Жизнь и путешествия на кавказе. Путешествие на Кавказ

Путешествие по Северному Кавказу - это лучшее, что может с вами случиться. Если ваш разум свободен от мифов и стереотипов, дерзайте! А мы поможем вам сделать все красиво, четко и безопасно. Читайте наш путеводитель.

- - - - - - - - - -

#НашКавказ

Как только я получил права и купил своей первый автомобиль в 2016 году, я отправился в путешествие на Северный Кавказ. Моя история проста: пришел, увидел, полюбил. Полюбил автопутешествия, полюбил Кавказ. И вот теперь каждый год (а то и не по разу) я собираю команду друзей и отправляюсь в автоэкспедиции в самые красивые места России.

Осенью 2018 года я снарядил очередную поездку в горы под лозунгом #НашКавказ . Мы поехали ломать стереотипы и открывать этот уголок нашей страны широкой публике. За месяц мы проехали все республики Северного Кавказа, посетили самые красивые места и доказали, что наши южные регионы - безопасное и безмерно интересное для путешествий место.

Хотите убедиться? Читайте наши советы о путешествиях по Кавказу!

Наша команда путешественников:

Рената Мукминова и Алексей Синицын.
Азат Аглеев

Зачем ехать на Северный Кавказ

  • Любоваться фантастическими по красоте пейзажами.
  • Увидеть самые высокие и величественные горы России - ни Урал, ни Алтай даже рядом не стояли.
  • Насладиться красивейшими горными дорогами.
  • Дышать чистым воздухом, жить и гулять на природе.
  • Развеять миллион мифов и убедиться, что на Кавказе живут самые добрые, культурные и приятные люди в России.
  • Хорошо сэкономить! Здесь вам не Грузия, не Альпы и не Новая Зеландия - те же красоты отдаются почти даром.

Софийское седло, Архыз, КЧР.
Сторожевая башня в Чечне.

Путешествие по Кавказу на машине

Для путешествий по Кавказу вам нужна машина. Идеальный вариант - ехать на своем авто. Только так вы сможете увидеть все красоты, доберетесь до самых удаленных и секретных мест, будете мобильны и свободны в прокладывании любых маршрутов. Без машины вы не увидите и половины.

Лучше всего ехать на внедорожнике - в горах есть множество мест, куда проедет только полноприводное авто на пониженной передаче. Нет своего вездехода? Не беда - отправляйтесь в поездку на обычном автомобиле, а на месте при желании берите экскурсии на джипах до труднодоступных мест в горах. Будет не так интересно, но это лучше, чем ничего.


Гора Тогузкёльбаши, КЧР.

Дороги на Кавказе преимущественно хорошие, на всех основных трассах лежит идеальный асфальт. Много плохих, разбитых грунтовок в Дагестане между мелкими селами в горах, но всегда найдется альтернативная хорошая дорога.

Бензин . Проблема с некачественным бензином есть только в Дагестане - там нет настоящих заправок известных брендов, а только бесконечные "Ликойлы", "Луккойлы", "Русьнефти" и прочие "мутанты", мимикрирующие под них. Увы, есть реальная опасность залить в бак своего авто паленое топливо, которое вмиг выведет ваш двигатель из строя. Как избежать проблем и найти добротный бензин, я расскажу в отдельном отчете про Дагестан.

ДПС . На Кавказе много полиции и прочих силовиков. Приготовьтесь, что почти на каждом посту (а их здесь немало) у вас будут проверять документы и спрашивать о маршруте. В остальном: не нарушил - не остановят.

Наш опыт . Оба путешествия по Северному Кавказу мы совершили на УАЗ "Патриоте" - на нем я путешествую по всей России. Это идеальная машина для поездок по горам: суперпроходимость и огромная вместительность. Было лишь одно место, куда я не смог проехать на этом автомобиле из-за низко висящих проводов.


Однажды мы все-таки застряли - сели днищем, соскользнув по грязи в колею на плато Бермамыт, КБР.

Когда ехать

В горах красиво и хорошо в любое время года, но все же лучший период для путешествий по Кавказу - середина весны или осени.

В пору золотой осени я провел обе наши экспедиции: деревья горят золотыми и багровыми красками, солнце греет будь здоров, а туристов мало даже в самых попсовых местах вроде Приэльбрусья или Домбая. В общем, у поездки в сентябре-октябре одни плюсы.

Весной природа будет совсем другой. Хотите увидеть зеленый Кавказ, приезжайте в мае.

Летом будет много туристов и слишком жарко, зато можно смело ночевать в палатке.

Зима в горах теплая, но в это время все дороги до труднодоступных мест будут засыпаны снегом, треккинг невозможен и есть опасность схода лавин.


Золотая осень на Северном Кавказе, урочище Джилы-Су, КБР.
Даже осенью можно мерзнуть! Стою на Софийском седле, ветер сильный и очень холодный.

Безопасность

Республики Северного Кавказа - на мой взгляд, самые безопасные регионы России. Неожиданно, правда? Но мой опыт, мнение местных жителей и рейтинги, которые мне довелось найти в интернете, доказывают этот факт.

Хорошие новости:

  • Уровень преступности на Кавказе низкий, оставлять машину в горах и уходить в поход можно спокойно. Проверено неоднократно, местные жители уверенно заявляют то же.
  • Люди в горах отзывчивые, внимательные и гостеприимные. Особенно в Дагестане: у каждого горца взаимопомощь прокачана до 80 уровня. У вас проблема? Любой прохожий сделает все, чтобы ее решить.
  • В Чечне, Ингушетии и Дагестане очень много силовиков и постов на дорогах. Эти люди не штаны просиживают, а реально поддерживают безопасность, поэтому в этих республиках чувствуешь себя очень спокойно. Если у вас есть вопросы, смело задавайте их военным или полицейским - они помогут советом.

Но есть и плохие новости . Увы, с безопасностью на Кавказе не все так хорошо.

  • Главная проблема - ваххабиты . Экстремисты прячутся в лесу и представляют угрозу, в первую очередь, для местных. Конечно, вероятность встречи невысока, поэтому отказываться от поездки на Кавказ из-за ваххабитов глупо.
  • Дураки на дорогах . Лихачи на Кавказе есть, но слухи о них сильно преувеличены. Тут хоть и нарушают, но делают это не ради понтов, а для собственного удобства. Нарушают в основном аккуратно и опасности на дороге не создают. Почти. Уж поверьте, в сравнении с кубанцами и крымчанами, кавказцы - идеальные водители.
  • Дикие звери . Медведей и волков на Кавказе много и встретить их можно запросто. Местные жители за свою жизнь встречают медведей не по разу, зверь порой даже в поселки заходит, но ведет себя хорошо и не буянит. Мы хищников не встречали, но находили в горах свежайший медвежий след (быстренько оттуда слиняли, чего уж скрывать).

Но итог все равно положительный! Смело утверждаю: на Кавказе я чувствую себя спокойнее и безопаснее, чем в Перми, Питере или Москве.


След медведя в горах, КЧР.

Что посмотреть на Кавказе

Мы посмотрели десятки достопримечательностей Северного Кавказа - будет большой отчет-список с фото, координатами и картами.

Самые красивые места Кавказа:

  • Урочище Джилы-Су (КБР),
  • Домбай с его подъемниками и четырьмя живописнейшими ущельями вокруг него: Алибек, Аманауз, Гоначхир и Домбай-Ульген (КЧР),
  • Гора Тогузкёльбаши (КЧР),
  • Софийское седло (КЧР),
  • Зеленчукские храмы (КЧР),
  • Плато Бермамыт (КЧР),
  • Плато Лаго-Наки (Адыгея),
  • Город мертвых Даргавс (Северная Осетия),
  • Башенные комплексы Эгикхал, Таргим и Вовнушки (Ингушетия),
  • Горные дороги восточнее озера Кезеной-Ам (Дагестан),
  • Карадахская теснина (Дагестан),
  • Салтинский подземный водопад (Дагестан),
  • Высокогорные села Дагестана,
  • Заброшенное село Гамсутль (Дагестан),
  • Дербент - древнейший город России (Дагестан).

Как видите, бесспорные лидеры по красоте пейзажей - Дагестан и Карачаево-Черкесия.

Если вы поклонник творчества Лермонтова и большой любитель "Героя нашего времени", вам будет любопытно посмотреть карту маршрутов Печорина и Лермонтова на Кавказе.


Наша прогулка на склонах Эльбруса на высоте 3700-4100 метров над уровнем моря, КБР.

Салтинский подземный водопад, Дагестан. Сможете найти на фото человека?
Поднялись на машине к горе Тогузкёльбаши на высоту более 3000 метров, КЧР.

Где жить

Палатку в обе наши экспедиции мы прокатали вхолостую - лишь пару раз пришлось ночевать в машине, все остальные ночи мы проводили в гостиницах. Проблем с жильем на Северном Кавказе нет. Почти нет. В популярных и заезженных туристами КЧР, КБР и Адыгее жилья хоть отбавляй: любые варианты за любые деньги, все есть на . В Осетии, Чечне и Дагестане с жильем уже сложнее, а в Ингушетии - просто труба. Но выкрутиться можно, дам советы по каждой республике:

КЧР, КБР и Адыгея : все жилье бронируем на . Большой выбор турбаз, гостевых домов, отелей, квартир.

Северная Осетия : проще всего остановиться на окраине Владикавказа и совершать ежедневные выезды в горы.

Ингушетия : на всю республику всего 5-7 вариантов жилья и ни одного приличного. Мы посмотрели всю республику за один день, а ночевали в в Назрани (так себе место).

Чечня : рекомендую остановиться в мотеле на трассе, а не в Грозном - дешевле и не нужно тратить время на передвижение по городу. Из мотеля можно ездить в горы. На озере Кезеной-Ам проживание стоит дорого: от 2500 рублей за номер на двоих.

Дагестан : в Дербенте, Махачкале и других городах на берегу Каспийского моря выбор жилья очень большой, в горах - крайне скудный. Для изучения горного Дагестана удобно остановиться в Гунибе и ездить по окрестностям. Не нашли жилье или не успели вечером вернуться в цивилизацию? Не беда! Любая семья в горных селах вас с радостью приютит и накормит. В Дагестане уровень гостеприимства просто зашкаливает.

Очень не рекомендую снимать квартиры напрямую у частников (например, через Авито). Вам либо подсунут клоповник, либо будут ломать мозг всякой ерундой - даже не пробуйте! Запомните: Букинг, мотели или вписки - только так и ни какой самодеятельности.


Гостиница на озере Кезеной-Ам, Чечня.

Одежда и экипировка

Еще не были в горах или автотрипах? Нет проблем, научу вас собирать чемодан за полчаса. Здесь я дам лишь самые главные советы, подробные списки смотрите по ссылкам:

Запомните главное правило в горах: много флиса не бывает! "Декатлон" вам в помощь: берите флисовые штаны и кофты разной плотности, ветровки, шапку и кепку, побольше термоносков, трусов и футболок.

Вместо тяжелых, неудобных и недышащих трекинговых ботинок лучше взять трейловые кроссовки - это лучшая обувь, какую изобрело человечество. В походах вам очень пригодятся треккинговые палки.

Свой чайник или кипятильник, набор кружек, чай, кофе, каша в пакетиках и всякие печеньки - этот незамысловатый набор скрасит вашу поездку, согреет, взбодрит и насытит вас каждое утро и вечер.



В горах горячий чай из термоса всегда кстати.

Питание

Перед путешествием на Северный Кавказ мы по старой традиции скупили полсупермаркета: консервы, паштеты, галеты, крупы, сухофрукты, орехи, батончики и прочие припасы. Во время любого автотрипа мой багажник выглядит как продуктовый шкаф в бункере на случай ядерной войны. Если на Алтае продукты резво прыгали в наш походный котелок - только успевай пополнять, то на Кавказе мы питались преимущественно в кафе.

  1. кормят вкусно,
  2. кормят дешево,
  3. сэкономите время,
  4. рацион будет разнообразный,
  5. кафе найти не проблема.

Поесть на человека в среднем можно за 200-300 рублей, в Домбае и Терсколе - дороже, эти места избалованы туристами. Во Владикавказе можно поесть вкуснейший шашлык за 600 рублей за кг - просто фантастика. В Дагестане в любой деревне вас от души бесплатно накормит любая хозяйка.


Едим хинкал в Дагестане.

Но небольшой набор продуктов все же берите:

  • консервы, крупы и запас воды на случай ЧП;
  • орехи, мюсли, шоколад, сухофрукты для перекуса в походах или в поездке;
  • кашу в пакетиках, чтобы быстро завтракать в гостинице.

Наша кухня и стол в вагончике на источниках Джилы-Су, КБР.

Сколько нужно денег на поездку

Мало! Если сравнивать с расходами, которых требует поездка в Европу или даже на курорты Краснодарского края, то путешествие на Северный Кавказ обходится недорого.

В этой экспедиции нас было трое. Мы провели на Кавказе ровно месяц, плюс на дорогу из Перми (почти 3000 км) ушло по 3-4 дня в одну сторону.

Расходы на одного человека за месяц:

  • Жилье - 17300 руб.
  • Питание в кафе - 9800 руб.
  • Продукты - 6500 руб.
  • Мобильная связь - 300 руб.
  • Недостающие лекарства в аптечку - 1000 руб.
  • Достопримечательности и подъемники - 2700 руб.

Расходы на автомобиль (сумма целиком):

  • Бензин на Кавказе - 15000 рублей.
  • Бензин на дорогу туда-обратно - 25000 рублей.
  • Ремонт и обслуживание авто в путешествии - 1100 руб.

Конечно, были еще расходы по подготовке к путешествию : обслуживание автомобиля, покупка одежды и экипировки - но все эти траты относятся не только к этой поездке, поэтому их не считаем, но при планировании бюджета в уме держим.

Самое дорогое в этой поездке - бензин. Но если у вашего авто расход не 13-20 литров на сотню и вам не нужно ехать до Кавказа 6000 километров туда и обратно, то ваше путешествие будет значительно дешевле.


Туманы в горах Домбая, КЧР.
У озера Кезеной-Ам, Чечня.

Культурная программа

Есть категория отдыхающих, которые приезжает на Кавказ (да и куда угодно) только ради трех вещей: бухло, шашлык и баня. В основном такие едут на Домбай, чуть меньше в Архыз и Приэльбрусье, в других местах почти не встречаются. Надеюсь, ваши интересы, так же как и наши, шире этого списка. Если так, то берите на заметку полезные книги, фильмы и статьи, которые помогут вам лучше узнать культуру народов Северного Кавказа.

  1. "Герой нашего времени". М. Ю Лермонтов.
  2. "Кавказкий пленник". Л. Н. Толстой.
  3. "Хаджи-Мурат". Л. Н. Толстой.
  4. "Кавказ". А. Дюма (путевые заметки).
  5. "Письма из Дагестана". А. А. Бестужев-Марлинский.

Посмотрите также список книг в этой заметке на ЖЖ и в комментариях к ней.

Список книг о Кавказкой войне смотрите на Арзамасе .

Что послушать:

Отменный материал о традиционной музыке кавказских народов подготовил Арзамас .

Что посмотреть:

  • "Кавказский пленник" 1996, Сергей Бодров (старший).
  • "Ашик-Кериб" 1988, Сергей Параджанов (по мотивам поэмы Лермонтова и азербайджанской сказки).

Из документальных фильмов могу посоветовать ленту Антона Ланге "Хребет. Каказ от моря до моря". Не скажу, что фильм вышел отменным, но ничего лучше на Ютубе о Кавказе вы не найдете.

Здравствуйте, дорогие читатели. Вот наконец-то решились написать про свое путешествие на северный Кавказ с 29 марта по 7 апреля 2016 года. Начальной точкой путешествия был г. Иваново, а конечной г. Кисловодск. Перед поездкой тщательно изучали чужой опыт путешествий и решили, что другим будет полезен и наш. Путешествие проходило на автомобиле Хендай солярис с низкой посадкой, о чем не пришлось пожалеть ни разу. Дорога М4 (Дон) по моим впечатлениям идеальна для путешествий. Почти везде многорядноть, за исключением небольших участков дороги.
Выехали мы не очень рано, приблизительно в 7.30, так как любим поспать. В наш экипаж входили исключительно члены семьи, это ваш покорный слуга, моя жена и сын 12 лет. Правда был у нас еще один полуодушевленный попутчик, точнее попутчица Ирина, которую мы ласково называем «Дурой». Это наш навигатор, с женским голосом, который неоднократно заводил нас в такие закоулки, что не хватало нормативной лексики для выражения чувств.
Брали с собой только самое необходимое: одежда по сезону, еду на два дня (о чем в дальнейшем не пожалели), туалетные принадлежности, по две пары обуви, немного налички (только на бензин и еду, остальное карточками на всякий пожарный), мусорные пакеты (обязательно), инструменты (на случай поломки) и пр.
Дорога шла через столицу нашей родины г. Москва, точнее по МКАД несколько десятков километров и далее на Тульскую область, Воронежскую, Ростовскую и на Ставропольский край. В первый день мы поленились и проехали только 800 километров. Заночевали в гостинице «Новая Усмань» в населенном пункте с одноименным названием. Стоимость однокомнатного номера с тремя кроватями, душем, теликом и WiFi 2000 рублей. Номер по впечатлениям средненький. В принципе все чистенько, тихо (даже удивительно, несмотря на трассу). Рядом бесплатная стоянка. Очень дружелюбный персонал, народу почти нет. Можно было конечно найти и за 1000, но там было бы много людей, и условия другие. Рядом с гостиницей есть хорошее кафе «Граммофон», отличное обслуживание, все вкусно и обстановка симпатичная, ценник средний.
Выспались в тишине и покое и на следующее утро, ровно в 7.00 тронули в дорогу. На светлую голову дорога всегда радостней и ярче запоминается. Пейзажи за окном проплывают просто великолепные, проезжаешь много рек. На контрасте после зимы попадаешь в лето, где зеленые поля и цветут деревья. По трассе попадаются продавцы которые торгуют медом, сгущенкой, растительным маслом и пр. белибердой.
Немного скажу о платных участках дороги. Дорога отличная, ограничения скоростного режима от 90 до 130 км/час, что позволяет передвигаться по ним значительно быстрее чем по бесплатным. Стоимость проезда составляет от 35 до 120 рублей за участок в дневное время, а ночью соответственно дешевле. В одну сторону мы потратили 605 рублей, а обратно (так как большую часть дороги проехали ночью) 360 рублей. На бензин было потрачено в одну сторону 3800 рублей, при среднем расходе Соляриса 6 л на 100 км. Когда ехали в Кисловодск, попробовали проехать по одному бесплатному участку – не понравилось. Во- первых, одна полоса и фуры всю дорогу, светофоры на каждом шагу и ограничения скоростного режима от 90 до 20 км/час. Да еще множество населенных пунктов с видеофиксацией. Больше экспериментировать и экономить не стали и поехали по платным.
Теперь скажу про ГИБДД. Всем спасибо ребята, вы отличные парни. Несмотря на то, что мои номера явно контрастировали с местными, тормознули только один раз перед въездом на Ростов. Проверили документы и отпустили, пожелав доброго пути. Скоростной режим мы, конечно, изредка нарушали, но не злостно, просто задумаешься или засмотришься. За 4000 километров не привез ни одного штрафа. Но посты с работниками полиции попадались довольно часто, где замеряли скоростной режим переносными радарами. На одном таком посту нас даже пожурили, за то что долго сбрасываем скорость. То есть ребята все равно относятся с пониманием и видят когда ты наглеешь, а когда просто не успел до конца сбросить скорость. За незначительные нарушения могут и предупредить. Хотя не сомневаюсь, что и у них есть палочная система отчетов.
В общем, оставшиеся 1000 с небольшим километров мы проделывали до глубокой темноты и два моих штурмана (жена с навигатором) промахнулись мимо развязки на Минеральные воды, куда мы изначально планировали попасть. Волевым решением в этом сонном царстве я указал дорогу на Ессентуки. И мы в дальнейшем об этом не пожалели. Прекрасный, тихий городишко, со вкусной водой и большим выбором жилья. Когда мы отправлялись в дорогу, то даже не удосужились навести справки, где будем снимать угол. Да это и не нужно. Там предложения на каждом углу. Правильно говорят язык до Киева доведет, хотя туда уже не хотелось бы. Жилья там сдается очень много и разброс цен от 1000 рублей за сутки и выше, как договоритесь. Мы сняли двухэтажный коттедж из трех комнат, с двумя теликами, стиралкой,WiFi, душевой, машину загнали во двор. Не выбирали, так как было около десяти вечера. Ну коттеджем это можно назвать с натяжкой, так как строят там «на головах друг у друга». Это куча двухэтажных построек в одном отдельно взятом дворе. Правда до бювета было ходить очень близко, 100-150 метров. Если кому пригодится снимали дом на ул. Фрунзе. Дом называть не буду, так как хозяевам может не понравиться пристальное внимание к их двору. При желании найдете сами. Жилье сдают в основном со всем необходимым посудой, горячей, холодной водой, туалетной бумагой. В принципе заботиться особо не о чем. Готовить очень удобно если есть желание. Лично мы большие лентяи и часто ходили питаться в город. Хочу еще отдельно сказать про их дворы. Они очень узкие, машины туда набиваются как кильки в банке. Я когда выезжал, что бы не задеть стоявший во дворе жигуленой, близко прижался к воротине и поцарапал колпак на колесе. Это правда фигня, но неприятно. Да имейте ввиду, что движение в этих городах организовано ужасно. Знаки расставлены так, что даже проходя пешком мимо дорожных заков и разметки зависаешь на 2-3 минуты, соображая как такое может быть. Мне попадались улицы с таким круговым движением, глядя на знак которого я минут пять думал какая дорога главная, а какая второстепенная. Такое ощущение, что их подрисовывали маркером от скуки. Во всех цивилизованных городах круговое движение организовано с главной дорогой на кольце, или второстепенной и помехой с права, для простоты восприятия при интенсивном движении. Здесь местные водители ездят так, как будто собрались в последний путь. Очень похоже на то как ездят в Египте. Но отдать должное местным водителям, они всегда внимательны к иногородним, всегда поймут и пропустят, где-то лишний раз промолчат и не бибикнут. Видно, что курортный город. Попадались даже такие курьезы как знак «движение запрещено», а под ним поперек дороги вкопаны столбы. То есть как бы спецслужбам и местным жителям можно ехать, а попробуй! А есть знаки главной дороги, которые висят не как обычно а параллельно земле, когда подъезжаешь к перекрестку, то на знак заглядываешь снизу вверх, иначе не увидеть.

Такие чудеса технических регламентов
Отдохнув три дня в Ессентуках мы поехали в г. Пятигорск. Неожиданно оказалось, что подъемник на гору Машук не работает и откроется только 1 мая. И мы …. полезли на гору. Именно полезли, потому что решили свернуть с асфальтовой дороги на узенькую тропку… Во время подъема переживали, что тропа зайдет в тупик – обратно спускаться было бы очень трудно. Жена, наверное, не справилась бы. Повезло, что уже ярко пригревало солнце и тропа подсохла (подъем был 1 апреля). Был участок, где мы забирались высоту собственного роста по отвесной скале. Такими неленивыми оказались мы одни, остальные обошли вокруг по асфальтированной дороге.
Вид с горы порадовал. Оттуда видно и Эльбрус, но не так как из Кисловодска. Сам Пятигорск город со старинными постройками и прекрасной архитектурой. Солнце, горы, чистый воздух, да еще и высоту Машука 993 метра мы взяли сами!
Кстати, ездили мы в Пятигорск на местной электричке. Езды 15-20 минут, стоимость на троих 250 рублей в обе стороны на троих. Билет можно взять сразу на обратную дорогу без учета времени отправления, то есть когда захотели тогда и уехали. Электричка ходит почти каждые 20-30 минут. Можно доехать до Минеральных вод, Кисловодска, Пятигорска, Ессентуков. Все рядышком.
Особенно хочу отметить кафе в г. Ессентуки на железнодорожном вокзале «На двоих». На троих мы поели на 750 рублей. Но вспоминали этот обед всю поездку по КМВ, в хорошем смысле слова. Если бы мне кто-то раньше сказал, что я буду есть на ЖД вокзале и потом вспоминать, то я бы рассмеялся. Жене понравилось «чанахи» и она его дегустировала во многих заведениях, даже чанахи в дорогом кисловодском ресторане ей понравился намного меньше. В основном везде кормят вкусно, но очень остро. Если вы приехали лечится, то в общепите переспрашивайте острое блюдо или нет. Это Кавказ.
После поездки в Пятигорск мы собрали вещички (как и планировали) и переехали без лишних заморочек в Кисловодск. По дороге в интернете (мы подключали билайн хайвей 20 гигов на планшет) нашли адрес и договорились о жилье. Так как приехали раньше и район нам не очень понравился, оставили машину и пошли гулять. Проходя, мимо жд вокзала разговорились с мужчиной, сдающим жилье и нам предложили столько жилья, на любой вкус и цвет, что глаза разбегались. Очень приятная и доброжелательная женщина Тамара ходила с нами по городу и помогла подобрать то, что нас устроило. Мы лентяи и остановились рядом с нарзанной галереей, так как не хотели далеко бегать. Квартиру выбрали на втором этаже старого дома (хозяйка утверждает, что ему 150 лет), бывшей коммуналки. С хорошим ремонтом, за 1600 рублей в сутки, две кровати с нормальным постельным бельем, раскладное комфортное кресло для ребенка, телек во всю стену, WiFi, своя кухня, газовое отопление, полы в ванной с подогревом, новая сантехника и пр. мелкие радости. В принципе жилье там нужно только для ночлега, так как мы целыми днями где-то бродили и ездили. Кисловодский курортный парк огромный, с фонтанами (в апреле, увы, не работали), цветниками, скульптурами. Мы купили карту с маршрутами плюс был планшет и 2гис в смартфоне, и путешествовали. В один день накрутили 20 км (засекли по «шагомеру»).Так что удобная обувь очень важна.
Наш 12-летний сынуля уставал, конечно, от длинных прогулок, да и вайфай с телеком манили к себе. Поэтому мы нашли ему развлечение: автодром на ул. Седлогорская. Сын рассекал там на настоящих картингах с таким удовольствием, что обратно ехать не хотел. До этого он даже не знал как выглядит картинг. Машинки на любой вкус, обычные рамные и с пластиковым корпусом, для начинающих. Цена заезда 5 минут 200 рублей, это примерно 10-14 кругов. Зависит от того как вы ездите. Компьютер ведет подсчет времени заезда и времени прохождения круга всеми участниками. Так же можно покататься на таких же картах в городском парке в центре, но там круг маленький и без поворотов. В городском парке имеются аттракционы на любой вкус, можно забраться на колесо обозрения.
Больше всего запомнился подъем на гору «Малое седло» Высота ок 1,4 км. Видно на Эльбрус как на ладони. Там есть и подъемник, но мы попали в день профилактики. И покоряли эту вершину тоже ножками. Повезло с погодой, как и 1-го апреля, 4-го тоже было солнечно.

Обратно с горы не хотелось идти по тому же маршруту, но по отзывам встреченных нами спортсменов, спуск по тропе был бы рискованным, они утверждали что «там грязно и не пройти». Но мы рискнули и прошли! Весь путь вниз с горы мы прошли одни.
Обратно мы выехали с неохотой, но ребенку надо было в школу, ничего не попишешь. На обратном пути мы заехали в Железноводск. Там я отдыхал ранее и поэтому специально туда не ездили. Город преобразился. Улочки чистые, ухоженные, источники очень целебные (проверял на себе). Мы пожалели, что не провели хотя бы два денька в Железноводске, такой он тихий и приветливый (и там тоже есть горы для восхождения обычных туристов).
После Железноводска все в обратной последовательности, только без ночевки. Решили проехать побольше в первый день, но потом было лень искать гостиницу и ехали без остановки. Подремали пару часов на заправке в Воронежской области и поехали дальше. Когда рассвело, в Тульской области снова увидели снег (его остатки), Тульская и Воронежская области нас встретили туманом и дождем. Во время пребывания на Кавказе пасмурных дней почти и не было.
На обратной дороге ГИБДД нас не беспокоило, хотя сразу после нашего приезда домой, в Ставрополье случилось вооруженное нападение на РОВД. И там ввели режим КТО. Но во время отдыха никакой напряженки по этому поводу не наблюдалось. Я отдыхал в г. Железноводск еще в 2001 году, даже тогда там было спокойно, а сейчас и подавно.
Мы обязательно вернемся на Кавказ, там много необыкновенных мест (плато Бермамыт около Кисловодска, горячие источники, рядом Домбай и Эльбрус, Архыз). Будем считать, что была наша «разведка» на машине.

Путешествие на Северный Кавказ

Всю свою сознательную жизнь, в меру сил и возможностей, я путешествую и занимаюсь активным туризмом. Бывал в различных «горных» уголках страны, в том числе (почти 30 лет назад) и на Кавказе.

В этот год уже приближался юбилей, и, пожалуй, единственным подарком на эти дни было моё желание не ходить на обрыдлую работу, взять отгулы и хотя бы банально, дома, попить водки и вволю отоспаться. Однако жена решила всё по-другому. Оказывается, она продумала всё заранее, долго откладывала деньги, изучала интернет и возможности куда-нибудь выехать вместе. И она сделала мне один из самых замечательных подарков в моей жизни. Она подарила мне КАВКАЗ!

Кавказ с режимом КТО. Кавказ, ставший в последнее время синонимом терроризма. Здесь накануне убили таксистов, кого-то пытались взорвать, где-то на задворках были уничтожены братья из очередной банды. И трассу Кавказ ко всему завалило непролазным снегом.

План, в который меня посвятила жена, очень походил на авантюру. Невольно вспоминались «Кавказский пленник», Жилин и Костылин, кирпичные заводы Дагестана, Буденновск и Буйнакск – и всё в том же духе, всё в одну кучу, в одну копилку сомнений. Но, как известно, в единоборствах есть простой принцип: «Если ты не уверен – сделай шаг вперёд». И мы его сделали, сообщив при этом родителям (чтобы не волновались), что едем кататься на горных лыжах не на Северный Кавказ, а на Южный Урал, в Башкирию.И вот – аэробус, рейс Салехард – Москва, Казанский вокзал и ухоженный поезд на Владикавказ, плавно несущий нас в ночь. И уютный, современный вагон, где в качестве бонуса полагается питание, минералка, пакет с туалетными принадлежностями, мылом, зубной пастой, щёткой и здесь же…одноразовые и почти белые тапочки…

Раннее утро, вокзал «Минеральные воды». Прямо у вагона нас встречает Шарапи – водитель Газели, которая должна доставить нас до места. Через 3 часа движения вдоль освещённого фарами коридора, по бокам которого из тьмы видны то силуэты деревьев, то какие-то вроде небольшие поселения, то мостики, бессчётное количество раз пересекающие реку Баксан; после подъёмов и спусков, от которых слегка закладывает уши – мы у нашего отеля «Вираж». Уютно светящиеся буквы названия. Вокруг темно, и может быть, лишь каким-то почти неосознанным чувством ощущается присутствие рядом чего-то большого и значимого.

Ощущаю, что от высоты – с непривычки - меня слегка «ведёт». В отеле – простая, домашняя атмосфера. Магомед Гордый (Залиханов) угощает нас кофе.

Критерий выбора нами (то есть моей любимой женой!) именно этого отеля – близость его к склону и подъёмникам, умеренные цены проживания. Что очень существенно – кормят здесь не по расписанию, а в любое время – с 8 утра до 12 ночи, поэтому не только меню, но и режим дня и питания мы вольны выбирать сами. А питание здесь не только «местное», очень вкусное и сытное. Порции, приготовленные здесь же и из натуральных продуктов велики и недороги. Магомед с широким жестом оглашает нам правило: - если пища вам не понравилась – вы можете за неё не платить!

Я выглядываю в окно – уже рассвет. И вдруг меня словно лавиной накрывает ощущение восторга и действительного счастья, которое, даже теперь – в воспоминаниях – не отпускает меня. Я вижу то, чего не видел до сих пор во тьме раннего утра. Я вижу ГОРЫ!

Далее в своём отчёте я планирую ограничиться лишь относительно краткими пояснениями к фотографиям (которых на самом деле раз в 20 больше, нежели я выкладываю). Но почему тогда я столь многословен сейчас? – Просто я анализирую случившееся и пытаюсь разобраться в себе. В этой внезапно нахлынувшей и уже не отпускавшей благодати и эйфории, что снизошла на меня в это утро. Мне действительно это важно.

Да, вероятно я давно подсознательно хотел вернуться на Кавказ. Многие названия гор, туристских и альпинистских маршрутов по ним мне знакомы. Я мечтал побывать на них, но этого так и не случилось. Да, это возвращение в край моих юношеских мечтаний.

А может быть, здесь сработал известный некоторым эффект – ощущение, которое испытывает человек, переживший тяжелейшую душевную или физическую травму, или болезнь на грани выживания - и последующий выход из этого состояния, выздоровление - которые вдруг кардинально меняют отношение к жизни. И она теперь поистине прекрасна!

Да, наверное, и этот фактор имеет место быть: меня отпустили и обыденность и даже безрадостность повседневного существования и немалые сомнения и опасения, которые мы испытывали перед поездкой на Кавказ. Всё ушло, развеялось как то разом!

И ещё. Вам известно чувство восторга? Это когда грудь полна воздуха и всё же немного не хватает дыхания. Его ПЕРЕХВАТЫВАЕТ. Возможно здесь это от отсутствия акклиматизации и от высоты. Эта временная физиологическая особенность любого организма так же дала импульс в мозг. И он, обратной связью, тоже «прочитал» её, как ощущение радости и восторга. Потом всё завершили бескрайность неба и безмерность голубых гор, великолепный хрустальный мир у наших ног, тёплое отношение окружающих, вся атмосфера, и, наверное сам Эльбрус, на склоне которого я разменял свои 50 лет.

Не судите строго. На фотографиях (кроме второй) практически не видно толчеи транспорта, людей, лыжников, сноубордистов и прочих проявлений отдыха и активной жизни. Это просто МОЙ взгляд на Кавказ. На его горы, и немного – на жизнь в долинах.

Наш отель, утро первого дня, высота 2300м над уровнем моря.

Поляна Азау особенно оживлённа в выходные, когда сюда съезжаются покататься со всех близлежащих мест. Здесь же, как и в Чегете, и вообще на горнолыжных полянах, существует местный базар и немало мест, где можно вкусно поесть и отдохнуть.

Поляна находится в верхнем течении реки Баксан, на высоте 2350м и является выходом на юго-восточный (а затем южный) склон Эльбруса и к трём горнолыжным подъёмникам: бугельному новичковому и двум более «высокогорным» – с вагончиками на 30 стоячих мест и кабинками на 8 мест «сидячих». 2 последних подъёмника движутся параллельно. Первая ступень – станция «Новый Кругозор» на высоте 3000м, вторая – «Мир» на высоте 3500.

Выше – до приюта «Бочки» (станция Гарабаши, 3780м) иногда можно подняться на кресельном подъёмнике. Сюда же и выше (в зимний период) – до «Приюта 11» (4200м) или даже выше, до скал Пастухова (4800), за отдельную плату, вас довезут ратраки или мощные снегоходы с лихими горцами за рулём.

Вокруг посёлков и станций подъёмников везде идёт стройка и ощущается некоторая незавершённость этого процесса. Хочется верить, что со временем всё упорядочится и этот уголок будет обустроен на высшем уровне.

Вверх на Эльбрус уже поставлены опоры третьей ступени подъёма. Будущие посетители Приэльбрусья, не прикладывая лишних сил, когда-то смогут подняться на ещё большую высоту, нежели сейчас.

А вот и тот старенький трудяга – вагончик.

Кабинки на фоне склонов и гор

Иногда, если приглядеться – буквально из окон гостиницы или отеля на высоких заснеженных склонах можно увидеть туров - горных баранов.

В кадре их несколько, наведу приближение на самого нижнего

В Великой Отечественной Войне в боях за Кавказ – по последним данным – погибло около девятисот тысяч защитников. Низкий вам поклон и Светлая Память! Спасибо за праздник жизни, что вы нам подарили!

Музей на станции «Мир» невелик, и я бы сказал – беден. Интересный экскурсовод и экспонаты. Как альпинисту в прошлом мне интересно и снаряжение тех лет. Лучшие эти образцы, ТОГДА наверняка были доступны не многим, а сейчас они безнадёжно морально устарели. Вообще, музей заставляет задуматься, «примерить» на себя ТЕ условия войны и боёв. И, действительно приходит понимание того безмерного, молчаливого, порой безвестного подвига, что был здесь совершён…

Чувствуется, что нынче сюда заходят не часто. Что же – живым – живое.

Чегет (примерно в трёх километрах от поляны Азау), гостинично-туристическая зона около кресельного подъёмника на склоне одноименной горы. Первая ступень – двухкресельная (лавка на 2 человека) – до кафе Ай. Вторая ступень – с одиночными сидениями.

Попасть от поляны Азау в Чегет в зимний период можно либо через лес, либо по автомобильной дороге, через посёлок Терскол, который сейчас мы можем увидеть сверху. Сам по себе посёлок интересен тем, что ещё в дремучие советские времена (где-то) выпускались КОЖАНЫЕ горнолыжные ботинки с тем же названием – «Терскол». Здесь же находится центр горной подготовки Минобороны РФ и Эльбрусский Высокогорный Поисково-Спасательный Отряд МЧС России.

Сейчас, со склонов Чегета, мы можем видеть Терскол сверху.

Кафе Ай, вид на Эльбрус. До его вершин отсюда примерно 12,5км

Гора Эльбрус – Высшая точка Европы, имеет 2 вершины с высотами 5621м и 5642м метра над уровнем моря. Не имеющий серьёзных технических препятствий, Эльбрус, тем не менее, сложен для восхождений главным образом из-за воздействия на организм человека большой высоты. В боях за Кавказ, в истории и даже в результатах войны эта известная во всём мире гора сыграла очень примечательную роль.

В ходе завоевания России немецкая Германия в числе главнейших задач ставила захват рудоносных районов Кавказа и главное – контроль над Каспийской нефтью. Западная Сибирь ещё была не освоена, и, лишив Россию топлива, у Германии был реальный шанс закончить войну быстрее и с другим результатом.

Ввод горных дивизий на Кавказ (1942г) вёлся скрытно, без лишней шумихи. Немцы укреплялись здесь основательно и надолго, на «Приюте11» и на каждой высотке, пока командующий Первой Альпийской дивизией «Эдельвейс» не решил проявить инициативу. В качестве политической акции была осуществлена подготовка, а потом и поднятие, водружение штандартов фашистской Германии на обе вершины Эльбруса.

Европа и мир узнали, что на Кавказе и высшей точке Европы установлено немецкое господство.

Гитлер был в бешенстве. «Тихое» проникновение на Кавказ было сорвано, а русские, поняв и осознав стратегический план врага, срочно стали собирать и стягивать на Кавказ и к Эльбрусу свои роты и части.

Здесь следует вернуться к нашим дням. Общее потепление климата, таяние снежников и ледников стало открывать взору неожиданные находки. На туристических и альпинистских тропах, рядом с горнолыжными трассами, спустя почти 7 десятилетий, ледники, опоясывающие подходы к Эльбрусу стали являть на свет Божий и возвращать боеприпасы, неразорвавшиеся мины, оружие. И останки павших здесь неизвестных…и даже неучтённых в военных архивах бойцов.

Ещё одна скрытая или замолчанная история о неизвестном бое на склонах Эльбруса. Ещё одно напоминание о войне рядом с беззаботностью шумного горнолыжного курорта.

Как оказалось позже, это была первая безномерная сводная рота (собранная наспех из людей, не имеющих ни званий, ни воинской подготовки, под руководством лейтенанта Григорьянца, бывшего…дамского парикмахера) которой была поставлена неосуществимая задача не только сдержать элитные части врага, но и захватить «Приют 11». Без снаряжения и навыков войны в горах, с каким нашлось оружием, они выдвинулись в заснеженное высокогорье и, пользуясь туманом, почти подошли к укреплённым точкам врага.

Но… погода переменчива и туман рассеялся.

В бравурных немецких фотохрониках тех лет можно увидеть кадры, как с высоток из пулемётов немцы расстреливали наших солдат. Измождённых и практически беззащитных.

Подступы к Эльбрусу окружены сплошной сетью оледенений и ледников. И если, имея опыт, по фирну или натёчному льду можно, почти не теряя времени, двигаться в кошках, то прохождение ледника всегда более непредсказуемо, сложно, и требует движения в связках.

Ледник, куда в условиях боя отступили бойцы, не имеющие спецснаряжения и горной подготовки, был «закрытым». То есть трещины, порой бездонные, были скрыты снегом. Снегом, который не всегда выдерживал вес человека. Так не стало оставшихся бойцов этой роты. Первой, которая легла в снега и льды Эльбруса.

История заранее обречённой попытки сдержать врага. Маленький эпизод большой войны, где была одна цель – отстоять свои рубежи. И победить. Любой ценой.

В посёлке Терскол, на взгорке, с недавнего времени, стоит неприметный памятник этим бойцам. Часть найденных останков перенесена сюда. Часть имён известна. Имена остальных хранят молчаливые склоны Эльбруса. – Такая вот маленькая, одна из многих, история. Просто доселе почти неизвестный, частный эпизод войны.

Но вернёмся к Чегету. От станций первого и второго подъёма открывается замечательный вид не только на Эльбрус, но и на Горную гряду с другой стороны, и на долину реки Баксан. Здесь без труда найдётся место, где можно отдохнуть и вкусно перекусить. Такой размер и восхитительный вкус чебуреков бывает только на Кавказе!!!

Армейцы. Горные войска, контрактники из Терскола. Молодые, здоровые и очень сильные во всех «горных» дисциплинах ребята. Они могут пешком или на лыжах («скитуровсие крепления, камус) подниматься высоко на Эльбрус, могут спускаться с него, как горнолыжники. И так – несколько раз на дню. Сейчас они готовятся к спуску со склона Чегета.

Горнолыжные склоны Чегета характеризуются, как одни из самых сложных в мире. Трассы, ввиду крутизны склонов не могут обслуживаться ратраками, нет здесь и указателей или ограждений. Это дикий, не обработанный, изрытый склон, спуски по которому не предполагают возможность слалома, поскольку безостановочный спуск практически невозможен. Спуск частенько напоминает могул. В нижней части трассы есть обледенелые участки, что так же не доставляет удовольствия. Хотя если вы ищете не удовольствия и комфорта от катания, а сложностей – вам сюда.

Зимним днём долина довольно быстро погружается в тень, становится прохладно и неуютно.

Стоя перед выбором места, куда нам поехать на «зимние каникулы», моя жена прочитала в Интернете примерно такие строки: «если Вы решились приехать отдыхать в Чегет, то это только Ваша проблема». Коротко, но особенно понятно, когда здесь побываешь. Здесь хорошо, но всё, же поляна Азау лучше во всех отношениях!

Ушба (ударение на последнем слоге) – двуглавая гора в составе Главного Кавказского Хребта, высота южной вершины – 4710м, левый в плане «отрог» - гора Шхельда (4320м)

«Приют 11» - самый высокогорный приют в Европе, на высоте 4200м. Он назван по количеству участников экспедиции, впервые выбравших и расчистивших место под строительство здания.

Трёхэтажное строение в виде обшитого металлом дирижабля было построено ещё до войны, в тридцатые годы, и многие десятилетия служило пристанищем или временным приютом для научных служб, туристов и альпинистов. «Приют 11» сгорел по недосмотру в 1998 году. Необычной архитектуры здание, столь гармонично вписывающееся в склон Эльбруса, служившее своеобразным символом здешнего высокогорья, теперь можно увидеть разве что на старых фотографиях и видеозаписях.

«Приют 11» находился рядом с небольшой скалой, где можно увидеть памятные таблички и прочитать имена и фамилии тех, чьи светлые души навсегда остались связаны с этой горой.

А приютом теперь служит бывшая котельная, располагающаяся немного ниже, так же имеющая основание овальной формы. Это заброшенное, заметённое снегом здание, где при необходимости можно действительно отдохнуть и переночевать.

Я проник внутрь второго этажа через разбитое и занавешенное одеялом окно. Внутри – комнатки, нары, одеяла, продукты. Можно сказать – живи и получай удовольствие. Но, здесь уже действительно ощущается влияние высоты: некоторая раскоординация, одышка и медлительность.

Удалось мне проникнуть и на первый этаж. Оказывается, и «Приют 11» и это здание имели систему парового отопления . Сегодня внутри из примечательного – стопка иллюминаторов и какие-то металлические пластины с шипами и цепями. Что-то непонятное из «тех» лет.

Возвращаясь к истории боевых действий на Эльбрусе, можно рассказать ещё одну историю. Немцы заняли «Приют11» без боя – там было всего два бойца Красной Армии и три научных работника, которых они застали врасплох – ведь на тот момент, как я уже говорил – никто не знал о тайной операции и планах немцев. Все ждали смерти, но их отпустили вниз – сообщить о том, что Приэльбрусье теперь принадлежит Германии. Продолжением этой истории – некоторое время спустя – и было появление здесь роты сержанта Григорьянца, о судьбе которой я уже рассказывал.

Приют Гарабаши («Бочки»), южный склон Эльбруса, высота 3780м. За ним (в 6км) – вершины Донгуз-Орун (4468м) и Накра (4277м). Между ними, в кулуаре, – ледник «Семёрка».

Хорошему отдыху в высокогорье помогает только качественная акклиматизация. Для этого необходимо периодически спускаться в нижние долины и вести активный образ жизни. Потому мы вновь по лесной дорожке, пешком, направляемся в Чегет

Рядом, из скальной теснины, с одноименного ледника, в долину впадает река Гарабаши.

Быть на Кавказе и периодически не употреблять шашлык – просто недопустимо! Тем не менее, замечу, что наиболее мягким, сочным и вкусным он бывает, когда его для вас заказывает именно ваш знакомый кавказец. «Палёного» спиртного здесь нет. Из коньяков нам больше всего понравился «Лезгинка», из водок – «озорной Гуляка», ну а пиво я пил только «Терек». Из прохладительных напитков вне всякой конкуренции лимонады «Эльбрус» и «Дюшес».

В Приэльбрусье кроме катания на горных лыжах (или сноуборде) можно найти отдых на любой вкус и кошелёк. Здесь можно кататься на санках или различных надувных бубликах, заниматься пешими и лыжными прогулками, прогулками на лошадях, на квадрациклах или снегоходах. Так же здесь можно охотиться или рыбачить. Круглогодично.

Вот, к примеру – «Рахат» частный проточный форелевый пруд в окружении беседок. Сейчас возможна зимняя – со льда – рыбалка. Пойманную вами форель буквально на ваших глазах превратят в изысканное кушанье.

И снова в Горы!

Старая канатная дорога, вагончик, станция «Мир», высота 3500м.

Фотография бликует, потому перевожу содержание подписи: «Залиханов Чокка Асламович 209 раз восходил на Эльбрус. Последнее восхождение на восточную вершину Эльбруса совершил в день своего 110 летия».

Вот тоже интересная история, с которой мне удалось соприкоснуться. Фамилия на фотографии мне показалась знакомой, я задал вопрос Магомеду, и как оказалось, владелец нашего отеля является родственником этому дедушке!

Но может быть, это преувеличение и было сказано в шутку или для «красного словца»?! - Отнюдь! Позже знакомый Магомеда – Алим, с которым мы путешествовали на автомобиле, рассказывал, что у Чокки Асламовича в Москве, в двух министерствах были «большими людьми» то ли 2 сына, то ли 2 внука (не помню). И вот они частенько привозили с собой друзей – коллег с целью поднять их на Эльбрус. Несмотря на годы, дедушка никогда не отказывался сопровождать группу на восхождение.

Станция «Мир» на фоне Эльбруса.

Современная высокогорная техника.

Фрагмент закрытого ледника Азау Малый.

Спуск – трасса от станции «Мир».

Армейцы на склоне Эльбруса.

Вид на поляну Азау сверху.

Прощай, Эльбрус!

Рядом со станцией «Кругозор».

«Когда мы уедем, Уйдём, улетим,

Когда оседлаем мы наши машины,

Какими вдруг станут пустыми пути,

Как будут без нас одиноки вершины...»

Девять дней пролетели, как одно мгновенье. Яркое и счастливое.

Ранним утром, когда мы покидали поляну Азау, нас вышли провожать работники отеля. В утренней прохладе женщины переминались на ступеньках у входа и желали нам хорошего пути. К горлу подкатил ком.

Напоследок нам предстояла автоэкскурсия по интересным местам Кабардино-Балкарии. Следующие ниже кадры и море положительных эмоций были бы невозможны без Магомеда, к которому мы обратились с вопросом:

Какие ещё достопримечательности есть поблизости? – именно он порекомендовал нам Алима, сына Шарапи, который оказался замечательным собеседником, экскурсоводом и водителем.

Близ молибденовых копей…

Вы помните кинофильмы, где в кадр попадает Великий Американский Каньон (Гранд каньон в штате Колорадо, - Аризона, США)? Верхний Кавказ по красоте, абсолютным высотам и разнообразию горного рельефа может поспорить, и даже превзойти известнейшие горные уголки Мира...

И снова впереди снежные горы.


Чегем. Действительно красивое место, несущее в своём названии интригу, которую некогда создал Фазиль Искандер. Абхазский писатель, написав «Сандро из Чегема» поселил своих героев в идиллическом мирке небольшого селения Чегем , которого на самом деле… нет на картах Абхазии.

И ещё. В ходе этой поездки у меня невольно создалось впечатление, что в Кабардино-Балкарии все, так или иначе знакомы, являются знакомыми друзей, либо даже являются ближними или дальними родственниками. Закон выживания любого народа - в единении и в радости и в горе. Здесь помнят всю свою родню и ВЕСЬ свой род, всех своих знакомых, гостей и просто земляков. Для Приэльбрусья это и Кайсын Кулиев, и Дима Билан, Владимир Высоцкий и местный провидец Михоня, восходитель на Эльбрус Чокка Залиханов или даже Никита Джигурда. Все здесь связано незримыми нитями, в основе которых – память, честь и достоинство, физическая и моральная невозможность своим поступком бросить тень, опозорить свой род, свою родню и знакомых.

Одна из примечательных черт балкарцев – это их Человеческое Достоинство. За все дни, проведённые на Кавказе, я НИ РАЗУ не заметил в общении ни тени недружелюбия, скрытой насмешки или подобострастия по отношению к нам.

На фото – знакомые Алима. До введения режима КТО они занимались джип-туризмом по самым отдалённым и сокровенным уголкам Балкарии. Сейчас объезжают лошадей. Видели бы вы, с какой природной грацией движутся они по улицам своего села!

Мы снова углубляемся в горы.

За селением Хуштосырт, следуя своему пути, мы оказываемся в теснине СУ-Аузу («водяное горло»), где начинаются знаменитые Чегемские водопады.

Длина этого участка равняется 5км, дорога из-за отвесных скал 5 раз переходит с берега на берег. Высота стен – до 300м. Высота хребта – около 3000м, дно ущелья – на отметке 1100м.

Местное население в подавляющем большинстве не пьёт и не курит. Тем не менее, всё необходимое для привычных радостей среднестатистического россиянина здесь можно найти без труда. Некоторые напитки – с оттенком кавказской экзотики.

Кафе, чьё помещение выдолблено в теле скалы, традиционно уютно. О кавказской кухне можно слагать песни.

И снова дорога.

Ещё один красивый замёрзший водопад на речке Андайсу. Его высота около 30метров.

Наша дорога то вырывается на чарующий простор,

то снова втискивается в горные ущелья,

а то и вовсе идёт через толщу горы в тоннеле.

Нет, мы по-прежнему не в Аризоне.

Это – многоликий, потрясающий своей красотой и неповторимостью КАВКАЗ!

В Кабардино-Балкарии мечети стоят практически в любом селении. Обычно – небольшие и практически стандартные (эта – исключение). Христианских, иудейских или буддистских культовых сооружений мы здесь не встречали. «Взаимопроникновение культур» происходит только на территории России. А здесь – Ислам.

Люди живут привычной жизнью, но всё же Кавказ меняется. Здесь построены отличные дороги, в горные селения проведён газ и уже не встретишь арбы, запряжённой волами, или пожилого горца, едущего на обвешенном вьюками ослике. Нет яков, гораздо меньше скаковых лошадей и ныне на улицах не увидишь пастуха или объездчика в широких (почти «галифе») штанах с кожаным задом, в каких они щеголяли в горах лет 30 назад.

В здешних горах можно пройти по старым торговым путям, побывать у древних городищ и усыпальниц, увидеть оставленные людьми селения или старинные башни.

Можно увидеть и ряды памятников на склонах гор – места, где были в 30-е годы уничтожены целые деревни.

Не грустные ли мысли навеяли мне этот образ? В очертаниях гор, на фоне неба мне видится силуэт спящего горца. Надеюсь, это хранитель долины, а не лик Вождя Всех Народов.

Памятная плита у мечети. Только люди, способные хранить память могут называться Народом.

И снова дорога. Порой у самой кромки обрыва.

Бездонные Голубые озёра. Привет от Ромы…

Всё хорошее когда-то кончается. Мы удаляемся от гор, и они постепенно закрываются занавесом сумерек и тумана. Прекрасное, волнующее, глубоко затронувшее душу представление закончено…

Петроглифы и дольмены раскиданы на верху хребта, и нужно прогуляться ножками несколько часов, чтоб к ним добраться. В деревне есть турбаза со всеми удобствами, где можно остаться на ночь. Еду готовят по желанию. Магазинов и заправки нет.


Переночевав еду в Архыз. Из достопримечательностей по дороге в Архыз - нерукотворный лик Христа, найденный на скале и ставший массовым местом для паломничества туристов. Наверх проложили металлическую лестницу из 500 ступенек, внизу поставили часовню, сувенирный базар и шашлыки.

Чуть поодаль от этого места находится поворот на БТА (Большой Телескоп Альт-Азимутальный) - крупнейший в Евразии телескоп с диаметром главного зеркала 6 м. Являлся самым большим телескопом в мире с 1975 года по 1993, когда заработал десятиметровый телескоп в США. Тем не менее, БТА оставался телескопом с крупнейшим в мире монолитным зеркалом вплоть до 1998 года.

К обсерватории, на самый верх хребта, ведет серпантинная семнадцатикилометровая асфальтовая дорога. Обсерватория открыта для посещения по выходным. Пропустили и в нерегламентное время, узнав, что издалека. КПП встречает перед началом серпантина.

В самом Архызе делать нечего, кроме как найти экскурсии на Софийскую поляну, рафтинг, лошадей, переночевать с удобствами, сувенирный базар и магазины.


Заправки, несмотря на большое количество туристов, здесь нет, но есть известный всем завод воды Архыз.

Проезжаю поселок и ухожу с дороги на софийскую поляну, 10-15км. Спрашиваю,как проехать к водопадам, основной местной достопримечательности, не считая пешеходных маршрутов по ледникам. Дорога только для уазиков-нив-крузаков. Есть участок, где дорога проходит прямо по реке.

Оставляю мотоцикл у шашлычников под навесом и иду к водопадам. Подниматься примерно полтора часа. С водопадов открывается потрясающий вид на софийскую поляну и все ущелье.


На этом знакомство с Карачаево-Черкессией закончено. Переезжаю в Кисловодск к нарзанам и горным маршрутам. Первое, куда поехали с пятигорскими мотоциклистами и приехавшим другом из Ставрополя, - на плато Бермамыт, то место, которое виновно в том, что я захотел Кавказ, увидев в интернете фотографии с горы Бермамыт.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-10",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-10",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn


На Бермамыт лучше ехать с местными эндуристами, дорог сюда несколько и можно сделать красивый круг по горам, если знать все пути. Переменчивая погода не всегда позволяет насладиться красотами, но нам она благоволила, и, несмотря на некоторые трудности с моей универсальной резиной и Лехиной большой, еще не обкатанной, оранжевой эндурой, нам все удалось.


На следующий день покатили на источники Джилы-су. Под северную сторону Эльбруса.


И коли мы еще вдвоем с Лехой, решаем разведать дорогу от источников в Баксанское ущелье через перевал. Спрашиваем у местных про состояние дороги и, услышав, что квадрик проходил, но машины еще не ездили, решаем посмотреть.

Высота 3000 м и ни единой души. В конце длиннющий серпантин, спускающий от когда-то процветающих шахт в Тырныауз.


Прощаемся с Лехой, он домой в Ставрополь, а я под Эльбрус разведывать обстановку с восхождением.

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-14",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-14",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

Сходив на Чегет, еду через перевал в Чегемское ущелье. Зеленые горы и Чегемские водопады - местные достопримечательности.

По плану был еще один перевал в Безенгийское ущелье, но часть горной дороги смыло, и пришлось ехать в объезд по асфальту. Голубые озера - одна из основных турдостопримечательностей в Кабарде. Не впечатлили, как это часто бывает с раскрученными местами. Примерно так же и с Чегемскими водопадами, правда, теснина ущелья с узкой дорогой вытягивает ситуацию.

Самое красивое - это перевалы между ущельями.




Все достопримечательное еще впереди: Джейрахский район в Ингушетии с башенными комплексами, высокогорное озеро Казеной-Ам в Чечне, крепость Нарын Кала в Дагестане.

После Кабардино-Балкарии на очереди Северная Осетия.

Здесь меня интересует дорога между Феагдонским и Кармадонским ущельями, где можно видеть город мертвых в Даргавсе, Мидаграбинские водопады по 600-700 метров и печально известное Кармадонское ущелье, где в 2002 году произошел сход ледника. Дорогу туда не восстановили и по сей день. Попасть в Кармадон можно из Феагдонского ущелья. Между этими ущельями чуть в стороне, в пограничной зоне находятся самые высокие в Европе Мидаграбинские водопады. По факту проблем с посещением не возникло. Нужно иметь паспорт при себе.

nnnrn(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn

На месте несколько буханок с туристами. Если мотоцикл легкий, подъехать можно почти под водопады, по высохшему руслу реки. Место красивое, здесь сходятся два хребта, образуя тупик, по сторонам которого падает вода.


Возвращаюсь на основную грунтовую дорогу, проезжаю Город Мертвых - древние захоронения. За вход берут какую-то плату. Пофотографировал с дороги и поехал в Кармадон.


Проблем с бензином на Кавказе нет, заправок достаточно много. Цена на бензин примерно, как в средней полосе. Цены на проживание ниже. Есть турбазы в горных районах и недорогие отели в цивилизации.

Но самое интересное в кавказском сервисе - это, конечно, еда. Она дешевая, ее много и она очень вкусная. Если уезжая с Кавказа, вы ловите себя на мысли - опять шашлык, опять хычины, то миссия едальная выполнена, наесться этим будет непросто.

Еду ночевать во Владикавказ. Утром поднимаюсь по Военно-Осетинской дороге и ухожу в Ингушетию, на поселок Джейрах. В горной части этой маленькой республики расположены башенные комплексы, самые интересные как по эту сторону Кавказского хребта, так и по другую.

Весь турист едет мимо, в Грузию, и мало кто подумает, что здесь находятся столь уникальные места. При этом здесь безопасно. Башни повсюду, на каждом холме. Есть башни боевые и жилые. Самые крупные комплексы можно посмотреть, переехав перевал от Джейраха в Гули.Тут же находится самый старый в РФ христианский храм Тхаба-Ерды. В Джейрахском районе есть большой санаторий с лыжным курортом, где можно остановиться.



Выезжаю из пограничной зоны и еду через республику вниз, на равнину. Первый раз списали на КПП паспортные данные. Никакого полицейского беспредела не встречаю, и не будет его на всем пути. Кроме, пожалуй, одной попытки вымогательства на границе Ставропольского края и Калмыкии уже нашего блюстителя порядка.

В Ингушетии производят очень много меда, вся дорога в пасеках. Как и в других республиках, все разговаривают на двух языках: местном и русском. Здесь уже более строгие традиции, люди кажутся более закрытыми.

На дороге нет едален, но есть много мелких магазинов. И везде вывески об аренде посуды и столов на свадьбы и другие традиционные массовые праздники. Никакой бедноты или разрухи не заметно, много свежих домиков, все поселки из красного кирпича. Дорога вдоль реки Асса из горной части республики на равнину проходится быстро и находится в хорошем состоянии.

Дальше Чеченская республика. Выехав на трассу Кавказ, созваниваюсь с клубом Дикая Дивизия, там уже ждут. К обеду въезжаю в Грозный. Город не оставляет равнодушным. Широкий центральный проспект, хорошие дороги и никаких следов войны.

Принято говорить, что за наш счет. Давайте посмотрим на свой регион. В Твери даже центрально-вокзальную площадь сделать не могут. Деньги есть во всех столицах регионов, но нигде не строят, как в Грозном, для себя.


За это здесь любят и уважают Рамзана. Не ухожу в политику или военно-клановую историю. Когда от этого свободен - свободен от лишних предрассудков и страхов. Что происходит здесь сейчас - мне нравится. Тем, кто считает, что не ходить в шортах или не бухать - это ваще как тупо, наверно, здесь не понравится.

У Дикой Дивизии уже пару дней гостит семья из Ялты. Что такое местное гостеприимство описывать не буду. Скажу лишь, что оно гордое и описано традициями.

Мотоциклисты в Чечне, как и в Дагестане, - это по большей части относительно состоятельные люди. И по правилу Кавказа, понты дороже денег, здесь ездят только на горячих кавказских спортивных мотоциклах.

На следующий день поехал на высокогорное озеро Казеной-Ам в Веденском районе на границе с горным Дагестаном, одно из самых красивых озер, которые видел.




В этой части республики горы зеленые, широкие и открытые. Посмотрев голубое озеро и перекусив сырными лепешками, еду в другие чеченские горы. Те, которые сжимают дорогу в высокую узкую теснину. В Аргунское ущелье Итум-Калинского района.

Для любителей страшилок. Немного казусная ситуация получилась, когда делал здесь фото башен. Пограничный район и военных здесь много. Проехав, решил сфоткать это место на обратном пути, здесь стояла пара машин и несколько людей с автоматами, поднял руку - поздоровался, они тоже. Через 15 минут еду обратно, останавливаюсь. Стоит Ауди Ку7 и черная Камри. Вижу, что люди поднапряглись моей остановкой. Кого убивают на Кавказе? Полицейских. Какая самая опасная должность? Глава МВД. Он-то и оказался тут.

Так вот, я останавливаюсь рядом с Камри, слезаю с мотоцикла, открываю набачную сумку, и вот тут я понял, что что-то не так. Автоматчики напряглись уже серьезно, приблизившись ко мне, я достал фотоаппарат, и только тогда почувствовалось общее облегчение. Меня, как принято, пригласили переночевать-поесть, я сфотографировал башни, вежливо отказался и поехал в Грозный.

Переночевав в гостинице «Грозный» в центре за 1000 р., еду на Дагестан, который обещает быть самым непредсказуемым. По этой республике больше всего опасений и часто небеспочвенных. Но то, что Дагестан нельзя катать без сопровождения - это явное преувеличение.

Как встретил меня страшный Дагестан

На въезде в Махачкалу останавливаюсь на большой заправке, звоню ребятам из клуба Черные Орлы. Основная часть мотоциклистов была в дороге за пределами республики, но мне было велено оставаться на месте.

Заправился, съел мороженое, жду. Заправляется машина. Мужчина из нее идет в магазин. Выходит, протягивает мне пакет с фруктами и говорит:
- Добро пожаловать.
Садится в машину и уезжает.

Стою, улыбаюсь. Приезжает Камиль, и едем в город. Купили масло, поменяли у Камиля дома. Подобрали гостиницу в Дербенте. Камиль накормил и отпустил. Середина дня, жара. Еду вдоль Каспия в Дербент.


В Дербенте находится единственный на Кавказе памятник ЮНЕСКО - крепость Нарын-Кала. Крепость стоит на холме и спускается до самого океана. Местные вплетают в крепость свои постройки, пользуясь стенами. Сам город довольно колоритный, с низкими постройками.

Стоит на берегу Каспийского моря и является вторым по величине городом Дагестана. Крепость большая и интересная. В стенах крепости с давних времен уживались разные религии. Здесь есть самая старая мечеть в СНГ и один из старейших христианских храмов.




Провожу в Дербенте несколько дней, пользуясь гостеприимством местных мотоциклистов, жаркой погодой и морем.

Самая дальняя точка этого путешествия - гора Шалбуздаг, что на самой границе с Азербайджаном. 120 км на юг от Дербента и потом 30 км красивого внедорожного серпантина до высоты 3000 м. Гора является священной для местных и в конце июля-августе она полна паломников. Сейчас июнь, здесь никого. Оставляю мотоцикл, переодеваюсь, собираю рюкзак и иду наверх до высоты 3700 м.


nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-25",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-25",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (function(w, d, n, s, t) {rn w[n] = w[n] || ;rn w[n].push(function() {rn Ya.Context.AdvManager.render({rn blockId: "R-A-402845-34",rn renderTo: "yandex_rtb_R-A-402845-34",rn async: truern });rn });rn t = d.getElementsByTagName("script");rn s = d.createElement("script");rn s.type = "text/javascript";rn s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js";rn s.async = true;rn t.parentNode.insertBefore(s, t);rn })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");rn

nnrn (adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});rn

Один день похож на другой, повседневная рутина и быт. Ты ходишь по заведенному кругу, утопая в однообразии. Но твои друзья не дают погрязнуть в серых буднях. Они рассказывают, сколько вокруг всего интересного и прекрасного, невиданного и удивительного. Это так вдохновляет. Это просто не может не вдохновлять! Тем более ты где-то в дальнем уголочке сознания хранишь и помнишь эти места, ведь ты там жил, был, но практически ничего не успел познать.
Вот так благодаря моим близким друзьям из Нальчика (Кабардино-Балкария) , где я когда-то жила, мы отправились в увлекательное путешествие на Северный Кавказ .

Хитросплетениями судьбы в далеких 90-х моя семья оказалась в этой прекрасной республике. Здесь прошли, можно сказать, мои золотые школьные годы, юность, беззаботность и появились настоящие друзья. Дружба, которую мы пронесли сквозь годы и время, и которой мы дорожим до сих пор. У всех уже семьи, дети, заботы, работа, другие города, но наше сердце всегда будет помнить те времена и любить тот город, где ты записал немало важных страниц в книгу жизни.
А каким же ветром нас занесло в Дагестан , спросите вы? О, здесь тоже не обошлось без чудесного стечения обстоятельств. Очень хотелось на море, ближайшее из Нальчика представлялось Каспийское. И тут мои близкие друзья из Москвы едут к своим друзьям в Махачкалу, а мы едем с подругой моей подруги к друзьям моих друзей. Полный взрыв мозга
Но это, в общем-то, и не важно, ведь это Кавказ – самый гостеприимный край на земле, о котором слагают легенды. Здесь всегда рады гостям, а тем более друзьям. Поэтому незамедлительно отправляемся в путь на Северный Кавказ.

«Эх, дороги… Пыль да туман…»

Дорогу по до Ростова мы преодолели относительно легко. Нам предстояла ночевка в Батайске у наших друзей, и навигатор решил «показать» нам город. На въезде в Ростов нас встретила огроменная многочасовая пробка. Предполагаю, что большинство ехало в сторону моря.
Но на следующий день пробка на выезде из Батайска оказалась еще внушительней, и состояние безысходности сильно усугубляла просто дикая жара.
Народ съезжал в овраги, обочины, поля, куда угодно, пытаясь выбраться из этого «плена». Несколько десятков километров ремонта дороги превратили этот участок пути в настоящий транспортный коллапс.
В этой поездке нам невероятно везло на людей, которые становились для нас своеобразными проводниками в затруднительных ситуациях. В этот раз нашим спасителем оказался ростовский таксист, который за вознаграждение обходными путями вывел нас из пробки и сэкономил как минимум 3 часа драгоценного времени.

Далее дело пошло веселее. Вскоре мы уже ехали по трассе М29 Кавказ, которая временами выглядела убийственно. Там тоже местами ведется ремонт, но поток машин в разы меньше, поэтому с радостью мы наблюдали, как за окном начинал меняться пейзаж.
Позади остались: Минводы, Пятигорск,

и вот здравствуй, Кабардино-Балкария!



Созерцай, наслаждайся, люби!

Не знаю почему, но поездка на Северный Кавказ у меня стойко ассоциировалась с замечательным произведением «Ешь, молись, люби», где героиня отправляется в длительное путешествие на поиски себя.
Но мне захотелось перефразировать этот призыв и сделать неким девизом для себя на время нашего путешествия. И вы знаете, я получила это сполна!

Созерцай

Созерцание для меня сродни тому, как в бегущем потоке вдруг замедлить свой бег, забыть обо всем и наслаждаться моментом. Быть здесь и сейчас. Это невероятные ощущения легкости и полета, свободы и познания. Ты можешь даже и не сразу осознать, что в тебе изменилось, но ничего не происходит просто так, ничто не проходит бесследно. Внутри невидимые струны играют мелодию твоей души, и ты растворяешься в окружающей красоте и становишься частью прекрасного и удивительного мира.
О местах, которые заставили трепетать мое сердце, обязательно расскажу подробней. А сейчас лишь покажу созерцательные кадры, где для меня время остановилось.
Чегемские водопады. Водная стихия, поток, под которым чувствуешь себя малой песчинкой.


Бездонное Голубое озеро.



Тоннель в Черекском ущелье и пропасть с бурлящей горной рекой.



Горное селение Верхняя Балкария с древней историей и невиданной красоты пейзажами.



Приэльбрусье.

«В суету городов и в потоки машин
Возвращаемся мы - просто некуда деться!
И спускаемся вниз с покоренных вершин,
Оставляя в горах, оставляя в горах свое сердце.
Так оставьте ненужные споры!
Я себе уже все доказал -
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.»

В. Высоцкий

Вот уж лучше и не придумаешь…
Честно скажу, это места, ради которых не просто стоит, а надо ехать в Кабардино-Балкарию. Ощущения, которые ты испытываешь, поднимаясь выше облаков, просторы, которые открываются перед твоим взглядом, это лучшее, что может произойти с тобой в путешествии.



Для нас это было самым захватывающим приключением. Мы поднялись на высоту 4 200 метров к снежным вершинам Эльбруса.

С высоты Главный Кавказский хребет потряс своей суровой красотой.

Подъем на гору Чегет на кресельной канатке был не менее захватывающим.

Дагестан подарил нам незабываемые рассветы и закаты.

А реликтовый Самурский лес стал кладезем открытий и находок.

Наслаждайся

Ой, чем я только не наслаждалась в эту поездку. И природой, и погодой, и общением. Но одним из самых изысканных и приятных оказалось наслаждение кавказской едой. Положа руку на сердце, могу сказать, что ни в одном из наших путешествий мы не пробовали такого количества разнообразных и безумно вкусных блюд.

Наконец я вволю наелась своих любимых хычинов, которые просто обожаю.

Ммм… при одном воспоминании обо всей этой вкуснятине, слюнки текут.

Истинное наслаждение вкусом.

Люби или долгая дорога домой

Вообще все хорошее имеет свойство заканчиваться, так и наше путешествие подходило к концу. Кабардино-Балкария осталась в моем сердце нежной, зеленой трепетной красавицей.

А Дагестан запомнился пыльными серыми домами, выжженными пейзажами и абсолютным беспределом на дороге.

Здесь существуют совершенно другие правила, по которым если ты не играешь, то будешь зваться лох. И будешь, обречен на вечное презрение настоящих джигитов.
И это, к сожалению, не шутка. Людям с тонкой нервной организацией будет очень сложно влиться в поток и чувствовать себя комфортно в этом хаосе. У меня возник полный диссонанс с Махачкалой, я не уловила и не почувствовала вообще никакого созвучия.

Но Дагестан напоследок сделал нам шикарный подарок. Домой мы решили возвращаться уже другим путем, минуя Чечню, Ингушетию и Осетию. Мы поехали через Кизляр и Ставропольский край. Такого наслаждения от дороги я не испытывала давно. Бесконечная Ногайская степь и мы.

Не ожидала, что выжженная степь произведет на меня такое неизгладимое впечатление. Мы удивлялись, т.к. пустынные пейзажи, которые мы видели, проехав пол Дагестана, не вызывали особых эмоций. А тут… видно энергетика совсем другая. Хотелось созерцать, наслаждаться и любить одновременно!

К сожалению, в пробках из-за ремонта дороги и терминалах мы все равно потеряли уйму времени. Жара, пыль, усталость, казалось, это не закончится никогда.
Тульская область встретила нас просто умопомрачительным закатом. Горизонт полыхал. А я радовалась зелени, березкам, водоемам и свежему воздуху.

И вот тут пришло понимание того, что я приехала домой.
Знаете, я периодически размышляла на тему, что же звать Родиной. Место, где родился, женился или где живешь сейчас. Я родилась в Казахстане, затем наша семья переехала в Кабардино-Балкарию. И уже в сознательном возрасте я приехала жить в Тулу. И каждый раз этот вопрос ставил меня в тупик.
Наблюдая, как за окном мелькают поля, леса, деревенские домики, я остро ощутила, как сильно люблю эти места. Я чувствую себя здесь дома, а не в гостях. Я вернулась на Родину…