Лазурь небесная смеется. Анализ стихотворения «Утро в горах» (Тютчев Ф

Красота природы часто вдохновляет писателей и поэтов. Её описанию всегда уделяется большое внимание. Авторы стараются как можно выразительнее, точнее передать великолепие окружающей их природы. Ярким тому доказательством служим стихотворение Ф. И. Тютчева «Утро в горах», написанное в 1829 году.

Всё наше внимание приковывается к описанию природы, которая воспевается поэтом во всей красе. Тютчев подчеркивает синеву неба после прошедшего ночью дождя, любуется его чарующей чистотой. Затем он переводит взгляд читателей на туман, до половины скрывающий горы. Но эти горы столь велики, что никакой туман не может их покорить, закрыть от посторонних глаз.

Чтобы передать волшебство природы в этот чудный миг, Тютчев использует различные художественные средства. В первой же строчке мы находим олицетворение («Лазурь…смеется…»). Это дает читателям понимание того, что хороша погода в утренний час. Описывая долину, Федор Иванович добавляет эпитеты («… светлой полосой», «… высших гор»). Особую магию передают сравнение и метафора («Как бы воздушные руины/ Волшебством созданных палат»). Так автор пишет о тумане, покрывающем склоны высоких гор. Всё вышеописанные выразительные средства помогают создать великолепные образы в воображении читателей, ощутить умиротворение природы в этот час. Рифма в стихотворении перекрестная.

Данной стихотворение Ф. И. Тютчева позволяет увидеть невероятный пейзаж гор, даже когда мы находимся очень далеко от них.

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Анализ стихотворения «Утро в горах» Тютчева

Поэзия Тютчева полна и многообразна. В ней есть и философские понятия, и художественные особенности, и необычное выражение мысли. Большую часть его поэзии занимает природа. Для Тютчева человеческое существование – это всего лишь маленькая часть природы, миг перед огромной стихией. Этими философскими мыслями и наполнено творчество Тютчева и стихотворение, написанное звонким ямбом, «Утро в горах» не исключение.

Миропонимание писателя преклоняется пред природой и ее бытием, от этого в стихотворении такие образы. Она – свободна и в произведении показана ее душа, она, в первую очередь, жива и поэт чувствует и понимает это.

Для Федора Ивановича природа одушевлена и наделена человеческими эмоциями – «Лазурь смеется», «…долина/Вьется», «Туманы покрывают…». В произведении дается отсылка к прошлому времени: благодаря ночной грозе долина кажется лирическому герою светлее и радостней обычного.

Но все нутро героя стремится ввысь, к горам: где небесная лазурь, где туманы покрывают скат, где волшебные руины возвышаются. Для лирического героя – эти руины олицетворяют идеальный мир, где царствует только естество и человек не способен попасть в него. И все же стихотворение не носит пессимистический оттенок, ибо у писателя само наблюдение этой великой натуры – уже блаженство. Поэтому все стихотворение – это признание в любви природе, благоговение перед ее божественностью и святостью.

В таком стихотворении, которое еще можно назвать «этюд с натуры», поэт представлен перед читателем, как ищущий. Он ищет философский смысл в человеческой жизни, вселенной и внешний мир – это как бы приметы этой вселенной.

К художественным особенностям этого произведения можно отнести множество эпитетов, благодаря которым создаются яркие образы: небесная, светлая, воздушная, ночная. Также здесь построена антитеза между небом и долиной: мир земной, где пребывает герой, и мир волшебный, куда ему никак не попасть. Поэтика текста полна цветами с чистыми оттенками голубого и белого. Цвет помогает поэту подчеркнуть романтическое настроение лирического героя, который находится под чарами этой панорамы.

В творчестве Тютчева поэзия достигает утонченности и, как сказал Афанасий Фет, возвышается до эфирных высот. Его часто еще называют «певцом природы» и не зря! Его произведения и в наше время безоговорочно ценятся, а его стихотворениям присваивается эпитет «гениальный».

Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Анализ стихотворения Тютчева «Утро в горах»

Пейзажные картины, выстроенные по излюбленной поэтом вертикали, определяются двумя естественными доминантами - небом и горами. Образ далеких вершин связан с безупречно белым горним миром, который противостоит «удушливо-земному» существованию. Подобная антитеза моделируется в стихотворении «Снежные горы», первоначальная редакция которого включала и анализируемый текст. «Дольный мир» предстает пассивным, «полусонным» и обессиленным, а «выси ледяные» полны жизни - таинственной, «огневой», недоступной человеческому разуму.

«Утро в горах» 1829 г. обнаруживает традиционную образную структуру тютчевской природной зарисовки: вершины окружает яркая «лазурь небесная». Последнюю характеризует необычное олицетворение, наделяющее деталь пейзажа свойством ощущать человеческие эмоции - смеяться. «Светлая полоса» долины, пролегающей между гор, отражает великолепие голубого неба. В стихотворном тексте встречается лаконичная отсылка к прошлому: ночью прошла гроза, и поэтому утренняя панорама выглядит особенно ясной, чистой, выразительной.

Взгляд лирического героя-созерцателя вновь устремляется вверх, на склоны «высших гор», покрытые облаками. Завершает произведение эмоциональная доминанта - пышное сравнение скоплений тумана с невесомыми «руинами» дворца, возведенного магической силой.

В поэтическом тексте фигурирует колористическая лексика с чистыми оттенками голубого и белого. Она поддерживает восторженное романтическое настроение лирического «я», очарованного открывшейся панорамой.

Не всегда изображение горных цепей очерчивается пейзажной проблематикой. Логично, что идеальное пространство «недоступных громад» становится прибежищем неземных существ - небесных ангелов. Об этом говорит лирический субъект позднего стихотворения «Хоть я и свил гнездо в долине…» Показательно, что душа человеческая рвется ввысь, желая освободиться из «густого слоя» земной суеты.

Амбивалентность образа далеких вершин проявляется в произведении « ». Антропоморфный ночной образ гор порождает «льдистый ужас» с сердце лирического «я». Характерно, что безоблачная лазурь, услаждавшая взор героя днем, здесь становится устрашающим «сумраком», поддерживающим мотивы смерти и хаоса. «Чары гибельные» развеиваются с восходом солнца, скрывающего в дневном свете двойственность модели мира.

Лазурь небесная смеется,

Ночной омытая грозой,

И между гор росисто вьется

Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины

Туманы покрывают скат,

Как бы воздушные руины

Волшебством созданных палат.

Стихотворение "Утро в горах" Ф.Тютчев написал в 1817-19 годах. Целую эпоху он посвятил стихотворениям о природе в 1827-30 года. Тема стихотворения - пейзаж. В нём описывается чисто-голубое небо и прекрасное, свежее утро после грозы. Обычно, горных вершин не видно от туманов и облаков, а сейчас, после грозы, воздух прозрачен, и не виден только самый пик горы. И этот пик, похожий на воздушные руины, покрывается этим туманом. При написании автор использует литературную, книжную лексику и художественный стиль. В произведении используется архаизм: "палаты" - дом, дворец, великолепное здание, богатое помещение, средневековой зал. Стихотворение наполняют чувства, настроения восхищения и созерцания. Оно разделено на 2-е строфы. В первой рассказывается об удивительно-чистом небе и светло-лучезарной долине, а во втором - о сказочных туманах над горами. Но лишь только первая строфа имеет законченную мысль, в отличие от второй, а вторая является её лирическим продолжением. Смысл строф сопоставлен. И вторая строфа безусловно значима для более полного раскрытия идеи стихотворения. В произведении используется 4-х стопный ямб и перекрёстная рифма. Используется много эпитетов, например "волшебством созданных палат", также используются метафоры: "Как бы <...> руины волшебством созданных палат". Применяется олицетворение: "Лазурь <...> смеётся, <...> омытая <...>, и <...> вьётся долина <...>". Автор прибегнул и к сравнению: "<...> туманы покрывают скат, как бы <...> руины волшебством созданных палат". Косвенно выраженная позиция автора схожа с позицией лирического героя, от имени которого ведётся рассказ. Это произведение вызвало во мне чувства моей ничтожности перед природой и родства с ней, её красотой.


Лазурь небесная смеется,
Ночной омытая грозой,
И между гор росисто вьется
Долина светлой полосой.

Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.

Еще стихотворения:

  1. Поэзия темна, в словах невыразима: Как взволновал меня вот этот дикий скат. Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад, Пастушеский костер и горький запах дыма! Тревогой странною и радостью томимо, Мне...
  2. Вышло солнце из-за леса, Поредел туман белесый, И в деревне вдоль реки Закудрявились дымки, На цветок, росой омытый И навстречу дню раскрытый, Опускается пчела. Погудела, побыла, Улетела, выпив сок, И...
  3. Снова дней весенних Дождалися мы: Ласточки щебечут Над окном тюрьмы. Между гор зеленых Темной полосой Вьется вдаль дорога К стороне родной....
  4. В горах дожди, в горах седое небо, В горах грохочут горы по горам, Гремит поток, вчера лишь бывший снегом, Грохочут глины, твердые вчера. А нам легко! Над нами солнца желоб...
  5. Светает — вьется дикой пеленой Вокруг лесистых гор туман ночной; Еще у ног Кавказа тишина; Молчит табун, река журчит одна. Вот на скале новорожденный луч Зарделся вдруг, прорезавшись меж туч,...
  6. Кончен пир, умолкли хоры, Опорожнены амфоры, Опрокинуты корзины, Не допиты в кубках вины, На главах венки измяты,- Лишь курятся ароматы В опустевшей светлой зале… Кончив пир, мы поздно встали —...
  7. Пурпурово-золотое На лазурный неба свод Солнце в царственном покое Лучезарно восстает; Ночь сняла свои туманы С пробудившейся земли; Блеском утренним поляны, Лес и холмы расцвели. Чу! как ярко и проворно,...
  8. Белорумяна Всходит заря И разгоняет Блеском своим Мрачную тьму Черныя нощи. Феб златозарный, Лик свой явивши, Все оживил. Вся уж природа Светом оделась И процвела. Сон встрепенулся И отлетает В...
  9. И вновь, как в первый день созданья, Лазурь небесная тиха, Как будто в мире нет страданья, Как будто в сердце нет греха. Не надо мне любви и славы: В молчаньи...
  10. Да, я лежу в земле, губами шевеля, Но то, что я скажу, заучит каждый школьник: На Красной площади всего круглей земля, И скат ее твердеет добровольный, На Красной площади земля...
  11. Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи,...