A321 погибшие. «Я знаю, что уже не вернусь»: памяти жертв авиакатастрофы над Синаем

В октябре 2015 года самолет компании «Когалымавиа» вылетел из Шарм-эль-Шейха в Петербург. Заложенная на борту бомба взорвалась над Синайским полуостровом, погибли 224 человека: семь членов экипажа и 217 пассажиров, 25 из которых - дети.

«Бумага» поговорила с семьями погибших и узнала, как они живут спустя два года после трагедии, почему родственники жертв судятся за компенсацию и как в Петербурге увековечивают память о самой крупной катастрофе в российской авиации.

В 2015 году Лариса и Анатолий Пульяновы собирались в отпуск в Абхазию. Изначально их сын Роман предлагал поехать в Египет. Лариса категорически отказалась: она не хотела лететь на самолете и много тратить на путешествие - на даче тогда заново отделывали комнату к свадьбе Романа и его невесты Татьяны Мокиевской.

Роман с Татьяной, несмотря на протесты мамы, полетели в отпуск в Египет. 31 октября они вместе с еще 222 находившимися на борту рейса A321 погибли в результате взрыва самолета.

Все эти два года мы думаем о гибели сына: ты просыпаешься с этим и засыпаешь, думаешь об этом в течение дня. Мы не сходим с ума - поплачем, бывает. Но я понимаю, что это чувство до конца и оно уже не отпустит никогда, - говорит Анатолий Пульянов.

Раньше у нас каждый день начинался со звонка Романа и его вопроса: «Родители, как вы там?», а заканчивался: «Родители, как день прошел?», - вспоминает Лариса. «У меня погиб лучший друг. Такие отношения редко бывают у отца с сыном, но у нас было именно так», - делится Анатолий.

Роман и Татьяна

Однажды Анатолий забрел в недостроенную кочегарку, где было темно, отовсюду торчала арматура и острые куски металла. Однако мужчина не пострадал. «Думаем, это Роман уберег. Мы так стараемся думать, чтобы не погибнуть. Ведь уже есть родственники погибших, которые умерли за два года, - поясняет Лариса. - С нами постоянно происходят вещи, которые подтверждают, что есть маленькая связь, и их очень много накопилось за два года. Я знаю, что смерть - это еще не конец. Чувствую это».

Несмотря на то, что пара очень скучает по сыну, они не одиноки. С ними постоянно общаются хорошие друзья Романа - одна знакомая, Мария, звонит почти каждый день. Еще Пульяновы ходят на встречи участников благотворительного фонда «Рейс 9268», в котором состоят семьи погибших пассажиров. Когда супруги общаются с ними, они чувствуют, что их понимают.

Как работает фонд, созданный после трагедии

Прототипом фонда стала закрытая группа для родственников, которую в первые дни после трагедии создал петербуржец Александр Войтенко. В авиакатастрофе погибли его 37-летняя сестра Ирина и 14-летняя племянница Алиса. Александр с сестрой жили в разных городах, но постоянно общались.

Первые два месяца нам не отдавали тела. Нужно было собрать всех вместе, чтобы у нас появилось единое информационное пространство, так проще. И в конечном счете мы решили, что нужно создать свой фонд: когда оформлено юридическое лицо, легче общаться с администрацией города или СК и оказывать материальную и юридическую помощь.

Фото: группа благотворительного фонда «Рейс 9268» во «ВКонтакте»

Председателем совета фонда стала директриса петербургской школы Ирина Захарова; во взорвавшемся самолете летела ее 28-летняя дочь, сотрудница МЧС Эльвира Воскресенская. Первое собрание родственников, где и было решено создать фонд, прошло в актовом зале школы, которой руководит Захарова.

Все останки родственникам выдали только в мае. Семь человек так, по словам Войтенко, и остались неопознанными.

Сейчас в группе фонда почти 40 тысяч подписчиков из Уфы, Белгорода, Воронежа, Калининграда и других городов. Войтенко называет их большой семьей, где люди всегда помогают друг другу. Среди них обычные россияне, которые считают, что эта трагедия затронула их лично. Сам Александр считает, что катастрофа над Синаем так или иначе коснулась каждого.

Несколько дней назад родственникам погибших вручили сборники стихов «Шагнувшие в вечность», часть из них написала участница группы Арина Король. Войтенко вспоминает, что та начала предлагать помощь родственникам с первых дней и до сих пор почти каждый день пишет стихи, посвященные погибшим. А еще одна участница - Ирина Солья - помогает фонду организовывать мероприятия: концерты и праздники для детей. Так, недавно участники фонда сажали вместе деревья, а после этого организовали чаепитие. В катастрофе над Синаем Арина и Ирина не теряли близких, но всё равно воспринимают трагедию как личную.

Главная цель фонда - сохранение памяти обо всех погибших. 28 октября на Серафимовском кладбище над могилой с неопознанными останками жертв катастрофы открыли памятник «Сложенные крылья», его создали на деньги властей Петербурга. В годовщину, 31 октября, на Румболовской горе открыли мемориал «Сад памяти».

Как город поддерживает семьи погибших и что делает для сохранения памяти

Когда всё только произошло, нам очень помогали психологи МЧС, профессионалы высокого уровня: они выводили людей из состояния шока. Потом эстафету подхватили психологи районных служб соцзащиты: за всеми нуждающимся были закреплены социальные психологи. По прошествии полутора лет мы поняли, что связи со специалистами ослабли, а время не лечит, всё равно нужна социальная поддержка, - рассказывает соучредитель фонда, профессор ВШЭ, Валерий Гордин.

По его словам, после того, как анонсировали программу, по которой фонд был готов оплачивать анонимные консультации психологов, за ними обратилось несколько десятков человек. Психологи, по словам Гордина, говорят, что у родственников погибших возникают фантомные боли.

У Валерия в авиакатастрофе погиб сын 28-летний Леонид вместе со своей невестой Александрой Илларионовой. Леня очень любил животных и был, как вспоминает отец, стихийным зоозащитником. Однажды, когда Гордин собрался заводить кошку, уговаривал не покупать питомца, а взять из приюта. А когда у самого Леонида потерялся кот Кыся, тот искал питомца вместе с волонтерами.

Тогда отец относился к убеждениям Леонида с иронией и не последовал совету. После гибели молодого человека он решил организовать фонд «Ленькин кот », который помогает животным.

Фонд «Ленькин кот» на «Ночи музеев»

Гордин всё еще руководит «Ленькиным котом», его отношение к зоозащите изменилось. Мужчина говорит, что подходит к делу прагматично, и подробно рассказывает, как изменился фонд. Он планирует открыть второй центр по прокату ветеринарного оборудования, чтобы ветклиникам и желающим помочь было удобнее добираться, и школу зооволонтеров, которые будут помогать бездомным котам.

Валерий считает, что после трагедии власти города повели себя достойно, всегда откликались на просьбы родственников. Сейчас депутаты вместе с вице-губернатором Албиным помогают построить храм в районе «Балтийской жемчужины». При храме планируют обустроить просветительский центр, где будут оказывать и социальную помощь.

«Не только родственникам погибших, но и жителям района. На мой взгляд, это очень важно и символично», - отмечает Гордин.

Против строительства храма год назад выступали местные жители, которые утверждали, что он не имеет никакого отношения к «Балтийской жемчужине», а вопрос о возведении решили, не посоветовавшись с ними.

Гордин рассказывает, что оппоненты «в какой-то степени» остались:

Кому-то нравится идея сохранения памяти, кому-то кажется, что ее надо задвинуть подальше в ящик. Мы встречались, объясняли свою позицию. Очень надеюсь, что в ближайшее время храм будет сооружен,- пояснил Гордин.

Петербуржцы опасались, что строительство храма отсрочит создание школ и поликлиник. По данным «КП», недовольные в письме обратились к Владимиру Путину.

Какую поддержку получают родственники экипажа в Москве и что известно о выплатах им

То, что делают в Петербурге для увековечения, - это всё большая заслуга фонда. Для нас это имеет большое значение. Если нам построят еще и духовно-просветительский центр - это будет еще одно место, куда мы сможем приехать и поклониться памяти родных и близких, - говорит отец 25-летнего бортпроводника Алексея Филимонова, москвич Андрей Филимонов.

Андрей рассказывает, что эти два года регулярно созванивается и списывается с родственниками экипажа. Почти все они живут в Москве и Подмосковье, стараются чаще встречаться и поддерживать друг друга. Иногда приезжают на встречи фонда в Петербурге.

25-летний Алексей, по словам отца, попал на борт в последний момент: он не должен был работать на этом рейсе: по дороге в аэропорт его машина сломалась на МКАД, в итоге молодой человек пропустил свой рейс и попал в резерв. Его вызвали за 12 часов до вылета, чтобы заменить другую бортпроводницу.

У родственников экипажа своя отдельная группа «ВКонтакте», и все эти два года их поддерживают подписчики. С некоторыми из них семьи погибших теперь знакомы лично и регулярно встречаются. Андрею дарят иконы и стихи о сыне, из Петербурга присылают сувениры.

Андрей и Алексей Филимоновы

Раньше у нас катастрофы в основном происходили по вине экипажа. Но в этом случае наши близкие оказались в той же ситуации, что и пассажиры. Это был терроризм. Шансов на спасение не было никаких. Главное, чтобы нас не забывали.

По словам Филимонова, никому из родственников погибших членов экипажа «Когалымавиа» так и не выплатила компенсацию. Об этом же в группе благотворительного фонда

Два года назад, 31 октября 2015 года, над Синайским полуостровом (Египет) потерпел крушение самолет А-321. Все 224 человека, находившиеся на борту, погибли. 25 из них – дети.

В момент трагедии рейсом 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург летели 48 человек из Ленобласти, в том числе четверо детей. Это жители поселков Советский, Гостилицы, Романовка, жители Шлиссельбурга, Всеволожска, Гатчины, Выборга, Соснового бора, Сланцев, Волхова.

Пропал с экранов радаров

В 7:14 самолет А-321 авиакомпании «Когалымавиа», летевший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург, спустя 20 минут после взлета пропал с экранов радаров. На борту 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Из них четверо украинцев, один белорус, все остальные — россияне.

В 7:14 под Ларнакой, по предварительным данным, с самолетом пропала связь, и отметка воздушного судна исчезла с экранов радиолокаторов.

Росавиация



Катастрофа

Спустя пару часов власти Египта подтвердили крушение российского самолета в центральной части Синая.

Лайнер был полностью разрушен, его обломки разбросаны на площади 13 километров. На место крушения прибыли 40 машин скорой помощи для эвакуации жертв катастрофы.

Со слов спасателей, шансы найти выживших крайне малы.


Погибли все

Агентство Рейтер информировало о четырех выживших. Надежда быстро угасла — приходят официальные данные. Погибли все.

Самой маленькой жертвой по возрасту, но не по значению стала 10-месячная Дарина Громова из Гатчины. Ее фотография на фоне лайнеров, которую мама девочки сделала перед отправкой на египетский курорт, станет символом синайской трагедии.

Ребенок смотрит на самолеты, стоящие на земле. Подпись под снимком — «Главный пассажир».

Отец и мать Дарины также были на борту А-321 и погибли вместе с ней.

Горе и сплочение

Трагедия не оставила равнодушной никого. В Пулково и к Александровской колонне люди несли цветы, письма с соболезнованиями и детские игрушки. Их так много, что позднее потребуются сотни рабочих, чтобы убрать все стихийные мемориалы.

В небо на Дворцовой площади выпустили сотни воздушных шаров в память о погибших.

О причинах катастрофы

Вскоре после трагедии стали появлятся различные версии произошедшего.


- Ошибка пилота

Экипажем командовал 48-летний Валерий Немов, на счету которого свыше 12 тысяч часов полетов, из них более 3860 — на Airbus A321. Самолет управлялся опытными и высококвалифицированными пилотами. Версия ошибки летчика была исключена.


- Техническая неисправность

Перед вылетом лайнер прошел техническое обслуживание. Неисправностей не выявлено.


- Теракт

Глава ФСБ России Александр Бортников выдвигает первую официальную версию — катастрофа произошла в результате теракта.

Сработало самодельное взрывное устройство мощностью до 1 кг в тротиловом эквиваленте. На обломках самолета были обнаружены следы взрывчатого вещества.

Позднее российская сторона объявит вознаграждение в размере $50 млн за сведения о террористах.

Убийство наших людей на Синае - в числе наиболее кровавых по числу жертв преступлений. И мы не будем вытирать слез с нашей души и сердца. Это останется с нами навсегда. Но это не помешает нам найти и наказать преступников.

Владимир Путин

Кто был заказчиком страшного преступления до сих пор неясно. Исполнители не найдены. По самой распространенной версии за терактом стоит синайское подразделение «Исламского государства» (*террористическая организация, запрещенная в России).


Путин: остановить перелеты в Египет до «налаживания должного уровня безопасности авиационного сообщения»

В ноябре 2015 года российские власти полностью перекрыли авиасообщение с Египтом. Оставшихся в арабской стране туристов вывезли по окончанию их путевок. На борт самолета разрешалось брать только ручную кладь, багаж пассажиров был вывезен спецрейсами МЧС.

Также авиасообщение с Египтом прервали Великобритания, Франция, Нидерланды, Бельгия и ряд немецких авиакомпаний.


«Когалымавиа»

Весной 2016 года Росавиация запретила внутренние и международные рейсы авиакомпании, несмотря на то, что ее причастность к трагическому происшествию доказана не была.

Родственники погибших в авиакатастрофе над Синаем подали коллективный иск к туроператору авиакомпании «Когалымавиа» на сумму € 1,4 млрд.

Память о прерванном полете

Накануне второй годовщины трагедии, 28 октября, на Серафимовском кладбище в Петербурге открыли памятник жертвам катастрофы.

Монумент получил название «Сложенные крылья». На одном — номер рейса, на другом — дата катастрофы. Перед ними саркофаг с запиской: «Членам экипажа и пассажирам рейса 7К9268, погибшим от рук террористов 31 октября 2015 года в небе над Синаем (Египет)».

Тем временем сегодня, 31 октября, на Румболовской Горе во Всеволожском районе Ленобласти открылся «Сад памяти» жертвам теракта. Мемориал представляет собой коридор из металлических плит, на которых высечены имена всех погибших.

Монумент обступают краснолистные клены. 25 елей высажены отдельно, они символизируют память о погибших детях.

ФСБ России квалифицирует случившееся как теракт, расследование продолжается до сих пор. Авиасообщение между Россией и Египетом после катастрофы было прекращено и не возобновилось по сей день.

31 октября 2015 года российский самолет Airbus A321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), выполнявший рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург, на Синайском полуострове в Египте.

На борту самолета находились 224 человека , в том числе 217 пассажиров (58 мужчин, 134 женщины и 25 детей — из них 212 человек — граждане Российской Федерации, четыре человека — граждане Украины, один гражданин Белоруссии) и семь членов экипажа.

В самолете летели в основном жители Санкт-Петербурга. В Россию также возвращались жители соседних регионов — Ленинградской области, Новгорода, Пскова, Карелии, несколько человек из других субъектов Федерации. Все находившиеся на борту погибли. Катастрофа стала крупнейшей в истории российской и советской авиации.

Самолет Airbus-А321 авиакомпании "Когалымавиа" (Metrojet), в котором туроператора Brisco, 31 октября в 06.51 мск вылетел из Шарм-эш-Шейха (Египет) в Санкт-Петербург и пропал с экранов радаров через 23 минуты. По данным египетского управления гражданской авиации, лайнер следовал на высоте 9,4 километра, затем резко снизился на 1,5 километра, после чего исчез с радаров.

О судьбе самолета не поступала достаточно долго. Лайнер пропал с экранов радаров в районе Кипра, поэтому в течение получаса не могли определить точное место возможного крушения.

Для поисков российского самолета была военная авиация Египта. Армия обороны Израиля службам Египта, направив свой разведывательный самолет для участия в поисковой операции.

Обломки А321 были обнаружены в центре Синайского полуострова в горах между районами Эль-Кантала и Эль-Лаксима близ города Эль-Хасна. Для идентификации самолета на место обнаружения были отправлены экстренные службы Египта, где проводилась масштабная поисково-спасательная операция.

По согласованию с Каиром к ликвидации последствий крушения лайнера была привлечена группировка сил и средств Российской единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в количестве более одной тысячи человек и 250 единиц техники, из них от МЧС России — более 660 человек и 100 единиц техники, а также психологи МЧС России.

На месте были организованы поисковые работы с применением беспилотных летательных аппаратов и данных космического мониторинга, обследовано более 40 квадратных километров территории.

В день авиакатастрофы были найдены и в Каир два бортовых аварийных самописца А321 — речевой и параметрический.

В связи с крушением российского самолета в Египте президент России Владимир Путин об объявлении в стране 1 ноября 2015 года траура. Власти Петербурга до 3 ноября, а Ленинградской области — до 4 ноября.

Следственным комитетом РФ по факту авиакатастрофы российского самолета в Египте сначала было по статье "Нарушение правил полетов и подготовки к ним", затем еще одно по статье "Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Позже они были в одно производство.

По поручению президента правительство России в связи с катастрофой во главе с министром транспорта Максимом Соколовым. Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) была под руководством исполнительного директора комитета Виктора Сороченко.

Каир сразу после катастрофы все заинтересованные страны о возможности принять участие в расследовании трагедии. Была создана специальная , в нее вошли специалисты из пяти стран: России, Египта, Франции (государства — разработчика самолета), Германии (государства — изготовителя лайнера) и Ирландии (государства регистрации). Главой комиссии по расследованию катастрофы был назначен Айман аль-Мукаддам.

1 ноября 2015 года генеральный прокурор Египта Набиль Ахмед Садек в расследовании причин катастрофы с российским самолетом на Синайском полуострове. По словам посла РФ в Каире Сергея Кирпиченко, у России и Египта есть , в соответствии с которыми российским специалистам открыт доступ практически всюду, куда они хотят попасть в рамках расследования крушения А321.

Группа следователей и криминалистов центрального аппарата Следственного комитета России по согласованию с компетентными органами и совместно с представителями Республики Египет в соответствии с нормами национального и международного права участвовали в осмотре места авиакатастрофы в Египте.

Глава ФСБ РФ Александр Бортников во время совещания в Кремле об итогах расследования причин крушения российского самолета сообщил, что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета, потерпевшего крушение в Египте, были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он случившееся как теракт.

В свою очередь египетские власти . Глава МИД Египта Самех Шукри сообщил, что это уголовное дело рассматривает теракт как одну из версий.

В марте 2016 года Международная комиссия по расследованию катастрофы российского самолета А321 заявила о том, что от Следственного комитета России и передала его в генпрокуратуру Египта для завершения юридических процедур. Сама комиссия, несмотря на передачу дела в следственные органы госбезопасности страны, продолжит техническое обследование обломков лайнера.

В середине апреля генеральный прокурор Египта Набиль Садек о о катастрофе российского самолета в Высшую прокуратуру государственной безопасности страны. Решение главы надзорного ведомства, отмечалось в тексте заявления, было принято на основании данных доклада Следственного комитета России, "в котором указывается на подозрение о наличии криминального следа".

В июне директор ЦРУ Джон Бреннан, выступая в сенате Конгресса США, сообщил, что американская разведка о причастности к взрыву на российском пассажирском самолете А321 египетской группировки "Ансар Бейт аль-Макдис", присягнувшей на верность запрещенному во многих странах террористическому движению "Исламское государство" (ИГ), а 4 августа минобороны Египта заявило о ликвидации лидера этой террористической группировки.

28 августа комиссия по расследованию катастрофы начала "выкладку" фрагментов конструкции самолета в авиационном ангаре в городе Каир, куда они были доставлены с места катастрофы. после ее завершения была определена точка, с которой началось разрушение корпуса лайнера.

По сообщениям СМИ, при анализе выкладки собранных фрагментов A321 в ангаре каирского аэропорта эксперты , что террористы поместили взрывное устройство в хвосте судна, взрыв вызвал отделение хвостовой части и неуправляемое пикирование. По их сведениям, Россия почти завершила доклад о причинах катастрофы, однозначно указав на террористический след: было использовано мощное взрывное устройство с часовым механизмом, которое спровоцировало сильную взрывную волну и возгорание.

Следствие по делу о катастрофе российского А321 над Синайским полуостровом . 24 октября стало известно, что комиссия по расследованию, сформированная генеральной прокуратурой Египта, отправила двенадцать обломков лайнера в научную лабораторию по сплавам для проведения детального исследования.

После катастрофы полеты в Египет из РФ и турпоток были . Россия заявила о необходимости обеспечения безопасности в аэропортах Египта для возобновления авиасообщения между странами. Полеты в эту страну также приостановил целый ряд европейских авиакомпаний. Власти Египта прилагают большие усилия по повышению мер безопасности в курортных местах и аэропортах, желая восстановить турпоток. За месяцы, прошедшие с момента трагедии, с инспекцией безопасности египетских аэропортов в Каире, Хургаде и Шарм-эш-Шейхе побывало множество иностранных экспертных делегаций.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Утром 31 октября 2015 года стало известно о том, что над Синайским полуостровом пропал самолет российской авиакомпании «Когалымавиа», следовавший из египетского Шарм-эль-Шейха в Петербург. На его борту находились 224 человека. Вначале формулировки были осторожные - «не выходит на связь», «пропал с экранов радаров», - никто не хотел верить, что речь идет об авиакатастрофе, которой суждено было стать самой страшной в истории отечественной авиации.

В годовщину гибели лайнера A321 над Синайским полуостровом «Известия» вспоминают всё, что известно о катастрофе на сегодняшний день, и отдают дань памяти жертвам крушения.

Гибель А321: начало

В тот же день, 31 октября 2015-го, в пустыне обнаруживают фрагменты упавшего лайнера - при падении на землю их разбросало в радиусе 40 км.

После того как в СМИ поступают первые сообщения о гибели самолета, спасатели вынуждены отключать уцелевшие при ударе о землю телефоны пассажиров - это родные находившихся на борту пассажиров еще пытаются дозвониться своим близким.

Из 217 пассажиров и семи членов экипажа не выжил никто - в такой ужасной катастрофе это было невозможно.

Дарина Громова

Однако истинным символом трагедии стала погибшая в авиакатастрофе Дарина Громова, фотография которой быстро облетела все мировые СМИ. Ей было 10 месяцев.

Она стала самой маленькой по возрасту жертвой теракта, но далеко не единственным ребенком на борту разбившегося самолета: всего, по данным Росавиации, на борту самолета находились 25 детей и еще 192 взрослых пассажира. Большинство из них были жителями северо-западной части России.

Командиром самолета был 48-летний Валерий Немов, который к тому моменту налетал более 12 тыс. часов, причем почти 4 тыс. из них - на самолетах Airbus A321. Вторым пилотом был 45-летний Сергей Трухачев, налет которого составлял 5641 час. В салоне самолета работали бортпроводники Валентина Марцевич, Андрей Беломестнов, Ирина Олару, Алексей Филимонов.

Теракт

Как только гибель лайнера становится очевидной, журналисты и эксперты высказывают первые версии произошедшего. Сначала звучат наиболее распространенные - ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета. Становится известно, что за несколько лет до происшествия хвост самолета при посадке в Каире был поврежден - после этого самолет прошел ремонт, однако информация быстро разлетается по СМИ.

Официальные представители авиакомпании выступают с заявлением о том, что самолет был полностью исправен. Они же впервые озвучивают версию о том, что для его разрушения потребовалось воздействие извне. Она не получает особенной поддержки - поверить в это сложно и, наверное, слишком страшно.

Но 16 ноября глава ФСБ Владимир Бортников официально подтверждает версию о бомбе, заложенной на борту самолета. Эту информацию также подтверждают данные британской разведки. За несколько дней до этого, 6 ноября, полеты российских и части мировых авиакомпаний в Египет полностью приостанавливаются .

Место 31А

Еще 7 ноября становится известно, что при расшифровке бортовых самописцев на последних секундах записи слышен непонятный шум. До этого переговоры пилотов проходят в штатном режиме. После - самолет начинает резко терять набранную за полчаса, прошедшие с момента взлета, высоту.

17 ноября, сразу после того, как в ФСБ подтверждают версию о теракте, Россия обращается к мировой общественности с просьбой оказать содействие в установлении причастных к уничтожению самолета террористов. За сведения, которые могут помочь задержать преступников, обещано вознаграждение в $50 млн. Позднее появляется информация о задержании двух сотрудников аэропорта Шарм-эль-Шейха. Их подозревают в том, что они помогли пронести бомбу на борт самолета. При этом министр внутренних дел и министр гражданской авиации Египта эту информацию отрицают.

В расследовании причин катастрофы участвуют Россия, Египет, Франция, Германия, Ирландия, США, а также представители компании Airbus Industries.

18 ноября журнал «Дабик», претендующий на звание официального информационного органа запрещенной в России террористической группировки ИГИЛ, публикует статью, якобы описывающую процесс создания заложенного на борт самолета устройства - по версии издания, оно было сделано с помощью жестяной банки из-под газировки.

В Египте создается собственная специальная комиссия по расследованию крушения самолета. В декабре 2015 года она заявляет о завершении подготовки предварительного отчета, который рассылает всем участникам расследования. В нем исключается возможность доступа посторонних к самолету.

В феврале 2016 года президент страны Абдель Фатах аль-Сиси заявляет, что причиной катастрофы стал теракт - Египет впервые официально признает этот факт.

В начале сентября этого года комиссия завершает выкладку фрагментов разбившегося самолета - в результате удается определить точку, с которой началось разрушение самолета. По данным экспертизы, взрыв произошел в районе 30–31-го рядов. Предположительно, точкой взрыва стало место 31А. Мощность взрывного устройства составила 1 кг в тротиловом эквиваленте.

Расследование катастрофы до сих пор не завершено - международная комиссия по расследованию продолжает свою работу, кроме того, продолжает расследование и Главное управление по расследованию особо важных дел Следственного комитета РФ, об этом в понедельник, 31 октября, сообщили в пресс-службе ведомства.

Последствия

Вскоре после крушения последовали проверки безопасности в аэропортах Египта, которые выявили проблемы с обеспечением безопасности авиаперевозок. Российская сторона заявила, что полеты не будут восстановлены, пока все недочеты не будут устранены, при этом о каких именно недочетах идет речь, точно неизвестно. Египет в ответ заявил о готовности исполнить требования Минтранса, однако власти страны отметили, что на это потребуется время.

О возможном возобновлении полетов в Египет впоследствии сообщалось несколько раз, однако пока ни одно из них не было подтверждено. По мнению экспертов, авиасообщение не будет восстановлено раньше весны 2017 года .

​​​​​​​

Рейс 9268: Сад памяти

В сентябре этого года в Петербурге завершился конкурс на проект монумента в память о погибших. Им стал проект «Сад памяти» - по желанию членов семей погибших при создании мемориала не будут использоваться изображение самолета и другие прямые напоминания о катастрофе. Вместо этого в саду планируется высадить 224 дерева - по числу погибших в катастрофе. Мемориал был заложен 30 октября 2016 года на Румболовской горе во Всеволожске Ленинградской области.

Жертв катастрофы вспоминают не только в России: в Египте 30 октября прошло траурное шествие в память о трагедии. Жители Шарм-эль-Шейха, министр гражданской авиации страны Шериф Фахти, посол России в Каире Сергей Кирпиченко, депутаты египетского парламента под барабанную дробь возложили цветы к плакату с именами всех, кто утром 31 октября 2015 года поднялся на борт лайнера, выполнявшего рейс 9268 из Шарм-эль-Шейха в Петербург.

«От имени всего политического руководства Арабской Республики Египет и правительства страны позвольте мне выразить искренние соболезнования семьям погибших и почтить их память. Мы в крайней степени сожалеем о том, что произошло, и скорбим. Шарм-эль-Шейх и весь Египет никогда не забудут жертв этого рейса», - сказал глава министерства авиации страны Шериф Фатхи.

Памятные мероприятия также пройдут в 13 регионах России, жители которых погибли при крушении лайнера. В храмах проведут панихиды по погибшим, а на Свято-Троицком Измайловском соборе в Петербурге (здесь проживали 147 из 224 жертв катастрофы) осветят поклонный крест.

Ровно два года назад — 31 октября 2015 года произошла самая массовая по количеству погибших авиакатастрофа, за всю историю России. В этот день авиалайнер Airbus A321-231 российской авиакомпании вылетел из египетского Шарм-эль-Шейха и взял курс на Санкт-Петербург. Экипаж лайнера выполнял чартерный рейс и вез российских туристов после отдыха домой.

Самолет спокойно набирал высоту, следуя вдоль залива Акаба, и вскоре должен был пересечь Синайский полуостров, чтобы войти в воздушное пространство Европы. Однако на 23-й минуте полета связь наземных служб с воздушным судном прервалась. Вскоре выяснилось, что Airbus A321-231 рухнул на землю в центральной части Синайского полуострова и полностью разрушился. Обломки воздушного судна были разбросаны на 13 км. Все 224 человека, находившихся на борту самолета, погибли.

В момент гибели авиалайнера там было семеро членов экипажа, а также 217 пассажиров. Из них было четверо украинцев, один белорус, а остальные — граждане России. Среди них был , заместитель главы Пскова и депутат местного законодательного собрания. По данным Росавиации, самому старшему пассажиру был 77 года, а

самой маленькой жертвой трагедии оказалась 10-месячная .

Незадолго до трагического происшествия ее мама Татьяна опубликовала фотографию ребенка на странице в социальной сети «ВКонтакте». На снимке девочка изображена, стоя на подоконнике окна аэропорта спиной к зрителю. Она смотрит на самолеты, стоящие на земле. Под снимком сделала подпись: «Самый главный пассажир».

Эта фотография позже была растиражирована многими российскими и мировыми СМИ и стала символом синайской катастрофы. Мать и отец Дианы также погиби в результате крушения лайнера.

Соболезнования жертвам выразили российский президент , а также лидеры многих стран Европы и мира. На следующий день после крушения лайнера в России был объявлен траур. Впрочем, французский опубликовал три карикатуры на тему катастрофы, что вызвало негативную реакцию РФ и . В ответ французский МИД заявил, что «во Франции журналисты свободно выражают свое мнение», при этом «оно не всегда совпадает с официальной позицией французских властей».

«Вопросов к машине не было»

Вскоре после инцидента стали выдвигаться различные версии случившегося. Практически сразу была отметена гипотеза, согласно которой самолет упал из-за ошибки летчика. Потерпевший крушение Airbus управлялся опытными пилотами, а командир экипажа — 48-летний Валерий Немов — налетал свыше 12 тыс. часов, из них более 3860 — на Airbus A321.

Однако вскоре стали известны подробности эксплуатации самолета, и выяснилось, что он далеко не новый.

Он был выпущен весной 1997 года и 9 мая совершил свой первый полет. После этого самолет передали американской компанией International Lease Finance Corporation (ILFC), которая к 27 мая сдала его в лизинг ливанской авиакомпании Middle East Airlines (MEA) в распоряжении которой он находился шесть лет. 2 июня 2003 года уже под бортовым номером TC-OAE лайнер сдали в лизинг турецкой авиакомпании Onur Air. Эта структура позже сдавала лайнер в сублизинг саудовской Saudi Arabian Airlines, а с 30 июля по 29 сентября 2010 года — сирийской Cham Wings Airlines. К весне 2012 года борт TC-OAE вернулся к ILFC, и к 30 марта 2012 года был взял в лизинг российской «Когалымавиа».

30 апреля того же 2012 года его у ILFC выкупила голландская авиакомпания AerCap, которая повторно сдала этот авиалайнер российской «Когалымавиа». Российская авиакомпания, в свою очередь, с 1 мая 2012 года уже работала под торговой маркой Metrojet.

За время долгой службы самолета с ним произошел неприятный с точки зрения безопасности инцидент. 16 ноября 2001 года он совершал пассажирский рейс ME 306 по маршруту Бейрут — Каир и при заходе на посадку в аэропорту египетской столицы пилоты слишком высоко подняли его нос, в результате чего хвост опустился настолько низко, что ударился о землю. Никто из находящихся на борту самолета 88 человек (81 пассажир и 7 членов экипажа) тогда не пострадал, а сам лайнер после прохождения ремонта вернулся на пассажирские маршруты. Эту информацию подтвердили и представители «Когалымавиа», заверив, что самолет проходил все необходимые проверки и технические тесты в срок.

Накануне вылета злополучный рейс прошел техническое обслуживание, и у принимающего экипажа не возникло вопросов к машине.

Прерванное сообщение

Расследование причин трагедии начали сразу несколько крупных структур стран мира, так как Египет — очень популярное туристическое направление у граждан многих государств. Разбирательство стали проводить Министерство гражданской авиации Египта, российский , Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции, Немецкое федеральное бюро расследования авиационных происшествий, ирландский Отдел по расследованию авиационных происшествий, а также Национальный совет по безопасности на транспорте США.

При этом, согласно нормам международного права, общее руководство осуществляли египетские следователи, поскольку инцидент произошел в воздушном пространстве этой страны. Уже первого ноября были расшифрованы найденные ранее «черные ящики» с погибшего лайнера. А тем временем возбудил уголовные дела по статьям 263 и 238 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена» и «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).

Прервали авиасообщение с египетским государством также Великобритания и немецкие авиакомпании, а Франция, Нидерланды и Бельгия предупредили своих граждан о нежелательности полетов в Шарм-эль-Шейх. Кроме этого об отмене ночных рейсов в Шарм-эль-Шейх сообщила .

Заказчики не установлены

Тем временем, потерпевшие по делу о катастрофе подали коллективный иск к туроператору, авиакомпании «Когалымавиа» и страховым компаниям на общую сумму порядка €1,4 млрд. Это первый пример коллективного иска на столь серьезную сумму в российской истории.

И хотя причастность сотрудников «Когалымавиа» к происшествию над Синаем не подтверждается фактами, весной 2016 года запретила внутренние и международные рейсы этой авиакомпании.

Согласно наиболее часто озвучиваемой версии, за терактом стоит синайское подразделение террористической « » (обе организации запрещены в России). Его члены взяли на себя ответственность за это преступление вскоре после случившегося.

Впрочем, есть и другие точки зрения. Ряд специалистов считает, что за терактом могла стоять прокатарская организация «Ансар Бейт аль-Макдис» (ячейка запрещенного в России ИГ). О ее следе в трагедии заявляло и США.

Как бы то ни было, после гибели самолета российская авиация стала интенсивнее наносить воздушные удары по объектам различных исламистских организаций в Сирии. К налетам на цели ИГ и других экстремистов впервые привлекли российскую стратегическую авиацию.

Тем не менее, имена конкретных исполнителей теракта установить пока не удалось.

А 28 октября 2017 года на Серафимовском кладбище в Санкт-Петербурге был открыт памятник жертвам катастрофы. Кроме того, среди петербуржцев есть идея поставить памятник 10-месячной Дарине Громовой, который уже обещал бесплатно сделать известный скульптор .