Какие путешествия совершили финикийские моряки? Подготовьте сообщение «Путешествия финикийских мореплавателей Мини исследование путешествия финикийских мореплавателей.

Финикия - узкая полоса восточного побережья Средиземного моря, ограниченная на востоке Ливанского хребтом.

О финикийцах впервые рассказал Гомер. С конца II начала I тысячелетия до нашей эры финикийцы занимались морской торговлей, одновременно они основывали поселения по всему Средиземноморью (наиболее значительное из них Карфаген). Подобно всем мореплавателям древности они никогда по собственному желанию не отдалялись от берега за пределы его видимости, никогда не плавали зимой и по ночам.

Когда финикийское общество стало рабовладельческим, оно все больше стало нуждаться в притоке новых рабов, а это еще больше усиливало стремление плавать в заморские страны.

Итак, не позднее чем за15 веков до нашей эры финикийцы начали посещать Крит. Продвигаясь оттуда на запад, они положили начало открытию Центрального бассейна Средиземного моря. От островов Эгейского моря финикийцы перешли к южным берегам Балканского полуострова, пересекли пролив Отранто и обогнули Апулию и Каламбрию. Одновременно с критянами или несколько позже открыли остров Сицилия, а затем обнаружили и в 8 веке до нашей эры колонизовали Мальту. Переправившись через Тунисский пролив, они двинулись на запад и проследили почти 2000 км береговой линии Северо-Западной Африки, открыв горную страну Атлас до Гибралтарского пролива. Выйдя к проливу, финикийцы впервые получили правильное представление о протяженности Великого моря заката (3700 км).

Одновременно с проникновением на запад финикийцы начали обследовать африканский берег и в восточном направлении. Они открыли заливы Хаммамет, Малый Сирт с островами Керкенна и Джерба и Большой Сирт.

По сообщениям древнегреческих авторов, финикийцы первые вышли в Атлантический океан. Они открыли весь западный берег Пиренейского полуострова, заходили в устья таких рек как Гвадиана, Тежу, Дору, Миньо. Есть вероятность, что финикийцы ознакомились и с берегами Бискайского залива вплоть до полуострова Бретань.

Финикийцы строили корабли для экспедиций, которые организовывали их соседи, владевшие берегами Красного моря и Персидского залива, и поступали к ним на службу.

В 600 году до нашей эры египетский фараон Нехо приказал группе финикийских купцов отправиться в плавание вокруг Африки . Об этом плавании, спустя 150 лет, рассказал побывавший в Египте историк Геродот, причем с такими подробностями, которые он сам считал невероятными. Но именно эти подробности и подтверждают достоверность события. Так, Геродоту, не имевшему современного представления о земном шаре и солнечной системе, казалась неправдоподобной та часть рассказа, где говорилось о том, что когда финикийцы огибали с юга Африку, двигаясь при этом с востока на запад, они имели солнце с правой стороны, то есть на севере. Для нас же ясно, что именно это обстоятельство подтверждает, что финикийцы действительно пересекли экватор, плыли через воды Южного полушария и обогнули с юга Африку. Огибали они Африку в течение трех лет, что вполне правдоподобно, если учитывать, возможности судоходной техники того времени, а также то, что они останавливались на 2-3 месяца каждый год, чтобы засеять и собрать хлеб.

Около 850 года до нашей эры финикийцами был основан Карфаген - величайший торговый центр того времени. В 500 году до нашей эры Карфаген, возникнув как финикийская колония, уже сам стал искать колонии. С этой целью карфагенянами была организована большая морская экспедиция под руководством карфагенского адмирала Ганнона . Он повел флотилию, состоявшую из 60 судов, на которых находилось 30 тысяч колонистов.

По пути своего следования Ганнон основывал города и в каждом из них оставлял часть людей и кораблей.

Это путешествие карфагенян нашло отражение в “Перипле” (описании плавания) флотоводца Ганнона, из которого нам стало известно, что, пройдя через Гибралтарский пролив, они два дня следовали вдоль атлантического побережья Африки, основывая города по пути следования. Обогнули мыс Зеленый и вскоре вошли в устье реки Гамбия. Через несколько дней путешественники достигли залива, который назвали Западный Рог (вероятно, бухта Биссагос), затем - Южного Рога (теперь залив Шерборо в Сьерра-Леоне) и, наконец, высадились на побережье нынешней Либерии.

Таким образом, Ганнон добрался до Экваториальной Африки. Насколько известно, он первый из жителей Средиземноморья посетил Западную Африку и описал ее.

Результаты его выдающегося плавания были использованы лишь в минимальной степени: карфагенские торговцы прошли его путем до Керны и организовали “Золотую дорогу” (торговлю золотом) с глубинными районами Западной Африки.

Карфагенянам также приписывается открытие Азорских островов, но в литературных памятниках нет указаний на посещение ими этих островов. Зато в 1749 году швед Юхан Подолин сообщил о находке на острове Ковру клада древних монет, среди которых были и карфагенские.

Одновременно с Ганноном другой мореплаватель Карфагена - Гимилькон - совершил большое плавание вдоль западных берегов Европы и, по-видимому, достиг юго-западной оконечности Англии (островов Сцилли).

Таким образом, финикияне и карфагеняне были первыми народами древности, которые плавали в открытом море и океане без компаса. Несомненно, что их плавания должны были обогатить финикиян многими сведениями относительно физических свойств океана, но до нас не дошло ничего из области их знаний. По-видимому, они держались мнения, что Атлантический и Индийский океаны образуют одну сплошную водную поверхность.


Финикия

Древняя Финикия занимала полосу приморья вдоль северной части восточного побережья Средиземного моря, окаймленную с востока Ливанскими горами, которые местами подступали почти вплотную к берегу. Своеобразность природных условий Финикии нашла отражение даже в названиях важнейших населенных мест. Так, например, название города Библ (по-финикийски звучит как Гебал) означает “гора”, города Тира (по-финикийски - Цур) - “скала”. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли все же использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами.

Название “финикиец” встречается уже в египетских иероглифических надписях середины III тысячелетии до н.э. в форме “фенех”. Позднее древние греки применяли слово “фойникес”, что означало “красноватые”, “смуглые”. Отсюда и пошло название страны. В семитских источниках особого наименования для Финикии и финикийцев не встречается. Название Кинаххи, или соответственно греческому тексту Библии, Ханаан, которое отдельные ученые объясняют как “страна пурпурной краски”, имеет гораздо более широкое значение, поскольку подразумевает также Палестину и частично Сирию. Аналогичные же общие обозначения для этих стран употребляли и египтяне.

Серединой II тысячелетия до н.э. датируется бурный расцвет финикийских городов и их превращение в торговую метрополию тогдашнего рабовладельческого мира. Финикийские пузатые корабли стали подвижным мостом между странами. Суда шли в направлении всех четырех сторон света и возвращались назад, тяжело нагруженные сокровищами.

Финикийцев интересовали в первую очередь рынки сбыта и источники сырья. Громадные богатства, которые чернобородые и багроволицые купцы извлекали из морской торговли, делали их все решительнее и храбрее. Нередко они находились в пути по три года, а порой и дольше. Время от времени кораблекрушения заносили финикийцев на чужие берега. Возможно, именно так был основан столь далекий от Передней Азии Карфаген, который в начале именовался Карт-Хадаштом, что в переводе с финикийского означает Новый Город. финикия морской путешествие колонизация

Финикийцы были людьми склонными постоянно жестикулировать, любящими петь и много говорить. Так же они были очень безжалостными античными охотниками за людьми. Гомер в своих стихах характеризовал их так: «Мужи, которые славятся своими судами, и изворотливостью, и коварством, и корыстолюбием, запомнившие черные парусники бесчисленными множеством сверкающих безделушек». Народы постоянно попадали впросак с этой блестящей мишурой независимо от того, были ли это флажки, бусы или колокольчики. Собираясь отплыть на родину и не задолго до подъема якорей, заманивали на борт корабля местных жителей, с тем чтобы позднее продать их как живой товар на рынках рабов.

Финикийская колонизация Средиземноморья

В первой половине I тысячелетия до н.э. финикийские государства устанавливают и повсеместно укрепляют свое фактическое могущество и господство на Средиземном море. Средиземное море - обширное внутреннее море, которое находится между тремя крупнейшими материками Восточного полушария: Европой - на севере и западе, Азией - на востоке и Африкой - на юге. Своему географическому положению оно обязано своим названием. На западе Средиземное море через узкий Гибралтарский пролив соединяется с Атлантическим океаном. На северо-востоке его залив - Эгейское море - сообщается узким Дарданелльским проливом с Мраморным морем, через него и пролив Босфор - с Черным морем, а через Черное море и Керченский пролив - с Азовским морем. Длинный и узкий Апеннинский полуостров (Италия) на севере и выступ африканского берега в районе современного Туниса на юге делят Средиземное море на восточную и западную части. Западное Средиземноморье оканчивается Пиренейским полуостровом. В восточной части Средиземного моря господствующее положение занимает Балканский полуостров (Греция), который отделяется от Апеннинского полуострова Ионическим и Адриатическим морями, а от Малой Азии - Эгейским и Мраморными морями.

На всем протяжении Средиземного моря разбросаны многочисленные большие и малые острова. В Западном Средиземноморье расположены самые большие острова Корсика и Сардиния, а также Сицилия, которые являются продолжением Апеннинского полуострова. У берегов Пиренейского полуострова расположены Балеарские острова. Балканский полуостров с его изрезанными берегами окружен многочисленным островным миром. Изрезанность берегов, обилие заливов и бухт, островов наряду с благоприятными климатическими условиями способствовали раннему развитию мореплавания. Благоприятные климатические условия Средиземноморья способствуют выращиванию самых разнообразных культурных растений, в том числе различных хлебных злаков и садовых культур. Из садовых культур в древности, как и в настоящее время, повсеместно выращивался виноград и оливковые деревья. Жаркий и влажный климат Средиземноморья, как нельзя лучше способствовал выращиванию этих культур. Три-четыре тысячи лет тому назад развитию садоводства способствовало и то, что климат был более влажным, чем сейчас. Средиземноморье в то время изобиловало обширными лесами, которые впоследствии были вырублены. Страны Средиземноморья были богаты полезными ископаемыми. Еще в древности медную руду получали с островов Кипр и Сардиния и с Пиренейского полуострова (Испания); железную руду из Малой Азии, с острова Эльба и из Испании; серебро добывалось в Малой Азии, Греции, Испании. Развитие производства бронзы требовало добычи олова, и его завозили из Испании или с Британских островов. Прекрасный многоцветный мрамор имелся в Греции и Италии. Во многих местах были большие залежи высококачественной глины, что благоприятствует расцвету гончарного производства.

Большое значение для Передней Азии имели связи со странами Восточного и Западного Средиземноморья. Возрастали потребности в меди, олове, железе. Для стран Средиземноморья связи с передовыми областями культуры в Передней Азии имели не меньшее значение. В начале I тысячелетия до н.э. эта связь осуществлялась преимущественно финикийскими мореходами. Не ограничиваясь обменом, они, как уже указывалось, занимались и работорговлей, превращая таким образом побережья Средиземного моря в дополнительный источник, откуда поступали рабы для древних рабовладельческих государств. Создание на Средиземноморских побережьях финикийских колоний также относится к этому времени. Главной их целью была организация обмена, однако, в некоторых случаях они преобразовываются в совершенно самостоятельные земледельческие рабовладельческие государства. Господствующий класс финикийских государств, опасаясь восстания рабов и бедноты, стремился к тому, чтобы в подчиненных им городах не скоплялось сразу большого количества “беспокойных элементов”. Из сочинений греческого ученого и философа Аристотеля (IV в. до н.э.) нам известно о тех мерах, которые применяла знать с этой целью в Карфагене: “Хотя строй Карфагенского государства и отмечен характером господства имущих, однако карфагеняне удачно спасаются от возмущения со стороны народа тем, что дают ему возможность разбогатеть. А именно, они постоянно высылают определенные части народа в подвластные Карфагену города и области.

Этим карфагеняне врачуют свой государственный строй и придают ему стойкость”. Таким образом, карфагеняне научились искусству врачевать свой государственный строй у метрополии - Тира, которая время от времени (может быть еще с конца II тысячелетия до н.э. и, во всяком случае, с начала I тысячелетия) неоднократно высылала, как, впрочем, и другие финикийские города-государства, по несколько тысяч граждан, чтобы они создавали свои колонии на побережьях Средиземного моря. Такие финикийские колонии, целью которых было обеспечение части Средиземного моря, в первую очередь на острове Кипр, где финикийцы прочно закрепились еще во II тысячелетии до н.э. Но в северной части Восточного Средиземноморья важную роль играли местные мореходы - греки, ликийцы, карийцы. В VIII - VI вв. до н.э. греки начинают развивать собственную колонизационную политику. Главное внимание финикийцы обращают поэтому на побережья, господствовавшие над главными морскими путями из Восточного в Западное Средиземноморье, в особенности на побережье Африки, финикийцы проникли также в Сицилию и на остров Мальта. Были образованы финикийские колонии и отдельные пункты на побережье Испании, а также и на побережье Атлантического океана (Гадес, ныне Кадис). С VIII - VII вв. до н.э. неоднократно встречаются упоминания о далекой и тогда мало известной стране Таршиш - очевидно, Тартессе в Испании, за Гибралтарским проливом.

Морские путешествия финикийцев

Известно, что фараон Нэхо (612-576 гг. до н.э.), для организации внешней торговли и мореплавания, обращался к услугам финикийцев, государство которых находилось на богатой лесом территории современных Ливана и Сирии, а многочисленный флот которых служил опорой также и для египетских фараонов.

Финикия имела очень благоприятные природные условия для строительства флота: удобные бухты и устья рек на морском побережье, которые могли служить убежищем для флота в штормовую погоду; изобилие корабельной древесины – леса росли вблизи средиземноморского побережья на склонах Ливанских гор, и в них преобладали знаменитые ливанские кедр и дуб, а также другие ценные породы деревьев. Расцвет кораблестроения и морской славы Финикии отмечается в истории средиземноморья периодом 1200-700 гг. до нашей эры. По очень многим историческим свидетельствам, финикийская морская империя опиралась на развитую прибрежную инфраструктуру своих морских портов и баз снабжения флота, а курсировавшие между ними военные и торговые корабли имели неограниченный район плавания. О финикийцах по праву можно судить как о великих мореплавателях – они имели колонии по всему побережью Средиземного моря, их знали далеко за пределами Гибралтарского пролива, в том числе на английских островах и даже за мысом Доброй Надежды..

Финикийское морское торговое судно. Подобно ладьям викингов, более полные суда финикийцев также были способны удерживаться лагом к штормовой волне в пассивном режиме плавания. В этом режиме килевая качка демпфируется развалом шпангоутов в оконечностях, а большая поперечная остойчивость корпуса позволяет отслеживать поверхность волны при очень резкой бортовой качке, чем обеспечивается незаливаемость в средней части корпуса

При ближнем плавании финикийцы использовали преимущественно легкие торговые суда, имевшие весла и прямой рейковый парус. Значительно внушительнее выглядели суда, предназначенные для дальнего плавания, и военные корабли. Крупные торговые суда имели водонепроницаемые палубы.

На военных кораблях финикийцев отмечалось использование носового подводного бульба, что свидетельствовало о способности этих кораблей держать ход без всхожести на волну, при повышенной заливаемости носовых палуб. Величина быстроходных кораблей – галер – иногда допускала использование двух-трех рядов весел (биремы и триремы), что делало военно-морской флот поистине всепогодным и способным к активному маневрированию на опасных прибрежных фарватерах. С тех времен во всех языках средиземноморских народов закрепилось обобщенное определение быстроходного гребного судна как галера.

Морская слава финикийцев говорит о хорошей мореходности их кораблей и торговых судов, вполне достаточной для дальнего плавания. Обогащаясь за счет своих колоний, финикийские, карфагенские мореплаватели начали постепенно выходить далеко за пределы Средиземного моря. В этот период расцвета финикийского и карфагенского мореходства морской путь становится средством связи между тремя континентами Средиземноморья и более отдаленными странами, которые находились за пределами Гибралтара.

Исключительное мужество требовалось в те времена, чтобы, миновав Гергулесовы Столбы, как называли в древности Гибралтарский пролив, выйти из Средиземного моря в Атлантический океан, подняться в бурный Бискайский залив, и плыть от туда дальше на север. Необходимо иметь в виду то, что через Гибралтарский пролив, глубина которого превышает 300 м, из Атлантического океана в Средиземное море идет сильное поверхностное течение, поскольку из-за более интенсивного испарения воды уровень Средиземного моря постоянно понижается, так что лишь приток воды из Атлантики позволяет его стабилизировать его. Дело обстоит сложнее. В Гибралтарском проливе существует также глубинное течение, направлено в океан. Как поражены были племена, заселявшие тогда западноевропейское побережье, когда корабли невиданных доселе размеров, убрав свои пурпурные паруса, стали на якорь вблизи их поселений. С них сошли люди, торговавшие такими предметами роскоши, которые заставляли учащенно биться сердца не одних только женщин. Взамен они просили очень ценное в то время олово, провиант и юных блондинок, поскольку, помимо прочего, эти люди пополняли гаремы своих торговых партнеров с Востока. Путем обмена они также получали на побережье Атлантического океана доставляемый сюда сухим путем из Прибалтики столь ценившийся тогда янтарь. Карфагенские мореходы неоднократно плавали также вдоль западного берега Африки.

Описание одной из таких морских экспедиций отважных карфагенских мореплавателей известно и нам в греческом переводе. Это путешествие, которое называется путешествием Ганнона, датируемое примерно VI или V в. до н.э. Хотя экспедиция карфагенского морехода описана как занимательный приключенческий роман, тем не менее все его сведения, по суждению авторитетных исследователей-историков, соответствуют действительности. Можно шаг за шагом проследить путь экспедиции по карте, сопоставляя данные об этом путешествии с тем, что мы знаем о географии западного побережья Африки. Пользуясь помощью египтян, а иногда Израиля и Иудеи, финикийские города отправляли морские экспедиции не только на северо-запад и юго-запад, но и менее доступный тогда юг. В данном случае финикийские корабли через Красное море достигли, вероятно, даже Индийского океана. Об одном из таких морских походов хорошо написано в Библии, где рассказывается об экспедиции в богатую золотом страну Офир, организованной Хирамом, царем Тира, и Соломоном, царем Израиля. Но самым грандиозным предприятием необходимо считать ту морскую экспедицию финикийцев, которую они совершили по поручению египетского царя Нехо в конце VII в. до н.э. В течение трех лет они обогнули Африку и вернулись через “столпы Мелькарта”, совершив этот выдающийся подвиг более чем за две тысячи лет до Васко да Гамы.



Около 4000 лет назад на Средиземноморье, а именно его восточной части, впервые появились племена, которым в Древней Греции дали особое имя - финикийцы. Они вошли в историю в первую очередь как самые известные мореплаватели прошлого.

История названия

Известно, что название страны - Финикия - дословно звучит как красивое прилагательное - «пурпурная». И возникла эта аналогия не просто так: племена добывали яркую краску для тканей - пурпур - который закрепился в качестве цвета царей. Но есть и второе значение - «фенеху», что в переводе означает кораблестроители. Оно тоже обосновано: финикийцы умели создавать настолько прочные корабли, что им были не страшны даже сильнейшие морские бури и штормы. Плавание обеспечивали рабы-гребцы, расположенные в два ряда. Заложив основы кораблестроения, эти отважные люди считались изобретателями первых галер - многоярусных весельных лодок.

Угроза исчезновения и Карфаген

Финикийские колонии занимали почти весь берег Средиземного море, в их владения также входила часть Атлантического побережья и Северная Африка. Там были основано много торговых городов, в частности, Карфаген , который имел выгодное географическое положение и стал крупнейшим торговым центром с другими странами, а также защитой финикийских колоний в ходе обострившейся борьбы с греками и тартесситами.

Путешествия знаменитых мореплавателей

За племенами, известными как талантливые торговцы, смышленые кредиторы и находчивые строители городов, также закрепилась слава лучших мореплавателей, которых знала не только Древняя Финикия, но и весь мир. Они плавали по Средиземноморью и Атлантике, у северных земель Европы и западных африканских берегов, первыми совершили путешествие вокруг всего Африканского континента, которое длилось 2,5 года. Это поистине грандиозное предприятие произошло по поручению египетского царя в 7 веке до н.э, за тысячелетие до Васко да Гамы, доказало, что море со всех сторон окружает Африку, исключая место соединения с Азией.

Было сообщение также и о солнце, которое находилось справа, а не слева, т.к. путешественники находились в другом полушарии Земли, что чуть ли не впервые дало основания предполагать об уникальной форме планеты - шаре, хотя в то время поверить в это было трудно. Также совершались редкие и недоступные в то время экспедиции на юг через Красное море в Индийский океан, об этом даже упоминается в Библии. Кроме того, эти моряки первыми увидели берега современной Великобритании и завезли туда олово и балтийский янтарь.

Около 500 г. до н. э. флот финикийцев проплыл на запад через Гибралтарский пролив и, основав несколько маленьких колоний на марокканском побережье, отправился немного южнее, достигнув Гвинейского залива. Путешествия финикийских мореплавателей весомо расшили древние географические познания, несмотря на то, что многие открытия финикийцы держали в тайне - и история тому подтверждение: вплоть до 15 века практически никто не рисковал плавать вдоль западной части африканского материка.

Прочие достижения финикийцев: несколько интересных фактов

Можно с уверенностью сказать, что столько открытий в древности не совершил больше ни один народ. И, даже несмотря на то, что далеко не во всех случаях именно финикийцы являются авторами изобретений, именно они внедрили их в жизнь, тем самым изменив ход цивилизации:

  • создали алфавит, который начал триумфальное путешествие по миру, вытеснив практически все другие формы письменности; занятно, что все буквы азбуки, количество которых насчитывало более двух десятков, были согласными;
  • первыми в мире додумались сохранять рыбу от порчи с помощью соли, снабжая продуктами самые дальние страны; кстати, именно соли, которая в то время ценилась без преувеличения на вес золота, финикийцы обязаны своим выдающимся богатством;
  • стали добывать краску из моллюсков, ставшую символом королевской роскоши, причем достижение такое произошло случайным образом: раковину случайно разгрызла собака;
  • опять-таки первыми в мире стали производить в печах стекло из обычного песка и соды; из получившегося стекла изготавливали маски, которыми накрывали лица тогдашних покойников;
  • завезли в Северную Африку виноград и оливки, которые затем попали в Испанию, где выращиваются до сих пор, перекупали у египтян папирус и изобретали боевые машины.

Таким образом, наследие этой цивилизации оказало огромнейшее влияние на дальнейшее развитие человечества.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Финикийцы - покорители морей

С самого начала финикийцы славились как лучшие мореплаватели Средиземноморья и основатели многочисленных колоний. Были они и пиратами, и работорговцами. Позже они легко покорялись воле других государств и интересовались лишь сохранением своей свободной торговли и значительной самостоятельности.

Уже во II тысячелетии до н. э. финикийцы основали свои первые колонии в Испании и Тунисе, затем они заняли Сардинию, Мальту и Сицилию. В дальних землях у них были отдельные временные поселения, это и Канарские острова, и Британские. Легендарный Карфаген также был колонией Финикии.


В ту эпоху использовались палубные гребные суда , оснащенные также и парусами. Штиля их корабли не боялись. Экспедиция могла насчитывать десятки судов со множеством людей. Запасов везли мало, плавали только вдоль берега и часто устраивали стоянки для пополнения запасов воды и продовольствия. В длительном путешествии вокруг Африки они делали остановки с возделыванием и засевом полей и последующим сбором урожая!

Самые знаменитые путешествия финикийцев

Первое знаменитое путешествие состоялось около 1500 года до н.э., когда финикийцы посетили Канарские острова и начали осваивать побережье Атлантического океана.

А в VI - V веках до нашей эры они совершили целых три потрясающие экспедиции :

  • «Египетский» поход вокруг Африки . Около 600 года до н.э. Финикия была частью Египта, и фараон поручил отплыть из Красного моря, проплыть вокруг Африки (которую тогда звали Ливией) и вернуться к нему через Средиземное море. Спустя три года они вернулись с триумфом! Об этих событиях нам известно от Геродота , в рассказе которого отражены астрономические детали путешествия в Южном полушарии , которые были ему непонятны и тем подтверждают правдивость моряков.
  • Колонизация Британских островов ради олова . В VI веке до нашей эры монополия и торговые доходы Финикии пошатнулись, и морской народ занялся добычей и доставкой сырья из далеких земель . Олово они нашли в современной Британии, путь к которой был не таким легким, хоть и относительно быстрым - всего 4 месяца. Моряки жаловались на частые штили и короткий световой день.
  • Плавание вдоль Западной Африки . В отличии от путешествия вокруг Африки, здесь нам известно больше деталей и сама экспедиция была многочисленнее. Моряки основывали поселения, сражались с местными жителями, видели широкие реки и вулкан Камерун . В этот раз финикийцы не устраивали долгих стоянок и повернули на родину, когда закончилось продовольствие.

К огромному сожалению, финикийцы скрытно относились к своим тайнам , и будучи одними из первых в изобретении алфавита , они очень мало писали о своих путешествиях. До нас дошла только небольшая часть их путешествий, а в средневековье многие их открытия были вовсе забыты и открывались заново.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВОСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Путешествия финикийских мореплавателей

Подготовила:

учитель начальных

классов

МБОУ «Новоселовская

школа»

Незборецкая Ольга

Васильевна

пгт. Новоселовское – 2016 г.

ПУТЕШЕСТВИЯ ФИНИКИЙСКИХ МОРЕПЛАВАТЕЛЕЙ

Самое знаменитое путешествие совершили финикийские мореплаватели во времена могучего и тщеславного египетского фараона Нехо (царствовал с 610 по 592 г. до н. э.).

Он призвал к себе самых лучших и опытных мореходов Библа, Тира и Сидона и поручил им плыть вокруг Африки. Если ни разу не повернув назад, имея берег всё время по правую руку, они окажутся вновь в Египте, фараон сулил им большие награды. Если они оробеют и повернут руль, он грозил им жестокими карами.

Финикийские города

Три финикийских корабля, прекрасно оснащённые, наполненные съестными припасами, необходимыми для дальнего плавания, с лучшими гребцами вышли из города Саиса. Они двинулись по нильским рукавам, потом по широкому каналу, вырытому ещё во дни царицы Хатшепсут и теперь - 900 лет спустя - расчищенному и углублённому по приказу Нехо, вышли в зелёные воды Аравийского залива (так называлось Красное море).

Сперва путь шёл вдоль пустынных скалистых берегов, населённых дикими троглодитами (жителями пещер), но на сороковой день показались гостеприимные берега Пунта. Смуглые полуобнажённые пунтийцы, сбежались к берегу и отвели финикийских моряков в своё селение, расположенное на болотистом берегу на сваях. Финикияне, после сытного , предложенного гостеприимными хозяевами, разложили свои товары: янтарные , золотые чаши, пурпурные ткани и острые железные кинжалы, неведомые до тех пор пунтийцам. В обмен туземцы предлагали им ручных обезьян, борзых охотничьих собак и длиннорогих быков. Но финикияне просили маленькие шарики сухой мирры - душистой смолы деревца, растущего только в Пунте и соседней Аравии. Они знали, что за эти шарики им щедро заплатят египетские жрецы. Боги Египта любят благовонный дым, клубящийся от жаровен, на которых нагревается и тает ароматная мирра.

Морские пути финикиян

Двинувшись дальше, финикияне поплыли вдоль берега, населённого чернокожими, курносыми, толстогубыми людьми. Они ходили почти совершенно обнажёнными. Только узкий пояс облегал талию, и с него свешивались хвосты леопардов и большие раковины. Чернокожие люди недоверчиво относились к чужеземцам и не позволяли им высаживаться. Натягивая луки, они грозили острыми стрелами или швыряли камни, подымавшие столбы брызг вокруг кораблей. Впрочем, один раз финикиянам удалось сойти на совершенно пустой берег. На песчаной отмели лежали груды ослепительно белых слоновых клыков и рядом несколько леопардовых шкур. Кругом не видно было ни души. Самый старый из финикийских купцов объяснил в чём дело: «Местные жители хотят обменять свою добычу на наши товары, но боятся нас. Надо забрать их подношения и положить взамен наши дары. Нам ещё придётся когда-нибудь опять приплыть сюда. Если мы поступим честно, то жители будут верить нам и всегда приносить в это место слоновую кость».

Молодые купцы послушались старика и, погрузив на корабли 120 лучших клыков, выложили взамен груды пёстрых дешёвых бус, египетские фаянсовые сосуды и маленькие бронзовые топорики.

Первая галера - многоярусная вёсельная лодка

Плаванье продолжалось. С каждым днём воздух всё более и более накалялся. Жара становилась нестерпимей. Финикияне сбросили свои шерстяные плащи и остались в лёгких полотняных рубашках, но и это не помогало. На тринадцатый месяц плаванья свершилось чудо. Солнце в полдень отклонилось не к югу, как ему полагалось, а к северу. Даже старики никогда не видали ничего подобного и, вздыхая, говорили: «Бог Ваал разгневался и уходит на север. Он скроется от нас совсем в Подземное царство и весь мир погрузится во тьму». Но дни проходили, и ничего страшного не случилось. Моряки привыкли к странному явлению (финикияне достигли южного полушария, и экватор оказался на севере). Одно их огорчало: на родине никто не поверит им, когда они расскажут, что видели солнце в полдень на северной стороне.

Скоро запасы истощились. Пришлось сделать длительную высадку, настрелять диких и посеять немного ячменя и пшеницы на болотистом берегу. Под жаркими южными лучами зёрна быстро проросли, и через три месяца уже удалось снять обильную жатву.

Ливийская страна казалась бесконечной. Уже второй год плыли финикияне, а не было видно конца и края путешествию. Но вот настал радостный день. Берег стал поворачивать на запад, и моряки поняли, что это южная окраина Ливии. Скоро они поплыли уже на север и поняли, что приближаются, хоть и медленно, к дому, огибая Ливию со стороны заката солнца. В полдень дневное светило опять стало отклоняться к югу, и моряки вздохнули свободно. Самое трудное было уже позади.

Вот корабли вошли в глубокий залив. В глубине виднелся маленький островок, полный каких-то диких людей, покрытых густой шерстью. Проводник, который бывал не раз в далёких южных странах, назвал их гориллами. Несколько финикиян - опытные охотники - с копьями в руках погнались за чудовищами, но те убежали, цепляясь за скалы и защищаясь камнями. Удалось захватить только трёх волосатых и мускулистых . Они не умели говорить и только злобно мычали, кусаясь и царапаясь. Довести их до берега не было возможности. Пришлось их убить и содрать их шкуры. Долго спорили финикийские моряки - люди это или звери. И так и не смогли этого решить.

Вскоре внимание финикиян привлекло новое явление. Вдали появилась высокая гора, с вершины которой бил столб пламени. Огненные потоки изливались в море, и целые тучи пепла разносились ветром во все стороны и долетали до кораблей. «Это - колесница богов, - сказал проводник, молитвенно руки и произнося вполголоса заклинания, - горе тому, кто приблизится к ней».

Вот появился новый остров. Моряки высадились, чтобы запастись свежей водой из ручья. Некоторые углубились в густой лес. Огромные ветвистые деревья утопали в зелени. Их стволы были разнообразны и душисты. Ручей впадал в солёное озеро, посреди которого находился другой остров. Ни одного человека за день путешественники не встретили, только щебетание бесчисленных пернатых и рычание львов нарушало тишину. Но наступила чёрная южная ночь, и внезапно среди леса запылали тысячи огней и послышались звуки , кимвалов и тимпанов и дикие гортанные крики. Путешественники в страхе бежали к берегу, и прорицатели велели им оставить остров.

Проплыв мимо устья неведомой реки, полной крокодилов и гиппопотамов, финикияне увидали вдали прибрежную деревню. Хижины, сколоченные из древесных стволов, были покрыты пальмовыми листьями. Жители, высыпавшие на берег, заговорили на знакомом языке, приветствуя прибывших гостей.

Карфаген

Это были колонисты из Карфагена, большого финикийского города, расположенного на северном берегу Ливии.

Прогостив у соотечественников 10 дней, моряки вновь отправились в путь и, пройдя между двух остроконечных столпов Мелькарта, вступили в знакомое Верхнее море. Дальнейший путь уже не представлял опасности. Моряки долго отдыхали в шумном Карфагене, посещая друзей и знакомых, сбывая на рынке слоновую кость, чёрное дерево, золотой песок и звериные шкуры - всё, что удалось раздобыть по дороге.

Сбыт на рынке, всё что раздобыли в пути финикийцы

А месяц спустя финикийские мореходы уже подплывали к берегу Египта. Три года продолжалось их путешествие, Фараон Нехо не думал уже увидеть их в живых и, награждая их щедрыми дарами, заметил, что ни один путешественник до сих пор не забирался так далеко, и пройдёт много веков, пока найдутся другие такие смельчаки, чтобы решиться обогнуть огромную Ливию и вернуться через столпы Мелькарта.