Pc 12 pilatus технические характеристики. Самый желанный одномоторный самолет

Pilatus PC-12 - одномоторный турбовинтовой лайнер производства Pilatus Aircraft of Switzerland. Существуют пассажирский и грузовой варианты самолета. Модель зарекомендовала себя как корпоративный транспорт класса бизнес-джет, который широко используют многие авиапредприятия.

Известная швейцарская фирма Pilatus Aircraft of Switzerland (PAS) существует с 1939 года . PAS объявила о начале работы над новым проектом на ежегодной встрече Национальной ассоциации бизнес-авиации (NBAA) в октябре 1989 года. К концу мая 1991 были подготовлены два экспериментальных прототипа лайнера. Один из них совершил первый полет в том же месяце.

Еще в 1991 году была намечена национальная сертификация новинки авиапрома, но ее пришлось отложить из-за изменений в конструкции крыла. 30 марта 1994 года он был принят швейцарскими специалистами, а 15 июля того же года одобрен в Федеральном авиационном управлении США .

История модификаций:

  • PC-12/41-47 серийный вариант образца 1994 (на фото).
  • PC-12 / 47E или по некоторым версиям PC-12 NG (Next Generation) ьыл одобрен в 2008 году. Обновил авионику и оснащен двигателем PT6A-67P.
  • PC-12M Spectre в ВВС США имеет также название Eagle и маркировку U-28A. Используется как средство метеоконтроля и разведки.

Особенности модели

Самолет PC-12 имеет всего один турбовинтовой двигатель PT6 (PT6A-67B). Им может управлять один пилот, но для некоторых перевозчиков была предоставлена возможность использовать второго пилота.

В стандартной комплектации лайнер представлен:

  • в восьмиместном варианте для региональных линий;
  • в пассажирском VIP-варианте с четырьмя пассажирскими сиденьями;
  • грузовой Combi-версии.

Более современные варианты, такие как PC-12M, оснащены более мощными электрогенераторами и эффективно эксплуатируются в специальных службах: «скорой помощи», летной инспекции, метеонаблюдениях и т. д.

Был разработан и вариант PC-12 Spectre, который находится на вооружении ВВС США.

Благодаря небольшим формам и легкой конструкции самолету не требуется для разгона большая ВПП. Ему достаточно чуть более 1 километра взлетной дорожки. Авиаперевозчики многих стран использовали это преимущество. По статистике, более 11.5 тысячи аэропортов мира могут принимать сегодня эти бизнес-джеты . Со временем для силовой установки самолета начали использовать более мощные двигатели, что повлияло на технические характеристики Пилатус PC-12.

Салон РС-12

Салон бизнес-джета

Особую роль конструкторы уделили благоустройству кабины и салона самолета. Как мы уже упоминали выше, в версии для ВИП-клиентов всего 4 кресла дивана повышенной комфортности. Обшивка салона и мягкой мебели выполнена из натуральных экологичных материалов. Пространство используется с максимальной эффективностью, и даже самый длительный возможный на лайнере этого класса перелет не вызывает усталости и дискомфорта.

Санузел также просторный. Он размещен в передней части воздушного судна и отсекает салон от служебной зоны, создавая атмосферу «конфиденциальности» на борту. Эти борта часто используют для деловых встреч и переговоров. Здесь уместно вспомнить о том, что одна из моделей, выпускаемых PAS, служила американскому президенту Джорджу Бушу старшему и считалась в те годы наиболее комфортабельным воздушным судном.

Применение PC-12

До недавнего времени эти машины служили в основном для корпоративных транспортных перевозок и использовались лишь определенными компаниями. После изменений в законодательстве Австралии, Бразилии, Канады и Соединенных Штатов Америки конструкции с одним двигателем были допущены к региональным пассажирским перевозкам в этих странах.

Рынок использования PC-12 с этого момента начал набирать обороты. К примеру, американская компания PlaneSense с этой целью использует сегодня парк из 34 таких самолетов. Всего же в мире было продано более 1 тысячи моделей в различных модификациях.

Технические характеристики самолета PC-12:

  • Экипаж: один или два пилота.
  • Вместимость: 6-8 пассажиров.
  • Длина: 14.40 м.
  • Размах крыла: 16.23 м.
  • Высота: 4.26 м (14 футов).
  • Площадь крыла: 25.81 кв. м.
  • Вес пустого судна: 2.761 кг.
  • Масса груза: 4700 кг.
  • Макс. взлетная масса: 4 740 кг.
  • Крейсерская скорость: 500 км / ч.·
  • Потолок высоты: 9.150 м.
  • Макс. дальность полета: 4.149 км.
  • Расход топлива: 1222 кг.

Самолет представляет собой уникальную попытку соединения одного мощного турбовинтового двигателя с большим и вместительным планеро. О создании этого самолета было объявлено на выставке Национальной ассоциации служебной авиации (NBAA) в 1989 г. Первый полет опытного экземпляра Р.01 состоялся 31 мая 1991г., второго самолета - в середине 1992г. C самого начала самолет планировался для дальних перелетов на высокой скорости. Компания Pilatus утверждает, что его скорость на 185 км/час больше, чем у самолета Cessna Caravan, а дальность полета больше, чем у модели Beech King Air (обе эти модели являются потенциальными соперниками швейцарского самолета).

PC-12 NG (Next Generation) – это коммерческое название модификации PC-12/47E. Самолет сертифицирован в 2008 году, получил модернизированную авионику и двигатель PT6A-67P

Технические данные:
Максимальная скорость: 520 км / ч
Высота полёта: 9144 м
Расстояние для взлёта: 808 м
Расстояние для посадки: 558 м
Скороподъёмность на уровне моря: 585 м/мин
Дальность полёта: 2913 км

Двигатель: Pratt & Whitney PT6A-67P, мощностью 1200 л. с.

Максимальный вес: 4760,9 кг
Взлётный вес: 4740 кг
Посадочный вес: 4500 кг
Вес без топлива: 4100 кг
Вместимость топлива: 1227 кг
Вместимость груза: 467 кг

Длина: 14,4 м
Размах крыла: 16,27 м
Высота: 4,26 м

Немного экономики проекта:
Цена самолета: 2,15 - 3,45 млн $.
Прямые эксплуатационные расходы: 668 $/час.
Постоянные расходы: 210 926 $/год.
Сейчас продано более 1000 самолётов PC-12 всех модификаций; большинство из них используется в гражданской авиации.

Самолет PC-12F - многофункциональная грузовая модель, в связи с чем была выбрана Т-образная конфигурация хвостового оперения. Фюзеляж снабжен большим открывающимся вверх грузовым люком. Объем кабины составляет 9,34 куб.м.

В модели РС-12Р может быть установлено до девяти пассажирских кресел. Самолет для перевозки особо важных персон, вмещающий шесть человек, может иметь планировку комби - для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза.

Кстати, на самом верхнем фото есть и я, только, очень маленький (нереально), где-то на кончике полированного кока четырехлопастного винта Hartzell HC - E4A - 3D/E10477K. В самом самолете велись переговоры с потенциальным заказчиком, поэтому фото внутри не сделал, сейчас очень жалею. Надеюсь на следующий год Pilatus РС-12NG прилетит к нам снова и сделать фото внутри я не неупущу!

Ежегодная выставка Jetexpo в этот раз оказалась для меня с лётной составляющей. Отказаться от приглашения прилететь на мероприятие прямо на экспонате было невозможно. Кроме того, на Pilaus PC-12 я ни разу до этого не летал - добавть в коллекцию облётанных самолётов 90-ый тип - очень заманчиво. Тем более, что знакомые отзывались о машине в превосходных тонах - было любопытно сравнить собственные ощущения с услышанным.

По итогам - небольшой рассказ о перелёте из Петербурга в Москву на РС-12.

1. РС-12 ждал нас на перроне Пулково-3. Самолёт необычный - оформленный знаментитым дизайнером Гансом Эрни в 2014 году в 75-летний юбилей комании Pilatus. Это одна из последних работ художника, ушедшего от нас весной этого года.

2. Вылет выдался дождливым.

3. После непродолжительного разбега поднимаемся над Пулково. Терминал после недавнего открытия южной галереи имеет завершённый вид, с чем можно поздравить замечательный коллектив ВВСС.

4. Реконструкция аэропорта затронула и служебную часть. Тут тоже красота, несмотря на дождик.

5. Вырываемся из дождя, набираем высоту - около 7 км (можем и 9). За штурвалом Никлаус Грамметер, пилот Пилатуса. Кабина "стеклянная" - т.е. оборудована дисплеями. Это не просто РС-12, а РС-12NG - New Generation - модернизированный вариант самолёта. Глядя на неё не просто поверить, что ты в небольшом одномторном самолёте. Но эта машина ломает многие стереотипы.

6. Не успеваем выйти на эшелон - они уже бросаются фотографировать.

7. "Они" - это цвет авиационной журналистики. Главный редактор "Авиатранспортного Обозрения" Алексей Синицкий,

8. ...бессменный глава портала AVIA.RU Роман Гусаров...

9. ...и Главный редактор ведущего российского сайта, посвящённого деловой авиации BizavNews Дмитрий Петроченко.

10. Заоблачное интервьюс генеральным директором Nesterov Aviation Евгением Окладниковым - представителем Pilatus в России.

11. Стиль Ганса Эрни.

12. Кстати, немного видов салона (съёмка через день в рамках выставки).

13. Это вариант повышенной комфортности на 6 человек. Обычная компоновка рассчитана на 8. В 6-ти местном варианте самолёт вполне просторный, дающий необходимый уровень комфорта для полётов на 2-3 часа. При том, что РС-12 - самолёт достаточно быстрый - летает со скоростью около 500 км/ч, что на региональных маршрутах вполне позволяет конкурировать по скорости с реактивными самолётами. При этом машина со взлётным весом меньше 5 тонн будет сильно выигрывать по цене эксплуатации. Удивила тишина на задних креслах - звук двигателя почти не заметен. Впереди места чуть более шумные.

14. Самолёт невысокий - в полный рост в салоне не встанешь - надо немного наклоняться. Но при этом вести переговоры с глазу на глаз или просто дружескую беседу - вполне удобно.

15. Кстати, задний ряд можно снять и самолёт превращяется в вариант комби с грузовым отсеком.

16. Возвращаемся в небо. Подлетаем к Москве.

17. Меньше полутора часов полёта и мы ныряем в облака.

18. Долгий подход во Внуково - приходится заходить с обратным курсом, а до этого покрутиться.

19. Наконец садимся.

20. На перроне Внуково 3.

21. Автограф мастера.

22. Вот такой вот маленький большой одномоторный РС-12.

"Превосходит ожидания везде. Pilatus PC-12NG заслужил репутацию своей универсальностью, производительностью и надежностью. Сегодня он является одним из самых популярных турбовинтовых самолетов бизнес-класса на рынке", - так позиционирует последнюю генерацию РС-12 швейцарская Pilatus Aircraft Ltd.

Pilatus PC-12 после взлета в Уфе

Почти четверть века назад появилась машина, без которой сегодня трудно представить операторов корпоративных и VIP перевозок, воздушной скорой помощи, небольшие авиакомпании и даже государственные структуры. Изначально предполагалось, что модель займет нишу на корпоративном рынке. Исследование рынка, проведенное в 1980-х годах, показало, что потенциальный спрос на самолеты такого класса может составить 25 единиц в год, причем заказы будут поступать в основном со стороны грузовых операторов, служб санитарной авиации и небольших чартерных перевозчиков. Однако со временем ее начали эксплуатировать на региональных авиалиниях. Теперь же самолет применяется для выполнения функций воздушного командного пункта, ведения радиоэлектронной борьбы, патрулирования границ, борьбы с наркотрафиком, выброски парашютистов и оказания помощи пострадавшим при стихийных бедствиях. Заказчикам поставлено 1300 РС-12, и большая часть флота до сих пор "на крыле".

Pilatus PC-12 в 2001 году стал лучшим в классе по оценке Forbes. Его назвали любимым самолетом бизнесменов Силиконовой долины. На самом деле, Pilatus PC-12 является многофункциональной транспортной платформой с вместительной герметичной кабиной (9,34 куб.м) и открывающимся вверх грузовым люком размерами 1,32х1,35 м. Модель предоставляет клиентам идеальный баланс возможностей. В салоне с плоским полом может быть установлено до девяти пассажирских кресел. VIP-версия рассчитана на шесть человек. Возможна комбинированная компоновка для четырех пассажиров и 5,94 куб.м груза. В медицинской версии самолет может перевозить до трех больных на носилках.

Модель, эксплуатирующаяся с 1994 года, была несколько раз модифицирована. Всего выпущено 12 серий. В 2008 году РС-12 претерпел глубокую модернизацию электрической системы, замену двигателя, получил новые винглеты и современное название PC12NG. Все PC12, начиная с серийного номера №1000, оборудованы новым, более мощным двигателем Pratt & Whitney PT6A-67P. Увеличение мощности двигателя существенно упростило взлет с горных аэродромов и перелет через горные хребты в жаркую погоду. Это добавило комфорта пассажирам, так как самолет быстрее проходит зону турбулентности. Время набора высоты 9,1 км составляет 27 мин, а это на 7 минут быстрее, чем у предыдущей версии. PC-12NG способен перевезти трех пассажиров на дальность 2,889 км с требуемым аэронавигационным запасом топлива.

PC-12NG стал первым в мире однодвигательным турбовинтовым самолетом с двухшинной системой электропитания и первым серийным самолетом с полностью интегрированной системой авионики Honeywell Primus Apex с широкоформатными многофункциональными дисплеями. По утверждению Pilatus, это приборное оборудование гораздо проще в освоении и использовании, чем многие конкурирующие продукты. Все оборудование самолета, включая электронагреватели и систему кондиционирования испарительного цикла, способно работать от аэродромного источника питания. Самолет сертифицирован к полетам по приборам с одним пилотом на борту.



Благодаря мощному шасси с полурычажными стойками PC-12 может выполнять мягкие посадки на необорудованных и грунтовых аэродромах. Самолет отличается наличием высокого температурного диапазона эксплуатации (от -55 до +50 град С), что делает его привлекательным для операторов всего мира.

Он самый дорогой из однодвигательных турбовинтовых моделей. Его цена на 20% выше, чем у двухмоторного King Air C90GT. Базовая стоимость Pilatus PC-12NG составляет $3,85 млн, а типичная стоимость с дополнительным оборудованием в районе $4,4-4,7 млн. За эти деньги покупатель получает самый просторный салон в классе. Только у King Air 350, который стоит $5,5 млн, объем кабины на 10% больше.

Клиент также получает самую большую максимально допустимую полезную нагрузку (1500 кг), наивысшую дальность полета с максимальной загрузкой (2804 км с девятью пассажирами на борту), а также наибольшую загрузку при полной заправке (539 кг). Кроме того, PC-12NG может похвастаться наибольшей дальностью полета с полностью заправленными баками (4149 км) по сравнению с любым из конкурентов.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

PC-12NG экономичен: при полете на дальность 1100 км расход топлива будет примерно на треть меньше, чем у King Air B200GT. Полет будет дольше приблизительно минут на 10 из-за меньшей крейсерской скорости PC-12NG, которая составляет в среднем 470-500 км/ч. ТВМ-850 тоже быстрее, экономичнее, но сильно уступает по полезной нагрузке, а Meridian с полной заправкой может везти только двух пассажиров с небольшим багажом. Прямые эксплуатационные расходы РС-12NG находятся в пределах $668 в час. Для ТВМ 850 этот показатель составляет $488. Меньше, но масса максимальной полезной нагрузки у Pilatus почти в 2,5 раза больше.

Этот самолет не требует больших затрат. Проектный ресурс планера составляет 20 тыс. ч или 27 тыс. циклов с периодическим ТО через каждые 100 ч. Предусмотрены регламенты (раз в год, раз в два года и раз в три года), а также расстыковка фюзеляжа с крылом раз в 10 лет с рентгеноскопией стыковочных узлов. Межремонтный ресурс двигателя - 3500 ч. Стоимость капитального ремонта может достигать $360 тыс., что не так уж и дешево для одномоторного самолета. При этом средняя продолжительность наработки на отказ двигателя PC-12 значительно превышает 200 тыс. летных часов.

О высокой надежности РС-12 говорит тот факт, что за более чем 20 лет эксплуатации было зарегистрировано всего 36 летных инцидентов. Правда, 16 из них были связаны с человеческими жертвами. Исследования, проведенные экспертами по безопасности из компании Robert E. Breiling Associates, Inc в 2012 году, подтвердили, что аварийность РС-12 вдвое ниже, чем средняя в секторе двухдвигательных турбовинтовых самолетов и значительно ниже, чем у одномоторных конкурентов. И это при быстро увеличивающемся налете парка. Суммарный налет почти 1300 эксплуатирующихся PC-12 в 2015 году превысил отметку 5 млн часов. Как отмечают представители Pilatus, общий налет парка прибавляет по миллиону часов каждые два года. Самый большой годовой налет (24000 ч) зафиксировал самолет, использовавшийся в качестве воздушной скорой помощи канадской компанией Air Bravo.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

Первым оператором самолетов PC-12 стала австралийская The Royal Flying Doctor Service, которая приступила к полетам в 1994 году. В 2011 году самолеты компании выполнили 250 тыс. полетов, налетав немногим менее 240 тыс. часов, в 2015 году ее флот достиг 36 бортов этого типа, число полетов превысило 320 тыс., а налет приблизился к 315 тыс. часов. Большая часть рейсов выполнялась в пустынной местности, повседневной практикой стали полеты в ночное время и посадки на автодороги.

Американская компания PlaneSense, предлагающая услуги аренды и долевого владения самолетами, располагает 50 машинами и является крупнейшим коммерческим оператором данного типа в мире. В сентябре 1995 года она получила свой первый самолет, имевший заводской номер 20, а в августе 2013 года ей был передан уже 1200-ый борт PC-12.

В Штатах самолет под обозначением U-28A используется силами специального назначения. Также его эксплуатируют военные Швейцарии, Болгарии, Финляндии и ЮАР. Он состоит на вооружении полицейских сил Аргентины, Канады и Австралии.

В настоящее время в России летает 13 РС-12. Самым крупным оператором является ЗАО "Авиа Менеджмент Груп", располагающая 10 машинами. В компании очень довольны РС-12, первый из которых они получили в 2008 году. За все время эксплуатации не было выявлено каких-либо серьезных проблем. При этом самолеты выполняли рейсы в различных климатических условиях. Авиакомпания Dexter, входящая в тройку крупнейших операторов типа в Европе и участвующая в реализации государственной программы субсидирования региональных авиаперевозок, использует РС-12 в качестве авиатакси, а также выполняет регулярные и медицинские рейсы. Два PC-12/47 с шестиместным VIP-салоном числятся в парке екатеринбургского чартерной авиакомпании "Уктус".

Официальное представительство Pilatus Aircraft Ltd. появилось в России только в 2015 году. Nesterov Aviation продвигает на местный рынок исключительно PC-12NG, в то время как PC-6 остается вне поля внимания компании. Как рассказал генеральный директор Nesterov Aviation Евгений Окладников, его компания рассчитывает передать заказчику первый самолет до конца текущего года, а в дальнейшем планирует поставлять 1-2 самолета частным и корпоративным клиентам. При этом, по его словам, большой потенциал имеет рынок государственной авиации: в качестве платформы для создания самолетов специального применения PC-12 не имеет равных. Способствовать росту числа заказов будет создание сервисного центра. Регион его расположения пока не определен, однако Е.Окладников не исключает, что это будет Северо-Запад страны.

Pilatus PC-12 заходит на посадку в Уфе

вот такая вот воздушная газелька, тот пилатус.

Целевое назначение Pilatus PC-12NG — выполнение рейсов малой и средней дальности, от 2 до 5 часов, для групп до 8 человек с возможностью взлета и посадки на грунтовую полосу укороченной длины.

Pilatus PC-12NG сочетает в себе так много качественных преимуществ, что достаточно просто перечислить их, чтобы стало понятно, что перед нами — лидер сегодняшнего рынка .

Pilatus PC-12NG лидирует по всем параметрам.

Pilatus PC-12NG — это одномоторный турбовинтовой самолет, разработанный и произведенный швейцарской компанией Pilatus Aircraft Limited. Первый самолет увидел свет в 2001 году. Эксплуатационная универсальность, производительность, надежность и низкие операционные расходы делают Pilatus PC-12 лидером последних в своем классе и по сей день.

Просторная, герметичная кабина, плавность хода, акустический комфорт, наличие туалета, доступность wi-fi, просторный багажный отсек в совокупности с огромной боковой грузовой дверью — все это доступно пассажирам Пилатус ПЦ-12. А когда потенциальный владелец узнает об уровне операционных расходов и самой большой остаточной стоимостью самолета по прошествию 5 лет, выбор становится очевидным.

Сделан в Швейцарии. Целиком.

Объем салона у Pilatus PC12NG больше, чем у любого другого самолета класса Turboprops или даже Midsize Jets, при том, что самолет изначально стоит почти вдвое дешевле вышеуказанных. Цены на поддержанный самолет варьируются в диапазоне $2,5-3,5 млн, цена на новый Pilatus PC-12NG в базовой комплектации стартует от $3,85 млн, цена на большинство купленных самолетов составляет $4,4 — 4,7 млн. Цена на Pilatus PC-12NG в Vip конфигурации с ультрасовременными стильными креслами от BMW Designworks, оснащенными автоматическими выдвижными подголовниками и площадками под ноги, составит порядка $5 млн.

Арендовать Pilatus PC-12 VIP

Главные преимущества Pilatus PC12NG.

  1. Возможность взлетать с укороченных взлетно-посадочных полос c грунтовым покрытием. Необходимая длина разбега 793 метра.
  2. Универсальность использования. Менее чем за 1 час задние 2 кресла могут быть демонтированы, а багажный отсек самолета увеличен на столько, что в него можно загнать мотоцикл! Боковая дверь у самолета по-настоящему грузовая, а плоский пол дает огромное множество вариантов использования грузового пространства на 100%.

    Высота грузовой двери Pilatus PC12 — 1,35 метра.

    Ширина грузовой двери Pilatus PC12 — 1,32 метра.

  3. Просторность и комфорт салона.

    Пол самолета плоский, как в самолетах намного более высокой категории.

    Высота салона Pilatus PC-12 — 1,47 метров, ширина салона — 1,52 метров, длина салона 5,16 метров. Общий объем — 9,34 кубометров.

    Шаг кресел такой, что пассажир в любом кресле может расслабиться и вытянуть ноги, не опасаясь помешать кому-то или упереться во что-то. Пассажирам также доступна отдельная туалетная комната, расположенная между кабиной пилотов и пассажирским салоном, отделенная ото всех жесткими дверьми.

    Остаточная стоимость самолета. По статистике, средняя остаточная стоимость 5-ти летнего самолета варьируется от 60 до 85% (!). На рынке даже есть самолет, которому уже 10 лет, но его остаточная стоимость оценена на уровне 80% от его первоначальной стоимости. На практике самолет теряет в стоимости только в первые 3 года. После этого периода график остаточной стоимости останавливается и дальше остается плоским. По данным исследования Rolland Vincent Associates 2016 года, 10-летняя среднегодовая норма амортизации на Pilatus PC-12 составила только 2,2%. Это значительно ниже, чем у любого другого самолета из данной категории или из категории реактивных самолетов.

Характеристики:

  • Максимальное число пассажиров 6-8
  • Максимальная дальность полета — 3417 км
  • Крейсерская скорость — 528 км/ч
  • Взлетная дистанция (длина разбега) — 793 метров
  • Посадочная дистанция (длина пробега) — 661 метр
  • Макимальный взлетный вес — 4740 кг
  • Максимальный посадочный вес — 4500 кг
  • Полезная нагрузка при максимальной заправке — 458 кг
  • Базовая эксплуатационная масса — 3076 кг
  • Максимальная высота полета (эксплуатационный потолок) — 9144 м
  • Высота в салоне (FL 260) — 2 438 метров
  • Высота пассажирской двери — 1,35 метров
  • Ширина пассажирской двери — 0,60 метров
  • Объем багажного отделения — 1,13 кубометров
  • Ширина салона на уровне пола — 1,30 метров
  • Максимальная скороподъемность — 585 м/мин
  • Скорость сваливания (макс. взл. вес) — 124 км/ч