Транспортная система италии. Транспорт в италии Транспортное положение италии

Невольно люди начинают задумываться о том, как организована транспортная сеть страны. Особенно этот вопрос волнует россиян, привыкших к дорожным трудностям.

Дороги и транспортные услуги в Италии находятся на должном уровне, как и приличествует статусу туристической страны. Поезда, автобусы, автомобили – передвижение по стране организовано, систематизировано и отлажено. Так что, туристы, смело планируйте маршруты своего путешествия по Италии.

Железнодорожный транспорт Италии

Поезда в Италии, как и везде, ходят по строгому расписанию в соответствии с установленными маршрутами. Железнодорожное сообщение связывает все крупнейшие города в единую транспортную сеть. Путешествие по Италии поездом выбирают люди, которые, не спеша, в комфортных условиях хотят полюбоваться живописными красотами итальянских провинций, её удивительными пейзажами.

Уровень комфорта в путешествии зависит от желания и возможностей самого путешественника.

Железнодорожные билеты в Италии компстируются на перроне, а не в вагоне поезда. На итальянской железной дороге гибкие тарифы, есть различные скидки. Поэтому при покупке билета указывайте возраст детей и предъявлять студенческий. Вообще пожалуй самым удобным способом путешествия по италии является железная дорога.

Желаете обеспечить себе максимально комфортные условия, покупайте билеты на поезда класса «Eurostar Italia» или «TBiz». Пассажиры этих поездов могут рассчитывать на:
Точное соответствие расписанию, исключающее задержки в прибытии и убытии поездов.
Высокую скорость передвижения.
Ограниченное количество остановок на всём протяжении маршрута следования поезда. Исключаются остановки на промежуточных станциях. Этим поездам на всех линиях открыт зелёный свет.
Комфортабельное купе. Вагон-ресторан. Высокий уровень обслуживания. В вагонах даже предусмотрено наличие электрических розеток.

Путешествуете с друзьями, с семьёй? Компании путешественников будет удобнее воспользоваться поездом класса «Intercity». Эти междугородние поезда оборудованы шестиместными купе. Приятное времяпрепровождение в компании друзей сделает путешествие интересным и безутомительным.

Выбирая поезда класса «Regionale» и «Interregionale», будьте готовы к тому, что скорость передвижения может показаться вам медлительной, а ещё эти поезда часто останавливаются на незначительных станциях, подолгу стоят на привокзальных ветках крупных городов. Но зато цена на билеты этих поездов приятно удивляет.

Вам предстоит долгий путь? Например, ехать из Рима в Милан на поезде долго. Так почему бы не совместить поездку с ночным сном? Купив билет на поезд класса «Treni Notte», можно вечером сесть в поезд на ж/д вокзале Рима , удобно устроиться в комфортабельном купе и всю дорогу проспать под убаюкивающий стук колес. Утром, отдохнув и сладко выспавшись, с удивлением обнаружить, что поезд уже прибывает к Милану . Многие туристы, кстати, так и поступают.

В Италии (особенно в туристических зонах) автобусы могут не останавливаться на остановках без требования пассажирова. Находясь на остановкпросто махните рукой, чтобы показать водителю, что вы собираетесь сесть в автобус. Салона автобусов оборудованы специальными кнопками.

Внимание! Железнодорожный транспорт Италии имеет свои особенности. Планируя воспользоваться им, нужно помнить о нескольких важных моментах.

1. Билеты на поезда лучше заказывать заранее. Сделать это можно по телефону или на сайте Железнодорожной компании. Если же решились приобрести билет непосредственно перед поездкой, в кассе, то приезжайте на вокзал заранее. Путешественников порой бывает много, очереди за билетами выстраиваются длинные и продвигаются с черепашьей скоростью. Не исключена ситуация, когда вам могут попросту не достаться билеты на планируемый рейс.

2. Заказывая билет на поезд на сайте компании-перевозчика, помните, что первостепенно вам будут предложены исключительно дорогостоящие билеты. Если не желаете переплачивать за дорогу, нажмите на кнопочку «другие варианты» - возможно, среди них вы найдете поезда и билеты подешевле. И ещё: оплатив покупку билета удалённо, не забудьте запомнить (записать) код, который позволит вам получить ваш билет в билетном автомате на вокзале.

3. Если вы не поставите на своём билете специальный штамп, подтверждающий билет, то вы, фактически, хоть и имея билет на руках, окажетесь в положении «зайца» - безбилетника. При проверке билетов в этом случае придётся уплатить штраф (более 50 евро). Штампы на билете проставляются в небольших автоматах, установленных в здании вокзала. Узнать их просто: они яркого желтого цвета и имеют надпись «Convalida».

4. Если вам предстоит много поездок, то имеет смысл задуматься о приобретении проездного билета.

Не стоит спорить с дорожномым полицейским в Италии, штраф за нарушение от этого может удвоиться. Попытка "договориться" может обернуться нарушителю арестом.

Зная обо всех особенностях передвижения по Италии на поездах, путешествие покажется удобным и приятным. Главное же достоинство железнодорожного транспорта – надёжность и безопасность.

Автомобильный транспорт Италии

Автомобильный транспорт – это выбор тех путешественников, кто самостоятельно планирует свои маршруты передвижения по стране. Автомобильные дороги Италии распределены неравномерно. Северные провинции связаны между собой разветвленной сетью автомагистралей, их качество соответствует европейским стандартам. А вот южные города и провинции, к сожалению, не могут этим похвастать. Протяженность автомагистралей здесь значительно меньше, да и качество дорожного покрытия не всегда радует автомобилистов.

Стоимость аренды автомобиля начинается с тридцати евро за сутки. В эту сумму входит неограниченный пробег на время пользования, страховка автомобиля, страховка по нанесению ущерба третьей стороне, налоги. Не забудте проверить исправность автомобиля перед тем как забрать его от прокатной компании. Страховка от угона не всегда включена в суточную стоимость. Большинство заправочных станций в Италии работают до 19.00, с переывом на сиесту. В воскресенье большинство заправко не работают. АЗС на основных магистралях все-таки работают круглосуточно.

Выбирая поездки по городам Италии на автомобиле, нужно знать:

Пользование многими автострадами в стране предусматривает оплату. Заплатить за проезд по магистрали можно в специальных будках (на них написано «Viacard»). Их обычно устанавливают при въезде на автостраду, в некоторых случаях – при выезде. Иногда приходится оплачивать проезд лишь определённого участка, например моста. Оплатить дорогу можно кредитными картами, наличными, или купить особую карту предоплаты.

Итальянские дороги сплошь и рядом напичканы современными приборами дорожного видеонаблюдения. Они фиксируют всё, что происходит на обозреваемом участке дороги: кто проехал, с какой скоростью проехал, какие правила он нарушил. Штрафы за нарушения приходят по почтовому адресу нарушителя. Если правила нарушает житель другого государства, он, помимо самого штрафа, будет вынужден оплатить и стоимость мер, предпринятых полицией Италии по его розыску. А это – не маленькая сумма! Поэтому, путешествуя по дорогам Италии на автомобильном транспорте, будьте предельно внимательны, осторожны и ни в коем случае не нарушайте правила движения. Надо ли говорить о том, что, не зная этих правил, лучше вообще не садиться за руль!

Никогда не садитесь за руль, будучи «навеселе». Вождение автомобильного транспорта в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, карается очень строго, вплоть до тюремного заключения.

Если берете с собой в путешествие ребенка, то помните, что дети младше 10 лет должны находиться только на заднем сиденье и только в автокреслах!

Ремни безопасности обязательно должны быть пристёгнуты!

И, напоследок, ещё один совет : купите карту автомобильных дорог Италии, или воспользуйтесь навигатором. Так вы точно не заблудитесь в незнакомой стране.

Автобусный транспорт Италии

Неправильно припаркованные автомобили с прокатными номерами в первую очередь привлекают внимание полиции. Не небольшой срок обычно можно припарковаться возле отелей. Запрещено парковаться на стоянках, ограниченных жёлтой линией. Парковки, ограниченные белой линией - бесплатные, синей линией - оплачиваемые через счётчик (disco orario, лимит времени - 30, 60 или 90 минут).

Передвижение по Италии на автобусах очень популярно как среди местных жителей, так и среди туристов. Автобусный транспорт в Италии представлен довольно многочисленными компаниями, занимающимися как городскими, так и междугородними перевозками. Наиболее крупнейшие из них объединены в особый альянс – «IBus». Услуги по перевозкам грузов и пассажиров, предоставляемые входящими в него компаниями, планомерно распределены и охватывают почти всю территорию Италии. Также «IBus» предоставляет возможность воспользоваться автобусными маршрутами при выезде из Италии в другую страну.

Уточнить маршруты, время отправления и прибытия автобусов, а также заказать билеты можно через Интернет, на официальном сайте альянса «IBus».

Водный транспорт Италии

Для того чтобы приехать в Италию, можно воспользоваться водным транспортом. Теплоходы, паромы, прогулочные катера, гондолы составляют довольно серьёзную конкуренцию железнодорожному и автомобильному транспорту. Их популярность среди туристов (да и самих итальянцев , впрочем, тоже) обусловлена тем, что Италию сразу с трёх сторон омывают моря, территория страны сплошь испещрена крупными и малыми речушками и каналами. К тому же в состав Италии входят острова-провинции: Сардиния , Сицилия и другие. Паромная переправа – самый выгодный и удобный способ сообщения их с материком. Паромы курсируют по заданным маршрутам периодически, иногда делая по 4-5 рейсов в день, в зависимости от спроса на данный вид транспорта. Паром перевозит как пассажиров, так и наземный транспорт: автобусы, автомобили; а также грузы, в том числе и контейнерные.

В большинстве крупных итальянских городов общественный транспорт представлен — метро, трамвайными и троллейбусными линиями (ATAC), а также автобусами и пригородными поездами (COTRAL). Маршруты движения транспорта показаны на специальных картах, которые можно приобрести в местах продажи прессы, заправочных станциях, железнодорожных вокзалах и автостанциях. Для проезда в муниципальном транспорте необходимо приобрести билет, на котором отмечают дату и время начала поездки и последней пересадки. Можно пользоваться туристическим билетом, который дает право беспрепятственного передвижения на любом виде общественного транспорта в течение дня.

Довольно популярным видом транспорта в Италии является такси. Его можно просто остановить на дороге или вызвать по телефону. Не стоит пользоваться услугами частных перевозчиков, так как они значительно завышают цены. Такси, имеющие лицензию, оборудованы средствами связи и счетчиками.

Водный транспорт в Италии

В Италии можно получить удовольствие от прогулки на водном транспорте . Например, до аэропорта можно добраться на судах, принадлежащих компании Cooperativa San Marco, совершив при этом остановку на острове Лидо.

Велосипеды, мопеды и скутера

В крупных городские власти пропагандируют езду на велосипедах в рамках программы по борьбе за экологию. В таких городах есть множество точек аренды велосипедов. Изначально плату за их использование не брали, однако несколько позже она была введена, но незначительная.

Кроме этого, в Италии достаточно распространена езда на мопедах или скутерах . Их также можно взять напрокат. Этим занимаются такие организации, как Scoot-a-Long, St. Peter"s Moto или Happy Rent. При езде нужно обязательно надевать защитный шлем.

Междугородний транспорт в Италии

Путешествовать из города в город в Италии наиболее комфортно в поездах, принадлежащих компании Trenitalia . График движения поездов размещен на интернет сайте компании. Обратите внимание, что бронирование билетов на сайте не всегда удобно, так как здесь не всегда есть точная информация о наличии свободных мест.

Лучше всего воспользоваться автоматами, предназначенными для продажи билетов, которые находятся на каждом железнодорожном вокзале. При заказе проездного документа есть возможность выбирать место в вагоне.

Самыми быстрыми и дорогими поездами являются «Красная стрела» (Frecciarossa) и «Серебряная стрела» (Frecciargento) , время в пути которых от до Флоренции составляет немного больше часа. Если ехать по этому же маршруту на поездах компании Интерсити, то время в дороге будет вдвое больше.

«Красная стрела» (Frecciarossa)



«Серебряная стрела» (Frecciargento)



Если есть необходимость поездки с пересадкой, то лучше всего воспользоваться поездами, которые называются «regionale ». Такие поезда обычно перевозят большое количество людей, в них нет туалетов, а в билетах не указывается номер вагона и место. Единственным плюсом «regionale» является стоимость проезда в них. К примеру, для того чтобы доехать в Наполи из Рима нужно заплатить за билет 10 евро.



Самыми экономными считаются ночные поездки. Для этого предусмотрены сидячие купе на 6 человек.

Если Вам нужно попасть на Сицилию или Сардинию, лучше всего воспользоваться услугами местного подразделения Alitalia — Air One. В таком случае Вам нужно будет заплатить за билет около 50 евро в обе стороны.

Не совсем удобно ехать в Италию на собственном автомобиле , так как во всех крупных городах существует проблема парковки, скоростные трассы преимущественно платные и топливо довольно дорогое. Обратите внимание, что в некоторых итальянских городах в целях борьбы за экологию городскими властями запрещено въезжать в центр города на автомобиле без специального разрешения. Однако на Сицилии есть смысл арендовать автомобиль (стоимость около 300 евро за 7 дней) для свободного перемещения по бесплатным горным дорогам и остановок на «диких» пляжах.

Для аренды машины нужно водительское удостоверение международного образца, паспорт, в котором указан возраст (более 25 лет), и необходимая сумма денег. Обратите внимание, что за вождение автомобиля в нетрезвом виде наказывают значительными штрафами или тюремным сроком.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве.

2. Природные условия и природные ресурсы страны.

3. Развитие транспорта.

4. Общая характеристика хозяйства характеристика промышленности, характеристика сельского хозяйства

5. Хозяйственные связи Италии, осуществляющиеся через

речные и морские порты

6. Характеристика транспорта (современная):

Наземных видов и воздушного транспорта.

Речного и морского.

Характеристика портов.

7. Перспективы развития транспорта Италии и ее портов.

8. Схематические карты

Физико-географических условий

Транспортной сети и промышленности

9. Список использованной литературы.

Место Италии и ее транспорта в современном мировом хозяйстве.

Италия - развитая капиталистическая страна, расположенная в центре Средиземноморья, на юге Западной Европы и фокусирующая в себе не только многие типичные черты природы, хозяйственной, политической, культурной жизни, но и важнейшие проблемы обоих регионов. По уровню развития экономики относится к наиболее развитым странам.Современная Италия, хотя и не относится к числу великих держав, оказывающих решающее воздействие на ход мировых событий, все же по масштабам хозяйственной деятельности входит в семерку крупнейших капиталистических государств мира

Италия занимает глубоко вдающийся в море Апеннинский полуостров, прилегающую к нему с севера часть материка - Паданскую равнину, окаймленную мощной дугой Альп, а также крупные острова Сицилию и Сардинию и целый ряд небольших архипелагов и островков. По площади (301 тыс. кв. км) Италия относится к разряду средних стран, занимая третье место в Западной Европе (после Франции и Испании). В административном отношении Италия делится на 20 исторически сложившихся и закрепленных конституцией областей, которые подразделяются на 94 провинции, а те в свою очередь состоят из коммун общим числом свыше 8 тыс. Столица Италии - г.Рим.

Сухопутная граница длиной около 1900 км, приблизительно совпадающая с главным водоразделом Альп, отделяет Италию от Франции, Швейцарии, Австрии, Югославии. Она почти полностью проходит по высоким горным хребтам. Среди гор имеются однако понижения, через которые проходят железные и безрельсовые дороги, связывающие Италию с соседними странами. Морские границы разделяют территориальные воды Италии и территориальные воды Франции, Испании, Алжира, Туниса, Мальты, Ливии, Греции, Албании и Югославии. В территорию Италии вкраплены два самостоятельных миниатюрных государства - Ватикан и Сан-Марино.

Большую роль в жизни Италии играют омывающие ее Средиземное море и отдельные его части: Тирренское, Адриатическое и Ионическое моря. ЕЕ береговая линия тянется на 7500 км. Морское побережье Италии наиболее густо заселено; здесь много промышленных и портовых городов, курортов, вдоль побережий тянутся и важнейшие автомобильные и железные дороги, развито каботажное судоходство, регулярные морские рейсы связывают Италию со странами Европы и других континентов.

Положение Италии в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком всегда было исключительно важным для страны - и в античные времена, и в средневековье, и в эпоху возрождения, и в более поздние времена. Значение современного экономико-географического положения Италии определяется прежде всего тем, что она первой из развитых капиталистических стран Западной Европы встречает поток ближневосточной нефти, питающей западноевропейскую промышленность. В Италии пересекаются и многие важнейшие авиатрассы, соединяющие между собой страны Европы, Америки, Африки и Азии.

Ключевое стратегическое положение Италии в Средиземноморском бассейне привлекает пристальное внимание руководителей НАТО, которые считают эту страну центральным звеном своей военной системы в Южной Европе и во всем Средиземноморье. Италия - активный член НАТО. На ее территории размещены десятки основных баз США и целый рад аэродромов, полигонов и других военных объектов США и НАТО. Особо важное значение придается острову Сицилия.

Тесно связанная в хозяйственном отношении со многими европейскими странами, Италия входит в большинство экономических и политических организаций, возникших после второй мировой войны в процессе капиталистической интеграции Европы. В частности, она состоит членом Европейского экономического сообщества и “Евратома”.

Географическое положение Италии во многих отношениях благополучно для ее экономического развития. Средиземное море обеспечивает Италии удобную связь со странами Европы и Северной Африкой, а после открытия в 1869 году Суэцкого канала Италия оказалась на торговых путях, ведущих в страны Южной и Восточной Азии, в Восточную Африку, Австралию. Таким образом, географическое положение Италии позволяет ей широко использовать морской транспорт для заграничных и каботажных перевозок и одновременно развивать связи со своими соседями по суше.

Природные условия и природные ресурсы.

Италия располагается в умеренном и - большей своей частью - субтропическом поясах. Это объясняет богатство и разнообразие Самый северный пункт ее - Бетта д’Италия - расположен в горах Тироля на 47 с.ш.; самый южный - мыс Изола делле Корренти на 36,5 с.ш. (о. Сицилия) не считая мелких островов.

В физико-географическом отношении территория Италии разделяется на три части: материковую, представляющую собой Паданскую низменность, окаймленную системой альпийских хребтов и вершин, занимающую около 120 тыс. км. Апеннинский полуостров, вытянутый в виде сапога на 900 км. в центральную часть Средиземного моря шириной от 125 до 230 км. с площадью 130 тыс. км.; острова Сицилия, Сардиния и ряд более мелких с площадью около 59 тыс. км.

Отдельные части полуостровной и островной территории страны характеризуются значительной изрезанностью береговой линии, наличием заливов, бухт и удобных гаваней. Особенно много их на западном побережье полуострова, омывающегося Тирренским морем. Таковы заливы Генуэзский, Специя, Гаэта, Неаполитанский, Салернский и др., бухты Савона, Ливорно, Чивитавеккья. Здесь расположены крупные морские порты. Слабее изрезано побережье, омывающееся Адриатическим морем. Северный его участок от государственной границы до Римини изобилует лагунами и заболоченными местами, южнее, вплоть до полуострова Гаргано, высокие и обрывистые берега Адриатики лишены сколько-нибудь удобных естественных гаваней и бухт; лишь южнее побережье Адриатического моря имеет отдельные удобные естественные бухты, главные из которых - Бари и Бриндизи.

Италия- преимущественно гористая страна. Около 4/5 ее поверхности занимают складчатые горы альпийского возраста, их предгорья и холмы. Низменная часть представлена Паданской низменностью по течению реки По, занимающей свыше 1/7 территории страны, и небольшими участками в прибрежной полосе полуострова. Рельеф Италии, являющийся результатом сложных геофизических процессов, с одной стороны обусловливает разнообразие природных условий, способствующее развитию сельского хозяйства, а с другой - сужает площадь возделываемых человеком земель, а также затрудняет и удорожает развитие транспортных связей между отдельными частями страны.

На севере Италия отделена от остального континента высочайшей в Европе мощной дугой Альп, которая тянется с запада на восток на 1200 км, выгибаясь к северо-западу. Альпы представляют собой весьма сложную систему, состоящую из множества горных массивов и хребтов, разделенных продольными и поперечными долинами. Самые высокие вершины - Мон-Блан (4807 м. над ур. моря), Монте-Роза (4634 м.), Червино (4478 м.) - сосредоточены в западной, наиболее древней части Альп. Альпы являются мощным заслоном против действия воздушных масс с севера. В этом мощном поясе гор имеются однако удобные проходы, издавна используемые для хозяйственных связей. Так, например, в Лепонтинских Альпах железная дорога проходит в долине реки Тичино, направляясь затем через Сен-Готардский туннель (15 км) в Швейцарию и Симплонский туннель (20 км) во Францию. Железнодорожное сообщение с Австрией осуществляется через Бреннерский проход в Венецианских Альпах по долине реки Изорко, притоку Адидже. Альпы активно вовлечены в хозяйственную жизнь страны; здесь используются большие запасы энергии рек, ведется добыча строительных материалов, металлических руд и других полезных ископаемых, на горных лугах пасутся стада. В последние десятилетия строительство высокогорных ГЭС, дорог, бурное развитие горного туризма увеличили лавиноопасность.

Приморские Альпы переходят в Апеннинские горы, окаймляющие Лигурийский залив и тянущиеся дальше через весь Апеннинский полуостров. Апеннины длиннее Альп (более 1500 км), но не могут сравниться с ней по высоте. Их высшая точка - Монте-Корно в массиве Гран-Сассо-д’Италия достигает лишь 2914 м над ур. моря. Рельеф и геологическое строение Апеннин сложны и разнообразны. Горы то располагаются кулисами с замкнутыми между ними долинами(в Тоскане), то тянутся длинными цепями с северо-запада на юго-восток (в Центральных Апеннинах), то распадаются на отдельные массивы (в Кампании, Базиликате), то переходят в высокие плоскогорья Калабрии. Сложены Апеннины преимущественно конгломератами, песчаниками, известняками, глинистыми сланцами, мраморами, отдельные массивы и плоскогорья Южной Италии- древними изверженными и метаморфическими породами, характерными также и для гор Сицилии и Сардинии.

И в Альпах. и в Апеннинах широко распространены известняки и в связи с этим самые разнообразные проявления карста: воронки, колодцы, полья, гроты, пещеры, исчезающие под землей реки. Пещеры привлекают множество туристов; некоторые имеют постоянную влажность воздуха, соли и лечебные грязи и используются в лечебных целях. В то же время карст наносит большой урон хозяйству, иссушая и обедняя почвы, препятствуя строительству зданий и дорог, вызывая обвалы и оползни.

В Италии широко распространены и древние и современные вулканические породы всех типов (базальты, липариты, туфы), особенно характерные для Тосканы, Лацио, Кампании, Сицилии, Сардинии. В Италии имеются вулканы разных типов и в разных стадиях развития: потухшие (Эвганейские холмы, Альбанские горы), и действующие (Этна, Везувий, Стромболи).В наши дни наиболее активен самый высокий (3296 м над ур. моря) и мощный из итальянских вулканов - Этна. Он извергается регулярно каждые три - пять лет и даже чаще. К юго-западу от Сицилии время от времени происходят подводные извержения, появляются небольшие островки, которые вскоре размываются морем. На обширном пространстве от южной Тосканы до побережья Неаполитанского залива можно наблюдать и другие природные явления, связанные с вулканизмом, - выбросы водяного пара под высоким давлением (остров Искья), углекислого газа (Собачий грот во Флегрейских полях, близ Неаполя), горячие минеральные источники в Тоскане, грязевые вулканы в Эмилианских Апеннинах.

Единственная обширная низменность Италии - Паданская равнина, занимающая большую часть бассейна реки По. Она постепенно снижается от 400-500 м на западе до уровня моря на востоке. По мере снижения меняются не только ландшафты, но и характер сельскохозяйственного использования территории: от фруктовых садов и виноградников на западе до животноводческих, зерновых и свекловодческих районов низовий р.По на востоке. Паданская равнина - не только главная житница Италии, но и наиболее урбанизированный и развитый в хозяйственном отношении район страны.

При довольно, большом разнообразии полезных ископаемых Италия весьма недостаточно и неравномерно обеспечена сырьевыми и энергетическими ресурсами. Месторождения многих полезных ископаемых невелики по запасам, распылены по территории страны, нередко залегают неудобно для разработки. До сих пор недра еще недостаточно изучены. В то же время некоторые месторождения разрабатываются с такой глубокой древности, что сейчас истощаются или уже исчерпаны и заброшены. Так, в 1982 г. в стране была полностью прекращена добыча железной руды, в том числе и на острове Эльба, на котором железо добывали еще этруски.

Значительно богаче Италия свинцово-цинковыми рудами с примесью серебра и других металлов. Эти месторождения связаны с кристаллическим и метаморфическим массивом Сардинии и с триасовыми известняками Восточных Альп. Область Тоскана богата запасами пиритов и ртутной руды - киновари, по запасам которой Италия занимает второе место в мире; в девонских известняках Сардинии залегают сурьмяные руды. Месторождения серы, известные со времен Древнего Рима, сосредоточены в основном в районе Кальтаниссетты на острове Сицилия. Недра Италии богаты разнообразными строительными и отделочными материалами (мрамор, гранит, туф и др.). Мрамор добывается в ряде мест, но особенно в районе Каррары. По запасам других видов сырья территория Италии бедна. В небольшом количестве встречается антрацит в области Валле-д’Аоста, коллоидные лигниты в Тоскане, торф и торфообразные лигниты. В Центральной Италии и Лигурии есть небольшие месторождения марганца. Бокситы, долгое время добывавшиеся из карстовых впадин Апулии, сейчас почти исчерпаны. На острове Сицилия есть запасы калийной и каменной соли, асфальта, битума.

В послевоенные годы выявлены довольно значительные (для Италии) ресурсы нефти - в Паданской низменности, в полосе альпийских предгорий, а также на острове Сицилия. Дополнением к ним являются битумные сланцы, на острове Сицилия в районе Рагузы, у Сан-Валентино в области Абруццо-э-Молизе, а также в районе Фрозиноне (Лацио). На Сардинии, в Тоскане, Умбрии имеются небольшие месторождения бурого и низкокачественного каменного угля. Собственные энергетические ресурсы удовлетворяют потребности Италии не более чем на 15%. В этих условиях очень важны для экономики страны месторождения природного газа метана, обычно растворенного в воде, которой пропитаны рыхлые третичные и четвертичные отложения Паданской низменности в нижнем течении реки По и ее подводного продолжения - материкового шельфа Адриатического моря. Газ обнаружен также в песчаниках, мергелях, сланцах Северных, Центральных и Южных Апеннин, на Сицилии и у ее берегов и на шельфе Ионического моря. Общий недостаток энергетических ресурсов, используемых на тепловых электростанциях, в некоторой степени возмещается наличием в стране достаточно богатых гидроэнергетических запасов.

Развитие транспорта (выделив морской).

Транспорт.

Важнейшая отрасль сферы обращения.Перевозка товаров и рабочей силы составляет ту часть сферы обращения, которая является продолжением процесса производства в сфере обращения.

В Италии транспорт развивается в соответствии с теми же тенденциями, какие наблюдаются в других странах Европы - в частности, повышается удельный вес автодорожного транспорта, главным образом за счет сокращения доли железнодорожного транспорта. Это объясняется тем, что автодорожный транспорт более мобилен, требует меньших затрат на вспомогательные службы и сводит к минимуму перевалочные работы, поскольку доставляет груз непосредственно к месту назначения (это возможности, которых лишен морской и железнодорожный транспорт).

Отличие Италии состоит в том, что здесь и во внутренних перевозках грузов исключительно высокий удельный вес приобрел автодорожный транспорт, а доля всех других видов транспорта упала до крайне низкого уровня.

Подобное глубоко специфическое положение в транспорте Италии объясняется особым воздействием, оказываемым на эту отрасль промышленностью. Дело в том, что такие отрасли итальянской промышленности, как автомобилестроительная, резиновая, нефтеперерабатывающая и промышленность строительных материалов развиваются наиболее быстро, развиваются наиболее быстро. Отрасли, производящие железнодорожный подвижной состав, медленно развивают свое производство. Поэтому первой группе отраслей и действующим в ней монополиям без особого труда удалось придать автодорожное направление развитию итальянского транспорта.

Развитие морского транспорта Италии.

В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот.Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства.

В 70-е годы значение морского транспорта и морских перевозок для экономики Италии и в первую очередь для ее внешней торговли повысилось в связи с происшедшими сдвигами в энергетическом балансе страны(более 86% общих потребностей в энергетике удовлетворяется за счет ввоза нефти и газа).Сдвиги, происшедшие в последние годы в структуре промышленности и внешней торговли, вызвали в итальянском флоте изменения в соотношении между различными типами судов. Быстрое развитие нефтеперерабатывающей промышленности вызвало бурный рост цистерного флота. Падение значения каменного угля в энергетическом хозяйстве вызвало падение доли сухогрузного флота. К тому же используемый в Италии американский уголь доставляется, как правило, на американских судах.

Торговый флот Италии.

Торговый флот Италии в послевоенные годы претерпел значительные количественные и общие структурные изменения. Они, с одной стороны были вызваны выводом из эксплуатации устаревших и сильно изношенных судов, а с другой стороны- пополнением флота новыми, более крупными и современными судами. Изменения состава и структуры торгового флота Италии за период 1874 по 1983 год характеризуются следующими данными.

годы
общее кол-во
общая вместим.
в
том
числ
е

тыс. рег. тонн
танкеров
балкеров возов
рудо
проч. су судов
хогр

вал.вмест рег.тонн
%
%
вал.вмест рег.тонн
%

1974
1421,00
5708,00
1982,00
34,8
1027
17,6
2699
47,6

1975
1413,00
5701,00
1989,00
34,9
1091
19,3
2621
45,8

1976
1403,00
5851,00
2113,00
37
1191
20,4
2492
42,6

1977
1445,00
6219,00
2140,00
34,5
1506
24,2
2573
44,3

1978
1490,00
6624,00
2414,00
36,5
1674
25,3
2536
38,2

1979
1552,00
7038,00
2573,00
36,5
1900
27
2565
36,5

1980
1639,00
7448,00
2721,00
36,5
2089
28,1
2638
35,4

1981
1690,00
8139,00
3027,00
37,2
2455
30,1
2657
32,7

1982
1684,00
8187,00
3119,00
38
2510
30,7
2558
31,3

1983
1726,00
8867,00
3437,00
37,7
2866
32,4
2564
29,9

Из приведенных данных следует, что за 10 лет особенно резко повысилось удельное значение тоннажа балкеров и рудовозов повысилось, а доля всех прочих сухогрузных судов понизилась.

По состоянию на 1 июля 1983 г. танкеры, балкеры, рудовозы и комбинированные суда составляли 70,1% общей валовой вместимости всех имевшихся в Италии морских судов. Не смотря на отмеченное выше пополнение торгового флота новыми более крупными судами, в общем его составе продолжают преобладать суда малого и среднего тоннажа.

По состоянию на 1 июля 1983 г. более половины (57,9%) всех морских судов имели валовую вместимость до 1000 рег. тонн, причем на их долю приходилось лишь 4,45% суммарной валовой вместимости флота. Многие из этих судов имеют длительные сроки службы и подлежат постепенной замене более новыми судами. На ту же дату в торговом флоте насчитывалось лишь 23 судна валовой вместимостью более 50 тыс. рег. тонн со сроком эксплуатации менее 4-х лет.

Большая часть итальянских судов в качестве главных двигателей имела дизельные и дизель-электрические установки. Суда с паровыми двигателями составляют 14,5% общей численности морских судов.

Краткие сведения по характеристике основных групп транспортных судов.

Имевшиеся в Италии морские суда по состоянию на 1 июля 1983 года по основным типам и назначению распределялись следующим образом.

типы судов
кол-во судов
общая валовая вместим, рег. тонн
удельное знач. ОВВ, %

1.Танкеры для перевозки нефти и нефтепродуктов
344
3449184
2,98

2.Газовозы
26
133027
2,01

3.Танкеры для жидких химикатов
17
21070
3,23

4.Комбинированные суда
21
1145231
5,86

5.Балкеры и рудовозы
93
1721040
3,24

6.Сухогрузные суда для перев. ген. грузов
663
1289842
1,84

7. Контейнеровозы и ро-ро
6
69661
1,9

8.Пассажирские суда
25
533288
17,77

9.Паромы и др.
157
334784
7,99

10.Рыбопромысловые
225
90847
1,3

11.Буксиры
213
47199
4,34

12.Прочие суда
33
30760
-

Всего
1726
8867205
2,86

Танкерный флот. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в общей сложности насчитывается 320 танкеров суммарной валовой вместимостью 3 437 391 рег. т (общий дедвейт 5 901 231 т). Для прибрежных перевозок и бункеровочных операций имелось 24 небольших судна суммарной валовой вместимостью 11793 рег.тонн. Более половины вместимости танкерного флота представлено судами возрастом менее девяти лет, в т.ч. 11 танкеров валовой вместимостью 40-50 тыс. рег. тонн каждый и 10 танкеров валовой вместимостью 50-140 тыс. рег. тонн каждый возрастом менее 4-х лет.

Газовозы и суда для перевозки жидких химикатов. Для перевозок сжиженного газа имелось 26 небольших судов суммарной валовой вместимостью 133 027 рег. тонн. Часть этих судов используется для перевозок из Алжира в Южные порты Европы. Для перевозок жидких химикатов имеется 17 небольших судов общей валовой вместимостью 21 070 рег. тонн.

Комбинированные суда, балкеры и рудовозы. Это вторая по численности и значению группа грузовых судов. Насчитывается 114 судов общая валовая вместимостью 2 866 271 рег. тонн (общий дедвейт 4 859 207 т.). В составе этой группы находится: 21 комбинированное судно суммарной валовой вместимостью1 145 231 рег. тонн и 93 рудовоза, балкера и балкера-рудовоза сум. валовой вместимостью 1 721 040 рег. тонн.

Группа сухогрузных судов (включая грузопассажирские суда) является наиболее многочисленной, в которой насчитывается 663 судна различного типа и назначения суммарной валовой вместимостью 10876 рег. тонн. Большую часть этой группы представляют небольшие суда валовой вместимостью до 2000 рег. тонн каждое. Пополнение этой группы новыми судами производится в ограниченных масштабах и преимущественно многоцелевыми сухогрузными судами, в том числе приспособленными для частичных перевозок контейнеров.

Контейнеровозы и контейнеро-трейлеровозы (ро-ро). На 1 июля 1083 г. в составе этой группы было 6 судов общей валовой вместимостью 69 661 рег. тонн. Эта группа пополнилась контейнеровозами, которые используются для перевозок на дальневосточной и австралийской линиях.

Пассажирские, паромные и другие грузопассажирские суда. В торговом флоте Италии насчитывается 25 крупных пассажирских судов общей валовой вместимостью 533,3 тыс. рег. тонн. В составе этой группы 157 паромных и других грузопассажирских судов общей валовой вместимостью 337,8 тыс. рег. тонн, которые в основном используются для обслуживания внутренних перевозок, и лишь незначительная их часть работает на ближних международных линиях в зоне Средиземного моря.

Торговый флот Италии пополнялся новыми судами преимущественно итальянской постройки. Размещение заказов за границей допускается лишь на отдельные крупнотоннажные суда, для строительства которых в Италии нет достаточного оборудования, опыта и по другим причинам. По данным на март 1983 г, Италия по тоннажу строившихся судов для своего национального флота занимала 5-е место (после Великобритании, Либерии, Японии и Норвегии).

Хозяйство Италии.

Италия вступила на путь капиталистического развития позже, чем Великобритания и Франция, - в конце XIX века, после политического объединения, закончившегося в 1870 году. Однако экономическое развитие страны, тормозившееся сильными пережитками феодализма, нищетой крестьянства, слабостью топливно-сырьевой базы, шло медленно.

Накануне первой мировой войны Италия оставалась отсталой аграрной страной. Только Северная Италия выделялась более высоким уровнем экономического развития: здесь сложилась развитая промышленность, более интенсивным было сельское хозяйство.

Несмотря на экономическую слабость, итальянская буржуазия приняла активное участие в борьбе за передел мира. Политика гонки вооружений дала толчок развитию тяжелой промышленности. Большое развитие получили новые отрасли- автомобильная, авиационная, электротехническая, химическая(в частности, производство искусственного шелка). Вторая мировая война нанесла экономике Италии большой ущерб. Тем не менее в послевоенный период итальянская промышленность развивалась довольно высокими темпами. Рост промышленного производства в большей степени обусловлен притоком иностранного капитала.

Италия по своему экономическому положению занимает промежуточное положение между наиболее экономически развитыми капиталистическими странами во главе с США и ФРГ и странами со средним уровнем развития производительных сил. По доле в капиталистическом промышленном производстве мира (5% в 1985 г.) она стоит на пятом месте после США, Японии, ФРГ и Франции. Но по размерам национального дохода на одного жителя Италия уступает не только этим странам, но и многим другим, превосходя в Западной Европе лишь Грецию, Испанию и Ирландию.

Так же как и в других высокоразвитых странах, в Италии промышленность является ведущей сферой экономики, хотя в ней занята меньшая часть экономически активного населения, чем в интенсивно и непропорционально растущей сфере услуг. Стоимость промышленной продукции вчетверо превышает стоимость продукции сельского хозяйства, в которое ежегодно вкладывается в 5,5 раза меньше капитала, чем в промышленность. Промышленные изделия резко преобладают в итальянском экспорте.

Значительная часть национальных богатств Италии находится в руках монополий, 11 из них входят в число крупнейших концернов мира. Они господствуют в химической и электротехнической промышленности (“Монтэдисон”), в автомобильной (ФИАТ), а также в резинотехнической (“Пирелли”).

В то же время в стране существует великое множество средних, мелких и мельчайших фирм, главным образом в легкой и пищевой промышленности, а также в производстве бытовой электротехники, оборудования для переработки синтетических материалов, в некоторых подотраслях станкостроения. Начиная с 70-х годов заметна тенденция к сокращению крупных и повышению роли мелких и средних фирм и предприятий.

Итальянское государство активно и в различных формах вмешивается в экономику страны: его специализированные органы участвуют в акционерных обществах в качестве держателей контрольного пакета акций, создаются промышленные предприятия в соответствии с различными государственными программами. Государство стало крупнейшим в стране предпринимателем. Особенно сильны его позиции в энергетике, металлургии, судостроении. Ему принадлежат многие предприятия легкой промышленности. Национализированы и крупнейшие банки. По темпам развития государственный сектор превосходит развитие итальянской экономики в целом. В современных условиях вмешательство государства в экономику не сводится к тому, чтобы помогать отдельным монополистическим объединениям развивать наименее прибыльные или требующие особенно больших капиталовложений отрасли. Основная цель государственного вмешательства - обеспечить непрерывность процесса воспроизводства, сохранить и укрепить капиталистическую систему в стране.

Новой важной особенностью развития государственно- монополистического капитализма в Италии стало общенациональное долгосрочное программирование хозяйства, отражающее возросшую степень концентрации и централизации производства и капитала, усиление монополизации и огосударствления экономики. Некоторые отрасли (транспорт, связь, общественные работы и др.) финансируются преимущественно на основе экономических программ. Самая крупная и постоянно действующая с 1950 г. программа Италии направлена на развитие экономики Юга.

Правительство Италии поощряет приток иностранного капитала, который играет важную роль в хозяйстве страны. Большая часть инвестиций направлена в машиностроение, химию и энергетику, значительная доля вкладывается в сферу услуг. Преобладает капитал из США, Франции, ФРГ, Великобритании, Швейцарии, Лихтенштейна.

Многие стороны хозяйственной жизни Италии определяются ее участием в ЕЭС. Сформировавшаяся в пределах ЕЭС специализация производства заставила итальянскую экономику приспособиться к новым условиям рынка и ускорила ее структурные преобразования. В системе общего рынка Италия выступает как страна-импортер промышленной продукции (главным образом машин и оборудования) и второстепенных продуктов питания (фруктов, овощей, вина) и в то же время как страна-импортер основных продуктов питания и главных видов минерального и сельскохозяйственного сырья для своей промышленности.

Как и в других странах, в Италии хозяйство развивается стихийно и неравномерно. “Экономическое чудо” 60-х годов, когда по темпам индустриального развития Италия уступала только Японии, оказалось недолговечным. За ним последовал спад и затем жесточайший энергетический и общеэкономический кризис 1973-1975гг. В 1982 г. хозяйство страны вновь вошло в полосу кризиса: сокращается валовый национальный продукт (-1,2% в 1983 г.), усиливается инфляция, уменьшается объем внешней торговли, уровень личного потребления населения, растет безработица, стоимость жизни. Загрузка мощностей промышленности- была в 1983 г. самой низкой за весь послевоенный период - 71%.

Начиная с кризисных 70-х годов в Италии распространилось новое явление - так называемая скрытая экономика: во многих отраслях в обход коллективных договоров, налогового законодательства и т.д. действуют нигде не зарегистрированные предприятия. на них трудятся безработные, женщины, заинтересованные в неполном рабочем дне или надомной работе, учащиеся и пенсионеры, нуждающиеся в дополнительном заработке. Сохраняет всю свою остроту вековая проблема непропорционального развития отдельных частей страны, контраст между уровнем экономического и социального развития Северной и Южной Италии.

Общая характеристика промышленности.

Общее состояние, темпы и характер развития итальянской экономики определяются ее важнейшей сферой - промышленностью, на которую приходится около 2/5 занятых в хозяйстве и такая же доля национального дохода. Италия выделяется крайне низкой долей добывающей и высокой долей обрабатывающей промышленности в числе занятых, основном капитале и особенно в общей стоимости промышленной продукции. Это объясняется отсутствием в стране сколько-нибудь значительных запасов наиболее важных полезных ископаемых.

Итальянская обрабатывающая промышленность работает в основном на импортном сырье. Преобладает тяжелая индустрия, основная роль в которой принадлежит машиностроению. Значительно развились также электроэнергетика, металлургия, химия и нефтехимия.

В результате происшедшей в последние десятилетия коренной перестройки энергетической базы ведущая роль в ней перешла от гидроэнергии и импортного угля к нефти, которая обеспечивает более 60% всей потребляемой энергии. За ней следует природный газ (15,5%), каменный уголь и лигниты (8,5%), гидроэнергия (7,6%) и атомная энергия (0,3%). При этом Италия вынуждена импортировать почти всю потребляемую нефть, 80% твердого топлива и 44% природного газа.

На ввозимой морским путем нефти выросла самая мощная в Западной Европе нефтеперерабатывающая промышленность. Италия- один из крупнейших экспортеров нефтепродуктов в Западной Европе. Энергетический кризис заставил искать пути экономии энергоресурсов в целом и нефти в частности. В 80-х годах суммарная мощность нефтеперерабатывающей промышленности Италии сократилась с 206 млн.т. сырой нефти в год в 1980 г. до 150 млн.т. в 1983 г., несколько заводов было закрыто.

Жизненно важную роль в хозяйстве страны играет электроэнергетика. Установленная мощность электростанций в сумме составляет 49.4 млн.кВт, из них 64,4% приходится на тепловые электростанции, 32% - на ГЭС и ГАЭС, 2,6% - на атомные и 1% - на геотермальные. Ежегодно в стране вырабатывается 180-190 млрд. кВт.ч электроэнергии. Большую часть электроэнергии получают на тепловых электростанциях, работающих главным образом на мазуте, первое место им уступили ГЭС, так как водные ресурсы почти полностью исчерпаны. В последние годы в Италии предпочитают строить гидроаккумуляционные станции. Италия была пионером в строительстве ГАЭС (1908 г.). Почти одновременно появились и первые в мире геотермические электростанции (1905 г). В 60-х годах Италия одна из первых начала строить крупные АЭС. В стране действуют 4 АЭС общей мощностью 1,4 млн. кВт.

Зависимость от импорта топлива и сырья очень существенна в черной металлургии. В 1986 г. в стране было выплавлено 10,3 млн.т. чугуна и около 22 млн.т. стали. По выплавке стали Италия занимает 5-е место. Размещаются металлургические заводы либо вблизи портов, либо тяготеют к рынкам сбыта - крупным центрам машиностроения. Именно в портовых центрах расположены четыре крупнейших в стране комбината полного цикла, принадлежащих государственному объединению “Финсидер” (Генуя- Корнильяно, Пьомбино, Неаполь-Баньоли и Таранто. Большинство сталеплавильных и сталепрокатных заводов сконцентрировано в старых индустриальных городах Северо-Запада. В предгорьях Альп и альпийских долинах размещаются электрометаллургические предприятия. На мировой рынок итальянская черная металлургия выходит главным образом с тонкой холоднокатной сталью и стальными трубами. По производству труб Италия занимает 4-е место в мире. В последние годы итальянская черная металлургия испытывает значительные трудности в своем развитии в связи с тем, что “Общий рынок “ под давлением США решил ограничить сталеплавильное производство в странах “десятки”.

В производстве цветных и легких металлов выделяются те отрасли, которые лучше обеспечены местными рудными запасами,- выплавка алюминия, свинца, цинка и ртути. В кризисные годы выплавка алюминия снизилась с 274 тыс.т в 1986 до 194 тыс.т в 1988 г. Большинство алюминиевых заводов расположено на богатом электроэнергией Северо-Востоке.

Свинцово-цинковая промышленность перерабатывает привозные полиметаллические руды и местные. Энергоемкая выплавка цинка размещается вблизи крупных электростанций (в городах Порто-Маргере, Монтепони, Порто-Весме, Кротоне). Свинцовоплавильные заводы группируются в основном на Сардинии, поблизости от месторождений полиметаллических руд.

В последние годы Италия уступила Испании мировое первенство по производству ртути. Это древнейшее производство было перестроено в соответствии с экологическими требованиями и на сегодняшний день производится около 2 тыс.т. в год.

Используя богатые залежи доломитов Италия вышла на одно из первых мест в мире по производству магния. В 1986 г. было добыто 85 тыс. т. магниевых руд и выплавлено 7,8 тыс.т. магния.

Ведущая отрасль итальянской промышленности - машиностроение. В нем занято 2,2млн.человек, оно дает 1/4 всей продукции обрабатывающей промышленности и 2/5 итальянского экспорта. Италия- один из крупнейших поставщиков автомобилей на мировой рынок. По размерам производства стоит на 5-м месте. Машиностроение отличается высокой концентрацией производства и капитала и находится в руках немногих крупных объединений, выпускающих сложную и разнообразную продукцию. Наиболее развито экспортное машиностроение (производство автомобилей, электровозов, вагонов, судостроение). Большую часть автомобильного производства монополизировал концерн ФИАТ - самая мощная из частных фирм в Италии и одна из крупнейших монополий мира. Заводы концерна рассеяны по всей стране и выпускают малолитражные и микролитражные легковые автомобили, грузовики, автобусы, различные двигатели, самолеты, суда, локомотивы, тракторы, оборудование для метрополитена, электростанций, аэропортов.

Немного места в автомобильном производстве оставил ФИАТ другим фирмам - “Феррари”, “Мазерати”, “Лянча”, государственной компании “Альфа-Ромео”. Почти все заводы расположены в промышленных центрах Севера. Несколько заводов выпускают мотоциклы и мотороллеры. На одном из первых мест в мире стоит Италия по выпуску велосипедов и мопедов.

В глубине веков теряются истоки итальянского судостроения. Развитие этой традиционной отрасли обусловлено историческими причинами и географическими условиями. В последние годы резко сократились заказы на танкеры, требуется больше контейнеровозов, судов смешанного типа, специализированных судов для подводного бурения и подводных исследований.

Около 85% всех судостроительных мощностей принадлежит государственной группе “Финкантьери”. Самые крупные в стране верфи находятся в Монфальконе на Адриатическом море, а также в Триесте, Венеции, Анконе. Ста- Старейший район итальянского судостроения - Лигурийское побережье (Генуя, Ливорно, Специя). На Юге главные судостроительные центры - Неаполь, Таранто, Мессина, Палермо, Кастелламаре-ди-Стабия.

И т.д.................

Италия — одна из самых экономически благополучных стран Европы. И это видно не только по уровню благосостояния ее жителей, но и по качеству транспортного сообщения внутри страны, которое является необходимым фактором для развития бизнеса и туризма.

Автомобильный транспорт и дороги Италии

Сеть автомобильных дорог в Италии прекрасно развита и равномерно расположена по всей стране, хотя и имеется некоторое преобладание дорог на севере Италии по сравнению с югом. Однако это нисколько не сказывается на качестве автомобильных перевозок. Благодаря густой сети дорог, 80% грузоперевозок и 90% пассажирских перевозок осуществляются именно автомобилями.

Автобусы крупных итальянских компаний Sita и Autostradale занимаются перевозками пассажиров в северной части Италии. В центральных районах страны курсируют автобусы компании Lazzi. Автобусные перевозки отличаются высокой организованностью, но стоимость билетов достаточно высока. Ездить поездом значительно дешевле, кроме того, автобусы не всегда придерживаются расписания.

Центральный автовокзал в Риме отсутствует. Между Римом и многими городами курсируют автобусы компании Cotral. Высадка пассажиров осуществляется на ж/д станции Tiburtina или около близлежащих станций метро.

На территории Италии имеется много скоростных трасс. За их техническим состоянием ведется постоянный контроль. Скоростные дороги на картах обозначены символом (А) – autostrade. Сразу за символом указывается номерное обозначение автомагистрали, например: A1 — Autostrada del Sole (Milano – Napoli/ Милан — Неаполь). Автомагистрали платные, причем, чем длиннее участок проезда, тем выгоднее цена.

Езда по городу

В противовес хорошо обустроенным междугородным трассам, многие улицы итальянских городов не так удобны для проезда автотранспортом. Они не достаточно широки, имеют много поворотов, вследствие чего часто возникают автомобильные пробки.

Железная дорога Италии

Велик спрос и на железнодорожные перевозки. Густая сеть железных дорог связывает большие и малые города Италии. Как и автомобильные, многие железные дороги были проложены прямо на склонах гор. Это объясняет большое количество мостов и тоннелей, которые есть на любой дороге во всех частях страны. Сеть ж/д дорог не только хорошо технически оснащается, но и расширяется, что дает возможность быстро и без проблем попасть в любой город Италии.

Морской транспорт Италии

Морской транспорт также играет большую роль во внешних и внутренних перевозках страны. Это объясняется значительной протяженность береговой линии, общим положением Италии на морском пути, а также наличием островов, входящих в состав страны. 144 порта — столько их насчитывается на берегах Италии. Самым крупным является порт Генуя, который известен во всем мире. Вторым по грузообороту портом после Генуи является Триест. Самым крупным пассажирским портом Италии является Неаполь, являющийся центром связей с Сардинией, Сицилией и другими островами. Морской флот Италии насчитывает более тысячи судов.

Авиация

Из-за отсутствия крупных рек в Италии речной транспорт здесь развит слабо. Этого нельзя сказать о гражданской авиации. Из Италии ежедневно совершаются множество рейсов в самые разные страны мира. Самыми крупными аэропортами страны являются римский «Леонардо да Винчи» (L’aeroporto di Roma Fiumicino), миланские «Линате» и «Мальпенс».

Система городского транспорта в Италии развита чрезвычайно широко. По Италии курсируют автобусы, такси, есть метрополитен, а также характерный для Италии водный транспорт, который представлен гондолами и речными такси. Последние пользуются большой популярностью у туристов, которые с удовольствием катаются в речном такси и, конечно, в гондоле. Первое вмещает четыре человека и, подобно обычному такси, отсчитывает метраж. Стоянки находятся в городе повсюду. Цена за гондолу около 80 тыс. лир за 50 - минутную поездку днем и 110 тыс. ночью.

В Италии, границы которой более чем на 90% омываются морями и в которой большая часть территории представляет собой приморские районы, во внутренних перевозках пассажиров и особенно грузов важное значение имеет также морской каботажный флот. Среди отраслей Итальянского транспорта большой интерес представляет морской флот, который является крупнейшим международным перевозчиком и имеет важное значение для развития итальянской внешней торговли. Через морские порты проходит 90% поступающих в Италию по импорту грузов и 55-60% по экспорту. Морской торговый флот Италии выполняет важнейшие народнохозяйственные функции. В этом заключается главная причина того, что он в своей подавляющей части находится под контролем государства.

В Италии также чрезвычайно популярны автомобили. Из 293 тыс. км. автодорог около половины приходится на Северную Италию. В Италии сосредоточена 1/4 всех европейских автострад (около 6 тыс. км), в том числе и старейшая в мире автострада Милан-Варесе, построенная в 1924г. Главная транспортная артерия страны - Автострада Солнца, идущая через всю Италию, от Турина через Милан, Флоренцию, Рим, Неаполь к Реджо-ди-Калабрия. Через территорию Италии проходят пять международных автострад: Лондон-Париж-Рим-Палермо, Лондон-Лозанна-Милан-Брин-дизи, Рим-Берлин-Осло-Стьордан, Рим-Вена-Варшава, Амстердам-Базель-Генуя. Итальянский автопарк насчитывает свыше 20 млн. автомобилей, в том числе около 18 млн. легковых.

Железнодорожный транспорт не выдержал борьбы со столь мощным конкурентом и долгое время находился в состоянии кризиса. Лишь в последние годы, государство, которому принадлежит 82% железных дорог, начало вкладывать капиталы в их усиленное развитие. Модернизированы некоторые линии, построена скоростная железная дорога Рим-Флоренция (“Диреттиссима”), на которой поезда могут развивать скорость до 200-260 км в час, эта трасса составляет часть будущей скоростной магистрали, свяжущей Милан с Флоренцией, Римом, Неаполем. Общая длина железных дорог - 19, 8 тыс. км (включая запасные пути), из них 10, 2 тыс. км электрифицировано.

Две ветки метро есть в Риме. Линия А длиной 18 км связывает центр города от Ottaviano рядом с Ватиканом с восточной окраиной города, проходя через Cinecitta (Anagnia). Линия Б проходит на север к городским окраинам (Rebbibia) и к EUR, современному индустриальному комплексу на юге. Линии пересекаются у Termini.

Метрополитен Милана cчитается наилучшим в Италии. ММ состоит из двух веток (1 и 2) и обслуживает город и окраины. Туристы обычно пользуются 1, идущей на юг недалеко от Stazione Centrale через Piazza del Maria della Grazie.