Сарапульский речной порт. Внутренний водный транспорт удмуртской республики

Внутренний водный транспорт Удмуртской Республики представлен двумя предприятиями:

1. Открытое акционерное общество «Речной порт «Сарапул»

Речной порт Сарапул расположен в черте города Сарапула на правом берегу реки Кама. Порт осуществляет свою деятельность на участке реки Кама от населенного пункта Ольховка (включительно) до населенного пункта Непряха (исключительно).

Гарантируемые глубины по данному участку - 330 см.

Порт Сарапул относится ко 2-ой группе портов.

Под погрузку-разгрузку в порт могут подаваться суда грузоподъемностью до 5000 тонн.

Порт расположен на международной железнодорожной магистрали Запад-Восток, внутрипортовые железнодорожные пути примыкают к железнодорожной станции Сарапул.

Порт Сарапул в своем составе имеет один грузовой район, который состоит из 2-х участков:

Центральный грузовой участок имеет три благоустроенных механизированных причала из металлического шпона, общей протяженностью 320 погонных метров. Этот участок специализирован на перегрузке песчано-гравийной смеси (ПГС), обогащенной песчано-гравийной смеси (ОПГС), тарно-штучных грузов и средне тоннажных контейнеров;

Южный грузовой участок расположен в протоке реки Воложка (Б. Сарапулка) за островом Зеленый. Участок имеет причал в виде естественного берега протяженностью 100 погонных метров и специализирован на перегрузке ПГС и ОПГС из судов на автомобильный и железнодорожный транспорт. Участок оснащен портальными и плавучими кранами и гидроперегружателем.

Центральный и Южный грузовые районы для проведения погрузочно-разгрузочных работ имеют в своем распоряжении портовые краны типа «Альбрехт» и «Альбатрос».

Для осуществления добычи нерудных строительных материалов со дна реки Кама имеется земснаряд.

В ОАО «Речной порт «Сарапул» имеется речной вокзал пассажировместимостью 80 мест.

ОАО «Речной порт «Сарапул» обслуживает пригородные пассажирские линии: Сарапул-Ершовка-Симониха, Сарапул-Борок.

Грузовой флот работает на линиях Волго-Камского бассейна.

Пассажирские линии обслуживают суда типа «ПТ», «Москва» в количестве 3 ед.

2. Открытое акционерное общество «Порт Камбарка»

Географически глубоководный речной порт Камбарка расположен на левом берегу реки Кама в населенном пункте Кама. Эксплуатационную деятельность порт Камбарка осуществляет в границах реки Кама от населенного пункта Непряха (включительно) до населенного пункта Красный Бор (исключительно).

Порт Камбарка относится ко 2-й группе портов.

Глубины ниже порта не лимитируются в течении всей навигации (380 см и более), выше порта лимитируются на 310 см.

Под погрузку-выгрузку в порт могут подаваться суда грузоподъемностью до 5000 тысяч тонн.

Порт расположен у международной железнодорожной магистрали Запад-Восток, внутрипортовые железнодорожные пути примыкают к железнодорожной станции Кама. Порт имеет возможность принимать и обрабатывать суда типа «река-море».

Порт Камбарка разделен на два грузовых района:

Центральный грузовой район предназначен для перевалки навалочных и штучных грузов с железной дороги на воду и обратно. Этот район имеет железнодорожное путевое развитие длиной около 5700 метров, в том числе погрузочно-разгрузочные тупики (два - на кордоне и три в тылу).

Центральный грузовой район имеет 620 погонных метров причальной стенки. Для выполнения перегрузочных работ оснащен электрическими кранами типа «Альбрехт» и «Альбатрос». Имеются открытые складские территории площадью 28,4 тыс. кв. метров, есть возможность увеличения складских площадей до 12 га за счет резервной площадки земляного отвода.

Камский грузовой район (1829,7 км) предназначен для работы непосредственно на реке Кама. Для работы имеются плавучие краны.

Линии, обслуживаемые ОАО «Порт Камбарка» по перевозке грузов:

Камбарка - пункты реки Кама на причалы клиентуры.

Во время навигации ОАО «Порт Камбарка» осуществляет на дороге Камбарка-Костино работу паромной переправы.

Начало навигации - третья декада апреля, окончание - во второй декаде ноября. Средняя продолжительность навигации равняется 200 суткам.

Речные вокзалы в том виде, какие они представлены сейчас, начали строиться в 1930-40 гг. Построенные еще в сталинское время, вокзалы считаются одними из символов городов и памятниками архитектуры. С тех пор прошел почти целый век, и вокзалы отчаянно нуждаются в реставрации, а в некоторых городах и в новой постройке.

Реализация новых проектов особенно актуальна в сфере развития прибрежных территорий, создавая более связанную среду. Река должна стать доступнее. Должны строиться дополнительные мосты - и пешеходные, и автомобильные.

Кроме того, речные вокзалы являются основным входом в город и неотъемлемой точкой маршрута туристического круиза. Именно со здания речного вокзала начинаются все достопримечательности города. Вместе с красивой набережной здание вокзала является украшением и культурной достопримечательностью, а также местом отдыха и развлечений гостей и жителей города.

Так получилось, что речной порт представляет собой связующее звено. Он совмещает в себе красоты и функционализм обоих составляющих современной жизни – природы и урбанистики. А месторасположение и окружающая застройка, только способствуют этому.

Речной порт располагается на пересечении улиц Раскольникова и Оползина. Севернее (в шаговой доступности) находятся церковь и мечеть, а южнее – здания администрации и главная площадь города.

Суммируя вышесказанное, возникает необходимость строительства целого комплекса взаимосвязанных зданий, которые бы выступали в качестве культурного и социального центра города. Помимо самого здания речного порта предложено строительство и организация подземной парковки, лодочной станции, ТРЦ, НОЦ, офисного центра и гостиницы.

По ходу анализа территории было принято решение, расположить здание порта с севера на юг, что позволило развернуть основную композицию и выгодно преподнести ее как со стороны города, так и со стороны реки.

Для подчеркивания композиции выбрана высотная доминанта, включающая офисные центры, гостиничный блок и ресторан, из окон которого открывается панорамный вид на долину реки Кама. Торгово-развлекательный и научный центры обеспечат досуг и образовательную составляющую, как для жителей, так и для гостей города, а оснащенность местами хранения средств передвижения позволит решить транспортный вопрос.

Само здание речного порта состоит из двух главных объемов. Основная часть помещений, удовлетворяющих социальные, гигиенические и культурные потребности расположена на первом уровне. На втором располагаются зона ожидания и ресторан с выставочным залом.

Фасады здания выполнены в металлической отделке, а панорамные окна и неординарное архитектурное решение объема речного порта выгодно оттеняют его на фоне природного разнообразия окружающего пространства.

1.На втором этаже "Дом работников просвещения" и, если не изменяет память, - "Городской отдел народного образования" с шикарной библиотекой. На улице очередь за молоком. Молоко ещё продают в стеклянных поллитровых бутылках с широким горлышком, закрытое алюминиевой фольгой с надписью "молоко" и датой изготовления.

2. Центральная ("Красная") площадь. Скорее всего шестидесятые годы. Конечная остановка всех автобусных маршрутов. Вот такие автобусы курсировали тогда по городским маршрутам.

3.Набережная Камы. Небольшой благоустроенный участок. Прямо расположена "Спасательная станция". Слева от скульптуры видны трубы, тогда ещё действующего маслозавода.

4. Демонстрация на улице Советская. Возможно Первомайская.

5. Площадь перед железнодорожным вокзалом. На этой стороне площади останавливались автобусы следующие до генераторного завода. Автобус марки "ЗИС" (завод имени Сталина). На переднем плане мотоциклист на мотоцикле марки ИЖ (возможно ИЖ49), которые выпускали в Ижевске. Фото ориентировочно 1968 года.

6. Улица Азина (предположительно 70-е годы). Справа на углу дома висит почтовый ящик. Чуть выше Детский садик от швейной фабрики. В настоящее время вся левая сторона улицы застроена магазинами.

7. Набережная Камы 1964 год. Более общий вид. Можно увидеть на снимке скульптуры, которые представлены на фото выше. Железнодорожная ветка была протянута от станции Сарапул до речного Порта. С левой стороны фотографии видны склады в которых хранилось и из которых отгружалось в баржи для дальнейшей транспортировки зерно. Пригородное сообщение осуществлялось катерами типа "ПТ" в Симониху, где располагалась ремонтная база флота, в деревню Ершовка и на Борок.

8. Дебаркадер пристани Сарапул. Он обслуживал довольно оживленное пассажирское речное сообщение. Справа от него грузовой причал порта. Чуть выше дебаркадера виднеется белое здание диспетчерской службы порта.

9. Кинотеатр "Отдых" с местами в партере, на балконе и в ложах. Именно здесь впервые стали показывать широкоэкранные и широкоформатные фильмы. Перед сеансами в специальном зале показывали документальные фильмы. Здесь же впервые в Сарапуле в буфете стали продавать натуральный кофе с коньяком.

10. Спуск к Каме от Красной площади.

11. Центральные врата стадиона "Энергия" и база футбольной команды радиозавода. Какие были баталии и сколько было зрителей! Наверное большая часть мужского населения города собирались здесь чтобы поболеть за любимую команду. А футбольных команд в городе было до десятка.

12. Улица Красная. Пирожковая. Очень вкусные беляши с мясом и рыбой, особенно с капустой. Левее книжный магазин в котором можно было потрогать и полистать книги. Иногда там попадались очень интересные экземпляры. Ну и конечно автоматы с газированной водой за три (с сиропом) и одну (без сиропа) копейки.

13. Знаменитые деревянные дачи доставшиеся от "буржуев" дому отдыха "Учитель", которые не сумели или не захотели сберечь. Очень жаль.

14.

15.

16.

17. Скорее всего на телегах развозят продукты в магазины. Гужевой транспорт. Видно также номер автомобиля. Скорее всего знаменитая полуторка.

18. Зерновые склады речного Порта. Видно как через транспортёры загружается зерно в баржи. На горизонте остров "Зелёный".

19. Дебаркадер пригородного сообщения. На переднем плане судно, которое в просторечии называли "лапоть". Без особых удобств и комфорта, но зато вместительное. Перевозило пассажиров в более отдалённые деревни Сарапульского района.

20.

21. Улица Красная (Вятская), старинной застройки. Вымощена гранитным булыжником.

22. Здесь располагается до настоящего момента редакция газеты Сарапула "Красное Прикамье". Название которое сумели отстоять.

23. В здании, где большие окна, располагался ресторан "Кама". Справа центральный сквер.

24. Гостиница "Прикамье". Ресторан "Прикамье". Рядышком закусочная, пирожковая. Автостанция. Автоматы с газированной водой. Бочка с пивом или с квасом. Справа за кадром центральный рынок.

25. Продолжение следует.

Юлия Сунцова, Дмитрий Манылов

Возникший в этом месяце судебный спор с арестом имущества «Речного порта «Сарапул» на 15 млн рублей заставил вспомнить, как его приватизировали в 2007-2009 годах. Активы госпредприятия, аналогично истории с другим транспортным предприятием Удмуртии — «ИПОПАТ», распродавались длительное время, частями, а блокирующий пакет в итоге оказался в офшорах на Кипре. Конечный бенефициар был скрыт целой сетью подставных лиц. Сегодня карты раскрыты. Больше всего за арест имущества порта Сарапула, по-видимому, должны переживать в семье бывшего сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина.

Определение о принятии обеспечительных мер и наложении ареста на имущество АО «Речной порт «Сарапул» вынесено Арбитражным судом Удмуртии 13 апреля 2016 года. В основе разбирательства — заурядный хозяйственный спор. Истец — транспортное предприятие ООО «Порт Кимры» Московского речного пароходства требует взыскать с ответчика — АО «Речной порт «Сарапул» задолженность в размере почти 15 млн рублей за предоставленные услуги по перевозке речных грузов.

«С июля по сентябрь прошлого года порт заказывал у нас 10 речных рейсов по доставке нерудных материалов из Сарапула в Казань и Чебоксары, — ввел в курс спора коммерческий директор компании-истца Валерий Осипов. — Свои обязательства мы выполнили — груз по адресам доставили. Каждый рейс обошелся примерно в 1,5 млн рублей, и вот оплаты мы ждем уже несколько месяцев».

Диалог ведется с директором порта Андреем Стерховым и его заместителем Дмитрием Санниковым, однако долг погашать они не спешат, рассказал представитель московской компании. В конечном итоге он поинтересовался у корреспондента «ДЕНЬ.org », какой репутацией пользуется руководство удмуртского предприятия, есть ли шансы на возвращение долга?

Три года отчаливали

В предпродажные годы дела у речного порта шли неплохо. Чистая прибыль предприятия в 2007 году составила 16,2 млн рублей. Поэтапная приватизация ОАО «Речной порт «Сарапул» велась с 2007 года в течение трех лет. Решение о продаже на специализированном аукционе принадлежащих республике 38,9% акций предприятия было утверждено премьером Юрием Питкевичем на президиуме правительства Удмуртии в августе 2007 года.

Правительство определило нормативную стоимость продаваемого пакета акций в 6,134 млн рублей — по сути, это минимальная цена, ниже которой продавец не может опуститься, даже если согласно отчету оценщика пакет будет стоить еще дешевле. В итоге начальную цену для аукциона установили в размере 30,16 млн рублей, но, как это у нас обычно бывает, аукцион не состоялся. Затем, в соответствии с законодательством, пакет был выставлен на продажу посредством публичного предложения. Результат опять нулевой. Тем временем наступил уже 2009 год. Все это время предприятие работало, изменялось его финансовое положение, но независимо от этого процедура приватизации шла своим чередом — в итоге президиум правительства УР принял решение о продаже без объявления цены.

«ДЕНЬ.org » не располагает данными о том, какой была конечная цена приобретения «КамИнвестПроектом» госпакета акций «Речного порта «Сарапул», но, похоже, она была близка к первоначально объявленной правительством нормативной стоимости — чуть более 6 млн рублей. Однако «собачка за время пути успела слегка подрасти».

«Коммерсантъ» в свое время публиковал информацию о том, что в 2007 году балансовая стоимость активов предприятия составляла 38,9 млн рублей, то есть сумма за вычетом обязательств была еще ниже. По итогам 2009 года, на момент завершения приватизационной процедуры, по данным из открытых источников, итог баланса равнялся уже 198,7 млн рублей, а собственный капитал предприятия — 61,3 млн рублей. То есть величина чистых активов за этот период увеличилась как минимум вдвое.

Умеете приватизировать — научитесь работать

К этому моменту путем довольно странной многоходовки к ООО «КамИнвестПроект» переходит 26%-ный пакет акций порта, принадлежавший ОАО «ИТК «Трастинвест», которое в свое время называли вероятным претендентом на участие в приватизации. Одновременно с этим гендиректор порта Сергей Полищук уменьшает свою долю с 20,01 до 2,01%.

Вероятно, часть его пакета также перешла в собственность ООО «КамИнвестПроект», поскольку в итоге, прибавив к полученным бумагам приобретенные у государства акции, предприятие завладело 69,56% акций порта. Фактически это полный контроль над компанией, обладавшей значительными чистыми активами и обеспечившей по итогам 2009 года валовую прибыль в размере 36 млн рублей. Словом, «Речной порт «Сарапул» был тогда весьма неплохим объектом для финансовых вложений.

Сегодня основным акционером порта по-прежнему является ООО «КамИнвестПроект», которое, в свою очередь, на 85% принадлежит ООО «Удмуртский промышленный холдинг», а им полностью владеет ООО «Приор-инвест», на 100% принадлежащее младшему брату бывшего сити-менеджера Ижевска Дениса Агашина — Максиму Агашину .

Помимо ООО «КамИнвестПроект», акционером «Речного порта «Сарапул» с пакетом 25,79%, по последним данным, является московское ООО «Солагран», единственным учредителем которого является компания SOLAGRAN LIMITED с пропиской на Кипре.

Казалось бы, все «в шоколаде»: предприятие полностью перешло в частные руки, обзавелось офшорными связями, но вскоре «эффективный частный собственник» повел бизнес «Речного порта «Сарапул» явно по наклонной. Если к 2012 году предприятие все-таки увеличило выручку до 281 млн рублей в год, то в 2013 году она уже упала до 189 млн рублей, а в 2014-м — до 131 млн. При этом расходы почти не уменьшились, что к концу 2014 года привело к устойчивой убыточности бизнеса.

Аудиторская компания «Урал-Аудит» в своем заключении по бухгалтерской отчетности порта за 2014 год указала на «важные обстоятельства»: чистые активы предприятия на начало 2015 года меньше величины его уставного капитала на 52,2 млн рублей, общество обременено обязательствами на 268,3 млн рублей и при этом не имеет достаточных источников для их исполнения без реализации основных фондов.

Исходя из материалов арбитражных дел, «Речной порт «Сарапул» свои долги погашает теперь исключительно после подачи соответствующих арбитражных исков. Даже 3 811 рублей по договору водопользования Федеральному агентству водных ресурсов пришлось «выбивать» через суд.

«Всё, LIMITED!» — только и оставалось добавить в сложившейся ситуации. Приватизационный круг замкнулся и превратился в символический «ноль» — таков эффект от всей этой кипучей деятельности для Сарапула, Удмуртии и экономики в целом.

d e