Астронавт и обезъянка на соборе в саламанке. Пришелец на древнем храме

Вчера я посмотрела фильм канала TuHistory о загадочных предметах из другого времени. Один из сюжетов рассказывает о странном барельефе на стене кафедрального собора в Саламанке.

Я никогда не была в Саламанке, но известно что там есть великолепные по красоте 2 кафедральных собора. Новый собор примыкает к Старому (12-14 века), и этот Новый собор тоже не такой уж и новый, он строился 2 века между 1513 и 1733 годами. И вот на входе в Новый собор среди мелких фигурок барельефов обнаружили нечто странное.

В левом ряду есть фигура напоминающая астронавта, а в правом обезьянку с мороженным. Ну если обезьянку еще как-то можно представить в виде демона со странным предметом в руке, то астронавта иначе никак не получается интерпретировать. Что бы это могло означать? Как мог скульптор 16 века так детально изобразить костюм астронавта? Было ли путешествия во времени? Сновидение будущего? Пришельцы внеземных цивилизаций?

Заинтересовавшись передачей я посмотрела материалы в интернет и в том числе на турбине.
Здесь на сайте как минимум 3 автора написали про этот феномен, хотя их заметки не привлекли особенного внимания.
Две недели в Испании. Часть 5: Саламанка

Саламанка город-университет, город- церковь...
Я для иллюстрации своих мыслей использую фото из этих заметок.

Ну если обезъяну с мороженным можно представить как демона с факелом, то космонавт совсем на демона не похож. Рассмотрим по-внимательней астронавта. Его шлем, шланги, ботинки с грязевым протектором явно из нашей эпохи.

Конечно снаружи соборов в принципе изображали демонов, химер и прочую нечисть, но строгие каноны католического консилиума 30 строго регламентировали внешний вид и предметы, которые можно было изобразить внутри и на стенах церквей. Художник или скульптор не мог просто так нарисовать картинку из кошмара своих сновидений, а должен был согласовать его с церковным советом, и тем более что это не какая-то уединенная церковь, а кафедральный собор.

Но тем не менее фигурка на стене есть, фотографии найденного феномена быстро распространились по миру и вокруг развернулись активные дебаты. Вот какие мне представились варианты:
1. Если это путешественник во времени, то он из недалекого будущего, то скоро изобретут машину времени.
2. Если эта картинка из сновидений какого-то прорицателя времен строительства собора, то как жаль что человечество утеряло эти способности.
3. Если это инопланетянин прилетевший на землю в прошлом, то почему он не попал в рассказы, или картины художников того времени?

Но все-же больше похоже на фальсификацию и подлог.
Туристы стали спрашивать про эту фигурку, гиды начали придумывать истории, отшучиваться, что все-таки сподвигло ученых провести расследование.

Долго копать не пришлось. Достаточно было поговорить с реставраторами. Собор был отреставрирован в 1992 году. На месте осыпавшихся неизвестных барельефов создали новые. В одном из новых было решено "выложить на стену" архитектурного памятника информацию о важном достижении 20 века - выходе человека в космос. Факт согласования эскиза не скрывали, но и не афишировали, по-просту замолчали. Так что, когда через несколько лет обнаружили астронавта - появилась сенсация.

Не знаю как четко сейчас следуют канонам Совета Тридцати при реставрации и строительстве новых церквей, но как минимум новые фрагменты должны быть чем то помечены (в Мексике, например, их окружают цепочкой мелких камней). На фото не видно никаких отличительных знаков реставрации. Наверное кому-то выгодно, чтобы сенсация продолжала жить. Так же в статье нашего коллеги autilin упоминается "ученые из местного универа раскопали эскизы 17 века и там космонавт уже был". Похоже на попытку схватить за хвост уходящую сенсацию. Возможно, что эскизы мозаики не были такими детальными, и на них было что-то похожее, но не настолько явно, и скульптор добавил "живости".

Мировой сенсации не получилось, если не считать сенсацией сокрытие факта модификации изображения при реконструкции.

09.07.2014

Человеку свойственны поиски необъяснимого и загадочного. И даже когда объяснение загадочному явлению уже найдено, всегда находятся люди, которые продолжают верить в «чудесную» природу явления.

Классическим примером такой загадки является старинный кафедральный собор в провинциальном центре Саламанка , расположенном в автономном сообществе Кастилия-и-Леон и с 1985 года входящем в список наследия ЮНЕСКО . Сам храмовый комплекс (один из двух в городе) состоит из двух соборов – старого (Catedral Vieja, XII век) и нового, позднеготического – Catedral Nueva de la Asunción de la Virgen (Новый кафедральный собор Успения пресвятой Девы), строившегося в XVI и XVIII веках.

Но не всех прибывающих сюда туристов манит красота старинного храма. Многие по приезду сразу же устремляются к северному входу в новый собор, где на портале у «дверей Рамоса» (Puerta de Ramos), прямо напротив дворца Анайя, на большой высоте парит в «невесомости»… современный космонавт в полной «боевой» экипировке – скафандре с дыхательным шлангом, шлеме, приборной коробке на груди и ботинках с рифлеными подошвами. Данная фигура даже получила неофициальное название – «Святой космонавт».

Откуда же взялся этот космонавт на стене старинного собора? Объяснение достаточно простое: в 1992 году во время реставрации обветшавших от времени дверей Рамоса один из реставраторов, некто Мигель Ромеро, проявил творческую инициативу, украсив стену подобной фигурой. Далее версии разнятся: кто-то считает, что реставратор таким образом решил подшутить. У других – более прагматичное объяснение: Ромеро, внеся современный элемент на фасад старинного храма, хотел подобным образом увековечить знаковое для ХХ века событие – покорение человеком космоса. А вот кого конкретно изображает фигура, тут версий много. В качестве каменного персонажа фигурируют: первый космонавт планеты, россиянин Юрий Гагарин , первый американский астронавт Джон Гленн, первым из американцев вышедший в открытый космос Эдвард Уайт, первым ступивший на поверхность Луны американский астронавт Нейл Армстронг и т.д.

Тем не менее, очень многие склонны верить в то, что фигура космонавта здесь находилась изначально, а, стало быть, имеет таинственное, выходящее за рамки обычной логики, происхождение. Говорят о том, что шутка реставраторов в данном случае исключается по целому ряду причин. Во-первых, изображение космонавта зафиксировано на гравюрах XIX века. Во-вторых, в старинных рукописях Саламанки якобы имеются сведения о встречах монахов с существами из других миров. В-третьих, реставрация всегда идет по канонам, утвержденным в средние века, а в случае объекта, являющегося наследием ЮНЕСКО, и вовсе требуются дополнительные экспертизы , согласования и разрешения. Говорят также, что и не космонавт это вовсе, а некое адское отродье, коих немало «обитает» на стенах, фасадах и капителях колонн старинных европейских храмов.

В доказательство «чудесной» версии происхождения космонавта приводится целый ряд других аналогичных находок. Например, изображения космонавтов на японских нецке, модель самолета из древнеегипетской гробницы, инкские золотые «самолетики», изображение Дарта Вейдера на Национальном кафедральном соборе в Вашингтоне, а также изображение человека с ноутбуком и мобильным телефоном на мозаике станции метро «Киевская Кольцевая» в Москве, построенной в далеком 1954 году.

Нужно сказать, что на стене собора в Саламанке имеются и другие, менее известные, но не менее любопытные фигуры. Например, фигура улыбающегося дракона с тремя шариками мороженого. Или мальчика с не по-детски развитым мужским достоинством.

Гиды и экскурсоводы не торопятся переубеждать поклонников «чудесной» версии появления астронавта на стене старинного храма. Ведь, самое главное, заинтригованные туристы приезжают сюда, пополняя местную казну.

В Испании есть город Саламанка. Среди его достопримечательностей центральное место занимает городской кафедральный собор. Здание было построено в 1102, снаружи оно украшено множеством скульптур и является прекрасным образцом средневекового зодчества. Но есть среди фигур одна, которая неизменно привлекает внимание туристов.


Обычно гиды говорят, что это реставратор изобразил современного великого астронавта. Причем у каждого гида обычно есть собственная версия. Действительно, в 1990 году в соборе проходили реставрационные работы, и в это время обновлялась и внешняя отделка в том числе.

Но тут возникают некоторые интересные моменты. Например, викарий собора Родриго Соланеллес считает эту фигуру никаким не космонавтом, а традиционным монстром, коими в средневековье украшали внешние стены храма. И при восстановлении храма использовались лишь старинные утвержденные каноны, которые не позволяют вольности вроде попытки увековечить современных героев.

Есть и еще версия, которую поддерживает профессор университета Саламанки Эстебан Санса. Его студентам удалось найти в университетской библиотеке гравюру, на которой четко видно все убранство собора вместе с фигурой космонавта. А гравюра выполнена в начале XIX века. То есть никак не могла эта странная скульптура появиться позже конца XVIII века. Есть среди библиотечных рукописей и запись о встречи монахов Саламанки с существами, у которых кожа была укрыта другой кожей. Вот этот монстр и мог стать прообразом скульптуры. Записи эти датируются эпохой Возрождения.

Астронавт! На стене древнего испанского собора Святого Иеронима, построенного в 1102 году! Такие заметки с соответствующими фотографиями обсуждает блогосфера более 10 лет.

Первое, что приходит в голову - фотошоп, но нет, астронавт настоящий. Фигурка - давно известный в мире артефакт. Она находится в испанском городе Саламанка - украшает один из кафедральных соборов. Правда не тот, который был построен в 1102 году - так называемый Старый собор (Catedral Vieja), а более поздний - Новый (Catedral Nueva), возведенный в период с 1513 по 1733 год. Разница почти в 500 лет, надо сказать, непринципиальная. И в то время космонавтов не было. И все же на стене собора он есть. Да еще в ботинках с рифлёными подошвами...


Сенсация состоялась после того, как современная фотооптика позволила различать мелкие детали великолепного архитектурного убранства на большой высоте, ранее недоступной туристическим фотокамерам.

Вот тогда-то туристы и разглядели среди мифических существ на барельефе того, кого быть там точно не может. А в результате историки и музейные работники вынуждены нервничать и отвечать на простодушные вопросы недоумевающих туристов. Хуже всего то, что специалисты никак не могут выработать единую версию случившегося и не согласовывают друг с другом свои ответы.

Впервые фигуру астронавта заметили в 1995 году, Серхио Аррела, замдиректора музея кафедральногособора заявил, что в 1990 г. скульптор-реставратор Мигель Ромеро позволил себе маленькую «художественную шалость».

Это был самый радикальный ответ - другие отвечающие не решаются заходить так далеко. Потому что следующим вопросом синьору Арелла будет «а сколько вообще маленьких шалостей допущено «скульпторами-реставраторами» и сколько творческой свободы даётся при «реставрации»?» Это чрезвычайно болезненный вопрос, так как весь архитектурный ансамбль центра Саламанки, включая, разумеется, кафедральный собор, ещё в 1985 году, за несколько лет до начала реставрации, взят под охрану ЮНЕСКО как общечеловеческое достояние, то есть признан одним из абсолютных шедевров. Все документы по реставрации памятников такого уровня проходят множество согласований, в том числе международную экспертизу. Поэтому просто добавить в гирлянду средневековых фигур астронавта или кого-либо ещё невозможно.

Понимая, что таких скользких вопросов не избежать, викария собора Родриго Соланеллес занимает диаметрально противоположную позицию:

«Убранство любого католического храма строится в строгом соответствии с церковным каноном, разработанным в раннем Средневековье. Никаких «шалостей» отдельных художников просто не может быть - епархия никогда не утвердит еретический элемент декора».

Другими словами, на боковых вратах собора нет астронавта, а кто думает иначе, тот ошибается. По словам священника, это обычные для Средних веков монстры, каковых снаружи на католических храмах неисчислимое множество. Они, дескать, символизируют исчадия ада, с которыми человек может сталкиваться вне храма, зато внутрь собора им дороги нет.

Впрочем, высказывания викария ещё не самое странное в этой истории. Эстебан Санса, преподаватель философии Университета Саламанки, убеждён, что фигура выполнена никак не позже XVIII века, когда достраивался новый корпус кафедрального собора. Он утверждает, что астронавт есть на гравюре XIX века. Но только вот гравюру общественности не предъявляли.

Кстати, фотография 1995 года показывает астронавта с совершенно целым лицом, а на снимках, сделанных два года спустя, его лицо серьёзно повреждено неумолимым течением времени.

Возможно, именно эти противоречия подогревают интерес к истории, которая не так уж и загадочна. Ведь, в принципе, размещение неких символов, характеризующих эпоху, во время которой проводится реставрация, - весьма распространенная практика. Забавно только то, что скульптор просто выбрал космическую тематику.