Панорама Петрозаводская губа. Виртуальный тур Петрозаводская губа

Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка , Неглинка , Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка), Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера , соединённого с заливом Соломенским проливом.

Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Климат

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1976 , 1977, 1987 , 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Эти острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Маяки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароходы «Соломенка», принадлежащий лесозаводу в Соломенном, и пароход «Неглин», принадлежащий лесозаводу «Олония» на острове Неглин, перевозили из города на заводы и обратно рабочих этих заводов.

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП , так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

В конце 1950-х годов действовала прогулочная линия по Петрозаводской губе, на которой работал катер «Комсомолец», принадлежащий Петрозаводскому парку культуры и отдыха. Он отправлялся от причала ПКиО .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо -94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, и небольшая гидроавиаплощадка в Сайнаволоке, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района , в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Зимник, Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1977, 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Петрозаводская губа Онежского озера

Маяки

Буксировка лихтера финской постройки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода. С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до Шуи .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озерных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»). В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранен причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолетов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского район, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на дровозаготовки на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. 4 человека спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 г.
  • Буря 1977 года - пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолеты, явилась одной из причин ликвидации порта.

Петрозаводская губа
Петрозаводская губа (вид с улицы Пушкинской)
Петрозаводская губа
(вид с улицы Пушкинской)
 /   / 61.77833; 34.51083 Координаты :
Вышестоящая акватория Онежское озеро
Страна Россия 22x20px Россия
Площадь 180 км²
Средняя глубина 20,0 м
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
К:Водные объекты по алфавиту

Акватория Петрозаводской губы (вид на Петрозаводск)

Петрозаво́дская губа́ - залив в северо-западной части Онежского озера на территории Республики Карелия .

На северо-западном берегу залива расположен город Петрозаводск . До появления на берегу залива поселения, давшего название городу, залив назывался Соломенской губой или Соломялахта (карел. lahti - залив) .

Залив вытянут с северо-запада на юго-восток. Отделён в восточной части от залива Большое Онего Ивановскими островами и сообщается на юго-востоке с центральной частью Онежского озера проливом шириной 2 км и глубиной 23 м. Берега губы высокие, мало изрезаны, у песков пологие.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Деревянский в районе села Деревянное и мысом Шуйнаволок на полуострове Баранний Берег. В Петрозаводскую губу впадают реки Лососинка , Неглинка , Сельгская Речка (Удега), Студенец (Сулажгорка) , Вилда, Большой и Каменный ручьи. Также приток осуществляется из озера Логмозера , соединённого с заливом Соломенским проливом.

Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из её вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Климат

Залив обычно покрывается льдом в начале декабря, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841 , 1880 , 1903 , 1923 1935 , 1973, 1975, 1976 , 1977, 1987 , 2008 . Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани .

Острова

  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Эти острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Петрозаводская губа Онежского озера

Маяки

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Буксировка лихтера финской постройки

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета », с 1964 года - «Метеоры », с 1966 года - «Кометы », с 1986 года - «Колхиды ». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи , Сенную губу , Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов .

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароходы «Соломенка», принадлежащий лесозаводу в Соломенном, и пароход «Неглин», принадлежащий лесозаводу «Олония» на острове Неглин, перевозили из города на заводы и обратно рабочих этих заводов.

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя .

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП , так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2) .

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

В конце 1950-х годов действовала прогулочная линия по Петрозаводской губе, на которой работал катер «Комсомолец», принадлежащий Петрозаводскому парку культуры и отдыха. Он отправлялся от причала ПКиО .

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо -94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960-1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда» .

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин» .

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов . В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены .

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии .

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт , и небольшая гидроавиаплощадка в Сайнаволоке, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2 .

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района , в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Зимник, Бараний Берег, Сайнаволок , Чёртов Стул.

Памятные события и места

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Озерный ледокол «Нева»

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп» , подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

Напишите отзыв о статье "Петрозаводская губа"

Примечания

Литература

  • Озёра Карелии / Александров Б. М., Зыцарь Н. А., Новиков П. И., Покровский В. В., Правдин И. Ф. - Петрозаводск: Госиздат Карельской АССР, 1959. - С. 86-135. - 618 с. - 3000 экз.
  • Биске Г. С. Григорьев С. В. Малинина Т. И. Смирнов А. Ф. Эпштейн Е. М. Онежское озеро. Петрозаводск: Карелия., 1975. 168 с.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Петрозаводская губа

После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...
Он оставался теперь совсем один в этой жестокой, холодной реальности, даже не успев ещё стать настоящим взрослым мужчиной, и не сумев хорошенько понять, как же во всей этой ненависти и враждебности остаться живым...
Но кровь Радомира и Магдалины, видимо, недаром текла в их единственном сыне – выстрадав свою боль и оставшись таким же стойким, Светодар удивил даже Радана, который (как никто другой!) знал, сколь глубоко ранимой может быть душа, и как тяжко иногда даётся возвращение назад, где уже нету тех, кого ты любил и по кому так искренне и глубоко тосковал...
Светодар не желал сдаваться на милость горя и боли... Чем безжалостнее «била» его жизнь, тем яростнее он старался бороться, познавая пути к Свету, к Добру, и к спасению заблудших во тьме человеческих душ... Люди шли к нему потоком, умоляя о помощи. Кто-то жаждал избавиться от болезни, кто-то жаждал вылечить своё сердце, ну, а кто-то и просто стремился к Свету, которым так щедро делился Светодар.
Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

– Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...
– Что ж, по-своему ты прав, мой мальчик... Это твоя жизнь. И никто не может её прожить, кроме тебя... Я уверен, ты проживёшь её достойно. Только будь осторожен, Светодар – в тебе течёт кровь твоего отца, и наши враги никогда не отступятся, чтобы уничтожить тебя. Береги себя, родной мой.
Потрепав племянника по плечу, Радан печально отошёл в сторону и скрылся за выступом каменной скалы. Через секунду послышался вскрик и тяжёлая возня. Что-то грузно упало на землю и наступила тишина... Светодар метнулся на звук, но было слишком поздно. На каменном полу пещеры сцепившись в последнем объятии лежали два тела, одним из которых был незнакомый ему человек, одетый в плащ с красным крестом, вторым же был... Радан. Пронзительно вскрикнув, Светодар кинулся к телу дяди, которое лежало совершенно неподвижно, будто жизнь уже покинула его, даже не разрешив с ним проститься. Но, как оказалось, Радан ещё дышал.
– Дядя, пожалуйста, не оставляй меня!.. Только не ты... Прошу тебя, не оставляй меня, дядя!
Светодар растерянно сжимал его в своих крепких мужских объятиях, осторожно качая, как маленького ребёнка. Точно так же, как столько раз когда-то качал его Радан... Было видно, что жизнь покидала Радана, капля за каплей вытекая из его ослабевшего тела золотым ручьём... И даже сейчас, зная, что умирает, он беспокоился только лишь об одном – как сохранить Светодара... Как объяснить ему в эти оставшиеся несколько секунд то, что так и не сумел донести за все его долгих двадцать пять лет?.. И как же он скажет Марии и Радомиру, там, в том другом, незнакомом мире, что не сумел сберечь себя, что их сын теперь оставался совсем один?..

Кинжал Радана

– Послушай, сынок... Этот человек – он не Рыцарь Храма. – показывая на убитого, хрипло произнёс Радан. – Я знаю их всех – он чужой... Расскажи это Гундомеру... Он поможет... Найдите их... или они найдут тебя. А лучше всего – уходи, Светодарушка... Уходи к Богам. Они защитят тебя. Это место залито нашей кровью... её здесь слишком много... уходи, родной...
Медленно-медленно глаза Радана закрылись. Из разжавшейся бессильной руки со звоном выпал на землю рыцарский кинжал. Он был очень необычным... Светодар взглянул повнимательнее – этого просто не могло быть!.. Такое оружие принадлежало очень узкому кругу рыцарей, только лишь тем, которые когда-то лично знали Иоанна – на конце рукояти красовалась золочённая коронованная голова...
Светодар знал точно – этого клинка давно уже не было у Радана (он когда-то остался в теле его врага). Значит сегодня, он, защищаясь, выхватил оружие убийцы?.. Но как же могло оно попасть в чьи-то чужие руки?!. Мог ли кто-то из знакомых ему рыцарей Храма предать дело, ради которого все они жили?! Светодар в это не верил. Он знал этих людей, как знал самого себя. Никто из них не мог совершить такую низкую подлость. Их можно было только убить, но невозможно было заставить предать. В таком случае – кем же был человек, владевший этим особым кинжалом?!.
Радан лежал недвижимый и спокойный. Все земные заботы и горечи покинули его навсегда... Ожесточившееся с годами, лицо разгладилось, снова напоминая того радостного молодого Радана, которого так любила Золотая Мария, и которого всей душой обожал его погибший брат, Радомир... Он вновь казался счастливым и светлым, будто и не было рядом страшной беды, будто снова в его душе всё было радостно и покойно...
Светодар стоял на коленях, не произнося ни слова. Его омертвевшее тело лишь тихонько покачивалось из стороны в сторону, как бы помогая себе выстоять, пережить этот бессердечный, подлый удар... Здесь же, в этой же пещере восемь лет назад не стало Магдалины... А теперь он прощался с последним родным человеком, оставаясь по-настоящему совсем один. Радан был прав – это место впитало слишком много их семейной крови... Недаром же даже ручьи окрасились багровым... будто желая сказать, чтобы он уходил... И уже никогда не возвращался обратно.
Меня трясло в какой-то странной лихорадке... Это было страшно! Это было совершенно непозволительно и непонятно – мы ведь звались людьми!!! И должен ведь где-то быть предел человеческой подлости и предательству?
– Как же ты смог с этим жить так долго, Север? Все эти годы, зная об этом, как ты сумел оставаться таким спокойным?!
Он лишь печально улыбнулся, не отвечая на мой вопрос. А я, искренне удивляясь мужеству и стойкости этого дивного человека, открывала для себя совершенно новую сторону его самоотверженной и тяжёлой жизни... его несдающейся и чистой души....
– После убийства Радана прошло ещё несколько лет. Светодар отомстил за его смерть, найдя убийцу. Как он и предполагал, это не был кто-то из Рыцарей Храма. Но они так никогда и не узнали, кем по-настоящему был посланный к ним человек. Только одно всё же стало известно – перед тем, как убить Радана, он так же подло уничтожил великолепного, светлого Рыцаря, шедшего с ними с самого начала. Уничтожил только лишь для того, чтобы завладеть его плащом и оружием, и создать впечатление, что Радана убили свои...
Нагромождение этих горьких событий отравило потерями душу Светодара. У него оставалось лишь одно утешение – его чистая, истинная любовь... Его милая, нежная Маргарита... Это была чудесная катарская девушка, последовательница учения Золотой Марии. И она чем-то неуловимо напоминала Магдалину... То ли это были такие же длинные золотые волосы, то ли мягкость и неторопливость её движений, а может просто нежность и женственность её лица, но Светодар очень часто ловил себя на том, что ищет в ней давно ушедшие в прошлое, дорогие сердцу воспоминания... Ещё через год у них родилась девочка. Они назвали её Марией.
Как и было обещано Радану, маленькую Марию отвезли к милым мужественным людям – катарам – которых Светодар очень хорошо знал и которым полностью доверял. Они обязались вырастить Марию, как свою дочь, чего бы это им ни стоило, и чем бы им это не грозило. С тех пор так и повелось – как только рождался в линии Радомира и Магдалины новый ребёнок, его отдавали на воспитание людям, которых не знала и о которых не подозревала «святая» церковь. И делалось это для того, чтобы сохранить их бесценные жизни, чтобы дать им возможность дожить их до конца. Каким бы счастливым или печальным он ни был...
– Как же они могли отдавать своих детей, Север? Неужели родители их никогда не видели более?.. – потрясённо спросила я.
– Ну почему же, не видели? Видели. Просто, каждая судьба складывалась по-разному... Позже, некоторые из родителей вообще жили поблизости, особенно матери. А иногда были случаи, что они устраивались даже у тех же людей, которые растили их дитя. По-разному жили... Только лишь одно никогда не менялось – прислужники церкви не уставали идти по их следу, словно ищейки, не пропуская малейшей возможности уничтожить родителей и детей, которые несли в себе кровь Радомира и Магдалины, люто ненавидя за это даже самого малого, только родившегося ребёнка...
– Как часто они погибали – потомки? Оставался ли кто-нибудь живой и проживал свою жизнь до конца? Помогали ли вы им, Север? Помогала ли им Мэтэора?.. – я буквально засыпала его градом вопросов, не в состоянии остановить своё сгорающее любопытство.
Север на мгновение задумался, потом печально произнёс:
– Мы пытались помочь... но многие из них этого не желали. Думаю, весть об отце, отдавшем своего сына на погибель, веками жила в их сердцах, не прощая нас, и не забывая. Боль может оказаться жестокой, Изидора. Она не прощает ошибок. Особенно тех, которые невозможно исправить...
– Знал ли ты кого-то ещё из этих дивных потомков, Север?
– Ну, конечно же, Изидора! Мы знали всех, только далеко не всех доводилось увидеть. Некоторых, думаю, знала и ты. Но разрешишь ли сперва закончить про Светодара? Его судьба оказалась сложной и странной. Тебе интересно будет о ней узнать? – Я лишь кивнула, и Север продолжил... – После рождения его чудной дочурки, Светодар решился, наконец, исполнить желание Радана... Помнишь, умирая, Радан просил его пойти к Богам?
– Да, но разве это было серьёзно?!.. К каким «богам» он мог его посылать? На Земле ведь давно уже нет живущих Богов!..
– Ты не совсем права, мой друг... Может это и не совсем то, что люди подразумевают под Богами, но на Земле всегда находится кто-то из тех, кто временно занимает их место. Кто наблюдает, чтобы Земля не подошла к обрыву, и не пришёл бы жизни на ней страшный и преждевременный конец. Мир ещё не родился, Изидора, ты знаешь это. Земле ещё нужна постоянная помощь. Но люди не должны об этом ведать... Они должны выбираться сами. Иначе помощь принесёт только лишь вред. Поэтому, Радан не был так уж неправ, посылая Светодара к тем, кто наблюдает. Он знал, что к нам Светодар никогда не пойдёт. Вот и пытался спасти его, оградить от несчастья. Светодар ведь был прямым потомком Радомира, его первенцем-сыном. Он был самым опасным из всех, потому что был самым близким. И если б его убили, никогда уже не продолжился бы этот чудесный и светлый Род.

Вконтакте

До появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта.

Губа вдаётся в западный берег Онежского озера между мысом Корсолма и отстоящим на 5,1 мили к от него мысом Шуйнаволок. С Логмозером соединена Соломенским проливом. В Петрозаводскую губу впадают Лососинка, Неглинка, Студенец и ряд других рек. Губа служит промышленным, транспортным и рекреационным целям жителям Петрозаводска, из ее вод осуществляется водозабор для нужд города. Максимальные глубины - более 25 м.

Природа

Петрозаводская губа является традиционным местом обитания рыб - корюшки, ряпушки, ершей, окуней, плотвы, трёхиглой и девятииглой колюшки, подкаменщика, уклеи. Из ценных пород можно выделить шуйского сига, лосося и других. Это одно из основных мест нереста налима в Онежском озере. Петрозаводская губа - место обитания диких настоящих уток и чаек. растительность - традиционная для Онежского озера - осока, камыши, хвощ, из водных растений - элодея и другие.

Судоходство

С давних пор Петрозаводская губа судоходна, еще до основания Петрозаводска в ней промышляли рыбаки, а также её использовали жители Шуйского погоста, монахи Соловецкой обители.

С основанием города, город снабжался, в основном водным путём, по воде переправлялась и продукция Петровского завода. Первый пароход (буксирный) в водах Петрозаводской губы появился в августе 1828 года, с 1860 года начинается и пассажирское пароходное сообщение пристани Петрозаводск с Санкт-Петербургом, впоследствии с Повенцом и Шалой.

С 1920-х годов имелись водные линии внутри Петрозаводской губы - пассажирская пристань - Пески - Соломенное (до 1962 года), пассажирская пристань - Чёртов стул (линия выходного дня, до середины 1977 года), пассажирская пристань - Зимник (до 2005 года) - Бараний Берег (до 2009 года).

Sok Os , CC0 1.0

В 1960 году в губе появляется первое скоростное судно на подводных крыльях - «Ракета», с 1964 года - «Метеоры», с 1966 года - «Кометы», с 1986 года - «Колхиды». В настоящее время действуют скоростные водные линии на Кижи, Сенную губу, Великую губу и Шалу.

В послевоенное время были широко развиты прогулочные рейсы по Петрозаводской губе на водоизмещающих и скоростных судах, в настоящее время практически полностью прекращённые.

Имеется несколько пристаней для частного маломерного флота, яхт и небольших гидропланов.

История внутригородских пассажирских водных линий в пределах губы

До 1920-х годов осуществлялись нерегулярные прогулочные рейсы на пароходах до Соломенного, часто благотворительного характера со сбором средств на помощь детям-сиротам, военнослужащим и т. п., также в 1910-х годах пароход, принадлежащий лесозаводу в Соломенном, перевозил из города на завод и обратно рабочих этого завода.

Sok Os , CC0 1.0

С начала 1923 года Северо-Западным речным пароходством была открыта линия от пассажирской пристани до Соломенного, на ней работал пароход «Шиповка», с 1925 года часть рейсов была продлена по Логмозеру до реки Шуя.

С 1928 года на линии работал пароход «Кудама», в это же время на линии стали осуществляться рейсы с заходом на пристань Зимник, а также рейсы выходного дня до пристаней Пески и Чёртов Стул (как пароходов СЗРП, так и мотолодок Карельского ОСВОДа - озёрных трамваев «Советская Карелия» и № 2).

В зимнее время, с февраля 1929 года по льду Петрозаводской губы была открыта автобусная линия на Соломенное, рейсы осуществлялись до постройки дороги на Соломенное.

С конца 1920-х годов на линии работал грузопассажирский пароход «Рабочий вождь» (позднее имевший названия с 1933 г. - «Нуортева», с 1938 г. - «Онежец»).

В 1930-х годах на линии также дополнительно ходили пароходы «Роза Люксембург» и «Петрозаводск»

Летом 1941 году Беломорско-Онежским пароходством была обустроена пристань «Пески» с организацией пассажирского павильона и билетных касс, однако в связи с началом Великой Отечественной войны и малым пассажиропотоком регулярное движение до пристани было прекращено.

В послевоенное время с 1945 года на линии Петрозаводск - Соломенное - Зимник работал пароход Беломорско-Онежского пароходства «Нарва», которого сменил в 1946 года полученный по репарациям от Финляндии «Джамбул». Пароход также стал заходить на пристань Бараний Берег.

В 1959 году на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег стал работать катер «Окунь», а с 1960-х годов - теплоходы «Лермонтов», «Днепро-Буг», Ом-337 и Ом-344 типа «Ом», Мо-94, М-172.

В 1960-1962 году существовала услуга пятиместных катеров-такси, осуществлявших рейсы по маршрутам Петрозаводск-Бараний Берег, Петрозаводск-Зимник, Петрозаводск-Чертов Стул, Петрозаводск-Соломенное.

В 1962 году линия Петрозаводск-Соломенное была закрыта в виду убыточности. Причал и пассажирский павильон из Соломенного перевезены на Чёртов Стул, куда стали осуществляться рейсы выходного дня (до 1977 года).

Существовали планы строительства новых пассажирских пристаней в Сайнаволоке и на Ключевой с организацией круговой линии выходного дня Сайнаволок - Ключевая - Водный вокзал - Пески - Соломенное - Чертов Стул - Зимник - Бараний Берег - Сайнаволок.

Также в 1960—1970-е годы дополнительные рейсы на линии Петрозаводск-Зимник-Бараний Берег обслуживали служебные теплоходы «Мезень», «Спутник» и «Клайпеда».

С конца 1970-х годов на линии работал также теплоход «Беломорье» (тип «Александр Грин») - на круговой линии водный вокзал-Зимник-Бараний Берег - водный вокзал. С 1985 года его сменил «Московский-2». В 1990-х годах на линии работал также служебно-вспомогательный «Капитан Заонегин».

В 2004 году рейсы на Зимник были прекращены в связи с уничтожением причала стихией, сохранилась лишь линия на Бараний Берег.

В 2006 году ТК «Беломорско-Онежского пароходства» планировало организацию рейсов на Зимник на судне на воздушной подушке «Хивус-10-70», однако было сделано лишь несколько рейсов. В 2008 году линию вместо «Московского-2» стало обслуживать судно «Беломорье», в 2009 году - «Кижское ожерелье» («Московский-23»). В 2010 году внутригородская водная линия водный вокзал - Бараний Берег была окончательно закрыта в связи с отказом ООО «Карелияфлот» от ранее взятых обязательств осуществлять перевозки. С закрытием данной линии регулярные пассажирские перевозки внутри губы были прекращены.

В настоящее время из пассажирских пристаней в Петрозаводской губе (за исключением причалов водного вокзала) сохранён причал Бараний Берег в неудовлетворительном состоянии.

Использование

С 1930-х годов по 1977 год в акватории Петрозаводской губы действовал гидропорт, до 1980-х годов - ледовая площадка для самолётов типа Ан-2.

До 1980-х годов существовал лесосплав Шуйской сплавной конторы. На берегах губы строились и в акватории испытывались различные суда - рыболовные (МРБ и другие) Петрозаводской судоверфи, буксиры и баржи Петрозаводского судоремонтно-судостроительного завода, грузовые суда и военные корабли завода «Авангард», в настоящее время - суда деревянного судостроения различных судостроителей Петрозаводска. Имеется проект строительства и испытания экранопланов.

Раньше существовал промысел рыбы рядом рыболовецких колхозов Прионежского района, в настоящее время - только любительское рыболовство.

Зимой губа активно используется любителями зимних видов спорта.

Пляжи и места отдыха

На берегах губы находятся популярные среди горожан пляж Пески и места отдыха - Бараний Берег, Сайнаволок, Чёртов Стул.

Фотогалерея




Полезная информация

Петрозаво́дская губа́
Петрозаводский залив
до появления поселения, давшего названию городу и заливу, неофициально называлась Соломенским заливом, Соломенской губой или озером Соломялахта

Морфометрические параметры

  • Поверхность зеркала - 72,6 км²
  • Объём водной массы - 1,0 км³
  • Береговая линия - 35 км
  • Средняя глубина - 15,0 м

Климат

Обычно покрывается льдом в ноябре-декабре, вскрывается в начале мая. В сентябре-ноябре часты штормы, часто оканчивающиеся разрушением прибрежных построек, судов. Известны штормы 1841, 1880, 1903, 1923 1935, 1973, 1975, 1977, 2008. Штормы и бури в другое время года более редки, однако, известен случай шторма 21 июля 1860 года, в результате которого затонула лодка с 6 горожанами и нанесены повреждения общественной пристани.

Острова

  • Неглинный (Калинина или Неглин) находится в акватории Петрозаводской губы в 0,6 км от берега, в створе ул. Краснодонцев. Второе название острова происходит от фамилии торгующего крестьянина-карела из д. Онгамуксы Спасопреображенской волости Алексея Калинина, владевшего до Октябрьской революции лесопильным производством, находившемся на острове. Впоследствии на острове находились производственные здания Петрозаводского концентрационного лагеря исправительных работ (1920-е годы), склады топлива и леса Беломорско-Онежского пароходства. В 1946 году работала водная линия Соломенное - Неглин остров. В настоящее время необитаем. На острове установлен навигационный знак и флаг России. Имеются проекты соединения острова и материка мостом с превращением его в рекреационую зону.
  • Лойостров находится в акватории Петрозаводской губы, в 0,9 км от берега, южнее кварталов городских лесов. Ранее имелась пристань и склады топлива БОПа. На на юго-восточной оконечности острова установлен навигационный знак и флаг России. Необитаем. Были предложения об устройстве на острове историко-культурного центра.
  • Ивановские острова лежат на выходе из Петрозаводской губы:
    • Никольский. До революции на острове находилась часовня во имя Святителя и Чудотворца Николая.
    • Койвостров.
    • Мудростров.
    • Педай.
    • Мадостров.
    • Ивановский.
  • Небольшой островок искусственного происхождения около бывшего завода «Авангард».

Все острова относятся к территории Петрозаводска.

Банки и рифы

  • Банка Зимник с наименьшей глубиной 2 м находится в 3 милях от мыса Шуйнаволок.
  • Риф Шуйнаволокский находится неподалеку от мыса Шуйнаволок, рядом с Заячьей губой.

Пирсы и пристани

  • Пирс и волнолом Выгойнаволок.
  • Пирс водонасосной станции на юго-востоке города Петрозаводск.
  • Причалы бывшего завода «Авангард».
  • Пирс МЧС.
  • Пирс бывшей Петрозаводской судоверфи (ЗАО «Варяг»).
  • Пирс рыбокомбината и новый пирс яхт-клуба (порт «Пески»).
  • Причал Южного грузового района.
  • Пирсы и дамба порта Петушки (дебаркадер в полузатонувшем состоянии, несколько полуразрушенных причалов).
  • Пирс городского яхтклуба.
  • Пристань клуба «Полярный Одиссей».
  • Причалы Онежского судостроительного завода (бывшие пирсы Урицкого грузового района Петрозаводского порта и Петрозаводской ремонтно-эксплуатационной базы флота).
  • Пассажирская пристань Петрозаводск оборудован у юго-западного берега Петрозаводской губы. Ранее принадлежала Петрозаводскому порту.
  • Разрушенные пирсы старой пристани и водостанции «Динамо». В затопленном состоянии, в мелководье, выступают из воды. В 1990-х в этом месте находился музей «Ковчег Одиссеев».
  • Пирс Онежского района водных путей Беломорканала (в створе улицы Московской)
  • Разрушенные пирсы вдоль набережной Варкауса.
  • Пирс бывшего Северного грузового участка Петрозаводского порта. Волнолом (частично сооружен из довоенного лихтера).
  • Пирс деревообрабатывающего комбината.
  • Пирсы домостроительного комбината.
  • Пирс Петрозаводскмаша.
  • Дебаркадер и пирсы бывшего яхтенного порта Пески.
  • Пирс в Соломенном.
  • Полуразрушенный пирс у наплавного моста через Соломенский пролив.
  • Остатки причала пристани Зимник.
  • Причал в Бараньем берегу.

Маяки

Первый маяк в губе устроен Петром Первым на верхнем этаже церкви во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в Петрозаводске. Долгое время функционировал Константиновский маяк на Петрозаводской пристани. В настоящее время сохранился автоматический маяк на Ивановских островах.

Памятные события и места

  • Место крушения 25 августа 1932 года моторной лодки с рабочими, направлявшимися на заготовку дров на Бараний Берег. Погибло 6 человек, в том числе 4 иностранных рабочих. Четверых человек спас пришедший на помощь катер «Основа».
  • Место гибели баржи с эвакуируемыми жителями Петрозаводска. В сентябре 1941 года баржа, буксируемая пароходом «Кингисепп», подверглась в районе Ивановских островов огню финской артиллерийской батареи, погибло более 100 человек.
  • Место высадки десанта Онежской военной флотилии 28 июня 1944 года.
  • Буря 1977 года, в результате которой пострадал Петрозаводский гидропорт и гидросамолёты, явилась одной из причин ликвидации порта.
  • Музейный озёрный ледокол «Нева» проекта 16 типа «Дон» 1958 года постройки и музейный центр «Полярный Одиссей».

ЭКСПЕДИЦИЯ КАФЕДРЫ ФИЗИКИ МОРЯ И ВОД СУШИ

Экспедиция кафедры физики моря и вод суши на Онежское озеро

14 сентября 2007 г. 2 студента 5-го курса и 2 сотрудника кафедры физики моря и вод суши физического факультета МГУ отправились в экспедицию на Онежское озеро в Карелию. Вечер, Ленинградский вокзал, фирменный поезд «Карелия» - и позади все хлопоты по подготовке к экспедиции, отправка машины с ценным оборудованием, подписывание последних документов и т.п. Впереди же – 8 дней тяжелой, но такой интересной работы.

15 сентября группа прибыла на борт судна «Эколог». После короткого отдыха разгрузили машину с аппаратурой и к вечеру весь измерительный комплекс был собран. 16-го с утра экспедиция, в состав которой входили студенты Долгополов Ю.М., Литвинов Е.А. и снс кфмн Будников А,А., под руководством внс дфмн Самолюбова Б.И. начала измерения. Работы велись совместно с научной группой Института Водных Проблем Севера КарНЦ РАН.

Онежское озеро (Онего) - второе по площади пресноводное озеро Европы, занимающее 20-е по площади и 24-е место по объёму среди озер Земли. Длина озера 245 км, ширина 88 км, площадь 9943 кв. км, максимальная глубина – 119 м. Онежское озеро является узловым звеном единой глубоководной системы Европейской части России, соединяющей Балтийское и Белое моря, а так же имеющей выход в Черное и Азовское моря. В озеро впадает 52 реки.

Исследования продолжались 6 дней. 17 сентября группа получила весомое подкрепление в лице заведующего кафедрой физики моря и вод суши профессора К.В.Показеева. Константин Васильевич специально приехал на Онежское озеро, чтобы убедиться, что недавно закупленное кафедрой дорогостоящее современное оборудование работает качественно и надежно. Дело в том, что в ходе экспедиции применялся измерительный комплекс, включавший помимо зондов и градиентной установки, которые использовались ранее, новую высокоточную аппаратуру: допплеровский профилограф скорости течения RDCP-600 и многопараметрический зонд RCM 9 LW.

Эти приборы, изготовленные фирмой AANDERAA INSTRUMENTS (Норвегия), позволяют регистрировать не только вертикальные распределения вектора скорости течения, но и температуру, электропроводность, мутность воды и концентрацию растворенного кислорода. Все измерения сопровождались непрерывной регистрацией метеопараметров. Неоценимую помощь в освоении этой новой аппаратуры оказал ведущий научный сотрудник ООО «Компания ИНФОМАР» В.В.Елисов, также входивший в состав экспедиции.

Задачи экспедиции включали: 1. Проведение измерений распределений скоростей течений, концентраций солей, кислорода, взвеси и температуры воды по глубине озера (по всей длине изучавшихся потоков) и выполнение долгосрочных серий зондирований во времени. 2. Исследование динамики вод и диффузии примесей для изучения механизмов массообмена и разработки методов прогноза формирования качества воды в озере под воздействием стратифицированных течений.

В первый день измерений была выполнена съемка Петрозаводской губы по 15 станциям с применением зондов Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометра и оксиметра «Эксперт» и прозрачномера. Работы проводились в условиях, близких к штилевым. Интенсивные измерения дали интересные результаты.

Выявлена структура полей скорости течения и параметров состава воды в Петрозаводской губе. Обнаружено придонное термически стратифицированное течение, которое переносило примеси из губы в открытое озеро. Траектория течения пролегала по линии максимальных глубин в стороне от зоны водозабора системы водообеспечения г. Петрозаводска.

Петрозаводская губа Онежского озера

Таким образом, зарегистрированное и детально исследованное нами течение предотвращало опасное вовлечение в эту систему загрязнений из реки Шуя. Подобное вовлечение бывает особенно сильным в пероды развития весеннего и осеннего термобара в озере. Основная часть примесей, по крайней мере весомых, транспортировалась от устья р. Шуя течением обнаруженным нашей экспедицией. Толщина придонного потока, распространявшегося на глубинах до 35 м, составляла 2 – 4 м, скорость достигала 12 см/с. При выходе из губы в открытое озеро течение отрывалось от дна и двигалось в виде подводной струи по поверхности вод большей плотности.

Работы в экспедиции на Онежском озере велись от зари и до заката и даже круглосуточно

Подготовка к измерениям распределений температуры, электропроводности, мутности воды и концентрации растворенного кислорода. Студент 5-го курса Литвинов Е.А.

На осевой линии зарегистрированного течения проведены регулярные наблюдения на суточной станции с измерениями профилей скорости течения по всей глубине от поверхности до дна в точке с глубиной 26 м через каждые 10 мин допплеровским измерителем RDCP -600, поставленным на дно. При этом на горизонте постановки с той же дискретностью измерялись температура, мутность, электопроводность, концентрация растворенного кислорода и изменения уровня поверхности воды.

Одновременно зондами Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометром и оксиметром «Эксперт» и прозрачномером, разработанным на нашей кафедре, с дискретностью 30 мин велись подробные регистрации вертикальных распределений температуры, электропроводности воды, концентраций растворенного кислорода, взвеси и хлорофилла-а. Структура течений определялась в основном сильными дрейфовыми потоками, обусловленными ветром со стороны открытого озера. Были зарегистрированы и детально прослежены процессы энергопередачи от дрейфового течения к придонному и сопутствующие преобразования распределений температуры и концентраций примесей, включая эффект размыва дна течением. Развивавшаяся в таких условиях (юго-восточный ветер) сгонно-нагонная циркуляция обеспечивала активное поступление холодных вод открытого озера в Петрозаводскую губу. Придонный поток из губы в этот период отсутствовал.

Аналогичная по составу измеряемых параметров и методике, но более короткая серия зондирований проведена в центральной части Петрозаводской губы в период развивающегося волнения при других синоптических условиях, определявшихся юго-западным ветром. 19-го сентября пришлось прервать работу на несколько часов из-за штормового предупреждения. Как ни хотелось в азарте продолжать измерения, но со стихией не шутят. Однако данные, которые удалось получить в этой серии наблюдений, позволили проследить эволюцию структур течений по всей глубине озера при усилении дрейфового потока с характерным экмановским вращением вектора скорости течения по мере роста глубины. В 3-5 метровом придонном слое, над которым развивалось интенсивное перемешивание вод, существовал гравитационный плотностной поток из губы в открытое озеро, усиленный энергопередачей от дрейфового течения с геострофическим поворотом вектора скорости. Гидродинамическая устойчивость этого потока сохранялась, несмотря на волнение. Она обеспечивалась пониженной температурой придонных вод и выравниванием распределения плотности воды в вышележащих слоях. Причем дополнительное понижение температуры придонных вод в губе было связано с синоптической и гидродинамической обстановкой, измерения в которой велись в предшествующей серии зондирований

Результаты завершающего разреза по осевой линии Петрозаводской губы в условиях слабого волнения в целом подтвердили приведенные выше выводы первичного анализа данных, полученных на первом разрезе и в двух сериях зондирований с применением допплеровского профилографа течений RDCP -600, поставленного на дно (на автономных буйковых станциях). Как и на первом разрезе работы велись с применением многопараметрических зондов Sea -Sun , RCM 9 LW, кодуктометра и оксиметра «Эксперт» и прозрачномера. Была зарегистрирована эмиссия облаков мутности, содержавших взвеси с загрязнениями из придонного стратифицированного течения к поверхности воды. Этот эффект, важный с точки зрения учета воздействий подобных течений на процессы формирования качества воды, фиксировался также и в сериях зондирований на срочных станциях.

В ходе исследований на Онежском озере обнаружены циркуляционные и придонные стратифицированные течения. Рассмотрены пространственно-временные преобразования структур полей скорости течений и параметров состава воды. Получены новые данные о влиянии гидродинамических процессов на перенос примесей в Петрозаводской губе озера.

Теперь предстоит самое интресное - анализ результатов проведенных гидрофизических исследований, а также данных о распределениях гидрохимических характеристик вод озера, полученных нашими коллегами из Института Водных Проблем Севера КарНЦ РАН. Будут разрабатываться методы математического моделирования наблюдавшихся процессов. Теоретической работы хватит на весь год. А летом – новые экспедиции на моря, озера и водохранилища с участием студентов, аспирантов и сотрудников кафедры физики моря и вод суши.

Студенты 530-й группы

Долгополов Ю.М., Литвинов Е.А.