Мечеть Айя-София в Стамбуле: фото, история храма, описание и интересные факты. Святая софия в стамбуле Затопленная часть аль софии стамбул

Друзья, всем привет!

То что главная достопримечательность Стамбула с наружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) по меньшей мере 1500 лет.

А сколько за это время было обрушений главного купола и соседних меньшего размера во время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.

Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане, пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.

Теперь, с 1935 года его используем мы, туристы, как объект для восхищения. В 2015 году Собор Святой Софии Стамбул был признан самым популярным объектом для посещений в Турции .

Ну, а чтобы вы просто так глазами внутри не хлопали и, не дай бог, за 15 минут его обежали и скрылись в клубе пыли в направление следующей достопримечательности Стамбула, я и расскажу о самых основных моментах истории, посещения и на что нужно обязательно обратить свой взгляд во время экскурсии.

Поехали!

Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.

Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут. Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.

Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.

Кто за кем и историческая справедливость

Тот вид здания из красного кирпичика, которое мы видим сегодня было заложено византийским императором Юстинианом I, на месте 1-й версии собора от императора Константина, которая не пережила пожары и восстания.

Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор .

Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников Четвертого Крестового поход . Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Сохранилось ли захоронение не известно.

Но 1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам до 1453 года, когда власть в свои руки в Константинополе на этот раз взяла уже Оттоманская империя.

Говорят, что султан Мехмет II буквально на пороге святыни сделал выбор между «сравнять с землей» и «пристроить 4-ре минарета» в пользу созидания, а не разрушения и выделил баснословные суммы на восстановление.

Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.

До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.

Действующей же она оставалась до 1931 года , когда по приказу Ататюрка была превращена в музей и после 4-х лет реставрации стала доступна для публичных посещений.

Пройдемте во внутрь

Итак, после вашего первого обманчивого впечатления о наружном дизайне собора, будьте готовы открыть рот, как только попадете во внутрь. Мое первоначальное впечатление было немного сглажено нагромождением лесов по левую руку, но тем не менее, зрелище захватывающее.

Ощущение такое, что попал в параллельную реальность, неземное творение космических инженеров или, по крайней мере, парящий купол нереальных размеров.

Сама обстановка, огромная сводчатая крыша, увенчанная по кругу десятками окон и массивные колоны на фоне невероятно красивого мраморного пола заставляют тебе на минут забыть о будничной суете, а также, хотя бы здесь, отключить действие земного притяжения, чтобы наконец испытать чувство полета!

Для меня это было единственное место, где я действительно был готов упасть и удариться о земь, признавая тот факт что только какие-то ангелы могли соорудить такую неземную конструкцию.

К тому же, по историческим выкладкам, именно здесь происходила коронация византийских императоров, так что мест явно сохранило атмосферу помпезности и величия. Да и наличие практически в центре собора места именуемого «Пуп Земли» тоже обязывает к уважению.

Видеть всем, вне зависимости от возраста, размера заработной платы, личных убеждений и отношения к религии. Но для ощущения погружения просто необходимо, чтобы в соборе было как можно меньше людей.

Это просто must be! Поэтому не поленитесь хотя бы сюда прийти пораньше.

Это в Голубую мечеть или дворец Топкапы можно втиснуться наравне с раззадоренной толпой, пахнущей шаурмой и непрестанно клацающими своими фотоаппаратами.

В Соборе Святой Софии просто необходима интимность. Иначе ничего не будет. Сорри!

На что смотреть

Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше. Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела.

На входе

Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.

Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал.

Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.

Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3 мм в день. Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.

Третий этап прозрения – это коринфские колоны . Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.

Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.

Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.

Нижняя галерея

Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.

Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения.

Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте ». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были?), а может и вообще токарное производство.

Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний» . Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))

К колоне мы не пошли, так как ее уже оккупировала группа китайских туристов. А это беда. Пока все 30 человек руки себе не повыкручивают ничего сфотографировать вам не удастся.

Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.

Верхняя галерея

На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.

Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?

Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа. Обратите внимание на вот эти ковано-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет.

Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.

А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится по-богатому и торжественно.

С осмотром фресок, да и всего 2-го этажа сейчас засада. Тут турецкие мастера установили рукодельные ширмы под реставрацию.

Так что теперь места развернуться стало еще меньше. Учтите это при попытке попасть в собор с кучей зевак одновременно.

Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.

Ходить и любоваться внутренним убранством можно часами, но я вам напомню, что после 10 часов утра на собор начинается организованная атака организованных групп туристов. Вы должны скрыться до их появления, иначе затопчут!

На территории собора

После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.

Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов . Место интересное и малопосещаемое. Заскочите на досуге.

Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений. Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом.

Также есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul ) идентичны. Вот расценки на напитки.

Не забудьте, что Министерство Культуры и Туризма Турции в кафе и сувенирных магазинах музеев всем владельцам музейных карт.

Где находится храм Святой Софии

Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: и , Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.

Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.

Для ориентации на местности я рекомендую статью . Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания .

О транспорте Стамбула смотрите .

Для ориентации на местности вот вам карта Google maps .

Как попасть в Айю Софию

На первый взгляд, ни каких проблем. Купил и билет и валяй, наслаждайся. Но все таки есть пару нюансов.

Дело в том, что в сезон, очереди в этот самый популярный музей Стамбула пугают. Тут есть 3 варианта решения проблемы:

  • прийти к открытию
  • купить карту Museum Pass Istanbul. Зачем? Читаем
  • купить билет с гидом и проходом

Но если вас все же интересуют экскурсии на русском языке (а не вольная интерпретация от турецких сограждан) от наших соотечественников, то я рекомендую посмотреть здесь .

Тут все официально и без необходимости посещать после экскурсии местные лавки ковров и ювелирных украшений.

Информация для посетителей

Режим работы 09:00 – 17:00, а летом с 15 апреля по 25 октября до 19:00. Кассы и вход в музей закрываются за час до закрытия.

В летнее время музей открыт все дни недели, а в зимний период выходной в понедельник!

Стоимость 72 лир за взрослый билет. Дети до 8 лет бесплатно, но только при наличие подтверждающего возраст документа. Аудиогид на 1-м из 12 языков стоит 45 лир.

Если вам интересно не просто билет, а включенная в него обзорная экскурсия по собору, тогда лучше купить его здесь . Но сразу предупрежу — тур на английском языке.

Лично я рекомендую покупать карту Musseum Pass Istanbul за 220 лир (новая цена с 1 июля 2019 года вместо 185 лир), которая действует 5 дней. Отбить карту очень легко посещение только Собора Святой Софии и дворца Топкапы. К тому же везде вы будите проходить без очереди.

  1. Собор Святой Софии + Археологический музей — 92 лир.
  2. Собор + музей + дворец Топкапы — 162 лир.

И фишка не только в экономии 10-15 лир, а в том, что билет можно купить в Археологическом музее, где очереди минимальны и пройти без очереди в другие.

Полезно знать

Если вы на минутку заскочили в Стамбул проездом через , а на входе вас поджидает засада, то есть возможность купить билет в собор без очереди.

Такая услуга возможна, если купить билет в окошке будки с названием Fast Track Ticket. Стоит он 105 лир и позволяет с улыбкой пробежать мимо толпы надоедливых туристов без очереди.

Купить такой билет можно у самого входа в собор или чуть дальше на площади рядом с кафе Mihri .

А так, мой вам совет: приходите к открытию к 9 утра и очереди вам будут не страшны!

Для покупки авиабилетов в Стамбула, заказа трансфера и подбора отеля зайдите на страничку . Там есть все))

Ну и небольшое видео о пользе Музейной карты!

Ярких эмоций и увлекательных поездок!


Всего 79 фото

Айя-София побудила меня разместить в этом посте все что связано с тайнами и мистикой Софийского собора. Кроме всего прочего никак не избежать того, что величайшая жемчужина христианского мира была под гнетом мусульман около 500 лет. Это не могло не отразиться как на внешнем, внутреннем облике Софийского собора так и появлении османских строений на территории Айя-Софии. Этим материалом я завершаю свой рассказ об Айя-Софии, великолепнейшем и впечатляющем храме, бывшим центром христианского мира почти тысячу лет. Для меня история Софийского собора тем ни менее не закончена. В процессе работы над этими пятью частями возникло множество вопросов, понимание того, что я многого еще не увидел. А казалось бы!?) В общем, история Айя-Софии продолжается, но не только как музея, но и как одного из самых интригующих и мистических мест на земле. Из этого мы и будем исходить. Из этого же и будет складывается содержание этой пятой части моего рассказа об Айя-Софии. Сразу скажу что легенды связанные со строительством и функционированием собора могут показаться невероятными, но на то они и существуют чтобы их рассказывать, удивляться, очаровываться, задавать трепетные вопросы и идти дальше по жизни помня о чудесах, тайнах и говоря себе, что в твоей жизни все точно также - твоя жизнь точно также полна легенд, тайн и загадок. Именно поэтому они так и сильны и поэтому притягивают человеческое воображение.

Главный императорский храм Византийской империи - несомненное чудо строительного искусства и особое звено, от которого в обе стороны по шкале времени уходят ступени средиземноморской цивилизации. В прошлое - к шедеврам римской и эллинской классики. И в будущее - к обоим ветвям искусства Средних веков, христианской и исламской. Святая София оказалась потерянной и для христианского мира, и для истории искусства после падения Константинополя в 1453 году. Султан Мехмед II Фатих был поражен совершенством ее художественного организма и превратил храм в придворную мечеть, так что она почти 500 лет служила главной мечетью Стамбула.
02.

Никогда не устану восхищаться этим уникальнейшим собором, его неповторимым образом. Всем нутром чувствуешь что это не просто храм, а средоточие мощнейшей как говорят энергетики, то есть того, что не выражается человеческими словами, но того что чутко видит чувствует душа. Все это и воплощено в загадки, тайны Айя-Софии, которых просто не могло не быть по определению.

Началось же все с местоположения и строительства императорского собора.
03.

Начнем с того, что Айя-София возведена на месте акрополя античного Византия. Что было еще ранее на этом месте точно неизвестно, но с определенной долей уверенности можно сказать что находилось здесь в архаические языческие времена нечто значительное, исходя хотя бы из того в каком ключевом месте находится Айя-София. А находится она в месте слияния бухты Золотой Рог и пролива Большой Босфор. И место это находилось на древнейшем морским пути из Средиземного моря через Мраморное в Черное - величайшим историческим торговом - из причерноморских земель в этот регион шли суда с зерном и рабами...
04.


Айя-София - вид со стороны Мраморного моря

05.


Айя-София - вид с Галатской башни Галатского холма залива Золотой Рог

06.


Большой Босфор. Залив Золотой Рог справа. Айя-София за кадром - правее.

Об истории Айя-Софии я уже рассказывал. Сосредоточимся теперь на любопытных особенностях строительства Софийского собора. Как мы помним первый храм был построен на месте рыночной площади Августеон в 324-337 гг. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. С 360 по 380 год Софийский собор находился в руках ариан. Император Феодосий I в 380 году передал собор никонианам и 27 ноября лично ввёл в собор Григория Богослова, вскоре избранного новым константинопольским архиепископом. Собор имел деревянную крышу и форму базилики. Этот храм сгорел во время народного восстания в 404 году. Построенная вновь церковь была уничтожена пожаром уже в 415 года. Император Феодосий II повелел выстроить на этом же месте новую базилику, что и было выполнено в том же году. Эта базилика состояла из пяти нефов и также была покрыта деревянной крышей. 13 января 532 года в результате восстания Ника которое произошло во времена императора Юстиниана (527-565 гг) здание Базилики Феодосия сгорело. Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского и Анфимия Тралльского, которые ранее зарекомендовали себя возведением церкви Святых Сергия и Вакха. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих.
07.

На постройку собора был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя. Также в Константинополь по императорскому приказу свозились в больших количествах архитектурные элементы и декоративная облицовка древних языческих античных построек (например, из Рима были доставлены восемь порфировых колонн, взятых из храма Солнца, а из Эфеса восемь колонн из зеленого мрамора). По другой версии, все восемь колонн происходят из храма Аполлона в Баальбеке. Не исключено что здесь есть элементы архитектуры и отделки еще более ранних христианских храмов. Есть даже легенда, что колонны Айя-Софии высекались по повелению царя Соломона из горных пород Эльбруса и других священных гор, а выполняли эту неподъемную работу джинны, феи и великаны. Считается, что для отделки собора использовались 12 сортов мрамора. Черный с белыми жилками - из района Босфора, зелёный - из города Каристос в Греции, цветной из Фригии, порфир из Египта, изумрудно-зелёный из Спарты, жёлтый из Ливии. Для устройства фундамента собора был выкопан котлован глубиной до 70 метров. По легендам он был заполнен заполнен золотом и серебром, чтобы в случае, если храм обрушится, его можно было быстро отстроить заново. Таким образом Айя-София есть средоточие бесчисленных и уже беззвестных для нас шедевров мировой архитектуры и искусства. Не забываем и о нематериальных вещах. Айя-София сконцентрировала в себе необъятную духовную энергию языческих храмов и сооружений древнего мира в виде использованных строительных материалов из этих храмов.

Считается, кстати, что эти императорские врата Айя-Софии сделаны из деревянных конструкций Ноева Ковчега. Справедливости ради стоит отметить что они изготовлены в середине XIX века. Оригинальные же вывезли крестоносцы в начале XIII-го. Входил в эти врата только император. Для сановников и свиты использовались другие двери с обоих сторон от главной.
08.

Именно поэтому когда ты входишь во внутренние пространства Айя-Софии тебя охватывает одновременно с величием и восхищением странное чувство, что ты находишься на перекрестке миров, где эти причудливо смешанные в удивительных сочетаниях разнородные элементы строительных конструкций, их цветовые оттенки, затейливые фризы, мраморные плиты облицовки огромного количества культовых сооружений древности зажигают неповторимый в своем духовном спектре огонь света Софийского собора. Наверное это и есть одна большая тайна, живое чудо и незабываемое впечатление для человека кто впервые попадает сюда. Замечу что разочарованных не бывает. Айя-София по хорошему подавляет любой скептицизм, циничность и искушенные попытки причислить её всего лишь к достопримечательностям Стамбула. Все до одного выходят из Айя-Софии пораженными ее величием и одновременно невольно и навсегда изменившимися.
09.


Это только сейчас я понимаю, что не рассмотрел и десятой части того, чего стоило бы. Но еще не вечер)

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. Юстиниану например приснился сон в котором ангел якобы поведал императору план строительства Айя-Софии. Всего в храме насчитывается 361 дверь. Сто одна из них - большая, покрытая символами. Говорят, что каждый раз, когда их пересчитывают, обнаруживаются новые. По повелению императора, храм и императорский дворец связывала сеть подземных тоннелей. Чтобы они не разрушались, Айя-София покоится на мощных сваях.
10.

К достопримечательностям Святой Софии относится так называемая Колонна Святого Григория - «плачущая колонна», покрытая медью. Существует поверье, что если положить руку с просунутым большим пальцем в отверстие и, ощутив влагу, загадать желание, то оно обязательно сбудется.

В анонимном древнерусском описании Царьграда утверждается даже, что “у левой стороны близ стены в столпе замурован святый Григорий Богослов”. А вот что говорит Антоний Новгородец: “Трутся персьми и плещами около столпа на исцеление болезнем...”.
11.

Известный путешественник Эвлия Челеби писал, что во время превращения Айя-Софии в мечеть в строительный раствор возле этой колонны была добавлена слюна пророка Мухаммеда, земля из Мекки и вода из источника Замзам, после чего столб начал потеть. Согласно другой легенде, в ходе перестройки церкви в мечеть в куполе появился небольшой изгиб. Святой Илья (Хызыр), держась за эту колонну, выровнял дефект, но на столбе осталось отверстие от его пальца и след руки вокруг него.
12.

Есть и другая загадка Собора Святой Софии: в правой его части есть ниша, из стены которой раздается легкий шум. По легенде, когда в Константинополь ворвались турецкие войска, в церкви укрылось 1000 верующих. Когда османы ворвались в храм, то священник продолжал читать молитву. Уже мечи были наготове, чтобы пронзить старика, но внезапно стена ниши раскрылась и спрятала священника. Легенда утверждает, что священник до сих пор там читает молитву, а когда храм Святой Софии вновь станет христианским, то он выйдет из стены и продолжит службу.

Загадкой храма является также «холодное окно», где даже в самый жаркий день веет прохладный ветерок. Вот какой из этого окна открывается вид со второго этажа Айя-Софии на "Голубую мечеть".
13.

На втором этаже Айя-Софии находится гробница известного венецианского дожа Энрико Дандоло, прославившегося тем, что тот возглавлял отряды крестоносцев при штурме Константинополя. В 1204 г. под напором войска энергичного 97-летнего слепого венецианца город был захвачен и разграблен. Пострадала и Святая София - крестоносцы украли и вывезли одну из главных христианских святынь - плащаницу, известную сегодня как Туринская. Энрико Дандоло скончался в Константинополе всего лишь через год. Его похоронили в соборе Святой Софии, но сегодня его гробница пуста.
14.

После завоевания Стамбула в 1453 году султан Мехмед Фатих II приказал выбросить останки легендарного дожа собакам. Любопытно, что именно его гробница интересовала Роберта Лэнгдона из романа Дэна Брауна «Инферно».

В соборе можно найти рунические надписи на парапетах, высеченные, очевидно, викингами, состоявшими на в гвардии у византийского императора. Первая из рунических надписей была открыта в 1964 году, затем были найден ещё ряд надписей. Предполагается возможность существования и других рунических надписей, но специальные изыскания подобного рода в соборе не проводились. К сожалению и у меня не было времени их разыскать и сфотографировать. Уж в следующий раз)


Подземные пространства Айя-Софии

Интригуют сведения о наличии этих подземных лабиринтов. Айя-София не могла не иметь такого рода загадочных и будоражащих человеческое сознание сооружений. Из разрозненных источников известно, что под Айя-Софией расположены древние цистерны для сбора воды, многочисленные тоннели для ее подачи и передвижений важных государственных личностей. Испанский посол Гонсалес де Клавихо, посетивший Константинополь в 1403 году сообщает: «В церкви Святой Софии под землей находилась очень большая цистерна, и была она так велика, что говорили, будто в ней могли уместиться десять кораблей. Обо всех этих и многих других сооружениях этой церкви невозможно ни рассказать, ни написать вкратце». Еще два европейских путешественника уже в османское время спускались в резервуары под Святой Софией: англичанин Джон Ковель в 1676 году видел там высокое сводчатое помещение, в котором вода стояла на 17 футов (около 5 метров), а голландец Корнелиус де Брюин в 1698 году писал о десяти резервуарах, своды которых держались на сорока колоннах.
15.

В 1945 году американские историки архитектуры Уильям Эмерсон и Роберт Ван Найс попытались пробраться в подземелья Айя-Софии. Тогда было решено выкачать оттуда воду, но, несмотря на все усилия, ее уровень не понижался. В конце концов у помпы перегорел двигатель, и ученым пришлось отказаться от своей затеи. Лезть под воду тогда никто не решился.

Турецкий кинодокументалист Гёксель Гюленсой и его команда исследовали историю и легенды, скрытые под Айя-Софией. Результаты исследований группы были сфотографированы и выставлены в кафе «Пепо» в районе Бейоглу. Над своим проектом Гёксель Гюленсой работал около 15 лет. Исследователи обнаружили туннели, которые выходили из-под Айя-Софии на поверхность. Команда Гюленсоя провели погружения в три этапа: в 1988, 2009 и 2013 годах. Некоторые из подземных легенд подтвердились, а некоторые оказались неправдой. «Мы нашли катакомбы и подземные склепы. Катакомбы представляли собой помещения для захоронений, в которых тела располагались на полках. Подземные склепы - это помещения для захоронений, скрытые под землей. Разница между этими захоронениями состоит в том, что в катакомбах тела располагаются в специальных нишах. До того как мы спустились под Айя-Софию, легендой оставался даже вопрос о том, похоронен ли кто-то под землей. Мы были первыми, кто сделал снимки подземных захоронений.
16.

Также одна из легенд утверждала о существовании подземного склепа. Кто-то говорил, что никаких его чертежей нет. Кто-то говорил, что такой склеп существует. Были известны подобные легенды. Мы решили проверить на достоверность легенды, скрытые под Айя-Софией. В процессе исследования возникли и новые вопросы. Потому что всегда, когда ведется исследование, возникают новые вопросы», - отметил руководитель группы исследователей Гюленсой. Был исследован колодец около главного входа. Резервуар, как оказалось, имел 12 метров в глубину. На полу водолазы увидели два толстых куска дерева, напоминавших черенок от лопаты и ведро, которые рассыпались от первого прикосновения.
17.

Затем они спустились в другой колодец, ближе к центру здания. На дне колодца были обнаружены осколки гигантского светильника.
18.


Публикация "Вокруг Света".

На всех посетителей храм Божественной Премудрости производил особое впечатление своей освещенностью. По словам Стефана Новгородца, «кадил множество неисчетно в Святой Софии». Робер де Клари, один из крестоносцев, захвативших город в 1204 году, насчитал в храме 100 светильников. Но ни одного старого экземпляра до нынешнего момента пока не находили. Кроме того, водолазы нашли кусочки витражного стекла семи разных цветов. Наконец, в стенах водолазы увидели две плотно замкнутые двери, но не пытались их открыть. Им было разрешено находиться под водой не более 50 минут. Нельзя исключить, что за дверями и скрываются те огромные цистерны, о которых рассказывают путешественники. Во всяком случае, сканирование храма показало наличие под ним обширного пустого пространства.
19.

Наконец, последний спуск был осуществлен в сухой каменный коридор высотой 70 сантиметров, который начинался под нартексом Святой Софии и вел в двух противоположных направлениях: один на юго-запад, в сторону Ипподрома, второй на северо-восток, в направлении нынешнего дворца Топкапы. Первый через 50 метров разветвлялся надвое, но вскоре упирался в тупик. Видимо, он был сооружен не для существующего храма, а для его предшественника, сгоревшего в январе 532 года. Другой коридор также раздваивался. Один его рукав, постепенно сужаясь, выводил во двор Топкапы, а второй вел в две обширные камеры площадью 5 м2 с двухметровыми потолками. В каждой из них были обнаружены человеческие кости. Не было обнаружено и тайных ходов, якобы связывавших храм с далеким дворцом Текфур Сарай или даже Принцевыми островами.
20.

Еще одной примечательной достопримечательностью является кот Гли. Это хранитель и хозяин Айя-Софии и самый известный в Стамбуле кот. Он попадается чаще всего именно сидящим или гуляющим почему-то у Императорского места (Центра земли).
21.

Гли знаменитость, его гладил Обама)
22.

Кот очень необычный, ведет себя действительно как хозяин Айя-Софии. Может это дух Юстиниана воплотился в нем. Уж очень Гли любит Императорское место.
23.

Это то самое "Императорское место" облюбованное Гли. Однако по правде говоря императоры здесь никогда не короновались потому как изготовлен этот Омфал не ранее XIV века. Кстати и совсем не ясно где все же стоял императорский трон. Существует мнение, что трон стоял в юго-восточной экседре, справа, у самой стены.
24.

Маленькие и большие кружки, роящиеся по периметру центрального круга, образуют загадочный, несимметричный рисунок, причем для пущей головоломки цвета некоторых кругов совпадают. Считали, будто это астрологическое пророчество или зашифрованное гностическими символами словосочетание “Христос София”, однако все эти объяснения были впоследствии опровергнуты. И эта загадка до сих пор не разгадана...

Вот с этой мраморной колонной, что находится справа на фото ниже связана удивительная история начала строительства и падения Византии.
Юго-восточный столб галереи - это то место, в котором обитал ангел, стороживший Святую Софию. В Константинополе была популярна легенда о том, как во время строительства Святой Софии рабочие однажды пошли обедать, оставив на стройплощадке одного лишь мальчика. Ему-то и явился “светозарный муж”, показавшийся вначале одним из дворцовых евнухов. Он спросил, в чем причина перерыва, а затем велел мальчику идти к рабочим и побудить их работать безустанно. Тот возразил, что его поставили охранять инвентарь и отлучиться он не может, - но пришелец заверил, что сам посторожит, пока мальчик не вернется. Когда тот явился с этим известием к обедавшим строителям, среди них находился и Юстиниан. Тот быстро пересчитав своих евнухов (именно им в Византии чаще всего уподобляли ангелов) и убедившись, что все на месте, император сообразил, что речь идет о неземном существе. Он тотчас отправил мальчика в Рим, причем навсегда - с тем, чтобы ангел вечно охранял новую церковь.
25.

Все константинопольцы и “гости столицы” точно знали, где именно затаился ангел, тем более что Сказание о Софии не оставляет на этот счет ни малейшей неясности: “С правой стороны столба, от которого арка поднимается к куполу”. Увы, по свидетельству Нестора-Искандера, христианина, служившего в османском войске, вечером, накануне решающего штурма Константинополя турками, ангел "снялся" со своей 800-летней вахты и в виде огненного столба ушел в небо: “Пламеню огненну велию изшедшу, окружившу всю шею церковную, и собрався пламень в едино, и бысть яко свет неизреченный, и абие взятся на небо. Онем же зря-щим начеша плакати горько. Свету же оному достигшу до небес, отверзошася двери небесные, и приявше свет паки затворишась. На утрие патриарх поиде к цесарю и рече: ангел Божий, его же укрепи Бог при Устиниане цесаре, на со-хранение святыя церкви, в сию бо ночь отидоше на небо, и се знаменует, яко хочет Бог предати град наш врагом нашим ”.

Османский период

После обращения собора Святой Софии в мечеть начались постепенные перестройки здания.
26.

Кстати, совершенным чудом в камне можно вполне считать купол Айя-Софии. Для VI века н.э. купол собора был уникальной, сложнейшей строительной задачей. Купол покоился на почти пятиметровой толщины стенах и составлял с ними единую конструкцию. Купол Айя-Софии доминирует над центральным пространством, как бы объединяя и возглавляя его. Ранее в центре купола находился лик Христа, а сейчас причудливая вязь цитат из корана.
27.

Теперь рассмотрим что за строения османского периода, что мы видим вокруг Айя-Софии.
28.


Справа на фото выше - гробница Султана Мурада III.

Она же на фото ниже.
29.

На втором плане гробница султана Селима II, справа - гробница султана Мехмеда III. Доступа к гробницам кстати нет.
30.

31.

32.

Слева от гробницы Султана Мурада III - Muvakkithane (Дом с Часами).

33.

Вот он - слева на фото ниже. Сейчас мы во дворе Айя-Софии на выходе из музея.
34.

35.

Справа от выхода из музея Айя-София - Начальная школа.
36.

37.

Правее от нее - Фонтан для омовений.
38.

39.

Остатки патриаршего дворца. Справа - южный выход (вход) из Айя-Софии.
40.

41.

42.

43.

Место для омовений
44.

Здесь в скверике находятся солнечные часы османских времен довольно любопытной конструкции.
45.

46.

Гробница Мустафы I
47.

Слева - Гробница Мустафы I
48.

Капители колонн османского периода.

Музей Айя-Софья .

В самом сердце древнего Константинополя (Стамбул) возвышается мечеть Айя София - в переводе с греческого «Священная Премудрость». Церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом и Айя София на турецком — бывшая византийская церковь Константинополя и бывшая Оттоманская мечеть Стамбула.

Всемирно известный памятник византийского зодчества и символ «золотого века» Византии построенный в 537 году, оставался самым большим христианским храмом до постройки собора Святого Петра в Риме в 1626 году (более тысячи лет).

Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, а сам купол, «висящий» над храмом на четырех колоннах, достигает в диаметре 31,5 метров.

Мечеть Айя София, бывший величайший Византийский храм Святой Софии,имеет многовековую и непростую историю, связанную с множеством жертв, разрушениями, землетрясениями и войнами. Ныне здание Софийского собора служит музеем и признано одним из самый больших и красивейших сооружений мира.

Собор Святой Софии (Айя-София ) был освящен всего через пять лет, одиннадцать месяцев и десять дней (27 декабря 537 г.) после того, как император Юстиниан I (527-565 гг.) заложил первый камень в его фундамент.


Саша Митрахович 08.09.2015 15:58


Айя-София (Божественная Мудрость) стоит на месте древнего акрополя.

Изначально Айя София строилась как величайший христианский храм Византии. Первая церковь была заложена здесь Константином Великим в 330 году, она сгорела 75 лет спустя.

Первый камень нынешнего здания был заложен в 532 году при Юстиниане. В 537 году храм был освящен и прослужил более тысячи лет в качестве православного храма. Последняя христианская служба состоялась здесь 28 мая 1453 года.

Для возведения храма были доставлены лучшие строительные материалы: золото, мрамор, слоновая кость, серебро; использованы отдельные элементы из древних храмов Эфеса и Рима.

Для украшения интерьера материалы завозились отовсюду — так, белый мрамор для нефа мечети «родом» с Принцевых островов, розовый мрамор с прожилками — из Карахисар Афён, порфир — из Египта, зеленые порфиры — из Тесельи и Моры, а желтый мрамор и вовсе из Алжира.

Под руководством Анфимия из Тралл и Исидора из Милета на его строительстве трудилось около 10 тыс. рабочих. Их работа стала техническим триумфом, даже при том, что структура здания была значительно повреждена сильными землетрясениями. Оригинальный купол разрушился после землетрясения в 558, его заменили лишь в 563. Купол был усилен, но все равно подвергался частичному разрушению в 989 и 1346 годах.

Антоний Новгородец, русский паломник, описывая великолепие и богатство храма, указывал на золотой крест высотой в два человеческих роста, украшенный драгоценностями, на золотые лампады и полы, великолепные фрески на стенах.

Строительство продолжалось около 6 лет, на что потребовалось 3 годовых дохода Византии. Христианство получило самый большой храм в мире. После завершения строительства Юстиниан воскликнул: «Соломон, я превзошел Вас!»


Саша Митрахович 08.09.2015 16:34


С первого взгляда внешний вид Айя-Софии очень прост и лишен каких-либо украшений, и даже знаменитый купол (диаметр 31 м, высота 55 м) кажется несколько тяжеловатым и вдавленным.

Для того, чтобы прочувствовать все величие и великолепие здания, необходимо увидеть его изнутри (центральный неф — 73 м в длину, 68 м в ширину), когда гигантская масса камня оборачивается наполненным светом величественным храмом.

Пол и колонны Святой Софии сделаны из многоцветного мрамора, им же выложена часть стен. Из сорока больших окон у основания купола, обильный свет разливается по всему храму.

В течении почти тысячи лет Айя-София служившая религиозным центром православного христианского мира была главной сценой различных событий происходивших в Византии. Императоры венчались здесь на царство и праздновали военные победы, иконоборцы крушили мозаики, а латины-крестоносцы ломали алтарь и грабили накопленные веками богатства и святыни.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:40


В 1204 собор Святой Софии подвергся разрушительному нападению Крестоносцев, был разграблен и осквернен. Патриарх Константинополя был изгнан и заменен Епископом.

Святая София была превращена в католический собор.

Историки утверждают, что именно богатства собора Святой Софии привлекли в 1024 году в Константинополь алчных крестоносцев, не гнушавшихся выковыривать из стен драгоценные камни, ободравших со стен золотые мозаики, разграбивших бесценные артефакты и иконы. С тех пор былое величие убранства храма было навсегда утрачено.

Практически все ценности исчезли, как и туринская плащаница, в Айя-Софии хранилась Туринская плащаница - 4-метровое полотно, в которое, по преданию, заворачивали тело Христа после смерти. Сейчас она находится в Турине.

Вероятно, большая часть из богатств Айя-Софии сегодня находиться не в Стамбуле, в других странах, например в казначействе Базилики св. Марка в Венеции.

Несмотря на все эти события, Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель вступил в Константинополь.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


Софийский собор оставался функционирующей церковью до 29 мая 1453, когда Султан Мехмед Завоеватель перевернул всю историю древнего Константинополя. Днем спустя султан Завоеватель Мехмед второй не только восхитился размахом градостроительства, но и оценил велиие собора Святой Софии. Он был поражен красотой Айя-Софии и велел преобразовать ее в свою имперскую мечеть.

Айя-София служила основной мечетью Стамбула в течение почти 500 лет, став моделью для многих Оттоманских мечетей Стамбула, таких как и .

Во второй половине XVI века под руководством прославленного архитектора Синана начались восстановительные работы и у стен Айя-Софии поднялись широкие каменные контрфорсы, с помощью которых удалось остановить «сползание» здания. После этого первоначальный облик собора изменился и до наших дней дошел именно в таком, несколько «искаженном» виде.

Примерно тогда же по углам Айя-Софии появились каменные минареты, игравшие роль дополнительных стабилизаторов, поддерживающих все сооружение.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


С конца XVI в. с юго-западной стороны Айя-Софии стали возводить усыпальницы для султанов, которые правили Османской империей после Сулеймана Великолепного.

В период правления султана Абдул Меджида (1839-1861) архитекторы Гаспар и Джузеппе Фоссати, приглашенные для ремонта здания, кроме реставрации купола и колонн, внесли некоторые изменения в художественное оформление интерьера, и обнаружили мозаики, замазанные штукатуркой в течение нескольких веков.

В это же время на уровне галерей повесили восемь деревянных круглых панелей (диаметр 7,5 м.), обтянутых кожей. На них каллиграф Мустафа Иззет Эфенди, выписал имена Аллаха, Пророка Мухаммеда, его двух внуков Хасана и Хуссейна и первых четыре калифов Абу Бекра, Османа, Али и Омара.

С тех пор не было никаких коренных изменений в облике здания, кроме достройки молитвенной ниши, кафедры проповедника и деревянного минарета — этого было достаточно, чтоб сделать церковь мечетью. Некоторое время все лица на мозаиках в церкви были закрыты из-за исламского запрета на фигуративные образы. В последующие столетия султанами был внесен ряд изменений, достроены кухня, фонтан, библиотека.


Саша Митрахович 08.09.2015 16:44


После падения монархии, при Ататюрке, в 1931 году начались работы по реставрации византийских мозаик и картин. В 1934 году вышло постановление Ататюрка о секуляризации Айя-Софии и превращении ее в музей, который распахнул свои двери для посетителей уже в следующем году. Надо отметить, что работы по реставрации проводились и продолжают проводиться довольно грамотно, сохраняя внутри Айя-Софии необходимый баланс между двумя культурами — исламской и христианской.

Сейчас Софийский собор — одна из популярнейших достопримечательностей Стамбула. Туристов привлекает не только сам храм-музей и его внутренняя красота и мозаики, но и множество окружающих его зданий, формирующих внешнюю Софию. Среди них мавзолеи султанов, баптистерия и другие памятники архитектуры.

Собор Святой Софии в Стамбуле или мечеть Айя-София является одной из главных достопримечательностей и визитной карточкой . Долгое время этот православный храм был одним из самых больших храмов в мире. Собор Святой Софии это одни из величайших образцов Византийской культуры. Иногда Айя-Софию называют «восьмым чудом света». Мечеть Айя-София сейчас работает как музей и находится под охраной ЮНЕСКО.

История

Собор Святой Софии в Стамбуле построен на месте древнего акрополя. Сперва на этом месте римским императором Константином в 360 году был построен собор в честь Софии Божьей Премудрости, он простоял 75 лет, а потом был разрушен при пожаре.

Вскоре отстроили еще один собор, но его постигла та же участь, он сгорел при пожаре в 532 году. Кстати, Собор в честь Софии (Софийский собор) есть и в Киеве, если будете в городе, советую обязательно посетить его.

Нынешний Собор Святой Софии в Стамбуле начали строить при Юстиниане I, в стройке принимали участие 10 000 человек. Святая София была построена в рекордные сроки всего за пять лет. На постройку собора ушло несметное количество денег. Торжественное освещение Святой Софии в Константинополи произошло в декабре 537 года.

Почти 1000 лет собор являлся символом Византии и оставался одним из самых больших христианских храмов, до возведения собора Святого Петра в Риме. Высота купола Собора Святой Софии 55м, а диаметр 31м.

В 1453 году Константинополь был захвачен турками. Турецкий султан Махмед Фитих Завоеватель въехал в город и был поражен красотой и огромными размерами Святой Софии. Он приказал не трогать православный храм, а превратить его в мечеть. Собор Святой Софии был переименован в Айя-София, к нему был пристроен минарет в западной части, а потом еще три минарета.

В 1935 году, при Ататюрке, Айя-София была преобразована в музей.

Собор Святой Софии в Стамбуле (Айя-София) как добраться

Айя-София находится в центре старого города в районе Султанахмет. Что бы попасть к воду в собор надо выйти на остановки трамвая T1 Sultanahmet и немного пройти. Айя-Софию вы увидите сразу. На площади возле собора всегда шумно и многолюдно и зимой и летом 🙂


Рядом с входом в музей Айя-София всегда многолюдно

Айя-София Стамбул режим работы

Режим работы музея Айя-София:

  • с 9:00 до 19:00 в период с 1 апреля по 31 октября
  • с 9:00 до 17:00 с 1 ноября по 31 марта

Кассы закрываются на час раньше.

Стоимость

Стоимость билета в музей Святой Софии 72 лиры . Билеты продаются в кассах перед входом, куда всегда стоит огромная очередь.

Собор Святой Софии: наш отзыв

Сперва надо выстоять довольно большую очередь за билетами, а потом еще такую же очередь на вход в сам собор. Мы были внутри Святой Софии несколько раз: под новый год 31 декабря в районе обеда и в мае в будний день после обеда. Каждый раз пришлось стоять в очереди около получаса.


Очередь в Айя-Софию зимой …
… и весной
Стоим за билетами в музей

Рядом продают вкусную кукурузу, можно подкрепиться пока стоишь в очереди. Очень удобно 🙂


Кукуруза — тоже символ Стамбула 🙂
Вкусная горячая кукуруза 🙂

При входе в Собор тщательно проверяют сумки и пропускают через металлоискатель, как в аэропорту.


На территории Святой Софии

Святая София поражает своими размерами. Длина собора 81м, ширина 72 м. Свет внутрь поступает через 40 окон, из-за большого количества света кажется, что купол парит в воздухе.

Можно подняться на второй уровень, на галереи и осмотреть Айя-Софию сверху.






Фрески и мозаика Айя-Софии представляют большой интерес, многие из них сохранились до наших дней.



Одна из достопримечательностей Святой Софии – плачущая колона. В отверстие надо засунуть палец, загадать желание и прокрутить палец на 360 градусов. Желание должно сбыться!


Плачущая колона, здесь загадываем желание:)

Собор такой огромный, что по нему можно гулять долго. Нам очень понравился Собор Святой Софии в Стамбуле: он поражает размерами и в нем чувствуется очень сильная энергетика.



Если есть желание, можно взять .

А мы под впечатление выходим на улицу, на площадь между двумя святынями: Святой Софией и действующей Здесь всегда многолюдно. Даже зимой на площади высажены цветы и зеленые деревья, включен фонтан.


Вот такой он — декабрь в Стамбуле!
Зеленый Стамбул в декабре

А летом еще лучше: можно лежать на траве и наблюдать за суматохой вокруг 🙂


Очень радует то, что в Стамбуле на газонах разрешают сидеть и лежать. Не то, что в России 🙁


А вечером Святая София красиво освещается. На площади включают



Если вы планируете посетить Стамбул, советую забронировать отель заранее. Лучше всего жить в районе Султанахмет, в пешей доступности от Айя-Софии.

· 28.05.2014

Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города. За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей. Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». В этой статье вы узнаете все об этой достопримечательности и увидите красивые фото Святой Софии.

Собор Святой Софии – одна из самых знаменитых достопримечательностей Стамбула

Святая София в Стамбуле – названия

Изначальное название: Собор Святой Софии – Премудрости Божией. Кроме того, в различных источниках вы можете встретить следующие названия:

  • Святая София Константинопольская;
  • Айя-Софья;
  • Ayasofya müzesi (турецкий вариант);
  • Софийский собор в Стамбуле и другие.

Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi).

История строительства собора Святой Софии в Стамбуле

Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил . Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался. При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса). По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде (Aya İrini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkapı Sarayı).

Одна из хорошо сохранившихся фресок византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле

Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи. Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.

Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса. При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи. Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.

Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».

Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии

Собор Святой Софии в Стамбуле – византийский период

Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.

Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.

Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.

В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.

Храм Святой Софии в византийский период в разрезе

Собор Святой Софии в Стамбуле – османский период

После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета. В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества. На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.

До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.

Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.

В 1453 году после завоевания Константинополя османами, собор Святой Софии был превращен в мечеть

Собор Святой Софии в Стамбуле – период Турецкой республики

После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.

В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.

В наши дни в Святой Софии – музей, хотя споры о возвращении ему статуса церкви или мечети не утихают

Святая София в Стамбуле – архитектура и мозаики

Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола. Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.
Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.

Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.

Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.

Мозаика со стен собора Святой Софии в Стамбуле, Иисус на троне

Достопримечательности собора Святой Софии в Константинополе

Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;

Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.

Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.

Современный интерьер музея Святой Софии в Стамбуле

Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III. Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе. Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.

Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.

Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.

Собор Святой Софии в Стамбуле с высоты птичьего полета

Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.

Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.

Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.

Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.

Мечеть Айя-Софья в османский период (рисунок)

Полезная информация о музее Святой Софии в Стамбуле

Режим работы музея Святая София в Стамбуле: ежедневно, кроме понедельников с 9:00 до 19:00 в летний период (15 апреля – 01 октября) и с 9:00 до 17:00 в зимний период (с 01 октября по 15 апреля). Окончание продажи билетов и последний заход в музей: в 18:00 летом и в 16:00 зимой. Читайте также подробную статью о на нашем сайте. Также, точное стамбульское время вы всегда можете увидеть внизу нашего сайта на любой из страниц.

Стоимость посещения музея Святая София в Стамбуле: 30 турецких лир, для детей до 12 лет вход бесплатный (актуальный курс лиры к основным валютам смотрите в нижней части любой из страниц сайта).

Внимание! Музей Святая София в Стамбуле не работает во время священного месяца Рамадан. Информацию о датах праздника Рамадан вы можете получить в

Сайт музея Святая София в Стамбуле: http://ayasofyamuzesi.gov.tr

Адрес музея Святая София в Стамбуле: Hagia Sophia Square, Sultanahmet Fatih/İstanbul

Узнать, как добраться и как найти собор Святой Софии вы можете на нашей .

Собор Святой Софии в Стамбуле на закате дня