Исаакиевский собор. Колоннада

Исаакиевский собор - одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Великое творение Огюста Монферрана. Строительство Собора преподобного Исаакия Далматского, а именно так он официально называется, было закончен в 1858 году, спустя 40 лет после начала. В настоящий момент богослужения в нём ведутся по особым праздникам, а всё остальное время он функционирует как музей. Можно посетить как сам собор, так и колоннаду на верху. Я выбрал второй вариант (обязательно загляну внутрь в следующий раз). Стоимость билета 150 руб. (музей работает с 10:30 до 18:00. в 17:30 вход посетителей прекращается).
Сейчас одна из колоколен собора на реставрации. Я заметил, что в Санкт-Петербурге не портят ремонтируемый фасад лесами, а укутывают объект полностью.


1. Собор очень красив и монументален.

2. Скульптуры и барельефы повсюду.

3. Одна из колоколен и один из порталов с огромными колоннами.

4.

5. Дверь, ведущяя внутрь собора. Снять её в таком виде крайне сложно, так как десятки туристов делают селфи в этом месте.

6. А это дверь, за которой начинается лестница, ведущая на колоннаду. Подъём за моей спиной)

7. На всём протяжении пути вверх мне встречались такие небольшие оконца.

8. Перила и стена

9. Старина.

10.

11. Как буд-то по замку идёшь.

12. Если бы ехал сутки на поезде, то наверное, подъём дался бы тяжело. А после прямого перелёта и спокойной ночи в хостеле, с утра чувствуешь себя бодрым и свежим.

13. Ближе к вершине лестница становится уже.

14. Ступеньки пронумерованы и можно следить за тем сколько уже прошёл.

15.

16. На самом верху лестница упирается вот в такую "подъездную" дверь. Надо отметить что проход узковат.

17. За дверью ещё одна лестница.

18. Это вид с верхней её ступеньки. По сути, мы сейчас на вериине одной из колоколен. Над нами где-то должны висеть колокола.

19. И последний этап подъёма. Лестница на саму колоннаду.

20. Вот они, те самые колонны, которые мы видим на всех открытках из Санкт-Петербурга.

21.

22. Одна из четырёх колоколен, расположенных по углам собора.

23.

24. А это лифт для инвалидов. Круто!

25. Можно внизу взять аудио гид, а можно послушать что рассказывает голос в динамиках, которые тут повсюду висят. А рассказывает он том какие виды открываются с Колоннады и о значимых архитектурных объектах.

26. Ажурная лесенка, ведущая куда-то вверх. Она была закрыта, поэтому проверить куда она ведёт не удалось.

27.

28. Вот так выглядит крыша собора. Обратите внимание, на пронумерованные вставки. Очевидно, учёт ведётся всем видоизменениям. Всё-таки памятник.

29. Скульптуры. Вид сзади.

30. Вот так и разговаривают они через улицу.

31. А вот и то, ради чего я прошёл все эти ступеньки. Виды Санкт-Петербурга. Это Исаакиевская площадь. Деревья это Исаакиевский сквер. Посредине площади стоит памятник Александру I. Мариинский дворец - ныне главное административное здание Санкт-Петербурга. А вот там где стоят машины это Синий мост. Да, под ними река Мойка течёт.

32. Зимний Дворец, в нём расположен Эрмитаж. С этого ракурса кажется, что статуи просто по крыше расставлены)

33. Адмиралтейство и Петропавловская крепость.

34. Троице-Измайловский собор

35. Храм Спаса-на-Крови

36. Благовещенская церковь. Здание на переднем плане интересное. Высота кранов впечатляет.

37. Здание Сената. По ту сторону Невы - Академия Художеств.

38.

39. Эй, парень! Хочешь в круиз?

40.Метеор на фоне здания Кунтскамеры.

41. Краны судоремонтного завода.

42. Смольный собор. Там устроена ещё одна смотровая площадка.

43. Разнообразие крыш.

44. Слева Дом городских учреждений. Я про него отдельно напишу. Как я и говорил, если тут что то реставрируют, то закутывают в кокон)

45. Крыши, крыши, крыши.

46.

47.

48. А тут целый ресторан. Обратите внимание, на зонтики-обогреватели. Тут даже в холодные ночи тепло должно быть.

49. Вот таким вот Санкт-Петербург видят птицы)

Спасибо за внимание!

1 храм: еще в 1707 году в строящемся городе по велению Петра I была поставлена церковь Исаакия Далматского. *Император недаром решил почтить именно его – он родился в день святой памяти преподобного, 30 мая по юлианскому календарю .

Здесь, в наспех построенной сырой и пропитанной корабельной смолой церкви, венчались в 1712 году Петр I и Марта Скавронская (Екатерина I).

2 храм: вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 год у – первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник . Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем . Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно поврежден ударом молнии. Тогда пригласили архитектора Савву Чевакинского, чтобы он оценил состояние собора. Он не стал лукавить и заявил, что постройка долго не продержится. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. С этого момента и началась история того Исаакиевского собора, который мы знаем.

3 храм: Савву Чевакинского назначили в 1761 году руководителем строительства нового Исаакиевского собора, но подготовка затянулась, и вскоре архитектор подал в отставку. Его место занял Антонио Ринальди, а торжественная закладка собора состоялась только в 1768 году. Ринальди руководил строительством вплоть до смерти Екатерины II, а после этого уехал за границу. Здание было возведено только до карниза. По указанию Павла I за собор взялся Винченцо Бренна, который изменил проект.


Мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно – кирпичные стены высились на мраморном основании . Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга». При Александре I дважды проходил конкурс на его облагораживание: в 1809 и 1813 годах. Все архитекторы предлагали просто снести его и построить новый, поэтому император поручил инженеру Августину Бетанкуру заняться проектом реконструкции собора лично.

Он перепоручил это дело молодому архитектору Огюсту Монферрану . Мастера тогда имелись в Петербурге и по­опытнее, но француз оказался ловким дипломатом. Он изготовил и передал царю сразу 24 проекта в самых разных стилях, даже в китайском. Такое рвение императору понравилось, и Монферран был назначен придворным архитектором.

4 храм: Новый собор заложили в 1819 году , но проект Огюсту Монферрану пришлось дорабатывать еще шесть лет. Строительство же затянулось почти на сорок лет, что породило слухи о неком предсказании, которое архитектор получил от ясновидца. Якобы колдун напророчил ему, что он умрет, как только достроит собор. И действительно, спустя месяц после церемонии освящения собора архитектор умер.

Еще одна легенда гласит, что Александр II заметил среди скульптур святых, поклоном приветствующих Исаакия Долматского, самого Монферрана держащим голову прямо. Отметив про себя гордыню архитектора, император якобы не подал ему руки и не поблагодарил за работу, отчего тот расстроился, слег и умер.


Огюст Монферран на фронтоне собора

На самом же деле Монферран умер от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления лёгких. Он завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но император Александр II не дал на это согласия. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж , где он и был похоронен на Монмартрском кладбище.

Инженерное чудо

В процессе строительства собора было использовано много технологий, оригинальных и дерзких для своего времени. Здание было необычайно тяжелым для болотистого грунта, и для его строительства потребовалось вбить в основание фундамента 10 762 сваи. Это заняло пять лет , и под конец горожане стали шутить на этот счет – мол, забили как-то сваю, а она полностью ушла под землю. Забили вторую – и от нее ни следа. Третью, четвертую и так далее, пока не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую! На конце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и К!»


Отдельного внимания стоят гранитные колонны собора . Гранит для них добывали на берегу Финского залива , у Выборга. Каменотесы изобрели специальный способ извлечения монолитных глыб: просверливали в породе отверстия, вставляли в них клинья и били, пока в камне не появлялась трещина. В трещину вставляли железные рычаги с кольцами, сквозь кольца продевали канаты. 40 человек тянули за канаты и постепенно выламывали гранитные блоки. Доставляли камни в город по рельсам, хотя железной дороги в России тогда еще не было.

Установка 48 колонн заняла два года и завершилась в 1830 году, а в 1841 впервые в истории 24 колонны весом по 64 тонны каждая подняли на высоту более 40 метров, чтобы установить вокруг купола. На золочение купола ушло более 100 килограммов червонного золота, еще 300 килограммов потребовалось для золочения интерьера . Исаакиевский собор – четвертый в мире по величине , его вес составляет 300 тысяч тонн, а высота – 101,5 метр. Колоннада Исаакия остается самой высокой обзорной площадкой в центре города.

Залог силы Романовых

Невероятно затянувшееся строительство собора не могло не породить массу домыслов и слухов, всем казалось, что в этом долгострое есть что-то таинственное, как в покрывале, которое Пенелопа ткала для Одиссея и тайком распускала.

Заложенный в 1819 году собор завершили только в 1858, но и после освящения храм постоянно нуждался в ремонте и доработке, строительные леса еще долгие годы стояли неразобранными.

В итоге родилась легенда о том, что пока стоят леса – правит и династия Романовых . Сходилось и то, что средства на все доделки выделяла царская казна. Окончательно леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году , незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.

Еще один миф гласит, что у ангелов на фасадах Исаакиевского собора – лица членов императорской семьи.

Собор уходит

Невероятная тяжесть собора поражала воображение современников не меньше, чем поражает нас сегодня. Исаакиевский собор – самое тяжелое здание в Петербурге. Много раз ему пророчили обрушение, но несмотря ни на что он держится до сих пор.


Одна из городских легенд гласит, что известный шутник, один из создателей образа Козьмы Пруткова Александр Жемчужников как-то ночью переоделся в мундир флигель-адъютанта и объехал всех ведущих столичных архитекторов с приказанием «наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор». Несложно представить, какую панику вызвало это извещение.

Впрочем, легенда о том, что Исаакиевский собор постепенно и незаметно оседает под тяжестью собственного веса, жива до сих пор.

Маятник Фуко

Большевики пытались использовать Исаакий для антирелигиозной пропаганды. Для этого в 1931 году в нем повесили маятник Фуко , наглядно иллюстрирующий вращение Земли. Собранные в храме комсомольцы были в восторге: многие спорили, будет ли сбит поставленный на специальную подставку спичечный коробок или нет . Небесная механика не подводила: плоскость качания маятника зрительно поворачивалась, и коробок исправно падал . Советские газеты почему-то назвали это «триумфом науки над религией». Хотя, как известно, первый опыт Фуко был выполнен с благословения папы римского как раз для того, чтобы доказать могущество Бога.


Бюст архитектора Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма

Исаакиевский собор – музей

В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает как музей. Маятник, забавлявший туристов, сейчас лежит в хранилище, в подвалах храма. В центре купола, где раньше крепился трос, возвращена фигура голубя, символизирующая Святой Дух. Здесь пока еще можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней – всех, что использовали при строительстве храма .


В 1990 году (впервые с 1922 года) в храме совершил Божественную литургию Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником «Исаакиевский собор» и Санкт-Петербургской Епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.

В настоящий момент происходит судебное разбирательство по поводу передачи собора Русской православной церкви.

Собор вмещает 15 тысяч человек – ни в один другой храм в России.

Величественный собор, возвышающийся на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга - самый большой православный храм города, возведённый в I половине XIX века. В настоящее время имеет статус музея, является памятником архитектуры федерального значения и одной из визитных карточек северной столицы.

Среди многих достопримечательностей Санкт-Петербурга особое место занимает собор преподобного Исаакия Далматского, выразительный силуэт которого доминирует над одноимённой площадью города. Его общий вид, размеры, декоративное оформление и убранство интерьеров впечатляют и завораживают, заставляя снова и снова преклоняться перед мастерством зодчих, скульпторов и художников, украсивших город на Неве этим грандиознейшим строением, в наши дни являющимся одним из главных символов северной Пальмиры.

С историей собора, трижды отстраивавшегося перед тем, как предстать перед нынешним поколением в настоящем виде, тесно переплетены имена государей российских от Петра Великого , приказавшего устроить специально для рабочих судостроительного предприятия церковь, до императора Александра II , при котором нынешний собор был освящён.

Первая Исаакиевская церковь времён Петра I

Согласно воле государя Петра I в 1703 году в заболоченной дельте Невы началось масштабное строительство новой столицы будущей империи, на котором были задействованы тысячи и тысячи людей. Например, на Адмиралтейской судостроительной верфи трудились одновременно более десяти тысяч человек, и именно для них государь Пётр I повелел устроить храм, дабы перед работой и после её завершения набожный рабочий люд мог предаваться молитвам, не тратя для этого времени на дорогу до ближайшей церкви.

Поскольку все силы были брошены на строительство кораблей, новый храм решено было устроить в уже существующем помещении, каким и стал расположенный с западной стороны от здания чертёжный амбар.

На выделенные из казны средства срубленное из круглых брёвен здание амбара, длина которого составила 18 метров, ширина - 9 метров, высота до крыши - от 4 до 4,5 метров, с наружной стороны обшили горизонтальными 20-ти сантиметровыми досками, для лучшего стока дождевых вод и снега придали крыше угол наклона чуть более 45 градусов, а саму её, также деревянную, покрыли надёжным раствором из битума и воска (таким раствором в те годы смолили днища кораблей). Новый храм с небольшой главкой и одноярусной колокольней со шпилем над входом освятили в 1707 году во имя прп. Исаакия Далматского, в день памяти которого (30 мая по юлианскому календарю) родился государь Пётр I. Кстати, над возведением шпиля трудился голландский мастер Харман ван Болос, а всеми работами на верфи, в том числе и обустройством Исаакиевской церкви руководил один из сподвижников Петра I - генерал-адмирал Фёдор Матвеевич Апраксин .

Сырой климат не щадил первые деревянные постройки, пострадало от него и здание Исаакиевского храма. Спустя всего два года после освящения возникла срочная необходимость в проведении реставрационных работ. Одной из причин, вынудившей государя Петра I принять решение о реставрации храма, сыграло желание императора благоукрасить небольшую церквушку. К 1712 году ремонтно-реставрационные работы были завершены, и именно в этом храме, в документах тех лет числящемся Исаакиевским собором, 1 марта (19 февраля по старому стилю) 1712 года Пётр I обвенчался с Мартой Самуиловной Скавронской (будущей государыней Екатериной I).

Второй храм прп. Исаакия Далматского

Даже после проведенных ремонтно-реставрационных работ к 1717 году первый Исаакиевский храм настолько обветшал, что было решено перестроить его в камне. Автором проекта второй Исаакиевской церкви стал немецкий зодчий и скульптор Георг Иоганн Маттарнови, выбравший для неё стиль «петровского барокко», поэтому храм с двухъярусной колокольней, увенчанной высоким тонким шпилем, с характерной для этого стиля сдержанностью убранства и чёткостью членений стал разительно похожим на Петропавловский собор . Самодержец проект одобрил, и 6 августа 1717 года собственноручно заложил первый камень в основание нового храма (на этом месте сейчас установлен памятник Петру I - Медный всадник). Спустя два года после начала строительных работ архитектор Г. И. Маттарнови скончался, и возведение церкви продолжил его соотечественник - зодчий Николай Фёдорович Гербель. Но и этот немецкий мастер не дожил до дня окончания работ (умер в 1724 году), да и сам государь не увидел новую церковь завершённой (в 1725 году он скончался), а закончил строительство и обустройство храма в 1727 году мастер каменных дел Яков Неупокоев.

Несмотря на то, что в строительстве церкви принимали участие разные зодчие, проект Г. И. Маттарнови был полностью воплощён в жизнь - здание в форме греческого креста, расстояние между южной и северной точками которого равнялось 32,4 метрам, а между восточной и западной - 20,5 метрам, венчал купол, опирающийся на четыре мощных столба и с наружной стороны покрытый железом. Фасады здания между окнами были декорированы пилястрами, над куполом и шпилем колокольни возвышались золочёные медные кресты, на стройной колокольне высотой 24,7 метра были установлены часы-куранты, привезённые государем Петром I из Амстердама.

Для нового храма резчиком по камню и скульптором Иваном Петровичем Зарудным был изготовлен и обильно украшен позолотой резной иконостас, а из первой Исаакиевской церкви были перенесены престол и церковная утварь.

Казалось бы, выстроенный в камне храм, в отличие от своего предшественника, простоит долгие десятилетия, но этого не случилось - за несколько лет воды Невы размыли берег, почти у самого края которого и находился соборный храм, начал разрушаться его фундамент и по стенам пошли трещины. А после того, как в мае 1735 года во время грозы от удара молнии в храме случился большой пожар, во время которого сгорели все хозяйственные пристройки и обрушились деревянные своды самого храма, службы в нём прекратились. Практически сразу после пожара соборный храм решено было восстановить, и уже в июне 1735 года после составления сметы начались ремонтные работы, руководил которыми бригадир Любим Иванович Пустошкин. На выделенные из государевой казны средства (две тысячи рублей) восстановили стены, своды сделали каменными, железный купол заменили медным и богослужения в соборе возобновились.

Но в ходе восстановительных работ выяснилось, что из-за осевшего грунта здание рано или поздно начнёт разрушаться, поэтому для подробных выяснений предполагаемых разрушений Сенат направил главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Савву Ивановича Чевакинского, предоставившего после тщательного обследования заключение о невозможности сохранения собора.

Третий Исаакиевский собор - детище Антонио Ринальди

Наряду с вновь начавшимися в соборе божественными литургиями продолжались, правда, безрезультатные, разговоры о возведении нового соборного храма. Шло время, менялись государи, но дальше споров дело не продвигалось. Только в июле 1761 года наметилось некоторое подобие деятельности - решение о необходимости возведения нового соборного храма наконец-то приняли, и руководителем строительства указом Сената был назначен архитектор С. И. Чевакинский.

Как долго принимали решение, так же долго откладывалось начало самих работ, и лишь с восшествием на российский престол государыни Екатерины II дело сдвинулось с мёртвой точки. Императрица, считающая себя преемницей идей Петра I, полностью одобрила возведение нового собора, связанного с именем государя-реформатора. Назначенный ещё Сенатом руководителем работ С. И. Чевакинский подал в отставку, поэтому был найден новый архитектор - итальянец Антонио Ринальди. В 1766 году вышел указ о начале строительных работ на участке, намеченном С. И. Чевакинским, а в августе 1768 года состоялась торжественная закладка нового здания собора с увековечиванием этого события выпуском специальной памятной медали.

Согласно составленному А. Ринальди проекту был создан макет будущего собора - великолепного здания в стиле раннего классицизма с облицованными разноцветным мрамором фасадами, пятью куполами и высокой стройной двухъярусной колокольней.

Возведение собора продвигалось очень медленно - спустя без малого тридцать лет здание выросло лишь до карнизов, а со смертью в 1796 году императрицы Екатерины II строительство и вовсе прекратилось.

Адмиралтейская площадь, загромождённая строительным мусором, нервировала взошедшего на трон государя Павла I , поэтому в апреле 1798 года он приказал как можно скорее закончить строительство, поручив это придворному архитектору Винченцо Бренна. Поставленный в жёсткие рамки зодчий был вынужден внести поправки в проект А. Ринальди, максимально упростив его - уменьшил верх здания и колокольни, сделав их кирпичными, и убрал четыре угловых купола, оставив один центральный. Приготовленные для облицовки верхней части собора мраморные плиты были использованы для строительства резиденции императора Павла I - Михайловского замка.

Сам государь не дожил до окончания работ, скончавшись в марте 1801 года, поэтому уже при следующем императоре Александре I 30 мая 1802 года новый соборный храм с главным престолом во имя прп. Исаакия Далматского и боковыми приделами - во имя благоверного князя Александра Невского (южный) и во имя великомученицы Екатерины Александрийской (северный) был освящён митрополитом Амвросием (Подобедовым).

Несоответствие грандиозного замысла и конечного результата было столь разительным, явным и удручающим, что это выразилось в хлёсткой эпиграмме капитан-лейтенанта одного из кораблей эскадры Балтийского флота - Павла Акимова, сумевшего выразить в полном горькой иронии четверостишии отношение всех петербуржцев к нелепой постройке. Горожане почти в открытую на разные лады переиначивали эпиграмму, и государь Александр I был в курсе этого, а возможно и сам понимал, что здание собора выглядит карикатурно и не соответствует торжественному облику центральной части города.

Творение Огюста Монферрана

Неизвестно, какая из причин оказалась решающей, но в 1809 году был объявлен конкурс на перестройку существующего собора, основным условием которого было сохранение существующих приделов и придание зданию соответствующего парадного вида. И хотя в конкурсе приняли участие известные зодчие тех лет - Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги и другие мастера, ни один из проектов государя не впечатлил, поэтому спустя четыре года конкурс был объявлен вновь, правда, также не принесший результата.

В 1816 году разочарованный император Александр I поручил заняться составлением проекта собора инженеру и председателю «Комитета строений и гидравлических работ» Августину Бетанкуру, а тот, в свою очередь, привлёк к заданию молодого зодчего Огюста Монферрана, незадолго до того приехавшего в Россию из Франции. Амбициозный француз, желающий показать себя с наилучшей стороны, приготовил целых 24 варианта эскиза зданий разных архитектурных стилей. Монарх остался доволен рисунками и вскоре вышел указ о назначении О. Монферрана императорским архитектором, которому поручалось перестроить здание собора с сохранением его алтарной части.

В 1818 году проект был готов и утверждён императором и, согласно монаршему предписанию, вышедшему 20 февраля 1818 года, была создана специальная комиссия по надзору за строительством, председателем которой был назначен граф Н. Н. Головин, членами - видные государственные деятели (сенатор О. П. Козодавлев, князь А. Н. Голицын), архитекторы (Н. Е. Ефимов, А. И. Штакеншнейдер, А. П. Брюллов), рисовальщики (К. А. Молдавский, Р. К. Вейгельт), инженер А. Бетанкур и многие другие мастера. Для начальных работ из государственной казны было выделено более 506 тысяч рублей, и в начале 1819 года здание обнесли забором и начали его разборку. На время реконструкции службы перенесли в церковь Сената, а чуть позднее - в храм Адмиралтейства, который условно назывался Исаакиевским собором всё время строительных работ.

26 июля 1819 года в присутствии членов монаршей семьи и приближённых, высших чинов духовенства и многочисленных гостей был совершён торжественный молебен о возобновлении храма и закладка памятного гранитного камня с бронзовой позолоченной доской у западного входа в здание.

Грандиозное строительство требовало тщательных подготовительных работ, первой из которых стало сооружение фундамента. В самом разгаре начального этапа одним из служащих «Комитета строений и гидравлических работ» Антуаном Модюи была подана записка в Академию Художеств с перечнем замечаний к проекту О. Монферрана. В документе в частности говорилось о непрочности фундамента, возможной неравномерной осадке здания и превышающем допустимые размеры центральном куполе. Специально созданная для рассмотрений замечаний А. Модюи комиссия, в которую вошли архитекторы Василий Стасов, Авраам Мельников, Александр Михайлов (старший), Викентий Беретти, признала первый вариант проекта неудачным, поэтому государь Александр I повелел исправить все недочёты, сохранив при этом основные черты первоначального проекта, а решение внутреннего освещения и пространства, равно как и размеры главного купола оставил на усмотрение членов комиссии. Архитектору же О. Монферрану разрешалось принимать участие в работе над проектом на общих со всеми основаниях. Работая совместно с другими архитекторами, скульпторами и художниками, зодчий исправил все замечания, после чего представил комиссии окончательный вариант проекта, одобренный ею в апреле 1825 года.

Возведение столь грандиозного собора, в работах над которым было задействовано более 400 тысяч человек, стало важной вехой в развитии русской строительной практики, а сложные инженерные задачи, никогда до тех пор не стоявшие перед мастерами, были успешно решены. Первой из таких задач оказалась укладка монолитного фундамента, что само по себе представляло немалую сложность на заболоченном грунте, а учитывая масштабы строительства, казалось и вовсе нереальным. Но придуманный ещё в 1818 году инженером А. Бетанкуром способ оказался самых эффективным и благодаря ему Исаакиевский собор сохранился до наших дней.

В глубокие траншеи, из которых предварительно была откачана вода, рабочие вплотную друг к другу забили просмоленные сосновые сваи длиной около 7 метров и диаметром около 30 сантиметров, обрезав их после под один уровень. На сваи рядами уложили камень и гранитные блоки, что позволило не только соединить вместе фундаменты старого и нового зданий, но и надёжно обезопасило здание от неравномерной осадки. На масштабных работах по сооружению фундамента трудилось более 125 тысяч мастеров - плотников, каменщиков, кузнецов, а сами работы продолжались около пяти лет.

Следующим этапом строительства была доставка и установка монолитных гранитных блоков для колонн с портиками, ставшая настоящей инновацией для тех лет. В одной из каменоломен вблизи Выборга , удобно расположенной рядом с Финским заливом и почтовым трактом, нашли подходящие монолиты и, выломав их из скалы методом подрядчика и камнетёса Самсона Суханова, при котором на выбранных отвесных скалах вначале прорисовали контуры, затем просверлили по ним отверстия и вставили в них железные клинья, после чего несколько рабочих одновременно по команде били по клиньям кувалдами до образования трещин. В трещины вставляли железные рычаги с кольцами и привязанными к ним толстыми канатами, за каждый из которых тянули по сорок рабочих, постепенно отодвигая монолиты от скал. Заложив в образовавшиеся отверстия берёзовые брусья, и, пробив в заготовках отверстия, протянув сквозь них крючья с канатами и привязав канаты к стоящим вблизи механическим конструкциям - воротам, тянули до окончательного отсоединения нужных кусков от скал, предварительно подготовив в месте их скатывания помосты из брёвен.

На плоскодонных судах блоки доставили на пристань Санкт-Петербурга, после чего, погрузив их на специально построенные рельсы (кстати, применение рельсового пути при строительных работах стало первым в России), переправили на строительную площадку для окончательной обработки. После завершения обработки и установки механизма для подъёма колонн 20 марта 1828 года в присутствии императора Александра I, членов монаршей семьи, вельмож, многочисленных гостей и простых горожан была установлена первая из 48 колонн, под основание которой заложили платиновую медаль с барельефом государя. Кстати, какой это был титанический труд, можно судить по тому, что длина каждой из гранитных колонн равнялась 17 метрам, а вес - 114 тоннам. Осенью 1830 года все четыре 12-колонных портика были установлены, после чего началось возведение стен и пилонов собора.

Кирпичные стены, толщина которых составляла от 2,5 до 5 метров, для надёжности укрепили гранитными прокладками и металлическими связями, скрепив все составляющие известковым раствором. Одновременно с возведением стен с наружной и внутренней стороны их облицовывали мрамором, причём толщина внешнего слоя составила от 50 до 60 сантиметров, внутреннего - от 15 до 20 сантиметров. Южную и северную стены рабочие оборудовали вентиляционными галереями, а для устройства кровли изготовили из кованого железа стропила.

Работы по возведению стен, устройству перекрытий и основания купола, установке 24 верхних колонн были завершены в 1837 году, и началось сооружение самого купола. О. Монферран взял за образец купол собора святого Павла (резиденции епископа Лондона), но вместо кирпича, как планировалось изначально, он предложил выполнить купол из железа, чтобы без потери прочности максимально облегчить его. После составленных военным инженером Петром Ломновским расчётов, железную конструкцию отлили на заводе Чарльза (Карла Николаевича) Берда, причём для её изготовления использовали 1559 тонн металла (990 тонн чугуна, 490 тонн железа, 49 тонн меди и 30 тонн бронзы). Состоящий из трёх частей - сферической (нижней), конической (средней) и параболической (наружной) купол с диаметром нижнего свода 22,15 метров, и наружного 25,8 метров, стал третьим по счёту в мире куполом, изготовленным с использованием металлических составляющих.

Масштабную работу, продолжавшуюся с 1838 по 1841 год, провели мастера по золочению куполов, причём для нанесения на медные листы позолоты было израсходовано без малого 100 килограмм растворённого и прокаленного в ртути до полного её испарения высокопробного золота (так называемый метод огневого золочения, известный на Руси ещё с IX столетия и считающийся самой древней техникой золочения - «жжёное злато»). Этот метод золочения оказался не только самым древним, но и очень вредным для здоровья - за время работы над золочением куполов от паров ртути погибли 60 рабочих, а всего из 400 тысяч задействованных в строительстве человек за весь период возведения собора умерли в результате травм и от болезней около 100 тысяч работников.

Грандиознейшие работы, начатые в 1818 году, завершились лишь спустя 40 лет, и в день памяти прп. Исаакия Далматского - 30 мая 1858 года уже при императоре Александре II митрополитом Григорием (Постниковым) был совершён чин освящения храма (кстати, гимны и тропари исполняли 1200 певчих) и объявлено о его статусе кафедрального собора. На торжестве присутствовали члены императорской фамилии, высший свет, представители духовенства и простые горожане, специально для которых на Исаакиевской и Петровской площадях были установлены трибуны. Но народ, жаждущий поглазеть не только на новый храм и монаршее семейство, но и на императорскую гвардию, которую перед началом чина освящения приветствовал сам государь, заполнил все соседние улицы и крыши близстоящих домов. Самому же О. Монферрану пожаловали чин действительного статского советника и 40 тысяч рублей серебром.

Кстати, существует легенда о предсказании зодчему скорой смерти сразу по завершению строительства собора, из-за чего он, якобы, и не спешил с завершением работ. Неизвестно, имеет ли эта легенда под собой реальное основание или нет, но архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора, а в желании быть похороненным в стенах своего детища зодчему-католику категорически отказали.

Архитектурный облик собора

Величественный Исаакиевский собор, выстроенный в стиле позднего классицизма с элементами эклектики, неоренессанса и византийского стилей стал шедевром архитектуры и высотной доминантой центральной части северной столицы.

Фасады здания, ширина которого 97,6 метров, длина - 111,2 метров, а высота - 101,5 метров, оформлены портиками коринфского ордера, причём южный и северный портики состоят из 16-ти колонн, а восточный и западный - 8-колонные. Все 112 колонн разных размеров, украшающие фасады здания, барабан купола и интерьер собора, выполнены из гранита, стены прорезаны большими арочными окнами и декорированы рускеальским мрамором светло-серого оттенка, а углы выделены пилястрами, визуально связавшими колонны фасадов друг с другом.

На высоком массивном барабане, оформленном 24 колоннами, покоится один из самых больших в мире куполов, увенчанный небольшим световым восьмигранным фонариком, по четырём сторонам от которого на выступающих частях здания (ризалитах) устроены колокольни. Кстати, появились они там по велению государя Николая I - преемника императора Александра I и предшественника императора Александра II , а одиннадцать колоколов для колоколен отлил искусный мастер из Валдая Иван Макарович Стуколкин, причём самый большой из них он украсил церковно-славянской надписью и барельефом прп. Исаакия Далматского, колокола чуть меньшего размера - соответственно медальонами с изображениями российских государей (Петра Великого, Екатерины II, Павла I, Александра I и Николая I), а также изображениями евангелистов (апостолов Луки, Марка, Иоанна и Матфея), митрополитов Московских (Алексея, Ионы, Петра и Филиппа), святых благоверных князей и преподобных (Исаакия Далматского, св. князя Владимира , Сергия Радонежского и Александра Невского). Вес самого большого колокола составил без малого 30 тонн, а общий вес колоколов равнялся 66,7 тонн (в настоящее время все колокола утрачены).

Уникальным декоративным оформлением портиков являются барельефные композиции и скульптуры 12-ти учеников Христа - святых апостолов, восемь из которых расположены по углам фронтонов, а четыре скульптуры, символизирующие авторов четырёх Евангелий - апостолов Марка, Луку, Иоанна, Матфея - венчают верх фронтонов, фриз каждого из фасадов украшают надписи. Скульптурные группы и барельефные композиции выполнены талантливыми мастерами XIX столетия - Иваном Витали, Петром Клодтом, Филиппом Лемером, Александром Логановским, причём И. Витали - автор барельефов всех четырёх наружных дверей собора.

Фронтон портика северного фасада , в центре над которым возвышается скульптура евангелиста Иоанна с орлом, а по бокам - скульптуры апостолов Павла и Петра зодчего И. Витали, украшает композиция Ф. Лемера «Воскресение Христа», композиции «Несение креста» и «Положение во гроб», расположенные в нишах, выполнены скульптором П. Клодтом.

Барельефы и скульптуры западного фасада выполнены И. Витали. Над фронтоном портика в центре установлена скульптура апостола Марка со львом, по бокам - скульптуры апостолов Варфоломея и Фомы, а на самом портике изображён барельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Интересно, что в портретах Феодосия и его жены Флациллы просматривается определённое сходство с императором Николаем I и его супругой Александрой Фёдоровной, а лица окружающих Феодосия и Исаакия фигур сходны с портретами принимавших самое деятельное участие в возведении собора вельмож - князя П. М. Волконского (председателя комиссии по строительству) и А. Н. Оленина (президента Академии художеств). А в левом углу барельефа с небольшой моделью собора в руках изображена фигура автора проекта - О. Монферрана.

Фронтон южного фасада украшает композиция И. Витали «Поклонение волхвов», увенчанная фигурой апостола Матфея с ангелом, в углах фронтона установлены фигуры апостолов Филиппа и Андрея. Скульптуры в нишах «Благовещение Господне» и «Избиение младенцев» выполнены скульптором А. Логановским.

Верх фронтона восточного фасада украшен фигурой апостола Луки с тельцом, по сторонам от которой расположены фигуры апостолов Симона и Иакова (скульптор И. Витали), автором же барельефной композиции «Исаакий Далматский останавливает императора Валента» стал Ф. Лемер.

Внутреннее убранство собора

Торжественный внешний вид собора нашёл своё продолжение в интерьере, над которым работали известные скульпторы своего времени (Иван Витали, Пётр Клодт, Николай Пименов) и живописцы (Франц Рисс, Василий Шебуев, Иван Бурухин, Карл Брюллов , Фёдор Бруни).

В трёх алтарях собора, освященных во имя прп. Исаакия Далматского (центральный), во имя великомученицы Екатерины Александрийской (левый) и во имя благоверного князя Александра Невского (правый), установлены иконостасы, причём боковые придельные увенчаны золочёными скульптурными композициями (в Екатерининском - «Воскресение», в Александро-Невском - «Преображение»), выполненные скульптором Н. Пименовым. Кстати, за эти работы в 1854 году мастер удостоился звания профессора Академии художеств.

Убранство собора сверкает великолепием и изобилует мраморной облицовкой стен и полов с отделкой полудрагоценными камнями, множеством золочёных скульптур, мозаичными и живописными панно, поистине являясь шедевром декоративно-прикладного искусства.

Пол светло-серого оттенка выложен рускеальским мрамором, пол солеи, фриз большого карниза и фриз вокруг пилонов - редким по красоте малиновым кварцитом (шокшинским порфиром), аттик декорирован искусственным белым мрамором, а филёнки, меандры и медальоны - итальянским мрамором жёлтого и зелёного цветов, а также французским мрамором красного цвета с тёмными прожилками. Стены до большого карниза облицованы мрамором светлых оттенков и очень гармонично контрастируют с цоколем, выложенным из чёрного сланца, а пилястры, украшающие стены и пилоны, выполнены из розового тивдийского мрамора.

Иконостасы созданы в одном ключе с общим интерьером собора - выложенные из белоснежного итальянского статуарного мрамора, они подчёркнуты монолитными колоннами, облицованными малахитом и лазуритом, малахитовыми же вставками оформлены цоколи всех трёх иконостасов.

Окно главного алтаря украшено витражом Воскресения Господня - огромным (высотой 9,5 метров, общей площадью 28,5 квадратных метров) стеклянным изображением Христа, все элементы которого скреплены между собой свинцовыми спайками. Включить в интерьер Исаакиевского собора стеклянное панно предложил немецкий архитектор и художник Лео фон Кленце, работавший в Санкт-Петербурге в годы правления государя Николая I. И хотя до этого украшение витражами храмов было прерогативой католиков, Священному Синоду и лично государю эта идея понравилась, поэтому был разработан эскиз и отлиты детали, и к 1843 году прекрасное панно было установлено в окне алтаря, спустя время став иконографическим образцом для оформления витражными картинами православных храмов. В наши дни витраж Исаакиевского собора является классическим образцом и удивительным памятником в истории витражного искусства.

Огромной ценностью внутреннего убранства собора являются его мозаичные и живописные картины и панно, созданные лучшими мастерами-живописцами I половины XIX столетия (всего более 200 работ - 62 мозаики, 103 настенных росписи и 52 картины на холсте). Стоит отметить, что идея включения мозаики в оформление интерьера собора принадлежала О. Монферрану, полностью одобренная императором Николаем I. Путешествующий по Италии зодчий как-то заметил, что мозаичные картины более долговременны, лучше сохраняют яркость и мало подвержены природным воздействиям - перепадам температуры и сырости. А поскольку в 1840-х годах в соборе полным ходом шли работы по масляной росписи стен, но из-за высокой влажности воздуха и плохой вентиляции картины приходилось постоянно переписывать, вопрос о создании более долговечного оформления стоял очень остро. Но к тому времени мастеров мозаики в России практически не осталось, поэтому для возрождения мозаичного дела в Рим были командированы русские художники, постигавшие азы искусства у итальянских мастеров.

Над оформлением иконостасов и интерьера собора трудились 22 живописца, большая часть которых - выпускники Академии художеств, а также ведущие мастера русской скульптуры и живописи XIX столетия. Площадь выполненных ими мозаичных икон и панно составила без малого 600 квадратных метров, а для создания мозаики в общей сложности было использовано более 12 тысяч оттенков цветного стекла (смальты), фоном для панно послужила смальта самого роскошного и изысканного оттенка - золотого.

Самые же впечатляющие из живописных работ - сюжетные росписи плафонов Фёдора Бруни на старозаветные темы и плафон главного купола «Богоматерь в окружении святых» (площадь более 800 квадратных метров) работы Карла Брюллова при участии портретного живописца Петра Басина.

Подчёркивают великолепие убранства и три внутренние 20-тонные двери, украшенные способом гальванопластики. Массивные высокие двери украшены многосюжетными рельефами скульптором И. Витали (композициями из жизни святых Александра Невского, Исаакия Далматского, Николая Чудотворца, апостолов Петра и Павла). Кстати, скульптуры ангелов, апостолов и пророков, находящиеся внутри собора, украшены таким же гальванопластическим способом, а для надзора за правильностью выполнения этих работ был специально приглашён физик-изобретатель, отец гальванопластики - Борис Якоби.

Но самым большим достоянием собора являлись его святыни и чудотворные иконы, к сожалению, в основном, не сохранившиеся до наших дней. Особо почитался верующими образ Иисуса Христа «Спас Нерукотворный», написанный в 1693 году мастером Феодотом Ухтомским (перед этим святым образом в своё время молился государь Пётр I) и подаренный храму императором Александром II. Кроме него в соборе хранился список с образа Корсунской иконы Божьей Матери, созданного в 1784 году для кельи митрополита Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова). Увидевший в келье митрополита чудотворный образ Корсунской иконы Божьей Матери обер-егермейстер, дворянин Дмитрий Львович Нарышкин заказал себе точную копию образа, которая и хранилась в его доме с 1828 года. А после смены нескольких владельцев список прославился многими чудотворениями и в 1894 году был торжественно перенесён в Исаакиевский собор.

Множество прихожан молились у списка Тихвинской иконы Божьей Матери, ставшего известным многими чудотворениями и украшавшим собор с марта 1859 года. В мае 1861 года Тихвинскую икону украсили золотой ризой с драгоценными камнями, в 1875 году на пожертвования прихожан перед образом установили беломраморную балюстраду, а в 1890-х годах служившим в соборе протоиереем Алексием Сперанским было написано «Сказание о Тихвинской иконе Божьей Матери». В первые годы советской власти чудотворный образ был изъят и стал экспонатом музея, вернувшись в храм лишь в мае 2002 года.

Кроме чудотворных почитаемых икон в ризнице собора хранились святыни, преподнесённые в честь освящения храма - серебряный крест с частичкой Животворящего Древа Креста Господня и частичкой мощей апостола Андрея Первозванного (дар от Священного Синода) и небольшой образ Пресвятой Богородицы (панагия) с частичками мощей апостолов Марка, Матфея и святителя Иоанна Златоуста (личный вклад владыки Григория (Постникова).

Помимо богослужений и отправления церковных треб причт собора вёл и просветительскую деятельность. Так, с 1879 года при храме действовало издательство «Кафедра Исаакиевского собора», созданное по инициативе тогдашнего старосты, отставного генерала от инфантерии Евгения Васильевича Богдановича. Выпуски брошюр, в которых освещались церковные проповеди и актуальные явления политической и общественной жизни России тех лет, расходились бесплатно по всем уголкам России, и интерес к печатным изданиям настолько возрос, что, например, в 1881 году изданием было выпущено и распространено более 300 тысяч экземпляров.

Кстати, благодаря деятельному участию всё того же Е. В. Богдановича в январе 1883 года при соборе была открыта столовая с бесплатными обедами. А в октябре 1895 года епархиальная власть одобрила инициативу министра императорского двора и уделов Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова об учреждении при Исаакиевском соборе православного братства и утвердила его устав.

Судьба собора в XX-XXI столетиях

До 1910 года собор был подведомственным храмом Министерства внутренних дел империи, а после революции в него, как в самый вместительный храм, свозили ценности из упразднённых петербургских церквей. Но уже в 1922 году собор так же, как практически и все храмы, был разграблен. Прикрываясь официальной формулировкой - помощь голодающим детям Поволжья - из собора вывезли свыше двух тонн серебряных и 48 тонн золотых изделий и украшений, а также богатую церковную утварь, иконы, старинные богослужебные книги.

В 1928 году собор закрыли и на некоторое время отдали появившимся после революции живоцерковникам - обновленцам. А вышедшим в июне 1828 года постановлением президиума ВЦИК Исаакиевский собор, как музейный памятник, был закреплён за Главным управлением научно-художественными и музейными учреждениями. В 1930 году колокольни собора лишились своих колоколов - их сняли на переплавку. И, начиная с того же года, по иронии судьбы, в течение семи лет (по 1937 год) в стенах собора действовал один из антирелигиозных музеев новой советской России. Был в музее и свой, созвучный времени и названию музея, экспонат - маятник Фуко, установленный в апреле 1931 года и демонтированный лишь в 1986 году (в настоящее время маятник находится в подвале соборного храма).

Монументальное здание собора выдержало не только удары авиабомб, десятками тонн сбрасываемых на советский Ленинград в годы блокады (кстати, на некоторых колоннах и стенах сохранились следы от осколков), но и стало временным хранилищем экспонатов городских и пригородных музеев.

Уже в мирное послевоенное время в 1948 году Исаакиевскому собору был присвоен статус музея, в 1950-1960-х годах проведены комплексные ремонтно-реставрационные работы, в ходе которых помимо восстановления интерьеров в куполе была оборудована смотровая площадка с прекрасным обозрением центральной части города на Неве.

В последнее десятилетие минувшего века началось возрождение православия в России - вновь открылись двери храмов и монастырей и в них зазвучали молитвы. В 1990 году при Исаакиевском соборе была зарегистрирована церковная община, настоятелем назначен протоиерей Борис Михайлович Глебов и проведено первое богослужение, а спустя ещё год собором в равной мере стали пользоваться как прихожане, так и сотрудники Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор». С сентября 2002 года божественные литургии по воскресным и праздничным дням совершаются в Александро-Невском приделе.

И хотя иерархами Церкви в настоящее время храму не присвоен статус кафедрального собора, он всё равно остаётся самым большим и величественным собором северной столицы, а его фасады и интерьеры - грандиозным памятником архитектуры и живописи и одной из самых красивых достопримечательностей и визитных карточек Санкт-Петербурга.

Как добраться до собора

До Исаакиевского собора можно добраться на метро, во-первых, доехав до станции «Адмиралтейская», которая находится на пересечении улицы Малая Морская и переулка Кирпичный, и, повернув влево по Малой Морской улице и пройдя по ней два квартала (это около 500 метров), выйти на Исаакиевскую площадь.

Во-вторых, можно доехать на метро до станции «Сенная площадь», а также до станции «Спасская» (от этой станции есть переход на «Сенную площадь») и, выйдя к переулку Гривцова, идти по нему до пересечения с набережной реки Мойка, потом повернуть налево и идти ещё 50-100 метров, после чего впереди откроется панорама собора.

В третьих, добравшись до станции метро «Невский проспект», выйти из подземки и идти по Невскому проспекту в направлении к Адмиралтейству, после повернуть налево, и пройдя по Александровскому саду, выйти к северному фасаду собора. А если свернуть чуть раньше влево с Невского проспекта на набережную реки Мойки, то можно дойти до Мариинского дворца, фасадом обращённого на Исаакиевскую площадь.

Режим работы музея-памятника и колоннады собора

  • Музей работает шесть дней в неделю с 10.30 до 18.00 часов, кассы открыты до 17.30 часов. Выходной день - среда.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) в музее с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии, цена билетов на которые на порядок выше, чем на дневные экскурсии.
  • Колоннада Исаакиевского собора открыта для посетителей ежедневно с 10.30 до 18.00 часов, билеты продаются в кассе до 17.30 часов. Выходной день - каждая третья среда месяца.
  • В весенне-летне-осенний период (с 1 мая по 30 сентября) с 18.00 до 22.30 часов проводятся вечерние экскурсии на колоннаду (стоимость билетов уточнять в кассах).
  • В летние месяцы (с 1 июня по 20 августа) с 22.30 до 04.30 часов кроме среды на колоннаде собора проводятся аудиоэкскурсии, посвящённые Санкт-Петербургу в белые ночи.

Экскурсии по собору или что посмотреть

Богатое убранство собора - шедевра декоративно-прикладного искусства представлено на тематических экскурсиях:

  • «Художественное убранство собора» (о едином ансамбле, состоящем из разных видов декоративно-прикладного искусства)
  • «Скульптура собора» (об истории создания скульптур, их многообразия и сюжетных композициях, украшающих как интерьер, так и фасады собора)
  • «Библейские сюжеты в живописи собора» (об истории создания мозаичных и живописных панно, их значении в убранстве интерьера православного храма)
  • «Чтобы помнили...» (расположенная в подвальном помещении собора мемориальная экспозиция знакомит посетителей с трагической страницей в истории города - блокадой Ленинграда и подвигом музейных работников в то страшное время)

Попасть на любую из экскурсий можно после приобретения входного билета, кстати, в стоимость которого экскурсии включены. Формируются экскурсионные группы (максимум до 15 человек) у входа в собор, что занимает обычно от 5 до 10 минут.

Внимание: билеты в собор и на колоннаду продаются отдельно!

Полюбоваться видом на Дворцовую и Исаакиевскую площади, Неву и Петропавловскую крепость с 43-метровой высоты можно, приобретя билет на колоннаду, причём для посетителей с ограниченными возможностями действует специальная услуга «Петербург с высоты птичьего полёта» (граничная высота осмотра города для инвалидов-колясочников - 37 метров). Такие экскурсии проводятся только по предварительной записи (кроме детей, младше 14 лет) в период с апреля по октябрь ежедневно кроме среды, при хорошей безветренной погоде и отсутствии сильных осадков. Можно пользоваться фотоаппаратом и видеокамерой.


Наиболее крупным православным храмом северной столицы России, как нередко называют Санкт-Петербург, является Исакиевский собор. Более правильное название этого собора - Исаакиевский (с удвоенной второй гласной), хотя широко распространен также первый вариант написания и произношения этого названия.

В конце 20-х годов XX века храм получил статус музея. При этом собор является действующим, богослужения проходят в нем ежедневно.
Проект здания, выстроенного в соответствии с канонами классицизма, был разработан знаменитым архитектором Анри Луи Огюстом Рикаром де Монферраном. Собор был возведен в середине XIX столетия .

В ходе строительных работ использовались технологии, являвшиеся новыми для того времени. Это оказало влияние на развитие архитектуры не только во второй половине XIX века, но также и в XX столетии.

Предшественники храма

Хотя храм был построен в середине XIX столетия, история его начинается гораздо раньше - в первые годы XVIII века . Именно тогда для работников верфи была возведена Исаакиевская церковь (не сохранившаяся до настоящего времени). Этот храм являлся фактически перестроенным амбаром. Здание было одноэтажным и очень простым. Главным украшением его являлся шпиль, для возведения которого был приглашен архитектор из Голландии.

Но простоял этот храм недолго: вскоре выяснилось, что он слишком мал и не вмещает всех прихожан. Здание было разобрано. Новый храм был построен в 20-е годы XVIII век а. В ходе строительных работ возникла серьезная проблема: потрескались своды. Причиной стало неудачное проектное решение. После этого руководство строительством было передано другому архитектору. В 30-е годы XVIII века (то есть, уже после того, как храм был достроен и освящен) в здании случился пожар: в храм ударила молния, огонь уничтожил тридцатиметровую колокольню. Сгоревшая часть храма была быстро восстановлена, но спустя два года в здание вновь попала молния. На этот раз храм пострадал от пожара гораздо сильнее. Начались восстановительные работы, в ходе которых были выявлены серьезные проблемы с фундаментом. Решено было разобрать храм и выстроить новый.

В конце 60-х годов XVIII века было заложено новое здание. Строительные работы по ряду причин велись очень долго: лишь в начале XIX века храм был достроен и освящен. Выглядело здание достаточно странно: на роскошном мраморном основании стояли обычные кирпичные стены. Причиной стала нехватка средств на завершение изначального масштабного проекта. Храм вызывал насмешки современников. Вскоре было решено разобрать его и построить новый.

Рассказывая историю трех храмов, ставших предшественниками современного Исаакиевского собора, нужно отметить, что первые два из них располагались не на том месте, где стоит нынешний собор (хотя и неподалеку). Впрочем, где именно находился второй храм - до сих пор остается неизвестным (существуют различные версии).

Строительство собора

В начале XIX столетия был объявлен конкурс проектов нового здания храма. Впрочем, речь шла не о строительстве нового собора, а о кардинальной перестройке старого. Конкурсанты, очевидно, не поняли, что именно от них требовалось: все авторы проектов предлагали постройку нового здания. Победитель так и не был выбран. Вскоре конкурс был объявлен снова - и вновь с тем же результатом. Спустя некоторое время император, не объявляя больше конкурсов, поручил строительство здания молодому и еще не получившему широкой известности архитектору - Анри Луи Огюсту Рикару де Монферрану .

Проект перестройки собора, разработанный новым архитектором, подвергся серьезной критике со стороны члена строительного комитета Антона Модюи . Он указывал на многочисленные ошибки автора проекта и требовал немедленно остановить уже начавшиеся строительные работы. Критик сильно сомневался в прочности фундамента, а также утверждал, что купол спроектирован неправильно и потому может обвалиться.

Решено было внести в проект исправления. Вновь был объявлен конкурс. Все проекты, поданные конкурсантами, были неудовлетворительны, в результате чего император понял невыполнимость поставленной перед архитекторами задачи. После этого задание было частично изменено (чтоб облегчить архитекторам разработку проекта), а затем вновь был объявлен конкурс. Победителем его стал Монферран . Строительство, остановленное на время, возобновилось.

Одним из самых сложных этапов строительных работ стало сооружение колоннады . В каменоломне, расположенной рядом с Выборгом , проводилась выломка огромных гранитных монолитов. Работа была трудной, продвигалась она очень медленно. Транспортировка гранитных заготовок к месту строительных работ осуществлялась при помощи специальных плоскодонных судов. Установка каждой колонны под сводом будущего храма занимала от сорок до сорока пяти минут. Перед установкой колонна обшивалась слоем войлока и циновками. Как свидетельствуют современники, механизм для установки был так совершенен, что ни разу не издал ни малейшего скрипа.

Нужно сказать несколько слов и о золочении куполов. Использовался метод так называемого огневого золочения . Этот метод опасен для жизни позолотчиков (мастеров, золотящих купола): во время строительства собора он унес жизни ста двадцати человек. Из них шестьдесят человек погибли именно во время золочения куполов, а остальные - в процессе золочения различных деталей интерьера.

XX и XXI столетия

В послереволюционные годы здание было национализировано . Впрочем, вскоре его передали прихожанам (соответствующий договор подписали более тридцати человек).

В 20-е годы XX века из собора было изъято сорок восемь килограммов золота и более двух тонн серебра. Примерно в это же время настоятель собора был арестован. Спустя год здание было передано обновленцам (так назывались представители одного из течений в русском православии). В конце 20-х годов договор с ними был расторгнут; в начале 30-х годов XX века храм превратился в антирелигиозный музей .

В 40-е годы здание сильно пострадало от бомбардировок и артобстрела. В военное время в нем хранились экспонаты некоторых других знаменитых музеев страны.

В середине XX века храм был отреставрирован. Именно тогда на его куполе появилась смотровая площадка . В 90-е годы XX столетия в соборе возобновились богослужения. В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о необходимости передачи собора под управление Русской православной церкви. Как положительное, так и отрицательное решение этого вопроса имеет множество сторонников. Здание является собственностью города.

На что обратить внимание

Каждый уголок храма, каждая деталь его интерьера, каждый фасад, безусловно, заслуживают самого пристального внимания. В частности, стоит внимательно осмотреть три с половиной сотни скульптур, украшающие храм снаружи. Некоторые из них мы здесь перечислим:

- Северный фасад украшен композицией на тему воскресения Христа. Центральной фигурой этой композиции является Христос, восставший из гроба. Вокруг него - испуганные стражники и изумленные женщины.

Темой скульптурной группы, украшающей западный фасад , является единение духовной и светской властей. Автор скульптур - Джованни Витали . Там же можно увидеть скульптуру, изображающую Монферрана, знаменитого архитектора собора: он держит в руках сильно уменьшенную модель здания.

Святого, так как император родился в день его памяти - 30 мая по юлианскому календарю .

Торжественное освящение 30 мая (11 июня) года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий (Постников) .

Творение Монферрана - четвёртый по счёту храм в честь Исаакия Далматского, построенный в Санкт-Петербурге.

Высота - 101,5 м, внутренняя площадь - более 4 000 м².

История

Первая Исаакиевская церковь

Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1710 год.

Церковь была построена на берегу Невы, там, где сейчас стоит Медный всадник . Место было выбрано явно неудачно, вода, размывая берег воздействовала на фундамент, разрушая кладку. К тому же в мае 1735 года удар молнии вызвал пожар в церкви и она серьёзно пострадала . Так, например, описывает положение дел в церкви кабинет-министр граф А. И. Остерман , просящий 28 мая (8 июня) 1735 года позволение у синода устроить у него в доме церковь для своей больной жены и определить туда священника:

Церковь Исаакия Далмацкого, у которого дом мой в приходе обретается, в недавнем времени погорела и службы в ней не токмо литургии, но и вечерень, и утрень, и часов, ныне нет .

Уже в июне того же года была составлена смета на исправление церкви. На эти цели было выделено две тысячи рублей, а руководить работами был назначен майор Любим Пустошкин. В соответствующем указе было говорилось:

Церковь Исаакия Далмацкого, как скоро возможно начать ныне, хотя только над алтарём в скорости покрыть досками, а потом и над всею тою церковию подрядить делать стропила и крыши, дабы нынче в ней могла быть служба .

В результате ремонта отстроили заново стены и галереи, вместо железа купол был покрыт медью, а своды заменены каменными. В церкви вновь стали проходить богослужения. Но при призводстве работ стало ясно, что из-за осадки грунта храму требуется бо́льшие исправления или даже совершенная перестройка .

Для обследования состояния церкви Сенат направил архитектора С. И. Чевакинского , который констатировал невозможность сохранения здания. Церковь решили разобрать и построить новую дальше от берега .

Третий Исаакиевский собор

Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собора. Литография с рисунка О. Монферрана.

По проекту А. Ринальди собор должен был иметь пять сложных по рисунку куполов и высокую стройную колокольню. Стены по всей поверхности облицовывались мрамором . Макет и чертежи проекта хранятся в музее Академии Художеств. Обстоятельства сложились так, что Ринальди не смог завершить начатую работу. Здание было доведено лишь до карниза, когда после смерти Екатерины II строительство прекратилось, и Ринальди уехал за границу .

Третий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год

Это сооружение вызывало насмешки и горькую иронию современников. К примеру, приехавший в Россию после длительного пребывания в Англии флотский офицер Акимов написал эпиграмму:

Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный
На мраморном низу
Воздвигнут верх кирпичный .

При попытке прикрепить листок с этим четверостишем к фасаду собора Акимов был арестован. Он дорого поплатился за своё остроумие: ему отрезали язык и сослали в Сибирь .

В различных вариантах петербуржцы пересказывали опасную эпиграмму:

Сей храм покажет нам,
Кто лаской, кто бичом,
Он начат мрамором,
Окончен кирпичом.

В конкурсе приняли участие архитекторы А. Д. Захаров , А. Н. Воронихин , В. П. Стасов , Д. Кваренги , Ч. Камерон и другие. Но все проекты были отвергнуты Александром I , так как авторы предлагали не перестройку собора, а строительство нового. В 1813 году на тех же условиях опять был объявлен конкурс, и вновь ни один из проектов не удовлетворил императора. Тогда в 1816 году Александр I поручает инженеру А. Бетанкуру , председателю только что образованного «Комитета по делам строений и гидравлических работ» , заняться подготовкой проекта перестройки Исаакиевского собора. Бетанкур предложил поручить проект молодому архитектору О. Монферрану , недавно до этого приехавшему из Франции в Россию. Чтобы показать своё мастерство, Монферран сделал 24 рисунка зданий различных архитектурных стилей, которые Бетанкур и представил Александру I. Императору рисунки понравились, и вскоре был подписан указ о назначении Монферрана «императорским архитектором». Одновременно ему поручалась подготовка проекта перестройки Исаакиевского собора с условием сохранить алтарную часть существующего собора .

Проект 1818 года

Сооружение портиков завершилось к осени 1830 года , когда жители Петербурга уже могли видеть четыре 12-тиколонных портика и алтарную часть старой ринальдиевской церкви.

Затем началась постройка опорных пилонов и стен собора . Тут применялась кладка из кирпичей, скреплённых известковым раствором. Для бо́льшей прочности применяли гранитные прокладки и металлические связи различного профиля. Толщина стен составляла от 2.5 до 5 метров. Толщина наружной мраморной облицовки составляла 50-60 см, внутренней - 15-20 см. Она выполнялась одновременно с кирпичной кладкой, с помощью железных крючьев (пиронов), вставленных в специально высверленные для этого отверстия. Для устройства кровли были изготовлены стропила из кованого железа. Внутри южной и северной стен устроили вентиляционные галереи. Для естественного освещения собора над галереями аттика сделали световые галереи.

Конструктивно купол состоит из трёх взаимосвязанных частей, образованных чугунными рёбрами: нижней сферической , средней - конической и наружной - параболической . Диаметр наружного свода составляет 25.8 м, нижнего - 22.15 м. Для создания теплоизолирующего слоя пространство между фермами было заложено пустотелыми гончарными горшками конической формы. Для этого потребовалось около 100 тысяч таких горшков. Помимо теплоизоляции, горшки улучшают акустику храма.

Нижний сферический купол был обшит досками, обит просмолённым войлоком и оштукатурен. Внутренний конический купол покрыт медными листами, окрашенными в голубоватый тон, с большими бронзовыми лучами и звёздами, создавшими эффектную картину ночного неба. Снаружи купол покрыт плотно пригнанными друг к другу медными позолочёнными листами.

Золочение куполов собора в 1838-1841 годах проводилось методом огневого золочения , парами ртути отравились и умерли 60 мастеров. Всего же в строительстве собора приняло участие 400 000 рабочих - государственных и крепостных крестьян. Судя по документам того времени, около четверти из них умерло от болезней или погибло в результате несчастных случаев .

Освящение

Торжественное освящение собора состоялось в 1858 году, 30 мая, в день памяти преподобного Исаакия Далматского, в присутствии императора Александра II и иных членов императорской семьи. Были выстроены войска, которых император приветствовал перед началом чина освящения; на Петровской и Исаакиевской площадях были устроены трибуны для народа; соседние улицы и крыши ближайших домов были переполнены людьми .

Внешний вид

Исаакиевский собор и Сенатская площадь с высоты птичьего полета

Исаакиевский собор - выдающийся образец позднего классицизма , в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс , византийский стиль , эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Высота собора 101,5 м, длина и ширина - около 100 метров. Наружный диаметр купола - 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло-серым рускеальским мрамором . При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура . На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Северный фасад

Северный фронтон. «Воскресение Христа»

Воскресение Христа. 1841-1843. Витраж главного алтаря

В интерьер православного храма был включён по предложению Л. Кленце витраж - изначально элемент убранства католических церквей. Изображение Воскресшего Спасителя в окне главного алтаря было одобрено Священным Синодом и лично императором Николаем I . Созданием эскиза витража для Исаакиевского собора занимался немецкий художник Генрих Мария фон Хесс, изготовлением в стекле руководил М. Э. Айнмиллер - глава «Заведения живописи на стекле» при Королевской фарфоровой мануфактуре в Мюнхене . Площадь витража составляет 28,5 квадратных метров, детали скреплены свинцовыми пайками. К 1843 году витраж был установлен в окне собора в Петербурге. Он является ключевым памятником в истории витражного искусства в России. Появление в кафедральном храме столицы стеклянной картины с изображением Иисуса Христа произошло в результате взаимодействия западной и восточной христианской традиций, своеобразного синтеза фигуративного католического витража и запрестольной православной иконы. Установка его в главном храме России утвердила витраж в системе оформления православных церквей страны. Витражи получили «законные» права в православных храмах. А изображение Воскресшего Спасителя на алтарном окне Исаакиевского собора стало иконографическим образцом для многих витражей в храмах России, как в XIX веке, так и в наше время .

В Исаакиевском соборе представлено уникальное собрание монументальной живописи первой половины XIX века - 150 панно и картин. Для работ над росписями были привлечены художники-академисты Брюллов, Басин, Бруни, Шебуев, Марков, Алексеев, Шамшин, Завьялов и другие. Руководство живописными работами было возложено на ректора Петербургской Академии художеств профессора В. К. Шебуева, проект декора и общая концепция росписей были разработаны Монферраном. Работы проводились под контролем императора и Синода. Одной из главных проблем стал выбор техники исполнения живописных панно . По первоначальному предложению Кленце (с ним был согласен Николай I) росписи собора должны были выполняться в технике энкаустики . Однако Бруни, привлечённый к обсуждению способа исполнения будущих росписей, после консультаций с Кленце, прошедших в начале 1842 года в Мюнхене, сделал доклад, в котором указал, что эта техника живописи совершенно непригодна для климатических условий Петербурга. Опираясь на мнение реставратора Валати, Бруни высказался за масляную живопись на холсте, обрамлённую медными рамами с дном. Монферран также склонялся в пользу масляной живописи. Бруни поручили выполнить образец росписи энкаустикой по меди, однако вскоре было решено расписывать стены собора масляными красками по специальному грунту, а образа - маслом на бронзовых досках . Согласно распределению работ Брюллов должен был расписать главный купол (самая большая композиция площадью 800 квадратных метров) и паруса в центральном нефе, Бруни - коробовый свод и аттик главного нефа, Басин - приделы Александра Невского и св. Екатерины . Западная часть собора была отведена под сюжеты на темы из Ветхого завета , восточная - зпизодам из жизни Христа.

Высокая влажность в помещении собора препятствовала созданию грунта, стойкого к неблагоприятным внешним воздействиям. Стену под роспись штукатурили, зачищали пемзой, нагревали жаровнями до 100-120 градусов и наносили на неё несколько слоёв мастики . Невысокое качество основы для живописи стало причиной того, что в некоторых случаях её приходилось удалять, а художникам заново переписывать картины. В отдельных местах грунт отставал от штукатурки. В своём письме от 24 декабря 1849 года Бруни отмечал, что роспись по свежим грунтам невозможна из-за выступающей впоследствии на поверхность живописи из стены «селитряной окиси» . Устойчивый состав был создан только в 1855 году, за три года до завершения живописных работ в соборе .

Так как в соборе из-за перепада температур, высокой влажности и отсутствия вентиляции сложились неблагоприятные условия для сохранения росписей в первозданном виде, при декорировании внутренних помещений с 1851 года было решено для оформления интерьера использовать мозаику . Создание мозаичных панно продолжалось до начала Первой мировой войны . Смальта для Исаакиевского собора производилась в мозаичной мастерской Академии художеств . При создании панно было использовано более 12 тысяч оттенков смальты, фоны набирались из золотой смальты (канторели) . Мозаичные образы выполнялись с оригиналов Т. А. Неффа. Мозаикой заменили картину С. А. Живаго «Тайная вечеря» , росписи парусов главного купола, аттика («Поцелуй Иуды», «Се человек», «Бичевание», «Несение креста» Басина) и пилонов.

Мозаичные картины собора экспонировались на лондонской Всемирной выставке 1862 года, где получили высокую оценку .

Исаакиевский собор в первые годы после Октябрьской революции

После революции храм был разорён. В 1922 году из него было изъято 45 кг золотых изделий, более 2 тонн серебряных украшений. {{Нет АИ 2|Его настоятель протоиерей Леонид Богоявленский был арестован, а храм стал обновленческим . В 1928 году службы прекращены: президиум ВЦИК 18 июня 1928 года постановил «оставить здание собора в исключительном пользовании Главнауки в качестве музейного памятника» . 12 апреля 1931 года в соборе был открыт один из первых в Советской России антирелигиозных музеев .

Исаакиевский собор во время Великой Отечественной войны

Зенитчики на фоне ночного Исаакия

Следы одного из 148478 снарядов, выпущенных немецкими войсками по Ленинграду в 1941- 44 г.г.

Исаакиевский собор после Великой Отечественной войны

См. также

Литература

  1. A. R. Montterrand Eglise cathédrale de Saint Isaac. - СПб. , 1845.
  2. «Исторія и достопримѣчательности Исаакіевскаго собора ». СПб, 1858. - книга, составленная по источникам Императорской Академии Художеств и одобренная главным строителем Собора, архитектором де Монфераном.
  3. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам . - СПб. , 1865.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в СПб., составленное по официальным документам. - Л. : Общество по распространению политических и научных знаний, 1962.
  5. А. Л. Ротач Исаакиевский собор - выдающийся памятник русской архитектуры. - СПб. , 1868.
  6. Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974.

Примечания

  1. В. Серафимов, М. Фомин
  2. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 8.
  3. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 10.
  4. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  5. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11.
  6. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 11-12.
  7. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  8. Ведение Правительствующаго Сената в Св. Синод от 6 (17) июня 1735 года за № 1962. Также и протокол мемории Св. Пр. Синода за ту же дату.
  9. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12.
  10. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 12-13.
  11. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. 6-7 .
  12. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 13-14.
  13. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14.
  14. Зощенко М.М. Неудачи, 39 // Голубая книга . - Избранное в 2-х томах. - Художественная литература . - Т. 2. - С. 261.
  15. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 14-15.
  16. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 15-16.
  17. Н. Нагорский Исаакиевский собор. - СПб. : П-2, 2004. - С. 2-3. - ISBN 5-93893-160-6
  18. В. Серафимов, М. Фомин Описание Исаакиевского собора в С-Петербурге, составленное по официальным документам. - СПб. , 1865. - С. .
  19. Г. П. Бутиков, Г. А. Хвостова Исаакиевский собор. - Л. : Лениздат, 1974. - С. 24.