Как добраться до великой китайской стены. Помощь человека, знающего китайский язык

В начале 2000-х граждане Китая совершали только 10,5 миллиона путешествий. К 2017 году число таких путешествий выросло до 145 миллионов - на невероятные 1 380 %!

Меньше чем за 20 лет рынок международного туризма Китая достиг наивысших позиций в мире, опередив даже США. По данным Всемирной туристской организации, за 2016 год китайские туристы потратили в других странах 261,1 миллиарда долларов; в 2000 году эта сумма составляла около 10 миллиардов долларов. По предварительным данным, в 2017 году их траты составили около 300 миллиардов долларов. Американские же туристы в 2016 году потратили относительно небольшие 123,6 миллиарда долларов.

Примечательно, что активно путешествуют только 7 % китайцев - 99 миллионов человек. Для сравнения: доля таких граждан среди населения США составляет 40 %, а в Великобритании - 76 %. Таким образом, потенциал для роста туристического рынка Китая при населении в 1,4 миллиарда поражает. в Китае прогнозирует, что к 2030 году путешествовать будут более 400 миллионов китайцев.

По версии института, это означает, что из 600 миллионов путешествий, которые к 2030 году добавятся к нынешнему количеству (сейчас путешествуют 1,2 миллиарда человек, через 12 лет их число вырастет до 1,8 миллиарда) почти половину будут совершать китайцы. Китайский рынок международного туризма будет составлять почти четверть мирового.

Неудивительно, что уже сейчас туристические ведомства различных стран стараются привлечь растущую армию китайских туристов. К примеру, рекламная кампания сайта Visit Britain стартовала еще в 2014 году. Туроператоров, отели и руководство достопримечательностей обязали предоставить информацию на кантонском или мандаринском диалектах, а также адаптировать продукцию под китайский рынок и культуру.

Куда едут китайские туристы?

Число 145 миллионов заграничных поездок может ввести в заблуждение: при подсчетах учитывались специальные административные районы Китая - Гонконг и Макао, а также остров Тайвань, который государство считает своей территорией. В 2017 году эти регионы посетили 69,5 миллиона туристов.

Внутренний туризм также очень популярен среди китайцев. Масса туристов едет в Пекин и Шанхай. Из-за наплыва гостей по выходным там даже перекрывают движение автомобилей по главным улицам. По словам эксперта Telegraph Travel Салли Пекк, которая в прошлом жила в Китае, популярны также направления, связанные с новейшей историей страны. К примеру, многие посещают плотину «Три ущелья» в бедном промышленном регионе Китая. Молодые туристы, которые ищут острых ощущений, едут в горную провинцию Юньнань, которая граничит с Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом и является одним из самых этнически разнообразных регионов Китая.

Великая Китайская стена иногда выглядит так

Другие азиатские страны также получают выгоду от роста туризма среди китайцев. В десятку самых популярных направлений среди них входят Таиланд, Япония, Вьетнам, Южная Корея и Сингапур. Замыкают рейтинг США и Италия.

Рост туристической индустрии в Таиланде

1990 - 5,3 миллиона туристов ежегодно
1995 - 7 миллионов туристов ежегодно
1998 - 7,8 миллиона туристов ежегодно
2005 - 11,6 миллиона туристов ежегодно
2010 - 15,9 миллиона туристов ежегодно
2014 - 24,8 миллиона туристов ежегодно
2015 - 29,9 миллиона туристов ежегодно
2016 - 32,6 миллиона туристов ежегодно
2017 - 35,4 миллиона туристов ежегодно

Наиболее популярны такие локации, как Пхукет на юге страны и Чиангмай на севере.

С ростом популярности туризма в Китае увеличились и показатели приема путешественников в соседних странах.

Таиланд, лидер после Гонконга и Макао, в прошлом году принял 35,4 миллиона иностранных туристов - на 668 % больше, чем в 1990 году (5,3 миллиона туристов). В Японию в 2017 году приехали 28,4 миллиона туристов (на 887 % больше, чем в 1990-м - 3,2 миллиона). Во Вьетнам в 1990 году прибыли всего 250 тысяч путешественников; в 2017-м страну посетили 12,9 миллиона человек - рост составил 5 160 %! Все эти показатели были бы невозможны без китайских туристов.

Развитие аэропортов Китая

Туристическая активность китайцев спровоцировала быстрое расширение аэропортов страны. В 2017 году девять из них попали в список 50 самых загруженных аэропортов мира, а три - в первую десятку. В 2010-м эти показатели составляли, соответственно, шесть аэропортов в лонг-листе и один в десятке.

Аэропорт Гуанчжоу Байюнь, к примеру, относится к самым быстрорастущим пересадочным узлам в мире. В 2017 году он принял 65,8 миллиона пассажиров, тогда как в 2000-м - всего 12,8 миллиона.

Как выглядят и ведут себя китайские туристы?

В недавнем отчете Еврокомиссии говорится, что для китайцев «самым дорогим ресурсом является время». Они предпочитают путешествовать эффективно - не задерживаться в достопримечательностях долго. Китайские туристы в Европе больше всего интересуются ее искусством и культурой, а также небольшими городами. Они экономят на еде, жилье и транспорте, однако охотно занимаются шопингом.

По словам Салли Пекк, когда китайцы приезжают в Европу, они стараются посетить каждую из крупнейших столиц и пройтись там по магазинам. Британский бутик-городок Бистер Виллидж, почти полностью состоящий из магазинов, не менее популярен среди китайских туристов, чем Букингемский дворец.

«Китайцы предпочитают популярные достопримечательности - Биг-Бен в Лондоне или виноградники в Бордо», - отмечает Пекк. Малоизвестные места их не слишком интересуют.

Что касается внешнего вида, китайцы предпочитают бейсболки или козырьки с логотипом своего туроператора, а также неизменно носят на себе заметную фототехнику, говорит Пекк. Также, по ее словам, множество китаянок выбирают в поездки совсем неподходящую обувь. К примеру, в горах можно нередко встретить туристок на высоких каблуках.

Риски чрезмерного туризма

Такие города, как Венеция, Барселона и Дубровник, в настоящее время страдают от наплыва туристов. Эксперты опасаются, что рост китайского туризма может сделать пребывание в них и вовсе невыносимым.

Задача этой книги – ответить на два вопроса: «Как самостоятельно путешествовать по Китаю, не зная китайского?» и «Почему Китай – это интересно?» Автор использует привычный пользователю Интернета нелинейный способ подачи информации, позволяющий показать Китай во всем его многообразии.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Самоучитель путешественника по Китаю (Дмитрий Финоженок, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Едем по Китаю

Как путешествовать по Китаю самостоятельно

Идея самостоятельного путешествия по стране, чей язык вы не понимаете, кажется чистым безумием. Но если с этим легко справляется китайский крестьянин из глухой деревни, то стоит ли пасовать жителю большого города? Тем более что транспортная система Китая рассчитана на огромные пассажиропотоки, а потому хорошо продумана и удивительно дружественна к пассажирам.

По визовому режиму для граждан России территория Китая делится на две неравные части: материковый Китай и специальные административные районы (Гонконг и Макао).

О материковом Китае

Формально этот термин не вполне корректен: два района Гонконга (Коулун и Новые Территории) расположены на материке.

Для посещения материкового Китая россиянам требуется виза (самые популярные визы – туристические на 15 и 30 дней), Гонконг и Макао позволяют безвизовый въезд на период до 14 и 30 дней соответственно. Помните: посещая специальный административный район, вы покидаете зону действия основной китайской визы. Поэтому, если Гонконг или Макао – промежуточный пункт вашего путешествия по Китаю, то вам потребуется двукратная китайская виза.

Крупные международные аэропорты Китая (Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Чэнду, Чунцин, Далянь, Шэньян, Харбин, Гуйлинь) предлагают безвизовый транзит с возможностью выхода в город на срок до трех суток. Важно помнить, что при оформлении транзитной визы электронные билеты на русском языке не считаются документами, подтверждающими вылет.

Туристическая виза в Китай – единственная вещь, которую нельзя сделать без помощи турфирмы. Даже если вы оформляете визу самостоятельно, вам потребуется приглашение от китайского туристического агентства или отеля. Все остальное при подготовке к путешествию можно сделать самому.

Выбор маршрута

Несмотря на огромный рывок, который Китай совершил за последние тридцать лет, лишь малый процент китайцев владеет английским языком и еще меньше – русским. Все, на что остается надеяться туристу, – это глобализация. Чем современнее китайский город, тем дружественнее он к иностранцам и тем проще жить в нем.

Как узнать современный город

Американский социолог Ричард Флорида, автор концепции креативного класса, установил прямую зависимость между уровнем толерантности и инновационным потенциалом города. Современный город формирует открытую к изменениям среду, которая привлекает не только творческих людей, но и богему, мигрантов, разнообразные субкультуры и меньшинства. Поэтому самый простой способ найти современный город – следовать за ними. Хотите найти богему – посмотрите на ночные спутниковые снимки (чем ярче светится город, чем интенсивнее ночная жизнь); хотите найти гиков – ищите места проведения Comic-Con и т. д.

Вторым ограничивающим фактором в выборе маршрута является климат. В большинстве районов Китая летом достаточно жарко. Поэтому разумным выбором являются города восточного побережья, где близость моря смягчает зной. Следует помнить, что на самом юге Китая возможны не только тропические ливни, но изредка и тайфуны.

Cледует также обратить внимание на уровень загрязнения воздуха в городах, которые вы собираетесь посетить. Постарайтесь долго не задерживаться там, где индекс загрязнения превышает 100 пунктов. Данные о степени загрязнения воздуха обновляются ежедневно и доступны на сайте http://aqicn.org.

Чем дальше на юг, тем разнообразнее и ярче становится природа. Каждый, кому приходилось возвращаться домой с южных курортов, помнит гнетущее впечатление от серого и безжизненного, по сравнению с югом, города. Поэтому лучше начинать путешествие с севера Китая и двигаться на юг.

Между городами

По размеру Китай занимает третье место в мире, его площадь всего в два раза меньше России. Тем не менее, транспортная система страны выстроена так, что практически любой уголок страны отделяет от столицы день пути.

Картографическая иллюзия величия

Если посмотреть на обычную политическую карту мира, то может показаться, что на территории России уместится четыре-пять Китаев. Но это всего лишь результат искажений, неизбежных при переносе изображения с поверхности сферы на плоскость. Чем ближе к полюсу расположена территория, тем сильнее этот эффект. К примеру, Китай в пять раз больше Гренландии, а на карте они кажутся почти одинаковыми.

Основных видов транспорта два: самолет и поезд. Высокая плотность населения в Юго-Восточной Азии позволяет эффективно работать множеству авиакомпаний-лоукостеров. К сожалению, при моем росте в два метра самолет с подпирающими колени передними сидениями – не самый удобный способ передвижения, я предпочитаю поезда, тем более что полки в них ощутимо длиннее российских, да и ночевать приходится всего лишь раз.

CHR (China High-Speed Railroad)

Еще тридцать лет назад основным видом локомотивов в Китае являлся паровоз. Первый скоростной поезд появился в Китае в 2007 году. Сегодня протяженность скоростных линий (200 км/ч и выше) составляет 16 тысяч км, это больше, чем у всех остальных стран мира, вместе взятых. Скоростные поезда следующего поколения, проходящие сейчас тестовые испытания, разгоняются уже до 500 км/ч. Поезда стали серьезными конкурентами самолетам и практически вытеснили их на коротких маршрутах (до 500 км).

Большинство номеров поездов в Китае начинается с буквы, обозначающей категорию поезда. Основных типов шесть: C, D, G, K, Т, Z. Категория K присваивается скорым поездам, есть определенная ирония в том, что в настоящее время это один из самых медленных поездов в Китае (максимальная скорость – 120 км/ч). Категория Т обозначает экспрессы, это те же самые скорые, но с меньшим количеством остановок. Категория D предназначена для скоростных поездов, их скорость доходит до 250 км/ч. Категории G и С присвоены поездам-пулям, чья максимальная скорость составляет 350 км/ч. По соображениям безопасности, поезда последних трех категорий ходят только в светлое время суток, в ночное время эти пути используют поезда категории Z, ночные экспрессы повышенной комфортности.

Прекрасное далеко

Если бы поезд-пуля ходил по маршруту Владивосток‒Москва, время в пути составило бы всего 32 часа. Сейчас РЖД для этого требуется более шести суток.

Жизнь на колесах

В скоростных поездах (D, C, G), как правило, есть только сидячие места, в ночных поездах категории Z – только купе. И только в скорых поездах и обычных экспрессах есть и купе, и плацкартные, и сидячие места.

Пропускной режим

Для входа на платформу и для выхода из вокзала требуется предъявить билет на поезд. Не выбрасывайте билеты до тех пор, пока не покинете здание вокзала.

Нумерация мест в китайских поездах отличается от российской, полки с одной стороны купе имеют один и тот же номер. Чтобы различить их, указывается тип места: нижнее, среднее и верхнее. Третья, верхняя полка есть только в плацкартных вагонах. Она расположена достаточно высоко, чтобы спокойно вытянуть ноги, но так как расстояние до потолка не велико, на нее приходится буквально вползать. Чем ниже расположена полка, тем дороже билет, поэтому пассажиры нижних полок чувствуют себя людьми зажиточными.


Так на билетах обозначены нижние, средние и верхние места соответственно.


Во время поездки в поезде выдается пластиковая карточка – заменитель билета. Она является вашим пропуском в вагон, если вы захотите выйти погулять на остановках. Если вы потеряете этот кусок пластика, вам придется купить билет заново. За полчаса до прибытия пассажира в пункт назначения карточки-заменители собираются, а билеты возвращаются, так что не бойтесь, что вы пропустите свою станцию.

Как найти свой поезд

Китайские вокзалы рассчитаны на огромный пассажиропоток, поэтому ориентироваться в них просто. Пройдя входной контроль, найдите на главном табло номер зала ожидания для вашего поезда (если на вокзалах есть несколько залов ожидания), в зале ожидания – по номеру поезда найдите выход на платформу. За 20-30 минут до посадки ворота открываются, лестница ведет только на вашу платформу. Если вы не уверены в своем решении, просто покажите билет любому служащему вокзала, он обязательно поможет.


Ехать в китайском поезде достаточно приятно. Все поезда дальнего следования оснащены кондиционерами, тихая традиционная китайская музыка создает спокойную атмосферу, а большие окна позволяют любоваться пейзажами.

Брать еду с собой в поезд не обязательно, тележки с горячей едой регулярно ездят по вагону. Еда ориентирована на китайцев, но коробка с обедом содержит пять-шесть блюд, из которых, возможно, три-четыре будут вкусны. Чай и кофе придется готовить самому, в конце вагона есть кран с кипятком, а в каждом купе имеется термос.

Постельное белье в поездах не продают, один комплект белья используется на протяжении всего маршрута поезда. Поэтому никогда не покупайте билеты с посадкой на промежуточных станциях. Полотенце в комплект белья не входит.

Китайцы производят много мусора, но его регулярно убирают. Каждые пару часов проводник наводит порядок, включая влажную уборку. Если вы не хотите, чтобы по вашим чемоданам прошлись половой тряпкой, не ставьте их под сидение, используйте специальные полки для багажа.

В Китае купить билеты на поезд можно не ранее, чем за 20 дней до даты отправления, поэтому, отправляясь в длительное путешествие по этой стране, вы с высокой степенью вероятности не будете иметь на руках полный набор билетов. Как решить эту проблему с наименьшими затратами отпускного времени?

Самый комфортный вариант – заранее заказать билеты с доставкой в отель. Плюсы такого подхода очевидны: все, что от вас требуется, – это забрать билеты у портье. Главный недостаток – доставка работает только в крупных городах. Кроме того, поскольку вы заказываете доставку билета на дату, а не конкретное время, то вам придется останавливаться в гостинице, как минимум, на две ночи. Из нескольких билетных сервисов с доставкой, которыми мне пришлось пользоваться, наилучшие впечатления оставил http://www.chinatripadvisor.com.

Одна страна, одно время

С 1949 года на всей территории Китае (кроме автономных районов Синьцзян и Тибет) действует единое время, GMT +8. Это существенно упрощает планирование путешествий, но чем дальше на восток, тем больше смещается светлое время суток. Летом в Шанхае солнце заходит в семь вечера.

Если ваше путешествие лежит вдали от больших городов или если вам просто не хочется терять день в каком-то городе, вы можете заранее заказать покупку электронного билета, например, через http://www.china-diy-travel.com. Все, что вы получаете, – это номер вашей брони. Распечатав присланный вам документ, вы отправляетесь на вокзал, и в специальной кассе получаете обычный билет. Если вам нужна помощь в поиске этой кассы, найдите любого служащего вокзала и просто покажите ему вашу распечатку, он подскажет, куда идти – проверено на собственном опыте.

Конец ознакомительного фрагмента.

"Вы что, хотите в Китай ехать одна, без группы туристов? - работница хабаровского турагентства смотрела на меня с нескрываемым ужасом. - Вы же там потеряетесь, хотя бы потому, что не знаете языка!" "Уверяю вас, все будет хорошо, только помогите мне сделать визу!" - настаивала я.

Желание посмотреть Поднебесную было столь сильно, что инстинкт самосохранения притупился, а внутренний голос уговаривал лететь, ведь "там столько интересного!" При этом хотелось передвигаться по стране самостоятельно, без стандартно-туристического "посмотрите налево, посмотрите направо". Выяснилось, что это совсем не сложно. Более того, по моему мнению, это самый правильный способ увидеть страну во всем ее разнообразии. Конечно, иметь знакомых в Китае было бы неплохо - так автоматически решается наиболее сложный вопрос - с языком. Кроме того, знание местного колорита и советы "инсайдеров" могут значительно снизить не только ваши транспортные издержки, но и застраховать от денежных потерь, а в некоторых случаях - спасти ваш желудок.

К языковому барьеру!

Перед поездкой надо отдавать себе отчет в том, что в Китае все говорят только по-китайски. Английский используется очень мало, преимущественно в больших городах - Пекине, Шанхае или Гонконге. Поначалу, конечно, привыкнуть сложно: все вывески, объявления, расписания и меню состоят из иероглифов, которые редко дублируются по-английски. Поначалу меня спасал разговорник, в котором была не только транскрипция китайских слов, но и их написание. После долгих тренировок я, конечно, научилась правильно произносить основные выражения типа "здравствуйте" и "сколько стоит", но для себя уяснила, что более сложные фразы лучше показывать, тыкая пальцем в книжку. Дело в том, что наречий в китайском столько, что китаец с севера ни за что не поймет южанина, и наоборот. Например, "сорок четыре" по-северянски будет "си ши си", а жители юга говорят "си си си" - примерно как "шорок сетыре". Официальным считается язык путунхуа - в переводе "общий язык". Чтобы приучать своих граждан говорить одинаково, правительство предпринимает множество усилий. Включаете какое-нибудь радио, а там вместо музыки всю дорогу только разговоры на путунхуа.

Куда и как ехать

Южный Китай хорош в любое время года. На север же зимой лучше не ездить - погода практически не отличается от нашей среднесибирской. При выборе маршрута нужно учитывать ваши финансовые возможности и продолжительность срока действия визы. Для тех, кто хочет начать путешествие с Пекина, имеет смысл взять билет на прямой авиаперелет (примерно пятьсот пятьдесят долларов в оба конца), а оттуда уже передвигаться по стране на поезде. Если вы ограничены по времени, то можно летать из города в город и на самолетах - благо, в Китае они доступны по цене. О железнодорожном сообщении расскажу подробнее. Билеты на любое направление можно купить только в привокзальных кассах. Единственная проблема - объяснить, какой билет и куда вам нужен. Причем, сделать это желательно по-китайски, так как даже если на вокзале имеется окошко с табличкой "Foreigners" ("Иностранцы") - еще не факт, что девушка-кассир говорит по-английски.

На вокзал нужно приходить минут за 20-30 до отхода поезда - так вы относительно спокойно пройдете контроль. Поезд отправится минута в минуту, и стоит вам попасть в "пробку" из желающих уехать вместе с вами китайцев - пиши пропало.

Есть несколько классов китайских вагонов:

Cамые дешевые - без мест. В них пассажиры стоят или лежат на полу - на газетках, на чем попало; Cидячие. Лучше не рисковать, если ехать далеко, а спина у вас пошаливает; Хард-слипперы, напоминающие наши плацкартные, только полки в три яруса, постель уже застелена, а боковых мест нет; Купе, которые похоже на российские, только вагоны значительно чище, постели с рюшками, на полу ковровые дорожки. В каждом поезде есть вагон-ресторан - ведь китайцы постоянно что-то едят. Во всех поездах умывальники расположены на виду, отдельно от туалета, и, таким образом, утренняя очередь в клозет - явление редкое. Зато можно, например, насладиться зрелищем утренней промывки вставной челюсти, которую незнакомая китайская бабушка делает с особой тщательностью.

Я ехала из Пекина в Цзинань в хард-слиппере (примерно 6 часов), и билет мне обошелся в 73 юаня - в переводе на наши деньги примерно 200 рублей. Цена билета из Пекина в Шанхай (ночь в дороге) - 250 юаней, то есть около 685 рублей. Недорого, но мне, например, было трудно привыкнуть к китайским поездам. В основном, из-за того, что пассажиры постоянно курят, едят лапшу "Доширак", громко разговаривают и без стеснения - и мужчины, и женщины - разгуливают по вагону в кальсонах.

Где жить и что с собой брать

Номер с завтраком в четырехзвездочном отеле в центре Харбина обошелся мне в 300 юаней в сутки (восемьсот двадцать рублей). Гостиница была неплохой, но в ней жили одни китайцы, а персонал ни слова не понимал по-английски. Попытки расспросить, где у них спортзал, выглядели как беспомощное мельтешение руками - с целью жестами показать "тренажер", а просьбы разбудить в определенное время вызывали у портье растерянность.

Более экономным вариантом размещения для молодежи могут стать хостелы - молодежные общежития. Одна койка в двухместном номере в International Youth Hostel, который находится прямо у центрального вокзала в Пекине, может обойтись в 70 юаней (200 рублей) в сутки. Все, что нужно для жизни, имеется: душ, круглосуточный бар и Интернет-кафе. Кстати, можно сэкономить еще больше, если поселиться в "дорме" - комнате с 3-12 кроватями и удобствами в коридоре. В зависимости от города, подобное жилье стоит 20-60 юаней (55-175 рублей) за ночь.

К этому стандартному набору средств поиска гостиницы добавлю еще один - touts - вариант поселиться в частной квартире. Люди, предлагающие "дешевые квартиры в центре Пекина", толкутся на вокзалах и запрашивают совершенно небольшие деньги. Я сама не пробовала, но знающие путешественники уверяют, что их не стоит бояться - здесь, в отличие, например, от Индии, нет опасности, что с этими квартирами будут какие-то проблемы.

В путешествие советую взять удобный рюкзак, хорошую спортивную обувь - для длительных пеших прогулок, термос (кипяток доступен везде и бесплатно) и побольше каких-нибудь мелких сувениров типа матрешек - китайцы обожают получать подарки и могут вам даже как-то помочь в качестве благодарности.

Что в Китае смотреть

Из всех городов самое больше впечатление производит, конечно, Пекин. Или, как его называют иностранцы, Бэйдзин. После того как я в нем побывала, легко понять Квентина Тарантино, который приехал сюда снимать свой фильм "Убить Билла", да так и не смог уехать. Купил квартирку в Пекине и, по слухам, со временем планирует совсем перебраться в Поднебесную. Город потряс меня своей монументальностью. Я ожидала увидеть толпы несущихся куда-то китайцев с сумасшедшими глазами, толкотню на улицах, пробки на дорогах. Но ничего этого не было. Людской поток двигался плавно и без истеричной сутолоки, как в Москве.

В архитектуре здесь соединяются два основных направления: восточное и западное. Первое представлено пагодами, с легко узнаваемыми, загнутыми вверх крышами и обязательными драконами в качестве элемента дизайна. Второе - небоскребами, которые здесь совсем не загораживают пространство.

Все, кто впервые приезжают в Пекин, начинают осмотр города со знаменитой Тяньаньмынь - Площади небесного спокойствия. Она - самая большая в мире, вмещает один миллион человек! Тут всегда многолюдно - не только из-за иностранных туристов, но также из-за китайцев, жителей дальних провинций, которые приезжают, чтобы непременно сфотографироваться у мавзолея Мао Цзэдуна. И взрослые, и дети на площади запускают воздушных змеев. Тут же можно купить и своего змея - в форме акулы, бабочки или другого чудища.

На площади я заметила меленького ребенка - лет 3-4, у которого сзади на штанишках была дыра и голая попа обдувалась ветром. Я, было, подумала, что это недосмотр родителей. Но потом увидела еще нескольких малышей с таким же странным кроем штанишек. Выяснилось, что экономные китайцы не любят тратиться на подгузники. Захотел ребенок в туалет, присел - и готово!

По утрам, часов в шесть, китайцы выходят на площадь и занимаются групповым тайцзицюанем - меланхоличной зарядкой, смысл которой состоит в вялых пассах руками и осторожных перешагиваниях из стороны в сторону.

Неподалеку от мавзолея Мао находится вход в Запретный Город - огромный комплекс дворцовых построек, где жили великие императоры династий Цин и Мин. Сотни пагод, тысячи двориков - зрелище поражает своей масштабностью. Раньше простым смертным было запрещено сюда заходить, а теперь можно - всего за 10 юаней (27 рублей).

Выйдя из Запретного Города, попадаешь в чудесный парк Бэйхай (Парк северного моря), где венценосные особы отдыхали, предаваясь, видимо, мыслям об отечестве. Что и говорить - знают китайцы толк в ландшафтной архитектуре. Половину площади занимает озеро, вокруг которого растут сумасшедшей красоты плакучие ивы. Этот парк обожают влюбленные парочки и каллиграфисты. Первые - потому что тут дозволено спокойно целоваться на скамейках, вторые - потому что можно рисовать иероглифы водой прямо на асфальте.

Из парка можно дойти до знаменитого Храма Неба. Это сейчас Китай, наверное, самая неверующая в мире страна (девяносто пять процентов атеистов). А раньше они верили в Небо и прочие божества. Дорога к храму - уже испытание. Примерно полчаса надо идти по узкой каменной тропинке. Было очень назидательно, когда меня, задыхающуюся и хрипящую, на последнем этапе подъема обогнала сухонькая китайская старушка, которая преодолевала путь легко и непринужденно.

На территории храма есть Стена Шепота. Она полукруглой формы, и это позволяет слышать собеседника, даже если он стоит в ста метрах от тебя и что-то бурчит себе под нос. Китайцы обожают развлекаться, часами стоя у стены в отдалении друг от друга и переговариваясь.

Меньше открытий ждало меня в Шанхае. Может быть, оттого, что очень уж он современный, а может, потому, что пробыла я там недолго. Как только не называли в разное время этот город: и "Парижем Востока", и "Китайской Блудницей"… Это город авантюристов, игроков, матросов, торговцев опиумом и опиумных наркоманов, город детской проституции и рабского детского труда, город социалистов, коммунистов и революционеров, родина Коммунистической партии Китая, колыбель Революции и родина Шанхайской коммуны. В нем живут 6,5 миллиона человек - плотность заселения одна из самых высоких в мире. Здесь огромное количество небоскребов. И они, в отличие от пекинских, давят. Фешенебельные здания запросто соседствуют со старыми застройками, от которых во все стороны тянутся веревки с нанизанным на них бельем. Тут совсем не зазорно вывешивать всем напоказ старые линялые трусы и рейтузы.

В центре города - широченное заасфальтированное пространство Народной площади. Здесь устраивали шествия и демонстрации. В 1969 году на площади собралось 2,5 миллиона человек на митинг протеста против Советского Союза. А теперь гуляющие мирно кормят голубей.

На улицах можно увидеть как молодых яппи, так и неформалов. Во время прогулки довелось встретить настоящих китайских панков. У них был весьма траченный вид, несмотря на традиционный ежистый хаер, куртки с шипами, гриндеры и гитары за спинами. Сами - тощие и неухоженные. Когда они попытались сыграть что-то из "Sex Pistols" перед универмагом, мне захотелось подойти и накормить их горячим обедом.

Гулять в Шанхае просто необходимо. Лучше - по Нанкин Лу, главной улице. Яркие витрины, повсюду неоновая реклама. И магазины, магазины, магазины. Нанкин Лу выводит на набережную реки Хуанпу. Когда-то в колониальные времена здесь у входа висела знаменитая табличка: "Собакам и китайцам вход запрещен". Сегодня тут бродят толпы китайцев и иностранцев, любующихся видом ночного Банда.

Тухлые яйца и утиные шкурки

Про китайцев часто шутят, что они потребляют в пищу все, что летает, кроме самолетов, все, что передвигается по суше, кроме трактора, и все, что плавает в воде, кроме подводной лодки.

Китайские повара исповедуют принципы кулинарного искусства, которые сложились еще пять тысяч лет назад. Они любят неожиданные сочетания продуктов: мясо с сахаром и фруктами, водоросли - с орехами, цветочные лепестки - со жгучим перцем, ежей - с пряностями. Для того чтобы сварить бульон, например, могут взять одновременно говядину, птицу и рыбу.

В Китае существует около 14 кулинарных школ, самые известные из которых - шаньдунская, сычуанская, цзянсу-чжэцзянская, пекинская и гуандунская. Последняя - наиболее "экстремальная". В ней используются змеи, полевые мыши, дикие кошки, собаки, морские котики, крокодилы, медвежьи лапы, обезьяньи мозги, птичьи языки. Технология некоторых блюд просто изуверская. При готовке блюда "Жареный карп из озера Куньминху" соскабливание чешуи, разделка, поджаривание и сервировка занимают всего четыре минуты. Когда рыба подается на стол, она все еще открывает рот, а жабры двигаются в течение тридцати минут. Эта агония продолжается даже, когда рыба съедена до костей. Секрет такой живучести в том, что голову рыбы не жарят и центральная нервная система сохраняется. В общем, "Гринпис" отдыхает.

"Королева китайского стола" - утка по-пекински. Вместо утки, правда, приносят утиные шкурки, чему туристы очень удивляются. Зато если вы придете в рыбный ресторан, тут ошибиться сложно: все плавает в аквариумах. Подходишь, выбираешь - и через десять минут тебе уже несут блюдо. Мне, правда, было трудно смириться с тем, что выбранную рыбу на моих глазах убивают башмаком, отчего ее внутренности разлетаются по всему ресторану.

Еще китайцы обожают тухлые утиные яйца. Чтобы приготовить такое яйцо, его нужно продержать в извести 30 дней! Желток у него черного цвета и непередаваемого вкуса. Белок - словно резиновый, почти прозрачный на вид.

В ресторане среднего уровня и ниже китайцы "среднего уровня и ниже" ведут себя совершенно, с европейской точки зрения, по-свински: сморкаются и плюются прямо на пол, туда же скидывают салфетки, кости и объедки, орут на все помещение, особенно, когда выпьют. Кстати, отхаркиваются они и на улицах - громко, вытирая нос и рот рукой. Даже женщины.

Китайцы любят подкладывать друг другу в тарелку еду. А когда приносят счет, между ними разгорается нешуточный спор: кто будет платить. Каждый норовит это сделать за всех, чтобы доказать свое привилегированное положение. Наши соотечественники с удовольствием ходят с китайцами по ресторанам…

Наблюдения за поведением

Китайцы - народ очень крикливый. Их гортанные голоса - единственные в своем роде. Один раз в США произошел анекдотичный случай. Два человека из провинции Гуандун вели мирную беседу, но проходившие мимо американцы подумали, что они вот-вот раздерутся, и вызвали полицию. Полицейские потребовали разъяснений, но два собеседника ответили, что разговаривали "шепотом".

Почему они кричат? Китаец считает, что чем сильнее и выше его голос, тем убедительнее выглядят его доводы.

В стране с населением без малого 1,3 миллиарда человек спортом регулярно занимается более четверти населения. Массовой физкультурой охвачены все учебные заведения, предприятия и учреждения, села, подразделения Народно-освободительной армии Китая, старики и инвалиды. Китайская привычка делать групповую зарядку известна на весь мир. Причем, делают они ее в разное время суток. Многие занимаются в группах и под музыку, но есть и индивидуалы. Есть физкультурники с палками. Они размахивают ими на манер шаолиньских монахов прямо на улицах.

Очень часто можно видеть людей, идущих задом наперед. Наверное, это упражнение для развития вестибулярного аппарата. В каждом городе есть дворики, оборудованные снарядами для шейпинга, доступные для каждого желающего, причем бесплатно. Старички лихо закидывают ногу на высоченные перила, а иногда садятся на шпагат. А поскольку миллионы китайцев ежедневно крутят педали велосипедов по дороге на работу и обратно, ноги у них накачанные.

На фоне повального увлечения спортом, китайцы много курят и пьют. Водка и сигареты продаются везде, хотя качество у них ужасное. В Китае 320 миллионов курильщиков, из которых двадцать миллионов - женщины. Отсюда и большое число "никотиновых смертей". Но никто не предается пагубной привычке на улицах - китайцы предпочитают делать это в спокойной обстановке: в ресторане или баре.

В целом, я довольна своим путешествием. Может быть, я увидела эту страну не с самой романтически-глянцевой стороны, но, в любом случае, впечатлений и воспоминаний поездка оставила массу.

Да. Согласна с предыдушим комментарием, что Пекин давно меркнет перед Шанхаем и Гонконгом, и напоминает Москву 80 годов, где там Автор увидела столько необычного, непонятно, для меня Пекин всегда наоборот только перевалочная база, гораздо интереснее другие китайские города, в данном случае я не имею в виду культурные памятники, коих в Пекине много.
25.07.11 Наталья


действительно, комментарий очень развернутый. но такое ощущение, что автор побывала в Китае лет 10 назад (уж описание Шанхая - точно 10-летней давности, дух коммунизма там не витает, однозначно). хотя, возможно, если прокатиться по стране в плацкартном вагоне, еще и не то покажется.
05.06.10 Ольга


Добрый день, спасибо огромное за такой развернутый комментарий, т.к. я сама планирую ехать без гида и мне было важно понять насколько вообще это возможно и ваш отзыв оказался более, чем решающим в пользу поездки без гида, еще раз спасибо!
01.03.10 Яна

Несмотря на то, что Китай с каждым годом пользуется все большей популярностью у туристов всего мира, отзывы в интернете наших соотечественников о поездках в Китай, мягко говоря, неоднозначны, поэтому давайте поговорим о тех особенностях страны, которые могут быть неприемлемы для некоторых путешественников.

1. Если срок действия вашего загранпаспорта менее 6 месяцев с момента окончания планируемого тура, выбирайте другую страну

В китайском консульстве строго соблюдаются все документальные формальности, поэтому во избежание проблем с получением визы и срыва поездки, лучше не рисковать и позаботиться о новом загранпаспорте заранее.

2. Если вы не готовы к дополнительным хлопотам, связанным с получением китайской визы

Нет ничего принципиально сложного в подготовке документов для получения китайской визы - никаких лишних справок не требуется, только загранпаспорт, анкета, копии российского паспорта, фотография и приглашение с китайской стороны. Консульский сбор под туристическую поездку - 1500 рублей. Более того, если вы планируете отдыхать на Хайнане, то при вылете прямым рейсом из Москвы, виза вообще не нужна!

Горное озеро в Китае

3. Если вы принципиально летаете только на чартерных рейсах, то - увы!

В Китай можно попасть только регулярными рейсами авиакомпаний Хайнаньские авиалинии, Аэрофлот и др. Из Санкт-Петербурга до Пекина самолеты летают по средам, пятницам и воскресеньям. Соответственно, длительность поездки следует «подгонять» под расписание авиакомпании. Время в полете - порядка 7 часов.

Китай

4. Если при поездках на поезде вы привыкли выкупать купе полностью, чтобы чувствовать себя комфортно, то в Китае вам придется летать на самолетах

В Китае невозможно выкупить купе полностью или частично, то есть, если в программе экскурсионного тура запланированы переезды поездом между городами, то вам придется делить четырехместное купе либо с туристами из вашей группы, либо с китайцами. Двухместных купе не существует. Как правило, переезды между городами ночные и длятся примерно 12 часов, например, между Пекином и Сианем.


Один из входов в Запретный город

В случае если этот вопрос для вас принципиален, остается вариант с перемещениями на внутренних авиарейсах. К слову, в Китае очень развито авиасообщение и довольно высокий уровень безопасности полетов. Правила провоза багажа в ручной клади еще более строгие, чем принятые во всем мире.


Китай

5. Если вы не переносите табачный дым, выбирайте другую страну или запасайтесь респиратором

Китайцы очень много курят. Соответственно, практически везде пахнет табаком, в отелях попадаются прокуренные номера, в лобби отелей постояльцы тоже курят. Запрещено курить в купе поездов, в ресторанах можно выбрать помещение для некурящих посетителей.


Китайская глубинка

6. Если вы находитесь на особой диете или очень избирательны в еде, берите любимые (предпочитаемые) продукты с собой

О том, что китайская кухня очень своеобразна, написано и рассказано очень много, но насколько она подходит лично вам, вы поймете только, так сказать, «на месте». Кому-то не хватает мяса - действительно, основа китайского рациона - это припущенные, вареные, тушеные овощи, лапша и рис. Кто-то не переносит острое и соленое. Если в Пекине, Шанхае и других крупных городах еще можно найти адаптированную для европейца еду, то в провинции с этим будет проблема. Привычные нам столовые приборы вы найдете только в крупных городах, в глубинке придется есть палочками. Конечно, и в Китае есть места, облюбованные англичанами и американцами, где и кухня, и остальные удобства на высшем уровне, например, природный заповедник панд, но это, скорее, исключение.


Гигантская статуя Будды, Лэшань

7. Если вы испытывали культурный шок при посещении общественных уборных в бывшем Советском Союзе (или в современной Индии) и больше не хотите увидеть их снова, то выберите для путешествия другую страну

Все общественные туалеты в Китае бесплатные. Туристы, заставшие советские «удобства», увидев китайские - думают «совок». Действительно, очень похоже: две подошвы и металлическая чаша на уровне пола, отсутствие туалетной бумаги и соответствующий запах. Так что тем туристам, которые все же едут в Китай, совет - берите с собой туалетную бумагу и влажные салфетки.

8. Если вы предпочитаете тишину и уединение, и ваше личное психологически комфортное пространство составляет полтора метра - выберите другую страну

В Китае много людей. Даже не так - в Китае ОЧЕНЬ МНОГО ЛЮДЕЙ! Этот факт собственно влечет за собой и множество самых разнообразных следствий, а именно: все постоянно задевают другу друга локтями и другими частями тела, довольно громко разговаривают, поэтому очень шумно, разглядывают с искренним, но совершенно бесцеремонным любопытством все интересное и необычное, например - вас


На фоне Великой Китайской стены

9. Если бюджет вашего путешествия предполагает сумму менее 50 тысяч рублей на человека, то надо выбирать другую страну или брать кредит

Самый бюджетный вариант для знакомства с Китаем - недельный тур в Пекин. На сегодня он стоит от 50 тысяч рублей на человека. Если в пределах недельного пребывания вы хотите посмотреть еще Сиань (терракотовое войско) и Шанхай, рассчитывайте на сумму не менее 70 тысяч рублей на человека. Чтобы не только посмотреть основные города, но и недельку отдохнуть на острове Хайнань, закладывайте в бюджет от 100 тысяч на человека. Очень большой популярностью среди звезд отечественного и международного шоу-бизнеса пользуется лечение в Китае - как в центральной части, так и на острове Хайнань.


Для того чтобы чувствовать себя комфортно при планировании тура и непосредственно в поездке, можно воспользоваться услугой рассрочки платежа, которую предлагает, например, наша компания на срок до 7 месяцев под 0% годовых.


Деревня с рисовыми полями, Китай

10. Если ваш отпуск приходится на период празднования дня образования Китайской республики или Китайского Нового года, поезжайте в другую страну

В Китае есть два грандиозных праздника - это день образования Китайской Народной Республики и Китайский Новый год. В эти периоды - с 28.09 по 04.10 и последняя декада февраля-начало марта (празднуется по лунному календарю, поэтому точных дат нет) - в Китае официальные государственные выходные дни, и все китайцы начинают в массовом порядке путешествовать внутри страны. Цены на отели вырастают втрое, а на туристических объектах начинается столпотворение. Так что лучше запланировать путешествие на другие даты. Идеальное время, особенно для комбинированных туров - это весна и осень, когда на материковой части тепло и на острове Хайнань еще не очень жарко.


Среди других туристов, Китай

В заключение хочу сказать: я уверена, что путешествие в Китай никого не оставит равнодушным. Наши туристы возвращаются из этой многоликой страны с неизменно положительными впечатлениям.


Панда

Если у вас появились вопросы, пишите: [email protected]

Отдельно расскажу о нашем железнодорожном опыте и о том, как мы добывали еду в этой поездке. Все свои перемещения между городами в Китае мы совершали на поездах.

Это были наши требования к блюдам. Хорошо, когда в кафе есть меню с картинками. Мне, в общем-то, нравятся и блюда со сладким соусом, хотя я не могу их есть много. Но Лене они не понравились.

Вообще у китайцев особая любовь к сладкому - даже найти не сладкий хлеб практически не возможно. Хлеб в нашем понимании мы там вообще не нашли.

Все сосиски, какие мы пытались пробовать, хоть внешне и были похожи на наши, но на вкус были гадко сладкими.

Картофель там тоже весь сладкий.

Кстати, китайское пиво нам понравилось.

В итоге у нас сложился свой набор требований к блюдам:

  • 不辣 - búlà - не острое,
  • 不甜 - bùtián или 不加糖 - bùjiātáng - не сладкое,
  • 没有豆腐 - méiyǒudòufu - без тофу.

Еще иногда нужно сказать, чтобы блюдо нам упаковали с собой. Мы просто показывали эту фразу, написанную по-китайски. Пора бы нам уже ее выучить:

请把这到菜给我包 - Qǐng bǎ zhèdàocài gěi wǒ bāo.

Может, вам пригодится в вашем путешествии.

Однажды мы пытались заказать баоцзы. Меню было без картинок. Узрели знакомый иероглиф 鸡 - Jī - курица. Обрадовались - решили заказать баоцзы с начинкой из курицы. Они были вкусными, но курицы мы там не нашли. Там было 鸡蛋 - Jīdàn - яйцо. Мы знали, как это слово звучит, но не помнили, как оно пишется.

Хороший обзор о китайской еде написала хозяйка блога Way2China Анна в статье Что и как едят китайцы .

Успела за 65 минут до вылета. Зареклась подъезжать к вылету на поезде впритык по времени.

УРОК

  • Перед большими переездами-перелетами оставляйте денек в городе вылета - всегда ведь есть, где там погулять, и точно не опоздаете на самолет.