Скульптура большой тылль и пирет. Великаны в карелии Голодный и сонный демон Кумбхакарна

Великан хотел пообщаться не с людьми, так хоть с рыбами. Рисунок Аси Беляевой.

Однажды на Острове жил Великан.

Жил совсем один: ни людей, ни других великанов рядом не было. Только Акчинук иногда подбежит, принюхается - не приготовил ли Великан чего вкусного? Но тут же вспомнит, что Великан не ест ничего, кроме земли и тумана, фыркнет, полает с досады и побежит себе дальше.

Уже все созвездия изучил Великан, уже он знал наизусть голос любой из птиц и различал шаги каждого в многочисленном семействе Акчинука.

Но ему не с кем было поговорить, а он думал, что это, наверное, интересно, с кем-нибудь разговаривать.

Но ему некому было спеть песню, а он очень любил петь песни - об Острове, об Океане, о птицах и рыбах, обо всем, к чему он привык.

Тогда Великан решил позвать людей с другого - маленького - острова. И сказал им: «Я помогу вам построить дома, я найду вам дерево для каяков, я буду охранять вас и ваши жилища от сильного ветра, только приходите жить со мной».

Люди подумали и решили составить Великану компанию - ведь он построит им целую деревню! Дом за домом появлялся на берегу Океана, и приходили люди, и занимали дома, и заводили хозяйство.

Великан радовался, что вокруг него столько приятной суеты, смеха, голосов. Люди радовались, что у них появился свой собственный великан.

Так прожил с людьми Великан много-много времени. По ночам спал, а с восходом солнца прогонял сонных чаек с ресниц и начинал свой великаний день: ел землю и туман, наблюдал за людьми, сочинял песни. Словом, не скучал.

Руки у него были такие, что он легко доставал до туч, щекотал их когтем мизинца так, что они ежились, хохотали, чихали - и разом выплескивали весь свой дождь. А Великану того и надо: больше всего он любил попить свежего дождя, прямо из-под тучи.

Ноги у него были такие, что он легко бы перешагнул весь Остров - с севера на юг, но только он не перешагивал: что бы он стал делать там, один, на другом краю Острова, без людей?

Деревня, построенная Великаном, разрослась: теперь куда ни посмотришь - везде дома, суета, и только к вечеру собираются сети, прячутся по гнездам птицы, голоса становятся тише. Но стоит Великану сделать шаг, как все недовольно смотрят на него, мол, разве не видишь, что кругом люди? Но стоит Великану заговорить о чем-нибудь, как все ругаются: «Ты чего кричишь - детей пугаешь?» Новые люди рождались в деревне, взрослели, умирали, и потом рождались другие. И чем больше времени проходило с того дня, как Великан позвал людей, тем больше становилось их недовольство: «Ишь, Великан! Живет тут, в нашей деревне! Мешает нам: такой огромный - в сто обхватов не охватить, за день не обойти его!»

Люди в деревне часто устраивали игры: то они мастерили лестницу, сделанную из надутых рыбьих пузырей, - по ней должен был пройти самый ловкий и смелый, то соревновались в меткости и стреляли из лука, то мерялись силой. Но никогда они не брали в свои игры Великана, и это ему было обидно. Однажды на празднике зимы, когда все пели и били в бубны, Великан не выдержал и принялся танцевать. И тогда задрожала земля, и люди разбежались и больше уже не хотели видеть Великана в своей деревне.

Ступай, - говорят, - подобру-поздорову,

Ему так не хотелось жить одному, и тогда он подумал, что на дне океана ему, наверное, будет хорошо: там много разных рыб - больших и не очень, быстрых и медленных, ярких и цвета северных облаков. Там, на дне, ему будет спокойно, и никто его не выгонит, и станет он дружно соседствовать - не с людьми, так с рыбами.

И вот он лежит на дне, наблюдает за пестрым рыбьим движением. Поначалу рыбам понравилось, что у них появился такой Великан - в его длинных волосах можно устроить дом и растить маленьких рыбок, за его телом можно прятаться от всех больших голодных.

Но однажды Великану захотелось перевернуться на другой бок. И он, сам того не желая, устроил настоящий переполох. Рыбы возмутились: «Зачем без причин поднимать волны? Лежишь себе и лежи камнем!»

Но однажды Великану захотелось посмотреть на солнце. Он вынырнул из Океана, собрал солнечных лучей и выпустил их на дне. Засветился океан, и подслеповатые глубоководные рыбы сощурились и недовольно забубулькали: «Что за безобразие! Кто это придумал, чтобы на самом дне Океана светило солнце?»

Но однажды Великану захотелось поесть земли. И он - горсть за горстью - принялся есть дно, и взбаламутил воду, и вода стала мутной. А пестрые рыбы ругаются: «Кто теперь увидит наши наряды? Кто сможет в такой мутной воде разглядеть нас?»

И собрались рыбы на всеокеанский совет, и решили прогнать Великана со дна - обратно, на сушу. Выбрали они посла - князя всех лососей - Чавычу, чтобы он сообщил Великану об их решении:

Плыви, - забубнил, - подобру-поздорову,

Да так, чтоб тебя мы не видели снова!

Великан не поверил словам лососевого князя и сказал: «Пускай те рыбы, кто и в самом деле хочет, чтобы я навсегда вернулся на сушу, вырвут по волосу с моей головы». Рыбы заметались, сбились в стаи, но мало-помалу, одна за другой стали они подплывать к Великану и выдергивать по волоску в знак того, что пора ему покинуть их, рыбий, Океан. И пускали они его длинные волосы по воде, и проросли его волосы водорослями, в которых поселились стаи рыб, больших и не очень, пестрых и разных.

И столько они надергали великаньих волос, что ни одного у него не осталось. Понял Великан, что не получится у него дружного соседства с рыбами, вернулся на берег, сел на черный песок. Сел и подумал: «Не надо было мне к рыбам без спросу. Но теперь я знаю, что без спросу к рыбам не надо». Он провел ладонью по своей лысой голове и придумал новую песню:

Как же мне быть теперь? И днем, и ночью

Всюду за мной бредет серое одиночье.

Я ему говорю: «Послушай, откуда ты здесь такое?»

А оно моргает в ответ - серое и глухое.

Я ему: «Уходи, - говорю, - за гору, за реку, в поле!»

А оно все молчит, молчит, серое и слепое.

Великан еще немного посидел у океана, подумал о людях и рыбах. Вдруг мимо него пролетел радостный Ара: «Что, Великан, грустишь? Приходи к нам на Арий остров - у нас всегда шумно и весело!» Последние слова Ары донеслись до великаньих ушей с ветром, а самого его и след простыл.

«Ну что ж, - сказал Великан сам себе, - может быть, птицы примут меня», - и отправился на шумный, суетливый, неугомонный птичий остров.

Поначалу птицы обрадовались, что у них на острове появился человек-скала, что на нем можно устраивать гнезда, прятаться от непогоды, и он, в отличие от настоящей скалы, всегда теплый! И Великан с радостью подарил свое тело птицам - чтобы им было тепло и уютно.

Но однажды он захотел попить дождя, встал под большой черной тучей - и птицам это очень не понравилось: «На взаправдашней скале, может, и прохладнее, зато точно посуше!»

Но однажды он захотел размять ноги - и птицам это понравилось еще меньше: «В настоящей скале ничего не трясется, и в гнездах все спокойно!»

Но однажды он захотел спеть песню - и это птицам совсем не понравилось: «Вот еще! Ни одна настоящая скала не позволит себе голосить громче нас, птиц!»

И тогда птицы решили прогнать Великана.

Щебечут: «Лети подобру-поздорову,

Да так, чтоб тебя мы не видели снова!»

Сначала они клюнули его в правую ладонь, потом в левую, и потекла кровь, и стало Великану больно. Аккуратно, чтобы ни один птенец не упал, он снял птичьи гнезда со своей лысой головы и плеч.

«Тяжело им, птицам, со мной», - подумал Великан и пошел обратно на свой Остров. И пока он шел, капли крови падали на землю и поднимались ягодами.

Он вышел к берегу речки, принюхался: «Здесь недавно пробежал Акчинук». Великану больше никуда не хотелось. Он посмотрел на следы Акчинука на снегу. Они семенили - лапа за лапой. Чуть подальше к ним присоединились другие следы, третьи, и еще дальше виднелась уже целая вытоптанная поляна, и уже не разобрать, где чьи следы на ней.

Мимо него пролетел Баклан-Говорушка и скрылся в туче, похожей на большую медленную рыбу. Вслед за ним появился другой Баклан и, пролетая над ушами Великана, спросил:

Эй! Большие глаза! Ты не видел, куда полетел мой брат?

Великан ничего не ответил и только указал в сторону тучи-рыбы. Туча-рыба плыла по небу вместе со своим отражением, которое плыло по океану.

«Я бы тоже хотел, чтобы у меня были братья, и сестры, и много-много всех остальных», - подумал Великан.

И тогда он глотнул тумана, запил его дождем и принялся рыть большую-большую яму. Когда дело было окончено, Великан лег в эту яму и засыпал себя землей и снегом. А много месяцев спустя, радуясь солнцу, его тело проросло огромными красивыми грибами - каких не растет нигде, кроме Острова. И так их много, что, сколько ни собирай, меньше не становится. Приезжайте - увидите сами.

Конечно, в сказках, народных предания и легендах. Еще в некоторых старинных рукописях и даже в священных книгах можно прочитать о них. Например, в мифах Древней Греции, в «Илиаде» и «Одиссее», в Библии и в Коране. Там есть немало описаний гигантов, циклопов, разных злых духов, богатырей, словом, персонажей огромных, не похожих на нас. Одним из самых известных исторических персонажей является великан Голиаф, который ростом был больше трех метров. Впоследствии с ним сразился царь Давид и победил.

В наших краях существует предание, что люди-великаны не только жили на берегах могучих рек и в горах, а они еще и после смерти до сих пор продолжают расти под землей. Якобы на старинных кладбищах, около полуразрушенных мазаров, находят огромные скелеты, кости ног которых вытянуты метра на четыре от черепа.

Считалось, что все это фантазия, выдумка. Ни один умный историк не станет признавать факт научным, опираясь только на древние предания. Им, историкам, доказательства подавай — кости из курганов, черепки, украшения, развалины гигантских зданий. Ну хотя бы огромный зуб или челюсть великана, которые время от времени находят в разных частях света.

Археологические находки разных лет подтверждают: на Земле в древние времена жили люди -гиганты. Существуют свидетельства о находках останков великанов практически во всех частях мира: в Мексике, Перу, Тунисе, Пенсильвании, Техасе, Филиппинах, Сирии, Марокко, Австралии, Испании, Грузии, в Юго-Восточной Азии, на островах Океании – везде бывают такие артефакты и бытуют подобные нашим легенды. В них можно верить или не верить.

Сказки? Но вот у нас в Казахстане совсем недавно археологи совершили сенсационное открытие. Они нашли в Актюбинской области скелеты двухметровых людей. Это, конечно, не четырехметровые чудища, но все-таки и не наш средний рост от 160 до 170 см.

Казахские ученые тут же пришли к выводу, что в древности на территории нашей республики и в самом деле проживали великаны. По их мнению, возраст археологического памятника «Кумсай», где ведутся раскопки и найдены скелеты великанов, более 4 тысяч лет. Это время перехода от каменного века к бронзовому. Ученые насчитали там более 160 курганов. Столько в Евразии нигде ни разу не находили. Если в каждом кургане окажется по великану, можно будет считать, что в древности между Каспием и Аралом действительно была страна великанов. А если пока нашли только двоих, то какая уж тут редкость! Вон в книге рекордов Гиннеса двухметровые великаны постоянно соревнуются, у кого из них больше сантиметров в высоту. В каждой стране есть свой гигант. Сейчас в Книге десяток богатырей ростом больше 2 метров.

Пару лет назад на Кавказе в горах Боржомского ущелья грузинские археологи тоже обнаружили останки загадочных существ, о которых веками слагали легенды местные жители. Кости ископаемых кавказцев принадлежат людям-великанам, жившими 25 тысяч лет назад. Грузинские археологи утверждают, что рост их предка-гиганта мог составлять от 2,5 до 3 метров.

Из всех преданий о великанах можно составить общую картину. Во-первых, великаны, согласно легендам, обладали невероятной силой. Именно благодаря им мир получил множество памятников-гигантов, таких как Тибетский Город Богов, Стоунхэндж, Теотиукан, египетский Сфинкс и т.д. Так, например, в Ливане в основании Баальбекской террасы лежат три огромных блока, каждый по 800 тонн. Подогнаны они были друг к другу с удивительной точностью - до миллиметра. А это даже для самой современной строительной техники — непосильная задача. Только для того, чтобы сдвинуть один подобный блок, потребовалось бы усилие более 40 тысяч людей. Кто же мог вручную соорудить такое гигантское строение, как не великаны?!

Во-вторых, также по легендам, великаны обладали такими знаниями, к уровню которых еще не дошла и современная наука. К примеру, Атлант, который открыл людям загадки астрономии, из-за чего его и увековечили в образе силача, который поддерживает земной шар. Правда, сейчас эти же качества обычно приписывают инопланетянам, якобы когда-то посетившим землю, построившим гигантские сооружения и поделившимся с землянами знаниями. Сами-то наши предки, видимо, были ну тупые! Ничего придумать не могли!

Рост два метра и еще несколько сантиметров — это много. Но и не такая уж и редкость. Например, Петр Великий и его сподвижник Лефорт были именно такими – ростом более 2 метров. О Петре пишут по-разному: то он был 204 см, то 240. Явно к царю никто со своим аршином не подходил. Но в музее «Домик Петра» стоит его кровать – очень большая!

У царя явно были проблемы со здоровьем. Обычно у высокорослых мужчин, большая ступня, а у двухметрового Петра нога была всего 39 размера, отчего Петр хоть и был Великий, но неустойчивый – ходил враскачку, с тростью (ею он часто лупил взяточников), спотыкался и даже падал. Сейчас такие туфельки, как у него, носит большинство наших современниц. Оказывается, это самый распространенный в мире размер женской обуви — 39-й.

У знаменитого боксера Николая Валуева рост почти как у Петра Великого – 213 см, но размер обуви пропорциональный – 52-й (парадоксально, но у мифического снежного человека «йети», судя по следам, размер ступни меньше).

Опровергает боксер и утверждение, что богатыри не отличаются умом. Николай — депутат Государственной думы, от партии «Единая Россия» веселый и остроумный телеведущий.

Сведения о том, что все высокорослые — силачи, сомнительны. Наоборот, медики утверждают, что современные великаны обычно вырастают в результате болезни головного мозга, а их кости, и особенно суставы, не выдерживают огромного веса и тоже страдают. Многие богатыри ходят на костылях, а к старости страдают от разных заболеваний и редко кто из них живет долго.

Однако не все высокие люди обязательно больные. На рост человека, в числе прочего, влияют экологические факторы, иногда — и полученные от родителей в наследство болезни. На рост может влиять принадлежность к той или иной расе и нации. К примеру, средний рост китайцев-горожан - 165 см (у мужчин) и 155 см (у женщин), а средний рост голландцев - 178,7 см и 168,7 см соответственно. Имеет большое значение и условия жизни, в частности, питание. Например, благополучные южные корейцы в среднем на 7 см выше северных, живущих в бедности.

В фильмах часто показывают рыцарей-богатырей. Между тем, сохранившиеся в замках и музеях их доспехи очень маленькие. Их не может надеть наш современник даже среднего роста. Такой «богатырь» садился на лошадь при помощи слуг.

Как и всем людям, гигантам ничто человеческое не чуждо. Почти все они мечтают о второй половинке, которую при их огромном росте трудно найти и очаровать. Например, житель Монголии Бао Хишун (рост 2,36 м) лишь в возрасте 56 лет встретил спутницу жизни, с которой сыграл свадьбу. Женой гиганта стала 29-летняя китаянка, которая при росте 1,68 метра она едва дотягивает до локтя своего избранника. Бао Хишун прославился тем, что спас жизнь двум дельфинам из китайского дельфинария. Своими длинными руками он вытащил из глотки морских млекопитающих застрявшие там пластиковые пакеты.

В быту большие люди испытывают немало неудобств. Одежду больших размеров шьют, но обычно только в США, где много высоких и толстых людей. Ступня у них бывает до 60 размера, а где обувь такую взять? В отделе чемоданов?

Кресла в самолетах, купе в поездах, мебель в гостиницах, проемы дверей, ванные и душевые – все это рассчитано на людей среднего возраста. В автомобиль великану можно забраться разве что скрючившись.


Президент Украины В.Ющенко и мэр Киева В.Кличко

А в автобусе как выпрямиться? К тому же у большинства великанов серьезные проблемы со здоровьем. И обычные люди, и историки, особенно медики, всегда интересовались этой загадкой природы – гигантизмом. Но не все причины его раскрыты.

Любители всяких рейтингов, американцы недавно выяснили, что они перестали быть самыми высокими в мире: их опережают европейцы, или, вернее, жители Северной Европы — голландцы, норвежцы, датчане и немцы. Рост американцев снижается впервые за 300 лет, в то время как рост европейцев явно увеличивается. Сегодня пальма первенства принадлежит Нидерландам, где мужчины выше американцев в среднем на 4,7 см, а женщины выше американок на 5,7 см. Следующими за голландцами, средний рост которых составляет 184,3 см, идут норвежцы, датчане и немцы. Американцы с ростом 179 см опустились на 4-ое место в рейтинге, зато они самые упитанные. Итальянцы занимают еще более низкую позицию с 174,5 см. Их опережают французы.

Среди казахстанцев были особенно известны два богатыря: знаменитый казахский борец и цирковой артист Хаджимукан Мунайтпасов (1871- 1948гг..), а 50-е годы прошлого века поражал болельщиков своим ростом — 236 см. — баскетболист Увайс Ахтаев. Он был лучшим центровым в СССР, а может быть, и в мире, учитывая, что в то время в стране не было игроков даже двухметрового роста.

Хаджимукан Мунайтпасов, хотя и выделялся среди своих не очень высоких земляков, все-таки был ростом «всего» 195 см, вес 139 кг, а размер обуви – 54. Но он был прекрасно сложен и силен, а славился вовсе не своим высоким ростом. Хаджимукан — первый казах, который завоевал титул чемпиона мира по французской борьбе, многократно побеждал в мировых, российских, региональных, затем и общесоюзных чемпионатах по классической борьбе среди супертяжеловесов.

Принято считать, что богатыри – добрые и отзывчивые люди. Силач Хаджимукан был именно таким. Он основал первый в истории Казахстана профессиональный театр, из которого вышли многие именитые артисты того времени. А уже пожилым, во время Великой Отечественной войны, участвуя в различных чемпионатах, собрал деньги и подарил фронту самолёт, названный в честь Амангельды Иманова.

Из советских женщин-великанов самой известной считается знаменитая баскетболистка Ульяна Семенова, родившаяся в Латвии в 1952 году и имеющая рост 2 метра 13 сантиметров. Россиянка Екатерина Гамова, дважды завоевывавшая серебряные олимпийские медали в составе волейбольной сборной, ниже Семеновой на 7 см – ее рост 2 метра 6 сантиметров. Катя – невестка актрисы и режиссера Светланы Дружининой и кинооператора Анатолия Мукасея.

Среди казахстанских женщин «богатырш» не обнаружено. Хотя высокие девушки и у нас есть, но чемпионкой по высоте остряки называют самой высокой «дамой» в Казахстане… дымовую трубу Экибастузской ГРЭС-2, которая имеет в высоту 419,7 м. Эта «барышня» построена в 1987 г. и до сих пор является самой высокой дымовой трубой в мире.

Интересные факты:

* Историк древности Геродот писал, что воины Спарты носили на древке скелет великана Ореста во время военных походов. Скелет достигал 3,5 метров.

* В книгах Павсания рассказывается, что в Сирии со дна реки Сронт был поднят человеческий скелет, который достигал 5,5 метров.

* О четырехметровом скелете есть информация в средневековой книге под названием «История и алчность». Этот скелет был найден в военном облачении, а неподалеку от него нашли огромный меч и топор.

* В 1912 году в штате Невада в США были найдены рыжеволосые трехметровые мумии.

* В Турции в 1950-х годах дорожные строители случайно наткнулись на скелеты, у которых одни лишь бедренные кости имели длину 120 см.

* В Южной Монголии в 1999 году британскими палеонтологами был найден окаменевший скелет великана. В длину кости его ног достигали 7 метров, а общий рост великана был 15 метров.

* Археолог Ральф фон Кенингсвальд в Гонконге в 1935 году обнаружил зубы человека, размеры которых превышали в 5 раз размеры зубов обычного человека.

*На острове Понапе в 1970-х годах американская экспедиция археологов из-под земли подняла скелеты людей, которые были вдвое больше современного человека.

* Не все эти удивительные находки сохранены и доступны исследователям. Некоторые исчезли, другие находятся в запасников музеев. Однако большинство ученых всерьез не воспринимают сказания о великанах.

О росте человека

*В течение дня рост человека меняется в среднем на 0.5-1 см. Наибольший рост бывает сразу после сна: за день межпозвоночные диски оседают, а за ночь они восстанавливают первоначальную высоту.

* У космонавтов при долговременном пребывании в невесомости рост увеличивается на 5-8 сантиметров. Однако это довольно опасно, так как позвоночник теряет прочность. После возвращения на Землю рост постепенно возвращается к прежней величине.

* В среднем мужчины растут до 18-25 лет, а женщины - до 16-19 лет.

*В целом человечество постепенно «растёт». Если 50 лет назад средний рост был 165 см, то сейчас на 2,5 см больше. Примерно на килограмм увеличилась в среднем и его масса. У подростков перемены ещё более заметны. Средний рост современного подростка на 3-5 сантиметров больше, чем у его сверстника 30-х годов.

*Эпохальное изменение роста человека называется акселерация. К примеру, неандертальцы почти не отличались ростом от современного человека (160-165 см). В эпоху Средневековья рост человека начал снижаться. Но за последние 100 лет длина тела человека резко увеличилась.

* Сам по себе высокий рост ещё не является признаком гигантизма - тяжёлой болезни, обусловленной чрезмерной выработкой соматотропного гормона. Здоровые люди с гигантским ростом (200 см и более) отличаются от людей среднего роста только самим ростом. А люди, больные гигантизмом, отличаются ещё и пропорциями.

Высокий — значит умный?

В разное время исследователи пытались установить связь между ростом и талантами разных людей. Но вывести закономерности так и не удалось. Оказалось, среди гениев немало «малышей», что объясняется их завышенными требованиями к себе, амбициями и стремлением доказать другим, что они не хуже «длинных». Как говорил Наполеон своему адъютанту, «ты не выше, а длиннее, и я легко могу сравняться с тобой в росте, укоротив тебя на голову».

Вот более-менее достоверные сведения о росте известных людей.

Тамерлан- 145 см. Чингисхан — 145 см. Александр Македонский — 150 см. Карл Великий -150 см. Нестор Махно — 151 см. Дмитрий Медведев- 162 см. Иосиф Сталин — 163 см. Владимир Ленин -164 см. Никита Хрущёв — 166 см. Александр Пушкин- 166 (или 161?) см. Уинстон Черчилль- 166 см. Николай II -168 см. Наполеон I — 169 см. Владимир Путин — 170 см. Константин Цзю – 170 см. Адольф Гитлер — 175 см. Леонид Брежнев — 176 см. Иван Грозный — 178 см. Александр I — 178 см. Александр III — 179 см. Александр II — 185 см. Борис Ельцин — 187 см. Арнольд Шварцнеггер — 187 см. Жак Ширак — 189 см. Билл Клинтон — 189 см. Александр Маршал – 193 см. Шарль Де Голль — 196 см. Филипп Киркоров -198 см. Виталий Кличко 201 см.

Знаменитые женщины тоже не все были баскетбольного роста: королева Виктория — 152 см. Екатерина II — 157 см. Елизавета Петровна — 180 см. Теннисистка Мария Шарапова – 188 см.


Легенды и сказки про великанов - людей огромного роста, можно найти у многих древних народов. Истории про великанов, претендующие на достоверность и рассказанные путешественниками или летописцами встречаются куда реже и тем ценнее эти свидетельства.

Согласно этим записям, когда-то многие сотни лет назад на территории Северного Урала и Сибири можно было встретить людей необычно высокого роста. Причем это не были отдельные случаи физических аномалий (гигантизма), которые встречаются иногда и в наше время, так как есть сообщения о целых племенах (!) русских великанов.

Одно из документальных свидетельств о русском великане принадлежит Ахмеду ибн Фадлану, который в 921—922 годах вместе с посольством багдадского халифа посетил царя волжских булгар, проехав перед тем и по русским владениям. Книга, написанная Ибн Фадланом, — бесценный источник по истории дохристианской Руси, включая Приуралье, но интересующий нас отрывок из нее обычно стыдливо замалчивается. А рассказывается в нем ни больше ни меньше как об исполине, проживавшем в окрестностях булгарской столицы.

Арабский путешественник поведал о том, как, еще находясь в Багдаде, он слышал от одного пленного тюрка, что при ставке владыки Булгарского царства содержится в неволе один исполин — “человек чрезвычайно огромного телосложения”. Когда посольство прибыло на Волгу, Ибн Фадлан попросил царя показать гиганта.

К сожалению, великана не так давно до визита араба умертвили из-за буйного и злобного характера. Как рассказывали очевидцы, от одного взгляда исполинского существа дети падали в обморок, а у беременных женщин случались выкидыши. Одичавший великан был пойман далеко на Севере, в стране Вису [по мнению современных историков, это — летописная весь, жившая где-то в районе Печоры] и доставлен в столицу Волжской Булгарии.

Его держали за городом, прикованным цепью к огромному дереву. Здесь же и удавили.

Ибн Фадлану показали останки: “И я увидел, что голова его подобна большой кадке, и вот ребра его подобны самым большим сухим плодовым веткам пальм, и в таком же роде кости его голеней и обе его локтевые кости. Я изумился этому и удалился”.

Между прочим, есть сведения, относящиеся к концу XIX века: при вскрытии одного из могильников в Поволжье (правда, южнее тех мест, о которых говорит Ибн Фадлан, — в Саратовской губернии) там были обнаружен скелет гигантского человека.

Если кто-то думает, что его хотят мистифицировать, пусть тогда дознакомится с другим свидетельством: его можно найти в книге с поэтическим названием “Подарок умам и выборки диковинок”. Она принадлежит перу другого арабского путешественника, ученого и богослова Абу Хамида ал-Гарнати. Спустя более ста лет после Ибн Фадлана он также посетил столицу Волжской Булгарии и встретил там такого же великана, но только живого, и даже разговаривал с ним:

“А я видел в Булгаре в 530 году высокого человека из потомков адитов, рост которого больше семи локтей, по имени Данки. Он брал лошадь под мышку, как человек берет маленького ягненка. А сила у него была такая, что он ломал рукой голень лошади и разрывал мясо и жилы, как другие рвут зелень.

А правитель Булгара изготовил ему кольчугу, которую возили в повозке, а шлем для его головы, как будто котел. Когда случалось сражение, он сражался дубиной из дуба, которую держал в руке, как палку, но если бы ударил ею слона, то убил бы его. И был он добрым, скромным; когда встречался со мной, то приветствовал меня и здоровался со мной почтительно, хотя моя голова не доставала ему до пояса, да помилует его Аллах ”.

Похожие сведения сохранились и в скандинавских источниках. Они касаются набегов варягов в отдаленные районы Русского Севера. Здесь неутомимые разбойники-землепроходцы неоднократно сталкивались с племенами исполинов, причем — как обычных великанов мужского пола, так и племен, состоящих исключительно из женских особей (так сказать, амазонок-великанш):

“Когда они проплыли некоторое время вдоль берега, увидели они, что стоял там очень высокий и огромный дом. <...> Увидели они, что храм был очень большим и построен из белого золота и драгоценных камней. Увидели они, что храм открыт. Показалось им, что все внутри сияло и сверкало, так что нигде не было даже тени. <...>

Там увидели они стол, какому подобает быть у конунга, покрытый дорогой материей и [заставленный] разнообразными драгоценными сосудами из золота и драгоценных камней. <...> За столом беседовали 30 великанш, а жрица была в центре. Они [викинги] не могли понять, была ли она в образе человека или какого-то другого существа. Всем им показалось, что на вид она была хуже, чем можно выразить словами ”.

Спустя некоторое время примерно такую же картину описывал датский историк-хронист Саксон Грамматик (1140 — ок. 1208), рассказывая о плавании дружины викингов по Белому морю, с той разницей, что здесь уже речь шла не о храме и “амазонках”, а о пещере, где жили великаны.

Русский Север на самом деле переполнен рассказами об исполинах. Еще в начале XX века среди поморов, плававших к Новой Земле, бытовало предание, что там в одной из прибрежных пещер находятся гигантские человеческие черепа с оскаленными зубами.

Великаны Сибири

Сибирские сказания о встречах с великанами собирал и записывал всемирно известный ученый-археолог Алексей Павлович Окладников (1908—1981). Охотник и оленевод Николай Курилов с низовий Лены рассказывал ему, что некий человек, охотившийся зимой на песцов, обнаружил на берегу Ледовитого океана огромные человеческие следы, которые выходили из моря.

Охотник решил выяснить, куда же уводят следы по суше. После двух суток езды он увидел перед собой гору, возвышавшуюся среди тайги, как остров. Здесь следов было особенно много. Вдруг появилась женщина высотой в несколько сажен. Она взяла Николая Курилбва за руку и повела в дом, где находился мужчина-великан.

Тот сказал охотнику: “Я сам виноват, что показал свои следы, иначе бы ты не пришел сюда. Отправляйся назад домой, только никому не рассказывай об уведенном. А я помогу тебе вернуться. Не выходи, пока я не приготовлю нарту. Выйдешь потом”. Через некоторое время великан вернулся в дом и повелел: “Теперь выходи”. Кругом был сплошной туман, не видно ни зги. Великан посадил охотника на нарту, завязал ему глаза и сказал: “Когда доедешь до своей земли, собак отпусти”.

Обратный путь занял у охотника только один день и без ночевки. Когда охотник развязал глаза, то увидел, что его везут не собаки, а два волка. Сзади мчалась груженная до верху его собственная собачья нарта. Придя домой, охотник отпустил волков, и они сразу исчезли. Когда он раскрыл груз, то увидел гору дорогих мехов. Дело в том, что великан спрашивал незваного гостя: “Почему ты бродишь один по берегу моря”. Тот ответил, что этим он живет. Потому-то великан из жалости и дал так много пушнины.

До старости Николай Курилов никому и ничего не говорил, а рассказал только при смерти.

Про таежных великанов у разных сибирских народов сохранилось немало легенд. Существует поверье, что они уносят из охотничьих костров горящие головешки. Великаны эти отличаются от обычных людей не только ростом, но и длинными густыми бровями или же тем, что сплошь покрыты волосами. Поэтому их другое название — “бородатые люди”. Живут “бородатые” не по одному, а целыми поселками. Форма домов куполовидная, внутри они освещались не печами, а неведомым “светящимся камнем”.

Во многих легендах земля обитания племени великанов связывается с островами Ледовитого океана. В середине XIX века со слов очевидца была записана следующая история. Некий промышленник осматривал звероловные снасти на островах около Колымского устья. Там его застигла пурга, и он заблудился. Долго блуждал по ледяной пустыни, и наконец собаки привезли его в незнакомое селение, состоящее из нескольких изб.

Поздно вечером пришли с промысла мужики огромного роста и стали расспрашивать незнакомца: кто он, откуда, по какому случаю и зачем заехал сюда, не слыхал ли он о них прежде и, наконец, не подослан ли кем? Промышленника, рассказавшего всю эту историю, они держали под присмотром шесть недель, поместив в отдельном доме и не дозволяя отлучаться ни на шаг. Часто он слышал звон колокола, из чего и решил, что попал в раскольнический скит.

Наконец хозяева согласились отпустить промышленника, но взяли с него клятву молчать обо всем виденном и слышанном. Затем они ему завязали глаза, вывели из селения и проводили очень далеко. При расставании подарили большое количество белых песцов и красных лисиц.

В то же время верхоянский исправник извещал иркутского епископа Вениамина, что на Ледовитом океане есть “неизвестный географии остров”. Он в хорошую и ясную погоду с острова Новой Сибири к северо-востоку представляется точкой.

На этом острове есть жители. Их называют бородачами, потому что, говорят, народ совершенно оброс волосами. С ними весьма редко и под страхом смерти имеют сношения дикие чукчи, которые передают о сем под секретом чукчам, платящим ясак. Те же, в свою очередь и тоже под секретом, рассказывают обо всем русским.

Народное предание гласит, что бородачи на островах Ледовитого океана жили давным-давно и что какой-то епископ со свитою был занесен сюда и выброшен на берег. Будто бы слышал он на том острове звуки колоколов, но в жилье свое бородачи его не допустили. Они торгуют только на берегу, и к островам своим чужаков не подпускают.

Кроме того, уже в конце XX века один колымский старик, услышав об экспедиции Седова на Северный полюс, сказал: “Ну значит, беспременно к людям, что в домах с золотыми крышами, заедут”, намекая на таинственных островитян, о которых говорят легенды русского и коренного населения прибрежья Ледовитого океана.

Из книги В.Н. Демина "Загадки Урала и Сибири"

Гостей обязательно заинтересует шутливое изваяние «Тылль и Пирет» работы скульптора Тауна Кангро, которое расположено на берегу залива Тори. Скульптура высотой в 3,5 м появилась в этом месте сравнительно недавно – весной 2002 года. Ее героями являются воспетые в эстонских преданиях супруги-великаны – Тылль и его жена Пирет. Поскольку они слыли большими чревоугодниками, то скульптор изобразил их возвращающимися с рыбалки с богатым уловом. Из лодки, которую они несут, торчат хвосты довольно крупной рыбы. Одну рыбку они даже случайно обронили на прибрежный камень. Во всем виде героев композиции угадывается, что они в приподнятом настроении и мечтают о богатой трапезе.

Согласно эстонской мифологии, Большой Тылль – это великан, который жил со своей половиной Пирет в деревне Тыллусте. Он был правителем своего селения, а прославился тем, что в трудные для родной земли времена сражался с ее врагами. Но высокая должность не мешала ему заниматься возделыванием земли на собственной мызе и быть заядлым рыболовом.

По выходным Тылль ходил в гости к другому великану – своему брату Лейгеру, жившему на острове Хийумаа. Да, именно «ходил», поскольку человеку с таким ростом можно было обойтись без лодки. По дну моря Тылль перемещался, проверяя глубину с помощью 10-метрового посоха, сделанного из ствола огромной ели.

Великан очень любил пиво и баню, а из блюд отдавал предпочтение тем, в рецептуре которых присутствовала капуста. Капустный огород Тылля был расположен на . Когда Пирет начинала разжигать очаг под котлом, ее муж успевал быстро сходить за капустой. Он возвращался всякий раз именно в тот миг, когда в котле закипала вода.

Несмотря на свой вспыльчивый нрав, Тылль был очень добрым человеком, и всегда был на стороне хороших людей. Но у него был один недруг – бес Ванапаган, стремившийся великану навредить. Однажды, во время отсутствия Тылля, тот разрушил его жилище. Пирет покинула этот мир, не пережив такого горя, после чего Тылль утопил своего врага в море.

Приходилось Тыллю воевать и с рыцарями-захватчиками, нападавшими на остров. В одной схватке количество врагов было настолько большим, что они сумели перехитрить великана и обезглавить его. Взяв свою голову подмышку, Тылль пошел умирать.

Многие историки придерживаются версии, что в далеком прошлом на острове жил старейшина, благородный человек высокого роста по имени Тылль, чертами которого был наделен образ мифического великана. Скорее всего, истории о противостоянии Тылля и Ванапагана были сформированы после христианизации, так как в образе последнего присутствуют характеристики черта.

В переводе с саамского Куйва означает "старик".

Куйва - самая известная достопримечательность озера Сейдозеро. Фигура имеет форму человека и высоту 74 метра. Ее барельеф выступает из стены на 3-4 метра в некоторых местах, и это очень хорошо видно, особенно зимой.

О том, что Куйва имеет естественное происхождение, известно давно. В 1923 году академик А.Е Ферсман обследовал изображение Куйвы, и в своей книге "Воспоминание о камне" он писал об этом: "Как мы убедились во время нашей экспедиции, темная фигура образуется комбинацией лишайников, мхов и мокрых потеков на скалах".

Саамы, оказавшись вблизи этих мест, стараются вести себя тихо и не думать о Куйве плохо.

Существует несколько легенд, посвященных этой наскальной фигуре. Одни-более древние, другие возникли сравнительно недавно.

Согласно одному из преданий, Куйва - это застывшая в камне фигура чудского военачальника.

Исследователь Гипербореи Гусев И.В. сопоставляет такие две легенды разных народов:

У саамов Кольского полуострова бытует легенда о том, как в древние времена пришёл на саамские земли великан-охотник Куйва. Долгое время наводил он страх и ужас на местное население. И устали люди, и взмолились богам, прося о помощи. Услышали боги молитвы людей и испепе лили великана Куйву молниями из вод священного Сейдозера. И с тех пор остался след испепелённого Куйвы на отвесно скале на берегу Сейдозера.

В древнегреческой мифологии упоминается легенда о великане-охотнике Орионе, как отправился Орион в Гиперборею за невестами. И за то, что обидел гиперборейскую деву был испепелён стрелами-молниями богини Артемиды. Не правда ли легенда о великане-охотнике Куйве очень похожа на древнегреческую легенду о великане-охотнике Орионе? А древний рисунок созвездия Орион мусульманского астронома Аль-Зуфи практически идентичен изображению Куйвы. Если в двух легендах упоминается один и тот-же великан-охотник, то получается, что Сейдозеро в древности было местом обитания богини Артемиды.

В книге Ферсмана "Воспоминания о камне",автор приводит следующий рассказ саами Аннушки Кобелевой: "Это было давно-давно, когда меня еще не было, не было и Василия Васильевича, что пасет оленей на Малом озере, не было и старика Архипова на Мопчегубе, очень давно это было. Нашли на нашу землю чужие люди, сказывали - шветы, а мы лопь были, как лопь, - голая, без оружия, даже без дробовиков, и ножи-то не у всех были. Да и драться мы не хотели. Но шветы стали отбирать быков и важенок, заняли наши рыбьи места, понастроили загонов и лемм - некуда стало лопи деться. И вот собрались старики и стали думать, как изгнать швета, а он крепкий был такой - большой, с ружьями огнестрельными. Посоветовались, поспорили и решили пойти все вместе против него, отобрать наших оленей и снова сесть на Сейявр и Умбозеро. И пошли они настоящей войной - кто с дробвиком, кто просто с ножом, пошли все на шветов, а швет был сильный и не боялся лопи. Сначала он хитростью заманил на Сейявр нашу лопь и стал ее там крошить. Направо ударит - так не было десяти наших, и каплями крови забрызгали все горы, тундры да хибины, налево ударит - так снова не было десяти наших, и снова капли крови лопской разбрызгались по тундрам. Ты ведь знаешь, сам мне показывал, такой красный камень в горах - это ведь и есть та самая кровь лопская, кровь старых саамов. Но осерчали наши старики, как увидели, что швет стал крошить их, спрятались в тальнике, пособрались с силами и все сразу обложили со всех сторон швета, он туда, сюда - никуда ему прохода нет: ни к Сейявру спуститься, ни на тундру вылезти, так он и застыл на скале, что над озером висит. Ты, когда будешь на Сейявре, сам увидишь великана Куйву, - это и есть тот швет, что наши саами распластали на камне, наши старики, когда войной на него пошли. Так он там и остался, Куйва проклятый, а наши старики снова завладели быками и важенками, снова сели на рыбьи места и стали промышлять... Только вот красные капли саамской крови остались на тундрах, всех их не соберешь, много их пролили наши старики, пока Куйву осилили..."»

«А вот - легенда, записанная русским ученым В. Ю. Визе со слов Кузьмы Данилова, Семёна Галкина и Филиппа Сорванова (предположительно жители Ловозёрского погоста):"Пришел на Ловозеро со своей дружиной чудский начальник Чудэ-Чуэрив, все они были некрещеные, и начали грабить лопарей. Лопари бежали от них на один остров на Ловозере, где стоит "Старуха", которой приносят гостинцы, когда идут на охоту. Чудь заметила, куда бежали лопари, села на карбаса и отправилась за ними в погоню. Тогда один лопарь стал бить в "корви-карт" (бубен, - прим. авт.) и просить, чтобы "Старуха" сделала погоду. "Старуха" услышала его и сделала большую погоду, так, что вся чудь, гнавшаяся за лопарями на карбасах, потонула в озере. Остались живы только Чудэ-Чуэрив и его повар. Они успели добраться до Мотки-губы, где повар начал варить обед. А повар был колдун. Стряпает он, мешает ложкой в котле и приговаривает: "Вот бы мне так трепать лопские головы". В это время подошли лопари и, увидев чудского начальника, ранили его самострелом в ногу. В ногу же его ранили для того, чтобы взять его живым. Повар, когда увидел это, взял казну и, чтобы она не досталась лопарям, бросил её в воду, затем и сам бросился в озеро и, как щука проплыл по Сейдъяврйоку в Сейдозеро».

Многие Восточные мифы повествуют невероятной мощности,это невольно приводит к некоторым ассоциациям:

После того, как американцами была сброшена атомная бомба в 1945г. на Хиросиму и Нагасаки, оставшиеся в живых очевидцы этих жутчайших в истории человечества событий рассказывали, что от некоторых людей после взрыва, оставалась только черная тень на развалинах домов.

Так вот, некоторые физики-ядерщики считают, что , то теоретически такой след, как изображение Куйвы на скале возле Сейдозера, мог остаться от одного из них.

Тень от человека на каменных ступенях, оставленная сильнейшими тепловыми лучами.Слева-на развалинах в городе.Справа-те же ступени-в музее.

На фотографиях вы видите ступени главного входа в Банк Сумитомо (Sumitomo Bank), который расположен всего в 250 метрах от эпицентра. Вероятно, человек, сидел на ступенях, лицом к эпицентру, возможно ожидая открытия банка. Вспышка света, температура в 1,000 а то и 2,000 градусов, и человек был сожжен заживо, оставив только тень. Через 10 лет после взрыва тень практически исчезла со ступеней, но когда шел дождь, она потихонечку проступала. Когда банк восстановили, ступени были перенесены в Хиросимский Мемориальный Музей Мира.

Наскальное изображение Куйву на Сайдозере.