Настольная игра для детей «Подземелье гномов. Настольная игра для детей «Подземелье гномов Старая игра гном ходим подземелье

Игры про гномов обычно связаны с копанием шахт, добычей минералов и отличным юмором, присущим этой забавной бородатой расе. Иногда попадаются и совсем необычные проекты – про космос, защиту башен и войны с опасными существами.

Мы собрали лучшие игры для ПК в подборку, так что листайте дальше, тут есть из чего выбирать.

1. Deep Rock Galactic – вчетвером против космических врагов

«Deep Rock Galactic» – кооперативный научно-фантастический шутер про четверку дварфов, спускающихся в опасные подземелья далекой планеты. Игра на русском языке.

Видео игры Deep Rock Galactic

Геймплей мясной и драйвовый, подземелья полностью разрушаемые, монстры разнообразные. Очень рекомендуем.

  • Сайт игры: https://www.deeprockgalactic.com/

2. We are the Dwarves – космическая дварфийская экспедиция

«We are the Dwarves» – затягивающая тактическая стратегия про троицу боевых дварфов, отправляющих в поисках нового дома-планеты.

Видео игры We are the Dwarves

Умные противники, непредсказуемые опасности и отличный звук. Отдельно стоит отметить картинку – игра смотрится стильно и атмосферно.

  • Сайт игры: http://wearethedwarves.com/

3. Craft the World – песочница с выживанием

«Craft the World» – исследование большого плоского мира, явно созданного под вдохновением от «Terraria», строительство жилища и уничтожение обитателей пещеры.

Видео игры Craft the World

Стройте и копайте, копайте и стройте, воюйте и не забудьте о корме и одежде для подопечных. И позовите друзей, в кооперативе интереснее.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/248390/

4. Dwarf Tower – минималистические перестрелки с другом

«Dwarf Tower» – инди игра, напоминающая старый добрый «Морской бой» и «Червяков» одновременно.

Видео игры Dwarf Tower

Простой на первый взгляд геймплей быстро затягивает, но онлайна игре не хватает, так что рекомендуем сразу приобретать версию для друзей.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/335100/

5. The Dwarves – классическая фэнтезийная RPG

«The Dwarves» – RPG, основанная на фэнтезийном романе «Повелитель гномов», хорошо известном за рубежом, но пока, к сожалению, не особо популярном у нас.

Видео игры The Dwarves

Игра создана со скромным бюджетом, так что локациям немного не хватает масштабности, но интересная история и боевка вытягивают этот недостаток.

  • Страница в Steam: https://store.steampowered.com/app/403970/

6. Gnomoria – большая пиксельная песочница

«Gnomoria» – что-то вроде упрощенной копии «Dwarf Fortress», строительная стратегия с непрямым управлением.

Видео игры Gnomoria

Глобальная цель отсутствует, так что задача игрока – просто создать самую крутую крепость и продержаться так долго, как это вообще возможно.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/224500/

7. Gnumz: Masters of Defense – tower defense с гномами

«Gnumz: Masters of Defense» – толпы врагов пытаются завладеть сокровищами из шахт, и только вы можете им помешать. Ничего нового, но сделано качественно.

Видео игры Gnumz: Masters of Defense

Но постараться все же придется – прохождение кажется простым только на первый взгляд, на высоких уровнях приходится много думать.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/371460/

8. Dwarven Brawl Bros – бодрый локальный мультиплеер

«Dwarven Brawl Bros» – веселый двухмерный экшен про 2-6 гномов, уничтожающих друг друга всеми доступными способами. Внимание: одиночная игра и мультиплеер отсутствуют.

Видео игры Dwarven Brawl Bros

Это милое веселое инди, не особо известное у нас из-за отсутствия русской локализации. И зря, обратить внимание стоит.

  • Сайт игры: http://store.steampowered.com/app/367260/

9. Miner Meltdown – драйвовые бои шахтеров

«Miner Meltdown» – вроде бы как не про гномов, а про обычных шахтеров, но в этом случае особая разница незаметна.

Видео игры Miner Meltdown

Стильная двухмерная картинка, веселая музыка и много фана, да и с онлайном пока проблем нет.

  • Сайт игры: http://minermeltdown.net/

10. Dwarven Valley – первая в мире MMORPG про гномов

«Dwarven Valley» – первая игра, предлагающая развитие и выживание в мире, заселенном только гномами. Ну и их врагами, конечно.

Видео игры Dwarven Valley

Игра разрабатывается инди студией с громким именем Dmitry Medvedev и планирует выйти позже в 2018 году.

  • Страница в Steam: http://store.steampowered.com/app/741340/

Подобрать лучшие игры про гномов оказалось не так-то просто, при всем обилии проектов про эльфов, драконов и богинь, трудолюбивые бородачи почему-то оказываются несправедливо забытыми. Вам же тоже кажется это несправедливым?

Маленьких подземных духов в разных странах называли по-разному. Иногда они похожи на мирных домовых, но в горах они живут в подземных пещерах и охраняют земные богатства. Cамые известные персонажи из этой серии - гномы. Имя свое они получили относительно недавно, в XVI веке. Слово это латинско-греческого происхождения - "геномос" в переводе с латыни означает "подземный житель", а в переводе с греческого "гносис" - "знание". Считается, что слово "гном" изобрел алхимик Парацельс, для того, чтобы обозначить дух земли как первоэлемент или как земную элементаль. Но это название прочно утвердилось за сказочными карликами, в первую очередь, из германских и скандинавских мифов. Историческое же их название в древнескандинавском - дверг , в немецком - цверг , в анлийском - дворф . А также древними их прототипами были нибелунги, нижние альвы и кобольды. Все они живут под землей и в пещерах, носят бороды и часто колпаки, славятся своим богатством и мастерством ювелиров и кузнецов.

Но самые древние упоминания о них известны в Египте и Финикии. В Египте маленькие патеки представляли собой уменьшенную ипостась Птаха, бога подземного мира и смерти, по совместительству он, соответственно, все знал и о подземных сокровищах. Патеки, их называют еще патейкосами , владели магией, искусством перевоплощения, а также они создавать магические ювелирные украшения, которые в Египте обязательно наделялись особыми свойствами. Амулеты в виде маленьких кривоногих карликов были очень широко распространены и в числе различных защитных функций защищали также и от змей. Патеки, как и ящерки, служили Хатхор - бирюзовой госпоже. . Так что не исключено, что маленькие колдуны пришли вместе с людьми на север Европы и в Скандинавию из самой Африки. А по дороге оставили след по всему евразийскому северу.

Известны подземные карлики и под другими именами. Гном в Ирландии - лепрекон, в Англии - брауни , в Бельгии - кабутер (на фламандском - клейнманнекен ), в Голландии - скритек , в Германии их зовут еще эрдманейн . В Польше - скрат или краснолюдек, в Сербии и Хорватии - патуляк или керек , в Болгарии - дудже , Венгрии - мано , Испании - дуэнде . Прусских гномов звали каукис (kaukis), исландских - вуттир (vuttir), в Японии - тенгу (tengu). Барбегази (barbegazi) - гномы с большими ногами во Франции и Швейцарии. Популярны также норвежские зетте, ирландские сиды, лапландские чакли. Мегалитические сооружения - дольмены на Кавказе строили лилипуты-бицента Еще есть гмуры и гомозули. Предания о подземных карликх распространены практически на всех континентах, вплоть до Австралии и Полинезии. Наверняка еще не всех назвала. Русский этнограф А.Н.Афансьев в своей работе "Древо жизни" писал "у лужичан карлики называются людки: это подземные духи, обитающие в горах, холмах и темных пещерах.. Людки - искуссные музыканты, любят танцы и являются на сельские праздники. За услуги дают подарки, а когда бывают раздражены, отплачивают злыми шутками". Любимые всеми домовята - их родные братья))

Кельнским гномам посвящен этот фонтан, найден

До сих пор не до конца понятны сказания о чуди - а между тем, кроме легендарной подземной чуди, обладавшей колдовскими способностями, был и народ, который жил на большой территории и оставил о себе память в топонимике, вспомним хотя бы Чудское озеро. Может быть в легендах причудливо перемешались представления о народе и о его верованиях? На Севере Урала, да и по всему евразийскому северу археологи находят чудские землянки и бронзовое литье, в первую очередь чудь связывают с разработками медных рудников, ну и как вокруг всех древних рудокопов вокруг чуди много легенд, в которых о них говорится как о колдунах и знатоках подземного мира. В одном из уральских заповедников - Таганай есть гора Круглица, которую считают эзотерической, вроде бы там можно встретить подземных карликов. Я уже не говорю о Бажове, собирателе уральских сказов и о Хозяйке Медной горы. А в Монголии, между прочим, до сих пор сохранился обычай, по которому для Хозяев гор и дорог ставят специальные жертвенники - обо, складывая холмы из камней и украшая их высокими древками и ярко-синей тканью. И сегодня эти забавные персонажи продолжают вдохновлять писателей, скульпторов и художников.

Гном из парка Мирабель в Зальцбурге отсюда

Лемпреконы - ирландские гномы. Их предок - бог Лак. Ушли под землю, когда пришли кельты. Каждый лепрекон владеет горшком золотых монет. Священное дерево - терновый куст.

Гномы, это воинственные и суровые подземные жители. Занимаются ремеслом, куют мечи, ищут сокровища. Не смотря на закрытость их мира, всегда рады гостям, если только они не пришли забирать их сокровища.

Мы привыкли называть гномами живущих под землёй воинственных карликов. Этот стереотип сейчас широк принят в фэнтези, - в книгах, и в фильмах, и в играх… Так, откуда пошло современное представление о гномах?

Многие образы в фэнтези, - переработанные архетипы из мифов. Уже в древних сказках человек называл подземелья и горы обиталищем духов, трудолюбивых карликов, мастеровитых волшебных существ, создающих оружие и артефакты.

В Эдах из скандинавско-германской мифологии они были свартальфами, или карлами-цвергами.

Свартальфы, - это нижние, тёмные альфы, они живут в нижних мирах, противопоставляются своим светлым собратьям, верхним альфам, живущим в Альвхейме мирах, намного выше по Мировому Древу, и ближе к владениям асов.

Свартальфов боги создали из могильных червей в трупе великана Имира (из которого, собственно, и возникла в Эдах Вселенная). Хотя исходя из происхождения они ассоциируются с чем-то нижним, и тёмным, недобрым, свартальфы и цверги не являются носителями абсолютного зла. В однозначное зло нарекли всех языческих духов пришедшие на смену язычникам христиане.

Напротив, в мироустройстве жители нижних миров должны играть определённую функцию, в конце концов, для того, что бы у дерева выросла крона, нужны крепкие корни. В чём-то эти существа даже являлись хранителями сокровенного знания, так как гномы создали многие “из величайших и мощнейших предметов, таких как цепь Глейпнир, которая удерживает Фенрира, молот Тора Мьёльнир, корабль Скидбладнир, копье Одина Гунгнир, кольцо Драупнир, волосы для богини Сив. Локи соперничал с нижними альвами, мешая им создавать чудесные вещи, так как заключил пари на свою голову, что гномы не смогут выполнить заказ.”

Так получилось, в Европе языческие верования разных народов пересекались друг с другом. Разумеется, это потом повлияло на общность культурного пространства и общности многих существ для европейцев.

Был целый класс чуждых человеку существ, все эти фейри, феи, дивный народ, эльфы. В более ранних сказаниях эльфом мог быть и более поздний по сказаниям гном, который живёт под землёю. Какие-то из этих духов были благожелательны, добры для людей. Другие являлись коварными и жестокими по природе.

В сказках Европы часто различные волшебные существа (разделение которых по “народам” случилось позднее) наказывали за зло злых людей, и вознаграждали за добро добрых.

На картинке сокровища Нибелунгов передают победителю:

В германском “Сказании о Нибелунгах” так назывался целый народ хранителей сокровищ под землёю. В результате всех приключений король Зигфрид захватил страну этих карликов и сам стал хранить их сокровища. Потом прозвище “нибелунги” перешло уже к бургундам, убившим Зигфрида. Так Нибелунги перестали быть гномами, в дальнейшем в сказании так называли хозяев проклятого клада подземников.

А русское слово “гном”, которым мы называем подземников изобрёл Парацельс в XVI веке. Тогда познание человека и мира было тесно связанно с алхимией и оккультизмом. И многие процессы, происходящие в физическом мире объяснялись с ненаблюдаемой метафизикой.

“В алхимии и оккультизме гном - это дух земли как первоэлемента, земная элементаль. Парацельс описывает гномов как существ ростом в две пяди (около 40 см), крайне неохотно вступающих в контакты с людьми и способных двигаться сквозь земную твердь с такой же лёгкостью, как люди перемещаются в пространстве. Схожее описание можно найти в работе Виллара 1670 года, где, однако, гномы представлены как друзья человека, готовые с радостью помочь ему за небольшое вознаграждение.”

В эпоху романтизма в литературе гномы уже стали вполне собирательным образом. Примерами могут послужить гномы у братьев Гримм, в Белоснежке, в Путешествии Нильса. И эти волшебные гномы послужили прототипом для декоративных фигурок “садовые гномики”.

Эти подземные существа, и переработанные из них в фэнтези “гномы” называются по разному. Мы говорим “гном”, произнося именно европейское алхимической обозначение.

“Немцы называют этих существ «цвергами» (zwerg), англичане - «дворфами» (dwarf). Слово «gnomus» или «gnome» в английском обозначает только элементалей Земли и садовых гномов - декоративных скульптур. В языках романской семьи ни «цверг», ни «гном» не прижились: во французском языке гномов называют nain, в Италии - nano, оба слова означают «карлик» и происходят от греческого «νᾶνος» - «крошечный». В других европейских языках есть свои слова, не связанные ни с одним из этих корней - «краснолюд» (польск.), «Kääpiö» (финск.), «Trpaslík» (чешск. и словацк.), и др. В начале XIX века, наряду с «гномом», в русской литературе часто встречался вариант «карла».”

Так что, в зависимости от мира современного фэнтези в нём могут существовать одновременно народы и гномов, и карлов, и дварфов, или же, они могут являться в том мире синонимами.

Обычно, английское “dwarf” у нас переводят как “ гномы”, они хорошие кузнецы, рудокопы и оружейники, ростом менее человека, но сильнее физически и хорошие воины.

“gnome” переводят как “карлик”. Карлики меньше гномов, и более склонны к механике и изобретательству.

На дальнейшее развитие образа гномов повлияли произведения Джона Р. Толкина и Клайва Льюиса Кэррола. В Властелине Колец и в Хрониках Нарнии гномы представлены уже не волшебным мистическим духом, а вполне реальным, материальным народом, таким же, как могут быть живущие под властью правителя люди, или говорящие медведи и волки.

Толкин вывел современные представления о многих фэнтезийных существ, создал современный нам образ. В нём орки, и гномы, и эльфы существа, живущие на одном физическом уровне с человеком.

В Сильмариллионе считается, что гномы, это дети Алуэ. Алуэ хотелось дождаться прихода в мир Арды Детей Илуватара (эльфов и людей), потом он создал своих существ из камня. Существа оказались несовершенным, и не имели души, своей воли и разума. Алуэ хотел уничтожить творения, но они внезапно запросили пощады. Эру сжалился над Алуэ, и вдохнул жизнь в этих гномов. Тем не менее, семь Праотцов Гномов уснули в дальних пещерах, и должны были пробудиться лишь с появлением эльфов. От семи праотцов пошло семь родов гномов, но в книгах Толкина обычно речь идёт лишь об одном клане, Длиннобороды, или народ Дурина, которые населяли город Казад-Дум в Мглистых горах, и проснулись в Гундабаде.

И так многие привычки и поведения гномов Арды перенеслилсь в фэнтези. Они стали обычным народом, существом, которого легко можно встретить в друзьях, или врагах у героя.

Дальнейший вклад в оформление фэнтезийных существ внесла знаменитая ролевая система D&D, т.е. Dungeon&Dragon созданная в 1974 году Гэри Гайгэксом и Дэйвом Арнесоном, и позволяющая разыграть в настольной игре ролевое приключение для живых игроков, руководствуясь определёнными правилами.

Понятно, гномы и орки, многие другие существа и противники были детально описаны в Руководстве Мастера по игре, для облегчения взаимодействия с персонажами. Описания этих существ потребовало создание фона и разработки истории.

Сейчас будет цитата из википедии:

“Во многих книгах и игровых сеттингах, основанных на архетипах ролевой системы Dungeons & Dragons - таких как Forgotten Realms, Dragonlance, WarCraft, существует разница между расами гном (англ. gnome) и дворф (англ. dwarf). Как правило, при отсутствии принципиальных сюжетных препятствий и тех, и других переводят как «гном». В тех случаях, когда различие необходимо, его можно подчеркунть переводом, переводом (например, в «Шаннаре» Терри Брукса, где эти народы враждуют).

Различия между двумя понятиями невелики, но постоянны:

Dwarf - существо небольшого роста, коренастое и очень сильное, у мужчин, как правило, густые бороды. Народ дворфов живет обычно в горах (под горами), славится кузнецким мастерством и боевым искусством. Таких существ чаще всего изображают в виде низкорослых викингов. Им также приписывают владение рунной магией.

Gnome - очень маленькое существо, иногда бородатое или с усами. Гномы обитают глубоко в подземельях, где копят сокровища. Во многих мирах с элементами стимпанка, гномы изображаются талантливыми инженерами-техниками, создающими сложные механизмы, порох и оружие, дирижабли или даже вертолеты. А также изобретателями зеркал, в том числе и волшебных. Один из первых примеров таких гномов - гномы-механики Кринна (Dragonlance) и Лантана (Forgotten Realms). Также эти гномы могут владеть магией волшебников и чернокнижников, иногда изображаемые как лесные маги.

Эти различия уходят корнями не столько в мифологию, сколько в ролевую систему Dungeons & Dragons, где народы описаны именно таким образом.

Вообще, дворфы - низкий, коренастый народ, их легко узнать по размеру и осанке. В среднем они от 4 до 4 1/2 футов ростом (1,2-1,4 метра). У них румяные щёки, тёмные глаза и тёмные волосы. Дворфы могут жить более 400 лет. Обычно дворфы угрюмы и неразговорчивы. Они увлекаются тяжёлой работой, и их мало заботит юмор. Они сильные и храбрые. Они любят пиво, эль, мёд и более крепкие напитки. Их главная любовь, однако, драгоценный металл, в частности золото и мифрил. Они ценят самоцветы, особенно алмазы, и непрозрачные камни (кроме жемчужин). Они не слишком любят эльфов, и испытывают лютую ненависть к оркам и гоблинам.”

Сейчас, в соответствии со стимпанк-модой гномы становятся изобретателями технологий, сторонниками наук и прогресса, создают множество новых фэнтезийному миру вещей, начиная от ружей и дирижабля, и заканчивая паровым боевым роботом.

Соответственно, сейчас в фэнтези гномы стали символом технически развитого, стремящегося к прогрессу народа Подземья.

Есть гномы и в фэнтезийном Вархаммере, и со стороны местные гномы выглядят специфично, суровы, брутальны и пафосны, впрочем, это обычное дело для Вселенной Вархаммера.

Первый раз я познакомился с игровыми гномами в Icewind Dale. Великая игра про обитателей заснеженных гор и подземелий под ними. Потом уже были двемеры из Морровинда, одновременно и механики и мистики, оставившие после себя много чего необычного по всему Вварденфеллу.

Как-бы не изменялся их образ, во многом гномы остаются харизматичными существами Подземья. Надеюсь, вышеприведённая информация поможет Вам вдохновиться, и написать свои тексты о гномах.

Если Вас заинтересовала данная тема, приходите на лонгмоб «Подземелья и гномы»

Уже есть первый текст, но очень нужны и другие отважные покорители подземелий!

Легенды о гномах очень популярны в Европе. Да и по всему миру. А в России? Оказывается, и на наших просторах нашлись места подземным крошкам. Например, в Сибири. Или на Урале. Там не только их тоннели находили. Сибирских гномов люди звали «чучками» .

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦИН, руководитель межрегиональной группы изучения тайн и загадок Земли и Космоса «Лабиринт» , который сам с коллегами отправился по следам сибирских гномов:

«…На 7 вер. от Кунгура по направлению к Перми по Пермскому тракту есть под камнем большое отверстие, в которое может свободно пройти взрослый человек. В пещеру устроены небольшие копанные ступеньки. По народному преданию, в пещере этой проживали когда-то «чучки» — мелкие люди…»

Шаманская бляшка. Такие изделия отливали представители чуди. Не себя ли изображали?

Так писал в 1925 году в статье «Неисследованная пещера» местный краевед М.А.Блинов, надеясь, видимо, на то, что необычной пещерой заинтересуются ученые. Увы – надежды не оправдались: в последующие годы пещеру не только не изучили, а вовсе потеряли. Только в 1990-х годах известный пермский спелеолог Игорь Лавров, обнаружив статью Блинова, решил разыскать пещеру чучек. По словам энтузиаста, сделать это было непросто – слишком большие изменения произошли в указанном районе. Только в 2002 году вскрылся ведущий под землю ход…

Увы – хотя пещера, получившая название Бабиногорская, оказалась весьма интересной и разветвленной, с подземными озерами – следов пребывания в ней в древности людей пока обнаружить не удалось. В том числе и «копаных ступенек». Что, впрочем, неудивительно: даже если пещера опознана правильно, то прежний вход в нее ныне перекрыт оползнем…

Однако Бабиногорская пещера — не единственное в Пермском крае место, где по преданиям жили таинственные чучки (кстати, Игорь Лавров выяснил и значение этого слова – в Х1Х веке оно означало «чумазые»). Упоминания о них можно найти в литературе, правда, весьма скудные. Так, в выпущенном в 1970 г путеводителе по Уралу буквально в одной фразе упоминается гора Чучек в нескольких километрах от города Суксун. Добравшись до этого соседнего с Кунгуром райцентра, проходим по домам. Вначале нас ждет облом – коренных жителей почти не осталось, живущие недавно в лучшем случае знают только название высотки. Предания о ее легендарных обитателях помнила только Анна Ивановна Третьякова.

Бляха. Человекоптица. 13-14 в. Бронза. 6,2/3,8 см. Верхнее Прикамье Пермской области

— Карлики там жили, их чучками звали! – сходу заявила собеседница, пояснив: — Нет, самих чучек даже в старые времена никто не видел, есть только предание, что ушли они отсюда, когда русские на Урале поселились и их увидели… Но то, что маленькие они были – точно! С вершины горы к речке лесенки из камня были сделаны, вот такой высоты ступенечки (женщина разводит руки на высоту ладони). Несколько было лесенок, я сама их видела! Мой мужик покойный всегда их расчищал. Сейчас-то их, наверное, позатянуло землей, там наверху все разворотили, корчевали лес… Да и речка от горы давно отошла, она наш берег подмывает. Как-то лет пятьдесят назад точно напротив горы Чучек берег обрушился: открылись срубы и тоннель. Все удивлялись, приезжали какие-то люди, изучали, сказали, далеко идет. Потом приехали с аквалангами, полезли и – как они нам сказали – исчез ход: обвалился…

Попытки навести среди уральских спелеологов и спелеодайверов справки насчет «подводного тоннеля» привели к обескураживающему результату – никто из них исследования в районе горы Чучек не проводил, и не слышал о таких… Точно так же и археологического ее изучения вроде бы не проводилось. Однако предания про живших когда-то низкорослых людей, то ли вытесненных, то ли выбитых народами-переселенцами, бытуют не только в Пермской области, напротив, распространены на Урале очень широко, хотя именовали карликов по разному:

— Был такой низкорослый народ — чудаки. Они себя, когда новое население пришло, живьем закапывали. Под Харино такое место есть, вроде их могилы. Там любой покажет. Летом на Троицу туда народ приходит, поминает их – просвещал меня молодой охотник в Коми-Пермяцком округе.

Этнограф, ныне редактор Кудымкарской газеты Елена Ивановна Коньшина обобщает:

— Таких рассказов у нас много ходит. Сама записывала. Обычно говорят, что карлики эти, чудь, как чаще их называли, сами себя хоронили, когда завоеватели пришли: копали яму, ставили на столбах крышу, подрубали столбы… Были долго слышны стоны и плач из-под земли. До сих пор туда люди каждый год приходят. Предками чудь не считают, но все равно уважают. На месте одной их «могилы» даже крест поставили.

Известный знаток уральских преданий П.П.Бажов про низкорослых людей слышал с детства, а жил он на юге нынешней Свердловской области: «Чаще всего говорилось о «старых людях». Эти «старые люди» натаскали тут всякого богатства, а потом, как наши пришли в здешние края, эти старые люди навовсе в землю зарылись, только одну девку оставили смотреть за всем». «Стары люди вовсе маленькие были. Они ходили под землей по одним им ведомым «ходкам» и «знали все нутро». «Стары люди – это не русские и не татарва, до них здесь жили».

Гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры…

Вообще говоря, легенды о карликах-рудознатцах издавна бытуют по всей Евразии, только называют их по разному: гномы, зетте, сиды, чакли, донбеттыры… Однако уральские предания наиболее реалистичны: подземные жители здесь вовсе не «мальчики с пальчики»: рост их просто немного ниже, чем у обычного человека, обычная оценка: с «подростка». Получается, вполне реальные африканские пигмеи даже ниже легендарных подземных жителей! Да и «духами», выходцами с того света этих детей подземелий на Урале никогда не считали – просто умелый, искусный, но физически слабый народ, вытесненный завоевателями под землю. Из легенд и преданий можно даже выяснить особенности их общественного устройства и культуры. Так, необычно большое число дев-правительниц может говорить о матриархате у чучек. Не чуждо им и имущественное расслоение:

«Сирты (так называют наших героев ненцы) живут теперь внутри земли, потому что они не могут выносить света солнца, они имеют свой язык, но понимают и язык ненцев. Однажды ненец, роясь в земле, напал на пещеру, в которой жили сирты. Один из них сказал: «Оставь нас в покое, мы боимся света и любим мрак земли, но здесь есть ходы, ступай к нашим богачам, если ты ищешь богатства, а мы бедны.» Самоед побоялся идти темными ходами и снова завалил открытую им пещеру*. (* Н.А.Криничная Предания Русского Севера)

Богатые и бедные — все как у людей! Так может, подземные карлики и относятся к роду людскому?

Таинственные невидимки

За легендами часто стоит пусть искаженная, но реальность. Я попытался поискать возможные следы чучек/чуди/старых людей не только в фольклоре, но и среди археологических данных – и их оказалось немало. Однако разрозненных и, как правило, несистематизированных. Еще известный академик Симон Паллас, по заданию Петра составлявший географическое описание Российской Империи, писал о «чудских копях» и даже о найденных в них предметах обихода: рукавичек и сумочке. Чуть позже в том же веке уже российский академик, Иван Лепехин писал:

«Вся самоядская земля и нынешний Мезенский округе наполнена запустевшими жилищами некоего древнего народа. Находят оные на многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи, и находят железные, медные и глиняные обломки домашних вещей и сверх того человеческие кости. Русские называют сии домовища чудскими жилищами. Сии запустевшие жилища, по мнению самоедов, принадлежат некоторым невидимкам, собственно называемым по самоядски «сирте».

Особенно же впечатляет загадка «чудского литья». По всему Уралу найдены даже не тысячи, а десятки тысяч так называемых «шаманских бляшек»: литых медных и бронзовых миниатюр, изображающих животных и людей в удивительно экспрессивных позах. В 1910 году один из первых российских археологов А.А.Спицын выпустил целый атлас с рисунками таких вещиц. Изучают их и современные археологи: бляшки есть во многих уральских музеях. Искусствоведы даже термин ввели: «Пермский звериный стиль». Удивительно, но в Средневековье культура их резко исчезает: на южном Урале чуть раньше, на Северном чуть позже. Бесспорно, под влиянием пришедших на Урал переселенцев – тюрков и русских. Куда исчез целый народ древних металлургов? Археологи, с коими я говорил на эту тему, пожимают плечами: часть могла быть перебита, часть ассимилирована. Однако все полуподземные жилища чуди выглядят скорее покинутыми, заметных следов битв нет. Куда же ушли их обитатели? Иногда потомками чуди, ушедшей в глухую тайгу, называют современных хантов и манси – однако, по моему, геометрические орнаменты их вышивок не имеют ничего общего с «пермским звериным стилем».

А вдруг правы легенды, и чудь ушла не в леса, а под землю? Тем более, что опыт сооружения полуподземных жилищ и устройства рудных шахт у этого народа уже был накоплен изрядный. Да и прецеденты имеются.

Однако, если остатки подземной чуди дожили до наших дней – почему они не идут на официальный, так сказать, контакт? Здесь остается только гадать: может быть, подземные вожди доходчиво объясняют подданным, что на поверхности людей на сковородах жарят, можно придумать и другие причины… А может быть, чудаки и в самом деле уже полностью исчезли… Во всяком случае, ясно – инициатива в поисках их следов (а может, чем черт не шутит, и самих карликов) должна принадлежать нам, «верхним людям». Вместе с друзьями, я уже много лет мечтаю о серьезной экспедиции на Полярный Урал. Тем более, что некоторые предания указывают точное местонахождение «пещер чуди».

Однако дилетантизм в таком деле недопустим! В поисках должны принимать участие не только спелеологи, но и археологи, этнографы, в конце концов, переводчики с языков малых народов… Плюс ко всему – места те весьма малонаселенные. Так что займет экспедиция много времени и влетит в не слишком большую, но все же неподъемную для любителей «копеечку». Может быть, интерес к поискам, грозящим открыть новые, неизвестные и неожиданные страницы отечественной истории, особенно истории Севера, проявят спонсоры из числа расположенных в интересующих нас районах нефтегазовых фирм?