«На борту был мощный взрыв». Пилоты «Саратовских авиалиний» говорят о теракте

Как человек, немало послуживший в ВВС и имевший дело с безопасностью полетов, я тоже недоумеваю, почему столь компетентная комиссия по расследованию авиакатастрофы обвинила высокопрофессиональный экипаж в неспособности справиться с возникшей на борту чрезвычайной ситуацией.

Потерялись на земле?

В том, что произошло за 70 секунд полета, комиссия, судя по всему, так и не смогла досконально разобраться.

“ Командир перед падением самолета жал на педали поворота руля направления, как будто пытался обойти неожиданное препятствие ”

Как известно, примерно через минуту после отрыва от ВПП Ту-154-Б2 набрал высоту около 250 метров и скорость порядка 360–370 километров в час. Сразу после этого на борту стала «стремительно развиваться нештатная ситуация».

На пресс-конференции, посвященной работе правительственной комиссии, начальник службы безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации Сергей Байнетов сказал, что «радиообмен был крайне краток. Особая ситуация была в течение 10 секунд…» То есть, по его словам, до этого все шло достаточно штатно. Однако анализ радиообмена экипажа не только в последние секунды полета, но и на земле говорит об обратном. К этой точке зрения склоняется и первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по обороне Андрей Красов: «Что-то экстраординарное должно было произойти».

Минобороны РФ в свою очередь также сообщало о нештатной ситуации на борту Ту-154-Б2 перед падением. Что же оказалось экстраординарным еще на земле?

Из попавшей в открытый доступ части материалов расследования следует, что «командир воздушного судна Р. Волков стал испытывать затруднения в определении собственного места положения на территории аэродрома», что было связано с его представлением о предстоящем курсе взлета. Волков якобы не понимал, с какой из двух ВПП ему предстоит взлетать. Но сочинский аэропорт оборудован подсветкой указателей номеров рулежек и взлетно-посадочных полос. По мнению экспертов, «заблудиться» там невозможно. К тому же Волкову аэродром был знаком. Более того, если командир лайнера потерялся еще на земле, тут же должен последовать запрет на взлет, чего не произошло. Значит, все было штатно или от общественности скрывают, что это не так? Но тогда вопросов еще больше.

В материалах расследования о нарушении пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) говорится, что за 70 секунд полета на высоте до 300 метров даже новичку потеряться очень сложно. А за штурвалом находился опытный пилот, налетавший, повторим, на Ту-154 1900 часов. Волков постоянно выполнял взлет с тангажом на кабрирование, который иначе как по авиагоризонту не выполнишь. Рядом находился подготовленный штатный экипаж, который контролировал ситуацию и среагировал бы на отклонения приборов. Сложно поверить, что их показания несколько десятков секунд игнорировались, причем коллективно. Не поддается объяснению и фактическое самоустранение второго пилота и штурмана от обеспечения безопасного полета. Экс-начальник службы безопасности полетов ВВС (1997–2002), заслуженный военный летчик генерал-майор авиации Борис Туманов убежден: не могли два профессионала потерять пространственную ориентировку, а катастрофа произойти из-за ошибочных (то есть осознанных) действий экипажа. Если, конечно, у него в это время не была нарушена пространственная ориентировка (ситуационная осведомленность).

Подобные случаи исследовались медиками ВВС Великобритании. Нарушение пространственной ориентировки может наступить при параметрах, превышающих нормальные для жизнедеятельности летного состава. Это температура от +20° и перегрузка более 1 единицы. Но работе экипажа Ту-154-Б2 соответствовали обычные параметры жизнедеятельности. Поэтому нарушение пространственной ориентировки, мягко говоря, проблематично. Однако государственная комиссия сделала именно такой вывод. Почему?

В материалах расследования говорится, что этому «могли способствовать (но могли и не способствовать! И. С. ) возникшее чрезмерное нервно-психическое напряжение, обусловленное сочетанием ряда ситуационных профессионально-психологических стрессовых факторов на фоне естественного эмоционально-физиологического утомления; отсутствие устойчивых навыков в распределении внимания и выдерживании заданных параметров полета на этапе взлета и набора высоты». И это у профессионально подготовленного командира воздушного судна и экипажа?

«Прямая» индикация пространственного положения самолета по крену высвечивается на командно-пилотажном приборе (КПП), ее невозможно не заметить. Тогда откуда взялось, что она вызвала затруднения у конкретного командира воздушного судна? У молодого пилота во время переучивания на тренажере – может быть. А Роман Волков, еще раз подчеркнем, был опытным летчиком. Кроме того, на случай отказа КПП есть дублирующий прибор – авиагоризонт АГР-72.

Кстати, если «особая ситуация» возникла еще на земле, то почему лица, управляющие воздушным движением в районе аэропорта, не оказали экипажу своевременную помощь? В материалах расследования об этом сказано так: «Авиационному происшествию способствовали упущения в контроле организации полетов, объективного контроля и летно-методической работы руководящего состава 800 (АБ)…»

Не слишком ли легковесно: «Авиационному происшествию способствовали упущения… руководящего состава 800-й авиационной базы». Это же не овощная база и даже не база Военторга. У летной части давняя и славная история, это давно сформировавшийся живой организм Военно-воздушных сил. Элитная дивизия особого назначения, выполняющая государственные задачи, зарекомендовала себя как ответственное и безаварийное соединение. Там была заложена система надежной эксплуатации авиационной техники и подготовки авиаперсонала. Установлен жесткий контроль обеспечения на земле и в воздухе безаварийной работы, безопасности полетов. При Сердюкове переиначили 8-ю ад (ОН) в 800-ю (АБ), понизив статус, но не урезали ее ответственность. Какие-то недостатки при подготовке экипажа, конечно, могут иметь место. Но в принципиальные, отмеченные комиссией и повлекшие катастрофу я как эксперт не верю.

Явные противоречия прослеживаются и в оценках деятельности командира. Из материалов расследования следует: «Р. Волков не был готов к полету по психологическим, профессиональным и физиологическим критериям как летчик, как командир корабля, как ответственный за безопасность пассажиров». Но перед этим звучали совсем другие оценки. «Экипаж потерпевшего крушение Ту-154-Б2 был готов к выполнению полета, уровень его квалификации соответствовал выполнению полетного задания», – констатировал в одном из интервью тот же Байнетов. Его поддержал в тот момент главнокомандующий ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев: «Волков – прекрасно подготовленный военный летчик первого класса…»

Не могу себе представить и того, чтобы руководство страны могло на столь ответственное задание назначить неподготовленный летный экипаж. Как сказал Борис Туманов, «не может командир экипажа Ту-154-Б2 с такой профессиональной подготовкой и налетом на Ту-154 1900 часов попасть в ситуацию нарушения пространственной ориентировки, тем более на взлете, когда пилотировал самолет по приборам».

Мираж по курсу

За время поисковой операции было обнаружено более 200 фрагментов потерпевшего катастрофу самолета, в том числе боковая обшивка фюзеляжа размером 3,5 на 4,5 метра с иллюминаторами, хвостовая часть с кусками двигателя, отдельно двигатель, стойка шасси… Подняты 20 тел и многочисленные останки авиапассажиров. Такой разброс бывает только при разрушении самолета в воздухе.

Хотя точка массового скопления осколков находилась в шести километрах от береговой черты, где глубина от 80 до 100 метров, обломки и личные вещи обнаружены на довольно большой площади, часть из них – в 12–14 километрах. В связи с этим серьезные эксперты говорят о возможности взрыва на борту. Значит, не исключена версия теракта.

По мнению эксперта в авиакосмической области Вадима Лукашевича, у следствия оказалось слишком мало информации. Поэтому говорить о каких-либо определенных причинах катастрофы сложно.

Специалисты, участвующие в расследовании, выяснили, что командир экипажа перед падением самолета жал на педали поворота руля направления, которые обычно не используются при взлете. Как будто пытался обойти неожиданное препятствие. При этом в комиссии отвергли вариант внешнего воздействия и технической неисправности лайнера. Складывается впечатление, что перед самолетом действительно возникло какое-то препятствие, возможно, стая птиц или даже мираж. Однако опытные летчики считают, что оснований говорить об ошибке пилота опять же недостаточно.

«Самолет на взлете падает очень редко, тем более такого класса. Он имеет три двигателя, очень надежен. Не могло быть, что кто-то к нему подлетел, во что-то он мог врезаться. А тут резкое падение, так бывает в том случае, когда что-то нештатное случилось, что-то взорвалось, что-то отвалилось… Летчик мог включить сигнал бедствия, но этого тоже не произошло. На экипаж я не могу грешить, а техника так сразу не ломается, – поделился соображениями летчик-инструктор Андрей Красноперов. – Если бы лайнер падал целым, то просто исчез бы в воде, а на месте его падения образовалось бы масляное пятно, потом всплыли бы фрагменты... А тут даже нашли человека, который в прибрежной зоне пострадал от обломков, а уж потом остатки самолета. Все это говорит о том, что части лайнера падали беспорядочно».

Видимо, низкое качество исходных данных (их отсутствие) не позволило участникам расследования досконально восстановить всю схему развития нештатной ситуации на борту Ту-154-Б2 и соответственно прийти к единому мнению.

Дополнительной проблемой стал бортовой самописец, созданный в 80-х годах и представляющий собой по сути катушечный магнитофон тех лет. Он не был поврежден, но для получения с него полноценной информации в НИЦ эксплуатации и ремонта АТ ВВС МО РФ не осталось ни оборудования, ни специалистов. Пришлось обращаться за помощью в МАК, но расшифровка записи немного добавила в расследование.

Воспроизведем те последние 10 секунд деятельности экипажа до падения самолета в Черное море через некие версии и мнения. Комиссия по расследованию катастрофы Ту-154-Б2 констатировала: на 73-й секунде, задев левым крылом поверхность моря, он развалился на части и затонул. Подчеркну: на части, но не на фрагменты, как оказалось в реальности. В момент столкновения левый крен был около 50 градусов, приборная скорость – 540 километров в час. Лайнер успел пролететь над морем 1270 метров. Откуда же взялись многочисленные фрагменты при столь небольшой скорости полета и малой высоте?

Изначально было 15 и даже более версий катастрофы. Когда получили данные с двух «черных ящиков», стало вдвое меньше. Но оставшиеся версии до сих пор не обнародованы официальными лицами. «Нельзя сказать об одной причине этого авиационного происшествия, – подчеркивал Сергей Байнетов. – Эти причины лежат в области и человеческого фактора, и авиационной техники, и внешних условий». По его словам (до принятия комиссией окончательных выводов), на развитие особой ситуации на борту могло повлиять и некое механическое воздействие. Но этот посыл тоже ничего не добавляет и ни о чем не говорит конкретно. Все из области предположений, которые могли бы сделать и НЕспециалисты. А что на самом деле явилось причиной катастрофы, родственники погибших, российская общественность так и не знают. «Расследование закончено, забудьте…»

После трагического события прошел почти год. Но даже по истечении этого времени лично у меня на душе не стало легче и спокойнее. Как летчик и эксперт, я ощущаю недосказанность, какое-то умолчание, отсутствие внятных объяснений по ряду кричащих фактов поведения самолета и экипажа в то раннее сочинское утро 25 декабря.

За выводами госкомиссии остались не только вопросы, на которые так и не получены ответы, но и логические противоречия, нестыковки. Может, кому-то выгодно, чтобы катастрофа Ту-154-Б2 так и осталась тайной за семью печатями. Но только не российской общественности. Истина рано или поздно должна восторжествовать.

Игорь Семенченко ,
независимый эксперт в области безопасности полетов и авиации, первый заместитель начальника оперативного управления Главного штаба ВВС (1997–2003), генерал-майор

МАК анонсировал причину крушения лайнера «Саратовских авиалиний» в Подмосковье. Однако пилоты авиакомпании на условиях анонимности утверждают, что это был теракт.

Обледенение датчиков объявили причиной крушения

К вечеру 13 февраля стала известна основная причина крушения Ан-148. Как заявили в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), датчики полного давления обледенели, в результате чего информация о скорости самолета на индикаторах отображалась неверно.

Обледенение датчиков, в свой черед, произошло из-за того, что системы их обогрева были выключены.

Как выяснили специалисты, нештатная ситуация на борту упавшего Ан-148 начала развиваться через 2 минуты 30 секунд после взлета. В это время самолет находился на высоте 1300 метров. Крушение, по данным Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, произошло на четвертой минуте полета.

Однако до конца непонятно, как неверное отображение скорости могло привести к такому стремительному падению лайнера. Напомним читателям, экипаж не успел выйти на связь с диспетчерами и не запрашивал аварийную посадку.

«Это был теракт»

Как и в любом резонансном происшествии, не обошлось без неофициальных предположений.

«Радио Свобода» пообщалось с пилотом «Саратовских авиалиний», который неоднократно летал маршрутом Москва-Орск, в том числе вместе с погибшим капитаном воздушного судна Валерием Губановым.

Летчик на условиях анонимности сделал сенсационное заявление.

«Я считаю, что это теракт, все коллеги, с которыми я пообщался после трагедии, тоже к этому склоняются», - сказал он.

По его словам, техобслуживание самолетов в «Саратовских авиалиниях» проходит как положено, по регламенту, модель Ан-148 сама по себе надежная, а все нештатные ситуации экипажем хорошо отрабатываются. Ошибку пилотирования или технические неисправности как версии собеседник «Радио Свобода» отрицает.

Неназванный пилот обращает внимание на то, что обломки от самолета раскидало на километр, а тела невозможно опознать без генетических экспертиз.

«Если бы самолет развалился от удара о землю, то тела и обломки лежали бы рядом, компактно, в таких случаях многих погибших находят в их креслах. А тут по частям всех собирают... Это значит, что на борту был мощный взрыв, иначе бы их так не разнесло», – рассказал пилот «Саратовских авиалиний».

Во Владивосток самолета, вылетевшего в Сеул. Несколько выпивших болельщиков, которые направлялись на Олимпийские игры, действительно нарушали порядок и закурили в туалете самолета, но уже после того, как на борту началась паника из-за сообщения об аварийной ситуации. По словам приморских болельщиков, направлявшихся на Олимпиаду, "двигатель заглох, потом все начали судорожно пить, курить и готовиться умереть", сообщает ИА PrimaMedia.

Официально авиакомпания "Аврора" заявила, что самолет AIrbus 319 рейсом SU 5436 из Владивостока в Сеул был вынужден вернуться в аэропорт вылета из-за технической неполадки – поломки датчика масла в одном из двигателей. Самолет развернулся после 40 минут полета.

"Начались проблемы с датчиком масла в двигателе, он просто заглох. Проблема была не в нарушителях. Они пошумели, когда зашли в самолет, потом успокоились. Уже после того, как объявили о технической неисправности, они стали курить в туалете. Как я понял, самолет сделал крюк и вернулся во Владивосток, хотя был почти у Сеула, потому что его должны были ремонтировать именно в Приморье", – рассказал пассажир самолета по имени Александр.

(Согласно официальной информации от компании "Аврора" двигатель, в котором возникли неполадки, не глох. Причина разворота воздушного судна - отклонение в индикации уровня масла одного из двигателей - прим.ред).

По словам еще одного свидетеля событий на борту, на двух закуривших в туалете пассажиров уже в аэропорту были составлены административные протоколы. Каждый из них заплатит штраф в 500 рублей.

"Это была компания из шести человек, двоих из них задержали. Я не уверен, что они были болельщиками, может быть, и моряки. Ничего серьезного не случилось, они поорали, но я так понимаю, особо последствий для них не будет. Вид у них не очень презентабельный. Четверо точно продолжат с нами путь в Сеул на другом самолете, а вот двое, которые курили – вопрос", – рассказал пассажир по имени Игорь.

Отметим, что борт благополучно приземлился во Владивостоке между 13 и 14 часами дня. На взлетно-посадочной полосе самолет встречали пожарные машины и кареты "скорой помощи", под одним из двигателей выходящие люди увидели лужу масла. Сейчас пассажиры ожидают в аэропорту резервное судно, которое доставит их в Сеул.

По информации агентства от источника в правоохранительных органах, полиция установила троих нарушителей порядка на борту A319. "О внесении этих граждан в "черные списки" говорить пока рано, однако с рейса они не сняты. Молодые люди признали вину и раскаялись", - отметил собеседник ИА PrimaMedia.

Напомним, что 22 февраля 2018 года воздушное судно А319 авиакомпании "Аврора" при выполнении рейса 5436 по маршруту Владивосток – Инчхон (Сеул) совершило возврат в аэропорт вылета Владивосток (Кневичи). По предварительной информации, через 40 минут полёта экипаж зафиксировал отклонение в индикации уровня масла одного из двигателей. Командиром воздушного судна было принято решение о возврате в аэропорт вылета Владивосток. Посадка выполнена благополучно. Никто из находящихся на борту 119 пассажиров и 6 членов экипажа не пострадал. прокомментировала инцидент с экстренным возвратом рейса HZ 5436 Владивосток - Сеул в аэропорт отправления. По данным перевозчика, причиной разворота лайнера стали неполадки в индикации уровня масла в одном из двигателей.

Сейчас, по словам представителей авиакомпании, для выполнения рейса 5436 в Сеул готовится резервное воздушное судно авиакомпании. Причины случившегося выясняет специально созданная комиссия.

Редакция Арриво подготовила 7 важных советов на 7 опасных ситуаций.

Драка на борту

Драки на борту самолета стали нередким явлением, как среди наших соотечественников, так и среди иностранных туристов. Объясняется это, как правило, тем, что в аэропорту многие напиваются, чтобы унять страх перелета или просто сократить время ожидания. Оказавшись в замкнутом пространстве, кто-то просто засыпает, а кто-то начинает искать поводы для конфликта.

Опаснее всего на борту группы болельщиков, которые стремятся получить максимум адреналина и, наравне с драками, устраивают «качку», то есть бросаются от одного борта к другому. Если их меньше 30 человек, это не опасно, в противном же случае равновесие самолета может быть нарушено.

  • Став свидетелем драки на борту, в первую очередь, нужно сохранять спокойствие.
  • У всех иностранных авиакомпаний в экипаж входят так называемые «маршалы» - крупные стюарды, которые намного лучше справляются с усмирением буйных пассажиров, чем с раздачей сэндвичей.
  • А вот в отечественных компаниях подобная должность отсутствует, поэтому мужчины должны быть готовы прийти на помощь бортпроводнику в случае необходимости.

Зона турбулентности и воздушные ямы

Под турбулентностью понимается смешение нескольких воздушных потоков с разной температурой и плотностью, в результате которого самолет может мгновенно опуститься или подняться на несколько десятков метров. Чаще всего подобное происходит на высоте более шести тысяч метров, во время полета над городом, песчаным пляжем или озером, поверхность которого прогрета неравномерно.

При падении самолета в большую воздушную яму, все предметы, находящиеся в салоне и не закрепленные как следует, резко взмывают вверх, а затем падают на сидящих. Кроме того, если не пристегиваться, можно получить ушиб или даже перелом, ударившись во время тряски, которая обычно бывает при прохождении зоны турбулентности.

  • Садясь в самолет, убедитесь, что рядом нет тяжелых или острых предметов, незакрепленного багажа.
  • Даже ручка в кармане пиджака может стать опасной, поэтому лучше упаковать ее в сумку.
  • Кроме того, непременно пристегнитесь, а при попадании в зону турбулентности сгруппируйтесь так, как это указано в памятке пассажира.

Пожар в самолете

Нередки случаи, когда виновниками пожара в самолете становятся сами пассажиры, неосторожно обращавшиеся с огнем или курившие на борту. Правда, возникнуть пожар может и при взлете или посадке, и тогда у пассажира остается не более трех минут, для того чтобы выбраться из самолета.

  • В первую очередь помните, что самолет представляет собой огромный летающий бензовоз, и пользоваться зажигалками или курить на его борту категорически запрещено.
  • Если пожар при нахождении на взлетной полосе уже начался, постарайтесь как можно скорее покинуть салон самолета.
  • Для этого при посадке запомните, где расположены аварийные выходы, посчитайте, сколько от вас рядов кресел до выхода, чтобы сориентироваться даже на ощупь.
  • Не вдыхайте дым, передвигайтесь согнувшись, или на четвереньках, накиньте пальто или куртку и избавьтесь от синтетики в одежде (в том числе от колготок), поскольку расплавившись она наносит самые тяжелые ожоги.
  • Не стоит снимать обувь, кроме туфель на шпильках при выходе на надувной трап, да и те стоит держать в руках, чтобы на земле сразу обуть и не наступить на битое стекло или пластик.

Декомпрессия

Декомпрессия, в отличие от большинства авиа-происшествий, случается очень быстро и, хотя кажется пугающей, не является поводом для паники. Громкий шум, которым сопровождается выход воздуха из салона, способен напугать, однако самое опасное не это. Самолет быстро наполняется туманом и пылью, становится сложно дышать, в ушах звенит. В этот момент, самое важное не запаниковать, а надеть кислородную маску и надежно закрепить ее, чтобы она не свалилась, даже при возможной качке или потере сознания. Знайте, что экипаж немедленно начнет исправлять ситуацию, и самолет будет резко снижаться, пока давление в салоне и снаружи не выровняется, а затем будет совершена аварийная посадка в ближайшем аэропорту.

  • При первых признаках декомпрессии, наденьте кислородную маску на себя, а затем помогите окружающим.
  • Даже если рядом находится ребенок, в первую очередь позаботьтесь о себе, иначе вы можете потерять сознание и оставить его без помощи.

Аварии при взлете и посадке

Бортпроводники не зря просят пассажиров пристегнуть ремни и поднять спинки кресел во время взлета и посадки. Самые неожиданные аварии происходят именно в эти периоды полета.

  • В первую очередь, не стоит рассчитывать только на указания экипажа.
  • Заметив, что полет проходит не так (самолет резко снижается, один из двигателей затих или в салоне появился дым) пристегнитесь, сгруппируйтесь и приготовьтесь к экстренной посадке, во время которой неизбежны сильные перегрузки.
  • Как только самолет остановится, пассажиров начнут эвакуировать. В этот момент нельзя поддаваться панике, но делать все нужно предельно быстро.

Посадка самолета при сильном боковом ветре

Угон самолета

Случаи захвата самолета крайне редки, однако, о них быстро становится известно всему миру. И хотя шанс, что захватят рейс Москва-Анталья, ничтожно мал, лучше все же знать основные правила поведения и выживания в подобных ситуациях

  • Не выделяйтесь среди других пассажиров, исполняйте все требования преступников, а затем и группы освобождения.
  • Совершайте любые действия (поход в туалет, открытие багажа) только получив разрешение.
  • Во время штурма постарайтесь сесть или лечь на пол или спрятаться за спинкой кресла, не выражайте свое отношение к захватчикам и не пытайтесь справиться с ними самостоятельно.
  • После освобождения будьте готовы к тому, что следующие несколько часов придется непрерывно отвечать на вопросы полиции и силовых структур.

Посадка на воду

В экстренных случаях самолет может сесть на воду, однако это не значит, что жертвы неизбежны, поскольку к этому все воздушные суда подготовлены. Судно может находиться на плаву до 40 минут, и за это время все успевают его покинуть. Кроме того, современные самолеты оснащены спасательными жилетами и плотами, которые самостоятельно надуваются за одну минуту.

  • До отправления выясните, в каком положении самолет удерживается на плаву - горизонтально, с опущенным в воду хвостом или носовой частью. Исходя из этого, планируйте, к какому выходу нужно будет двигаться.
  • После приводнения начинайте с помощью стюардов спускать на воду самонадувающиеся плоты. В случае если плот не начал надуваться сам, дерните за ручку системы воздухоснабжения, расположенной на боку плота.

Еще одно видео о посадке самолета на острове Сент Мартин

Как сообщил сегодня на пресс-конференции в городе Москве руководитель службы безопасности полетов авиации ВС РФ С. Байнетов, анализ 1-й фразы командира экипажа ранее разбившегося под Сочи авиалайнера Ту-154 свидетельствует «о начале особой ситуации».

«Пока что она больше ничего не говорит», — успел заявить он. Также Байнетов рассказал, что сам радиообмен с упомянутым Ту-154 был слишком краток. «Вы себе представить можете, что особая ситуация активно развивалась в течение десяти секунд? Что сказать можно за 10 секунд?» — спрашивает он.

К тому же представитель Минобороны указал, что полученные сведения с бортовых самописцев в итоге позволили в два раза сократить количество версий причин произошедшей авиакатастрофы, однако нельзя пока что-либо говорить о том, что именно спровоцировало падение лайнера.

«Нельзя сейчас сказать об одной только причине данного авиационного происшествия. Все эти причины лежат в области и авиационной техники, и человеческого фактора, и разных внешних условий», — объяснил он. По словам господина Байнетова, не снята также и версия теракта. При этом представитель Минобороны успел уточнить, что взрыва на борту российского самолета не было, однако не исключается «некое механическое воздействие».

Одновременно представитель Минобороны указывает, что в городе Сочи, где Ту-154 садился на необходимую дозаправку, на его борт в итоге поднимались лишь представители погранслужбы, а все пассажиры в самолет сели еще в аэропорту Чкаловский, что под Москвой. Также Байнетов рассказал некоторые подробности нескольких последних секунд перед авиакатастрофой. В частности, по его словам, всего данный полет длился лишь 70 секунд, а вот максимальная высота, на которую успел подняться лайнер, составила всего 250 метров при скорости в 370 км/ч.

Накануне издание «Коммерсантъ» сообщило, что проблемы у Ту-154 внезапно могли начаться после по какой-то причине не убранных закрылков, а вот действия членов экипажа в этом случае определенно могли усугубить еще больше аварийную ситуацию. Опрошенные журналистами эксперты предполагают, что проблема с самолетом возникнуть могла по причине ложных показаний как высоты, так и скорости на приборах.

В свою очередь, глава Минтранспорта М. Соколов заявил, что бортовая техника самолета работала нештатно, «Вполне очевидно, что была некоторая нештатная работа техники. Чем было это вызвано — предстоит еще выяснить экспертам, для чего в результате создана и была специальная техкомиссия», — объяснил он журналистам. По его словам, все предварительные данные проводимых экспертиз известны станут уже в январе, а вот окончательные выводы о самих причинах катастрофы — только после расшифровки двух бортовых самописцев недавно упавшего самолета. При этом действующий министр призвал представителей СМИ до окончания работы членов комиссии по расследованию вообще не публиковать каких-либо сведений, что получены из неофициальных источников.

Издание "Биржевой лидер" информирует о том, что вылетевший из Адлера самолет российского Минобороны Ту-154 разбился ранним утром 25 декабря. Авиалайнер пропал с экранов радаров уже на 2-й минуте полета и упал в воды Черного моря рядом с городом Сочи. Воздушное судно держало свой путь в неспокойную Сирию, на его борту пребывало 92 человека, а именно: военнослужащие, артисты Ансамбля им. Александрова, несколько журналистов, а также руководитель фонда «Справедливая помощь» Е. Глинка.

Поисковая спецоперация.

Основной этап масштабной поисковой спецоперации на месте крушения уже окончательно завершен. Российские спасатели подняли на поверхность земли все главные фрагменты полностью разбившегося большого воздушного судна, данные фрагменты доставлены на спецплощадку в городе Сочи.

Задействованные спасатели подняли на земную поверхность уже 19 тел погибших. Из них 17 и все фрагменты тел уже доставили спецрейсом в город Москву для последующего опознания. На сегодняшний день опознано и захоронено тело лишь одной жертвы масштабного крушения, по всем другим еще необходимо ждать результатов детальной генетической экспертизы.

Также в ходе начавшихся поисковых работ были обнаружены 2 «черных ящика». Первый из них удалось обнаружить утром 27 декабря, а вот второй — на следующий день. Они пребывали в достаточно хорошем состоянии. 3-й бортовой самописец, который находился в хвосте Ту-154, был в основном разрушен.

Самые крупные фрагменты самолета удалось обнаружить благодаря космическому мониторингу, фотоснимок района крушения опубликовали специалисты Института космических исследований РАН.

Для детального расследования происшествия были созданы три больших группы. «Одна работает прямо в аэропорту Адлера, 2-я — в 30-м Научно-исследовательском институте, а вот третья группа службы безопасности полетов активно работает на 800-й авиационной базе», — рассказал начальник службы безопасности полетов авиации ВС России генерал-лейтенант С. Байнетов.

Действия летчиков во время произошедшей катастрофы Ту-154 планируют смоделировать на тренажерах. Предварительные сведения экспертиз станут известны уже в следующем месяце, а окончательные результаты о причинах катастрофы — после расшифровки имеющихся бортовых самописцев.