Арабские замки. Альгамбра в Гранаде – уникальный архитектурный шедевр Испании

С 1234 года начинается история города Эльвира (позднее Гранада), ставшего известным на всю европейскую часть материка. Это был рассвет искусства и цивилизации. Дома и дворцы должны были защищать и восхищать. Внешне — полу бедные жилища из глины и камней, превращались в настоящий рай внутри фасада и домов. Благодаря привезенным фруктам, овощам, специи и птицам, Испания очень быстро стала облагораживаться во времена испано-мусульманской власти.

После христианского восстания на севере Испании, арабская власть, теряя позиции, соглашается на разделение территории. Так, территория разделяется на Юг (Андалусия) и север (Кастилия). Вся арабская власть перебирается в Гранаду, и эмир, будучи вассалом христиан, продолжает наследие Насридов. Так, крепость Альгамбра остается последним приютом арабов и евреев еще на протяжении 250 лет, благодаря тактике мудрого султана Мухаммеда I.

Альгамбра — дворцы Насридов

Альгамбра — одно из красивейших чудес света, воспетое художниками, поэтами и романтиками прошлых столетий. Это огромный дворцовый комплекс, с интереснейшей историей и легендами XIII — XVI века, о которой может поведать лишь гид.

В качестве краткого ознакомления, предлагаем вам воспользоваться краткой характеристикой объектов, находящихся на территории Альгамбры.

Дворец Императора Карла

Если и существуют памятники культуры, вызывающие много споров и непонимание, но неизменно именуемые как уникальные, то к ним, конечно же, следует отнести в первую очередь Дворец Карлоса V. Этому способствовали в значительной мере целый ряд устаревших предрассудков и полное незнание значение Гранады в многочисленных планах испанской монархии XVI века.

Можно сказать, что до сих пор люди верят в романтические стереотипы столь любимые путешественниками XIX века о том, что мусульманский народ был не понят жестокими испанскими монархами, которые на своем пути стирали всё с лица земли. Но подлинная история совсем другая.

Гранада — эпицентр событий

Сейчас каждому историку известно, какое значение придавала испанская корона завоеванию Гранады. Сразу же после реконкисты, Гранада становится местом сбора знаменитых испанских и итальянских художников, призванных придать городу столичный блеск, которым он отличался в мусульманскую эпоху.

Если учесть, что католические короли уже воздвигли здесь погребальную часовню, тогда станет понятным дальнейшее участие в расширении планов внука. Который видел дальнейшее развитие королевства вместе с остальной Европой. Позднее ему представилась уникальная возможность, в своем свадебном путешествии с императрицей Изабель II он посещает Аламбру в 1526 году. Там он поселяется, там же, уже в покоях Карлоса V он выражает свое восхищение Насридскими дворцами.

И тут у него возникает желание возвеличить эти сооружения своим именем, построив рядом здание для потребностей современного королевского двора. Здесь и зарождается план строительства Дворца Карлоса V, который поручил его осуществление доверенному человеку короля, управляющему Альгамброй, маркизу Мондeхар.

Строение дворца Карла

Маркиз Мондерах человек, сыгравший главную роль в истории города, принадлежавший одной из крупнейшей испанской знати Мендоса, которая проживала в Толедо. Семья Мендосов сумела внедрить в Испанию новое течение в искусстве по имени ренессанс, в силу своих итальянских корней и воспитания.

Напомним что представителя этих семей были — военачальники, послы и представители церкви, которые первыми вступили в контакт с зарождающейся революции в области искусства в Риме, получившей название Ренессанс. Гуманитарное образование Мондeхара чувствуется прямо у входа фонтана Карлоса V. Который был выполнен художником Педро Мачукке. Во дворце Карлоса V нет какого-то единого стиля. Крыша дворца второго этажа была построена уже в наше время в 1921 году. Это произошло по причине восстания народа на увеличение налогов в три раза выше на мусульман, принявших христианство, в отличие от христиан.

Символика в искусстве

Окна дворца чередуют прямоугольные и круглые формы на обоих этажах, что уже напоминает линейные формы ренессанса. Особый интерес представляют скульптурные украшения в виде символов и аллегорий, которые окружают фигуру императора Цезаря.

Слава, Победа и Плодородие — главные женские персонажи южных ворот дворца. Все эти скульптурные работы уже упомянутого архитектора.

Дворец воздвигнут на месте христианского квартала, позднее примкнувшего к насридскому дворцу. Ошибка в расчетах привела к минимальному нарушению схемы Альгамбры, именно в этом контексте стоит рассматривать смысл столь радикального проекта Дворца Карлоса V. Возможно благодаря христианскому дворцу, Альгамбра стала частью достояния королевских дворцов Испании, а не превратилась в одно из многих археологических свидетельств поверженной культуры.

Мексуар

Ворота в Мексуар

Первый салон, куда мы попадаем, называется Мексуар или салон справедливости. Ворота дворца Мексуар были последним рубежом. Издавна вход во дворцы Насридов, был расположен именно здесь. Нынешний вход в Мексуар — это не оригинал, но выглядит точно так же, как и в былые времена, его полностью восстановили по картинам художников. А вот небольшой зал с колоннами, был первым дворцом и молельней Мухамеда I. Зал был изменен хримтианам во времена завоевания Альгамбры, однако молельня осталась в первозданном виде.

Дворец отличается четырьмя центральными колоннами с красивым цоколем и консулами. В христианскую эпоху салон использовался как часовня. Об этом говорит оставшаяся галерея с помпейскими картинами и гербы Карлоса V.

Надписи на стенах молельни

На некоторых настенных надписях можно прочитать по-арабски:»Если ты пришел за справедливостью, то ты ее получишь». Так пытались оправдать название зала справедливости, тем не менее, дворец полон цитат из Корана и нравоучениями Аллаха. Но никто и никогда не называл Мехсуар молельным домом. В глубине виднеются два окна ведущие видимо в молельню или место раздумий и медитации, с небольшой нишей (миxрабом), направленной в сторону Восходящего Солнца. В которой можно прочитать следующее: «Не будь ленив и приходи на молитву». Вид, который открывается из окон молельни, будет сопровождать вас по всей Альгамбре и даже во дворце Хенералифе.

Речь идет о квартале Альбасин — это старинная Гранада с многочисленным белыми домиками, типично гранадской постройки, церквушками на месте старых мечетей, узкими улочками. Именно таким был город в средневековый период; отсюда же виден квартал Сакромонте, ныне заселенный цыганами, и древние крепостные стены, защищавшие Гранаду в средние века.

Золотая комната

К помещению дворца Мексуар в Альгамбре, примыкает небольшое патио с фонтаном и комнатой в северной части, которая благодаря обработке потолка, называется Золотой комнатой (Куарто дорадо).

Проходя через Мексуар, посетитель обнаружит фонтан в патио Золотой комнаты. Однако мы не можем предположить, что же нас ждет дальше.

Золотая Комната

С противоположной стороны виднеется самый красивый фасад дворца, окаймленная благородным карнизом. Это лучший образец работы по дереву гранадских арабов. Фасад был сделан в ознаменование победы в Альxecиpace в 1370 году, фонтан с белой чашей является центром патио и является копией оригинала, который в эпоху Карлоса V был перенесен в другой зал.

Стена во внутреннем дворе Золотой комнаты, была единственным признаком скрытой красоты внутреннего дворца. Мухамед V приказал отделать внутренний двор штукатуркой и раскрасить в разные цвета. Между проемами дверей фасада, стоял трон, откуда султан отдавал приказы своим министрам.

Миртовый дворик

Оставив позади Золотую комнату, посетитель попадает в тайную часть дворца Альгамбра, где его глазам открывается удивительное богатство декоративного искусства Насридов. Миртовый дворик дворца Комарес создает неподдельное изумление и восхищение. Сам замысел Миртового двора принадлежал Юсуфу I, однако декорации и облагораживание дворца принадлежит его сыну Мухамеду V.

Через извилистый коридор проходим в огромный прямоугольный двор с большим бассейном в центре, по разным сторонам которого, находятся ряды мирт. В северной и южной частях размещены два чудных портика с изящными колоннами. Видимо это была официальная часть дворца. Это место было предназначенным для торжественных аудиенций посетителей, которые с нетерпением ожидали султана.Большой бассейн, в котором отражаются северный и южный фасады освежает помещения в жаркую погоду и утоляет жажду путешественника, идущего из далекой пустыни. В углах этого дворика есть тень и солнце, где можно укрыться в жаркое лето и согреться на солнце зимние дни.Каждый, кто вступал во двор через центральный вход, испытывал неподдельный восторг, когда перед ним раскрывалась зеркальная гладь, в котором отражалась монументальная громада дворца Комарес, будто вырастающая из воды.

Дворец Комарес

За южной галерей, где находится дворец Императора Карла, виднеются мощные каменные стены зала, соседствующего с большой башней Комарес (Зал послов). На каждом шагу при входе виднеются ниши, видимо пользовавшиеся для украшений или размещения в них ароматных трав. В башне скрыт трон, который предстает перед нами в большом деревянном своде, ныне совсем обесцвеченном, представляя мусульманское небо в виде 8000 деталей из дерева.

Дворец Комарес

Огромные окна, выходящие на восток, север и запад, еще более расширяют удивительный пейзаж Альгамбры, без которого дворец был бы совсем другой. Разноцветный керамический цоколь окаймляет нижнюю часть зала. Все стены покрыты штукатуркой или обработанным гипсом, где еще можно увидеть потертые цвета того, что некогда было Альгамброй, выкрашенной в красный, голубой, зеленый и позолоченные цвета.

В центральной комнате северной стороны имеется надпись: «Я, как сердце в отношении всего тела», которую следует понимать что это место предназначено Султану. Именно здесь, по всей вероятности, принимали послов в присутствии султана. В тронном зале принимались важнейшие решения Королевства Гранады, самого большего государства включающая в себя все земли Андалусии.

Все окна тронного зала были застеклены цветным стеклом, что создавало особо торжественную и таинственную атмосферу, в нижней части есть небольшие окна, откуда можно созерцать окружающие красоты. В центре виднеются мозаики в стиле мудехар (выполнены гранадскими арабами после реконкисты города, в археологическом музее хранятся некоторые оригиналы), представляющие еще один образец высокого качества арабской керамики в Гранаде.


Двор Линдарахи

Стоя у этого фонтана обязательно загадайте желание и дотроньтесь до бьющихся струек. В народе существует легенда об фонтане исполняющем желания.

Львиный дворик

В противоположной части от входа в личные покои султана, находится Королевский двор (Королевский зал), предмет многочисленных споров, так как на потолке одной из трех спален есть человеческие изображение на коже. Ввиду запрета Кораном изображений, данную работу относили к христианским художникам. Однако, последними христианскими исследованиями признано, что это дело рук арабов и арабской эпохи, что означает некоторые послабления исламской религии в период спада арабского влияния на испанском полуострове.

Королевский двор

Центральная ложа по особому положению предназначалась султану и его окружению. От сюда открывался прекрасный вид на Львиный двор, пальмовую рощу высоких и стройных колонн, сквозь который пробивался оазис фонтана львов.

Давайте поразмышляем здесь немного, дорогой путешественник этот дворик датирован 1374 годом, время правления султана Мухамеда V, когда царствовали высокий стиль и утонченность. Вода в фонтане появлялась благодаря точной конструкции, проведенной под полами дворца. Не зря арабов признали повелителями воды, глядя на схемы водных каналов, которые позволяли орошать все сады и фонтаны во дворцах. Вода во дворце поднималась с реки Дарро.

Река поднималась на многие километры вверх, значительно выше этих дворцов, и продолжала свой бег на радость их новых жителей, происходивших из сухих и безводных стран. Вода проходила по всем каналам этого средневекового дворца.

Зал двух сестер во дворцах Насридов

Северная комната называется «Салон Двух сестер», из-за двух огромных мраморных плит, покрывающих пол. На одной из надписей в салоне можно прочитать: «Звезды на небе перейдут с небесного свода на этот маленький свод, чтобы вращаться вокруг султана». Это дает нам право предположить, что этими комнатами пользовался лишь султан и его жены. Здесь же, как и в предыдущем зале Лос Абенcepрахeс, видны два ложа от одного из которых идет лестница, ведущая в бани для их королевского высочества Гранады. С другой стороны выход во внутренние покои султанш, которым разрешалось наблюдать за происходящим, из своих комнат.

За двумя беседками дворика находятся две комнаты. С потолком наполовину украшенным христианскими рисунками и остатками арабской декорации, в боковой части имеется дверь, которая видимо первоначально была входной. Скрываясь от посторонних глаз, за витражными окнами, султанши знали обо всем, что происходило во дворце.

Зал двух сестер, так же имеет легенды и тайны, породившие самые темные истории. Одна из легенд этого зала, давшая ему название, рассказывает нам о смерти двух сестер, находящихся в неволе и лишенных свободы, по другой легенде сестры умерли от скуки.

Арка, одной стороной выходящая во двор, а другой в комнаты, служившими спальнями, расположена с запада на восток. Северная арка является своеобразным переходом из зала Двух сестер в зал Ахимесес (сдоенные окна), находящуюся прямо перед двориком Линдарахи. Обе они накрыты большим сводом. Еще выше расположены две арки поменьше, служащие окнами для освещения спален.

Зал Абенсерахес

Зал Абенсеррахен

Южная из этих двух комнат называется Лос Абенсерахен, в память о знатной гранадской семье, потомков североафриканских племен, помогавших в завоевании Испании в VII веке. Зал хранит историю главных рыцарей из рода Абенсеррахов, рассказанную Шатобрианом, одним из создателей романтической иллюзии Альгамбры. Эта история более правдоподобна, опираясь на различные исторические источники, она повествует о частых кровавых стычках между соперниками в царстве Насридов. Легенды связанные с этим местом, вам поведает гид.


Порталь (Портик)

Порталь или Потрик, был продолжением дворцового комплекса Альгамбра. В XII-XIII веках здесь стоял немного иной двор султанши, окруженный фруктовыми деревьями и кристальным бассейном. Чуть выше располагался дворец Юсуфа, от которого остались лишь руины. Немного правее расположена Рауда — место захоронение султанов.

Через Порталь, двигаясь вдоль сторожевых башен по левой стороне, вы сможете выйти к садам Хенералифе. При выходе из Башни Воды (Torre de Agua), держитесь левее к кипарисовому парку оформленному в виде арок. Там Вас ждет прекрасный Сад Архитектора Хенералифе.

Порталь

Хенералифе — увидеть и замереть от его великолепия.

Хенералифе в Гранаде одно из чудес, которое приковывает взоры приходящих туристов. Известно, что сады были сооружены в XII-XIV веках и на тот момент еще не являлись частью знаменитой .

Пейзаж Альгамбры органично вписывается с дворцами, садами и двориками Хенералиффе, являясь одним из самых красивых садов в султанской резиденции. К сожалению, то что дошло до нас, это лишь восстановленный образ, и имеет оригинал лишь в летней резиденции султана, найденной при раскопках и восстановленных после пожара и землетрясения.

Сад — не имевший себе равных

Совсем рядом с Альгамброй находится сад отдыха и полной разрядки для гранадских султанов. Сюда было можно попасть через Насридские дворцы. По дороге в форме штыка, идущей между стенами. Это одно из самых красивых мест в Гранаде Мы не случайно назвали это садом, потому что об этом говорится в романсе неизвестного автора «Сад: не имевший себе равных». Для андалузских арабов, сад означает большой набор небрежно ухоженных цветов, фруктовых деревьев и культурных растений. Вечнозеленых деревьев (лавровые мирты) и каналы, по которым бежит вода, предназначенная для орошения и ласкания слуха своим журчанием.

Это участок земли, засаженный зеленью и овощами, баклажанами и артишоками, а в конце усеянный лилиями. Все это вместе представляет собой контраст цветов и ароматов, среди которых выделялись лимоны и апельсины, рядом с другими фруктовыми деревьями меняющиеся по воле садовника. Резиденция находится на самой высокой точке комплекса. Красивый дворик и сад, через которые проходит канал, наполненный журчащей водой, вниз бегущей между зелеными арками кустарников.


Гармония и тонкий вкус преобладают во всей этой атмосфере, которую прекрасно дополняет оригинальный вид на скопление башен и крыш Альгамбры или на зеленые гранадские долины. А на первом плане виднеются, словно на театральной арене, узкие улочки, башни и зеленая пестрота квартала Альбасин. То, что ныне называется Хенералифе, удивительный райский уголок для гранадских Султанов. Столь посещаемый ныне туристами, составляет лишь малую долю древнего Хенералифе XIII-XV веков. Так как при переходе этих владений из рук последних наследников Альгамбры, в христианские руки государства, многие земли, составляющие ранее территорию Хенералифе, перешли в категорию усадьбы и животноводческих ферм, после захвата города католическими королями.

ОСТАТКИ БЫЛОЙ РОСКОШИ

Во времена правления султанов, входы в сады Хенералифе были в трех разных частях дворцов. Сам Султан проходил в сады из Альгамбры, а два других входа были на северной и восточной стороне для конницы и гостей султана.

Сейчас попасть в сады Хенералифе можно только через знаменитую кипарисовую аллею, над которыми в свое время трудился Прието Морено с 1931 года при восстановлении садов. Он создавал удивительные композиции из кипарисов, его знания давали возможность работать в этих садах, что позволило внести свое творение в историю с настоящими шедеврами Мавританского искусства.

Пройдя в зал, который считался архитектурным ансамблем можно увидеть красивейшую композицию из фонтанных водяных струй. Хенералифе предназначался изначально для уединения и отдыха султанов. Несмотря на все изменения сада это попрежнему остается удивительным и красивым местом, в единении с природой, пением птиц и ароматных запахов фруктовых деревьев.

Повстречавшаяся львиная лестница в конце пути открывает взор на дворцовые сады. Однако, чтоб их увидеть нужно будет пересечь водяную лестницу. Лестница была нужна для прохода в часовню, на вершине склона, прямо из садов Хенералифе.

В 1984-м году Юнеско признало все сооружение Хенералифе и Альгамбры всемирным наследием человечества, внеся его под свою охрану. А также Альгамбра приняла участие и победила в конкурсе на право называться одним из чудес света.

Ныне известные богатые сады, открытые для посещения туристов, стали таковыми уже в нынешнее время и мало чем напоминают сады арабской эпохи, хотя и, бесспорно, значительно украшают это место. Вода бегущая из реки Дарро по водопроводу, построенному арабскими инженерами, частично пересекает долину Валье дель Вальпараисо. Она поступает в огромные баки, расположенные в верхней части сооружения. Вода оживает здесь в разнообразных звуках и чудных отражениях, то появляясь, то исчезая в многочисленных горных платформах.

Как же я ждала встречи с городом Гранада и ее сердцем – крепостью Альгамброй! Новое Восьмое Чудо Света, как-никак! Мы в предвкушении…

Но в этой статье не будет подробного рассказа об архитектурно-парковом комплексе Альгамбра и многочисленных фотографий красивых дворцов цитадели. Очень раздосадовала длиннющая очередь, образовавшаяся в кассы крепости, в которой мы «чудесно» провели под полуденным солнцепеком около двух часов. Вдобавок перед нами закончились общие билеты, остались только в Сады Хенералифе и Алькасабу. И это в начале сезона! Мы потратили драгоценное время, которое планировали провести, посещая объекты Восьмого Чуда Света, но никак не стоя в толпе! Поэтому поделюсь общей информацией организационного характера, чтобы вы смогли избежать наших ошибок и подготовиться лучше 🙂 .

Общая информация о крепости Альгамбра

Итак, Альгамбра (Alhambra , в пер. с арабского «красный замок») – это величественный архитектурно-парковый ансамбль в городе Гранада в Испании, вобравший в себя всю роскошь мавританского стиля. Общая информация о крепости Альгамбра.

7 июля 2007 года в Лиссабоне были выбраны Новые Семь Чудес Света. Альгамбра в эту семерку не вошла, зато заняла почетное восьмое место 🙂 .

Из истории: это место было заселено еще с древности и представляло собой укрепленное поселение (Медину). В XIII в. Гранаду захватила арабская династия Насридов. С этого времени началось строительство дворцов, крепости. Насриды правили около двух с половиной веков. В 1492г. Гранаду завоевали католические монархи. В 1812г. французы разрушили некоторые постройки, а в 1821г. это сделало землетрясение. С середины XIX века начались работы о реставрации.

Состав архитектурно-паркового комплекса: Альгамбра территориально делится на две основные зоны: сады Хенералифе и непосредственно крепость, последняя в свою очередь включает Алькасабу, Верхнюю Альгамбру (Медину), Дворцы Насридов (Здание Мешуара, Дворец Камарес и Дворец Львов), Дворец Карла V, Парталь, крепостные башни и ворота.

Стоимость билетов, время работы и варианты посещения замка Альгамбра

Все эти факторы между собой связаны, поэтому разместились в общем разделе.

Приятные факты: малышам до 12 лет вход бесплатный, льготы детям от 12 до 15 лет, студентам, пенсионерам ЕвроСоюза, лицам, старше 65 лет.

Варианты посещения:

1. Дневное, в две смены.

· Утренняя (пн-вс, 08.30 – 14.00).

· Дневная(пн-вс, период с 15 октября по 14 марта: 14.00 – 18.00, с 15 марта по 14 октября: 14.00 – 20.00).

На дневное время в обе смены можно приобрести следующие типы билетов:

· Общий билет – право посещения всего комплекса (цена – 13 евро).

· Билет в Сады Хенералифе и Алькасаба (цена – 7 евро).

2. Вечернее (период с 15 октября по 14 марта: пт-сб, 20.00 – 21.30, с 15 марта по 14 октября: вт-сб, 22.00 – 23.30).

На вечернее время можно приобрести следующие типы билетов (совместить оба посещения невозможно):

· Билет во Дворцы Насридов (цена – 8 евро).

· Билет в Сады Хенералифе (цена – 5 евро).

3. Специальные абонементы:

· Синий абонемент (100 евро – 10 общих и 5 вечерних посещений в пределах года).

· Красный абонемент (15 евро – свечера Дворцы Насридов, на следующий день днем — Сады Хенералифе и Алькасаба).

Способы покупки билетов во дворец Альгамбра

Предварительное бронирование (от 1 дня до 3-х месяцев) производится:

1. В турфирмах.

2. В отделениях банка La Caixa .

3. На официальный сайте www.alhambra.org (поддерживает испанский, английский, французский, итальянский и немецкий языки).

4. На сайте www.ticketmaster.es.

5. В магазине « T ienda de la Alhambra », адрес: город Гранада, ул. Рейес Католикос, 40.

Покупка билетов в день посещения:

1. В кассах комплекса (только наличными, рекомендуется приходить заранее, чтобы отстоять длинную очередь и успеть приобрести билеты, пока их не разобрали).

2. В автоматах перед входом (только банковской картой, придется заплатить сверх 10% комиссии за обслуживание).

Нужно знать!!!

· В первую очередь хочу обратить ваше внимание на то, что билеты желательно приобретать заранее, т.к. для таких посетителей формируется отдельная очередь, не соизмеримая с толпой туристов, ожидающих купить билеты непосредственно в кассах комплекса Альгамбра. И не факт, что отстояв в очереди несколько часов, вам достанутся билеты.

· Билеты возврату не подлежат!

· Вход во Дворцы Насридов строго по времени, указанном в билете.

Как добраться до крепости Альгамбра

Комплекс Альгамбра находится в городе Гранада в Андалусии в Испании. Из центра города на частном автомобиле проехать к Альгамбре нельзя. Оставив машину, можно прогуляться пешком, около километра под гору. Дорога проходит через парк. Но на авто можно добраться поближе, минуя центр, съехав по указателям с южной кольцевой дороги. Парковка недалеко от касс, как и большинство стоянок в Испании, платная (1,7 евро/час). Координаты крепости Альгамбра: 37 ° 10 ´ 37 ´´ с.ш., 3 ° 35 ´ 24 ´´ з.д.

Дворцы Альгамбра в Гранаде на карте Испании:

Наша небольшая фото прогулка по крепости Альгамбра в Испании

А теперь немного фото Альгамбры (к сожалению 🙁 , без Дворцов Насридов, которые больше всего привлекают туристов своей красотой).

Начнем с трофеев – карты крепости Альгамбра и билетов:


Сначала мы посетили Сады Хенералифе — эта обособленная часть Альгамбры служила местом отдыха правителей:


С садов Хенералифе открывается вид на крепость Альгамбры, вот туда мы сейчас и направимся:


Дворец Карла V:


Вид с крепостных стен Альгамбры:

Ну, что ж, пробежались и дальше в дорогу! В этом регионе расположен самый высокий горный хребет континентальной Испании Сьерра-Невада с наивысшей точкой – горой Муласен (3478 м). Так что пейзажи за стеклом автомобиля поднимали подпорченное в первой половине дня настроение:):

Учились на ошибках в крепости Альгамбра в Гранаде

Привет! Мы, Марина и Константин Саморосенко, – авторы данного блога о путешествиях. Вся предоставленная информация на сайте бесплатная . Но если вы хотите отблагодарить авторов , примите участие в сборе средств на дорогостоящую операцию по восстановлению слуха нашему сыну Елисею. Подробности и нашу историю можно узнать .

Реквизиты для помощи:

Карта Тинькофф 4377 7237 4260 2448 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Яндекс.Деньги 410012258423394 Саморосенко Константин Игоревич (папа Елисея)

Самое совершенное здание комплекса - Зал двух сестер. В нем в пол встроены две плиты из белоснежного мрамора. Купол создан в виде сот, состоящий из 5000 ячеек. Согласно легенде, здесь пребывали две сестры-христианки. Заточенные в зале, разлученные с возлюбленными, они умерли от тоски.

Напротив Зала двух сестер находится Зал Абенсерхав (роспись в этом зале можно посмотреть на фото слева). Отец Боабдиля, последнего правителя Гранады, чтобы убрать конкурентов сына, претендующих на престол, в 1482 году вызвал их в этот зал. Палач, поджидавший в зале, казнил 37 человек из рода Абенссерахов: путь к трону был свободен. С этим событием ассоциируются пятна ржавчины в центральном фонтане. Особо выделяется купол из сот, напоминающий звезду.

В 1526 году на восточной стороне Пласа лос Альхибес создается дворец Карла V. Строительство не было закончено из-за бунта морисков. Созданный в стиле ренессанса архитектором Педро Мачука, дворец резко выделяется от остальных строений. Строительство велось аж до 1957 года, поэтому во дворце прослеживаются элементы разных эпох. В форме квадрата с круглым двориком он имеет два этажа.

Изобилие башен, залов, комнат для перехода из одного здания в другое, водоемов, парков поражает инженерными новшествами, архитекторской фантазией и красотой. Невозможно описать то, что не поддается описанию. Чудо из чудес удивляло и будет удивлять всех, посетивших этот комплекс и тех, кто о нем только слышал или читал.

Возможно ли увидеть все?

Осмотреть все залы Альгамбры невозможно за один день, да и постройки являют собой всевозможные вариации одних и тех же архитектурных решений. Побродив, обязательно с гидом, по залам, комнатам, о которых повествовалось выше, налюбовавшись панорамным видом с башен, посетите музеи: Музей Изящных Искусств и Музей Альгамбры. Они находятся в здании дворца Карла V.

Музей Альгамбры разместился на первом этаже, он поражает уникальными экспонатами испанской, арабской культур, экспонатами, находящимися в дворцах Альгамбры. Знаменитым приобретением музея является "Ваза Газелей", описанная во всех книгах по искусству.

Если вы ценитель живописи, то посещение Музея Прекрасных Искусств на втором этаже произведет на вас должное впечатление. В музее представлена богатая выставка работ испанских художников, других знаменитых живописцев, например, Пабло Пикассо. Посетить музей можно на протяжении всей недели, кроме воскресенья.

Что может омрачить путешествие на вершину красоты? (советы туристам)

При посещении столь объемного памятника архитектуры продумайте мелкие детали, которые могут стать большой проблемой и испортят вам отдых.

Заранее приобретите билеты, закажите услуги гида. Не скупитесь, пусть ваша экскурсия обойдется дороже, чем рассчитывали, зато увидите и услышите много того, о чем даже не ведали.

Ходить надо будет много, поэтому позаботьтесь об удобной обуви.

Не поленитесь взять с собой побольше воды. Из водоемов на территории комплекса пить не разрешается. А жажда будет преследовать и возле фонтанов.

Не забудьте о палящем солнце над головой, если путешествуете летом. Головной убор не будет лишним.

Собираясь в путь, вспомните народную мудрость: «Кто рано встает, тому Бог дает». Выйдя заблаговременно, сэкономите время на созерцание красот крепости. Очереди придется выстоять немаленькие.

Главное, захватите с собой терпение, хорошее настроение, позитивное отношение к чужому богатству.

Интересных экскурсий в Альгамбру, и читайте наши интересные статьи об отдыхе в Испании (ссылки ниже ).

Хотя бы раз в жизни нужно отправиться в самую настоящую сказку, чтобы были и дворцы, и султаны, и пещеры, полные сокровищ, и пестрые шумные рынки, и благоухание цветов, специй и сладостей. А начать можно с посещения Альгамбры , которая сейчас освещается и ночью, создавая эффект сказочно возникающего видения на вершине холма над затененной Гранадой. Днем дворцовый комплекс смотрится особенно величественно на фоне заснеженных пиков горы Сьерра–Невада, высотой 3400 метров.

Дворец Альгамбра – главная достопримечательность Гранады в Испании. Альгамбра занимает один из трех холмов, на которых расположен город Гранада. Сначала это была небольшая крепость, построенная в IX веке на лесистом 150 метровом холме Сабика, а когда Гранада в XIII веке при Мухаммеде I стала столицей исламской Испании, то мавры-мусульмане превратили ее в огромную цитадель, построив Дозорную башню и донжон. В XIV — XV веках Альгамбра (в переводе с арабского «Красный Замок») была превращена в уникальный роскошный дворец мавританских правителей. За свою историю замок был резиденцией мусульманских эмиров и христианских королей. Карл V (1515-1556) перестроил замок в стиле ренессанс.


Сейчас дворцовый комплекс Альгамбра – это музей . Сюда входит древняя мечеть, крепость с зубчатыми каменными стенами и башнями (по-арабски «Алькасаба»), величественный дворец (по-арабски «Алькасар») и город (по-арабски «Медина»).

Альгамбра состоит из лабиринтов внутренних помещений, двориков и садиков. Башня правосудия – главный вход в замок. Через Ворота Справедливости (подковообразную арку) туристы попадают к Мехуару – помещению, где заседали министры султана, а затем проходят через «Золотую комнату» . Здесь султан вел уединенные переговоры. Внутри все пространство на стенах украшено кружевной каменной и деревянной резьбой. Керамические изразцы, растительные орнаменты и арабская вязь образуют декоративное убранство арок, сводов, столбов и колонн.


Особый интерес представляет Миртовый двор с узким бассейном и аккуратно подстриженными кустарниками по его периметру. Отражение в воде бассейна чистого голубого испанского неба, арок и зубчатой башни Комарес делает все похожим на восточную сказку. Зал Послов примечателен куполом из кедра, который символизирует седьмое небо в мусульманском представлении.


Львиный дворик был построен при Мухаммеде V (1362-1391) и в глазах туристов стал культовым объектом. Дворик окружен аркадами с 124 мраморными колоннами. Галереи украшены мозаикой, а сами аркады — тончайшей резьбой. В центре дворика стоит фонтан, обрамленный 12 мраморными львами. Они символизируют часы, месяцы и знаки зодиака. Это самая интимная часть дворца, где султан был в своем гареме. Если в Миртовом дворике главенствует вода, то здесь функцию природного украшения выполняет солнце. Оно задает тень, которая вносит дополнительный узор в геометрию дворика.

К Львиному дворику примыкают несколько залов:

  • Зал Абенсеррагов восхищает позолотой, узорами и восьмиугольной звездой на потолке.
  • Зал Двух Сестер , где в пол вбиты две совершенно одинаковые мраморные плиты. Он знаменит купольным сталактитовым потолком, который в лучах света кажется бриллиантовым. В этом зале жила гаремная фаворитка султана.
  • Зал Королей – главный банкетный зал Альгамбры с расписным потолком. Здесь в 1492 была проведена торжественная месса по случаю взятия Гранады с участием Фердинанда, Изабеллы и Христофора Колумба, который только готовился отплыть в Америку. Отличительная особенность зала – мукарны (богато отделанные арки).

Комната-фонарь Дохара. Когда-то с балкона комнаты султан любил наблюдать за городом. Несколько в стороне находятся Султанские Бани , которые отличаются очень пестрой, разноцветной отделкой по сравнению с остальной Альгамброй. Башня Инфант и Башня Узников – самые известные башни дворца.

Центральное место в Альгамбре занимает Дворец Императора Карла V , который построил ученик Микеланджело архитектор Педро Мачука в 1526-1550 годах. Карл V почему-то считал мавританские дворцы Насридов не слишком соответствующими своему величию, поэтому свой дворец он сделал огромным. Этот шедевр кажется чужеродным по отношению ко всему окружающему.

Сейчас внутри дворца расположилось 2 музея:

  • В Музее Альгамбры собраны различные экспонаты, найденные в крепости, предметы из гаремов, и признанным хитом считается Голубая амфора высотой 132 см, стоявшая в Зале Двух Сестер.
  • В Музее Изящных Искусств собраны религиозные полотна и скульптуры XVI-XVIII веков.

Сады Хенералифе примыкают к Альгамбре и занимают склон соседнего холма Серро-дель-Соль. Хенералифе был построен в XIII веке как летняя резиденция гранадских эмиров. Этот дворец-сад является образцом арабского ландшафтного искусства. Сады делятся на нижние и верхние. В нижних — все внимание Дворику Султанши, который иногда называют еще Кипарисовым. Здесь находится самый высокий кипарис. Прелестен также Водный дворик. Он представляет собой садик с множеством струящихся фонтанчиков. Он засажен миртовыми и апельсиновыми деревьями, лаврами, вековыми кипарисами и розами. Центр двора – узкий канал бассейна, который снабжает водой Альгамбру. В его зеркальной глади отражаются высокие стены дворца.

В Хенералифе прохладно даже в самую жару, потому что деревья смыкаются над головой своими кронами. Каждую весну здесь проводится международный фестиваль музыки и танца среди зелени, фонтанов и цветов.

«Сказка о золотом петушке» написана русским поэтом А.С. Пушкиным под впечатлением легенд об Альгамбре. С 1984 года Альгамбра входит в список Всемирного Наследия Юнеско .

Блуждание по тесным улочкам Гранады закончилось и мы добрались до въезда в Альгамбру. Собственно говоря, она и являлась основной целью нашего посещения. В саму Гранаду тоже хотелось бы попасть на более длительный промежуток времени, но дефицит времени, связанный с планирование поездки не позволял этого сделать.


Про Альгамбру я много читал про нее в интернете, слышал от друзей-испанцев и для себя решил, что это место из разряда must visit, туда обязательно нужно попасть.

Итак, Альгамбра - жемчужина Испании, ярчайший пример арабско-персидского зодчества. Строительство этого комплекса происходило в период владычества династии Насридов (1230—1492), которые сделали Гранаду столицей исламской Испании. Альгамбра стала резиденцией Насридов, (сохранившиеся дворцы были построены в основном в XIV веке).


Альгамбра представляет собой огромный архитектурный ансамбль, состоящий из крепостных стен, башен, дворцов, садов, двориков, фонтанчиков. Все в нем переплетено с какой-то ювелирной изощренностью. Гуляя там ты незаметно попадаешь из одного элемента комплекса в другой.

Крепость была построена на лесистом холме Сабика и величественно возвышается над городом на фоне заснеженных вершин Сьерра-Невады


Попытались там найти место для бесплатной парковки, но занятие это было абсолютно бесполезное, так как все было абсолютно занято, либо парковка была запрещена. Встали на официальную парковку Альгамбры, правда так и не поняли как там платить. На информационном табло написана стоимость за минуту в евро с тысячными, а за целый день 17.80. Ну мы и прикинули, что столько заплатим если больше трех часов будет. В итоге, по прошествии 6 часов пребывания в Альгамбре мы заплатили примерно 11, 5 евро.

Предварительно изучая вопрос посещения этого чудного места мы узнали, что билеты можно приобретать заранее через интернет. Там есть несколько типов билетов: 1. Общий билет на посещение Альгамбры, садов Хенералифе и дворца Насридов 13 Евро. 2. Билет на посещение комплекса, но без дворца Насридов 7 Евро; 3. Ночной визит дворца Насридов, дворца и садов Хенералифе 8 Евро. Мы решили взять стандартный билет, включающий в себя посещение всего чего только можно. Но там есть определенная засада - при покупке необходимо привязываться к определенному времени входа во дворец Насридов. При покупке через интернет это проще, так как там видно на какие сеансы есть свободные места. При покупке на месте есть определенный риск, что тебе могут дать билет на неудобное время. Многие люди писали страшилки, что если не купишь заранее, то в этот день можно туда и не попасть. Очень это допускаю, но думаю, что это более типично для горячего сезона. Мы не стали брать билет заранее и в общем-то не прогадали. Мы долго блуждали по Гранаде, прежде чем попали к Альгамбре и однозначно не успели бы если бы взяли билет на то время которое было доступно.


2. Путь ко дворцу Насридов лежит через красивую аллею из аккуратно постриженных растений. Не знаю что это, но мне кажется что это кипарисы


Мы попали к Альгамбре примерно к 12.30, подошли к кассе, в которую было человек пять народу и через несколько минут входили на территорию. Билет во дворец Насридов у нас был на 13.30, т.е. оптимальнейшее для нас. Мы успевали дойти до него, пофотографироваться и спокойно осматривать эту главную достопримечательность Альгамбры.

3. Везде стоят указатели, благодаря которым заблудиться там никак нельзя.

4. Винные ворота.

У дворца Насридов уже скопилось некоторое количество туристов, готовых к осмотру достопримечательности. При входе в Альгамбру за какую-то денежку можно было взять аудиогид, но мы решили не тратить на него время, иначе там можно было бы смотреть слушая целую неделю

5. Крепостные стены Алькасабы. Алькасаба - это самая древняяя часть комплекса Альгамбры.

6.

7. Двор Мачука. Двор назван по имени архитектора Педро Мачука, который хранил свои планы в прилегающем здании, пока строил дворец Карла V.

8. Вид на Альбайсин. Белые стены домов - необходимое условие нормального существования жителей в своих жилищах в летнюю жару

9.

10. Народ затарился бутербродами и точит их потихоньку в ожидании времени входа

11. Вот я так и не понял - это реальные деревья, постриженные в форме крепостной стены или это реальные стены в обрамлении растений

Ровно в 13.30 служители начали запускать народ внутрь. Человек на входе у каждого брал билет и лично сканировал его в аппарате. Вот думаю, и не надоедает ему делать это на протяжении целого дня, улыбаться и всем говорить -"Привет!"

12. Вообще по регламенту на осмотр дворца Насридов отводится час, но на практивке никто не Вас оттуда не выгонит, если Вы задержитесь. Вообще, приходилось переламывать себя в желании подольше посмотреть какой-то объект повнимательнее. Времени было всего 6 часов, а надо было посмотреть все.


Дворец Насридов состоит из трех монументальных ансамблей: Мешуара — здания для аудиенций и судов, дворца Комарес — официальной резиденции эмира, Дворца Львов — частных апартаментов.

13.Зал Мешуара. В Мешуаре гранадские эмиры предоставляли аудиенцию своим подданным. Здесь же велась административная работа, вершился суд.

14.

15. Башня Комарес. Ее высота равна 45 метрам, а толщина стен 2,5 метра. Такая мощь позволяла эффективно защищаться от недругов

16. Дворец Комарес. Один из самых интересных памятников Альгамбры. Стены, покрытые изразцами - просто настощее произведение искусства.
Филиграннейшая резьба стен создает здесь фантастическую атмосферу

17.

18.

19. Дворец Комарес был официальной резиденцией эмира.

20. Очень понравились стулья, как я понимаю они все же достаточно современные и принадлежат смотрителям музея, а не Насридам))

21. Миртовый дворик. Один из самых известных планов во дворце Насридов. Ровная гладь пруда дает возможность сфотографировать дворец Комарес с красивым отражением.По краям пруда живая изгородь из мирта, собственно, поэтому дворик так и назвали - Миртовый

22. Погода чудная, не холодно, небо ясное, голуби принимают водные процедуры

24.

25. Дворец Львов. И львиный же дворик. Дворец выполнял роль покоев эмира Мухаммеде V . В стиле этого здания уже чувствуется влияние христианского искусства. Двор окружен арками, опирающимися на 124 колонны.

26. Вестибюль входа во Дворец Львов

27.

28. Зал сталактитов

29.

30. Шикарнейшая фактура стен, выложенная записями из Корана

31.

32.

33. Солнце движется ближе к закату. Время бежит со страшной скоростью, а столько еще нужно посмотреть

34. Зал Абенсеррахов. Был назван так по имени якобы обезглавленных здесь мужей рода Абенсеррахов, один из которых вроде как развлекался с женой султана. А тот возьми да поймай его, ну заодно и всю родню под нож. Как это часто бывает, мрачные легенды сопровождают многие туристические места

35.

36. Небольшой дворик с фонтаном в окружении кипарисов

37. Покои Карла V

38.

39.

40. Прекрасный вид на Альбайсин

41. Замечательные черепичные крыши создают характерный гранадский пейзаж

42. Дворец Хенералифе

43.

44. Никогда раньше не видел как растет хурма, а тут ее целые заросли

45. Вот, правда, название по испански у хурмы как-то не очень у них симпатичное. А по вкусу то сладенькая:)

47.

48.

49.

50. Птичка-невеличка

Продолжение следует....