Кремлевский дворец съездов. Экскурс в историю Кремлевский дворец концертный зал количество мест

ПРЕДИСЛОВИЕ

Едва ли можно указать в современной мировой архитектурной практике общественное здание, которое возбуждало бы такой большой интерес, как . И это не случайно. Знаменательные исторические события политической и культурной жизни, проходящие в стенах этого здания, его беспримерное по универсальности функциональное назначение и исключительные особенности местоположения в Московском Кремле, в самом сердце столицы Советского государства, - все это привлекает к Дворцу внимание не только нашей, но и мировой общественности. Отсюда естественная необходимость в издании, которое могло бы ознакомить с этим сооружением самые широкие круги читателей.
Новое величественное знание Кремля принадлежит к тем выдающимся произведениям архитектуры, которые входят в историю отечественной культуры как одна из значительных ее ценностей. За проектирование и сооружение Кремлевского Дворца съездов группе архитекторов и инженеров - М. В. Посохину (руководитель авторского коллектива), архитекторам А. А. Мндоянцу, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллеру, инженерам Г. Н. Львову, А. Н. Кондратьеву, И. И. Кочетову - была присуждена Ленинская премия 1962 года.
Созданный в годы знаменательных сдвигов в творчестве советских архитекторов, Дворец не только отвечает всему многообразию функциональных требований, но представляет собой новую веху на пути формирования социалистического архитектурного стиля, отражающего идеологию нашей эпохи. Несмотря на уникальный характер его назначения и градостроительной роли, он не стоит особняком в истории советского зодчества. В его художественном замысле, наполненном высоким чувством современности, всесторонне воплощены отличительные признаки архитектуры нашего времени, сближающие это необычное сооружение с тем, что создается сейчас в самых различных областях архитектурно-строительного дела в нашей стране. Демократизм и народность, всесторонний учет требований жизни, функциональная правдивость, простота и ясность композиционных построений и форм, их тесная связь с природой и человеком - все эти черты, характерные для общей направленности современного этапа развития нашего архитектурного творчества, присущи и Дворцу съездов. В той или иной степени эти черти можно проследить в подавляющем большинстве зданий и сооружений последних лет, несмотря на все многообразие их функциональных и технических особенностей, неравноценность художественных достоинств и различие творческих индивидуальностей их авторов.
В архитектурном замысле Дворца съездов ярко проявилось новое понимание характера и роли крупного общественного здания. В нем отчетливо выступают новые качества советской архитектуры, резко отличающие Дворец народных форумов от показной, декоративной пышности или холодной парадности многих сооружений общественного назначения, воздвигнутых в годы господства ложных тенденций украшательства и помпезности. Впечатляющий художественный образ Дворца достойно выражает подлинно демократическую сущность общественного здания эпохи построения коммунизма. Он определяется не богатством декоративного убранства и не формалистической игрой объемов и форм, но величавой простотой, в которой раскрывается истинное назначение этого сооружения - служить широчайшим народным массам.
Замечательная характеристика Дворца съездов дана в приветствии Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР, обращенном к строителям здания. В нем говорится: «Кремлевский Дворец съездов - значительное достижение современной советской архитектуры, достойный подарок XXII съезду нашей партии. Это здание построено для народа. Оно станет местом проведения общественно-политических мероприятий и культурного отдыха советских людей. Его двери будут гостеприимно открыты для всех трудящихся».
Предлагаемая вниманию читателя книга подготовлена в Институте теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры, в сферу деятельности которого входят анализ и обобщение наиболее значительных явлений нашей архитектурной практики. Для наиболее глубокого раскрытия творческого процесса создания Дворца, начиная с его первоначального архитектурного замысла и вплоть до осуществления в натуре, к работе по написанию книги были привлечены ведущие участники проектирования и строительства здания - архитекторы М. В. Посохин и А. А. Мндоянц, связанные многолетним творческим содружеством. От института в состав авторов книги входит кандидат архитектуры Н.А.Пекарева. Созданная ими монография представляет большой интерес, как первый пример обобщения опыта проектирования и строительства Дворца съездов и всестороннего анализа его архитектурного решения. В ней отчетливо показаны основные характерные особенности здания и ярко обрисован путь творческих исканий архитекторов. Естественно, что в одном исследовании невозможно охватить весь круг вопросов, возникающих в связи с изучением Дворца. И надо думать, что исследователи еще не раз будут обращаться к этой теме.
Перед авторами настоящего издания стояла также задача сделать его интересным и доступным не только для профессионалов, но и для читателей, не искушенных в вопросах архитектуры и строительства. Это наложило известный отпечаток и на характер изложения, и на подбор иллюстраций. Сведениям узкопрофессиональным сопутствуют описания, воссоздающие в живой, образной форме архитектурный облик Дворца таким, каким он последовательно раскрывается перед посетителем. Выразительным дополнением к тексту служит интересный, разнообразно поданный иллюстративный материал, включающий, наряду с натурными фотографиями, авторские эскизы, а также чертежи наиболее интересных архитектурных деталей и конструктивных элементов.
С первых же строк читателя охватывает атмосфера большого творческого подъема, в которой протекало создание Кремлевского Дворца съездов. В книге с волнением говорится о чувстве высокой ответственности и пафосе созидания, объединявших всех участников проектирования и строительства этого уникального по своему идейно-политическому значению сооружения.
Важнейшей частью книги является первая глава, в которой раскрывается творческое «кредо» авторов проекта Дворца. В ней высказано много ценных мыслей по принципиальным творческим вопросам и показаны во всем их многообразии и сложности проблемы, связанные с возведением современного во всех отношениях сооружения в окружении всемирно известных памятников русского зодчества. Ведь, в самом деле, перед архитекторами стояли во многом необычные задачи. Они должны были не только разработать качественно новый тип общественного здания, не имеющий прототипов ни в отечественной, ни в мировой архитектуре, но и решить важнейшие вопросы построения архитектурного ансамбля. Надо было точно определить место расположения Дворца в общей системе планировки Кремля и найти архитектурное решение, при котором грандиозное новое сооружение, не подавляя своим объемом окружающие его памятники русской старины, стало органической частью живописной кремлевской панорамы.
Читая эту главу, отчетливо ощущаешь то волнение, которое охватило архитекторов, когда, получив задание на строительство Дворца, они вступили на священную кремлевскую землю. «Каким образом современное здание сочетать с историческим окружением? Какими средствами выразить сущность его содержания? Как создать сооружение, в котором правильно были бы учтены его сложные функции и, вместе с тем, архитектурный образ правдиво отражал бы его внутреннее содержание?» - спрашивали себя авторы и на эти жгучие творческие вопросы находили единственно правильный ответ: «... правдивость целого и его деталей. Эта правдивость должна была породить простые и ясные архитектурные формы, близкие нашему народу…».
Путь творческих исканий архитекторов, давший столь успешные результаты,-это путь единства современного сооружения и исторически сложившегося архитектурного окружения при бережном сохранении всего своеобразия существующих памятников и развитии основных закономерностей живописного композиционного приема построения кремлевского ансамбля. На основе этих прогрессивных творческих принципов зодчие не только мастерски вписали новое здание в древний кремлевский комплекс, но и нашли тактичные художественные приемы для того, чтобы, не нарушая силуэта относительно невысоких кремлевских строений, выделить Дворец народных форумов, как общественно наиболее значимый элемент ансамбля.
Простые, геометрически чистые формы, обилие стекла, весь по-новому понятый тектонический строй, выделяя Дворец среди исторического окружения, правдиво выражают его новое идейное содержание. Вместе с тем, при всем различии между новым зданием и старыми постройками с их усложненными объемами и декором, Дворец съездов образует с ними одно нерасторжимое целое. Продуманный прием размещения на участке, строго выдержанный принцип сохранения характерных особенностей кремлевского силуэта, единство традиционной цветовой гаммы «белокаменной» облицовки - все это в сочетании с всесторонним учетом условий зрительного восприятия исторических памятников помогло авторам создать гармоническую уравновешенность общей композиции, благодаря чему архитектурный образ нового здания убедительно и закономерно вошел в ансамбль древнего Кремля.
Следующие главы книги подробно знакомят читателя с объемно-пространственным построением Дворца, с его внешним архитектурным обликом и интерьерами. Для многообразных функциональных требований этого уникального сооружения, представляющего собой одновременно Дворец народных форумов и театральное здание самого универсального назначения, архитекторы нашли простое и строгое планировочное решение, обеспечившее большие удобства эксплуатации сооружения и послужившее основой для выразительной композиции интерьеров. Подробную профессиональную характеристику получили в книге основные помещения Дворца - зал заседаний (зрительный зал), банкетный зал, фойе, кулуары, гардероб. Приводятся интересные материалы о комплексе сценических помещений и устройстве сцены, уникальное оборудование которой дает богатейшие возможности для самых разнообразных театральных постановок и кинопоказов. Читатель как бы следует за авторами книги по зданию, и перед ним последовательно раскрывается обширное, пронизанное светом внутреннее пространство Дворца, органично связанное с внешним окружением.
Книга интересна читателю и своими фактическими сведениями о конструктивном устройстве, о примененных строительных и отделочных материалах, а также о замечательном инженерном оснащении здания, включающем в себя комплексную систему акустического, звукотехнического и кинотехнического оборудования, мощные установки кондиционирования воздуха, оригинальные осветительные устройства и многое другое.
Сейчас, когда смотришь на Кремлевский Дворец съездов, трудно поверить, что это прекрасное комфортабельное здание было построено всего за 16 месяцев. Рассказу о том, каким путем это было достигнуто, посвящена заключительная глава книги. В ней приведены общие сведения о строительстве, раскрывающие всю сложность возведения этого здания и характеризующие те методы строительного производства, которые обеспечили завершение строительства в точно намеченные сроки и на высоком качественном уровне. Наряду с освещением метода организации работ в главе упоминаются имена наиболее отличившихся инженеров и строителей.
В свете высоких требований, предъявляемых к советскому искусству, особенно отчетливо выступают прогрессивные черты архитектуры Кремлевского Дворца съездов. Анализ этих ставших уже типическими черт порождает много мыслей и обобщений, дает толчок к новому осознанию конкретных приемов художественного творчества и теоретических проблем, помогает отобрать все лучшее, передовое и отбросить все мешающее нашему движению вперед.
Советская архитектура твердо стоит на прогрессивных позициях. Однако она не может останавливаться на достигнутой сегодня ступени, на найденных приемах и формах. Призванное отражать передовые взгляды эпохи, наше архитектурное творчество должно идти в ногу с жизнью по пути решения тех больших общенародных задач, которые выдвигает перед ним непрерывное развитие коммунистического общества.

Расположенный в сердце столицы России – в древнем Московском Кремле, Государственный Кремлёвский Дворец был построен в 1961 году за 16 месяцев – в кратчайшие по тем временам сроки – при активной поддержке Первого Секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущева. Выбор места для строительства Дворца представлял собой особенно ответственную задачу. Расположение этого монументального сооружения должно было соответствовать его общественно-политической роли. Строительство Дворца на территории Московского Кремля – месте, священном для русского человека, наиболее полно отвечало этим высоким требованиям. Московский Кремль – это не только выдающийся исторический и архитектурный памятник прошлого, но и, прежде всего, центр нашей столицы, средоточие высших органов власти страны. Именно здесь решено было реализовывать идею строительства Дворца. Начался закрытый конкурс на создание проекта здания. Среди двенадцати предложенных вариантов проекта победителем и, в дальнейшем, руководителем авторского коллектива архитекторов стал Михаил Васильевич Посохин. Этот выдающийся архитектор, удостоенный за проект Кремлёвского Дворца Ленинской премии, был в то время главным архитектором Москвы и начальником Главного архитектурно-планировочного управления города.

В авторский коллектив вошли: архитекторы А. А. Мндоянц, Е. Н. Стамо, П. П. Штеллер, Н. М. Щепетильников; инженеры Г. Н. Львов, А. Н. Кондратьев, С. Я. Школьников, Т. А. Мелик-Аракелян и многие другие, в дальнейшем также удостоенные Ленинской премии за этот проект. На стадии проектирования здание было поделено на три главные составляющие, каждая из которых разрабатывалась отдельной группой людей. Зал создавал Е. Н. Стамо со своей бригадой. Фойе проектировала группа П. П. Штеллера, а фасады разрабатывались под руководством А. А. Мндоянца. Когда началась детальная разработка проекта, строительных зон стало значительно больше. Правительственную, «закрытую», часть создавал архитектор КГБ Г. В. Макаревич. Зимний сад проектировала К. Закарьян. Фасад, выходящий в Теремной дворец, создавал В. Локтев.

В первоначальном варианте зал был рассчитан на 4000 мест. В дальнейшем масштабы Кремлёвского Дворца было решено увеличить. Косвенными «виновниками» этого оказались китайские архитекторы. В 1959 году в Китае праздновалось образование КНР, в связи с чем, было принято решение построить десять крупных зданий в Пекине, среди которых также планировался Дворец Съездов, рассчитанный на 10 000 мест с огромным банкетным залом. Н. С. Хрущев, присутствовавший на торжествах, был поражен этим сооружением и рассказал о нем М. В. Посохину.

Начался новый этап работы. Было принято решение не только увеличить зал заседаний до 6000 мест, но и, главное, спроектировать банкетный зал максимальной вместимости. Для ознакомления с опытом строительства подобных зданий группа главных авторов выехала в ФРГ и США. Многие идеи элементов архитектуры были тогда привезены из-за рубежа, в частности интерьер зала заседаний ООН в Нью-Йорке, облицованный модной по тем временам деревянной рейкой, был практически импортирован в Кремль. Менее представительная делегация была направлена в Пекин перенимать опыт проектирования банкетного зала. Здание росло. Были добавлены еще один уровень со стороны Арсенала и несколько этажей под землей, чтобы разместить увеличившиеся зрительские гардеробы. Банкетный зал в итоге решили возвести в верхней части здания, прямо над зрительным залом.

Много споров вызывала и разработка архитектурного решения фасадов. Рассматривалось множество вариантов: от почти закрытого с аркадами до абсолютно прозрачного. Так поэтапно сформировался хорошо знакомый силуэт Кремлёвского Дворца. Простые, геометрически чистые и ясные архитектурные формы обусловили торжественный благородный колорит интерьеров Дворца. Величавость, сдержанность декора, столь типичная для древнерусского зодчества, позволила Дворцу великолепно вписаться в ансамбль зданий Московского Кремля – ансамбль, в котором каждое столетие оставило свои неповторимые белокаменные черты. К лету 1961 года огромное здание Кремлёвского Дворца было сооружено и отделано снаружи белым уральским мрамором, золотистым анодированным алюминием и стеклом, а внутри - красным карбахтинским гранитом, мрамором коелга и узорчатым бакинским туфом. В отделке стен и наборных паркетах были использованы ясень, дуб, бук, тихоокеанский орех и граб. Гербовый фриз из разноцветной смальты был выполнен по эскизам и под руководством знаменитого художника А. А. Дейнеки. Занавес, представляющий собой декоративные панно из тонких чеканных металлических листов, был изготовлен мастерами Латвийского Художественного фонда под руководством Х. М. Рысина по эскизу профессора А. А. Мыльникова.

На банкете, посвященном завершению строительства Дворца съездов, Посохин назвал первым зодчим этого глобального проекта… Никиту Сергеевича Хрущева, а Кремлёвский Дворец – «детищем оттепели». В памятный день открытия Дворца 17 октября 1961 года зрителям была представлена программа праздничного концерта, в которую вошли фрагмент балета «Лебединое озеро» и выступления мастеров искусств различных жанров.

Кремлёвский Дворец как театрально-концертная площадка с первых дней работы был отдан в распоряжение Большого Театра СССР в качестве второй сцены. На протяжении десятков лет в Кремлёвском Дворце шли оперные и балетные спектакли текущего репертуара и выпускались премьеры Академического Большого театра СССР с участием его выдающихся солистов и оркестра. Построенный прежде всего для массовых социально-политических мероприятий, Кремлёвский Дворец стал местом проведения партийных и профсоюзных форумов 60-х – 80-х годов. В его стенах были проведены XXII - XXVII съезды КПСС. Кроме того, на сцене ГКД с успехом стали выступать легендарные певческие и танцевальные коллективы, такие как Государственный академический ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева, Дважды краснознаменный ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова, Государственный академический русский народный хор имени М. Е. Пятницкого, Академический хореографический ансамбль «Березка» и многие другие. Сцена Кремлёвского Дворца помнит виртуозный танец Ольги Лепешинской, Майи Плисецкой, Наталии Бессмертновой, Екатерины Максимовой, Людмилы Семеняки, Мариса Лиепы, Владимира Васильева, Михаила Лавровского; неповторимые тембры голосов прославленных солистов оперы Большого: Галины Вишневской, Елены Образцовой, Тамары Милашкиной, Ирины Архиповой, Тамары Синявской, Беллы Руденко, Маквалы Касрашвили, Зураба Соткилавы, Владислава Пьявко, Александра Ведерникова и т. д. Многие исторические и памятные события проходили в здании Дворца. Здесь проводились первые съезды депутатов, когда в яростном поединке происходило становление молодой российской демократии. Именно на этой сцене была произнесена присяга первого Президента суверенной России. В 1992 г. Указом Президента РФ Кремлёвский Дворец съездов (КДС) был преобразован в Государственный Кремлёвский Дворец (ГКД). На сегодняшний день Кремлёвский Дворец находится в ведении Управления Делами Президента Российской Федерации.

Государственный Кремлёвский Дворец прочно закрепил за собой звание центральной театрально-концертной площадки страны. Его особый статус обусловлен тем, что он расположен на территории резиденции Президента Российской Федерации – в Московском Кремле. Это предполагает большую общественную значимость проводимых здесь мероприятий.

Сегодня зрительный зал Кремлёвского Дворца – один из лучших в мире. После комплексной модернизации звукового и светового оборудования, проведенной в 2013 году, он встал, по оценке авторитетных специалистов, в один ряд с такими прославленными залами мира, как «Карнеги-холл» и «Ирвин-плаз» в Нью-Йорке, «Шрайн Аудиториум» в Лос-Анджелесе, «Олимпия» в Париже, Королевский Шекспировский театр в Стрэтфорде, зал «Стравинский» в Монтре.

Кремлевский Дворец называют "детищем оттепели". Дело в том, что ГКД был построен в эпоху Хрущева, в 1961-ом году. Никиту Сергеевича сам Посохин назвал на праздничном банкете 1-ым зодчим данного проекта.

Посохин - это выдающийся архитектор, именно ему принадлежала идея проекта нынешнего ГКД. Его вариант оказался наилучшим на закрытом конкурсе проектов здания Кремлевского Дворца.

На сколько мест рассчитан ГКД?

Изначально планировалось построить Дворец на 4 тысячи мест. Однако Хрущев был поражен пекинским Дворцом Съездов на 10 тысяч мест (тот был построен в 1959-ом году) и решил внести коррективы по расширению Дворца.

В результате ГКД построили с расчетом на 6 тысяч мест.

Акустика зала хороша, но ввиду того, что сам зал огромен, дальние ряды оснащены специальной подзвучкой. Имейте при себе бинокль, чтобы смочь рассмотреть более мелкие детали на сцене.


Величественна и сама сцена ГКД. Так,

  • ее ширина - 23 метра;
  • ее длина - 40 метров;
  • она оснащена 16-ю подъемами;
  • в центре сцены расположен вращающийся круг, его диаметр - 17 метров.

ГКД - не только один из самых больших культурных строений Европы, но и один из самых престижных.

50 лет назад был осуществлён амбициозный проект тогдашнего руководства СССР - на карте Москвы появилось здание, где можно было проводить многотысячные мероприятия. Первыми достоинства новой сцены и грандиозного банкетного зала в 1961 году смогли оценить делегаты съезда КПСС. Потом на концертах и новогодних ёлках там побывали миллионы зрителей.

Полвека назад молодой архитектор Андрей Гозак был, мягко говоря, не восторге, от того, что его направили на самую ответственную стройку страны. По его словам, тогда многим этот проект казался авантюрным.

В марте 1959 года Совет министров СССР постановил: "Здание для проведения съездов и других массовых мероприятий построить на территории Кремля". Подписал этот документ лично Никита Хрущев. Говорят, что Генсека вдохновила поездка в Пекин, а именно колоссальный Дворец съездов на 10 тысяч мест. И чтобы на плотно застроенной кремлевской территории поместилось подобное сооружение размером 120 на 70 метров, на самом верху приняли другое решение - снести сразу 6 строений.

"Это были здания допожарной Москвы, – рассказывает председатель центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галина Маланичева, - вот в этом смысле, они, конечно, уникальны! У нас ведь очень мало сохранилось зданий, построенных до пожара Москвы 1812 года".

Уникальные кадры кинохроники: на месте, расчищенном для строительства (правда, малый офицерский корпус еще на месте) работают археологи. Кирпичная кладка - это фундамент дворца Натальи Нарышкиной, матери Петра I.

Впрочем, на то, чтобы Дворец съездов стал именно Кремлевским, сначала проектировщики даже и не замахивались. Обсуждали, как минимум, 7 вариантов строительной площадки, в том числе: набережную в районе нынешнего храма Христа Спасителя, остров напротив Кремля, Воробьевы горы, территорию ВДНХ. А самые горячие головы предлагали даже снести Гостиный двор и строить дворец на его месте. Был вариант сохранить в качестве фасада старинное здание Оружейной палаты, но от него быстро отказались.

На снимке 20-х годов видно, что строители снесенных зданий заботились еще и об уникальном силуэте Кремля. Сегодня становится понятно, как архитекторы всеми силами пытались сохранить вид на Успенский собор. Сперва дворец задумывался без верхнего яруса и мог оказаться едва ли не выше Троицкой башни. Его придумали погрузить в землю почти на 15 метров - это высота пятиэтажного здания. Но, в последний момент Хрущев приказал строить банкетный зал именно сверху, на крыше. И золотые купола Успенского собора прохожие больше не видят.

Впрочем, все признали, что дворец получился величественным: золото, стекло, белый мрамор снаружи. Внутри всех возможных цветов армянский туф, карельская береза и золоченая смальта. Материалы для отделки везли со всех концов страны. Мозаичные гербы 15 сестер-республик в главном фойе создавал Александр Дейнека. Их сохранили в первозданном виде.

"Чуть-чуть отреставрировали и все оставили, - рассказывает генеральный директор и художественный руководитель Государственного Кремлевского дворца Петр Шаболтай, - хотя были голоса, которые подталкивали на то, чтобы это все убрать: это, мол, прошлое, зачем это нам нужно, Советский Союз. Но это все история, и мы оставили в таком виде, в котором это существует".

Зрительный зал и невероятные на тот момент технические возможности Дворца съездов особенно поражали воображение. Первыми все это увидели делегаты XXII съезда КПСС: космонавты и доярки, ученые и механизаторы. Дворец ведь строили для народа.

"Я с Ворошиловым здоровалась, с Буденным здоровалась. Я все думала, как же во время перерыва смогут все попить чайку или кофе", - вспоминает член Президиума Верховного Совета СССР Зоя Пухова.

Про банкетный зал Дворца съездов вообще ходили легенды. Ведь только здесь простой советский человек мог попробовать взбитые сливки и невероятно вкусный жульен, а после этого еще прогуляться по смотровой площадке прямо среди кремлевских куполов. Но от греха подальше охрана Кремля ее почти сразу же и закрыла.

"Мы, говорит, за каждого депутата Верховного Совета ответственность несем. Они простые люди. А вдруг он лишнего выпил, кого-то увидел и кричит: "Давай сюда!", - спотыкается и падает... Никаких ступенек", - объясняет проектировщик Кремлевского Дворца съездов, доктор архитектуры Андрей Гозак.

Как рассказал сотрудник Государственного Кремлевского дворца Алексей Новиков, трибуна, с которой к 1980 году обещали построить коммунизм, до сих пор та же самая. "На ней ничего не менялось, за ней выступали все наши генеральные секретари", - отметил он.

Мало кто знает, что под сценой Дворца сохранилась и отлитая в начале XX века и установленная здесь еще при строительстве для спектаклей звонница во главе с многотонным благовестником.

Знаменитый французский шансонье Шарль Азнавур как раз готовился к своему прощальному концерту в России, когда Первый канал попросил его сказать несколько слов о Кремлевском дворце. Оказалось, что для него это не просто сцена, а часть жизни.

"В свое время Советский Союз - это была неизвестная нам земля. И благодаря тому, что я выступал именно в этом зале, во всем мире узнавали о том, как изменился Кремль, и о том, что советские люди - это самые обычные люди, которые любят хорошую музыку", - сказал Шарль Азнавур.

Всю последнюю неделю здесь происходило то, что зрителям никогда не показывают, - изнуряющие репетиции юбилейного концерта. Ведь для того сюда и приходят уже полвека, чтобы увидеть парадную сторону жизни.

Праздничный концерт в честь 50-летия Государственного Кремлёвского дворца, в котором приняли участие многие звёзды, Первый канал покажет сегодня. Начало - сразу после программы "Время".

Государственный Кремлевский Дворец - одна из лучших и престижнейших театрально-концертных площадок Москвы и России. За четыре с лишним десятилетия работы Кремлевский Дворец прочно закрепил за собой звание «главной сцены страны». Место расположения Дворца уникально. Он находится на территории резиденции Президента Российской Федерации. Сохраняя традиции единого дворцового комплекса, архитекторы соединили дворец с Большим Кремлёвским дворцом переходом с небольшим зимним садом, а также подвесным застеклённым переходом, ведущим в помещения Патриаршего дворца. Треть здания по высоте находится под землёй, здесь расположена часть служебных помещений. Всего в Государственном Кремлёвском дворце насчитывается свыше 800 помещений.

Посадочных мест - более 6000 мест
Площадь сцены - 450 м2
Площадь фойе 1260 м2
Площать банкетного зала 900 м2
Государственный Кремлёвский Дворец ранее назывался Государственным Дворцом Съездов. Дворец был построен архитектором Михаилом Васильевичем Посохиным, при поддержке Михаила Хрущева.
Изначально планировалось использовать это здание в качестве места проведения различных общественно-политических форумов, заседаний и иных мероприятий. Но при этом Дворец Съездов использовался также и для проведения больших концертов и театральных постановок. Некоторое время она даже находился в ведомстве Академического Большого Театра.
Кремлевский Дворец сегодня расположен в самом сердце Москвы. Он находится на территории Древнего Московского Кремля. Государственный Кремлевский Дворец стоит на месте, богатейшим историей. Ранее на этом месте стояло старое здание Оружейной палаты, а в еще раньше - на этом месте располагались постройки двора Царя Бориса Годунова.
Сегодня общий объем здания Дворца Съездов равен более 600 000 м3. Большая часть здания ушла под землю по гениальному плану архитекторов. Зрительный зал помещает более 6000 мест, а сцена - 450 м2. Поэтому Государственный Кремлевский Дворец можно по праву считать гениальнейшей задумкой советских архитекторов, которые из белоснежного уральского мрамора воздвигли уникальный культурный центр, в отражении которого можно любоваться древними крепостными башнями, золотыми куполами соборов и церквей. А габариты и оснащение по последнему слову техникой и электроникой кремлевского зала позволяют в нем проводить масштабнейшие концерты и шоу, вручения наград и премий, ну и конечно же форумы, конференции и совещания.
Кремлевский дворец привлекает в свои стены не только концерты и конференции, но и престижнейшие выставки. А размещаются они, как правило, в просторнейший фойе, занимающих аж 1260м2. Светлые, уютные, просторные фойе расположились вокруг зрительского зала. Дипломатические, Гербовые, Мраморные, Паркетные - все фойе отличаются друг от друга по своему интерьеру, но все они радостно принимают гостей в стенах Государственного Кремлевского Дворца.
В Государственном Дворце Съездов есть также и Зимний сад. В нем можно наблюдать за тропическими экзотическими растениями, за жизнью золотых рыбок. И даже когда вьюга и мороз разукрашивают окна инеем, сложившимся в причудливых зимних искрящихся кружевах, теплолюбивые обитателя Зимнего сада не чувствуют никакого дискомфорта и неустанно радуют глаз посетителей Дворца Съездов.
В верхней части Кремлевского Дворца расположился на 900 м2 великолепный банкетный зал. Из его окон отрывается захватывающая панорама Кремля и Москвы. В банкетном зале проводят важнейшие и очень крупные торжественные приемы и банкеты.
Сцена Государственного Кремлевского Дворца за свою историю повидала спектакли знаменитых балетных групп, звезды мировой величины давали тут свои концерты - Tina Turner, Bryan Adams, Elton John и другие. В Дворце постоянно работает Кремлевский Балет, в репертуаре которого Лебединое озеро, Щелкунчик, Дин-Кихот, Золушка, Макбет и многие другие. Каждую зиму в Государственном Кремлевском Дворце ежегодно проводится самая главная Елка Страны - Кремлевская Елка. Тут вручает свои премии Золотой граммофон.