Вокруг Ладоги на автомобиле. Ладожское озеро Вокруг ладожского озера общественным транспортом

Когда возникает проблема с выбором заглавной картинки поста по той причине, что красивых фото неприлично много, то в такие моменты ещё раз понимаешь, в каком удивительном месте удалось побывать. Таким местом оказались шхеры на Ладожском озере в Карелии. Шхеры - это каменные острова.
В очередной раз убедился, что самым интересным местом оказывается то место, куда ты не планировал ехать и даже не знал о нём. У нас был план - доехать в субботу в Рускеалу, посмотреть карьер (), а с утра пораньше выехать в Выборг. Но чисто случайно вечером мы узнали, о том, что из Сортавалы на лодках катают по шхерам и с утра мы решили изменить наши планы. И это был 100% верный выбор!

1. Если бы мне показали эту фотографию до поездки и попросили угадать, где сделана эта фотография, то я бы скорее всего сказал, что это Новая Зеландия.


2. Аренда катера на несколько часов стоит 1000 рублей с человека, при наборе команды 5 и больше человек. С брызгами и радугой мы отдалялись от порта Сортавалы.


3. Минут 10 ходьбы по воде и начинают появляться первые каменистые берега


4. Вдалеке увидели тучу - нам предстояло туда плыть.


5. Домик, построенный для иностранного доктора в прошлом тысячелетии.


6. Домик Путина и хрустальный мост. На камушке слева беседка, где наш Вождь думает о судьбах человечества. Капитан сказал, что раньше вообще близко подплывать было нельзя и очень сильно ругались. Сейчас мол стали полояльнее.


7. Плывём мы себе в туман и тут откуда ни возьмись появляется русалка. Спустя пару часов мой товарищ познакомился с ней на берегу. Девушку зовут Саша и она несколько дней плыла одна по Ладожскому озеру. Смелая!


8. Объехав Александру, чтобы не зацепить волной, мы приблизились к туманному острову.


9. Туман закрывал обзор.


10. Я всё время ожидал, как из тумана выплывет пиратский корабль с Весёлым Роджером.


11. Но наш капитан не стал нас долго морозить и мы выбрались на теплый участок Ладожского озера


12. Красотища!


13. Где-то здесь одна из самых высоких точек шхер


14. Капитан предложил размяться, мы не могли отказать и попыли к месту десантирования.


15. На месте обнаружили надпись первобытных людей. Сколько езжу по России, но вот такие высказывания про американского президента видел только в эту порездку по Ленинградской области и Карелии. Вот тебе и культурный регион!


16. А вот и последствия первобытных людей. Здесь плохо видно, но костер тлеет. На самом деле, этот кадр сделан спустя минут 40. Капитан нас высадил чуть поодаль этих мест. Местный контингент был совсем не трезв, махали нам руками, что-то кричали.


17. Но я благодарен этим алкоголикам. Посмотрите где нас высадили! Ступив на берег, я так и не выпускал фотоаппарат из рук.


18. Видя всю эту природу, сразу накатывает волна умиротворения.


19. По разнице цвета камня сразу видно, до куда доходит вода.


20. Красивая бухточка!


21. С какого ракурса не подойдёшь - везде красота!


22. Отдельного упоминания заслуживает мох.

23. Он как ковер, который накрыл камни.


24. Очень мягкий. Проверил на себе предосторожность от нашего капитана. Он предупреждал, что особо по мху ходить не стоит - местами скользкий. Так и оказалось - можно неплохо прокатиться на нём, если быть невнимательным и спешить:)


25. Коренной житель этих мест.


26. Брусника


27. Какие-то фантастические пейзажи.


28. Как круто всё сложилось: передумали ехать в Выборг и решили плыть на шхеры, а на популярном месте были алики и нас выгрузили в нетуристическом месте!


29. Побродив минут 40 по диким местам, мы отправились назад к нашему капитану. Тусовщики как раз отплывали.


30. Чистейшая вода!

31. Вот мы и перебрались на другую сторону внутреннего озера.


32. Ладога настолько огромна, что складывается впечатление, что ты где-то на море.


33. Сосны здесь живучие - растут прямо на камнях.

34. Под ногами периодически попадаются корни этих самых сосен.

35. А вот и ещё один житель этих мест - уж. Совсем небольшой - сантиметров 15. Выскочил у меня прямо из под ноги, чем меня удивил.


36. Поглазели ещё раз на красоту этого острова и отправились дальше.


37. Где-то в этих местах базировались военные корабли и прятались от немцев.


38. Сейчас же здесь ежедневно плавают туристы и глазеют на чудеса природы.


39. Каждый остров уникален.


40. Смотрите на сосну. Росла сначала вниз, а потом пошла вверх.


41. А это очередная гора, с которой бросилась девушка, которой не дали встречаться с ёё парнем. Такая история есть в любом месте, где есть хоть малейший намек на скалу. Остюда мы взяли путь назад.


42. Раньше все шхеры были заселены, но сейчас народ концентрируется только в определенных местах - так проще.


43. Сортавала


44. На лодке слева мы совершили наше небольшое путешествие по Ладоге.


45. На обратном пути нас ждала гравийка и столбы пыли, от впередиидущих транспортных средств.


46. Обязательно вернусь в Карелию - здесь очень круто!

В следующих отчетах мы продолжим гулять по скалам, но на этот раз это будут Красноярские столбы.


Вступление - как родилась идея поездки и к чему это привело.
Идея поехать вокруг Ладожского озера родилась весной 2014 года, тогда я сидел в офисе и ближайшее окно смотрело на кладбище. Не самый плохой вид, но он заставляет желать большего. И вот на глаза попалась фотография мраморных карьеров, расположенных рядом с населённым пунктом Рускеала. И мне так сильно захотелось туда попасть, что начал обдумывать маршрут, искать достопримечательности, которые встретятся по пути. К сожалению (на тот момент) не нашлось ни одного сайта, который сделал-бы всё так, как я хочу.. Но поездка в том году не состоялась - обстоятельства были сильнее. В этом году мы с женой взяли верх над обстоятельствами и в компании верной собаки отправились в путь. Ссылка на маршрут (в новом окне): http://goo.gl .

Подготовка автомобиля - залог приятной поездки.
Очень интересно читать о том, какие титанические усилия прикладываются для подготовки машины к экспедиции. Аж дух захватывает! У нас масштаб не тот - планировалось покрыть не более 1500 км, а значит машина должна быть просто на хорошем ходу. В подобные поездки мы ездим на машине жены (Toyota Rav4), т.к.у неё автоматическая коробка и мы можем меняться за рулём. Устранили явные недочёты по подвеске, установили защиту на картер. Взял набор инструментов из своей машины, да вот пожалуй и всё.

Старт - главное выехать вовремя.
Была суббота, все вокруг отдыхали, тёплый день перевалил на вторую половину. Настя была на работе. По планам всё было очень чётко: отдать морских свинок друзьям, полить цветы, перекрыть воду, заварить чай, сделать бутерброды и так далее. Выезд был назначен на 16:00. Ха-ха-ха! Ближе к 18:00 нам удалось выбраться из засыпающего города. И взяв курс на восток мы встали в пробку на Мурманском шоссе. Не на долго, всего около часа, и это не могло испортить ощущение начинающегося отпуска. Выбрались из пробки, выпили чаю и поехали дальше уже по пустой трассе, сгущались сумерки и машин становилось всё меньше.

Первая ночёвка - Абырвалг.
Первый перегон закончился очень быстро, всего через 100 км нас приютил отель ʺАбырвалгʺ в населённом пункте Новая Ладога. Незатейливый быт и большая коллекция старинных вещей. Просто забавно:) Остановились здесь не просто так! Совсем рядом первая точка - ʺСтарая Ладогаʺ, но она оставлена на завтра. Погулял с собакой и спать.

< - тут и далее ссылка на карту
Утром встали не очень рано, выехали только часов в 10. Крепость оказалась очень небольшой, но необъяснимо приятной. Чем-то она напомнила ʺКрепость Орешекʺ, но в отличие от Орешка располагается не на острове, да и сама в несколько раз меньше.
В старинных помещениях есть музейная часть. Всё чисто, ухожено и радует глаз. После крепости мы пошли в краеведческий музей (билет единый). Там не так интересно, но посетить его нужно обязательно! Хорошие старые фотографии и интересные раскопки того стоят.

Стороженский маяк
После лёгкой асфальтовой дороги до самой крепости нас ждала самая плохая ʺдорогаʺ за всю поездку. Ну или одна из самых плохих. Забегая вперёд скажу, что на нашем пути везде были дороги. В том или ином виде, но были. Итак, не доезжая населённого пункта Паша мы повернули налево и почти по прямой поехали к маяку. Защита картера работала постоянно! Сколько раз чиркнулись ей, уже и не сосчитать. По нашим следам ехать не нужно - это ошибка. Оказалось, что дорогой пользуются лишь рыбаки, которые стараются добраться до заводей, находящихся вдоль этого тракта. 12 километров длились целую вечность. Наверное больше часа. Каково было наше удивление, что чуть в объезд есть дорога с отличным асфальтом! :(Жальче всего собаку, вот уж кого укачало, но он держался молодцом. Проехали ещё немного и вот он - МАЯК! На территорию мы прошли свободно, пообщались с сыном смотрителя, малышом лет трёх, а потом и с самим смотрителем. Подняться на маяк нам не разрешили. Никак. Совсем. Вообще никак. Ну и ладно - мы и получше найдём! На самом деле очень устали и решили сразу ехать на место следующей ночёвки.

Вторая ночёвка - Старая слобода (отель и населённый пункт).
Это очень странное место, которое совмещает роскошь, власть церкви, нищету, безысходность и непробиваемую тоску. Во всяком случае именно такое настроение было у меня, когда мы пошли гулять после заселения. Шикарный номер в двухэтажном домике (4 номера на один вход) после ʺАбырвалгаʺ казался чем-то невероятным. И мы пошли прогуляться. Начинался дождь, садился туман и достаточно быстро темнело. Сразу за неогороженной территорией отеля начинается деревня, жители которой живут явно хуже, чем гости ʺСтарой слободыʺ. Спустились к храму, а точнее даже к красивому храмовому комплексу. Он стоит на берегу и его накрывало туманом. Когда мы подходили к воротам, над входом зажглась красная надпись ʺИисус воскрессяʺ. И такая печаль накрыла, хоть вой! Мы погуляли, пофотографировали и решили успеть до закрытия в местный магазин. Вместе с нами в магазин успел священнослужитель. Расплатившись за водку 2-х и 5-ти рублёвыми ʺсеребряникамиʺ он медленно покатил обратно на своём велосипеде. Больше ничего смотреть не хотелось.


Сон на хорошей кровати значительно улучшил настроение и чтоб не впасть в очередную тоску мы рано утром покинули Старую слободу. Кругом ещё была роса, солнце пробивалось сквозь плотные облака, а мы уже держали путь в Верхние Мандроги. Примечательно это место тем, что ты попадаешь в сказочную русскую деревню. Точнее даже в деревню из советских фильмов-сказок. Всё несколько утрировано, но ухожено и очень добротно сделано. Настолько хорошо, что даже большие корабли швартуются у их причала. И не зря! Тут есть что посмотреть, есть что купить из сувениров и есть что поесть. Походив, полюбовавшись красотами, позавтракав вкусными блинами с разными начинками мы отправились дальше.

Храм Елисея
Дальше нас ждал и не дождался деревянный храм Елисея-Пророка. Прикинув расстояние до него, качество дороги, учитывая дождь и отсутствие прямого подъезда (требовалось более 2 км иди пешком по лесу), мы решили отступить. Не навсегда, однажды и эта точка будет ʺвзятаʺ.

Разрушенная церковь в Салми
И правильно сделали, что не поехали к ʺЕлисеюʺ. Впереди был перегон в 280 км, начиналась Карелия, начиналась красивейшая природа! Путь лежал в город Сортавала и по пути было 2 точки. Первая грустная, да в общем и вторая совсем не весёлая.
Итак, в городке Салми мы добрались до разрушенной церкви. Я не знаю кто и когда её строил, не знаю почему она в таком состоянии, но факт остаётся фактом - это уже просто руины. Рядом, в 40 метрах, стоит башня сотовой связи. До церкви почти никому нет дела. Но на одном из окошек, которые ещё целы, лежит иконка и видно, что есть люди, которые не забывают это место. Не отношу себя к верующим (у меня другой взгляд на религию), но мне очень приятно, что есть небезразличные люди, которые не просто говорят, что верят, а подтверждают свои слова делами. Помчали дальше!

Мемориал ʺКрест скорбиʺ
Всего через 50 км место ожесточённых боёв СССР и Финляндии. Страны потеряли тысячи бойцов. Матери потеряли тысячи сыновей. Именно тут был поставлен очень интересный мемориал - Крест скорби. Он состоит из двух матерей, русской и финской, которые прижались друг к другу, объединенные общим горем. Тяжелое место. Я пока не знаю как словами передать всё то, что там чувствуешь. Туда нужно просто ехать.

Ляскеля
И через 30 км наконец-то весёлая точка! Ляскельский водопад, а точнее ГЭС, запала в душу ещё при первом формировании маршрута. Фотография со странной надписью ʺЛяскеляʺ надёжно поселилась в мозгу и уже не уйдёт оттуда. Может я и ожидал чего-то другого, но точно не был разочарован! Мощные потоки воды, странные и красивые постройки и та самая надпись с фотографии - это великолепно! Если будете проездом, то обязательно остановитесь, полюбуйтесь.

Третья ночёвка - Сортавала
День близился к концу, мы вдоволь прокатились по узким и извилистым дорогам Карелии. Пора было думать о ночлеге. Все отели, в которых мы останавливаемся, бронируем заранее через ʺбукингʺ и это отель (точнее гостевой домик Рантатало) не стал исключением. Он ничем не выделялся из общей массы, ну разве что разрешал проживание с домашним животным. На деле это одно из лучших мест, точно совпавшее с настроением. Тут красиво, спокойно, именно так, как должно быть в отпуске, как должно быть в путешествии по Ладоге, как должно быть в Карелии. Ну я, конечно, не карельский эксперт, но мне так хочется думать.

Мраморные карьеры
Затопленные мраморные карьеры - обязательная для посещения точка. Даже если не по пути, даже если не интересно:-) Да, тут стоит побывать! Красиво, подготовлен пешеходный маршрут, всё чисто и аккуратно. С другой стороны за наведённым лоском потерялось некое очарование, но это скорее всего моё брюзжание. Фотографии передают лишь малую толику тех впечатлений, которые испытываешь, прогуливаясь по дорожкам, заглядывая в разломы, поднимаясь на огромные мраморные глыбы!

Четвертая ночёвка 88 Сортавала
И тут нам захотелось шашлыков! Благо перед домиком есть мангал, за 130 рублей можно взять уголь или дрова, а в 5 минутах езды есть магазин ʺПятёрочкаʺ. Рецепт выбрал самый простой: мясо + лук + помидоры + специи по вкусу + немного секретной добавки (томатный сок). И через несколько часов можно жарить. Вечер прошел легко и достаточно рано потянуло ко сну.
Что такое ʺзефиркаʺ? Это матрас, который буквально обволакивает тебя. На вторую ночь он перестал нравиться и получил это прозвище.

Водопад Юканкоски
Что делать на второй день в чудесном городе Сортавала? Ехать и искать водопад Юканкоски! Местные его называют ʺБелые мосткиʺ или ʺБелые столбыʺ и место это заслуживает внимания. Мы не знали есть там дорога или нет её - просто поехали. Карта обещала лишь то, что добраться как-то можно (вместо дороги пунктирная линия). Уже позже выяснилось, что некоторое время назад оттуда эвакуировали Nissan X-Trail (не эвакуатором, как его представляет житель мегаполиса, а серьёзными внедорожниками доставали). Но мы этого не знали и не боялись. Каждую серьёзную лужу я промерял палкой, где были сомнения - выходил и смотрел. Лишь пару раз серьёзно чиркнулись защитой. В очередной раз убедился в её необходимости! До водопада оставалось метров 600 и мы пошли пешком. И лужа впереди походила на небольшое озеро, и просто хотелось пройти по лесу, подышать свежим воздухом, послушать пение птиц.
Водопад слышен издалека, а с каждым шагом шум нарастает, пока не становится похожим на рёв. Как оказалось он не всегда такой. Иногда небольшие струйки мирно стекают по камням и нет той завораживающей мощи. Однако при любом потоке тут полно комаров! Полюбовались красотой, попивая чай, пофотографировали и пошли обратно. День выдался очень хорошим и запоминающимся.

Пятая ночёвка - Сортавала
Вечером пытался снять timelapse. А может это не в этот вечер было. Вечера похожи, спокойны и располагают к созерцанию прекрасного, к ковырянию в своей душе. Верите, так здорово сидеть на берегу и смотреть на противоположный берег! Там лес. При чём необычный. Скорее гора, поросшая ёлками. И кажется что сам лес небывалой высоты. После дождя он местами парит, как-бы накрывается белым одеялом. А внизу, почти по самому берегу, проходит дорога и видно как большие машины проезжают то в одну сторону, то в другую.

Смотровая площадка в парке Ваккосалми
На следующий день шел дождь. Кажется, что он может любой день сделать бессмысленным, но это не так! Именно в этот день у меня получилось сесть и поработать. Поработать над проектом, написать кучу кода, поисправлять ошибки. Добавил новый картографический слой на карту и теперь на википоинтс есть старые карты генштаба:) Это интересная вещь, но скорее для тех, кто понимает зачем они нужны. Если будете пользоваться, учитывайте сколько им лет и то, что дороги не всегда идут так, как на карте;) Было очень здорово сидеть перед окном, поглядывать на воду, на лес и писать, писать код...
В этот день я был назначен главным по культурной программе. И это был провал. После многих часов программирования сил не осталось ни на что. Голова была ватная, и мы просто поехали в город за пиццей. Ну правда, почему не поесть пиццу, раз уж захотелось? Это оказалось очень сложно! Все ресурсы говорили, что в городе одна приличная пиццерия. По факту она закрылась и нам пришлось искать ещё варианты - поспрашивали у местных, ещё раз подёргали яндекс, гугл, 2гис и форскверик. Не попав в закрытую пиццерию, мы поехали в городской парк Ваккосалми. Парк интересен тем, что располагается на горе, а на самом верху есть смотровая площадка и заброшенная водонапорная башня. Ну как башня... Скорее старый финский резервуар, закиданный современным мусором. Виды, открывающиеся с верхушки горы, можно охарактеризовать простой фразой ʺотвал башкиʺ! Очень красиво, необъятные просторы, небольшой городок вокруг и при этом всё как-то очень просто, очень приятно и хочется тут остаться.
Из парка помчали по странному адресу в промзоне, подсказанному местной жительницей. И пицца действительно нашлась в ресторане отеля, расположившегося в здании старой финской лесопилки. В тот вечер я впервые ел пиццу с грушей и сыром на ржаном тесте и запивал хмельным напитком Елаха :)

Шестая ночёвка - Сортавала
Как уже писал ранее, все вечера умиротворённо похожи. Они не такие как в Питере, не такие как в Белгороде, да в любом городе, где я когда-либо ночевал, вечера другие. Наверное в этот вечер мы смотрели полуфинал Евровидения 2015. А может и не в этот вечер, что в общем-то и не важно. В последний раз нас приняла в объятия ʺзефиркаʺ - на утро мы покидали Сортавалу.

Умирающая кирха в Лумивааре
Бывает так, что посещаешь какое-то место и потом возвращаешься и возвращаешься к нему в мыслях. Именно такой точкой стала для меня кирха в Лумивааре. Её не было на карте, но о ней знала Настя - надёжный штурман. Построена кирха была ещё финнами (вот уж удивительно)) ), а в советское время лишилась креста, да так и стоит в запустении. На удивление она почти целая. В некоторых местах течет крыша, нужно менять деревянный пол, а в целом всё на месте! Мы поднялись на колокольню, я потрогал колокол. Знаете, ведь это здание можно восстановить; рядом находится небольшое захоронение, периодически навещаемое финнами... Жаль, что всё пропадает. В бредовых мыслях даже думал взяться за восстановление, но понимаю - это никому не нужно.
Отставив эти сантименты можно с уверенностью сказать - нужно посетить! Обязательно заедьте сюда, даже если чуть не по пути! Пожалуй это последняя карельская точка, а дальше меняется природа и начинается обычный русский лес.

Приозёрск - Кирха
Путь до Приозерска примечателен только плохой дорогой. Но мы не торопились, просто ехали дальше, наслаждались пейзажами. Впереди нас ждала ещё одна кирха, внешне она целее, но тоже брошена. В начале 2000-х тут открыли клуб, а потом в этом клубе был пожар... Обошел её вокруг, пофотографировал. На соседнем стадиончике мужчина играл в городки, светило яркое солнце - КЛАСС! Поехали на обед, а потом в крепость.

Крепость Корела
Она, что радует, весьма неплохо сохранилась. Тут есть невысокие стены, башня, стриженные лужайки, сувенирная лавка и даже небольшая сцена. Похоже на место для самодеятельности или просто приятного времяпрепровождения. На серьёзный защитный бастион вообще не похожа. Но сувениры мы купили. Что интересно, тут можно купить товары, сделанные местными мастерами, как традиционных ремёсел, так и более современных. К примеру для мамы и сесты взяли две подвески, в которых маленькие цветочки залиты чем-то похожим на стекло. Очень красивые штуки.

Седьмая ночёвка - Кутузовское
В общем-то ехать куда-либо ещё не хотелось и решили отправиться в с. Кутузовское, где нас ждал дорогой номер. Когда бронировали отели, в Приозерске ничего подходящего не находилось - никто не пускает с животными. А тут лес, красота но как-то дорого. На деле оказалось, что мы забронировали двухэтажные апартаменты в лесу на охраняемой территории! И они не двухместные совсем, тут легко поместится 5 человек. По факту цена оказалась адекватной.

Кутузовское - Отрадное озеро, мороженое в лесу, чтение до ночи
Было ещё совсем светло, даже и вечером-то назвать это нельзя было, начинались белые ночи. И я пошел ʺна разведкуʺ в кафе, расположенное в соседней постройке. Сколько стоит мороженное, которое продают в лесу? Самый обычный пломбир в стаканчике. Не поверите - всего 25 рублей. А ʺМагнатʺ - 35. Настроение улучшилось после порции сладкого! Взяли собаку и пошли гулять по берегу. В этот раз не Ладожский, а на берег Отрадного озера. На берегу есть скамейки, есть где спокойно посидеть и полюбоваться закатом.
Когда вернулись, решил почитать. Вынырнул из книжки уже после двух часов ночи! Нужно было срочно засыпать и я моментально отключился.

Церковь Андрея Первозванного на Вуоксе
Не смотря на то, что читал до самой ночи, проснулся в бодром расположении духа. Погулял с собакой, мы позавтракали и покатили дальше. Всего в 60 км находится церковь Андрея Первозванного. Но она необычная! Она расположена на маленьком островке, на реке Вуокса. Подойти нельзя, можно лишь доплыть на лодке. Мы не плавали - лодки нет ;)

Кирха в Мельниково
Ну а дальше небольшая остановка в Мельниково у очередной кирхи. Хотя это раньше она была ʺместом культаʺ, а сейчас - поселковый дом культуры. Ну всё-ж лучше, чем руины. Осматривать почти нечего и мы решаем ехать дальше. А дальше Выборг!


Расстояние смешное - 90 км. И вот нас приютил мотель ʺСкандинавияʺ. Акцент нужно сделать на слове ʺмотельʺ. Он именно такой, как в старых американских фильмах. Холодно, весьма уставшее оборудование (кровать, светильники, стол, унитаз, раковина...). Пока тут делать нечего, поехали-ка в парк Монрепо, а обогреватель к возвращению всё прогреет.

Парк Монрепо
По всей видимости дальше будет предвзятое мнение, испорченное свежими карельскими воспоминаниями. А может быть не хотелось ехать домой и от этого настроение было нерадостным. Весь парк мне показался странными декорациями. Муляжом каким-то. Посудите сами, открываем карту и читаем - Китай (отдельная обведенная область). Приходим. Не ʺКитайʺ. Вообще всё то-же самое, что и вокруг (камни, трава, палки). Ладно, дальше ʺИсточникʺ. Стоит что-то напоминающее облагороженный источник, но ничего не источает. Рядом бежит ручей, однако он как-бы отдельно. Потом ʺХижинаʺ - вообще не буду про неё говорить. Далее ʺГротʺ - глыба, прислоненная к скальным породам. Глубина этого грота сантиметров 70. И так далее. К красивому ʺзамкуʺ (есть на всех фотках парка Монрепо) подняться нельзя, так как он на острове. В общем это самое большое разочарование поездки. Даже фотик ни разу не достал (фото делала Настя на телефон).

Выборгский замок
Ну коль парк прошли быстро, осталось время на ʺВыборгский Замокʺ. Эта постройка посерьёзнее всех укреплений, виданных нами в этом путешествии. Недавно, в апреле месяце, там отвалилась часть стены и теперь ходить можно только по огороженным коридорчикам. Но и это не мешает замку впечатлять - он большой! Поднялись на башню, пофотографировали город, пофотографировали друг друга. Красиво, высоко и очень ветрено! ʺСобакʺ ждал в машине, так что по времени мы были немного ограничены.
Стоит помнить, что вход территорию замка стоит 20 рублей, а подъём на башню, вход в музей и прочие места оплачивается отдельно в кассе.

Восьмая ночёвка - Выборг (мотель Скандинавия)
Мы вернулись в мотель. Там стало чуть теплее и настроение улучшилось. Вечером нас ждал финал евровиденья. Хороший был вечер, а утренний завтрак, включенный в стоимость вообще выше всяческих похвал. Вообще место-то хорошее, есть даже сауна в номере, но всё портит отсутствие ремонта, пора-бы уже! И персонал тут хороший. Изначально хотели остановиться на 2 ночи и даже оплатили их, а потом стало ясно - всё посмотрено и можно мчать домой.

Часовня на мысе
А дальше путь домой. Просто прямо по Приморскому шоссе, пока не упрёмся с Питер. По пути мы планировали посетить часовню, расположенную на мысе. Не удалось - не нашли среди заборов проезд к мысу.

Фигурка девы Марии
А вот до Девы Марии добраться удалось! Теперь у нас на карте её самые точные координаты;) Место примечательно обилием домиков для туристов, ездящих ʺдикарямиʺ. Ехать специально сюда смысла нет - только если по пути.

Питер - дом и последний день горячей воды
Жилищно-коммунальные службы обещали выключить горячую воду в день нашего приезда, но мы-то сэкономили день в Выборге! Значит дома есть горячая вода и можно наконец вымыть собаку! Доехали отлично. Последние километры по КАД тянулись нескончаемой чередой, но цель была всё ближе и ближе. Съезд на Шафировский пр., на Колушское ш., на Мурманку... Несколько поворотов и всё - мы дома!

Скромные итоги.
Кому интересно, пробег составил 1450 км, но это не главное. Я влюбился в Карелию! Мы наконец-то реализовали мечту - прокатиться на дальний берег чудесного Ладожского озера. Получилось отдохнуть, причём по цене 10 дней в Египте (дорого? дёшево?). Доволен, рад, хочу ещё, хочу севернее (гора Воотоваара, парк Паанаярви, Белое море)!

P.S. Пользуйтесь сервисом сайт - он реально помогает находить что-то интересное поблизости. И добавляйте точки на карту - это интересно, как вам, так и другим путешественникам.
P.P.S. И подписывайтесь на нашу группу вКонтакте:

Автомобильное путешествие вокруг Ладожского озера с посещением уникального мраморного карьера, трех древних крепостей, первой столицы Древней Руси и монастырского комплекса на острове Валаам.

Россия. Достопримечательности Ленинградской области и республики Карелия.

Вид транспорта: автомобильный, водный, пешеходный.

Основные точки маршрута: Санкт-Петербург — Лосево — Приозерск — Сортавала — Рускеала — Валаам — Олонец — Старая Ладога — Шлиссельбург — Санкт-Петербург.

1 день. Санкт-Петербург — (86 км) — Лосево — (50 км) — Приозерск — (120 км) — Сортавала. Пробег — 256 км

2 день. Сортавала — (32 км) — Рускеала (32 км) — Сортавала. Пробег — 64 км

3 день. Сортаала — Валаам — Сортавала. Пробег — 0 км

4 день. Сортавала — (190 км) — Олонец — (20 км) — Мегрега — (160 км) — Старая Ладога. Пробег — 370 км

5 день. Старая Ладога — (83 км) — Шлиссельбург — (61 км) — Санкт-Петербург. Пробег — 144 км

Общая продолжительность маршрута: 5 дней. Пробег — 834 км.

Сложность: легкий.

Ожидаемые затраты от 10 000 р. на человека (без учета бензина, музеев и водного транспорта).

Уровень комфорта: палатка, хостел, гостиница.

Объектов на маршруте: 10.

Стиль маршрута: комбинированный, романтический, экономный, автомобильный.

1. Описание маршрута…………………………………….1

1.1 Фотографии лучших мест маршрута……….2

1.2 Описание………………………………………….31

2. Подготовка к маршруту……………………………….32

2.1 Поиск и бронирование гостиниц………………32

3. Прохождение маршрута……………………………….33

3.1 Санкт-Петербург — Лосево…………………….34

3.2 Лосево — Приозерск……………………………….35

3.3 Приозерск — Сортавала………………………….37

3.4 Сортавала — Рускеала……………………………37

3.5 Сортавала — Валаам…………………………….39

3.6 Сортавала — Олонец…………………………….41

3.7 Олонец — Старая Ладога……………………….42

3.8 Старая Ладога — Шлиссельбург……………….43

3.9 Шлиссельбург — Санкт-Петербург……………44

Маршрут предназначен для теплого времени года весна-лето-осень.

1. Описание маршрута.

1.1 Описание.

Автомобильный маршрут пролегает вокруг Ладожского озера по живописным историческим местам Ленинградской области и республики Карелия. Если следовать предложенной схеме, то прохождение маршрута не составит труда. Переезды не большие по хорошей автомобильной дороге. Предложенного времени достаточно для осмотра достопримечательностей и красивых мест. Вы сами можете регулировать длительность маршрута, исключая из него рекомендованные к посещению места исходя из своих интересов и возможностей.

Большая часть маршрута проходит в автомобиле, но есть и не продолжительные пешие прогулки. Желающим посетить монастырь на острове Валаам предстоит прогулка на катере по водам Ладожского озера. Любители отдыха в палатках могут продлить путешествие, остановившись на живописном берегу озера.

По Карелии и северу Ленинградской области путешествовать лучше в июне — сентябре. Можно ехать и в мае, но надо одеваться потеплее, еще прохладно. Красивее всего в сентябре, когда золотая осень раскрашивает леса в желто-оранжевые цвета. Можно совершить путешествие и в октябре, но, как и в мае, надо одеваться в соответствии с погодой.

С ноября по май деревья стоят голые и виды уже не так красивы. Да и погода не располагает к прогулкам.

2. Подготовка к маршруту.

2.1 Поиск и бронирование гостиниц.

Если Вы планируете путешествие летом, в горячий сезон, то бронировать гостиницы по интернету необходимо заранее. Данные направления пользуются большой популярностью у жителей Санкт-Петербурга и Москвы. При выборе отеля обращайте внимание на его расположение относительно местных достопримечательностей. Не лишним будет ознакомиться с фотографиями и отзывами. Расчет в большинстве случаев на месте наличными деньгами.

3. Прохождение маршрута.

3.1 Санкт-Петербург — Лосево.

Зимой очень быстро надоедает сидеть под ёлкой и душа начинает просить приключений. Не тех, где ты впервые за год пошёл в магазин и забыл купить хлеб, поэтому пришлось возвращаться обратно, а настоящих. Поэтому мы с другом решили прокатиться вокруг Ладожского озера.

Мы заранее выбрали города, в которых будем останавливаться: Санкт-Петербург, Приозерск, Питкяранта, Старая Слобода, Шлиссельбург и снова Санкт-Петербург. Расстояния между ними совсем небольшие. Ехать мы планировали только в течение светового дня, а он в это время года достаточно короткий.

Подготовка к дороге

У меня не было опыта в долгих зимних поездках, но зато имелся двадцатилетний стаж в паникёрстве, поэтому за месяц до путешествия я начала писать в группы автолюбителей в социальных сетях. Вопросы всегда были одни и те же: "Что может произойти на зимней дороге?" и "Как это предотвратить?". Ответы же пестрили разнообразием, вот самые полезные и интересные из них:

"В дорогу нужно брать пачку соли, это сто процентов! Ведь когда попадёте на голый лёд, то надо будет как-то выбраться. Соли подсыпал, подождал, она разъела чуть-чуть - и дело пошло! Ещё надо лопатку какую-то, вдруг опять же застрянете. Трос надо обязательно! Я очень часто вытаскивал людей", - советует Дмитрий.

"Зимой первым делом надо брать комплект для ремонта колёс. Ещё сухой паёк (лучше армейский), спасательные одеяла (стоят в районе 150–250 рублей). Далее топливо - литров 10 в стальной канистре. Хомуты, изоленту, провод сечением 2–2,5, метров 15. Ну про аптечку, трос, перчатки, знак аварийки, огнетушитель молчу, они должны быть. Возьми сварку холодную! Если что-то отвалится или бензобак понадобится залепить на время", - составил для меня целый список Роман.

"Обязательно случится что-то непредвиденное. К примеру, у меня с собой всегда инструменты, два домкрата, запаска, лопата, масло, тосол, ремень генератора, свечи и ещё куча всего по мелочи. Но прошлой зимой, в 2 часа ночи, в самый лютый мороз, намертво встал из-за развалившегося натяжного ролика ремня генератора".

В итоге я для себя сформулировала основные постулаты. Отправляясь в автопутешествие, нужно проверить работоспособность своей машины. Посетите автосервис и проверьте ходовую часть автомобиля, убедитесь, что у вас есть всё необходимое для срочного ремонта автомобиля. Также стоит запастись вещами, которые помогут не умереть от холода и голода во время починки машины или ожидания помощи. Это могут быть тёплые вещи, питательная и не портящаяся еда, горячая вода в термосе.

Также стоит заранее забронировать гостиничные номера во всех городах, где вы планируете остановиться. На телефон лучше скачать офлайн-карты, на которых отмечены автозаправки, больницы, магазины и кафе.

День первый. Санкт-Петербург - Приозерск

Как ни странно, одним из самых напряжённых отрезков зимнего пути вокруг Ладоги был десяток километров по Санкт-Петербургу. Посудите сами, новая машина, плотное движение, привыкание к езде по навигатору - довольно стрессовый период. Путь предстоял не очень далёкий, 160 км, поэтому ко времени прибытия в гостиницу в Приозерске машина уже была укрощена и приручена. Трасса в Ленинградской области достаточно хорошо почищена, дорога без ям и наледи, по пути совсем не встречалось аварий и машин, стоящих на "аварийках".

В самом Приозерске, плутая в поисках нашей гостиницы и места для ужина, мы столкнулись с тем, что навигатор отчаянно пытается направить нас против движения по тем улицам, где оно одностороннее (а в Приозерске таких много). Так что на навигатор надейся, а сам не плошай.

Каждый раз, останавливаясь в каком-то городе, мы обновляли наш термос с кипятком и пополняли запасы провизии и воды. Это очень важно, потому что в любой момент вы можете оказаться отрезанными от цивилизации.

В этот вечер и на следующее утро мы столкнулись с, пожалуй, единственной проблемой с нашим ТС: машина не ставилась на сигнализацию, а если удавалось её поставить, то потом невозможно было её разблокировать. Представьте себе ситуацию: вы подходите к своему автомобилю, в вашей руке ключ-пульт, который категорически отказывается открывать машину и снимать её с сигнализации, вы, весь такой приличный человек, идёте открывать машину ключом вручную, она истошно вопит под вашими руками, а прохожие начинают смотреть на вас так, словно вы уголовник, который с монтировкой наперевес пытается угнать авто где-то на просторах GTA. Да, это довольно жуткое ощущение.

Здравый смысл подсказывал, что в машине есть какая-то проблема, но русский авось победил и мы решили, что к утру всё пройдёт.

Не прошло.

День второй. Приозерск - Лахденпохья -­ Сортавала - Питкяранта

На следующее утро после вероломного вскрытия машины мы принялись гуглить ближайшие автосервисы, которых в Приозерске было совсем немного. Дозвонившись до парочки, услышали категоричное "с электроникой мы не работаем!".

Поэтому мой попутчик нашёл в Интернете модель батареи, используемой в нашем пульте, сходил в магазин, раскрутил ключ, заменил батарею - и, о чудо, оно работает!

Также мы залили в бачок стеклоомывателя "незамерзайку", которая замёрзла примерно сразу же. Поэтому часть предательской синей жидкости была перелита в бутылочку 0,5 л, в крышке которой мы проделали дырочку, а меня переквалифицировали из штурмана в стеклоомывательный бачок на ножках. Время от времени мы останавливались, я высовывалась из окна и брызгала из бутылки на лобовое стекло. XXI век, автоматизация!

Где-то через 24 километра после Приозерска начинается Карелия. Местные дороги тяжело описать, но это просто какой-то автомобильный рай. Покрытие идеально ровное, несмотря на постоянные осадки, дорога отлично почищена, по обеим сторонам стоят великанами заснеженные хвойные деревья, а само дорожное полотно, кажется, пробито прямо в скалах. Наш путь лежал в Питкяранту, но по пути мы останавливались в Лахденпохье, потому что там есть прямой выход к Ладожскому озеру, которое в этих местах не замёрзло, а просто покрылось льдинками.

На противоположной стороне зелёные сосны, над водой стоит туман, вдоль берега причалены катера и небольшие суда. Это именно то зрелище, ради которого не жалко выбраться из машины и немного помёрзнуть.

В Лахденпохье мы посетили гору Филина - это военный музей в скале, который раньше был функционирующим фортом. Внутри находится два зала, посвящённые истории Карелии и её участию в советско-финской войне 1939–40-х годов. Там можно найти занимательные плакаты, вроде "Сдавайся! У финнов тепло и сытно!".

В этот день мы ненадолго заезжали в Сортавалу, чтобы пообедать. В пути мы иногда жалели, что заранее не продумали места для обеда. Если завтракать и ужинать можно в пунктах назначения и гостиницах, то обед обычно застаёт людей в дороге. И если хочется чего-нибудь горячего и питательного, то приходится экстренно искать пристанище, а Интернет не всегда достаточно хорош для поиска кафе. Так что этот вопрос лучше продумать заранее.

К вечеру мы добрались до гостиницы в окрестностях Питкяранты и практически мгновенно заснули от холода и усталости.

День третий. Питкяранта - Старая Слобода

Когда утром мы проснулись и собрались выезжать, обнаружилось, что машина покрыта толстым слоем инея - температура ночью доходила до –30°С!

Как назло, у нас не было с собой никаких скребков, но зато в моём кармане каким-то образом оказалась пластиковая карточка - билет в петербуржскую библиотеку имени Маяковского, - которой оказалось чрезвычайно удобно чистить окна. Теперь можно смело говорить, что в зимнем путешествии нам помогал Маяковский.

Мы позавтракали, подготовили машину и двинулись к деревне под названием Старая Слобода. Находится она всего в 160 километрах от Питкяранты, но этот путь кажется вечностью, ведь здесь начинается очень плохая дорога. Возможно, автолюбители из каких-нибудь лесных районов Ленска скажут мне, что я просто не видела плохих дорог, но поверьте, после того прекрасного покрытия, которое сопровождало нас в предыдущие дни, путь до Старой Слободы казался сущим адом.

Мы ехали совсем медленно, потому что заледеневшая дорога со снежным настом извивалась, как василиск в Тайной комнате (помните в "Гарри Поттере"?). Чтобы не провоцировать аварийные ситуации, мы очень неторопливо добирались до своего пункта назначения.

В Старой Слободе казалось, что вся деревня собралась на церковную службу. Думаю, где-то 50% площади населённого пункта занимают храмы и монастыри, а люди неспешно бредут к ним прямо по проезжей части, не обращая никакого внимания на машины.

Признаться честно, на улице было так холодно, что мы забрались в наш домик и выходили из него только поужинать. Весь вечер прошёл за просмотром фильмов и редким поглядыванием в окно, что неизбежно заставляло вздрагивать, всё же –30 градусов - это не шутки.

День четвёртый. Старая Слобода - Шлиссельбург

Когда утром мы собирались уезжать из Старой Слободы, машина начала кряхтеть, не желая заводиться. Но через какое-то время она всё же сдалась и мы услышали привычное рычание мотора. На самом деле это довольно нервный момент, когда утром ты идёшь к машине и гадаешь, как на ней отразились ночные заморозки. Я до сих пор не могу нарадоваться, что нам так везло и даже на самых холодных участках пути автомобиль чудесно себя вёл.

Дорога до Шлиссельбурга была просто идеальной: хорошая трасса, чистый асфальт, трасса практически всегда шла по прямой. По пути мы сделали остановку, так как проезжали мимо выхода к Ладоге. Было очень холодно, но упустить возможность побегать по льду мы не могли. На берегу горами лежали льдинки, а снег смешивался с речным песком. Над озером стоял уже знакомый туман, который пронизывало солнце, от чего казалось, что весь горизонт объят огнём.

Не уверена, что это было умным поступком, потому что глушить машину среди леса при таких низких температурах категорически не рекомендуется. Но меня успокаивало то, что трасса достаточно оживлённая и по ней часто проезжают машины, в случае чего нам бы помогли.

Добрались до Шлиссельбурга мы достаточно быстро. Побывали в том месте, где из Ладоги вытекает Нева - единственная река, которая берёт своё начало в этом озере. Но выхода к самой Ладоге мы не нашли - вдоль берега на многие километры тянется канал, который преграждает путь к озеру.

В гостинице Шлиссельбурга было очень прохладно. Мой вам совет: никогда не стесняйтесь просить обогреватели и дополнительные одеяла, потому что в обратном случае утром вас придётся выдалбливать из глыбы льда.

День пятый. Шлиссельбург - Санкт-Петербург

В последний день нашего путешествия мы позволили себе поспать до обеда, потому что до Петербурга оставалось не больше 50 километров, которые мы очень быстро преодолели. Несмотря на осознание того, что дорога подходит к концу, мы старались особо не расслабляться, ведь в городе будет куда более оживлённое движение, а значит, повышается и вероятность попасть в ДТП.

Но на душе всё равно было спокойно: мы объехали Ладожское озеро, ни разу не сломались, не застряли в глуши и даже не улетели в кювет. Это казалось небывалой удачей, потому что в своей голове я прокручивала самые разные варианты развития событий и даже на всякий случай заготовила черновую версию своего завещания, но она, к счастью, не пригодилась.

В прошлые выходные я и hat_spb с женой прокатились по Карелии вокруг Ладожского озера в нетипичном направлении за два дня. Подтвердилось, что как и предполагалось, что если хочешь везде погулять и посмотреть все запланированные места, тогда и трёх дней было бы мало (и четырёх, и пяти, и т.д., потому что аппетит приходит во время еды). Поэтому, несмотря на круговой маршрут, поездка получилась однобокой: от Питкяранты до Питера получился холостой пробег. Но, для разнообразия, холостой пробег прошёл по другому берегу озера, чтобы не возвращаться той же дорогой.

За эти два дня успели многое: погуляли по городам Лахденпохья и Сортавала, посетили Рускеальские мраморные карьеры, водопады, несколько заброшенных ГЭС на бурных речках, добрались до самого высокого водопада Карелии Юканкоски, останавливались на фотостопы в разных красивых местах, попутно поискали новые базовые станции GSM-сетей, появившиеся в этих краях за два-три прошедших года. Не успели тоже немало: ещё хотелось совершить фотопрогулку по Олонцу, несколько фотостопов на северо-восточном побережье Ладоги, заехать на маяк в Сторожно… но после шашлыкоужина около лесного озера недалеко от Юканкоски мы отправились около 23 часов воскресенья, а в понедельник некоторым участникам путешествия нужно было быть в Петербурге, поэтому обратная дорога проходила почти без остановок.

Часто меня просят рассказать о дорогах. С северо-западной стороны Ладоги, примерно от Ленинградской области немного не доходя до Лахденпохьи - очень экстремальная грунтовка (и в плане, и в профиле, и по качеству покрытия). Многим она не нравится, а мне, наоборот, кажется очень интересной, хорошо развивает навыки вождения автомобиля. Одна из тех дорог, на которых намного проще управлять машиной с МКПП, чем с АКПП (при наличии должной прокладки между креслом и рулём, разумеется). С северо-восточной стороны Ладоги А130 по территории Питкяратского района сейчас очень разбита, 40-60 км/ч максимум. Остальные проеханные дороги - хороший асфальт или даже очень хороший, как, например, Р21, реконструированная за последние несколько лет. Но это всё не касается подъездов к природным достопримечательностям, разумеется. Кое-где не всякая машина проедет. Но лето было очень сухим, поэтому все грунтовки и лесные дороги оказались легко проезжаемыми.

Фотографии из путешествия, как обычно, буду обрабатывать и готовить к показу целый год:-), а в этом посте - краткий обзор.

[ | ]
10. В комментах к одному из предыдущих постов я утверждал, что в российских районных центрах почти не встречаются дома выше 4–5 этажей. Сортавала, как и некоторые другие города Карелии - исключение из этого правила, здесь есть несколько девятиэтажек.

[ | ]
18. Между Сортавалой и Питкярантой дорога проходит по очень живописным берегам шхер Ладожского озера. С одной стороны - каменные скалы, с другой стороны - обрыв в озеро. Много где хотелось остановиться для фотосъёмки, но очень тяжело найти место, где можно остановить машину из-за узости дороги.