Великие творения архитектора бартоломео растрелли. Смольный собор - детище растрелли Архитектура растрелли собор с розовым цветом

Архитектор Бартоломео Растрелли - создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивительно. Ведь Бартоломео Растрелли, биография которого интересует многих современных любителей архитектуры, творил и созидал для императоров.

Коротко о детстве

Родился Бартоломео Франческо Растрелли в Париже, в семье талантливого и знаменитого итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Это произошло в далеком 1700 году, когда Францией управлял Людовик XIV. Король очень ценил своего придворного ваятеля, поэтому детство маленького Франческо прошло в довольстве и беззаботности.

Мальчик рос очень пытливым и старательным. Ему нравилось что-то делать своими руками, нравилось подражать отцу и оттачивать свое мастерство.

Переезд в Россию

После смерти “короля-солнца” Карло Растрелли получил приглашение от русского двора на трехгодичную работу в Северном царстве. В то время было привычным талантливым мастерам ездить на заработки в Россию, поэтому Растрелли-старший, недолго думая, собрал семью и отправился в Санкт-Петербург.

Столица встретила иностранцев благосклонно. Семья поселилась в собственном доме, пользовалась уважением и почетом. Петр I, занятый обустройством нового города, обходился с талантливыми ремесленниками любезно и предупредительно. Он, видя их умение и мастерство, снабжал специалистов заказами, за которыми следовало хорошее, поистине царское вознаграждение.

Начало творчества

С юных лет Бартоломео Растрелли занимался серьезной зодческой работой под руководством и наблюдением своего отца. Например, он участвовал в достройке некоторых дворцов князя Меншикова - энергичного и властолюбивого соратника императора Петра.

Первой относительно самостоятельной работой Бартоломео Растрелли (к слову, в России молодого зодчего называли Варфоломей Варфоломеевич) было строительство трехэтажного дворца из природного камня для светлейшего князя, государственного деятеля и ученого Дмитрия Константиновича Кантемира.

Архитектор не наделил свое первое сооружение какими-то отличительными особенностями и свойствами. Нет, дворец был возведен в согласии с общепризнанным стилем Петра I, ему была присуща объемная полнота, четкость членений и плоскостность фасадов. Свой собственный стиль Растрелли выберет чуть позже.

В 1720 годы начинающий архитектор несколько раз совершал поездки во Францию и Италию, чтобы ознакомиться с новыми модными веяниями и направлениями в строительном искусстве.

Политический переворот

В начале 1930-х годов, на заре правления Анны Иоанновны, Растрелли-отец решил наладить с новой государыней отношения и отправился к ней на аудиенцию, захватив с собой сына и чертежные наброски.

Молодая царица, тяготеющая к помпезности и изысканности, благосклонно приняла талантливых зодчих и оказала им честь заняться строительством своего собственного дворца. Так у молодого архитектора появилась возможность отличиться перед государыней. Все его проекты были одобрены и воплощены в жизнь.

Зимний дворец

С приходом к власти Анны Иоанновны одаренный зодчий начинает труд всей своей жизни - ему поручают достроить главный царский дворец в Петербурге. Что делает Бартоломео Растрелли? Зимний дворец, сооруженный еще в начале 1700-х годов, казался императрице небольшим и заурядным, поэтому она с радостью утвердила грандиозный замысел воодушевленного архитектора, в соответствии с которым необходимо было выкупить четыре стоящих рядом дома и на их месте воздвигнуть великолепный строительный комплекс.

Через несколько лет строительство было завершено, и перед глазами петербуржцев предстало добротное четырехэтажное здание, обращенное своими фасадами на Неву и вмещающее в себя почти семьдесят парадных залов и более ста спален, а также театр, галерею, капеллу и множество служебных и караульных помещений.

Дворец был искусно и богато оформлен, имел круглые рустованные колонны и скульптуры фронтона, а весь первый этаж дома занимали огромные галереи с арками.

Примечательно, что Растрелли пришлось еще раз переделывать Зимний дворец. Произошло это спустя двадцать лет, в правление Елизаветы Петровны.

Новая императрица нашла главную резиденцию Романовых грязной и не соответствующей своему статусу. Она захотела увеличить здание в высоту и длину. Для этого необходимо было снести строение, а на его месте построить новое, более уместное для приема иностранных министров и проведения праздничных торжеств.

Чем примечательна структура нового Зимнего дворца, возведенного под надзором Бартоломео Растрелли? Здание насчитывало полторы тысячи комнат и занимало территорию, равную шестидесяти тысячам кубических метров.

Дворец, обладающий формой огромного прямоугольника, располагал внутренним парадным блоком и массивным, великолепно убранным фасадом, который был оснащен широко расставленными колоннами и просторными окнами, всевозможными формами оконных наличников и многочисленными вазами и статуями, размещенными над парапетами.

Примечательно, что современный вид Зимнего дворца, называемого также Эрмитажем, почти полностью соответствует последнему проекту великого архитектора.

Зодчий для Бирона

В 1730 годы Бартоломео Растрелли начинает тесно общаться с Бироном - фаворитом Анны Иоанновны. По протекции некоронованного императора зодчий становится королевским архитектором действующей императрицы. К слову, Елизавета Петровна, через пятнадцать лет пришедшая к власти с помощью дворцового переворота, также пользовалась услугами Растрелли как обер-архитектора.

Для Бирона зодчий разрабатывает и осуществляет проекты по строительству Митавского и Здесь мастер создает масштабные постройки, тяготеющие к замкнутой структуре, где доминирующим элементом является вытянутый центральный корпус.

С каждым новым чертежом искусство Бартоломео Растрелли развивается и совершенствуется, линии и приемы становятся все пластичнее и рельефнее.

Работа над перестройками. Аничков дворец

С приходом следующей владычицы у талантливого зодчего стали появляться интересные и изумительные заказы, одним из которых стало окончание строительства на набережной реки Фонтанки, начатого зодчим Земцовым.

Роскошное здание, возведенное в стиле барокко, вошло в историю как Аничков дворец. Бартоломео Франческо Растрелли руководил строительством и оформлением необычного сооружения, формой напоминавшего букву “Н”.

Работа над перестройками. Петергоф

Следующим заказом Растрелли было переустройство Петергофа.

Елизавета Петровна всей душой хотела улучшить и обогатить резиденцию своего умершего отца. Для этого она приказала сохранить в облике здания петровский стиль и атмосферу того времени, однако распорядилась наделить сооружение современным великолепием и масштабностью.

Бартоломео Растрелли удалось расширить и видоизменить дворцовый комплекс, оставив его выразительное центральное здание практически без изменений. По бокам он пристроил корпуса и воздвиг новые павильоны, соединив их красочными галереями, а также надстроил третий этаж и разработал живописную парковую систему.

Самый эффектный элемент петергофского интерьера - это квадратный парадный зал с двухцветной лестницей, декорированный роскошной отделкой.

Здесь присутствует все - дорогая позолота предметов и шикарная роспись стен, а также лепнина, резьба по дереву и ковка.

Работа над перестройками. Царское Село

Еще одним важным строительным объектом, который необходимо было переделать, являлась летняя царская резиденция, находящаяся в Ее императрица считала слишком старомодной и маленькой.

Какие изменения необходимо было произвести, дабы улучшить Бартоломео Франческо Растрелли для удовлетворения желаний государыни совершает перестройку в стиле русского барокко, не жалея ни денег, ни каких-либо других средств. На украшение фасадов и статуй уходит более ста килограммов золота.

В процессе перестройки зодчий перенес парадную лестницу на юго-западную сторону дворца, обнажив протяжность параллельных, примыкающих друг к другу парадных зал; углубил впадины окон, образовав богатую игру светотени; украсил фасады лепниной и скульптурой, разукрасив их в нежно-голубой и насыщенно-золотой цвета. Все это придало любимому дворцу императрицы праздничный торжественный вид и насыщенную эмоциональную экспрессию.

Новые проекты

Однако архитектурные работы Бартоломео Франческо Растрелли не ограничились лишь перестройкой чужих проектов. Зодчий создавал собственные талантливые и самобытные чертежи, по которым возводил роскошные и торжественные здания. Одним из таких сооружений стал Смольный собор. Бартоломео Франческо Растрелли выполнил его в пышном и претенциозном стиле украсив люкарнами и фронтонами и покрасив в мягкий светло-голубой цвет.

Комплекс культового здания выполнен необычно и по-особенному. Собор возведен пятиглавым, однако лишь один-единственный купол (обладающий самым большим размером) напрямую относится к храму, четыре же других являются колокольнями.

Еще одним талантливым творением архитектора является Строгановский дворец. Бартоломео Франческо Растрелли объединил три строения в одно общим фасадом, в центре которого установил портик с гербом, а также выполнил большую парадную лестницу, украшенную богатой лепниной и позолоченными кованными перилами, и просторную галерею, декорированную позолоченной скульптурой и огромными зеркалами.

Внутри здания располагалась грандиозная зала площадью в сто двадцать восемь квадратных метров.

Закат творчества

Со смертью Елизаветы Петровны канул в Лету помпезный и дорогостоящий стиль барокко, поэтому Бартоломео Франческо Растрелли оказался не у дел. На смену ему пришли новые мастера, более осведомленные в современном искусстве. Не имея заказов и испытывая материальные трудности, стареющий архитектор решается просить об отпуске и едет в Италию, якобы на лечение.

Здесь зодчий усиленно ищет заказчиков, однако у него ничего не получается. Параллельно с этим талантливый Растрелли узнает, что императрица Екатерина пользуется услугами другого архитектора. Так великий итальянец получает печальную отставку и достойную пенсию в тысячу рублей.

Вместе с семьей (у зодчего была любимая жена и двое детей) Растрелли покидает Россию. По дороге он встречается со своим былым покровителем Бироном и отправляется к нему на родину, дабы перестроить и улучшить курляндскую собственность бывшего регента Российской империи.

Говорят, что последней работой талантливого мастера стал проект церкви Святого Симеона и Святой Анны, который был преподнесен одаренным умельцем лично графу Панину с просьбой о вознаграждении в двенадцать тысяч рублей. Однако граф не счел нужным ответить на прошение Растрелли, хотя и построил церковь в согласии с чертежами после смерти архитектора.

Последние дни

Последние годы перед смертью великий зодчий провел в забвении и одиночестве. Мировому искусству уже не требовались его новые творения, никто не просил его о новых проектах и постройках. Грустно и уныло коротал свои дни талантливый мастер. Особенно печальным стало его существование после смерти супруги.

Историки и искусствоведы до конца не знают точной даты кончины Растрелли. Предположительно, умер он в марте-апреле 1771 года. Место его захоронения до сих пор неизвестно.

Однако после него осталось огромное, бесценное и роскошное наследие - его великие творения, прошедшие сквозь века и невзгоды. Они до сих пор вызывают восхищение и восторг у туристов со всего мира.

Ф ранческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Ранние работы при Петре I и его наследниках

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец - придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли - с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург . Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться - ездил в Италию, Германию, Францию.

Большой Екатерининский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Воронцовский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1749-1757. Фотография: A.Savin / Wikipedia

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект - дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко , модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним - высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.

После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.

Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне

В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).

Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.

Большой Петергофский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли и др. 1745-1755. Фотография: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Смольный собор. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1748-1764. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала - луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр - прямоугольных выступов - к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.

Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов , который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори

Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря , Большой Петергофский дворец , Большой дворец в Царском Селе . Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха - стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Отставка при Екатерине II

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Рундальский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1736-1768. Фотография: Joanna Malesa / Фотобанк Лори

Митавский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1738-1772. Фотография: Борис Сунцов / Фотобанк Лори

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника» .

Когда и где умер мастер русского барокко - неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику - Франческо Бартолиати.

СМОЛЬНЫЙ СОБОР

Жемчужина РАСТРЕЛЛИ


Величественный Смольный собор Франческо Бартоломео Растрелли начал возводить в царствование императрицы Елизаветы Петровны, а завершен он был В.П.Стасовым при императоре Николае I.

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. Царским указом он стал именоваться Собором всех учебных заведений. Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в северной столице было восстановлено пятиглавие - традиционное завершение православной церк ви.


По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор - одна из вершин мирового зодчества.


Смольный собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

Пятиглавие собора выполнено достаточно необычным образом.


По изначальному проекту Растрелли планировал построить однокупольный собор по образцу европейских храмов, но императрица Елизавета упорно настояла на православном пятиглавии.


В итоге собор построили пятиглавым, но только один, центральный купол относится непосредственно к храму, остальные четыре — колокольни

Угловые церкви монастыря напоминают дворцовые сооружения. Если бы не главки с крестами, они походили бы на парковые павильоны, связанные между собой аркадами галерей, - настолько согрета живым теплом пластика их форм. Это как бы вариация на тему загородных царских дворцов и павильонов, строившихся и перестраивающихся Растрелли в Царском Селе и Петергофе в годы проектирования Смольного монастыря. В пухлых, курносых личиках херувимов нет ничего ангельского, они - восторженное проявление земного бытия.

В 1740-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте “Смольного дома” — дворца, в котором она прожила своё юношество.

В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей.

Архитектор Смольного собора— Ф. Б. Растрелли.

Собор был заложен в октябре 1748 года, возведение начато в мае 1751, но вскоре началась война с Пруссией, после которой финансирования для строительства стало недостаточно и строительство пошло медленно.

Создавая ограду для Смольного, не использовал проект Растрелли и не пытался имитировать барокко. Как будто «обернувшись назад», он нашел источник своего вдохновения в живых растительных формах фриза воронихинской ограды Казанского собора. Вертикальные стержни звеньев решетки завершены пальметтами - стилизованными листьями пальмы. Идущий по верхнему краю фриз составлен из густых веночков, сплетенных из ветвей и цветов. Чугунные звенья ограды были изготовлены на Александровском литейном заводе; цоколь был вытесан из гранитных блоков, вынутых из фундамента колокольни

Открытие Смольного института состоялось 28 июня 1764 года, собор же был достроен архитектором В. П. Стасовым только в 1835 году.

Стасов создал убранство интерьера собора в духе своего времени. Эффектное и по-своему роскошное, оно производило сильное впечатление, настраивало на торжественный лад. Холодно блестели белые громады колонн, облицованные плитами искусственного мрамора, полированный ревельский камень пола, мерцала позолота архитектурных деталей и резных иконостасов; преломляя лучи света, переливались всеми цветами радуги грани хрустальной балюстрады перед алтарями. Огромные иконостасы, задуманные как продолжение интерьера собора, заполняли иконы в золоченых ризах и драгоценных окладах.


В 1970-1980 годах Смольный собор являлся филиалом Государственного музея истории Ленинграда. В здании располагалась экспозиция «Ленинград сегодня и завтра», рассказывающая о достижениях ленинградской промышленности.


В 1989 году Смольный собор стал концертно-выставочным залом.В 2004 году концертно-выставочный зал «Смольный собор» вошел в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».


Сегодня концертная афиша Смольного собора занимает заметное место в культурной жизни города. В нем выступают лучшие хоровые коллективы России, симфонические оркестры.

К сожалению, большая часть барочных элементов убранства Смольного монастыря, которые предполагалось выполнить по замыслу Растрелли (барельефы фронтонов, статуи и барельефы, балюстрады, вазы, факелы на карнизах, позолота фасадов и интерьеров, живописные плафоны и иконостасы) либо не создана, либо утрачена. Но даже немногочисленные сохранившиеся детали этого декора дают представление о строгой композиционной программе проекта


Собор украшен элементами стихии воздуха (ангелы, облака, ангельские крылья) и воды (рокайли и «жемчужины»). Мощные волны волют образуют переход от верхних ярусов храма к нижним, ограничивают десюдепорты, «обвивают» прямые линии карнизов, затем расчленяются на струйки и образуют завитки. В убранстве фасадов отсутствуют не только все мотивы огня (львиные маски) и силы (воинские доспехи, щиты и шлемы - символы ангельского воинства), характерные для русского барокко, но даже полюбившиеся Растрелли гирлянды цветов - они только в интерьере. В оформлении внутренней части храма использованы элементы стихий воздуха (облака, ангельские фигуры, крылья) и земли (плоды и цветы). Рокайли естественно перерастают либо в ангельские крылья, либо в ветви пальм

Итальянец по происхождению, Растрелли в своём творчестве выразил русскую культуру середины 18 века наиболее полно и ярко. Русское искусство обязано ему блестящим расцветом дворцовых ансамблей. Растрелли превратил Петербург из города-порта и города-крепости в город .

Блеск дворца должен был отражать не только пышность царского двора, но и славу империи. Растрелли сам писал об этой второй задаче: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской» (1759 г).

Растрелли создал в полном смысле слова национальный русский стиль в архитектуре, не имеющий прямых аналогий на Западе.
До сих пор непонятно, учился ли Растрелли , и если да, то где он учился. Его отец, литейщик и скульптор, дал сыну основы архитектурного образования. Далее историки архитектуры расходятся в мнениях относительно того, где он продолжал образование: во Франции, в Италии или в Германии. Спор не решён именно потому, что творчество Растрелли показывает знакомство архитектора со всеми архитектурными достижениями современной ему Европы. Основной особенностью построек Растрелли является сочетание телесности в понимании объёмов (свойственной и южной Германии) с жёсткостью прямолинейных планов (напоминающих французский ). Рококко появляется у Растрелли только в малых архитектурных формах.

Первая крупная работа Растрелли - Третий Зимний дворец, построенный для Анны Иоановны (1733 - 1736) - зданий, образующий вокруг внутреннего двора. Этот дворец не сохранился, о внешнем виде можно судить только по гравюрам М.И. Махаева.

Деревянный Летний дворец строился по заказу Анны Леопольдовны; во время строительства (1741-1744) произошёл переворот, и хозяйкой его стала Елизавета Петровна. Это был огромный дворцовый комплекс, построенный под влиянием Версаля, с широким , большой парковой зоной с большим зелёным , банями. В центре находились качели, горки, карусели. Устройство последних необычно: вокруг большого дерева разместили вертящиеся скамейки, а в кроне скрывалась беседка, в которую поднимались по винтовой .

Дворец постоянно достраивался соответственно желаниям царицы, которая очень любила Летний дворец. ансамбля была построена на том, чтобы, с одной стороны, создать необходимую для дворца дистанцию, отделив его от шума города и от «подлого» народа (по тогдашней терминологии), а с другой, открыть дворец для приёмов знати и иностранных послов.

20 сентября 1754 г. в стенах дворца рождается будущий император Павел I. После смерти царицы дворец по-прежнему используется: здесь празднуется заключение мира с Пруссией. В тронном зале Екатерина II принимает поздравления от иностранных послов по случаю восшествия на престол. Однако с течением времени владелица начинает отдавать предпочтение другим летним резиденциям, особенно Царскому Селу, и здание ветшает. Сначала его отводят под жительство Г. Орлову, затем Г. Потёмкину. Катастрофическое наводнение в сентябре 1777 г. разрушило фонтанную систему Летнего сада. Мода на прошла, и водомёты восстанавливать не стали, ненужный же Растрелли разобрали. По повелению Павла I в феврале 1796 г. «за ветхостью» (комплексу было менее 60 лет) елизаветинское жилище сломали и приступили к возведению Михайловского (Инженерного) .

Тот же принцип усадебной композиции Растрелли применяет и в других постройках: в Аничковом дворце, который он достраивал после умершего Земцова, во дворце Бестужева на Каменном острове (1743 - 1745), во дворце Воронцова (1746 - 1750). Дворец Воронцова сохранился, и возможно по нему и Петергофскому большому дворцу составить представление о лепном декоре, который Растрелли использовал на раннем и среднем этапах своего творчества. Здесь ещё нет пышности Зимнего дворца. покрыты только средние части , что подчёркивает чистую декоративность фронтона. Дополнительную декоративность фронтону придают , благодаря которым обогащается игра светотени.

В 1752 году Елизавета Петровна поручила Растрелли перестроить Большой Царскосельский дворец (Большой Екатерининский дворец), поскольку посчитала имеющееся здание слишком тесным, и за четыре года был построен пышный дворец с 325-метровым . Вертикальные и горизонтальные членения фасада Растрелли обеспечил сильно выступающим над первым этажом и , объединяющими второй этаж с верхним. Для этого дворца Растрелли использует много скульптурной лепки, которую ему позволяла штукатурка, принятая в петербургском строительстве. поддерживают колонны и обрамляют , скульптурные окон вверху, под карнизом, переплетаются в сплошную волнообразующую ленту . Первоначально все скульптурные украшения были золочёными.

Для Растрелли было характерно продолжение старой русской традиции двуцветной окраски зданий: чаще всего он применял лазурный, бледно-фисташковый и бледно-оранжевый тона для стен. Золочение вносило дополнительную пышность в традиционную двуцветную окраску.

В дворцовых Растрелли применял всё те же приёмы, что и при оформлении дворцовых , с той лишь разницей, что роль купидонов там выполняли херувимы. богато декорируются витыми колоннами, разорванными фронтонами и множеством статуй.

(1743-1754) восьмиугольной формы сохранился до наших дней практически полностью лишённый скульптуры. Богатейшая - пучки колонн с маленькими , сложные , скульптура - всё это было призвано произвести максимальное впечатление на смотрящего.
Строгановский дом и Четвёртый Зимний дворец представляют собой не , а городские постройки прямоугольного типа с внутренним двором. В отличие от Строгановского дома, где было достаточно пластической декорации фасада, огромное здание Зимнего дворца потребовало более сложной работы.

Четыре фасада Зимнего дворца пышны и величавы: Растрелли не забывал, что они должны быть видны с большого расстояния. Чтобы создать разнообразие растянутых фасадов и в то же время подчинить их единому центру, Растрелли собирает в пучки колонны, помещая их через каждое окно, а затем ставит их через 2-3 окна. Таким образом создаётся сложный ритм. Маски, украшающие

..............................................................................................................................................................................................................

РАСТРЕЛЛИ, БАРТОЛОМЕО ФРАНЧЕСКО (Варфоломей Варфоломеевич) (Rastrelli, Bartolomeo Francesco) (1700–1771), архитектор, крупнейший представитель зодчества барокко в России.

Родился в Париже, в семье итальянского скульптора БАРТОЛОМЕО КАРЛО РАСТРЕЛЛИ.
В 1716 вместе с отцом, приглашенным на русскую службу, приехал в Петербург. В 1725–1730 учился за границей, скорее всего в Италии.

Первой самостоятельной работой молодого зодчего (до этого он исполнил порученный отцу проект паркового обустройства мызы Стрельна) был дом молдавского господаря А.Кантемира в Петербурге (1721–1727). Назначенный в 1730 придворным архитектором императрицы Анны Ивановны, спроектировал для нее деревянный дворец на берегу Яузы (Анненгоф в Лефортово; не сохранился), а также новый, т.н. третий Зимний дворец в Петербурге (1732–1736). В 1736–1740 построил для графа Бирона дворцы в Рундале (Руентале) и Митаве (Елгаве) в Курляндии (ныне Латвия). Наиболее значительной среди ранних произведений Растрелли был деревянный Летний дворец в Петербурге (основные работы 1741–1744), впоследствии разобранный при возведении Инженерного замка.


Летний дворец императрицы Елизаветы Петровны в Санкт-Петербурге. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1742-1744

Для всех этих построек характерно еще весьма сдержанное барокко с достаточно плоскостными фасадами и умеренным применением скульптуры; не отходя слишком далеко от архитектуры петровского времени в смысле умеренного декора, Растрелли вместе с тем сохраняет и даже усиливает (особенно в Летнем дворце) свойственный ей пространственный размах. Умению мыслить масштабно-пространственно, в широком ландшафте, способствовал его дар художника-графика (чертежи и эскизы Растрелли принадлежат к шедеврам европейского архитектурного рисунка 18 в.).


Рундальский дворец - барочный дворцовый комплекс в Латвии. Построен в 1730-х

Зимняя резиденция Курземского и Земгальского герцога Э.И.Бирона в Митаве (современная Елгава)

Высший расцвет творчества мастера наступает в середине века. В 1745–1757 он руководит работами по перестройке царских резиденций в Петергофе (ныне Петродворец) и Царском Селе (ныне Пушкин). Связав прежние постройки в целостные ансамбли, он объединяет их общим ритмом с помощью фасадов громадной протяженности и внутренних парадных анфилад, которым подчиняется – по принципу «галереи-блока» – вся планировка. В Петергофе зодчий преобразовал и значительно увеличил Большой дворец, создав заново почти всю внутреннюю отделку. Особой грандиозностью и великолепием отличается царскосельский Большой дворец, также практически созданный заново; барокко достигает здесь предельной пластической пышности в сложном чередовании колонн, оконных проемов, скульптур и архитектурного декора; большую роль, что вообще характерно для работ мастера, играет раскраска стен (в данном случае – интенсивно-бирюзовая).


Екатерининский дворец в Царском селе

Во всех случаях поразительная роскошь внутреннего дизайна (с обилием зеркал, золоченой резьбы, декоративной живописи и т.д.) сочетается с необычайной – и в то же время продуманной – масштабностью. Изыск и масштаб сливаются воедино и в обустройстве парадных подъездов к зданиям и парковых территорий (в царскосельском парке Растрелли, в частности, завершил начатый С.И.Чевакинским павильон «Эрмитаж» и построил «Грот»). В 1754–1762 по проектам Растрелли возводился новый Зимний дворец, который также поражает союзом живописной роскоши фасадной пластики и общего силуэта с логической строгостью планировки, зримо подчиняющей себе огромную городскую территорию.



Воронцовский дворец в Санкт-Петербурге Ф.Б. Растрелли. 1749-1757

Среди других произведений Растрелли – Воронцовский (1749–1757) и Строгановский (1752–1754) дворцы в Петербурге.







Строгановский дворец на Невском проспекте,19 в Санкт-Петербурге

Помимо дворцовой архитектуры мастер радикально обновил русское церковное зодчество: в 1747–1750 он создал проект воссоздания обрушившегося шатра Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря под Москвой (позднее украсив интерьер собора богатым лепным убранством), а также проект Андреевского собора в Киеве, строительство которого в 1748–1767 вел И.Ф.Мичурин.


Андреевский собор в Киеве

Самым крупным из его церковных сооружений, равно как и последним большим произведением, явился Смольный монастырь в Петербурге (1748–1764) с жилыми корпусами и храмами, скомпонованными в ансамбль вокруг центрального Воскресенского собора; последний, как и Андреевский храм в Киеве, центричен в плане, сочетая западные барочные новации с традиционным русским пятиглавием.


Собор Смольного монастыря Ф.Б. Растрелли. 1748-1764

С приходом к власти Екатерины II мода на барокко ушла, и Смольный монастырь, хотя уже и сложившийся как ансамбль, остался недостроенным (в частности, не была возведена задуманная Растрелли гигантская колокольня).


Проектная модель Смольного монастыря. Мастер Я. Лоренц. 1750-1756

Перестав получать заказы, мастер вышел в 1763 в отставку с поста обер-архитектора. В 1764 отделывал бироновские дворцы в Митаве и Руентале. В 1762 и 1767 наезжал в Италию в надежде улучшить свои дела (в том числе путем вывоза картин итальянских художников для продажи в Россию).

Умер Растрелли в Петербурге в 1771.



Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752-1756

Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1752-1756. Янтарная комната


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. 1752-1756. Западный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе Восточный фасад. Центральная часть



Восточный фасад


Атланты


Грот (Утренний зал) в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли


Грот (Утренний зал) C юго-восточной стороны


Эрмитаж в Царском селе. Арх. М.Г. Земцов, С.И. Чевакинский, Ф.Б. Растрелли. 1743-1753


Эрмитаж в Царском селе. 1743-1753. Вид с юго-восточной стороны


Екатерининский (Большой) дворец 1752-1756 . Восточный фасад


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752-1756 . Восточный фасад. Центральная часть


Екатерининский (Большой) дворец в Царском селе. Арх. Ф.Б. Растрелли. 1752-1756. Въездные ворота


Вид Екатерининского дворца в Царском Селе со стороны парадного двора и циркумференций. Гравюра П.А. Артемьева, Е.Т. Внукова и Н. Челнакова с оригинала М.И. Махаева. 1761


Екатерининский дворец. Зубовский корпус



Дворцовая площадь. Зимний дворец.


Зимний дворец в Санкт-Петербурге


Зимний дворец в Санкт-Петербурге. Фрагмент западного фасада


Петергоф


Церковь апостолов Петра и Павла в Петергофе. Ф.Б. Растрелли. 1747–1751


Купола прекрасного Андреевский собор в Киеве

Екатериненский дворец, Царское село. Фото Вадима Гиппенрейтора

Памятник Ф. Б. Растрелли. в Царском Селе 1991 год.

Спасибо гениальному архитектору Растрелли - создателю самых красивых зданий Санкт-Петербурга!