Средневековые замки и крепости в горах европы. Крепости и замки

Какой замок вдохновил Петра Чайковского на создание «Лебединого озера»? Где снимались «Индианы Джонс»? Как сегодня функционируют старинные европейские замки? Любители мистических пейзажей, романтических путешествий и загадочных легенд! Наш материл - специально для вас!

Эльц (нем. Burg Eltz) - замок, расположенный в земле Рейнланд-Пфальц (коммуна Виршем) в долине реки Эльцбах. Вместе с дворцом Бюрресхайм считается единственным сооружением западной Германии, которое никогда не подвергалось разрушениям и захвату. Замок не пострадал даже во время войн XVII и XVIII вв. и событий Французской революции.

Замок отлично сохранился и до настоящего времени. С трёх сторон он окружён рекой и возвышается на скале высотой в 70 метров. Это делает его неизменно популярным среди туристов и фотографов.

Официальный сайт

Бледский замок, Словения (XI век)

Один из самых старых замков Словении (словен. Blejski grad) расположен на вершине 130-метрового утёса у одноименнного озера рядом с городом Блед. Самой древней частью замка является башня в романском стиле, которую использовали и для жилья, и для обороны, и для наблюдения за прилегающими к замку окрестностями.

Во время Второй мировой войны здесь располагался штаб немецких войск. В 1947 году в замке произошел пожар, из-за которого часть построек пострадала. Через несколько лет замок отреставрировали и он возобновил свою деятельность уже как исторический музей. В коллекции музея представлены одежда, оружие и предметы быта.

Официальный сайт

(XIX век)


Романтический замок короля Людвига II находится около городка Фюссен в юго-западной Баварии. Замок стал источником вдохновения при строительстве замка Спящей красавицы в парижском Диснейленде. Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein) также показан в фильме 1968 года Chitty Chitty Bang Bang как замок вымышленной земли Вулгарии. Видом Нойшванштайна был очарован Пётр Чайковский. По мнению историков, именно здесь у него появилась мысль о создании балета «Лебединое озеро».

Замок Нойшванштайн показаны в фильмах «Людвиг II: Блеск и падение короля» (1955, реж. Хельмут Койтнер), «Людвиг» (1972, реж. Лукино Висконти), «Людвиг Баварский» («Ludwig II», 2012, реж. Мари Ноэль и Петер Зер).

В настоящее время замок является музеем. Для посещения необходимо купить билет в билетном центре и подняться к замку на автобусе, а также пешком или на конной упряжке. Единственный человек, который «проживает» в замке на данный момент и является его хранителем - сторож.

Официальный сайт


Замок в Ливорно получил свое название получил из-за того, что местное побережье известно как Боккале (Кувшин) или Кала дей Пирати (Залив пиратов). Центром современного Кастелло дель Боккале была наблюдательная вышка, построенная по приказу Медичи в 16-м веке, предположительно на руинах более древнего строения периода Пизанской Республики. За свою историю внешний вид замка не раз терпел изменения. За последние годы была проведена тщательная реставрация Кастелло дель Боккале, после которой замок был разделен на несколько жилых апартаментов.


Легендарный замок (рум. Bran Castle) расположен в живописном местечке Бран в 30 км от Брашова, на границе Мунтении и Трансильвании. Изначально он был построен в конце XIV века силами и средствами местных жителей за освобождение от уплаты налогов в казну государства в течение нескольких веков. Благодаря расположению на вершине скалы и трапециевидной форме замок служил стратегической оборонной крепостью.

Замок имеет 4 уровня, соединенные лестницей. За свою историю замок сменил несколько хозяев: он принадлежал господарю Мирче Старому, жителям Брашова и Габсбургской Империи... По преданию, во время своих походов в замке ночевал известный воевода Влад Цепеш-Дракула, а его окрестности были любимым местом охоты господаря Цепеша.

В настоящее время замок принадлежит потомку румынских королей, внуку королевы Марии, Доминику Габсбургу (в 2006 году, согласно новому закону Румынии о возвращении территорий прежним владельцам). После передачи замка владельцу, вся мебель была вывезена в музеи Бухареста. И Доминику Габсбургу пришлось заново воссоздавать убранство замка, покупая различные антикварные предметы.

Официальный сайт

Замок Алькасар, Испания (IX век)

Крепость испанских королей Алькасар (исп. Alcázar) расположена в исторической части города Сеговия на скале. За годы своего существования Алькасар был не только королевским дворцом, но и тюрьмой, а также артиллерийской академией. По данным археологов, ещё в древнеримские времена на месте Алькасара существовало военное укрепление. В эпоху Средневековья замок был любимой резиденций королей Кастилии. В 1953 году Алькасар был превращен в музей.

В настоящее время он остается одним из самых посещаемых туристами мест Испании. Во дворце открыт музей, в котором выставлены мебель, интерьеры, коллекция оружия, портреты королей Кастилии. Для просмотра доступны 11 залов и самая высокая башня - башня Хуана Второго.

Замок Шамбор, Франция (XVI век)


Шамбор (фр. Château de Chambord) - один из самых узнаваемых замков Франции, архитектурный шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада 156 м, ширина 117 м, в замке 426 комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800 скульптурно украшенных капителей.

По данным исторических исследований, в проектировании принимал участие сам Леонардо да Винчи. С 1981 года внесён в список всемирного достояния ЮНЕСКО. С 2005 года замок имеет статус государственного общественно-коммерческого предприятия. На втором этаже замка ныне располагается отделение Музея охоты и природы.

Официальный сайт

Виндзорский замок, Великобритания (XI век)

Расположенный на холме в долине реки Темзы Виндзорский замок (Windsor Castle) уже более 900 лет являет собой символ монархии. В разные века облик замка менялся в соответствие с возможностями правящих монархов. Современный облик приобрёл в результате реконструкции после пожара 1992 года. Замок занимает 52 609 квадратных метров и сочетает в себе черты крепости, дворца и небольшого города.

Сегодня дворцом от имени нации владеет организация Occupied Royal Palaces Estate (жилые королевские дворцы), бытовое обслуживание осуществляет департамент Royal Household. Виндзорский замок - самый большой из жилых замков в мире (в нём живёт и работает около 500 человек). Елизавета II проводит в замке месяц весной и неделю в июне для участия в традиционных церемониях, связанных с Орденом подвязки. Ежегодно замок посещают около миллиона туристов.

Официальный сайт

Замок Корвинов, Румыния (XIV век)


Родовое гнездо феодального дома Хуньяди на юге Трансильвании, в современном румынском городе Хунедоара. Изначально крепость имела овальную форму, а единственная защитная башня была расположена в северном крыле, в то время как с южной стороны ее закрывала каменная стена.

В 1441-1446 гг., при воеводе Яноше Хуньяди было построено семь башен, а в 1446-1453 гг. заложили часовню, построили основные залы и южное крыло с подсобными помещениями. В итоге в облике замка сочетаются элементы поздней готики и раннего Возрождения.

В 1974 году замок был открыт для посетителей в качестве музея. Туристов проводят в замок по исполинскому мосту, им показывают обширный зал для рыцарских пиров и две башни, из которых одна носит имя монаха Иоанна Капистрана, а вторая - романтичное название «Не бойся».

Рассказывают также, что именно в этом замке Хуньяди целых 7 лет держали свергнутого с престола Влада Цепеша Дракулу.

Официальный сайт

Замок Лихтенштейн, Австрия (XII век)

Один из самых необычных по архитектуре замков (нем. - Burg Liechtenstein) расположен на краю Венского Леса. Замок был построен в XII веке, но дважды претерпел разрушения османами в 1529 и 1683 годах. В 1884 году замок был восстановлен. Очередной урон был нанесен замку в годы Второй Мировой войны. Наконец, в 1950-е годы замок был отреставрирован силами горожан.С 2007 года замок, как и 800 с лишним лет назад, находится в ведении родственников его основателей - княжеской семьи Лихтенштейнов.

Современная популярность замка Лихтенштейн связан с проводимым здесь летом театральным фестивалем Иоганна Нестроя. Замок открыт для посетителей.

Официальный сайт


Шильонский замок (фр. Château de Chillon) расположен возле Женевского озера, в 3 км от города Монтрё, и представляет собой комплекс из 25 элементов разных эпох постройки.​ Особенности расположения и постройки позволяли владельцам замка полностью контролировать стратегически важную дорогу, пролегавшую между озером и горами. Определенный период времени дорога к Сен-Бернарскому перевалу служила единственным транспортным путём из Северной Европы в Южную. Глубина озера обеспечивала безопасность: нападение с этой стороны было просто невозможным. Каменная стена замка, обращенная к дороге, укреплена тремя башнями. Противоположная сторона замка является жилой.

Как и большинство замков, Шильонский замок служил также тюрьмой. Людовик Благочестивый держал здесь в заключении аббата Валу из Корвея. В середине XIV века, во время эпидемии чумы, в замке содержались и подвергались пыткам евреи, которых обвиняли в отравлениях источников воды.

В Шильонском замке происходит действие поэмы Джорджа Байрона «Шильонский узник». Исторической основой для поэмы послужило заключение в замке по приказу Карла III Савойского Франсуа Бонивара в 1530–1536 годах. Образ замка романтизировали в своих произведениях Жан-Жак Руссо, Перси Шелли, Виктор Гюго и Александр Дюма.

Официальный сайт

Замок Гогенцоллерн, Германия (XIII век)


Замок Гогенцоллерн (нем. Burg Hohenzollern) расположен в Баден-Вюртемберге в 50 км южнее Штутгарта, на вершине горы Гогенцоллерн на высоте 855 метров. За годы своего существования замок несколько раз претерпевал разрушения.

Одними из наиболее известных реликвий, хранящихся в музее, являются корона прусских королей и униформа принадлежавшая Фридриху Великому. С 1952 по 1991 в музее замка покоились останки Фридриха I и Фридриха Великого. После воссоединения Восточной и Западной Германии в 1991 году прах прусских королей был возвращен в Потсдам.

В настоящее врем замок на 2/3 принадлежит бранденбурго-прусской линии Гогенцоллернов и на 1/3 линии швабско-католической. Ежегодно его посещают около 300 тыс. туристов.

Официальный сайт

Замок Вальзен, Бельгия (XI век)

По Европе раскидано множество средневековых замков, которые много столетий назад предназначались для жилья и защиты семей феодалов. В наши дни замки - молчаливые свидетели королевских драм, падения великих домов и исторических событий.

Теперь туристы зимой и летом посещают старинные крепости, чтобы своими глазами увидеть их великолепие. Мы собрали в этом списке невероятно красивые замки, которые стоит посетить!

1 Замок Тинтагель, Англия

Тинтагель - средневековый форт на мысе одноименного острова. Замок граничит с деревней Тинтагель в графстве Корнуолл. Он был построен представителем династии Плантагенетов Ричардом в 1233 году. Однако Тинтагель часто связывают с другим известным персонажем - королем Артуром. Здесь он был зачат, рожден и отсюда увезен волшебником Мерлином во младенчестве.

С XIX века замок является туристической достопримечательностью и находится под владением принца Чарльза. Управлением занимается "Английское наследие" - британская государственная комиссия по историческим зданиям.

2 Замок Корвинов, Румыния


Этот замок в готическом стиле с элементами эпохи Ренессанса расположен в Трансильвании, румынском городке под названием Хунедоара, на скале у реки Злаште. Замок был построен в середине XV века отцом венгерского короля Матвея Корвина и передавался по наследству до 1508 года.

С той поры Корвинов сменил 22 владельца, и был открыт для посещения как музей. Замок по сей день является одним из чудес Румынии, кстати, по слухам, здесь семь лет провел в заточении сам Влад Цепеш, известный как граф Дракула.

3 Алькасар де Сеговия, Испания


Эта крепость испанских королей в наши дни является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Замок расположен на невероятно красивой локации - скала на месте слияния двух рек. Благодаря своему расположению, он является одним из самых узнаваемых замков в Испании.

В 1120 году Алькасар использовался как арабская крепость. Затем там располагалась королевская резиденция, артиллерийская академия и даже тюрьма. В настоящее время здесь находится военный архив и музей.

4 Замок Эльц, Германия


Замок Эльц считается одной из двух средневековых построек в нагорье Айфель, которые никогда не были разрушены или захвачены. Замок выдержал все войны и потрясения с момента постройки в XII веке.

Удивительно, что замком уже 33 поколения владеет одна и та же семья - Эльц, потомок которых и по сей день заботится о нем, сохраняя в первозданном виде. Владелец открыл его для посещения туристами, которых особенно привлекает сокровищница Эльца с ювелирными экспонатами и другими произведениями искусства разных веков.

5 Виндзорский замок, Англия


Этот замок уже более 900 лет тесно связан с монархами Великобритании и является их символом. В его честь названа правящая ныне королевская династия Виндзоров. Замок был построен в XI веке Вильгельмом Завоевателем, и используется как королевская резиденция со времен правления Генриха I. За столько столетий его неоднократно перестраивали и дополняли в соответствии с запросами правящих монархов.

Интересно, что во время второй мировой войны замок служил убежищем для королевской семьи. В наши дни замок используется для государственных приемов, посещений туристами, а также отдыха королевы Елизаветы II весной каждого года.

6 Замок Химэдзи, Япония


Этот замок рядом с городом Химедзи - один из самых древних на территории Японии. Его строительство, как крепости, было начато в 1333 году, а в 1346 году форт был реконструирован в замок. Долгое время он кочевал от одного самурайского клана к другому и лишь в 1600-х годах обрел хозяина. Тогда и была построена основная часть из 83 деревянных зданий замка.

На территории Химэдзи часто снимают фильмы, так как замок хорошо сохранился в своем первозданном виде. Кроме того, строение относится к Национальным сокровищам Японии и находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

7 Эдинбургский замок, Шотландия


Этот древний замок расположен на Замковой скале в центре Эдинбурга, столицы Шотландии. Около 300 с лишним миллионов лет назад здесь находился действующий вулкан! Первое упоминание об этом сооружении датируется 1139 годом, когда в королевском замке собиралась знать и служители церкви. Так продолжалось до 1633 года, но уже с той поры замок стал считаться сердцем Шотландии.

Стоит отметить, что эта крепость пережила 26 осад, что сделало ее самой атакуемой на Земле. Последние 150 лет Эдинбургский замок часто реставрировали, а сейчас он является главной туристической аттракцией Эдинбурга.

8 Замок Хивер, Англия


Замок был построен в XIII веке на юго-востоке Англии в графстве Кент, как обычный загородный дом. Он прославился благодаря тому, что здесь жила семья Болейн в период с 1462 по 1539 годы. В 1505 году его унаследовал Томас Болейн, отец Анны, жены короля Генриха VIII, свадьба с которой стала причиной разрыва Англии и Рима. Правда, после того, как королю наскучила новая жена, он казнил ее в Тауэре.

С тех пор Хивер переходил от одного хозяина к другому, но сохранил уникальные тюдоровские интерьеры. Сейчас замок используется как место для конференций, но также открыт и для публики.

9 Бойницкий замок, Словакия


Он считается одним из самых романтичных замков Европы. Его первое упоминание относится к 1113 году - обычный деревянный замок в Бойнице, который постепенно укрепляли. Официально крепость передал правителю Словакии, Матушу Чаку, король Венгрии Вацлав III в 1302 году.

С тех пор каждый новый хозяин реконструировал замок, и в итоге получилось самое посещаемое в Словакии место. Здесь снимали множество фантастических и сказочных фильмов. В замке также расположен Словацкий народный музей.

10 Замок Бран, Румыния


Крепость Бран - национальная достопримечательность Румынии. Изначально это была деревянная конструкция, которую основали в 1212 году рыцари Тевтонского ордена, а позже на собственные средства достраивали местные жители. В те времена сооружение служило оборонной крепостью.

Бран сменил много владельцев, но чаще всего его называют "замком Дракулы". По легенде, князь Влад Чепеш, прозванный графом Дракулой, часто останавливался здесь и охотился недалеко от замка. В XX веке замок был подарен местными жителями королеве Марии Румынской, внук которой владеет им в настоящее время. Теперь в замке находится музей мебели и предметов искусства из коллекции королевы Марии.

11 Замок Эйлен-Донан, Шотландия


Этот красивый замок, который признан одним из самых романтичных в Шотландии, находится на острове Донан - в месте встречи трех озер. В VII веке на острове жил монах-отшельник, в честь которого и назвали замок. В XIII веке была построена первая крепость, а сам Эйлен-Донан передан королем во владение родоначальнику шотландского клана Маккензи.

Строение было разрушено в 1719 году, и только в начале XX века клан МакРей приобрел замок и начал его реставрацию. Кстати, эту крепость можно увидеть в сериале "Чужестранка".

12 Замок Бодиам, Англия


Земли, на которых теперь расположен замок, достались Эдварду Дэлингриджу после женитьбы. В 1385 году, во время 100-летней войны, он укрепил поместье, чтобы защитить окрестности от французов. Несколько десятилетий замок передавался из поколения в поколение. Когда в конце XV века род прервался, замок поступил во владение семейству Леукнор.

Позже Бодиам сменил несколько владельцев, каждый из которых внес в свой вклад в его восстановление, например, после осады во время войны Роз. В 1925 году, после смерти тогдашнего владельца, замок был передан в дар национальному фонду, который поддерживает его и теперь. Сейчас эту крепость возле деревеньки Робертсбридж может посетить любой желающий.

13 Замок Хоэнзальцбург, Австрия


Это строение считается одним из самых крупных из всех сохранившихся средневековых замков в Европе и находится на высоте 120 метров на вершине горы Фестунг недалеко от австрийского города Зальцбург. Замок был построен в 1077 году под руководством архиепископа Зальцбурга, но теперь от той постройки осталось только основание.

Хоэнзальцбург много раз укрепляли, перестраивали и реконструировали. Только в XVI веке он приобрел тот вид, который есть сейчас. Крепость использовалась в качестве склада, казармы, форта и даже тюрьмы во время Первой мировой войны. Теперь этот замок является излюбленной достопримечательностью у туристов, куда можно подняться на фуникулере или дойти пешком.

14 Замок Арунделл, Англия


Этот замок был основан в Рождество 1067 года Роджером де Монтгомери (граф Арундел), одним из подданных Вильгельма Завоевателя. Позже он стал основной резиденцией герцогов Норфолков из рода Говардов, которые владеют им более 400 лет.

Замок перестраивался после повреждений в годы Английской гражданской войны в XVII веке, а также обновлен с возвращением моды на средневековые интерьеры. Хотя Арундел является частным владением, большая часть замка открыта для туристов.

15 Мон-Сен-Мишель, Франция


Этот замок не зря называют архитектурным чудом Франции. Он представляет собой скалистый остров на северо-западе Франции, который был превращен в остров-крепость в VIII веке. Долгое время здесь жили монахи, и даже было построено аббатство.

Во время 100-летней войны англичане безуспешно пытались завоевать этот остров, а во время французской революции, когда на острове не было монахов, здесь построили тюрьму. Ее закрыли в 1863, а в 1874 остров был признан историческим памятником. Ежегодно здесь бывает около 3 миллионов туристов, тогда как местных жителей всего несколько десятков человек!

Эти удивительные исторические памятники дошли до потомков практически в первозданном виде. Они хранят многовековую историю разных народов, которую не всегда можно прочесть на страницах учебников.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

Как уже было сказано выше, средневековые замки и каждая их составляющая строились по определенным правилам. Можно выделить следующие основные структурные элементы замка:

Внутренний двор

Крепостная стена

Рассмотрим их более подробно.

Большинство башен возводились на природных возвышенностях. Если в районе подобные возвышенности отсутствовали, то строители прибегали к обустройству холма. Как правило, высота холма составляла 5 метров, но встречались высотой более 10 метров, хотя были и исключения - например, высота холма, на котором был поставлен один из замков Норфолка близ Тетфорда, достигала сотни футов (около 30 метров).

Форма территории замка бывала различной - некоторые имели продолговатую форму, некоторые - квадратную, встречались дворы в виде восьмерки. Вариации были самыми разнообразными в зависимости от величины состояния хозяина и конфигурации участка.

После того как участок под строительство был выбран, его первым делом окапывали рвом. Вынутую землю набрасывали на внутренний берег рва, в результате чего получался вал, насыпь, называвшаяся скарпом. Противоположный берег рва назывался, соответственно, контрэскарпом. Если это было возможно, то ров выкапывали вокруг естественного холма или иного возвышения. Но, как правило, холм приходилось насыпать, что требовало огромного объема земляных работ.

В состав холма входила земля, смешанная с известняком, торфом, гравием, хворостом, а поверхность была покрыта глиной, либо деревянным настилом.

Первую ограду замка защищали всякие оборонительные сооружения, предназначенные для того, чтобы остановить слишком стремительное нападение врага: живые изгороди, рогатки (расставленные между столбов, вбитых в землю), земляные насыпи, изгороди, различные выступающие сооружения, например, традиционный барбакан, защищавший доступ к подъемному мосту. У подножия стены находился ров, его старались сделать как можно глубже (иногда более 10 м глубиной, как в Трематоне и Лассе) и шире (10 м -- в Лоше, 12 -- в Дурдане, 15 -- в Тремворсе, 22 м -- в Куси). Как правило, рвы вырывались вокруг замков, как часть оборонительной системы. Они затрудняли доступ к крепостным стенам, в том числе осадным орудиям, таким как таран или осадная башня. Иногда ров даже наполняли водой. По форме он чаще напоминал букву V, чем U. Если ров вырывали прямо под стеной, над ним возводили ограду, нижний вал, для защиты дозорной дорожки снаружи крепости. Этот участок земли назывался палисадом.

Важное свойство заполненного водой рва -- предотвращение подкопов. Зачастую реки и другие естественные водоёмы соединяли со рвами для их заполнения водой. Рвы требовалось периодически очищать от мусора, чтобы не допустить обмеления. Иногда на дне рвов ставили колья, затрудняющие преодоление его вплавь. Доступ в крепость, как правило, организовывался посредством подъёмных мостов

В зависимости от ширины рва его поддерживает одна или несколько опор. В то время как внешняя часть моста закреплена, последний отрезок подвижен. Это так называемый подъемный мост. Он устроен так, что его пластина может поворачиваться вокруг оси, закрепленной у основания ворот, разрывая мост и закрывая ворота. Для приведения в движение подъемного моста служат устройства, как на самих воротах, так и с их внутренней стороны. Мост поднимается вручную, на канатах или цепях, идущих через блоки в шлицах стены. Для облегчения работы могут применяться противовесы. Цепь может через блоки идти на ворот, находящийся в помещении над воротами. Этот ворот может быть горизонтальным и вращаться рукоятью, или вертикальным, и приводиться в движение с помощью горизонтально продетых сквозь него балок. Другой способ подъема моста - это рычаг. Через шлицы в стене продеты качающиеся балки, внешний конец которых цепями соединяется с передним концом пластины моста, а на заднем внутри ворот крепятся противовесы. Эта конструкция облегчает быстрый подъем моста. И, наконец, пластина моста может быть устроена по принципу коромысла.

Внешняя часть пластины, поворачиваясь вокруг оси у основания ворот, закрывает проход, а внутренняя, на которой уже возможно находятся нападающие, уходит вниз в т.н. волчью яму, невидимую, пока мост опущен. Такой мост называют опрокидывающимся или качающимся.

На рис.1. представлена схема входа в замок.

Саму ограду составляли толстые сплошные стены - куртины - часть крепостной стены между двумя бастионами и разные боковые сооружения, обобщенно называемые

Рис.1.

башнями. Крепостная стена возвышалась прямо надо рвом, ее основания уходили глубоко в землю, а низ делался максимально пологим для предотвращения возможных подкопов со стороны нападавших, а также для того, чтобы от него рикошетом отлетали сбрасываемые с высоты снаряды. Форма ограды зависела от ее местоположения, но ее периметр всегда значителен.

Укрепленный замок ничуть не напоминал индивидуальное жилище. Высота куртин колебалась от 6 до 10 м, толщина - от 1,5 до 3 м. Впрочем, в некоторых крепостях, например, в Шато-Гайяр, толщина стен местами превышает 4,5 м. Башни, обычно круглые, реже квадратные или многоугольные, строились, как правило, на этаж выше куртин. Их диаметр (от 6 до 20 м) зависел от местонахождения: самые мощные - по углам и около въездных ворот. Башни строили полыми, внутри их разделяли на этажи перекрытиями из деревянных досок с отверстием в центре или сбоку, через которое проходил канат, используемый для того, чтобы поднимать на верхнюю площадку снаряды в случае защиты крепости. Лестницы скрывались перегородками в стене. Таким образом, каждый этаж представлял собой комнату, где располагались воины; в камине, устроенном в толщине стены, можно было развести огонь. Единственные отверстия в башне - это бойницы для стрельбы из лука, длинные и узкие проемы, расширявшиеся вовнутрь помещения (рис.2).

Рис.2.

Во Франции, например, высота таких бойниц обычно 1 м, а ширина - 30 см снаружи и 1,3 м внутри. Подобное строение затрудняло проникновение вражеских стрел, но защитники имели возможность стрелять в разных направлениях.

Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена -- высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

На верху крепостной стены находился так называемый дозорный путь, с внешней стороны защищенный зубчатым парапетом. Он служил для наблюдения, сообщения между башнями и защиты крепости. К зубцам между двумя амбразурами иногда прикреплялась большая деревянная доска, державшаяся на горизонтальной оси, за ней укрывались арбалетчики, чтобы зарядить свое оружие. Во время войн дозорный путь дополняли чем-то вроде откидной деревянной галереи нужной формы, монтировавшейся перед парапетом. В полу проделывались отверстия для того, чтобы защитники могли стрелять сверху, если нападавшие укрывались у подножия стены. Начиная с конца XII века, особенно в южных районах Франции, эти деревянные галереи, не очень прочные и легко воспламенявшиеся, стали заменять настоящими каменными выступами, строившимися вместе с парапетом. Это так называемые машикули, галереи с навесными бойницами (рис.3). Они выполняли ту же функцию, что и раньше, но их преимущество заключалось в большей прочности и в том, что они позволяли бросать вниз ядра, рикошетившие затем от пологого склона стены.

Рис.3.

Иногда в крепостной стене делали несколько потайных дверей для прохода пехотинцев, но всегда строили только одни большие ворота, неизменно укреплявшиеся с особой тщательностью, поскольку именно на них приходился основной удар нападавших.

Самым ранним способом защиты ворот было их расположение между двумя прямоугольными башнями. Хорошим образцом данного типа защиты является устройство ворот в сохранившемся до наших дней Эксетерском замке XI века. В XIII веке квадратные надвратные башни уступают место главной надвратной башне, которая представляет собой слияние двух прежних с надстроенными над ними дополнительными этажами. Таковы надвратные башни в замках Ричмонд и Ладлоу. В XII веке более распространенным способом защиты ворот было строительство двух башен с обеих сторон от въезда в замок, и только в XIII веке появляются надвратные башни в их законченном виде. Две фланкирующие башни теперь соединяются в одну над створом ворот, становясь массивным и мощным фортификационным сооружением и одной из самых главных частей замка. Ворота и въезд превращаются отныне в длинный и узкий проход, блокированный с каждого конца портикулами. Это были вертикально скользившие вдоль вырубленных в камне желобов створки, выполненные в виде больших решеток из толстого бруса, нижние концы вертикальных брусьев были заострены и окованы железом, таким образом, нижняя кромка портикулы представляла собой ряд заостренных железных кольев. Такие решетчатые ворота открывали и закрывали с помощью толстых канатов и лебедки, расположенной в специальной камере в стене над проходом. Позднее вход стали защищать с помощью «мертьер», смертоносных отверстий, просверленных в сводчатом потолке прохода. Через эти отверстия на всякого, кто пытался силой прорваться к воротам, сыпались и лились обычные в такой ситуации предметы и вещества - стрелы, камни, кипяток и горячее масло. Однако более правдоподобным представляется другое объяснение - через отверстия лили воду в случае, если противник пытался поджечь деревянные ворота, так как самым лучшим способом проникнуть в замок было набить проход соломой, поленьями, хорошенько пропитать смесь горючим маслом и поджечь; убивали сразу двух зайцев - сжигали решетчатые ворота и поджаривали защитников замка в надвратных помещениях. В стенах прохода находились маленькие помещения, оборудованные стрелковыми щелями, сквозь которые защитники замка могли из луков поражать с близкого расстояния плотную массу нападавших, стремившихся ворваться в замок. На рис.4. представлены различные типы стрелковых щелей.

В верхних этажах надвратной башни находились помещения для солдат и часто даже жилые помещения. В особых камерах находились ворота, с помощью которых на цепях опускали и поднимали разводной мост. Поскольку ворота были местом, которое чаще всего подвергалось нападению осаждающего замок противника, их снабжали подчас еще одним средством дополнительной защиты - так называемыми барбаканами, которые начинались на некотором расстоянии от ворот. Обычно барбакан представлял собой две высоких толстых стены, идущих параллельно наружу от ворот, заставляя противника, таким образом, втискиваться в узкий проход между стенами, подставляясь под стрелы лучников надвратной башни и спрятанной за зубцами верхней площадки барбакана. Иногда, чтобы сделать доступ к воротам еще более опасным, барбакан устанавливали под углом к ним, что заставляло нападавших идти к воротам справа, и не прикрытые щитами части тела оказывались мишенью для лучников. Вход и выход барбакана обычно весьма причудливо украшали.


Рис.4.

Каждый более или менее серьезный замок имел еще хотя бы два ряда оборонительных сооружений (рвов, изгородей, куртин, башен, парапетов, ворот и мостов), меньших по размеру, но построенных по тому же принципу. Между ними оставляли довольно значительное расстояние, поэтому каждый замок выглядел маленьким укрепленным городом. В качестве примера можно вновь привести Фретеваль. Его ограды имеют круглую форму, диаметр первой - 140 м, второй - 70 м, третьей - 30 м. Последнюю ограду, называемую «рубашкой», возводили очень близко к донжону, чтобы закрыть к нему доступ.

Пространство между первыми двумя оградами составляло нижний двор. Там размещалась настоящая деревня: дома крестьян, работавших на господских полях, мастерские и жилища ремесленников (кузнецов, плотников, каменщиков, резчиков, каретников), гумно и хлев, пекарня, общинные мельница и пресс, колодец, фонтан, иногда пруд с живой рыбой, умывальня, прилавки торговцев. Подобная деревня представляла собой типичное поселение того времени с хаотично расположенными улицами и домами. Позже такие поселения стали выходить за пределы замка и обосновываться в его окрестностях по ту сторону рва. Их жители, как, впрочем, и остальные обитатели сеньории, укрывались за крепостными стенами только в случае серьезной опасности.

Между второй и третьей оградами находился верхний двор также со множеством построек: часовня, жилье для воинов, конюшни, псарни, голубятни и соколиный двор, кладовая со съестными припасами, кухни, водоем.

За «рубашкой», то есть последней оградой, возвышался донжон. Его обычно строили не в центре замка, а в его самой труднодоступной части, он одновременно служил и жилищем феодала, и военным центром крепости. Донжон (фр. donjon) - главная башня средневекового замка, один из символов европейского Средневековья.

Это было самое массивное сооружение, входившее в состав строений замка. Стены отличались исполинской толщиной и устанавливались на мощном основании, способном выдержать удары кирок, сверл и стенобитных орудий осаждавших.

По высоте он превосходил все остальные постройки, зачастую превышая 25 м: 27 м - в Этампе, 28 м - в Жизоре, 30 м - в Удене, Дурдане и Фретевале, 31 м - в Шатодене, 35 м - в Тонкедеке, 40 - в Лоше, 45 м - в Провене. Он мог быть квадратным (Лондонская башня), прямоугольным (Лош), шестиугольным (Турноэльский замок), восьмиугольным (Жизор), четырехлопастным- (Этамп), но чаще встречаются круглые диаметром от 15 до 20 м и толщиной стен от 3 до 4 м.

Плоские контрфорсы, называвшиеся пилястрами, поддерживали стены на всем их протяжении и по углам, на каждом углу такая пилястра венчалась сверху башенкой. Вход всегда располагали во втором этаже, высоко над землей. Ко входу вела внешняя лестница, расположенная под прямым углом к двери и прикрытая предмостной башней, установленной снаружи непосредственно у стены. По понятным причинам окна были очень малы. На первом этаже их не было вообще, на втором они были крошечными и только на следующих этажах становились немного больше. Эти отличительные признаки - предмостную башню, наружную лестницу и маленькие окна - можно отчетливо видеть в замке Рочестера и в замке Хедингем в Эссексе.

Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы. Данный тип башни возник в XI в. в Европе, точнее в Нормандии (Франция). Первоначально это была прямоугольная башня, приспособленная к обороне, но являющаяся одновременно и резиденцией феодала.

В XII-XIII вв. феодал переселился в замок, а донжон превратился в отдельное сооружение, значительно уменьшился в размерах, но вытянулся по вертикали. Башня отныне располагалась обособленно за периметром крепостных стен, в самом недоступном неприятелю месте, иногда даже отделялась рвом от остальных укреплений. Выполняла оборонительную и дозорную функции (на самом верху обязательно была боевая и дозорная площадка, прикрытая зубцами). Рассматривалась как последнее убежище при обороне от неприятеля (для этой цели внутри имелись оружейные и пищевые склады), и только после захвата донжона замок считался покорённым.

К XVI в. активное использование пушек превратило возвышающиеся над остальными постройками донжоны в слишком удобные мишени.

Донжон делился внутри на этажи посредством деревянных перекрытий (рис.5).

Рис.5.

В оборонительных целях его единственная дверь находилась на уровне второго этажа, то есть на высоте не менее 5 м над землей. Внутрь попадали по лестнице, лесам или мостику, соединенным с парапетом. Однако все эти сооружения были очень простыми: ведь их следовало очень быстро убирать в случае нападения. Именно на втором этаже находился большой зал, иногда со сводчатым потолком, - центр жизни сеньора. Здесь он ужинал, развлекался, принимал гостей и вассалов, а зимой даже вершил правосудие. Этажом выше располагались комнаты владельца замка и его супруги; туда поднимались по узкой каменной лестнице в стене. На четвертом и пятом этажах - общие комнаты детей, слуг и подданных. Там же спали гости. Верх донжона напоминал верхнюю часть крепостной стены своим зубчатым парапетом и дозорным путем, а также дополнительными деревянными или каменными галереями. К этому добавлялась дозорная башенка для наблюдения за окрестностями.

Первый этаж, то есть этаж под большим залом, не имел ни одного отверстия, выходившего наружу. Однако он не был ни тюрьмой, ни каменным мешком, как предполагали археологи прошлого века. Обычно там находилась кладовая, где хранили дрова, вино, зерно и оружие.

В некоторых донжонах в нижней комнате, кроме того, существовал колодец или же вход в подземелье, вырытое под замком и ведущее в открытое поле, что, впрочем, встречалось довольно редко. Кстати, подземелье, как правило, служило для хранения съестных припасов в течение года, а вовсе не для того, чтобы облегчить тайное бегство, романтическое или вынужденное Лапин Р.И. Статья «Донжон». Энциклопедический фонд России. Адрес доступа: http://www.russika.ru/.

Особый интерес в рамках работы представляет также интерьер донжона.

ИНТЕРЬЕР ДОНЖОНА

Интерьер жилища сеньора можно охарактеризовать тремя чертами: простота, скромность убранства, малое количество мебели.

Каким бы главный зал ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука.

Каким бы он ни был высоким (от 7 до 12 метров) и просторным (от 50 до 150 метров), зал всегда оставался одной комнатой. Иногда его разделяли на несколько помещений какими-нибудь драпировками, но всегда лишь на время и в силу определенных обстоятельств. Отделенные таким манером трапециевидные оконные проемы и глубокие ниши в стене служили маленькими гостиными. Большие окна, скорее высокие, нежели широкие, с полукруглым верхом, устраивали в толще стены аналогично башенным бойницам для стрельбы из лука. Перед окнами располагалась каменная скамья, служившая для того, чтобы беседовать или смотреть в окно. Окна редко стеклили (стекло - дорогостоящий материал, применявшийся в основном для церковных витражей), чаще они закрывались небольшой решеткой из ивового прута или металла или же затягивались проклеенной тканью или промасленным листом пергамента, прибитого к раме.

К окну прикреплялась откидная деревянная створка, чаще внутренняя, а не внешняя; обычно ее не закрывали, если только не спали в большом зале.

Несмотря на то, что окна были немногочисленными и довольно узкими, они все же пропускали достаточное количество света для освещения зала в летние дни. Вечером или зимой солнечный свет заменял не только огонь камина, но и смоляные факелы, сальные свечи или масляные лампы, которые прикрепляли к стенам и потолку. Таким образом, внутреннее освещение всегда оказывалось источником тепла и дыма, однако этого все равно не хватало, чтобы победить сырость - настоящий бич средневекового жилища. Восковые свечи, так же как и стекло, предназначались только для самых богатых домов и церквей.

Пол в зале настилали из деревянных досок, глины или, реже, каменных плит, однако, каким бы он ни был, он никогда не оставался неприкрытым. Зимой его устилали соломой -- или мелко нарубленной, или сплетенной в грубые циновки. Весной и летом -- камышом, ветвями и цветами (лилиями, гладиолусами, ирисами). Вдоль стен клали душистые травы и благовонные растения, такие, как мята и вербена. Шерстяные ковры и покрывала из вышитых тканей, как правило, использовались для сидения только в спальных комнатах. В большом зале все обычно располагались на полу, подстилая шкуры и меха.

Потолок, он же и пол верхнего этажа, часто оставался необработанным, однако в XIII веке уже стали пытаться украшать его балками и кессонами, создавая при этом геометрические узоры, геральдические фризы или же витиеватый орнамент с изображением животных. Иногда так же расписывались и стены, но чаще их просто красили в какой-нибудь определенный цвет (предпочтение отдавалось красной и желтой охре) или покрывали рисунком, имитировавшим вид тесаного камня или шахматной доски. В княжеских домах уже появляются фрески с изображением аллегорических и исторических сцен, заимствованных из легенд, Библии или литературных произведений. Известно, например, что король Англии Генрих III любил спать в комнате, стены которой украшали эпизоды из жизни Александра Македонского, героя, вызывавшего в Средние века особое восхищение. Однако подобная роскошь оставалась доступной лишь суверену. Обычному вассалу, обитателю деревянного донжона, приходилось довольствоваться грубой голой стеной, облагороженной лишь его собственными копьем и щитом.

Вместо настенных росписей использовали гобелены с геометрическими, растительными или историческими мотивами. Впрочем, чаще это не настоящие гобелены (каковые обычно привозились с Востока), а в основном вышивка по толстой ткани, вроде так называемого «ковра королевы Матильды», хранящегося в Байе.

Гобелены позволяли скрыть дверь или окно или разделить большое помещение на несколько комнат - «спален».

Это слово довольно часто обозначало не комнату, где спали, а совокупность всех гобеленов, вышитых полотен и различных тканей, предназначенных для внутреннего убранства. Отправляясь в путешествие, гобелены всегда брали с собой, ведь они составляли основной элемент украшения аристократического жилища, способный придать ему черты индивидуальности.

Мебель в XIII веке существовала только деревянная. Ее постоянно передвигали (Слово «мебель» и происходит от слова mobile (фр.) - подвижный. (Примеч. пер.)), поскольку, за исключением кровати, остальные предметы меблировки не имели единого предназначения. Так, сундук, основной вид мебели, служил одновременно шкафом, столом и сиденьем. Для выполнения последней функции он мог обладать спинкой и даже ручками. Однако сундук - это только дополнительное сиденье. В основном сидели на общих скамьях, иногда разделенных на отдельные сиденья, на небольших деревянных скамеечках, на маленьких табуретках без спинки. Кресло предназначалось хозяину дома или почетному гостю. Оруженосцы и женщины сидели на охапках соломы, порой накрытых вышитой тканью, или же просто на полу, как слуги и лакеи. Несколько досок, положенных на козлы, составляли стол, на время трапезы его устраивали в центре зала. Он получался длинным, узким и несколько выше современных столов. Сотрапезники садились с одной стороны, оставляя другую свободной для подачи блюд.

Мебели было немного: кроме сундуков, в которые как попало пихали посуду, домашнюю утварь, одежду, деньги и грамоты, иногда имелись шкаф или буфет, реже - сервант, куда самые богатые помещали драгоценную посуду или ювелирные изделия. Часто подобную мебель заменяли ниши в стене, завешиваемые драпировкой или закрываемые створками. Одежду обычно не складывали, а свертывали и ароматизировали. Также свертывали грамоты, написанные на пергаменте, перед тем как положить их в полотняную сумку, служившую чем-то вроде сейфа, где, кроме того, сохранялись один или несколько кожаных кошельков.

Для получения более полного представления о мебели и декоре главного зала донжона, нужно еще добавить несколько шкатулок, кое-какие безделушки и некоторые культовые принадлежности (реликвии, кропильницы). Как мы видим, в этом отношении весьма далеко до изобилия. В спальнях стояло еще меньше мебели: у мужчин - кровать и сундук, у женщин - кровать и что-то вроде туалетного столика. Никаких скамей и кресел, сидели на соломе, покрытой тканью, на полу или на кровати. Огромная квадратная кровать выглядела скорее широкой, чем длинной. По одному обычно не спали.

Даже если хозяин замка и его жена имели отдельные спальни, у них все равно была одна общая кровать. В комнатах детей, слуг или гостей кровати также являлись общими. На них спали вдвоем, вчетвером или вшестером.

Кровать сеньора обычно стояла на возвышении, головой - к стене, ногами - к камину. Из деревянного каркаса создавали некое подобие свода, куда навешивали полог, чтобы отгородить спящих от внешнего мира. Постельные принадлежности почти ничем не отличались от современных. На соломенный тюфяк или матрас укладывали перину, поверх нее стелили нижнюю простыню. Ее покрывали верхней простыней, которую не заправляли. Сверху лежало пуховое или ватное одеяло, простеганное наподобие современных. Валик и подушки в наволочках также похожи на те, какими мы пользуемся сегодня. Белые вышитые простыни делали изо льна или шелка, шерстяные покрывала подбивали мехом горностая или белки. У людей менее зажиточных вместо шелка использовалась мешковина, а вместо шерсти - саржа.

В этой мягкой и просторной кровати (настолько широкой, что застелить ее можно было, лишь помогая себе палкой) обычно спали совершенно обнаженными, но с колпаком на голове. Перед тем как лечь спать, одежду вешали на вбитый в стену стержень вроде вешалки, выступавший почти до середины комнаты параллельно кровати, на себе оставляли только рубашку, но и ее снимали уже в кровати и, свернув, клали под подушку, чтобы вновь надеть ранним утром, перед тем как встать.

Камин в спальне топили не весь день. Его разводили лишь вечером во время семейного бдения, проходившего здесь в более интимной обстановке, чем в большом зале. В зале же был поистине гигантский камин, рассчитанный на крупные поленья; перед ним стояло несколько лавок, на которых могли расположиться десять, пятнадцать или даже двадцать человек. Вытяжной колпак конической формы с выступающими стойками образовывал нечто вроде домика внутри зала. Камин ничем не украшали, обычай помещать на нем семейный герб появился лишь в начале XIV века. В некоторых, более просторных залах иногда сооружали два-три камина, но не у противоположных стен, а все вместе в центре помещения; для их очага использовали цельный плоский камень огромных размеров, а вытяжной колпак возводили в виде пирамиды из кирпича и дерева.

Донжон вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в «паласе» - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

средневековый замок жилой интерьер

Здравствуйте, уважаемый читатель!

Всё-таки средневековые архитекторы в Европе были гениями - они строили замки, роскошные сооружения, которые были ещё и на редкость практичными. Замки, в отличие от современных особняков, не только демонстрировали богатство своих владельцев, но и служили мощными крепостями, которые могли удерживать оборону в течение нескольких лет, и при этом жизнь в них не останавливалась.

Средневековые замки

Даже сам факт, что многие замки, пережив войны, удары стихии и беспечность хозяев, до сих пор стоят целыми, говорит о том, что надежнее жилища пока не придумали. А ещё они безумно красивы и будто появились в нашем мире со страниц сказок и легенд. Их высокие шпили напоминают о временах, когда за сердца красавиц сражались, а воздух был пропитан рыцарством и отвагой.

Чтобы и вы прониклись романтичным настроем, собрал в этом материале 20 самых знаменитых замков, которые пока еще остались на Земле. В них непременно захочется побывать и, возможно, остаться жить.

Замок Райхсбург, Германия

Тысячелетний замок первоначально был резиденцией короля Германии Конрада III, а потом короля Франции Людовика XIV. Крепость была сожжена французами в 1689 году и канула бы в лету, но немецкий бизнесмен приобрел её останки в 1868 году и потратил большую часть своего богатства на восстановление замка.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Неприступный замок Мон-Сен-Мишель, со всех сторон окруженный морем, - одна из самых популярных достопримечательностей Франции после Парижа. Построенный в 709 году, он до сих пор выглядит ошеломляюще.

Замок Гохостервитц, Австрия

Средневековый замок Гохостервитц построили в далеком IX веке. Его башни и сейчас неусыпно следят за окружающей местностью, гордо возвышаясь над ней на высоте 160 м. А в солнечную погоду ими можно любоваться даже на расстоянии 30 км

Бледский замок, Словения

Замок расположился на стометровой скале, грозно нависающей над озером Блед. Помимо роскошного вида, открывающегося из окон замка, у этого места богатая история - здесь располагалась резиденция сербской королевкой династии, а позже и маршала Иосипа Броз Тито

Замок Гогенцоллерн, Германия

Этот замок расположен на вершине горы Гогенцоллерн высотой 2800 метров над уровнем моря. В период своего расцвета замок в этой крепости считался резиденцией прусских императоров.

Замок Барсьенсе, Испания

Замок Барсьенсе в испанской провинции Толедо был построен в XV веке местным графом. В течение 100 лет замок служил мощной артиллерийской крепостью, а сегодня эти опустевшие стены привлекают разве что фотографов и туристов.

Замок Нойшванштайн, Германия

Романтический замок баварского короля Людвига II построили в середине XIX века, и по тем временам его архитектура считалась весьма экстравагантной. Как бы то ни было, именно его стены вдохновили создателей замка Спящей Красавицы в Диснейлэнде

Замок Метони, Греция

Венецианский замок-крепость Метони с XIV века был центром сражений и последним в этих краях форпостом европейцев в сражениях против турок, что мечтали захватить Пелопонес. Сегодня от крепости остались только руины.

Замок Хоэншвангау, Германия

Этот замок-крепость был построен рыцарями Швангау в XII веке и был резиденцией многих правителей, в том числе знаменитого короля Людвига II, который принимал в этих стенах композитора Рихарда Вагнера

Шильонский замок, Швейцария

Эта средневековая бастилия c высоты птичьего полета напоминает военный корабль. Богатая история и характерный внешний вид замка служили вдохновением для многих известных писателей. В XVI веке замок использовался в качестве государственной тюрьмы, о чем Джордж Байрон описал в своей поэме «Шильонский узник».

Замок Эйлен-Донан, Шотландия

Замок, расположенный на скалистом острове во фьорде Лох-Дуйх, - один из самых романтичных замков Шотландии, славится своим вересковым мёдом и легендами. Здесь снимали множество фильмов, но самое главное - замок открыт для посетителей и каждый может притронуться к камням его истории.

Замок Бодиам, Англия

С момента своего основания в XIV веке замок Бодиам пережил множество владельцев, каждому из которых нравилось воевать. Поэтому когда в 1917 году его приобрел Лорд Керзон, от замка оставались только руины. К счастью, его стены быстро восстановили, и сейчас замок стоит как новенький.

Замок Гуаита, Сан-Марино

Замок с XI века располагается на вершине неприступной горы Монте-Титано и вместе с двумя другими башнями защищает самое старое государство в мире Сан-Марино.

Ласточкино гнездо, Крым

Вначале на скале мыса Ай-Тодор располагался небольшой деревянный домик. А свой нынешний вид «Ласточкино гнездо» получило благодаря нефтяному промышленнику барону Штейнгелю, который любил отдыхать в Крыму. Он решил построить романтический замок, который напоминает средневековые сооружения на берегах реки Рейн

Замок Сталкер, Шотландия

Замок Сталкер, что в переводе означает «Соколиный охотник», был построен в 1320 году и принадлежал клану МакДугалов. С этого времени его стены пережили огромное количество распрей и войн, что сказалось на состоянии замка. В 1965 году владельцем замка стал полковник Д. Р. Стюарт из Оллварда, который собственноручно вместе с женой, членами семьи и друзьями восстановил строение

Замок Бран, Румыния

Замок Бран - это жемчужина Трансильвании, таинственный музей-форт, где родилась знаменитая легенда о графе Дракуле - вампире, убийце и воеводе Владе Цепеше. По преданию, он ночевал здесь в периоды своих походов, а лес, окружающий замок Бран, был любимым местом охоты Цепеша.

Выборгский замок, Россия

Выборгский замок был основан шведами в 1293 году, во время одного из крестовых походов на Карельскую землю. Он оставался скандинавским вплоть до 1710 года, когда войска Петра I отбросили шведов далеко и надолго. С этого времени замок успел побывать и складом, и казармой, и даже тюрьмой для декабристов. А в наши дни здесь располагается музей.

Замок Кашел, Ирландия

Замок Кашел был резиденцией королей Ирландии несколько сотен лет до норманнского вторжения. Здесь же в V веке н. э. жил и проповедовал Святой Патрик. Стены замка стали свидетелями кровавого подавления революции войсками Оливера Кромвеля, который здесь заживо сжигал солдат. С тех пор замок превратился в символ жестокости англичан, настоящего мужества и стойкости духа ирландцев.

Замок Килхурн, Шотландия

Очень красивые и даже немного жуткие руины замка Килхурн расположились на берегу живописного озера Эйв. История этого замка, в отличие от большинства замков Шотландии, протекала достаточно спокойно - здесь жили многочисленные графы, которые сменяли друг друга. В 1769 здание пострадало от удара молнии, и вскоре было окончательно оставлено, каким остается и по сей день.

Замок Лихтенштайн, Германия

Построенный в XII веке, этот замок несколько раз был разрушен. Его окончательно восстановили в 1884 году и с тех замок становился местом съемок для многих фильмов, в том числе для картины «Три мушкетера».

Привело к буму в строительстве замков, но процесс создания крепости с нуля далеко не так прост.

Замок Бодиам в графстве Восточный Суссекс, основан в 1385 году

1) Тщательно выберите место для строительства

Крайне важно построить свой замок на возвышении и в стратегически важной точке.

Замки обычно возводились на естественных возвышениях, и обычно оборудовались связующим с внешним окружением звеном, таким, как брод, мост или проход.

Историкам редко удавалось найти свидетельства современников, касающиеся выбора места для строительства замка, но всё же они существуют. 30 сентября 1223 года 15-летний король Генрих III прибыл в Монтгомери со своей армией. Король, успешно проведший военную кампанию против уэльского принца Лливелина ап Иорверта , собирался построить в этой местности новый замок, чтобы обеспечить безопасность на границе своих владений. Английским плотникам дали задание подготовить древесину ещё за месяц до этого, но советники короля только сейчас определили место строительство замка.



Замок Монтгомери, когда его начали строить в 1223 году, расположился на возвышении

После тщательного обзора местности они выбрали точку на самом краю выступа над долиной реки Северн. По словам летописца Роджера Вендоверского, эта позиция «выглядела неприступной для любого». Также он отметил, что замок был создан «для безопасности региона от частых атак уэльсцев».

Совет : определите места, в которых топография возвышается над транспортными маршрутами: это естественные места для замков. Имейте в виду, что дизайн замка определяется местом постройки. К примеру, у замка на выступе обнажённых пород будет сухой ров.

2) Выработайте осуществимый план

Вам потребуется мастер-каменщик, умеющий рисовать планы. Также пригодится инженер, сведущий в оружии.

У опытных солдат могут быть свои идеи по поводу дизайна замка, в смысле форм его зданий и их расположения. Но вряд ли у них найдутся знания уровня специалистов по дизайну и постройке.

Для реализации идеи требовался мастер-каменщик – опытный строитель, чьей отличительной чертой было умение рисовать план. Разбираясь в практической геометрии, он использовал такие простые инструменты, как линейка, угольник и циркуль, для создания архитектурных планов. Мастера-каменщики представляли рисунок с планом здания для утверждения, а во время строительства контролировали его возведение.


Когда Эдвард II приказал построить башню в Нарсборо, он лично утверждал планы и требовал отчётов о строительстве

Когда Эдвард II в 1307 начал строить огромную жилую башню в замке Нарсборо в Йоркшире для своего фаворита Пирса Гавестона , он не только лично утверждал план, созданный лондонским мастером-каменщиком Хью Тичмаршевским – вероятно, сделанные в виде рисунка – но также потребовал регулярных отчётов о строительстве. С середины XVI века новая группа профессионалов, называемых инженерами, всё чаще начали брать на себя роль в разработке планов и возведении укреплений. У них были технические знания об использовании и мощности пушек, как для защиты, так и для нападения на замки.

Совет : планируйте бойницы для обеспечения широкого угла атаки. Придавайте им форму в соответствии с используемым оружием: лучникам с большими луками нужны большие откосы, арбалетчикам – поменьше.

3) Наймите большую группу опытных рабочих

Вам потребуются тысячи людей. И не обязательно все они придут по доброй воле.

Для строительства замка требовались огромные усилия. Документальных свидетельств о строительстве первых замков Англии с 1066 года у нас нет, но из масштабов многих замков того периода становится ясно, почему в некоторых хрониках утверждается, что англичане находились под гнётом строительства замков для своих норманнских завоевателей. Но с более позднего времени средних веков до нас дошли некоторые сметы с детальной информацией.

Во время вторжения в Уэльс в 1277 году король Эдуард I начал строительство замка во Флинте, северо-восточной части Уэльса. Возвели его быстро, благодаря богатым ресурсам короны. Через месяц после начала работ, в августе, на строительство привлекли 2300 человек, включая 1270 землекопов, 320 дровосеков, 330 плотников, 200 каменщиков, 12 кузнецов и 10 углежогов . Всех их согнали с окрестных земель под вооружённым эскортом, смотревшим, чтобы они не дезертировали со строительства.

Периодически к строительству могли привлекать иностранных специалистов. К примеру, миллионы кирпичей для перестройки замка Таттершолл в графстве Линкольншир в 1440-х одах поставил некто Болдвин «Docheman», или Dutchman, то есть, «нидерландец» – очевидно, иностранец.

Совет : в зависимости от размера рабочей силы и расстояния, которое ей пришлось преодолеть, возможно, понадобиться обеспечить им проживание на месте стройки.

4) Обеспечьте безопасность места строительства

Недостроенный замок на территории противника очень уязвим для атак.

Чтобы построить замок на вражеской территории, необходимо защищать стройку от атак. Например, можно обнести стройку деревянными укреплениями или невысокой каменной стеной. Такие средневековые системы защиты иногда оставались и после постройки здания в качестве дополнительной стены – как, например, в замке Бома́рис, строительство которого было начато в 1295 году.


Бома́рис (англ. Beaumaris, валл. Biwmares) - город на острове Англси, Уэльс.

Также важна безопасная связь с внешним миром для доставки стройматериалов и провианта. В 1277 году Эдуард I прорыл канал к реке Клюид прямо от моря и до места расположения его нового замка в Рюдлане. Внешняя стена, построенная для защиты места строительства, доходила до причалов на берегах реки.


Замок Рюдлан

Проблемы с безопасностью могут возникнуть и при кардинальной перестройке существующего замка. Когда Генрих II перестраивал Дуврский замок в 1180-х, все работы были тщательно распланированы так, чтобы укрепления обеспечивали защиту на всё время ремонта. Согласно сохранившимся указам, работа с внутренней стеной замка началась только, когда башня была уже достаточно отремонтирована для того, чтобы в ней могла дежурить стража.

Совет : стройматериалы для строительства замка большие и объёмные. Если это возможно, лучше перевозить их по воде, даже если для этого придётся построить док или канал.

5) Подготовьте ландшафт

При строительстве замка, возможно, придётся перемещать внушительное количество земли, что обходится недёшево.

Часто забывают, что укрепления замка строились не только за счёт архитектурных приёмов, но и за счёт проектирования ландшафта. На перемещение земли выделялись огромные ресурсы. Масштабы земельных работ норманнов можно признать выдающимися. К примеру, по некоторым подсчётам, насыпь, возведённая в 1100 году вокруг замка Плеши в Эссексе потребовала 24 000 человеко-дней.

Некоторые аспекты работы с ландшафтом требовали серьёзных навыков, особенно создание рвов с водой. Когда Эдуард I перестроил лондонский Тауэр в 1270-х, он нанял иностранного специалиста, Уолтера Фландерского, для создания огромного приливного рва. Рытьё канав под его руководством обошлось в £4 000, ошеломительную сумму, почти четверть стоимости всего проекта.


Гравюра XVIII века с планом лондонского Тауэра 1597 года показывает, сколько земли необходимо было передвинуть для постройки рвов и валов.

С повышением роли пушек в осадном искусстве земля стала играть ещё более важную роль в качестве поглотителя пушечных выстрелов. Что интересно, опыт в перемещении больших объёмов земли позволил некоторым инженерам, специалистам по укреплениям, найти работу в качестве дизайнера садов.

Совет : сократите время и затраты, выкапывая каменную кладку для стен замка из рвов вокруг него.

6) Заложите фундамент

Тщательно воплотите план каменщика в жизнь.

Используя верёвки нужной длины и колышки было возможно обозначить фундамент здания на земле в натуральную величину. После того, как были выкопаны канавы для фундамента, начиналась работа над каменной кладкой. Для экономии ответственность за стройку возлагалась на старшего каменщика вместо мастера каменщика. Кладки в средневековье обычно измеряли в родах , один английский род = 5,03 м. В Уоркуэрте в графстве Нортамберленд одна из сложных баше стоит на решётке из родов, возможно, в целях подсчёта расходов на строительство.


Замок Уоркуэрт

Часто строительство средневековых замков сопровождалось подробной документацией. В 1441-42 годах башня замка Татбэри в Стэффордшире была разрушена, и на земле был составлен план её преемника. Но князь Стэффорда по какой-то причине остался недоволен. Мастер каменщик короля, Роберт из Уэстерли, был отправлен в Татбэри, где провёл совещание с двумя старшими каменщиками для разработки новой башни на новом месте. Затем Уэстерли уехал, и в последующие восемь лет небольшая группа рабочих, включая четырёх младших каменщиков, строила новую башню.

Старших каменщиков могли привлекать для подтверждения качества работы, как было в замке Кулинг в Кенте, когда королевский каменщик Генрих Йевель оценивал работы, проведённые с 1381 по 1384 года. Он раскритиковал отклонения от первоначального плана и округлил смету вниз.

Совет : не давайте мастеру каменщику обмануть себя. Заставьте его сделать такой план, чтобы по нему легко было составить смету.

7) Укрепите ваш замок

Закончите строительство сложными укреплениями и специализированными деревянными конструкциями.

До XII века укрепления большинства замков состояли из земли и брёвен. И хотя впоследствии преимущество отдавали каменным постройкам, дерево оставалось очень важным материалом в средневековых войнах и укреплениях.

Каменные замки подготавливали к атакам, добавляя специальные боевые галереи вдоль стен, а также ставни, которыми можно было закрывать промежутки между зубцами для защиты защитников замка. Всё это делалось из дерева. Тяжёлое вооружение, использовавшееся для защиты замка, катапульты и тяжёлые арбалеты, спрингалды , также строились из дерева. Артиллерию обычно разрабатывал высокооплачиваемый плотник-профессионал, иногда носивший звание инженера, от латинского «ingeniator».


Штурм замка, рисунок XV века

Такие эксперты были недёшевы, но могли в результате стоить своего веса золотом. Такое, например, случилось в 1266 году, когда замок Кенилуэрт (Kenilworth) в графстве Уорикшир сопротивлялся Генриху III почти шесть месяцев при помощи катапульт и водной защиты.

Существуют записи о походных замках, полностью сделанных из дерева – их можно было перевозить с собой и возводить по необходимости. Один такой был построен для французского вторжения в Англию в 1386 году, но гарнизон Кале захватил его вместе с кораблём. По описанию, он состоял из стены из брёвен 20 футов высотой и 3000 шагов длиной. Через каждые 12 шагов была 30-футовая башня, способная приютить до 10 солдат, а также в замке была неуказанная защита для стрелков.

Совет : древесина дуба с годами становится прочнее, а работать с ней легче всего, когда она зелёная. Верхние ветви деревьев легко перевозить и придавать им форму.

8) Обеспечьте воду и канализацию

Не забудьте об «удобствах». Вы оцените их по достоинству в случае осады.

Важнейшим аспектом для замка был эффективный доступ к воде. Это могли быть колодцы, снабжающие водой определённые здания, например, кухню или конюшню. Без подробного знакомства с средневековыми шахтами колодцев трудно отдать им должное. К примеру, в замке Бистон в графстве Чешир есть колодец глубиной в 100 м, верхние 60 м из которых выложены тёсаным камнем.

Существуют некоторые свидетельства существования сложных водопроводов, доставлявших воду в апартаменты. В башне замка Довер есть система из свинцовых труб, доставляющая воду по комнатам. Она питалась из колодца при помощи лебёдки, и, возможно, из системы сбора дождевой воды.

Эффективное устранение отходов человеческой жизнедеятельности было ещё одной проблемой разработчиков замков. Уборные собирались в одном месте зданий так, чтобы их шахты опорожнялись в одном месте. Они размещались в коротких коридорах, задерживавших неприятные запахи, и часто оборудовались деревянными сиденьями и съёмными крышками.


Комната для раздумий в замке Чипчейз

Сегодня распространено мнение, что уборные раньше называли «гардеробами». На самом деле лексикон для обозначения туалетов был обширным и красочным. Их называли гонгами или гэнгами (от англосаксонского слова, обозначавшего «место, куда нужно сходить»), укромными уголками и джейками (французский вариант «джона»).

Совет : попросите мастера каменщика распланировать удобные и уединённые отхожие места вне спальни, следуя примеру Генриха II и замку Довер.

9) Украсьте по необходимости

Замок не только должен быть хорошо охраняемым – его жители, обладая высоким статусом, требовали определённого шика.

Во время войны замок должен быть защищаем – но он же служит и роскошным домом. Благородные господа средневековья ожидали, что их жилище будет как удобным, так и богато обставленным. В средние века эти граждане путешествовали вместе с обслугой, вещами и мебелью из одной резиденции в другую. Но домашние интерьеры часто обладали неподвижными декоративными особенностями, к примеру, витражными окнами.

Вкусы Генриха III в обстановке записаны очень тщательно, с интересными и притягательными деталями. В 1235-36 годах, к примеру, он приказал, чтобы его зала в замке Винчестер была украшена изображениями карты мира и колеса фортуны. С тех пор эти украшения не сохранились, но в интерьере остался хорошо известный круглый стол короля Артура, созданный, возможно между 1250 и 1280 годами.


Замок Винчестер с висящим на стене круглым столом короля Артура

Большая площадь замков играла важную роль в шикарной жизни. Парки создавались для осуществления охоты – ревностно охраняемой привилегии аристократов; также были востребованы и сады. Дошедшее до нас описание постройки замка Кирби Максло в Лестершире говорит, что его владелец, лорд Гастингс, начал разбивать сады в самом начале постройки замка в 1480.

В средние века также любили комнаты с красивыми видами. Одна из групп комнат XIII века в замках Лидс в Кенте, Корф в Дорсете и Чепстоу в Монмотшире была названа глориеттами (от фр. gloriette - уменьшительное от слова слава) за их великолепие.

Совет : интерьер замка должен быть достаточно роскошным для того, чтобы привлекать посетителей и друзей. Развлечения могут выигрывать битвы без необходимости подвергать себя опасностям боя.