Самарканд: Площадь Регистан и особенности бесплатного посещения достопримечательностей (Узбекистан). Площадь Регистан в Самарканде: фото и описание, история Кто строил регистан

Много веков назад великолепный Самарканд называли "сердцем шелкового пути", а площадь Регистан являлась сердцем самого Самарканда. Сегодня она является знаменитой достопримечательностью не только города, но и всего Узбекистана. Раскинувшаяся на возвышении с прекрасным ансамблем, включающим три медресе, она существует вот уже около 600 лет. А вблизи площади расположено несколько недорогих отелей Самарканда.

Немного в мире существует городов, которые могли бы похвастать древностью построек, дошедших до нас в своем первозданном виде. Жители Самарканда говорят, что все пути ведут к Регистану. И, это является правдой, ведь купола и минареты трех медресе просматриваются со всех сторон города, притягивая к себе главные городские дороги.

Величие Улугбека

Каждый, кто посещал площадь, был поражен невероятным величием, которое предстает взору. Мощные пилоны зданий и гигантские арки порталов застыли, словно безмолвные титаны. Поверхность каждой стены великолепно играет роскошью изразцов и арабской вязи. Именно здесь можно уловить дыхание веков и прикоснуться к истории.

Из всех трех строений, расположенных на площади, самым ранним является медресе Улугбека. Внушительный купольный торговый пассаж был возведен еще при Амире Темуре, где неподалеку шумел городской рынок. Однако для строительства нового медресе сооружение снесли. Его главный фасад декорирован великолепной мозаикой с узорами "ислими", а также дополнен высоким порталом с "астральным" орнаментом.

Внутренний двор имеет форму квадрата, который по периметру окружен кельями-худжрами, служившими жильем для учащихся. В каждом, из четырех углов медресе возвышается минарет. Но, из-за частых землетрясений два минарета были разрушены еще в 18 веке.

Медресе «Львиный»

Полностью площадь была застроена во время правления Улугбека, кстати в городе еще можно посмотреть обсерваторию и музей Улугбека . С левой стороны медресе построили царский караван-сарай Мирзои, а прямо напротив него была возведена ханака - прибежище для странствующих суфиев. Спустя 200 лет площадь в очередной раз была капитально перестроена уже другим правителем Ялангтушем Бохадуром. На месте всех старых и полуразрушенных построек он возвел медресе Тилля-Кари и Шер-Дор.

Шер-Дор, возведенное напротив медресе Улугбека, практически повторяет его внешнюю архитектуру, создавая таким образом композицию "кош-медресе". Разница лишь в боковых минаретах, которые у Шер-Дор немного ниже. Двор также квадратной формы и окружен худжрами в два этажа. Стены здания покрывают резные мраморные панели и мозаика с орнаментами. Входной портал исписан арабской вязью, а над его аркой изображены львы.

Замыкает комплекс медресе Тилля-Кари, которое было построено в 17 веке. Фасад здания оформлен стрельчатыми нишами, расположенными в два ряда и внушительным порталом. Своим экстерьером он придает гармонию и завершенность всей архитектурной композиции. В отличии от двух соседних медресе, здесь углы украшены не привычными минаретами, а башнями-гульдаста с куполами.

Тилля-Кари служила не только учебным заведением, но и соборной мечети, так как в это время главные мечети города уже представляли собой лишь развалины. Во время землетрясений купол Тилля-Кари также был разрушен, практически сразу по окончанию строительства, но в 20 веке, во время реставрационных работ его восстановили.

Стоит выделить интерьер мечети Тилля-Кари. Рядом с нишей, которая по традиции обращена в сторону Мекки, был возведен мраморный минбар - кафедра для проповедей. Все купольное пространство, а также поддерживающие паруса декорированы великолепной росписью, уникальной в своем роде - "кундаль".

Регистан (узб. Registon; от рег - песок и стан - место ; буквально - место, покрытое песком ) - площадь в центре Самарканда. «Регистаном» называли главные (парадные) площади в городах Среднего Востока. Самаркандская площадь является самым известным регистаном благодаря расположенному на ней знаменитому архитектурному ансамблю XV-XVII веков, центром которого являются медресе Улугбека (1417-1420), медресе Шердор (1619-1636) и медресе Тилля-Кари (1646-1660). Ансамбль из трёх медресе является уникальным примером искусства градостроительства и замечательным образцом архитектурного оформления главной площади города. Является одним из ярчайших примеров персидской архитектуры. В 2001 году этот ансамбль вместе с другими древними историческими зданиями Самарканда был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Медресе Улугбека

Медресе Улугбека на площади Регистан

Медресе Улугбека является старейшим медресе на площади Регистан и было возведено в 1417-1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. Возведение этого сооружения, а чуть позже и обсерватории, принесло Самарканду славу одного из главных центров науки средневекового Востока.

Медресе было построено в западной части площади Регистан, напротив него несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а потом на их месте в начале XVII века появились дошедшие до наших дней медресе Шердор и медресе Тилля-Кари.

Прямоугольное в плане медресе имело четыре айвана и квадратный внутренний двор, по периметру которого были расположены глубокие ниши, ведущие в двухъярусные кельи, где жили студенты. Задняя сторона двора была занята мечетью, над угловыми учебными аудиториями медресе возвышались четыре купола, а по углам здания располагались четыре минарета. Здание обращено к площади величественным восточным порталом с высокой стрельчатой аркой, над которой находится мозаичное панно с геометрическим орнаментом, выполненное из цветных кирпичиков, поливной и резной керамики.

Медресе Улугбека было одним из лучших духовных университетов мусульманского Востока XV века. По преданию, в нём обучался знаменитый поэт, учёный и философ Абдурахман Джами. В учебном заведении читались лекции по математике, геометрии, логике, естественным наукам, сводам учений о человеке и мировой душе и богословию и читали их известные учёные того времени: Кази-заде ар-Руми, Джемшид Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также сам Улугбек.

Медресе Шердор

Фрагмент мозаики на портале медресе Шердор с изображением барса с солнцем на спине

Медресе Шердор было построено на месте ханаки Улугбека, возникшей в 1424 году в восточной части площади напротив медресе Улугбека. К началу XVII века ханака наряду с другими зданиями площади обветшала и пришла в негодность. По распоряжению правителя Самарканда Ялангтуша Бахадура было начато строительство медресе Шердор и Тилля-Кари. Медресе Шердор (медресе «с тиграми», «Обитель львов») было возведено зодчим по имени Абдул-Джаббар, мастер декора Мухаммед Аббас.

Медресе Шердор почти зеркально повторяет стоящее напротив медресе Улугбека, хотя и в искажённых пропорциях. Его отличает непомерно большой по размеру купол, что могло послужить причиной постепенного разрушения здания уже через несколько десятков лет после его сооружения. Стены медресе покрыты цитатами из Корана, на входном портале изображён герб Самарканда - барсы с солнцем на спине, в центре арки помещена свастика, а наверху особым арабским шрифтом записано «Господь Всемогущ! ». Украшение наружных и внутренних фасадов выполнены из глазурованного кирпича, мозаичных наборов и росписей с обилием позолоты. Отделка медресе Шердор заметно уступает в изысканности медресе Улугбека, возведённому в XV веке, на который пришелся «золотой век» архитектуры Самарканда. Тем не менее, гармония больших и малых форм, изящный рисунок мозаики, монументальность, чёткость симметрии - все это ставит медресе в один ряд с лучшими архитектурными памятниками города.

Медресе Тилля-Кари

Медресе Тилля Кари

Медресе Тилля-Кари было возведено в северной части площади через десять лет после медресе Шердор на месте караван-сарая 1420-х годов. Главный фасад квадратного в плане здания симметричен и состоит из центрального портала и двухъярусных фронтальных крыльев с арочными нишами и угловыми башнями. Просторный двор застроен по периметру небольшими жилыми кельями, худжрами . С западной стороны двора расположено купольное здание мечети с двумя смежными галереями на столбах.

Здание медресе богато отделано мозаикой и майоликой с геометрическим и растительным орнаментом. В декорации интерьера обильно использована позолота, что и дало название медресе, означающее - «отделанное золотом». В мечети позолочены михраб и минбар, поверхность стен и сводов покрыты росписью кундаль с обильным применением золота.

На протяжении всей своей истории медресе Тилля-Кари было не только местом обучения студентов, но и выполняло роль соборной мечети.

Другие сооружения

Мавзолей Шейбанидов

Мавзолей Шейбанидов

К востоку от медресе Тилля-Кари расположен мавзолей Шейбанидов, представляющий собой нагромождение надгробий, старейшее из которых относится к XVI веку. Основателем державы Шейбанидов был внук Абул Хаира, Мухаммед Шейбани, который в 1500 году, с поддержкой Чагатайского Ханства, обосновавшегося тогда в Ташкенте, завоевал Самарканд и Бухару, свергнув правивших там последних правителей из династии Тимуридов. После этого Шейбани обратился против своих благодетелей и в 1503 году захватил Ташкент. В 1506 году он захватил Хиву и в 1507 году напал на Мерв (Туркмения), восточную Персию и западный Афганистан. Шейбаниды остановили наступление Сафавидов, которые в 1502 году завоевали Аккойунлу (Иран). Мухаммад Шейбани был лидером кочевых узбеков. В течение последующих лет они прочно обосновались в оазисах Центральной Азии. Узбекское вторжение XVI века было последним компонентом в этногенезе современной узбекской нации.

Торговый купол Чорсу

Позади медресе Шердор расположен древний торговый купол Чорсу , подтверждающий статус площади Регистан как торгового центра средневекового Самарканда. Дошедшее до наших дней шестигранное купольное здание было построено в XV веке, а в начале XVIII веке перестроено. В 2005 году торговый купол был отреставрирован, при этом был счищен трёхметровый слой грунта, чтобы восстановить полную высоту здания. Сейчас в нём расположена галерея изобразительного искусства, где выставлены работы узбекских художников и скульпторов.

Легенды и мифы

Говорят, что название площади - место, усыпанное песком - произошло от того, что земля здесь была усыпана песком, чтобы впитывать кровь жертв публичных казней, которые якобы совершали на этом месте вплоть до начала XX века. Ещё говорят, что Регистан был местом, где Тамерлан выставлял напоказ головы своих жертв, которые были наколоты на штыри, а также местом, где народ собирался, чтобы послушать королевские указы, перед чтением которых громко трубили в медные трубы. Однако следует помнить, что во времена Тимура, который умер в 1405 году, на той площади не было ни одного из существующих ныне зданий, считающихся шедеврами восточной архитектуры.

Галерея

Регистан в нумизматике

  • В 1989 году в СССР отчеканена юбилейная монета номиналом 5 рублей, посвященная Регистану.

Начало ансамблю площади Регистан, было положено при правлении Улугбека постройкой с западной стороны площади медресе, а с восточной - хонако. К XVII веку полуразрушенное хонако Улугбека было разобрано, и на его месте в 1619-1636 «годах построено медресе Шир-дар.

В это время Самаркандским вилайетом (областью) управлял Ялангтуш из узбекского рода Алчин, талантливый военачальник, прославившийся удачными походами и грабительскими набегами на соседние страны. Награбленные богатства, труд военнопленных и рабов Ялангтуш использовал при постройках ряда крупных и богато украшенных зданий, из которых два, медресе - Шир-дар и Тилля-Кари - воздвигнуты на площади Регистан.

Медресе Шир-дар построено мастером Абул-Джаббаром напротив медресе Улугбека, согласно бухарскому приему «кошмедресе» (двойное медресе). На Регистане этот прием усилен тем, что главный фасад Шир-дара, а отчасти и план, скопированы с медресе Улугбека.

Однако двести лет, которые отделяют постройку памятников, сказались на технике и художественных облицовках: Бели общие формы и (размеры медресе близки к медресе Улугбека, то в отделке чувствуется некоторая неуравновешенная пестрота, свойственная керамическим облицовкам Бухары XVII века (включение в красочную гамму ярко-желтых и зеленых тонов).

Характерно появление в большом тимпане портала парного изображения зверей: тигроподобный лев (шир), с косматой привой и раскрытой пастью, кидается на маленькую белую испуганную лань.

В мусульманских странах изображение живых существ было запрещено. Шир-дар не является единственным нарушением этого запрета. Но все известные изображения живых существ в архитектуре трактовались условно, как орнаментальные мотивы.

В XV веке в Герате процветала знаменитая школа миниатюристов, рисовавших не только сказочные изображения, но и портреты живых людей. По-видимому, появление в Шир-даре композиции из фигур льва, горной лани и солнца уже не было одиозным.

Медресе Шир-дар довольно хорошо сохранило свой первоначальный облик. В мечети (северо-западный угол) богато отделан сталактитовый купол и ниши. Интерьер расписан техникой «кундаль» по золотому фону.

При Ялангтуше с северной стороны площади Регистан построено медресе Тилля-Кари, начатое в 1646-1647 годах и завершенное в 1669-1660 годах.

Это здание по замыслу строителей должно было совмещать в себе пятничную мечеть я медресе, поэтому его общая композиция необычна. Западную сторону двора занимает мечеть, состоящая из большого портально-купольного здания с примыкающими с обеих сторон купольными галереями на восьмигранных столбах.

Три других стороны двора занимает медресе. Фасадная двухэтажная часть на южной стороне двора решена по типу бухарских медресе с хиджрами, выходящими на улицу, и с порталом, имеющим пятигранную нишу, перекрытую полукуполом. Верх портала переложен в начале XIX века. Облицовка главного фасада и дворовых аркад выполнена преимущественно из кирпичной мозаики.

Некоторые детали и тимпаны имеют неплохую майолику и резную мозаику. В мечети хорошо сохранился интерьер, пышно отделанный сталактитами, росписью с обилием золота и мрамором. Поэтому мечеть-медресе получила название Тилля-Кари, т. е. «покрытая золотом».

Регистан — общее название для всех главных площадей среднеазиатских городов, но в оно носит особенный смысл. Все дело в архитектурном комплексе, состоящем из трех великолепных медресе, — искусная отделка, уникальная архитектура и древняя история сделали их одними из самых известных .

Первое, носящее имя Улугбека (полное имя Мухаммед Тарагай), начало строиться на главной площади Самарканда в начале XV века (1417 г.) по распоряжению тогдашнего правителя города.

Внук Тамерлана проявил себя талантливым управленцем и снискал славу покровителя наук и искусств, которая известна и по сей день. Возведение красивейшего здания духовной семинарии только поспособствовало росту славы Самарканда, окончательно закрепившего за собой статус одного из богатейших городов Шелкового пути.

Медресе Улугбека находилось на Регистане в одиночестве более 2 столетий — до того момента, как очередной правитель Самарканда Баходур Ялангтуш отдал распоряжение дополнить архитектурный ансамбль площади еще двумя семинариями. Расположенные по строгой геометрической схеме, медресе Шердор, Тилля-Кари и Улугбека составили тот самый знаменитый архитектурный ансамбль, который сегодня стал центром притяжения всех гостей Самарканда.

С XVI по XVIII века Регистан, как и весь Самарканд, пришел в упадок — столица была перенесена в Бухару, и город более не включался в маршрут караванов, идущих по Великому шелковому пути. Согласно летописям, запустение было настолько велико, что в покинутых медресе поселились дикие звери.

Восстановление Регистана и его уникального архитектурного ансамбля началось только в первой четверти XX века, а закончилось к середине 60-х годов. С тех пор из масштабных работ была произведена только замена мостовой, а сегодня площадь Регистан нарядна и чиста и выглядит крайне живописно.

Архитектурные особенности

Комплекс Регистана представляет собой типичный образец персидской архитектуры с большим количеством традиционных исламских мотивов. Медресе Улугбека расположено на западе площади Регистан, Шердор — на востоке, а Тилля-Кари — на севере. При этом каждое из сооружений обладает уникальными характеристиками и особенностями.

  • Медресе Улугбека. Четыре внушительных купола и высокая стрельчатая арка с искусной майоликовой бело-голубой мозаикой — древнейший центр наук, который считался одним из главных во всей Средней Азии.
  • Шердор. Семинария, построенная прямо напротив, практически полностью повторяет архитектуру медресе Улугбека. Тем не менее существенные различия в отделке, орнаменте и резьбе по камню превращают его в уникальный архитектурный объект.
  • Тилля-Карри. В переводе название означает «отделанное золотом» — в полном соответствии с ним отделка впечатляет богатством и изысканностью. Архитектурное решение отличается упорядоченностью: центральный портал и двухъярусные крылья гармонично сочетаются в едином ансамбле.

Что обязательно посмотреть на площади Регистан

Если у вас достаточно времени, с каждым из сооружений стоит познакомиться отдельно, причем не только снаружи, но и изнутри, чтобы оценить искусную и разнообразную отделку, уникальные концепции и расположение помещений.

Знаменито своей резной мозаикой и мрамором, обливной керамической плиткой и интересными внутренними решениями планировки. Обязательно познакомьтесь с главным залом и минаретами — на последние можно подняться и осмотреть окрестности с высоты в 30 м. Во дворе можно купить сувениры, а заодно посмотреть на комнаты для лекций, где преподавал сам Улугбек, обладавший помимо титула правителя города великолепными способностями к математике и астрономии. Также в правой части здания находится обсерватория и музей с экспозицией, посвященной преподавательской практике Улугбека.

Отличительная черта этой духовной семинарии — богатая роспись позолотой в стиле «кунгаль», с вкраплениями небесно-голубой керамики. Пройдите в главный зал, поднимите голову вверх — мы гарантируем, что вы замрете в изумлении. Сразу становится понятно, почему Тилля-Кари считается одной из красивейших достопримечательностей не только Самарканда, но и всего Узбекистана. В оставшееся время можно прогуляться по внутреннему двору и купить сувениры.

Бирюза и искусная мозаика, отделка глазурованным кирпичом и сотни вырезанных на стенах цитат из Корана — все здесь говорит о кропотливой и безумно сложной работе, проделанной не одним десятком мастеров своего дела. К счастью, запрета на видео- и фотосъемку нет, поэтому можно и нужно делать памятные снимки в как можно большем количестве.

Помимо знакомства с внутренним убранством медресе есть и возможность развлечься — во дворе работают фотографы, в качестве реквизита предлагающие снаряжение средневековых витязей. Атмосферное фото на память гарантировано!