Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы. Благовещенский мост: драгоценное ожерелье Невы Обозначьте значком второй постоянный мост через неву

Лейтенанта Шмидта мост

(в 1850-1855 Благовещенский, до 1918 Николаевский, в честь императора Николая I), первый постоянный мост через Большую Неву, соединяет площадь Труда (бывшая Благовещенская) с 7 й линией Васильевского острова. Назван в честь П. П. Шмидта. В районе будущего моста был наплавной Исаакиевский мост. В 1843-50 построен постоянный мост, (инженер С. В. Кербедз, архитектор А. П. Брюллов(?) при участии инженера М. Г. Дестрема). Имел 7 пролётов, перекрытых чугунными ребристыми арочными пролётными строениями, и один разводной у правого берега, перекрытый двумя поворотными железочугунными пролётными строениями. Опоры бутовой кладки с гранитной облицовкой. В 1936-38 мост реконструирован (инженер Г. П. Передерий, В. И. Крыжановский, архитектор К. М. Дмитриев, Л. А. Носков). Чугунные арки заменены 3 пролётными неразрезными балочными цельносварными стальными конструкциями. Раскрывающийся 2 крылый пролёт устроен посередине моста. На месте бывшего разводного пролёта сооружён железобетонный свод, облицованный гранитом. На постоянных пролётах сохранены старые чугунные решётки с морскими коньками. Длина моста около 365 м, ширина 24 м. Снятые чугунные арки, усиленные железобетонной плитой проезжей части, в 1953-56 установлены на мосту через Волгу в г. Калинин (Тверь). Около моста, ниже по течению, 25 октября (7 ноября) 1917 стоял крейсер «Аврора» (мемориальная стела на набережной Красного Флота; 1939).

Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. - М.: Большая Российская Энциклопедия .Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А. Я. и др. 1992 .

ЛЕЙТЕНАНТА ШМИДТА мост

Мост Лейтенанта Шмидта -первый постоянный мост через Большую Неву. В начале XVIII века переправа через Неву осуществлялась на лодках, а зимой по льду. В 1727 году был построен первый наплавной мост. Назывался он Исаакиевским, так как вел от расположенной близ Адмиралтейства Исаакиевской церкви на Васильевский остров, к дворцу А. Д. Меншикова. Позднее были построены и другие наплавные мосты через Неву. Перед ледоставом их разбирали, а весной вновь наводили. Начиная с конца XVIII века вопрос о сооружении через Неву постоянного моста возникал неоднократно. В конце 1842 года был утвержден проект восьмипролетного чугунного моста инженера С. В. Кербедза. мост решили построить там, где в Неву впадал Крюков канал. Поэтому часть канала была заключена в трубу и засыпана, после чего перед мостом на левом берегу Невы образовалась Благовещенская площадь (ныне площадь Труда). На правом берегу Невы для удобного въезда на мост расширили набережную. Первый постоянный мост через Неву был закончен постройкой в 1850 году. На церемонии его открытия присутствовало около 50 тысяч человек. Петербургские газеты называли мост «драгоценным ожерельем красавицы Невы», «верхом искусства». И действительно, его сооружение явилось высшим достижением инженерной мысли и техники того времени. Первоначально мост назывался Благовещенским, а с 1855 года - Николаевским. Современное название - мост Лейтенанта Шмидта - присвоено в 1918 году. В этом названии увековечена память о герое первой русской революции, руководителе восстания на крейсере «Очаков» лейтенанте Черноморского флота Петре Петровиче Шмидте (1867-1906). В 1936-1938 годах мост Лейтенанта Шмидта был реконструирован. Перестройка производилась по проекту и под руководством академика Г. П. Передерия и архитектора Л. А. Носкова. Чугунные арочные пролетные строения были заменены стальными конструкциями. Ширина между перилами увеличилась с 15 до 24 метров. Вес всего пролетного строения составлял 9500 тонн, а после обновления - 2400 тонн. Соединяющий центральную часть города с Васильевским островом мост Лейтенанта Шмидта (его длина 331 метр) стал более современным и совершенным сооружением.

Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. - Л.: Лениздат .Горбачевич К. С., Хабло Е. П. 1967 .

е. В 1850 соединил Васильевский остров с Английской набережной. Мост cчитается границей между рекой Невой и началом Финского залива - Невской губой. Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.

История

В 1727 году от современной Исаакиевской площади на Васильевский остров был переброшен плашкоутный мост. Место переправы вблизи нынешнего моста Лейтенанта Шмидта было выбрано Меншиковым, чей дворец расположен на противоположном берегу. Мост, получивший название “Исаакиевский”, просуществовал до строительства моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста .

С 1750-х годов стали появляться первые проекты постоянного моста через Неву. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Санкт-Петербург обходился наплавными мостами.

Первый постоянный мост в Санкт-Петербурге было решено строить между Васильевским островом и Английской набережной. Начало строительству было положено в 1842 году, рождающуюся переправу назвали Невским мостом. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Именно он спроектировал и проконтролировал изготовление знаменитого узора с изображением символов водной стихии: трезубца, раковины и гиппокампа, который и сейчас можно увидеть в ансамбле моста.

Опоры моста было решено оставить без декора, так как "благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости". В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фонари газового освещения изготовили по проекту инженера Д. Цветкова. Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова, но из-за финансовых затруднений от этого пришлось отказаться.


Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом, так как их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь - площадь Трезини.


21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе (около 365 метров). Его назвали Благовещенским, по Благовещенской церкви Конногвардейского полка, находившейся на одноимённой площади (ныне Труда). Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи:
Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.

В 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца.

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...


Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адьютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству". Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.

В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках у Маяковского можно прочесть:
А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.

К 1936 году разводной механизм стало часто заклинивать, что окончательно предопределило судьбу переправы. К тому же, строительство в 1930-х годах Беломоро-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост был практически полностью перестроен. От старого остались только деревянные сваи и литые перила А. П. Брюллова. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличается от всех остальных петербургских переправ через Неву. При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составила 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков. Чугунные конструкции старого моста были перевезены в Тверь, где в 1953-1956 годах были использована при строительстве переправы через Волгу. Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.


Дублёр Благовещенского моста, 2007 год

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. После осмотра конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить. В 2005 году было начато строительство моста-дублёра, разместившегося рядом, выше по течению Невы. Мост-дублёр открылся в мае 2006 года.

Градостроительный проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта был представлен на общественные слушания в конце апреля 2005 года. Генеральным проектировщиком выступил Институт “Стройпроект”. В 2006 году начата реконструкция моста. Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006. В народе его тут же окрестили “сын лейтенанта Шмидта”. В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.

15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа. Металлические конструкции моста-дублёра планировалось использовать при ремонте Дворцового моста в 2010 году.

Мост образца 2007 года

К ремонту моста приступили в октябре 2005 года, немного позже намеченного срока. Обновление Благовещенского моста обошлось городу в 3 млрд 977 млн рублей. Реконструкция моста проводилась организацией Мостоотряд №19 и была застрахована компанией «Гефест» на сумму более 2,47 млрд рублей.

15 августа 2007 года в 10 часов утра состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста - уже под названием «Благовещенский». Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. В связи с этим сооружению было решено вернуть его историческое название.

Хронология реконструкции

В планах строителей на начало июля было сдать мост в постоянную эксплуатацию 11 августа 2007 года, ко дню строителя (12 августа).

В середине июля на мосту завершились отделочные работы и строители приступили к укладке верхнего слоя асфальта.

Результаты двухлетнего ремонта

  • На разводной пролёт моста установлен компактный гидропривод, оснащённый совершенно новыми гидроцилиндрами. Благодаря экономии в массе (часть веса перенесена с разводных на постоянные пролёты моста) при реконструкции моста отпала необходимость в ремонте опор разводного пролёта;
  • Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года;
  • На мосту снято трамвайное движение, установлены барьеры, разделяющие встречные полосы;
  • На переправе, установлены автоматические заградительные барьеры (аналогичные применяемым на железнодорожных переездах) которые ограничат доступ автомобилистов на мост в период разводки;
  • Мост оснастили автоматизированной системой разводного пролёта;
  • Мост-дублёр планировали использовать во время реконструкции Дворцового моста, но вскоре[когда?] мост-дублёр был разобран, вывезен на площадку временного хранения и впоследствии использован при реконструкции Большого Петровского моста.

Фотографии












Благовещенский мост - первая постоянная переправа через Неву. Первые проекты подобных сооружений стали появляться в 1750-х годах. Однако долгое время это было слишком дорогой и сложной инженерной задачей. Нева обладает мощным течением, большой глубиной. Её весенние ледоходы создавали дополнительные трудности. Особую сложность добавляла необходимость создания разводного пролёта для провода мачтовых судов. В результате долгое время Санкт-Петербург обходился наплавными мостами.

Постепенное развитие технологий позволило к середине XIX века накопить опыт в возведении металлических переправ. В 1840-м году инженер Н. И. Богданов предложил проект моста через Неву с пролётными строениями принципиально новой системы - в виде металлических решётчатых ферм с параллельными поясами. Спустя один год молодой инженер путей сообщения Станислав Валерианович Кербедз разработал проект цепного трёхпролётного моста. Его работа получила высокую оценку специальной комиссии, рассмотревшей её 22 мая 1841 года . Однако, инженерам тех лет более надёжной считалась конструкция переправ из чугунных арок. Такие мосты к тому времени существовали уже не один год в Санкт-Петербурге, Кербедз как раз был одним из их строителей. В 1842 году он составил второй проект постоянного моста через Неву - с чугунными арками. 15 октября 1842 года он был утверждён.

Первый постоянный мост в Петербурге было решено строить между Васильевским островом и Английской набережной . Рождающуюся переправу назвали Невским мостом.

6 ноября 1842 года император утвердил "Положение о сооружении в С.-Петербурге постоянного моста через реку Неву ". Согласно этому документу создавался специальный комитет из высших чинов строительного ведомства. Комитет отвечал не только за устройство переправы, но и за благоустройство прилегающей к ней территории, в том числе за строительство Конногвардейского бульвара на месте Адмиралтейского канала, устройство примостных площадей. Положение включало в себя подробный план работ на три года:

"1) Осенью 1842 года устроить все временные сооружения, заготовить машины, инструменты, лесные материалы для фундаментов левого берегового устоя, примыкающих к одному закруглению набережной, и подземной трубы на месте Крюкова канала, набережных на Васильевском острове от Императорской Академии художеств до моста и от оного до 8 линии и первого от Английской набережной речного быка. Как скоро невский лёд будет довольно крепок, приступить к устройству стен, перемычек и к забивке свай, что и привести к окончанию до весны 1843 года. По вскрытии реки, весною будущего года приступить к сломке частей домов г-жи Холодковской и барона Шабо, к устроению подземной трубы и к производству каменной работы быка, устоя и набережен и к осени довести эту последнюю работу до начала чугунных арок. Работы же по устроению подземной трубы окончить к осени 1843 года, кроме устроений мостовой новой улицы, каковую произвести в начале лета 1844 по окончательной осадке насыпи; 2) Осенью 1843 года заготовить материалы для правого берега устоя, для толстого быка вращающегося моста и для двух ручных быков, зимою же с 1843 года и по 1844 год набить сваи и весной приступить к каменной кладке и кончить её до начала арок к осени 1844 года, продолжая притом кладку быка и набережен до их окончательного возведения; 3) Таким же образом с 1844 по 1845 год поступить с тремя остальными быками и кончить притом в течение 1845 года каменную кладку, в предыдущем году начатую. С зимы 1845 до осени 1846 года устроить кружальные подмостки, положить в дело чугунные арки, вращающийся мост с механизмом и привести к совершенному окончанию все остальные работы по верхнему строению моста, так, чтобы езда по постоянному мосту могла быть открыта до времени разведения невских плашкоутных мостов" [Цит. по: 1, с. 134, 135].

Таким образом, мост предполагалось возвести за четыре года. Но на практике срок оказался вдвое большим. Тогда в России велось три обсуждаемых общественностью долгостроя: сооружались Петербурго-Московская железная дорога, Исаакиевский собор и Благовещенский мост. В петербургских салонах говорили, что новая переправа через Неву долго не простоит, развалится, железная дорога будет строиться ещё много лет, а Исаакиевский собор вообще никогда не достроят. В связи с этим возникла такая шутка: "Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят; железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы не увидим, ни дети наши не увидят...

При строительстве Благовещенского моста впервые в практике отечественного мостостроения пришлось забивать сваи в глубину столь быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись при помощи воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили их финляндского гранита, надводную - из сердобольского. Их углубили в русло Невы на 10 метров. Газета "Северная пчела" 16 сентября 1844 года писала:

"Самая постройка моста - дело гигантское. Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительною точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укреплённом сваями грунте" [Цит. по: 2, с. 41].

Пролётов у моста было построено восемь. Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости примерно за 40 минут. Такой принцип развода моста был не нов. Но впервые в мировой практике крылья были сделаны в виде металлических раскосных ферм. Все металлические конструкции переправы изготавливались в России.

При проектировании моста Кербедз большое внимание уделял его внешнему облику. Он писал: "Те части быков, которые по положению своему подвергаются действию воды и ударов льда, оставлены без всякого постороннего украшения, благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости и в соответственности наружных форм усилиям, на них действующим. Равным образом и самые арки, и подарочные части извлекают свою красоту от колоссальности размеров, но верхние части быков, перилы и полукруглые над быками площадки приобретают более благолепия от бронзовых и чугунных украшений, как то: от барельефов, фигур аллегорических, решёток, фонарей..." [Цит. по: 4, с. 255]

В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов . Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени. Фонари газового освещения изготовили на заводе Ч. Берда по проекту инженера Д. Цветкова, утверждённому в январе 1850 года .

Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова. К выполнению этой работы мастера приступили в 1846 году. Для украшения левобережного устоя Клодт создал эскиз конной группы, но было велено "проект отложить". Пименов задумывал целый комплекс из семи аллегорических композиций, посвящённых покорению водной стихии и основным городам и областям Российской империи: Санкт-Петербургу, Москве, Киеву, Новгороду, Сибири. Скульптуры предлагалось установить на опорах разводной части и на левобережном устое. В 1849 году работа Пименова была рассмотрена, после чего тематика скульптурных групп была несколько изменена. Но из-за финансовых затруднений от такого украшения моста пришлось отказаться.

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Существует легенда о том, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом. Их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На Адмиралтейском острове появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала. Со стороны Васильевского острова была значительно расширена набережная, здесь появилась новая площадь - площадь Трезини.

Для проверки грузоподъёмности Благовещенского моста на него втаскивали рельсы, которые из Бельгии, Франции и Англии ввозили морем для строительства Петербурго-Московской железной дороги.

21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Церемония началась с молебна, после которого Николай I с сыновьями прошёл пешком через мост на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске вместе с наследником. В других экипажах следовали другие сыновья царя и муж великой княгини Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский.

Мост стал самым длинным в Европе (298,2 метра), его ширина составила 20,3 метра. Масса металлических конструкция переправы - 95 000 тонн . Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи известного театрала Р. Зотова:

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный...
Он прочен, твёрд, как Русь! Века он простоит
Свидетельством могущества и славы
Усердной, преданной царям своим державы,
На удивление потомков и сынов.
И скажет летопись позднейшая веков:
Тогда был Николай - России повелитель,
А граф Клейнмихель - исполнитель!

В 1854 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя святого Николая Чудотворца.

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:

"Любимая прогулка теперь - Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филигранный, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города..." [Цит. по: 3, с. 14]

Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить.

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адъютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству". Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года в связи с кончиной императора Николая I мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой правобережной части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.

В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер "Аврора" . Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца . Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник . А в строках у Маяковского можно прочесть:

А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.

К 1930-м годам из-за деформации правобережной опоры разводной механизм стало часто заклинивать. К тому же, строительство Беломоро-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. Это окончательно предопределило судьбу переправы. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост Лейтенанта Шмидта был практически полностью перестроен. Его архитектурным оформлением занимался архитектор К. М. Дмитриев. Но не согласившись с утверждённой композиций, от работы он отказался. Дмитриева сменил архитектор Лев Александрович Носков.

Проект капитальной реконструкции переправы был принят в 1936 году, работы начались в апреле 1937 года. Новые механизмы для моста изготовили на Кировском заводе. Для обустройства разводного пролёта (его проектированием занимался инженер В. И. Крыжановский) по середине реки две центральные опоры пришлось несколько расширить. В них разместили механизмы развода и павильоны управления.

От старого моста остались только деревянные сваи и литые перила А. П. Брюллова. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличался от всех остальных петербургских переправ через Неву.

При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста , хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 9 метров шире, его ширина составила 24 метра. Масса новой переправы теперь составляла 2 400 тонн, то есть почти в четыре раза меньше прежней .

На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня, разводным стал средний пролёт. Подъём его крыльев стал производиться всего за 55 секунд. На круглых башнях, стоящих в центре моста, укрепили памятные доски, посвящённые П. П. Шмидту и авторам проекта переправы. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков.

Чугунные конструкции старого моста были перевезены в Тверь, где в 1953-1956 годах были использованы при строительстве переправы через Волгу. Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле .

8 сентября 1938 года проводилось испытание на прочность новых конструкций моста Лейтенанта Шмидта. Для этого на бетонном основании правобережной проезжей части соорудили пять деревянных водонепроницаемых ящиков высотой в один метр и водоизмещением в 900 тонн. Их заполнили водой из Невы, что было равносильно размещению на переправе легковых автомобилей вплотную друг к другу в пять ярусов. Спустя три часа воду из ящиков выпустили обратно в реку, после чего провели такую же проверку левобережных конструкций.

Движение по обновлённому мосту Лейтенанта Шмидта было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.

При реконструкции моста Лейтенанта Шмидта выход Крюкова канала к Неве был заложен. На его месте устроили гранитный спуск к реке.

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. Так как для реконструкции моста отводилось несколько лет, закрытие переправы через Неву на такой срок значительно осложнило бы транспортную ситуацию в прилегающих районах. Поэтому рядом было решено навести временную переправу. Её строительство началось в 2005 году чуть выше по течению реки. Открыт мост-дублёр был в мае 2006 года.

Реконструкция моста производилась по проекту института "Стройпроект". Главными инженерами стали Т. Ю. Кузнецова и Ю. Ю. Крылов, главным архитектором - А. Е. Горюнов. Уже на первой стадии проектирования были решено максимально приблизить облик моста к тому виду, который он имел в середине XIX века. Вместе с тем, новая переправа должна была стать гораздо шире, её ширина увеличивалась с 24 до 37 метров. Этот замысел повлиял на всю стратегию проектирования и на выбор инженерных решений.

После осмотра конструкций было решено снова сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить.

Особые сложности возникли при проектировании нового разводного пролёта. Его ширина и вес значительно увеличивались, что требовало капитальной перестройки соответствующих опор. Но это было крайне нежелательным. В результате проектировщиками было найдено уникальное решение. Тяжёлые крылья были оперты на концы соседних ферм стационарных боковых пролётов. Противовесы (тоже впервые в мостостроении) были изготовлены с использованием свинцовых блоков, что свело до минимума их размеры. Новейшая система гидропривода обеспечила плавность и быстроту подъёма крыльев разводного пролёта, вес каждого из которых составил 515 тонн .

Павильоны, в которых осуществляется управление механизмами разводки, поставленные здесь ещё К. М. Дмитриевым, были сохранены. Но из-за расширения проезжей части их переместили на мощных консолях. Сохранились и прежние фонари. Но их сделали несколько выше, так как увеличивалась ширина моста.

15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа.

Интересно отметить, что по линии Благовещенского моста проходит водораздел между Невой и Финским заливом.

Благовещенский мост соединяет Васильевский остров с частью центрального района Санкт-Петербурга (Адмиралтейского района). Если быть точным - мост соединяет часть Университетской набережной с частью Английской набережной. Благовещенский мост является граничной чертой между Финским заливом (Невской губой) и Невой, кроме того именно этот мост стал первым постоянным мостом в Санкт-Петербурге.

Вид на Благовещенский мост и Исаакиевский собор.

Чугунно-арочный мост через Неву длиной 298,2 м и шириной 20,3 м был сооружен в 1843—1850 гг. по проекту инженера С. В. Кербедза. В то время это был самый протяженный мост в Европе, обладавший к тому же редкими художественными качествами. Ничего удивительного в этом не было, ведь в его архитектурном оформлении принимал участие один из лучших архитекторов того времени — А. П. Брюллов.

Свою историю Благовещенский мост начал в 1727 году, в это время на месте современного моста существовала плашкоутная переправа (мост, состоящий из нескольких «поплавков» в виде барж или судов и налаженной деревянной переправы между этими поплавками). Временная переправа получила название «Исаакиевский». Место для постройки моста было выбрано Меньшиковым, дворец которого находился в непосредственной близости. Мост “Исаакиевский”, просуществовал до строительства нового моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста.

Cооружение Благовещенского моста стало одной из трех грандиозных построек первой половины XIX века наряду с железной дорогой из Санкт-Петербурга в Москву и Исаакиевским собором.



снимок сделан в 1895 году

18 ноября 1842 император Николай I подписал указ о строительстве первого постоянного моста через Неву. До появления Благовещенского моста берега реки соединяли только наплавные мосты. Её проект создал Станислав Валерианович Кербедз. К тому времени Кербедз уже соорудил несколько однопролётных чугунных арочных мостов, отчасти потому и доверили возведение столь сложного на то время инженерного сооружения именно ему. Автором проекта придумал использовать при строительстве арочные конструкции из чугуна. Началось строительство в 1842, строящаяся переправа получила название Невский мост. Строительство решено было вести там, где в Неву впадал Крюков канал.

При сооружении Невского моста была перестроена и прилегающая к нему территория. На адмиралтейской части появилась Благовещенская площадь (сейчас площадь Труда) с Благовещенской церковью в центре. По этой церкви тогда и стали называть мост - Благовещенский. При создании площади часть Крюкова канала была заведена в трубу, таким образом мост был построен строго по оси канала.

Изменилась и набережная со стороны Васильевского острова на правой стороне Невы — она была значительно раcширена , здесь появилась новая площадь - площадь Трезини. Условия, в которых велись работы, оказались чрезвычайно тяжелыми. Грунт был плохой. Для того, чтобы вбивать сваи в глубину реки и вести подводные работы, использовали воздушные колокола.

Николаевская набережная Васильевский остров

Опоры моста было решено оставить без декора, так как "благовидность их должна действительно состоять из одной только непоколебимой устойчивости". В создании художественного оформления моста принял участие архитектор Александр Павлович Брюллов. Он спроектировал чугунные перила, считающиеся одним из лучших образцов художественного литья того времени.

Фонари газового освещения изготовили по проекту инженера Д. Цветкова. Планировалось украсить мост аллегорическими скульптурами по рисункам П. Клодта и Н. С. Пименова, но из-за финансовых затруднений от этого пришлось отказаться.


снимок сделан между 1907-1910 годами

Сооружение первого постоянного моста через Неву стало заметным событием в жизни Санкт-Петербурга. Вокруг строительства стали возникать легенды. Якобы, чтобы заставить строителей работать добросовестно, император Николай I пообещал Кербедзу награждать его повышением в чине за каждый построенный пролёт моста. Говорят, что проект переправы был тут же переработан в сторону увеличения количества этих пролётов. Эти события на самом деле являются вымыслом, так как их хронология была следующей. 22 июня 1841 года Кербедз произведен в майоры Корпуса путей сообщения. Проект моста был утвержден 15 октября 1842 года. 6 декабря 1843 года Кербедз производится в подполковники. Газета «Северная пчела» от 16 сентября сообщает, что сооружение опор моста окончено. 11 апреля 1850 года Кербедз производится в полковники. В это время на мосту ведутся отделочные работы и идет подготовка моста к сдаче в эксплуатацию. 21 ноября Кербедза производят в генерал-майоры, в этот же день происходит торжественное открытие моста.

Вид на Благовещенский мост, 1850.

21 ноября 1850 года состоялось официальное открытие моста для экипажей и пешеходов. Мост стал самым длинным в Европе (около 365 метров). Газета "Северная пчела" по поводу открытия переправы опубликовала стихи:

Красуйся, Русь, отечество святое!
Ты превзошла все древности века!
Там было семь чудес, ты создала осьмое,
И лучше, краше всех! Сильна была рука,
Создавшая нам памятник народный,
Тверда была та воля, как гранит,
Велевшая создать, построить мост подобный.

В 1854 году по проекту А.И.Штакеншнейдера на быке у разводного пролёта была построена небольшая часовня. Её освятили во имя Святого Николая Чудотворца- покровителя мореплавателей .

Часовня Св.Николая-Чудотворца.фото 1900 г. Построена в 1852 — 1854 гг. по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в формах русско-византийского стиля.

Мост был восьмипролетным. Семь пролетов перекрывались пологими чугунными арками, а восьмой, расположенный у правого берега, был разводным. Чтобы чугунные блоки моста плотно прилегали друг к другу, стыки между ними заполняли прокладками из свинца. Это было сделано так качественно, что, когда спустя восемьдесят лет арки моста стали разбирать, в швах не оказалось «ни ржавинки, ни соринки».

Размеры мостовых пролетов постепенно нарастали от берегов к середине реки. Пологость арок была постоянной во всех пролетах, и это придавало силуэту моста легкость и изящность, несмотря на значительную массу его металлических конструкций, которая составляла 95 000 тонн. Береговые устои, выложенные в подводной части из финляндского гранита, а в надводной — из сердобольского, были углублены в русло реки на 10 м.

Разводной пролёт, находившийся у правого берега Невы, соответствовал всем существующим в то время требованиям судоходства. При помощи механического разводного механизма два крыла моста раздвигались в горизонтальной плоскости.

фотография 1903 года

Благовещенский мост быстро стал популярной достопримечательностью города. Один из современников писал:
«Любимая прогулка теперь — Благовещенский мост, драгоценное ожерелье красавицы Невы, верх искусства во всех отношениях! Мост прельщает в двойном виде. Днем он кажется прозрачным, будто филиграновый, легкий как волны, а при полночном освещении является громадною массою, спаивающую между собою два города...


Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова. Акварель В. С. Садовникова ,1851г.

Многих гуляющих по мосту завораживали элементы архитектурного оформления. Например, перила — непрерывный ряд ажурных чугунных секций-панелей между такими же «прозрачными» стойками. В несколько вытянутом обрамленном прямоугольнике заключен орнамент, представляющий композицию, изображающую символы водной стихии в которой акцентирует трезубец на раковине, нему обращены с двух сторон морские коньки с поднятыми кверху хвостами, вплетенные в симметричный растительный орнамент, или, установленные у каждой опоры моста, газовые светильники, выполненные по рисункам инженера Цветкова — стойки в виде колонн коринфского ордера на полом чугунном пьедестале, увенчанные многогранными стеклянными фонарями.

Вид на Благовещенский мост, 1851. Акварель В. С. Садовникова

Особую популярность у прохожих Благовещенский мост получил также благодаря тому, что был единственным металлическим мостом в городе, на котором, как следствие, разрешалось курить, поэтому, в первой время на мосту собиралось очень много курящего народа мужского пола .


Городская легенда

Однажды, проезжая по Благовещенскому мосту, император увидел повозку с грубо сколоченным неокрашенным гробом, едущую в сопровождении лишь двух инвалидов в солдатских шинелях. император остановил свою карету и послал адьютанта узнать кого хоронят. Оказалось, что хоронят "отставного солдата, который более четверти века служил Богу, Царю и Отечеству. Николай I вышел из экипажа и отправился вслед за гробом. Вскоре за ним до Смоленского кладбища уже шла многотысячная толпа.

В феврале 1855 года, в связи с кончиной императора Николая I, мост переименовали в Николаевский.

К началу XX века переправа стала неудобной для новых судов. Разводной пролёт оказался для них узок, к тому же он был обустроен в мелкой боковой части Невы. В 1901 году было предложено несколько инженерных решений переноса разводного пролёта в центр русла, но ни один из них не был воплощён в жизнь. Помешала начавшаяся Первая Мировая война.


В 1917 году за Николаевским мостом у Английской набережной стоял крейсер Аврора. Именно оттуда он произвёл знаменитый выстрел в сторону Зимнего дворца. Об этом событии напоминает находящийся на набережной памятник. А в строках поэмы "Хорошо" у Маяковского можно прочесть:

А из-под Николаевского
чугунного моста,
как смерть,
глядит
неласковая
Аврорьих
башен
сталь.

В октябре 1918 года Николаевский мост переименовали в мост Лейтенанта Шмидта, в честь Петра Петровича Шмидта, руководившего восстанием на крейсере "Очаков" в 1905 году и казнённого за это.

Мост не только радовал петербуржцев своими формами и архитектурными деталями, но и обеспечивал, с одной стороны, транспортную связь частей города, а с другой — пропуск судов. Однако, мосты, как всякая другая живая структура, имеют свойство стареть, причем как в физическом, так и в моральном плане. Строительство в 1930-х годах Беломор-Балтийского канала значительно увеличило транспортную нагрузку на Неве. К тому же, разводной пролет находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и пролетное отверстие были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережной опоры Васильевского острова и системы разводных механизмов вызывала все возрастающее заклинивание поворотных разводных пролетных строений, что привело к необходимости использования при разводке моста буксиров. Эти причины и послужили поводом для реконструкции старого Николаевского моста. По проекту Григория Петровича Передерия в 1936-1939 годах мост был практически полностью перестроен. От старого остались только деревянные сваи и литые перила Брюлова А.П. Сваи не стали менять из-за экономии финансовых средств, сжатых сроков строительства и из-за их отличного состояния несмотря на возраст. Присутствием таких деталей конструкции мост Лейтенанта Шмидта отличается от всех остальных петербургских переправ через Неву. При реконструкции был применён новый метод соединения стальных конструкций - электросварка. Этот метод уже был опробован при строительстве Володарского моста, хорошо зарекомендовал себя и здесь. При ремонте мостовых опор применялся шведский способ подводного бетонирования, что так же было новым в отечественном мостостроении. Для устройства разводного пролета посредине моста две средние опоры были расширены. В них размещены механизмы развода и павильоны управления. Число пролетов осталось прежним — восемь. Старый разводной пролет перекрыт железо-бетонным пролетным строением, оформленным с фасадов под арку, облицованную гранитом. Остальные пролеты моста перекрыты двумя стальными балочными неразрезными цельносварными конструкциями. Разводное пролетное строение — двукрылое. Масса всего металлического пролетного строения нового моста составила 2400 тонн, что в четыре раза меньше старого чугунного.

Длина обновлённого моста Лейтенанта Шмидта составила 331 метр. После реконструкции он стал на 4 метра шире, его ширина составила 24 метра. На месте разводного пролёта у правого берега Невы был построен пролёт из камня. Находящуюся на старом разводном пролёте часовню Николая Чудотворца восстанавливать не стали. К тому времени она превратилась в склад для инвентаря мостовых уборщиков. Чугунные конструкции старого моста, которые были в удивительно прекрасном состоянии, перевезли в Тверь (Калинин), где в 1953-1956 годах они были использованы при строительстве моста-переправы через Волгу.

Фонари со старого моста были установлены вокруг Мемориала борцам Революции на Марсовом поле. Движение по вновь отстроенной переправе было открыто 5 ноября 1938 года. В 1976 году деревянный настил разводного пролёта был заменён на металлические листы.

Фонарь Благовещенского моста.

Вопрос о новой реконструкции возник в 2004 году. После осмотра конструкций было принято решение сохранить старые фундаменты опор, за более чем 150 лет службы они сохранились в рабочем состоянии. Стальные конструкции из-за износа пришлось полностью заменить. В 2005 году было начато строительство моста-дублёра, разместившегося рядом, выше по течению Невы. Мост-дублёр открылся в мае 2006 года.
15 августа 2007 года состоялось торжественное открытие реконструированной переправы. Ей возвратили прежнее название - Благовещенский мост. Для увеличения пропускной способности Благовещенский мост расширили с 24 до 37 метров. Автомобильное движение было открыто на следующий день - 16 августа.


И сейчас Благовещенский мост остается одним из самых больших и красивых мостов Санкт-Петербурга. Сюда, к Благовещенскому мосту, швартуются огромные многоэтажные лайнеры, которые в период белых ночей заходят в Санкт-Петербург в невероятном количестве.





    • Строительство арочного чугунного моста им. лейтенанта Шмидта, б. Николаевского моста, по проекту русского инженера путей сообщения С. Кербедз, было начато в декабре 1842 года и закончено в ноябре 1850 года, т. е. через 8 лет от начала постройки. Стоимость моста составила по исполнительной смете 4,381 тыс. руб. До постройки этого моста на р. Неве существовали лишь одни плавучие мосты на плашкоутах. <…> Находясь 86 лет в эксплоатации, мост имени лейтенанта Шмидта уже давно не удовлетворял растущим требованиям судоходства и городского движения как изношенным состоянием отдельных элементов, так и своими ограниченными размерами. Еще в дореволюционное время при Петербургском округе путей сообщения были составлены два проекта переустройства моста: в 1906 году профессором Кривошеиным (автором Охтенского моста через Неву) и в 1909 году инженерами Витол и Глушковым. Но задача переустройства б. Николаевского моста, очень сложная в техническом отношении, осталась неосуществленной в дореволюционное время. В 1934 году постановлением Совета Труда и Обороны была образована междуведомственная комиссия по вопросу переустройства мостов Ленинграда с точки зрения устранения препятствий для судоходства. Комиссия, рассмотрев представленные четыре варианта переустройства моста имени лейтенанта Шмидта, постановила перестроить разводную часть по второму из представленных вариантов, согласно которому новый разводный пролет располагается у правого берега, но несколько выдвигается в реку. Этот вариант постановлением СТО от 5 сентября 1935 г. было предложено разработать в технический проект и представить на утверждение в Народный комиссариат коммунального хозяйства. Составление проекта было поручено проф. Г. П. Передерий, который в процессе разработки нашел, что приведение в исполнение переустройства моста по намеченному варианту представляет большие трудности, причем исключает даже гарантии успеха самой работы. Эти обстоятельства привели к тому, что, взамен указанного варианта проф. Передерий предложил новый вариант переустройства моста, который принят к осуществлению. Решение, предложенное проф. Передерий, было одобрено президиумом Ленинградского совета и внесено на утверждение правительства. Совнарком СССР 6 мая 1936 г. окончательно утвердил вариант переустройства моста по схеме, предложенной проф. Передерий. Полная длина перестраиваемого моста по верху между устоями получается равной 331 м. Число пролетов остается прежнее. Восьмой правобережный пролет на месте старого разводного пролета, перекрывается железобетонными двухшарнирными арками с гранитной облицовкой. Полотно проезжей части моста устраивается по железобетонной плите из асфальтового бетона, в трамвайном полотне укладываются торцы; тротуары, шириной 3 м каждый, устраиваются асфальтовыми на консолях. При этом полезная ширина моста между перилами тротуаров против существующей увеличивается. Местоположение моста им. лейтенанта Шмидта, как первого моста при входе в Неву в старой части города с законченными архитектурными ансамблями, в окружении замечательных архитектурных памятников, требовало особого внимания при выборе отдельных конструкций и силуэта моста. Если старый мост с чугунными арками, покоившимися на гранитных устоях с пилонами, представлял удачное сочетание инженерной части с внешней архитектурной частью, то новый проект уступает тем внешним качествам, которые были в старом мосте. От старого моста сохраняются решетка (арх. Штакеншнейдер) и фонари {арх. Перетяткович), представляющие собой образцы высокохудожественного чугунного литья. С внешней стороны, для придания большей легкости линиям несколько тяжелой и сухой по очертаниям балки, ей дается некоторая орнаментовка по консолям и нижним поясам. Этим самым она связывается с богатой старой решеткой. Павильоны управления, в виде низких башен, решаются в каменных формах, не доминирующих в силуэте моста и не нарушающих общего городского ансамбля. В декабре 1936 г. были начаты работы по переустройству моста имени лейтенанта Шмидта. Общая стоимость реконструкции моста составит 23 миллионов рублей.

(Смирнов И.А. Переустройство моста им. лейтенанта Шмидта // Архитектура Ленинграда. 1937. № 3. С. 28-31).

Значительной работой была реконструкция моста имени лейтенанта Шмидта, связывающего центральную часть города с Васильевским островом. Старые арочные фермы, возведенные Кербедзом, были заменены новыми, балочными, сварной конструкции, со сплошной стенкой (рис.395). Работы по сварке ферм моста явились крупнейшим в то время достижением в этой области. Для улучшения условий судоходства по Неве железные фермы моста установлены на более высоком уровне, для чего пришлось перестраивать все опоры моста. Разводной пролет моста, располагавшийся раньше около берега, перенесен теперь на середину реки. Старая узорчатая чугунная решетка сохранена и служит связующим звеном между новой конструкцией моста и набережной. Старые чугунные фермы моста были в таком хорошем состоянии, что их применили в Калинине на мосту через р. Тверцу. (Щусев П. В. Мосты и их архитектура. 1952. С. 301)