Екатерининский парк в царском селе. Царское село - государственный музей-заповедник Пейзажный парк царское село

Небольшая прогулка по парку. Парк прекрасен, но обойти все я не смогла, и все же, несмотря на холодный осенний денек и закрытые на зиму скульптуры, красота парка завораживала.


Рыбный канал отделяет Нижний сад от Эрмитажного участка парка. Этот первый из искусственных каналов парка отрыт в 1720-х годах. Он соединяет Большой пруд с Каскадным каналом, идущим вдоль границы парка с жилой слободой. Свое название канал получил потому, что предназначался первоначально для разведения и ловли рыбы. Ряд стройных елей вдоль его берега посажен после Великой Отечественной войны взамен погибших, которые, по преданию, сажал здесь Петр I. Через канал перекинут металлический мостик.

Верхний сад

Павильон Нижняя ванна был построен по проекту архитектора И. В. Неелова в 1778 - 1779 годах и предназначался для придворных. Здание смещено с оси аллей Старого сада; его фасад наполовину скрыт деревьями и кустарниками: хозяйственные сооружения, предназначенные для придворных, таким образом скрывали от взглядов посетителей парка. И. Неелов, строивший ванну, выбрал затейливую форму в виде центрального перекрытого куполом цилиндрического объема с большой ванной внутри и примыкающих к нему шести низких круглых кабинетов, имеющих по три небольших круглых окна.

Мраморные массивные ванны стоят по стенам всех отделений Ванны - круглой средней залы и четырех, также круглых ванных покоев по сторонам, полы помещений - мозаичные. В прямоугольных помещениях с двух сторон павильона размещались две котельные-водогрейни, имевшие самостоятельные входы. Здесь вода разогревалась и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами.Внутренняя отделка павильона не дошла до нашего времени. В некоторых помещениях стены и плафоны были расписаны; комната для отдыха и раздевальня обогревались мраморными каминами, круглую медную луженую ванну окружала балюстрада. Со временем павильон будет частично закрыт группой деревьев, как в конце XVIII века.

Павильон Верхняя ванна находится перед восточным фасадом Екатерининского дворца на берегу Зеркального пруда. Два прямоугольных пруда на нижней террасе по сторонам Эрмитажной аллеи были вырыты еще в 1719 - 1722 годах. В регулярных садах пруды, обрамленные зелеными откосами, служили для создания эффекта отражения архитектурных сооружений. И теперь можно любоваться тем, как в зеркале одного из них отражается павильон Верхняя ванна. Его название связано с расположением - на верхней террасе парка. Он был построен в 1779 году архитектором В. Нееловым. Здание выполнено в стиле раннего классицизма. В 1811 году павильон был перестроен Бетанкуром. Художественное оформление наружных фасадов Верхней ванны достаточно скромны, но внутренняя отделка отличалась нарядностью и изысканностью. Так например, стены зала для отдыха были сверху до низу расписаны художником декоратором А.И. Бельским с использованием мотивов росписи Золотого дома Нерона в Древнем Риме. Центральный плафон передает сюжеты мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца.

До середины 19 века Верхняя ванна служила баней для императорской семьи ("Мыльня их высочеств"). В шести помещениях находились раздевальня, восьмигранный зал для отдыха, бассейн, парильня, котельная и сени. В годы Великой Отечественной войны Верхняя ванна была разрушена, но к 1953 году она была отреставрирована, включая внутреннюю отделку. Сегодня в павильоне проводятся временные выставки.

В 1720-х годах садовый мастер И. Фохт обработал участок Верхнего сада тремя террасами, так как пологая местность не удобна для разбивки регулярного парка. На верхней террасе был разбит цветник и посажены шпалерные куртины из стриженого кустарника. Теперь здесь устроены два партера. Их узоры образованы из угля, толченого кирпича и цветного песка. Орнамент партеров приближен к узорам барочных растреллиевских паркетов. Подобные партеры из "мертвых" материалов устраивались в парках до середины XVIII века. По-настоящему красоту этой декоративной затеи можно оценить, посмотрев на нее сверху, из окон дворца

Сквозь деревья видны Холодные бани и Камеронова галерея.

Здание Холодной бани и Агатовых комнат входят в состав ансамбля Камерона. Оно построено в классическом стиле к 1794 году. Как и во всем комплексе, сразу бросается в глаза контраст отделки нижнего и верхнего этажей. Массивный первый этаж отделан грубым пудостским камнем. На первом этаже павильона располагалась "холодная баня", включавшая в себя Купальный зал, теплую ванную и русскую парную. Архитектор попытался воспроизвести планировку античных римских терм, но особенности северного климата не располагали к долгому времяпрепровождению в такой бане.

На втором этаже расположены шесть комнат для отдыха. На отделку этих комнат ушла довольно крупная сумма денег. Кабинеты и залы облицованы яшмой, мрамором, порфиром. А по богатству лепки, живописи, паркета и декора Агатовые комнаты не уступают убранству самого Екатерининского дворца. Фасады второго этажа прорезаны нишами и украшены скульптурами и барельефами. Если смотреть со стороны висячего сада, то Агатовые комнаты воспринимаются как полноценное одноэтажное здание.

К 1794 году с южной стороны Екатерининского дворца был создан целый комплекс сооружений в модном тогда античном стиле по проекту шотландского архитектора Чарльза Камерона: Камеронова галерея, Холодные бани с Агатовыми комнатами, висячий сад и пандус.

Стены первого этажа галереи прорезаны большими арочными оконными проемами. Простенки между окнами выложены пудостским камнем (из села Пудость в окрестностях Санкт-Петербурга). Первый этаж состоит из среднего коридора с небольшими комнатами фрейлин по обеим сторонам, поэтому садик у галереи со стороны дворца называется Фрейлинским. В садик ведут Новые Пудостские (Фрейлинские) ворота, расположенные у Холодных бань. Они сооружены из пудостского камня каменотесом С. Копыловым по проекту В. П. Стасова в 1819 году. Два устоя ворот задуманы автором в виде счетверенных дорических колонн, перекрытых антаблементом и увенчанных чугунными изображениями жертвенников. Створы ворот простого и строгого рисунка состоят из ряда копий, соединенных в верхней части венками.

Владельцы дворца желали иметь строения в новом стиле, чтобы не отстать от художественных веяний Европы.
Екатерина II писала скульптору Э. Фальконе о своем увлечении античностью: "Я желала бы иметь проект античного дома, распланированного как в древности... Я в состоянии выстроить такую греко-римскую рапсодию в моем Царскосельском саду". Ее желание выполнил Ч. Камерон, приглашенный в Царское Село из Шотландии, о котором императрица писала М. Гримму: "Теперь я завладела мастером Камероном, шотландцем по рождению,... великим рисовальщиком, который напитан изучением древних и известен своей книгой "О древних банях". Мы с ним мастерим здесь в Царском Селе сад с террасами, с банями внизу и галереей наверху. Это будет прелесть". Так модное желание заказчицы "иметь... античный дом", совпавшее с научным изысканием архитектора, привело к созданию удивительного сооружения, которое можно назвать "термами Ч. Камерона".

По обеим сторонам от лестницы возвышаются мощные пилоны, украшенные бронзовыми фигурами Геркулеса и Флоры, выполненные в 1786 году по моделям скульптора Ф. Гордеева

Особенно хорошо Камеронова галерея воспринимается со стороны Большого пруда из регулярной части парка. Кажется, что колоннада парит в воздухе. С каждой стороны галерея украшена четырехколонным портиком.

Сразу бросается в глаза контраст между тяжеловесным цокольным этажом и легкой колоннадой. В цокольном этаже размещались небольшие комнаты придворных дам и фрейлин. В настоящее время там проводятся временные выставки.

Вдоль колоннады из 44 ионических колонн стоят бюсты античных богов, выдающихся деятелей различных эпох - философов, полководцев, политиков, ученых - кумиров Екатерины II. Всего 69 бюстов, среди которых есть изображение великого деятеля российской науки М.В. Ломоносова


Премацци, Луиджи - Пейзаж с Камероновой галереей и Зубовским корпусом

С юга на Камеронову галерею ведет массивный пандус. Этот пологий подъем был создан в 1792 году по приказу Екатерины II. Пандус, как и цокольный этаж Камероновой галереи, сооружен из пудостского камня. Семь арочных пролетов украшены маскаронами мифологических персонажей.

В 18 веке вдоль всего спуска находилось 14 скульптур муз и античных богов и богинь, и пандус стали называть "Лестницей богов". Но после смерти Екатерины II в 1799 году император Павел I приказал перевезти статуи в Павловск. В 1826 году на их месте появились чугунные жертвенники с чашами для цветов.

У подножья пандуса до 1941 года находились две огромные бронзовые вазы, которые исчезли во время фашистской оккупации. В 1811 году пандус был немного передвинут, чтобы располагаться на одной оси с Рамповой аллеей.

Сквозь деревья виден Зубовский корпус. Он начал возводиться симметрично Церковному корпусу в 1779 году по проекту Ю. М. Фельтена. Фасад корпуса исполнен в классических формах с колоннадой большого ордера из попарно поставленных мраморных колонн, охвативших второй и третий этаж. Екатерина II, поклонница нового стиля, велела устроить свои, покои именно в этой части дворца. Строительство корпуса окончено в 1785 году.

В Собственный садик выходит южный фасад Зубовского флигеля, во втором этаже которого находились апартаменты императрицы Екатерины II. В первом этаже этого флигеля были устроены личные комнаты императора Александра II. В годы Великой Отечественной войны эти интерьеры были разрушены и в настоящее время еще не восстановлены.

В таком прекарсном месте очень приятно заниматься физическими упражнениями.

Желтый Кухонный корпус по проекту архитектора В. И. Неелова.

К боковым флигелям примыкают одноэтажные служебные корпуса, представляющие собой две колоссальные дуги - циркумференции. Возведенные в 1744 - 1745 годах по проекту А. В. Квасова, они определили размеры и конфигурацию парадного двора. В них размещались службы дворца, мастерские и комнаты для приезжих.

Циркумференции завершает кованая чугунная решетка с воротами и гербом России.

На плац Парадного двора ведут трое ворот. Двое из них расположены между дворцом и циркумференциями, а главные - "Золотые" - по оси дворца, в разрыве между корпусами циркумференций.

Как пример применения кованого металла в русской архитектуре ворота Екатерининского дворца не имеют равных. Накладные позолоченные детали из прочеканенного железа превращают узор ворот в легкое черное кружево, сквозь которое просматривается лицевой фасад дворца. Из-за обилия золоченых деталей ворота названы "золотыми". В 1756 году только на позолоту ворот, ваз, статуй, лестниц, фасадов, интерьеров дворца ушло около ста килограммов золота.

Кроме центральных, "Золотых" ворот на парадный двор ведут и двое боковых. Наиболее интересны "Железные", примыкающие к Церковному корпусу. Они выполнены по рисунку Ф.Б. Растрелли в 1749 году слесарным мастером Кордони.

Екатерининский парк в Пушкине – жемчужина музея-заповедника «Царское Село»

Рубрика: Пушкин (Царское село)

В бывшем Царском Селе (ныне город Пушкин под Санкт-Петербургом) находится великолепный и роскошный Екатерининский парк. Он раскинулся на склоне Балтийско-Ладожского уступа и занимает площадь 107 га. Объект культурного наследия Российской Федерации. Своим названием обязан Екатерининскому (или Большому Царскосельскому) дворцу, который находится на его территории. Неторопливо прогуливаясь по его чистым и ухоженным аллеям и вдыхая чистый воздух, обязательно проникаешься неповторимой атмосферой этого исторического места. И мысленно переносишься на три столетия назад, когда парк начали закладывать, а впоследствии – активно обустраивать.

События до появления Екатерининского парка

XVII век. Екатерининского парка еще нет. Но эта местность на Приневской низменности (она охватывает долину Невы и рек-притоков Ижора и Тосна) не пустовала. Ее облюбовал один шведский магнат, имевший здесь небольшую усадьбу. Впервые частное владение упоминается в источниках 1501 года. На картах того времени обозначено как «Сарица». Позже название русифицировали: сначала его называли «Сарская мыза», а потом «Царское Село».

После изгнания шведов Петр Великий даровал усадьбу своему фавориту графу Александру Меньшикову. В 1710 году император своим указом передарил территорию мызы и прилегающие к ней деревни и земли Марте Скавронской, своей будущей жене Екатерине Алексеевне. Спустя восемь лет здесь началось строительство небольшого каменного дворца в два этажа, позже названного Екатерининским. Оно продолжалась до 1724 года (проектант – архитектор Иоганн Браунштейн). К западу от него отгородили участок леса и устроили так называемый Зверинец, где держали живность – лосей, диких кабанов, зайцев – для царской охоты.

В 1719-1722 годах Ян Роозен, мастер по созданию садово-парковых ансамблей, расширил и перепланировал террасами сад. Иоганом Фохтом, другим садовых дел мастером, проделана согласно проекту большая работа. Была проложена прямая перспектива от дворца к царскому Зверинцу, укреплены сваями берега Большого пруда (они стали шестиугольными), вырыт Рыбный канал. Часть парка, которая прилегала к «каменным палатам» с восточной стороны, назвали Верхним садом (она была выше). Нижним садом стала часть, расположенная, соответственно, ниже.

Особенности ансамбля Екатерининского парка

Датой его основания считается 1717 год. Парковый ансамбль складывается из двух частей: это регулярный Старый сад и пейзажный Английский сад. Над его обликом помимо Роозена и Фохта трудились архитекторы Б. Растрелли, М. Земцов, С. Чевакинский, В. Неелов, А. Ринальди, инженер И. Герард и другие.

Екатерининский парк – сердце дворцово-паркового ансамбля Царского Села, его подлинная жемчужина. К сведению: бывшая императорская резиденция Царское Село относится к числу лучших памятников садово-паркового искусства XVIII-XX веков. В 1990 году занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

После Екатерины I следующей владелицей парка стала императрица Елизавета Петровна. Она тратила огромные средства на украшение царскосельской резиденции. При ней тут появились многие сооружения, самое известное – «Катальная горка». Наличие такого разнообразия объектов – павильонов, террас, памятников, прудов – по достоинству оценивают сегодня, спустя столько времени, его многочисленные посетители.

Старый сад и Пейзажный парк

Старый сад . Разбитый в регулярном стиле, он имеет четкую симметричную планировку. Галереи и залы состоят из красиво подстриженных деревьев и кустарников. Эрмитажная аллея соединяет Екатерининский дворец с Эрмитажем – ее называют главной осью сада. Вдоль нее «поселились» изваяния античных героев: Андромеды, Персея, Геракла, Галатеи и других. Их изготовление заказывал в Венеции еще Петр Великий. Перед дворцовым фасадом есть два партера. В них, в самом центре, находятся скульптуры «Мир» и «Великолепие».

Пейзажный парк . Его облик приближен к естественному ландшафту, и в этом его особенность. Пейзажный парк активно обустраивался при Екатерине II. Здесь выкопали пруды и каналы, посадили множество самых разных деревьев и кустарников, создали холмы-насыпи. Имеются памятники в честь побед России в русско-турецких войнах. Из множества павильонов выделим павильон «Зал на острову». Он находится на острове в центре Большого пруда – доминанты Пейзажного парка. В парке, и это еще одна его особенность, нет естественных водоемов (рек и озер). Большой пруд заполнили из протекавшей здесь речки Вангази, ныне превращенной в каскад прудов.

Екатерининский парк: интересные факты

Екатерининский парк в государственном музее-заповеднике «Царское село» не единственный. Еще есть Александровский парк, его площадь примерно 200 га. Оба парка – неотъемлемая составляющая бывшей императорской резиденции в Пушкине.

В Екатерининском парке реализуется жесткая политика по охране окружающей среды. Благодаря принимаемым мерам и, собственно, существующему природному микроклимату парк признан самым чистым районом.

После Октябрьской революции дворцово-парковый комплекс был национализирован и превращен в музей. В годы же Великой Отечественной войны фашисты уничтожили более четверти всех деревьев – свыше трех тысяч. Восстановление парка началось еще до победы, а первых посетителей он принял летом 1945 года.

Великий русский поэт А. С. Пушкин учился в Царскосельском лицее. Летом 1831 года он снимал в Царском Селе дачу. Здесь и увидело свет письмо Онегина в романе в стихах «Евгений Онегин». В одном из своих стихотворений Пушкин также описывает мраморные скульптуры Старого сада, восхищаясь их очарованием.

Справочная информация для туристов:

Адрес: Санкт-Петербург, г. Пушкин, Государственный музей-заповедник «Царское Село», ул. Садовая, 7.

Летом Екатерининский парк открыт для посещения с 7:00 до 23:00, зимой с 7:00 до 21:00.

Ехать электропоездом с Витебского вокзала до станции «Царское Село», дальше автобусами.

Замечательные образцы парковых композиций в духе позднего барокко были созданы к середине XVIII века в летней царской резиденции, расположенной к югу от столицы. Ее владелица — Елизавета Петровна — решила затмить великолепием новых царскосельских дворцов и садов другие пригородные ансамбли.

Старая усадьба, принадлежавшая Екатерине I, была основана в 1708 году на месте шведской Сарской мызы. В 1716 году строятся каменные палаты, хозяйственные дворы, заложен плодовый сад, устроены охотничьи угодья. В 1719-1723 годы садовыми мастерами Я. Роозеном и И. Фохтом был заложен регулярный увеселительный сад с террасами, липовыми шпалерами, каналами, двумя декоративными бассейнами и прудом на речке Кузьминке. Центральная аллея сада и ее продолжение на северо-запад от дворца к Зверинцу предопределили основную композиционную направленность ансамбля на много лет вперед.

Опытный зодчий М. Г. Земцов разработал программу радикальной реконструкции сложившейся усадьбы, но ему не суждено было ее осуществить. После смерти Земцова его ученики и последователи А. В. Квасов и С. И. Чевакинский успешно вели строительство дворца и парковых сооружений, а также Нового, или Верхнего, сада, расположенного между дворцом и Зверинцем. Завершение строительства дворца, причем уже в новой трактовке его объемно-пространственного решения и барочного декора фасадов, выпало на долю Ф.-Б. Растрелли.

Окончание строительства было отмечено праздником 30 июля 1756 года, который совпал с другим событием, имевшим важное военно-политическое значение — победами русских войск в Пруссии. В Царское Село были доставлены военные трофеи. С этого момента его залы и парки стали свидетельствовать не только о достижениях русского искусства, но и об успехах русского воинства. В дальнейшем сложилась традиция отмечать многочисленные победы русского оружия установкой в парке обелисков и других торжественных монументов.

Полным ходом шли работы и по реконструкции Старого сада и расширению всего паркового комплекса. В одну осевую композицию протяженностью 1,2 километра были объединены Старый сад, дворец, Новый сад и Зверинец.

Размах работ в период 1740-1750-х годов был огромным. Строительство велось на многих участках царской резиденции, на них трудились сотни каменщиков, землекопов, садовых рабочих, возчиков. Во дворцах и павильонах работали русские крепостные мастера - лепщики, живописцы, резчики. В Царское Село везли строительный материал - кирпич, уральский мрамор, тосненский и пудостский камень, лес. Сюда непрерывным потоком доставляли на повозках крупномерные деревья - липы, дубы, клены, иноземные экзотические растения. Так рядом со столицей возникал крупнейший дворцово-парковый комплекс.

Одним из шедевров русской садово-парковой архитектуры середины XVIII века считается царскосельский Эрмитаж. В нем ярко выражены все наиболее характерные черты эпохи зрелого барокко, что стилистически объединяет его с главным элементом ансамбля — Большим дворцом. Эрмитаж был поставлен на открытой площадке, облицованной мрамором «в шахмат», в центре пересечения десяти радиально расходящихся аллей, в окружении канала и балюстрад, образовавших в плане вычурную фигурную рамку.

К центральному, перекрытому восьмигранным куполом двухэтажному объему главного зала примыкали четыре симметричных «кабинета». Фасады павильона, чрезвычайно пластичные, покрытые сложным архитектурным декором, представали перед зрителем в разных ракурсах, причем с каждой из радиальных аллей раскрывалась лишь часть фасада. Эрмитаж (архитекторы М. Г. Земцов, Ф.-Б. Растрелли, С. И. Чевакинский) являл собой яркое, праздничное зрелище, был щедро украшен скульптурой, имел богатую полихромную раскраску: белые архитектурные детали и позолоченная скульптура на сине-зеленом фоне. Большие оконные проемы, отражающиеся в многочисленных зеркалах, росписи стен и плафонов, резные цветочные гирлянды, вазы, живописные изображения архитектуры — все это связывало интерьеры с парковым пейзажем, иллюзорно растворяло одно в другом. Вместе со своим окружением Эрмитаж представлял великолепный пример синтеза архитектуры, скульптуры, живописи и садово-паркового искусства.

В 1749 году на берегах Большого пруда строится Грот. Композиционная роль этого сооружения (архитектор Ф.-Б. Растрелли) заключается, прежде всего, в том, что он органично связывает Старый сад с пространством Большого пруда, как бы выводит его замкнутые внутренние пространства по новой поперечной оси на широкий простор озера и одновременно акцентирует юго-западный «фасад» сада. Скульптуры дельфинов и нереид, купол, изображающий фонтан, фигуры морских божеств - все это говорит о водной тематике этого павильона.

Непрерывно изменялся и обогащался облик аллей, боскетов и террас в Старом саду. Но его планировочная структура оставалась неизменной. Как и прежде, к дворцу примыкала верхняя терраса, которая имела плоскостное решение. В поле зрения преобладали сложные цветочные партеры, огибные дороги. Далее располагались стриженые боскеты, водные зеркала в вычурном барочном обрамлении. Следующие террасы были засажены в основном плодовыми деревьями. Завершала композицию эрмитажная березовая роща. Однако сложный рисунок дорог и аллей вокруг Эрмитажа, каскады Нижних прудов и, конечно, сияющие позолотой павильоны придавали Старому саду совершенно новый, праздничный, парадный облик. Функции эрмитажной рощи усложнились, это был уже не только сад для уединения и размышления, но и место пышных приемов, развлечений придворной знати. То же относится и ко многим другим частям парка - Зверинцу, островам Большого пруда.

В 50-60-х годах XVIII века крупные парковые павильоны доминировали в пространстве. Вся система визуальных взаимосвязей была в те годы иной, чем в более поздний период. Дворец (как и Эрмитаж) свободно просматривался со многих точек молодого еще сада. Из окон дворца открывалось все пространство сада, включая и Большой пруд. С другой стороны, плотные боскеты создавали малые камерные пространства, почти полностью изолированные, тогда как сегодня, несмотря на то что деревья разрослись, взгляд свободно проникает в подкронное пространство на значительную глубину. Ведущей породой в садах Царского Села была в тот период, бесспорно, липа, а дополняющей - дуб. Липа наилучшим образом соответствовала местному климату, почвам и в то же время превосходно переносила стрижку. Большую роль играли также шпалеры из тиса, самшита.

В Старый сад было свезено множество беломраморных, свинцовых и позолоченных скульптур из парков Петербурга, принадлежавших ранее опальным царедворцам и государственным деятелям - А. Д. Меншикову, А. И. Остерману и др. Он становился, так же как и ранее Летний сад, музеем скульптуры. Выполненные в динамических формах барокко фигуры античных богинь и героев удовлетворяли познавательные интересам публики, прославляли гражданские добродетели. Большинство скульптур были созданы лучшими итальянскими мастерами — П. Баратта, Л. Дзордзони, Д. Бонацца и др. Мраморные скульптуры экспонировались на наиболее выгодном для их осмотра фоне, образованном мелкой фактурой стриженой листвы, в зеленых нишах, которые служили им своеобразной рамкой и контрастно их оттеняли.

Одновременно проводились работы и в Новом саду. Его территория, квадратная в плане, была окружена глубоким каналом. Каменная стена с бастионами по углам окружила Зверинец. В центре Зверинца по проекту С. И. Чевакинского построили нарядный павильон Монбижу. Композиционная роль его во многом аналогична эрмитажной: находясь на продолжении главной оси (но только в противоположном северо-западном направлении) и на пересечении 6 радиальных просек, он архитектурно активизировал все пространство Зверинца. Павильон напоминал Эрмитаж и внешне: это был двухъярусный восьмигранный объем под куполом, с барочной отделкой интерьеров и фасадов. Он также был окружен каналом.

Территория Нового сада членилась на 4 боскета размером 200x200 метров, причем каждый из них имеет свой собственный облик: в боскете Карусель — это искусственные прудки, в боскете Грибок — 37 беседок, боскет Парнас до сих пор украшает высокая искусственная гора конусовидной формы, центральное место в четвертом боскете занимал театр.

Границы паркового ансамбля расширяются и переносятся к ручью Вангази. Были также предприняты работы по дальнейшему развитию водной системы за счет использования источников в 6 км к северо-западу от дворца. Для этого пришлось прорыть Виттоловский канал. Это позволило не только поднять уровень воды и увеличить площадь Большого пруда, придать ему более четкие геометрические контуры, но и создать целый ряд водоемов, в том числе цепочку каскадных прудов за Эрмитажем, на ручье ниже старой плотины.

На северном берегу пруда Растрелли строит увеселительный павильон Катальной горы. Известный изобретатель А. К. Нартов выбрал место и разработал техническую часть этого сложного сооружения. Оно было поставлено на холме, открытом в сторону пруда, имело два специальных «катальных» форса, к которым В. И. Неелов позже пристроил третий, достигавший острова в центре пруда. Катальная гора была уникальна и не имела аналогов в Европе.

Дальнейший переход проектирования в руки А. Ринальди, И. В. Неелова, Д. Кваренги, Ч. Камерона не привел к резкому разрыву с замыслами их предшественников. Екатерининский период формирования ансамбля ознаменовался его территориальным развитием, появлением новых элементов. От регулярного принципа к пейзажному, от стремления подчинить, упорядочить природу с помощью архитектуры до идеализации «натуры», подражания ей — такими путями шло формирование Царского Села в 60-90-е годы XVIII века.

Доминанта ансамбля — Большой дворец сохранил и усилил господствующее положение. Проходящая через него центральная планировочная ось «северо-запад—юго-восток» длиною более километра продолжала играть ведущую роль в плане огромного дворцово-паркового комплекса. Но то новое, что было создано здесь, придавало ансамблю большое стилистическое и пейзажное разнообразие, художественно-историческую глубину.

В 1770-х годах на берегах Большого пруда, переделанных «под природу», возникает ряд новых парковых сооружений. Их положение и роль в ансамбле была предопределена В. И. Нееловым. По его проекту строятся Палладиев мост (старое название — Сибирская мраморная галерея), комплекс Адмиралтейства. Архитектор Ю. Фельтен воздвигает монументальную башню Руину, призванную отметить победу в русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов. С ее верхней площадки, расположенной на высоте 21 метр, открывался широкий вид на парк. А. Ринальди устанавливает Чесменскую, или Ростральную, колонну, а также Кагульский обелиск и Морейскую колонну. Эти сооружения и монументы завершили создание одной из самых интересных архитектурно-ландшафтных композиций царскосельского ансамбля.

Во второй половине 1770-х годов вновь центр внимания устроителей парка перемещается к Старому Екатерининскому саду. К счастью, он не подвергся радикальной перестройке, сохранив в целом регулярный характер планировки. Но в нем появилось много новых черт в духе времени: заменена каналом каменная стена сада (это позволило раскрыть виды на парадные фасады служебных зданий, расположенных вдоль Набережной улицы), сделаны более отлогими берега двух малых прудов на третьей террасе, устроены каскады на Нижних прудах, рядом с ними насыпана Трифонова горка (названа по имени мастера, работавшего в Царском Селе в 1740—1770 годах, — Трифона Ильина). Этот искусственный холм обсажен высокими деревьями, и в их тени на вершине устроена «китайская» беседка. И. В. Неелов (сын В. И. Неелова) строит в Старом саду Верхнюю и Нижнюю ванны, а также Эрмитажную кухню у южного входа в сад.

К западу от Большого дворца возникает архитектурно-ландшафтный комплекс, выполненный в модном китайском стиле. Он включил в себя Большой каприз, Китайскую деревню, Скрипучую беседку, Китайский театр, Китайские мосты на Крестовом канале и другие садовые сооружения (проекты В. И. и И. В. Нееловых, Ю. Фельтена, А. Ринальди, Ч. Камерона, реализованы в основном в 1782—1798 годах). Улицу «деревни» образовывали десять стилизованных гостевых домиков, а на центральной площади расположилась восьмиугольная пагода («обсерватория»), стены которой были орнаментованы на восточный манер.

Комплекс «китайских» построек являлся продуктом широко распространенного в Европе тех лет увлечения искусством Дальнего Востока, оказал сильное влияние на русское паркостроение. Царское Село было самым крупным по масштабам примером создания садовых павильонов в стиле шинуазри. На первых этапах развития пейзажной планировки такие постройки рассматривались чуть ли не как обязательные для дворцового или усадебного парка.

Из сохранившихся доныне «китайских» построек наибольший интерес представляет Большой каприз — земляная гора, имеющая форму насыпи с большой и малой арками и беседкой-пагодой в центральной части. Это монументальное сооружение тесно увязано с планировкой всего парка: большая арка фиксирует направление на Большой дворец, а малая ориентирована на поперечную ось Нового сада, которая в дальнейшем была закреплена портиком Александровского дворца. Таким образом, это парковое сооружение играет роль связующего элемента между двумя архитектурными доминантами ансамбля.

В это же время на прилегающей южной территории парка Д. Кваренги строится ряд садовых сооружений, среди них Концертный зал, купальня, Кухня-руина, зал на острове (реконструкция), Гатчинские ворота (вместе с А. Ринальди).

Летом 1779 года Екатерина II, мечтавшая о греко-римской «рапсодии» в своем царском саду, привлекает к работам по реконструкции дворца и парка шотландского архитектора Чарльза Камерона, два десятилетия изучавшего древнеримские и ренессансные постройки в Италии. Этот выбор не случаен, он полностью отвечает уже осознанной перемене в стилевой направленности. Замечательный архитектор-историк, Камерон проявил тонкое понимание паркового искусства, пейзажных закономерностей. Одновременно с работами по Царскому Селу он строит в соседнем Павловске, на берегах Славянки, Храм Дружбы, Колоннаду Аполлона и дворец наследника престола и во всех работах показывает те новые возможности, которые открываются в художественном взаимодействии строгих форм классической архитектуры с живописно организованным пейзажем. Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села, и Павловска. Семья Буша, в том числе его помощник-сын и дочь, вышедшая замуж за Камерона, находилась в Царском Селе с 1775 года.

Камерону сразу же поручается проект Концертного зала на острове Большого пруда. Немедленно вслед за этим он приступает к строительству терм наподобие античных.

Большое значение для царскосельского ансамбля имели и другие работы по расширению и перестройке Екатерининского дворца, в особенности строительство Агатового павильона и пандуса (1780—1795). Комплекс преобразил южную часть дворца и прилегающую парковую территорию. Это был качественно новый уровень взаимосвязи архитектуры с окружающим ландшафтным пространством, основанный на их взаимопроникновении. Открытая легкая галерея для прогулок с широкой великолепной лестницей, терраса висячего сада и длинный пандус самым непосредственным образом связывали дворец с прудом, дубовой рамповой аллеей, ведущей к Гатчинским (Орловским) воротам, открывая эффектные виды на новый пейзажный парк и террасы Старого сада.

Важным фактором дальнейшего развития Царского Села стало строительство по проекту Д. Кваренги Александровского дворца (1792—1796), что в дальнейшем определило структуру всей северной части ансамбля. Дворец, выходящий своим строгим и простым (по сравнению с Екатерининским дворцом) фасадом на поперечную просеку — «блезир» Нового сада, закрепил чуть ли не единственную поперечную композиционную ось ансамбля в направлении с северо-востока на юго-запад и явился центром нового планировочного района парка, освоенного несколько позже, в начале XIX века. Однако этот дворец, в отличие от Екатерининского, уже не подчиняет себе пространство сада, а лишь композиционно дополняет его. Величественная полуротонда на западном фасаде эффектно замыкает перспективу широкой аллеи, но зодчий не ставит себе целью превратить дворец в еще одну доминанту парка, спорящую с дворцом Растрелли. Такой прием характерен для периода, когда идея подчинения природы архитектуре уже была отвергнута.

Серьезный этап в развитии ансамбля — формирование пейзажных садов, окружающих Александровский дворец с запада, севера и востока, по проекту, разработанному с большим мастерством И. В. Нееловым в 1792 году (древесные посадки производил И. Буш). Главным мероприятием стало сооружение трех связанных друг с другом прудов со свободными плавными очертаниями, окруженных живописными рощами, лужайками.

Ансамбль территориально развивается и за счет закладки новых парков. Так, в 1783-1785 годах И. В. Неелов строит западнее Царского Села близ деревни Баболово у речки Кузьминки Баболовский дворец и разбивает вокруг него пейзажный сад с прудом. Позже здесь будет создан и большой парк площадью свыше 300 гектаров.

В длительной истории царскосельского ансамбля периоды подъема сменялись годами упадка и разорения. После смерти Екатерины Павел I распространил свою неприязнь к матери и на ее любимую летнюю резиденцию. Все неоконченные работы в Царском Селе с 1796 года приостанавливаются, многие предметы декоративного убранства переносятся в Михайловский дворец, Гатчину и Павловск. Китайская деревня частично разобрана на строительный материал. Многие статуи, ранее украшавшие парк, бесследно исчезли. Коллекцию античных статуй, установленных на пандусе, перенесли в Павловск, который теперь становится центром развития паркового искусства России.

Мы продолжаем осмотр достопримечательностей Санкт-Петербурга и его окрестностей и сегодняшний день хотим посвятить прогулке по Екатерининскому дворцу и парку в Царском Селе (ныне город Пушкин).

Вы тоже можете по нашим следам совершить виртуальную прогулку по Екатерининскому Дворцу и Парку, чтобы ощутить атмосферу этого исторического места.

А теперь еще больше подробностей!

Добраться до Екатерининского Парка получается достаточно быстро. А, главное, очень просто. В 100 метрах от станции метро «Московская» находится стоянка автобусов и маршруток, отправляющихся в пригороды Санкт-Петербурга.

С номерами мы не заморачивались. Проще было спрашивать водителя про то место, куда нам нужно было доехать. Город Пушкин, Царское Село, Екатерининский Дворец — этих волшебных слов было достаточно, чтобы добраться до места.

Мы сразу же заняли место в небольшом автобусе, который следовал до города Пушкин. Заплатили по 36 руб. И через 45 минут водитель высадил нас на остановке возле парка и даже объяснил, куда нам идти дальше.

Первое, что нас поразило — это огромное количество зелени и удивительный воздух. Аромат свежескошенной травы переплетался с запахами цветущих деревьев. Вдоль нашего пути, который проходил вдоль парка, текла небольшая речушка, в которой самозабвенно ныряли многочисленные утки, выискивая себе пропитание. А на берегу дремала небольшая утиная семейка, вызывая умиление всех проходивших мимо людей.


Добраться до входа в парк оказалось очень легко. Ориентиром служили красивые золотые купола храма возле Екатерининского дворца.

Вход в Парк открыт с 10 часов, а во Дворец — с 12 часов. Выходной день — вторник.

Безо всяких очередей приобрели билеты на вход в парк. Стоимость 120 руб. (льготный билет 30 руб.). Такие цены были летом 2014 года.

Не забудьте в кассе взять карту Екатерининского Парка! По ней очень удобно ориентироваться, чтобы не пропустить достопримечательностей и не заблудиться на огромной территории Парка.

Вы можете найти копию этой карты немного .

Какая удача, что денек выдался очень приятный! С утра на небе было пасмурно, зато не было дождя. А это, как мы поняли, для Петербурга редкая удача. А ближе к обеду на небе даже появлялось солнце, что позволяло воспринимать парк в совершенно других красках.

На входе нас встречал музыкант.


Он так замечательно вписывался в окружающую картинку, а мелодия его волшебной флейты очень здорово настраивала на совершенно другую эпоху. И все это как-то легко позволило оставить за воротами современный мир и погрузиться в красоту и роскошь царской жизни.

Увидев длинную очередь в сам дворец, решили начать с прогулки по территории парка.

Было около 11 часов, и до начала работы дворца оставался целый час. А ждать в очереди открытия, когда кругом такая красота, совсем не хотелось. Подробнее про сам дворец, про порядок и режим его работы можно почитать .

Утренняя прогулка по Екатерининскому дворцовому парку обещала быть чудесной. Народу с утра здесь было совсем мало, а самые первые виды производили неизгладимое впечатление.


Как же здесь все красиво! И лес, и газоны, и цветники. В парке проложено множество тропинок, по которым можно долго прогуливаться, наслаждаясь чистым ароматным воздухом,


вдыхать потрясающий запах цветов и свежескошенной травы, любоваться аллеями,


старинными постройками,


фонтанами,


скульптурами,


а также многочисленными каналами и озерами. Конечно, жаль, что многие из них находились в весьма заболоченном состоянии. Но если представить, как это выглядело несколько сот лет назад, то остается только восхищаться этой рукотворной красотой, которая была здесь создана.

Огромное впечатление произвело мощное многоствольное дерево, мимо которого невозможно было пройти не сфотографировавшись.


Постепенно мы дошли до Большого Озера. В самом его центре располагался остров, утопающий в зелени деревьев. В глубине находился красивый зал, а рядом с островом возвышалась Чесменская колонна. Добраться туда возможно было только по воде.

И здесь неожиданно для себя мы увидели небольшой паром , на котором было возможно доехать до острова и даже дальше — до противоположного берега.


Разумеется, сделать это можно было за дополнительные деньги. Почему-то во многих достопримечательностях Санкт-Петербурга и его окрестностях практикуется эта система многочисленных дополнительных сборов за каждое действие внутри парка. Входные билеты не включают в себя ничего, кроме входа. И даже туалеты на многих территориях стоят дополнительных (немалых) денег.



Но в этот прекрасный день не хотелось думать о таких мелочах, а выглянувшее солнышко очень заманчиво приглашало нас прокатиться на этом небольшом пароме по гладкой и прозрачной водной поверхности старинного озера.

В стоимость билетов 200 руб. (льготный — 100 руб.) входил переезд на остров, который находится посередине озера, аудио-экскурсия во время плавания, 20-минутная прогулка по острову и возвращение на берег. При этом можно было вернуться к месту, с которого отплывали, а можно было на другом пароме доплыть до противоположного берега.

Вы можете найти причалы паромов по карте. Маршрут движения выделен пунктирной линией через Большое Озеро.

Начало работы парома с 12.00. Мы как раз оказались здесь в это время и даже успели выпить кофе с потрясающими булочками. Они были настолько вкусны, насколько огромной была цена на них. 😯 Паром собрал около 15 человек, сопровождающий нас сотрудник ударил в колокол и включил запись аудиогида. На этом его работа закончилась, а наша поездка началась.

Паром очень медленно скользил по водной глади, на небе светило солнышко, вокруг пахло деревьями и цветами. Под легкую музыку аудиогид рассказывал нам о парке, о его постройках и насаждениях, об истории и традициях царского двора.

Через 15-20 минут мы причалили к острову.

Оказаться на острове — всегда очень романтично. Поэтому было глупо не воспользоваться такой возможностью. И ощущения, когда небольшой кусочек суши окружает вода, всегда очень необычны.

Наша небольшая группа довольно быстро разбрелась по крошечной территории, затерявшись между деревьями. И создавалось полное впечатление, что ты один находишься в тишине на совершенно необитаемом острове.

Кроме замечательного леса и небольшого парка, здесь располагался зал, который был закрыт, и знаменитая колонна с орлом.


Только находясь на этом острове, появляется уникальная возможность подойти вплотную к Чесменской колонне . Она возвышается из воды, поэтому перейти к ней возможно по живописному мостику.


И подняться на смотровую площадку, с которой открывается потрясающий вид на парк. Здания, расположенные на берегу, смотрятся отсюда совершенно по-другому. Вот турецкая баня с золоченным куполом.


Вот здание грота отражается в зеркальной воде. А рядом видно, как канал, протекающий под выгнутым мостом, впадает в Большое Озеро.


И еще один замечательный вид на здание «Грота», но уже со 2-го парома, который должен был отвезти нас на противоположный берег озера.


К слову сказать, здесь еще есть возможность покататься по озеру на гондоле. Но когда мы там были, гондола «не работала». Нам удалось сфотографировать только ее нос.

На обратной дороге на пароме вновь можно было слушать аудио-гида, который продолжил свое повествование о том, как здесь все было устроено несколько веков назад.

Неожиданно на паром с острова перелетели несколько голубей и ехали с нами «зайцами» почти до самого берега. 🙂

А возле пристани нас встречали многочисленные утки, которым и в наши дни позволено жить в этом замечательном месте.

После причала парома на противоположный берег мы с удовольствием продолжили прогулку по восточной стороне озера.

Вокруг было множество молодоженов. Как же красиво и гармонично смотрелись здесь женихи с невестами. А свидетели в нарядных длинных платьях и строгих костюмах удивительно вписывались в эти пейзажи: дворцы, изящные мостики, парки. Было полное ощущение, что ты находишься в той эпохе.

Постепенно мы дошли до галереи,


откуда открывается потрясающий вид на регулярный парк. Подстриженные деревья, разноцветные цветочные клумбы, изогнутые тропинки — все это не могло не восхищать.


Совершенно незаметно прошло 2 часа. Ну и теперь наш путь лежал в великолепие которого снаружи просто завораживало.

Мы прогуливались по Екатерининскому Парку в Царском Селе (Пушкин) 27 июня 2014 года. На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Напишите в комментариях, а какие парковые комплексы вы посещали и какие из них запомнились больше всего.

Для справки. На месте будущего Царского Села находилась небольшая усадьба «Saris hoff», или «Saaris moisio» (в переводе с финского - «мыза на возвышенном месте»), а по-русски - Сарская мыза, обозначенная на шведских картах XVII столетия. Сразу по окончании Северной войны мыза была подарена А. Д. Меншикову, назначенному генерал-губернатором освобожденного края, а 24 июня 1710 года по приказу Петра I «отписана» его будущей жене Екатерине Алексеевне (официальное бракосочетание Петра I с Екатериной состоялось в феврале 1712 года) и включена в разряд дворцовых земель.
В 1710–1720 годах на месте усадьбы начинает создаваться загородная царская резиденция, вокруг которой появляются деревни, а также слобода дворцовых служителей. Постепенно планировка ансамбля упорядочивается. А с началом дворцового строительства Старая мыза получила высокий титул Царского Села.
Композиционным центром ансамбля является Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец. Главный фасад Екатерининского дворца ориентирован в сторону Александровского парка, противоположный - обращён на юг и выходит в Екатерининский парк.

Со стороны города отчётливо видны церковный и великокняжеский (Императорский лицей) флигели, а Зубовский корпус и Термы Камерона скрыты со стороны парка.

Поражают масштабы Екатерининского дворца, длина главного фасада которого (без флигелей) составляет 280 метров. Екатерининский дворец является одним из самых крупных исторических зданий Санкт-Петербурга.

По кончине Екатерины I, Царскосельское имение перешло к будущей императрице Елизавете Петровне. При ней, Царское Село превратилось в одну из главных летних императорских резиденций, где огромное внимание уделялось строительству.
Современники были буквально ослеплены роскошью отделки дворца. Когда Елизавета приехала с двором и иностранными послами осмотреть законченный дворец, то всякий спешил выразить императрице свой восторг и удивление, один только французский посол не говорил ни слова. Императрица, заметив его молчание пожелала знать его причину и получила на это в ответ, что он не видит здесь самой главной вещи: «футляра на сию драгоценность».
Дворец перестраивался всё царствование Елизаветы. Позднее, Екатерина II говорила в своих записках: «Здешний дворец тогда строился, но это была работа Пенелопы: завтра ломали то, что сделали сегодня. Дом этот был шесть раз разрушен до основания и вновь выстроен прежде, чем доведён был до состояния, в каком находится теперь…».

Во время Великой Отечественной войны город Пушкин оказался в зоне оккупации. Несмотря на заранее подготовленный план и героические усилия оставшихся работников музея, эвакуирована была лишь четвёртая часть фондов.
Пытались эвакуировать и знаменитую Янтарную комнату, однако пробное снятие узкого панно показало, что без значительных повреждений демонтировать её не получится. Тогда и было принято решение законсервировать Янтарную комнату от возможных повреждений и оставить во дворце...

Екатерининский дворец. Фрагмент фасада. Фото М. А. Величко. 1944.

Когда в город вошли немцы, в Екатерининском дворце, в личных покоях Александра II расположилось гестапо, в подвалах дворца - тюрьма. Нижний этаж был превращён в гигантский гараж, дворцовая церковь - в стоянку и мастерскую для мотоциклов, а в церковных куполах размещался наблюдательный пункт.
Екатерининский дворец получил сильнейшие повреждения от бомбёжек и пожаров, больше всего пострадала центральная часть дворца с Большим залом. Дворец был разрушен так сильно, что после войны вначале даже планировалось его не восстанавливать.

Екатерининский дворец в Пушкине. Первая антикамера. Фото С. Г. Гасилова. 1944.

21 марта 1944 года состоялась научно-техническая конференция, посвященная вопросу реставрации пригородных дворцов (Петергоф, Пушкин, Павловск, Гатчина). О том, как решалась судьба Екатерининского дворца, узнаём из стенографического отчёта: «...это самое тяжелое место для подлинного восстановления. Почему же такая странность: меньше сгорело, а восстановить труднее? Дело в том, что вся обработка в других дворцах была монументальной - состояла из штукатурных украшений, искусственного мрамора, который не сгорает до конца, и т.д. А в Детскосельском дворце все парадные части не были оштукатурены, они имели гладкие кирпичные стены, на которых сделан деревянный каркас, по которому делались деревянные щиты, а затем шла деревянная резьба. И все затянуто шелками. И пожар уничтожил все деревянное. Но, к счастью, не все погибло: сохранился Большой зал, он, во всяком случае, восстановим, а вот анфилада погибла. Екатерининские Агатовые комнаты сохранились, но не сохранился зал Камерона. Что же делать? Половина сохранилась, и половина нет. И волей судеб приходится оставить дворец - дворцом: дворец Елизаветинской и последующих эпох».
Мастерство реставраторов возродило основные черты былого великолепия императорской резиденции, а к 300-летию Петербурга была воссоздана и утраченная Янтарная комната.

А теперь небольшая прогулка по парку.
Екатерининский дворец и Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Горбатый гранитный мост через Рыбный канал.

Екатерининский парк состоит из двух частей: регулярного Старого сада и пейзажного Английского парка. Старый (Голландский) сад основал, по преданию, сам Петр I. Эту легенду приводит в своем сочинении «Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей» (1817) П. П. Свиньин: «Петр I, заезжая иногда сюда прохлаждаться молоком к старой голландке Сарре, пленился местом сим…» и собственноручно насадил платановые и дубовые аллеи.
Так или иначе, но именно голландские мастера садово-паркового дела Я. Роозен и И. Фохт распланировали в 1720-х годах Старый сад на трех уступах перед царицыным дворцом. В это же время на третьем уступе были устроены Зеркальные пруды, а на речке Вангазе, стекавшей с холма, - еще два пруда: Верхний (Большой) и Мельничный, позже вошедший в систему Каскадных, или Нижних, прудов.
В середине XVIII века сад был расширен, перепланирован и украшен скульптурой. Ф.-Б. Растрелли спроектировал павильоны «Эрмитаж» и «Грот», а также Катальную гору.

Павильон «Эрмитаж» и чаша с химерами.

Тогда же на территории к югу от дворца и вокруг Большого пруда, был разбит пейзажный «английский сад».

Мраморный мост.
Также мост называют Сибирская мраморная галерея. Мост поставлен над узкой протокой, соединяющей Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из 7 островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих.
Детали моста были вытесаны уральскими мастерами на Екатеринбургской гранильной фабрике из местного голубовато-серого горношитского и белого становского мраморов.

Лебяжьи островки

Комплекс из трех павильонов, издавна называемый Адмиралтейством. Был возведен на берегу Большого пруда, на месте деревянного шлюпочного сарая.

В нижнем этаже центрального корпуса хранились лодки, использовавшиеся для катания придворных по Большому пруду; отсюда и название зданий - Адмиралтейство. В XIX веке здесь находилась коллекция гребных судов разных стран мира.
Эта традиция перешла в Царское Село от петровского потешного флота, существовавшего в свое время на прудах Московского Кремля. Плавание на богато украшенных и подсвеченных огнями фонарей судах было неотъемлемой частью праздничных вечеров. Эта уникальная коллекция, связанная с историей русского флота, погибла во время Великой Отечественной войны.

Птичник (один из двух корпусов-башен).

По сторонам от центрального павильона располагаются два корпуса, издавна называемые Птичными домиками, или Птичниками, в которых прежде содержались различные водоплавающие птицы (утки, лебеди), а также фазаны и павлины.
Между главным зданием и корпусами, соединенными оградой, выполненной на Монетном дворе в Санкт-Петербурге, в XVIII веке были расположены садики и два круглых пруда.

В архитектурный комплекс Адмиралтейства входил и построенный в 1780-х годах Матросский домик. Здесь жили матросы-гребцы, которые в XVIII веке катали по пруду и перевозили гуляющих по парку на остров Большого пруда.
Похоже, традиции возобновляются.

Центральный корпус Адмиралтейства от Гранитной террасы.

Павильон «Зал на острову»

В XVIII и начале XIX века павильон, предназначенный для концертов и отдыха катающихся на лодках, изредка использовался для придворных обедов.

Ещё один остров на Большом пруду. Дикий (Пустой) остров. Не трудно догадаться, что назван так из-за отсутствия каких-либо построек.

Екатерина II спешила явить просвещенной Европе сад, не только разбитый в новейшем вкусе, но и украшенный памятниками, прославляющими величие ее царствования. Так, в честь российских побед в русско-турецких войнах были воздвигнуты в 1770–1780-х годах Башня-руина, Чесменская, Морейская, Крымская колонны, Кагульский обелиск, Турецкий киоск и Турецкий каскад.

Чесменская колонна

Отражение

Башня-руина

Башня представляет собой аллегорию погребенной под османской империей Греции. Руина выглядит как частично ушедшая в недра земли тосканская колонна, верх колонны завершается квадратной в периметре площадкой, античные развалины венчает круглая турецкая надстройка.

Турецкий каскад.

Красный (Турецкий) каскад представляет собой плотину с двумя сужающимися кверху «готическими» башенками по сторонам. Стены башенок из красного кирпича были обработаны нишами со стрельчатыми завершениями; их белые рустованные обрамления отчетливо выделяются на кирпичном фоне. Узкие щели-бойницы в нишах и зубчатый парапет придавали каскаду вид своеобразного крепостного сооружения.

В начале XIX века к числу памятников русской славы прибавились ворота «Любезным моим сослуживцам», посвященные победе над Наполеоном, а в середине столетия ансамбль Екатерининского парка был завершен павильоном «Турецкая баня».

В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения - павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка.

Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.

Вернёмся к временам Екатерины II. О чуткости императрицы - просветительницы и законодательницы - к новейшим веяниям в искусстве свидетельствовали павильон «Холодная баня» с Агатовыми комнатами и Камеронова галерея, Концертный зал и другие классицистические постройки. Сооружение литых чугунных Готических ворот и множества металлических мостиков демонстрировало высокий уровень развития русской промышленности. В свою очередь, разнообразные по художественному решению парковые павильоны и беседки напоминали о том, что сад создан для удовольствий и отдыха.

Камеронова галерея от цветочного партера.

Задуманная императрицей Екатериной II для прогулок и философских бесед и осуществленная Ч. Камероном галерея расположена на склоне холма, на границе регулярной и пейзажной частей Екатерининского парка.

Скульптурная коллекция бронзовых бюстов

В 1780–1790 годах на галерее установили бронзовые бюсты, выполненные в литейной мастерской Санкт-Петербургской Академии художеств.
Скульптурная коллекция, украсившая Камеронову галерею по воле Екатерины II, воплощает продуманную идеологическую программу и составляет единый цикл, отражающий мировоззрение великой императрицы.
Выражая в подборе исторических персонажей свои взгляды, подобно английским аристократам первой половины XVIII века, Екатерина II включила в свою скульптурную галерею изображения богини Юноны, Платона, Гомера, Овидия, Сенеки, Цицерона и Демосфена. Отнюдь не случайно в числе первых был установлен бюст Сенеки. Древнеримскому философу и драматургу, полагавшему, что при справедливом правителе, носителе разума, монархия может быть залогом благоденствия государства, принадлежит выражение «Только мудрец умеет быть царем», которое любила повторять Екатерина II.

Собрание бронзовых кумиров Екатерины II

Террасу Камероновой галереи, бельэтаж Зубовского флигеля, где располагались личные покои Екатерины II, и Агатовые комнаты Холодной бани, в которых императрица в утренние часы читала, просматривала государственные бумаги и отвечала на письма, соединяет Висячий сад.

Со стороны сада можно попасть во второй этаж Холодной бани.

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона - небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем - шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Слева бюст императора Марка Аврелия, справа Висячий сад с Холодными банями.

Зеркальная площадка Зубовского флигеля. Скульптура Венера Каллипига

Флигель, получивший название Зубовского по имени одного из фаворитов императрицы Екатерины II, был пристроен к Большому Царскосельскому дворцу в 1779–1785 годах по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Помещения второго этажа, спроектированные и отделанные Ч. Камероном и Д. Кваренги, составляли личную половину императрицы и включали Купольный зал, Китайский зал, Серебряный кабинет, Опочивальню, Синий кабинет (Табакерку), Зеркальный кабинет, Рафаэлевскую комнату, Камерюнгферскую и Уборную.
Образующие единый комплекс интерьеры Камерона соединялись висячим садом с павильоном «Холодная баня».

Зубовский флигель

Помещения нижнего этажа, также созданные Камероном и Кваренги, предназначались для фаворитов: здесь поочередно размещались Г. А. Потемкин, А. Д. Ланской, А. М. Дмитриев-Мамонов и П. А. Зубов. Впоследствии в этой части дворца жили родственники и приближенные императорской семьи. Флигель имел отдельный подъезд, также получивший название Зубовского.

В 1865 году на лугу перед южным фасадом Зубовского флигеля был устроен Собственный императорский садик с большим мраморным фонтаном и Перголой - верандой в итальянском стиле, что придало этой части парка законченный вид.

В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Подтверждением того, что павильон был задуман как храм Цереры, служило панно «Жертвоприношение Церере» в его большом зале с изображением статуи богини в портике храма, перед которым установлен жертвенник. Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.

Неподалёку от Концертного зала в кустах обнаруживаем рояль. Шутка. Кухня-руина! Как же долго я её искала, видела на фотографиях других авторов и всё не могла понять, где же, где она находится?!

Интересно, что при создании Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников - мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами.
В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. В нишах на фасадах Кваренги поместил античную пластику и внутри павильона также расставил несколько скульптур, не дошедших до наших дней. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. По словам И. Э. Грабаря, Кваренги построил «руину такой чарующей, убедительной подлинности, что с трудом веришь в ее поддельность».

Насладившись красотой, выпутываемся из кустов и попадаем в царство китайской символики и колорита. Скрипучая (китайская) беседка.

Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На кровле беседки укреплен флюгер в виде китайского знамени, который при вращении на ветру издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки - Скрипучая.