Недостатком воздушного транспорта является. Авиационные грузоперевозки - достоинства и недостатки

Существует 5 основных видов транспорта: автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный и трубопроводный. Значимость каждого из них можно оценить по таким показателям, как протяжённость магистралей, объём перевозок, доходность и содержание транспортных потоков (то есть по составу перевозимых грузов). Рассмотрим каждый из видов транспорта поподробнее.

Автомобильный транспорт.

После II Мировой Войны началось стремительное развитие автоперевозок. Главными причинами такого быстрого подъёма автотранспорта стали присущая ему гибкость доставки по принципу “from door to door” и высокая скорость междугородних перевозок.

Характеристики грузового автотранспорта в наибольшей степени отвечают транспортным потребностям перерабатывающей промышленности и торговли, когда существует необходимость перевозить на небольшие расстояния дорогостоящую продукцию. Практически все перевозки между оптовыми складами и предприятиями розничной торговли осуществляются автотранспортом. 26

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки автотранспорта:

Преимущества автотранспорта.

Возможность доставки грузов “from door to door”;

Обеспечение высокой сохранности груза;

Высокая степень мобильности автотранспорта;

Высокая скорость перевозок;

Экономичность при перевозке грузов на небольшие и средние расстояния (200-800 км);

Отсутствие необходимости накапливания груза вследствие чего отправки становятся ритмичнее.

Недостатки автотранспорта:

Ограниченность использования на большие расстояния;

Ограниченность перевозки массовых партий груза;

Зависимость от дорожной сети;

Достаточно высокая стоимость транспорта. 27

Железнодорожный транспорт.

Железные дороги обеспечивают экономичную перевозку крупных грузов, а также предлагают при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему они занимают практически монопольное положение на рынке транспортных услуг.

Основную долю грузооборота в железнодорожных перевозках составляет вывоз минерального сырья от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. Но помимо этого железные дороги продолжают обращаться к специализации подвижного состава, благодаря чему появились двухъярусные контейнерные платформы, многоярусные платформы для перевозки автомобилей, а также сочленённые вагоны и составы специального назначения. Это позволяет сделать возможной транспортировку практически любых грузов железной дорогой. 28

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки железнодорожного транспорта:

Преимущества железнодорожного транспорта:

Высокая эффективность использования при дальних перевозках;

Относительная дешевизна перевозок в сравнении с автотранспортом;

Возможность доставки “from door to door” за счёт строительства железнодорожных веток и подъездных путей предприятий;

Высокая пропускная и провозная способность транспорта;

Независимость от времени года, времени суток и погодных условий;

Способность перевозки массовых грузов в короткие сроки.

Недостатки железнодорожного транспорта:

Высокие затраты на строительство железных дорог;

Высокие затраты на эксплуатацию и содержание инфраструктуры и подвижного состава. 29

Водный транспорт.

Данный вид транспорта используется для перевозки очень крупных грузов или крупных партий товаров. В водном транспорте принято разделение на глубоководное (морское) и судоходство и внутреннее (речное) судоходство.

Типичными грузами для перевозки по речным путям являются руды, минеральное сырьё, зерно, цемент и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Что касается глубоководных перевозок, то в них также преобладают насыпные грузы такие как уголь, зерно и руды. Водным транспортом в большом объёме осуществляются контейнерные перевозки. Контейнеризация делает проще погрузочно-разгрузочные операции, что является основой для расширения возможностей организации смешанных перевозок благодаря более эффективной перевалке грузов с одного вида транспорта на другой. 30

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки водного транспорта:

Преимущества водного транспорта:

Низкая по сравнению с другими видами транспорта стоимость перевозок (особенно на значительные расстояния);

Мобильность. В зависимости от спроса и предложения на тоннаж, суда легко переключаются с одного маршрута на другой;

Большая грузоподъёмность судов обеспечивает возможность перевоза значительных партий груза;

Неограниченная пропускная способность морских путей;

Незаменимость водного транспорта в силу географических особенностей.

Недостатки водного транспорта:

Зависимость от работы портов;

Ограниченная пропускная способность портов;

Зависимость от климатических условий. 31

Воздушный транспорт.

Данный вид транспорта является менее востребованным по сравнению с остальными в виду высокой стоимости перевозки. Воздушным транспортом возможна перевозка любых грузов в основном не на регулярной основе, а в случае экстренной необходимости или невозможности осуществления перевозки другим видом транспорта. Основными типами товаров, наиболее часто перевозимых авиатранспортом, являются дорогостоящие и скоропортящиеся товары. Когда период сбыта товаров крайне ограничен, воздушный транспорт является самым практичным и выгодным способом транспортировки. 32

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки воздушного транспорта:

Преимущества воздушного транспорта:

Высокая скорость доставки;

Спрямление пути;

Высокий уровень сохранности перевозимых грузов;

Возможность использования в районах, где невозможно использование других видов транспорта.

Недостатки воздушного транспорта:

Слишком высокая стоимость перевозки

Ограниченная грузоподъёмность;

Невозможность перевозки широкой номенклатуры грузов;

Зависимость от климатических условий и наземной инфраструктуры. 33

Трубопроводный транспорт.

Трубопроводы являются важнейшей частью транспортной системы. Их основной задачей является транспортировка сырой нефти и жидких нефтепродуктов. Помимо нефти по трубопроводам также транспортируют природный газ и жидкие химикаты. Данный вид транспорта обладает уникальными свойствами по сравнению со всеми остальными видами транспорта. Трубопроводы работают круглые сутки с перерывами только на смену транспортируемых продуктов и техническое обслуживание. 34 Следует также заметить, что участие человека в транспортировке данным видом транспорта минимально, что значительно снижает переменные издержки.

С точки зрения технико-экономических характеристик можно выделить следующие преимущества и недостатки трубопроводного транспорта:

Преимущества трубопроводного транспорта:

Низкая себестоимость транспортировки;

Герметичность труб. Потери практически исключены;

Высокая автоматизация транспортировки;

Независимость от окружающей среды;

Непрерывность транспортировки.

Недостатки трубопроводного транспорта:

Трудоёмкость строительства трубопроводов. Окупается только на направлении с постоянным грузопотоком;

Использование только в одном направлении;

Объём транспортировки ограничен пропускной способностью;

Если месторождение иссякает, трубопровод становится обычно бесполезным и непригодным в других целях. 35

Относительные характеристики видов транспорта: 36

Характеристики

Железные дороги

Авто-транспорт

Водный транспорт

Трубопроводы

Воздушный транспорт

Скорость

Доступность

Надёжность

Грузоподъёмность

Суммарная оценка

Воздушный транспорт последним вошел в число универсальных транспортных средств, но он имеет большое значение для международных перевозок. Подсчитано, что хотя лишь 1% мирового объема грузов перевозится по воздуху, общая стоимость таких грузов составляет от 20% до 30% общей стоимости всех перевозимых грузов.

В наше время воздушный транспорт состоит из современных самолетов, способных выполнять полеты на огромные расстояния без дозаправки и остановок, что было совершенно невозможно в прошлом. В результате сейчас осуществляются беспосадочные трансатлантические перелеты, а в будущем полеты будут осуществляться еще на большие расстояния.

Преимущества воздушного транспорта:

Очень высокая скорость транспортировки;

Низкая стоимость упаковки;

Теоретическая возможность доставки грузов в любую точку мира;

Минимум повреждений груза;

Минимальный риск хищений груза;

Точность и оперативность доставки грузов.

С другой стороны, к недостаткам воздушного транспорта относятся:

Высокая стоимость перевозок в сравнении с автодорожным и водным видами транспорта;

Ограничения по весу и размеру перевозимых грузов;

Невозможность транспортировки по воздуху некоторых грузов;

Ограниченная грузоподъемность самолетов;

Авис – (от лат.) птица.

Первый научный подход к проблеме полетов мы находим у Леонардо да Винчи (эпоха Ренессанса).

Выдающийся вклад внес в 1876 году капитан морского флота Можайский. В 1893 году братья Райт построили самолет с бензиновым двигателем. Он пролетел 800 метров. В 1913 году русский конструктор Сикорский построил самый большой в мире самолет (4,3 тонны) "Витязь". В 1924 году был построен АНТ. К началу войны СССР имел 62 мировых рекорда в области авиации. ТУ-104 установил за 2 года 26 мировых рекорда.

Технико-экономические особенности воздушного транспорта

Преимущества воздушного транспорта:

Воздушные линии короче по направлению автодорог на 25%, речного транспорта на 40%

Высокая скорость

Требует в 10-20 раз меньше капитальных вложений на основание новых линий

Безопасность движения выше автомобиля в 2 раза.

Недостатки :

Сильная зависимость от погоды

Высокая себестоимость грузовых перевозок (в 100 раз выше, чем на железной дороге)

Авиация значительно загрязняет атмосферу (на 1 пассажиро-километр самолет выбрасывает 386 грамм грязи, автомобиль – 12 гр., железная дорога – 0,6 гр. За один трансатлантический полет самолет сжигает от 35 до 50 тонн кислорода – это столько, сколько потребляет город с населением 15-20 тыс. человек в течение года).

Управление полетами

Для управления страна делится на районы диспетчерской службы. В районе аэропорта управление движением осуществляется АДЦ (диспетчерская служба аэропорта).

Применяется система, представляющая собой радиолокационный и вычислительный комплекс. Этот комплекс дает автоматический сбор, обработку и диспетчеру выдает следующие сведения :

Координаты воздушных судов

Их бортовые номера

Заданная и текущая высота

Скорости полета

Количество топлива.

Передача управления самолетами между смежными секторами происходит автоматически. Каждому самолету устанавливается высота эшелона, по которому он обязан совершить горизонтальный полет по маршруту. Высота нижнего эшелона должна быть не меньше 600 метров от низшей точки земного ландшафта в полосе 25 километров по обе стороны от линии пути.

Преимущества

1. Самая высокая скорость и мобильность из всех видов транспорта. 2. Более простая упаковка, чем это требуется на любом другом виде транспорта.

3. Большая дальность беспосадочных полетов.

4. Более низкие страховые затраты по сравнению с дру­гими видами транспорта.

Недостатки

1. Высокая себестоимость перевозки грузов.

2. Зависимость от погодных условий.

3. Ограничения на перевозку грузов, связанные с их раз­мерами и весом.

4. Экономия вследствие высоких скоростей перевозки может быть сведена на "нет" удаленностью аэропорта от получателя.

5. Возможность повреждений при перевалках (перегруз­ках) грузов.

6. Необходимость создания дорогостоящей инфраструкту­ры и ее поддержания в рабочем состоянии.

Авиационный транспорт раньше считали диковинкой, чем-то недоступным и непривычным для многих людей. Однако тенденции с годами меняются, и теперь воздушный транспорт используют не только для перевозки пассажиров, но и для доставки больших партий грузов на территории одной страны и за ее границы. За очень короткий срок авиационные перевозки грузов получили высокую популярность и признание, благодаря преимуществам по сравнению с автомобильными, морскими и железнодорожными перевозками грузов.

Авиационные грузоперевозки - преимущества

Для авиационных грузоперевозок характерна высокая скорость доставки. Грузоперевозки с помощью воздушного транспорта особенно актуальны при необходимости транспортирования скоропортящихся товаров, ценных вещей, драгоценностей, лекарств и органов для пересадки, которые нуждаются в скорой доставке в пункт назначения.
. Другим достоинством перевозки грузов самолетом является возможность преодоления любых препятствий рельефного характера - гор, пустынь, морей, океанов, пропастей. В данном случае другие виды транспорта не способны конкурировать с воздушными судами.
. Авиационные грузоперевозки обладают надежностью, поскольку попытки порчи или хищения транспортируемых ценных грузов на большой высоте над землей сводятся при таких перевозках к нулю. Редкие случаи каких-либо происшествий с транспортируемым товаром связаны, как правило, с неаккуратным обращением при погрузке данного товара и прохождении процедуры таможенного контроля.
. Надежность доставки повышается с использованием массовых средств мониторинга, позволяющим осуществлять проверку сохранности и состояния транспортируемых товаров в режиме времени-онлайн. Многие заказчики успешно пользуются данной услугой, которая способствует уверенности в отличном результате перевозки.
. При выполнении воздушных перевозок нет необходимости прохождения таможенного контроля на каждой границе. Нужная проверка и соблюдение всех условностей выполняются дважды в процессе авиаперевозки - на месте отправления грузов и по их прибытию.
. Авиационными грузоперевозками можно доставлять самые различные грузы, независимо от их габаритов и тяжести. В транспортный самолет легко погружаются и огромные партии различных строительных материалов, и медикаменты, и металлоконструкции, и прочие грузы.

Авиационные грузоперевозки - недостатки

К недостаткам авиаперевозок грузов можно отнести:
. высокую стоимость. Данные транспортировки грузов доступны не каждому грузоотправителю, их стоимость определяется многими факторами. Самолет является единственным транспортным средством, способным к такой быстрой и качественной перевозке, но данная доставка обходится заказчикам недешево,
. невозможность осуществления воздушным транспортом доставки грузов методом «от двери до двери», что приводит к необходимости использования грузовых автомашин и, как следствие, к дополнительным расходам,
. зависимость таких транспортировок от условий погоды.

При этом на сроки доставки перевозимых грузов могут повлиять грозы, сильные ветры, штормы, поскольку рейсы самолетов в таких условиях откладываются на неопределенное время. Несмотря на недостатки, многие грузоотправители предпочитают использовать для доставки своих грузов именно авиационные грузоперевозки, поскольку самолеты являются универсальными транспортными средствами, дающими возможность очень быстрого транспортирования товаров на далекие расстояния.

Воздушный транспорт - понятие, включающее как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские и технические службы.

Воздушный транспорт является самым быстрым видом транспорта. Основная сфера применения воздушного транспорта - пассажирские перевозки на расстояниях свыше тысячи километров. Воздушный транспорт является самым дорогим, что ограничивает его грузовое применение. В основном авиатранспортом перевозят скоропортящиеся продукты и особо ценные грузы, а также почту. В таких случаях, когда в месте посадки отсутствует аэродром (например, доставка научных групп в труднодоступные районы) используют не самолёты, а вертолёты, которые не нуждаются в посадочной полосе.

В районах Крайнего Севера важную роль играют вертолеты: перевозят грузы и пассажиров на производственные объекты, оказывают срочную медицинскую помощь. Основными центрами авиасообщения являются Москва, Санкт-Петербург, курорты Северного Кавказа, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток, Томск, Симферополь. При этом подавляющая часть пассажирских воздушных перевозок замкнута на московском авиаузле: около 80% авиаперевозок осуществляется из Москвы или в Москву. На начало 2015 года в России действовало 282 аэропорта.

В силу специфичного способа перемещения воздушный транспорт имеет как ряд преимуществ, так и существенные недостатки, что ограничивает его применение в качестве грузового транспорта.

К преимуществам относятся:

1. Высокая скорость.

2. Возможность доставки грузов в изолированные районы (в основном вертолётный).

К недостаткам воздушного транспорта относятся:

1. Высокая цена перевозок.

2. Зависимость от погоды.

3. Требует аэропорты (кроме вертолётного).

4. Малая грузоподъёмность.

В России работу воздушного транспорта контролирует Минтранс, Межгосударственный авиационный комитет и Ространснадзор.

Организация воздушного движения направлена в основном на то, чтобы самолёты своевременно взлетали и вылетали по расписанию, использовали наиболее предпочтительные маршруты полета, соблюдали установленные уровни безопасности полетов и использования воздушного пространства.

Структура и управление воздушным пространством устанавливается в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

Междугородные и международные перевозки воздушным транспортом регулируются целым рядом нормативно-правовых документов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая из них - это документы государственного регулирования авиации, в том числе соответствующие законы, нормы сертификации и правила лицензирования. Вторая категория - авиационные правила, действующие на федеральном уровне. Третья группа нормативных документов - внутрироссийские правила перевозки пассажиров и транспортировки грузов при помощи воздушных судов.

Особенности в работе трубопроводного транспорта

Трубопроводный транспорт - транспортировка по трубам сырья (жидкостей или газов) и продуктов (любых химически стабильных веществ, которые возможно перемещать по трубопроводам).

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50- х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяженности в широтном направлении.

Крупные нефтепроводы:

· Нефтепровод «Дружба» - крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск - Самара - Унеча - Мозырь - Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);

· Альметьевск - Нижний Новгород - Рязань - Москва;

· Нижний Новгород - Ярославль - Кириши;

· Самара - Лисичанск - Кременчуг - Херсон, Снегирёвка - Одесса;

· Сургут - Тюмень - Уфа - Альметьевск;

· Нижневартовск - Самара;

· Сургут - Полоцк;

· Александровское - Анжеро-Судженск;

· Красноярск - Ангарск;

· Сургут - Омск - Павлодар - Чимкент - Чарджоу.

Крупнейшие газопроводы:

· газопровод Саратов - Москва - первый газопровод в России (840 км);

· Ставрополь - Москва;

· Краснодарский край - Ростов-на-Дону - Серпухов - Санкт-Петербург;

· Средняя Азия - Урал;

· Медвежье - Надым - Тюмень - Уфа - Торжок;

· Надым - Пунга - Пермь;

· Уренгой - Сургут - Тобольск - Тюмень - Челябинск;

· Северный поток;

· Крупнейшая в мире система газопроводов Уренгой - Помары - Ужгород - страны Восточной и Западной Европы (4451 км), газопровод, проходящий от Оренбурга через Украину в страны Восточной и Западной Европы.

Крупные продуктопроводы:

· Уфа - Брест с ответвлением на Ужгород;

· Уфа - Омск - Новосибирск;

· Нижнекамск - Одесса.

Строятся газопроводы Бованенково - Ухта, Сахалин - Хабаровск - Владивосток.

Проектируются газопроводы Южный поток, Алтай, Якутия-Хабаровск-Владивосток и Прикаспийский газопровод, нефтепроводы Балтийская трубопроводная система-II, Мурманский нефтепровод и Заполярье-Пурпе-Самотлор.

Нефтегазопроводы обладают следующими преимуществами:

· перекачка нефти, газа и нефте-, газопродуктов на значительные расстояния;

· высокий темп доставки и различная пропускная способность;

· непрерывная работа круглый год (с кратковременной остановкой, в случае ремонта или аварии);

· потери на трассе сведены к минимуму, благодаря конструктивным особенностям трубопроводов и их профилактическому обслуживанию;

· можно транспортировать нефть и нефтепродукты, вязкость которых существенно варьируется;

· эффективное функционирование в различных климатических зонах, в том числе в районах Крайнего Севера и Сибири (для этого подбираются трубы с соответствующими характеристиками);

· высокая степень механизации и автоматизации строительно-монтажных мероприятий при создании трубопроводов;

· комплексное наблюдение и управление за всеми процессами.

Все перечисленные достоинства вызвали всемирное развитие данного способа транспорта. Также этому способствовала разработка новых нефтегазовых месторождений, которые часто находились на значительном расстоянии от районов переработки и потребления данных продуктов топлива.

С совершенствованием технологий возрос не только объем перекачиваемых нефти и газа, но и протяженность, и мощность нефтепроводов. Соответственно, возросли требования к качеству и надежности применяемых труб. Поэтому в большинстве трубопроводов высокого давления используются трубы сварные большого диаметра, полностью удовлетворяющие всем требованиям (за счет качественных характеристик изделий).

Трубопроводный транспорт имеет определенные недостатки:

· высокая стоимость начальных капиталовложений при строительстве нефтегазопроводной сети;

· опасность нанесения ущерба экологии (особенно при транспортировании подводных трубопроводов);

· сложность прокладки трассы в определенных районах.

Все отмеченные преимущества трубопроводной доставки нефти, газа и продуктов переработки сложно недооценить. Существующие недостатки использования трубопроводов устраняются путем повышения качества, как труб и других элементов трубопроводов, так и комплексом мер по их профилактике и обслуживанию.