Главный бухгалтер аэрофлота. Аэрофлот скурвился


Решение провести конкурс "Лучшая служба бухгалтерского учета в России-2004" было принято в августе этого года. В нем приняли участие лучшие бухгалтерские подразделения российских организаций и предприятий различных сфер деятельности и форм собственности. Победителей определил Экспертный совет, а сама церемония награждения прошла в Кремле.

Как уже было сказано выше, лучшей была признана бухгалтерская служба "Аэрофлота". Этот крупнейший и старейший ("Аэрофлот" ведет свою историю с 1923 года) отечественный авиаперевозчик сегодня обрел второе дыхание и надеется в ближайшее время показать, на что способен. На сегодняшний день 51 процент акций компании принадлежит государству, так что, кроме всего прочего, "Аэрофлот" - это еще и лицо России. На его долю приходится 11 процентов внутренних и 39 процентов международных перевозок. По финансовым показателям - а чистая прибыль компании по итогам прошлого года составила 3978 миллиардов рублей - "Аэрофлот" входит в список 25 крупнейших авиакомпаний мира. Кроме всего прочего, к 2007 году "Аэрофлот" планирует построить собственный терминал - "Шереметьево-3".

Сегодня на вопросы "Вечерки" отвечает главный бухгалтер компании "Аэрофлот" Андрей Трусов.

- Андрей Павлович, запомнилось ли вам на этом семинаре что-нибудь особенное?

Запомнилось, естественно, многое. Но вот что хотелось бы отметить. Тенденция сближения европейских и российских стандартов бухгалтерского учета - стратегия Минфина РФ в области стандартов учета. Нам на семинаре разъясняли применение последних положений по бухгалтерскому учету и какие стандарты будут применяться в российском бухучете в ближайшем будущем. А мы - то есть "Аэрофлот" - эти стандарты уже полтора года применяем!

- Кстати, я поздравляют вас от имени "Вечерки" с врученной вам наградой…

Мне было очень приятно получить эту награду. Вообще, как мне кажется, роль бухгалтерского учета в успешном развитии бизнеса достаточно велика. Ведь всегда для успешного движения вперед нужна четкая финансовая информация. Вот, например, в развитии "Аэрофлота" - будь то улучшение сервисных услуг или снижение расходов - нужна бухгалтерская информация, и на основе этой информации делаются управленческие выводы. Каким бы видом бизнеса вы ни занимались - именно бухгалтерский учет формирует финансовые результаты. По ним определяется прибыль, устанавливается размер дивидендов. Отсюда же берется информация для бизнес-партнеров, аналитиков. Все это бухгалтерские учетные данные.

- С какими проблемами вам как бухгалтеру пришлось столкнуться на этапе, по сути, второго рождения компании?

За последние годы действительно изменилось многое. Прежде всего - в стране появилась здоровая конкуренция в сфере авиаперевозок. И это нормально. Но выбирает прежде всего пассажир. А отсюда рождаются тарифные планы, уровень безопасности и уровень сервиса, его своевременность, распространенность сети - все это в совокупности дает положительный результат. А нам, бухгалтерам, нужно учесть, проконтролировать и проанализировать деятельность компании по этим направлениям.

- Недавняя акция "Аэрофлота" - 99 евро в любой из крупных городов мира. Это маркетинговый ход?

И маркетинговый в том числе. Но если вы полагаете, что ради маркетинга компания осознанно идет на убыточность перевозок, это не так. Просто существует такое понятие, как сезонность авиаперевозок. В период с октября по ноябрь всегда наблюдается спад пассажирского спроса. И поэтому перед нами стоит выбор. Или предложить пассажирам выгодные условия приобретения билетов, или самолет улетит полупустым. А улетит он все равно. То есть все равно будет сжигать дорогостоящий авиационный керосин. Надеюсь, что подобные акции будут продолжаться.

- Андрей Павлович, постоянные пассажиры "Аэрофлота", наверное, уже давно обратили внимание на то, что лайнеры компании, да и вообще сам "Аэрофлот" поменяли свой имидж. Не было опасения повторить печальный опыт одной британской авиакомпании? Она, помнится, вложила сотни миллионов долларов в переоформление своих лайнеров. А эффект был противоположный: перевозчик потерял около половины клиентов.

В нашем случае речь шла о продвижении практически нового бренда. Поэтому опасения были минимальны. Наш пассажир просто еще не очень чувствителен к таким вещам. Он более уравновешен, чем пассажир западный. Россиян ничто не может запугать. Ни недавние падения самолетов, ни постоянные угрозы терроризма. Конечно, мы не стремимся злоупотреблять такой "неизбалованностью": уровень сервиса и безопасность полетов "Аэрофлота" традиционно одни из самых высоких.

- Высокий сервис - это еще и современная авиационная техника. Что делает "Аэрофлот" для расширения своего парка?

Все возможное. Все знают, что Ту-134 и Ту-154 уже практически отлетали свои ресурсы. Ту-134 - давно уже "невыездной", 154-й вскоре тоже перестанут пускать в воздушное пространство Европы…

- Планируете закупать новые?

Скажите мне, кто сегодня в России выпускает в достаточном количестве современные авиалайнеры? Все минувшие презентации - не более чем демонстрация планов на будущее. Остается работать с западными производителями. Причем форма сотрудничества сегодня - долгосрочный лизинг с правом последующего выкупа. А вот что касается цен на современные лайнеры… Сегодня наибольшим спросом пользуется среднемагистральный воздушный флот. Поэтому и цены на эти лайнеры выше.

- Вы могли бы рассказать о планах компании на будущий год?

В данный момент - не могу. Сейчас все это только обсуждается. Должны быть приняты бюджеты на 2005 год, в том числе капитальных вложений, казначейства и другие. Точные цифры назвать трудно.

Кстати, недавно президент России Владимир Владимирович Путин наградил Валерия Михайловича Окулова, генерального директора ОАО "Аэрофлот", орденом Дружбы народов. На мой взгляд, это очень показательно.

Полвека назад Артур Хейли писал в своем романе "Аэропорт" о том, что авиационный транспорт - это то, что стирает границы. В какой-то степени это действительно так. Во всяком случае, мы делаем все для того, чтобы наши пассажиры пересекали эти пока еще существующие на земле границы с максимальным уровнем комфорта и надежности.

Суд в Москве начал рассматривать дело бывшего первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищениях у компании. В рамках дела «Аэрофлот» подал к бывшему топ-менеджеру иск на $122 млн

Бывший первый заместитель генерального директора компании Николай Глушков, 2006 год (Фото: Виталий Белоусов/ТАСС)

В Савеловском суде Москвы во вторник состоялось первое заседание по делу бывшего первого заместителя «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищениях у авиакомпании. Как сообщил РБК адвокат бывшего топ-менеджераВасилий Головин, авиаперевозчик подал иск к его подзащитному.

Пресс-служба «Аэрофлота» подтвердила РБК эту информацию, уточнив, что заявленные исковые требования составляют «$122 млн плюс проценты».

Перевозчик еще в 2010 году был признан потерпевшим от мошеннических действий в особо крупном размере и сейчас «вовлечен в гражданские процессы в Лондоне по искам против господина Глушкова и других соответчиков о возмещении убытков, понесенных в результате упомянутых мошеннических действий», отмечается в ответе «Аэрофлота» на запрос РБК. В сообщении отмечается, что эти гражданские дела рассматриваются в Лондоне, а в России в отношении Глушкова ведется отдельное судебное разбирательство, в рамках которого «Аэрофлот» и заявил иск.

Глушков в настоящее время проживает в Англии, где в 2010 году получил политическое убежище.

По версии следователей, в сговоре с Борисом Березовским Глушков убедил руководство «Аэрофлота» взять крупные валютные займы якобы для финансового оздоровления компании, а деньги на самом деле были похищены.

В декабре 2000 года Николай Глушков был арестован по делу о хищении средств «Аэрофлота», обвинен в мошенничестве, отмывании преступно нажитых средств и невозвращении валютной выручки из-за границы. Позднее Глушкову инкриминировали еще и побег из больницы, где он находился под стражей.

Весной 2004 года Савеловский суд Москвы оправдал Глушкова по обвинению в мошенничестве и отмывании средств, однако признал его виновным в злоупотреблении полномочиями, невозвращении валютной выручки из-за границы и попытке побега и приговорил к трем годам и трем месяцам лишения свободы. С учетом того, что примерно столько Глушков к тому времени находился под стражей, он был освобожден в зале суда, после чего уехал в Лондон.

Позднее Мосгорсуд отменил решение Савеловского суда и направил дело на новое рассмотрение. В 2006 году Савеловский суд постановил прекратить уголовное преследование за невозврат валютной выручки в связи с истечением сроков давности, а по остальным статьям Глушкова к двум годам лишения свободы условно.

В 2010 году Федеральное судебное ведомство Швейцарии вынесло о возвращении «Аэрофлоту» $52,222 млн, выведенных ранее со счетов загранпредставительств «Аэрофлота» на счета подконтрольной Борису Березовскому швейцарской компании Andava. Генеральная прокуратура России тогда заявляла, что в общей сложности в пользу «Андавы» Глушковым и другими сообщниками Березовского было выведено свыше $252 млн.

«Получив возможность распоряжаться этими валютными средствами, организованная преступная группа, возглавляемая Березовским, создала механизм их хищения под видом исполнения договорных обязательств между «Аэрофлотом» и «Андавой», в реализации которого наряду с Глушковым и Красненкером (бывший коммерческий директор «Аэрофлота». — РБК ) участвовали главный бухгалтер ОАО «Аэрофлот» [Лидия] Крыжевская и другие лица», — отмечалось в

1. Взлетная полоса

И не прогадала, встретившись с Лучшим бухгалтером России, работающим в компании «Аэрофлот», Андреем Трусовым . Разговор о специфике работы в отрасли мы начали издалека: а именно с биографии, потому что благодаря предшествующему опыту работы во внешнеторговом объединении (во времена СССР), а позже – в банковской сфере, бухгалтеру «Аэрофлота» удалось кардинальным образом изменить систему работы нынешней подведомственной структуры.

В основу преобразований авиационной бухгалтерии легли знания опытного специалиста в области четырех видов плана счетов: внешнеторговый план (экспортно-импортные операции), план счетов торговых представительств, с 1992 года общероссийская методология плана счетов и, наконец, банковский план счетов.

Наш герой, занимавший в то время (с 1988 года) должность заместителя главного бухгалтера в одном из престижных банков страны, разработал концепцию перехода своего ведомства на прозрачные рельсы работы. Это помогло организации остаться на плаву. Все эти навыки и умения оказались чрезвычайно важными, когда Андрей Трусов в 2000 году решил сменить профиль и занять кресло заместителя главного бухгалтера в компании «Аэрофлот». А случилось это как раз тогда, когда авиационный комплекс страны только-только начал становиться на ноги после экономического спада. Нетрудно догадаться, чтобы привести систему в соответствие с современными реалиями, бухгалтерской службе пришлось изрядно потрудиться в отличие от частных компаний, которые в конце 90-х стали появляться как грибы после дождя и уже с учетом требований времени и запросов потребителей. «Перекройка» же давно существующей системы оказалась делом гораздо более трудоемким.

Расправив крылья

«Аэрофлот» – это огромный комплекс. Здесь и народное хозяйство, и медицина, и ремонтный цех; департамент закупочной деятельности, который занимается приобретением огромного количества сопутствующих и основных товаров, начиная от скрепок и заканчивая самолетами; более ста загранпредставительств, с чем связан мощный поток валютно-расчетных операций; обширная сеть продаж по всему миру. Все это многообразие находится в ведении бухгалтерии.

Несколько лет назад работа финансового отдела в значительной степени осложнялась тем, что как таковой единой бухгалтерии в компании не существовало: все департаменты имели собственные бухгалтерии, а главбуху подчинялись два отдела, которые занимались исключительно составлением отчетностей. При этом до августа прошлого года вся бухгалтерия практически составлялась вручную на бумаге, а в каждом подразделении существовали разные программы, где-то стояла система для учета основных средств, где-то ее не было.

Объединить всю систему в единое структурное подразделение удалось за счет комплекса глобальных мер только в марте 2001 года. Таким образом, бухгалтерия «Аэрофлота» стала насчитывать 350 человек плюс 300 человек – в департаменте учета доходов от воздушных перевозок (весь штат компании составляет примерно 15 тысяч сотрудников). Этому процессу помогло внедрение специальной программы, которая позволила автоматизировать учетный процесс.

– Это достаточно сложная система, предназначенная для многоуровневых крупных компаний в секторе бизнеса среднего звена, – рассказывает Андрей Павлович. – К 2002 году мы автоматизировали 34 своих подразделения.

Но век новых технологий берет свое: версия программы, которая была внедрена в ту пору, быстро устарела и перестала поддерживаться производителями. И компании в оперативном режиме пришлось переходить на более усовершенствованную версию.

– По сути это оказалось нововведением. А что значит перестройка всей системы учета, думаю, особо объяснять не стоит, это все равно, что возвести с основания дом, – говорит глава бухгалтерского цеха «Аэрофлота». – А как известно, время – деньги, и хотелось получить определенный результат.

В итоге потребовалось еще полтора года, и в августе 2006 года компания перешла с опытной на промышленную эксплуатацию программы. Ясно, что никакая система сразу идеально работать не может, поэтому в течение четырех месяцев проходила опытная эксплуатация, то есть производился двойной учет: по старой и новой системе, при этом все остатки должны были сходиться в идеальном виде. Двойную нагрузку бухгалтерский персонал перенес стойко.

Со временем специалистами была поставлена и налажена система контроля и многоуровневая система платежей. Это позволило создать мощный информационный источник всех операций компании в режиме онлайн. Информация крайне важна для принятия управленческих решений в интерактивном режиме. В особенности для инженеров и экономистов, которым надо до мельчайших нюансов отслеживать все процессы. Теперь управление полетами воздушных судов автоматизировано в режиме реального времени, что позволяет обеспечивать высокую безопасность полетов (99,95 процента), и соответствовать уровню наиболее надежных авиакомпаний мира. Ввиду этого сразу изменилась сфера ответственности. К примеру, главный бухгалтер не имеет права подписывать отчетности, которые составлены людьми, непосредственно ему не подчиняющимися. Кроме того, не существовало единого плана счетов. Вместе с тогдашним главным бухгалтером Михаилом Полубояриновым был разработан этот план, и уже в январе 2001 года на него перевели бухгалтерские службы, включая все региональные и зарубежные представительства.

Учетная деятельность была изменена в корне. Ранее отчетности носили хаотичный характер: к примеру, в одном представительстве определенные виды расходов велись на одном счете, а в другом – на ином. Также аренда помещений: в одном регионе она стояла на балансовом счете, в другом – нет. При этом платежи за аренду в одном представительстве могли учитываться на расходах будущих периодов, а в другом – эти суммы сразу списывались на расходы.

Основными понятиями в работе бухгалтерии «Аэрофлота» стали аналитика и единообразие, которые позволили сопоставлять фактические данные с плановыми, был открыт путь к более детальному изучению балансов и просчету рисков.

Пожалуй, самым главным аспектом в компании, занимающейся авиаперевозками, является ориентирование на западный опыт авиационной отрасли. Для бухгалтерии это в первую очередь принципы международной финансовой отчетности. С основными принципами МСФО Андрей Трусов столкнулся, еще работая в системе Внешторга. Поэтому переход «Аэрофлота» на новую систему главный бухгалтер воспринял спокойно, тем более что опыт в этой сфере у него уже был.

Первым делом – самолеты

Любая авиакомпания в первую очередь это, конечно же, самолеты, весь парк которых значится в основных средствах. В настоящее время «Аэрофлот», авиапарк которой состоит из 96 самолетов, ведет переговоры с компанией «Аэробус» о приобретении 15 новых машин А-330.

И здесь стоит вспомнить один из самых важных аспектов работы данной отрасли: безопасность пассажиров. На первом плане в этом отношении стоят процедуры страхования. В связи с этим отслеживается передвижение основных средств, например, недопустимы факты, когда два двигателя самолета вдруг оказываются под одним номером. При этом напрямую в обязанности бухгалтерии не входит контроль качества поставляемых или ремонтируемых частей. В соответствии с международными стандартами и признанными в мире стандартами «Оёса», которые «Аэрофлот» прошел в прошлом году, страхуются и жизни пассажиров.

2. Билетная тактика

Соответствие качеству международного уровня обслуживания, несомненно, отражается и на деятельности всей бухгалтерии. В прошлом году «Аэрофлот» стал участником альянса «Скай-тим». Эта система позволяет каждому пассажиру купить билет в любой конец мира. Соответственно для бухгалтерии это – расширение системы расчетов между странами. Через финансовый отдел проходят огромные потоки денежных средств. Причем не только в рублях, но и в иностранной валюте. Поэтому здесь большое внимание уделяется контролю за денежными средствами. Стоить отметить, что валютные платежи достаточно специфичны, в частности, в банк бухгалтерия должна предоставлять громадный пакет документов: от паспортов сделок до копий контрактов и различных справок о валютных операциях.

Раньше в этом плане было несколько легче, поскольку «Аэрофлот» имел лицензию Центробанка, по которой позволялось расходовать и начислять средства на счета в заграничных представительствах. Сейчас лицензии в связи с новым законодательством отменены. Таким образом, вся выручка начала попадать на российские счета в уполномоченных банках. На каждое поступление компания теперь вынуждена предоставлять справки о проведении рассчетно-валютных операций, в частности – паспорта сделок, чего раньше не было. Таким образом, учетной работы существенно прибавилось, для чего бухгалтерии даже потребовалось специально увеличить численность своего штата на 12 человек. В итоге, желая оптимизировать работу за счет автоматизации технологического процесса, который подразумевает под собой сокращение численности персонала, компания, следуя букве закона, вынуждена прибегать к совершенно противоположным мерам.

А пока авиакомпания работает, основываясь на простом принципе: каждый билет – это отдельный контракт. И учитывая, что у компании около 7 миллионов клиентов, причем каждый пассажир обычно берет проездные билеты в оба конца, то через бухгалтерию проходит более 14 миллионов контрактных договоров!

– А ведь каждый полетный купон необходимо ввести в бухгалтерскую систему по всем реквизитам: маршрут, тариф, таксы и сборы, дата и номер рейса, фамилия-имя-отчество, номер билета. И каждый полетный купон в отдельности в итоге формирует доходную часть компании. Причем все это заносится в компьютер вручную. Решение этой проблемы я вижу в принятии закона об электронном билете: такое нововведение облегчит работу всех авиакомпаний и приведет их деятельность в соответствие с международными требованиями, – высказывает свое мнение Андрей Трусов.

Причем во всем мире уже давно действует такая безбумажная технология, которая значительно облегчает жизнь работникам бухгалтерии. К примеру, в США таким образом обслуживается 90 процентов клиентов, причем делают они это самостоятельно у стойки регистрации.

К сведению

Открытое акционерное общество «Аэрофлот – российские международные авиалинии» создано в июле 1992 года. Учредитель ОАО – Правительство Российской Федерации – владеет 51 процентом акций, а 49 процентами – трудовой коллектив авиакомпании и другие юридические лица.

Высший орган управления Общества в период между годовыми собраниями акционеров – Совет директоров.

В компании работает около 15 тысяч человек, в том числе около 2 тысяч летных специалистов, более 500 из них являются командирами воздушных судов.

Сегодня Аэрофлот, используя собственную сеть и возможности партнеров, предлагает своим пассажирам полеты в 53 страны мира. Из них собственными рейсами – в 90 городов 47 стран мира, в том числе: 36 пунктов в Европе; 5 – в США, Канаде и на Кубе; 2 – в Африке; 5 – на Ближнем и Среднем Востоке; 9 – в Азии, 8 – в странах СНГ и 25 – в России. Открыт новый рейс по маршруту Москва – Минеральные Воды – Джидда (Саудовская Аравия). До этого прямого авиасообщения между Россией и Саудовской Аравией не было.

Полеты в 58 пунктов в 2007 году выполняются в соответствии с код-шеринговыми соглашениями с иностранными авиакомпаниями – партнерами Аэрофлота как рейсы совместной эксплуатации (36 пунктов за рубежом и 22 пункта в России).
«Аэрофлот» располагает крупнейшим в Восточной Европе Центром управления полетами (ЦУП).

Андрей Кузнецов

В тянущемся еще с прошлого века деле руководителей "Аэрофлота", похоже, поставлена точка. Савеловский суд Москвы приговорил бывшего первого заместителя генерального директора компании Николая Глушкова, бывшего главного бухгалтера "Аэрофлота" Лидию Крыжевскую и экс-главу Финансовой объединенной корпорации (ФОК) Романа Шейнина к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в один год.

Суд признал их виновным в хищении почти 215 миллионов деноминированных рублей, принадлежащих "Аэрофлоту", посредством умышленного мошенничества. Трое подсудимых свою вину не признали и отказались отвечать на вопросы гособвинителя. В качестве смягчающих обстоятельств суд отметил, что все обвиняемые - "люди пенсионного и предпенсионного возраста", страдают хроническими заболеваниями и являются инвалидами.

В ходе последнего судебного заседания обвинение просило приговорить подсудимых к срокам лишения свободы от 4 до 5 лет, тогда как защита настаивала на полном оправдании подсудимых. В настоящее время осужденные находятся под подпиской о невыезде до вступления в законную силу приговора, который пока что не обжаловала ни одна из тяжущихся сторон.

Напомним о сути дела. Как считает следствие, в 1996 году Глушков, Крыжевская, Шейнин и замгедиректора "Аэрофлота" по коммерческим вопросам Александр Красненкер убедили тогдашнего руководителя авиакомпании Евгения Шапошникова в необходимости сконцентрировать большую часть валютной выручки в едином валютном центре. В качестве такового была выбрана зарегистрированная в Швейцарии фирма "Андава", на счета которой с мая 1996 года по ноябрь 1997 года из 77 представительств "Аэрофлота" были перечислены 252,4 миллиона долларов. Часть этой суммы, по мнению прокуратуры, была переведена на личные счета обвиняемых и похищена, в связи с чем "Аэрофлот" предъявил иск о возмещении ущерба на указанную сумму.

В январе 1999 года было возбуждено уголовное дело о финансовых нарушениях, совершенных бывшим руководством "Аэрофлота". Следствие полагает, что хищения осуществлялись при посредничестве Финансовой объединенной корпорации.

Дополнительным аргументом в пользу нечистоплотности сделки послужило то, что Глушков входил в совет директоров "Андавы". Основным акционером этой компании был известный предприниматель Борис Березовский, которому заочно предъявили обвинение в пособничестве хищению и выделили дело в отношении него в отдельное производство.

Сперва Глушкову и Красненкеру предъявлялись обвинения в незаконном предпринимательстве и отмывании денег. Аналогичное обвинение вменялось и Борису Березовскому, позже с предпринимателя эти обвинения были сняты.

В мае 2000 года швейцарская прокуратура передала российским коллегам дополнительную информацию по этому делу, что дало в руки прокуратуры новые козыри.

7 декабря 2000 года Глушков был арестован. Его и Красненкера обвинили в мошенничестве и невозврате валютных средств. Крыжевской и Шейнину вменялось в вину лишь мошенничество. Следователи утверждали, что им удалось добыть достаточно доказательств для предъявления обвинения в мошенничестве и Березовскому, который проходил по этому делу в качестве свидетеля. Однако предприниматель отказывался явиться на допрос в Генпрокуратуру, скрываясь за границей.

В апреле 2001 года Глушков, по версии прокуратуры, пытался совершить побег. В это время подследственный проходил курс лечения в одной из московских гематологических клиник, куда он был переведен из СИЗО. По мнению следствия, организаторами неудавшегося побега выступили бывший начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой, а также охранники Игорь Провидухин и Владимир Скоропупов. Кроме того, в содействии побегу был обвинен бывший председатель совета директоров ТВ-6 Бадри Патаркацишвили. Дело в его отношении было выделено в отдельное производство, поскольку он находился в розыске.

Однако адвокаты Глушкова утверждают, что инцидент с побегом был подстроен следствием, представители которого выманили подсудимого к воротам больницы, а затем задержали якобы при попытке к бегству.

В январе 2002 года в Савеловском суде начался первый процесс по делу "Аэрофлота". Глушкову, Красненкеру, Крыжевской и Шейнину были предъявлены обвинения в хищении валютных средств. Глушкову также инкриминировали попытку побега.

В июне 2002 года "Аэрофлот" подал иск на 214 миллионов рублей к бывшим руководителям компании, хотя ранее представители гражданского истца оценили предварительный ущерб всего в 350 тысяч рублей.

Процесс шел почти два года с постоянными переносами заседаний из-за многочисленных ходатайств, предъявляемых адвокатами. В итоге в марте 2004 года Глушков и Красненкер были признаны судом виновными уже не в хищении и мошенничестве, а лишь в злоупотреблении полномочиями, и получили небольшие сроки. Кроме того, Глушков был признан виновным в попытке совершения побега, но оправдан по обвинению в отмывании средств, приобретенных преступным путем за отсутствием в его действиях состава преступления.

Глушков был освобожден из-под стражи прямо в зале суда, поскольку свой срок - 3 года и 3 месяца - он уже отбыл в предварительном заключении. Красненкер, которому назначили наказание в виде 2,5 лет лишения свободы, и главбух Крыжевская были освобождены по амнистии в связи с 55-летием победы в Великой Отечественной войне. Что касается Шейнина, то суд решил его не наказывать в связи с истечением срока давности совершения преступления.

Обвинительный приговор был вынесен и в отношении трех лиц, которых суд обвинил в пособничестве побегу Глушкова. Бывший начальник службы безопасности ОРТ Андрей Луговой, а также Владимир Скоропупов и Игорь Провидухин были осуждены на год и два месяца лишения свободы и освобождены от наказания в связи с отбытием ими срока во время предварительного заключения.

В тот раз прокурор требовал значительно более сурового приговора, чем ныне. В частности, Глушкова госбовинитель просил приговорить к восьми годам лишения свободы и, услышав приговор, прокомментировал его почти шекспировской фразой: "Подгнило что-то в датском королевстве".

В июне 2004 года обвинительный приговор Савеловского районного суда был отменен, так как Мосгорсуд учел протесты как защиты, так и обвинения, и направил дело на новое рассмотрение.

В конце января 2005 года в результате тяжелого онкологического заболевания скончался подследственный Александр Красненкер, в связи с чем его уголовное преследование было прекращено.

Следует отметить, что сумма средств "Аэрофлота", которая, по мнению следствия, прошла через Швейцарию, в процессе расследования неоднократно изменялась. Напомним, что, по окончательной на сегодняшний день версии, через фирму "Андава" прошли чуть более 250 миллионов долларов. Эта сумма стала фигурировать в деле с июля 2001 года, когда было завершено расследование дела.

Однако ранее назывались значительно более крупные суммы. В предыдущей версии следствия упоминались две фирмы, "Форус" и "Андава", через которые было проведено не менее 715 миллионов долларов. Однако в декабре 2000 года, вскоре после ареста Глушкова, говорилось даже о 939 миллионах долларов, десятки миллионов из которых были, по мнению следствия, выведены из оборота "Аэрофлота".

Кстати, первоначально упоминалась сумма в 200 миллионов долларов. Это были платежи, причитающиеся Аэрофлоту от иностранных авиакомпаний за использование российского воздушного пространства. Но в октябре 1999 года пропавшие средства "Аэрофлота" были оценены уже в 600 миллионов долларов. 400 миллионов считались следователями как недополученные "Аэрофлотом" или бесследно исчезнувшие с его зарубежных банковских счетов.

В этих денежных потоках, судя по всему, запутались не только сторонние наблюдатели, но и сами следователи. Кроме того, можно предположить, что завершившийся сегодня процесс дальнейшего развития уже не получит, так как от него безумно устали обе стороны.

Вместе с тем пока что вне пределов российского правосудия находятся два самых известных фигуранта дела "Аэрофлота", Борис Березовский и Бадри Патаркацишвили.

Если новый генпрокурор Юрий Чайка исполнит обещанное и активизирует работу своего ведомства на международном направлении, то, возможно, все интересующиеся этим делом услышат новые интересные подробности. В частности, о том, кто был конечным получателем похищенных средств, если все же это преступление имело место.

Но, вероятней всего, миллионы "Аэрофлота" ждет та же судьба, что и легендарное "золото КПСС", которое бесследно растворилось в подземельях швейцарских банков.

Крупнейшая российская авиакомпания перешла в наплевательскую стадию своего развития.

Польские авиационные власти хотят пересмотреть условия полетов по транссибирским маршрутам. После прихода в парк национального перевозчика LOT дальнемагистральных Boeing 787 у него возникла необходимость в увеличении числа полетов в Азию через территорию РФ. В отрасли говорят, что российские власти будут принимать решение с учетом интересов «Аэрофлота», который сейчас обслуживает основную часть транзитного пассажиропотока из Польши.

И, как стало известно, госавиакомпания якобы поставит заранее неприемлемые условия.

Скандал международного полета?

Год назад руководство «Аэрофлота» стало участником громкого международного скандала, сообщили The Moscow Post в Росавиации. Ведь американская лизинговая компания ILFC хочет отобрать у «дочки» «Аэрофлота» «Владивосток Авиа» больше половины самолетов. Это могло привести к срыву авиаперевозок по всему Дальнему Востоку. Не секрет, что работой «Аэрофлота» (а также входящих в его состав дочерних предприятий) уже давно были недовольны многочисленные зарубежные холдинги, сотрудничающие с российским авиагигантом. Однако, далеко не все из них решались на судебную войну с «Аэрофлотом».

Вот только американская лизинговая компания International Lease Finance Corp. (ILFC), предоставлявшая самолеты для «дочки» «Аэрофлота» «Владивосток Авиа», не выдержала и потребовала отобрать у «Владивосток Авиа» больше половины самолетов, что приведет к остановке полетов авиакомпании. Конкретно, International Lease Finance Corp. Требовала от «Владивосток Авиа» прекратить эксплуатацию трех самолетов Airbus-320 и двух Airbus-330. Это связано с тем, что до 26 декабря «Владивосток Авиа» не смогла вернуть долог ILFC в размере 5 миллионов долларов.

Любопытно, что ранее ILFC пыталась решить вопрос миром, но «дочка Аэрофлота» игнорировала все претензии американцев. В итоге ILFC обратилась в суд и выслала соответствующую ноту гендиректору «Владивосток Авиа» Дмитрию Тыщуку, а также в «Аэрофлот». В конце концов, эти самолеты стали предметом для судебного разбирательства. Более того, вскоре «Владивосток Авиа» может лишиться трех Як-40, которые не оснащены системой, предупреждающей опасное сближение с землей. Все это приведет к тому, что «дочка Аэрофлота» вообще останется без самолетов, а дальневосточное авиасообщение будет сорвано.

Своим не жалко?

У топ-менеджеров «Аэрофлота» есть куда более важное занятие. К примеру, увеличение премиальных для членов совета директоров. К примеру, перед ударом второй волны экономического кризиса топ-менеджеры российского авиагиганта добились того, что теперь каждый из членов совета директоров за год сможет получить, в среднем, до 3,8-5 млн руб. «премиальных».

Таким образом, и члены совета директоров «Аэрофлота», и его топ-менеджеры продолжают «доить» авиагиганта, по сути, выводя оттуда бюджетные деньги, так как 51,17 % акций ОАО «Аэрофлот» принадлежит государству в лице Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. А на этом фоне топ-менеджерам «Аэрофлота» «лень» выделить хотя бы $5 млн. для «Владивосток Авиа» на оплату долгов перед International Lease Finance Corp. Более того, неясно, кому именно в карман пошли эти баснословные премии, так как в консолидированной отчетности ОАО «Аэрофлот» по МСФО не раскрываются точное количество сотрудников, на которое приходится данное вознаграждение.
Также неясно, почему на фоне падения спроса на авиаперевозки и перелеты из-за нового финансового кризиса, руководство «Аэрофлота» решило увеличить затраты на персонал на 32% (с 250,4 миллиона долларов США до 330,5 миллиона долларов США).

Однако, данных о том, что «Аэрофлот» на треть увеличил число своих сотрудников, не поступало. Куда пошла эта разница размером в $80,1 млн. - риторический вопрос! Кстати, деятельность господина Савельева не раз подвергалась критике со стороны других акционеров «Аэрофлота». Так, к примеру, ущерб от финансовой деятельности был нанесен Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева, которая контролирует около 30 % акций авиагиганта.

Ведь именно переоценка бумаг ОАО «Аэрофлот» стала одной из причин, почему убыток Национального резервного банка (НРБ), входящего в НРК, по итогам девяти месяцев составил более 1,9 млрд руб. Разумеется, господин Лебедев был крайне недоволен деятельностью Савельева на посту генерального директора «Аэрофлота». В конце 2010 года отставки Виталия Савельева уже требовал член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко, обвинивший гендиректора авиагиганта в том, что тот скрыл ряд финансовых данных. С просьбой об отставке Савельева Алексашенко обращался к министру транспорта Игорю Левитину и к замглавы Минэкономики Александре Левицкой. Кстати, это не единственный финансовый скандал, связанный с господином Савельевым. Ведь он фактически занимается нецелевым использованием бюджетных средств «Аэрофлота», которые идут на финансирование частного футбольного клуба ЦСКА, за который болеет сам Савельев. Отметим, что на этих цели гендиректор «Аэрофлота» потратил уже более $5 млн., хотя ЦСКА никакого отношения к «Аэрофлоту» не имеет.

Савельев - это далеко не единственный топ-менеджер «Аэрофлота», замешанный в крупных финансовых скандалах. Ведь не менее подмоченную репутацию имеет Вадим Зингман, который ранее был коллегой нынешнего главы авиакомпании еще по работе в Минэкономразвития. Затем Зингман и Савельев вместе продолжили работать в АФК «Система», где Вадим Яковлевич был директором департамента по связям с органами государственной власти, а Виталий Геннадьевич - первым вице-президентом.

Так, теперь Зингман стал заместителем генерального директора «Аэрофлота» по работе с клиентами. Это обстоятельство также может вызвать у проверяющих из Генпрокуратуры определенные претензии, так как Путин пообещал проверить госкомпании на «аффилированность». А Савельев и Зингман считаются аффилированными с владельцем АФК «Система» Евтушенковым. Впрочем, стоит отметить, что Вадим Яковлевич и Виталий Геннадьевич имели длительный опыт работы в петербургских банках в период «лихих 90-х». Так вот, Зингман в то время был управляющим Северо-Западным региональным центром «Инкомбанка», наиболее ликвидные активы которого после его банкротства были выведены в ряд подконтрольных Вадиму Яковлевичу фирм. В данном случае, речь идет об акциях «Ленэнерго», БМП, БалтОНЭКСИМбанка, СЗРП, ММП.

Более того, Зингман оказался еще и прекрасным «специалистом по выводу валюты». Также в СМИ писали, что Зингман вывел 4 млн. долларов из СЗРЦ «Инкомбанка» в Комитет экономики и финансов города и фирмы, контролируемые Юрием Рыдником. А покровителем Зингмана в Петербурге считался никто иной, как тогдашний вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов, позже ставший полпредом по СЗФО. Так что, по сути, вывод активов из СЗРЦ «Инкомбанка» господином Зингманом проводился при наличии серьезной «политической крыши».

«Пилотное» судилище?

Столичный городской суд отменил приговор бывшим лидерам профсоюза летчиков «Аэрофлота», которых обвиняли в вымогательстве. Как оказалось, во время процесса были нарушены нормы УПК. Об этом сообщили корреспонденту The Moscow Post в прокуратуре. Московский городской суд решил отменить приговор бывшим исполнительному директору Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Алексею Шляпникову, вице-президенту профсоюза Валерию Пимошенко и бывшему летчику «Аэрофлота» Сергею Кнышову.
Напомним, в марте 2015 года они были осуждены за вымогательство 30 млн рублей у летного директора «Аэрофлота». Подсудимые получили тогда от пяти с половиной до шести с половиной лет колонии.

Дело еще тогда казалось сомнительным. Но с выявленными нарушениями в УПК оно может оказаться сфабрикованным. В частности, защита лидеров профсоюза указывала на то обстоятельство, что одним из важнейших доказательств гособвинения были аудиозаписи телефонных переговоров обвиняемых с летным директором «Аэрофлота» Игорем Чаликом, а также между ними самими.

На процессе не только не были заслушаны сами записи, но даже не оглашались их распечатки — прокуратура лишь ссылалась на них! Более того, в протоколах судебных заседаний отсутствуют многие важные вопросы, задававшиеся сторонами свидетелям, и ответы на них. Суд первой инстанции не исследовал ряд доказательств, представленных защитой, и необоснованно отклонил некоторые ходатайства адвокатов!

Судьи приняли версию «Аэрофлота», согласно которой Алексей Шляпников и Валерий Пимошенко предлагали руководству «Аэрофлота» помощь в снижении издержек на выплаты пилотов и угрожали разглашением компрометирующих сведений об авиакомпании. В обмен на это Шляпников и Пимошенко требовали 100 миллионов рублей. В ходе «диалога» с «Аэрофлотом» сумма была снижена до 30 миллионов рублей. Уголовное дело расследовалось по статье о покушении на хищение имущества путем обмана в особо крупном размере.

«Надеюсь, при новом рассмотрении дела суд избежит тех нарушений, которые были допущены на первом процессе. В этом случае у нас будут основания рассчитывать на оправдательный приговор», - сказал защитник Алексея Шляпникова Михаил Макаров. В середине 2013 года представители ШПЛС добились в Мосгорсуде признания законности решения государственной инспекции труда по Москве, обязавшей «Аэрофлот» выплатить всем работникам летного состава свыше 1 млрд руб. за работу в 2011-2012 годах в ночное время, а также в особо вредных и опасных условиях. По версии следствия, господа Шляпников и Пимошенко с августа 2013 года стали предлагать летному директору ОАО «Аэрофлот» Игорю Чалику уменьшить выплаты.

Речь шла об «экономии» 400 млн руб., за что, говорится в деле, сами переговорщики просили в качестве отката 100 млн руб. Господин Чалик заявил об этом в ФСБ, после чего все его переговоры с профлидерами уже проходили под контролем оперативников. По другой версии, целью руководителей «Аэрофлота» было нивелировать профсоюзную организацию, и вместо российских профессиональных летчиков нанять на работу дешевых иностранных пилотов (возможно, из стран Азии). А 15 июля 2014 года глава авиаперевозчика Виталий Савельев даже заявил, что «Аэрофлот» уже готов нанять на работу 26 иностранных пилотов. Кстати, в профсоюзном движении именно Савельева считают главным организатором (вернее, «заказчиком» уголовного дела в отношении лидеров ШПЛС).

Кстати, по данным представителей ШПЛС, в августе 2013 года заместитель гендиректора «Аэрофлот» Игорь Чалик предложил исполнительному директору ШПЛС Алексею Шляпникову «дружить», а именно - заключить коллективный договор.

Вопросы к «Аэрофлоту»

«Аэрофлот», по мнению экспертов, остается одной из самых коррумпированных авиакомпаний России, Гендиректор Виталий Савельев увеличил коррупционную составляющую благодаря «временному закрытию информации» для совета. В этот период можно проводить почти любые коррупционные схемы и в качестве партнеров выбирать своих друзей, как это было с Тиной Канделаки, получившей без тендера контракт на 64 млн рублей.

Топ-менеджмент у «Аэрофлота» тоже коррумпированный: чего стоит только недавнее дело Андрея Калмыкова, который, по версии следствия, заключал договоры на перевозку пассажиров, предоставлял явные преимущества аффилированным с его близкими родственниками компаниям.

Кризис

«Аэрофлот» может вскоре стать банкротом. Причина тому - переход к «Аэрофлоту» частного авиаперевозчика «Трансаэро» с долгами 260 млрд рублей. Эксперты отмечают, что в бюджете лишних денег нет, а «Аэрофлот» имеет чистой прибылью лишь 240 млн рублей. Долги «Трансаэро» могут довести до ликвидации госкомпанию. Ведь только на обслуживание кредитов будет тратиться 9-10 млрд в год. В докризисные года, когда чистая прибыль «Аэрофлота» составляла, в среднем, 8-9 млрд рулей, он бы не смог справиться с обслуживанием долга «Трансаэро», соответственно, глупо думать, что «Аэрофлот» справится с этой задачей сейчас, не получая и 300 млн рублей в год.

Напомним, еще в декабре прошлого года компания «Трансаэро» обратилась в правительство РФ за помощью, ссылаясь на возможный срыв новогодней программы полетов. Но в мае этого года «Трансаэро», закончив год с убытками (14 млрд руб) и долгами, «увеличила» свою стоимость в 30 раз (до 61,2 млрд руб.) - за счет резерва переоценки капитал «Трансаэро» стал положительным. После этого федеральные власти уже «накачали» авиационный бизнес «Трансаэро» бюджетными деньгами.

В результате банк ВТБ предоставил авиакомпании «Трансаэро» кредит в размере 9 млрд рублей под госгарантию. Но к этому году начали негодовать банки - долги составили 260 млрд рублей. На данный момент в России социально-экономический кризис - дефицит федерального бюджета на сентябрь этого года почти триллион рублей. В этой обстановке активизировались борцы с коррупцией. Доследование дела о профсоюзе «Аэрофлота» может вскрыть нарушения менеджеров авиакомпании и привести их к уголовному преследованию.

Пир во время чумы?

В начале этого года компания «Аэрофлот разместила на сайте госзакупок документы на проведение корпоратива стоимостью 65 млн. руб. Согласно документам, размещенным на сайте госзакупок, авиакомпания «Аэрофлот» ищет исполнителя для проведения в марте этого года корпоративной премии «Взлетная полоса». В компании сообщили, что это «традиционное маркетинговое мероприятие, на котором награждаются лучшие сотрудники компании и партнеры». В документации указано, что стоимость мероприятия составит 64,9 млн руб. Оно состоится в Гостином дворе в Москве, планируется, что его посетят 1400 гостей. Из них 300 человек указаны как VIP-гости.

«Аэрофлот заслужил «Славу»?

Известная исполнительница возмутилась хамскими действиями сотрудников авиакомпании, которые не пустили ее на борт, обвинив в употреблении наркотиков. «Российскую певицу Славу (Анастасию Сланевскую) в воскресенье утром не пустили на рейс «Караганда-Москва», заподозрив в употреблении наркотиков. Как заявила певица представителям СМИ, ей и её директору сотрудники «Аэрофлота» отказали в посадке на борт, заявив, что молодые люди находятся под действием наркотиков. На самом же деле, утверждает Слава, они в VIP-зале выпили только немного виски.

«Я знаю, что вы в VIP-зале употребляли наркотики, и я это могу доказать», — сообщил тогда СМИ PR-директор певицы Александр Филь. По его словам, пассажир, который находился с ними в VIP-зале, сообщил главной бортпроводнице, что «мы в нетрезвом состоянии, можем нарушить пространство других и опасны для полета». Между тем, как отметил Александр Филь, бизнес-класс в самолете был практический пустой: должны были сесть они со Славой и еще один пассажир. PR-директор отметил, что Слава попыталась самостоятельно зайти на борт, но ее за руки вывела полиция.

При этом Филь подчеркнул, что в VIP-зале певица выпила только 50 граммов виски с колой и все остальное время спала. «Никакой опасности, никакого дебоша, ничего не было», — подчеркнул PR-директор. Он рассказал, что после этого они поехали в наркологический диспансер на экспертизу, а полицейские забрали у них паспорта. «Мы сдали все необходимые анализы, которые показали, что у нас нет никакого наркотического опьянения. У меня даже алкоголя не обнаружили, у Анастасии была минимальная доза алкоголя, потому что мы выпили виски и немножко вина», — отметил Александр Фитиль.

PR-директор заявил, что они будут разбираться в произошедшем.