Сусанинская площадь – исторический центр Костромы. Центр костромы

Прежние названия

Екатеринославская площадь,
площадь Революции

Список улиц Костромы Координаты : 57°46′04″ с. ш. 40°55′37″ в. д.  /  57.767889° с. ш. 40.927083° в. д.  / 57.767889; 40.927083 (G) (Я)

Сусанинская площадь – центральная площадь города Костромы . Возникла по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. Застройка площади представляет собой целостный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв.

История

Площадь возникла под названием Екатеринославская по регулярному плану Костромы 1781-1784 гг. До пожара 1773 года на её месте с 1619 г. располагалась территория Нового города Костромского кремля , а до его возведения - городской посад . Застройка площади осуществлена в кон. XVIII - 1-й четв. XIX в. Первоначально конфигурация этой площади задумывалась полукруглой, но при осуществлении она получила «гранёную» форму.

В 1823 г. площадь была вымощена, а в 1835 году указом Николая I переименована из Екатеринославской в Сусанинскую.

В 1918 году было начато разрушение сусанинского памятника, тогда же произошло переименование в площадь Революции . В 1924 году сносят Александровскую часовню, а на части площади между Красными и Большими Мучными рядами устраивается спортивная площадка, а затем сквер. В 1967 году в сквере на месте часовни был установлен новый памятник Ивану Сусанину (скульптор Н. А. Лавинский).

Историческое название возвращено площади в 1992 году . В 2008-2009 гг. была осуществлена масштабная реконструкция площади: спилены деревья в центре площади, разбиты газоны, проложены пешеходные дорожки, уставлены элементы малой архитектуры. На месте расположения исторического памятника Ивану Сусанину поставлен временный памятный знак.

В настоящее время площадь используется для организации городских праздников. В 2009 и 2010 гг. на площади были поставлены оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» (совместный проект «Новой оперы» и областной филармонии).

Здания и сооружения

    Kostroma main square.JPG

    Вид Сусанинской площади до реконструкции (2005)

    Hauptwachta-kostroma.jpg

    Здание бывшей гауптвахты

    Kostroma Downtown.jpg

    Дом генерала С. С. Борщова

    Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

    Памятник Ивану Сусанину (1967)

Транспорт

Радиально-полукольцевая планировка исторической части Костромы привела к тому, что значительная часть транспортных потоков в центре пересекает Сусанинскую площадь. Движение транспорта по площади организовано двумя потоками: Советская улица - проспект Текстильщиков и улица Симановского - улица Ленина - проспект Мира - улица Шагова - улица Свердлова . На площади находятся остановки общественного транспорта: автобуса, троллейбуса и маршрутных такси.

  • В честь Екатерины II площадь получила название Екатеринославская. Главная ось городской планировки, проходящая перпендикулярно набережной Волги - Павловская улица - названа в честь сына, будущего императора Павла I . Еще четыре улицы–луча получили названия в честь внуков и внучек императрицы – Александровская, Константиновская, Мариинская и Еленинская.
  • Площадь в обиходе у костромичей называется «сковородкой ».

Напишите отзыв о статье "Сусанинская площадь"

Ссылки

  • Бочков В. Н.

Литература

  • Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. – Кострома, 1993. – 64 с.; илл.

Примечания

Отрывок, характеризующий Сусанинская площадь

– Я думаю однако, что есть основание и в этих осуждениях… – сказал князь Андрей, стараясь бороться с влиянием Сперанского, которое он начинал чувствовать. Ему неприятно было во всем соглашаться с ним: он хотел противоречить. Князь Андрей, обыкновенно говоривший легко и хорошо, чувствовал теперь затруднение выражаться, говоря с Сперанским. Его слишком занимали наблюдения над личностью знаменитого человека.
– Основание для личного честолюбия может быть, – тихо вставил свое слово Сперанский.
– Отчасти и для государства, – сказал князь Андрей.
– Как вы разумеете?… – сказал Сперанский, тихо опустив глаза.
– Я почитатель Montesquieu, – сказал князь Андрей. – И его мысль о том, что le рrincipe des monarchies est l"honneur, me parait incontestable. Certains droits еt privileges de la noblesse me paraissent etre des moyens de soutenir ce sentiment. [основа монархий есть честь, мне кажется несомненной. Некоторые права и привилегии дворянства мне кажутся средствами для поддержания этого чувства.]
Улыбка исчезла на белом лице Сперанского и физиономия его много выиграла от этого. Вероятно мысль князя Андрея показалась ему занимательною.
– Si vous envisagez la question sous ce point de vue, [Если вы так смотрите на предмет,] – начал он, с очевидным затруднением выговаривая по французски и говоря еще медленнее, чем по русски, но совершенно спокойно. Он сказал, что честь, l"honneur, не может поддерживаться преимуществами вредными для хода службы, что честь, l"honneur, есть или: отрицательное понятие неделанья предосудительных поступков, или известный источник соревнования для получения одобрения и наград, выражающих его.
Доводы его были сжаты, просты и ясны.
Институт, поддерживающий эту честь, источник соревнования, есть институт, подобный Legion d"honneur [Ордену почетного легиона] великого императора Наполеона, не вредящий, а содействующий успеху службы, а не сословное или придворное преимущество.
– Я не спорю, но нельзя отрицать, что придворное преимущество достигло той же цели, – сказал князь Андрей: – всякий придворный считает себя обязанным достойно нести свое положение.
– Но вы им не хотели воспользоваться, князь, – сказал Сперанский, улыбкой показывая, что он, неловкий для своего собеседника спор, желает прекратить любезностью. – Ежели вы мне сделаете честь пожаловать ко мне в среду, – прибавил он, – то я, переговорив с Магницким, сообщу вам то, что может вас интересовать, и кроме того буду иметь удовольствие подробнее побеседовать с вами. – Он, закрыв глаза, поклонился, и a la francaise, [на французский манер,] не прощаясь, стараясь быть незамеченным, вышел из залы.

Первое время своего пребыванья в Петербурге, князь Андрей почувствовал весь свой склад мыслей, выработавшийся в его уединенной жизни, совершенно затемненным теми мелкими заботами, которые охватили его в Петербурге.
С вечера, возвращаясь домой, он в памятной книжке записывал 4 или 5 необходимых визитов или rendez vous [свиданий] в назначенные часы. Механизм жизни, распоряжение дня такое, чтобы везде поспеть во время, отнимали большую долю самой энергии жизни. Он ничего не делал, ни о чем даже не думал и не успевал думать, а только говорил и с успехом говорил то, что он успел прежде обдумать в деревне.
Он иногда замечал с неудовольствием, что ему случалось в один и тот же день, в разных обществах, повторять одно и то же. Но он был так занят целые дни, что не успевал подумать о том, что он ничего не думал.
Сперанский, как в первое свидание с ним у Кочубея, так и потом в середу дома, где Сперанский с глазу на глаз, приняв Болконского, долго и доверчиво говорил с ним, сделал сильное впечатление на князя Андрея.
Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал вполне разумного и добродетельного человека. Ежели бы Сперанский был из того же общества, из которого был князь Андрей, того же воспитания и нравственных привычек, то Болконский скоро бы нашел его слабые, человеческие, не геройские стороны, но теперь этот странный для него логический склад ума тем более внушал ему уважения, что он не вполне понимал его. Кроме того, Сперанский, потому ли что он оценил способности князя Андрея, или потому что нашел нужным приобресть его себе, Сперанский кокетничал перед князем Андреем своим беспристрастным, спокойным разумом и льстил князю Андрею той тонкой лестью, соединенной с самонадеянностью, которая состоит в молчаливом признавании своего собеседника с собою вместе единственным человеком, способным понимать всю глупость всех остальных, и разумность и глубину своих мыслей.
Во время длинного их разговора в середу вечером, Сперанский не раз говорил: «У нас смотрят на всё, что выходит из общего уровня закоренелой привычки…» или с улыбкой: «Но мы хотим, чтоб и волки были сыты и овцы целы…» или: «Они этого не могут понять…» и всё с таким выраженьем, которое говорило: «Мы: вы да я, мы понимаем, что они и кто мы ».
Этот первый, длинный разговор с Сперанским только усилил в князе Андрее то чувство, с которым он в первый раз увидал Сперанского. Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России. Сперанский в глазах князя Андрея был именно тот человек, разумно объясняющий все явления жизни, признающий действительным только то, что разумно, и ко всему умеющий прилагать мерило разумности, которым он сам так хотел быть. Всё представлялось так просто, ясно в изложении Сперанского, что князь Андрей невольно соглашался с ним во всем. Ежели он возражал и спорил, то только потому, что хотел нарочно быть самостоятельным и не совсем подчиняться мнениям Сперанского. Всё было так, всё было хорошо, но одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука, на которую невольно смотрел князь Андрей, как смотрят обыкновенно на руки людей, имеющих власть. Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему то раздражали князя Андрея. Неприятно поражало князя Андрея еще слишком большое презрение к людям, которое он замечал в Сперанском, и разнообразность приемов в доказательствах, которые он приводил в подтверждение своих мнений. Он употреблял все возможные орудия мысли, исключая сравнения, и слишком смело, как казалось князю Андрею, переходил от одного к другому. То он становился на почву практического деятеля и осуждал мечтателей, то на почву сатирика и иронически подсмеивался над противниками, то становился строго логичным, то вдруг поднимался в область метафизики. (Это последнее орудие доказательств он особенно часто употреблял.) Он переносил вопрос на метафизические высоты, переходил в определения пространства, времени, мысли и, вынося оттуда опровержения, опять спускался на почву спора.
Вообще главная черта ума Сперанского, поразившая князя Андрея, была несомненная, непоколебимая вера в силу и законность ума. Видно было, что никогда Сперанскому не могла притти в голову та обыкновенная для князя Андрея мысль, что нельзя всё таки выразить всего того, что думаешь, и никогда не приходило сомнение в том, что не вздор ли всё то, что я думаю и всё то, во что я верю? И этот то особенный склад ума Сперанского более всего привлекал к себе князя Андрея.
Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.

Адрес: Россия, Кострома
Начало строительства: 1781 год
Окончание строительства: 1784 год
Координаты: 57°46′4.4″N 40°55′37.5″E
Архитектор: Карл фон Клер

Центральная площадь города интересна тем, что сохранила цельный архитектурный ансамбль, состоящий из зданий постройки начала XIX века. Дом Борщева, пожарная каланча, гауптвахта и присутственные места отлично вписываются в пространственную перспективу и прекрасно гармонируют друг с другом. К тому же, главная площадь Костромы - излюбленное место для прогулок жителей города и приезжающих сюда туристов.

Вид на Сусанинскую площадь со стороны улицы Свердлова

Как создавалась Сусанинская площадь

История площади, названной в честь костромского крестьянина, насчитывает более 230 лет. Ее начали строить после принятия в городе генерального градостроительного плана - в 80-е годы XVIII века. Это было время правления императрицы Екатерины II, и не удивительно, что новая костромская площадь сразу получила наименование Екатерининской.

По первоначальному плану площадь должны были сделать полукруглой, но позже она приобрела формы многогранника. В 1823 году площадь покрыли булыжником. А в 1835 году по решению императора Николая I - переименовали в Сусанинскую. Сегодня эта часть города состоит из большого сквера, расположенного перед Гостиным двором, и собственно площади, от которой лучами расходятся по всему городу улицы.

Пожарная каланча

Городской архитектор Петр Иванович Фурсов стал автором самого высокого здания центральной площади Костромы – пожарной каланчи. Сегодня она по праву считается одной из визитных карточек города.

Пожарная каланча на Сусанинской площади

Каланчу построили в стиле зрелого классицизма в конце 1820-х годов. По замыслу тогдашнего губернатора К.И. Баумгартена высокое здание нужно было городу и для украшения главной площади, и для оповещения жителей в случае возникновения пожара. Двухэтажное основание каланчи получилось таким просторным, что в нем свободно размещались все нужные подразделения городской пожарной службы.

Наверху башни, словно «вырастающей» из основного здания, соорудили красивый фонарь с балконом. Когда в середине 1830 годов проезжавший через Кострому император Николай I публично выразил свое восхищение каланчей, ее стали считать лучшей в российской провинции. Почти все время здание пожарной каланчи использовалось по прямому назначению. И только совсем недавно его передали городскому музею, и здесь выставлены экспозиции, которые рассказывают об истории пожарного дела в России .

Гауптвахта на Сусанинской площади

Гауптвахта

С правой стороны от каланчи стоит необычное здание, в котором в прежние годы размещалась гауптвахта. Его возвели в середине 1820-х годов для того, чтобы заменить обветшавшее деревянное строение. Костромской Архитектор П.И. Фурсов, признанный мастер ампира, создал здание чрезвычайно пышным для мест заключения провинившихся. Правда, отбывали здесь наказание не рядовые солдаты, а только дворяне-офицеры. Поэтому нарочитая торжественность фасадов «воинской тюрьмы» оказалось вполне уместной.

Сегодня здание гауптвахты отдано городскому музею, и в его залах выставляются военно-исторические коллекции. Здесь можно увидеть редкие экспонаты, начиная с XII века до наших дней: старинное оружие, амуницию, карты военных походов и личные вещи солдат.

Особняк Борщова

Пожалуй, самое представительное здание, выходящее на Сусанинскую площадь, - это большой классический особняк, который своими размерами больше напоминает дворец. Его называют домом Борщева.

Особняк Борщова на Сусанинской площади

Точной даты строительства особняка не сохранилось. Одни историки говорят, что его возвели в 1824 году, другие утверждают, что это произошло на 6 лет позже. Не известен и архитектор, подготовивший проект здания. Им мог быть и Н.И. Метлин, и П.И. Фурсов.

Владельцем особняка являлся известный костромич, сенатор и генерал-лейтенант Сергей Семенович Борщов. Он происходил из знатного рода дворян, которые несколько веков служили при царском дворе. В 1817 году Борщов ушел в отставку и вознамерился вместо старого особняка построить себе каменный дом. Строительство начали в 1819 году с первого флигеля. А затем выстроили и все большое здание целиком.

Фасад центральной части великолепного особняка декорирован восьмью строгими колонами и портиком. А его боковые части имеют по два этажа. Из знаменитых гостей в доме побывали царь Николай I и будущий император Александр II. Приезжали сюда также поэты - Василий Андреевич Жуковский и Николай Алексеевич Некрасов.

Присутственные места на Сусанинской площади

Присутственные места

В городе долгое время не было отдельного места для размещения губернских властей. По причине частых пожаров, административные службы находили приют то в стенах Богоявленского монастыря , то в Торговых рядах. И, наконец, в начале XIX века в центре Костромы выстроили специальное здание Присутственных мест, проект которого выполнил губернский архитектор Николай Иванович Метлин.

Фасад дома, построенного в стиле классицизма, украшен четырьмя колоннами и строгим ионическим ордером. А портик, на котором они стоят, так высок, что под ним специально для пешеходов сделали арочные проемы. Первоначально на площадь от здания выходила широкая белокаменная лестница. Но при реконструкции, которую провели в 1830-е годы, эту лестницу убрали. Сегодня Присутственные места продолжают использовать по прямому назначению - их занимают службы городской мэрии.

Памятник Ивану Сусанину на Сусанинской площади

Памятник Ивану Сусанину

Самый первый памятник спасителю русского государя Михаила Федоровича был поставлен в городе по заказу российского государя Николая I. В 1851 году его создал талантливый скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский. Величественный монумент, расположенный на высокой колонне, изображал молодого царя. А у подножья памятника коленопреклоненно стоял крестьянин, который не пожалел своей жизни за государя. В самом начале XX века костромские власти разбили перед этим памятником красивый сквер.

В 1918 году молодое советское государство утверждало собственную идеологию и приняло декрет о сносе памятников, связанных с царем и его слугами. Документ этот стал основанием для решения костромских властей, и старый памятник демонтировали.

Тот монумент, который можно увидеть на площади сегодня, был установлен в 1967 году. Высокую 12 м фигуру Сусанина, обращенную в сторону Волги, выполнил московский скульптор-монументалист Никита Антонович Лавинский.

Нулевой меридиан на Сусанинской площади

Как доехать

Площадь расположена в историческом центре города, на левом берегу Волги.

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги и повернуть налево – на ул. Советская, по которой и можно доехать до площади.

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в

Адрес: Сусанинская площадь

До пожара 1773 года, в том месте, где сейчас расположена Сусанинская площадь, несла свои воды река Сула . По левую сторону от нее стояла деревянная крепость, а справа – лежали сады фабриканта Волкова и помещичьи земли Борщовых. После пожара крепость восстанавливать не стали, Сулу засыпали, земляные валы сравняли, а на образовавшемся пространстве и была организована центральная площадь города – Екатерининская .

Красотой этой площади восхищался А.Н.Островский , а Б.М.Кустодиев использовал ее изображение в своих эскизах по пьесам драматурга.

Одними из главных достопримечательностей Сусанинской площади являются Пожарная каланча и здание Гауптвахты (зодчий П. И. Фурсов). Кроме них, на площади находятся и другие интересные с исторической и с архитектурной точек зрения здания.

Пожарная каланча

Пожарная каланча (1825 г) является своеобразным талисманом города, ибо не раз спасала его от многочисленных пожаров. Пожарно-сторожевые башни возводились во многих городах России, но чтобы они еще и так украшали город! Это самый настоящий античный храм с парадным портиком стройных колон.


А как легка и ажурна дозорная башня со смотровой беседкой, поддерживаемой декоративными кронштейнами. Архитектор добился такого художественного оформления и нашел такую органичную соразмерность ее частей – что каланча стала основной доминантой и главным украшением всего архитектурного комплекса площади, устремляясь ввысь на 35 метров . Даже император Николай Первый переживал, что у него нет такой красивой башни. Сейчас Пожарная каланча охраняется государством.



Здание гауптвахты

В едином ключе с пожарной каланчей и напротив нее находится Здание бывшей гауптвахты (Дом городской полиции). Это здание с колоннами и с окнами в широких рамах-наличниках, стены которого украшают скульптурные рельефы с изображением военных доспехов, львиных масок и человеческих фигур выстроено в стиле ампир в 1823-26 годах на месте устаревшей деревянной гауптвахты. До начала 20 века здание использовалось по своему прямому назначению – для содержания арестованных военнослужащих и как дежурное помещение для воинских караулов.

Дом Борщова

Среди общественных строений центральной площади города есть здание, принадлежавшее частному лицу – это Дом Борщова. Генерал-лейтенант Отечественной войны 1812, сенатор Сергей Семенович Борщов имел такие связи и такие деньги, что смог построить себе дом в самой центральной части города. Крупнейшая усадьба является памятником зодчества эпохи позднего классицизма 20-х годов 19 века (архитектор Н.И. Метлин).


Дворцовый особняк выходит на площадь своим основным фасадом. Восьмиколонный портик, установленный на постамент с арочными проемами, придает сооружению парадную значительность. Интересно, что в этом доме останавливался в 1834 г. Николай Первый , со своим сыном Александром Вторым и поэтом В. А. Жуковским - воспитателем наследника. Сейчас в этом величественном сооружении размещается суд.

Здание Присутственных мест

Тем же архитектором Н.И.Метлиным и тоже в стиле позднего классицизма в 1806-1809 годах было построено Здание Присутственных мест. Оно выходит на Сусанинскую площадь своей боковой стороной. Главный вход оформлен оригинальным портиком – четыре попарно поставленные колонны поддерживают фронтон с широким арочным углублением. В основании колонн постаменты имеют проходы, что делает удобным передвижение пешеходов. Сейчас в этом здании расположена городская мэрия .


Дом Рогаткина и Ботникова

Дом Рогаткина и Ботникова – кирпичное трехэтажное здание, имеющее Г-образную композицию, построенное в начале 19 века купцом И.П.Рогаткиным как постоялый двор , тоже гармонично вливается в архитектурный ансамбль площади Сусанина. Здесь, во время своего пребывания в Костроме , останавливались А.Н.Островский и Н.А. Некрасов.

Романовский музей

В начале Павловской улицы (сейчас проспект Мира, 5) ваше внимание привлечет здание Романовского музея выполненное в неорусском стиле в начале 20 века (архитектор Н. И. Горлицын).


Этот древнерусский терем с элементами архитектуры 17 века сразу же планировался как музейное сооружение. Этому полностью соответствует его внутреннее оформление: просторные залы, широкая парадная лестница, вместительный вестибюль.


Новому музею из Эрмитажа и Академии художеств был подарен ряд скульптур и живописных полотен, а основным наполнением экспозиций музея стал Костромской музей древностей, который являлся первым музейным учреждением края. Открытие музея состоялось в присутствии Николая Второго и его семьи в 1913 году.

Дворянское собрание

Рядом расположено здание бывшего Дворянского собрания (проспект Мира 7). В конце 30-х годов 19 века костромское дворянское общество выкупило этот дом у разорившегося купеческого рода и перестроило его под свои нужды.


Особенно красиво это здание внутри. Все его южное крыло занимает «Белый зал» , украшенный колоннами коринфского ордера в два яруса. С другой стороны находится Малый зал , с красными стенами, покрытыми шелковым штофом. Великолепный потолок с кессонами в золоченых розетках, пилястры и колонны в белом искусственном мраморе.


Подняться туда можно по чугунным ступеням ажурной парадной лестницы, держась за перила, украшенные золоченой бронзой.

Кострома - древний город в Центральной России (340 км от Москвы), входящий в маршрут Золотого кольца. Это крупный речной порт на Волге. Численность населения на 1 января 2017 года - 277648 человек. Туристов готовы принять 25 музеев, 3 театра, 5 концертных залов, 46 гостиниц , где могут разместиться до трёх тысяч гостей одновременно. Здесь много вариантов видов отдыха: активный, познавательный, оздоровительный и другие. Многих Кострома привлекает тем, что здесь сохранился архитектурный ансамбль XIX века с неповторимой веерной застройкой исторической части города. В настоящее время ведутся работы по восстановлению памятников историко-культурного наследия, а значит, варианты маршрутов по древнему городу будут только увеличиваться. Для Костромы много значит её история и традиции, поэтому, возможно, и туристам стоит узнать больше о прошлом города.

Пожарная каланча - один из главных символов Костромы

Датой основания города на левом берегу Волги, около впадения в неё рек Костромы и Сулы, считается 1152 год , а её основателем - князь Юрий Долгорукий , хотя поселения древних мерянских племён жили в этих краях значительно раньше.

Памятник князю Юрию Долгорукому - основателю города

Название «Кострома» историками объясняется по-разному. Возможно, город назван по имени реки Костромы, на берегу которой стоит. По другой версии, название может быть связано с персонажем крестьянских поверий - Костромой - соломенным чучелом, которое сжигали с приходом весны. Самая же популярная версия отсылает нас к временам, когда на берегах Волги к зиме складывали большие «костры» леса, которые позже сплавляли по реке.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Первое летописное упоминание о существовании Костромы, как значительного города, относится к 1213 году, когда здесь случился большой пожар. В первой половине XIV в. (1364 г.) Кострома входит в состав Московского княжества, с тех пор её история неотделима от развития и культуры общерусского государства.

Первое десятилетие XVII века принесло русскому народу тяжёлые испытания «Смутного времени». В 1609 г. Костромское ополчение сыграло заметную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря, укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромичи были смелыми участниками народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В борьбе с польскими интервентами патриотический подвиг совершил костромской крестьянин Иван Сусанин, заведший польский отряд в непроходимые дебри и не давший врагам найти дорогу к Костроме, где в это время находился будущий государь Михаил Романов.

Памятник народному герою - Ивану Сусанину

14 марта 1613 г. из Ипатьевского монастыря Михаил Федорович Романов был призван на царство. Кострома стала родиной династии Романовых, правившей в России более 300 лет.

Панорама Ипатьевского монастыря

К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию становится третьим после Москвы и Ярославля городом Московской Руси. Костромские купцы торговали с Востоком и Западом. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр — мясные, мучные, соляные, калашные, шубные торговые ряды .

Красные ряды (конец XVIII—начало XIX веков) и церковь Спаса в Рядах

На протяжении всего XVIII века Кострома продолжала развиваться как промышленный, торговый и политический центр обширного региона. В 1778 году она стала губернским городом. В Костроме в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика, а уже в 1790-х годах в городе работало 5 суконных фабрик. Кострома вышла на первое место в России по производству льняных тканей. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути. Костромская продукция шла на рынки Ярославля, Вологды, Нижнего Новгорода, Москвы и Петербурга.

Расцвет города приходится на конец XVIII - начало XIX века. В 1767 году императрица Екатерина II посетила Кострому, даровав ей герб с изображением галеры «Тверь», а также поучаствовав в принятии генерального плана застройки города. И в настоящее время в исторической части Костромы сохраняется уникальная веерная застройка, когда от Сусанинской площади, которую костромичи часто называют «сковородкой», лучами расходятся 8-ь главных улицы.

Вид сверху на Сусанинскую площадь

Начало XX века ознаменовалось в России тремя революциями, событиями Первой мировой и гражданской войн. Не обошли стороной они и жизнь костромичей. В ходе революционных событий 1905 г. в Костроме создается один из первых в стране Совет рабочих депутатов. Активно действуют политические партии.

Начало ХХ века. Вид на левый берег Волги с Костромским кремлём (не сохранился до наших дней)

14 января 1929 г. постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния была упразднена. Она входила изначально в состав Ивановской, а затем Ярославской областей. Но это не означало конец истории города. Индустриализация здесь шла высочайшими темпами, например, в 1932 году был открыт железнодорожный мост, существенно упростивший транзит грузов по стране.

Железнодорожный мост через Волгу

В годы Великой Отечественной войны тысячи костромичей отстояли родину в рядах Ярославской коммунистической дивизии и за доблестные подвиги на фронте и в тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза. С августа 1944 года Костромская область восстановлена, а город Кострома — её административный центр.

Мемориал «Вечный огонь»

В послевоенные годы здесь развиваются новые отрасли промышленности - энергетика, машиностроение и металлообработка, электроника и приборостроение, деревоперерабатывающая промышленность. Развитой и процветающей остаётся традиционная лёгкая промышленность. Открываются новые музеи - в том числе, музей деревянного зодчества (в настоящее время «Костромская слобода»).

В 1970 состоялось открытие авто-пешеходного моста через Волгу, соединившего два берега (и в настоящее время город разрастается на двух берегах).


Авто-пешеходный мост через Волгу

В 2018 году Кострома отметит своё 866-летие.

Достопримечательности города
Своеобразие и уникальность Костромы, входящей в состав "Золотого кольца России", определяет неповторимый сохранившийся архитектурный облик города, включающий многочисленные памятники культуры и исторические достопримечательности. Река Волга, разделяющая город на две части, придает ему особую красоту и привлекательность. Символом Костромы и Костромской области, по праву, является Пожарная каланча (1826) - одна из самых выразительных архитектурных достопримечательностей города. Пожарная каланча и расположенное рядом здание бывшей Гауптвахты, в котором сейчас располагаются экспозиции Костромского музея-заповедника, стали настоящим украшением центральной Сусанинской площади города. Неповторимый архитектурный ансамбль центральной площади дополняет величественный особняк - дом генерала С.Борщова (1822), здание Губернских присутственных мест (1809), в котором расположена городская мэрия, и комплекс Костромских торговых рядов, являющийся одним из самых крупных сохранившихся торговых центров России конца XVIII в. Рядом со зданиями торговых рядов находится памятник Ивану Сусанину, в центре города можно увидеть и памятник основателю древней Костромы - Юрию Долгорукому. Недалеко от центральной площади расположен Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (1426) с пятиглавым Богоявленским собором (1565), в стенах которого хранится самая почитаемая святыня - икона Феодоровской Божьей Матери, на протяжении веков считающаяся покровительницей города. Одной из ярких достопримечательностей Костромы является признанный шедевр архитектурного зодчества, выдающийся памятник русской архитектуры XVII в. - церковь Воскресения на Дебре (1652).

Церковь Воскресения Христова на Дебре (Воскресенский собор)

Напротив центральной части города, за рекой Кострома, расположен Ипатьевский монастырь Святой Троицы (1330) - древнейший из сохранившихся церковных архитектурных ансамблей Костромы. Ипатьевский монастырь известен родовой усыпальницей бояр Годуновых, величественным Троицким собором (1652), палатами бояр Романовых и знаменитой Ипатьевской летописью. Рядом с Ипатьевским монастырем находится Музей деревянного зодчества, где можно увидеть памятники народной деревянной архитектуры XVI-начала XX вв., составившие музей под открытым небом.

Одной из наиболее известных и узнаваемых достопримечательностей Костромы является беседка Островского, с которой открывается великолепный вид на реку Волгу.

Беседка Островского

Привлекательность городу придают сохранившиеся старинные купеческие особняки и сооружения, такие как здание Романовского музея (1911), Дворянского собрания, здание Драматического театра (1863). Из достопримечательностей Костромы следует также отметить: Рождественскую церковь (1663), Преображенскую церковь (1685), церковь Иоанна Златоуста (1791), аллею признания, на которой расположены памятные латунные плиты выдающимся людям России с именами царя Михаила Романова, князя Юрия Долгорукого, царя Бориса Годунова, Ивана Сусанина и др. фольклорным ансамблем «Венец» , профессиональный уровень исполнительского мастерства которого позволяет приглашать для сотрудничества солистов - лауреатов международных конкурсов; ансамблем музыки, песни и танца «Волга-Волга» ; творческими коллективами Государственной филармонии Костромской области. Город - родина известного всему миру Государственного ансамбля танца «Кострома» .

Для проведения зрелищных мероприятий используются концертно- выставочный центр «Губернский» , государственная филармония Костромской области, концертный зал МБУ «Возрождение» . В городе 2 современных кинотеатра : «Пять звезд» (6 залов) и «Синема Стар» (4 зала).

С 1997 года ежегодно на Костромской земле стартует внедорожное автомобильное соревнование «Сусанин-трофи» . В нем принимают участие автотуристы не только из России, но и из других стран.

Международный фестиваль фейерверков «Серебряная ладья» , традиционно проходящий в Костроме в августе, дважды признавался лучшим пиротехническим шоу России.

Инвестиционной привлекательностью обладают бренды «Сказочная Кострома - Родина Снегурочки», «Кострома - колыбель династии Романовых» и «Кострома - Ювелирная столица России».

Центр Костромы — это огромная Сусанинская площадь, которая раскинулась по обеим сторонам Советской улицы. Её северо-восточная часть в народе ласково зовется «Сковородкой».

Застройка площади представляет собой уникальный, образцовый в своём роде, архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. В самом центре, по аналогии с другими областными центрами, здесь находится нулевой меридиан .

Историческая часть Костромы имеет радиально-полукольцовую планировку — от Сусанинской площади в разные стороны отходят улицы, словно лучики солнца. Существует легенда, что Екатерина II на вопрос, какой бы она хотела видеть Кострому, развернула свой веер. Так и выстроили улицы, по веерной планировке императрицы. По сей день, если взглянуть на Кострому с высоты, то кажется, что лежит огромный веер.

Через проспект Текстильщиков проходит большинство маршрутов общественного транспорта. В Костроме есть троллейбус. Но основной перевозчик — это маршрутные такси. Маршрутка — главных признак проблем с общественным транспортом в городе.

Общественный транспорт в Костроме — Троллейбус

Каждый год, на Сусанинской площади высаживаются великолепные цветники. В центре города появляются узоры из тысяч георгин, петуний и цинерарий.

А недалеко от памятника Сусанину в 2014 году поставили интересный цветник в форме ладьи, на которую так любят забираться костромская малышня и туристы.

По-мимо памятника Сусанину, в центре есть «малая архитектурная форма» пожарному псу Бобке. Эта собака в 19 веке жила в пожарной охране и спасала жизни людям. Рядом с памятником расположен шар — копилка, куда каждый желающий может бросить монетку в качестве пожертвования Городскому Центру передержки животных.

Слева от площади в Больших Мучных рядах находится сырная биржа, где можно купить продукцию от производителя. Сырное производство — один из главных брендов Костромы. Вообще, вряд ли в России найдется еще один такой город с таким количеством широко-известных брендов. Вот далеко неполный список: «Колыбель династии Романовых», «Иван Сусанин — патриот земли русской», «Кострома — жемчужина Золотого Кольца России», «Кострома — Малая родина А.Н. Островского», «Кострома — льняная столица России», «Кострома — ювелирная столица России», «Кострома — сырная столица центральной России».

Кострома — сырная столица!

Ниже мы подробно расскажем о наиболее важных достопримечательностях центральной части Костромы.

Архитектура Костромы

На Сусанинской площади Костромы расположены административные и торговые ансамбли, которые стоят в числе лучших образцов русского провинциального классицизма XVIII-XIX вв. Их возводили петербургские мастера соответственно особому «имперскому статусу» города, отчего Кострому иногда сравнивают с Санкт-Петербургом.

На панораме Сусанинской площади (слева направо) — Пожарная каланча, бывшая гаупвахта, бывший дом Рогаткина и Ботникова, дом Борщова и Здание Присутственных мест.

Выдающийся памятник эпохи классицизма — 35-метровая пожарная каланча уже давно является архитектурным символом Костромы и самой высокой точкой в центре города. Приехав сюда в 1834 г., император Николай I восторженно воскликнул: «Такой каланчи у меня даже в Петербурге нет» . Вплоть до 1990-х оставалась действующей пожарной частью, ныне передана Костромскому музею.

Бывшая гаупвахта

По-соседству с пожарной каланчей в Костроме находится здание бывшей гарнизонной гаупвахты. Сегодня здание занимает филиал Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Архитектор П.И. Фурсов — автор этих двух маленьких архитектурных шедевров имперского уровня.

Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Центр Костромы. Слева — Бывший дом Рогаткина и Ботникова

Трехэтажное кирпичное здание в стиле классицизма (на фото слева) — самое малоприметное из архитектурного ансамбля Сусанинской площади. Но несмотря на свою невзрачность, сооружение продолжает играть исключительно важную градостроительную роль в ансамбле площади Сусанина. Не говоря уже, об историческом значении — именно в этом доме проживал сам А.Н.Островский и «нравственный гений» русской литературы В.Г. Короленко.

Дом Борщова

Особняк Борщова Н.И. Метлина — это одна из крупнейших усадеб в Костроме первой четверти XIX в., имеющая исключительно важное градостроительное значение в застройке центра.

Именно в этом доме, Николай Некрасов, наблюдая сцены из городской жизни, описал стоявший на Сусанинской площади до 1918 г. монумент царю Михаилу Романову и крестьянину Ивану Сусанину в своей поэму «Кому на Руси жить хорошо»:

Стоит из меди кованный,
Точь-в-точь Савелий
дедушка,
Мужик на площади,
— Чей памятник? —
Сусанина

Здание Присутственных мест в Костроме

По адресу Советская, 1 расположено одно из главных административно-общественных зданий Костромы. В прошлом — Присутственные места, сейчас — администрация города. Сооружение создано по образцовому проекту известного русского архитектора А.Д. Захарова. Похожие административные здания можно увидеть в других городах России, поскольку проект является типовым.

Сырная биржа в Костроме

Сырная биржа находится слева от площади, в Большие Мучные ряды, павильоне № 53

В политическом смысле Кострома именовалась столицей недолго, зато до наших дней она гордо донесла звание сырной столицы.

Еще в конце XIX века в селе Андреевском купец Владимир Бландов основал первую сыроварню на костромской земле. В те времена, сыр был редким и дорогим деликатесом и он редко доставался обычным простолюдинам. Но через некоторое время его стали производить в промышленных масштабах по всей России.

Сегодня в Костромской области насчитывают порядка 11 крупных сырных производств, которые выпускают известные сорта «Костромской», «Сусанинский», «Демидов», «Воскресенский», «Иван Купала».

Если будете в Костроме — обязательно загляните на «Сырную биржу», которая расположена на Сусанинской площади со стороны Волги. Здесь можно попробовать все разнообразие костромских сыров, а понравившийся продукт купить по цене производителя.

Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Первоначально, памятник Сусанину стоял на Сусанинской площади, напротив пожарной каланчи. В центре композиции был бюст Михаила Романова, у подножия которого располагалась фигура патриота Ивана Сусанина. Его снесли большевики, которые посчитали такую позу унизительной для народного героя.

Современный монумент Ивана Сусанина встречает туристов у Торговых Рядов на улице Молочная гора.

Следующая наша экскурсия посвящена улицам Костромы. Мы прогуляемся по центральном бульвару, Проспекту Текстильщиков, улице Симановского и Советской.