Тучков мост где находится. Стратегический пункт и украшение города – Тучков мост

Тучков мост через реку Малую Неву расположен в створе Большого проспекта Петроградской стороны и Первой /Кадетской линий Васильевского острова.

Это трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине. Постоянные пролетные строения из преднапряженного железобетона сооружены в виде консольно-балочной системы с подвеской посередине. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах.

Разводной пролет двукрылый раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения, с жестко прикрепленными противовесами. Пролетное строение — металлическое цельносварное, в закрытом состоянии — балочно-консольная система. Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников.

Мост разводится посредством гидравлического привода, павильон с пультом управления расположен на правом берегу с верховой части моста.

Устои моста массивные железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Перильное ограждение — металлическая сварная решетка из стержней квадратного сечения, которые поставлены под углом и переплетены таким образом, что они создают на всем протяжении моста необычную объемную картину, ранее не встречавшуюся в практике мостостроения.

На открылках моста со всех четырех сторон установлены гранитные парапеты, на набережной расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом. Освещение на мосту — типовое уличное.

История моста

Мосты через Малую Неву долгое время не возводились, так как они были преградой на пути следования судов к пристани Торгового порта, расположенного тогда в районе Стрелки Васильевского острова.

В 1758 году была заложена первая переправа, по которой можно было добраться с Васильевского острова на Петербургскую сторону. В то время сооружение назвали «Никольский мост», он был создан по инициативе и на средства петербургских купцов, которые обратились в Сенат с челобитной об отдаче им «в вечное и потомственное содержание» нескольких мостов в Петербурге, обязуясь при этом построить новый мост через Малую Неву.

Длина переправы составляла 890 метров, что делало этот мост самым длинным для того времени. Деревянный мост состоял из двух частей: плашкоутный в глубокой части русла и свайный на мелководье. Сооружение было расположено выше по течению Малой Невы, возле островов Тучков пеньковый буян и Ватный, где находились склады купца Авраама Тучкова. По имени лесопромышленника вскоре и был назван мост.

В 1833-1835 годах плашкоутная переправа была заменена многопролетным деревянным мостом балочно-подкосной системы на деревянных свайных опорах с двукрылым разводным пролетом посередине.

Мост соорудили в створе Большого проспекта Петербургской стороны с устройством земляной дамбы от реки Малая Нева до будущего Александровского проспекта (ныне проспект Добролюбова). Разводной пролет состоял из четырех деревянных рам и разводился с помощью ручных лебедок. Проезжая часть деревянная, составленная из поперечин и двойного дощатого настила. На открылках моста были установлены перила из чугунных решеток художественного литья с прямоугольными тумбами. В 1839 году впервые в России у Тучкова моста был уложен искусственный асфальт.

В 1870 году мост сгорел от непотушенной папиросы, его восстановили и неоднократно перестраивали в дереве, к 1920 году он был 20-пролетным при длине 258 метров.

В 1948 году после очередного капитального ремонта постоянные пролеты были перекрыты металлическими двутавровыми балками с продольными и поперечными сваями. Деревянные рамы в разводном пролете заменены на металлические, а ручные лебедки — на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролета на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Левобережный устой моста был каменным на свайном основании, а все остальные опоры — деревянные на свайном основании. Длина моста составила 258 метров, ширина — 19 метров.

В 1964 году, в связи с окончанием строительства Волго-Балтийского водного пути, в Неву и ее рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Наступил момент, когда габариты и грузоподъемность моста перестали удовлетворять требованиям наземного и водного транспорта, и встал вопрос о его полномасштабной реконструкции.

В 1962-1965 годах по проекту инженеров института «Ленгипроинжпроект» В.В. Демченко, Б.Б. Левина и архитекторов Л.А. Носкова и П.А. Арешева был сооружен трехпролетный железобетонный мост с разводным пролетом посередине.

Строительство моста осуществлялось под руководством инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д.В. Снятковский и Г.Ф. Шишлов.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на три метра от оси ранее существовавшей переправы. Конструкция постоянных пролетных строений до сооружения Тучкова моста была применена в 1962 году на однопролетном железобетонном мосту Красного Курсанта через реку Ждановка.

В 1997-1998 годах был проведен капитальный ремонт дорожного покрытия, ортотропной плиты на разводном пролете и трамвайных путей.

В 2003 году проводилась работа по антикоррозийной обработке поверхностей разводного пролета. В 2006 году отремонтировали стационарные пролетные строения. В 2008-2009 годах выполнены работы по ремонту опор разводного пролета.

В последние годы были проведены обследования Тучкова моста. Они показали значительный рост транспортной нагрузки на переправу и необходимость ее реконструкции. В капитальном ремонте, в первую очередь, нуждаются противовесы разводного пролета, также требуется устранить коррозию на металлических конструкциях, выполнить другие работы.

4 июля 2016 года мост был закрыт на реконструкцию и 18 ноября 2017 года открылся для движения. Все работы были завершены в 2018 году.

В ходе реконструкции стационарные железобетонные пролёты Тучкова моста были заменены металлическими. Отремонтированы опоры разводного пролёта, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной. Полностью заменено оборудование разводного пролёта. Обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора. Кроме того, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения.

Новое оборудование обеспечивает плавный разгон и торможение крыльев разводного пролёта, точный заход в замки при наводке крыльев, позволяет оперативно производить корректировку настроек управления гидроприводом и анализ их работы в ходе разводки-наводки.

Дополнительная информация

Малую Неву в этом месте можно пересечь и под землей. 27 мая 2015 года на набережной Макарова у левобережного окончания Тучкова моста был открыт выход станции метро «Спортивная-2». С вестибюлем станции «Спортивная» на Петроградской стороне он соединен подземным пешеходным тоннелем, проходящим по оси Тучкова моста. Тоннель оборудован траволатором — горизонтальной движущейся дорожкой.

Тучков мост - Видео

Реконструкция Тучкова моста 2016-2018 гг.

Место расположения Конструкция Тип конструкции

разводной мост

Основной пролёт Общая длина Ширина моста

Н-30, НК-80, 400 кг/м².

Эксплуатация Открытие

Месторасположение

Конструкция моста

Схема разбивки на пролёты: 74,10+49,80+74,10 м. Его общая длина составляет 226.2 м (216 м между гранитными устоями), а ширина между перилами - 36 м, ширина проезжей части - 28 м, ширина тротуаров - 4 м. Постоянные пролётные строения сооружены в виде консольно -балочной системы с подвеской посередине. Изготовлены из преднапряжённого железобетона. Нижние пояса консолей и подвесных балок имеют криволинейное очертание. Подвески опираются на консоли, заделанные в опорах. Такая конструкция пролётных строений была применена до строительства Тучкова моста на однопролётном железобетонном мосту Красного Курсанта через р. Ждановку в 1962 году . В поперечном сечении постоянное пролетное строение Тучкова моста состоит из 8 главных балок коробчатого сечения.

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом . Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое. В закрытом состоянии - балочно-консольная система.

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом .

Опоры массивные, железобетонные на высоком свайном ростверке , облицованы гранитом. При сооружении опор использованы сваи-оболочки, заполненные бетоном.

Покрытие на проезжей части моста - асфальтобетонное, на постоянных пролётах - по железобетонной плите, а на разводном пролёте - по ортотропной. На тротуарах - песчаный асфальт. Тротуар отделён от проезжей части на постоянных пролётах - гранитным поребриком , а на разводном пролёте - металлическим.

Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину. На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты .

На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны р. Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Освещение на мосту типовое, уличное: на металлических трубчатых столбах укреплены по одному светильнику.

Достопримечательности в окрестностях моста

«Набережная Европы»

Тоннель под Малой Невой

В 2012 г. у левобережного окончания моста на наб. Макарова начались работы по сооружению второго выхода со станции метро «Спортивная» , который предполагается соединить с вестибюлем станции, расположенным на правом берегу Малой Невы, параллельным мосту подземным пешеходным тоннелем, оборудованным травелатором .

Тучков мост в живописи

Одноименный танкер

В честь Тучкова моста назван танкер «Тучков мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи » и спущенный на воду 5 декабря 2003 года . Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов.

См. также

Напишите отзыв о статье "Тучков мост"

Примечания

Литература

  • Бунин, М. С. . Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда.. - Л. : Стройиздат , Ленингр. отд-ние, 1986. - 280 с.
  • Городские имена сегодня и вчера: Петербургская топонимика / сост. С. В. Алексеева, А. Г. Владимирович , А. Д. Ерофеев и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Лик , 1997. - 288 с. - (Три века Северной Пальмиры). - ISBN 5-86038-023-2 .
  • Горбачевич К. С. , Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов Санкт-Петербурга. - СПб. : Норинт , 2002. - 353 с. - ISBN 5-7711-0019-6 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Тучков мост

Но никогда ей так жалко не было, так страшно не было потерять его. Она вспоминала всю свою жизнь с ним, и в каждом слове, поступке его она находила выражение его любви к ней. Изредка между этими воспоминаниями врывались в ее воображение искушения дьявола, мысли о том, что будет после его смерти и как устроится ее новая, свободная жизнь. Но с отвращением отгоняла она эти мысли. К утру он затих, и она заснула.
Она проснулась поздно. Та искренность, которая бывает при пробуждении, показала ей ясно то, что более всего в болезни отца занимало ее. Она проснулась, прислушалась к тому, что было за дверью, и, услыхав его кряхтенье, со вздохом сказала себе, что было все то же.
– Да чему же быть? Чего же я хотела? Я хочу его смерти! – вскрикнула она с отвращением к себе самой.
Она оделась, умылась, прочла молитвы и вышла на крыльцо. К крыльцу поданы были без лошадей экипажи, в которые укладывали вещи.
Утро было теплое и серое. Княжна Марья остановилась на крыльце, не переставая ужасаться перед своей душевной мерзостью и стараясь привести в порядок свои мысли, прежде чем войти к нему.
Доктор сошел с лестницы и подошел к ней.
– Ему получше нынче, – сказал доктор. – Я вас искал. Можно кое что понять из того, что он говорит, голова посвежее. Пойдемте. Он зовет вас…
Сердце княжны Марьи так сильно забилось при этом известии, что она, побледнев, прислонилась к двери, чтобы не упасть. Увидать его, говорить с ним, подпасть под его взгляд теперь, когда вся душа княжны Марьи была переполнена этих страшных преступных искушений, – было мучительно радостно и ужасно.
– Пойдемте, – сказал доктор.
Княжна Марья вошла к отцу и подошла к кровати. Он лежал высоко на спине, с своими маленькими, костлявыми, покрытыми лиловыми узловатыми жилками ручками на одеяле, с уставленным прямо левым глазом и с скосившимся правым глазом, с неподвижными бровями и губами. Он весь был такой худенький, маленький и жалкий. Лицо его, казалось, ссохлось или растаяло, измельчало чертами. Княжна Марья подошла и поцеловала его руку. Левая рука сжала ее руку так, что видно было, что он уже давно ждал ее. Он задергал ее руку, и брови и губы его сердито зашевелились.
Она испуганно глядела на него, стараясь угадать, чего он хотел от нее. Когда она, переменя положение, подвинулась, так что левый глаз видел ее лицо, он успокоился, на несколько секунд не спуская с нее глаза. Потом губы и язык его зашевелились, послышались звуки, и он стал говорить, робко и умоляюще глядя на нее, видимо, боясь, что она не поймет его.
Княжна Марья, напрягая все силы внимания, смотрела на него. Комический труд, с которым он ворочал языком, заставлял княжну Марью опускать глаза и с трудом подавлять поднимавшиеся в ее горле рыдания. Он сказал что то, по нескольку раз повторяя свои слова. Княжна Марья не могла понять их; но она старалась угадать то, что он говорил, и повторяла вопросительно сказанные им слона.
– Гага – бои… бои… – повторил он несколько раз. Никак нельзя было понять этих слов. Доктор думал, что он угадал, и, повторяя его слова, спросил: княжна боится? Он отрицательно покачал головой и опять повторил то же…
– Душа, душа болит, – разгадала и сказала княжна Марья. Он утвердительно замычал, взял ее руку и стал прижимать ее к различным местам своей груди, как будто отыскивая настоящее для нее место.
– Все мысли! об тебе… мысли, – потом выговорил он гораздо лучше и понятнее, чем прежде, теперь, когда он был уверен, что его понимают. Княжна Марья прижалась головой к его руке, стараясь скрыть свои рыдания и слезы.
Он рукой двигал по ее волосам.
– Я тебя звал всю ночь… – выговорил он.
– Ежели бы я знала… – сквозь слезы сказала она. – Я боялась войти.
Он пожал ее руку.
– Не спала ты?
– Нет, я не спала, – сказала княжна Марья, отрицательно покачав головой. Невольно подчиняясь отцу, она теперь так же, как он говорил, старалась говорить больше знаками и как будто тоже с трудом ворочая язык.
– Душенька… – или – дружок… – Княжна Марья не могла разобрать; но, наверное, по выражению его взгляда, сказано было нежное, ласкающее слово, которого он никогда не говорил. – Зачем не пришла?
«А я желала, желала его смерти! – думала княжна Марья. Он помолчал.
– Спасибо тебе… дочь, дружок… за все, за все… прости… спасибо… прости… спасибо!.. – И слезы текли из его глаз. – Позовите Андрюшу, – вдруг сказал он, и что то детски робкое и недоверчивое выразилось в его лице при этом спросе. Он как будто сам знал, что спрос его не имеет смысла. Так, по крайней мере, показалось княжне Марье.
– Я от него получила письмо, – отвечала княжна Марья.
Он с удивлением и робостью смотрел на нее.
– Где же он?
– Он в армии, mon pere, в Смоленске.
Он долго молчал, закрыв глаза; потом утвердительно, как бы в ответ на свои сомнения и в подтверждение того, что он теперь все понял и вспомнил, кивнул головой и открыл глаза.
– Да, – сказал он явственно и тихо. – Погибла Россия! Погубили! – И он опять зарыдал, и слезы потекли у него из глаз. Княжна Марья не могла более удерживаться и плакала тоже, глядя на его лицо.
Он опять закрыл глаза. Рыдания его прекратились. Он сделал знак рукой к глазам; и Тихон, поняв его, отер ему слезы.
Потом он открыл глаза и сказал что то, чего долго никто не мог понять и, наконец, понял и передал один Тихон. Княжна Марья отыскивала смысл его слов в том настроении, в котором он говорил за минуту перед этим. То она думала, что он говорит о России, то о князе Андрее, то о ней, о внуке, то о своей смерти. И от этого она не могла угадать его слов.
– Надень твое белое платье, я люблю его, – говорил он.
Поняв эти слова, княжна Марья зарыдала еще громче, и доктор, взяв ее под руку, вывел ее из комнаты на террасу, уговаривая ее успокоиться и заняться приготовлениями к отъезду. После того как княжна Марья вышла от князя, он опять заговорил о сыне, о войне, о государе, задергал сердито бровями, стал возвышать хриплый голос, и с ним сделался второй и последний удар.
Княжна Марья остановилась на террасе. День разгулялся, было солнечно и жарко. Она не могла ничего понимать, ни о чем думать и ничего чувствовать, кроме своей страстной любви к отцу, любви, которой, ей казалось, она не знала до этой минуты. Она выбежала в сад и, рыдая, побежала вниз к пруду по молодым, засаженным князем Андреем, липовым дорожкам.
– Да… я… я… я. Я желала его смерти. Да, я желала, чтобы скорее кончилось… Я хотела успокоиться… А что ж будет со мной? На что мне спокойствие, когда его не будет, – бормотала вслух княжна Марья, быстрыми шагами ходя по саду и руками давя грудь, из которой судорожно вырывались рыдания. Обойдя по саду круг, который привел ее опять к дому, она увидала идущих к ней навстречу m lle Bourienne (которая оставалась в Богучарове и не хотела оттуда уехать) и незнакомого мужчину. Это был предводитель уезда, сам приехавший к княжне с тем, чтобы представить ей всю необходимость скорого отъезда. Княжна Марья слушала и не понимала его; она ввела его в дом, предложила ему завтракать и села с ним. Потом, извинившись перед предводителем, она подошла к двери старого князя. Доктор с встревоженным лицом вышел к ней и сказал, что нельзя.
– Идите, княжна, идите, идите!
Княжна Марья пошла опять в сад и под горой у пруда, в том месте, где никто не мог видеть, села на траву. Она не знала, как долго она пробыла там. Чьи то бегущие женские шаги по дорожке заставили ее очнуться. Она поднялась и увидала, что Дуняша, ее горничная, очевидно, бежавшая за нею, вдруг, как бы испугавшись вида своей барышни, остановилась.
– Пожалуйте, княжна… князь… – сказала Дуняша сорвавшимся голосом.
– Сейчас, иду, иду, – поспешно заговорила княжна, не давая времени Дуняше договорить ей то, что она имела сказать, и, стараясь не видеть Дуняши, побежала к дому.
– Княжна, воля божья совершается, вы должны быть на все готовы, – сказал предводитель, встречая ее у входной двери.
– Оставьте меня. Это неправда! – злобно крикнула она на него. Доктор хотел остановить ее. Она оттолкнула его и подбежала к двери. «И к чему эти люди с испуганными лицами останавливают меня? Мне никого не нужно! И что они тут делают? – Она отворила дверь, и яркий дневной свет в этой прежде полутемной комнате ужаснул ее. В комнате были женщины и няня. Они все отстранились от кровати, давая ей дорогу. Он лежал все так же на кровати; но строгий вид его спокойного лица остановил княжну Марью на пороге комнаты.
«Нет, он не умер, это не может быть! – сказала себе княжна Марья, подошла к нему и, преодолевая ужас, охвативший ее, прижала к щеке его свои губы. Но она тотчас же отстранилась от него. Мгновенно вся сила нежности к нему, которую она чувствовала в себе, исчезла и заменилась чувством ужаса к тому, что было перед нею. «Нет, нет его больше! Его нет, а есть тут же, на том же месте, где был он, что то чуждое и враждебное, какая то страшная, ужасающая и отталкивающая тайна… – И, закрыв лицо руками, княжна Марья упала на руки доктора, поддержавшего ее.
В присутствии Тихона и доктора женщины обмыли то, что был он, повязали платком голову, чтобы не закостенел открытый рот, и связали другим платком расходившиеся ноги. Потом они одели в мундир с орденами и положили на стол маленькое ссохшееся тело. Бог знает, кто и когда позаботился об этом, но все сделалось как бы само собой. К ночи кругом гроба горели свечи, на гробу был покров, на полу был посыпан можжевельник, под мертвую ссохшуюся голову была положена печатная молитва, а в углу сидел дьячок, читая псалтырь.
Как лошади шарахаются, толпятся и фыркают над мертвой лошадью, так в гостиной вокруг гроба толпился народ чужой и свой – предводитель, и староста, и бабы, и все с остановившимися испуганными глазами, крестились и кланялись, и целовали холодную и закоченевшую руку старого князя.

Богучарово было всегда, до поселения в нем князя Андрея, заглазное именье, и мужики богучаровские имели совсем другой характер от лысогорских. Они отличались от них и говором, и одеждой, и нравами. Они назывались степными. Старый князь хвалил их за их сносливость в работе, когда они приезжали подсоблять уборке в Лысых Горах или копать пруды и канавы, но не любил их за их дикость.
Последнее пребывание в Богучарове князя Андрея, с его нововведениями – больницами, школами и облегчением оброка, – не смягчило их нравов, а, напротив, усилило в них те черты характера, которые старый князь называл дикостью. Между ними всегда ходили какие нибудь неясные толки, то о перечислении их всех в казаки, то о новой вере, в которую их обратят, то о царских листах каких то, то о присяге Павлу Петровичу в 1797 году (про которую говорили, что тогда еще воля выходила, да господа отняли), то об имеющем через семь лет воцариться Петре Феодоровиче, при котором все будет вольно и так будет просто, что ничего не будет. Слухи о войне в Бонапарте и его нашествии соединились для них с такими же неясными представлениями об антихристе, конце света и чистой воле.

Стрелка Васильевского острова – стратегически важное место Петербурга ещё со времён Петра I. В то время переправы рядом с ней не возводились, они попросту мешали торговле и проходу судов. Однако позже, к середине 18 века, появилась необходимость в постройке мостов через Малую Неву. И в 1758 году на деньги неравнодушных предпринимателей появился мост, соединивший два берега реки.

Мост сразу же стал рекордсменом. Его длина равнялась 890 метрам, что по тем временам было невообразимым.

Он был выполнен из дерева, на мелководье закреплялся на сваях, а в центре был плашкоутным (специальное устройство для поддержки моста). Недалеко от моста расположился Тучков Буян и Ватный остров, которые использовались как склады лесного промышленника – Авраама Тучкова.

Спустя почти 100 лет, в 1833 году, переправу закрыли на ремонт, длившийся два года. Внешний вид и система опор сооружения изменилась. Теперь мост делился на пролеты и имел разводную часть. На Малой Неве, с Петербургской стороны была создана дамба, служившая опорой для края моста.


С другого берега переправа упиралась в проспект Добролюбова, или Александровский, как он назывался в то время. Естественно проезжая часть была сложена из досок, и разводка осуществлялась ручными лебедками. Но уже в 1839 году дорожное покрытие сменили на асфальт. Такого рода перемены в строительстве мостов Россия увидела впервые.

Тучков мост постигла трагедия, произошедшая в 1870 году. Брошенная неизвестным непогашенная папироса переросла в большой пожар, от которого пострадали многие части строения. После этого его ещё несколько раз ремонтировали. И в результате, к 1920 году мост стал 20-ти пролетным.


Следующая глобальная реконструкция ожидала мост в 1948 году. Были проведены следующие работы:

  • некоторые части основания и пролетов выполнили из металла;
  • ручные лебедки заменили на электрический механизм;
  • с левой стороны устой моста стал каменным, в основе его были сваи; остальные опоры оставались деревянными;
  • длина моста осталась прежней – 258 метров, ширина стала чуть больше – 19 метров.

Спустя десять лет начались проблемы. Конструкция моста оказалась устаревшей для нового типа судов, ходивших по Малой Неве. Был поднят вопрос о полной перестройке Тучкова моста.

В качестве инженеров выступили В. Демченко и Б.Левин. Архитекторами являлись известные на тот момент Л.Носков и П.Арешев. С 1962 по 1965 фактически был заново возведен мост, находившийся на 3 метра выше по течению реки, чем предыдущее сооружение.

Уже в самом конце 20 века, в 1997-98 годах покрытие разводной части моста было реконструировано, а также переложены трамвайные рельсы. В 2003 году конструкции обрабатывали специальным составом для предупреждения коррозии металла. В 2006 году прошел ремонт недвижных пролетов. А в 2008-2009 обновили разводной пролет магистрали.


Поскольку число автомобилей постепенно возрастает, возникает вопрос о том, выдержат ли опоры нагрузку. Поэтому в июле 2016 года, проводились работы по обновлению Тучкова моста. В процессе были усилены опоры, обновлены устои и механизм разводной части моста, проведена обработка деталей моста от коррозии. В ноябре 2017 магистраль вновь приняла поток автомобилей.

Тучков мост: описание

На сегодняшний день Тучков мост в Спб состоит из трёх пролетов, центральный из которых разводной. Пролет, который разводят состоит из двух крыльев, поднимающихся вверх. При этом единственный фиксатор, который удерживает крылья во время разводки — запертые золотники (специальный элемент гидропривода).

Разводка моста осуществляется с помощью гидравлического привода, который находится на берегу. Решётка, украшающая перила моста, является уникальной. Она сделана из железных прутьев, переплетённых между собой специальным образом. Прямо с моста можно спуститься на набережную – для этого установлены гранитные парапеты.


Основные конструкционные характеристики моста:

  • длина – 226.2 м;
  • ширина – 36 м, включая проезжую часть – 28 м и два тротуара по 4 м;
  • длина пролетов: 74.1 м – 49.8 м – 74.1 м соответственно.

Откуда название?

В 18 веке, когда купцы и промышленники выстроили первую деревянную переправу, решено было назвать сооружение Никольским мостом. Спустя некоторое время наименование изменили.


История названия Тучкова моста имеет две версии:

  • Среди инженеров, которые возводили переправу в 18 веке присутствовал А.В. Тучков. Официальное название закрепили за его именем.
  • В далёком 1758 году Авраам Тучков и ещё трое промышленников подавали прошение в городские власти. Они просили передать им в пожизненное пользование и обустройство некоторые мосты Петербурга. Взамен они должны были перекинуть мост через Малую Неву. И построенный Никольский мост затем переименовали, дав имя одного из основателей.

Тучков мост: график разводки

В Петербурге насчитывается 21 разводной мост, открывающий проход для судов каждую ночь. Разводят ли Тучков мост? Конечно, более того, его разводка осуществляется дважды за ночь.


График разводки Тучкова моста такой:

  • первый раз мост закрывают для движения с 2-х часов ночи и открывают лишь в 2-55;
  • в 4 утра мост закрывают снова. Правда в этот раз всего на полчаса, и в 4-30 уже можно проехать по мосту.

Одним из разводных Санкт-Петербургских мостов является трехпролетный разводной Тучков мост. Благодаря ему соединились Петроградская сторона и Васильевский остров.

Данная опорно-разводная конструкция, пересекающая Малую Неву, была открыта в 1965 году. Общая длина ее - 226.2 м, длина главного пролета – 216 м. Мост раскинулся в ширину на 36 м. Он приспособлен для автомобильного и трамвайного транспорта, а также на нем есть четырехметровые пешеходные тротуары. Центральный пятидесятиметровый пролет представляет собой два металлических крыла. Опоры, которые удерживают мост изготовлены из железобетона и облицованы гранитом, их толщина в разводной части моста достигает десяти метров.

График разводки Тучков мост СПБ

Тучков мост раздвигается дважды за ночь: с 2 ч. до 2 часов 55 мнут, а также с 3 часов 55 минут до 4.55.

Исторические версии названия моста

По мнению историков существуют две версии истории названия моста. По первой версии считается, что мост обрел свое название в честь Авраама Тучкова - известного русского торговца.

В середине восемнадцатого века несколько купцов явились в Сенат с прошением, чтобы им отдали часть мостов в Петербурге «в вечное пользование и потомственное содержание». Они обещали за это построить через Малую Неву новый мост, который будет соединять Васильевский остров и Петроградскую сторону. Среди этих купцов был и Авраам Тучков, который являлся крупным владельцем складов леса. Предполагают, что в его честь и назван был данный мост. По второй имеющейся версии, мост назвали в честь инженера Тучкова, который в восемнадцатом веке занимался его строительством.

Иерархия мостовых конструкций, предшествующих современному Тучковому мосту

Первый предшественник Тучкова моста был возведен в восемнадцатом веке. Это была деревянная конструкция, состоящая из двух частей: плашкоутной части и свайной. Длина его была 900 метров, на то время он назывался Никольский.

Перестройка его произошла в начале девятнадцатого века. Он стал многопролетным деревянным мостом со свайными опорами и двухкрылым центральным разводным пролетом.

После Великой Отечественной войны пролеты из дерева убрали, заменив их на металлические. А в 1960 году мост уже насчитывал 20 пролетов, в нем появились разводные и судоходные пролеты.

Радикальная перестройка моста была осуществлена в шестидесятые годы двадцатого столетия, с тех времен мост не перестраивался.

Общая длина 226,2 м Ширина моста 36 м Эксплуатация Открытие (наплавной) Закрытие на реконструкцию - , - , - Медиафайлы на Викискладе

В честь моста назван танкер «Тучков мост», построенный на заводе «Адмиралтейские верфи » и спущенный на воду 5 декабря 2003 года. Он входит в серию танкеров, названных в честь известных петербургских мостов .

История

В 1877 г. мост был усилен для прокладки линии конки . В , гг. мост капитально ремонтировался. В 1904 году на мосту был уложен второй рельсовый путь конки . В 1908 году мост был усилен и расширен для прокладки линии трамвая. Длина моста по настилу составляла 258 м, ширина между перилами 16,2 м, ширина тротуаров по 1,4 м .

В 1948 году деревянные пролёты были заменены металлическими, деревянные рамы в разводном пролёте заменены на металлические, а ручные лебедки на электрические. Вновь были сооружены опоры разводного пролёта на деревянном свайном основании с жестким металлическим ростверком и металлической рамной обстройкой. Работы велись под руководством инженера О. С. Чарноцкого . К 1960 году мост имел 20 пролётов, из которых один был разводным и два - судоходными; его длина составляла 257 м, ширина - 19 м. Левобережный устой был каменным на свайном основании, опоры разводного пролёта - металлическими, а остальные опоры - деревянными, брусчатого типа, на свайном основании .

В связи с окончанием строительства Волго-Балтийского канала , который заменил устаревшую Мариинскую систему в 1964 году в Неву и её рукава стали входить крупногабаритные и крупнотоннажные суда. Габариты и грузоподъемность моста не могли удовлетворять требований наземного и водного транспорта. Поэтому встал вопрос о реконструкции моста.

Внешние изображения
Тучков мост, 1930-е гг.
Реконструкция Тучкова моста, 1965г.

Продольная ось нового моста была смещена вниз по течению на 3 м от оси ранее существовавшей переправы. Значительное увеличение ширины моста (до 28 м) и расширение тротуаров до 4 м потребовали большого расширения Тучковой дамбы в сторону реки Ждановки. При этом русло ее было сужено с 54,5 м до 48,8 м. Вынос стен набережной Макарова в Неву на 42 м по отношению к передней грани устоя нового моста позволил создать относительно небольшую предмостную площадь .

Строительство моста осуществляли СУ-1 и СУ-2 треста «Ленмостострой» под руководством главных инженеров О.С. Чарноцкого и Л.Ф. Полякова и прорабов Д.И. Крутова, Ю.И. Сергеева. Технический надзор вели инженеры Дирекции «Ленмосттрест» Д. В. Снятковский и Г. Ф. Шишлов . 30 октября 1965 года были проведены испытания моста с использованием танков. 6 ноября мост был открыт для движения .

Тучков мост и построенный одновременно с ним мост Александра Невского стали первыми отечественными разводными мостами с гидроприводом . На момент открытия это был самый широкий среди больших городских мостов: расстояние между перилами составляет 36 м .

Принадлежит к числу наиболее красивых мостов Петербурга . Композиция Тучкова моста с его усиленными речными быками в виде приземистых башен напоминает разводные башенные мосты XVIII века через Фонтанку. В облике моста гармонично сочетаются мощь и своеобразное изящество . Одно из наиболее интересных произведений советского зодчества послевоенных лет .

В ноябре 2015 года СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» заключило с компанией ЗАО «Пилон» контракт на выполнение работ по реконструкции Тучкова моста на сумму 2,394 млрд. рублей . В связи с подготовкой к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года сроки окончания ремонта были перенесены на конец 2017 года . При этом введение ограничения движения по мосту было возможно только после завершения капитального ремонта вестибюля станции метро «Василеостровская» (июнь 2016 года) .

7 июня 2016 года начались работы по реконструкции моста . На первом этапе реконструкции закрывалось движение транспорта по 2/3 проезжей части с низовой стороны (со стороны Финского залива) с организацией одностороннего движения по двум полосам в направлении с Васильевского острова на Петроградскую строну. Трамвайное и троллейбусное движение закрывалось. На втором этапе после ремонта стационарных пролетных строений движение автотранспорта осуществлялось по реконструированной части моста, закрывалось движение на оставшейся проезжей части с верховой стороны (со стороны Биржевого моста) .

Работы по демонтажу и монтажу стационарных пролетных строений осуществлялись при помощи двух автомобильных кранов Liebherr LTM-1100 грузоподъемностью 100 т. Вначале производился демонтаж подвесной балки, затем - русловой и береговой консольных балок, расположенных в створе с ранее демонтированной подвесной балкой. Сооружение стационарного пролетного строения осуществлялось по следующей технологии: монтаж металлоконструкций укрупненных блоков главных балок с опиранием на временные опоры, устройство железобетонной плиты проезжей части с натяжением арматурных канатов. Работы на разводном пролетном строении велись по всей ширине моста, а его полное закрытие осуществлялось только в ночное время суток, с 0 до 6 часов. Днем движение автотранспорта в районе разводного пролета осуществлялось по специальным аппарелям .

В ходе работ выполнен ремонт устоев и опор разводного пролета, стационарные железобетонные пролёты заменены металлическими, заменено оборудование разводного пролёта, на разводном пролёте заменены трамвайные короба и опоры освещения, отреставрировано перильное ограждение, обновлены системы сигнализации, подсветки и управления разводным пролётом, смонтирована новая система видеообзора, построены новые павильоны с современным пультом управления и охраной .

Конструкция

Общий вид моста до реконструкции

Мост трехпролетный. Схема разбивки на пролёты: 74,10+53,40+74,10 м . Общая длина моста составляет 226,2 м (216 м между гранитными устоями) , а ширина между перилами - 36 м (из них ширина проезжей части 28 м и два тротуара по 2,75 м) .

Стационарное пролетное строение по статической схеме представляет собой балку с расчетным пролетом 75,0 м, жестко защемленную в русловой опоре и шарнирно-подвижно опирающуюся на береговой устой. В поперечном сечении пролетное строение выполнено из 10 сплошностенчатых полигональных двутавровых балок, расположенных с шагом 4,1 м. Высота балок - 2,9 м у русловой опоры, 2,4 м у береговой опоры и 1,03 м в наименьшем сечении в пролете. Контур нижнего пояса балок повторяет контур железобетонных балок моста 1965 года постройки. Главные балки объединены железобетонной плитой проезжей части поверху и системой поперечных балок. Металлоконструкции пролетных строений собираются из цельноперевозимых блоков длиной 12 м и заключительного длиной 2,1 м. Монтажные стыки главных балок комбинированные: стыки стенок осуществляются на высокопрочных болтах, стыки поясов - на сварке. Высокопрочная арматура преднапряжения располагается в железобетонной плите проезжей части на участке в пределах 36 м от русловой опоры. Высокопрочное армирование выполняется пучками из семипроволочных канатов в индивидуальной оболочке из стали класса 1860. Натяжение арматуры производится на закладные сварные конструкции задней стенки русловой опоры. Проезжая часть выполнена в виде монолитной железобетонной плиты. Объединение с главными балками выполняется через систему гребенчатых упоров .

Разводной пролёт двукрылый, раскрывающейся системы с неподвижной осью вращения с жёстко прикреплёнными противовесами, с гидроприводом . Угол раскрытия крыла 69º. Пролётное строение металлическое цельносварное. Статическая схема в наведенном положении - балочная с шарниром в середине, величина пролета в свету L=57 м. Расстояние между осями вращения крыльев 53,4 м. В наведенном состоянии каждое из крыльев работает как консоль длиной 26,7 м . В поперечном сечении пролетное строение представляет собой 6 главных балок двутаврового сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса, объединенные между собой системой поперечных балок и продольными связями в уровне нижнего пояса. Расстояния между главными балками составляют 7,30 + 4,55 + 7,30 + 4,55 + 7,30 м. Ортотропная плита проезжей части выполнена из листа настила толщиной 10 мм, подкрепленного продольными ребрами . Особенность крыльев Тучкова моста в том, что в разведенном и наведенном положении они не фиксируются никакими дополнительными устройствами, кроме запертых золотников .

Устои моста массивные, железобетонные на свайном основании, облицованы гранитом. Русловые опоры массивные, железобетонные на высоких свайных ростверках, отметка подошвы которых примерно соответствует уровню дна реки. При сооружении опор использованы сваи-оболочки диаметром 56 см, заполненные бетоном. Сваи заглублены в кембрийскую полутвердую глину на 1-1,5 м, что соответствует отметке 22-24 м от ординара . Лицевые поверхности опор облицованы розовым гранитом.

Мост предназначен для движения автотранспорта, трамваев и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 6 полос для движения автотранспорта и 2 трамвайных пути. Покрытие на проезжей части моста на постоянных пролётах - асфальтобетонное по железобетонной плите, а на разводном пролёте - литой асфальт по ортотропной плите. Покрытие тротуаров - литой асфальт. Тротуары расположены в повышенном относительно проезжей части уровне и отделены от нее металлическим парапетным ограждением высотой 0,75 м. Перила моста представляют собой металлическую сварную решётку простого рисунка из стержней квадратного сечения, поставленных под углом и переплетённых таким образом, что создают на всём протяжении моста необычную объёмную картину . На открылках моста со всех 4-х сторон установлены гранитные парапеты. На русловых опорах с верховой стороны над входами в опоры устроены два павильона: пульта управления и помещение для охраны. На правом берегу с верховой стороны моста расположен павильон с пультом управления. На набережной правого берега с верховой стороны у павильона и с низовой стороны реки Ждановки на подходе к мосту расположены лестничные спуски к воде, облицованные гранитом.

Примечания

  1. 11.0125.П -01-ИИ6. Том 6. Технический отчет по результатам обследования существующих конструкций мостового сооружения // Проектная документация. Реконструкция Тучкова моста / КГИП А. В. Колпаков. - СПб. : ГУП «ЛЕНГИРОИНЖПРОЕКТ», 2014. - 155 с.
  2. Судьба проекта «Набережная Европы» в центре Петербурга (недоступная ссылка) // РИА Новости (сюжет)
  3. , с. 15.
  4. , с. 23.
  5. Танкер «Тучков мост» спущен на воду ФГУП «Адмиралтейские верфи» (неопр.) . Фонтанка.Ру (5 декабря 2003).
  6. , с. 242.
  7. , с. 15, 318.
  8. , с. 318.
  9. Тучков мост //СПб ГБУ «Мостотрест»
  10. Техническое описание с приложением расчетов сооружений // Отчёт по сооружению Санкт-Петербургского городского электрического трамвая. 1905-1908 . - СПб. , 1909. - Т. 2. - С. 261-264.
  11. Городской месяцеслов. 1000 дат из прошлого Санкт-Петербурга, Петрограда, Ленинграда / сост. Д. Ю. Шерих. - СПб. : Петербург - XXI век, 1993. - 224 с. - ISBN 5-85490-036-X .
  12. Отчет С.-Петербургской городской управы за 1877 год . - СПб. , 1879. - С. 217.
  13. С.-Петербургское городское общественное управление в 1887 году. Отчет городской управы . - СПб. , 1888. - С. 255-256.
  14. Обзор деятельности городского общественного управления. Отчеты городской Управы и входящих в состав её лиц и установлений // С.-Петербургское городское общественное управление в 1900 году . - СПб. , 1901. - С. 88.
  15. Часть 7. Исполнительная комиссия по заведыванию городскими конно-железными дорогами I группы // Отчёт С.-Петербургского городского общественного управления за 1904 год . - СПб. , 1905. - С. 133.
  16. Через Малую Неву // Вечерний Ленинград. - Л. , 1948.
  17. , с. 243.