Легенды башни Сююмбике: ода вечной любви и царица-самоубийца.

История строительства башни Сююмбике: XVI или XVIII век?

В 1701 году в Москве разбушевался пожар, последствия которого затронули и башню Сююмбике. В огне сгинул практически весь архив Приказа Казанского дворца, в котором хранились документы, описывающие процесс постройки кремлевской сторожевой вышки. Именно из-за этого несчастного случая современные исследователи до сих пор не в состоянии определить точную дату постройки башни Сююмбике. Например, известный в свое время краевед Н. П. Загоскин утверждал, что сооружение возводилось во времена Казанского ханства, по приказу правителя Мухаммеда-Амина. Юные годы прогрессивный правитель провел в Москве, где свел дружбу с русским царем, чтобы обезопасить себя от покушений других казанских престолонаследников. Историки считают, что именно в этот период будущий хан стал свидетелем строительства Боровицкой башни в Московском Кремле.

Предполагается, что после восхождения на казанский трон Мухаммед-Амин пожелал обзавестись улучшенной копией московской стрельницы, а для реализации своего грандиозного плана пригласил ко двору престарелого итальянского зодчего А. Фиораванти. Главным аргументом, говорящим в пользу выдвинутой гипотезы, являются кирпичи, из которых сложен архитектурный памятник. Их размеры полностью соответствуют стандарту, введенному итальянским гением (до этого на Руси использовалась иная форма кирпичей). Впрочем, современные историки сочли приведенный факт неубедительным, поскольку на рисунках, изображающих Казанский кремль в эпоху ханского правления, башня Сююмбике не фигурирует.

После многолетних археологических раскопок в стенах Сююмбике, исследователи пришли к выводу, что сооружение возводилось не ранее конца XVII века. На это недвусмысленно намекает архитектура башни в стиле так называемого «московского барокко». Кроме того, верхняя часть постройки отчетливо копирует шатры башен Волоколамского монастыря и Беклемишевской башни в Московском Кремле.

Происхождение названия

Первое упоминание о башне Сююмбике появилось в 1832 году. Поэтичное название промелькнуло в одном из литературных очерков казанского журнала «Заволжский муравей». Сююмбике – правительница Казанского ханства, дочь ногайского бия Юсуфа и прапраправнучка основателя династии Ногайской Орды Едигея. До сих пор сооружение именовалось просто башней «со шпицом», «комендантской» и даже «татарской» башней. Жители Казани переиначили название на свой лад, окрестив строение Хан-Мэчете (с татарского – Ханская мечеть).

Архитектура башни Сююмбике

Башня Сююмбике расположена на территории Казанского кремля, но при этом удалена от крепостных стен. Объясняется такое местоположение просто: изначально сооружение служило дозорной вышкой.


В стенах Сююмбике оборудован широкий проезд, через который в крепость могли проезжать телеги горожан и военные повозки. Держит постройку двухметровый фундамент, укрепленный на дубовых сваях. Сама башня состоит из 7 ярусов. Первые три имеют форму правильных кубов различной площади. По периметру каждого яруса оборудованы специальные галереи (гульбища). Еще одна архитектурная особенность башни Сююмбике – коринфские колонны, располагающиеся на уровне первого яруса, и так называемые лопатки (валики), украшающие ярусные грани.

Следующие два «этажа» башни представляют собой кирпичные восьмигранники или восьмерики, на которых располагаются шатер и дозорная вышка. Венчает конструкцию изящный шпиль с золоченым шаром, на котором закреплен полумесяц – символ исламской религии. Изначально навершием Сююмбике служил двуглавый орел, однако в 1918 году, по просьбе мусульманской части населения Казани, царскую эмблему убрали, заменив ее религиозным знаком. Сегодня высота самой узнаваемой башни Казанского кремля составляет 58 метров.

В XIX столетии по городу поползли странные слухи о том, что в металлическом шаре на шпиле Сююмбике спрятаны древние татарские рукописи. Подтвердить или опровергнуть местные байки можно было только одним способом – обследованием внутреннего пространства сферы, что и было проделано. Никаких исторических документов внутри найдено не было, зато на поверхности шара обнаружились дыры, послужившие основой для новых слухов. Якобы ценные манускрипты просто провалились сквозь отверстия и были подобраны кем-то из жителей Казани.

В начале XX века обнаружилось, что шпиль башни Сююмбике существенно отклонился от ее основания. Кроме того, кирпичная кладка в нижней части сооружения начала разъезжаться, угрожая полностью завалить проезд. Чтобы уберечь неофициальный символ города, пришлось «сжать» его на уровне первого яруса металлическим обручем. Железное кольцо ухудшило внешний вид старинного здания, но на некоторое время остановило его разрушение. Несколько десятилетий назад обруч лопнул, но так и не был демонтирован.

Легенды башни Сююмбике: ода вечной любви и царица-самоубийца

Выдающиеся архитектурные характеристики – это, безусловно, замечательно, но совершенно неинтересно для среднестатистического туриста, поэтому самый беспроигрышный способ привлечь внимание к памятнику древности – приписать ему какую-нибудь увлекательную историю, желательно с трагическим финалом. Что до башни Сююмбике, то сооружение является идеальным примером того, насколько органично мифы могут вплетаться в реальные исторические факты, рождая на свет такие обожаемые путешественниками легенды.

Своим названием сооружение обязано дочери ногайского бия Юсуфа, правительнице Казанского ханства, Сююмбике. Собственно, это единственный достоверный факт, который и лег в основу мифов, связанных со строительством башни. Например, одна из таких историй утверждает, что постройка стала своеобразным памятником первому супругу татарской наследницы, Сафа-Гирею. Безутешная вдова таким образом выражала свою любовь к безвременно почившему мужу. Что интересно, на самом деле этот брак был неудачным и в действительности Сююмбике своего суженого терпеть не могла.

Вторая история связана с именем знаменитого царя-тирана Ивана Грозного. Якобы после взятия Казани русский самодержец прельстился красотой местной правительницы и даже вознамерился взять ее в жены. Сююмбике такая перспектива не понравилась, и она решила отсрочить женитьбу, предложив сначала Ивану Грозному построить для нее башню. Темпераментный царь выполнил просьбу, и уже через неделю под окнами прекрасной татарки красовалась сторожевая вышка. Вот только удовлетворить свою страсть самодержцу так и не удалось: гордая пленница забралась на верхний ярус башни и спрыгнула вниз. Кстати, эту красивую легенду принято рассказывать посетителям башни, не обращая внимания на то, что на самом деле никакого суицида и в помине не было. После взятия Казани Сююимбике была выдана замуж (в третий раз) и спокойно встретила старость в г. Касимове, где потом и была похоронена. А вот строительство башни, как показали современные исследования, и впрямь велось в большой спешке, что в дальнейшем сыграло главную роль в ее «падении». Несмотря на укрепленный впоследствии фундамент и попытки зафиксировать конструкцию в устойчивом положении, дальнейшего крена сооружения избежать так и не удалось.

Башня Сююмбике: экскурсия по внутренним помещениям


Главный вход в башню Сююмбике перекрывают ажурные кованые ворота «День и Ночь». Черное кружево металлической решетки украшают золотые изображения месяца и солнца, над которыми в виде импровизированного нимба расположились 12 знаков зодиака.

В нижнем ярусе постройки прячется небольшой проход, идущий во внутренние помещения башни. Видавшая виды каменная лестница ведет посетителей в верхние «этажи» Сююмбике. Сегодня на втором и третьем ярусах располагаются небольшие отдельные залы, хотя изначально никаких перегородок, разделяющих башню на этажи не было.

В главном зале третьего яруса находится деревянная лестница, соединяющая помещение с террасой первого восьмерика (четвертый ярус башни). Если во время прогулки подойти к лестнице с внутренней стороны, то можно увидеть многочисленные «автографы», оставленные на деревянных ступенях посетителями башни Сююмбике. Самые старые из них помечены еще началом XX века, но есть и более современные варианты.

Пятый и шестой ярусы Сююмбике представляют собой все те же восьмиугольные комнаты с окошками, а вот на 7-м притаилось самое крошечное помещение (буквально 3 шага в длину). Впрочем, попасть сюда, как и в остальные залы башни, обычному туристу не удастся. Обычно все, что предлагает стандартная экскурсия к башне Сююмбике, – это прогулка по территории кремля и осмотр архитектурных особенностей сооружения.


Башня Сююмбике в Казани
  • Во время Великой Отечественной войны казанскими архитекторами были произведены замеры и составлены подробные планы башни Сююмбике. Собранные документы должны были помочь при восстановлении уникального памятника архитектуры, в том случае, если бы сооружение было уничтожено при бомбежке.
  • Высота башни Сююмбике на целых два метра выше ее знаменитой «падающей» родственницы – Пизанской башни.
  • По ночам на стенах здания включается электрическая подсветка, превращая сооружение в картинку из волшебной сказки.
  • Поговаривают, что вход в Сююмбике закрыли после того, как одна из посетительниц спрыгнула вниз с одного из ее ярусов.
  • Уникальный памятник древнего зодчества можно увидеть в приключенческом фильме 2013 года «Сокровища озера Кабан». Однако в большинстве эпизодов зритель видит не саму башню Сююмбике, а ее макет, построенный специально для съемок.
  • Местные жители уверяют, что, если прикоснуться к стенам башни с закрытыми глазами и загадать желание, то оно непременно исполнится.
  • Несмотря на принятые меры, полностью остановить наклон башни Сююмбике так и не удалось. Причиной тому – постепенное оседание грунта на кремлевском холме, так что не исключено, что со временем сооружение в прямом смысле упадет.

Как добраться

Есть три оптимальных способа добраться до башни Сююмбике – одной из главных архитектурных достопримечательностей Казани. Например, можно сесть на метро и сойти на станции «Кремлевская». Те, кто не хочет лишать себя удовольствия полюбоваться видами столицы Татарстана, могут выбрать троллейбус (7-й маршрут) и доехать на нем до остановки «Центральный стадион». Тот же путь можно проделать на автобусе (маршруты №1, 15, 35, 47, 75).

Башня Сююмбике в Казани — одна из существующих в мире «падающих» башен, на 2 метра выше Пизанской (58 м). Это такой же символ города, как сам Кремль и недавно построенная мечеть Кул Шариф .

Особенность башни — в ее архитектуре. Она состоит из трех прямоугольных ярусов с галереями и парапетами и четырех восьмигранных ярусов. Когда-то ее шпиль венчало «яблоко» — золотой, как считалось, шар, где хранятся древние мусульманские документы. Чтобы проверить эту легенду, в 1830 году шар сняли, и оказалось, что сделан он из латуни, а внутри пустой — так был развенчан самый популярный миф.

История башни Сююмбике до сих пор вызывает бурные споры среди специалистов. Чаще всего годом строительства называют 1645-1650-е гг. Профессор С. Шпилевский, один из авторитетных краеведов и археологов XIX века считал, что она имеет татарское происхождение, тогда как его современник татарский этнограф Каюм Насыри был уверен, что ее возвели уже после покорения Казани. В 70-х гг. XX века под руководством археолога Альфреда Халикова проводились раскопки возле фундамента Сююмбике, в результате которых ученый пришел к выводу, что она появилась не ранее последней четверти XVII века. Рядом обнаружили более древний фундамент, относящийся к дозорной башне XII—XV вв., на котором частично возвели новую, из-за чего и произошел крен. Специальный комплекс мер позволил предотвратить дальнейшее «падение».

Декоративный облик башни соответствует духу московской школы, но ее фасад и силуэт отвечает традициям казанско-татарского искусства — сталактитовые капители, минаретоподобное завершение, декоративные трехчетвертные колонны.

Легенда о башне Сююмбике

Каждый житель Казани знает легенду о татарской царице Сююмбике. Иван Грозный, увидев портрет прекрасной ханши, влюбился в нее и решил сделать своею царицей. На что получил отказ, который и стал причиной похода на Казань. После долгой осады русские войска взяли город, и царь потребовал согласия на брак. Хитрая Сююмбике поставила одно условие: чтобы за семь дней он построил башню, такую же красивую и стройную, как сама ханша. В день мастера возводили по ярусу и успели в срок. Сююмбике поднялась на самый верх, оглядела свои родные просторы и бросилась вниз. После этого башня получила имя смелой ханши.

Но это, конечно, лишь красивая легенда. На самом деле Сююмбике после двух браков вышла замуж в третий раз за взошедшего на ханский престол Шаха Али, брата первого мужа, и уехала с ним в Касимов, где умерла в престарелом возрасте. Если верить источникам, все это случилось до завоевания Казани Иваном Грозным.

В России есть своя падающая башня и находится она в столице Татарстана. Это - дозорная башня Сююмбике. Шпиль сооружения отклоняется от вертикали на 1,98 метров. Историки до сих пор спорят о периоде строительства, сходясь во мнении, что она была возведена между 1645-1650 годами. Башня находится в северной части территории Казанского Кремля. Общая высота постройки - 58 метров.

Башня Сююмбике

Башня представляет собой уникальный симбиоз татарской и русской архитектуры XIV-XVII веков. Конструкция напоминает Боровицкую и Спасскую башни Московского Кремля, но с восточными элементами. Они проявляются в шпиле, сквозных воротах, полуовальных окнах и изящных полуколоннах с фасадной стороны. Аналогичную архитектуру столичные гости Татарстана могут увидеть ещё в Москве на Казанском вокзале, который архитектор Щусев построил в точном соответствии с падающей башней.

  • Фундаментом башни стали дубовые сваи, которые с течением веков опустились на глубину свыше 2 метров. Стены возведены из кирпича на известковом растворе, а грани украшают кирпичные валики. Строение насчитывает 7 ярусов, первые 3 из которых квадратные, а остальные восьмиугольники.
  • В разновысотных «кубах» первых ярусов устроены гульбища, характерные для русской архитектуры. «Глазницы» гульбищ использовали для осмотра прилегающей территории.
  • Следующие 2 яруса - «восьмерки» - построены так неспроста: во-первых, при такой кладке из одинакового количества материалов здание строится в высоту на 20% больше, во-вторых, оно менее подвержено влиянию ветров, неизменно присутствующих на высоте.
  • Далее возведен конусообразный ярус, на котором размещена дозорная вышка.
  • Венчает всю эту сложную конструкцию зелёный шпиль, на котором красуется мусульманский полумесяц.

История строительства

Если с архитектурой все чётко и ясно, то история строительства вызывает у учёных много вопросов. Это вызвано тем, что во время взятия города летописи времён Казанского ханства были безвозвратно утеряны, а более поздние документы сгорели в 1701 году во время пожара Москвы. Доподлинно установлено лишь то, что во времена правления Петра I башня уже была на плане города 1717 года. Таким образом установлена верхняя граница возраста строения. Существует несколько теорий относительно времени строительства:

  • До 1552 года в период ханства на месте строения стояла другая дозорная башня, которая была достроена и несколько изменена.
  • Между 1645-1650 гг. - на основе археологических исследований слоев почвы.
  • Между 1694-1718 гг. согласно анализу картографических данных и характерных элементов Московского барокко.

Благодаря учёному-путешественнику Адаму Олеариусу можно также очертить нижнюю границу предполагаемой даты постройки 1638 годом. В тот год он посещал Казань и делал зарисовки столицы, на которых похожих строений не обнаружено.

История строительства полна загадок: официально неизвестно кто, когда и по чьему приказу возвел строение, но ещё больше тайн скрывает название.

Царица Сююмбике

За всю историю Казанского ханства во главе государства единожды стояла женщина - царица-регентша Сююк, вынужденная править за своего малолетнего сына после смерти мужа. Династия царицы, как и ее биография, была достойной - так, ее прапрапрадедом был основатель Ногайской Орды Едигей, отцом - ногайский бий Юсуф. Замуж Сююк выходила трижды, и все ее мужья были правителями Казанского ханства.

Царствование Сююк запомнилось народу отменой ряда налогов для торговцев, крестьян и ремесленников. В благодарность за облегчение налогового бремени ее прозвали "любимой госпожой", в переводе с татарского - Сююмбике. А ее именем назвали не только дозорное строение Кремля, но и множество улиц в различных городах и селах. Впрочем, такая история не столь поэтична, легенда - интереснее.

Легенды башни

Со зданием связано множество легенд и историй:

  • История первая. Царь Иван IV Грозный прослышал о красоте казанской регентши и решил жениться на ней. Царица была против и тогда царь пригрозил сровнять ханство с землей, а всех жителей убить. Сююмбике согласилась ради своего народа, но в свадебную ночь сбросилась вниз с нового строения и погибла.
  • История вторая. Башня была возведена после взятия Казани в 1552 году по указу Ивана Грозного, но по просьбе татарской царицы. На её строительство ушло семь дней, по ярусу на каждый, и после окончания строительства царица захваченного ханства сбросилась с нее вниз.
  • История третья. Сооружение было построено по приказу Сююк в память о её втором погибшем муже Сафа-Гирее.

Правда, однако, оказалась намного печальнее. После взятия Казани Иваном IV Грозным, мурзы откупились казной, царевной и её сыном, которых перевезли в Российскую Империю и крестили. Женой русского царя Сююк не стала. Впрочем, оттого совсем не уменьшается красота и загадочность падающего строения. Не меньший интерес у архитекторов и учёных вызывает причина наклона строения. На основе проведенных исследований предполагают, что наклоняться в восточную сторону строение стало из-за элементарной ошибки в ходе строительства почти сразу же после его окончания.

Обнаружили наклон и предприняли меры только в 1930 году. Жёсткий каркас, элементы которого можно заметить на первом ярусе, остановил падение и помог сохранить объект культурного наследия РФ в первозданном виде, чтобы Вы смогли лично полюбоваться его великолепием.

Экскурсия к башне

Посмотреть на падающую башню, а также сфотографироваться на её фоне, можно на по территории Казанского Кремля. Красивое архитектурное сооружение восхищает туристов не только днём, но и ночью, когда загорается ярким светом при помощи мощных прожекторов. На территории Кремля можно купить сувениры с изображением одной из главных достопримечательностей столицы Татарстана.

Чуть поодаль от его древних стен, высится башня, привлекающая взоры туристов своим необычным видом. Она имеет весьма заметный наклон, и у зрителей создается впечатление, что через мгновение они станут свидетелями ее сокрушительного падения. Но проходят минуты, годы и даже века, а башня так и остается неподвижной.

Смерть царской невесты

Древняя легенда рассказывает, что, покорив в 1552 году Казань, Иван Грозный пожелал взять себе в жены татарскую царицу Сююмбике - красавицу-вдову погибшего на стенах города хана Сафа Гирея. В случае же отказа пригрозил выместить гнев на всем ее народе. Желая спасти соотечественников, царица дала согласие, но с условием, что в течение 7 дней для нее будет построена семиярусная башня.

Башню за неделю?! Шутка ли! Однако делать нечего. Царь дал команду, и работа закипела. Кое-как управились в назначенный срок. У Ивана Васильевича ведь не забалуешь - плаха с топором всегда под рукой, так сказать, для большей мотивации. В спешке, правда, нахалтурили малость, но переделывать было уже некогда.

И тут случилась непредвиденное. Накануне самого дня свадьбы поднялась невестушка царская на самый верх башни, раскинула белы рученьки и бросилась вниз со страшной высоты. Погибла, но не пошла силой под венец. С тех пор стали называть эту башню «Сююмбике» в честь красавицы-вдовы. Сперва огорчались, что уж больно накренилась она вбок, но как прослышали о мировой славе Пизанской башни, так и приободрились - и у нас, мол, не хуже. Накосячить, дескать, и мы мастера.

Иной вариант легенды

Бытует и еще одна легенда о башне Сююмбике, причем многие считают ее более правдоподобной, хоть и менее романтичной. Согласно этой версии, никаких сексуальных домогательств со стороны царя-батюшки не было (чай, не какой-нибудь там Вайнштейн), а просто повелела ханская вдова Сююмбике возвести башню в память о своем покойном муже Сафа Гирее.

И погиб ее благоверный не на поле бранном, а был отравлен собственными придворными, пытавшимися устроить государственный переворот. Так оно случилось или иначе - неизвестно, но с той поры «падающая» башня Сююмбике (такое красивое название она получила в народе) конкурирует со знаменитой Пизанской и является одной из достопримечательностей татарской столицы.

Документы, погибшие в огне

Это легенды, а какова же реальная история башни Сююмбике? Услышав этот вопрос, ученые мужи лишь разводят руками. Дело в том, что до наших дней не сохранилось никаких исторических документов, проливающих свет на появление в Казани столь необычного архитектурного памятника. Все они хранились когда-то в Москве и являлись достоянием так называемого Приказа Казанского дворца. Но в 1701 году столицу охватил страшный пожар, в огне которого погибли документы, связанные с управлением Казанью. Что же касается татарских архивов, относящихся к периоду возможной постройки башни Сююмбике, то все они были уничтожены во время штурма города войсками Ивана Грозного в 1552 году.

В связи с этим вопрос о том, когда, кем и при каких обстоятельствах была построена башня, остается без ответа. Вызывает споры даже приблизительная ее датировка. В ходе дискуссий, продолжающихся уже много лет, часто называют XVII и XVIII века, но ряд исследователей полагает, что это могло произойти еще до 1552 года, то есть в период Казанского ханства.

Хан, переживший изгнание

Начав статью с легенд о башне Сююмбике, являющихся порождением народной фантазии, уместно привести и несколько гипотез, принадлежащих ученым мужам. Автором одной из них - наиболее популярной сегодня - является профессор Н. П. Загоскин, еще до революции преподававший в Казанском императорском университете. Согласно его версии, постройка башни связана с именами двух исторических лиц - татарского хана Мохаммеда-Амина и Великого князя Московского Ивана III.

Дело в том, что во второй половине XV века Казанское ханство было охвачено кровавой войной между претендентами на ханский престол. Один из них, еще молодой по тем временам Мохаммед-Амин, спасая свою жизнь, воспользовался убежищем, предоставленным ему в Москве Иваном III. Так уж получилось, что молодой человек пришелся по сердцу великому князю, и в 1487 году тот помог ему захватить власть.

Казанское детище итальянского архитектора

Помня княжеское благодеяние, хан решил, построив мечеть, увековечить в камне мирный союз, заключенный при его правлении между Казанью и Москвой. С этой целью Мохаммед-Амин вновь обратился к своему благодетелю с просьбой прислать в его распоряжение итальянского архитектора жившего в Москве и известного ему по строительству Кремля, производившемуся во время его пребывания в столице.

Таким образом, автором проекта башни Сююмбике мог оказаться знаменитый итальянский зодчий, украсивший своими работами многие европейские города, или кто-то из его учеников. Эта гипотеза находит подтверждение в том, что ее архитектурный облик во многом схож с другими творениями мастера, и если она верна, то возведение башни следует отнести к концу XV века. При этом верхняя часть сооружения перестроена в XVIII веке, в связи с тем, что прежнюю мечеть, возведенную ханом Мохаммед-Амином и носившую название Нур-Али, превратили в православный храм.

Гипотеза о русских корнях казанской башни

Однако эту точку зрения оспаривают те, кто полагает, что история башни Сююмбике (Казань) началась на полтора столетия позже. В их пользу говорят данные, полученные в результате археологических раскопок, проводившихся в период 1941-1978 гг. Изучив культурные слои грунта, в которые углубился ее фундамент, и обнаруженные при этом артефакты, исследователи датируют сооружение башни уже русским периодом и относят его к 1640-1650 гг.

«Любимая владычица»

Как же быть в таком случае с ханской вдовой, чье имя носит башня, ведь в обоих случаях получается, что она не только не прыгала с нее, но даже и к строительству не имела никакого отношения? На этот вопрос дали ответ лингвисты. Как оказалось, Сююмбике - вовсе не имя собственное, а существительное, первая часть которого - «сююм» - в переводе со старотатарского означает «любимая», а вторая - «бике» - переводится как «владычица».

Иными словами, получается, что башню, воздвигнутую в самом сердце Казанского ханства, народ назвал «Любимой владычицей». Не исключено, что на основании легенды о том, как ханская вдова предпочла смерть браку с православным царем, в народном сознании ее образ идеализировался и принял черты некой национальной героини. Далее фантазия приписала ей неземную красоту и государственную мудрость. Вот и готова «Любимая владычица» - Сююмбике. Однако не исключены и другие варианты. Возможно, в разные эпохи под этим именем подразумевались иные ханские жены. Высказывается даже предположение, что реальные женщины тут вообще ни при чем, и ее название является лишь красивой поэтической метафорой.

Двадцать падающих башен

Что же касается отличительной черты башни - наклона, в результате которого при общей высоте постройки 58 м ее шпиль сместился от осевой линии на 1,98 м, то причина кроется в ошибке архитектурного проекта, выполненного без учета особенностей местного грунта. Во всем мире «падающие башни», а их в настоящее время около двух десятков, являются порождением почвенной эрозии, сыгравшей свою пагубную роль и в данном случае.

Единственной всемирно известной среди них стала лишь одна, являющаяся частью архитектурного ансамбля собора итальянского города Пизы. Остальные же ее сестры, за редким исключением, пребывают в безызвестности. Многие ли, например, могут ответить на вопрос о том, в каком городе находится башня Сююмбике или, скажем, Большая Лаврская колокольня (Киев)? Тем не менее все эти постройки являются уникальными памятниками архитектуры, и на основании современных технологий ведется работа по их консервации и предохранению их от возможного разрушения.

В архитектуре башни Сююмбике переплелись традиции татарского и русского зодчества. Вопрос о времени постройки и назначении башни занимал историков еще в XIX веке. Ответ на него могли бы дать документы Казанского приказа, существовавшего в Москве. Однако пожар 1701 года уничтожил его архивы. Нет упоминаний о строительстве башни и в сохранившихся татарских источниках. Ее изображение отсутствует также на известных исторических зарисовках Казани, сделанных саксонским ученым и путешественником Адамом Олеарием в 1638 году и голландским картографом Николаасом Витсеном в 1692 году.

Некоторые исследователи относили башню еще ко временам Казанского ханства, другие датировали ее второй половиной XVI века. Сегодня ученые предполагают, что башню Сююмбике построили в конце XVII - начале XVIII века.

Башня во времена Российской империи

В начале XVIII столетия Россия пережила несколько войн и восстаний. Особенно мощными были народные волнения, прокатившиеся по Поволжью и Югу Российского государства: восстание казаков в Астрахани, Булавинский бунт на Дону, Башкирское восстание. В этих условиях угроза потерять Казань, а за ней и часть южных территорий становилась вполне реальной. Оборонительные сооружения Казани нуждались в срочном укреплении. Чтобы подготовить город к возможным военным действиям, ремонтировали стены Кремля, вдоль крепостных стен копали новые рвы и возводили бастионы. Вероятно, тогда же была выстроена дозорная башня, известная сегодня как башня Сююмбике. Она обеспечивала отличный обзор - с ее караульни Волга просматривается почти на 50 км. Это позволяло городу заблаговременно узнавать о грозящей ему опасности и готовиться к отражению неприятеля.

На планах Казани начала XVIII века башня Сююмбике именуется как «проездная башня оберкомендантского дома со шпицем». Современное название башни появилось лишь во второй половине XIX века, когда легенды об истории ее строительства появились в печати, а затем перекочевали в путеводители. В начале XX века башне потребовалась реставрация. Земля под фундаментом осела, и башня отклонилась от вертикальной оси почти на два метра. Чтобы предотвратить ее падение, нижний ярус укрепили железным поясом.

В 1918 году декретом Совета народных комиссаров башня Сююмбике была передана в «вечное пользование трудящимся мусульманам». Двуглавых орлов, простоявших на ее шпиле около 200 лет, заменили посеребренным полумесяцем. Правда, в разгар антирелигиозной кампании в 1930-х годах сняли и его.

В советское время башню Сююмбике неоднократно реставрировали, укрепляли ее фундамент. В 1960 году она получила статус архитектурного памятника республиканского значения.

При строительстве здания Казанского вокзала в Москве архитектор Алексей Васильевич Щусев воспроизвел силуэт башни Сююмбике. Работая над проектом, он посылал своих помощников в Казань на обмеры и зарисовки.

Башня Сююмбике сегодня

Многие поколения казанцев воспринимают башню Сююмбике как сакральный символ и место поклонения татарского народа. С 1991 года башня является минаретом, с которого читают азан (в исламе - призыв к обязательной молитве) во время поминальной молитвы по всем погибшим в 1552 году при взятии Казани царем Иваном IV. А в 1994 году вся территория Казанского кремля была объявлена историко-культурным и художественным музеем-заповедником.

Археологические раскопки у башни Сююмбике

Во время раскопок неподалеку от башни археологи нашли ценные предметы из истории города. Еще в XIX веке, во время строительных работ, в ее основании обнаружили монеты времен правления царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время экспедиции 1976–1977 годов археологи нашли несколько ценных предметов: остатки мечети, минарета и ханских усыпальниц, а также обломки надгробий с фрагментами надписей. В 1990-е годы изучение останков показало, что археологи обнаружили захоронения одного из первых казанских ханов Махмуда и хана Мухаммад-Эмина, который умер в 1518 году. На сегодняшний день археологические раскопки продолжаются.