Возникновение готической архитектуры во франции. Стрельчатая арка

Когда её постепенно начали применять на основе специальных расчётов в архитектуре Каира . С VII века стрельчатая арка использовалась архитекторами Александрии . Расчёты первоначально производились на основании треугольника, извлекаемого на диагонали пирамиды с квадратным основанием, в которой вертикальная плоскость, опущенная из вершины параллельно стороне основания, создаёт равносторонний треугольник .

В архитектуре восточных стран и Византии полуциркульные и стрельчатые арки использовались одновременно, при этом стрельчатая чаще применялась в архитектуре Каира и в Персии . На ломаных арках здесь возводили паруса и сфероидальные тромпы . Государства крестоносцев , возникшие в начале XII века на территории Леванта , начали применять распространённые здесь ломаные арки в архитектуре своих строений. Тогда же произошло и заимствование стрельчатой формы арки европейскими, прежде всего, французскими архитекторами, ставшее результатом развития паломничества к восточным святыням и осуществления первых крестовых походов . Считается, что первыми позаимствовали и применили стрельчатую арку зодчие Клюнийского аббатства , создавшие свою архитектурную школу .

Заимствование стрельчатой арки произошло в рамках господствовавшей в Европе романской архитектуры , поэтому форма ломаных арок появляется здесь ещё в составе романских по стилю строений. Как писал Огюст Шуази , «начиная с 1100 года , романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из её ослабленного распора» . По его мнению, готические архитекторы переняли ломаную арку у романских из подражания, первоначально даже не осознавая в полной мере её статические преимущества. Именно поэтому в ранней готической архитектуре стрельчатая арка первоначально применялась наравне с полуциркульной. Подобные сочетания хорошо видны, например, в конструкции хоров Нуайонского собора (XII-XIII века) и церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре (XI-XII века) .

Развитие в готической архитектуре

Позаимствовав стрельчатую форму арки, французские зодчие в итоге полностью заменили ею полуциркульную при возведении сводов и куполов, одним из первых примеров чего являются своды нартекса базилики Святой Марии Магдалины в

Арки имеют довольно большую популярность в Практически в каждом стилистическом направлении жилищного убранства можно встретить свою уникальную форму конструкции. Стрельчатая арка применяется для создания неповторимого восточного или

Роль в истории

Изначально стрельчатые средневековые замки в готическом стиле, а также восточные дворцы. Элемент играл не только декоративную роль, но и служил для перераспределения нагрузки перекрытия, снижал вертикальную реакцию опор и тем самым уменьшал давление на фундамент.

Особенность конструкции арки стрельчатой формы позволяла значительно облегчить вес стен. Именно поэтому перекрытия использовались на всех уровнях строения и часто монтировались в качестве дверного проема. На пике популярности в форме стрельчатых арок могли оформляться оконные проемы.

Конструкция арки

Стрельчатая арка имеет свою неповторимую конструкцию, которая выгодно отличает ее от остальных. Она имеет остроконечный свод и покатые бока. Ее форма может быть как простой, так и сложной, в зависимости от того, в какой стилистической направленности используется конструкция.

Свод необычной формы является главным украшением интерьера, поэтому остальное убранство помещения может отличаться скромностью. Остроконечная арка предназначена для помещений с высокими потолками, лишь в этом случае она может подчеркнуть величественность интерьера.

Как построить стрельчатую арку

Построение остроконечной арки в классическом варианте начинается со схематического чертежа, на котором обозначены размеры конструкции. Затем определяется материал для создания После чего рассчитывается примерное количество необходимого строительного материала для сооружения.

На сегодняшний день наиболее популярна деревянная стрельчатая арка, не отстает от нее и конструкция, выполненная из гипсокартона. Последняя легко сооружается и не требуют особенных финансовых затрат, в то время как деревянные конструкции требуют много времени на создание.

Создание стрельчатой межкомнатной арки из гипсокартона происходит в несколько этапов:

  1. Металлический профиль разрезается по боковым сторонам для придания мягкости и возможности формирования арки.
  2. Из профиля формируется нужная форма арки и фиксируется при помощи длинных шурупов.
  3. Металлопрофиль обшивается вырезанным по форме гипсокартоном.
  4. Выполняются отделочные работы.

Такой вариант конструкции вполне можно выполнить в домашних условиях без применения особенных строительных навыков.

Материалы для построения арки

Материал для изготовления свода должен отвечать стилистическому оформлению комнаты. Наиболее часто используются следующие строительные материалы:

  1. Камень является довольно самостоятельной частью интерьера, которая не нуждается в дополнительном украшении. Плитка, имитирующая камень, может использоваться для из других материалов.
  2. Дерево смотрится максимально натурально и естественно в любом интерьере. К минусам можно отнести лишь высокую стоимость материала, которая варьируется в зависимости от породы древесины.
  3. Гипсокартон является наиболее доступным и популярным материалом для оформления арок любого вида. С его помощью можно создавать конструкции всех форм и размеров. Готовую конструкцию можно декорировать в зависимости от дизайна интерьера комнаты.
  4. Полиуретан относится к полностью синтетическим материалам, которые выдерживают повышенную влажность и ультрафиолет. К преимуществам можно отнести простоту монтажа.

Выбор материала для создания арок в готическом стиле зависит от личных пожеланий человека и его финансовых возможностей.

Стилистическое направление

Как уже упоминалось выше, стрельчатая арка - предмет интерьера, который используется в готическом или восточном стиле. Ее нередко украшают мозаикой или витражами, которые призваны стать центром внимания всего интерьера помещения.

Для того чтобы создать при помощи стрельчатой арки стиль готический, важно использовать и другие интерьерные элементы и композиции. Например, остроконечные своды дверных проемов в комплексе с индивидуальным дизайном самой двери помогут воплотить неповторимую атмосферу в комнате. Кроме того, подчеркнуть готическую изысканность помогут массивная деревянная мебель. Используются специфические аксессуары: подсвечники, люстры с хрусталем, картины в крупных рамках. Помогут подчеркнуть уникальность стрельчатых арок витражи, выполненные на своде конструкции или окнах помещения.

В восточном стиле оформления интерьера так же часто используются остроконечные арки, но, в отличие от готического, их украшает фигурная резьба и сложность конструкции. Подчеркнуть восточные ноты помогут ковры, мягкая мебель с деревянными элементами и аксессуары в восточном стиле.

Зачем нужны арки в доме?

Многогранность арок способна как разграничить пространство комнаты, так и объединить в одно целое. Объединив комнаты, можно создать эффект квартиры-студии с неограниченным пространством. Кроме того, конструкция способна поделить на зоны большую гостиную.

В практическом аспекте монтаж арок вместо межкомнатных дверей оправдан в малогабаритных квартирах, где каждый сантиметр пространства дорог. Громоздкая дверь отнимает много места, а арка, в свою очередь, выглядит компактно и аккуратно. Кроме того, с ее помощью можно объединить две комнаты в одну, например, кухню с гостиной.

Архитектурный элемент может быть как простой, так и сложный - все зависит от желаемого результата в оформлении интерьера. В некоторых случаях сложные конструкции с арками могут открывать обзор сразу нескольких комнат.

Где используются арки

Практическое и декоративное назначение стрельчатых арок многогранно, они могут использоваться для обрамления:


Современные дизайнеры интерьера помогут подобать вид арки под конфигурацию конкретного жилища. При этом пространство зрительно не уменьшится, а в некоторых случаях даже увеличится.

Арка, образованная двумя выпуклыми полуарками, пересекающимися под углом в вершине и очерченными из двух и более центров дугами, радиусами более половины длины пролёта

(Болгарский язык; Български) - стреловидна [островърха] дъга

(Чешский язык; Čeština) - hrotitý oblouk

(Немецкий язык; Deutsch) - Spitzbogen

(Венгерский язык; Magyar) - csúcsív boltív

(Монгольский язык) - суман гулдан

(Польский язык; Polska) - łuk strzelisty

(Румынский язык; Român) - arc ogival

(Сербско-хорватский язык; Српски језик; Hrvatski jezik) - gotski luk

(Испанский язык; Español) - arco ojival; arco ojivo

(Английский язык; English) - equilateral pointed arch; Gothic arch

(Французский язык; Français) - arc brisé; arc en ogive

Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках

  • - полукруглое или криволинейное перекрытие проема, имеющее выпуклую форму. В архитектуре средних веков получила распространение стрельчатая а. с изломом в центре, особенно характерная для готики...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - , криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арка выполняются из камня, железобетона, металла, дерева...

    Художественная энциклопедия

  • - строит. криволинейное перекрытие проемов в стене или пролетов между опорами, например между колоннами или устоями...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Источник: "Теософский...

    Религиозные термины

  • - Символ небесного свода и йони. В обряде инициации прохождение через арку означало новое рождение, после полного отказа от своей старой природы. В греко-римском символизме арка олицетворяет бога неба Зевса...

    Словарь символов

  • - в архитектуре, криволинейное перекрытие проёма в стене или пространства между двумя опорами - столбами, колоннами, пилонами и т. п. В зависимости от размера пролёта, нагрузки и назначения арки выполняются из...

    Архитектурный словарь

  • - тип крыши...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - тип...

    Архитектурный словарь

  • - 1. Криволинейное перекрытие, у которого поперечная толщина кладки меньше, чем протяженность перекрываемого пространства. 2. Проезд с криволинейной перемычкой. 3...

    Словарь храмового зодчества

"АРКА СТРЕЛЬЧАТАЯ" в книгах

271. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА

Из книги Полутораглазый стрелец автора Лившиц Бенедикт Константинович

271. ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА Весь воздух просверлен В гнезде И на изгибе Над хриплым флюгером близ труб, И этот клад Еще извивов ряд И время чуть задето, Когда летит авто там где-то вдалеке, На стыке островов Бесследно на тропе больших течений ночи Гремят бубенчики средь улицы, И

66. «Триумфальная арка»

Из книги Эрих Мария Ремарк автора Надеждин Николай Яковлевич

66. «Триумфальная арка» 15 сентября 1945 года в журнале «Кольес» началась публикация нового романа Ремарка «Триумфальная арка». В декабре того же года роман вышел отдельным изданием.Этой книге суждено было стать наиболее успешным произведением писателя после «На западном

36. «Триумфальная арка»

Из книги Марлен Дитрих автора Надеждин Николай Яковлевич

36. «Триумфальная арка» Один из самых тонких, самых печальных романов Эриха Марии Ремарка - книга «Триумфальная арка». Образ главного героя, Равика, автобиографичен. В нём легко узнать самого Ремарка. А вот главная героиня Джоан Маду - это… Марлен Дитрих. Перечитайте эту

Арка фатальности

Из книги Борис Пастернак. Времена жизни автора Иванова Наталья Борисовна

Арка фатальности «В возрастах отлично разбиралась Греция. Она остерегалась их смешивать. Она умела мыслить детство замкнуто и самостоятельно, как заглавное интеграционное ядро». Б. Пастернак «Охранная грамота» Детство всегда ощущалось Борисом Пастернаком как дар. И

АРКА (29.05.1942)

автора

АРКА (29.05.1942) Пришло письмо Зины от 9 Апреля. Устав АРКА мы не получили. Еще раз показательно, сколько писем не доходит! Кто председатель, секретарь и члены Комитета? Удивительно, что грабитель Хорш не гнушается присвоением трудовых сбережений служащих. Мало того, что он

АРКА (14.01.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.01.1943) Прилетело письмо Зины от 27 Ноября. Радуемся успеху АРКА. Бережно храните это полезнейшее начинание. Сочувствие таких крупнейших ученых, как Комптон, Милликан и др[угие] ценно и показательно. Будем рады получить номер "Новоселья", посвященный АРКА. Какую мою

АРКА (18.02.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (18.02.1943) В дни героических русских побед хочется говорить о русских достижениях. Посылаю Вам "Славу"! Вероятно, и АРКА мыслит и действует в тех же направлениях. Собирайте и сплочайте сочувствующие силы. Среди них, наверно, немало и молодых. Если много молодежи ушло в

АРКА (16.03.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (16.03.1943) Пришло Ваше письмо - Зины от 6 февраля и Дедлея от 21 Января с хорошей газетной вырезкой. Вероятно, такие же отзывы и в других местах, но мы их не знаем. Дедлей спрашивает, что входит в пределы АРКА - конечно, входит все касающееся Культуры - все области искусств,

АРКА (24.04.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (24.04.1943) Долетело письмо Зины от 20 Февраля. Мы уверены, что АРКА даст многое значительное. Видим это и из Вашего письма. У Вас накопляются ценные сношения и сведения - все это так полезно в самом широком значении. Действуйте в этих направлениях. Присоединился ли к АРКА

АРКА (14.09.1943)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.09.1943) На далеких Гималаях с радостью мы следим за преуспеяниями Американо-Русской Культурной Ассоциации. За год жизни АРКА успела много способствовать делу Культуры и взаимопонимания великих народов.В течение года устроены лекции и выставки. Посвящен выпуск

АРКА (18.02.1944)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (18.02.1944) Только что послали мы Вам телеграмму о пролете двух Ваших писем, а тут-то они и пришли. Теперь мы имеем от 25 Ноября, 13 Декабря и 27 Декабря - три письма и какие славные письма! Все Ваши сведения об успехах АРКА нас глубоко радуют. Творится большое полезнейшее дело.

АРКА (14.03.1944)

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

АРКА (14.03.1944) Пришла новогодняя весточка от Жина - привет им, хорошие они, редкие люди. Пусть бы и к АРКА они поближе были. Между прочим, уже давным-давно мы говорили, что в каждом деле должны быть законные заместители. Не будет ли Жин таким заместителем в Картинной

В АРКА

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

В АРКА Друзья!В наших снежных Гималаях с радостью читаем Ваши вести о трудах на пользу АРКА. Велика задача - дать множеству зрителей и слушателей правильные, доброжелательные сведения. Два великих государства должны быть обоюдно справедливо осведомлены.Армагеддон

Арка

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АР) автора БСЭ

Арка

Из книги Энциклопедия классической греко-римской мифологии автора Обнорский В.

Арка В древнегреческой мифологии – дочь Тавманта и океаниды Электры, сестра Ириды и гарпий. Она помогала титанам в борьбе против Зевса, за что тот сбросил ее в Тартар и отнял крылья, которые потом подарил Фетиде в честь свадьбы с Пелеем; впоследствии Фетида отдала эти