Авиакатастрофа над Боденским озером: причины, расследование, последствия. Катастрофа над Боденским озером: личная трагедия Виталия Калоева Самолет разбился по вине диспетчера

Седьмого апреля на широкий экран в России и Беларуси выходит драма Эллиотта Лестера «Последствия». В основе сюжета – подлинная история россиянина Виталия Калоева, который в авиакатастрофе над Боденским озером в 2002 году потерял всю семью. Как сказал «СВ» Калоев, его возмущает, что сюжет фильма сильно уходит от правды

РЕЙС, УПАВШИЙ С НЕБА

Пятнадцать лет назад трагедия в небе Германии потрясла мир. По ошибке швейцарских авиадиспетчеров столкнулись два самолета – пассажирский Ту-154, летевший чартерным рейсом из Москвы в Барселону, и грузовой Boeing-757.

Погиб 71 человек, из них – 52 ребенка. Дети направлялись на отдых в Испанию. Путевки в качестве поощрения за отличную учебу подарил Комитет по делам ЮНЕСКО Башкирии.

По трагической случайности, в самолете находилась семья из Владикавказа – Светлана Калоева с десятилетним Костей и четырехлетней Дианой. Женщина летела к мужу в Испанию, где тот работал архитектором по контракту.

Два года спустя Калоев убил Питера Нильсена – дежурного диспетчера, который контролировал путь пассажирского авиалайнера в ту роковую ночь и совершил ошибку. За убийство россиянин отсидел несколько лет в швейцарской тюрьме.

КАК ОСЕТИН СТАЛ АМЕРИКАНЦЕМ

Трагическая история «зацепила» Голливуд. Именитый продюсер Даррен Аронофски, прославившийся по фильмам «Ной», «Реквием по мечте» и «Черный лебедь», решил снять отдельную киноленту. На роль Виталия Калоева пригласили «терминатора» и бывшего губернатора Калифорнии Арнольда Шварценеггера.

Фильм не лишен художественного вымысла. Имена героев и место событий изменены. Главный герой Роман Мельник живет в Нью-Йорке. Самолет летит из Самары и разбивается на подлете к американскому штату. В авиакатастрофе главный герой теряет жену и беременную дочь.

Корреспондент «СВ» дозвонился до Виталия Калоева.


- Виталий Константинович, как вы отнеслись к идее снять кино по истории вашей жизни?

Узнал примерно два года назад из СМИ. Сняли и сняли. Чего не хотелось бы – спекуляций на трагедии. Такое кино можно снять о любом ребенке, который был в том самолете.

- Создатели к вам обращались за разрешением?

В 2015 году представители голливудских киностудий звонили с вопросом о том, не против ли я съемок фильма о трагедии над Боденским озером. Я сказал, что не против самого фильма. Он сможет увековечить память о моих родных. Но непосредственно во время съемок фильма никто из создателей этой картины со мной не связывался и не консультировался.

- А как вам Шварценеггер?

Роли у этого актера, в основном, положительные. Мне без разницы, как он сыграл меня. Он же не спрашивал, что я чувствую, и почему все так обернулось.

- Пойдете смотреть фильм?

Пока не уверен. Я в кинотеатры вообще не хожу. Знаю, что сюжетная линия фильма сильно изменена. Честно, это возмущает. Весь мир увидит ситуацию совсем не такой, какова она была на самом деле. Это несправедливо.

- Не думали написать книгу?

Сам? Нет. Но слышал, что 17 апреля пройдет презентация книги Ксении Каспари «Столкновения», в которой журналистка попытается вспомнить трагические события 2002-го и его последствия.

Недавно Виталий Калоев отметил шестидесятилетие и вышел на пенсию. Был награжден медалью «Во Славу Осетии». Восемь лет он проработал замминистра строительства Северной Осетии. На этот пост его пригласили вскоре после досрочного освобождения из швейцарской тюрьмы.

Справка «СВ»

Столкновение над Боденским озером случилось 1 июля 2002 года. Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Башкирские авиалинии» выполнявший рейс BTC 2937 по маршруту Москва-Барселона, столкнулся в воздухе с грузовым самолётом Boeing 757-200PF авиакомпании DHL. Столкновение произошло недалеко от маленького города Юберлинген около Боденского озера (Германия). Погибли все находившиеся на борту обоих.

24 февраля 2004 года авиадиспетчер Петер Нильсен, по ошибке которого произошла катастрофа, был убит на пороге своего дома. По подозрению в убийстве был арестован 46-летний Виталий Калоев. По показаниям Калоева, он дал Нильсену фотографии детей и хотел, чтобы диспетчер извинился перед ним за свою ошибку. Нильсен ударил Калоева по руке. Дальше, по словам Калоева, он не помнит, что произошло. 26 октября 2005 года суд признал его виновным в убийстве и приговорил к восьми годам тюрьмы. В итоге после пересмотра дела Калоев провел в швейцарской тюрьме два года и вернулся в Россию.

ОБЩАЯ ТРАГЕДИЯ

Над Боденским озером погибли белорусы

На борту самолета находилась семья Шисловских из Бреста. Муж, жена и две дочки ехали на отдых в Испанию. Еще по пути в Москву, откуда они должны были вылететь в Барселону, попали в аварию: поезд, на котором следовали четверо членов этой семьи, столкнулся с автомобилем. В итоге Шисловские опоздали на свой рейсовый самолет и полетели на злополучном Ту-154 «Башкирских авиалиний».

Семья похоронена на центральной аллее брестского кладбища «Плоска».

На высоте 4,3 тысячи метров в самолете «Суперджет», направлявшемся в Шереметьево, сработала система оповещения об опасном сближении с другим воздушным судном - «Боингом», который должен был совершить посадку во Внуково. «Суперджет» выполнял рейс из Таллина в Москву, «Боинг» летел из Мурманска. Авиалайнеры разошлись в небе на расстоянии около 600 метров друг от друга благодаря слаженной работе диспетчеров на земле и пилотов в небе. В результате инцидента никто не пострадал.

За сближением самолетов следит электроника

Опасным сближением воздушных судов называют ситуацию, при которой возникает угроза столкновения с учетом расстояния между самолетами, их скорости и местоположения в небе. Условия опасного сближения и допустимые расстояния между самолетами устанавливаются законом и варьируются в зависимости от ситуации. Как правило, угроза для воздушных судов возникает при неправильном расчете маршрутов и при ошибке диспетчера или пилота.

Для предотвращения столкновения в небе на всех современных воздушных суднах установлена система предупреждения столкновений самолетов в воздухе TCAS (Traffic alert and Collision Avoidance System). Она обозревает воздушное пространство вокруг самолета и при возникновении опасности подает пилотам сигнал, а также выдает рекомендации о предпочтительных действиях.

Для пилотов в приоритете показания бортовой системы, а не указания диспетчера

При одновременном получении противоречащих друг другу указаний от диспетчера и системы оповещения приоритетной считается инструкция TCAS. Однако иногда капитаны воздушных судов принимают неверное решение и делают то, что рекомендуют им с земли. Известно, что люди ошибаются чаще, чем техника, поэтому такие ошибки иногда приводят к трагическим последствиям.

Подобные инциденты происходят во всем мире

Подобный случай произошел, например, 31 января 2001 года в небе над заливом Суруга (Япония) в префектуре Сидзуока: едва не столкнулись два лайнера компании Japan Airlines. На высоте более 10 тысяч метров пилот рейса 907 проигнорировал систему оповещения об опасном сближении, которая дала команду на набор высоты, и продолжил снижение по команде диспетчера. Одновременно на той же высоте выполнял снижение рейс 958. За секунды до возможного столкновения диспетчер дал верную команду на набор высоты, однако выполнить команду пилот рейса 907 не успел, потому что увидел летящий наперерез другой самолет. Он чудом увел борт от столкновения, «поднырнув» под самолет рейса 958. Из-за резкого маневра пассажиры рейса 907 получили серьезные травмы: многих подбросило под потолок, один ребенок перелетел через четыре ряда кресел, у некоторых людей были переломы конечностей. В результате расследования инцидента суд признал виновными диспетчеров.

Довольно часто опасное сближение происходит без каких-либо последствий для пассажиров. Например, в 2016 году два «Боинга» опасно сблизились над Ивановской областью. Тогда один из пилотов принял решение совершить . Второй самолет в это время набирал высоту, но благодаря сработавшим системам предупреждения трагедии не произошло.

Некоторые сближения заканчивались катастрофой

Так, 1 июля 2002 года над Боденским озером (Германия) произошла трагедия, которая потрясла мир. В небе столкнулись грузовой «Боинг», совершавший рейс Бахрейн - Бергамо - Брюссель, и Ту-154 авиакомпании «Башкирские авиалинии», направлявшийся из Москвы в Барселону. В результате катастрофы погиб 71 человек - все пилоты и пассажиры обоих судов. На борту Ту-154 летели 52 ребенка, которых отправили на отдых в Испанию в качестве поощрения за хорошую учебу в специализированной школе ЮНЕСКО. Жизни детей тогда оборвались на самом взлете.

Причиной катастрофы также стала ошибка диспетчера: он несвоевременно предупредил пилота Ту-154 об угрозе столкновения с «Боингом» и сообщил неверные сведения о положении судов относительно друг друга. Командир Ту-154 проигнорировал команду TCAS на набор высоты, подчинившись диспетчеру, который дал указание снижаться. Самолеты столкнулись на высоте 10 634 метра и развалились в воздухе на несколько частей.

В результате катастрофы погиб 71 человек: два пилота, находившиеся на борту грузового «Боинга» немецкой компании DHL, а также экипаж и пассажиры рейса «Башкирских авиалиний» - всего 69 человек, в том числе 52 ребенка. Трагедия и последовавшая за ней история кровной мести легли в основу сразу нескольких художественных произведений.

Как развивались события в ночь столкновения, почему большая часть погибших в ту ночь не должна была оказаться в небе и как проходило расследование - в материале «Известий».

Случайные пассажиры

Основную часть пассажиров Ту-154 составляла группа детей из расположенной в Башкирии специализированной школы ЮНЕСКО для одаренных ребят. Все они получили путевки на отдых в Испанию за хорошую учебу.

Эта группа должна была вылететь накануне, однако опоздала на рейс. «Башкирские авиалинии» по просьбе сопровождавшей группу туркомпании в экстренном порядке организовали для группы вылет чартера. Билеты на этот рейс авиакомпания также предложила другим пассажирам, ожидавшим вылета в Испанию, - всего было куплено восемь билетов. Три из них приобрела семья Калоевых - 44-летняя Светлана летела в Барселону вместе с детьми - четырехлетней Дианой и 10-летним Костей.

В Испании их ждал отец, Виталий Калоев, бывший глава строительного управления во Владикавказе, в 1999 году по контракту уехавший в Испанию работать архитектором. Накануне он сдал заказчику очередной проект. Светлана с детьми жила в Северной Осетии, в Барселону они летели через Москву, где она и купила билет на рейс «Башкирских авиалиний».

Помимо первого и второго пилотов, в составе экипажа находился проверяющий авиакомпании - пилот 1-го класса, который в этом полете должен был в рамках стандартной процедуры проверки оценить действия КВС борта Александра Гросса. В салоне самолета помимо бортпроводников находились еще трое сотрудников авиакомпании: Шамиль Рахматуллин, авиатехник Юрий Пензин и сопровождавший рейс флайт-менеджер Артем Гусев.

Поздно вечером 1 июля самолеты оказались в воздушном пространстве над немецким Боденским озером - несмотря на то что это была территория Германии, управление полетами здесь было передано частной диспетчерской компании «Скайгайд», расположенной в Швейцарии.

Диспетчерская

На дежурстве в диспетчерском центре в этот момент находился один специалист - 34-летний Петер Нильсен. Второй диспетчер с согласия Нильсена в этот момент ушел на перерыв, и на попечении Нильсена и оставшейся с ним ассистентки остались сразу два диспетчерских терминала.

Кроме того, как впоследствии установило следствие, часть диспетчерского оборудования, которая должна информировать диспетчеров об опасном сближении между самолетами, в эту ночь находилась на техобслуживании.

Когда стало понятно, что самолеты двигаются на пересекающихся курсах, обратить внимание коллеги на опасную ситуацию пытался другой диспетчер, работавший в Карлсруэ. Он 11 раз пытался связаться с Нильсеном по телефону, но одна из телефонных линий также находилась на обслуживании, а запасная вышла из строя. По той же причине сам Нильсен не мог попросить аэропорт Фридрихсхафена взять на себя еще один, третий рейс, следовавший с задержкой. Переговоры с командиром этого борта несколько минут до катастрофы не позволят Нильсену расслышать сообщения от летчиков «Боинга» и Ту-154.

Сам Нильсен заметил сближение двух самолетов, двигавшихся на встречных курсах, слишком поздно. Первое сообщение командиру Ту-154 с требованием снизить высоту он отдал меньше чем за минуту до столкновения. Однако в это время в кабине второго самолета уже сработала система предупреждения о возможном столкновении TCAS-RA.

В кабине

Система TCAS была создана специально для предупреждения пилотов об опасных сближениях в ситуации, когда по каким-то причинам это не было сделано диспетчером. Для того чтобы система сработала, необходимо, чтобы на втором самолете также стоял ее датчик, - после этого каждый из лайнеров получает согласованный сигнал о маневре, который необходимо совершить, чтобы предотвратить столкновение.

По международным правилам системой должны быть оборудованы все самолеты, сертифицированные для перевозки 19 пассажиров и более. TCAS была установлена и на Ту-154, и на немецком «Боинге». Но из-за того, что диспетчер попытался предотвратить столкновение слишком поздно, его распоряжения вошли в противоречие с командами TCAS.

Почти сразу после того, как Нильсен вышел на связь с капитаном самолета «Башкирских авиалиний» и потребовал снизиться, TCAS передала российскому лайнеру команду начать набор высоты, а немецкому, напротив, - снижаться. Командир «Боинга», не получавший никаких распоряжений от Нильсена, выполнил команду компьютера. Командир Ту-154 в этот момент уже выполнял аналогичное распоряжение диспетчера и к компьютеру не прислушался. При этом экипаж немецкого грузового самолета сообщил о своих действиях на землю, но Нильсен, занятый в этот момент переговорами с третьим бортом, этого сообщения не услышал.

Два самолета одновременно перешли в снижение на встречных курсах.

Фото: Global Look Press/Anvar Galeev

Разорванное ожерелье

Пилоты «Боинга» и Ту-154 увидели друг друга уже в последние секунды - самолеты столкнулись под прямым углом, при этом хвостовой стабилизатор «Боинга» ударил в середину фюзеляжа пассажирского самолета, отчего тот развалился в воздухе. Лишившийся хвостового управления «Боинг» потерял управление и также рухнул на землю.

Катастрофа произошла около 23.30 по местному времени, однако первые сообщения о ней начали поступать уже после полуночи. Утром 2 июля о случившемся узнал Виталий Калоев, ожидавший свою семью в Барселоне. В тот же день он вылетел в Швейцарию, а оттуда выехал в немецкий город Юберлинген, рядом с которым произошла катастрофа.

Сообщив полицейским в оцеплении, что в упавшем самолете находились его жена и дети, Калоев присоединился к поисковым работам на месте крушения. Позднее он рассказал телеканалу National Geographic, что сам нашел свою дочь, четырехлетнюю Диану, - сначала увидел на земле ее порванные бусы, а затем обнаружил и тело ребенка. Именно этот образ лег в основу мемориала, установленного на месте трагедии и названного «Разорванное ожерелье».

В книге «Столкновение», также со слов Виталия Калоева, описывается другая версия развития событий - во время поисковой операции его привезли на место обнаружения тела для опознания, где он и увидел лежавшее в стороне украшение.

Расследованием обстоятельств крушения занималось Немецкое федеральное бюро расследований авиационных происшествий. В мае 2004 года было опубликовано заключение бюро. В нем говорилось, что в столкновении виновна диспетчерская компания «Скайгайд», не сумевшая обеспечить безопасность воздушного движения, и ее диспетчер. Кроме того, в документе отмечалось, что пилоты Ту-154 совершили маневр вопреки требованиям системы TCAS, а интеграция самой системы была неполной, инструкции к ней не были стандартизированы.

Авиакомпания «Башкирские авиалинии» также подала в суд на Федеративную Республику Германия, в воздушном пространстве которой произошло столкновение. В 2006 году районный суд расположенного на Боденском озере города Констанц постановил, что передача управления движением самолетов частной компании, находящейся на территории другой страны, противоречит немецким законам. Вся ответственность за катастрофу, согласно решению суда, ложилась на Федеративную Республику Германия. Это решение было оспорено ФРГ, впоследствии спор между Германией и «Башкирскими авиалиниями» был урегулирован в досудебном порядке.

В сентябре 2007 года было вынесено судебное решение по делу восьми сотрудников компании «Скайгайд» - четверо обвиняемых были оправданы, четверо признаны виновными в причинении смерти по неосторожности. Трое из них получили условные сроки, один был приговорен к штрафу.

Убийство

Первое время личность диспетчера, находившегося на дежурстве в момент катастрофы, не раскрывалась. Впоследствии представители компании «Скайгайд» сообщили журналистам, что Петер Нильсен был глубоко потрясен трагедией. Вскоре после столкновения он взял длительный отпуск, через несколько месяцев вернулся в компанию, но перешел на офисную работу и управлением воздушным движением больше никогда не занимался.

Спустя почти два года после катастрофы, однако до публикации официального заключения комиссии по ее расследованию, 24 февраля 2004 года к его дому подошел седой человек, одетый во всё черное, и попытался «привлечь к себе внимание» хозяина. Нильсен, в доме которого находились жена и трое детей, вышел к нему. После короткого разговора человек нанес ему несколько ножевых ранений и скрылся с места преступления.

Полиция сразу заявила, что «не исключает» версии мести диспетчеру за катастрофу над Боденским озером, а диспетчерская компания до выяснения всех обстоятельств усилила охрану остальных сотрудников. По подозрению в убийстве вскоре был задержан Виталий Калоев. Следователям он рассказал, что хотел добиться от диспетчера извинений. По словам Калоева, он показал Нильсену фотографию своей погибшей семьи, однако Нильсен выбил фотографии у него из рук и, согласно некоторым источникам, засмеялся. Что происходило после этого, Калоев не помнит.

В октябре 2005 года он был признан виновным в убийстве и приговорен к восьми годам лишения свободы, в 2006 году срок заключения был сокращен, а в 2007-м Калоев был освобожден досрочно за примерное поведение и отправлен в Россию. В Северной Осетии Виталия Калоева встретили как героя. Через год, в 2008 году, он занял пост заместителя министра строительства республики.

«Столкновение» и «Последствия»

Про обстоятельства катастрофы было снято сразу несколько документальных фильмов в России и за рубежом.

В апреле 2017 года на экраны в США вышел художественный фильм «Последствия», в основу которого легли события 2002–2004 годов. Роль главного героя, прототипом которого стал Виталий Калоев, исполнил Арнольд Шварценеггер. Сам Калоев после премьеры раскритиковал фильм за ряд неточностей и искажений.

Тогда же, в апреле 2017-го, в России вышла книга «Столкновение: Откровенная история Виталия Калоева». В ней со слов Виталия Калоева описываются обстоятельства проведения поисковой операции и его последняя встреча с диспетчером Нильсеном.

Экипаж судна был достаточно опытным. Командир - А. М. Гросс (пятидесяти двух лет)- налетал 12070 часов. Первым пилотом данного самолета стал в мае 2001 года, до этого выполнял обязанности второго пилота.

В кабине кроме КВС находился также М. А. Иткулов, который работал в "Башкиравиа" уже восемнадцать лет. Он являлся вторым пилотом данного судна с апреля 2001 года.

Штурманом был С. Г. Харлов, наверное, самый опытный член экипажа. В авиакомпании работал уже двадцать семь лет, налетав при этом почти 13000 часов.

В кабине находился бортинженер О.И. Валеев, а также проверяющий - (пилот первого класса). Последний находился на месте второго пилота и наблюдал за действиями Гросса.

В салоне самолета работали четыре бортпроводника. Самой опытной была Ольга Багина, которая провела в небе 11546 часов.

Таким образом, авиакатастрофа над Боденским озером унесла жизни девяти членов экипажа.

Пассажиры Ту-154

На борту авиалайнера находилось шестьдесят человек. Все они погибли.

Самой страшной новостью того дня стала авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших говорил громче всех СМИ, ведь пятьдесят два пассажира были детьми, жизнь которых только-только начиналась.

Практически все летевшие были из столицы Башкирии - Уфы. Практически все погибшие ребята были детьми высокопоставленных лиц республики (например, дочь руководителя администрации президента Башкирии, дочь замминистра по культуре, сын директора Иглинского завода и другие).

Список жертв авиакатастрофы над Боденским озером пополнила Екатерина Поспелова (1973 г. р.), которая была заместителем декана социально-гуманитарного факультета по воспитательной работе.

Остальные пассажиры также принадлежали к элите Башкирии, например, Светлана Калоева, заместитель гендиректора комбината "Дарьял". Она летела вместе с двумя детьми на встречу с мужем, который работал в Испании.

Авиакатастрофа над Боденским озером стала самой крупной для Башкирии. Траур в республике длился три дня.

Boeing 757

Данный самолет был выпущен в 1990 году и среди других судов своей авиакомпании был самым старым (налетал более 39000 часов).

В 1996 году самолет купила грузовая компания и эксплуатировала для транспортировки документации и других материалов.

В злополучный день за штурвалом сидел англичанин Пол Филлипс, сорока семи лет от роду. Он был довольно опытным пилотом. В компании работал тринадцать лет. В качестве командира воздушного судна - с 1991 года.

Вторым пилотом был Брент Кантиони из Канады.

Поскольку самолет был грузовым, на нем находились лишь два члена экипажа, жизнь которых и унесла авиакатастрофа над Боденским озером.

События перед трагедией

Пассажиры рейса 2937 летели из Москвы в Барселону. Для большей части детей эта поездка была поощрением за отличную учебу и внеучебную деятельность. Оплатил эти смертельные каникулы Комитет по делам ЮНЕСКО. Глава Комитета в этом полете потерял свою дочь.

Надо сказать, что вокруг этого полета шумиха началась далеко до отлета из Уфы. Почти все высокопоставленные чиновники стремились получить место для своих детей в самолете, так что некоторым "простым гражданам" эта сила власти спасла жизнь. Например, журналистка Л. Сабитова и ее дочка шести лет должны были сесть в тот злополучный самолет. Директор турфирмы, которая организовала эту поездку, в качестве гонорара за статью обещал Сабитовой путевки в Испанию. Но в последний день все отменил, объяснив это давлением сверху. Места журналистки и ее ребенка заняли дети верхушки власти Башкирии.

Рокового рейса могло бы и не быть, но группа башкирских школьников опоздала на свой понимая всю важность пассажиров, быстро организовала дополнительный. На него также было продано восемь билетов непосредственно в Москве.

Летел плановым грузовым рейсом из Бахрейна в Брюссель. До столкновения он уже совершил промежуточную посадку в Бергамо. Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером произошла через полчаса после их взлета с итальянской земли.

Столкновение

В момент столкновения оба самолета находились в воздушном пространстве Германии. Несмотря на это обстоятельство, движением в небе управляла швейцарская компания. В ту ночную смену на работе было только два диспетчера, один из которых покинул свое рабочее место незадолго до катастрофы.

Поскольку Петер Нильсен находился на посту один и вынужден был следить за несколькими воздушными путями, он не сразу заметил, что два самолета двигаются навстречу друг другу в одном эшелоне.

КВС ТУ-154 первым заметил объект в небе, двигающийся в их направлении. Он принял решение снижаться. Примерно в это же время на связь вышел Нильсен, который также дал указание на снижение. При этом он не сообщил необходимых сведений другому борту, находящемуся в опасной близости.

На "Боинге" сработал сигнал "Опасное сближение" и дал команду на снижение. Параллельно на ТУ-154 этот же сигнал приказал набирать высоту. Пилот "Боинга" начал снижаться, пилот ТУ-154, действовавший по приказу диспетчера, - тоже.

Нильсен также ввел в заблуждение экипаж дав неверные сведения о местоположении "Боинга". Самолеты столкнулись в 21:35:32 практически под прямым углом. В 21:37 обломки воздушных судов упали на землю в окрестностях Юберлингена.

Авиакатастрофа (2002) над Боденским озером была видна с земли. Некоторые, увидев два огненных шара в небе, решили, что это НЛО.

Расследование

Выяснить причины трагедии взялась специальная комиссия. Ее создало Немецкое федеральное бюро, проводящее расследование авиакатастроф. Над Боденским озером столкнулись два самолета, все пассажиры погибли. Отчет данной комиссии был оглашен лишь через два года.

Среди главных причин назвали неправильные действия (а скорее бездействия) диспетчера и ошибку экипажа ТУ-154, который игнорировал систему автоматического предупреждения опасных сближений, полностью подчиняясь Петеру Нильсену.

Также были отмечены неправомерные действия компании "СкайГид", которая занималась управлением воздушным движением. Руководство не должно было позволять дежурить в ночное время лишь одному диспетчеру.

В злополучную ночь в диспетчерской не работала телефонная связь, а также оборудование (радар), которое предупреждает о возможном сближении самолетов.

Все эти факты были учтены комиссией, которая проводит расследование авиакатастроф.

Столкновение над Боденским озером вызвало большой резонанс не только в обществе, но и во всей системе управления полетами. Поскольку, если бы экипаж ТУ-154 действовал по приказу системы предупреждения, трагедии бы не случилось. Однако в нормативных документах такая система была названа вспомогательной, то есть приоритетными были указания диспетчера. После случившегося было принято решение внести соответствующие изменения в руководство полетами.

Убийство диспетчера

1 июля 2002 года произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список погибших включал Светлану Калоеву и двух ее детей: Костю и Диану. Семья летела в Барселону, где находился их отец Виталий.

Мужчина одним из первых прибыл на место трагедии и лично помогал найти останки своих любимых людей.

В феврале 2004 Калоев был задержан по подозрению в убийстве Петера Нильсена, того самого диспетчера. Мужчина был смертельно ранен на пороге своего дома в Цюрихе. Виталий не признал свою вину, но подтвердил, что посещал Петера с целью получить извинения за то, что он совершил.

Калоев был приговорен к заключению на восемь лет. В ноябре 2007 года мужчина был досрочно освобожден и депортирован в Россию.

Суд

Авиакатастрофа над Боденским озером, реконструкция которой доказала неправомерные действия диспетчера, послужила причиной громким судебных процессов.

Так, компания "Башкирские авиалинии" подала иск в суд на "СкайГид", а потом и на Германию. Обвинения состояли в том, что ни та, ни другая сторона не проводила необходимых мер для обеспечения безопасности движения в воздушном пространстве.

Суд постановил, что Германия несет ответственность за произошедшее, поскольку страна не имела права передавать УВД заграничной компании. Конфликт между страной и авиакомпанией был урегулирован лишь в 2013 году внесудебно.

"СкайГид" был признан виновным в том, что произошла авиакатастрофа над Боденским озером. Список виновных состоял из четырех человек, один из которых обошелся лишь денежным штрафом.

Память

На месте падения самолетов был установлен памятник в виде разорванной жемчужной нити.

В Цюрихе, откуда происходило управление самолетами, диспетчерская всегда украшена живыми цветами в память о погибших.

Мемориал погибшим в авиакатастрофе над Боденским озером был установлен в Уфе, на кладбище, где покоятся их останки.

Трагическая история, а именно: "Столкновение самолетов в небе " произошла в Июне 2002 года.

Город Уфа. В этом городе столетиями живут в мире как христиане, так и приверженцы ислама. В том году самые талантливые дети и подростки Уфы были приглашены на двухнедельные каникулы в Барселоне. Эту поездку оплачивала организация ЮНЕСКО. В ней должны были поучаствовать самые умные, развитые и одаренные дети. Например, Кирилл Дехтярев рисовал с 4 лет. За 10 лет практики у него было две персональные выставки.

Мать Кирилла: Предстоял очень интересный отдых. Поэтому мы согласились на поездку. Кирилл закончил 9-й класс и ему нужно было отдохнуть. А это был хороший вариант.

Также в поездку собиралась Алина Хананова - 12 летняя гимнастка. К тому времени она уже выиграла несколько престижных соревнований.

Мать Алины: Мы были очень рады поездке. Там на самом деле летели очень умные и одаренные дети. Необыкновенные и по красоте и по уму.

45 детей из Уфы вместе со своими учителями на поезде отправились в Москву. Там их ждал самолет, на котором они должны были полететь в Испанию. Но уже в Москве начались первые неприятности. Туристическое агентство что-то напутало и отправило детей не в тот аэропорт. Ребята опоздали на свой рейс и очень расстроились. Пока агентство всеми силами исправляло свою ошибку, детям организовали экскурсию по российской столице. На то, чтобы найти другой самолет ушло 2 дня.

1 июля 2002 года дети из Уфы поднялись на борт самолета в московском аэропорту. На борту также была семья Калоевых. Они не входили в группу из Уфы. Они летели в Испанию, чтобы встретится с отцом, - известным архитектором. В то время он заканчивал очередной проект около Барселоны. Самолетом управляли 5 человек. Капитан Александр Гросс проработал в авиации 30 лет. Вторым пилотом был Олег Грегорьев. Но на самом деле, он исполнял обязанности капитана. Он должен был наблюдать за действиями Гросса и оценивать их.

Около 11 часов вечера самолет Ту-154 рейса 2937 «Башкирских авиалиний» вылетел из Москвы. Как и большинство современных самолетов, Ту-154 был оборудован системой предупреждения опасного движения TCAS. Эта система работает основываясь на ретрансляторах, установленных в каждом самолете. TCAS обнаруживает волны ретрансляторов и вычисляет, нет ли на пути следования самолетов пересечения рейсов. Если система обнаруживает малейшую опасность столкновения, то предупреждает об этом пилотов и советует какие действия нужно предпринять.

За сотни километров в итальянском городке Бергамо самолет Boeing 757 шел на взлет. Он совершал рейс по заказу международной грузовой компании DHL. Этот самолет направлялся в Брюссель. Российский Ту-154 должен был разминуться с Boeing 757 в небе над южной Германией. На борту грузового самолета было только 2 человека: капитан Пол Филиппс и его первый помощник Бренд Компиони. Boeing 757 взлетел в 23:06 и направился в свой последний полет.

За несколько часов до столкновения самолетов в воздухе , в центре управления полетов в Цюрихе (Швейцария) началась ночная смена. Питер Нильсен работал в этом диспетчерском центре уже 8 лет. Центр отвечал за безопасность полетов в небе над южной Германией и северной Швейцарией. В ту ночь должно было работать 2 оператора. Но в их зоне было мало самолетов, и коллега Нильсена пошел передохнуть. Это была распространенная практика в центре управления полетами. С того момента Питер Нильсон отвечал за все движение воздушного транспорта, которое отслеживалось на двух экранах. В 23:10 пришло двое техников. Они сказали Питеру, что им нужно было произвести технический осмотр главного радара. Пока они его проверяли, сигнал на экран поступал медленней, чем обычно. К тому же отключился сигнал о предупреждении опасности столкновения. Также техники отключили все телефонные линии. Тогда еще никто не осознавал, что первые шаги к трагедии уже были сделаны.

Российский самолет со школьниками пролетал над центральной Германией и приближался к Швейцарии. Капитан Григорьев получил последние инструкции от немецких диспетчеров. После этого немецкий центр отдал Ту-154 под опеку Швейцарии, и лично Питеру Нильсену. В это время Boeing 757 также вошел в воздушное пространство Швейцарии. Капитан Boeing 757 Пол Филиппс попросил разрешение на увеличение высоты полета. Boeing 757 поднялся на высоту 11 километров. На этой же высоте летел российский самолет. Но между ними было большое расстояние. Опасности еще не было.

Ассистент Нильсона дал ему новое задание. Нужно было помочь сесть Airbus в одном из аэропортов Швейцарии. Так как Нильсен следил сразу за двумя экранами, он хотел передать это задание диспетчерам из пункта назначения Airbus. Однако, телефонные линии не работали . Большой самолет запросил посадку, и диспетчеру пришлось отвлечься от одного экрана, оставив Ту-154 без присмотра. Одновременно Нильсена вызывало несколько самолетов, и он был занят ими. Диспетчеры привыкли к беспокойной и напряженной роботе, однако, в ту ночь не работали некоторые приборы оповещения. Нильсен уже третий раз пытался дозвониться до контрольного поста аэропорта, но телефоны все не работали.

В это время Boeing 757 и Ту-154 летели навстречу друг другу на огромной скорости . Команда ни одного из воздушных судов не подозревала, что до столкновения им осталось 2,5 минуты. Boeing 757 приближался швейцарско-немецкой границе. Российский Туполев летел в ту же точку, на той же высоте. Наконец, один из немецких центров управления полетами заметил опасность. Диспетчер схватил телефон, чтобы предупредить Нильсена о ситуации, но он не мог к нему дозвониться. Международные правила авиации не позволяли ему обращаться непосредственно к пилотам.

Неожиданно на борту Ту-154 сработала система TCAS. Через несколько минут система на борту Boeing 757 обнаружила русский самолет. Русские пилоты были озадачены. Они не знали на какой высоте летел Boeing. В то же время пилот грузового самолета начал снижение по команде системы TCAS. Наконец, Питер Нильсен сам заметил опасность. Он дал приказ Ту-154 снижаться. Капитан Гросс отключил автопилот и начал спускаться. Но система TCAS говорила русским пилотам набирать высоту. Диспетчер повторил, что Ту-154 должен немедленно спускаться. На тот момент он считал, что предотвратил авикатастрофу и столкновение в небе . Но он не знал, что пилоты Boeing 757 получили инструкции от бортовой системы TCAS, и она тоже приказала им снижаться. Они пытались сказать Нильсену о своем снижении, но тот был занят другими самолетами и не слышал их. Если бы оба самолета следовали инструкциям бортовой системы безопасности, ничего бы не случилось. Но Ту-154 предпочел послушаться оператора, и самолеты снова летели на одной высоте. В кабинах обеих самолетов раздавались сигналы тревоги. Пилоты Ту-154 слишком поздно поняли свою ошибку, и самолеты столкнулись в небе . Хвост Boeing 757 как будто вспорол русский самолет и разрезал его на две части. Пилоты почти сразу потеряли сознание. Экипаж Boeing 757 еще 2 минуты сражались за свою жизнь. Они упали в 7 километрах от места падения Ту-154.

Питер Нильсен еще не знал, что случилось. Но вскоре на связь не вышел ни пассажирский, ни грузовой самолет. В центре управления полетами поняли, что самолеты столкнулись. Это кошмар для любого диспетчера.

Обломки двух самолетов упали недалеко от небольшого городка Юберлинген. Это была самая страшная авиакатастрофа в истории послевоенной Германии.


Очевидец: Небо было оранжевым. Мы видели яркие искры, которые падали вниз. А еще взрывы. Все снова и снова. Поразительно, но на дома ничего не упало. Зато рядом с нашей школой мы нашли тела погибших детей. Вскоре мы поняли, что уже ничем не могли помочь.

Полицейский: Проблема была в том, что тела и обломки были разбросаны на огромной территории в 40 квадратных километров. Это был коридор 12 километров в длину и 2 в ширину. Мы провели крупнейшую в нашей истории поисковую операцию.

Поисковая операция продолжалась неделю. В ней поучаствовало 6000 человек. Все было буквально усеяно обломками. Многие деревья сгорели из-за пожара. В итоге, в Юберлингене похоронили многих Уфимских детей. В том районе было найдено 28 детских тел.

Виталий Калоев ждал свою семью в Барселоне. Он был одним из первых, кто приехал на место крушения. Хотя полиция не хотела, чтобы он принимал участие в поиске тел, Виталий настоял. В траве он нашел разорванное жемчужное ожерелье. Оно принадлежало его 4 летней дочери. Также, неподалеку, он нашел ее тело.

Полицейский: Через два дня после крушения стали съезжаться родственники погибших. Но им не показали тела детей, ведь все они были сильно обезображены. Было много плача.

Уфа стала городом скорби. Люди разных религий были потрясены случившимся. Со временем, там учредили отдельное кладбище для жертв трагедии. Также открыли памятник в виде цепочки из бумажных самолетиков, которые застыли в своем полете. Виталий Калоев в авиакатастрофе потерял всю свою семью. В их память он возвел огромный монумент.

В диспетчерском центре «Skyguide» в Цюрихе работа продолжалась. Однако, все были шокированы. В течение следующих трех недель график работы диспетчерского центра был ослаблен. Питер Нильсен дольше никогда не работал на операторских станциях.

Диспетчер: Если Вы прошли через такое, то больше никогда не вернетесь к старой работе. Это слишком глубокое потрясение.

Как всегда, после трагедии начались поиски виновных. В первую очередь подозрение пало на российский экипаж.

Эксперт: Пилот российского самолета не стал выполнять неоднократный приказ. Система TCAS много раз просила его изменить высоту.

Со временем, главным подозреваемым стал Питер Нильсон. Именно он управлял движением самолетов. Масла в огонь подливали СМИ. Они все больше раскручивали историю. Журналисты брали отрывки из слов профессионалов и составляли нужный им текст. Диспетчер был просто загнан прессой. Его называли убийцей.

Официальное расследование проводили немецкие детективы по делам авиакатастроф. На пятый день они нашли «черные ящики» с бортовыми самописцами самолетов. Также в специальный ангар свозили все обломки. Им предстояла кропотливая работа.

Через год многие родственники погибших снова приехали в Юберлинген на первую годовщину трагедии. Немцы на месте крушения построили памятник. Это были огромные серебренные жемчужины на разорванном ожерелье. На годовщине присутствовал Питер Нильсон, а также Виталий Калоев.

В результате своей работы, следователи узнали невероятные факты о системе TCAS. Когда ее только вводили в эксплуатацию, была допущена грубая ошибка. Никто никогда не говорил, что делать если инструкции TCAS и оператора центра противоположны друг другу. Не было конкретного приказа пилотам, что делать. Пилотов на западе учат в первую очередь слушаться TCAS. В остальном мире приходиться лишь догадываться, чей приказ правильный.

Эксперт: В русской гражданской авиации были случаи, когда пилоты не выполняли приказы диспетчера, и это приводило к трагедии.

Предпосылки к этой трагедии появились за полтора года. Подобная катастрофа почти произошла, когда над Японией два авиалайнера чуть не столкнулись в воздухе. Они были так близко, что могли увидеть лица друг друга в иллюминаторы. Тогда смелый маневр спас самолеты от катастрофы. Причиной опасности было то, что пилоты послушали оператора, а не бортовую систему TCAS. В Европе также были 4 опасные ситуации. Во всех них пилоты слушали диспетчера, а не систему TCAS. К сожалению, эти случаи не послужил предостережением. Сыграли бюрократические стандарты, и соответствующие службы не среагировали должным образом.

Эксперт: Если я должен сложить воедино выводы и дать совет пилотам - он очевиден. Если предупреждение поступает от системы TCAS, пилоты должны немедленно следовать полученным указаниям.

К сожалению, соболезнования уже не могли утешить родителей Уфимских детей. Виталием Калоевым овладела мысль, что он должен найти виновного в катастрофе. Для этого он отправился в Цюрих. 24 февраля 2004 года он пришел к дому Питера Нильсена и убил его.

Эксперт: Убийство оператора полетов стала очень печальной новостью. Самое ужасное, что он не был виноват в катастрофе . Причина была в качестве систем операторского центра. Виновными были руководители « S kyguide», которые не обеспечивали диспетчеров нужной аппаратурой.

Что сделало трагедию неотвратимой?

  1. Во-первых, коллеги Питера ушли отдыхать оставив его одного.
  2. Во-вторых, инженеры, по приказу руководства, начали ремонтные работы.

Диспетчер не знал, что многие системы предупреждения опасности были отключены. Также свою роль сыграла необходимость посадить пассажирский Airbus. Питер не мог передать посадку самолета кому-то еще, так-как телефоны не работали. По сути, он был лишен всей технической поддержки. Наконец, когда пилоты Boeing 757 начали снижение, они не могли сказать оператору о ситуации из-за того, что все частоты были заняты.

Расследование этой катастрофы заняло 22 месяца. Компания «Skyguide» принесла свои извинения семьям погибших. Однако, многие никогда не смогут забыть трагедию Юберлингена.