История Каппадокии – “Страна прекрасных лошадей”. Чем славится Каппадокия? Церкви и храмы

История Каппадокии, уходит в глубь веков. В течение многих столетий люди устремлялись в Малую Азию, а отсюда рассеивались по всему свету. Европейские и азиатские завоеватели пересекали эту землю из конца в конец, оставляя после себя уникальные культурные памятники, многие из которых дошли до наших дней. Правда, нередко лишь в виде развалин. Но и последние способны заговорить и немного рассказать, например, о древнем могущественном государстве на территории современной Каппадокии - царстве хеттов. Именно с Хеттов и начинается история Каппадокии.

Каппадокия в составе Хеттской и Персидской империй

В XVII веке до н. э. его властитель Хаттусили I сделал своей столицей город Хаттушаш , который потомки его украсили храмами и скальным святилищем Язылыкая . Держава скотоводов, писцов и солдат просуществовала около тысячи лет. Шесть веков боевые колесницы хеттов ужасали народы Малой Азии. Их стремительный бег едва смогли остановить Вавилон и Древний Египет. Но царства не вечны - около 1200 г. до н. э. империя хеттов пала под натиском “морских народов” и фригийцев, оставив нам лишь развалины циклопических стен и бесценную коллекцию клинописи.

Пришедшая им на смену персидская эпоха , растянувшаяся до вторжения Александра Македонского в 336 г. до н. э., также небогата историческими памятниками. Персы больше известны своими разрушениями, а не строительством. Хотя в Каппадокии , где селилась знать, их культура просуществовала на несколько столетий дольше, чем на остальной части древней Анатолии . И кстати, само название восходит к персидскому “катпатука” , что значит “Страна прекрасных лошадей.

Греко-Римский период в Каппадокии

Александр Великий промелькнул в истории подобно метеору. За невероятно короткое время - одиннадцать лет со дня вторжения и до своей смерти - он сумел не только освободить Анатолию от персов, но и способствовал стремительному распространению греческой культуры. Не избежали этой участи и государства Каппадокии - греческий язык и литература стали постепенно вытеснять анатолийские языки. Сначала зажиточные классы, а затем и крестьяне начали пользоваться греческим в качестве основного средства общения. Конец непрерывным междоусобным войнам, начавшимся после смерти Александра Македонского , положил Рим , который со 190 г. до н. э. медленно, но верно присоединял Анатолию к своей огромной империи.

В 17 году н. э. Тиберий сделал всю область Тогда же центральный город Мацака стал называться Цезарией или Кесарией. Сегодня это город Кайсери . Говоря о Каппадокии , невозможно оставить в стороне . Зародившись в римской Палестине, оно удивительно быстро закрепилось в этих местах, что в значительной степени было результатом миссионерской деятельности Святых Петра и Павла, живших и проповедовавших в то время на землях Анатолии.

Византийский период в Каппадокии

Как “страна церквей”, как духовный центр всей Анатолии просуществовала вплоть до XI века. Византийская империя дряхлела. Бесчисленные набеги тюркских племен подрывали ее могущество. При императоре Романе IV Диогене в 1071 г. произошло решающее сражение с армией турок-сельджуков Несмотря на огромное численное превосходство над нерегулярной турецкой конницей, византийские войска были разгромлены. Сам Диоген попал в плен и купил жизнь за счет части своих земель. К их числу принадлежала … Надо отдать справедливость - сельджуки были довольно терпимы к христианам и христианству, и монастыри вполне могли продолжать существование. Однако связи с греческим миром были разорваны, коммуны стали распадаться, и большая часть их обитателей занялась земледелием.

История Каппадокии во времена Сельджуков и Османов

Сельджуки исповедовали ислам, и с их появлением на территорию Каппадокии пришла новая религия. Именно с этого момента последователи Магомета начали победное шествие по всей Анатолии, сделав временной столицей город Конью , входивший тогда в состав каппадокийских земель. Султан Аладдин Кейкубат собрал в нем выдающихся художников, ученых и теологов своего времени. А чуть позже в городе возвели первые мечети и медресе. Но культурный подъем закончился внезапно и несчастливо: в поисках “последнего моря” в Анатолию забрели неразборчивые орды Чингисхана. В те времена, когда монголы хозяйничали в Анатолии, отряд отступавших сельджуков, под командованием султана Аладдина, неожиданно был атакован ими и полностью окружен. На выручку изумленному Аладдину пришли не известные никому ранее воины. Монголы отступили, а благодарный султан немедленно поинтересовался именем командира храбрых всадников. “Эртогрул, отец Османа”, - ответил воин. Так описывает легенда появление Эртогрула с четырьмястами сорока четырьмя всадниками и собственно, всей Османской империи… В конце XIII века османы стали последними завоевателями Анатолии. Великая Османская империя просуществовала до 1923 г. (до основания ), а Каппадокия в ее составе неспешно и неотвратимо превращалась из арены бурных исторических событий в мирную и тихую провинцию. Но изумлять мир не перестала…


Современная Каппадокия является крупным туристическим центром, который ежегодно посещает множество туристов. Добраться сюда можно с помощью автобуса из любого города Турции.

Где остановиться?





К услугам туристов предлагаются самые разнообразные гостиницы и отели, отвечающие вкусу и требованиям любого клиента. Здесь есть элитные отели, проживание в которых начинается от 269 евро за ночь, а есть и довольно простые гостиницы, дизайн которых напоминает устройство традиционного турецкого дома, с вполне доступными ценами.

Достопримечательности Каппадокии



В Каппадокии сохранилось около 350 христианских церквей, которые, в основном, относятся к 9-му-11-му векам нашей эры. Хотя встречаются и более древние. Все они вырублены прямо в скалах, а их убранство не поражает роскошью или размерами. В некоторых храмах роспись нанесена прямо на голые стены. В более позднее время техника росписи была усовершенствована, и фрески начали наносить на основу из гипса. Многие из них отлично сохранились, так как никогда не подвергались воздействию солнечного света.

В наше время в христианских храмах службы уже не проводятся, лишь раз в году, весной сюда приезжает Константинопольский Патриарх Варфоломей, который проводит молебен в некоторых церквах.



В долине Земляных Пирамид , которая находится в 17 километрах от города Невшехир, находится множество скальных церквей, среди которых , датируемая 11-м веком, первоначально возводимая как монастырь, церковь с пряжкой, считающаяся самой большой из наскальных храмов, церковь с сандалиями, состоящая из двух этажей, церковь с яблоками, получившая такое название благодаря яблоням, расположенным вокруг храма, Змеиная церковь, относящаяся к 11-му веку, церковь Святой Варвары и Девичий монастырь.



Подземные города наравне со скальными церквами являются главными достопримечательностями Каппадокии. Самым большим из них является Деринкую, глубина которого составляет 85 метров. Когда-то здесь одновременно проживало около 10 тысяч человек.



Еще один подземный город - Каймаклы, в котором на сегодняшний день пока что раскопано всего шесть подземных этажей.

Известен и Озконак, который еще не очищен полностью, поэтому не установлена точная площадь этого подземного города.
Вырубать города в скалах начали еще в первом тысячелетии до нашей эры. Таким образом местные жители скрывались от многочисленных врагов. В этих городах отлично работает система вентиляции. На нижних этажах может быть даже очень холодно, поэтому при посещении этих достопримечательностей стоит захватить какую-то теплую одежду.


Посещать Каппадокию лучше всего весной, в начале лета и осенью, то есть в то время года, когда здесь нет изнуряющей жары. Музеи работают ежедневно, с 8 утра до пяти вечера. Стоимость входного билета в подземный город составляет 15 лир, то есть около 8 долларов.



Каппадокия известна как центр гончарного производства. Здесь находится множество маленьких фабрик, производящих керамическую посуду и сувениры. За небольшие деньги можно приобрести прекрасную настенную тарелку или глиняный кувшин, которые долгие годы будет напоминать о путешествии в чудесную страну Каппадокию.

. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы (Деян. 2, 9). Вместе с другими областями, Каппадокия упоминается an. Петром в первом соборном послании (1 Пет. 1, 1).

В -III веках Каппадокия превращается в центр Христианства , когда гонимые по всей Империи христиане получили возможность укрыться в подземных и скальных жилищах этой отдаленной области (см., например, житие мч. Маманта). Расцвет Христианства в регионе связан и с монашеством, важную роль в формировании которого сыграла деятельность свт. Василия Великого , епископа Кесарии Каппадокийской.

Вторая волна христианской иммиграции связана с эпохой иконоборчества . Прокатившееся в основном по крупным городам Империи, оно привело в каппадокийские скалы тысячи иконопочитателей. Укрывшиеся здесь мастера-иконописцы положили начало каппадокийской иконописной школе, расцвет которой, как и каппадокийского христианства в целом, приходится на - в.в. Тогда в «Стране церквей» монастыри и храмы обустраивались в многочисленных подземных и скальных городах (например, знаменитый комплекс скальных церквей Корама (тур. Гёреме) расположен на площади 200 кв. км). В случае опасности их обитатели не только прятались в многочисленных скальных лабиринтах, но и закладывали камнями умышлено вырубленные на большой высоте окна и входы.

Кроме того, увеличение православного населения Каппадокии было обусловлено и созданием фем – административно-военных округов с особыми формами пограничных армейских подразделений из акритов (аналог русских богатырей и российского казачества), стражей границ Византийской империи, которым на праве собственности (без права перепродажи) передавались императорские земели на условиях несения наследственной военной службы. Кроме того, акриты полностью освобождались от налогообложения. Указанные меры способствовали притоку православного населения на границы, демографическому росту и формированию множества военных поселений на восточной границе империи. В настоящее время все многочисленные населенные пункты Каппадокии, Ликаонии, Понта, Киликии, названия которых включают слова hisar, kale, kermen «крепость», находятся вблизи разрушенных акритских крепостей.

В дальнейшем, под турецким господством подавляющее большинство христианских церквей было превращено в мечети. Православные христиане Каппадокии на столетия попали в невыносимые условия и многие переходили в ислам, чтобы выжить. Христианам запрещалось использовать греческий язык, они обязаны были селиться в бедных районах и бедно одеваться, не ездить на лошадях, отходить в сторону и склонять голову при встрече с турками, платить обычные налоги по повышенным по сравнению с мусульманами ставкам, а также ряд дополнительных, и т.п. Наказания для нарушителей были ужасны.

Но несмотря на все это Каппадокия оставалась преимущественно православным регионом вплоть до в., когда при принудительном обмене населением христиане покинули Каппадокию.

Епархиальное деление

Со в. митрополит Кесарийский носил титул экзарха.

В г., в связи с разделением Каппадокии, создается митрополия Тианская (Христопольская) в Каппадокии Второй, в которую входят епископии Доарсая (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Кивистрская (Kυβίστρων), Назианзийсая, Парнасская (Παρνασσού), Фаустинопольская (Φαουστινοπόλεως) и Сасимская, с в. Лулская (Λούλου), и в XII в. - Валвиссийская (Bαλβίσσης).

Кесарийская митрополия остается в Каппадокии Первой, к ней относятся епископии Василико-Фермийская (Bασιλικών Θερμών), Камулианская (Kαμουλιανών), Кискисская (Kισκισού), Нисская (Nύσσης) и Феодосиопольская (Θεοδοσιουπόλεως). В начале в. добавляются Эполийская (Aιπολίων), Арагенская (Aραγένης), Ариарафейская (Aριαραθείας), Дасмендрская (Δασμένδρου), Евайсская (Eυαϊσσης), Свято-Прокопийская (Aγίου Προκοπίου), Севериадская (Σεβηριάδος), Сирихаская (Σιριχάς), Совесская (Σοβέσου), Трифилийская (Tριφυλίου) и Дзамандская (Tζαμανδού), а в XIV в. епископия Тамисская (Tαμίσου).

В г. на период существования провинция Каппадокия Третья в Мокиссусе (Юстинианополис) создается отдельная митрополия , к котрой отходят епископии Доарская (Δοάρων), Колонийская (Kολωνείας), Назианзийская, Парнасская (Παρνασσού), а позднее Матианская (Mατιανής) и Сумандрская (Σουμάνδρου).

География

Из городов византийской Каппадокии немногие уцелели, поскольку арабы уничтожали не только население, но и срывали города. Аналогичным образом поступали поначалу и турки - кочевники отдавали предпочтение проживанию в открытой степи. Лишь в XX в. большинство географических названий с более чем тысячелетней историей изменены на новые турецкие. Из городов (в том числе подземных и скальных) на территории Каппадокии наиболее известны:

  • Каппадокия Вторая:
    • Тиана (Τύανα, иначе Χριστούπολις, совр. Кемерхисар, Kemerhisar) - разрушена арабами в 931 г.,
    • Назианз (Ναζιανζός, между совр. дер. Берклар, Berkalar (бывш. Nenizi) и Гюлагач, Gülagaç) - уничтожен, известен деятельностью свт.

Границы Каппадокии в различные периоды времени постоянно менялись. Сегодня этим именем принято называть ее основное ядро, которое находится в центральной части полуострова Малая Азия, в стороне, не имеющей выхода к морю. Оно представляет собой пустынное плоскогорье с континентальным климатом, расположившееся на высоте 1000 м над уровнем моря. На юге его окаймляют горы Эрджияс и Хасан, на север оно простирается рядами долин к соленому озеру Туз Гёлю и к реке Кызыл-Ирмак. В древности эти территории назывались Каппадокия Великая или Средиземноморская. Регулярно в склад Каппадокии включались земли, которые выходили к Черному морю: Каппадокия Малая, Верхняя или Понтийская (хотя в истории они чаще всего указываются под самостоятельным именем Понт, периодически являвшимся независимым государством).

Каппадокия славится своей уникальной геологией - она была сформирована вследствие интенсивной вулканической активности. Таким своеобразным строением она обязана двум периодам, встрече двух противоположных сил природы около 65-62 млн. лет назад: периоду извержения вулканов, в результате чего здешние земли были покрыты туфами и другими геологическими породами, и периоду эрозии и выветривания. В период, когда здесь начали образовываться горы, в частности хребет Тавр, в средней Анатолии образовались глубокие трещины в земле. Вследствие чего магма, извергающаяся на поверхность, образовала гряду вулканов, таким образом параллельно хребту Тавру выстроилась линия новых вулканов (Девели, Эрджиес, Хасан, Кейчибойдуран, Гюллюдаг и Мелендиз).

Следующий этап характеризируется эрозией и выветриванием. Благодаря континентальному климату со значительными и резкими перепадами температуры, в горных породах начали образовываться трещины. Деятельность льда и воды способствовала разрушению скал, вместе с воздействием рек и проливных дождей. Вот так образовались прославленные «каменные столбы» перибаджалары («камины фей») – останцы в форме каменных столбов и каменных грибов самых причудливых форм и очертаний.

Название «Каппадокия» происходит от языка древних хеттов, что в переводе означает «страна чистокровных лошадей». История Каппадокии берет свое начало с 5 тысячелетия до нашей эры. Весь долгий период своего существования эта местность находился на перекрестке цивилизаций, поочередно входя в состав Хеттской, Персидской, Римской и Османской империй и других государственных образований, и служа полем боя для многочисленных войн.

Властвование Хеттской империи продолжалось на этой территории с XVIII по XII столетие до нашей эры. Пала она под натиском агрессивных племен и «народов моря», которые двинулись на Армянское нагорье.

Несколько столетий Каппадокия принадлежала персам. Отсюда в Персию регулярно транспортировали золото, мулов, баранов и лошадей. Непобедимая конница Дария и его сына Ксеркса имела в своем распоряжении 1500 замечательных каппадокийских скакунов, являющихся гордостью империи.

Александр Македонский отвоевал Каппадокию у персов. После того, как его империя распалась, страна некоторое время наслаждалась независимостью, но уже через 350 лет она стала римской провинцией. Римляне довольно странно повели себя в этой ситуации - они не стали переделывать здесь все на свой лад, а обошлись лишь строительством новых дорог. С давних времен через эту местность проходили торговые пути из Европы в Малую Азию – начиная с II тысячелетия до нашей эры, ассирийские купцы имели здесь представительства - «карумы».

Долина Земи:

Зерно христианства в этой стране гор и тенистых ущелий было посеяно апостолом Павлом в I столетии нашего тысячелетия, а первым епископом Каппадокии стал Василий Великий – именно на здешних землях после долгих лет странствований по Палестине и Египту он обрел гармонию и умиротворение.

Первые христиане начали строить здесь подземные города, чтобы защититься от набегов сарацинов – так тогда называли мусульман. Многоярусные лабиринты, созданные в те далекие времена, до сих пор сохранились в отличном виде. Небольшой отрезок времени Каппадокией владели византийцы, затем она надолго попала во владение турок-сельджуков. Они активно занимались строительством – на территории Турции сохранилось большое количество возведенных ими мечетей, крепостей и медресе – духовных училищ. Они строили мощные «дворцы для путников» - так называемые караван-сараи.

Султан-Хан – это караван-сарай, который находится на границе Каппадокии. Он являлся прекрасной защитой от превратностей кочевой жизни. Купцы могли здесь отдохнуть, пополнить запасы, переждать страшную жару или непогоду. Также странникам предлагались услуги врача, конюшни, бани-хамам и мечети. Туристическим центром Каппадокии считается городок Гёреме. На въезде в город располагается прекрасный музей под открытым небом, он представляет собой некую долину, где собраны древние скальные церкви с фресками на разнообразные сюжеты из Нового Завета.

Городок Гёреме:

Национальный парк Гёреме:

Каппадокия знаменита своими подземными городами, вырубленными в скалах первыми христианами, которые спасались в пустынных уголках Малой Азии в период правления императора Диоклетиана. Много веков в этих пещерах проживали люди. Около полвека назад неподалеку от каппадокийской деревушки Деринкую археологи обнаружили подземные города, уходившие вглубь земли более чем на десятки метров, представленные километровыми лабиринтами галерей, жилых и хозяйственных помещений. На семи ярусах подземелья находятся амбары, колодцы, трапезные, вентиляционные шахты, конюшни, винные погреба, тюрьма, церковь и школа. Дверью, закрывавшей ходы в пещерные города, служили огромные каменные валуны.

Сохранить секреты подземелья – было главной целью жителей города, от которой зависела их жизнь. В дни, когда в город наведывались арабы или даже монголы жители уходили под землю. В переходах и штольнях хранились запасы провизии. У всех городов были потайные выходы. Многоярусность, вентиляция и потайные выходы делали такой город безопасным и неприступным.

В узком коридоре кое-где есть ступеньки, вырубленные прямо в породе. Внутри царит полумрак и приятная прохлада – здесь особенно приятно побывать после уличной жары. Посетив это место, следует обратить внимание на цвета стрелок, изображенных на стенах, синие ведут к выходу, а красные – вниз, вглубь подземного города. С двух сторон от этого прохода располагаются просторные помещения – это и есть квартиры обитателей древнего города.

В центральной части Каппадокии находится одно из самых густонаселенных поселений данного района - Учхисар:

Учхисар известен также своей крепостью, вырубленной в скале:

Крепость стоит на вершине холма, поднявшись на который, можно охватить взглядом почти всю Каппадокию, в том числе Долину Любви, о которой сложено немало легенд и сказаний:

Внимательные читатели заметят на этом фото собаку:

Каппадокия славится своими мастерами: гончарами, виноделами, ткачами и резчиками по камню. Через эту местность протекает самая длинная река Турции - Кызыл-Ирмак - Красная река. Свое название она получила благодаря красному окрасу воды, что связано с составом глины, окрашенной солями железа. Еще задолго до нашей эры на ее глинистых берегах вырос город, который сегодня называется Аванос. Гончарное искусство в этой местности было распространено еще в период властвования хеттов – их технику до сегодняшних дней используют ремесленники Аваноса. Каждое изделие сушат на солнце в течение трех дней, затем отправляют на обжиг. В печку, в которой обжигают посуду, добавляют не только дрова, но и пучки овечьей шерсти, солому и изюм. Благодаря такому особенному методу обработки, посуда, изготовленная местными гончарами, звенит словно колокольчик, если по ней стукнуть пальцем.

Богатая история здешних мест вдохновила знаменитого поэта Иосифа Бродского на написание стихотворения “Каппадокия”, в котором рассказывается о войнах Митридата. Есть предположение, что необычными ландшафтами Каппадокии и ее подземными домами вдохновлялся Джордж Лукас при создании фантастических ландшафтов Татуина в фильме «Звёздные войны. Эпизод IV. Новая надежда». Более того, жители могут показать места, где якобы происходили съемки фильма. Те, кто имел счастье побывать в Каппадокии, постоянно рассказывают о том, что когда над этими местами сгущаются сумерки, а люди погружаются в царство Морфея, из своих подземных тайников на вершину одной из скал вылетают добрые феи. Но увидеть их могут лишь те, кто имеет чистое, доброе сердце, и кто не утратил способности верить в волшебство и сказки.