Ту 154 над черным морем официальная версия. «Разве что — коллективное помешательство

Рано утром 25 декабря в Черное море в полутора километрах от берегов Сочи упал летевший в Сирию самолет Ту-154, на борту которого были 92 человека. Это экипаж, военнослужащие, журналисты и музыканты ансамбля имени Александрова.

В поисковой операции сразу задействовали четыре корабля, четыре вертолета, самолет и беспилотный летательный аппарат. А к 15.00 группировка работающих на месте специалистов и вовсе составила более трех тысяч человек.

Для организации оперативного управления, координации спасательными силами и доставки родственников к месту катастрофы развернуты и приступили к работе оперативные группы на аэродромах Чкаловский, Адлер и в порту Сочи.

Узнав о приблизительном месте крушения (хоть и сразу было ясно, что это где-то в море и довольно далеко от берега), к побережью Хостинского района города начали стягиваться не только спасатели, правоохранители, медики, журналисты, но и обычные жители приморского города. Пока на довольно спокойной глади моря в месте, где был маслянистый след, наблюдалось скопление катеров, кораблей и вертолетов, у кромки воды, несмотря на ранний час, столпились сочинцы. Еще часть жителей просто остановили свои машины у обочины дороги и смотрели за происходящим сверху, с развязки. Объединяло таких "зрителей" только одно - молчание.

Услышал о происходящем по радио, я в шоке. Работал всю ночь, устал, но постою еще. Даже не знаю, зачем. Наверно хочу помочь, но не знаю как. Слышал, что иногда волны относили пострадавших к берегу. Но сейчас, конечно, вряд ли. Полный штиль, - говорит сочинский таксист Андрей.

Через полтора часа сюда приехало несколько нарядов ДПС (к удивлению присутствующих, с автоматами наперевес). Люди в форме вежливо попросили уехать, чтобы не создавать заторов на дороге. И правда, через несколько минут в направлении местного аэропорта, где обосновался штаб Минобороны России, отправилось несколько десятков машин скорой помощи, спасателей.

А уже спустя пару часов новостные ленты взорвало сообщение о страшной находке - обломках шасси и первых телах. Появился и список находившихся на борту. В нем - 92 фамилии. Среди них - 8 членов экипажа, 8 военнослужащих, девять сотрудников СМИ (по трое от телеканала "Звезда", НТВ и Первого канала), глава фонда "Справедливая помощь" Елизавета Глинка, двое гражданских служащих и 64 музыканта ансамбля имени Александрова.

Вскоре возбудили уголовное дело по статье о нарушении правил безопасности полетов или подготовки к ним. Конечно, созрела и масса версий. Так, председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров сразу же заявил, причиной могли быть техническая неисправность или ошибка пилотирования. Причем он сразу же исключил возможность теракта.

Версию теракта я исключаю полностью. Самолет минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии, - уверен Озеров. - Самолет должен был совершить после взлета разворот над морем, может быть, не вышел на нужную траекторию.

Нажмите для увеличения. Инфографика РГ / Александр Смирнов / Юрий Гаврилов

Правда, чуть позже уже официальный представитель Минобороны России Игорь Конашенков рассказал, что самолет управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем (летчик первого класса, общий налет составил около 3,5 тысячи часов), а воздушное судно было выпущено в 1983 году. Общий налет лайнера составил около 7 тысяч часов. Причем, согласно официальной информации, последний ремонт прошел 29 декабря 2014 года, а в сентябре воздушное судно прошло плановое регламентное обслуживание. Подтвердили надежность этой модели лайнера и опытные механики, которые вообще не смогли припомнить ЧП с Ту-154. То есть, по сути, возможность ошибки пилота и неисправности самолета довольно мала.

В свою очередь, начали распространяться и другие, уже не официальные, версии. К примеру, почти сразу же отмели из причин повредивших судно птиц - мол, в такое раннее время они практически не летают.

Специалисты пообещали вести работы по подъему 
с глубин тел и обломков 
круглосуточно

Тем временем, если с утра на море не было шторма, то к середине дня синоптики распространили предупреждения об усилении ветра и возможном снегопаде. Однако специалисты пообещали вести работы по подъему с глубин тел и обломков круглосуточно.

В свою очередь, краевой оперативный штаб, созданный по решению губернатора Кубани Вениамина Кондратьева, в первую очередь занялся подготовкой места размещения для прибывающих в Сочи родственников погибших, организовав для них трансферы из аэропорта до гостиниц. Уже подготовлены к приему и несколько местных санаториев минобороны. Плюс медицинские службы края развернули дополнительные пункты психологической помощи в аэропорту и местах размещения родственников жертв катастрофы.

Иосиф Кобзон: "Они летели на боевое задание..."

Для этих талантливых и мужественных людей, кажется, не было в жизни преград, они ничего не боялись и преодолевали любые трудности. Ансамбль имени Александрова считался в мире одним из символов современной России: сильным, душевным, спокойным и умеющим всегда поддержать людей хорошей песней и той уверенностью в своих несомненных силах, которая шла от этих крепких и искренних мужчин и красивых, удивительно светлых женщин.

Солисты ансамбля, его оркестр, танцоры, хор - много лет мы дружили с ними в "Российской газете", артисты приходили к нам в гости, выступали для наших читателей и гостей редакции. Как всегда выступали и в самых дальних гарнизонах. Причем больше всего сами музыканты и руководители коллектива в наших разговорах гордились, кстати, не тем, что уже не по одному разу объездили с концертами весь земной шар, а именно - выступлениями для российских солдат и офицеров. Уже не в больших многотысячных залах, как в Европе, а в армейских домах культуры и вовсе - в полевых условиях. А мы, журналисты, бывали в гостях у них, да и на разных выступлениях.

С кем-то мы даже дружили лично, спорили иногда о том, какой должна быть современная песня, чтобы она по-прежнему несла свет и тепло, окрыляла наши души и даже, может, "строить и жить помогала", а не была однодневными попевками, коих ныне в избытке на эстраде. Говорили о классике - о том, что благодаря исполнению "александровцами" она становится более понятной и близкой даже тем, кто ее раньше не любил... Вот и великие русские романсы солисты ансамбля пели так, что всем в зале тоже хотелось стать пусть чуточку добрее, мудрее и чище...

За свою долгую почти 90-летнюю историю Ансамбль имени Александрова доказал, что он может исполнять любые произведения так, что в зале снова будет аншлаг. А как пел в других - более привычных и любимых во всем мире - "александровских" концертах военную песню "На солнечной поляночке" солист ансамбля Владислав Голиков?!

Или Виктор Санин, который покорил Квебек и был вместе с "александровцами" солистом на Международном фестивале военных оркестров - как он пел привольные "Амурские волны"?! Все они тоже - в "Списке пассажиров упавшего Ту-154"

Впрочем, пока еще есть хоть малая надежда на то, что кто-то остался жив, хочется верить в это, надеяться и молиться...

Они летели за репортажем

На борту упавшего Ту-154, помимо остальных пассажиров, находились три съемочные группы - Первого канала, НТВ и канала "Звезда". Все каналы изменили сетку вещания в связи с ужасной трагедией.

Среди сотрудников Первого канала, находившихся на борту упавшего в Черном море военного самолета Ту-154, были корреспондент Дмитрий Рунков, оператор Вадим Денисов и звукооператор Александр Сойдов.

На своем сайте канал пишет о том, что Дмитрию Рункову должно было исполниться всего 30 лет. Карьеру тележурналиста Дима начинал в родном Архангельске, пять лет назад переехал в Санкт-Петербург. "За какую бы тему впоследствии ни брался Дима - будь это заснеженный космодром "Восточный" или жаркая акватория Средиземного моря, откуда вели огонь по террористам в Сирии наши корабли-ракетоносцы, это всегда были яркие и понятные сюжеты. Объяснить сложное простым языком - настоящее искусство репортера" - так отзываются о нем коллеги.

По долгу службы Дмитрию часто приходилось заниматься военной тематикой. Это не только боевые стрельбы: Дмитрий делал репортажи о репетиции Парада Победы и исторических реконструкциях.

Вадим Денисов работал на Первом канале с 2002 года. Дважды работал в Сирии, награжден государственными наградами. В сюжете Первого канала, появившемся в день трагедии, рассказано о том, как в одну из сирийских командировок с коллегой Климом Санаткиным он поехал буквально на один день, а получилось - на две недели. Боевики замкнули окружение, не давая вывести съемочную группу. Так ребята не попали на вертолет, который в итоге уничтожили террористы. Кинооператор с большим стажем, высококлассный специалист, безотказный человек. Вадим и в этот раз не отказал. Лететь в Сирию в этот раз должен был не он. Это был незапланированный выезд, на который он сразу же согласился. У Вадима Денисова осталась жена и трое детей.

Александру Сойдову было 33, женат, двое детей. Он увлекался музыкой. Александр также, как и Вадим Денисов, в этот раз ехал в Сирию внеурочно, тоже не мог отказать. На Первом канале он проработал 10 лет.

Первый канал изменил в связи со случившимся сетку вещания: в воскресенье, 25 декабря, из эфира убрали финал развлекательного шоу "Точь-в-точь", а также проморолики новогодних проектов и заставки, посвященные предстоящим праздникам. Кроме того, из эфира убрали прямой эфир финала интеллектуально-развлекательной программы "Что? Где? Когда?". Из-за случившегося канал перенес и светскую премьеру исторической эпопеи "Викинг" - она должна была состояться в Москве в начале следующей недели.

Телеканал НТВ также сообщил о нахождении на борту Ту-154 своих журналистов. По информации телеканала, это корреспондент - продюсер НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов. Звукооператор Евгений Толстов перед вылетом из подмосковного Чкаловска выложил на своей странице в социальной сети Facebook пост, в котором сообщил, что отправляется в Латакию.

НТВ также сообщил, что переверстал сетку вещания - канал снял с эфира вечерний выпуск программы "Киношоу" и новый фильм "Со мною вот что происходит", главную роль в котором исполнил Гоша Куценко. Канал запустил экстренные выпуски новостей и убрал анонсы развлекательных программ.

По подтвержденным данным, на борту упавшего Ту-154 находились и три журналиста телеканала "Звезда". Корреспондент Павел Обухов, оператор Александр Суранов и помощник оператора Валерий Ржевский. В связи с трагедией, произошедшей с Ту-154, телеканал "Звезда" также изменил сетку вещания. Отменяются развлекательные телепередачи (в том числе новая программа "Сегодня утром"), реклама. На время траура сетка будет заполнена военно-патриотическими фильмами. Новости выходят каждый час.

Соболезнования

Столица поможет близким погибших

Правительство Москвы окажет необходимую помощь родственникам и близким пассажиров Ту-154, который разбился у берегов Сочи. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил на своей странице в Twitter.

"Соболезную близким находившихся на борту разбившегося самолета. Страшная трагедия, - написал он. - Поручил департаменту соцзащиты оказывать необходимую помощь".

Список пассажиров Ту-154

Экипаж:

  • майор Волков Р.А.,
  • капитан Ровенский А.В.,
  • подполковник Петухов А.Н.,
  • капитан Мамонов А.В.,
  • старший лейтенант
  • Парикмахеров В.Н.,
  • майор Трегубов В.А.,
  • старший лейтенант Сушков B.C.,
  • старший лейтенант Суханов А.О.

Военнослужащие:

  • генерал-лейтенант Халилов В.М.,
  • полковник Хасанов А.Б.,
  • полковник Ваганов Н.И.,
  • полковник Иванов А.Ю.,
  • подполковник Колосовский А.В.,
  • майор Долинский А.И.,
  • полковник Негруб А.Н.,
  • капитан Абросимов С.С.

Гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация "Справедливая помощь":

  • Глинка Е.П.
  • Рунков Д.А.,
  • Денисов В.В.,
  • Сойдов А.А.,
  • Лужецкий М.В.,
  • Обухов П.К.,
  • Пестов О.М.,
  • Ржевский В.В.,
  • Суранов А.А.,
  • Толстов Е.В.

Ансамбль им. Александрова:

  • Сонников А.В.,
  • Гужова Л.А.,
  • Ивашко А.Н.,
  • Бродский В.А.,
  • Булочников Е.В.,
  • Голиков В.В.,
  • Осипов Г.Л.,
  • Санин В.В.,
  • Майоров К.В.,
  • Буряченко Б.Б.,
  • Бабовников Д.В.,
  • Баздырев А.К.,
  • Белоножко Д.М.,
  • Бесчастнов Д.А.,
  • Васин М.А.,
  • Георгиян О.П.,
  • Давиденко К.А.,
  • Денискин С.И.,
  • Журавлев П.В.,
  • Закиров P.P.,
  • Иванов М.А.,
  • Иванов А.В.,
  • Котляр С.А.,
  • Кочемасов А.С.,
  • Кривцов А.А.,
  • Литвяков Д.Н.,
  • Мокриков А.О.,
  • Моргунов А.А.,
  • Насибулин Ж.А.,
  • Новокшанов Ю.М.,
  • Поляков В.В.,
  • Савельев А.В.,
  • Соколовский А.В.,
  • Тарасенко А.Н.,
  • Трофимов А.С.,
  • Узловский А.А.,
  • Халимон B.Л.,
  • Штуко А.А.,
  • Крючков И.А.,
  • Ермолин В.И.,
  • Быков C.Л.,
  • Колобродов К.А.,
  • Корзанов О.В.,
  • Ларионов И.Ф.,
  • Ляшенко К.И.,
  • Михалин В.К.,
  • старший сержант
  • Попов В.А.,
  • Разумов А.А.,
  • Серов А.С.,
  • Шахов И.В.,
  • Арчукова А.А.,
  • Гильманова P.P.,
  • Игнатьева Н.В.,
  • Клокотова М.А.,
  • Корзанова Е.И.,
  • Пырьева Л.А.,
  • Сатарова В.И.,
  • Трофимова Д.С.,
  • Хорошева Л.Н.,
  • Цвиринько А.И.,
  • Шагун О.Ю.,
  • Гурар Л.И.,
  • Сулиманов Б.Р.,
  • Столяр И.В.

Соболезнования

Президент Владимир Путин, находящийся в эти дни с рабочей поездкой в Санкт-Петербурге, выразил соболезнования семьям погибших. "Завтра в России будет объявлен общенациональный траур", - сообщил он. Это отразится и на программе самого Путина. Сегодня он должен был присутствовать на музыкальном световом представлении на Дворцовой площади, но в связи с трауром отменил свое участие в мероприятии.

Со словами скорби к семьям и родственникам жертв авиакатастрофы обратился премьер-министр Дмитрий Медведев: "Эта страшная трагедия унесла жизни людей, полных сил и планов. В числе погибших - журналисты, военнослужащие и музыканты знаменитого ансамбля имени Александрова. Они летели в Сирию с очень доброй и мирной миссией. С этой тяжелой утратой невозможно смириться, она невосполнима. Сегодня это большое горе разделяют миллионы людей".

Президент поручил главе правительства сформировать комиссию, которая займется изучением обстоятельств происшествия. "Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших", - заверил Путин.

По распоряжению Дмитрия Медведева в состав правительственной комиссии вошли представители всех ключевых ведомств. Ее работу возглавил министр транспорта Максим Соколов, который незамедлительно вылетел в Сочи.

Опознание родственниками погибших состоится в Москве, в Сочи лететь не нужно. Всех родственников просят прибыть в Минобороны для забора генетического материала и процедуры опознания. Необходимые телефоны и адреса лабораторий, где пройдет экспертиза, будут размещены в СМИ и на сайтах минобороны и МЧС.

Об этом глава правительственной комиссии, созданной для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших в катастрофе, министр транспорта РФ Максим Соколов.

Крушение произошло утром, многое было сделано за световой день, но поисково-спасательная операция продолжилась и вечером, рассказал Соколов. "Очень важным сейчас является оказание помощи родственникам пассажиров этого самолета. Но хочу обратить внимание всех, что основные мероприятия и вся организация работы с родственниками по решению правительственной комиссии будет проходить в Москве в министерстве обороны", - сказал Соколов.

По его словам, в Сочи, хотя ряд тел и фрагментов уже обнаружен, такие работы проводиться не будут. Поисково-спасательная операция будет длиться круглосуточно столько времени, сколько потребуется, заверил министр, подчеркнув, что поиски осложняются тем, что катастрофа произошла в море. По словам министра, "информации о выживших пока нет".

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж, судов со специальными локаторами и глубоководными аппаратами для поисков. "Постараемся сделать все, чтобы тела были найдены", - отметил Соколов.

Водолазы МЧС и глубоководные спускаемые аппараты, а также глубинные локаторы прибывают для продолжения поисковой операции. Вчера два таких глубинных локатора работали уже в зоне поиска. Еще один локатор должен прибыть сегодня утром из Геленджика, а ближе к концу дня понедельника прибудут еще суда из Новороссийска, сказал министр.

К сожалению, бортовые самописцы этого самолета Ту-154 не оборудованы радиомаяками. Их будут искать, как и другие фрагменты самолета. Соколов выразил надежду, что они сохранились.

Поиск тел и фрагментов самолета будет идти при помощи специальных аппаратов, световых барж

Установлением причин катастрофы занимается техническая комиссия минобороны в рамках уголовного расследования. Следственный комитет отрабатывает весь спектр версий причин крушения, отметил Соколов, но говорить, что именно привело к катастрофе преждевременно.

Техническая комиссия Минобороны России расследует вопрос подготовленности экипажа разбившегося самолета Ту-154. Командир воздушного судна, как сейчас известно, имел достаточный налет часов, подчеркнул министр.

Вопрос о дальнейшем использовании самолетов Ту-154 на повестке дня пока не стоит. Как уточнил глава Росавиации Александр Нерадько, который также входит в правительственную комиссию, Ту-154 не эксплуатируется гражданской авиацией. Этот тип самолетов стоит на вооружении минобороны, и это ведомство будет решать, каким образом продолжать эксплуатацию Ту-154.

В частности, останавливать ее или проводить дополнительные работы с парком этих самолетов для дальнейших полетов на них. Но это все нужно решать после анализа имеющихся обстоятельств, к которому техническая комиссия только приступила, добавил Нерадько.

Комендант Московского Кремля генерал-лейтенант Сергей Хлебников рассказал "РГ" о своей дружбе с художественным руководителем ансамбля имени Александрова Валерием Халиловым, погибшим в в Черном море.

Сергей Хлебников: С Валерием Михайловичем Халиловым мы знакомы почти 13 лет. Так получилось, что в одно время он был назначен начальником военно-оркестровой службы Министерства обороны, а я - комендантом Московского Кремля. И мы с тех пор очень плотно взаимодействовали: при подготовке военных парадов на Красной площади, проводили музыкальные фестивали. Московский международный фестиваль "Ода миру", в частности.

А потом решили, что стране нужен крупный военно-музыкальный фестиваль. И у истоков этого фестиваля, который сегодня называется "Спасская башня", стоял Валерий Михайлович.

Можно вспомнить ваши последние встречи и контакты с Валерием Михайловичем. Что планировали, о чем спорили?

Сергей Хлебников: В январе, после новогодних праздников мы хотели собраться. На Старый Новый год планировали поздравить его, а также директора фестиваля с премией правительства. На днях Валерий Михайлович ее получал. Хотели обсудить планы на август, утвердить замысел юбилейного фестиваля, это же его любимое детище.

Наши соболезнования и его супруге, и всей семье - у него большая дружная семья.

Хочу сказать, что все, кто его знал, когда пришло известие о трагедии, сначала на что-то надеялись. Потом был шок, скорбь... Мой телефон буквально разрывается: многие знали, что мы с ним не только работаем, но и дружим. В этом самолете погибли близкие нам люди, в том числе Антон Николаевич Губанков, начальник управления культуры Министерства обороны. Никто в стороне от этого горя, конечно, не останется. И фестиваль "Спасская башня" не останется, будем помогать родным и близким как-то выдержать этот удар. Мы всем соболезнуем, всем погибшим.

Несмотря на то, что утрата невосполнимая, но жизнь продолжается. В марте в Берлине планировался концерт Валерия Михайловича Халилова. Сделаем все, чтобы этот концерт состоялся. Он написал массу музыкальных произведений: марши, симфонии, романсы. Эти произведения будут жить вечно.

Сергей Дмитриевич, сейчас на ленты и в эфир идет оперативная информация, немало неточностей. Валерия Халилова по привычке называют главным дирижером Минобороны. Но с весны этого года он возглавил легендарный ансамбль имени Александрова. Наверное, уже не все помнят, что для нашей страны Мирей Матье открыл именно этот коллектив. Это было во время его гастролей в Париже в 1961 году: французский импресарио вышел к нашим музыкантам, рассказал, что у него есть очень хорошая девочка с красивым голосом. Уговорил вместе выступить. Это была Мирей Матье.

Сергей Хлебников: Недавно по делам фестиваля был во Франции. Там вспоминали эту историю с ансамблем Александрова. И хотели ее даже повторить. Потому что этому ансамблю отводилось роль в качестве одного из видных участников следующей юбилейной "Спасской башни".

Мирей Матье не раз повторяла, что она не может не волноваться перед выступлениями на Красной площади, но ее успокаивает, когда между ней и сотнями музыкантов - дирижер Валерий Халилов. Как она говорила: "Благодаря ему происходит симбиоз между мной и оркестрантами". Вы не созванивались с Мирей Матье? Она уже знает о трагедии?

Сергей Хлебников: От близких людей, которые с ней в контакте, уже пришло соболезнование.

Есть сайт "Спасской башни". Фактически на нем существует виртуальный музей фестиваля. Нет ли идеи посвятить отдельный раздел Халилову? Он, конечно, часто попадал в объективы, но преобладают фотографии, когда Валерий Михайлович при всем параде, с дирижерской палочкой. Было бы здорово посмотреть на снимки этого удивительного человека в неформальной обстановке.

Сергей Хлебников: Я передам дирекции. Сейчас вот немного оправимся от шока и сделаем. Хорошее, правильное предложение. Я вот тоже перебираю его фотографии в своем архиве. На многих он улыбается...

Прямая речь

Валерий Халилов за два дня до катастрофы дал интервью "РГ" о новогоднем празднике своего детства.

К концу года готовился специальный выпуск "РГ-Недели", в котором знаменитые люди рассказывают о елках своего детства. Одним из наших собеседников был генерал-лейтенант, военный дирижер России. Он, как всегда, в разговоре был доброжелателен, корректен, никогда не жаловался на отсутствие времени - и это при его огромной занятости. Открытый для общения: в любую минуту, когда бы мы ему не звонили, он всегда был таким. А сегодня эти слова - увы - можно считать его последним поздравлением с Новым Годом:

Мне в детстве подарки клали не под елку, а под подушку. Но каждый вечер 31 декабря я ложился спать в нетерпении, и каждое утро 1 января, просунув под подушку руку, доставал серый бумажный пакет с печеньем, конфетами и мандаринами. Мы тогда не были особо избалованы, у родителей выбора не было, но мандариновый запах у меня с той поры тесно связан с новогодней елкой.

Подготовила Сусанна Альперина, Андрей Васянин

Сухие строчки с сайта Минобороны: в списке пассажиров рухнувшего самолета глава международной общественной организации "Справедливая помощь" Елизавета Глинка. В это не хочется верить, так много людей осталось обездоленными этой смертью, так велика потеря для самых несчастных на этом свете: детей Донбасса и Сирии, бездомных, больных онкологией малышей Киева, где она открыла частный хоспис.

В последнем интервью полгода назад мы говорили с ней о том, что в этой жизни может заставить ее перестать спасать людей. Ответ ее тогда потряс жестким лаконизмом: "Только пуля". Тогда же с несвойственными сильному, привыкшему к потерям человека слезами в голосе вспоминала погибшего в авиакатастрофе во время тушения пожаров в Иркутске экипаж летчика Леонида Филина. Именно с ним доктор Лиза перевозила больных и раненых детей Донбасса из Ростова в Москву. Говорила, что скорбит безмерно. Все эти детали сейчас выстраиваются в горькую цепочку предчувствия трагедии.

С Лизой - Елизаветой Петровной - журналисту было очень легко и трудно одновременно. Ей некогда было разговаривать, но если видела, что хочешь помочь, тут же включала тебя в свою орбиту настроенных на волонтерское служение людей и переходила на "ты".

Доктор Лиза сопровождала гуманитарный груз для госпиталя в Латакии

"Хочешь посмотреть, как работаем? Приезжай в среду в пять на Павелецкий. Да не бойся ты. Маску дадим, перчатки. Не опаздывай".

"Зачем тебе, успешной, обеспеченной, счастливой, нужны опустившиеся и плохо пахнувшие бомжи? Что ты с ними возишься?" - много раз спрашивала у Лизы. "Людей люблю", - отвечала она и смотрела огромными глазами строго.

Социальное партнерство, о котором все сегодня вспомнили, для нее уже как лет двадцать конкретные дела: хосписы, "Дом милосердия" для семей с Украины, обеды для неимущих, теперь вот Сирия. На разбившемся самолете Лиза летела, сопровождая гуманитарный груз для университетского госпиталя в Тишрин в Латакии.

Была похожа на фронтового хирурга: время - жизнь. Голос низкий, при всей своей хрупкости, очень деловая и на первый взгляд совсем не романтичная.

Чувствовалось, что терпеть не может того, чего мы, журналисты, ждем от разговоров с подобными людьми: ни историй душещипательных, ни сюсюканий и всхлипываний над "бедными бомжами". Очень хорошо помню, как резко оборвала попытку сравнить ее с другим Доктором, помогавшим больным зэкам в тюрьмах и на каторгах в позапрошлом веке: "Доктор Гааз - святой, а я обыкновенная женщина". И принялась перевязывать гнойную рану старика-бомжа...

Мудрая, справедливая, невозмутимая, как будто ничему уже не удивлявшаяся.

Но вот детей с военными ранами пропустить без эмоций через свое сердце не могла. Говорила, как плакала, что настоящим потрясением они для нее были. Перечисляла, как молилась: Ваня Воронов, Оксана Войнаровская, четырехлетний Ястребов Богдан, Юля Куренкова с тяжелым ранением бедра из Горловки...

Плачут сейчас не только они. Тысячам человек доктор Лиза не просто помогла выжить, одев и накормив. Своим отношением обнадежила: будет еще счастье в их жизни, они нужны и любимы, просто потому что люди.

Этой надежды, так необходимой любому человеку, не могли ей простить фейсбуковские негодяи, которые в последнее время желали Лизе смерти. Им она давно ответила: "В любом проявлении чувств нужна мера. И если этой меры нет, то пересекается барьер или граница, дальше которой - пустота. И пустоту эту потихоньку занимает созданный ненавистью ад. Из которого выбраться порой невозможно, как из трясины, которая тянет на дно. За словом своим, мне кажется, нужно следить, соблюдая основной закон медицины - noli nocere - не навреди. Себе и окружающим тебя. А суть - простая. Надо просто любить людей. Ненависть противоестественна".

Из досье "РГ"

Чтобы не надоедали журналисты модных изданий, которые интересовались культовой фигурой российского интернета, Лиза опубликовала повторявшиеся вопросы и свои ответы. Относилась к этому с юмором. Даже к последнему.

- Кто ваш визажист?

У меня его нет.

- Когда вы успели родить детей?

Я очень старалась и успела.

- Какие у вас духи?

Balmain de Balmain.

- Если бы вы были цветком, то каким?

Лавандой.

- Ты правда, что ли, любишь всех?

Нет, не правда. Некоторых я люблю особенно сильно.

- Сколько часов ночью спите?

5-6. Мне этого достаточно.

- Ты не боишься, что тебя прибьют когда-нибудь?

Тело Елизаветы Глинки не обнаружено, поэтому официального подтверждения ее гибели пока нет.

Падение самолета Ту-154 223-го летного отряда Минобороны России стало одной из самых больших трагедий уходящего года. На борту лайнера находились 92 человека, все они погибли. В каждом подобном случае неизбежно появление различных версий произошедшего. «Лента.ру» попыталась разобраться в происходящем.

NB: Все сказанное ниже о причинах аварии самолета представляет собой изложение версий, не имеющих пока официального подтверждения. До публикации официальных выводов о результатах расследования причин катастрофы ни одна из этих версий не может считаться истиной.

Обстоятельства

Самолет Ту-154Б-2 бортовой номер RA-85572, произведенный в 1983 году на Куйбышевском авиазаводе (ныне завод «Авиакор»), практически все время эксплуатировался Министерством обороны - сначала в составе 8-й авиадивизии особого назначения ВВС СССР, затем - созданного в 1993 году 223-го летного отряда.

По состоянию на день катастрофы самолет около 11 процентов летного ресурса при среднем налете чуть более 200 часов в год, что относительно немного для пассажирских лайнеров, которые в гражданской авиации эксплуатируются с интенсивностью 1000 и более часов в год. Назначенный ресурс борта составлял 37 500 часов, или 16 тысяч посадок, при этом он мог быть продлен до 60 тысяч часов и 22 тысяч посадок.

Ту-154Б-2 в настоящее время уже выведены из коммерческой эксплуатации в связи с несоответствием принятым нормам шумности и высоким расходом топлива, однако военные машины пока остаются в строю.

Эксплуатант самолета - 223-й летный отряд Минобороны, российское государственное авиационное предприятие - обеспечивает авиационные перевозки в интересах государственных структур и выполняет нерегулярные грузовые и пассажирские перевозки, как правило, личного состава вооруженных сил. Предприятие организовано на базе 8-й авиационной дивизии особого назначения (8 адОСНАЗ, 8 адон) ВВС России в Чкаловском в соответствии с распоряжением президента Российской Федерации от 15 января 1993 года №37-рп «Об обеспечении деятельности 223-го и 224-го летных отрядов Минобороны России» для воздушных перевозок в интересах госструктур.

Самолет вылетел с подмосковного аэродрома Чкаловский и должен был приземлиться на дозаправку в Моздоке, однако по погодным условиям аэродром дозаправки был изменен на Сочи. Из Сочи лайнер вылетел в 05:25 и упал, по имеющимся данным, проведя в воздухе до момента катастрофы две минуты.

Пунктом назначения рейса была российская авиабаза Хмеймим в Сирии. Самолет артистов военного ансамбля имени Александрова, журналистов и сопровождавших их военнослужащих. Кроме того, на борту находилась Елизавета Глинка, известная как Доктор Лиза, и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.

Версии

Основные обсуждаемые публично версии произошедшего сводятся к трем: неисправность техники, ошибка пилотирования, террористический акт. Сопутствующим обстоятельством к первым двум могла бы выступить погода, однако имеющиеся данные по фактическим погодным условиям в Сочи на момент катастрофы говорят о том, что они были вполне приемлемыми:

Видимость 10 километров и более. Облачность в несколько слоев: нижний слой 5-7 октантов (восьмых долей), с нижним краем 1000 метров, над ним еще слой, сплошной с нижним краем 2800 метров, температура +5, точка росы +1, давление примерно 763 миллиметра ртутного столба. Взлетные полосы сухие. Восточный ветер 5 метров в секунду. На море - высота волны до 0,1 метра.

Все три версии не могут быть ни подтверждены, ни исключены до официальных выводов комиссии по расследованию, однако можно попробовать «разложить на столе» имеющуюся информацию хотя бы для того, чтобы ее упорядочить.

Последний раз борт RA-85572 ремонтировалcя в декабре 2014 года, а в сентябре 2016 года прошел плановое обслуживание. Общий налет самолета за 33 года эксплуатации составил 6689 часов.

Такой возраст и ресурс совершенно нормальны для лайнеров, находящихся в военной эксплуатации. Так, один из основных грузопассажирских самолетов ВВС США C-135 Stratolifter, строившийся с 1956-го по 1965 год, по-прежнему остается в эксплуатации, а общий срок службы этих самолетов может приблизиться к столетию - они останутся в составе ВВС как минимум до 2040-х годов.

Сам по себе Ту-154 относится к надежным машинам, вместе с тем от технических неполадок не застрахованы никакие самолеты, и, разумеется, эта версия будет одной из основных.

Экипаж разбившегося лайнера характеризуется как опытный. Самолетом Ту-154, разбившимся в Черном море, управлял летчик первого класса Роман Волков.

«Самолет Ту-154 военно-транспортной авиации Минобороны России управлялся опытным пилотом Волковым Романом Александровичем. Роман Волков - летчик первого класса. Общий налет более трех тысяч часов», - в военном ведомстве корреспонденту ТАСС.

Подполковник Александр Петухов - штурман разбившегося Ту-154Б-2 - в апреле 2011 года участвовал в спасении « ». Тогда самолет такой же модели совершал посадку в аэропорту Чкаловский с неисправной системой управления. Борт Ту-154Б-2 RA-88563 планировали перегнать на ремонт в Самару. После взлета самолета в работе его системы управления обнаружились неполадки. Самолет стал раскачиваться в воздухе и подпрыгивать, что было заметно с земли. Журналисты позднее назвали лайнер танцующим.

Тем не менее самолет удалось вернуть на полосу в Чкаловском благодаря умелым действиям экипажа. Петухов был штурманом «танцующего лайнера», наряду с коллегами его наградили орденом Мужества.

Вместе с тем взлет с приморских аэродромов всегда был не самой простой процедурой, а Ту-154, особенно в версии «Б», многими пилотами описывается как достаточно строгий в управлении самолет, предъявляющий высокие требования к пилоту, что также не позволяет с ходу отмести версию возможной трагической ошибки. По мнению пилотов гражданской авиации, стаж в три с небольшим тысячи часов для командира машины подобного класса является недостаточным.

Наконец, учитывая политическую обстановку, нельзя исключать версию теракта, в том числе и в силу специфических особенностей организации военных рейсов. К сожалению, строгость проверки и охраны на военных пассажирских рейсах куда меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях. Как отмечают многие военнослужащие и гражданские лица, имеющие опыт полетов самолетами Минобороны с Чкаловского и других военных аэродромов, предполетный досмотр на таких рейсах нередко сводится к пустой формальности в виде сверки списков пассажиров с документами, особенно когда летит «свой» коллектив. При перелете за рубеж - в ту же Сирию - он несколько строже (включаются пограничные формальности), но и в этом случае не идет в сравнение с традиционными мерами в большинстве гражданских аэропортов развитых стран.

В этих условиях можно допустить наличие на борту взрывного устройства, которое могло быть помещено в багаж лайнера при погрузке или пронесено на борт при промежуточной посадке в Сочи. Во всяком случае, вероятность подобного развития событий не исключают спецслужбы, начавшие проверку тех, кто мог иметь доступ к самолету в аэропорту вылета и в Сочи.

Разновидностью версии теракта является выдвинутое в некоторых СМИ предположение об атаке на самолет с помощью переносного зенитного ракетного комплекса, которая могла быть выполнена террористами либо с катера, либо из жилой застройки на побережье, но данный вариант вряд ли возможен, учитывая, что погибший лайнер должен был садиться в Моздоке, и если бы его намеревались атаковать при посадке/взлете с аэродрома дозаправки - его ждали бы именно там.

Так или иначе расследование только началось. Падение самолета в море может серьезно его затруднить - крутой перепад глубин в районе Сочи, где материковый склон под углом 45 градусов резко уходит вниз, на 500, 1000 и более метров, и толстый слой ила сильно осложнят поиск обломков лайнера. Погибший в этом же районе в 1972 году самолет Ил-18В упал чуть дальше от берега - на расстоянии около 10 километров, однако его обломки ушли на глубину от 500 до 1000 метров, и ни крупных частей фюзеляжа и крыльев, ни бортовых самописцев обнаружить не удалось.

С учетом этих условий имеет значение каждый час: с каждым часом ушедшие под воду обломки будут погружаться все глубже. Это, очевидно, понимают все ответственные лица - в Сочи перебрасывают водолазную элиту МЧС и ВМФ России - водолазов-глубоководников со всех четырех флотов, со спецснаряжением и подводными аппаратами.

На борту летевшего в Сирию Ту-154 находились два состава экипажа и 84 пассажира. В поисковой операции в Черном море задействованы свыше 3 тысяч человек. Комиссия Минобороны пока рассматривает все возможные версии авиакатастрофы Ту-154, включая террористический акт, грубое нарушение правил эксплуатации воздушного судна и техническую неисправность. По словам источника в Воздушно-космических силах России, говорить о приоритете какой-либо из версий можно будет только «после осмотра обломков воздушного судна и судебной медицинской экспертизы останков экипажа и пассажиров».

По официальным данным Минобороны, 25 декабря на борту находились 92 человека, в том числе восемь членов экипажа, восемь военнослужащих, начальник управления культуры Минобороны РФ Антон Губанков со своей помощницей Оксаной Бадрутдиновой, перевозившая в Сирию медикаменты доктор Лиза, девять журналистов и 64 артиста Ансамбля им. Александрова.

Источник «Фонтанки» в Минобороны говорит, что не стал бы слепо доверяться этому списку, так как достоверного перечня фамилий может не существовать: «Список раз 10 переделывали, артисты менялись. И постоянно из Генштаба на каждый борт приезжают перед вылетом командировочные, командир не может отказаться их взять. Точный полетный лист был только у командира, на земле остались черновики».

скриншот страницы сайта

Следственный комитет по факту трагедии в Краснодарском крае возбудил уголовное дело по статье 351 УК РФ – нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия, – однако не исключена переквалификация, как в случае с авиакатастрофой гражданского самолета над Синаем.

В настоящее время на военном аэродроме Чкаловский следователями изымается техническая документация погибшего борта, образцы топлива, опрашиваются все лица, причастные к подготовке самолета к вылету. Вопросы вызвали количество и состав военных грузов в Ту-154. Помимо личного багажа пассажиров на борту перевозилась спецпочта, а также различное оборудование военного характера.

«Фонтанка» обсудила с экспертами аргументы в пользу или против основных версий.

Нарушение центровки и перегруз

Дополнительным фактором, приведшим к катастрофе, могла стать ошибка при загрузке самолета, рассказал «Фонтанке» источник в Минобороны РФ. Во-первых, самолет направлялся в Сирию к российским военным и мог быть загружен до предельных значений. Во-вторых, техники могли ошибиться с расположением груза в багажном отсеке, что привело бы к нарушению центровки самолета.

Во время полета самолет держится в воздухе за счет подъемной силы, образующейся из-за разности давления под и над крылом. Упрощенно это можно представить в виде качелей, где нос и хвостовая часть это противоположные концы, а поперечное сечение крыла – точка опоры. Баланс поддерживается за счет скорости и триммеров руля высоты. Неожиданное или неконтролируемое перемещение загрузки самолета может привести к резкому изменению центровки и потере управляемости. В результате самолет либо начнет неконтролируемо пикировать, либо, наоборот, будет поднимать нос до выхода на закритические углы атаки крыла, потерю подъемной силы и сваливание.


В истории эксплуатации Ту-154 уже было крушение, которое произошло по этой причине на взлете в 1993 году. Гражданский Ту-154Б с бортовым номером 85222 выполнял рейс авиакомпании Transair Georgia из Тбилиси. При достижении взлетной скорости экипаж поднял носовую стойку шасси, но самолет не поднялся в воздух, а продолжил катиться по полосе. В результате он выехал на грунт и врезался в здание радиомаяка. В катастрофе погибли 24 человека, которые были на борту, и еще четыре человека на земле. Комиссия установила, что техники выполняли загрузку самолета даже без центровочных графиков самолёта Ту-154.

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Заслуженный летчик отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира это очень небольшое количество и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Метеоусловия

Согласно авиационной метеосводке, в момент вылета Ту-154 в аэропорту Адлера наблюдались простые метеоусловия: ветер 4 м/с, видимость без ограничений, нижний край облачности 1000 метров. Однако в Ростовской воздушной зоне, куда входит аэропорт Адлера, действовал SIGMET (англ. Significant Meteorological Information) – авиационная телеграмма о неблагоприятных метеоусловиях, о том, что в районе Крыма могло наблюдаться сильное обледенение с переохлажденным дождем, который приводит к образованию льда на поверхностях воздушного судна.


skyvector.com
skyvector.com

В случае образования льда на поверхности крыла оно начинает терять свои аэродинамические свойства и, как следствие, подъемную силу. При этом лед увеличивает вес воздушного судна. Если допустить, что упавший Ту-154 был перегружен еще до взлета, это могло стать критическим фактором. Кроме того, нарастающий на управляющих поверхностях лед блокирует управляющие поверхности, и тогда самолет становится неуправляемым. Еще лед блокирует выносную трубку Пито, по движению воздуха внутри нее измеряется воздушная скорость самолета. В случае неисправности трубки Пито спидометр в кабине самолета может показывать ложные значения. Например, скорость в ноль километров в час.

В такую ситуацию, например, попал экипаж рейса «Аэрофлота» из Челябинска в Москву в 1986 году. Ту-154Б-2 с бортовым номером 85327 попал в грозовую облачность во время снижения над столицей. На высоте 3600 метров при обходе грозового облака пилоты увидели, как скорость на спидометре упала до нуля. Полет проходил в сплошной облачности без визуальных ориентиров. Чтобы разогнать самолет, пилоты направили его к земле, но стрелка спидометра продолжала показывать ноль. Самолет вышел из облаков на высоте 1800 метров, пилоты сориентировались и начали выводить его в горизонт. В результате происшествия никто из находящихся на борту не пострадал. После посадки комиссия выяснила, что самолет снижался с вертикальной скоростью 100 м/с и воздушной скоростью 813 км/ч. Во время маневра вывода из пикирования Ту-154 подвергся перегрузкам в 3,2G, что значительно превышает максимально допустимую. После этого полета борт был списан и больше никогда не поднимался в небо.

Техническая неисправность

По данным источников ряда СМИ, одной из приоритетных комиссия рассматривает версию технической неисправности воздушного судна. С этим согласен и собеседник «Фонтанки» заслуженный летчик Леонид Куплешников.

«На третьей минуте полета экипаж пилотирует вручную, автопилот еще не включен. Идет уборка закрылков. На этом типе (Ту-154. – Прим. ред. ) были случаи несинхронной уборки закрылков. В этом случае возникает сильный кренящий момент, и самолет может перевернуться, парировать экипажу такую неисправность очень сложно», – говорит полковник запаса.

В свою очередь в Минобороны сообщили, что самолет был выпущен в 1983 году. 29 декабря 2014 года был проведен последний ремонт, а осенью этого года было проведено плановое обслуживание.

Теракт

Версия террористического акта, по словам источников «Фонтанки», также рассматривается, но не является ключевой.

Загрузку военного самолета контролируют лично члены экипажа. Требования авиационной безопасности на военном аэродроме более мягкие и не предусматривают проверку всего груза и пассажиров перед посадкой. «Бортинженер может выборочно посмотреть груз, если его что-то смущает, но это редко. А некоторые грузы, например почту, вскрывать запрещено. Сейчас спецслужбы проверяют все воинские части, отправлявшие этим бортом свои грузы», – рассказал офицер, проходящий службу на аэродроме Чкаловский.

После катастрофы представители ФСБ проверяют весь персонал, готовивший лайнер к вылету. По словам источника, камеры наружного наблюдения не просматривают всю территорию военного аэродрома, и в теории взрывное устройство могли пронести на борт перед вылетом. Также бомба могла оказаться среди лекарств, которые везла Елизавета Глинка (доктор Лиза). «Неизвестно, кто и как собирал этот груз, Минобороны к нему не имело отношения», – сказал он.

Другой эксперт в области борьбы с терроризмом в разговоре с «Фонтанкой» отметил, что аэропорт Адлер в разы безопаснее Чкаловского: «Адлер оснастили перед Олимпиадой всем необходимым, там ведется непрерывная оперативная работа с персоналом, а на Чкаловском военный бардак. Минобороны защищает свои авиабазы за рубежом и в опасных регионах, а в Москве и в Питере уровень безопасности с советских времен практически не изменился».

По словам эксперта, военные до конца будут опровергать версию теракта, потому что это нанесет колоссальный урон имиджу военного ведомства. «Если подтвердится теракт, должностей лишится вся верхушка ВКС», – сказал он.

По его словам, версия теракта станет приоритетной, если на обломках Ту-154 найдут следы взрыва. Тогда «пойдут по всей цепочке связей экипажа, пассажиров и техников, будут искать слабое звено». Он счел маловероятной версию о бомбе среди лекарств доктора Глинки.

«Бомба в лекарствах – это грамотно, трудно найти, но тогда взрыв был бы при вылете из Москвы. Никто не станет тянуть так долго, взрывают сразу, вспомните Синай», – сказал он.

Говоря о других возможностях совершить террористический акт, эксперт назвал использование диверсионной группой ПЗРК. «На этапе взлета пассажирский самолет сбить из ПЗРК легко, даже если стрелять вдогонку», – сказал он и предложил дождаться экспертизы фрагментов лайнера. «Если был ПЗРК, будут найдены фрагменты поражающих элементов», – добавил эксперт, отметив, что это крайне маловероятная версия, но она тоже имеет право на жизнь.

Человеческий фактор

Понятие «человеческий фактор» широко распространено в результатах расследования авиационных происшествий и может означать сбой на различных этапах подготовки или выполнения полета. Человеческий фактор – это когда служба авиационной безопасности пропускает угрозу внутрь периметра аэропорта или же наземный экипаж допускает ошибку при техническом обслуживании воздушного судна.

«Человеческим фактором называют нетрезвый экипаж или пилотов, которые не смогли вовремя правильно оценить ситуацию. Теоретически в крушении Ту-154 над Черным морем мог быть любой из них. Впрочем, делать какие-либо выводы сейчас рано», – говорят эксперты «Фонтанки», добавляя, что нужно дождаться результатов расследования комиссии, возглавляемой главой Минтранса Максимом Соколовым.

По словам Леонида Куплешникова, об ошибках экипажа можно говорить «только после расшифровки бортовых самописцев», так называемых «черных ящиков». Глава Минтранса Максим Соколов уже сообщил, что самописцы Ту-154 не были оборудованы акустическими маяками, а это значит, что для их поиска будет нужна «площадная съемка рельефа дна с использованием гидролокаторов бокового обзора высокого разрешения». По оценке экспертов, поиски самописцев, не оборудованных радиомаяками, могут занять месяцы и «потребуют дорогостоящей подводно-поисковой экспедиции с неявным результатом».

Иван Баранов,
Андрей Меньшенин,
«Фонтанка.ру»

Ту-154 Минобороны России направлялся с подмосковного аэродрома Чкаловский в Сирию. По пути лайнер приземлился в Адлере для дозаправки, а вскоре после взлета упал в море. Когда борт пропал с экранов радаров, в Москве была половина шестого утра.

Последний полет разбившегося Ту-154 продолжался всего около двух минут. Он не успел даже набрать высоту. Ночью военный борт вылетел из подмосковного Чкаловского. В аэропорту Сочи была промежуточная остановка – для дозаправки. Около половины шестого утра он поднялся в воздух, чтобы взять курс на Сирию.

«В 5:25 при выполнении планового перелета с аэродрома Адлер после взлета в 5:27 пропала отметка с радаров самолета Ту-154 Минобороны. По уточненной информации, на борту находилось 8 членов экипажа и 84 пассажира», - сообщил Игорь Конашенков.

Первое время источники сообщали, что самолет разбился в горах, однако вскоре стало известно, что он упал в море. А затем первые результаты дала поисковая операция. В воде спасатели обнаружили обломки лайнера и вещи пассажиров. А после и сам самолет – в полутора километрах от берега на глубине около 70 метров. Военные и спасатели почти сразу признали: никто из находившихся на борту не выжил. При таком крушении у людей практически не было шансов. Сейчас район катастрофы тщательно прочесывают корабли и вертолеты. В поисках задействованы более трех тысяч человек. К этому моменту уже найдены тела десяти погибших.

«Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километров. Район разбит на сектора и распределен между задействованными силами. Поиск организован в круглосуточном режиме. Для подсвечивания береговой линии в темное время направлены прожекторные установки и спецтехника. В поисках задействовано 27 кораблей и судов. 37 водолазов, 4 вертолета, беспилотные летательные аппараты и телеуправляемые глубоководные аппараты», - сообщил начальник Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ Игорь Конашенков.

На видеокадрах, судя по всему, тот самый разбившийся в Черном море самолет, с бортовым номером 85572. Выпущен в 1983 году. Общий налет - семь тысяч часов. Последний ремонт прошел в 2014-м. В сентябре этого года – плановое техническое обслуживание. За штурвалом был опытный пилот Роман Волков, военный летчик первого класса.

«Для расследования авиакатастрофы создана оперативно следственная группа. Так же к месту крушения самолета по поручению председателя выдвинулась группа следователей и криминалистов центрального аппарата СК России», - сообщила и.о. руководителя Управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета РФ Светлана Петренко.

Известно, что погода в Сочи утром была хорошей, и едва ли катастрофа могла произойти из-за неблагоприятных метеоусловий. В качестве возможных причин называют ошибку пилотирования и критическую неисправность на борту. Причем последняя версия сейчас считается основной.