Каменный лабиринт под воронежем. Мостищенский лабиринт - Историческая справка Воронеж asdf Каменный лабиринт вавилон

Мостищенский лабиринт

Мостищенское городище и лабиринт "святилище" расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань.

В 1957 г. Археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством П.Д. Либерова открыла для науки Мостищенское городище. Мостищенский лабиринт находится на территории Мостищенского городища. Подобные каменные сооружения хорошо известны по всему миру, чаще всего именуются кромлехами (древними-обсерваториями-светилищами).

Конструкция лабиринта представляет собой центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих её концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. Лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте без какого-либо связующего раствора и подгонки. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер.

Максимальная высота камней и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад – восток достигает 40 метров. В западном участке внешней меловой кладки есть несколько гранитных валунов. Еще один – к северу от центра лабиринта. Гранит – редкая порода для данной местности.

Ещё раз оговоримся, что до нас сохранились руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки "мегалитического” сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом.

Поскольку местные жители давно потихоньку растаскивали здешние камни для собственных нужд, археологам пришлось законсервировать находку, закопав её.

Существует версия астрономического назначения мостищенского лабиринта. Она связана с астрономическими данными расположения камней. Камень гранитный № 1 при наблюдении из центра лабиринта имеет азимут 0 т.е указывает направление на север. Другие два гранитных камня достаточно точно указывают направление на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния. Рядом лежащие гранитные валуны указывают направление на точку восхода осеннего и весеннего равноденствия.

Таким образом, справедливо предположение, что Мостищенский лабиринт использовался в качестве обсерватории для наблюдения за небесными светилами. Также мог быть местом проведения ритуальных обрядов.

Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени - Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены остатки всего шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек находится на самом его краю. Все юрты схожи, площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре.















‘Мостищенское городище и лабиринт «святилище» расположено в долине Лукодонье Острогожского района Воронежской области, на правом берегу реки Потудань. Площадь Мостищенского городища 2,3 га. При раскопках здесь были найдены остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. Здесь на двух мысах были найдены остатки оборонительных укреплений (городищ) скифского времени — Мостищенское городище и Аверинское городище, которые появились на Среднем Дону в VI в. до н. э.

Мостищенское городище небольших размеров, археологами выявлены всего остатки шести жилых построек. Постройки юртовского типа и находятся по краям городища, у окраин мыса, а одна из построек вообще находится на самом его краю. Все юрты схожи и площадью до 20 квадратных метров, с прямоугольными основаниями и столбовыми ямами в центре. В одной из них обнаружены следы очага, а на полу юрты были найдены некоторые шерстяные волокна. Археологам удалось определить и вход в помещение, он направлен в сторону склона мыса. Из за того что жилые постройки находились почти на склоне, жителям приходилось углублять место для выравнивания пола. Такие же постройки были обнаружены археологами и на раскопках Городище Россошки 1 «Крутцы» . Но на Мостищенском городище жители не использовали для строительства центральную, почти ровную часть городища. Похоже жителей «смущали» остатки каменных выкладок более древнего лабиринта, или возможно ими лабиринт охранялся?! Очевидно, что сам выбор мест для постройки жилищ были подчинены и схожы с охранными функциями городища. Вокруг центральной части городища (включая и древний лабиринт) были найдены хозяйственные ямы, их более 60, половины из них - зерновые. По всем признакам ямы не использовались одновременно (учитывая два периода в жизни городища), как и сами жилища. Судя по размерам жилищ, в каждом из них могло проживать от 4 до 8 человек, а в трех, следовательно, не более 25 человек. Такая цифра не может соответствовать численности ни родовой, ни соседской общины.

На площади мостищенского городища обнаружен могильник, который включал пять захоронений: трех взрослых, подростка и младенца. Из заупокойных вещей обнаружен железный акинак и нательный костяный амулет. Захоронения совершены на древнем горизонте и завалены камнями.

Вероятнее всего предположить, что обитатели Мостищенского городища несли здесь главным образом сторожевую службу. В таком случае городище могло принадлежать представителям власти - вождям племен или же жрецам. Возможно жителями городища были и зависимые люди: соплеменники нижнего сословия, может быть рабы. Здесь проводились общественные собрания и судя по размерам внешних от жилищ за пределом городища (на юг) остатков гарищ (костров - очагов) какие то празднества, обряды жертвоприношений или другие церемонии; Здесь могли укрываться на случай опасности жители из близлежащих поселений. Что же касается оборонительных укреплений, они возводились возможно усилиями нескольких соседских общин или руками… рабов или плененных с других племен. Возможно защитникам Мостищенского городища и лабиринта не удалось отбить неожиданное нападение кочевых скифов, которые обсыпав буквально из луков городище стрелами, при нападении изменили и уклад жизни в городище и от которых пострадали и стар и мал. Следовало жителям ожидать новых набегов, и нужно срочно спасать другое богатство - зерно, размещенное в ямах. Оставшимся в живых нужно было и похоронить погибших, и незаметно вывезти зерно. Естественно, у них не было времени рыть могилы и соблюдать погребальные церемонии. Так, вполне вероятная причина ухода людей из городища - осложнения, вызванные военной обстановкой.

Наряду с обычными для скифского времени находками, выявлены обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры. На верхней площадке мыса на фоне материка рельефно выступают развалины кольцевых каменных кладок. Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке. Планировка поселения включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад-восток достигает 40 метров. То есть до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно сложным и системным, что не оставляет сомнений: это остатки «мегалитического» сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем - лабиринтом. http://vk.cc/4ecyuO

В 277 км от города Мурманска, неподалеку от маленького городка Кандалакша, находится некий лабиринт, возраст которого близок к отметке четырех тысяч лет. Большинство ученых предполагают, что такая удивительная загадка по своей форме в большей мере напоминает ловушку, которая часто применялась еще древними людьми в процессе ловли рыбы или же в качестве совершения разных ритуалов, с помощью которых на их сторону должна были перейти удача.

Наиболее распространенное название Кандалакшского лабиринта – каменный лабиринт «Вавилон», который представляет собой большую систему запутанных ходов, выложенных исключительно из камня – именно в этих местах древние люди проводили свои магические обряды. Существует мнение, что обряды никак не связаны с лабиринтами, а лишь служили помощью при охоте. Бывали случаи, когда в проходах лабиринта хоронили умерших. Известно, что у многих первобытных народов имелись данного рода лабиринты. Во всех имеющихся лабиринтах присутствуют замысловатые и запутанные ходы, которые выложены специальным образом из камня в виде спирали, что особенно заметно в нескольких местах, расположенных на Кольском полуострове, рядом с реками Умба и Пона.

Столь заметная популярность наличия лабиринтов порождает фактически фантастическую гипотезу о предназначении данных строений. Есть ученые-исследователи, которые полагают, что существовала тесная связь между верой древних народов в загробные, иные миры и данного рода каменными сооружениями. Есть мнение, что селения, возле которых располагались лабиринты, по всей видимости, поддерживали между собой связь, даже несмотря на огромные расстояния; при этом мощные сооружения использовались не только в качестве антенны, но и в качестве своеобразного приемника.

Стоит отметить, что никакая из представленных теорий на сегодняшний момент не нашла точных подтверждений, ведь в почве под спиралями не удалось найти никаких следов захоронений, а что касается подтверждения версии о наличии дверей в другие миры и способа передачи таким образом различных сигналов на дальние расстояния – то и вовсе мало представляется возможным.

Все проживающие рядом с лабиринтом племена, название которых звучит как поморы, называли спирали, составленные из некрупных камней «Вавилоном». В данном случае стоит задуматься: почему именно это названием выбрали древние люди? Ответить на это вопрос можно по-разному: согласно первой версии, предполагается, что слово «Вавилон» в переводе на русский язык звучит как «волнистый, извилистый», и этот вариант считается наиболее очевидным, но все же не является единственным и подтвержденным. Есть еще одна версия, в соответствии с которой считается, что слово «Вавилон» - это несколько искаженное слово «Авалон», которое в переводе с кельтского языка означает «место, где обитают феи». Если переводить слово «Авалон» на русский язык, то оно означает «яблоко», что несколько соотносимо с присущей «Вавилону» формой, напоминающей разрезанное вдоль яблоко.

Известна легенда, в которой говорится, что добраться до лабиринта могут только избранные, а ведь действительно – добраться до лабиринта не очень-то просто, ведь он расположен не так близко от города Мурманска, тем более людям, не знакомым с данной местностью отыскать нужное место будет очень тяжело, ведь многие его просто не замечают.

На сегодняшний день точно выяснено, что на территории современного Кандалакшского района присутствовало два религиозных культа, один из которых назывался культом высших богов, а другой культ Сейдов – священных камней, в которых обитают священные и уважаемые духи. Известно, что Сейд всегда требовал уважительного отношения к себе, а за почтительное отношение к себе всегда награждал богатым уловом на охоте.

«Вавилон» в Кандалакшских сопках – это уникальное, хотя и нередкое явление, ведь наибольшее скопление лабиринтов расположено на знаменитой Волосяной сопке, в трех км от главной дороги Кандалакша. Все тайны загадочного «Вавилона» до сих пор не выяснены, а значит, последуют новые раскопки.

Лабиринт «Вавилон» (Кандалакшский лабиринт)

На берегу губы Малый Питкуль, в 4 км от города Кандалакша находится каменный лабиринт «Вавилон», возраст которого достигает 4000 лет. Административно принадлежит Кандалакшскому району Мурманской области.

Вход в лабиринт найти сможет далеко не каждый - незнакомый с местностью путник его просто не заметит.

Считалось, что кандалакшский лабиринт создан первобытным человеком и представляет собой схему ловушки, используемой для лова рыбы. Ученые полагают, что здесь проводились религиозные церемонии - древние люди надеялись таким образом обеспечить себе успех на промысле.

Во всех "вавилонах", действительно, запутанные, замысловатые ходы, выложенные особым образом из камня. Спирали можно найти в нескольких местах Кольского полуострова. Тайна их до сих пор не разгадана, существуют гипотезы об использовании сооружений в рыбацком колдовстве, управлявшем ветрами, в ритуальных танцах. Известна также гипотеза о расположении лабиринтов в местах захоронений, чтобы души умерших заблудились, плутая по спирали, и не тревожили живых.

Лабиринт выложен некрупными камнями на берегу Кандалакшского залива. Поморы называли его «Вавилон», т.е. извилистый, волнистый. Но мнения о происхождении такого названия расходятся. По одной версии поморское название лабиринта «Вавилон» является слегка искажённым кельтским термином. Остров (город) Авалон, где обитают феи, остров блаженных, который открывается только избранным, известен в Кельтской мифологии. Само название волшебного города оказывается производным от кельтского слова яблоко (abal, atal), что идеально согласуется с формой лабиринта, очень похожей на схематический разрез яблока. Если же добавить, что в кельтских легендах об «острове блаженных» повествуется о замечательных яблоках, дарующих бессмертие, то название, форма и легенда древнего сооружения оказываются тесно связанными между собой. Тогда получается, что лабиринт издревле считался указателем на близость иных пространств и измерений.

Для чего предназначались лабиринты? Этот вопрос считается открытым до сих пор. Версий существует великое множество – от вполне земных, до самых фантастических. Многие исследователи считали, что это обычные жертвенники, используемые древними людьми при совершении каких-то обрядов. Другие доказывали, что лабиринты не что иное, как двери в какие-то иные миры. Несомненный интерес представляет предположение, что лабиринт – это схема приёмопередающей антенны, при помощи которой древние обитатели этих мест могли поддерживать связь друг с другом на огромных расстояниях.

Одно можно сказать совершенно точно: каменные спирали в буквальном смысле пусты. Многие исследователи пытались найти под ними какие-то доказательства своих версий, но тщетно: там оказывались либо нетронутый галечник или скала.

В районе Кандалакши летом 2011г. была обустроена туристическая краеведческая тропа «Кандалакшский берег» – трёхкилометровый маршрут оборудован указателями и табличками с описаниями достопримечательностей, сделано несколько туристских стоянок. В числе других объектов тропы, на ней находится и данный лабиринт.

Археологические древности земли воронежской

Предистория

В 1957 г. Археологическая экспедиция Института археологии Академии наук СССР под руководством П.Д. Либерова открыла для науки Мостищенское городище. Оно, судя по небольшим раскопкам на этом археологическом памятнике, было создано в раннем железном веке, в скифское время. Тогда из-за недостатка находок для датировки памятника время жизнедеятельности укрепленного поселка было определено неверно. В более позднее время, когда городище было раскопано широкой площадью, время было определено более точно – конец V или рубеж VI – и до конца IV в. до н.э.

Лабиринты Европы и Мостищенский лабиринт

Каменные лабиринты и другие сооружения из камней хорошо известны в Северной Европе, в Англии, в Средиземноморье, Швеции, Дании, на севере нашей страны в Карелии и у Белого моря, на Северном Кавказе. Они представляют собой сложные сооружения из камня разной планировки и конструкции в виде концентрических кругов, эллипсов.

Есть мнение о строителях этих сооружений – племенах, обитавших на Пиринеях. Они по каким-то причинам продвинулись вдоль Атлантического побережья к берегам Северного моря. Их следы отмечены на территории нынешней Германии – на Рейне и Эльбе. А на Британских островах было создано около 900 каменных сооружений.

Среди специалистов, изучавших и изучающих лабиринты, со временем сложилось представление о религиозном назначении этих объектов. Как сейчас выяснено, лабиринты являлись и древними обсерваториями, с которых велись наблюдения за небесными светилами, расчеты солнечных и лунных затмений. Время их создания – неолит – энеолит. Строительство огромных каменных конструкций продолжалось почти 3000 лет, с V по II тысячелетие до н.э. Но загадок каменных исполинов куда больше, чем разгадок: кто их строил, как, зачем?

На Мостищенском городище лабиринт имел форму овала, выстроенного из меловых камней. Камни выложены на дерне, на ровном месте. Само сооружение состоит из шести кольцевых каменных кладок. Они сильно разрушены, но в целом можно установить примерный размер. Если отсчет вести с внешних границ кладки, то размеры ее будут такими: 26 х 38м. Эллипс вытянут по линии северо-восток – юго-запад. Позднее он был в значительной степени разрушен, когда племена скифского времени стали ипользовать место расположения лабиринта и его камни для своих строительных нужд. Но тем не менее основные формы каменно лабиринта улавливаются.

Были надежды, что при раскопках будут обнаружены погребения жрецов, обслуживавших лабиринт. А когда на его площади найдено было несколько безинвентарных погребений вытянутых на спине, казалось, ожидание были не напрасны. Увы … В следующем погребении был обнаружен железный короткий меч скифского времени, и стало ясно, что погребения эти относятся к обитателям скифского времени.

А.Т. Синюк обращает внимание на то, что на месте лабиринта найдены фрагменты керамики абашевской и катакомбной культур. При этом абашевская керамика по его мнению, ранняя, как и катакомбная. О ем это свидетельствует? Если предположение исследователя верно, то тогда можно и предположить совместное использование племенами эпохи бронзы каменного лабиринта. По мнению А.Т. Синюка, сооружение просуществовало в течении одного-двух столетий в течении рубежа III – начала II тысячелетий до н.э.

Но это все, что можно сказать о самом лабиринте. Были попытки доказать его астрономическую роль при помощи находок на городище нескольких гранитных камней. В соответствии с чем были осуществлены расчеты на точки восхода Солнца в дни зимнего и летнего солнцестояния, осеннего и весеннего равноденствия. Но сильная разрушенность памятника, возможность происхождения гранитных камней со скифского времени, случайность их расположения именно там, где они найдены в наше время, сводит пока эти попытки к нулю. К тому же на памятнике есть и другие гранитные камни, в иных местах, в которые в расчете не участвуют.

Уникальность Мостищенского лабиринта привела к осторожному отношению к нему. До сих пор ученые предпочитают молчать об этом открытии, вероятно, сомневаясь в его реальности. Такова судьба всего нового, для утверждения которого нужно время или … второй подобный лабиринт…

Дорогами тысячелетий

В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен неожиданные результаты за последние годы принесли раскопки у хутора Мостище в Острогожском районе.

Если подняться на средний из трех высоких меловых мысов, полукругом нависших над хутором, и повернуться к нему лицом, то взору откроется редкая по своей географической завязке панорама - долина, образованная слиянием пойм сразу трех рек: Потудани, Девицы и Дона. Отсюда в ясную погоду можно наблюдать открытые к северу пространства на десятки километров! Почти столь же широк обзор местности в западную и восточную стороны. Место удивительное, позволявшее контролировать большую округу с прекрасными пастбищами, охотничьими и рыболовными угодьями, а также с водными путями во всех направлениях.

Нe могли не оценить такое место и наши далекие предки. Ярким доказательством этому служат остатки оборонительных укреплений скифского времени на двух мысах. А не обнаружатся ли здесь признаки обитания людей в более древний период? Именно с такой целью были предприняты раскопки на центральном (Мостище 1) и северо-западном (оастище 2) мысах. И наши ожидания оправдались. На первом из памятников наряду с обычными для скифского времени находками стали попадаться обломки сосудов иванобугорского типа и катакомбной культуры (как мы уже знаем, в определенной степени синхронных). Сразу же привлекли к себе внимание меловые камни, которыми оказался насыщен культурный слой. Дело в том, что на поселениях ни эпохи бронзы, ни скифского времени на Среднем Дону строительный камень до сих пор не встречался.

Раскопки стали осторожнее: каждый камень необходимо было сохранить на месте. И вот наконец верхняя площадка мыса освобождена от почвенных наслоений, а на фоне материка рельефно выступили развалины каменных кладок! Кладки сохранились лишь фрагментарно, они неоднократно разрушались и в эпоху бронзы, и в раннем железном веке.

И все-таки неопровержимый аргумент в пользу древнего возраста конструкции удалось получить. Раскопками на соседнем мысу тоже были обнаружены остатки каменных кладок (правда, не кольцевых, как на Мостище 1, а прямоугольных). Им сопутствовали обломки иванобугорских и катакомбных сосудов, и: ни одного черенка более позднего времени!
Сейчас в нашем распоряжении есть факты, позволяющие связывать остатки каменных конструкций обоих памятников с иванобугорскнм населением (рубеж III-II тысячелетий до н. э. и несколько позднее).

Поскольку раскопки завершены совсем недавно и впереди большая работа по осмыслению их результатов, мы лишь в самых общих чертах представим конструкцию поселения Мастища 1 (рис. 40). Она включает круглую центральную площадку из каменной вымостки и шесть окружающих ее концентрических колец-эллипсов, между которыми в ряде случаев зафиксированы перемычки. И кольца, и перемычки состоят из камней, выложенных без специальной подгонки и без какого-либо связующего раствора. Максимальная их высота и в древности не превышала полуметра; больший же диаметр внешнего кольца по линии запад - восток достигает 40 метров. Ещё раз оговоримся, что до нас дошли лишь руины сооружения, которое в первозданном виде было архитектурно более сложным и системным. Но и то, что сохранилось до наших дней, не оставляет сомнений: это остатки <мегалитического> сооружения культового назначения. Его можно назвать святилищем, лабиринтом.

В научном мире широко известны мегалитические сооружения - грандиозные памятники прошлого, рассеянные по европейскому побережью Атлантического океана и Средиземного моря. Мегалиты - это крупные вырубленные камни весом в несколько тонн. Они нередко ставились на торец или окапывались в виде многометровых столбов, а сверху скреплялись наложением таких же блоков. Мегалиты использовались при возведении конструкций самых разнообразных форм, включая и кольцевидные в виде эллипсов. Для этих же целей применялись камни и значительно меньших размеров. Возраст сооружений - от четырех тысяч лет и более, а некоторые возведены задолго до появления пирамид Египта!

Особое внимании ученых привлекают на протяжении многих лет каменные кольца Стоунхэнджа в Южной Англии. Об этом памятнике написано немало книг, но изучение его конструкции и скрытого о ней смысла продолжается и по сей день. Ученым удалось установить, что подобные памятники в большинстве своем использовались в качестве гробниц, но имеют и символическое значение: здесь происходили отправления всевозможных религиозных обрядов, собрания широко разбросанных общин из прилегающих областей. Наконец, Стоунхэндж оказался не только святилищем для ритуальных церемоний, но и огромной астрономической обсерваторией, которая, возможно, позволяла предсказывать солнечные и лунные затмения!

Читатели вправе спросить, а что общего между Стоунхэнджем и весьма скромными по размерам Мостищенскими кладками?

Действительно, внешнее сравнение не в пользу последних. Но если не учитывать размеры и архитектурные приемы, а обратить внимание на смысловое назначение донского сооружения, не увидим ли мы сходные признаки? Ведь Мостищенский лабиринт тоже не является производственной постройкой или жилищем. В лабиринте найдены лишь единичные экземпляры сосудов и костных остатков и никаких следов производства орудий и бытовой утвари, ни остатков жилищ, ни хозяйственных ям. Это на раскопанной площади памятника более чем в 2000 квадратных метров! Памятник, строго говоря, не являлся местом жительства древних людей, то есть поселением. Находки же сосудов, а также костей животных и рыб вполне соответствуют местам ритуальных церемоний. Сооружения в виде каменных лабиринтов известны как на побережье Белого моря нашей страны, так и в ряде северных европейских стран (Финляндия, Швеция, Дании и др.). Некоторые из них, отличаясь от донского меньшими размерами, приемами кладки камней ц отдельными конструктивными деталями, сходны наличием концентрических кругов. Но, как установлено, северные лабиринты отражают те же идеи, какие побуждали к строительству мегалитических колец! Сейчас уже мало кто сомневается и культовом назначении лабиринтов: они безусловно являлись святилищами. Правда, в комплексе Мастнщенских сооружений не обнаружено следов усыпальницы, но она может быть где-то поблизости и для нее предусмотрели обычный для донского энеолита обряд помещения останков в грунте.

Итак, впервые для столь раннего времени (рубеж III и II тысячелетий до н. э.) в средней полосе России открыто святилище в виде каменного лабиринта, отражавшее общеевропейскую идеологию периода строительства мегалитических сооружений. Каково конкретное содержание этой идеологии, каковы ее слагающие звенья - вопрос, который, видимо, будет решен только в будущем.

Донской лабиринт мог быть и центром широкой округи, где проводились важные общественные мероприятия. Следовательно, идеи, заложенные в строительстве подобных сооружений, были распространены значительно шире, чем считалось до сих пор. К тому же правомерен вопрос: все ли святилища делались из камня? Могло быть, что при скудости его запасов (чем отличается и наш край) святилища сооружали из дернины или насыпной земли, и обнаружить их сегодня практически невозможно.

Наконец, мог ли донской лабиринт сочетать функции святилища и устройства для наблюдения за небесными светилами? Мы не исключаем положительного ответа, но нужны еще дополнительные исследования. Наш оптимизм основан на том, что пришла пора решительно отвергнуть бытующие исторические предрассудки и переоценить в пользу древних обществ их творческий потенциал. Это в полной мери относится и к эпохе бронзы.

Источники

  • Березуцкий В.Д., Золотарев П.М. - Археологические древности земли воронежской - М.:Братишка, 2007.
  • Винников А.З., Синюк А.Т. - Дорогами тыячелетий: Археологи о древней истории Воронежского края. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2003.