Сады замка вилландри. Замок вилландри - неповторимая роскошь и единственный в мире трехуровневый сад

Друзья, давайте поговорим о Франции…Что первое вам приходит на ум? Возможно Елисейские поля, Эйфелева башня, Лувр — вечные символы романтичного Парижа? Они конечно же прекрасны, хотя мне кажется, что настоящий французский дух можно почувствовать в провинции и, поверьте, мало что сравнится по яркости эмоций и впечатлений с неспешным путешествием по долине реки Луара . А уж если вы ценитель истории и архитектуры и страстный поклонник садов и парков, то вам это точно понравится! Французы говорят, что когда Луара достигает поворота в своем движении на север и сворачивает на запад к Атлантике, то перестает быть просто рекой и становится РЕКОЙ ! Она протекает мимо драгоценного ожерелья замков, дворцов и прекрасных особняков. Достопримечательностей здесь так много, что вся долина Луары внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а за обилие великолепных замков и дворцов ее часто называют «Долиной замков».
Сегодня я хочу рассказать об одном из них. Он понравился мне так сильно, что я побывала в нем дважды с перерывом в два года и получила огромное эстетическое удовольствие.

Итак, обязателен к посещению в долине реки Луара — замок Вилландри (Château de Villandry) — грандиозный шедевр садово-паркового искусства и архитектуры.

Вилландри (Château de Villandry) — это последний из великих замков Возрождения, построенных на берегах Луары. Его изысканная архитектура прекрасно гармонирует со знаменитыми трехуровневыми садами.
Впечатления настигают сразу едва попадаешь на территорию замка — кажется, будто бы ты переносишься на много столетий назад. Все вокруг говорит о роскоши, прекрасном вкусе, о желании создать ландшафт, которому нет равных в мире. Замок уникален и интерьеры воссозданы с удивительной точностью, но сегодня предлагаю подробнее поговорить о главном сокровище Вилландри — его знаменитых садах.

Кстати, сады Вилландри созданы в стиле итальянского Ренессанса и являются предшественникам классических французских садов.

Пройдем же в сады…

Великолепные сады располагаются на трёх уровнях, поднимающихся один над другим. Зрелище никого не оставит равнодушным!

Верхний уровень садов — «Водное зеркало» .


Сад воды имеет классическую планировку в стиле Людовика XV и расположен вокруг большого водоема, гладь которого напоминает зеркало, окруженное стриженными липами. Это прекрасное место для спокойного отдыха и созерцания.

Средний уровень- орнаментальные сады Вилландри.

Знаменитый символический сад расположен на уровне гостиных замка. Для того, чтобы полностью охватить его взглядом, лучше подняться на бельведер.
Сверху хорошо видны расположенные внизу четыре квадрата, которые образуют так называемые «Сады любви». Они олицетворяют собой все стадии любви: тут есть страсть и ненависть, нежность и трагедия. Эти оттенки чувств удалось воплотить при помощи массивов стриженных кустарников и цветов.

«Нежную любовь» символизируют сердца, разделенные языками пламени. В центре композиции изгороди из самшита (Buxus) подстрижены в форме бальных масок.
«Страстная любовь» также представлена сердцами, но это уже сердца, пораженные страстью. Они переплетаются между собой в бурном танце любви.
«Непостоянная любовь» – четыре веера по углам, которые воплощают переменчивость чувств. Как же тут без рогов – символа измены и обманутой любви! «Трагическая любовь» олицетворяется лезвиями кинжалов и мечей в память о дуэлях из-за соперничества в любви. Красные цветы бегонии (Begonia) в обрамлении стриженных изгородей из самшита (Buxus) — это аллегория пролитой крови.
С противоположной стороны канала находится «второй салон». Переходим канал.. .
И нашему взору открывается чудесный вид — сад, который воплощает «Аллегорию музыки». Тут можно увидеть лиры, стилизованные музыкальные ноты и канделябры для освещения партитуры. Сиреневая лаванда(Lavandula), нежная перовския (Perovskia) и стриженый самшит (Buxus) переплетаются в причудливые узоры и исполняют идеальную колористическую партию.

Рядом с «садами любви» находятся три больших композиции в форме крестов: в центре находится мальтийский крест, слева от него – лангедокский, а справа — баскский.

Нижний уровень — «сад-огород»

Между замком и деревней раскинулся типичный для эпохи Возрождения «сад-огород». Его образуют девять квадратов одинакового размера с различным геометрическим рисунком.
В них в обрамлении стриженного самшита (Buxus) наливаются различные овощи: морковь, свекла, тыква, капуста, лук-порей. Возникает впечатление, что видишь разноцветную шахматную доску!



Не обошлось в «саду-огороде» и без фруктовых деревьев — это в основном яблони и груши. Композицию нижнего сада дополняют небольшие фонтаны в форме восьмиконечной звезды и уютные беседки с вьющимися розами.

Аптекарский сад

Между «садом-огородом» и церковью расположен аптекарский сад. Это традиционный средневековый сад, где растут ароматические травы, пряности и лекарственные растения.

Лабиринт Вилландри

Лабиринт полон очарования и воплощает аллегорию жизненного пути. Его композиция основана на христианской традиции и в отличие от греческого лабиринта, не имеет тупиков. Поэтому задача посетителя не поиск выхода, а постепенное освобождение от суетных мыслей на пути к Богу (центральному шатру).

Занятные факты о садах Вилландри:

  • В садах растет 1260 лип, 52 км живых изгородей и 900 фруктовых деревьев, которые требуют постоянной стрижки и формовки. Для этого используется штат из 10 садовников с помощниками.
  • В садах Вилландри каждый год высаживается около сорока видов овощей, относящихся к восьми ботаническим семействам, а также 200000 посадочных единиц цветов и ароматических трав, 50% которых выращивают в местных теплицах.
  • Ежегодно в садах проводится две посадки растений: одна – весной (с марта по июнь), вторая – летом (с июня по ноябрь).
  • С 2009 года садовники сада окончательно пересмотрели свои методы ведения сельского хозяйства в пользу “органического земледелия”.
  • Ежегодно в Вилландри разрабатываются новые схемы посадок овощей и цветов, а также строго соблюдается севооборот с трехлетним циклом, чтобы избежать истощения почвы.

Приезжайте в Вилландри! Я уверена, что вам очень понравится чудесный замок, а его сады оставят незабываемые впечатления и вы, так же как и я, захотите увидеть их в разные сезоны.

Замок Вилландри расположен в долине Луары к юго-западу от Тура. Во времена Римской империи на месте замка Villandry была галло-римская вилла«Villa Andriaca», отсюда и происходит его нынешнее название. Во времена Мировингов на этом месте было поселение, а позднее около 1000 года строится замок. Он получает название Colombiers (по - французски голубятня). Замок первоначально состоял из квадратной башни - донжона, позже обнесенного крепостной стеной.

Замок Colombiers был резиденцией кастеляна (chatellenie) замка Тур(Le Château de Tours). Первый известный в истории синьор Colombiers был Geoffroy le Roux, он в 1080 выдал свою дочь Lisoye замуж за Hugues d"Amboise.

История замка Colombiers неразрывно связана с королем Англии Генрихом II.

Последние три года жизни короля прошли в борьбе с королем Франции Филиппом Августом, причем его наследник Ричард Львиное сердце выступал как союзник, а порой как противник отца.

В феврале 1187 году Филипп вторгся в Берри и занял замок Исудён. Ричард выступил ему навстречу, и они встретились у Шатору. Филипп предложил мир и, при помощи папского легата, на два года было заключено перемирие.

В начале 1188 года английский и французский короли вновь встретились и приняли решение вместе отправиться в крестовый поход. Но в середине года, после ссоры отца и сына, вновь возобновилась война, между Генрихом и Ричардом.

18 ноября 1188 года в Боулене встретились Генрих, Ричард и Филипп. Филипп потребовал, чтобы Ричарда женили на Алисе, дочери Людовика VII, а также, чтобы английские бароны признали его наследником Генриха. После того как Генрих отказался, Ричард присягнул на верность Филиппу за Аквитанию, Анжу, Нормандию, Берри и те земли, которые были им заняты в Тулузе. Филипп принял вассальную клятву. До пасхи 1189 года продлилось перемирие. К этому времени Генрих уже страдал от кровотечения язвы.

В результате новой встречи королей в Ла-Ферте-Бернар в 1189 году в ходе обсуждения не было достигнуто никаких результатов. Вскоре после этого Филипп и Ричард предприняли неожиданную атаку. Генрих был, застигнут врасплох в Ле-Мане, он отступил на север к Alençon, откуда он мог скрыться в безопасности в Нормандии. Неожиданно, однако, Генрих повернул на юг в сторону Анжу, погода была очень жаркой, королю становилось все хуже и хуже. Генрих уклонился от противника на своем пути на юг и направился в замок Шинон . Филипп и Ричард понимали, что Генрих умирает, и что Ричард будет следующим королем, и предложили переговоры. Они втроем встретились в замке Colombiers, к этому времени Генрих совсем ослаб и уже был не в состоянии сидеть на лошади. 4 июля 1189 года в Colombiers был заключён мир(Paix de Colombiers), по которому он признал Ричарда своим наследником, пообещал выдать Алису замуж за него, обязался выплатить компенсацию Филиппу в размере 20 тыс. марок и передать ему ключевые замки Турени в качестве гарантии.

Генрих был перевезен в замок Шинон на носилках, где 6 июля 1189 года и умер. Он был похоронен в аббатстве Фонтевро.

Во второй половине четырнадцатого века замок Colombiers в результате брака переходит во владение к семье de Craon, Vicomtes de Châteaudun.

4 марта 1532 года замок приобретает Жан Ле Бретон, государственный секретарь короля Франции Франциска I. Он разрушил большую часть старой крепости, и на ее месте в 1536 году началось строительство нового замка в стиле эпохи Возрождения. Башня La Tour Carrée является единственным остатком древней крепости. Жан Ле Бретон руководил строительством замка Шамбор. Король Франциск неоднократно бывал в замке Colombiers по приглашению Жана Ле Бретон.

В 1619 синьория de Colombiers превращается в маркизат (владение маркиза) для Бальтазара Ле Бретон, а затем в 1639 году замок и прилегающий район меняет название на Вилландри. Бальтазару был пожалован титул «Маркиза де Вилландри». Наконец, в 1758 году маркизат становится собственностью Michel Ange de Castellane, нового владельца замка. Он решил изменить его вид согласно веяниям времени: окна замка украсили арками в итальянском стиле и добавили балконы, а на месте колоннад первого этажа были возведены стены, чтобы обустроить кухни и подсобные помещения.

В начале XIX века замок принадлежал младшему брату Наполеона - принцу Жерому. В 1856 году Вилландри сильно пострадал от наводнения Луары и Шер. Впоследствии замок перешёл к семье Энгерло.

В 1906 году замок приобрел доктор Хоаким Карвальо большой любитель искусства. Он решил вернуть замку Вилландри его первоначальный облик. В Вилландри перестроили аркады и вернули окнам первоначальный вид, а также воссоздали сады. Восстановительные работы не затронули южный фасад и внутренние помещения замка. В настоящее время замок принадлежит Анри Карвальо, правнуку Хоакима Карвальо.

Замок Вилландри отличается от других замков Луары своими удивительными трёхуровневыми садами, аналогов которым нет больше нигде в мире!

Крепость Вилландри на этом месте стояла уже давно, именно здесь 4 июля 1189 года состоялась историческая встреча короля Франции Филиппа-Августа с английским монархом Генрихом II Плантагенетом, в результате которой было подписано мирное соглашение Азэ-лё-Ридо

В XVI столетии здесь поселился Жан ле Бретон - личный секретарь Франциска I, следивший за возведением резиденций Шамбор и Фонтенбло

Ощущая всю свою важность, ле Бретон решил устроиться поудобнее, для чего снёс все древние постройки кроме центрального донжона и возвёл на их месте шикарный ренессансный замок в форме подковы

Строительство замка Вилландри было завершено в 1536 году, что делает его последним ренессансным замком, относящимся к долине реки Луары

Внутренний двор нового замка, окружённый с двух сторон галереей аркад, выходит в сторону Луары, а оба его крыла до сих пор считаются образцом архитектуры Ренессанса

Своими садами Вилландри также обязан королевскому секретарю, который достаточно долго пробыл в Италии в качестве посла, где изучил тонкости искусства озеленения по картинам итальянских художников эпохи Возрождения

В итоге, взявшись за создание уникальных садов, не имеющих пока аналогов больше нигде во Франции, Ле Бретон создал поистине удивительную композицию, состоящую из трёх уровней…

На верхней, представляющей собой водное зеркало, террасе королевский секретарь разбил фруктовый сад с проходящими между деревьями уютными дорожками

На средней террасе, размещённой примерно на уровне первого этажа замка, он устроил так назывемые "Сады любви", о которых речь пойдёт ниже

На нижней террасе шотландец обустроил декоративный огород, на разноцветных клумбах которого тесно ютятся овощи, такие как тыква, капуста, морковь и свекла, и плодовые деревья, среди которых преобладают яблони и груши

Отсюда открывается прекрасный вид на деревню с высокой колокольней романской церкви, а завершают пейзаж невысокие фонтаны в форме восьмиконечных звёзд, первоначально использовавшиеся для поливки растений и деревьев

Одна из террас выходит к Павильону Аудиенций - своеобразной беседке, где можно спрятаться от жары

Сады окружены каналом, служащим одновременно и для орошения, и для обрамления

"Сады любви" Вилландри представляют собой 4 правильных квадрата: северо-западный высажен в форме поражённых стрелами сердец и олицетворяет страстную любовь; в северо-восточном квадрате высажены растения жёлтых оттенков, что должно изображать неверность; юго-западный сектор состоит из разделённых языками пламени сердец, символизируя нежные чувства; юго-восточный квадрат засажен остриями шпаг и кроваво-красными цветами, олицетворяя любовь трагическую. Завершают картину три больших ромбовидных массива на краю террасы, изображающие лангедокский, мальтийский и баскский кресты

Пройдёмся ещё немного по садам Вилландри

Замок Вилландри оставался в собственности семьи ле Бретона более двух столетий, вплоть до 1754 года, когда он перешёл во владение королевского посла маркиза де Кастеллана, который решил "пойти в ногу со временем" и обустроил интерьеры в стиле последней моды XVIII столетия. В итоге прекрасные колоннады на первом этаже были заменены безликими стенами кухонь и коридоров, а изящные ренессансные окна "разнообразили" арками и балконами

Таким замок и дошёл бы до нашего времени, если бы не инициатива доктора Хоакима Карвальо, который решил вернуть неповторимый ренессансный облик Вилландри. Благодаря Карвальо, в 1906 году началась реставрация замка, в ходе которой окнам вернули первоначальный облик, восстановили колоннады первого этажа и заново пересадили роскошные сады. О прихотях маркиза де Кастеллана напоминают теперь лишь переделанные им интерьеры и южный фасад

Пройдёмся немного по замковым интерьерам. Кстати, в большинстве комнат можно встретить такие вот стулья и кресла XVIII столетия, обитые шёлком со знаменитой фабрики в Туре, до сих пор занимающейся производством этой ткани

Столовая, переделанная маркизом де Кастеллана в духе XVIII века потеряла в результате старые гобелены на стенах, которые были заменены панелями времён Людовика XV, а мраморный пол накрыли паркетом

Кухня - самая простая комната замка, с терракотовой плиткой на полу, большим камином и каменной кладкой. Здесь можно увидеть все элементы старой кухни: дубовый стол, медные горшки и кастрюли и тому подобное

Большая известняковая лестница была построена маркизом де Кастеллана во внутреннем дворе, на месте старой восьмиугольной лестницы. На железных перилах можно заметить инициалы маркиза

Спальни первого этажа традиционно предназначались для хозяина и для его гостей. Они также были отреставрированы, но восстановить удалось лишь интерьеры XVIII столетия, т.к. до нашего времени не сохранилось свидетельств о том, как эти комнаты выглядели до переделок Кастеллано

Эта яркая комната в своё время принадлежала младшему брату Наполеона, принцу Жерому, который владел замком Вилландри в течение нескольких лет во время периода Империи. Соответственно, дизайн и мебель этой комнаты выполнены в имперском стиле: мебель из красного дерева, красные шелковые шторы и драпировки, а также военные знаки и копья на стенах

А в этой спальне жила жена доктора Карвальо, Энн Коулман. Здесь можно увидеть портреты трех из шести детей пары

По углам резиденции Вилландри находятся четыре гостиных комнаты, купол каждой из которых был уникален. Потолок восточной гостиной был создан в Толедо в XV столетии и представляет собой узор из многожества слоёв древесины, покрытых позолотой

Во время реставрации Хоакима Карвальо, во дворце восстановили только один из этих потолков, остальные три украшают сегодня выставки престижных международных музеев

Потребовался целый год, чтобы повторно собрать этот потолок от 3 600 отдельных частей. Построенный в мудехарском стиле мавританскими мастерами для своих испанских покровителей, этот потолок комбинирует декоративные элементы как христианского, так и мавританского искусства: францисканские шнуры, ракушки, цветы и королевские гербы перемешаны с причудливыми узорами, позолотой и арабесками

На втором этаже есть две небольших детских спальни с маленькими игрушками, старыми книжками, вышитой одеждой и колыбелью

Башня замка позволяет посмотреть на сад Вилландри с высоты птичьего полёта. Кроме того, отсюда открывается прекрасный вид на долину, по которой Луара и Шер протекают параллельно в течение почти пятнадцати километров. Этот пейзаж входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

«Сад замка Вилландри — один из самых посещаемых садов. Всемирную известность обрел благодаря грандиозному декоративному огороду. Искусство кухонного сада возникло здесь давно.
Немного истории, или как возникло искусство кухонного сада.
...4 июля 1189 года король Англии Генрих II Плантажене явился к королю Франции Филиппу Августу признать свое поражение. В средневековой крепости подписан «Мир Коломбъер» (именно так тогда называли Вилландри).
...Конец XV века. Молодому королю Франции Карлу VIII пришлось отступать в военной компании с Италией. Основной «трофей» — приобщение короля к высокому искусству Возрождения. Он с восторгом пишет герцогу Бурбонскому: «Брат мой, ты не можешь себе вообразить, сколь прекрасные сады видел я в этом городе. Воистину, кажется, что для этого земного рая не хватает лишь Адама и Евы...» Увидев итальянские дворцы и сады, король решает иметь подобные. Так итальянское искусство укореняется во Франции, а с ним и ренессансный парк.

...В средневековой Европе господствуют монастырские сады. Но французским садовникам XVI века необходим сад особый, в котором есть место и розам, и диковинным овощам, привезенным из Америки. Так были объединены два течения — французский монастырский сад и итальянский, а сам сад назвали «декоративный огород».
Вилландри — один из последних замков эпохи Ренессанса на берегу Луары. От старой крепости XII века оставлен лишь донжон и основание, на котором строит новый замок в 1536 г. министр финансов Франциска I Жан Ле Бретон. Раньше он был послом в Риме, а в свободное время изучал искусство садов.
Потомки Ж. Ле Бретона сохранили Вилландри до 1754 г. Затем новый владелец, маркиз де Кастелан, перестраивает и замок, и двор.
...XIX век. Разрушен традиционный сад замка и вместо него создан английский парк. .
...Начало XX века — замок и сад пришли в упадок, подлежат сносу.
Возрождение, или воплощенная история любви к саду.
...1906 год. Вилландри от гибели спас доктор Иоахим Карвалло, испанец по происхождению, дворянин, образованнейший человек. Он был очарован живописной природой этого места, холмами, покрытыми лесом и «обнимающими» старинный замок и дивный сад. Знаток истории и архитектуры, Карвалло принимает решение возродить это имение в духе Ренессанса. Его настолько пленила идея, что он отказывается от блестящей карьеры и посвящает свою жизнь исключительно Вилландри.

18 лет напряженного труда и замок освобожден от наслоения перестроек последних трех столетий. Теперь он выглядит, как вначале XVI века, когда господствовал стиль Генриха IV. Внутреннее убранство отражает вкус хозяина: утонченная испанская мебель XVIII века, фамильная коллекция живописи XVI-XVIII веков с полотнами Гойи, Веласкеса, Мурильо. А еще — достойные удивления своды потолка из мавританской мечети, купленные Карвалло. Их собрали из 3000 фрагментов...
Но больше всего труда вложено в возрождение сада, что и вписало его имя в историю. Суть в том, что ренессансные сады Франции либо пришли в упадок, либо переделаны в барочные. Позже большинство их заменили английские ландшафтные парки. Это разрушило очарование французских садов. Поэтому создание ренессансного сада было ценным выбором.
Скрупулезный, самоотверженный труд, знание истории, поиск исчезнувших эскизов, чертежи Жанна Андруе дю Серсо (лучшего знатока замков и садов тех времен), и результат превосходит все ожидания — Вилландри становится лучшим садом Франции эпохи Ренессанса.
Прогулка по саду, или путешествие в прошлое.
Сад разбит на трех уровнях. Охватить его взглядом можно сверху сторожевой башни, или бельведера. Нижний уровень занимает замок, окруженный глубоким рвом с водой. Перекидные мостики соединяют место для карет, нижний двор с флигелем (курдонер) и замок. В воде множество рыбы. Упитанная и юркая, она выставляет на поверхность свои жадные рты и любопытные глаза, теснит друг друга.

Гостиные замка с южной стороны перетекают в сад, названный «Садом любви». Этот орнаментальный сад полон символов-образов, присущих той эпохе. Красочный партер разбит на 4 квадрата. Первый воплощает «Нежную любовь» — сердца объяты пламенем любви, в центре маски (их одевали на бал, что позволяло вести любые разговоры). Узор соткан из стриженого самшита и заполнен в середине красными цветами. «Страстная любовь» — сердца, пораженные страстью, кружат в вихре танца. «Легкомысленная любовь» — четыре веера по углам символизируют ветреность чувств, между ними рога измен, а в центре письма легкомысленных любовников. Все в желтых цветах — символах измены. «Трагическая любовь» — лезвия кинжалов и мечей дуэлянтов. Красные цветы — пролитая кровь.
Дальше партер продолжают квадраты с лилиями и крестами — символами победы жизни над смертью: Мальтийский крест, крест Лангедока, крест Страны Басков.
Рядом на берегу канала — аллея-пергола, где сквозь гроздья налитого винограда видно «Сад музыки», еще одну самшитовую гостиную. Изображения лир, арф, канделябров тонут в синевато-сиреневом шалфее, лаванде, и кажется, будто голубая дымка поднимается над ними. Виноградная аллея и канал составляют центральную ось парка, разделяя сад орнаментальный и сад овощных культур эпохи Ренессанса — визитную карточку Вилландри.
Кухонный сад, или овощные шахматы.

Овощные сады родом из средневековья. Монахи многих орденов славились, как прекрасные садовники и огородники. Считалось, что такая работа, как никакая другая, очищает душу человека: ведь они имели дело с земным воплощением потерянного рая.
В своих аббатствах монахи высаживали овощи на прямоугольных грядках. Многочисленные кресты огорода напоминают нам об этой давней культуре. Сам огород состоит из девяти квадратных грядок одного размера, но с разным геометрическим рисунком в средней части. Каждый квадрат делится еще на четыре части. Овощи, пряности, словно играют в сказочные шахматы. Синеватый лук, зеленые кудри петрушки, моркови, красная капуста, фиолетовый базилик и листья зеленого салата сочетаются по форме и цвету и рисуют узор грядок.
На перекрестке дорожек овощного сада устроены небольшие фонтаны. В прежние времена они символизировали неисчерпаемый источник веры в Иисуса Христа, а также имели утилитарное значение — для полива и умывания. Фонтаны окружены характерными (полусферическими) средневековыми беседками. Их густо заплели розы. Садишься на скамью в глубине ниши беседки, и тебя накрывает волна аромата... Ласково греет солнце, журчит вода фонтана, глаз радует красочный ковер огорода — настоящий рай. В средние века с растениями связывали аллегорический подтекст, который имел большое значение. Так красные розы воплощали любовь к Богу, белые — печаль Богородицы, желтые — ее славу. Поэтому розами украшали и огороды. Со временем розы, посаженные здесь, стали символизировать монаха, который перекапывает грядку.
План этой части сада Карвалло разрабатывал, учитывая найденные фрагменты изображений огорода бенедиктинских монастырей XVI века. Идея — создание строгих геометрических фигур только из деревьев, кустов, цветов и овощей — блестяще воплощена! Четкий визуальный каркас огорода образован из самшита — длинной 52 км! Каждая грядка — шедевр, обрамленный рамкой — цветочным бордюром. Его дополняет низкая изгородь, вдоль которой посажены яблони кордоны.

Рядом с растениями таблички с названиями и историей их использования. Поражают объемы, скрупулезность работ на грядках на протяжении почти столетия. Сколько терпения, души и любви в них вложено! Ведь каждый год здесь делают две посадки: одну весной (она остается на грядках с марта по июнь), вторую летом — с июня по ноябрь. Каждый год используется около 40 видов овощей (кроме картофеля). Их расположение меняется при каждой посадке, чтобы не истощать почву, и соответствует трехлетней очередности. Строго придерживаются гармоничного сочетания цвета и формы. Все это огромный труд, ведь ежегодно здесь высаживают 250 000 саженцев.
В плену тысячи лип, или старинные стражи семейного очага.
На территории Вилландри владелец замка высадил 1200 лип. Они разделяют части сада, окружают его, либо образуют аллеи. Липовая аллея поражает. Заходишь под ее сень и словно попадаешь в другой мир. Полутень, тишина, таинственность.
Почему именно липу выбрал Карвалло? Еще в древние времена дубу поклонялись мужчины, а липе женщины. В Западной Европе липа посвящена богине Фрее, защитнице семейного очага. Она считалась семейным деревом, под ней собирались для решения общих дел. Ее садили возле замков, на городских площадях. Липа слыла талисманом от молнии. Позже стала еще и символом сельского общества.

Параллельно липовой аллее раскинулся сад лекарственных трав. По канонам средневековья он находится между огородом и церковью. Более 30 видов трав, которые издавна применяли в семейном лечении, высажены на грядках аптекарского огорода.
Маршрут прогулки сквозь лабиринт выводит нас на верхнюю террасу к детской площадке и цветнику в английском стиле. Это царство роскошных, очень высоких трав и цветов.
За плотной стеной лип новый контраст — водный сад. В буленгрине на зеленом бархате газона лежит гигантское зеркало Людовика XV — искусственный водоем, вода которого соединена с каналом. Вокруг партерная зона с небольшими круглыми водоемами, дорожками. Все окружено крутыми склонами с идеальным газоном. Непроизвольно останавливаешься, засмотревшись на эту красоту. И тогда мелькает мысль, — водное зеркало устроено тут, чтобы изысканная красота сада могла собой в нем любоваться.
Наследники Иоахима Карвалло до сих пор живут в замке. Они берегут и продолжают его дело, которое было смыслом всей его жизни».

Замок Вилландри был построен в XVI веке министром финансов Жаном Ле Бретоном на месте старого здания, которое сравняли с землей, оставив фундамент XII века и одну башню, к которой были пристроены новые корпуса. Прежде Жан Ле Бретон был послом в Риме, откуда и перенес традиции и лучшие образцы садового искусства периода итальянского Возрождения. Строительство замка, частично окруженного рвом, закончилось в 1536 г. Таким образом, этот замок считается последним из построенных на Луаре дворцов в стиле Ренессанс.

Большой мощенный П-образный двор, сформированный флигелями, открыт в сторону долины. Главный флигель и два перпендикулярных боковых с открытыми нижними аркадами следуют классическим принципам симметрии, однако на их структуру повлиял фундамент старого замка: боковые флигели имеют разную длину и не совсем параллельны.

Потомки Жана Ле Бретона были хозяевами замка Вилландри до 1754 года, до тех пор, пока он не перешел во владения маркиза де Кастеллана, королевского посла и выходца из знатной семьи Прованса. Маркиз переделал фасады в классическом стиле, надстроил главный павильон, модернизировал интерьеры и разбил новые сады. В XIX веке традиционный сад был разрушен, для того, чтобы создать парк вокруг замка в английском стиле (в стиле парка Монсо в Париже).

В 1906 году Вилландри купил испанец - доктор Иоахим Карвалло, видный ученый (предок нынешнего владельца). Он оставил свою научную карьеру, которой занимался вместе с профессором Шарлем Рише (Нобелевская премия по медицине в 1913 году), и полностью отдался реставрации замка Вилландри. Доктор фактически спас замок, который был на грани разрушения, и воссоздал сады, выполненные в стиле эпохи Ренессанса, которые создавались при Жане Ле Бретоне. Иоахим Карвалло был также основателем в 1924 году «Исторического Дома», первой ассоциации, которая объединила владельцев исторических замков, и инициатором открытия эти памятники архитектуры для широкой публики.

Сады Вилландри сочетают две традиции: готическую - с цветами, лекарственными и пищевыми травами, наилучшие образцы которой представлены в монастырях или частных поместьях, и итальянскую, более декоративную и эстетическую с большим количеством стриженой зелени. В садах Вилландри высажено более тысячи лип, а общая длина живых изгородей составляет 52 км.

Территория поместья Вилландри находится в маленькой долине, через которую протекает ручеек. Долина имеет наклон рельефа, который обусловил создание садов в нескольких уровнях.

Символический сад представляет собой продолжение гостиных замка. Для того чтобы его осмотреть целиком и понять всю истинную красоту и зашифрованный смысл, нужно подняться на возвышенность. Четыре ближайших к зданию квадрата выполнены из кустарника, стриженного в виде фигур-аллегорий любви. Здесь показана любовь в четырех различных ее проявлениях:

- Нежная любовь символизируется сердцами, разделенными языками пламени, и масками, надеваемыми на балах;

- Страстная любовь образуется сердцами, пронзенными стрелами. Самшитовые массивы перепутаны между собой и представляют лабиринт, что ассоциируется с танцем и запутанными сплетениями судеб;

- Непостоянная любовь - это четыре веера по углам, которые символизируют легкость и непостоянство чувств, также тут изображены рога и любовные записки. В этом квадрате преобладает желтый цвет как символ измены и обманутой любви;

- Трагическая любовь показана лезвиями шпаг, а преобладающие летом красные цветы - это символ крови, проливаемой на дуэлях.

Над символическим садом находится сад, расположенный вокруг большого водоема-зеркала и окруженный зеленой стеной. Здесь также есть четыре небольших фонтана, вокруг них расставлены стриженые в виде шаров самшиты в квадратных контейнерах. Это идеальное место для того, чтобы отдохнуть, расслабиться и помечтать. Рядом находится лабиринт из стриженых зеленых стен. Выше расположен огороженный прямоугольный участок, где пасутся домашние животные.

На нижнем уровне расположен огород площадью 12,5 тыс. кв.м. В грядках-орнаментах рассажены капуста, морковь, свекла, бобы, салат-латук и другие овощи. Грядки перемежаются с яблоневыми и грушевыми деревьями, сформированными как шпалеры. Перед растениями установлены информационные таблички с объяснением их символических значений: тыква - плодовитость, капуста - распущенность и т.п. Кроме того, они информируют о лечебных свойствах каждого. Фонтаны, первоначально предназначавшиеся для орошения, составляют дополнительный элемент украшения этого сада. Вокруг фонтанов расположены по четыре скамейки под полукруглыми перголами, увитыми благоухающими розами. Подобная планировка восходит к временам далекой древности.

Рельеф местности позволяет обозревать сады Вилландри с высоты. Это можно сделать с башни замка, откуда открывается перспектива деревни с колокольней романской церкви и вид на долины Луары и Шера. Захватывающим видом можно насладиться и с двух специально устроенных на лесистом склоне балкончиков с балюстрадами.

Замок и сады Вилландри отнесены к разряду исторических памятников. Любой желающий может посетить их во все времена года, как в индивидуальном порядке, так и в группе, сопровождаемой гидом. Также здесь можно отведать традиционные французские блюда в ресторане, расположенном на территории замка.