Остров канта кафедральный собор. Кафедральный собор Калининграда — музей и органный зал

Одной из главных достопримечательностей Калининграда является музей Иммануила Канта, находящийся в историческом здания Кенигсбергского Кафедрального собора. В трёх выставочных залах на четвёртом этаже здания представлены экспозиции: "Кант и Россия", "Кант и его окружение" и "Мемориальный зал Канта". Остров в центре Калининграда, на котором находится музей, также назван именем Канта.

История жизни известного философа Иммануила Канта, жившего в столице Восточной Пруссии - Кенигсберге (ныне Калининград), широко представлена в мемориальном зале. О первых познаниях, увлечениях, трудах, научной деятельности и людях, окружавших родоначальника немецкой философии, подробно рассказывается в экспозиции "Альбертина". Здесь можно узнать много нового, например то, что в результате победы России в Семилетней войне Иммануил Кант в течение нескольких лет являлся российским подданным. В этом же зале можно увидеть прошение Канта, отправленное на имя императрицы Елизаветы, с просьбой о назначении его на место заведующего кафедры логики и метафизики. Также в музее Иммануила Канта подробно рассказывается о привычках местных масонов и обычаях масонских лож 18-19 веков. Окна музея украшены художественными витражами с масонской символикой.

В северо-восточном углу собора находится могила профессора Кенигсбергского университета Иммануила Канта, так ни разу и не выехавшего из своего родного города, но известного во всём мире как философа, стоящего на грани эпох Просвещения и Романтизма. В здании Кенигсбергского Кафедрального собора также расположены музейные экспозиции, рассказывающие об истории острова Кнайпхоф (ныне остров Канта), знаменитой Валленродтской библиотеке и Кенигсбергского университета, деятельность которого неразрывно связана с работами Канта.

В память о Иммануиле Канте в Калининграде были установлены: памятник (изготовленный по авторской модели Рауха) рядом с корпусом Университета и именная скамейка около музея Мирового океана, а также был создан кабинет-музей в здании Калининградского университета (ранее - Альбертины).

Как уже говорилось , Калининград - город наизнанку с переполненными историей окраинами и унылым панельно-бетонным центром. С одной оговоркой: всё же от Старого Кёнигсберга, в самой его геометрической середине, всё-таки уцелел Кафедральный собор. О нём - первый из 4 постов под общим заглавие "призраки Кёнигсберга".

И ещё сразу обращаюсь к знатокам региона - перефразируя известный мем, "вы не ругайтесь, вы поправляйте!".

О том, как крестоносцы Тевтонского ордена пришли в языческую Пруссию, я уже писал в посте о , заложенном в 1238 году. На первичную колонизацию Пруссии "псам-рыцарям" понадобилось около двух десятилетий, и в 1255 году на месте прусского городища Твангсте в устье Преголи IX Великий магистр Тевтонского ордена, участник Легницкой битвы с монголами (1241) Поппо фон Остерна и чешский король Оттокар II Пржемысл основали замок Кёнигсберг-в-Пруссии (официальное название города вплоть до 1946 года). "Кёнигсберг" в переводе "Королевская гора", но при этом плоский почти как Петербург, поэтому есть версия, что название его - калька с варяжского, и означает Княжий берег; в Польше же он всегда был известен как Королевиц. Крепость в устье реки-стержня всей Пруссии стала быстро обрастать торговыми поселениями: подзамковая слободка Альтштадт ("Старый город") получила Кульмское право в 1286 году, примыкающий к ней Лёбенихт - в 1300, Кнайпхоф на островке - в 1327, а Ломзе, Форштадт, Ластадия так и оставались предместьями. Три города жили своей жизнью, имели отдельные ратуши, даже один раз воевали (1455) и постоянно вели экономическое соперничество, а замок Кёнигсберг лишь взирал на эту суету из-за своих неприступных стен. Такие полицентрические города в Европе вообще не редкость - например, Прага иди даже наш Киев, и объединились они не так уж давно: скажем, Кёнигсберг - лишь в 1724. И так как замок не принадлежал Лёбенихту и Альштадту, важнейшим из трёх городов до этого времени был Кнайпхоф, в котором и стоял Кафедральный собор. Всё это хорошо иллюстрирует макет в его башне - кроме непосредственно собора из показанных на нём зданий не уцелело НИ ОДНО:

Полное посвящение храма - собор Божьего Тела, Девы Марии, Адальберта Пражского и Всех Святых. Он был заложен ещё в Альтштадте, построен в 1302 году, но вскоре стало ясно, что для растущего города собор маловат. Тут Кульмским правом обзавёлся Кнайпхоф, и в 1333 году первый собор начали разбирать и строить заново на другом берегу протоки. Изначально он должен был стать храмом-крепостью, но магистр Людвиг Брауншвейгский счёл, что второй укреплённый объект в прямой видимости от замка будет скорее потенциальным противником, чем подспорьем, и собору надлежало оставаться в тени замка. Неф собора достроили в 1388 году, но башни - лишь в 1553, уже в "лютеранский" период.

Здесь хорошо видно устройство собора. Восточная (левая) часть построена первой, была однонефной, и известна как Высокие хоры - в ней вплоть до 1525 года дозволялось молиться только адептам Ордена. Более широкая трёхнефная часть - Низкие хоры, построена следом для прихожан. Архитектура собора - правильная "северная готика", отличающая города Ганзейского союза.

По европейским меркам кафедраль тут небольшой - всего 88 метров в длину и 50,5 в высоту, то есть в 1,5-2 раза короче и в 2-3 раза ниже великих соборов Европы типа кёльнского или руанского. На этом Дальнем Востоке Европы больше вряд ли требовалось - зима суровая, а кругом неверные... но именно здесь, а не в Кёльне или Ульме,в 1525 году состоялось первое официальное богослужение на немецком языке (не латыни). Собор в Прусском герцогстве стал приходской кирхой Кнайпхофа, и тогда же начал превращаться в культурный центр новой страны - в 1544 году по соседству строится Альбертина, в 1650 году в башне разместилась Валенродтовская библиотека. В соборных склепах хоронили не только знать и высшее духовенство, но и профессоров.

Одним из них был Иммануил Кант, и именно его могила не дала собору разделить судьбу замка, ратуш, кирх и многого другого. Тем не менее, восстанавливать сгоревший в войну храм не стали, и к моменту распада СССР он выглядел примерно так:

Само здание восстановлено в 1992-98 годах, а вот детали - эпитафии, часовни, орган, убранство - восстанавливается постепенно и скорее всего это займёт ещё не одно десятилетие. Сам же Кнайпхоф вряд ли вернётся, и на месте его узких улочек - парк:

Который в 1970-80-е даже пытались сделать парком скульптур, но не слишком удачно:

Катерина taiohara обратила моё внимание вот на эту композицию. Юлиус Рупп - этот дед Кете Кольвиц , о которой в современном Калининграде знают немногие (в отличие от Брахерта). Между тем, эту художницу и скульптора начала ХХ века называли "Микеллианджело в юбке". Рупп, которого газеты называли "мятежным проповедником", оказал на Кете огромное влияние, и когда его похоронили на соборном кладбище, она изготовила ему памятник. Здесь, правда, копия, привезённная 22 июня 1991 года внучкой Кете Юттой Ботте-Кольвиц. Но по сути - единственное ныне произведение Кольвиц в родном городе.

Ещё тут есть памятник Альбрехту Гогенцоллерну в 1525 году упраздшившему Прусское ландмейстерство Тевтонского ордена, перешедшего в лютеранство и основавшего Прусское герцогство. Как известно, Гогенцоллерны правили Пруссией, а затем и всей Германией вплоть до 1918 года, а основателем династии выходит именно Альбрехт. Памятник ему поставили в 1891 году, разрушили при Советах и воссоздали в 2005:

С этой стороны находится и самое культовое место Калининграда - Стоя-Кантиана (1924):

При жизни, да и первые лет сто после, Канта в Кёнигсберге не очень-то чтили, и в genius loci он начал превращаться лишь после Первой Мировой. Тогда и был построен нынешний склеп взамен обветшавшего старого. Трудов Канта в полном виде я не читал, ограничившись материала из учебника по философии... и всё же примерно понимаю, как сильно повлияли его идеи на Новое время. Здесь покоится один из величайших людей Истории:

Самая красивая деталь "Стои-Кантиана" - потолок:

В стенах Высоких хоров, наружных и внутренних - десятки эпитафий:

Самым роскошными из них были эпитафии Альбрехта и Радзивиллов ( , и в этом ничего удивительного - Кёнигсберг был одним из центров литовской элиты), и насколько я знаю, их понемногу восстанавливают. Правда, их местоположение я так и не выяснил. Эпитафия Альбрехта:

Ну а мы подходим к фасаду. Он очень впечатляюще нависает над головой:

В холле собора встречают вот эти зверьки - подлинные скульптуры Кнайпхофской ратуши (1695-97):

По бокам - две часовни. Справа - лютеранская:

Слева - православная:

С копией "Нерушимой Стены" из и аутентичной русской библией 18 века, попавшей сюда в числе трофеев вермахта.

Сам же собор не принадлежит ни одной из конфессий, а 7 мая 1995 года в нём проходила уникальная для России общая служба православных, лютеран и католиков. А вот туристу посещение влетит в 300-500 рублей, так как в музей на башне и органный зал в Низких хорах билеты по 150р. и фотосъёмка оплачиваются отдельно:

Экспозиция на нескольких этажах посвящена в основном истории и археологии Пруссии:

Включая детальный макет Старого Кёнигсберга, на который я сошлюсь ещё не раз. Тут помимо замка и собора видна третья доминанта - Новая Синагога в Ломзе (1894-95):

Ещё один макет, более общий, даёт представление о том, как Кёнигсберг был укреплён:

Вдоль лестницы - витражи:

Выше - Валенродтовская библиотека, а вернее её реплика. Мартин фон Валленродт, местный дворянин, коллекционировал книги с начала 17 века, и к 1623 году насобирал более 3000 томов... однако затем его дом сгорел, и всё собрание погибло. Валенродту хватило духу начать всё сначала, и к моменту его смерти (1632) в библиотеке снова было около двух тысяч книг. Его сын Эрнст продолжил дело отца, объехал в поисках редких книг всю Европу и даже добрался в Америку, и к 1650 году библиотека разрослась настолько, что городской совет Кнайпхофа предоставил ей комнаты в башне собора. В 1675 году библиотека перешла к Кёнигсбергскому университету, а в 1721 году - государству, и к началу ХХ века насчитывала более 10 тысяч книг. Как и многие другие ценности, коллекция погибла в 1940-е... однако точно известно, что её удалось уберечь от огня, так как в распоряжение советской власти книги попали упакованными и целыми. Скорее всего, в неразберихе первых лет она была разграблена и распродана по всему миру, в частные коллекции. Самый значительный её фрагмент попал в библиотеку Торуни, а в Кёнигсберге из её собрания сохранилось около 300 томов 16-18 столетий (хранятся то ли в фондах музея, то ли в университете). Резное убранство библиотеки (1650-е годы) же было воссоздано к 2005 году:

Верхние этажи башни занимает экспозиция памяти Канта:

В соборе же, как я понял, пока восстановлены только Низкие хоры, и их занимает городской органный зал:

Стрельчатые своды были белыми не всегда - роспись собора завершилась в 14 веке... и погибла опять же во время войны. Репродукции отдельных сюжетов висят в рамочках, и больше всего в суровом рыцарском краю впечатляет их доброта:

Даже чёрт тут лапочка:

Что касается других элементов убранства, то честно скажу - я забыл сфотографировать поясняющие таблички, и забыл, что тут чем было. Скорее всего - опять эпитафии, фрагменты утраченных склепов, часовни. Эти ангелочки - возможно, остатки органа:

Этот корабль из свечей - уже современный, и свечи зажигают, когда служат по невернувшимся с моря:

Больше всего меня заинтересовал вот этот объект - может, кто из местных подскажет?

Озадачил и вот этот явно не сохранившийся до наших дней саркофаг. Чей он был, и вообще в соборе ли находился?

Пока же самый красивый элемент собора - воссозданный совсем недавно орган, точная копия старого (1891):

Ещё можно было бы написать пост о Королевском замке, о видах на город с его башни, по одному о Кнайпхофе, Альтштадте, Лёбенихте и Ломзе, о Фортштадте и Хаберберге, о набережных и Ластадии, об улице Штайндамм, о площади Параденпатц, о Трагхайме, о Росгартене, о музее "Пруссия", о музее деревянного зодчества близ зоопарка, и только потом - о вокзалах, укреплениях, районах окраин... Но всего этого больше нет.
Однако немцы были такими любителями фотографии, что брали камеры даже на фронт, а уж Кёнигсберг обфоткали вдоль и поперёк. Наверное, если бы я владел немецким - сумел бы из довоенных фотографий склепать полноценный путеводитель. Но и без этого - в следующих трёх частях погуляем по достопримечательностям города-призрака.

ДАЛЬНИЙ ЗАПАД -2013

Рассказ с фото о самом «сердце» старого Калининграда — острове Канта, образованном рукавами реки Преголя, и недавно восстановленном Кафедральном соборе города.

Тем, что у нас есть возможность полюбоваться Кафедральным собором Калининграда , мы обязаны прежде всего Канту – а точнее, его могиле, расположенной тут же на острове Канта рядом с собором. А если еще точнее – тому уважению, которое питал вождь мирового пролетариата к знаменитому кенигсбергскому мыслителю. Не упоминай в своих речах и трудах Ленин Канта столь комплиментарно, сердце Старого Калининграда — остров Канта, он же Кнайпхоф — в наши дни выглядело бы совершенно иначе, и для того были самые веские основания.

20 августа 1944 года англичане начали трехдневную бомбардировку Кёнигсберга, итогом которой стало полное уничтожение Кнайпхофа: в огне погибли и Королевский замок , и тройной Старый город — Альштадт , Лебенихт и Кнайпхоф – а от знаменитого Кафедрального собора к маю 1945 года остался лишь обугленный остов. И взорвали бы его победители – у себя дома мы и совершенно целые церкви взрывали – но кто-то вовремя вспомнил о Ленине и Канте. Так что участь прочих построек Калининграда, которые были разобраны на стройматериалы, а затем совершенно справедливо баржами отправлены в многострадальный Ленинград, чтобы быть использованными при его восстановлении, не постигла: его решено было оставить как есть – дескать, пусть потомки разбираются со всеми этими болтунами Кантами, у советских оккупационных властей в то время своих забот было выше крыши.

Тогда, сразу после победы над Германией, еще не было окончательного решения о дальнейшей принадлежности Восточной Пруссии и Калининграда-Кёнигсберга, и победители стремились вывезти в СССР абсолютно все, что могло пригодиться при восстановлении разрушенных немцами советских городов. После окончания войны вплоть до начала перестройки Кафедральный собор являл собой огромные и постепенно разрушающиеся руины, власти Калининграда считали его «символом прусского милитаризма» и не имели совершенно никакого желания его восстанавливать. Реставрация Кафедрального собора началась лишь в 90-х годах прошлого века, причем бо льшая часть работ проходила на немецкие деньги, что одобрялось в Калининграде далеко не всеми: широко было распространено мнение, что это лишь первый шаг к «ползучей германизации».

Старый Калининград: остров Канта

Когда-то это место называлось Кнайпхоф и одна его половина принадлежала епископу, а во второй было позволено селиться простым горожанам. Причем с этим разделением связана интересная история. Восточная Пруссия в те времена была краем «цивилизованного мира» и все новости из Европы сюда приносили гонцы. Так вот, для того чтобы попасть в замок или к епископу, они должны были миновать ту половину Кнайпхофа, где жили горожане. А те придумали их перехватывать по дороге, кормить (а главное, покрепче поить – чтобы гонец лишь на следующий день был в состоянии доползти до пункта назначения) и таким образом узнавать важные новости раньше властей. Например, если гонец нес в замок весть о неурожае, горожане, заранее об этом узнав, резко поднимали цены на зерно и муку – и так далее. Так что уже в те времена миром правила информация.

Кроме Кафедрального собора и большого парка, в наши дни на острове ничего нет, но так было далеко не всегда: когда-то островок был районом Кенигсберга по имени Кнайпхоф и имел весьма плотную жилую застройку — по состоянию на 1939 год на острове было 304 дома и 28 улиц, а проживало там 20 тысяч человек — полностью уничтоженную британскими бомбардировщиками.

Самая главная достопримечательность острова Канта помимо недавно восстановленного Кафедрального собора – это, конечно же, могила знаменитого философа:

Могила Канта

Официально «беспокойный старик Иммануил» (по определению Булгакова) считается последним, кого похоронили в «профессорской усыпальнице» Кафедрального собора Калининграда в 1804 году – но могила философа расположена не внутри здания, а возле него. Видимо, это отражение непростых взаимоотношений великого кенигсбержца с церковью: с одной стороны, независимые взгляды и суждения Канта не допускали его погребения внутри собора, а с другой – тот же Кант утверждал, что религия без церкви немыслима. Опять же, именно Кант с позиций разума и логики «разрушил» пять доказательств Бытия Божия – но он же сформулировал свое собственное «доказательство Канта».

Канту, сыну простого шорника и домохозяйки, родившемуся 22 апреля 1724 года и позднее ставшему всемирно известным философом, и после смерти не суждено было обрести покой: его могилу то разрушали (например, солдаты Наполеона), то восстанавливали, то просто переносили с места на место. В музее Кафедрального собора есть интересная картина, иллюстрирующая «обретение» черепа Канта во время очередных раскопок.

В 1880 году над могилой Канта была установлена неоготическая часовня, которую в 1924 году, к 200-летнему юбилею Канта, заменили на колоннаду с тринадцатью розовыми порфировыми колоннами; причем новое сооружение разительно контрастирует по своему облику с самим Кафедральным собором.

Внутри колоннады установлено каменное надгробие, которое является кенотафом — то есть останков Канта под ним нет, они покоятся глубже.

На последнее прибежище великого философа взирает бронзовый герцог Альбрехт , основатель университета «Альбертина» (кстати, основать университет герцогу посоветовал Мартин Лютер), чьей усыпальнице повезло меньше, чем собору – то, что от нее осталось после боев за город, сейчас выставлено внутри Кафедрального собора.

Статуя герцога Альбрехта

Собственно, и статуя герцога не является оригинальной: она была установлена в 2005 году в честь 750-летия Калининграда. Первоначальную версию работы скульптора Иоганна Фридриха Ройша от переплавки спасти не удалось, а жаль: она была примечательна как минимум руками герцога — как известно, натурщика для статуи Альбрехта Ройш нашел в кенигсбергском порту. Как результат, статуя аристократа, редко поднимавшего в своей жизни что-то тяжелее фарфоровой чашки, имела мощные руки портового грузчика.

Между Кафедральным собором и Медовым мостом можно найти памятник Юлиусу Руппу , богослову и преподавателю университета:


И Канта, и Адальберта, и Руппа объединял Кенигсбергский университет , старейший университет Пруссии – что, к сожалению не спасло его от гибели под английскими бомбами летом 1944 года.

Кстати, неподалеку есть еще одна статуя, установленная в честь аристократа, обладавшего немалым ростом и не чуравшегося физического труда. Имеется ввиду Петр I , чей монумент красуется неподалеку от главного входа в Кафедральный собор.

Статуя Петра Первого

>Петра на острове Канта установили в память о посещении российским императором дома местного губернатора Негеляйна. Самодержец навещал последнего дважды: сначала инкогнито, в составе Великого посольства 1697 года, а в 1709 году Петр с женой Екатериной заехал к старому знакомому уже открыто, возвращаясь из города Торгау, где имело место сочетание брачными узами царевича Алексея и немецкой принцессы Шарлотты Вольфенбюттельской. В том самом Торгау, где спустя 236 лет состоялась «встреча на Эльбе» союзников по антигитлеровской коалиции.

Кстати, о союзниках и их вкладе в уничтожение старого Калининграда-Кёнигсберга. Мстительные британцы не могли допустить, чтобы Германия была повержена Советским Союзом до того, как они сотрут в пыль несколько немецких городов в ответ на бомбардировки Лондона силами «люфтваффе». И вот, в самом конце войны около двухсот британских «Ланкастеров» постарались перемолоть в кирпичную крошку тогдашнюю столицу Восточной Пруссии, а заодно и показать советским властям (пока еще союзникам, но уже было понятно, что скоро мы станем непримиримыми соперниками) всю мощь авиации «ее Величества». Обе цели были достигнуты: старый город будущего Калининграда был серьезно разрушен, а «советы» подобное предупреждение восприняли со всей подобающей серьезностью и постарались максимально ускорить разработку советского атомного оружия и средств его доставки. И очень скоро, после Хиросимы и Нагасаки, стало ясно, насколько они были правы.

Существует и еще одна версия причин столь ожесточенной бомбардировки Кёнигсберга британскими ВВС – скажем так, конспирологическая. Согласно ей, еще перед войной на острове Канта, в самом сердце нынешнего старого Калининграда, нацисты создали секретную лабораторию «Кёнигсберг-13», где германские «рунические воины» проводили мистические эксперименты по созданию нового страшного супероружия, способного принести победу «расе полубогов» в войне с «ундерменшами». Ну, колдовали они там – и пусть бы колдовали, дело хозяйское, но однажды Уинстону Черчиллю доложили, что на упомянутой лаборатории нацистские мистики создали его куклу-вуду с самыми явными в отношении британского премьера нехорошими намерениями. Сэр Черчиль не отнесся к этой новости как к ерунде, а отдал приказ королевским ВВС прекратить подобные безобразия – что и вылилось в опустошительную бомбардировку прусской столицы упомянутыми «Ланкастерами». Достали ли британские бомбы ту лабораторию, так и осталось неизвестно, но четко задокументировано полное уничтожение дома губернатора (того, где некогда гостил царь Петр), городской ратуши и еще многих уникальных зданий старого Кёнигсберга.

Кафедральный собор Калининграда

Принято считать, что строительство Кафедрального собора, посвященного Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту, началось в 1333 году – и именно эта цифра красуется на флюгере Северной башни. Когда выяснилось, что прихожане уже не помещаются в старую лютеранскую церковь, Тевтонский орден разрешил местному епископу построить новый собор на Кнайпхофе.

Однако через пять лет после начала строительства (всего оно длилось восемьдесят лет) магистр ордена вызвал к себе епископа и поинтересовался, зачем тот строит на острове «еще одну крепость». Дело в том, что изначальный проект предусматривал возведение собора-крепости, ибо территория была только что завоевана орденом и располагалась на самой границе. Однако гроссмейстер ордена Лютер Брауншвейгский счел, что «незачем строить еще одну крепость на расстоянии полета стрелы от замка ордена».

Таким образом, пришлось вносить изменения в проект и в дальнейшем собор возводился уже исключительно как культовое сооружение. Однако и тут не обошлось без осложнений: почва на острове Канта очень неустойчивая и под фундамент церкви было забито около тысячи дубовых свай (по другим данным, сваи были из норвежской лиственницы — единственного дерева, твердеющего от воды и которое не ест короед). Во время строительства произошла усадка грунта, на главном нефе собора треснула стена, и теперь оси двух соборных башен расходятся на полтора метра. Чтобы скрыть этот дефект, на крыше собора установили еще одну «маскирующую» башенку.

Кафедральный собор Калининграда

В конце XIX века инспектор по архитектурным памятникам Восточной Пруссии осмотрел собор и с немецкой щепетильностью доложил начальству о его удручающем состоянии. К тому времени строители в Европе уже вовсю использовали бетон, и именно из этого материала изготовили специальную «подложку», которую в 1902 году поместили под фундамент здания, чтобы оно перестало погружаться в рыхлую землю Кнайпхофа (к моменту проверки Кафедрального собора инспектором усадка составила 1,2 метра). Если бы не эта подложка, вряд ли собор пережил английский налет и его остов простоял до конца прошлого века.

После своей реставрации Кафедральный собор Калининграда, возведенный в стиле кирпичной (балтийской) готики, является одной из самых известных готических построек на территории России. В настоящее время храм не действует и службы проводятся лишь в православной и евангелической часовнях, расположенных внутри. Остальная площадь Кафедрального собора используется как музей и концертный зал.

Войдя внутрь огромного концертного зала на первом этаже, можно увидеть один из самых больших в Европе органов, на котором когда-то музицировал композитор и сказочник Гофман. Имеет смысл подняться по винтовой лестнице выше и осмотреть уникальную экспозицию музея, посвященного Канту. Во время ее осмотра можно увидеть знаменитые восстановленные витражи, купель, в которой крестили Канта и его же посмертную маску, а также надгробия и эпитафии наиболее уважаемых горожан, погребенных в стенах собора.

Билет в музей стоит 150 рублей, еще 50 рублей придется отдать за разрешение на фотосъемку. При посещении музея рекомендую взять экскурсовода (это будет стоить дополнительно 150 рублей к основной стоимости билета) – без его пояснений назначение и история многих экспонатов будет совершенно непонятны. А вот с экскурсоводом все встает на свои места и 30-минутное посещение музея превращается в запоминающееся событие. Экскурсовод подробно и интересно рассказывает от жизни Канта, создании «государства Альбертина» и о многом другом.

После войны Калининград был единственным в Союзе местом, где кинематографисты могли найти «настоящую Германию» – пусть и основательно разрушенную. Поэтому многие фильмы, в первую очередь о войне, снимались именно здесь. Например, Кафедральный собор промелькнул в одном из эпизодов фильма «Женя, Женечка и Катюша» – на его фоне солдат опрокидывает канистру с топливом.

Официальный сайт Кафедрального собора Калининграда Расписание концертов органной музыки

Старый Калининград: Парк скульптуры на острове Канта

Как я уже писал, вплоть до начала 90-х годов прошлого столетия на острове Канта не было ничего, кроме постепенно разрушавшихся руин собора и деревьев, специально высаженных, чтобы эту мрачную картину хоть немного исправить – все-таки самый центр города. В какой-то момент власти попытались изменить эту ситуацию и в 1980-е годы по решению Калининградского исполкома из Художественного фонда СССР в Калининград прислали скульптуры, которые затем установили в парке. Сейчас в Парке скульптуры представлено 23 работы, объединенные общей темой «Человек и мир», среди которых можно выделить две:

«Мир без войны», 1981г.

«Созидание», 1982г.

Остров Канта: Медовый мост

Когда-то на Кнайпхофе было несколько мостов: Кузнечный, Лавочный, Требуховый, Зеленый. Медовый , по которому сегодня можно дойти от Кафедрального собора до Рыбной деревни, был построен позже всех – в 1542 году.

Медовый мост

Вид на Кафедральный собор и Медовый мост со стороны Рыбной деревни:

Рыбная деревня, вид с Медового моста:

Калининград, остров Канта — как добраться

На автомобиле: в навигаторе нужно набрать адрес Октябрьская улица дом 2 .
На общественном транспорте:
1. До остановки Рыбная деревня: на автобусе 45, маршрутке т72, т80, т92
2. До остановки СК Юность, расположенной на Московском проспекте: автобус: 45, 49; троллейбус: 2, 7; маршрутка т65, т72, т75, т77, т80, т87, т93.
3. До остановки Дом культуры моряков на Ленинском проспекте: автобус 1, 3, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 18, 19, 21, 23, 27, 30, 36, 37, 44, 49, 159, 106, 108; троллейбус 1, 5; трамвай 3, 5; маршрутка т62, т63, т64, т66, т67, т69, т70, т71, т77, т83, т84, т85, т87, т88, т89, т90, т93, т86.

Полезные ссылки по Калининграду:

P.S. Не забудьте добавиться в группы в Facebook www.facebook.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам прогулок по старому Калининграду!
Ваш Роман Мироненко