Путин ищет клады на дне Черного моря, это нормально. У берегов крыма лежат корабли с драгоценностями на борту Старинный греческий корабль

С приходом тепла археологи Крыма с новыми силами начинают искать и обследовать корабли, в свое время затонувшие в близлежащих водах.

Какие же сокровища покоятся под волнами Черного моря?

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

«ЛЭРИС»:

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Первое издание Библии
Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.

Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

«АРМЕНИЯ»:

Раритеты из крымских музеев
Огромный санитарный корабль был потоплен немецкой авиацией 7 ноября 1941 года. Вместе с ним погибли более 7000 человек - почти в пять раз больше, чем на «Титанике»! Люди эвакуировались из окруженного фашистами Крыма, они стояли на палубе «Армении» стеной, некоторые срывались в море - настолько было тесно. Но красные кресты на корабле не остановили немецкие истребители...

Есть серьезные основания предполагать, что в Севастополе, Балаклаве и Ялте на «Армению» погрузили множество ящиков с раритетами из крымских музеев, - говорит Сергей Воронов, директор крымского республиканского Черноморского центра подводных исследований. - Их должны были эвакуировать в порты Кавказа. Длина судна - 114,5 метра, есть огромные грузовые отсеки.

Крымские исследователи провели уже пять экспедиций, но «Армению» пока не нашли. Не хватало специальной техники - роботов, способных вести работы на глубине двух километров. Украина не спешила с поставками оборудования.

Теперь российские коллеги с «большой земли» помогут черноморским исследователям. - Осталось исследовать еще две точки: в 1700 метрах от «Артека» и в 400 метрах от берега напротив Ласточкиного гнезда, - говорит Сергей Воронов. - Надеемся, что в этом году нам повезет.

«ЛЕНИН»:

Тонны драгоценных слитков
- Пароход «Ленин» в июле 1941 года эвакуировал из окруженной Одессы гражданское население, - рассказывает Сергей Воронов. - Люди лезли даже в иллюминаторы, лишь бы попасть на борт. Тогда небольшое судно, которое могло принять около тысячи пассажиров, по неофициальным данным, приняло около 2500 человек. Выжили только 272. Теплоход уже дошел до Крыма, когда подорвался на мине. Сейчас он стоит на ровном киле на глубине 96 метров в районе мыса Сарыч.

Считается, что «Ленин» также эвакуировал из Одессы активы Национального одесского банка. Точных данных о размерах перевозимых ценностей нет, но, по мнению исследователей, речь идет о тоннах цветных металлов в слитках. Однако проводить там исследования ученые не собираются. Ведь это братское кладбище, и искать ценности там кощунственно.

Целая картинная галерея
Зимой 1944 года немецкое судно «Лэрис» вывозило из Севастополя в Румынию ценности, награбленные вермахтом из музеев Крыма, Ставропольского края и Ростовской области.
- Часть ценностей Красная Армия успела эвакуировать, - рассказывает Сергей Воронов. - Но львиная доля таки досталась фашистам. Немцы погрузили все на «Лэрис».

Велика вероятность, что трюмы «Лэрис» заполнены картинами из галерей, церковной утварью, раритетными экспонатами и старинной керамикой. По пути корабль подорвала советская авиация. Точных координат, где может покоиться «Лэрис», нет. Ученые делали запрос в Институт военной истории Германии, но ответ так и не пролил света на его местонахождение.

СТАРИННЫЙ ГРЕЧЕСКИЙ КОРАБЛЬ:

Корабль около 50 метров длиной нашли несколько лет назад напротив мыса Форос. Благодаря натуральному консерванту, слою сероводорода, сохранилась не только внешняя часть судна, затонувшего примерно в XI - XII веке, но и весь груз.

Даже дерево на нем не повреждено, - рассказывает Воронов. - Груз по сей день находится на борту. Корабль похож на гору ила, но в трюмах и каютах могут находиться оружие, товары купцов. - Там мы надеемся найти первоисточники, связанные с документацией той эпохи, - делится планами Сергей Воронов. - Без преувеличения, возможно, наткнемся даже на одно из первых изданий Библии.

10 тысяч евро за монетку

Для крымских археологов и историков черные дайверы являются настоящей головной болью. Уж слишком шустро эти ребята, имеющие современную экипировку и технику, достают со дна моря артефакты, лишая крымские музеи ценных экспонатов.

Кто тащит находки себе на дачу, кто в гараж, чтобы потом хвастаться перед друзьями, - рассказали «КП» в одном из севастопольских дайв-центров. - Некоторые хотят подзаработать, продавая якоря, старинные монеты, амфоры через интернет. За ценные предметы, например за античную греческую или боспорскую монету, можно получить порядка 10 тысяч евро.
Иногда охотников наказывают.
- Не так давно житель Севастополя нашел на дне советский истребитель Як-1 времен Великой Отечественной войны, - рассказывают севастопольские дайверы. - Сумел поднять его со дна, разместил в гараже и пытался продать через интернет иностранному коллекционеру за 165 тысяч евро. Раритетом заинтересовались не только коллекционеры, но и силовые структуры Севастополя. Самолет конфисковали, а ныряльщика оштрафовали на большую сумму. Самолет же передали севастопольскому военно-морскому музею.

Козни «Черного принца»

В 1854 году британский парусно-винтовой корабль «Черный принц» шел в Крым, чтобы доставить английской армии, осадившей Севастополь во время Крымской войны, медикаменты, зимнее обмундирование, а также жалованье солдатам и офицерам. Сумма составляла 500 тысяч фунтов стерлингов золотом и серебром.

Корабль до берега не дошел - затонул во время шторма в Балаклавской бухте. С тех пор сотни искателей сокровищ прочесывают морское дно. На поиски золота были снаряжены экспедиции из Франции, США, Норвегии, Германии и Испании. Лишь сами британцы ехидно за всем этим наблюдали. И неспроста!

Ученые установили точное место гибели судна. Но оказалось, что золото и серебро выгрузили в Стамбуле, где был интендантский штаб. Однако крымские дайверы с маниакальным упорством продолжают прочесывать дно Балаклавской бухты...

18 августа, президент России Владимир Путин совершил погружение на дно Черного моря в районе Балаклавы и осмотрел затонувшую византийскую галеру. Спускаемый аппарат, на борту которого находился Путин, погрузился на глубину 83 метра. По окончанию подводного путешествия он прибыл на Графскую пристань в Севастополе.

Я осмотрел один из редких объектов - специалисты относят его к Х - ХI вв. Это галеон, перевозивший гражданские грузы и затонувший напротив Балаклавской бухты. Думаю, эта находка подтолкнет к тому, чтобы еще больше обратить внимание на нашу историю, ее изучение, искать что-то новое для того, чтобы использовать это в будущем, - сказал Владимир Путин.

Глава государства также подчеркнул значимость находки, которую совершило Русское географическое общество, и поделился впечатлениями от увиденного.

«Трудно рассмотреть всё судно целиком. Даже те части, которые находятся на поверхности дна, покрыты 40-сантиметровым слоем ила. Предположительно, это судно длиной 27-30 м, шириной от 13 до 15 м. Вокруг объекта очень много амфор», - рассказал президент специально приглашенным на встречу журналистам.

Владимир Путин прошел через Графскую пристань на главную площадь города и поприветствовал собравшихся на площади Нахимова севастопольцев.

Напомним, что византийская галера была найдена на дне Черного моря вблизи Балаклавы дайверами клуба «Ростов дайв» весной этого года. Техническое содействие по изучению подводных артефактов и возможности поднятия их на поверхность оказало Русское географическое общество. По оценкам археологов, находка является крупнейшим подарком для науки как минимум за последнее столетие.




Серия сообщений " ":

Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 5 -
Часть 6 -
Часть 7 - Путин погрузился на дно Черного моря вблизи Балаклавы и осмотрел византийскую галеру
Часть 8 -

Черное море полное загадок и тайн манит исследователей и кладоискателей и по сей день. Даже обладая современной техникой и знаниями очень сложно сделать открытие или найти что-либо имеющее историческую или материальную ценность. Найти пиратский клад – едва ли не самая желанная мечта детства у большинства из нас. Иногда, прогуливаясь по берегу или ныряя с маской под воду мы словно дети ищем глазами нечто таинственное…

Черное море… сколько загадок и тайн скрыто в нем?

С древних времен по Черному морю ходили торговые и военные суда, античные галеры, гребные и парусные суда. Сколько кораблей не достигли своей цели и скрылись под толщей воды? Не зря античные греки называли Черное море – Негостеприимным. Шторма были частой причиной гибели кораблей с незапамятных времен. Не меньше кораблей затонуло в морских боях. Сколько их было это тайна, которая так и останется тайной навсегда.

Одно из событий произошедшее во времена Крымской войны 1853-1856 годов не дает покое уже нескольким поколениям исследователей и кладоискателей. Это история о сокровищах «Черного Принца», которая остается не разгаданной до настоящего времени.

Неожиданный и мощный шторм обрушился на военные и торговые суда, ломая мачты как спички и разбивая корабли о скалы Балаклавы в Черном море. Случилось это 27 ноября 1854 года. Морская стихия застала множество кораблей Английского флота, находившихся на Внешнем рейде Балаклавской бухты. Именно здесь находилась база английской армии и здесь, для пополнения запасов, выгружались корабли. Закрытая и глубокая бухта была отлично защищенным от непогоды и вражеских атак местом. Английское правительство зафрахтовало более двухсот судов для подержания своей армии в период осады Севастополя, которые постоянно переправляли необходимые запасы оружия и провианта.

Среди прочих кораблей был и «Принц» - английский, совершенно новый, трехмачтовый винтовой пароход с водоизмещением 3 тонны, со стальным корпусом, который был загружен особо важным грузом: серебряными монетами и 500 тысячами фунтов стерлингов золотом, а по некоторым данным эта цифра доходит до 6 миллионов, упакованных в бочки. Это было первое плавание «Принца», окончившееся в водах Черного моря. Приплыв из Англии в Константинополь, а затем к берегам Крыма корабль встал на внешний рейд Балаклавской бухты.

Потери Английского флота в этом знаменитом шторме были катастрофическими! Жестокая морская стихия разметала корабли, стоявшие на Внешнем рейде. «Черный Принц» разбился о скалы и затонул в мгновение. Спастись удалось лишь 6 морякам…

И с тех пор сокровища «Черного Принца» стали желанным лакомым куском кладоискателей.

Более 15 экспедиций из разных стран занимались поисками затонувшего корабля. Исследователи из Норвегии, США, Японии, России и некоторых других государств, провели огромную исследовательскую работу. Были сделаны детальные съемки грунта, дно обследовали металлоискателями, на подводном аппарате, предназначенном для глубоководного погружения, созданном инженером Даниленко, подводники погружались на глубину 123 метра, совершив на тот момент рекорд погружения, но все безрезультатно. Единственная страна, не участвующая в поисках «Черного Принца» – это Англия… Возможно, британские архивы хранят тайну о сокровищах?

Но пока эти странички истории закрыты, мы можем лишь предполагать о том, какие еще секреты хранит Черное море?

Даже сейчас, погружаясь с маской и трубкой, разглядывая подводное царство Черного моря сквозь колючие водоросли, из-под которых выглядывают крабы и прочие морские обитатели, хочется найти клад.

Во все времена через бушующее море на земли Тавриды шли корабли. Черное море не всегда спокойно, здесь бушуют постоянные шторма и корабли бесследно уходят в морскую пучину. У берегов Крыма достаточно затонувших кораблей, и вместе с их останками живут мифы о затонувшем золоте.

Сказка о «Черном принце»

Я не буду рассказывать о нем много. Подробности и целый экскурс по этой легенде я уже давала в специальной статье . Если вкратце, то во времена Крымской войны и первой обороны Севастополя, в Балаклавской бухте затонул британский фрегат. По по некоторым данным, он ушел на дно вместе с 200 000 фунтами стерлингов золотом. Реальность же оказалась не столь обнадеживающей: в 2010 году в бухте после обнаружения «типового корабля», археологи отыскали десятки вещей - вероятнее всего, c «Черного принца»: пушечные ядра, медицинскую утварь (корабль перевозил полевой лазарет), деталь от парового двигателя британского производства. Не нашли только легендарные бочонки с золотом...

Севастополь, Балаклавская бухта

Однако старожилы Балаклавы говорят, что огромное количество золотых монет нашли простые дайверы, которых больше здесь никогда и никто не видел. Судите сами, может, не там ищем?

Византийский купец

В 2006 году вблизи поселка Форос украинские археологи организовали масштабную экспедицию по исследованию Черного моря. В итоге ученые наткнулись на интересную вещь. На глубине 124 метра исследователи засекли через объективы аппарата, рыскавшего по дну в 20 километрах от берега, торчащую из ила мачту. Ученые поначалу не поверили своим глазам, ведь никаких исторических данных о крушении в этих местах большого парусного судна в архивах не имелось.

Во время экспедиции удалось поднять на поверхность часть деревянной доски. Анализ в лабораторных условиях позволил определить предварительную датировку – 1120-1190 гг. С уверенностью 80% можно утверждать, что это византийский корабль.

Судно было обнаружено при помощи телеуправляемого подводного робота "Софокл-1".

Еще большим чудом археологи называют то, что древний корабль сохранился почти в первозданном виде. Даже весла до сих пор торчат из уключин. Причина – в уникальном составе черноморской воды. На большой глубине в ней присутствует особая концентрация сероводородных газов, которые являются естественным природным консервантом. В такой воде не только дерево не гниет, но даже бумага и папирус сохраняют свой изначальный вид.

В том, что в трюмах вполне могут лежать сундуки с золотом и драгоценностями, археологи почти не сомневаются – державы богаче Византии в те времена в мире не было. В любом случае, стоимость находки заранее исчисляется миллионами долларов.

Останки византийского судна.

И похоже, что она не последняя. За время экспедиции у крымского побережья были обнаружены останки 494 затонувших кораблей, в том числе 40 древнегреческих, которые до сих пор остаются неисследованными!

Ответ на вопрос поднятия судна будет решаться этим летом. Ученые сегодня в предвкушении сенсации: какие сокровища могут находиться на борту судна богатейшей империи, можно только предполагать.

Награбленное немцами

В апреле 2017 года подводно-исследовательской группой у берегов Евпатории на глубине 90 метров был найден пароход Boy Feddersen.

Поисками корабля дайверы занимались почти 25 лет. По предварительной информации, на борту найденного судна находятся золотые слитки и антиквариат, который нацисты собирались вывезти из Крыма.

Гидроакустическое сканирование дна поможет исследователям получить больше информации о находке. После этого водолазы спустятся на борт затонувшего корабля и смогут своими глазами увидеть таинственные трюмы с сокровищами.

Уже сейчас известно, что на борт Boy Feddersen были свезены самые ценные экспонаты из всех музеев полуострова Крым. А стоимость их измеряется в сотнях миллионов долларов.

У корабля Boy Feddersen интересная биография.

Изначально это судно было построено в 1914 году в Германии под названием Anhalt. В 1919 году оно была передано англичанам по мирному Версальскому договору, по которому все вооружение Германии должно было быть передано союзникам Антанты. После того, как англичане продали корабль испанцам, те переименовывали его в Aya-Mendi. Потом немцы выкупили его обратно. В итоге пароход приобрел СССР, дав ему название "Харьков". Позже, после наступления немцев на Севастополь, он был поврежден. Немцы его восстановили и назвали Boy Feeddersen. В свой последний рейс он вышел в акваторию Черного моря в 1943 году, когда немцы спешно отступали и пытались забрать с собой все ценности, которые «приватизировали» за время оккупации полуострова.

Корабль был атакован советской авиацией и быстро пошел ко дну. Долгих 74 года прошло с тех пор, как удача улыбнулась дайверам. Будем следить за новостями! Надеюсь, после детального исследования парохода, мы будем приятно удивлены.

Пароход «Ленин»

Самая масштабная катастрофа XX века на Черном море: в 1941 году этот пароход затонул у мыса Сарыч. Погибли около 5 тысяч человек.

Мыс Сарыч

Построен был пароход для России в нынешнем Гданьске, в прошлом - на немецкой верфи, в 1909 году. Назвали его «Симбирск» и отправили на Владивосток для осуществления перевозок в Японию и Китай. В 1923 году пароход был переименован в «Ленин» и направлен в Крым. Там он курсировал между Одессой и Новороссийском, осуществляя пассажирский перевозки.

В свой последний рейс «Ленин» отправился из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года. На борту были эвакуированные жители и запасы сахара.

22 июля на капитанский мостик поступило сообщение о возвращении в порт Одессы. Там в трюмы погрузили 350 тонн цветного метала в слитках. Испуганные жители осажденной Одессы просились на пароход. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальному регламенту, пароход "Ленин" одних только пассажиров принял на борт, по оценкам, около четырех тысяч человек.

Пароход «Симбирск»

24 июля забитый пассажирами до отказа пароход вышел из порта в направлении Мариуполя. В то время вся акватория возле Крымского полуострова была заминирована Черноморским флотом. Так что пароход "Ленин" сопровождали пароход "Ворошилов" и теплоход "Грузия". Выйдя из Казачей бухты в Севастополе, они отправились дальше.

В полночь, уже у мыса Сарыч, на пароходе "Ленин" в носовом отсеке произошел взрыв. Пароход стал оседать носом вниз, и в итоге ушел в пучину моря за 7 минут. Точное количество спасенных и погибших до сих пор не известно.

Официальной причиной трагедии был признан подрыв на мине оборонного минного заграждения, произошедший из за ошибок в расчетах во время управления судном. Лоцманы своей вины не признали. Тем не менее, лейтенант Свистун был разжалован и расстрелян, а старший лейтенант получил восемь лет с отбыванием наказания после войны.

Но есть еще одна предполагаемая причина: в то время на Черном море курсировала румынская вражеская подводная лодка.

Точно выяснится причина гибели судна только тогда, когда его поднимут или тщательно исследуют.

В 2009 году по инициативе Севастопольского гидрологического центра была организована экспедиция к месту крушения. С помощью подводного аппарата на глубине 97 метром был найден пароход.

Корма затонувшего парохода «Ленин», капитанский мостик.

Насчет подъема пока ничего не известно, будем ждать новостей.

На дне Черного моря, еще столько неизученных мест! За огромную историю существования Крыма, постоянных войн, проходивших здесь, и глобальных переселений народов. Столько неизведанного скрывается под тоннами воды, что трудно представить, сколько людей и техники погибло на этом, бушующем море. И наверняка на дне есть еще сокровища, которые дожидаются своих первооткрывателей!