Какие известные дороги есть. Самые красивые и живописные дороги мира

С каждым годом в мире увеличивается количество транспортных средств, поэтому всё популярнее становятся путешествия по густой сети дорог, опутывающей всю нашу планету. Все эти пути выглядят совершенно по-разному, поэтому трудно, если вообще возможно выбрать из них самые красивые дороги мира. Здесь же предложены несколько вариантов на разных континентах, поездка по которым может оставить незабываемые впечатления.

1. Старая Критская дорога, Франция


Вердонское ущелье является самым большим каньоном в Европе, оно тянется на 25 километров, порой углубляясь до 700 метров. В тёплое время года его склоны густо зеленеют от крон деревьев и кустарников, лишь в некоторых местах виднеется камень отвесных скалистых выступов. Особенно красивые панорамы ущелья видны со старой Критской дороги, иначе называемой Критской петлёй. Она была проложена ещё в античный период вдоль северного склона ущелья. Сама дорога намного длиннее - примерно 100 километров, но самый красивый её участок связан именно с каньоном.
Часто эта узкая извилистая дорога проходит в опасной близости от обрыва. На ней есть специально оборудованные смотровые площадки, с которых открываются особенно впечатляющие виды на Вердон. Критская петля является замкнутой односторонней дорогой, движение по которой осуществляется по часовой стрелке. Отправиться можно от города Кастеллан, направляясь к водохранилищу Сент-Круа.

2. Памирский тракт, Таджикистан/Киргизия


Удивительно красивая трасса Памирского тракта тянется 720 километров, соединяя таджикскую столицу Душанбе с городом Ош в Киргизии. Появилась эта старая дорога ещё во времена Российской империи, когда та вела ожесточённое соперничество с Британской империей за контроль над Центральной Азией. Тогда этот тракт имел стратегическое значение.
Это была самая высокая дорога в империи, поскольку была проложена через ряд высокогорных памирских перевалов - Кызыл-Арт, Талдык, Акбайтал, высоты которых находятся в диапазоне 3615-4280 метров. И в наши дни путь по такой тяжёлой трассе очень непростой, поэтому сюда стоит соваться только опытному водителю и на надёжной машине, лишь тогда от маршрута можно получить удовольствие, а не свидетельство о смерти. Кстати, на протяжении большей части тракта на нём нет асфальтового покрытия.
Тем же, кто отважится на такое путешествие, величественный Памир покажет свои великолепные заснеженные пики, многочисленные тоннели, отвесные скалы и бездонные пропасти.


В этой статье мы продолжаем знакомить вас с удивительными и заброшенными местами нашей планеты. С первыми одиннадцатью покинутыми «местами-призр...

3. Шоссе Далтон, США


Эта дорога пересекает Аляску с юга на север, деля её пополам. Она является очень глухим маршрутом - на всём её протяжении есть лишь несколько поселений, в которых в совокупности живёт около 100 человек. Строительство в 1974 году этой дороги проектировал инженер Далтон, она нужна была для связи с районом Прадхо, где начали добывать нефть. Готовясь путешествовать по этой дороге, нужно запастись достаточным количеством топлива, поскольку на всём протяжении трассы есть только две заправки. Некому здесь будет и оказать медицинскую помощь или отремонтировать машину или мотоцикл. Но если путешественник опытный и хорошо подготовился, то он сможет получить щедрую порцию эмоций от этого сурового края.

4. Трансфэгэрашское шоссе, Румыния


Эта дорога проходит по территории Трансильвании и области Валахия. Эту горную дорогу, пересекающую массив Фэгэраш, начали строить в 1970 году. Всесильный президент Румынии Н. Чаушеску решил тогда с помощью этого проекта объединить Трансильванию и Валахию. Способствовали строительству и недавние политические коллизии 1968 года в Чехословакии с угрозой военного вторжения, без которых эта живописная горная дорога вряд ли появилась бы. Поэтому Трансфэгэраш строили как важную военную дорогу, теперь же она привлекает туристов.
Длина дороги составляет чуть более 260 километров, она вьётся по живописным полям и долинам, в которых крестьяне до сих пор жнут золотые колосья пшеницы вручную. Затем она пробегает мимо глубоких водохранилищ и чистейших озёр, старинных деревушек с рядами серых каменных домиков, выстроившихся вдоль дороги словно для приветствия путешественников. В начале трассы есть интересный в плане архитектуры городок Сибиу, где видны черты римского, романского и славянского стилей.


Мир полон чудесных мест. Любая страна, любой уголок Земли может похвастаться различными творениями природы: где-то это водопады, где-то это прекрасные...

5. Атлантическая дорога, Норвегия


Необычность Атлантической дороги, проложенной в регионе Мёре-ог-Ромсдал, заключается в том, что она перепрыгивает с острова на остров, паря над глубинами фиордов и периодически превращается то в тоннели, то в мосты. Длина этого чуда технической мысли совсем невелика - 8,5 километров, но на них хватило места для 6 мостов. Особенно впечатляет переправа, названная «мостом в небеса»: приближаясь к нему со стороны материка, кажется, что наверху подъёма путь обрывается, а путешественник устремится в полёте прямо в небо. Совсем другие, но не менее острые впечатления оставляют осенние поездки, когда внизу бушуют штормы.

6. Дорога Больших ворот, Китай


Китайцы не только усердные и старательные работяги, но и испытывают с древних времён слабость к нумерологии и символизму. Проложенная в провинции Хунань дорога Больших ворот, которая считается самым крутым серпантином в мире, также связана с цифрами: при скромной длине всего в 11 километров она совершает 99 поворотов, взбираясь на высоту 1300 метров. Для китайцев цифра 9 является священной, она была знаком императора, а согласно поверьям, каждого умершего в загробной жизни ожидали 9 дворцов. По этой причине дороге и присвоили столь звучное название - «дорога в небеса».
Особенно примечательна пещера «Небесные врата», которая образовалась когда-то, после того как от скалы откололся громадный кусок. Высота сводов пещеры превышает 130 метров, их просто не видно в облаке тумана. Есть легенда, что прошедший через врата путник окажется на небе, но вначале ему предстоит непростой путь к вершине.

7. Трасса 40, Аргентина


Автомобильная дорога под номером 40 пересекает почти всю Аргентину с севера на юг, располагаясь вдоль восточных склонов Анд. Её длина превышает 5000 километров, поэтому на своём пути она минует несколько климатических поясов. Проезжая по ней, можно видеть разное: горы, озёра, поля, леса, пустыни, луга, засушливые пампасы, песок, пыль и гравий. Здесь дуют сильнейшие ветры, валящие с ног, а сверху безмятежно светит палящее южноамериканское солнце.
Дорога пересекает 18 крупных рек, 27 горных перевалов, два десятка национальных парков - отличных мест для стоянки. Например, в парке Лос-Гласьярес находится большой ледник Перито-Морено, в котором сосредоточены огромные запасы пресной воды. Его площадь примерно сопоставима с размерами Буэнос-Айреса, а ползёт он со скоростью 2 метра в день. Здесь устроены даже смотровые площадки для наблюдения за ледником. Другим интересным местом является «Пещера рук», в которой первобытные люди исписали стены сценами охоты, а современные оставили повсюду отпечатки ладоней.


Наша родная планета преисполнена удивительно красивыми местами. Конечно, все они разбросаны по разным её уголкам, и именно поэтому мы собрали ТОП 10 с...

8. Большой круг по плато Колорадо, США


К западу от Скалистых гор начинается территория американского Дикого Запада. Пионеры, начавшие колонизировать территории индейцев, обнаружили уникальные природные объекты, но тогда им было не до них. В наши дни здесь организовали автобусный маршрут, который назвали «Тур по большому кругу».
Удобнее всего начинать путешествие из Денвера, из которого вначале идёт подъём к национальному парку «Скалистые горы», где находится исток реки Колорадо, а далее, проехав курортный город Аспен, путь направляется к плато Колорадо. Во время путешествия можно полюбоваться знаменитой долиной монументов, расположенной на землях навахо, и Парком арок. Возле города Пейдж на обочине есть неприметный щит, указывающий направление на Каньон антилопы, который достоин внимания. К югу от Пейджа начинается Большой каньон. Если ехать по его южной стороне, то наряду с панорамой каньона будет мелькать сохранившийся участок старой трассы 66, пересекавшей все США от Лос-Анджелеса до Чикаго.
Недалеко от Гранд-каньона можно на ночь поселиться в настоящем ранчо. На следующий день можно проехать по дамбе Гувера - технологической достопримечательности 30-х годов прошлого века, а оттуда начинается дорога на Лас-Вегас. Проехав по Большому кругу по часовой стрелке, можно поочерёдно побывать в штатах Колорадо, Нью-Мексико, Аризона и Юта.

9. Великая океанская дорога, Австралия


Вдоль австралийского побережья Тихого океана в штате Виктория тянется на 243 километра Великая океанская дорога. Она строилась солдатами, вернувшимися с полей битв I мировой войны, которые так почтили память погибших товарищей. Этот самый большой и своеобразный мемориал был открыт в 1932 году, а спустя 30 лет его признали одной из красивейших дорог на планете.
Дорога бежит практически по берегу, поэтому с неё можно любоваться морским прибоем и яркими бликами света, отражённого водами заливов. По дороге есть множество достопримечательностей, например, «берег кораблекрушений», где покоятся остовы 638 судов различного типа. Интересно выглядят вздымающиеся на 45 метров над водой одиночные скалы из известняка, которые назвали «Свинья и поросята», но потом переименовали в более приличные и скучные «12 апостолов» (притом, что их всего 8). Аналогичная история у скалы «Лондонская арка», которую долгое время называли «лондонским мостом», поскольку она напоминала силуэт Тауэрского моста. Однако в 1990-м году волны размыли прилегающий к материку пролёт, и вместо моста получилась арка. Вообще, стремительные и неожиданные изменения являются «фишкой» Великой океанской дороги, поскольку береговая линия, словно живой организм, постоянно изменяется.


Такие природные водоёмы, как озёра зачастую бывают необычайно живописны - в спокойной стоячей воде великолепно отражаются противоположные берега...

10. Чуйский тракт, Россия


Чуйский тракт тянется от Новосибирска до монгольской границы и является элементом большого азиатского маршрута АН4, который заканчивается в пакистанском городе Карачи. Длина самого тракта составляет 953 километра, которые можно разделить на равнинную, возвышенную и гористую участки.
На первых двух участках Чуйский тракт не отличается особым разнообразием, но, забравшись высоко в горы, он способен вызвать у путешественника неподдельный восторг. При движении от Новосибирска красота дороги постепенно усиливается. После Новосибирской области начинается Алтайский край, здесь всё ещё по равнине она минует Бийск и далее направляется вглубь Алтая. Перед въездом в Республику Алтай попадается первая важная достопримечательность - село Сростки, в котором родился прекрасный актёр и писатель Василий Шукшин. Через сотню километров начинается самый привлекательный горный участок маршрута, когда справа соседкой дороги становится быстрая река Катунь с великолепными порогами. Отсюда же становятся видны горные пики с густой растительностью и отвесными скалами.

Руки в Ноги . Подписывайтесь на наш канал в

Нет лучшего способа узнать страну, чем лично проехаться по ее дорогам. Свобода передвижения и независимость зависит только от нас, ведь мы сами построили маршрут! В путешествии открывается страна со всеми ее минусами и плюсами, и это тоже очень ценный опыт.

Мы привыкли путешествовать на машине в России, ведь у нас есть свой собственный автомобиль. А когда выезжаешь за границу? Нет ничего сложного. Надо просто взять авто в аренду у одной из крупных компаний-прокатчиков, выбрав подходящий вам вариант . Мы так делали в США, в Таиланде и во многих других странах. А еще мы не раз арендовали мотобайк — в Камбодже. Мьянме, Лаосе и даже .

Статьи по теме:

Чтобы взять авто напрокат, стоит заранее знать, на сколько дней едешь в путешествие. А значит, нужно составить маршрут поездки. Вот именно о таких маршрутах по самым красивым дорогам мира я и расскажу.

Начну я с проверенных лично самых красивых дорог, по которым мы уже проехали сами. А потом расскажу о тех, которые надеемся покорить в ближайших путешествиях. И, конечно, просто перечислю наиболее интересные дороги мира, которые считаются очень красивыми по мнению многих путешественников.

1. Большой Круг (Grand Circle) на юго-западе США

Одна из самых незабываемых поездок по США — это путешествие на Дикий Запад и по национальным паркам штатов Колорадо, Юта, Аризона и Калифорния. Здесь можно увидеть самые невообразимые геологические чудеса: каменные мосты и , стоящие посреди пустыни громадные монументы, широченный , сказочный , незабываемые походы среди худу и самое низкое и сухое место в Штатах — солончак Бэдуотер в Долине Смерти.

Национальные парки штата Юта + Гранд-Каньон

  • Маршрут 1 : из Лос-Анджелеса (или из Лас-Вегаса) по национальным паркам и природным достопримечательностям США (3500 км / 2 недели):
    • Долина Монументов

  • Маршрут 2 : из Лас-Вегаса по национальным паркам штата Юта — The Mighty 5 (1700 км / 5 дней)
    • Зайон
    • Брайс-Каньон
    • Каньолендс

Полезный Совет : если включить в маршрут поездки некоторые , такие как и , то ваш тур по США будет еще более грандиозным.

Читайте подробнее:

Парк Зайон — часть Grand Circle

2. Из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско по шоссе №1 вдоль Тихого океана (Pacific Coast Highway)

Самая красивая дорога Калифорнии вдоль побережья Тихого океана, трасса номер 1, Тихоокеанское шоссе, Пасифик Коаст Хайвей — все это о мечте любого романтика. Прокатиться с ветерком вдоль океана, проезжая мимо легендарных пляжей и маленьких калифорнийских городков. Вы бы дерзнули? Мы — да!

  • Маршрут : — — — — — — —
  • Километраж : 1055 км
  • Когда ехать : весной (чтобы застать цветение диких цветов), летом или ранней осенью.
  • Продолжительность поездки : 3 дня
  • Достопримечательности : , Мост Биксби и еще одна красивая дорога — на побережье Тихого океана в Монтерее.

Подробнее о маршруте:

На пляжах Малибу на дороге Pacific Coast Highway

3. Поездка на авто по острову Оаху на Гавайях (O’ahu Scenic Drive)

Оаху — это столичный остров штата Гавайи, куда прилетает большая часть туристов. И тем не менее, остров отчаянно красив и там есть, что посмотреть. Главное, не слишком долго отдыхать на главном пляже Вайкики, а поскорее взять машину и отправиться исследовать остров. Лететь .

  • Маршрут : из Гонолулу — куда угодно.
  • Когда ехать : хорошее время в высокий сезон (с декабрь по март), но лучше ехать в межсезонье: с середины апреля до середины июня и с сентября по середину декабря. Я ездила как раз в начале июня и подтверждаю: людей не очень много, а погода отличная!
  • Продолжительность поездки : 4-6 дней
  • Красивые дороги: Pali Highway (Hwy 61), Kamehameha Highway (Hwy 83), Kalaniana’ole Highway (Hwy 72)
  • Достопримечательности: (Diamond Head), Пляж Каилуа (Kailua Beach Park), Парк Куалоа (Kualoa Regional Park), залив Ваймеа (Waimea Bay), старая дорога на утес Нууану Пали (Nu’uanu pali).

Старая дорога на утес Nu’uanu pali на острове Оаху, Гавайи

4. Петля Мае Хонг Сон в Таиланде (Mae Hong Son Loop)

Таиланд давно стал меккой пляжного отдыха. Но можно ли увидеть настоящий Таиланд на пляжах? Нет. Для культурного удовольствия надо ехать на север, где осталась аутентичная жизнь. Мы долгое время жили на и потому рассказываю о нем с особой любовью.

Едем на арендованной машине по Северному Таиланду

  • Маршрут : — Пай — Маэ Хонг Сон — Мае Сарианг — Чианг Май.
  • Километраж : 600 км
  • Когда ехать : декабрь — февраль, во время прохладного сезона.
  • Продолжительность поездки : от 3 до 5 дней
  • Красивые дороги : горная трасса 1095 от Чианг Мая до Мае Хонг Сон (762 поворота), шоссе 107 и 108.
  • Достопримечательности : многочисленные , горячие источники города , пещера Там Лод в Соппонге, чайная деревня , храмы в , музей Второй Мировой войны в , поле подсолнухов Тунг Буа Тонг, самый высокий в Таиланде водопад , национальный парк

Читайте больше:

Аутентичный Северный Таиланд. Город Чианг Май

Смотровая площадка вдоль дороги 1095 по Mae Hong Son Loop

5. Скалистые горы и озера в Канаде (Canadian Rockies & Lakes)

Мы уже побывали в Скалистых горах США — съездили в нацпарк и поразились чистой красоте природы в , поэтому теперь хочется увидеть, что же там, по ту сторону границы. Я постоянно вижу везде канадские фотки с озерами и горами. А какие там красивые дороги!

Так что эту часть Канады надо обязательно посетить, и я уже подготовилась. Предлагаю и вам целых два варианта маршрутов, которые пройдут не только по горам, а также по прериям и живописным долинам с чистыми озерами.

Озеро Морейн в Канаде

Маршрут 1 по Скалистым горам Канады в штатах British Columbia и Alberta:

  • Путешествие : Calgary – Banff – Lake Louise – Jasper – Edmonton – Elk Island National Park – Calgary
  • Километраж : 1200 км
  • Когда ехать : лето или ранняя осень. Осенью прибавляются разноцветные краски, а число туристов в парках наоборот идет на убыль
  • Продолжительность поездки : 1 неделя
  • Достопримечательности : национальный парк Банф, озеро Луиза, озеро Морейн.

Маршрут 2 по бедлендам, прериям и озерам Канады из Калгари в Торонто:

  • Путешествие : Calgary – Drumheller — Dinosaur Provincial Park – Head-Smashed-in-Buffalo-Jump – Moose Jaw – Regina – Saskatoon – Winnipeg – Thunder Bay – Algonquin Park – Sault Ste. Marie – Wawa – Toronto
  • Километраж : 4500 км
  • Когда ехать : тоже летом или ранней осенью
  • Продолжительность поездки : 2 — 3 недели

Если соединить оба этих маршрута, можно вообще путешествовать по Канаде 3,5 недели или даже целый месяц. Кстати, вход в национальный парки Канады платный и удобнее заранее купить абонемент (как ) на сайте Парки Канады .

6. Австралийская глушь (Australian Outback)

Увидеть пустыни Австралии — это моя давняя мечта! Как только я, листая журнал и читая статью о чудесах природы, увидела гору Улуру, я поняла, что хочу посетить Австралию прежде всего ради этой удивительной геологической формации, которая находится в самом сердце Южного континента.

Схема красивых дорог в Австралии: Элис Спрингс — Кингс-Каньон — Улуру

  • Маршрут : Alice Springs – King’s Canyon – Uluru – Alice Springs
  • Километраж : 1200 км
  • Когда ехать : с марта по май (идеально в апреле) во избежание жары, дождей и толп туристов.
  • Продолжительность поездки : 5-7 дней
  • Достопримечательности : Улуру, горы The Olgas (Kata Tjuta), красивые закаты, кенгуру и динго

Великая Океанская Дорога в Австралии

7. Великая океанская Дорога (Great Ocean Road)

Еще одна причина приехать в Австралию — это Великая океанская дорога по штату Виктория от города Торкуэй (Torquay ) до Аллансфорда (Allansford ) по кромке Южного континента. Эта живописная дорога, построенная в 1932 году, считается национальным достоянием Австралии.

  • Километраж : 243 км.
  • Когда ехать : австралийским летом или осенью (с ноября по март)
  • Продолжительность поездки : 2-3 дня
  • Достопримечательности : национальный парк Порт Кэмпбелл и его хайлайты — скалы Двенадцать апостолов, Shipwreck Coast, Loch Ard Gorge, The Grotto.

8. Далтон Хайвей (Dalton Highway) на Аляске

Путешествие за полярный круг по дикой Аляске, с юга на север. Мы уже ездили на самый север России, в Мурманскую область и видели Северный Ледовитый океан. Теперь хочется проделать такой же путь по Аляске, самому большому и необжитому штату США. К тому же, мне уже удалось побывать в , и это было очень интересно, так что хочется возобновить приключения на Аляске!

Дорона Далтон Хайвей — это дорога из Фейрбэнкс в Дедхорс, но удобнее прилететь в Анкоридж и ехать оттуда.

Дорога из Анкориджа на север Аляски

  • Маршрут : Анкоридж — Фейрбэнкс — Дедхорс
  • Километраж : 1400 в одну сторону
  • Когда ехать : летом, и лучше в августе, во время полярных ночей. Кстати, северное сияние также можно застать, начиная с августа.
  • Продолжительность поездки : 5 дней на дорогу + время на национальные парки (от 3 до 6 дней).
  • Достопримечательности : национальный парк Денали с самой высокой горой в США, национальный парк Ворота в Арктику, Знак «Полярный круг».

Чуйский Тракт. Алтай, Россия

Вот еще красивые дороги, куда можно съездить самостоятельно на машине:

  • Чуйский тракт — самая красивая дорога России на Алтае. Моя подруга проехала его на велосипеде и говорит, что красивее дорогие не видала;
  • Атлантическая дорога в Норвегии — дорога по островам сквозь море;
  • Дорога через Пампасы в Аргентине — по дороге 40 с самого севера до юга.

А это дороги, которые пока нельзя проехать на своих автомобилях, а надо заказать тур:

  • Памирский тракт — из Киргизии в Таджикистан
  • Альтиплано Боливии — из по самому большому солончаку в мире вдоль вулканов и живописных лагун с фламинго.

Сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами.

Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины.

2) Памирский тракт (Киргизия, Таджикистан)

Самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку - перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта - от киргизского города Ош до таджикского Хорога - построили в 1931-1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

3) Атлантическая дорога (Норвегия)

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра - целых шесть мостов! Главный из них - мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили.

Впрочем, Атлантическая дорога - лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы - взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen).

4) Трасса 40 (Аргентина)

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире - 5000 километров протяженности! При этом они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней

Самостоятельные авто- и мотопутешествия становятся все более популярным видом отдыха. Мы выбрали для вас десять самых интересных дорог на четырех континентах, которые могут стать хорошим поводом для путешествий.

1. По краю пропасти. Франция: ущелье Вердон

Большой каньон, но не в США? Скалистое ущелье, но не в пустыне? Как бы ни называли ущелье Вердон, факт остается фактом – сегодня это самый большой каньон во всей Европе: его длина составляет 25 километров, а глубина доходит до 700 метров! Хотя по масштабам ущелье Вердон и уступает аризонскому каньону, зато явно превосходит его по красоте: весной и летом деревья и кустарники толстым слоем покрывают склоны, пасуя только перед самыми отвесными скалами. Чтобы объехать ущелье по кругу, потребуется целый день, хотя здесь всего сотня километров. Но все они состоят сплошь из изгибов, спусков и подъемов, рукотворных тоннелей и проездов под нависающими над головой и скрывающими небо скалами. Самые красивые виды на ущелье открываются со старой Критской дороги, или Критской петли (Route des Cretes, D23), построенной еще в античные времена и проходящей по северному краю каньона. Эта узкая петляющая дорожка местами подходит к самому обрыву. По краям ее обустроены смотровые площадки, с каждой из которых открываются захватывающие виды на Вердон. Критская петля считается односторонней: ехать по ней на автомобиле нужно по часовой стрелке, стартуя от городка Кастеллан в сторону искусственного озера Сент-Круа, которое образовалось после постройки в 1975 году плотины. В озере можно искупаться и провести несколько созерцательных часов в тени деревьев с вином и хрустящим французским багетом. В 100 километрах от парка Вердон расположен заповедник Люберон. Сюда стоит заглянуть, чтобы полюбоваться неспешной деревенской жизнью и посетить развалины одного из замков знаменитого маркиза де Сада.

2. Bысоко в горах. Киргизия, Таджикистан: Памирский тракт

Путешественников всегда привлекают места с пометкой «самый-самый»: самая северная точка Европы, самая западная точка России, самая высокая гора, самая глубокая впадина. Памирский тракт - одно из таких мест. Как-никак, самая высокогорная дорога на территории бывшего СССР. Эта почти полностью грунтовая автомобильная трасса карабкается по отрогам Памирских гор и проходит через три главных горных перевала Памира: Талдык (3615 м), Кызыл-Арт (4280 м) и самую близкую к «Крыше мира» точку – перевал Акбайтал (4655 м). Восточную часть тракта – от киргизского города Ош до таджикского Хорога – построили в 1931–1934 годах, когда СССР активно осваивал территорию горного Памира. Она проходит по зеленым предгорьям, где пасутся лошади и стоят одинокие юрты и мазанные навозом хижины, а также мимо Памирского национального парка, над которым возвышается пик Ленина (7134 м).

AWL Images / Fotodom Памирский тракт открыт для проезда только в теплое время – зимой велика опасность схода лавин.

Одна из самых захватывающих остановок на пути – крупнейшее в Таджикистане озеро Каракуль, расположенное на высоте 3914 метров над уровнем моря. Отсюда начинается крутой подъем к отрогам большого Памира. Скалы, ущелья, тоннели, грунтовка, пыль, отсутствие растительности, редкие аулы и отары овец – такой, почти марсианский пейзаж тянется до самого спуска в долину уже на таджикской стороне. Вашими попутчиками все это время будут грузовики, ослы и джипы, набитые битком внутри и обвешанные поклажей снаружи. Свернув с тракта, можно посетить еще несколько интересных мест: кишлаки местных жителей, перевал «Прощай, молодость», крепость огнепоклонников Ямчун, горячие источники Биби-Фатима и многое другое.

3. С севера на юг. США: Далтон-Хайвей

Далтон–Хайвей – это 666 километров грунтовой дороги, пересекающей Аляску почти посредине с севера на юг. Построена трасса была в 1974 году для доставки грузов к нефтяным месторождениям залива Прадхо и обслуживания трансаляскинского нефтепровода. А название получила в честь инженера Джеймса Далтона, специалиста по арктическому строительству. На мотоцикле или каком-нибудь чересчур прожорливом автомобиле соваться сюда надо с осторожностью: на всем хайвее между Фэрбенксом, в 100 километрах от которого он начинается, и Дедхорсом, где заканчивается, есть всего две заправки: на переправе через реку Юкон и в Колдфуте (400 км от Фэрбенкса), поэтому необходимый запас бензина, а также шины, инструменты, еду и другие предметы первой необходимости лучше сразу взять с собой. Медицинскую помощь тоже можно получить только в Колдфуте или в Дедхорсе. Это Аляска, господа! Суровый и на первый взгляд недоброжелательный край, который только подготовленному и ответственному путешественнику подарит незабываемые впечатления и откроет свои богатства. Делиться Аляске и правда есть чем: самый большой штат США до сих пор почти не испорчен цивилизацией, на его территории располагаются 23 (!) национальных парка и заповедника. Через некоторые из них: «Белые горы», национальный заповедник дикой арктической природы, заповедники на берегах реки Юкон, заказник «Ворота Арктики» – как раз и проходит Далтон-Хайвей, то теряясь в ровной заснеженной или покрытой разнотравьем равнине, то петляя между обступающими со всех сторон лесистыми горами. Еще один обязательный ритуал всех путешественников, проезжающих по хайвею, – сфотографироваться на фоне знака, обозначающего Северный полярный круг.

4. На родину Дракулы. Румыния: Трансфэгэрашское шоссе

Задумывая строительство высокогорного шоссе через массив Фэгэраш в 1970 году, президент Румынии Николае Чаушеску меньше всего думал о создании привлекательного туристического маршрута. Обеспокоенный событиями в Чехословакии, он опасался военного вторжения в страну и потому решил соединить области Валахию и Трансильванию труднодоступной горной дорогой для скорейшей переброски военной техники. Теперь же Трансфэгэраш – один из редких примеров того, как созданный для военных целей объект становится знаменитым на весь мир и привлекает в страну множество туристов. Шоссе длиной 261 километр проходит по живописным долинам и полям с колосящейся пшеницей, которую румыны иногда до сих пор жнут вручную, мимо озер и водохранилищ, через милые румынские деревушки с одинаковыми темными каменными домиками. Недалеко от начала шоссе находится симпатичный городок Сибиу с классической для Румынии архитектурой, где, как и в румынском языке, смешано латинское, романское и славянское наследие. Почти в каждой деревушке на пути есть и православная церковь, и костел, и мечеть. А в городке Куртя-де-Арджес можно полюбоваться собором с потрясающей резьбой и лепниной на стенах. На трансильванской стороне Карпат путешественников поджидает граф Дракула. Он встречается везде: в названиях улиц, ресторанов и отелей, в сувенирных лавках, в старинных замках. Один из них – замок Поенари, высящийся над каньоном реки Арджеш, в XV столетии принадлежал князю Владу II Цепешу, ставшему прототипом знаменитого Дракулы. Другой – замок Бран чуть в стороне от Трансфэгэрашского шоссе, где граф Дракула никогда не был, но куда его «поселил» писатель Брэм Стокер, благодаря которому мир и узнал о Дракуле.

5. Просторы Алтая. Россия: Чуйский тракт

Эта старинная дорога – первая ниточка, соединившая Россию и Китай много столетий назад. Проехать по Чуйскому тракту – все равно что пересечь всю Россию. Путь начинается в Бийске, с березовых рощ и деревенек, в одной из которых родился писатель Василий Шукшин. А уже через сотню километров, стоит миновать Горно-Алтайск, кажется, будто попадаешь во времена освоения Сибири: бурные воды Катуни, скалистые ущелья и зеленые долины. Начинается горная тайга. Повернешь налево – попадешь к Телецкому озеру, направо – к подножию Белухи, где Рерих искал Шамбалу на пути в Гималаи. А если ехать все время прямо – взгляду откроется Курайская степь у подножия Северо-Чуйского хребта. При желании можно подъехать на несколько километров и пешком подняться к вечным снегам. В Курайской степи встречаются последние островки тайги, а уже за перевалом начинается настоящая степь, где стоят юрты кочевников и бродят караваны верблюдов. Такую поездку не стоит планировать на неделю, ведь каждый поворот – повод к отдельному небольшому путешествию. Упоминания о нынешнем Чуйском тракте, раньше называвшемся Мунгальским, можно найти еще в китайских источниках тысячелетней давности. С тех пор и до начала XX века это была просто горная тропа, которой пользовались купцы и паломники, шедшие к священному дереву в верховье реки Катунь. Колесную дорогу от Онгудая до Кош-Агача (255 км) обустроили только к 1903 году. Сегодня Чуйский тракт – одна из немногих дорог в мире, удостоенная собственного музея. Он располагается в здании Бийского краеведческого музея – здесь можно увидеть архивные документы и фотографии, объемный макет дороги, картины и диорамы.

6. В гости к троллям. Норвегия: Атлантическая дорога

Атлантическая дорога (No 64) идет почти по самому океану, перескакивая с острова на остров с помощью мостов и тоннелей. Это уникальное технологическое сооружение: в составе трассы длиной всего 8,5 километра – целых шесть мостов! Главный из них – мост Storseisundet, который еще называют «Мостом в небеса». Если приближаться к нему со стороны материка, кажется, будто полотно трассы обрывается на высшей точке и путешественнику остается только прыгать прямиком в небо. Впечатление усиливается, если ехать по Атлантической дороге осенью, когда начинается сезон штормов: огромные волны накатывают на мелкие островки, с грохотом разбиваются об опоры мостов, а иногда и накрывают дорогу целиком, норовя слизнуть едущие по ней автомобили. Впрочем, Атлантическая дорога – лишь часть маршрута по фьордам. Двигаясь по нему дальше в сторону Осло, вы попадете к одному из самых известных серпантинов Европы – взбирающейся по склону горы «Лестнице троллей» (Trollstigen). Вредные тролли часто завешивают свою лестницу густым туманом, но от этого серпантин становится еще прекраснее: сквозь «молоко» проступают серые камни и причудливой формы скалы, густо поросшие сочной ярко-зеленой травой и мхом. На вершине горы видимость иногда падает до 3–5 метров: тем любопытнее разглядывать овец, внезапно появляющихся из тумана, черные озерца и многочисленные пирамидки из камней, сложенные туристами, а может, и самими троллями... Если проехать еще дальше по трассе 63 (а деться с нее почти некуда), вы попадете к одному из красивейших фьордов Норвегии – Гейрангеру. Здесь можно любоваться на многочисленные водопады, ловить рыбу или просто бродить по окрестностям.

7. Встать над облаками. Китай: Дорога больших ворот

Китайцы знамениты не только своим трудолюбием и упорством (чего стоит одна только Великая Китайская стена!), но и любовью к символам, знакам и цифрам. Поэтому просто так проехать по «Дороге больших ворот» даже у человека, далекого от азиатской культуры, не получится. Дело в том, что эта дорога – один из самых крутых во всех смыслах серпантинов мира. Она карабкается по горе Тяньмэнь, которая находится в 8 километрах от города Чжанцзяцзе на юго-востоке Китая. Эта асфальтовая лента длиной всего 11 километров поднимается до отметки в 1300 метров, делая по пути 99 поворотов! Для китайцев цифра 9 священна: это число императора, а также количество дворцов, которые, по легенде, ждут человека на небесах. Именно поэтому дорогу на Тяньмэнь называют еще «Дорогой в небеса».


Age / East News В Китае популярным средством передвижения до сих пор служат традиционные лодки.

Главная достопримечательность маршрута – пещера «Небесные врата». Она образовалась в III веке, когда от скалы откололась огромная глыба. «Врата» высотой 131,5 метра часто полностью окутаны туманом. Местные жители верят, что, пройдя сквозь них, можно и правда попасть на небеса. Но чтобы заслужить это право, придется потрудиться. Подняться к пещере можно сразу несколькими способами. Самый простой – проехать на автомобиле или туристическом автобусе, более экстремальный – совершить «экспресс-подъем» на спорткаре с профессиональным автогонщиком за рулем, а самый сложный – преодолеть внушительную лестницу с 999 ступенями. Если же хочется поистине захватывающих впечатлений, стоит подняться на вершину на самом длинном в мире фуникулере (7455 метров!) – из его окон открываются виды на всю извилистую линию дороги.

8. Через пампасы. Аргентина: Трасса 40

Трасса No 40 (Ruta 40) пересекает почти всю Аргентину с севера на юг и идет вдоль высоких Андских хребтов. Это одна из самых длинных дорог в мире: 5000 километров – не шутки! Особенно если они проходят через несколько климатических поясов. Пейзаж вокруг постоянно меняется: леса, скалы, озера, поля, луга, пустыни, почти не заселенные пампасы, асфальт и гравий, пыль и красный песок, солнце и сбивающий с ног ветер, 27 горных перевалов, 18 крупных рек, наконец, 20 национальных парков, в каждом из которых можно провести несколько дней. К примеру, в парке Лос-Гласьярес, внесенном ЮНЕСКО в список Всемирного природного наследия, можно посетить ледник Перито-Морено, где сосредоточен третий по величине запас пресной воды в мире. Его площадь вполне сравнима с площадью всего Буэнос-Айреса, при этом ледник находится в постоянном движении, каждый день меняя местоположение в среднем на 2 метра. Любоваться им можно как со смотровых площадок, так и отправившись на прогулку прямо по ледяной крошке в сопровождении альпиниста. Та же дорога выведет и к знаменитой «Пещере рук» (Cueva de las Manos), где все стены испещрены отпечатками человеческих ладоней и изображениями сцен охоты, самые старые из которых датируются девятым тысячелетием до нашей эры. Отдельного внимания заслуживает второй по размеру национальный парк Аргентины – «Долина Кальчаки» (Calchaqi Walley), в котором можно за один день попасть из горных пустынь в субтропический лес – так разительно меняется климат на одном сравнительно небольшом участке земли. И, конечно, стоит проехать по Ruta 40, чтобы впечатлиться «марсианскими» пейзажами пустынь и посмотреть на фламинго, живущих на озерах Патагонии.

9. Плато Колорадо. США: Большой круг

Американский Дикий Запад – это территории к западу от Скалистых гор. Когда пионеры только начали осваивать индейские территории, они наткнулись на уникальные природные достопримечательности, которые не смогли оценить. Сегодня этот район называют «Большим кругом» (Grand Сircle). Название пошло от автобусного тура, который так и назывался – Grand Circle Tour. Удобнее всего ехать от Денвера – сначала подняться в нацпарк «Скалистые горы», где берет начало река Колорадо, и следовать дальше через Аспен к плато Колорадо. По дороге стоит посмотреть парк Арок (arches.national-park.com) и знаменитую Долину монументов на территории индейцев навахо. Около городка Пейдж нельзя пропустить малозаметный каньон Антилопы – на обочине будет простой деревянный щит с соответствующей надписью. Здесь же стоит отправиться на прогулку на катере по озеру Пауэлл, благо можно взять катер напрокат. Чуть южнее Пейджа начинается знаменитый Гранд-Каньон (grandcanyon.com). Если ехать вдоль южной его части, то кроме видов на каньон получится зацепить сохранившийся кусочек первой трансамериканской Route 66 (illinoisroute66.org) из Чикаго в Лос-Анджелес. Здесь стоит снова свернуть в сторону Гранд-Каньона, пожить на настоящем ранчо (grandcanyonranch.com). И только потом выехать на дамбу Гувера – гигантский памятник эпохи 30-х годов прошлого века, откуда начинается прямой путь на Лас-Вегас. Так вы пересечете Большой круг с востока на запад, посетив четыре штата –Колорадо, Нью-Мексико, Аризону и Юту. За одну поездку все красоты Grand Circle не увидеть – как-никак на плато Колорадо самая большая коцентрация парков в США, – так что будьте готовы вернуться сюда еще раз.

10. По кромке континента. Австралия: Великая океанская дорога

Великая океанская дорога длиной 243 километра проходит вдоль Тихоокеанского побережья Австралии. Практического значения дорога не имеет – она была построена вернувшимися с Первой мировой войны солдатами как памятник жертвам сражений. После открытия в 1932-ом дорога стала крупнейшим воинским мемориалом мира, а тридцать лет спустя ее признали одной из самых живописных на планете. И не зря: трасса проходит почти по самому побережью, откуда открывается вид на бескрайние водные просторы и тихие укромные лагуны. Среди главных достопримечательностей, встречающихся на пути, – таинственный «Берег кораблекрушений» (Shipwreck Coast), у которого разбилось 638 кораблей. И «Двенадцать апостолов» – группа отдельно стоящих в океане известняковых скал высотой до 45 метров. На самом деле скал здесь всего восемь, и до недавнего времени их называли не иначе, как «Свинья и поросята». Поэтическое же название «Двенадцать апостолов» появилось просто для привлечения туристов. Похожая история и у другой скалы возрастом около 20 миллионов лет – «Лондонская арка». Долгое время она носила название «Лондонский мост» за удивительное сходство с Тауэрским мостом, а в 1990 году, когда ближайший к материку пролет обрушился под давлением океанских волн, превратилась в «арку». В этом и состоит уникальность Великой океанской дороги: линия берега так быстро меняется, что завтра можно уже не увидеть того, что было сегодня. Проехать здесь стоит не только для того, чтобы полюбоваться пейзажами, поваляться на пляже или покорить волну. Это еще и маршрут австралийского «сафари»: в Варрнамбуле можно наблюдать миграцию южных китов, а в Охотничьем заказнике Тауэр-Хилл прогуляться вместе с кенгуру и эму и посмотреть на коал и морских птиц.