Дорога смерти в таиланде. Тайско-бирманская железная дорога Железная дорога смерти таиланд

22.10.2018

В 130 км от Бангкока (столицы Таиланда) расположен провинциальный городок Канчанабури.

Сюда стремятся туристы со всего света, чтоб посмотреть знаменитую «Дорогу смерти» - железную дорогу между Таиландом и Бирмой.

Классический вариант экскурсии включает: военное кладбище, музей войны, поездка по «Мосту смерти». Длится 1 день, приблизительно с 7 часов утра и до 6 вечера.

Если вы располагаете достаточным количеством время, то можно обогатить экскурсию другими достопримечательностями. Например, первый день посетить «Дорогу смерти», музей войны и музей Hell Fire Pass, на другой - плавучий рынок, храм Тигров, на третий – парк Ереван, деревню слонов. С таким расписанием проживать будет удобно в Качанабури.

Кому нравится комфорт и стабильность, выберут, конечно, экскурсию через турагенство. Удобно тем, что все идет по расписанию и ни «шаг вправо, шаг влево». Если хочется по - настоящему ощутит колорит, насладится вдоволь красивыми пейзажами, изведать нетронутую природу, окунутся в историю без спеха, тогда лучше взять карту (путеводитель с основными остановками), такси или машину на прокат и самим исследовать местность.

Можно добраться автобусом (2-3.5 часов) с кондиционером и удобствами или без (дешевле). Отправляются от Южного автовокзала каждые 20 минут. Или поездом (3-3,5часов), но это уже не то. В любом случае, экскурсия будет интересная и полезная.

За 2 часа автомобиль довезет вас от Бангкока до военного кладбища (Kanchanaburi War Cemetry), где захоронены почти 7 тис. военнопленных из Австрии, Голландии, Великобритании.

Далее - музей войны, или дословно JEATH War Museum. Первое слово из названия сложено из первых букв перечня стран, которые участвовали в строительстве моста через реку Квай. Это Япония (Japan), Англия (England), Австралия (Аustralia), Таиланд (Thailand), Голландия (Holland).

В музее можно посмотреть фотографии, оружие, свидетельства выживших строителей горе-моста и многое другое из тех времен. Здесь также есть сувенирный магазинчик с большим количеством красивых безделушек.

«Мост смерти» - наиболее известный участок тайско - бирманской железной дороги. Железобетонный мост изначально пересекал реку под названием Мэклонг. Но после успешного выхода на большой экран фильма «Мост через реку Квай» (1957р), власти Таиланда дали ей имя, которое и сегодня у туристов на слуху – река Квай. Во времена войны мост 2 раза бомбили и 2 раза возобновляли.

Следующая остановка нашей экскурсии - «Дорога смерти», протяженностью более 240тис искалеченных судеб, более 100тис. убитых нечеловеческими условиями труда, каторжной работой и постоянными издевательствами.

Такой ценой японская власть во время Второй мировой войны сократила путь от Бирмы до Таиланда для снабжения своих войск всем необходимым. А ведь британская власть в Бирме тоже рассматривала такое строительство. Но густые непроходимые джунгли, большое количество рек, скал и гор делали эту задачу невыполнимой.

Япония отвоевала Бирму в Великобритании. Из Таиланда в Бирму есть морской путь, но очень ненадежный. Его часто атаковали, требовалось много подводных лодок, кораблей. Поэтому японские власти решили любой ценой построить обходной короткий путь. За год с небольшим каторжники и пленные построили 415 км железнодорожного полотна сквозь заросли и камни, сквозь муки, болезни и смерти.

На сегодняшний день реконструировано 130км дороги, остальное – в планах. А действия Японии признаны военным преступлением. Поездка на поезде «Дорогой смерти» служить напоминанием о стойкости и мужестве строителей, о жутких последствиях Второй мировой войны.

Также можно посетить музей и дорогу Hell Fire Pass. Этот 4км отрезок «Дороги смерти» проходит через выбитое отверстие в скале HellFire Pass до границы с Бирмой. Когда его строили, умерло почти 700 чел. Рядом, в Адском проходе расположен музей и австралийский мемориал (в память о погибших строителях).

По реке Квай многие туристы сплавляются в жилетах около 2 км вдоль течения. При этом ничего делать не надо, река сама вас отнесет.

В 100км от Бангкока расположен плавучий рынок Дамнон Садуак. С самого утра сюда приплывают торговцы с разных окрестностей на узеньких лодках. Продают фрукты, сувениры, цветы, морепродукты, модную одежду и т.д.

Чтобы оценить красоту и необычность рынка, разнообразия товаров, смекалку и находчивость торговцев, лучше нанять лодку на полдня. Так вы сможете насладиться тайским бытом, запечатлеть моменты и побаловать себя блюдами национальной кухни, приготовленых на лодке. И 4 часа пролетят незаметно.

Другую часть дня можно провести в храме Тигров. Работает он до 16.30. Автобус довезет вас сюда за полчаса от Канчанабури (40 км). Основанный в 1994 году, храм стал приютом для многих тигрят, а также парочке кабанов, лошадок, водным быкам и других экзотических животных местных джунглей.

Днем они не сидят в вольерах, а свободно гуляют, едят из рук туристов. За отдельную плату вас проведут ближе к тиграм и дадут возможность сфотографироваться вместе. Многие посетители считают, что монахи очень завышают цены. Но это уж решать вам: стоит или нет поддерживать храм и живущих в нем животных.

На третий день экскурсии можно уделить внимание Деревне слонов и Национальному парку Ереван со своими восхитительными водопадами. Эта система водопадов условно разделена на 7 уровней: первый уровень – ниже всего по высоте, а затем, постепенно нужно подниматься вверх и проходить все пороги.

Вода здесь насыщенна кальцием, потому она принимает необычные формы и имеет красивый бирюзовый цвет. Во многих местах образуются озера, ванны, в которых можно купаться или полежать, наслаждаясь панорамой джунглей. А множество маленьких рыбок сделают вам пиллинг ног (обгрызают ороговелую и мертвую кожу). Ощущения фантастические. Если вы приехали в Канчанабури, обязательно посетите парк Ереван.

Следующая остановка – деревня слонов. Здесь можно посмотреть шоу слонят, сфотографироваться с ними или покормить бананами, а также покататься верхом на слонах в джунглях за дополнительную плату. Катает только слониха, так безопаснее.

Для такой немаленькой экскурсии нужно взять немного: фотоаппараты /видеокамеры, купальники / плавки, сменное белье, легкий головной убор, пляжные тапочки, теплый свитер и полотенце, мыло, зубную пасту и щетку, если вы планируете все же экскурсию не на один день. Одежда должна быть с натуральных тканей (с хлопка, например).

Очень пригодится вам путеводитель. Один из наилучших в мире - путеводители «Лонли Планет» (Lonely Planet). Стоимость его немаленькая. Информация, подана в нем (маршруты по стране, описание, график роботы, стоимость входа в музеи, галереи, замки, на номера в отелях и питание), того стоит. Он сэкономит ваше время, деньги и усилия. И, конечно, не забудьте прихватить хорошее настроение!

Туристы, которые приехали Качанабури должны обязательно сделать прививки против гепатита А и гепатиту Б из-за опасности заболеть энцефалитом и малярией. На плавучем рынке невозможно отказать себе в покупке свежих фруктов, но перед употреблением их необходимо тщательно помыть.

Также не желательно увлекаться самими разными экзотичными напитками, которых здесь большое количество. Это может оказаться не по силам вашему организму. Если вы хотите попробовать местные спиртные напитки, лучше всего это сделать, купив пиво. Оно достаточно приятное на вкус и не вызовет в вашем организме бурной реакции. Гладить, ласкать местных кошечек, собачек нежелательно. Очень много блох.

Существует миф о том, что Таиланд является очень дешевой страной. Все относительно. Например, такси от Бангкока до Качанабури обойдется в районе 100$. Автобусом и поездом будет дешевле. Машина на прокат от 30$ в день, мопед – от 5$. Бензин – около 1$за литр. Цена на номер в отеле колеблется от 20 до 200$. Пообедать в кафе можно за 3-5$. На плавучем рынке без лодки никак. Это еще 3$/час.

Стоимость продуктов и сувениров в разных продавцов рынка может отличаться в разы. Очень популярные среди туристов сувениры, сделаны руками тайцев, а также золотые, серебряные изделия с полудрагоценными и драгоценными камнями. В музеях кто-то пользуется путеводителем с детальным описанием достопримечательностей, а кому то удобнее з гидом (такие услуги от 30$).

Такси от Качанабури до Храма тигров стоит около 20$. Плата за вход – 15. Если брать туда экскурсию в Качанабури, местные турфирмы попросят от 100$. Автобус до Национального парку Ереван - 2$, такси – 30, вход – 6.5$. Прогулка в джунглях на слонах – 13.5$ с человека.

Тур по достопримечательностям в агентствах в Канчанабури стоят достаточно дорого и включают 4-5 экскурсии за день. Чтобы насладиться и хорошо запомнить, нужно минимум 3 дня. Мост через реку Квай надо посмотреть отдельно от Храма Тигров или экзотического водопада Ереван.

Если есть возможность, лучше брать тур на несколько дней или самим исследовать местность. Почти в любую точку можно доехать локальными автобусами. Проблем с проживанием и питанием в Качанабури нет. Здесь много отелей с разным уровнем удобств и стоимостью, много кафе, баров, ресторанов.

Достопримечательности города и окрестностей очень интересные и познавательные. Наиболее популярность среди туристов имеет экскурсия «Дорога смерти», в которой история и богатство природы, культура и боль Европы и Азии сплелись воедино.

Двухчасовая поездка по печально известной «Дороге смерти» Таиланд-Бирма из Канчанабури в Намток – это одна из самых живописных и популярных экскурсий в Таиланде. Несмотря на чудесные виды за окном, именно история создания придаёт особый оттенок этому путешествию, и поэтому перед поездкой вам стоит посетить Центр железной дороги -Бирма в Канчанабури. Здесь вы узнаете об обстоятельствах гибели огромного количества людей, а также о потрясающем мастерстве инженеров, сконструировавших дорогу. Или вы можете поехать на автобусе прямо до Мемориального музея на «перевале Адова Огня», расположенного чуть севернее конечной станции в Намтоке, который точно так же посвятит вас в историю создания железной дороги, а затем вернуться в Канчанабури на поезде.

На этом безмятежном отрезке реки Квай Ной, между Намтоком и «перевалом Адова Огня», в настоящее время расположилось несколько неброских прибрежных отелей, в особенности их много в районе Тхам Лава (Tham Lawa). Вы обязательно должны проехать через этот район на поезде, хотя из Канчанабури в Намток и ходит автобус № 8203 (каждые 30 минут; 1 час 30 минут), который ездит и быстрее и чаще. Если вы собираетесь на поезде добираться до достопримечательностей, имейте в виду, что иногда поезда приходят поздно. На собственном транспорте вы сможете посетить несколько менее известных между Канчанабури и Намтоком, в частности сможете увидеть находки каменного века в музее Бан Као (Ban Као) и близлежащие развалины кхмерского храма XII века Муанг Синг (Muang Singh).

Поезда ходят по «Дороге смерти» каждый день в обоих направлениях, что делает возможной однодневную экскурсию из Канчанабури до Муанг Синга и Намтока, если правильно рассчитать время. Тем не менее, многие туристы садятся на поезд ради поездки как таковой. На время написания данной статьи поезда уходили из Канчанабури в 6.07,10.30 и 16.30, а из Намтока можно было вернуться на поездах в 5.25, 13.00 и 15.15. В офисе ТАТ в Канчанабури есть действующее расписание движения поездов. На станцию у моста поезд придёт на 5 минут позже.

Это путешествие настолько популярно, что руководство железной дороги сделало два «специальных вагона» в составе, идущем в 10.30 из Канчанабури в Намток. Проезд на них стоит 150 батов вместо обычных 17; места абсолютно такие же, что и в дешёвых вагонах, но здесь вы можете зарезервировать место и несколько лёгких напитков с закуской. В каком вагоне вы бы ни ехали, садитесь с левой стороны, чтобы увидеть самые красивые пейзажи, и с правой, если хотите сидеть в тени.

Поезд отъезжает от моста через Квай и с пыхтением движется через долину реки Квай Ной, часто останавливаясь на деревенских станциях, утопающих в жасмине. Первая значительная остановка делается на станции Tha Kilen (1час 15 минут), где вам стоит выйти, чтобы посетить (Prasat Muang Singh). Через 20 минут после этой остановки начнётся самая шокирующая часть дороги. В Ванг Синге (Wang Singh), также известном как «холм-стрела», поезд протискивается через 30-метровый тоннель, выбуренный в цельной скале ценой бесчисленных жизней военнопленных.

Через 6 километров поезд замедляет ход на подъезде к виадуку Ванг По (Wang Ро), где 300-метровый мост-эстакада держится на утёсах, под которыми вьётся река Квай Ной. Почти все, кто работал на этом участке дороги, погибли. Станция у северного конца моста называется Tham Krasae, в честь пещеры, которая проходит через гору около моста. Из поезда вы сможете увидеть местную статую Будды, хранящуюся в пещере. Пара предприятий – владельцев плавучих домиков делают деньги на трагедии, разыгравшейся на этом участке реки рядом с Ванг По. На стороне виадука находится River Kwai Cabin. На другом берегу реки стоит River Kwai Jungle House, который предлагает номера в хорошо расположенных плавучих домиках.

В обоих заведениях стоимость еды включена в цену ночлега. Номера нужно бронировать заранее. Севернее Tham Krasae, поезд останавливается на станции Wang Po, а затем едет дальше, вдоль исключительно красивого участка реки Квай Ной, берега теряются в джунглях и здесь не видно никаких плавучих домиков. Всю панораму обрамляют далёкие верхушки деревьев. Спустя полчаса поезд доезжает до Намтока, маленького городка, который процветает преимущественно благодаря тому, что находится на конечном пункте маршрута.

По Дороге смерти в Намток

Большинство людей устремляются из Канчанабури в Намток главным образом для того, чтобы проехать на поезде по небезызвестной «Дороге смерти», но несколько достопримечательностей на пути туда можно посетить, только если ехать по дороге на собственном транспорте или присоединившись к экскурсии (возможно, сочетающейся с однодневным путешествием на поезде). Основной интерес здесь представляют доисторические экспонаты в музее Бан Као (Ban Као Museum) и близлежащий разрушенный кхмерский храмовый комплекс Прасат Муанг Синг (Prasat Muang Singh).

  • Музей Бан Као в Таиланде

Музей Бан Као (Ban Као Museum) (ежедневно с 8.30 до 16.30; 30 батов) посвящён доисторической цивилизации, которая когда-то жила на берегах реки Квай Ной. Среди экспонатов музея вы увидите уникальные горшки со странными украшениями, которые датируются 1770 годом до нашей эры. Их нашли в захоронениях в изголовье и в ногах скелетов. Кроме того, вы увидите здесь отполированные каменные орудия, сделанные примерно 10 тысяч лет назад, а также покрытые письменами бронзовые горшки и браслеты, найденные неподалёку, которые датируются X веком до нашей эры и являются старше, чем бронзовые орудия из Бан Чианга, лежащего на северо-востоке.

Полые стволы дерева напротив музея тоже необычны – возможно, их использовали в качестве лодок или гробов, а может быть, они являлись метафорической комбинацией этих двух предметов. Музей расположен в 35 километрах к западу от Канчанабури и в 8 километрах от Прасат Муанг Синга. Езжайте по трассе Highway 323 на север из до пересечения с меньшей дорогой 3229, а затем двигайтесь по этой дороге на юго-запад примерно 16 километров и сверните на дорогу 3445, по которой нужно проехать оставшиеся пару километров. Общественный транспорт сюда не ходит.

  • Ват Па Луанг Та Буа Яннасампано (храм Тигров)

Самая причудливая и наиболее загадочная достопримечательность Канчанабури носит название Ват Па Луанг Та Буа Яннасампано (Wat Ра Luang Та Bua Yannasampanno). Это так называемый «храм Тигров», где у вас будет шанс погладить настоящего полосатого хищника (только в полдень; пожертвование – 300 батов; нельзя надевать красные одежды, так как этот цвет злит тигров. Не рекомендуется также подходить к тиграм людям, недавно перенесшим тяжёлые болезни, и женщинам в определённые дни). Многие туристы проникаются идеей погладить тигра и присоединяются к одной из бесчисленных экскурсий в храм. Однако многие из них возвращаются обескураженные увиденным: животных держат в маленьких пустых клетках и выпускают только для того, чтобы торжественно пройтись перед посетителями в полдень.

Храмы традиционно считаются прибежищем ненужных и нелегально пойманных животных; в Вате Па Луанг Та Буа Яннасампано держат тигров с 1999 года, когда сюда принесли несчастного тигрёнка, возможно оставшегося сиротой по вине браконьеров, торгующих шкурами. Храм вызвал широкий интерес со стороны средств массовой информации, которые обвинили его в эксплуатации животных в качестве приманки для туристов. Одна за другой последовали публикации о том, как тигр покалечил тайских туристов. Храм находится в 37 километрах от города, на трассе Highway 323 есть указатель у километрового столба № 21, через несколько километров после поворота на дорогу 3445 на Муанг Синг.

Намток и его окрестности

В Намтоке (Nam Ток), конечной остановке «Дороги смерти», нет ничего особо интересного. Железнодорожная станция находится в 900 метрах к северу от трассы Highway 323 и ещё в 2 километрах от реки Квай Ной. Автобусы обычно останавливаются у Т-образного перекрёстка трассы и дороги на станцию. По выходным в сезон дождей тайцы толпами стекаются к придорожному водопаду Намтока Сай Йок Ной (Sai Yok Noi Falls). Если вам нужно занять время между поездами, лучше отправиться в короткий поход к ближайшей пещере Ванг Бадан (Wang Badan), или в путешествие на лодке с причала Pak Saeng до Тхам Лавы, или к водопаду Сай Йок Яй (Sai Yok Yai Falls).

Впечатляющие сталактиты, бездонные гроты и изнуряющая жара делают пещеру Тхам Ванг Бадан (Tham Wang Badan) одной из самых интересных в районе (ежедневно с 8.30 до 16.30). До неё легко дойти по тропе, которая начинается рядом с трассой Highway 323, примерно в 1500 метрах на северо-запад от железнодорожной станции. От станции идите по примыкающей дороге, перейдите пути, поверните налево на объездном пути, а затем на первом же повороте сверните направо и пройдите через маленький городок, оставив слева водонапорную башню. Через 900 метров вы придёте к Т-образному перекрёстку с трассой Highway 323.

Указатель на тропу в пещеру висит в 600 метрах на северо-запад (направо) на трассе Highway 323, от правой (восточной) стороны дороги. Примерно через километр пути по тропе вы придёте к офису руководства парка, где сможете взять напрокат слабенький фонарик. Гораздо лучше прийти сюда с собственным фонарём или заплатить как минимум 50 батов, чтобы вас проводили и включили освещение в пещере. Это стоит потраченных денег. От офиса вам нужно будет пройти 2 километра до пещеры по лёгкому маршруту.

В ресторане около причала Pak Saeng можно арендовать «длиннохвостую» лодку и отправиться в сорокаминутное путешествие вверх по течению до Тхам Лавы и ближайших к ней прибрежных гостиниц, подробнее о которых написано ниже. Чтобы попасть на причал с Т-образного перекрёстка на трассе Highway 323, перейдите дорогу, поверните налево (юго-восток) в сторону Канчанабури, а затем сверните на первом повороте направо. Обратный путь к пещере займёт приблизительно два часа, включая полтора часа, которые вы пробудете там. Это обойдётся вам в 850 батов за восьмиместную лодку. Выделите ещё 4 часа и 850 батов, если хотите проплыть дальше до водопада Сай Йок Яй.

Самые качественные условия для проживания предлагаются в заведении Sai Yok Noi Bungalows. Чтобы попасть туда от станции, на Т-образном перекрёстке поверните на северо-запад (в сторону ) и, примерно через 10 минут пути, сверните направо по указателю на отель рядом с заправочной станцией. Или же вы можете переночевать в номере в плавучем домике, оснащённом примыкающей ванной и верандой. Домики предлагает заведение Kitti Raft около причала Pak Saeng.

Примерно в 10 километрах к северу от Намтока, у километрового столба № 54 от трассы Highway 323 отходит боковая дорога и спускается к реке, давая возможность полюбоваться красивым участком реки Квай Ной, где расположен причал Resotel. Здесь есть несколько милых мест, где можно остановиться. Любой автобус Канчанабури-Тхонг Пха Пхум сможет высадить вас у поворота. Больше всего туристов привлекает здесь Тхам Лава (Tham Lawa; вход 200 батов) – самая большая сталактитовая пещера в регионе, где обитают целых три вида летучих мышей. Она находится недалеко от причала, если плыть на «длиннохвостой» лодке, путешествие займёт всего 10 минут.

В этом месте река достигает ширины 50 метров, а по берегам её обнимают отвесные известняковые утёсы, художественно изрытые, с драматически красными и белыми прожилками, густо увитые лианами и зарослями бамбука, спускающимися до самой воды. Во время купания будьте осторожны – течение очень сильное (в отелях должны быть спасательные жилеты). По берегам нет никаких признаков цивилизации за исключением нескольких плавучих домиков и прибрежных маленьких курортов. Таким образом, если вы остановитесь здесь, вам нелегко будет добираться до ресторанов, магазинов и местных достопримечательностей, хотя до ближайших интересных мест на курортах предоставляется транспорт.

Кроме того, вы можете взять напрокат персональную лодку (до 8 человек, цены указываются за путешествие туда – обратно) на причале Resotel, чтобы отправиться к пещере Тхам Лава (10 минут; 700 батов), «перевалу Адова Огня» (800 батов до ближайшего причала, откуда 4 километра пешком) и водопадов Сай Йок Яй (1 час 30 минут; 1400 батов). Кроме того, возможно, вы захотите посетить деревню мон, позади курорта River Kwai Jungle Rafts, где вам с удовольствием продадут саронги и другие вещи, сделанные на продажу жителями деревни.

Также здесь можно покататься на слоне (800 батов в час) и посетить школу. Жители деревни бежали сюда в 1950-х годах из Бирмы (нынешней Мьянмы), но до сих пор не имеют тайских удостоверений личности, что означает, что их дети не могут учиться в тайских средних школах, а взрослым сложно найти работу. Эта деревня тесно связана с компанией Jungle Rafts, и многие жители работают в отеле. На берегу реки, скользком и плотно покрытом растительностью, примерно в 1 километре от километрового столба № 54 на трассе, расположен пансион Sam’s Jungle Guest House.

Здесь предлагаются различные номера по приемлемым ценам в странных и несколько лишённых стиля зданиях, в которых, однако, царит атмосфера безмятежности. В самых дешёвых номерах удобства совмещённые, а в лучших комнатах есть ванные, балконы и кондиционеры; в самом отеле есть бассейн. Расположенный по соседству причал Resotel служит пунктом отправления в два других места, где можно остановиться, оба они принадлежат компании River Kwai Floatel. Более высококлассный из этих двух, отель River Kwai Resotel, расположен на западном берегу реки в нескольких метрах ниже по течению от Тхам Лавы.

Здесь туристам предлагают несколько очаровательных шалашей, крытых соломой, и бассейн. Чуть выше по течению находится более грубо оформленный, но очень популярный отель River Kwai Jungle Rafts. Он предлагает простые, но не лишённые вкуса номера в плавучих домиках. Здесь есть гамаки, место для купания, бар и возможность аренды байдарки (350 батов в час). В номерах нет электричества и соответственно нет вентиляторов и кондиционеров, а только масляная лампа на вечер. Любого, кто остановится в одном из этих отелей, ждёт обслуживание на основе «Всё включено» за 1600 батов за сутки с человека. В эту сумму входят и перевозки на лодке.

Хотя железная дорога севернее Намтока вскоре после войны была разрушена, её ужасная тень по-прежнему омрачает путь в Мьянму через долину реки Квай Ной. Обломки путей лучше всего видны у «перевала Адова Огня» (Hellfire Pass), а многие из окрестных деревень – бывшие лагеря военнопленных. Местные жители часто натыкаются на захоронения, теперь снова заросшие джунглями. Чтобы провести «Дорогу смерти» по неровной долине реки Квай, военнопленным пришлось сооружать множество насыпей и мостов-эстакад и через удручающе короткие интервалы выдалбливать траншеи в цельной горной породе.

Большая часть работ шла в районе Коню (Konyu), в 18 километрах за Намтоком, где даже отдельные траншеи тянулись больше 3,5 километров. Самой длинной и жестокой работой стала траншея на «перевале Адова Огня». Это место получило своё имя из-за наводящих ужас бликов и теней от факелов, которыми пользовались военнопленные, работая по ночам. Работа на перевале продолжалась круглосуточно, в течение трёх месяцев и при помощи самых примитивных инструментов.

Перевал Адова Огня в настоящее время превращён в мемориальную дорогу в память о военнопленных, которые работали и погибли здесь. Их историю хранит красиво оформленный Мемориальный музей на «перевале Адова Огня» (ежедневно с 9.00 до 16.00; пожертвование), который расположен у начала путей. Это лучший и наиболее информативный из всех музеев, посвящённых Второй мировой войне в районе Канчанабури. Здесь есть военные экспонаты, фотографии и печальные рассказы самих бывших военнопленных о постройке этого участка дороги Таиланд-Бирма.

Музей был создан группой добровольцев из Таиланда и Австралии. Теперь он является своеобразным местом для паломничества родных и друзей австралийских военнопленных. Та же австралийско-тайская группа привела в порядок 4-километровую кольцевую мемориальную дорогу, поездка по которой занимает 19 минут. Она начинается около музея и повторяет маршрут старой железной дороги через прорубленный ход в бухту Хинток (Hin Ток), и заново положенные рельсы кое-где перекрывают оригинальные пути. Раньше бухта преодолевалась по мосту-эстакаде, настолько ненадёжному, что он заработал прозвище «Карточный мост», но прошло много времени, прежде чем он осыпался.

В обратную сторону дорога дублирует свои же рельсы и проходит через бамбуковый лес и то место, с которого лучше всего видна толщина скалы, которую военнопленные должны были продолбить насквозь. Большинство туроператоров Канчанабури предлагают однодневные туры, в которые входит посещение «перевала Адова Огня». Сюда также очень просто попасть и самостоятельно, совместив это с поездкой по «Дороге смерти».

Садитесь на любой автобус из Канчанабури или Намтока, идущий на Тхонг Пха Пхум или Сангклабури, и попросите высадить вас у «перевала Адова Огня», к которому указывает знак на западной стороне трассы Highway 323, сразу за километровым столбом № 64. Путешествие займёт у вас примерно 75 минут из Канчанабури и 20 минут из Намтока. Последний автобус в Канчанабури останавливается на перевале примерно в 16.45; если же вы отправляетесь в Сангклабури, последний автобус в ту сторону будет на перевале примерно в 13.15.

Вконтакте

Таиланд - страна «Улыбок», которая ассоциируется, в основном, с белоснежными пляжами, изобилием фруктов и умиротворяющим спокойствием. Туристы, приезжающие в этот райский уголок, зачастую даже не догадываются о печальных главах сиамской истории.

Одним из ведущих туристических направлений в Таиланде является путешествие на реку Квай провинции Канчанабури. Люди с разных уголков мира едут сюда за незабываемыми впечатлениями от катания на слонах, сплавов по реке, купания в водопадах и общения с дикой природой. Но вот только англичане, австралийцы, американцы и нидерландцы едут сюда отнюдь не за развлечениями, а чтобы поклониться и отдать дань памяти тысячам погибших сограждан.

В городе Канчанабури расположено кладбище, на котором захоронено 6982 военнопленных солдат, принимавших участие в строительстве легендарной «Дороги смерти». Создание которой было начато в ходе Второй Мировой воины под Руководством Японской Империи, захватившей в 1942 году Бирму (подконтрольную Великобритании). Япония, будучи в союзе с Таиландом, приняла беспрецедентное решение о строительстве железнодорожного полотна, которое должно было соединить Бангкок (Таиланд) и Рангун (Бирма, ныне Мьянма) для снабжения своей многочисленной армии. Попытка создания подобного сооружения уже рассматривалась британским правительством, но из-за сложности рельефа (дорога должна была проходить через джунгли и пересекать большое количество рек и холмов) и технического исполнения, была отвергнута. Японцы же были вынуждены начать строительство железной дороги, так как морские пути через Андаманское море были не надежны и постоянно подвергались военным атакам противника.

Строительство железной дороги, начатое в июне 1942 года, было завершено 17 октября 1943 года. Вопреки расчетам Британского правительства о пятилетнем сроке, дорога была сдана всего через 17 месяцев, после укладки первой шпалы. Протяженность железнодорожного полотна составляла 415 км, из которых около 13 км занимали мосты. В период строительства погибло более ста тысяч каторжников и военнопленных (в числе которых: 6318 британцев, 2815 австралийцев, 2490 нидерландцев, 356 американцев). Строительство железной дороги, соединившей Таиланд и Бирму, было признано военным преступлением и вошло в историю как один из самых трагичных этапов «Бирманской компании». Апогеем строительства признано возведение моста №277 через реку Квай, описанное Пьером Булем в романе «Мост через реку Квай» и получившее широкую огласку по всему миру в 1957 году после выхода на экран одноименного фильма.

В военные годы дорога подвергалась массированным бомбардировкам и была полностью разрушена. Восстановить дорогу, по результатам войны, было приписано Японии. Окончательно реконструкция была завершена в 1958 году. В настоящее время действующими признано около 130 км легендарного пути, пять из которых, включая Мост №277 через реку Квай, служат историческим и туристическим целям. Ежегодно в конце ноября в Таиланде проходит недельный фестиваль, посвященный «Мосту через реку Квай», в рамках которого проводят всевозможные выставки и музыкальные шоу. Кульминацией, по традиции, является грандиозная реконструкция бомбардировки моста.

Добраться до «Дороги Смерти» можно несколькими путями. Самый простой добраться из Паттайи - это купить готовый тур на реку Квай, в который входит посещение Моста №277. Но, минусы такого путешествия в ограниченном времени. Так же до места назначения из Бангкока можно добраться на машине, такси (примерно 3000 бат из Бангкока) или автобусе (около 100 бат). Автобусы в Канчанабури отходят от Южного и Северного терминалов Бангкока с промежутком в 15 минут. Еще один вариант - это поезд. Купить билет (примерно 100 бат) можно на станции Тхонбури (Thonburi Train Station) в Бангкоке. Минус - вагон 3-го класса, отсутствие кондиционеров и деревянные сидения. Плюс - невероятные виды на природу Таиланда.

После мы поехали на машине к мемориальному музею Хеллфайр пасс (Hellfire Pass Memorial Museum), в котором рассказывается о строительстве железной «Дороге смерти» (Death Railway).
Во время Второй мировой войны японцы, имеющие влияние в юго-восточной Азии, начали строительство железной дороги из Таиланда в Бирму длиной более 400 километров через холмы и горы, которая в итоге так и не была завершена, а впоследствии получила название «Дорога смерти». На ее строительстве умерло или погибло около 100 тысяч человек, привлеченных к строительству: военнопленные, заключенные, военнослужащие и простое местное население.

Из цикла «По Таиланду на машине»

Мемориал находится примерно в 80 км к северо-западу от Канчанабури, доехать до него можно по 323 шоссе. GPS Координаты Хеллфайр Пасс : 14.360524° N, 98.945274° E.

Схема проезда к мемориальному музею Хеллфайр пасс

Информация о музее

Мемориал Хеллфайр пасс в Таиланде построен на деньги австралийской торговой палаты и австралийского фонда ветеранов, принимавших участие в строительстве железной дороги в качестве военнопленных. Его назначение – сохранить память о пленных союзниках и азиатских подневольных рабочих, которые умерли или погибли на строительстве железной «Дороге смерти». Музей был открыт в 1996 году.

Вход в музей — бесплатный.

Если вы путешествуете на автомобиле, то удобнее всего так спланировать посещение достопримечательностей провинции Канчанабури, чтобы с утра посетить водопад Эраван (Erawan Waterfall), после него осмотреть Хеллфайр пасс, а к вечеру вернуться в Канчанабури и встречать закат, смотря на мост через реку Квай (Bridge over river Kwai).

Схема объектов мемориального музея Хеллфайр пасс

История строительства железной дороги в Азии

Память об этой черной странице в истории Таиланда сегодня сохранена в мемориальных комплексах, музеях, а также в кино и литературе. Одним из таких мест, где можно вернуться на много лет назад, совершив путешествие в историю, является Хеллфайр Пасс, музей-мемориал, повествующий о нечеловеческой жизни строителей этой железной дороги, и детально рассказывающий о строительстве наиболее сложных проходов для укладки железнодорожного через скалы. Японцам он известен как Konyu Cutting, а тайский вариант - ช่องเขา ขาด. Свое название Хеллфайр пасс получил из-за того, что работы велись круглосуточно, и ночью вид истощенных подневольных рабочих при свете факелов напоминал сцены из ада.

Хеллфайр пасс (Hellfire Pass) был особо трудным участком строящейся железной дороги из Таиланда в Бирму. Для прохода линии через холмы Тенассерим (Tenasserim Hills) требовалось сделать несколько проходов через высокие скалы, которые невозможно было обойти вокруг

Железная дорога по холмистым районам Таиланда. Часть, относящаяся к мемориальному музею Хеллфайр пасс

Этот участок железной дороги находился на большом расстоянии от крупных городов, и в сочетании с отсутствием качественных инструментов и достаточного количества строительной техники, стал, по сути, адом на земле для привлеченных к работам на строительстве людей

На рисунке изображен адский труд подневольных рабочих

Несмотря на возможность строительства туннелей через скалы, выбирался наиболее простой и быстрый вариант строительства – прямой проход через скалу, создаваемый путем долбежки отбойными молотками и взрывного подрыва горной породы

Хеллфайр пасс — проход сквозь скалу

Этот быстрый путь, тем не менее, требовал избыточного ручного труда, но в то время недостатка в рабочей силе японцы не испытывали и выбирали самые быстрые варианты строительства, так как будущая железная дорога была стратегически важным элементом при ведении войны. Так, проход в скале, являющейся частью мемориального комплекса, длиной 73 м и высотой до 25 метров пробивали несколько месяцев

Проход через эту скалу пробивали три месяца

Привлеченные к работам военнопленные работали по 18 часов в сутки, а несогласных японцы избивали до смерти

На строительстве железной дороге преобладал ручной труд

При строительстве приходилось не только долбить скалы, но и наводить мосты

Устройство участка деревянного моста

Множество не рабочих, а современных рабов, умерло от различных болезней, таких как холера, дизентерия, да и погибших от голода истощения никто не считал. Но больше всего умерших – среди малайцев и китайцев, которых японцы привлекали к работе на железной дороге обещаниями высокого дохода и хороших условий труда

Железнодорожное полотно прошло сквозь огромную скалу

Но железную дорогу так и не успели достроить, и когда войска союзников стали теснить японцев, то часть её была подорвана или разбомблена. На сегодняшний день часть этой железной дороги используется в основном для пассажирских перевозок , а оставшаяся часть, за исключением мемориального участка железнодорожного полотна, по которому можно пройти в память о погибших, длиной чуть более 4 километров, закрыта и заброшена.

В музее представлены экспонаты из повседневной жизни рабочих, которые в полной тишине рассказывают об их рабской жизни и нечеловеческом труде

Скромные пожитки подневольных рабочих

Экспонаты музея рассказывают о повседневной жизни участников стройки

Ручные инструменты, использовавшиеся при строительстве железной дороги

Внутри музея

Прогулка по туннелю, который строили во время второй мировой войны

Сам музей находится в небольшом здании, расположенном на холме, с которого по удобной лестнице вниз начинается путь к самому большому проходу через скалу

Информационный стенд о Хеллфайр пасс перед спуском на железнодорожное полотно

Прогулка до него займет у вас минут двадцать, сначала по лестнице, потом по железнодорожному полотну

Здесь должны были пойти вагоны с военными грузами

Полотно, выдолбленное вдоль скалы

У начала прохода сохранился небольшой кусок оригинального железнодорожного полотна, а в самом проходе в скале сохранилось застрявшее зубило отбойного молотка, которыми долбили породу

В скале навсегда осталось зубило отбойного молотка

В Паттайе можно посетить множество экскурсий и интересных достопримечательностей. Но вот уже много лет первое место в туристическом хит-параде занимает поездка на легендарную реку Квай. Побываем там и мы, постарались понять причины феноменальной популярности этого места.

ПО ДОРОГЕ С ОБЛАКАМИ

Под шепот ливня и шуршание автобусных колес хорошо спалось. Просыпаться вовсе не хотелось, тем более выбираться на улицу. Но дождь на время утих, начало светлеть, и дремота потихоньку рассеялась. За окнами то и дело сменялись пейзажи, деревеньки, стоящие вдоль дорог домики духов.

Официальная религия Таиланда - буддизм. Но повседневность местных жителей нерушимо связана с анимизмом. Проще говоря, верой в духов. Чтобы не вступать, так сказать, в разногласия с невидимыми силами, тайцы всячески их задабривают. Приносят к домикам духов цветы, благовония, еду и прочие подарки.

В домике фермера на одной из остановок знакомимся с бытом местного населения. Это глубинка. В деревушках своя размеренная жизнь. Кажется, что она тут вовсе замерла и время здесь вообще остановилось. Дети лакомятся сладостями, сделанными из кокоса, женщины не перестают восхищаться растительностью и цветами. А мужчины покуривают, обсуждают жизнь тайцев, которая в глазах иностранца выглядит очень даже экзотично.

ЖИЗНЬ НА ВОДЕ

Но настоящая экзотика ждет нас впереди, когда попадаем на плавучий рынок. Садимся в лодки и отправляемся в водное путешествие. Обшарпанные суденышки и мутные воды каналов у бледнолицых чужеземцев вызывают недоумение: дескать, куда мы попали. На это существует ответ: в самую гущу тайской жизни, настоящей, без прикрас и всяческой мишуры.

Вот это экзотика! - с восхищением говорит мой друг. - Где еще такое увидишь! Жизнь на воде!

Это действительно своеобразный водный мир. Берега каналов усыпаны множеством лавочек. Тут можно купить все: начиная от всевозможных сувениров и заканчивая местной едой. Смотришь на все эти лодочки, которыми управляют и дети, и совсем дряхлые старички, и поражаешься незримой гармонии их существования.
От домиков к воде ведут покосившиеся от времени и сырости лесенки. Дом на сваях - это традиционное тайское жилье. Еще с давних времен такие постройки спасали от наводнений, к тому же высота защищает от змей и насекомых, а небольшие щели в полу - своеобразная вентиляция. Воздух циркулирует, что позволяет поддерживать внутри приемлемую температуру. А если оторваться от воды и окунуться в историю, то были времена, когда тайцы перевозили свои дома с места на место. Если по каким-либо причинам крестьянин решал покинуть обжитую территорию, он просто выбивал сваи, складывал свой «карточный» домик на тележку и менял место жительства.

Дома, расположенные по берегам клонгов («каналы» - по-тайски), кажутся нам вообще неприемлемыми для существования. Но это всего лишь видимое восприятие. Внутри них современная атмосфера: это и канализация, и бытовая техника...И не удивляйтесь, если рядом увидите припаркованный и отнюдь не дешевый автомобиль.

ТИКОВАЯ ФАБРИКА. БЕЗ СУЧКА И ЗАДОРИНКИ

Как можно целыми днями заниматься такой монотонной работой? - задаемся вопросом, рассматривая картины, которые сделаны тайскими мастерами. Это действительно бесценные произведения искусства, тем более, если учесть, что вырезаны они из цельного куска дерева, без единого гвоздика и шурупчика.

На первый взгляд может показаться, что тайцы ленивы, никуда не торопятся, никогда не спешат, ведут какой-то полусонный образ жизни. Но это вовсе не так. Огромные деревянные статуи, массивные столы, рамки для зеркал и картин и сами картины говорят об обратном. Скорее даже превращают неспешность местного населения в огромный плюс.

Вещи, сделанные на тиковой фабрике, не каждому по карману. Это эксклюзивные предметы. Чаще всего их покупают различные отели, фирмы или просто очень богатые люди, коллекционеры. Да и в интерьер обычной квартиры вряд ли впишется двухметровая скульптура-великан, громоздкая барная стойка или огромное кресло-качалка.

Наблюдаем за резьбой по дереву. Мастера нельзя отвлекать, потому как он создает шедевр по чертежам. Если ошибется, придется менять все творение - исправлять, допустим, птицу на какой-нибудь куст. На создание некоторых картин уходит от нескольких месяцев до нескольких лет. Это очень кропотливый труд. Но то, что видим на деревянных полотнах, поражает. Пейзажи сделаны настолько искусно, что, кажется, дотронешься - и вспорхнет застывший в ветвях аист, коснешься - и под теплом руки оживет деревянный слон.

ПО СЛОНОВЬИМ ТРОПАМ

Кстати, о слонах. Общеизвестно, что Таиланд - это страна слонов. И самая первая, так сказать, обязанность каждого посетившего королевство - непременно покататься на этом величественном животном. По всей стране существует масса всевозможных слоновьих шоу. В них себя животные показывают настоящими артистами. Но здесь, в тайской деревне, все иначе. Конечно, слонов дрессируют и тут, и они тоже устраивают мини-представление. Но прокатиться по настоящим джунглям на слоне - вот такого в городе не найдешь!

Как бы не свалиться сверху: высота-то немалая, - переживала боязливая блондинка.
Ой, мамочка-мамочка, - поддразнивал девушку погонщик.
Местные погонщики слонов - моны, низкорослая народность - очень даже неплохо изучили русские словечки. И при каждом удобном случае обязательно их употребляют.

Под смех и шутки мы отправляемся в джунгли. Снова начался дождь. Слон скользит своими массивными стопами по вязкой почве. Экстремально! Иного слова и не подберешь.
Такой драйв! - под впечатлением восклицает мой сосед.
Девушка, да что вы трясетесь? - успокаивают все блондинку. - Где бы вы еще под дождем прогулялись на слоне, да еще и по настоящим джунглям?!
Слон никогда не падает, - делится кто-то своими познаниями. - У него на стопе своеобразная жировая подушка, которой он прощупывает землю и становится только туда, где чувствует опору.

А погонщик после того, как мы спросили, как его имя и как зовут слона, решил, видимо, что вошел к нам в доверие. Вытащил откуда-то коробочку и предложил купить... бриллианты! «Конечно, настоящие»,-уверял нас низкорослый человечек. Тут настала уже наша очередь хохотать.

МОСТ N277

Мы продолжаем шутить и на следующей остановке. Невозможно удержаться от смеха, когда слышишь на ломаном русском с тайским акцентом: Футболка, майка, S-ка, М-ка, L-ка, - кричит местная девушка, которая сама уже стала некой достопримечательностью для туристов.

Но чем дальше уходим от сувенирных магазинчиков, тем серьезнее становятся лица. Кажется, что в этих местах неподъемным грузом повисла печаль. Идем по рельсам, переступаем шпалы...
Эта железная дорога была построена с целью связать Бангкок и Бирму во время второй мировой войны. Строили ее азиатские каторжники и европейские военнопленные под контролем японцев. Война не щадила никого - люди гибли от невыносимых условий труда и болезней. Около 90 тысяч азиатских заключенных и 16 тысяч военнопленных сложили в этих краях свои головы. Сначала трупы закапывали вдоль самой дороги, после войны останки перенесли на кладбища. Через непроходимые джунгли люди прокладывали путь, длина которого более 400 километров, 13 из которых - мосты.

Мы стоим у моста №277. Любуемся пейзажами, грустим, осознавая, сколько боли вносит в человеческую жизнь война. Неслучайно тайцы установили в пещере рядом с мостом статую Будды - будто решили призвать на помощь высшие силы, чтобы они очистили эту землю от горя, страданий и мук, которые чувствовали люди, погибшие здесь при строительстве дороги.

Мост соединяет берега реки Кхвэ Ной, известной нам как Квай. Ее часто и ошибочно называют притоком Меконга. На самом деле, Кхвэ Ной и Кхвэ Яй (в переводе «большой и малый приток») образуют другую реку - Мэклонг.

Нам, фарангам, трудно правильно произнести и, уж конечно, услышать разницу между словами "меконг" и "мэклонг". Поэтому вся мировая общественность с радостью ухватилась за новый вариант, предложенный в романе Поля Буля «Мост через реку Квай». Искаженное имя водоема прославилось в голливудской экранизации произведения, и с тех пор даже тайцы предпочитают называть реку Квайем - чтобы не вдаваться в дебри лингвистики и географии.

ШИРОКА РЕКА, ГЛУБОКА РЕКА

Мы сидим на берегу реки, окунув ноги в прохладную воду, и тут же нас греет теплая вода, вытекающая из источников. Их два: с теплой и горячей жидкостью. Плескаемся, резвимся, ощущая перепады температур. Местное население купается в одежде, для монахов - отдельные купели. Кто-то пытается удержаться на ногах в бурной воде, меряясь своей силой с рекой. А остальные просто наслаждаются безмятежностью в источниках.

Затем девушки сушат волосы под вентилятором. Ночевать нам придется в понтонном отеле посреди реки. Это же глубинка, экзотика, как отмечалось выше, и фенов тут нет. Зато есть прекрасный воздух и хорошая компания!
А утром нас ждет очередной экстрим - сплав по реке. Итак, самые подготовленные самостоятельно облачились в спасательные жилеты, самые отважные пытаются сами разобраться с застежками одежки для плавания, а самые нерешительные так и остаются наблюдать за происходящим со стороны.
С криками «ур-р-а-а-а!» все прыгают в воду. «Крокодилы!» -тут же кричит какой-то шутник, пытаясь напугать дам. Пока одни наслаждаются купанием посреди реки, другие, кто предпочел остаться на плоту, в восторге от водопадов, к которым подходит наше плавучее средство.

ЭРАВАН

Кстати, о водопадах. В Таиланде их великое множество.
Эраван, названный по имени мифического слона, так же, как и животное, огромен, прекрасен и, хочется сказать, послушен. Но нет. Лично нам Эраван показал свой строптивый нрав.Сначала мы пытались обходить лужи и грязь, искали тропинки посуше, разглядывали, куда же поставить ногу, чтоб не испачкаться, но дождь нам устроил настоящее испытание.

Тут навстречу буквально на "пятой точке" с горки спускаются француженка с бойфрендом. Оба в грязи по уши, но довольные и улыбающиеся. Мы недоуменно переглянулись и спросили: а далеко ли пятый уровень? Получив невнятный кивок в сторону, мы пошли в том же направлении. Пошли-полезли-покарабкались, стараясь не обращать уже никакого внимания на грязь...

Было бы сухо, все и воспринималось бы иначе, - рассуждала моя подруга. - И такого драйва, наверное, не ощущалось бы. Мы действительно продирались сквозь джунгли, адреналин переполнял. Но награда за труды и мучения оказалась поистине великолепной! Чистейшая вода, изумительная природа, в хрустале водоема видны рыбки. Мы хохотали без умолку, когда эти рыбки делали нам бесплатный маникюр. Энергетика в этом месте потрясающая. Подзарядившись силой природы, мы уже совершенно с другими эмоциями и мыслями стали возвращаться назад. С улыбками смотрели на встречный народ, который пришел в джунгли в белых брюках и белых кроссовках, который, как и мы, сначала с осторожностью ступал, чтобы не влезть в грязь. Еще больше нам подняли настроение дикие обезьянки, которые озорничали на деревьях и лакомились всяческими сладостями, которыми их щедро угощали туристы.

Капун ка, - уже по-тайски прощались мы с работниками парка. И, наверное, с такой же тайской улыбчивостью покидали Эраван, осознавая, что на какое-то время и мы стали частью этого мира экзотики, гармонии и спокойствия. Впрочем, уже скоро мы совершенно не по-тайски бурно делились впечатлениями, которых за эти дни накопилась буквально целая река - стремительная, вечная, неповторимая...