Самые крупные порты мира. Где находится крупнейший порт мира? Рейтинг и интересные факты о морских портах Самый крупный порт во

На самом деле, при желании составить ТОП-10 самых крупных портов мира, практически все они оказались бы в Азии. Но, сегодня мы не станем описывать самые гигантские порты, а сосредоточим свое внимание на самых продуктивных «морских воротах» мира, в которых ежедневно происходит перевалка, прибытие и отплытие просто гигантского количества кораблей и грузов. Глядя на количество обрабатываемых ими двадцатифутовых эквивалентов (так называемые TEU – от англ. twenty-foot equivalent unit ), впору по-настоящему восхититься. И в данный ТОП войдут именно такие порты – самые значимые, без которых современная торговля и логистика была бы просто невозможной.

Порт Шанхая (Китай)

По самым последним имеющимся данным (2016 года) морской и одновременно речной порт Шанхая за год обрабатывает порядка 37 млн. TEU, чем поставил мировой рекорд, значительно обогнав все остальные порты.

Расположенный в устье реки Янцзы, он обладает 125 причалами, на которых ежемесячно обрабатывается более 2000 контейнерных судов. Это примерно четверть всех исходящих поставок из Китая.

А вот когда речь заходит о размерах, Сингапурский порт даст всем фору. С почти 31 млн. обрабатываемых 20-футовых эквивалентов, он не намного отстает от Шанхая, но превышает его по размерам. Причем, площадь, занимаемая этими «морскими воротами», с каждым годом растет все больше, а значит, вполне вероятно, он свой статус самого загруженного порта в мире вскоре сможет вновь отобрать у Шанхая (до 2015 года он был крупнейшим портом в мире ). Впрочем, на сегодняшний день он является самым крупным перевалочным пунктом в мире, принимая в себя грузы 600 иных портов из 123 стран.

Обладает 52 причалами для контейнеровозов, на которых одновременно работает почти 200 портовых кранов. И, конечно, он приносит стране невероятное количество денег.

Порт Роттердама (Голландия)

Это самый большой порт в Европе по объему обрабатываемых грузов. Однако, с его более 12 млн. TEU он даже не попадает в десятку самых мощных в мире – в 2015 году он занял 11 место.

Растянутый на 40 км, он имеет, пожалуй, одну из самых глубоких портовых акваторий, чтобы обладать возможностью принимать громадные суда. И он точно является самым технологичным, ведь почти все разгрузочно-погрузочные операции на нем проводятся с помощью современной техники – роботов, автоматики и уникальной портовой спецтехники.

Единственный неазиатский порт, который при этом попадает в ТОП-10 самых больших морских портов мира. Джебель Али, расположенный в 35 км от Дубая и изначально построенный практически на песках, в пустыне, обрабатывает грузы в количестве 15 млн. TEU. Выступает в качестве важного порта для всего, что связано с нефтью. Является относительно новым «игроком» в мировой логистической сети.

В порт могут заходить суда до 545 тысяч тонн грузоподъёмности и до 414 метров в длину, и именно в нем чаще всего останавливаются авианосцы ВМС США класса Нимиц.

На его территории работает более 10000 человек, к нему проведена линия метро, а его нужды обеспечивает собственная электростанция и гигантская опреснительная установка.

Самый большой порт Южной и Северной Америки, именно поэтому его называют просто – Порт Америки. Обрабатывает около 8 млн. TEU в год. Расположенный в 32 км от Лос-Анджелеса, занимает территорию в более чем 300 гектаров, обладает 270 глубоководными причалами, и обслуживается 23 портовыми кранами и более 1000 человек.

Глубина на входных фарватерах 10-16 м, нефтегавань доступна для танкеров с осадкой до 15 м. Принимает очень много грузов и пассажиров из Азии – Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и Вьетнама. На территории имеет свой музей, парк, множество кафе и очень живописную набережную, по которой с удовольствием гуляет множество туристов.

Этот порт, основанный в 1876 году, называют самым быстро растущим в мире не только с точки зрения расширения площади, но и с позиции значимости в общемировой логистике. Сейчас, со своими размерами в 153 гектара, он занимает 5 позицию в десятке самых огромных портов мира. В настоящее время обрабатывает около 20 млн. TEU в год – это 130 кораблей ежедневно. Считается одним из самых важных портов, через который проходит большая часть морепродуктов мира.

Порт Пусан - крупнейший в Республике Корея, может принимать суда водоизмещением до 50 тыс. тонн, длиной до 330 метров и осадкой до 12,5 метров.

Ежегодно в порту проводится фестиваль огней, который сопровождается яркими спектаклями, световыми перфомансами с участием портовых кранов и лазерным шоу.

Не взирая на то, что этот турецкий порт занимает лишь 48-е место в международном рейтинге размеров, уже сейчас он обрабатывает чуть более 3 млн. TEU в год. Он самый большой в стране, расположен в Стамбуле, и уже играет мировую ключевую роль в доставке грузов. Один из старейших портов в морской истории человечества, Амбарли имеет выход к Мраморному и Черному морю, а значит, может активно работать с Европой.

Порт разделен на две части. Часть первая, называемая Новым портом, состоит в основном из навалочных и контейнерных терминалов, вторая – это, главным образом, нефтяные платформы и причалы.

Морские порты — важные транспортные узлы, связывающие между собой регионы, страны и континенты. Сегодня, как и много веков назад, морской транспорт остается самым масштабным каналом логистики. На его долю приходится более 70 % грузооборота в мире. По морям и океанам с помощью контейнеров перевозят автомобили, компьютеры, запчасти, продукты питания, одежду и многое другое. Не удивительно, что самый большой порт в мире находится в Шанхае, ведь именно Китай считается крупнейшим производителем всего, что можно найти на прилавках магазинов.


Порт-гигант

Шанхайский морской порт расположен в западной части тихоокеанского побережья , обслуживая суда, осуществляющие морские и речные перевозки. Площадь его грузовых терминалов составляет более 3619,6 кв. км. Отсюда производится отправка контейнеров практически во все страны мира. На его долю приходится более 20 % всего грузооборота Китая, осуществляемого морским транспортом. Но так было не всегда...


Всего каких-то 20 лет назад Шанхай не входил даже в число 20 крупнейших портов в мире. Лидирующую позицию тогда занимал Роттердам. Он расположен вдоль рек Ниуве Ватервех и Маас у побережья Северного моря, а его площадь составляет порядка 100 кв. км. Ежегодно здесь швартуется более чем 30 тыс. единиц морского транспорта. Основную часть грузооборота порта составляют нефть, руда и каменный уголь. Его пропускная способность в 2010 году составила 430 млн тонн. С 1962 по 1986 год порт Роттердама был крупнейшим в мире, но затем уступил свои позиции. Однако он по-прежнему остается лидером среди морских портов в Европе.


Пересечение шести континентов

После Роттердама мировое лидерство в сфере контейнерных перевозок перешло к Сингапуру. Население этого небольшого города-государства составляет всего лишь 5 млн человек. Если разделить количество контейнеров, проходящих через местный порт, на число жителей города, то на одного человека их придется по 5 штук.


Порт Сингапура расположен на пересечении транспортных потоков шести континентов . Он соединен более чем с 600 портами из, по крайней мере, 100 государств мира. До 2009 года транзит контейнеров через порт ежегодно возрастал, что и позволило ему стать крупнейшим в мире. Однако мировой экономический кризис повлиял на товарооборот, и в 2010 году Сингапур уступил по своим показателям морскому порту в Шанхае.


Отечественный лидер

Морской транспорт является для России самым выгодным средством экономических связей с дальним зарубежьем. На его долю приходится около 90 % международного грузооборота в государстве. Самый большой порт России находится в Новороссийске (Краснодарский край) и расположен на северо-восточном побережье Черного моря .


Он является единственным в южном бассейне России незамерзающим глубоководным портом. В последние несколько лет его грузооборот держится в пределах 110-116 млн тонн в год, что обеспечило ему место в пятерке лидеров среди европейских морских портов.

Недавно я делал по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.

Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям - грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.

Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны - "мастерской мира" начала XXI века - занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие - наиболее быстрый, если не сказать взрывной.

Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла - если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" - 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.

А в структуре изменений самое существенное - бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров - 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м - 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.

Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 - 4 порта в Топ-25, 2014 - 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).

Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 - Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге - скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее - крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест - 71-ю. Лондон - когда-то ворота "мастерской мира" - и вовсе на 96-м месте.

Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м - 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м - только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.

Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов - обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).

Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).

Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 - 113% прироста против 66%).

Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло - в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов - Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!

Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС - 4 порта в Топ-25, США - 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).

В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах - так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.

Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени - континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере - возможно, различается методика учёта.

2) Показатели грузооборота: MT - метрическая тонна, FT - фрахтовая тонна, RT - таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.

3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.



Ниже представлен список десяти крупнейших портов мира, составленный исходя из их ежегодного контейнерного грузооборота.

10 Порт Роттердама

Порт Роттердама - крупнейший порт Европы расположенный в устьях рек Рейн и Маас в городе Роттердаме, Нидерланды. С 1962 по 2004 гг. являлся самым загруженным портом в мире. В 2008 году его общий грузопоток составил более 421 000 000 тонн. Порт Роттердама, имеющий долгую историю, уходящую корнями в 14 век, в длину вытянут почти на 40 км и занимает общую площадь в 105 квадратных километра.

9 Циндао

Девятую строчку рейтинга крупнейших портов мира занимает порт Циндао, расположенный в акватории Жёлтого моря близ города Циндао, провинция Шаньдун, Народная Республика Китай. Был основан в 1892 году. По состоянию на 2012 г. грузопоток этого порта составил около 400 миллионов тонн.

8 Джэбэль Али

Порт Джэбэль Али общей площадью 134 квадратных километров расположен на северо-западном побережье Объединённых Арабских Эмиратов в 35 километрах от города Дубай. Был построен между 1976–1979 гг. Является самым оживлённым портом на Ближнем Востоке. В 2007 году Джэбэль Али обслужил 8 696 судов общей грузоподъёмностью 227 894 526 тонн. Способен принимать корабли длиной до 414 метров. В 2011 году контейнерный грузооборот порта составил 13,010,000 TEU.

7 Гуанчжоу

Порт Гуанчжоу - главный морской порт города Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР. Расположен на пересечении трёх рек - Сицзян, Бэйцзян и Дунцзян. В настоящее время является крупнейшим портом в Южном Китае. По данным на 2013 год его грузопоток составил 460 миллионов тонн.

6 Пусан

Порт Пусан - крупнейший порт в Южной Корее, расположенный в устье реки Нактонган близь города Пусан. Был основан в 1876 году. В 2013 году порт обслужил 14 306 судов, из которых 24,3% грузоподъёмностью более 50 000 тонн. Занимает шестую строчку рейтинга с показателем 13,2 миллиона TEU.

5 Порт Шэньчжэнь

Шэньчжэнь - один из самых быстрорастущих портов мира. Расположен в дельте реки Чжуцзян, близь города Шэньчжэнь в провинции Гуандун, Китайская Народная Республика. Включает в себя 140 причалов общей протяжённостью 22 км. По состоянию на 2010 год контейнерный грузооборот данного порта составил 22,51 млн TEU.

4 Порт Гонконга

Порт Гонконга - один из крупнейших грузовых портов мира специализирующийся на обработке ISO-контейнеров, сырья (сырой нефти) и стройматериалов. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. На 2014 порт Гонконга обработал 298 млн тонн грузов и 22,2 млн TEU. Это свыше 90% всего грузооборота Гонконга. Еженедельно его посещает около 350 контейнеровозов.

3 Нинбо-Чжоушань

Третье место в списке крупнейших портов мира занимает Нинбо-Чжоушань созданный в результате слияния портов Нинбо и Чжоушань 1 января 2006 года. Расположен на побережье Восточно-Китайского моря в провинции Чжэцзян, Китай. В 2012 г. грузооборот порта составил 744,000,000 тонн.

Ниже представлен список десяти крупнейших портов мира, составленный исходя из их ежегодного контейнерного грузооборота.

Порт Роттердама

Порт Роттердама - крупнейший порт Европы расположенный в устьях рек Рейн и Маас в городе Роттердаме, Нидерланды. С 1962 по 2004 гг. являлся самым загруженным портом в мире. В 2008 году его общий грузопоток составил более 421 000 000 тонн. Порт Роттердама, имеющий долгую историю, уходящую корнями в 14 век, в длину вытянут почти на 40 км и занимает общую площадь в 105 квадратных километра.

Циндао


Девятую строчку рейтинга крупнейших портов мира занимает порт Циндао, расположенный в акватории Жёлтого моря близ города Циндао, провинция Шаньдун, Народная Республика Китай. Был основан в 1892 году. По состоянию на 2012 г. грузопоток этого порта составил около 400 миллионов тонн.

Джэбэль Али


Порт Джэбэль Али общей площадью 134 квадратных километров расположен на северо-западном побережье Объединённых Арабских Эмиратов в 35 километрах от города Дубай. Был построен между 1976–1979 гг. Является самым оживлённым портом на Ближнем Востоке. В 2007 году Джэбэль Али обслужил 8 696 судов общей грузоподъёмностью 227 894 526 тонн. Способен принимать корабли длиной до 414 метров. В 2011 году контейнерный грузооборот порта составил 13,010,000 TEU.

Гуанчжоу


Порт Гуанчжоу - главный морской порт города Гуанчжоу, провинция Гуандун, КНР. Расположен на пересечении трёх рек - Сицзян, Бэйцзян и Дунцзян. В настоящее время является крупнейшим портом в Южном Китае. По данным на 2013 год его грузопоток составил 460 миллионов тонн.

Пусан


Порт Пусан - крупнейший порт в Южной Корее, расположенный в устье реки Нактонган близь города Пусан. Был основан в 1876 году. В 2013 году порт обслужил 14 306 судов, из которых 24,3% грузоподъёмностью более 50 000 тонн. Занимает шестую строчку рейтинга с показателем 13,2 миллиона TEU.

Порт Шэньчжэнь


Шэньчжэнь - один из самых быстрорастущих портов мира. Расположен в дельте реки Чжуцзян, близь города Шэньчжэнь в провинции Гуандун, Китайская Народная Республика. Включает в себя 140 причалов общей протяжённостью 22 км. По состоянию на 2010 год контейнерный грузооборот данного порта составил 22,51 млн TEU.

Порт Гонконга


Порт Гонконга - один из крупнейших грузовых портов мира специализирующийся на обработке ISO-контейнеров, сырья (сырой нефти) и стройматериалов. Расположен в акватории Южно-Китайского моря. На 2014 порт Гонконга обработал 298 млн тонн грузов и 22,2 млн TEU. Это свыше 90% всего грузооборота Гонконга. Еженедельно его посещает около 350 контейнеровозов.

Нинбо-Чжоушань


Третье место в списке крупнейших портов мира занимает Нинбо-Чжоушань созданный в результате слияния портов Нинбо и Чжоушань 1 января 2006 года. Расположен на побережье Восточно-Китайского моря в провинции Чжэцзян, Китай. В 2012 г. грузооборот порта составил 744,000,000 тонн.

Порт Шанхая


На втором месте в списке крупнейших портов мира находится порт Шанхая. Это крупный глубоководный порт расположенный близь Шанхая, КНР. Был открыт в 1842 году. В 2012 г. общий грузооборот порта составил около 744 000 000 тонн, а контейнерный 32,5 млн. TEU, в 2014 году - 35 миллионов TEU.

Порт Сингапура


Порт Сингапура общей площадью 436 га, по состоянию на 2009, является самым загруженным портом мира. Обрабатывает пятую часть мирового потока всех грузовых контейнеров, а также половину мирового годового запаса сырой нефти. Ежедневно принимает около 150 судов. В 2011 году обслужил 127 998 кораблей.