Монастырь из бисера в крыму. Пещерный бисерный Храм в Крыму


Долина реки Кача, правый берег реки, у села Предущельное невероятно красивые места, еще человек эпохи палеолита тут жил - Качинский навес. Рядом на скале Таш Аир наскальные рисунки Кеми-обинской кльтуры. В скале, в четырех гротах расположен пещерный город Качи-кальон, человек там жил предположительно с IV века. В Качи-кальоне большое количество тарапанов (винодавилен), город специализировался на выращивании винограда. Фото – скит Анастасии Узорешительницы, Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, в ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон. К скиту можно подняться по тропинке, или заехать со стороны Предущельного по грунтовой дороге. Церковь святой Анастасии упоминается в грамоте царя Бориса Годунова, обители была оказана денежная помощь, а также образа и свечи. Точная дата основания пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилась. Предположительно это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка св. епископа Готфского Иоанна со св. Стефаном. Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой. Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. – дата переселения христиан из Крыма. В XIX в. церковь была восстановлена местным помещиком Г. Хвицким и освящена во имя св. Анастасии. Церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы были приписаны к Бахчисарайскому Успенскому монастырю, в 1921 г. эти храмы закрыли. После присоединения Крыма к России начинается восстановление старых церквей. Отремонтировал церковь помещик Г. Хвицкий, которому в 19 веке принадлежала эта земля. Возобновилась служба. У дороги была построена новая церковь, тоже названная в честь святой Анастасии. Указом Синода «О восстановлении церквей и святых мест в Крыму» церковь св. Анастасии и верхняя церковь в обломке скалы объявлены «киновией» и приписаны к Успенскому Скиту. После смерти Г. Хвицкого, церковь по завещанию отошла Успенскому скиту. Свято-Анастасьевская киновия просуществовала довольно долго. В 1921 году Успенский монастырь был закрыт, но Анастасьевская киновия, оказавшись в стороне от бурных политических событий, оставалась действующей до 1932 года. Во времена коллективизации, ее закрыли, а монахов выселили за пределы Крыма. Земли отошли совхозу «Коммунар». Качи-Кальон перестал существовать как населенный пункт.

Красивый вход в скит: на стене, сложенной из бута картины святых.

Еще фото входа в скит


Приехали в скит мы довольно поздно, внутри было совершенно темно, так что внутреннего убранства - многочисленных лампадок из бисера.

Колонна у входа в пещерный храм

Убранство потолка в ските святой Анастасии


Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой, ученицей святого Хрисогона. Её мать — тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя святого Хрисогона она начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям.

Посмотрело: 3152

0

Елена Мялицина
Святая Анастасия Узорешительница.

Анастасия, звук твоих шагов
Воспели ангелы, и небо воссияло.
Сошла в темницы затхлые веков,
И раны гнойные молитвой врачевала.

Так разорвав покровы на бинты,
Отчаявшимся - свет и утешенье.
Оковы страха поснимала ты,
Покой вселяя в души и прощенье.

Господне имя на устах храня,
Дарами не прельстившись, выбрав пытки,
Не потеряла в сумраке ни дня,
В монеты перелив наследства слитки

И раздала их тем, кому беда
Пришла и в двери громко постучала.
Ты о себе не думала тогда,
Лишь чистоту и девство сохраняла..

На эту чистоту польстится жрец -
Но не сбылось над девством надругаться.
Был слепотою поражен с небес,
Пришлось ему со смертью рассчитаться.

Чистейшую из душ - тебя вели,
Между столбов огнём пытать…. Распяли….
И слышно было где-то там, вдали,
Как пели птицы в скорби и печали.

Но сердце, неспроста возликовав,
Не болью наполнялась, а отрадой.
И всю себя до капельки отдав,
Ты получила вечную награду.

Вот лик твой смотрит ласково с икон,
Надежду дарит, свет и утешенье.
Теперь к тебе встаю я на поклон,
От уз просить святого разрешения.

Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. Также недалеко от Бахчисарая есть небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки, носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.

Родилась Анастасия в Риме, в семье богатого сенатора, которого звали Претекстат. Он был язычником, а мать её Фавста тайно поклонялась Христу. Фавста отдала на воспитание Анастасию святому Хрисогону, который был знаменит своей ученостью. Он обучал деву закону Божию и Священному Писанию. Училась Анастасия прилежно и зарекомендовала себя как мудрая и умная. После того как мать Анастасии умерла, отец, против воли дочери, выдал её замуж за Помплия. Под предлогом надуманной болезни Анастасии удалось сохранить в браке свое девство. Вера в Христа никогда не покидала Анастасию, с ранних лет совершала она богоугодные дела. В сопровождении служанки, переодевшись в нищенские одежды, она посещала темницы, подкупала охранников, лечила, кормила узников, пострадавших за христианскую веру, порой выкупала им свободу. Однажды служанка поведала Помплию о похождениях Анастасии, тот жестоко наказал жену и запер её. Во время заточения дева нашла способ связаться со своим учителем Хрисогоном. В тайной переписке он призывал её набраться терпения, духа, молиться и быть готовой ко всему за свою веру к Господу. Хрисогон же предсказал, что в скором времени Помплий погибнет. Действительно, отправляясь в Персию с посольством, муж Анастасии утонул. Получив полную свободу, Святая Анастасия стала проповедовать веру Христову, раздавать свое имущество всем страждущим и нищим.
Благодаря своим подвигам, а также помощи, оказываемой узникам-страдальцам, Святая Великомученица Анастасия получила имя Узорешительницы. Разрешала она своим трудом от тяжких мучений, уз, долговременных страданий многих исповедников Христа.
Христиане в то время, подвергались особо жестокому гонению. Диоклетиан приказал казнить всех узников-христиан. Придя утром в темницу и увидев её опустевшей, Анастасия стала громко причитать, рыдать. Тюремщикам стало понятно, что она является христианкой. Они схватили её и отправили к правителю области. Узнав, что Анастасия принадлежит к знатному римскому роду, направили её на допрос к самому императору. Диоклетиан знал когда-то отца её - сенатора Претекстата. Уговорами император склонял деву к отречению от веры христианской, интересовался наследством, оставшимся от отца. Анастасия призналась, что все состояние она потратила на поддержание узников-христиан. Не сумев сломить волю молодой женщины, император вновь отправил её в Илирию. Правитель области передал Анастасию верховному жрецу Ульпиану. Хитрый Ульпиан поставил Анастасию перед выбором. Роскошь – золото, красивые одежды, драгоценные камни - с одной стороны, а с другой - тяжкие страдания и пытки. Подлое коварство его было посрамлено, дева отвергла богатства и предпочла ради веры своей муки. Господь поддержал Анастасию, продлил её жизненный путь. Лукавый жрец был уязвлен красотой, чистотой Святой Анастасии и решил осквернить её честь. Но только он прикоснулся к ней, как сразу же ослеп. Обезумевший от боли, Ульпиан, сломя голову, помчался к языческому храму, всю дорогу он взывал о помощи к своим идолам, но упал по дороге и испустил дух.

После смерти жреца Святая Анастасия получила свободу, но не надолго.

Святая Анастасия Узорешительница снова попала в темницу города Сирмиума. В течение шестидесяти дней прошла она испытание голодом. И каждую ночь являлась к деве Святая Феодосия, укрепляла дух, ободряла Анастасию. Судья Илирии, видя, что голод не страшен молодой женщине, приказал утопить её с остальными заключенными, среди которых был в те годы гонимый за веру Евтихиан. Заключенных посадили на корабль и вывезли в открытое море. Чтобы судно дало течь, воины-охранники пробили в нем множество отверстий, а сами пересели на лодку и уплыли, оставив страдальцев на верную погибель. Явилась тогда узникам Святая Феодосия, не дала она затонуть кораблю, повела его по волнам к берегу на остров Палмария. Чудом спасенные все сто двадцать заключенных уверовали в Христа, приняли они крещение от Евтихиана и Анастасии. Недолго они радовались свободе, были вскоре схвачены и приняли мученическую смерть за веру. Святая Анастасия Мученица погибла над костром. Её распяли крестообразно между столбами, после этого обезглавили.
Неповрежденное огнем тело Анастасии христианка Аполлинария похоронила в своем саду. По писанию Дмитрия Ростовского, дата гибели Анастасии приходится на 25 декабря 304 года. Случилось это при правлении императора Диоклетиана. После того как гонения на христиан прекратились, над гробом святой девы была выстроена часовня. В 325 году христианство наконец-то стало государственной религией, в то время власть была в руках императора Константина. В память о подвигах Узорешительницы в городе Сирмиуме была возведена церковь Святой Анастасии.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом.
Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной.

Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.
На подворье, находящемся в стадии строительства, набирают силы молодые посадки фруктовых деревьев. В скальный ландшафт вписались оригинальные постройки хозяйственных помещений и келий, деревянная иконная лавка. Напротив нее – скала с иконописью и воротами в храм святой Анастасии. За деревянной калиткой открывается двор. Вдоль каменной лестницы, ведущей к храму, тянется стена великолепных живописных панно.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.
Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

В заброшенной известковой штольне сыро, а значит краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать тем, что приносили верующие - украшения, серьги, бисер, бусы - все то, что уже отслужило когда-то. Монахи кропотливым ручным трудом украсили этот пещерный храм миллиардами бусинок, бисеринок и разноцветных камней. Убранство храма начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Потолок скита святой Анастасии Узорешительницы поделили разделенные чередой висящих лампадок бисерные Вифлеемская звезда и византийский крест. Каждое изделие в бисерном храме красиво и уникально.
Каждый способный к творчеству монах внес свою лепту в украшение скита. Перебирая с любовью каждую бусинку, каждый камушек, создавали и создают иноки вещи, поражающие своей искусной простотой. В пещерном храме святой Анастасии изумительной красоты лампады с бисерными подвесками, и ни одной одинаковой. Часть из них просто украшения, а часть зажигаются во время служб, но только во время торжественного богослужения загораются все. И хотя внутри нет окон, но все залито необычным светом - пламя свечей отражается в каждом бисерном изделии, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Так создается особая, благодатная для молитвы атмосфера. Стоят в храме стасидии - деревянные кресла с откидными сиденьями, высокой спинкой и подлокотниками - на них опираются монахи во время всенощных бдений. На спинках стасидий - десять Божьих Заповедей, вышитых бисером. Храмовые иконы украшены узорными, переливающимися в свечном свете киотами, выполненными из бусинок.

Помимо бисерных поделок, монахи еще варят натуральное мыло и делают сбитень.Здесь также можно купить изготовляемое монахами натуральное мыло ручной работы, бездрожжевой хлеб собственной выпечки и другие изделия братии.С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.
Адрес монастыря:
Россия, Крым, Бахчисарайский район, с. Предущельное.

Как добраться:
Средневековый пещерный монастырь Качи-Кальон находится в 8 км к югу от Бахчисарая. Сюда можно добраться рейсовым автобусом до села Предущельного, сойдя на остановке «Предущельное-2». От Бахчисарая есть и другая дорога. От турбазы «Привал», мимо горы Бешик-тау, через Михайловское лесничество можно выйти на вершину плато Качи-Кальон, откуда открывается редкий по красоте вид на Качинскую долину. На десятки километров просматривается внизу лента шоссе, селения, правильные ряды фруктовых садов, поля, лесистые склоны левого берега Качи - все как на ладони.

В последние годы в крымских горах возрождается множество древних пещерных монастырей . Самый необычный среди них – это скит Св.Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города в окрестностях сел Баштановка и Предущельное.

Монастырь необычен внутренним убранством церкви, которая скорее напоминает буддийские храмы в Азии , чем православные соборы. Несмотря на нетрадиционный подход к оформлению, место популярно среди верующих женщин, поскольку святая великомученица Анастасия Узорешительница считается покровительницей беременных .

Скит на склоне горы Фыцки имеет давнюю историю, уходя корнями в эпоху раннего Средневековья.

Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII веков из Константинополя приходит на юго-запад, и на юг, и на северо-восток.
На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой*.

Согласно житию VI века Анастасия была знатной римлянкой , ученицей святого Хрисогона. Её мать - тайная христианка, воспитала дочь в христианской вере. Святая Анастасия тайно посещала узников-христиан, томившихся в римских темницах и ухаживала за ними. После казни своего учителя девушка начала странствовать, чтобы где можно, помогать христианам, которые подвергались суровым гонениям. Она прошла через Грецию, Македонию; по её прибытии в Сирмиум она была схвачена и после мучений сожжена на костре .

Святая Анастасия -одна из семи женщин, за исключением Девы Марии, чьё имя включено в римский канон мессы.

У восточных славян святая считалась покровительницей беременных , поэтому ей молились во время родов. Именно с этим связывалось прозвище «Узорешительница». Беременность женщины понималась как тяжесть («тяжелая баба»), ноша (беремя - ноша, вязанка), а рождение ребенка как освобождение его из материнского чрева-узилища. Символике узла придавалось большое значение: считалось, что беременная не должна была сматывать веревки, завязывать узлы, сучить нити, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов.

Вернемся же к монастырю возле Качи-Кальона . На протяжении веков скит то расцветал, то снова приходил в упадок. Так длилось до 2005 года , когда, получив благословение настоятеля Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря архимандрита Силуана, сюда приходит иеромонах Дорофей. Уже спустя 2-3 месяца постепенно стали появляться и первые насельники.

С тех пор монахи значительно расширили и расчистили территорию балки, в которой находится обитель.

1.путь к монастырю сложно не найти, поскольку подъем выложен из автомобильных покрышек

2. в конце подъема посетителей встречает источник Святой Софии, Премудрости Божией

3. насколько я понимаю, временные хозпостройки выполнены из металла

4. в скале высечен огромный грот-склад

5. вдали виднеются шинные завалы

6. монашеские кельи

7. фруктовый сад

На сайте скита написано:

Сегодня численность братии невелика, как и предполагает пустынножительство. Вместе со скитоначальником, игуменом Дорофеем, десять человек и до 20 человек трудников в летнее время.
Руками настоятеля и братии украшается храм в византийском стиле. Среди многочисленных лампад ручной работы мы не встретим и двух похожих, каждая из них создана с молитвой, неповторима и уникальна.
По многочисленным просьбам прихожан и паломников монастыря, отец Дорофей благословил на продажу эти изделия монахов, и сегодня их можно приобрести в монастырской лавке.

8. в монастырской лавке- уникальные лампады

9. в монастырской лавке – кресты

10. в монастырской лавке – мечта любой рукодельницы

11. лавка по фасаду украшена такими мозаичными панно

12. стену напротив лавки украшает такая икона

Как нам рассказала работающая в лавке монахиня, над узорами трудится вся братия, когда у кого возникает вдохновение.

13. путь к храму

14. стена по пути к храму

15. рядом со входом в храм в скале вырезана икона Св.Анастасии Узорешительницы

16. вход в храм украшает икона Спасителя, также вырезанная в скале

17. аналой рядом со входом

18. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – полностью завешаны крестиками

19. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – в красных и розовых мешочках хранятся записочки с именами

20. фрагмент колонны по бокам от входа в храм – не только крестики, но и звезды

21. люстра в притворе

Храм расположен в скальном гроте, размером не превышающим автомобильный гараж

22. входим в храм

23. кованый иконостас

24. потолок

25. потолок храма

26. потолок в храме

27. потолок храма

Сегодня одной из основных задач монастырской братии является постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица» в византийском стиле.

как добраться:

  1. на рейсовом транспорте, идущем из Бахчисарая в сторону с.Синапное. Выйти в с. Предущельное (пройти вперед по ходу движения автобуса по трассе) или в с. Баштановка (немного вернуться назад);
  2. найти подъем на Качи-Кальон (промахнуться сложно, прямо на трассе есть указатели);
  3. тропинка на Качи-Кальон уйдет вправо по склону, а вам надо свернуться влево в балку;
  4. подниматься по тропинке, выложенной покрышками.

Будучи в Крыму, мы побывали в уникальном месте - в бисерном храме, единственном в своем роде. Скальных монастырей в Крыму несколько, есть известные и популярные, как Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае. До него мы немного не доехали, т.к. уже темнело, смысла не было ехать, зато попали в небольшой скальный монастырь в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки (каковы названия!), носящий имя Анастасии Узорешительности, христианской великомученицы IV века, которая облегчала ("разрешала") страдания христиан, она же считается покровительницей беременных, а также помогает невинным христианам освободиться из плена или заключения.
В долине Качи-Кальон ("крестовый корабль", скальный массив похож на корму корабля с крестом, сложенным из естественных трещин) находится несколько скальных монастырей. В VI-VIII веках византийскими христианами, бежавшими в Таврию от преследования, здесь был создан большой скальный монастырь, но после землетрясения он разрушился. Затем периодически монахи снова возвращались сюда, монастырь возобновлялся в разные века. Скальная порода очень твердая, как удалось в те времена выбить кельи, никто не знает: возможно, они использовали природные углубления, но и следы применения каких-то орудий видны. Даже сейчас, с помощью современной техники, обрабатывать этот камень чрезвычайно тяжело.

От дороги к скиту ведет долгая и крутая тропа. Чтобы не размывалась почва и можно было подняться к скиту на высоту 150 метров в любое время года, монахи проделали огромную работу: около 650 автомобильных шин выложили ступенями и залили цементом. Путь к скиту превращается в некое паломничество: подняться и спуститься по таким ступеням довольно тяжело, со своим травмированным коленом к концу я поняла, что во второй раз туда уже не поднимусь. Дорогу эту называют ещё "дорогой грешников". Поднимались мы около получаса, благо, что было не жарко, да и тропа проходит большей частью в тени невысоких деревьев.

Скальный монастырь существовал тут много веков с большими перерывами, в 1921 году был закрыт новой властью, хотя, по свидетельствам местных, иноки жили тут до 1932 года. Впоследствии эта территория была объявлена заповедной зоной.
2

Скит Святой Анастасии относится к Свято-Успенскому монастырю г. Бахчисарая.
3

В 2005 году монах Дорофей и единомышленники получили благословение настоятеля Свято-Успенского монастыря архимандрита Силуана и решили восстановить монастырь. Монахи поселились в подземных кельях, где жили и молились. Воду, стройматериалы носили на себе.
4


5

По дороге к скиту находится крошечный храм Святой Софии, внутри которого помещается всего несколько человек. Он был создан в камне, отколовшемся много лет назад от скалы при землетрясении, имеет круглый свод, внутри есть небольшие ниши под иконы, но на входе поставили металлические решетки и просто так попасть в него нельзя.
6

7


8

В середине прошлого века здесь велась выработка камня, но, видимо, слишком дорого давалась добыча, поэтому она была прекращена, затем устроили тут геологический заповедник. Заброшенную штольню после благословения монахи превратили в небольшой храм.
9


10

Поскольку каменные стены сырые, делать росписи было невозможно. Поэтому всё внутреннее убранство храма сделано из бисера. Первое впечатление, когда туда попадаешь, что это какой-то буддистский храм: потолок и стены выложены бисером и бусинами, под низким потолком висят сотни лампадок из бисера. Снимать там не стала, т.к. шла служба, но нашла в интернете видео. На потолке - Вифлеемская звезда и византийский крест, выложенные руками иноков из бисера и бусинок. Вглубь на несколько десятков метров уходит штольня, в которой также ведутся службы.

Видимо, был обвал когда-то, или выработали камень. Впечатляет.
11

Когда поднимаешься наверх, сначала встречает тебя святой источник, вода которого считается целебной. Просят относиться к нему с уважением. Рядом - текст молитвы.
12


13

Новые монахи строят рядом ещё один храм, на дальнем плане виден грот, который углубляют монахи с помощью тяжелой техники. На фотографии слева - небольшая лавочка, где можно купить иконы, мыло с горными крымскими травами, квас, медовуху, справа - вход в действующую церковь.
14

Лесенка, ведущая ко входу в храм.
15


16


17


18

На стенах и дверях строений сделаны с любовью и терпением украшения из камушков, деревянных планок, семян растений и бисера.
19


20


21


22


23

В скалах выдолбили даже небольшие клумбы для цветов.
24

- Убранство церкви начали с лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Взяли их за основу, а потом немного своего добавили, и само украшение храма продолжили в таком же бисерном стиле. Сама природа подсказала нам такой вариант - скала известковая, сырая и, если бы даже хотели сделать роспись, то у нас бы все рано не получилось. А так у нас бисерные панно держатся на стенах и своде пещеры на непромокаемой основе, - рассказывает о храме отец Агафадор.
25

Поскольку окон в этом храме нет, бисерные стены и потолок отражают неяркий подвижный свет церковных свечей и лампад, превращая пространство храма во что-то сказочное и мерцающее. Это способно ввести в транс кого угодно, поэтому уходить из храма во время службы не хочется, душа расслабляется, воспаряет. Запах свечей, блики от бисера, молитвы монахов заставляют забыть о проблемах и задуматься о душе, о Боге в ней.
26

У стены есть несколько высоких кресел с инкрустацией бисером - это стасидии, на спинках которых бисером выложены 10 заповедей. Сиденья откидные, во время многочасовых служб и ночных молитв монахи опираются на подлокотники.
27

Все лампадки уникальные, нет одинаковых, сделаны с любовью из того, что приносят верующие. Впрочем, как и все изделия, которые можно не только посмотреть, но и увезти с собой. В лавке продается так же ароматное мыло ручной работы, масла из крымских растений.
28

Монахи построили гостиницы для паломников и трудников - людей, которые приезжают трудиться за жилье и еду.
29

Трудиться там есть над чем. Небольшое натуральное хозяйство помогает выживать на такой высоте: есть коровы, из молока монахи научились делать творог и сыр, выращивают нехитрые овощи-фрукты. Монахов всего семеро, помогают трудники - люди, которым важно трудиться во имя веры, во имя Бога.
Скотный двор - внизу стоят коровы.
30

Очевидно, это огород. Воду для полива собирают в бочки во время дождей. С водой там проблемы, конечно. Инокам и паломникам приходится нелегко, для победы над гордыней тут есть все условия.
31

В лавочке, где продаются разные поделки - мандалы, иконки, крестики, - я спросила у матушки, женщины лет 80-85, есть ли у них икона святой Софии. Для своей крестницы Софии. Она отвела меня в другую комнату и показала тарелку. Мне она показалась довольно большой, я раздумывала, брать ли, хотелось что-то поменьше.

Матушка, ростом с 10-летнюю девочку, с голубыми глазами, испускающими какой-то добрый человеческий свет, сказала:
- Знаете, монах отец Агафадор пишет эта тарелочки и молится, молится. Она такая намоленная, возьмите, не пожалеете. Для девочки это очень хорошо. Вы водите её на причастие, это так хорошо будет.

Подержала в руках тарелочку, представила, как все эти цепочки-камушки неведомый мне монах выбирал-приклеивал-молился, посмотрела в глаза доброй женщины, и не удержалась.
32

Купила. Бабулечка бережно упаковала мне тарелочку, приложила подставку для неё, я растрогалась очень.
33

В дело идет всё, что приносят паломники, даже циферблат от часов.
От всех поделок веет несуетностью, любовью, терпением, желанием сделать мир лучше.
34

В монастыре начали строить храм во имя иконы Пресвятой Богородицы «Троеручица». Церковь строится в византийском стиле: большая, с куполами и колоколами, светлая – противоположность пещерной часовне. Но его внутреннее убранство тоже сделают бисерным.
35

Нашла в сети ещё одно видео, на котором можно посмотреть внутреннее убранство храма.

Желающие могут побывать в этом ските, принести бисер или ненужные украшения, пожить и поработать в святом месте. Люди там душевные, хорошие, надежные.

Как добраться.

Из Симферополя от автостанции "Западная" каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. Там нужно пересесть на автобус, следующий в направлении села Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка.
На автомобиле: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон. GPS-координаты 44.695169;33.885226.
Контакты:
e-mail: [email protected]
тел.: +79788733850 монах Исидор, +79787971923 монах Дамиан
адрес: Россия, Крым, Бахчисарайский р-н, п. Баштановка

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен - РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через "тропу грешников". Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.

Можно и на машине в объезд - дорога проходит по краю каньона, открывая живописную панораму Качинской долины. Затем через лес, под пение птиц и хруст придорожных веток. Упоительная красота и пьянящий горный воздух - как это возможно всего в десяти километрах от шумного города? И вот скалы расступились, освобождая место для огромного "амфитеатра".

На скальном склоне, словно грибы, "растут" уютные домики-кельи с резными ставнями, мини-библиотека и гостиница для паломников, тут же раскинулся необычный монастырский сад. Каждая стена здесь - настоящее произведение искусства, от пола до потолка все украшено бисером и разноцветными камнями. Сентябрьское солнце отражается от миллиардов бусин и в ущелье сразу становится светлее. Инстинктивно тянусь за солнцезащитными очками и тут же останавливаюсь: нет, на такую красоту хочется смотреть во все глаза.

О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что - решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Храм в старой штольне

В 2005 году в это место пришел иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Он получил благословение настоятеля архимандрита Силуана и начал восстанавливать в заброшенном карьере христианскую обитель. Сначала вдвоем с послушником, а после и с единомышленниками, они начали разбирать завалы и обустраивать храм.

Путь к восстановлению был нелегким: за водой по горам приходилось идти с канистрой за спиной по полтора километра, жить в землянках, поднимать стройматериалы по крутой скале. С верою и молитвой обитель начала благоустраиваться. В пещере скалы монахи устроили храм во имя святой Анастасии Узорешительницы.

Сам скитоначальник — игумен Дорофей — не любит рассказывать о себе и своем жизненном пути, поэтому в провожатые нам направил монаха Исидора. Он пришел в обитель спустя год после отца Дорофея, поэтому о монастыре знает все.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монах Исидор

"На этой территории в середине прошлого века была каменоломня, однако потом ее забросили. А в месте, где сегодня наш храм, располагалась промышленная штольня. Скит небогат, поэтому первые иконы здесь были бумажными. Монахи и верующие молились и трудились, делая общее дело, — рассказывает Исидор. — В заброшенной известковой штольне очень сыро, а, значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому тогда было принято решение украшать тем, что приносили верующие - бусами, серьгами, тканевыми украшениями".

За неторопливой беседой подходим к храму. Вот она - святая святых. Вход в церквушку — через небольшую деревянную пристройку. С порога понимаешь - попал в уникальное место. Внутри горят несколько свечей, однако их сразу не замечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: разнообразные бисерные панно, разноцветные лампады, тысячи крестов из ярких бусин. И это - только "передняя". Доводилось мне бывать в пещерных храмах, но такое вижу впервые.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Убранство в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Неожиданно взгляд падает на те самые кресты, украшающие "прихожую". К каждому из них привязан миниатюрный красный мешочек с завязками. Словно прочитав немой вопрос, монах Исидор поясняет: это - самые сокровенные желания прихожан.

"У нас такая традиция - паломники пишут записки с самыми главными просьбами, прячут их в мешочек и привязывают к кресту, а затем вешают его вот здесь, на входе. Это то, чего они желают больше всего, и это никто не читает, кроме Бога", — говорит Исидор.

В пещере тепло и невероятно тихо. В центре - иконостас, вдоль стен - стасидии (кресло в храмах с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками - ред.), на спинках которых заповеди. По периметру — удивительной красоты иконы. И все это из бисера, бусин и камней. И хотя внутри нет окон, все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждой бусинке, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Дополняют убранство сотни свисающих с потолка лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Именно с них, рассказывает Исидор, началось украшение храма.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Прихожане в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

"Наш игумен Дорофей ездил в паломническую поездку в Грецию и увидел там в храмах много лампадок. По возвращении он начал делать их здесь своими руками, украшая бусами, которые жертвовали прихожанки. Сначала одну, потом еще одну… и сегодня их несколько сотен. Каждая создана руками нашего настоятеля, и ни одна не повторяется", — улыбается монах.

В течение нескольких лет все способные к творчеству монахи и послушники помогали украшать скит. Вслед за храмом в бисер "облачились" стены строений монастыря, церковная лавка, хозяйственные постройки. Монастырь засиял разноцветными огнями. А потом произошел пожар.

Второе возрождение

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Пещерный монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

28 января 2018 года на территории христианской обители произошел страшный пожар — большая часть построек сгорели дотла. Благодаря слаженной работе спасателей МЧС и братии удалось избежать человеческих жертв и отстоять у огня храм. Однако кельи, трапезная с кухней и склады с материалами оказались уничтожены. Спустя несколько дней монахи и верующие, отойдя от пережитого шока, начали разбирать завалы на пепелище и приводить территорию в порядок.

"Помощь приходила со всех концов России - пожертвования, посылки… Большую помощь оказало крупнейшее промышленное предприятие Бахчисарая, они поставили нам стройматериалы для возведения новых построек", — рассказывает Исидор.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монахи за сборкой панно

И в монастыре вновь закипела работа. Он начал возрождаться снова, во второй раз. Из пепла. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. С каждым днем скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. На территории стремительными темпами возводятся новые деревянные строения, и каждое из них также украшают разнообразными панно и бисерными иконами. В скиту рядом с действующим, к счастью, сохранившемся при пожаре храмом, начата постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". Он также будет находиться в горе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Место строительства храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица" под Бахчисараем

"По проекту мы здесь построим второй храм, а возле него, где сейчас работает техника, будут новые здания - большая трапезная, монашеские кельи и другие постройки. Вместе со строителями и братией их возводят паломники и трудники - люди, которые живут и работают при монастыре", — рассказывает Исидор.

Пока одни трудятся "в полях", другие - создают украшения и иконы в так называемых церковных цехах. Работа не прекращается ни на минуту. Тяжелую и творческую берут на себя монахи и послушники, более легкую - например, уход за садом и огородом - доверяют паломникам. Пока их немного, сетуют в монастыре, да и те в основном приезжие — из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. Зато приезжают гости со всех уголков России, из Украины и даже Белоруссии.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Иконы в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Пока мы неспешно прогуливаемся между кельями, нас обгоняет очередная группа туристов.

"Мама, а это все настоящее? Не нарисованное?" — спрашивает один из них, школьник лет 8-10, спешащую за ним женщину.

"Настоящее, конечно, ручная работа. Ты что - экскурсовода не слушал?" — удивляется мама.

"Подождите, вы еще храм не видели, — спешит за ними экскурсовод, седовласый мужчина лет пятидесяти. — Там так красиво и необычно, такого больше нет нигде в мире".

Невольно услышав диалог улыбаюсь. Действительно, такого храма видеть мне не доводилось. То ли еще будет, говорит монах Исидор, после окончания строительства и без того уникальный в своем роде монастырь станет еще более красивым и необычным. Еще одной жемчужиной Крыма. Однако когда это будет - пока сказать сложно. Здесь не загадывают и сроки не ставят, провожая нас, говорит монах. И возвращается к работе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Восстановление пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Тихое, спокойное, намоленное место. Говорят, что у каждого человека есть свое, индивидуальное место силы, в котором ему бывает хорошо и спокойно. Это место стало таким для многих.