри пещеры и близко расположена к населенному пункту.

Ботанический памятник природы с 1972 г. Ушакова балка славится реликтовой рощей фисташки туполистной (кевовое дерево) на площади 5 га. Причем, сохранились экземпляры возрастом до 300 лет и более. Кевовое дерево – это не только ценное и редкое растение, но и исконно крымский дикорос. В условиях юга Украины он имеет огромное значение для сдерживания эрозии почв, поскольку мощная корневая система уходит на 12-15 м в глубину и распространяется горизонтально на 30-40 м. Кроме того, в Ушаковой балке произрастает целый ряд растений, занесенных в Красную книгу.

Интересным является и то, что в Ушаковой балке сохранилась часть самоточного водопровода, датированного 30 ми годами ΧΙΧ в. В то время, это был важный акведук протяженностью 17 км, который подавал воду из Черной реки в сухие воды Северного адмиралтейства.

Еще одним памятником древности Севастопольского региона является Максимова дача, который расположен в Хомутовой балке. Уникальный парк-музей является ландшафтным заказником - комплексным памятником природы, археологии истории, садово-паркового искусства.

История Максимовой дачи начинается с конца ΧΙΧ - начала ΧΧ в. (1901 г). Потрясающей красоты усадебный комплекс с ландшафтным парком (площадью около 30 га) создан архитектором В.А.Фельдманом. В основе проекта усадьбы лежали идеи создания садов эпохи романтизма ΧVΙΙΙ-ΧΙΧ вв и оригинальные теории декоративного садоводства. Архитектурный комплекс состоял из дома владельца, обширного парка с беседками, искусственными руинами, мостиками, прудами. Все это создано очень умело изобретательно. Этот парковый шедевр специалисты сравнивали по красоте с Софийским парком в г.Умань и Воронцовского в г.Алупка. Отличительной особенностью парка являлось контрастное сопоставление сложного пересеченного рельефа и свободной композиции групп зеленых насаждений с водной поверхностью декоративных прудов, в которых разводили рыбу и раков. Парк делился на «верхний» и «нижний», кроме этого, имелся розарий. Всего было высажено 1555 видов растений, в том числе реликтов. С начала ΧΧ в усадьба пережила много событий, следствием которых стало нынешние состояние абсолютного упадка. К сожалению, пути восстановления урочища до сих пор не намечены.

Национальный историко-археологический заповедник Украины - «Херсонес Таврический» является памятником мирового значения и некогда был основан выходцами из Гераклеи Понтийской. Он входит в список 100 выдающихся памятников истории и античной культуры. Расположен он на берегах древнего Херсонеса между бухтами Песочной и Карантинной. В настоящее время фонды заповедника насчитывают около 300 тысяч предметов. Музей занимает здание бывшего Херсонесского монастыря. Кроме того, на территории заповедника частично сохранился античный театр с колоннами, которые расположены прямо на берегу моря. К сожалению, не сохранились до наших дней общественные здания, храмы, статуи богов с главной площади города. На ее месте сейчас возвышается Владимирский собор, который был заложен в 1861 г. в честь принятия князем Владимиром христианства. Собор содержит остатки крупной средневековой крестообразной церкви Святого Василия, в которой принимал крещения Великий князь. В 2004 г рядом с храмом был установлен памятник Святому апостолу Андрею Первозванному.

Одной из главных достопримечательностей заповедника является большой колокол, который установлен между двумя пилонами на берегу моря. И редкий экскурсант удерживается от соблазна сфотографироваться на его фоне.

Кроме всего вышеперечисленного, в «Херсонес Таврический» входят два филиала - древние крепости Каламита (район Инкермана) и Чембало (район Балаклавы).

Помимо Херсонесской бухты, памятниками природы в прибрежной полосе Севастопольского региона считаются аквакомплексы: м. Лукулл, м. Фиолент, м. Сарыч, м. Ласпи.

В заключение рассмотрения этого вопроса, необходимо отметить, что на сегодняшний день со стороны властей не оказывается должное внимание сохранению объектов природно-заповедного фонда, как того требует Закон Украины «О природно-заповедном фонде Украины». Известно, что понимание современности и предвидение будущего определяется знанием прошлого.

Таким образом, процесс деградации ценных объектов и территорий имеет тенденцию к непрерывному росту. Это чревато тем, что, в конечном итоге, человечество обречено на все большие потери генетического фонда растений и животных, на уничтожение образцов культуры на разрушение собственной среды обитания.

Исторические данные

Садово-парковое искусство имеет давнюю историю. Его происхождение уходит в глубь веков и является признаком цивилизации, окультуривания природной среды. Садово-парковое искусство относится к синтетическим видам искусств и является одним из наиболее сложных и трудоёмких, ведь оперирует с неодушевленными вещами и живыми существами - растениями.

Подобно живому существу, парк проходит этапы рождения, становления, расцвета и смерти. На вид парка значительно влияют вкусы обладателей, природные условия, изменения мод, наличие ухода или его отсутствие, социальные катастрофы. Деревья имеют свой период существования. Если уход за парком происходит на протяжении веков, мертвые деревья заменяют аналогами.

Сад и парк

Понятие «сад» и «парк» недалеко ушли друг от друга и часто бывают заменителями друг друга. Но у них разные функции и достаточно самостоятельные объекты человеческой деятельности.

  • Сад - преимущественно сельскохозяйственный объект для выращивания и получения фруктов и ягод.
  • Парк - преимущественно художественный объект с особой планировкой, включением различных архитектурных сооружений от малых архитектурных форм (беседки, павильоны) до дворцов, театров, стадионов, различных спортивных площадок. Доля исторических парков имела в своем составе и участок плодового сада (плодовый сад и огород в замке Виландри , в парке Во-ле-Виконт , Франция, в парках пригородов Санкт-Петербурга . В современных парках от этих установок обычно уходят, а функции плодового сада и парка - разграничивают.

Переход в состав памятников

Сады довольно быстро перешли в состав памятников. В Древней Греции искусственно созданный сад быстро приблизился к статусу священной рощи. Даже если сад не имел подобного статуса, каждая постройка в нём становилась его визиткой и имела статус памятника. Так получилось с садами Академии в Афинах.

Название происходит от имени мифического героя Академа . Тот помог братьям-близнецам Кастору и Поллуксу вызволить из неволи царевну Европу. По легенде, Академ был похоронен именно в этом саду. Сад Академа выбрали своей резиденцией философы. Именно здесь гулял и вёл диспуты вместе с учениками и последователями философ Платон (427-347 гг до н.э.). Школа получила название Академия . Даже упоминание об Академе делала его памятником культуры, философии, европейской античной цивилизации вообще.

Изменения парка Версаль

Основная статья: Парк Версаля

Версаль, план на середину 18 века.

Чаще было наоборот даже с ухоженными и известными парками. Так, парк Версаля начал менять свой облик уже через тридцать лет с начала постройки. Часть деревьев, высаженных наспех, засохла. Чрезмерно сильное вмешательство в жизнедеятельность растений, энергичное выстригание кустов и деревьев, обеднение почв не способствовало их сохранению. Началось сокращение участков сада. Предположительно первоначальная площадь парка в Версале достигала 1 700 га. В XX в. территорию парка ограничили в 600 га. Это было сокращение в три раза, хотя грандиозные перспективы исторического парка были сохранены.

Еще большие изменения произошли в его растительном составе. Сухие деревья вырубили. В XVIII веке несколько первоначальных видов растений просто заменили на новые и часто из других географических зон. Так, в конце XVIII в. парк Версаля получил новые участки с растениями из Северной Америки, которых не было здесь во времена королевского ландшафтного архитектора Андре Ленотра , да и не могло тогда быть. Клён остролистный, высаженный в парке, повел себя как в природе. Он давал проращивание 95-97 процентов собственных семян. Появились новые кленовые рощи, а другие деревья были вытеснены.

Еще больше изменений произошло в результате природных бурь. В 1990 и в декабре года над Францией свирепствовали два урагана. Разрушения захватили территорию в 70 процентов страны. Национальное бюро лесного хозяйства Франции зафиксировало гибель примерно 30 000 000 деревьев страны. В исторических участках садов Версаля были вырваны с корнем и повалены 10 000 деревьев. Восстановление исторического облика этих участков растянется на 100-150 лет.

Не лучшим было состояние и с другими парками. Чрезвычайные повреждения от урагана имела и историческое Лефортовская роща в Москве в начале XX века. Для многих исторических садов и парков в России в XX в. пришел конец существованию из-за отсутствия ухода, двух распадов страны в и годах, катастрофической истории на протяжении 74 лет. Но и новая эпоха внедрения рыночной экономики, в условиях отсутствия войны, часто приводила к гибели парков.

Гравюры с историческими пейзажами парка Версаль

Сады возрождения, маньеризма, барокко

Традиция создания садов как мест благородного досуга, философских бесед, поэтических состязаний, театральных представлений возродили в эпоху Возрождения в Италии. Даже небольшие сначала сады получили собственные планировки, были украшены фонтанами, скульптурами, скамейками, лужайками. Мемориальное значение в честь семьи Медичи приобрел сад при вилле Поджо-а-Кайано . Для создания виллы пригласили известного архитектора Джулиано да Сагнгалло . Сооружение имело характер переходного периода и компромиссно сочетало итальянскую строительную традицию с элементами древнеримской архитектуры (аркада цокольного этажа, портик с треугольным фронтоном). Часто архитектор выступал и как проектант сада, и как садовник.

Мемориальный характер приобрел и сад Боболи , что имел несколько участков садов, созданных в разные десятилетия. Сады Боболи стали школой для флорентийских скульпторов, где работали Бертольдо ди Джованни , Микеланджело Буонарроти и другие.

Сады эпохи маньеризма 16 в. - прославленная страница садоводства Западной Европы, начавшаяся с развития садовых традиций эпохи возрождения и выработки своего типа садово-паркового ансамбля, придания им первых величественных образов. Сады эпохи маньеризма чрезвычайно повлияли на дальнейшее развитие садово-паркового искусства эпохи барокко 17-18 веков в разных уголках не только Европы, но и мира (сады барокко в Исландии, сад барокко в Пекине при дворце китайского императора, сад барокко врача Бидлоо в Москве т.д.). В 20 веке в северной Италии с использованием стилистики маньеризма создан сад Ла Скарцуола (архитектор Томазо Бузы ( -), Умбрия), где развиты традиции итальянского сада добароккового периода (парк Бомарцо).

Как памятники известным личностям рассматривались известные сады барокко уже в 17-18 вв. (Версаль связан с королем Людовиком XIV , Петергоф - с царем Петром I , сад в Варшаве - с министром Генрихом Брюлем). В 19 в. сады получают статус исторических памятников, часто без прямой зависимости от именитых обладателей, ибо художественная ценность некоторых садов и парков получила самостоятельное значение (сад Хет Лоо , Голландия , сад Лазенковского дворца , Польша , сад барокко замка Во-ле-Виконт , Франция , сады Несвижского замка, Беларусь). По историческим планам садов, извлеченным из архивов, начата реставрация или восстановление первоначальной планировки (цветник сада при дворце Монплезир, Петергоф, сад Рундальского дворца , Латвия).

Осознание художественной ценности отдельных садов прошлого пришлось на сутки 19 века, шло как восстановление садов прошлого, восстановление их в почти первозданный вид (Хет Лоо, Во ле Виконт), так шло и уничтожения уникальных садово-парковых ансамблей, среди которых -

  • сад врача Бидлоо в Москве
  • усадебные сады ландшафтного дизайнера 18 в. Филиппа Пермякова
  • Итальянский парк (Подгорцы)
  • сад при дворце Мезон-Лаффит , Франция
  • сад Ружанского дворца , Беларусь и ряд других.

Реставрации садов Помпей

Помпеи, дом Октавия, восстановленная ​​часть сада

В 20 в. появилась возможность воспроизведения давно исчезнувших садов Помпей. Засыпанные вулканическим пеплом растения садов и мертвые существа при виллах создавали полости. Итальянские исследователи пришли к выводу, что можно заполнить эти пустоты жидким гипсом. Исследование полученных слепков дали образцы корней растений, которые использовались в садах погибшего города Помпеи . По типу корней распознали растения. При консервации и частичном восстановлении вилл и садов в Помпеях участки бывших садов восстановлены современными растениями, если их аналоги найдены в современности.

Консервация в исторических парках-памятниках

Консервация - первый этап восстановительных работ в парках. Идет уход за его состоянием, сохранение существующей пространственно-распланированной композиции и ее частей, ремонт и восстановление сохранившихся архитектурных сооружений, санитарные вырубки и лечение растительных болезней, придерживаются охранительного режима и предотвращения дальнейших нежелательных изменений исторического облика парка.

Литература

  • Вергунов А.П. Горохов В.А. «Русские сады и парки», М, «Наука», 1988
  • Grimal P. Les Gardins Romains. Paris 1984
  • Grimal P. L"art des Gardins. Paris 1964
  • jashemski W.E. The Gardins of Pompei, Нerculanum and the vsllad destroyed by Vesuvius, 2 vol New York, 1979
  • Cергеенко М.Е. «Садоводство в Древней Италии», Учёные записки ЛГУ, № 142, 1956

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Памятники садово-паркового искусства" в других словарях:

    Террасный парк Сан Суси … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    Памятники культуры древнего Киото (в городах Киото, Удзи и Оцу) Памятники культуры древнего Киото (в городах Киото, Удзи и Оцу)* Historic Monuments of Ancient Kyoto (Kyoto, Uji and Otsu Cities)** Всемирное наследие ЮНЕСКО Страна … Википедия

    Памятники архитектуры Киева список памятников архитектуры в Киеве. Понятие «памятник архитектуры» включает в себя охраняемые государством объекты культурного наследия. Список не охватывает утраченные памятники архитектуры и не включает в… … Википедия

Алупкинский парк является непревзойденным произведением искусства, с экзотической растительностью, чудесными гротами, источниками, прудами. Какая история у Какие достопримечательности находятся в нем?

Алупкинский парк: достопримечательности, описание

Дворцово-парковый комплекс идеально вписан в южнобережный ландшафт, на фоне нависающей и неприступной стены Ай-Петри. Алупкинский парк занимает территорий в 40 гектар. Основан он ещё в начале XIX века. Парк создан по принципу амфитеатра, с целью дополнить окружающую природу. На его территории находится множество различных видов экзотических растений.

Площадь парка разделена на две зоны: Верхний и Нижний парк. Северная часть Верхнего парка представлена большим и маленьким хаосом, между которыми находятся три красивых пруда. От прудов тропинки ведут к Воронцовскому дворцу. На пути ко дворцу расположена десятиметровая скала, названная «Лунным камнем».

Западную часть парка украшает фонтан «Трильби». Композицию верхней части парка составляют Каштановая, Солнечная, Контрастная и Платановая поляны.

Нижний парк является придворцовой частью. Здесь находится несколько террас и мраморных фонтанов. Здесь же находятся аллея с китайскими розами, айвой, форзициями. Ниже начинается совсем другая история - пейзажная часть парка, которая спускается прямо к морю. На склонах растут высокие кипарисы, платаны, а внизу о каменные глыбы разбиваются волны.

История парка

Ещё в XVIII веке, вместо парка, у побережья моря находились поселения людей. Они располагались прямо среди камней, которые часто служили домам крышами. Уже тогда путешественники романтизировали эти места, с шелковичными, персиковыми и гранатовыми садами, которые граничили со скалистыми утесами морского берега.

В конце XVIII и начале XIX ландшафтное искусство пользовалось популярностью, и искал место для основания грандиозного парка. Выбор, конечно, остановился на Алупке с множеством источников и живописными пейзажами.

В 1824 году было заложено основание парка. Главным выбран немец Карл Кебах. Началась очень сложная и длительная работа, которою под руководством Кебаха выполняли крестьяне. Площадка будущего парка расчищалась от камней и кустарников, а на их место привозили чернозем с южной части Украины.

Из заграничных регионов активно свозили экзотические растения. Большинство растений, привезенных в Никитинский ботанический сад, сразу же отправлялись на посадку в Алупкинский парк.Растущие в этих местах деревья и кустарники выкорчевывали далеко не все. Многие из них были пересажены в другие части парка. Осталась в парке и дуб, и туполистая фисташка, дерево граната. А старые и дуплистые растения использовали в качестве опоры для вьющихся растений.

К концу XIX века рисунок парка начал вырисовываться, но это было только началом. Растения развивались, и за их ростом требовалось тщательное наблюдение. После его смерти, становление парка продолжалось ещё 40 лет, садовниками Бищенковичем и Галущенко.

Парковый стиль

Алупкинский парк планировался как ландшафтный. Это значит, что он должен был значительно отличаться от классических парков с подстриженными газонами и кустарниками, клумбами и зонами геометрических форм. Основным стремлением было показать гармоничные отношения человека и природы, их взаимодействие и сосуществование друг с другом.

Парк не должен был контрастировать с окружающей местностью. Давно существовавшие здесь тропы превращались в парковые дорожки, а среди аборигенных деревьев аккуратно вкраплялись новые растения. Пруды, фонтаны, лужайки вырастали там, где позволяли ландшафт и проделанные тропки. Не природа подчинялась парку, а парк подчинялся ей.

Горная местность значительно способствовала оформлению парка. Изрезанный рельеф позволил разделить парк на несколько пейзажных зон, каждая из которых отличалась от другой. Верхний парк имеет довольно крутой рельеф. В это части парк имеет более естественный и природный вид. Огромные деревья, тенистые тропинки, пруды, таинственные гроты, веющие прохладой.

Нижний парк начинается более пологим рельефом. Нижняя часть парка окаймляет Воронцовский дворец и оформлена в классическом парковом стиле. Здесь расположены ровные террасы, с обилием цветов и ровно подрезанных кустарников - в лучших традициях европейских парков.. Покинув придворцовую зону, гости парка снова оказываются в плену природного величия. Террасы и аллеи перерастают в тропки с источниками и водопадами, окруженные высокими соснами. Рельеф становится скалистый и обрывистый, а стиль парка снова возвращается к естественности.

Растительный мир

Растения Алупкинского парка были привезены из разных уголков мира, сегодня здесь растет около 200 видов теплолюбивых растений. Деревья привозили из Средиземноморья, Северной Америки и Восточной Азии.

Чтобы приобрести для парка дерево, изучались условия для его выращивания, а самое главное - особенности его внешнего вида. Каждое дерево должно было идеально подходить по высоте, размеру и виду кроны.

В парке растет японсикая софора, хурма, пальмы. Индийская сирень радует мелким нежно-розовым цветов в августе, а в июне можно увидеть оранжевые цветки кораллового дерева, привезенного из Южной Америки. Оттуда же прибыли в парк и чилийские араукарии.

Величественные секвои, кипарисы, и сосны Монтезумы привезли из Северной Америки. Здесь также растут чинари-платаны и пробковые дубы, лавр, каменный дуб и земляничник. В нижней части парка растут крупноцветные магнолии и химанантус. Пальмовая аллея усеяна розами различных сортов.

Фонтаны и пруды

Фонтан слез является самым известным в парке расположенный на террасе, возле корпуса библиотеки. Это небольшой каскадный фонтан, в цвету кустарников сирени, лавра, фотини и калины. Вода спокойно и ровно перетекает из одной чаши в другую. У террас расположены ещё два мраморных фонтана «Раковина» и «Фонтан амуров».

Пруды - яркие достопримечательности парка. Это искусственно созданные пруды, вполне похожие на естественные. Вокруг разбросаны каменные глыбы, а болотистые кипарисы окружают его стеной. Из-за своей красоты и атмосферы умиротворенности и спокойствия они нередко описывались в поэтических строках.

Над одним прудом нависает ствол дерева, почти примыкая к воде и отражаясь в её зеркальной глади. На другом озере живут лебеди и утки. А посреди самого большого пруда находится камень, из-под которого пробиваются струи воды.

"Кошки" парка

Парк Воронцовского дворца населяют кошки, но не живые. Прямо к главному входу во дворец ведет диабазовая лестница, по обе стороны которой расположились Это место часто называю «Львиной террасой».

Три пары львов выполнены из белого мрамора. Каждая пара отличается по настроению. В самом низу лестницы расположились спящие львы. Сложив лапу на лапу, они уткнулись в них мордами, и предаются сновиденьям.

Возле входа во дворец находится пара бодрствующих «котят». Одной лапой они опираются на мраморный шар. Когти их выпущены, открытая пасть показывает клыки, а взгляд направлен в сторону лестницы, как бы ожидая новых гостей.

Поляны парка

Алупкинский парк, в верхней его части украшают живописные поляны. Платановая поляна находится рядом с прудами. На поляне растут не только платаны, но и секвойи 40 метров в высоту. Здесь можно увидеть прогуливающихся павлинов, которых когда-то привезли в парк.

Сразу после Платановой начинается Солнечная поляна,. Она значительно контрастирует с предыдущей поляной и озерной местностью по обилию солнечного света. Отсюда открывается наилучший в парке вид на Ай-Петри. Солнечная поляна окружена пирамидальными кипарисами, итальянскими и соснами Монтезумы.

Свое имя Контрастная поляна получила из-за резкой смены растительности после Солнечной поляны. В центре поляны растут два вида земляничника, которые демонстрируют то оливкового, то кораллового цвета стволы, в зависимости от сезона. Здесь же расположился и с раскидистой темно-зеленой кроной. Окружают поляну серебристые ели, кипарисы и дубы.

Хаос

В северной и западной частях Верхнего парка находятся удивительные природные образования - Малый и Большой хаосы. Выглядят они как нагромождения каменных валунов. Это произведение природа создала с помощью застывшей вулканической магмы, разрушившейся от влияния землетрясений более 150 лет назад.

Карл Кебах подвел границы парка к хаосам, вписав их в парковую композицию. Здесь воплощаются древние легенды, рассказывающие о сотворении мира из хаоса.

Малый хаос примыкает ко дворцу и находится на холмах со своими спусками и подъемами. Заросшие мхом каменные глыбы, гроты и лианы, вьющиеся по ним, пробуждают романтические и возвышенные чувства у отъявленных снобов и скептиков.

К Большому хаосу можно попасть по тропе, которая ведет от одного из озер. Здесь, руками садовников выложены каменные ступень и небольшие смотровые площадки. Сквозь каменные щели пробиваются земляничники, лианы, а на вершине возвышаются апеннинские сосны. Отсюда можно наблюдать чудесные пейзажи моря, дворца и всего парка.

Алупкинский парк: адрес

Парк расположен на Дворцовом шоссе, 10.

К парку можно добраться на рейсовых алупкинских автобусах 102, 107, 115.

Из города Ялты до парка можно доехать через автовокзал Алупки, пересев на рейсовые автобусы, либо на маршрутке № 27, которая отправляется с верхней платформы ялтинского автовокзала.

Вход на территорию парка бесплатный, а вот вход в Воронцовский дворец оплачивается.

Воронцовский дворец открыт для посетителей с 9.00 до 17.00.

Заключение

Алупкинский парк является настоящим шедевром садово-паркового искусства. Каждый день он доказывает своим гостям, что природа и рукотворное произведение могут сосуществовать в полной гармонии и понимании.

Парк - пам"ятка садово-паркового мистецтва - категорія заповідних об"єктів, що визначається Законом України про природно-заповідний фонд України.

Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва -- це найбільш визначні та цінні зразки паркового будівництва з метою охорони їх і використання в естетичних, виховних, наукових, природоохоронних та оздоровчих цілях.

Згідно із Законом України про ПЗФ (стаття 3), парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва відносяться до групи штучно створених об"єктів ПФЗ. До цієї групи також належать: ботанічні сади, дендрологічні парки і зоологічні парки. За тією ж статтею Закону, "парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва залежно від їх екологічної і наукової, історико-культурної цінності можуть бути загальнодержавного або місцевого значення."

Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва можуть перебувати як у власності Українського народу, так і в інших формах власності, передбачених законодавством України (стаття 4 ЗУ про ПЗФ). У разі зміни форм власності на землю, на якій знаходяться парким - пам"ятки садово-паркового мистецтва, землевласники зобов"язані забезпечувати режим їх охорони і збереження з відповідною перереєстрацією охоронного зобов"язання (стаття 4 ЗУ про ПЗФ). Парки - пам"ятки садово-паркового мистецтва відповідно до законодавства України можуть бути визнані юридичними особами. (стаття 5 ЗУ про ПЗФ).

Садово-паркове мистецтво має давню історію. Його виникнення сягає у глиб віків і є ознакою цивілізації, окультурення природного середовища. Садово-паркове мистецтво належить до синтетичних видів мистецтв і є одним з найбільш складних і трудомістких, адже оперує з неживими речами і живими істотами -- рослинами.

Як кожна жива істота, парк має народження, етапи становлення, розквіт і смерть. На вигляд парку значно впливають примхи володарів, природні буревії, зміни мод, наявність догляду чи його відсутність, соціальні катастрофи. Дерева мають свій вік існування. Якщо парку пощастить і догляд відбувається на протязі століть, мертві дерева заміняють аналогами.

Поняття «сад» і «парк» недалеко відійшли один від одного і часто бувають замінниками один одного. Але вони мають різні функції і досить самостійні об"єкти людської діяльності.

Сад -- переважно сільськогосподарський об"єкт для вирощування і отримання фруктів і ягід.

Парк -- переважно мистецький об"єкт з особливим розплануванням, включенням різних архітектурних споруд від малих архітектурних форм (альтанки, павільйони) до палаців, театрів, стадіонів, різних спортивних майданчиків. Частка історичних парків мала у своєму складі і ділянку плодового саду (плодовий сад та город у замку Віландрі, в парку Во ле Віконт, Франція; в парках передмість Санкт-Петербургу; італійський парк 17 ст. в Підгорецькому замку, Україна, мав ділянку виноградника). В сучасних парках від цих настанов зазвичай відходять, а функції плодового саду і парку -- розмежовують.

Сади досить швидко перейшли у склад пам"яток. В Стародавній Греції штучно створений сад швидко наблизився до статусу свяченого гаю. Навіть якщо сад не мав статусу свяченого гаю, якась споруда в ньому ставала його візитівкою і надавала статусу пам"ятки. Так вийшло з садами Академії у Афінах. Назва йде від імені міфічного героя Академа. Той допоміг братам -- близнюкам Кастору і Поллуксу -- визволити з неволі царівну Європу. За легендою Академ був похований саме в цьому саду. Сад Академа обрали своєю резиденцією філософи. Саме тут гуляв і вів диспути разом з учнями і послідовниками філософ Платон (427-347 рр. до н. е.).