Собор ангелов в риме. Замок Святого Ангела: история самой известной крепости Рима

Одной из главных достопримечательностей Вечного города, безусловной является замок св. Ангела. У замка очень богатая история, за время своего существования он побывал гробницей, крепостью, тюрьмой, папской резиденцией и стал, наконец, музеем. То, что сейчас мы видим как замок, изначально строилось в качестве мавзолея для императора Адриана.

МАВЗОЛЕЙ

В 130 г. н.э. стареющий император Адриан принял решение построить новую усыпальницу для себя и своих близких. Место для строительства было выбрано за чертой города, на противоположном берегу Тибра. Тогда же был построен и мост Элио, соединивший мавзолей с Марсовым полем, где начиналась погребальная церемония. Адриан не дожил до окончания строительства, оно было завершено год спустя его преемником Антонином Пием. В 139 г. останки Адриана были перенесены в мавзолей, который стал затем местом захоронения всех последующих императоров вплоть до Каракаллы, погребенного здесь последним в 217 г.

КРЕПОСТЬ

На протяжении последующих 60 лет усыпальница была заброшена. В конце III-го в. н.э. для защиты города от варварских набегов император Аврелиан возвел крепостные стены, в значительной мере сохранившиеся и поныне. В оборонительное кольцо Аврелианских стен в качестве бастиона был включен мавзолей Адриана. На протяжении нескольких веков его неприступные стены служили римлянам надежной защитой от вражеских нашествий, особенно участившихся в V-VI-х веках. Существует предание, что, когда заканчивались метательные снаряды, горожане сбрасывали на головы нападавших мраморные статуи, некогда украшавшие мавзолей.

Свое нынешнее название - замок Святого Ангела - сооружение получило в 590 г. В Риме свирепствовала страшная эпидемия чумы, ежедневно уносившая множество жизней. Папа Григорий Великий принял решение пройти по улицам города крестным ходом. Когда возглавляемая понтификом процессия вступила на мост Элио, глазам молящихся явился ангел. Посланник небес, паривший над императорской усыпальницей, вкладывал меч в ножны, что было истолковано как окончание божьего гнева. Эпидемия действительно вскоре прекратилась, и на крыше бывшего мавзолея, за которым закрепилось новое название, позже была установлена статуя ангела.

На сегодняшний день эта фигура уже шестая по счету, предыдущие пять либо были разрушены ударами молний, либо были пущены на переплавку по причине нехватки металла для производства оружия.

Бронзовая скульптура, которую можно увидеть сегодня, увенчала замок в 1753 г. Ее автор, Пьетро ван Верскаффельт, дабы подчеркнуть, что ангел именно убирает меч, а не достает его, заставил статую повернуть голову и смотреть на ножны.

Любопытно, что предыдущая версия небесного вестника (каменный ангел с железными крыльями работы Рафаэля ди Монтелупо, XVI в.) этой идеи столь четко не выражала; о добрых вестях от Бога свидетельствовало лишь миролюбивое выражение лица ангела. Но, конечно, не это обстоятельство послужило причиной замены одной скульптуры на другую, а удар молнии, от которого каменное изваяние сильно пострадало.

ПАПСКАЯ КРЕПОСТЬ

С X-го по XV-й век замок Святого Ангела переходил из рук в руки. Это было время кровавых междоусобиц и нередко хозяева скрывались за крепкими стенами от преследующих их представителей враждебного клана или от гнева понтификов. Последние и стали в конце концов владельцами замка - в XV-м веке сооружение перешло в собственность римской католической церкви.

В последующие годы здание подверглось многочисленным реконструкциям, периодически проводившимся на протяжении всей эпохи Возрождения. Были укреплены стены цилиндрической части замка и его квадратного основания. По углам последнего, в дополнение к круглым башенкам XIV в., были возведены мощные восьмиугольные бастионы, посвященные четырем Евангелистам. Строительство массивных бастионов в форме сердца по вершинам пятиугольника, образуемого внешними стенами, завершило трансформацию замка Святого Ангела в неприступную крепость. На протяжении веков она служила надежным убежищем для пап в случае угрозы со стороны врагов как внешних, так и внутренних.

Для того чтобы папа и его верные соратники могли быстро и беспрепятственно покинуть Ватикан и укрыться в крепости, сооружения соединил так называемый коридор-виадук - прочная и высокая каменная стена, по поверхности которой могла свободно проехать запряженная повозка.

Одним из самых ярких и драматических событий в истории замка-крепости стала девятимесячная осада Рима ландскнехтами Карла V в 1527 году. Защищаемый верными швейцарскими гвардейцами замок Святого Ангела был последним оплотом папы Клемента VII. Помимо прочих, в обороне крепости принимал участие знаменитый скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини, подробно описавший этот эпизод в своей автобиографии. По словам Челлини, ему суждено было сыграть решающую роль в этом противостоянии, поскольку именно он сумел сразить наповал главнокомандующего бурбонской армии метким выстрелом из аркебузы со стены замка. Следует добавить, что историки находят этот факт весьма спорным, однако и опровергнуть его тоже не берутся.

ТЮРЬМА

Со временем, некоторые помещения первого этажа и подземелья замка стали использоваться в качестве тюремных камер. В тесных одиночках были заживо похоронены кардиналы, участвовавшие в заговоре против папы. Среди узников замка Святого Ангела были знаменитые ученые - Галилей и Джордано Бруно, гуманисты - Платина и Помпонио Лето.

За всю историю замка-тюрьмы был совершен всего один побег - на свободу вырвался никто иной, как знаменитый ювелир и изрядный авантюрист Бенвенуто Челлини. В 1537 году ювелир был обвинен (возможно, ложно) в присвоении драгоценных камней из папской тиары и помещен в тюрьму замка Святого Ангела. Вскоре из "удобной камеры" на первом этаже ему удалось бежать, затем он вновь был схвачен и заточен в подземелье. Суровое обращение заставило Челлини приготовиться к худшему и он со дня на день ожидал смертного приговора. Однако благодаря вмешательству влиятельных друзей, прежде всего феррарского кардинала д"Эсте, мастер был освобожден из-под стражи. На стене камеры, в которой томился Челлини, до сих пор сохранились следы оставленного им рисунка "Христос воскресший".

27 декабря 1789 г. в карцер замка Святого Ангела был помещен знаменитый граф Калиостро. Святая Инквизиция обвинила его в ереси, практике некромантии, создании тайных обществ и т.д. Половины выдвинутых обвинений было бы достаточно для вынесения смертного приговора. Приговор этот был объявлен, однако процесс сильно походил на фарс, и в конце концов, осужденный граф был отправлен в крепость Сан Лео, где он умер в 1795 г.

Последними заключенными замковой тюрьмы стали патриоты Рисорджименто, боровшиеся против временного правительства в середине XIX века.



РОСКОШНОЕ ЖИЛЬЕ

Параллельно тому, как реконструкции оборонительных сооружений превращали замок Святого Ангела в неприступную твердыню, во внутренних покоях велась совсем другая работа, в результате которой мрачноватый лабиринт сооружения преобразился в роскошное аристократическое жилище, богато украшенное фресками эпохи Возрождения. К декоративным элементам относится и лоджия Юлия II - приватный балкон, с которого Папа мог не без удовольствия взирать на мощный людской поток, движущийся по мосту Святого Ангела. Бывший мост Элио, переименованный одновременно с мавзолеем, со временем обрел новое назначение - по нему в сторону собора Св. Петра двигались с противоположного берега бесчисленные толпы паломников.



МУЗЕЙ

Сегодня замок Святого Ангела - одна из достопримечательностей Рима. В здании замка разместился Национальный музей, один из самых посещаемых в Риме. В музее стоит папские посмотреть апартаменты, многие из которых (зал Аполлона, зал Паолина, зал Библиотеки) сохранили обстановку своего времени, а главное - великолепные фрески XV-XVI веков.

В Оружейной представлены великолепные коллекции мундиров папской армии, оружия и доспехов.

Интересен двор Славы, где нашел пристанище поврежденный каменный ангел с железными крыльями, а также собрано большое количество каменных ядер. Другой двор называют двором Колодца - в честь колодца, из которого брали воду во время осады крепости.



Сооружение представляло собой несколько соединенных друг с другом цистерн, оснащенных системой фильтрации воды. Сохранились также входы в масло- и зернохранилища. Лесенка в левой части двора приведет к оригинальной ванной комнате Клемента VII, разогревавшейся античной системой императорских терм: горячая вода циркулировала по терракотовым трубам под полом. В полумраке можно рассмотреть на стенах фрески Джулиано Романо в помпейском стиле - изысканные эротические сценки с участием Венеры и Адониса.



МОСТ СВЯТОГО АЕГЕЛА

К замку ведёт самый красивый мост Рима - мост Святого Ангела.



В давние времена по этому мосту страждущие попадали через Тибр к ватиканским святыням. В годы юбилеев число жаждущих прикоснуться к святыням возрастало до невообразимых пределов, и на мосту начиналась страшная давка. Говорят, что посетивший Рим в юбилейный 1300 г. Данте был заворожен этим зрелищем, и людская давка на мосту Святого Ангела помогла воображению поэта создать образ страждущих душ в аду. Впрочем, однажды паломникам довелось пережить ад наяву: в декабрьский день юбилейного 1450 г. перила моста не выдержали и обрушились в реку. Много людей разбилось, утонуло, было задавлено толпой, в панике бежавшей с моста... С тех пор улица, идущая от площади Навона, называется via del Panico. После этого трагического события решено было разобрать старый мост и построить новый, однако три центральных арки моста сохранили, и они остались подлинным фрагментом античного сооружения, включенным в более позднее. Изначально мост украшали статуи Петра и Павла; позже, в середине XVII в., к ним присоединились фигуры десяти ангелов работы Джан Лоренцо Бернини и его учеников.

Ещё одно печальное событие, произошедшее у стен замка, связано с несчастным семейство Ченчи, обвиненном в убийстве своего деспотичного главы и казненное на площади перед замком.

Историю этой трагедии можно узнать из книги Александра Махова «Караваджо» .

В сентябре из Испании пришла весть о смерти короля Филиппа И спустя неделю после решения о выводе испанских войск из Нидерландов. Одновременно в листке «Аввизи» появилось сообщение о странной смерти упавшего с балкона барона Франческо Ченчи, ещё крепкого мужчины, недавно вторично женившегося на молодой особе. Его состояние оценивалось в полмиллиона золотых скудо. Толкуя об этой загадочной смерти, римляне вспомнили, как года два назад сыновья барона Ченчи обратились к папе с жалобой на отца, который лишил их средств к существованию. Более того, он отказался выделить дочери приданое, запретив ей даже заикаться о замужестве. Со своей стороны скупой отец прилюдно обвинил своих сыновей в попытке его убить и, чтобы защитить себя, переселился в арендованный им замок под Римом, принадлежащий семейству Колонна. В память о той нашумевшей истории, произошедшей на юго-западной римской окраине, где возвышается старинная башня, этот район до сих пор зовётся Тор ди Ченчи.

Опасавшийся за свою жизнь, барон жил затворником и держал в чёрном теле молодую жену Лукрецию и совсем ещё юную дочь Беатриче, приставив к ним надёжных охранников. Обе жили, как узницы, взаперти, не смея покидать своё жилище с зарешёченными окнами. Однажды барону удалось перехватить письмо дочери к братьям с просьбой прислать ей яду. После этого он жестоко избил девушку и, как полагали, даже надругался над ней.

Как ни крепки были запоры, двум женщинам удалось соблазнить тюремщиков и с их же помощью избавиться от своего мучителя. Кто-то пристукнул спящего Ченчи, а тело сбросили с высокого балкона на камни. Не дождавшись погребения погибшего от «несчастного случая», бывшие узницы спешно покинули ненавистный замок-тюрьму и возвратились в Рим. Однако в инсценировку «падения с балкона» не поверили священники, принимавшие участие в похоронах барона. Свои подозрения прелаты изложили в письме в римскую полицию.

Тем временем из Мадрида пришли сообщения, что новый король Испании, двадцатилетний Филипп III, собирается жениться на одной из юных эрцгерцогинь династии Габсбургов, а его сестра инфанта Изабелла выходит замуж за нового правителя Нидерландов тоже из дома Габсбургов, чтобы посредством этих брачных контрактов укрепить резко пошатнувшееся положение Испании в качестве ведущей католической державы, теряющей свои владения одно за другим. Папа Климент VIII забеспокоился. Ведь молодожёны как истые католики непременно пожелают получить от него благословение в Риме, а тут эта будоражащая всех дикая история...

По приказу папы делом Ченчи было поручено заниматься кардиналу викарию Марцио Колонна, который страшно обеспокоился, поскольку преступление было совершено на землях его семейства. Как выяснилось, среди замешанных в эту криминальную историю оказался один из его подчинённых, некто Кальветти, скрывшийся с места преступления. Была назначена премия за его поимку, и вскоре в Рим доставили отрезанную голову беглеца, что ужаснуло многих. Хранившему анонимность исполнителю варварского акта была выплачена обещанная премия, но через пару дней его нашли в лесу с перерезанным горлом. Всё это ещё пуще подогрело распространяемые слухи. Нашлись свидетели, которые указали на убитого Кальветги как главного виновника преступления и любовника Беатриче Ченчи.

Дело застопорилось из-за недостаточности прямых улик, так как главный подозреваемый был убит, и следствие зашло в тупик. Но в ходе очередного допроса с пристрастием один из злоумышленников сознался под пыткой в содеянном и выдал остальных. Дочь с мачехой препроводили в женскую тюрьму Савелла, а братья Джакомо и Бернардино Ченчи оказались в мужской тюрьме Тор ди Нона, в которой успел побывать и Караваджо, где, как было выше отмечено, он встречался со знаменитым узником Джордано Бруно и вёл с ним беседы, оказавшие на него неизгладимое впечатление.

Однако вина арестованных не была ещё полностью доказана, так как известный римский адвокат Просперо Фариначчи настолько умело построил линию защиты обвиняемых, что следователям не удавалось стронуть дело с мёртвой точки. Эта затяжка вызвала гнев папы Климента. Надо было во что бы то ни стало довести дело до конца, ведь на носу были предстоящие торжества Юбилейного года, на которые должны были съехаться многие европейские коронованные особы.

Через своего друга Манчини Караваджо познакомился с адвокатом, который надеялся выиграть процесс и в предвкушении скорой победы заказал ему свой портрет. Художник с неохотой принял заказ хвастливого говоруна адвоката и дал согласие лишь бы уважить просьбу Манчини, у которого были какие-то дела с заказчиком. Несмотря на уродующее лицо отсутствие одного глаза, адвокат настоял на том, чтобы быть изображённым анфас, а не в профиль. Храня верность натуре, художник не стал возражать. Во время сеанса позирования Фариначчи не закрывал рта ни на минуту и многое поведал о нашумевшем деле, разделившем римлян на два лагеря. Подавляющее большинство горожан сочувствовало двум несчастным женщинам, признавая справедливость и законность их мести. Свою защиту Беатриче Ченчи адвокат умело построил на том, что несчастная девушка неоднократно подвергалась изощрённым издевательствам и насилию со стороны родного отца.

По свидетельству Манчини, портрет удался, и заказчик остался им крайне доволен, несмотря на точно воспроизведённый уродливый шрам. Позднее работа оказалась в коллекции маркиза Джустиньяни, но затем её следы затерялись. С помощью своего адвоката Беатриче Ченчи отправила подготовленное письмо крёстному отцу кардиналу Пьетро Альдобранди ни, умоляя его повлиять на дядю, чтобы он поверил в её невиновность в смерти отца-душегуба. Узнав о письме, папа Климент разозлился и потребовал от дознавателей ужесточить допрос обвиняемых, хотя к лицам дворянского происхождения пытки по закону не должны применяться. Вскоре опытные костоломы добились своего. Говорят, когда папе доложили, как корчилась и стонала Беатриче на дыбе, пока не призналась, он даже всплакнул. Папа часто пускал слезу, но один из хроникёров печатного листка «Аввизи», освещавший светскую жизнь двора и хорошо изучивший самого понтифика, как-то заметил, что надо смотреть не на лицо слезливого папы, а на его руки — они-то никогда не дрогнут при подписании смертного приговора. А таких приговоров за годы своего правления «сердобольный» Климент VIII подписал немало.

Процесс тянулся не один месяц, и вина подозреваемых в содеянном была доказана. Защита потерпела поражение. Самонадеянный Фариначчи не учёл главного — всё решали деньги, а не его познания в области римского права. После дорогостоящей поездки по городам и весям и в преддверии больших затрат в связи с празднованием Юбилейного года папу Климента меньше всего занимала несчастная судьба юной Беатриче и её братьев. Ему позарез нужны были принадлежавшие их покойному родителю недвижимость и крупные денежные вклады, замороженные в банке. Поэтому каковы бы ни были доказательства невиновности детей барона Ченчи, приводимые крючкотвором Фариначчи, всем наследникам был заранее уготован смертный приговор. На адвоката жалко было смотреть — бедняга чуть не плакал от досады, но признавать своё поражение никак не хотел, пока ему не дали понять, что для него будет лучше, если он успокоится и будет молчать в тряпочку.

День казни был назначен на вторник 14 сентября 1599 года. Рим гудел, как растревоженный улей. С утра улицы и площади были запружены народом несмотря на нестерпимую жару, принесённую сирокко. После дождливого лета природа взяла своё — сентябрь выдался на удивление жарким, и дышать было нечем. Личность убитого барона Ченчи не могла вызвать у римлян сочувствие. Их глубоко задела жестокость приговора его детям, в виновность которых многим не хотелось верить, поскольку в этой запутанной тёмной истории оставалось ещё много неясного и не раскрытого до конца.

Едва показались первые повозки с осуждёнными, как толпа пришла в неистовство и началась страшная давка, в результате которой оказались задавленными насмерть несколько человек, в основном дети и старики. А на одной из узких улиц под тяжестью сгрудившихся людей рухнули два балкона, чуть не придавив повозку, в которой везли закованных в кандалы братьев Ченчи. Они уцелели, но железной балкой перешибло хребет лошади. Дико заржав, она тут же издохла на мостовой, где остались лежать несколько раздавленных балконами в лепёшку бедолаг. Поднялся невообразимый переполох и началась паника. Подбежавшие гвардейцы, ухватившись за оглобли, оттащили повозку с двумя смертниками подальше от кровавого месива. Пришлось подождать, пока не привели и не впрягли в телегу новую лошадь, и двух братьев повезли дальше через людской коридор к месту казни.

Группа художников, среди них Караваджо, вернувшийся из Милана Онорио Лонги и недавно объявившийся в Риме болонский живописец Гвидо Рени, собралась на мосту перед замком Сант-Анджело, откуда хорошо был виден сооружённый из досок эшафот с подвешенным на раме тяжёлым топором mannaia. Позднее эту конструкцию страшного орудия казни позаимствовал и усовершенствовал французский врач Гильотен. Пришлось ждать более двух часов под палящим солнцем, пока папская гвардия на лошадях с трудом прокладывала путь для повозок с приговорёнными к смерти, преодолевая напор наседающей толпы. Когда эскорт добрался до места казни, то один из приговорённых, Джакомо Ченчи, уже был мёртв, не выдержав пыток калёным железом по дороге.

Первой на помосте появилась в чёрном одеянии жена покойного барона, дородная Лукреция — вернее, её силком втащили двое подручных палача, поскольку она лишилась чувств. Толпа не успела ахнуть, как голова женщины покатилась на помост, оросив кровью доски. Все в нетерпении ждали появления на эшафоте юной Беатриче. В глазах простого люда она выглядела героиней, осуждённой на смерть погрязшей в роскоши и разврате аристократической верхушкой, взрастившей и воспитавшей её. Простоволосая и босая, одетая в голубую тунику, подпоясанную грубой верёвкой вместо пояса, она медленно взошла по ступеням на эшафот и огляделась, бросив сверху взгляд на примолкшую толпу. Всем своим видом девушка выражала спокойствие, и ни один мускул не дрогнул на её лице. В толпе ближе к помосту многие стали на колени и принялись читать вслух молитвы. Отстранив рукой палача, Беатриче подошла к плахе. В этот момент она была незабываемо прекрасна и величественна. Склонившись, она положила голову на плаху, и, прежде чем с грохотом опустился топор, все стоявшие поблизости услышали её проклятие папе. Голубая туника окрасилась кровью, и палач высоко поднял отрубленную голову, держа за длинные волосы и показывая толпе.

В это время, перекрывая гул толпы, раздались звуки фанфар и появился гонец. Спешившись, он вбежал на помост и огласил высочайший папский указ о замене пятнадцатилетнему подростку Бернардино Ченчи смертной казни каторжными работами на галерах. Но этой нежданной милости Бернардино не услышал, поскольку при виде казни сестры впал в истерику и потерял сознание. Как потом рассказывали знающие люди, в момент казни неподалёку от эшафота в пустой церкви Климент VIII с несколькими приближёнными вёл поминальную службу по казнённым грешникам. Он жалобно причитал и всхлипывал, утирая слёзы, а покинул церковь в закрытой карете лишь после того, как толпа окончательно рассеялась.

Рим долго не мог прийти в себя после расправы над Ченчи. Но не прошло и месяца после казни, как был объявлен аукцион выставленных на продажу конфискованных земель и поместий казнённых. Как и ожидалось, победу на торгах по бросовым ценам одержали родственники папы. Вскрылись некоторые детали странного поведения Марцио Колонна в этом щекотливом деле. Непонятно, кем и за что был убит подчинённый семейства Колонна, работавший в те дни в злополучном замке. Но вскоре кардинал-викарий получил новое назначение в Неаполь, и пересуды о нём сами собой прекратились — внимание въедливых римлян переключилось на состоявшийся аукцион. Уже на следующий день после торгов у подножия статуи Паскуино появилось несколько разоблачительных пасквилей, в которых многим досталось, а особенно папе Клименту:

У папы волчий нюх и хватка.

Он, как всегда, свой куш урвал:

Казнил всех Ченчи для порядка,

А деньги их к рукам прибрал.

Чтобы положить конец хулительным надписям и виршам, папа издал указ, сурово карающий наглых писак вплоть до смертной казни. До него такие же меры принимались папами Григорием XIII и Сикстом V, но ничего не помогало, а угрозы властей ещё пуще подзадоривали римских острословов, изощрявшихся в рифмоплётстве. Немало разговоров об этих жутких событиях велось и среди художников, которых потрясло кровавое зрелище. Гвидо Рени под впечатлением увиденного принялся писать портрет Беатриче Ченчи, стоящей на эшафоте, какой она запечатлелась в его памяти. В народе она обрела ореол мученицы, и её похоронили в римской церкви Сан-Пьетро ин Винколи, которую украшает гениальное изваяние Микеланджело «Моисей». В своих прогулках по Риму с молодыми спутницами туда как-то забрёл Стендаль, который увидел доску с именем Беатриче Ченчи. Её трагическая судьба заинтересовала писателя, и он посвятил ей одну из своих новелл.

Многие стали сравнивать Беатриче за её мужественное поведение на эшафоте и брошенное папе проклятие с библейской Юдифью, убившей злейшего врага своего народа. Не зря имя «Юдифь» дал своему боевому кораблю знаменитый мореплаватель и непримиримый враг Испании, убеждённый протестант Фрэнсис Дрейк, о чьих подвигах много говорилось в римских салонах, в которых резко возросли антииспанские настроения, особенно после смерти ненавистного Филиппа II.

Эта драматичная история затронула сердца многих и послужила сюжетом для многочисленных литературных произведений, оперы, балета и кинематографа.Беатриче Ченчи стала героиней произведений Дюма, Стендаля, Шелли, многих других писателей, а также скульпторов и живописцев.

Несчастная судьба девушки вызывала слёзы у Диккенса и сочувствие у Оноре де Бальзака.

"Прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу интриг... Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей".

SPRATO. Текст из интернета, фотографии автора.

Древняя и прекрасная Италия уже много веков поражает гостей красотой своей природы и уникальными памятниками истории и архитектуры. Если вы хотите посетить эту солнечную и гостеприимную страну, чтобы увидеть достопримечательности Италии, фото с названиями памятных мест вы сможете найти в рекламных буклетах туристической компании и выбрать для себя наиболее интересные места.

Достопримечательности Рима

В Вечный город каждый год приезжают тысячи туристов, чтобы своими глазами увидеть достопримечательности Италии. Фото с названиями наиболее значимых памятников вы можете посмотреть в путеводителе. Купить его можно прямо в аэропорту.

Согласно древней легенде, название город получил от его основателей - братьев Ромула и Рема, которых нашла и выкормила волчица. Памятник, посвященный этой истории, можно увидеть в Ромул - это первый римский царь. 753 год до н.э. принято считать временем основания стоит на двух берегах

Многие ознакомительные экскурсии по Риму начинаются со знаменитого Пантеона. Это одно из наиболее сохранившихся зданий древней цивилизации. Храм построен в период с 118 по 125 годы нашей эры как посвящение всем языческим богам. Он возведен во времена правления императора Адриана на месте сгоревшего от пожара собора.

Римский Колизей

Фото этого строения знакомо каждому школьнику. Колизей был построен в центре города на площади Пьяца дель Колоссео который является основателем династии Флавиев. Поэтому вначале Колизей назвали «Амфитеатр Флавиев». Его строительство длилось восемь лет.

Храм Иль Джезу

Церковь эпохи позднего Ренессанса (XVI век). В XVII веке его строгий интерьер был богато украшен. Сегодня фрески, скульптуры, святыни, хранящиеся в этих стенах, сделали церковь Иль Джезу ценнейшим памятником эпохи римского барокко. Сохранилась в хорошем состоянии.

Замок (мавзолей) Сант Анджело

Красивое сооружение, известное еще под одним названием - мавзолей Адриана. Это название сооружение получило в честь своего основателя - императора Адриана. Поразительно, что строительство этого огромного здания было завершено за четыре года (135 г. н.э.) Гораздо позднее его стали называть Замок Святого Ангела. В Риме фото его можно встретить довольно часто. В Италии сейчас чаще его называют именно так.

Храмы, средневековые замки Рима заслуживают внимания туристов, поэтому на них мы сегодня остановимся подробнее.

История появления замка

Если вы пойдете на экскурсию в это таинственное место, то наверняка от гида услышите, что изначально эта постройка планировалась как усыпальница. О строительстве замка речи не шло. почувствовал приближение смерти и приказал построить огромный мавзолей, где планировалось хранить останки его и членов его семьи.

Было принято решение построить такую усыпальницу не в черте города, а на другом берегу Тибра. Чтобы церемония проводов не была слишком сложной, решено было одновременно строить и каменный мост, который бы связал Марсово поле с усыпальницей. До конца строительства император не дожил. Оно завершилось почти через год после того, как императора не стало. Руководил завершающим этапом работ Антоний Пий. Он же и распорядился перенести останки императора Адриана в его собственный Мавзолей.

Из императоров, захороненных в усыпальнице, последним стал Семтий Север. После этого об этом строении словно забыли на долгие 60 лет.

Возведение крепостной стены

Поскольку сооружение было построено за пределами города, его стратегическое значение оказалось чрезвычайно важным. Первым, кто понял это, стал император Аврелиан, которому приходилось постоянно защищать Рим от нападения вандалов и варваров. Он принял очень важное решение - построить вокруг мавзолея крепостную стену. Таким образом, мавзолей Адриана превратился в В 400 - 500 годах набеги на город участились. Крепость, как и многие другие средневековые замки, помогала римлянам бороться с захватчиками. На их головы лилась расплавленная смола, летели огромные камни.

Новое название замка

В 590 году город преследовали бесконечные беды. Одной из них стала эпидемия чумы. В те времена бороться с ней не могли. Люди, покрытые страшными язвами, замертво падали прямо на улицах города. Казалось, что скоро «Вечный город» просто исчезнет.

Согласно древней легенде, которую любят рассказывать римляне, папа римский Григорий, в окружении многочисленных верующих и с молитвами на устах прошел по всему городу, призывая Бога остановить страшную эпидемию. Когда Григорий вместе с верующими ступил на мост Элио, на крышу усыпальницы опустился ангел. Это был архангел Михаил. На глазах у изумленной толпы он вложил меч в ножны и исчез. Естественно, это было воспринято как божья милость. Но главное, что с этого момента эпидемия в городе пошла на убыль.

Во имя архангела Михаила изготовили статую. Она была установлена на месте святого явления. Затем ее перенесли в сад. Статуя, которая венчает замок сегодня, была изготовлена гораздо позже - в 1753 году. Ее выполнил известный в те времена архитектор Пьетро ван Верскаффельт.

Перед ним стояла непростая задача. Необходимо было создать скульптуру таким образом, чтобы было совершенно понятно, что архангел Михаил вкладывает меч в ножны, а не достает его. Решение оказалось простым, как все гениальное. Архангел в исполнении Верскаффельта, держась за рукоятку меча, смотрит на него, чего никогда не делал воин, достававший меч. Интересно, что прежде уже была попытка другого скульптора создать образ архангела. По его задумке, Михаил просто стоял и взирал на римлян с высоты. Практически сразу после водружения в статую ударила молния. Видимо, высшим силам не понравилась такая интерпретация.

Замок в Средние века

Закономерно, что после явления ангела для верующих Замок Святого Ангела стал не просто крепостью, но и местом паломничества.

Во внутреннем убранстве усыпальницы стали происходить изменения. Появились отделанные мрамором и позолотой роскошные комнаты. В них жили, а при необходимости и скрывались римские папы. Войска Карла V продолжительное время пытались захватить крепость (1527 г.), но им не удалось этого сделать. В это время здесь скрывался Клемент VII. Его охраняли гвардейцы, в основном швейцарцы.

В те времена, когда власть папы Римского была очень сильна, Замок Святого Ангела в Риме, а точнее, его подвалы, стали застраивать тюремными камерами. В них оказывались те, кто подвергал сомнению веру, или те, кто решался на отчаянную акцию по свержению того или иного папы. Попал сюда и знаменитый Он оказался заточенным в замок в 1537 году. Его обвинили в похищении папской тиары. За всю историю крепости это был единственный узник, который смог из нее бежать. К сожалению, ему не удалось скрываться долго. Вскоре его нашли и вновь поместили в камеру. Он не погиб в застенках, не был заживо замурован в стену (что случалось здесь довольно часто). Просто его через некоторое время оправдали и выпустили.

Сегодня многочисленные туристы могут увидеть на стенах его камеры нацарапанный рукою гения рисунок - «Иисус Воскресший».

Знаменитые узники

Замок Святого Ангела в Риме стал местом заточения величайших ученых, художников, поэтов. Здесь в разное время побывали Галилео Галилей, Помпоний Лет, Джордано Бруно, во времена инквизиции здесь отбывал наказание граф Калиостро. Историки утверждают, что последними узниками замка стали борцы против временного правительства (XIX век). И только после них тюремные камеры замка опустели. Количество жертв этого страшного места, в том числе и заживо замурованных в стенах, подсчитать практически невозможно.

Замок Святого Ангела в Риме сегодня

Как уже говорилось, эта одна из наиболее сохранившихся достопримечательностей «Вечного города». Сегодня здесь расположился Национальный музей. Сюда стремятся попасть все гости города. На аллеях, окружающих музей, устраивают выставки, ярмарки, веселые вечеринки. Замок Святого Ангела в Риме, фото которого мы разместили в этой статье, - это величайший памятник истории и архитектуры. В нем просматривается вся история великой страны. Посетив Замок Святого Ангела в Риме, отзывы туристы оставляют самые разнообразные. Одних восхищает монументальность сооружения, другие испытывают негативные чувства, узнав о происходящих в нем историях.

Замок Святого Ангела в Риме: как добраться

Знаменитый памятник находится в самом сердце Вечного города, на берегу Тибра, неподалеку от Ватикана. Вы можете сесть в автобус № 40 у главного вокзала. Он довезет вас до музея. Можно доехать и на метро. Вам понадобится поезд, идущий по линии А до станции «Лепанто».

Если вы хотите посетить Замок Святого Ангела в Риме, часы работы музея очень удобны. Шесть дней в неделю (кроме понедельника) музей ожидает гостей с 9.00 до 19.30. Вход платный - 8 евро с человека.

«Римские замки»

Вы глубоко заблуждаетесь, если считаете что в столице Италии можно посетить только Замок Святого Ангела. В Риме множество замечательных уголков, которые требуют особого внимания туристов.

Если Замок Святого Ангела, фото которого часто печатают в рекламных буклетах и путеводителях, представляет собой крепость, то «римские замки» - это небольшие городки, которые преимущественно расположены в окрестностях Рима. Уже почти 400 лет сюда переселяются многие знаменитые люди. С XVII века все римские папы проводят лето в своей резиденции на берегу озера Альбано.

Живописная группа городов в окрестностях Рима - «Римские замки» - излюбленное место отдыха итальянцев. Эта традиция поддерживается и сегодня. Сюда приезжают жители Рима, чтобы отдохнуть от городской суеты, сделать запасы лучших вин и оливкового масла, полюбоваться великолепной природой. Но самое главное, что в «Римских замках» никаких замков вы не увидите.

Музеи Ватикана

Это одна из самых ценных достопримечательностей Италии - старейшие музеи мира. Это подтверждает богатейшая коллекция шедевров, собранных в этих стенах. История музеев Ватикана началась в начале XVI века. Одним из самых выдающихся разделов музея является Сикстинская капелла. Здесь вы сможете увидеть египетский, этнологический, григорианский музеи, музей Пия Клемента, апартаменты Борджиа, комнату Рафаэля.

Можно много рассказывать о памятниках великолепной Италии. Музеи, храмы, замок Святого Ангела в Риме - отзывы туристов о посещении этих мест просто восторженные.

Замок Святого Ангела — монументальный памятник архитектуры, относящийся к периоду Древнего Рима. В разное время сооружение служило и крепостью, и папской резиденцией, и мавзолеем, и даже тюрьмой. Сегодня замок является Национальным музеем. Находится этот памятник архитектуры на берегу Тибра. В 10 минутах ходьбы от замка располагается еще одна значимая достопримечательность Рима — .

История замка Святого Ангела

Мавзолей Адриана

В 135-139 году н.э. на высоком берегу реки Тибр воздвигли Усыпальницу для императора Адриана Публия. В те времена правители заранее беспокоились о месте своего захоронения, выбирая локацию для собственной усыпальницы. Сооружение было выстроено в традиционной форме этрусского тумулуса — погребальная камера с насыпным верхом в виде купола. Каждая из сторон квадратного основания имела длину 84 метра. Цилиндр, установленный на основании имел высоту 20 метров, а в диаметре равнялся 64 метрам. На насыпном холме, сверху, установили статую бога Солнца — Гелиоса. К погребальной камере ведет галерея в виде спирали. Здесь хранились урны с прахом императоров, а также их семей — от Адриана Публия до Септимия Севера.

К слову, мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo) был также построен по приказу Адриана. По мосту можно добраться к усыпальнице из центра Рима.

К 5 столетию мавзолей Адриана утратил свой лоск и постепенно превратился в военное укрепление. При нашествии готов часть статуй, урн с прахом и украшений были украдены.

Переименование мавзолея

По рассказам, в 590 году, когда по всей Европе свирепствовала чума, папа Григорий Великий увидел над мавзолеем архангела Михаила, который вложил свой меч в ножны. После этого страшная эпидемия отступила, в честь чего усыпальница стала называться “замком Святого Ангела”, а по-итальянски — Castel Sant"Angelo.

Также в связи с этими события на сооружение водрузили фигуру ангела, выполненную из дерева. В 14 столетии она была заменена мраморной, а еще через 100 лет создали скульптуру с бронзовыми крыльями, которую позже разрушила молния. Далее был бронзовый ангел — его переплавили на пушки. В 16 столетии скульптор Рафаэль да Монтелупо изготовил новую фигуру, которую позже перенесли во внутренний двор — с тех пор двор именуется Двориком Ангела. Сейчас мы видим над замком бронзового ангела — это работа выполнена в 1753 году Пьером Ван Вершафельтом.

Замок Святого Ангела: крепость и тюрьма

В Средних веках замок стал резиденцией для пап римских. Здесь понтифики скрывались от врагов и разгневанного народа. Во времена папы Николая III между Ватиканом и замком была построена тайная галерея — по этому переходу могла свободно проехать запряженная повозка. Таким образом замок стал неприступной крепостью. Когда в Рим вошли войска Карла V, здесь укрывался Климент VII.

Подземелья и нижний ярус сооружения на протяжении долгого времени использовались для тюрьмы. Здесь были заточены Галилей, граф Калиостро, Джордано Бруно, Помпонио Лето, Бенвенуто Челлини (его рисунок “Христос воскресший” на стене каземата сохранился до наших дней).

Тем, кто хочет прикоснуться к истории и проживать около замка Святого Ангела, можем рекомендовать .

Настоящее замка Святого Ангела: что внутри

Когда в 1871 году Рим стал столицей объединенного Итальянского государства, власти закрыли тюрьму. Некоторое время замок служил военным складом и казармами. К тому времени залы были в запущенном состоянии, на стенах не осталось фресок. Полковник Луиджи Дюран де ла Пенне и капитан Мариано Боргатти инициировали реставрацию замка, после которой здесь открыли военный музей. В самом начале 20 столетия он стал Национальным музеем.

Первый уровень замка

По круговому коридору попадаем во Двор обреченных — здесь проводили расстрелы тюремных узников. У входа в замок находится арка и лестница, ведущая к усыпальнице Адриана.

Второй уровень

Второй уровень замка Святого Ангела начинается с Зала урн, тут в нишах находятся урны с прахом Адриана и его семьи. Рядом расположен Зал правосудия, где узникам зачитывали их приговор, а также тюремные камеры. В ходе археологических раскопок на втором уровне были найдены помещения для хранения запасов масла, зерна и т.д. на случай осады крепости.

Третий уровень

Попадая на третий уровень, вы очутитесь в том самом Дворике Ангела, о котором написано выше. В восточной стороне двора располагается вход в папские апартаменты, в частности, можно увидеть покои папы Климента VIII. Далее следует Зал Аполлона — отличный пример того, как военная крепость преобразовалась в шикарную резиденцию.

Дворик Ангела

Папа Евгений IV приказал построить капеллу в честь Св. Косма и Даминана рядом с покоями. В 1450 году комната была соединена с капеллой проходом — это было желанием Николая V. В ходе этой реставрации принимал участие и Микеланджело Буонарроти — он расписал стены капеллы. А Мадонну с младенцем на алтаре изобразил Рафаэль да Монтелупо.

Четвертый уровень замка Святого Ангела

Здесь находится крытая галерея, где представлены скульптуры, археологические находки, лепнина, различные элементы декора. Дальше находятся залы с коллекциями оружия разных эпох, а также апартаменты Пия IV, лоджии Павла III и Юлия II.

На четвертом уровне находятся еще несколько интересных залов, заслуживающих внимания:

  • Зал Персея с гобеленами, фресками и позолоченной лепниной. Тут висят картины “Дама с единорогом” и “Плач по Христу”.
  • Зал Амура и Психеи, оформленный фресками по теме мифов Апулея. Тут мы видим кровать, небольшой алтарь, портреты Александра VI и Павла III, а также картины “Несение креста” и “Отдых на пути в Египет”.
  • Зал Паолина — этот зал был создан в 16 столетии в качестве приемных покоев Павла III Фарнезе. С того времени здесь принимают важных гостей и послов.

Пятый уровень

На этом уровне находится Комната казначейства, ее использовали для хранения архивов церкви и казны. В центре круглого зала расположены лари, а по периметру — 12 шкафов из орехового дерева. Дальше по коридору можно попасть в библиотеку, стены которой украшены фресками, изображающими жизнь императоров и католической церкви.

Шестой уровень

И, наконец, последний, шестой уровень замка Святого Ангела заканчивается маршрутом на террасу, откуда открывается потрясающий вид на Рим. Слева можно увидеть Колокол осужденных, извещающий о казни узников. С террасы можно попасть в Зал флагов и Колонный зал.

Вид на Рим с террасы замка Святого Ангела

Информация для посетителей

Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma

Официальный сайт: http://castelsantangelo.beniculturali.it/

Цена на билеты:

  • полный — €14;
  • для граждан ЕС от 18 до 25 лет — €7.

*При проведении некоторых выставок стоимость может меняться.

Как добраться до замка Святого Ангела

На метро (линия А):

  • станция Лепанто или станция Оттавиано-Сан-Пьетро.

На автобусе:

  • линии 23, 40. 62, 271, 280, 982 — остановка Piazza Pia;
  • линия 49, 87, 926, 990 — остановка Piazza Cavour-stop;
  • линии 64, 46 — остановка Santo Spirito.

После осмотра замка Святого Ангела можно перейти к знакомству с архитектурой Капитолия , к проектированию которой был причастен сам Микеланджело.

Замок Святого ангела или, как его ещё называют, Сант-Анджело, или мавзолей Адриана (итальянское название Castel SantAngelo, английское - Castle of the Holy Angel) находится в одноименном парке Адриана нового Рима, сразу за Элиевым мостом через реку Тибр. До замка можно легко дойти пешком из центра старого Рима, от пеший путь займет всего минут 10, а из , вообще минут пять.

Замок Сант-Анджело представляет собой памятник истории и архитектуры периода Древнего Рима. Ни один путеводитель по Риму не обойдет стороной этот замок и поставит его на одно из первых мест по рекомендациям для посещения.

За свою богатую историю замок Святого Ангела использовался как крепость, папская резиденция, мавзолей, хранилище и даже в качестве тюрьмы. Однако в настоящее время бывший мавзолей Адриана открыт для посещения всем желающим и представляет собой музей, рассказывающий об истории замка. А с террасы последнего этажа открывается прекрасный панорамный вид на Рим и реку Тибр с её знаменитыми мостами.

Здание замка представляет собой высокое цилиндрическое строение красно-землистого цвета. Первоначально замок Сант-Анджело строился по заказу римского императора Адриана как мавзолей, а также в качестве гробницы для других императоров, последним из которых был захоронен Каракалла (217 год). Первоначально строение задумывалось как крепость, которая должна была стать самым высоким зданием Рима, когда-то так и было, естественно это уже давно не так.

Позже крепость была захвачена варварами и полностью разорена. Те остатки, которые ещё были пригодны, впоследствии прибрал к рукам Ватикан. Снаружи и внутри были проведены масштабные реконструкции, помещения с урнами императора Адриана и его потомков превратились в роскошные папские апартаменты, а на нижних уровнях располагалась одна из самых строгих тюрем в Риме. Наверное поэтому замок ещё называют Печальным замком. Именно в этот период крепость стала замком. В те годы замок Сант-Анджело внушал римлянам всю безграничную мощь Святого Престола и являлся неотъемлемым атрибутом папской власти.

Своё интересное и ласковое название замок Святого Ангела крепость получила в 590 году. Во время эпидемии чумы и тотального вымирания жителей Рима. Папе Григорию Великому привиделся на крыше замка архангел Михаил, вкладывающий меч в ножны. Это видение папа растолковал как знак свыше, означающий конец разбушевавшемуся бедствию. Именно после этого крепость стала называться замком Святого Ангела.

Вход на территорию замка свободный, но платный, билет стоит в районе 10-12 евро за человека. Сказать честно, для такой достопримечательности это дороговато, тем более что вход в некоторые музеи на территории замка тоже платный. Единственное, что производит впечатление в мавзолее Адриана это вид на Рим с верхней площадки и красивая скульптура на самой макушки замка. Однако цену загибают благодаря тому, что сегодня замок Сант-Андежло является одним из самых посещаемых архитектурных памятников не просто в Риме, но и во всей Италии.

Что рассказать про замок ?

На его территории расположено несколько уровней, соединенных между собой лестницами и переходами. Проход от этажа к этажу замка порой представляет собой узкие ступеньки, идущие вверх или небольшие каменные арки.

Гуляя по замку ты как бы идешь по кругу, поднимаясь вверх при этом переходя от этажа к этаже на которых расположены смотровые площадки с выставочными экспонатами и музеи. В музеи мы не заходили, поскольку вход в них за отдельную плату, стоит это не дорого, но заглянув внутрь сразу видно небольшое помещение с несколькими выставочными экземплярами. Так что мы решили не стоит оно этих денег.

На одной из открытых площадок замка разбит военно-исторический музей. Здесь выставлены оборонительные пушки, ядра.

Есть и небольшое кафе с панорамным видом на город

Гуляя по территории замка Святого Ангела можно видеть стоящие то тут, то там статуи и памятники

И вот здесь, самое интересное, чем может похвастаться замок: панорамный вид на окрестности Рима, реку Тибр и знаменитые римские мосты. О мостах Рима мы расскажем в следующей статье, прочитать и посмотреть фотографии .

На этом фото, белое большое строение слева, это , что недалеко от железнодорожного вокзала Термини. Вот так всё в центре Рима близко расположено, можно легко обойти пешком все достопримечательности города.

Площадь возле замка Сант-Анджело

Ещё одном красивейшим экспонатом замка является статуя Ангела на самой вершине мавзолея. Изначально статуя Ангела была каменной с железными крыльями, однако в 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии.

На фоне статуи Ангела так и норовят сфотографироваться туристы

Эта новая статуя действительно производит неизгладимое впечатление, она как-будто парит в воздухе нависая над тобой. И кажется, что Ангел убирает в ножны, а не достает меч для защиты и наведения страха. Такое ощущение достигается благодаря тому, что взор ангела обращен к оружию, а не от него.

В темное время суток замок Сант-Анджело и одноименный мост возле замка через реку Тибр освещаются теплым светом прожекторов.

Парк Адриана в Риме

Как мы упоминали выше, замок мавзолей Адриана расположен в одноименном парке Адриана. Парк разбит вокруг замка и представляет собой красивые зеленые сады с лужайками и высокими деревьями практически полностью состоящими из кроны.

Вход в парк свободный и бесплатный, нужно просто пройти за замок и спуститься по ступенькам.

Дешевые авиабилеты →

Замок Святого Ангела в Риме – грандиозное сооружение, имеющее богатую историю. Как только не использовалась эта постройка: как усыпальница, замок, резиденция папы Римского, тюрьма, хранилище – всё это история замка. В наше же время замок используется как музей.

История замка

Мавзолей Адриана

В 130 году нашей эры римскому императору Адриану потребовалась усыпальница для себя и его будущего

Так выглядел мавзолей Адриана во II веке

рода. Для каждого императора считалось престижным иметь свой склеп, и чем грандиозней он был, тем больше память оставлял о себе правитель.

Именно поэтому император приказал архитекторам соорудить самый величественный мавзолей, который только был возможен. И архитекторы постарались на славу – красотой мавзолей Андриана соперничал с усыпальницей знаменитого императора Августа .

Мост

Для постройки мавзолея нашли место за пределами города, на другой стороне реки Тибр. Для транспортировки через берег строительных материалов и для совершения траурных церемоний воздвигли мост Элио (позже – мост Святого Ангела), объединивший Марсовое поле с усыпальницей.

Интересно то, что одним из архитекторов этого проекта выступил сам Адриан. До завершения строительства Андриан не дожил, а задумку отца завершаил его сын Антонин Пий.

После завершения строительства мавзолея в него торжественно перенесли останки Андриана. Перенос останков состоялось в 139 году, однако усыпальница была настолько великолепна, что в ней пожелали пребывать в покое все императоры вплоть до 217 года. Последний похороненный император в усыпальнице Андриана был Семптий Север.

От мавзолея к замку

Позже о мавзолее забыли, и он пустовал в течение более полувека. Но в конце III века вокруг мавзолея построили крепостные стены, и усыпальница превратилась в замок, защищавший город от нападений варваров не один век. Все вражеские посягательства, участившиеся в пятом и шестом веках, отбили только благодаря этому замку.

Неукротимая чума

Своё сегодняшнее название усыпальница Андриана получила в 590 году во время чумы, свирепствовавшей тогда в Риме. Болезнь косила всех в таких количествах, что вымирали целые кварталы.

По преданию, для того чтобы Бог смиловался над горожанами, Папа Григорий Великий организовал шествие к усыпальнице. Когда горожане шли по мосту, над мавзолеем появился ангел. Он вложил меч в ножны , что означало милость Господа над горожанами. Видение видели все, кто тогда был на мосту, поэтому честь события создали мраморную фигуру Ангела, которую установили на бастион.

В 1753 году мраморную фигуру решили заменить на бронзовую , так как в старого мраморного Ангела попала молния и сильно повредила статую. После этого случая строение начали называть в честь ангела – замок Сант-Анджело по-итальянски.

Папская резиденция

Уже позже, папа Римский захотел обустроить замок в свою резиденцию. Для этого изменили облик как снаружи, так и внутри. На вершине замка стали реять флаги с папской символикой, а мрачные комнаты искусно переделали в позолоченные аристократические покои.

Также к замку добавляли новые пристройки: был пристроен балкон папы Юлия II, с которого понтифик наблюдал за жизнью в городе.

Мост Святого Ангела также приобрел новое предназначение – по мосту в замок ходили паломники, желающие посетить святыню и увидеть понтифика.

С течением времени в подвалах замка начали держать заключенных. Здесь отбывали пожизненное наказание кардиналы и аристократы, которых обвиняли или подозревали в заговоре против Папы. За решетками замка сидели также и выдающиеся ученые-астрономы, такие как Галилео Галилей и Джордано Бруно.

Замок Святого Ангела сегодня

Замок Святого Ангела в Риме – это популярная достопримечательность, которую из мрачной тюрьмы превратили в увлекательный парк с аттракционами. Кроме того, здесь находятся экспонаты, представленные в экспозиции Национального музей Рима.

Бывший крепостной ров используется местными жителями для прогулок, а на аллеях вокруг часто проводятся ярмарки. Кроме того, здесь часто экспонируются художественные выставки, а на мосту Святого Ангела нашли пристанище торговцы, здесь же работают многочисленные бутики с дизайнерской одеждой, что позволит совместить образовательную экскурсию с шоппингом. можно по адресу Lungotevere Castello, 50.

Как добираться

Можно при помощи метро – ближайшие станции Ottaviano-San Pietro и Lepanto. Еще один вариант, добраться до замка наземным транспортом – автобусом.

Стоимость билета – 10,5 евро