Население поселка иноземцево. История возникновения поселка иноземцево ставропольского края.поселок иноземцево — это уникальное место кмв

Из Москвы

На автомобиле. По трассе Е50. Расстояние 1564,1 км. Время в пути – 18,16 ч.

На самолете. Из аэропортов «Домодедово», «Шереметьево» и «Внуково» рейсами «Москва – Минеральные Воды». Далее на такси, автобусе или пригородном поезде (14 км). Время в пути – 0,15-0,30 ч.

На поезде дальнего следования. От Курского и Казанского вокзалов на поездах «Москва – Кисловодск», «Санкт-Петербург – Кисловодск», «Москва – Нальчик», «Москва – Владикавказ», «Москва – Назрань», «Санкт-Петербург – Махачкала» до станции «Минеральные Воды». Время в пути – 22,50-37,00 ч. Далее на такси, автобусе или пригородном поезде (14 км). Время в пути – 0,15-0,30 ч.

Прогулка по Иноземцево

Прогулку по поселку можно начать у старого дома Рошке (возле перекрестка Шоссейной и Садовой улиц). Ранее на месте Иноземцево находилась татарская деревня Каррас. В 1801 году по повелению императора Александра I группа шотландцев из библейского общества Эдинбурга выехала сюда для миссионерской деятельности. В царском указе говорилось, что европейские поселенцы должны распространить среди кавказских горцев - мусульман и язычников «трудолюбие, ремесла и христианство». Спустя 4 года миссионерам выделили землю – 7000 десятин. Они усердно работали, выкупали невольников, проповедовали. Еще через 4 года в Каррас приехали немцы и организовали свою колонию – Николаевскую. Они занимались разведением садов, выращиванием винограда, а также скотоводством.

Дом Рошке

Немцы принесли в культуру Кавказских минеральных Вод возделывание табака, производство качественных сыров, кефира и мясных продуктов. Здесь работали искусные мастера по изготовлению мебели, кожевенники, типографы. Курортники стремились в эти места, потому что в Каррасе было много зелени, дешевых овощей и фруктов, цветов, а территории домовладений были по-немецки опрятны.

Дом, возле которого началась прогулка по Иноземцево, принадлежал старшине немецкой колонии Готлибу Рошке. Предприимчивый немец обустроил в нем уютную кофейню. Здесь бывали А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, М.И. Глинка, В.Г. Белинский. Кофейня Рошке была местом, где позавтракал М.Ю. Лермонтов перед тем, как направился на дуэль с Мартыновым. Сейчас дом находится в частном владении. И в нем планируют открыть музей.

Южнее по Шоссейной улице расположен кинотеатр «Луч». Он занимает помещения, которые построили в бывшем здании кирхи - евангелическо-лютеранской церкви колонии. Ее простроил архитектор Джузеппе-Марко Бернардацци в 1840 г.

Через перекресток от кинотеатра находится православная церковь усекновения главы Иоанна Предтечи (проспект Свободы, 40), освященная в 1999 г.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи

От церкви улица Крупской выводит к железнодорожной станции «Иноземцево». С запада от платформы стоит бывший дом Иноземцева , управляющего Ростовско-Владикавказской железной дорогой. Последние годы своей жизни, уже болея, Иван Иноземцев прожил в немецкой колонии Каррас. А в 1913 году, через год после кончины Иноземцева, станцию Каррас переименовали в его честь. На этом доме, где сейчас располагается педагогический колледж, есть мемориальная доска.

Дом Ивана Дмитриевича Иноземцева

От станции по улицам Вокзальная, Шоссейная и Колхозная можно выйти к территории санатория «Машук Аква-Терм». Он располагает прекрасным ухоженным ландшафтным парком. Другой достопримечательностью санатория является установленный между корпусами бронзовый памятник клизме .

Памятник клизме

Северная часть территории санатория охватывает земли бывшего кладбища немецкой Николаевской колонии, прекрасный хвойный парк и небольшое живописное озеро «Машук» , с беседкой посредине.

Озеро "Машук"

Отсюда недалеко до завершающего пункта прогулки по Иноземцево – развлекательного комплекса и аквапарка «Город солнца ». Его построили возле развилки федеральной трассы Е50 «Кавказ» (ул. Николаевская, 2). Здесь есть своя гостиница, рестораны, боулинг-клуб «Пирамира» и огромный аквапарк. «Город солнца» открыл свои двери для посетителей в 2009 году. В аквапарке работают 9 бассейнов и 12 различных аттракционов. Здесь можно прекрасно и весело провести время и даже перекусить в летнем кафе. Для детей построены специальные бассейны и горки, а также работают профессиональные аниматоры с развлекательными программами.

Аквапарк "Город Солнца"

Кавказские Минеральные Воды, далее просто КМВ - безусловно, одно из интереснейших мест, что я видел. Даже не по количеству достопримечательностей (хотя и с этим тут всё хорошо), а по своему устройству: россыпь одиноких гор (если точнее, 17) высотой от 700 до 1400 метров, сочащихся минералкой, и на равнине между ними - 6 городов (курортные Пятигорск, Ессентуки, Железноводск, Кисловодск, промышленный Лермонтов и транспортные Минеральные Воды), несколько ПГТ (важнейшие - Иноземцево и Горячеводск), десятки сёл и хуторов, в том числе греческих и карачаевских. У городов здесь общий символ - Орёл, терзающий змею, то есть победа здоровья над хворями. Агломерация с миллионным населением, при этом неразрывно связанная с природой - настоящий центр Северного Кавказа, не случайно администрация федерального округа разместилась не в Ставрополе (о котором ), а в Пятигорске.

Пяти дней на КМВ оказалось мало, поэтому рассказ мой будет не совсем полным - однако из 15-17 частей. В первой осмотрим "ворота" агломерации город Минеральные Воды (76 тыс. жителей) и начало связующей её воедино железной дороги до посёлка Иноземцево, во второй - проедем по станциям от Железноводска до Кисловодска.

Одним из европейских веяний, "привезённых" в Россию Петром I, стали курорты: стоило было разобраться с первоочерёдными проблемами - создать промышленность, навалять шведами и выйти к морю, как во все пределы империи Российской разъехались медики и учёные искать целебные воды - первой из таких находок стали в Карелии. По некоторым данным, тогда же, в 1717 году, петровский медик Готлиб Шобер побывал в Предкавказье и открыл источники у нынешнего Пятигорска. Более достоверны исследования Иоганна Гюльденштедта, Петра Палласа и Фёдора Гааза на рубеже 18-19 веков, когда через будущие КМВ прошла Азово-Моздокская укреплённая линия и Россия взялась обустраивать регион всерьёз и надолго. Официально курорт был учреждён в 1802 году, и спрос на него появился с первых лет - первоначально отдыхающие жили в кибитках (калмыцких юртах), ставившихся у источников в летний сезон. В 1820-30-е оформились 4 курортных города, и во времена Лермонтова (1837-41), как можно узнать из того же "Героя Нашего Времени", тут уже был популярный у петербургского света курорт, достойный какого-нибудь Карлсбада.
Наконец, в 1875 году рядом прошла Владикавказская железная дорога, вблизи КавМинВод оказалась станция Султановкая, почти сразу переименованная в Минеральные Воды: от неё начиналась дорога к курортам, а в 1893 году пустили железнодорожную ветку на Кисловодск. Пристанционный посёлок начал быстро расти, в 1898 году получив название Илларионовский, в 1922 году - став городом Минеральные Воды . Вот таким был его вокзал:

Ныне на его месте роскошный вокзал 1950-х годов, встречающий гостей круглой колоннадой с орлом, запечатлённой на вводном кадре. Вокзал стоит непривычно далеко от путей, по сути с этой стороны ещё одна площадь:

Вид со стороны города. В целях борьбы с терроризмом войти в вокзал можно только с этой стороны, а выйти - только к орлу:

Башенка наверху у меня вызывает ассоциации с ВДНХ:

Но больше всего меня впечатлил центральный зал под куполом с обилием лепнины, витражей и мозаик:

Основная тема оформления - кавказские пейзажи, что подчёркивает роль "ворот региона":

Так как терроризм - угроза обществу, а Кавказ - его главный очаг (здешние электрички взрывали неоднократно), я предполагал, что по фотопаранойе КМВ превзойдёт всё, что я видел раньше. Ну правда: вот заходит молодой мужчина нетрадиционной для данных мест внешности в вокзал, фотографирует его, и не покупая билета уходит - в любой точке России сторож бы насторожился. Но вопреки ожиданиям, несмотря на огромное количество охраны я фотографировал совершенно беспрепятственно на всех станциях. Не знаю, с чем это связано - то ли с обилием курортников ("кефирников", как их тут называют), которые тоже непрочь запечатлеться на фоне вокзала, то ли реальностью террористической угрозы, а стало быть лучшим пониманием, что не фотоаппарат есть признак злоумышленника.

Старые дома в окрестностях привокзальной площади - она и служит историческим центром города:

Бурая сталинка на заднем плане - напротив вокзала:

Но в общем, Минеральные Воды - это классический "город железнодорожников", разросшийся в позднесоветское время (когда курорты были особенно загружены) и потому весьма унылый внешне. По-южному ухоженные перпендикулярные железной дороге главные улицы с пятиэтажками:

И редкими сталинками типа почтамта:

А между ними - сплошной частный сектор на фоне горы Змейка (992м), или Жлактау - 3-й по высоте из 17 гор КМВ после Бештау и Джуцы.

Почти в геометрическом центре города, недалеко от стадиона на перекрёстке Ставропольской и Пятигорской улиц - Никольская Старая церковь (1957), до 1997 года называвшаяся Покровской, тогда же видимо пристроили колоколенку. По храмам советского времени мне пора уже делать отдельный пост - столько об этом феномене накопилось материала, и на КМВ таких церквей я нашёл минимум две.

А в дальнем конце Ставропольской, на противоположной вокзалу оконечности "пятиэтажечного" центра - собственно, нынешний Покровский собор (1992-97), вроде бы имевший дореволюционного предшественника, фотографий которого я не нашёл.

Впрочем, он сам по себе интересен - едва ли не ярчайший образец этой грубой, доморощенной, низкобюджетной, но такой искренней архитектуры церквей Перестройки.

Странные пропорции, какая-то общая раздельность всех элементов:

Особенно хороша апсида, похожая на водонапорную башню:

Кроме вокзала, в МинВодах есть основанный в 1925 году, а ныне крупнейший в Северо-Кавказском ФО аэропорт - уступающий аэропортам Ростова, Краснодара и Сочи, но далеко превосходящий Ставрополь, а из-за сложного рельефа (рядом горы) он наряду с московскими аэропортами имел самое современное в СССР навигационное оборудование. Ещё в окрестностях Минеральных Вод есть небольшие и остающиеся в тени "великолепной четвёрки" курорты Кумагорск и Нагуты, а также совсем не курортный Георгиевск - старый городок, выросший у ярмарки и крепости, где в 1783 году был подписан трактат о русском протекторате над Грузией. Пожалуй, Георгиевск - мой главный пробел на КМВ, но оттуда родом эконом-географ mingitau , в журнал которого и отсылаю. Я же из примечательных мест в окрестностях Минеральных Вод запомнил лишь ногайское село Канглы, которое проезжает маршрутка по дороге из Ставрополя - о ногайцах, чьи сёла точечно раскиданы от казахской границы до Кавказа, я уже писал . Но по крайней мере при беглом взгляде Канглы ничем не выделяются среди других сёл Ставрополья, а их главная достопримечательность - Кинжал-гора (506м) в 1970-е годы была полностью уничтожена карьером - горы здешние слагает редкий и ценный технический камень бештаунит :

Так что вернёмся на вокзал - помимо сквозных путей дальних поездов, тут есть и тупиковые пригородные. У входа на крытую платформу - турникеты, в кассе продают билет со штрих-кодом, как на подмосковных электричках - вот только турникеты все нараспашку, и по вагонам довольно часто ходят контроллёры. Линия на Кисловодск длиной 64 километра была построена, как уже говорилось, в 1893 году, а нынешний облик приняла в 1936, когда её электрифицировали (причём магистраль такой честь удостоилась лишь в 1960-е), снабдили высокими платформами и вероятно построили часть вокзалов на маленьких станциях. Ныне это что-то среднее между городским и пригородным транспортом - она связует МинВоды, Пятигорск, Ессентуки и Кисловодск, электрички ходят в среднем каждые час-полтора, время в пути - также около полутора часов. У местных они популярны, и среди окружающего маршруточного безобразия смотрятся как оазис в пустыне - удобный и понятный транспорт, которым я пользовался все 5 дней своего пребывания на КМВ. Что особенно приятно - у всех поездов пока ещё исторический дизайн:

Навес над первой пригородной платформой, судя по заклёпкам - то ли дореволюционный, то ли грамотная стилизация. Рядом паровоз-памятник:

А из окна электрички видны редкие дореволюционные постройки путейского ведомства:

Первая остановка - платформа 3-й километр , невзрачная подстать названию. Таких на линии всего две.

На 5-м километре вокзал поинтереснее - видимо, времён электрификации линии:

Как и на следующей станции Змейка - сталинские вокзальчики тут похожи друг на друга, но чуть-чуть разные:

Где-то здесь город заканчивается, и над сёлами и полями довлеет собственно Жлактау, в скалах которой правда есть что-то змеиное. Часть склона изуродована карьером, где добывался всё тот же бештаунит:

Жалко, день выдался пасмурным - каждый из 5 дней на МинВодах (да всех 10 дней поездки) меня сопровождала разная погода:

Но вот за горой начинается новый посёлок Иноземцево (28 тыс. жителей), через который железная дорога проходит тремя станциями:

Здесь же подходит ветка на Железноводск всего из одного перегона... этой весной, увы, фактически убитая - поезда по ней больше не ходят. Хотя это закрытие не первое, в лучшее время на линии было 19 пар поездов (то есть один состав ходил туда-сюда почти непрерывно), а накануне последней отмены - 6 пар.

Здесь зона влияния другой горы - Бештау (1401м), вокруг которой и группируются КМВ. До станции Бештау и ходят электрички из Железноводска - туда-сюда, не дальше по главному ходу!

Тут уже дореволюционный вокзальчик, за которым РЖДшный санаторий "Восход":

Иноземцево ныне числится ПГТ в подчинении Железноводска, который при этом слегка превосходит по размеру. Оно всегда было в тени других городов КМВ, но между тем история его весьма интересная: в 1801 году здесь обосновались шотландцы - миссионеры из Эдинбургского Библейского общества, пытавшиеся крестить горцев - как я понимаю, "библейские общества" не принадлежат ни одной конфессии и просто распространяют Библию в миру. Впрочем, миссия оказалась не очень успешной, шотландцы тут продержались до 1835 года, а затем их окончательно вытеснили немцы, переселившиеся сюда в 1809 году и взявшиеся за садоводство.

Название "Иноземцево" же - отнюдь не в честь здешних иноземцев: изначально шотландская колония называлась Каррас, немецкая - Николаевская, а под нынешним названием их объединили в 1959 году (когда местные немцы по воле Сталина уже 18 лет как обживали Казахстан) вокруг станционного посёлка, получившего название в свою очередь в честь Ивана Иноземцева - начальника Владикавказской железной дороги, построившего эту линию и особняк близ станции имени себя:

Ещё за путями - остатки домовой церкви Иноземцева, переделанной в жилой дом. Кадр снят прямо с платформы:

Станция Иноземцево :

Маленький старый вокзал:

Здесь я оставил электричку и отправился на поиски осколков бывшей немецкой колонии. Посёлок стоит на склоне Бештау, улицы уходят вниз под весьма ощутимым углом:

В центре - проспект Свободы с бульваром, вполне возможно насаженном ещё немцами, по разные стороны которого два домика очень почтенного возраста:

Белый слева, в три окна, принадлежал старшине немецких колонистов Готлибу Рошке, который тут устроил кофейню, и в кофейне этой бывали Пушкин, Глинка, Толстой, Белинский, но в первую очередь - Лермонтов, который здесь завтракал последний раз в своей жизни, утром перед дуэлью с Мартыновым. Что тут сейчас - не знаю: домик и не открыт, и не заброшен.

Наискось от которой - серое здание кинотеатра "Луч", скрывающий внутри кирху колонии Каррас (1837), фотографий которой я, увы, так и не нашёл:

Есть тут и ещё одна бывшая кирха Николаевской колонии (1904), адрес которой я не знал, и лишь по возвращении обнаружил, что ныне это ДК "Машук" на Колхозной улице. Каким образом я упустил это при подготовке - ума не приложу, поэтому фотография кирхи чужая (

Карта Иноземцево со спутника. Исследуйте спутниковую карту Иноземцево онлайн в реальном времени. Подробная карта Иноземцево создана на основе спутниковых снимков высокого разрешения. В максимальном приближении спутниковая карта Иноземцево позволяет детально изучить улицы, отдельные дома и достопримечательности Иноземцево. Карта Иноземцево со спутника легко переключается в режим обычной карты (схема).

Поселок Иноземцево расположен у склона горы Бештау. Его считают уникальным местом в районе Кавказских минеральных вод. С 1983 года Иноземцево стало поселком городского типа, административно входящим в город Железноводск. Население ПГТ Иноземцево составляет более 28 тыс. человек. Здесь в начале XIX века по указу Александра I было отведено 7 тыс. десятин казенной земли, для первого поселения миссионеров Эдинбургского общества. С целью распространения христианства и ремесла среди народов гор.

Место было выбрано в поселке Каррас, где жили потомки крымского султана Гирея. Для помощи шотландцам в 1809 году прибыли из Саратовской губернии семьи немецких переселенцев. Это были мастеровые люди: кожевник, слесарь, кузнец. Рядом с Каррасом образовалась немецкая колония. В колониях к середине XIX века давали продукцию кожевенная мастерская, кирпичный и известковый заводики.

В 1959 году обе колонии объединили и присвоили статус курортного поселка Иноземцево. Имя поселку дали по названию ж/д станции, которая была названа в честь строившего железной дороги на Кавказе и Украине И.Д.Иноземцева. Историческим памятником этих мест считается Дом Рошке. В 1824 году была построена дорога, проходящая через Каррас, чтобы соединить горячие воды с Железными. В усадьбе Г. Рошке (немецкого колониста) проезжающие отдыхали в известной кофейне и небольшой гостинице. В этой гостинице поэт М, Ю. Лермонтов провел последний день перед дуэлью. В ней же бывали Пушкин, Глинка, Толстой.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОСЕЛКА ИНОЗЕМЦЕВО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ.Поселок Иноземцево - это уникальное место КМВ. Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли. Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ. В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. В 1819 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония, которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). Новые колонисты, отказавшись от нерентабельного землепашества, занялись садоводством, огородничеством, виноградарством, производством мяса и молока. Они стали регулярными поставщиками на рынки КМВ цветов, фруктов, овощей, мяса, молока, кефира и великолепных немецких сыров. Немцы привезли на КМВ культуру возделывания табака и успешно торговали им на рынках. С первых лет поселения они единственные выпекали хлеб на продажу, доставляя его в столовые и рестораны курорта. В середине XIX века в обеих колониях работали: маслобойня, кожевенный, кирпичный, известковый заводики. Широко известны были имена мебельщиков и каретников (Андрей Конради). Чистота, благоустроенность, обилие зелени, цветов и фруктов, вкусная и недорогая еда привлекали сюда курортную публику. До августа 1941 года население колоний Каррас и Николаевская до 90 % составляли немцы. Однако по приказу И. В. Сталина, который опасался пособничества фашистской армии в случае оккупации, почти все немецкое население в течение месяца было вывезено в Северный Казахстан, Узбекистан, на Урал и в Сибирь. В сентябре 1941 года бывшие колонии Каррас и Николаевская получили статус поселков. В 1959 году поселки Каррас и Николаевское были объединены в курортный посёлок Иноземцево. Название это было получено по одноименной железнодорожной станции. А станция Иноземцево, в свою очередь, была названа в честь управляющего Владикавказской железной дороги Ивана Дмитриевича Иноземцева, особняк которого располагается рядом со станцией. С января 1983 года Иноземцево получил статус посёлка городского типа в составе города Железноводска.

Инозе́мцево - курортный посёлок в городском округе город-курорт Железноводск Ставропольского края. Один из крупнейших посёлков городского типа в России.

География

Расположен у восточных склонов горы Бештау. Расстояние до краевого центра: 180 км.

Именно здесь в 1801-1835 годах находилось первое и старейшее поселение выходцев из Западной Европы - шотландских миссионеров Эдинбургского библейского общества. Шотландская колония была основана у горского аула Каррас. Позже к составу колонии присоединились немцы, основавшие по соседству Николаевскую колонию. Сами шотландцы покинули колонию в 1821 году. Миссионеры были направлены на Кавказскую линию по велению императора Александра I «с целью распространения трудолюбия, ремесла и христианства среди горских народов магометанского и языческого исповедания». Осенью 1801 года было выбрано место для миссии на восточном склоне горы Бештау, в старинном татарском поселении Каррас, принадлежавшем потомкам крымского султана Гирея. В 1805 году миссионеры получили 7 тысяч десятин казенной земли. 25.12.1806 Александр I издал грамоту жителям колонии. 29.9.1817 Комитет министров принял решение о переселении из К. нем. колонистов (не реализовано). Комитет министров принял решения о переустройстве колонии, утверждённые Николаем I(15.12.1828, 26.6.1835). Еванг. община (1806-66), лют. приход Пятигорск. Церковь (1840). Земли 7000 дес. (1807), 2859 дес. (1883), 3498 дес. (1910). Садоводство, виноградарство и виноделие, цветоводство, пчеловодство. Кожевенные з-ды Р. Педди, К. и Ю. Энгельгардтов, кирп.-черепич. з-д Е. Я. Альфтона, известковый з-д «Якорь», маслозавод, лавки, аптека. Сельсовет, с.-х. коопер. тов-во, нач. школа, изба- читальня (1926), к-з им. К. Либкнехта. Педтехникум (1933). Здесь бывали А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов (он отправился отсюда в 1841 на свою роковую дуэль). Место рожд. лют. пасторов И. Т. Келлера (1842-1918), Э. Е. Деггелера (1868-1956). Члены миссии активно распространяли христианство, издавали религиозную литературу, выкупали на деньги библейского общества невольников, обращали их в христианскую веру и возвращали им свободу. Кроме того, миссионеры занимались плотницким, столярным, кузнечным, гончарным, типографским, хлебопекарным, портновским и ткацким ремёслами, а также торговали продуктами сельского хозяйства на рынках КМВ. В помощь шотландцам для обработки земли летом 1809 года в Каррас переселились первые немецкие семьи из Саратовской губернии. Среди них мастеровые люди: слесарь Иоганн Мартин, кожевник Христиан Конради, сапожник Иоганн Либих, бумажный фабрикант Людвиг Либих, кузнец Иоганн Георг Энгельгарт. Шотландцы покинули колонию в 1821 году. В 1835 году рядом с Каррасом была учреждена немецкая Николаевская колония (также Ново-Николаевская), которой было отмежевано из старого надела 4,5 тысячи десятин (в 1831 году - Константиновская, между которыми выросли обширные виноградники). До 1917 - Терская обл., Пятигорский (Георгиевский) окр./Новогригорьевский у., Пятигорская/Новогригорьевская…