Заповедник в восточной части кипра называется. Национальный парк акамас

Самарканд — это один из древнейших из ныне существующих городов нашей планеты. По его улицам маршировали воины из армий многих великих завоевателей, а средневековые поэты воспевали его в своих произведениях. Истории Самарканда с момента основания и до наших дней посвящена эта статья.

Древнейшая история

Хотя история города Самарканда насчитывает более 2500 лет, археологические находки указывают, что в этих краях люди жили уже в эпоху верхнего палеолита.

В античности он был известен как столица Согдианы, которая описана в священной книге религии зороастризма — Авесте, относящейся к 6 веку до н. э.

В римских и в древнегреческих источниках его упоминают под именем Мараканда. В частности, так называют Самарканд биографы Александра Македонского, завоевавшего город в 329 году до н. э.

В 4-5 веках нашей эры он перешел под власть восточно-иранских племен. Возможно, это заставляет некоторых политиков превратно толковать историю Самарканда и Бухары. Землей таджиков называть эти города нельзя. По крайней мере, на данный момент этому нет серьезного научного обоснования.

В начале 6-го века древний Самарканд, в истории которого есть немало белых пятен, был частью империи эфталитов, в которую входили Хорезмия, Бактрия, Согдиана и Гандхара.

Раннее Средневековье

В 567-658 годах нашей эры Самарканд, история возникновения которого до конца не изучена, находился в от Тюркского и Западнотюркского каганатов. Достоверных сведений о событиях, которые там происходили в этот период, нет.

712 год в и Самарканда ознаменовался вторжением арабских завоевателей, возглавляемых Кутейбой ибн Муслимом, которому удалось захватить город.

В период Мусульманского Ренессанса

875-999 годы вошли историю Самарканда как эпоха расцвета города. В этот период он превратился в один из крупнейших культурно-политических центров государства Саманидов.

Когда к власти пришла тюркская династия Караханидов, в Самарканде началось основание первых медресе. Наиболее известным из них было учебное заведение, открытое на средства Ибрагима тамгач-хана.

Расцвет Самарканда ознаменовался также строительством в городе роскошного дворца, украшенного росписью. Он был возведен по приказу Ибрагима Хусейна Караханида, правившего с 1178 по 1200 годы.

Упадок

События, которые происходили в регионе, практически всегда оставляли свой след в истории Самарканда, так как без захвата этого важного политического и культурного центра Средней Азии ни один правитель не мог считать свое влияние абсолютным.

В частности, в начале 13-го века город был втянут в противоборство между караханидом Османом и хорезмшахом Ала ад-Дином Мухаммедом Вторым. Последнему удалось победить восставшего вассала и сделать Самарканд своей столицей. Однако это было лишь начало бед, которые ожидали его жителей.

Завоевание Чингисханом

В 1219 году Чингисхан, разгневанный неуважительным отношением к его послам со стороны правителей Хорезма, остановил завоевательный поход на Китай и двинул свои войска на запад.

Хорезмшах Мухаммед вовремя узнал о его планах. Он решил не давать решающего сражения, а отсидеться с войском в городах. Хорезмшах надеялся, что монголы рассеются по стране в поисках добычи, и тогда гарнизонам крепостей будет легче с ними справиться.

Одним из городов, которые должны были сыграть важную роль в этом плане, был Самарканд. По приказу Мухаммеда вокруг него были возведены высокие стены и выкопан ров.

В марте 1220 года монголы разрушили и разграбили Хорезм. Воинов, попавших в плен, Чингизхан решил использовать для осады Самарканда, куда двинул свои войска. Гарнизон города на тот момент, по разным источникам, составлял от 40 до 110 тысяч человек. Кроме того, у оборонявшихся было 20 боевых слонов. На третий день осады некоторые представители местного духовенства пошли на предательство и открыли ворота перед врагом, сдав Самарканд без боя. 30 000 воинов-канглов, служивших хорезмшаху Мухаммеду и его матери Туркан-хатун, попали в плен и были казнены.

Кроме того, воины Чингисхана забирали у местных жителей все, что могли унести, и оставили после себя лишь руины. По свидетельству путешественников того времени, от 400-тысячного населения Самарканда в живых осталось всего лишь 50 000 человек.

Однако трудолюбивые самаркандцы не смирились. Они возродили свой город на некотором отдалении от прежнего места, там, где сегодня располагается современный Самарканд.

Эпоха Тимура и Тимуридов

В конце 60-х годов 14-го века на территории бывшего Чагатайского улуса, а также южной части Улуса Джучи Великой Монголии образовалась новая империя, названная Тураном. В 1370 году состоялся курултай, на котором эмиром государства был избран Тамерлан.

Новый правитель решил, что его столица будет в Самарканде, и решил превратить его в один из самых великолепных и могущественных городов мира.

Расцвет

По мнению историков, в период правления династии Тимуридов Самарканд достиг своего наивысшего развития.

Именно при нем и при его потомках там были построены архитектурные шедевры, которые и сегодня вызывают восхищение совершенством замысла зодчих и мастерством тех, кто работал над их возведением.

Новый эмир насильно пригонял в Самарканд мастеров из всех стран, куда совершал завоевательные походы. За несколько лет в городе были построены величественные мечети, дворцы, медресе и усыпальницы. Более того, Тимур стал давать ближайшим селениям названия известных городов Востока. Так в Узбекистане появились Багдад, Дамаск и Шираз. Таким образом великий завоеватель хотел подчеркнуть, что Самарканд величественнее их всех.

При своем дворе он собрал видных музыкантов, поэтов и ученых из разных стран, поэтому столица Тимуридской империи по праву считалась одним из главных культурных центров не только региона, но и мира.

Начинание Тимура продолжили его потомки. В частности, при его внуке Мирзо Улугбеке в Самарканде была построена обсерватория. Кроме того, этот просвещенный правитель пригласил к своему двору лучших ученых мусульманского Востока, превратив город в один из центров мировой науки и изучения ислама.

Позднее Средневековье

В 1500 году было основано Бухарское ханство. В 1510 году в Самарканде состоялось восшествие на престол Кучкунджи-хана. При его правлении в городе продолжалось масштабное строительство. В частности, были возведены два известных медресе. Однако с приходом к власти нового правителя Убайдуллы столица была перенесена в Бухару, а город стал столицей бекства.

Новый виток возрождения Самарканда пришелся на период с 1612 по 1656 год, когда городом правил Ялангтуша Бахадура.

Новое и Новейшее время

В 17-18-м веках город жил спокойной размеренной жизнью. Кардинальные перемены в истории Самарканда и Бухары произошли после того, как в 1886 году на территорию современного Узбекистана вошли русские войска. В результате город был присоединен к Российской империи и стал административным центром Зеравшанского округа.

В 1887 году местные жители подняли восстание, однако оно было подавлено русским гарнизоном под командованием генерал-майора Фридриха фон Штемпеля.

Скорейшей интеграции Самарканда в Российскую империю послужило строительство железной дороги, соединившей его с западными регионами государства.

После Октябрьской революции

После известных событий в Петрограде в 1917 году Самарканд был включен в состав Туркестанской АССР. Затем, с 1925 по 1930 год, он имел статус столицы Узбекской ССР, позже сменив его на звание административного центра Самаркандской области.

В 1927 году в городе был основан Узбекский педагогический институт. Это первое высшее образовательное учреждение впоследствии стало университетом, и ему было присвоено имя Навои.

Вообще, в советский период в Самарканде также были основаны и другие вузы, благодаря чему город стал крупным образовательным центром в масштабе всей советской Средней Азии.

В годы Второй мировой войны в Самарканде действовала эвакуированная из Москвы Артиллерийская академия и несколько крупных промышленных предприятий.

Советский период ознаменовался также активным развитием туризма. Кроме того, в городе были открыты несколько крупных промышленных предприятий.

В 1991 году Самарканд стал столицей Самаркандской области Республики Узбекистан. Спустя три года там был открыт крупнейший в Узбекистане вуз — Самаркандский госинститут иностранных языков.

Теперь вы знаете, какую давнюю историю имеет Самарканд. В последние десятилетия там сделано многое для развития туризма, поэтому, оказавшись в Узбекистане, обязательно посетите древнюю столицу Согдианы, чтобы увидеть шедевры средневековой архитектуры, признанные частью всемирного наследия человечества.

Дата основания Самарканда остается спорной. Отсчет истории города принято вести от 750 года до н. э.: известно, что уже в VIII столетии до н. э. здесь возвышались стены Афрасиаба – укрепленной столицы исторической области Согдиана. Примерно в то же время на Апеннинском полуострове был основан Рим, а в Древней Греции проходили первые Олимпийские игры.

В обозримой письменной истории о благословенной Согдиане рассказывается в собрании священных текстов зороастрийцев – Авесте. Создание этого сборника датируют 1200-800 годами до нашей эры. Древнегреческим географам Афрасиаб был известен как Мараканда. Само название города на согдийском языке означало «Каменная крепость», существуют и другие версии. В VI веке до н. э. Самарканд вошел в огромную империю персидского властелина Кира Великого, простиравшуюся от Средиземного моря до Индии . Основанная Киром династия Ахменидов была сокрушена Александром Македонским. Его войска взяли Самарканд в 329 году до н. э. В течение последующих столетий в городе властвовали правители эллинистических государств, возникших из распавшейся империи Александра, затем персы и тюрки. Среди пестрого многонационального населения города уживались общины, исповедовавшие зороастризм и буддизм, индуизм и христианство, иудаизм и манихейство.

Исламская эра в истории древней области Согдиана наступила в начале VIII века, когда войска арабского халифата Омейядов захватили Бухару , Хорезм, а затем и Самарканд. Этот регион стал известен как Мавераннахр. Большая часть населения приняла учение пророка Мухаммеда, храмы старых богов были разрушены. Взамен возводились мечети и медресе. Самарканд стал одним из крупнейших центров исламской науки и культуры. Здесь жили и творили известные средневековые ученые, врачи, художники, музыканты, философы и поэты. Назовем лишь самые прославленные имена: Абулькасим Фирдоуси, Абдурахман Джами, Абу Абдуллах Рудаки, Омар Хайям.

Более двух тысяч лет Самарканд был ключевым городом в торговле между цивилизациями Востока и Запада. Здесь, в долине реки Зеравшан, сходились основные маршруты Великого шелкового пути. Большинство торговцев не преодолевало весь Шелковый путь, протянувшийся на многие тысячи километров. Караваны шли от оазиса к оазису, от города к городу, где купцы продавали свои товары на местных базарах. Там формировались новые караваны, направлявшиеся далее к западу. Неоднократно перепроданные китайские шелка и фарфоровые вазы, драгоценное оружие из Индии , благовония из Аравии, пряности из Юго-Восточной Азии, самоцветы, украшения и прочие сокровища становились все дороже и дороже. Крупнейший рынок в пределах Центральной Азии находился в Самарканде.

Шелковый путь способствовал также распространению философских идей и религиозных учений, культурных традиций, исторических преданий, научных знаний и новых технологий. Так, в 751 году новой эры в Самарканде впервые в исламском мире началось производство бумаги. Секрет ее изготовления раскрыли пленные китайские мастера. Именно из Самарканда технология производства бумаги распространилась по исламскому миру, и только через несколько столетий ею овладели европейцы.

В 1220 году Самарканд завоевали полчища монголов, они господствовали здесь в течение полутора веков. Древнейшие сооружения города были разрушены, но на их месте быстро появились новые архитектурные ансамбли. Знаменитый марокканский путешественник Ибн Баттута посетил Самарканд в 1333 году. Восхищенный географ назвал его одним из величайших городов мира и самым совершенным из них по красоте.

Наивысшего расцвета Самарканд достиг в XIV-XV столетиях, когда он стал столицей империи великого завоевателя Тамерлана (Тимура) и его потомков – Тимуридов. Среди них выделяются эмиры Бабур, оставивший блестящие описания Самарканда XV века, и Улугбек, создавший в городе университет и астрономическую обсерваторию. В этот период Самарканд стал истинным центром науки и культуры.

В 1501 году город захватил узбекский хан Шейбани, включив его в Бухарскую державу. Правитель был одаренным писателем и поэтом. До нас дошли его произведения, теперь хранящиеся в Стамбуле . В XVI-XVII веках главный тракт Великого шелкового пути переместился в Бухару , и Самарканд постепенно пришел в упадок.

Весной 1868 года Самарканд, принадлежавший в то время Бухарскому эмирату, был «временно» захвачен войсками российского генерала Константина фон Кауфмана. После пятилетних переговоров с эмиром Бухары Музаффаром и подписанием мирного договора в 1873 году, вся Зеравшанская область, включая Самарканд, была официально присоединена к владениям Российской империи. В городе началось строительство русских кварталов, где жили офицеры и чиновники, возводились церкви, гостиницы, рестораны, магазины, общественные здания. К 1888 году сюда подвели рельсы железнодорожной магистрали.

После Октябрьской революции 1917 года Самарканд стал столицей Туркестана, с 1925 года в городе располагалось правительство советского Узбекистана , но уже через пять лет столицу республики перенесли в Ташкент . Еще в 1940 году узбекская письменность была переведена на кириллический алфавит. С 1990-х годов продолжается реформа перевода письменности на латиницу, но движется она медленно. На улицах Самарканда встречаются надписи и на кириллице, и на латинице.

География и климат

Самарканд располагается на северо-востоке Узбекистана , в долине реки Зеравшан, в 35 км от границы с Таджикистаном на востоке. Город выстроен на обширном плато, которое возвышается на 720 м над условным уровнем моря. Примерно в 20 км к юго-востоку поднимаются горы Зеравшанского хребта со средней высотой более 4 км. Его высочайший пик – гора Чимтарга (5489 м).

Долина Зеравшана во все времена славилась плодородными землями. Еще в X столетии арабский путешественник описывал окрестности Самарканда как бесконечные фруктовые сады, виноградники, зеленые пастбища и тучные поля, протянувшиеся на восемь дней пути.

Площадь Самарканда составляет 120 км², а его население превышает 530 тысяч жителей. Через город проходят важные автодороги и железнодорожная магистраль. От Ташкента Самарканд отдален на 270 км по шоссе М39, ведущем на северо-восток; до Бухары – 240 км к западу по автотрассе М37.

Самарканд расположен в зоне субтропического внутриконтинентального климата. Летом здесь жарко, зимы не очень холодные. Большая часть осадков выпадает с декабря по апрель. Температура воздуха опускается ниже 0 °С в середине ноября. Средняя температура самого холодного месяца – января – варьирует в пределах от –2 °С до + 2 °С. Иногда случаются резкие кратковременные понижения температуры воздуха до –10 °С, а то и до –20 °С. В январе 1969 года в Самарканде отмечался необычайный мороз, достигший отметки в –25,4 °С. Экстремальными выдались и несколько январских дней в 2008 году, когда столбики термометров опустились до –22 °С. А вот в январе 2015 года на улицах города стояла вполне комфортная, летняя погода: +23,2 °С.

Весна приходит в Самарканд рано, быстро и решительно расправляясь с холодами. Уже в конце марта – начале апреля воздух прогревается до +10...+15 °С. Наиболее жаркий период отмечается в июле и августе, когда днем нередко бывает +35...+40 °С в тени. Температурный максимум метеорологи зафиксировали в июле 1983 года: +42,4 °С.

Лучшее время для визита в Самарканд – весна, когда на улицах уже по-летнему тепло, а воздух насыщен ароматами цветущих садов. Комфортно в древнем городе и в начале осени: лето все еще не сдает свои позиции, а рынки завалены дарами садов и полей – свежими фруктами и овощами, виноградом, орехами и ароматной зеленью.

Достопримечательности Самарканда

В Центральной Азии не слишком много городов, способных соперничать с Самаркандом по количеству замечательных исторических памятников. Однако все архитектурные шедевры раннего Средневековья, восхищавшие современников, были разрушены войсками Чингисхана, захватившими Самарканд в 1220 году и предавшими его огню и мечу. Глиняные кирпичи, из которых были возведены здания города, в пожарищах рассыпались в прах. Но к северо-востоку от современных центральных районов под наносами земли все же сохранились хорошо различимые следы погибших в XIII веке дворцов и жилых кварталов. Здесь находится всемирно известная археологическая локация, занимающая около 200 гектаров, – раскопанные руины древнего Афрасиаба. Расчищены улицы, вымощенные камнем, фундаменты могучих стен и башен, дворцов, общественных зданий, ремесленных мастерских. Исследования начались в конце позапрошлого века. Тут найдены оружие, монеты, украшения, керамика. На стенах руин сохранились замечательные фрески VI-VII столетий. С находками археологов можно познакомиться благодаря экспозиции музея, выстроенного на территории раскопок.

В северной части древнего городища осмотрите дивное место, напоминающее декорацию восточной сказки, – архитектурный комплекс Шахи Зинда, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это целый квартал мечетей и мавзолеев, возводившихся с XI по XIX столетия. Тут погребены знаменитые правители, ученые, богословы. В комплексе Шахи Зинда находится самое старое сооружение Самарканда, дошедшее до нас без изменений, – усыпальница Кусам ибн-Аббас, датируемая 1334 годом. От более ранних зданий сохранились лишь фундаменты и надгробные плиты. Постройки, украшенные поливной майоликой, соединены арочными галереями с изящными куполами. Среди них – мавзолей Ходжа Дониер (Святого Даниила). По преданию, тут хранится часть останков библейского пророка Даниила, толковавшего вещие сны вавилонскому царю Навуходоносору. Сам Тамерлан привез мощи в свою столицу из завоеванного города Сузы. У мавзолея находится источник святой воды. Говорят, он брызнул из-под копыта коня Тамерлана, везшего ларец с прахом пророка, и царственный всадник приказал выстроить крипту именно здесь. Со всего света сюда прибывают паломники, исповедующие христианство, ислам и иудаизм – пророка Даниила почитают во всех трех мировых религиях. Мавзолей открыт для посещений с 09:00 до 17:00, входной билет обойдется в 10 000 сумов.

На юге городища Афрасиаб пологий холм украшен мечетью Хазрет-Хызр, заложенной в VIII веке. Здание было разрушено во время монгольского нашествия, впоследствии восстановлено и перестроено в XIX веке. Считается, что его архаичный облик мало изменился. Туристам разрешено подниматься на минарет мечети. Отсюда открывается прекрасная панорама Старого Самарканда с площадью Регистан . У подножия холма расположен шумный Сиабский базар. За мечетью находится мемориальный комплекс, в котором похоронен первый президент Узбекистана Ислам Каримов, умерший в 2016 году. Вход в мавзолей бесплатный.

Большинство всемирно известных архитектурных сооружений Самарканда было возведено в эпоху правления Тамерлана (Тимура) и его потомков в XIV-XVI столетиях, когда этот великолепный город был избран столицей созданной Тимуром империи, простиравшейся от берегов Каспия до Индийского океана . Главное архитектурное сокровище Самарканда – изумительная по красоте соборная мечеть Биби-Ханым. Тамерлан повелел возвести этот грандиозный храм в 1399 году, и уже через три года над столицей империи на 40 метров вознесся лазурный купол великолепного творения зодчих. По богатству убранства этой мечети не было равных. Здесь одновременно возносили молитвы 10 000 верующих. К мечети ведет колоссальный входной портал с 18-метровой стрельчатой аркой. Это сооружение во многом определило облик архитектуры Центральной Азии на последующие века. Стоимость посещения комплекса – 12 000 сумов.

Тамерлан умер в Самарканде в 1405 году. Великий завоеватель погребен под куполом мавзолея Гур-Эмир – еще одного выдающегося памятника средневекового зодчества, ставшего образцом для знаменитого мавзолея Тадж-Махал в Агре, построенного одним из его потомков.

В 1417 году внук Тамерлана Улугбек, мудрый правитель и гениальный ученый, возвел на торговой площади Регистан университет (медресе). Кроме богословия здесь преподавали математику и астрономию, медицину, философию, арабскую и персидскую литературу. В начале 20-х годов XV века Улугбек выстроил в 5 километрах от площади Регистан крупнейшую на то время обсерваторию. Здание представляло собой цилиндрическую башню высотой более 30 м и диаметром около 46 м, через которую проходил грандиозный секстант радиусом 40,2 метра. Это был самый большой в мире точно откалиброванный неподвижный прибор, позволяющий определять положение Солнца, Луны, звезд и планет, пересекающих небесный меридиан над горизонтом. Результатом работы группы талантливых математиков и астрономов, приглашенных правителем Самарканда, стал непревзойденный по точности каталог расположения 1018 звезд. Он служил арабским и европейским ученым авторитетным справочником на протяжении нескольких столетий. К несчастью для науки, работы ученых прервали военные действия в 1449 году. Улугбек погиб, его обсерватория была повреждена религиозными фанатиками, впоследствии местные жители разобрали сооружение для строительства новых зданий. Только в 1908 году российский археолог и востоковед Василий Вяткин обнаружил сохранившиеся фундаменты и подземные помещения Самаркандской обсерватории. Сегодня часть ее сооружений воссоздана, здесь действует музей, где хранятся репродукции средневековых рукописей и карт звездного неба, портреты выдающихся средневековых ученых, астрономические приборы, которыми пользовались во времена Улугбека. Тут можно увидеть и макет реконструкции его обсерватории.

Медресе Улугбека стало первым монументальным зданием на площади Регистан . Ансамбль главной площади города был гармонично дополнен великолепными сооружениями медресе Шердор и медресе Тилля-Кари, возведенными в XVII веке. В архитектурную панораму площади Регистан входит родовой мавзолей династии Шейбанидов (XVI в.) и шестигранный крытый рынок Чорсу, возведенный в XV веке и перестроенный 200 лет спустя. Чорсу отреставрировали в 2005 году, сейчас здесь расположена художественная галерея.

Обратите внимание на экологичный текстиль из хлопка. Если поторговаться, – а здесь это непременный ритуал и условие удачной сделки, – симпатичную легкую рубашку можно купить за 15 000 – 20 000 сумов (около 1,5-2 €). В качестве недорогих экзотических презентов друзьям можно привезти яркие сатиновые и хлопчатобумажные тюбетейки. Стоимость этих национальных головных уборов на рынке – от 5000 сумов (примерно 0,5 €).

Очень красивы самаркандские шелковые ковры. Эти недешевые изделия стоит приобретать из первых рук – прямо на известной ковровой фабрике «Худжум», где проводятся интересные экскурсии и действует фирменный магазин. Здесь также продаются узорчатые халаты, верхняя одежда, платки, постельное белье.

Среди вкусных сувениров из Самарканда – белый хлопковый мед (1 кг – 20 000 сумов). Рекомендуем попробовать и нават – кристаллы из сахара и уваренного виноградного сока с медом и пряностями. Также можно выбрать сладкие гостинцы из десятков видов халвы и других восточных десертов. В дороге не потеряют своих качеств дольки сушеной дыни, золотой самаркандский изюм, ароматная курага, сочный чернослив.

Популярны наборы изумительных специй. В рядах торговцев пряностями царят головокружительные ароматы, здесь вы найдете потрясающие вкусовые добавки со всего света – зиру и барбарис, кунжут и шафран, корицу и мускатный орех, мяту, имбирь, анис, бадьян, множество видов перца, молотый миндаль, смеси орехов и сухофруктов. Стоит учитывать, что некоторые приправы из Индии , Китая , Тибета , Индонезии и Пакистана обладают весьма специфическим запахом и вкусом. Например, тибетская соль с ее неприятным запахом сероводорода или дурно пахнущая индийская пряность асафетида. В пакетиках лежат подобранные смеси ингредиентов для приготовления различных блюд, но их содержание остается тайной – состав и пропорции специй продавцы на этикетках не указывают, в лучшем случае будет написано что-то вроде «Для плова» или «Для баранины». Нелишним будет прихватить с собой несмываемый фломастер, чтобы сделать на пакете пометку о назначении содержащейся в нем смеси.

Из местного алкоголя стоит приобрести черный бальзам «Самаркандский», настоянный на 28 травах. Стоимость бутылки целебного и вкусного напитка – от 50 000 сумов (4,77 €). Примерно в такую же сумму обойдется лаган – большое глазурованное блюдо для подачи плова, в той же цене набор красивых керамических пиал для напитков с чайником.

Невозможно равнодушно пройти мимо искусных изделий резчиков по дереву. За небольшую узорчатую шкатулку из прочной, словно камень, древесины карагача, продавцы спрашивают 20 000 – 25 000 сумов. Ценителям восточной музыки предлагаются национальные музыкальные инструменты, украшенные инкрустациями и резными узорами. Научиться играть на танбуре или дутаре непросто, но в любом случае эти экзотические инструменты украсят вашу гостиную, напоминая о путешествии в Самарканд.

Красивые авторские работы продаются в многочисленных сувенирных магазинах Самарканда. Хороший выбор украшений и сувениров предлагается на витринах Chorsu Art Gallery, что на Ташкентской улице. В доме № 43 на этой же улице находится арт-галерея «Птица счастья», где продаются национальные женские наряды с золотым шитьем, изящные ювелирные изделия.

Кафе и рестораны

В ресторанах Самарканда вы найдете любые блюда на свой вкус, но главное угощение тут – узбекский плов. Народная молва приписывает изобретение плова военным поварам Александра Македонского. Говорят, во время похода на Согдиану в обозе его армии однажды остались лишь мешки с рисом и баранина. Повара приготовили из них сытную кашу с мясом и ароматными степными травами – прообраз узбекского плова.

В каждом заведении Самарканда готовят плов по-своему. Благодаря «секретному» набору специй и выбору сорта риса, мяса, овощей, блюдо имеет разный вкус и аромат. Гурманы обращают внимание на тончайшие нюансы привкусов и послевкусий. Если вам не по душе жирная баранина с острым вкусом, закажите сладкий плов с медом, фруктами, мускатным орехом, нежным миндалем и шафраном.

Блюда узбекской кухни замечательно готовят в знаменитом ресторане Samarkand (ул. Махмуда Кашгари, 54). Чек за плотный обед без спиртных напитков не превысит 52 000 – 75 000 сумов (5-7 €) с человека. Ресторан работает с 10:15 до 22:45. Вас удивят невысокие цены и в других ресторанах города.

На рынках и улицах Самарканда с утра до ночи открыто множество закусочных. В любой чайхане можно совсем недорого утолить голод ароматной самаркандской лепешкой, вкусной самсой, порцией плова, шурпы или лагмана. На Сиабском базаре обед из порции супа, плова, салата, свежей лепешки и стакана чая обойдется в 8000 сумов.

В заведениях фаст-фуда с «западным» уклоном за хот-дог с сосиской и острой приправой требуется заплатить 3000-5000 сумов, гамбургеры и чизбургеры стоят по 6000-8000 сумов, курицу-гриль подают за 22 000 сумов, порционный картофель фри – за 2000 сумов. Вездесущая итальянская пицца с узбекским «акцентом» в Самарканде стоит от 16 000 до 22 000 сумов. За креманку с порцией сливочного мороженого нужно заплатить примерно 1000 сумов, в такую же сумму обойдется стакан чая или чашечка крепкого черного кофе.

Где остановиться

В Самарканде довольно широкий выбор гостиниц – от четырехзвездочных отелей до недорогих гостевых домов. Много хостелов располагается в центре города, недалеко от главных достопримечательностей. Состоятельные путешественники останавливаются в шикарном отеле Registan Plaza 4* , расположенном недалеко от мавзолея Гур-Эмир. За номер тут нужно заплатить от 74 до 210 € в сутки (завтрак включен).

Туристы отмечают высокий уровень обслуживания и доброжелательность персонала в недавно построенной гостинице . Летом часть столиков ресторана расставляют в саду, у открытого бассейна. По договоренности гостей в аэропорту встречает микроавтобус. Стоимость суточного проживания – 115-173 €.

К числу лучших гостиниц Самарканда принадлежит Hotel Grand Samarkand Superior 4* . Просторные номера отделаны с восточной роскошью, на крыше здания расположен бассейн, в распоряжении гостей – ресторан и бар, сауна, массажный салон, во внутреннем дворе есть зимний сад с экзотическими растениями и певчими птицами. Стоимость проживания здесь стартует от 117 €. Еще один популярный четырехзвездочный отель –

Хорошие отзывы в сезоне-2019 собрал (ул. Турсунова, 127). В недавно отремонтированных номерах установлены новая мебель и сантехника, телевизоры, кондиционеры, оборудованы мини-кухни. Завтрак (шведский стол) подается на летней веранде, выходящей в сад. За дополнительную плату хозяйка проводит кулинарные мастер-классы по приготовлению национальных блюд. По соседству находится недорогое кафе. Суточное проживание обойдется в 34-46 €.


У стен мечети Биби-Ханым находится гостиница Bibikhanum 3* (ул. Ташкентская, 10). В холле располагаются сувенирный магазин и салон красоты. По соседству – арт-кафе, ресторан с национальной кухней, крупнейший в городе рынок, информационное туристическое бюро и пункт обмена валют. Завтрак подается на террасе, расположенной на крыше гостиницы (шведский стол, включен в стоимость проживания). Диапазон цен – 59-69 € в сутки.

Из аэропорта в центр города и другие районы Самарканда с 06:00 до 0:00 направляются автобусы № 8, 10, 19, 23, 31, 37, 52 и 60. Время в пути – 15-20 минут, стоимость билета – 1200 сумов (0,11 €). Поездка на такси обойдется в 12 000 – 13 000 сумов.

Следует выезжать на юго-восток, по шоссе М5, в направлении Рязани , или по трассе М4, в направлении Тамбова . Путь проляжет через исторические города России , которые вам наверняка захочется осмотреть. В Казахстане вы проедете через Байконур , в Узбекистане – через Ташкент . Преодолеть предстоит 3453-3676 км, в зависимости от избранного пути. Поездка со сменным водителем и краткими остановками на отдых и перекус займет около 64 часов.

Отправить заявку

История Самарканда берет свое начало несколько тысяч лет назад и не уступает таким древним городам, как: Афины, Вавилон, Рим и Мемфис. Люди давали городу много имен. В наши дни столица империи Тамерлана неофициально зовется «Эдемом Востока», «Римом Востока» и «Жемчужиной мусульманского мира». До тех пор пока не побывать здесь и не увидеть все красоты, эти названия кажутся просто словами. Поэтому заканчивайте теоритическую часть ознакомления с «Эдемом Востока» и приезжайте . Вы увидите полный достопримечательностей город, который открывает за своими воротами незабываемые зрелища.

Но становление Самарканда было нелегким, по этой земле ступали войска Александра Македонского, арабских захватчиков и отряды Чингисхана. Этот город мог стать столицей мира, когда Тамерлан занимался расширением своей империи. Древние источники гласят, что здесь произошло становление таких легендарных людей как: Улугбек, Джами, Рудаки, Бабур, Омар Хайям, Мукими, Авиценна, Садриддин Айни и др.

Становление
Первые упоминания о Самарканде встречаются в Священной Книге зороастризма «Авеста» (1 тыс. до н.э.). Мы узнаем, что в устье реки Заравшан жили земледельцы. Они занимали юго-восточную территорию современного Узбекистана, которая в собрании священных текстов как Сугд (Согд). Тут было много воды, высокие горы и большие пастбища. Главным городом этих земель считался Мараканда, на его месте сейчас располагается Самарканд.

Мараканда, как и практически вся Средняя Азия в 6 веке до н.э. был захвачен персами. Но победа далась захватчикам нелегко и сражения велись около 200 лет. Грекоязычный писатель Полиен писал в своих трудах о незаурядном мужестве местных жителей. Со страниц его произведений мы узнаем о героическом подвиге пастуха Ширака из племени саков, который хитростью увел армию царя Дария I от крепостных стен города. Пастух вел персидских воинов по пустыне более семи дней, путая следы и уводя как можно дальше от родного города. Парень понимал, что это путешествие станет для него последним, но не останавливался. Истощив запасы продовольствия и изнывая от жары, персы догадались о вероломстве пастуха. Они предлагали юноше жизнь, если он покажет им правильный путь. Но Ширак не поддался на уговоры и был убит. Отряд еще долго блуждал по пустыне, но не смог выбраться из ее песчаных лабиринтов. Поэтому жертва Ширака не была напрасной и принесла его народу, небольшую, но важную победу.

Греко-македонские завоеватели
Персидские захватчики были изгнаны только в 4 веке до н.э. Но свободными и независимыми жители Маракады были недолго. Войска Александра Македонского схлестнулись с персидской армией и заставили Дария III спасаться бегством. Став властителем Мараканды, Александр не остановился на этом и направил войска на Ферганскую долину, но быстрой победы достичь не удалось. Мараканда не хотела сдаваться, организовывались постоянные восстания.

Одно из самых известных восстаний против македонского ига возглавлял Спитамен. Это был один из самых первых мятежей в истории Средней Азии. Ради борьбы за свою свободу против армии Македонского встали жители нескольких крупных городов. Полководец понимал, что даже факт самого восстания – это оскорбление для человека, который смог завоевать полмира. Поэтому непокорных жителей нужно было жестоко наказать. Улицы городов были залиты потоками крови. Для штурма крепостей греки использовали даже стенобитные машины. Пока шло основное сражение Македонский с небольшим отрядом тайно пробрались в город, пройдя по руслу речки. В итоге практически все жители города были убиты. В это время повстанцы во главе со Спитаменом дали грандиозный отпор военному гарнизону в Мараканде. Александр срочно перебросил часть своих войск в горячую точку. На помощь Спитамену пришли кочевники-дахи и совместно они разбили новый отряд Македонского. Неприятное известие о поражении заставило великого полководца усилить атаку на Спитамена. Лидер ополчения понял, что сила греков слишком велика и скрылся в пустыне. Разъяренные отряды воинов начали показательное уничтожение жителей. Оазис Заравшан был уничтожен мечами тысячной армии. Тем временем Спитамен объединился с племенами массагетов, чтобы нанести новый удар по силам противника. Но выиграть сражение он не смог и снова скрылся в песчаной долине, готовить новое сопротивление.

В 327 года до н.э. армия непобедимого македонца направилась осаждать восстание на склоны Гиссарского хребта. Воинам была обещана значительная награда за проявленную смелость. После успешной спецоперации в плен попал соратник Спитамена, Оксиарт вместе со своей дочерью Роксаной. Чтобы привлечь на свою сторону местную знать Александр женился на девушке и по случаю свадьбы устроил пышный праздник. Задобренная подарками аристократия предала Спитамена и народное сопротивление было подавлено. Спитамена убили в результате коварного сговора, а Мараканда была практически полностью разрушена.

Нельзя сказать, что правление Александра имело для страны только пагубные последствия. За это время отстраивались новые города, земледельцы заняли более высокое место в обществе, усилились рабовладельческие отношения, повсеместно распространялась эллинистическая культура, развивались экономические связи между странами Империи.

Времена после «македонского» периода
Важное место в истории Самарканда занимает город Афросиаб, ведь именно на его территории позже была образована столица империи Тимура. Сейчас от Афросиаба осталось древнее городище, представляющее собой просторный безжизненный холм. Ученые и археологи со всего мира приезжают сюда, чтобы исследовать эту удивительную местность, сохранившую следы древних цивилизаций.

Внезапная кончина Александра Македонского стала причиной разделения территории Средней Азии между династией Селевкидов. Народ не принял новых правителей и восстал, после долгих сражений образовалось Греко-Бактрийское государство, объединившее Согдиану, Бактрию и Маргиану.

В I столетии н.э. Согдиана и Бактрия стали частью царства Кушан. Года правления Канижке стали для государства временем расцвета и расширения за счет присоединения части Восточного Туркестана.

В конце V столетия Кушанское царство прекратило свое существование, не выдержав постоянных нападений кочевников эфталитов. В VI веке в китайских исторических летописях «Северных дворов» впервые упоминается Самарканд, где он называется Сиваньгиней.

Состав населения Самарканда много веков тому назад был очень разнообразным, что объясняется частыми войнами и пролеганием Шелкового Пути. Религией большинства жителей был зороастризм – культ огня.

В VII столетии Самарканд стал важным торговым и политическим центром Средней Азии. Самаркандские земли были захвачены арабами, которые стали распространять здесь ислам. Не все люди хотели менять свою религию, но арабы все-таки смогли переубедить язычников в правильности верованию в Единого Бога.

Но захватив Самарканд, арабы не смогли подчинить себе Согд. Поэтому с 713 года против захватчиков начинаются массовые восстания. Одно из самых крупных повстанческих движений возглавлял Муканна.

В преддверии прихода монголов
Арабское государство не могло сдерживать частые мятежи, они сильно ослабляли его. В итоге правящую верхушку вместо арабов заняла местная династия Саманидов. Ее представители правили с 819 по 899 год. За период с XI по XII века Самарканд часто переходил из рук одних завоевателей к другим (здесь правили Караханиды, Сельджуки, Каракиты и хорезмийцы).

Чингисхан и династия Чингизидов
Весной 1220 года Самарканд заняла армия монгольского завоевателя Чингисхана. Местные жители вооружились и хотели дать отпор врагу, но власти не препятствовали монголам и открыли им ворота. Не все самаркандцы были с этим согласны и пытались сопротивляться. В итоге около 30 тысяч людей отправили в Монголию в качестве пленных, остальные мятежники были убиты. Встреча с войском Чингисхана закончилась для Самарканда глобальными разрушениями, но в руинах он оставался недолго.

Вскоре умер Чингисхан, и его наследники не смогли поделить монгольскую империю, быстро разрушив ее. Но через 150 лет потомок Чингисхана Тамерлан смог объединить земли снова и создать еще более великую империю. В 1370 году Самарканд становится ее столицей.

В 1405 году Тимур умирает, и его империя также быстро рушится, как и государство Чингисхана. Потомки Тамерлана вели провальную политику, междоусобные войны и всеми своими действиями только разрушали некогда огромную империю. Понемногу сужались границы государства, торговые пути через Самарканд перестали иметь первостепенное значение, а экономическое положение страны с каждым годом все больше ухудшалось.

С XVI по XXI столетие
В XVI веке тюрко-монгольские племена были объединены под владычеством династии Шейбанидов. Они пришли к власти после полного уничтожения всех тимуридских аристократов в правящей верхушке. Самарканд продолжает оставаться крупным городом, где развито ремесленничество и активно течет научная жизнь.

Начало XVII вплоть до XVIII столетия стали для города годами упадка. Ситуация улучшилась только с конца XVIII века, когда власти города начали восстанавливать старые кварталы и строить новые. Постепенно Самарканд становился красивей и привлекательней для жизни.

2 мая 1868 года город вошел в Российскую империю, как центр Заравшанского округа. Позже он стал центром Самаркандской области. После прокладки через Самарканд железнодорожных путей, его значение усилилось.

С 1917 по 1991 год в Самарканде правит советская
власть, но затем для города, как и для всего Узбекистана, наступает
долгожданная независимость.

Самарканд – потрясающий, многоликий и неординарный город Узбекистана. За долгие годы существования города, его название не раз менялось. За это время многие правящие династии сменяли друг друга, его отстраивали, разрушали и сжигали, а потом опять отстраивали и так постоянно.

Продолжительное время Самарканд был столицей знаменитой империи Тамерлана. Он не уступает по возрасту таким мировым городам - долгожителям, как Рим, Вавилон и Афины. Он привлекал интерес известных политиков, бизнесменов и многочисленных путешественников. Во времена царствования Амира Тимура город получил особый расцвет. Великий правитель смог превратить Самарканд в центр своей огромной империи. Благодаря выгодному географическому месторасположению он стал торговой развязкой Великого Шелкового Пути.

В Старом городе сохранилось много восхитительных построек средневековой архитектуры. Главная достопримечательность – мавзолейный комплекс , который находится на склонах Афросиаба. Начало его строительства датировано 12 столетием. Центральная застройка велась на протяжении 14 - 15 веков, при Тимуре. В основном там похоронены женщины – родственницы Тимура. Все усыпальницы имеют богатый архитектурный декор в виде резной мозаики, расписной майолики и поливной терракоты.

Сегодня административный центр – город Самарканд занимает в стране второе место по величине после . Его площадь составляет близко 100 кв.км. Город административным способом поделен на три крупных района.

В Самарканде по данным официальной переписи 2007 года проживало 366 тыс. населения. Национальный состав жителей неоднороден, но больше всего проживает тут таджиков, узбеков, русских, евреев и иранцев. Преобладают языки: таджикский, узбекский и русский. повлияла на то, что сегодня больше всего в Самарканде проживает этнических таджиков. По этой причине таджикский язык тут очень распространен и, хотя он не имеет в городе официального статуса, но остается основным в общении жителей разных национальностей. Отметим, что таджикские общины являются немногочисленными и в основном они расположены в пригороде.

Сколько лет Самарканду?
Гипотетически Самарканд может быть ровесником Рима и Афин, но знать точно, сколько ему лет мы не можем. Существует множество предположений относительно этого вопроса, но все они только теоретические, и по причине давности лет мы не можем проверить эти догадки. Поэтому нам остается только одно, рассмотреть некоторые теории и прислушаться к той, которая нам покажется более реалистичной.

Первое предположение – 2750 лет. Ученые изучили результаты радио-нуклеидных анализов нижнего пласта земли, которые были проведены в 2004 году на территории городища Афросиаб. Они считают, что эти данные не полные и что предположения о возрасте города будут еще меняться в зависимости от результатов дальнейших исследований почвы в нижних слоях.

Ряд арабских ученых -историков тоже присоединяются к умозаключению, что городу не менее 2750 лет. Объясняют они свое предположение тем, что в этом вопросе нужно отталкиваться от рождения пророка Мухаммеда, а это 5 - 6 столетия до н.э.

Другая версия называет цифру - 3700 лет. Это предположение высказал знаменитый арабский историк по имени Абу Хафс Омар. Он был уверен, что к моменту арабского захвата Самарканда (в 7 столетии), город уже достиг 2500 летнего возраста. Поэтому можно предполагать, что город основали во 2-м тысячелетии до н.э.

Еще одна, самая распространенная версия гласит, что исполнилось Самарканду уже 4500 лет. К такому мнению присоединяется значительная часть арабских историков средневековья. Они писали, что город основали за 3 тыс. лет до появления Пророка, а это третье тысячелетие до н.э.

Откуда произошло название города?
Сложность узнать абсолютную правду о Самарканде. Вероятнее всего, это связано с его древним возрастом. Ведь отыскать нужные документы, где точно и ясно указывались бы все сведения, которые интересуют современного человека, просто невозможно. По этой причине сегодня нам остается только гадать, предполагать и работать над расшифровкой древних текстов. Всем хочется понимания, ясности и исторической правды. Но отсутствие загадок сделало бы нашу жизнь неинтересной, однообразной, и нам бы не понадобилось познавать что-то неизведанное. Так определен ход нашей жизни.

Имеется много версий в вопросе происхождения наименования города Самарканда. В доказательство одних версий легли многочисленные легенды и народные сказания, а объяснением других служат исторические научные исследования.

Так, одна из легенд связывает наименование города с именем некоего Самара. Он прославился тем, что на месте города он смог выкопать родник и добыть из него воду. Позже около родника стали жить люди, население росло, и так основался город. Народ помнил о поступке Самара и в его честь назвал свое поселение «Самарканд», а дословно это слово можно перевести как «Самар выкопал».

Еще одна легенда уверяет, что город назвали в честь ученых, руководивших постройкой города, Самар и Камар. Приставка «канд» может происходить от «кент», что в переводе означает «город». По этому преданию, Самара и Камара похоронили недалеко от площади Регистан.

По другому преданию вышеупомянутые имена вовсе не принадлежали к строителям города, а так звали царя Самара и его жену царицу Камар и возвели город именно по приказу этого правителя.

Существует и романтическая легенда, в которой говорится о том, что первые поселения построили на месте современного Самарканда во имя любви и верности молодой пары, их имена были Самара и Канд.

Другое романтическое предание связано с Александром Македонским. В ней говорится, что город был построен по приказу этого правителя, который был влюблен в очаровательную Самар. Он назвал город в честь этой девушки.

Ученые далеки от романтики в вопросе происхождения наименования города и поэтому они придерживаются в большей степени аргументированных версий.

Слово «Самарканд» произошло от тюркского словосочетания «Симиз Кент», что означает «Богатое поселение». И, вероятнее всего, это тюркское словосочетание произошло от китайского выражения «Си-ми-се-кан», что означает «Тучный город». Такие свидетельства о городе находили в многочисленных исторических документах, написанных путешественниками с разных континентов.

Греческая вариация названия города звучит как «Мараканда». Такое название могло происходить от древнеперсидского слова «Маураканд», означающего приблизительно такое: «Город на реке, берега которой поросли растительностью». Такое название вероятно могло соответствовать истине, потому что Самарканд размещен в долине реки, по берегам которой пышно растут тугаи. Другая версия говорит, что «Мараканда» переводится с древнеперсидского языка как «Благодатный город» и что растительность тут вовсе не причем.

Символ города
Вот уже много веков бессменным символом Самарканда является могучий Барс. Об этом животном жителями города сложены легенды. По одной из них, во время закладки фундамента города, к людям с вершин гор решил спуститься леопард. Зверь обошел новостройки, одобрил начинание людей и удалился к себе обратно в горы. С того времени для жителей Самарканда Барс не просто сильное и смелое животное, он стал настоящим символом города. Барс изображен на знамени и гербе города. Он символизирует власть, могущество и Солнце. Барс с пылающим на спине Солнцем украшает и медресе Шер-Дор, являясь олицетворением правящего лица. Его силы и могущество приравниваются могуществу земли и неба. Поэтому только Барс может нести на себе жизненную Звезду.

Всех, кто въезжает в город, приветствует Барс, который приподнимает вперед свою лапу. Этот жест означает, что город чистосердечно приветствует своих гостей и желает им добра и благополучия.

Отметим, что Барс с пылающим Солнцем на спине изображен не только на здании