Фатехпур сикри как добраться из агры. Все об отдыхе в фатехпур-сикри

Недалеко от Агры находится небольшой город на горе - Фатехпур Сикри. Этот город возник во время правления третьего Великого Могола - Акбара. Он усердно старался сделать ребёнка, но ни одна из трёх жён никак не могла забеременеть. Он узнал, что на горе возле города Сикри живёт суфийский мудрец - Салим Чисти. Этот суфий благословил его и у него родился сын, следующий Великий Могол - Джахангир. В честь этого великого события Акбар построил прямо на этой горе город Фатехабад, который сейчас и называется Фатехпур Сикри. И некоторое время этот город на равне с Агрой был столицей империи. Одна из особенностей города - это первый город, который моголы строили по плану.

1. Это Диван-и-Хас - место для личных встреч правителя.

2. Внутри этого Дивана находится колонна, на которой восседал правитель. Одна из особенностей при строительстве этого города - смешение нескольких архитектурных стилей, которые можно отследить прямо по этой колонне: индуистский, исламский, персидский, джайнский.

3. Сразу за Диван-и-Хас находится ёмкость для сбора дождевой воды. Кстати, город покинули всего после 14 лет жития в нём. На горе не было воды, и доставлять её наверх в то время было большой проблемой. 15 лет строили, чтобы пожить в нём 14 лет.

4. С этого бассейна отлично просматривается Слоновья Башня. Построена она была на месте захоронения любимого слона властителя.

5. Рядом с местом аудиенций, находилась сокровищница.

6. А это сейф тех времен.

7. У каждой из трёх жён императора был свой отдельный дворец. Этот маленький дворец его турецкой жены.

8. Может показаться, что он достаточно маленький, но это самое красивое здание по отделке во всём комплексе. Мал золотник, да дорог!

9. Внутреннее устройство дворца. Комната 5 на 5 метров. Не больше.

10. Как сказал гид, животных "обезглавили" ортодоксальные исламисты. По нормам Ислама запрещено изображать живых существ на какой-либо поверхности. И опять смешение стилей - снизу в узоре индуистские свастики.

11. Перед дворцом пруд, в центре которого выступали музыканты.

12. Прямо напротив дворца турецкой жены находилось место для встречи с жительницами гарема. Перед этим зданием находится вот такая интересная конструкция. Внутри этой штуки жгли благовония и их ветром несло в место утех.

13. Кровать где императора ждали любовницы. Через главный вход им входить запрещалось, поэтому для них был сделан специальный тайный вход - сразу в спальню.

14. Это дом христианской жены Акбара. Расположение комнат в доме сделано в форме креста.

15. Раньше внутри были фрески. До нашего времени они почти не дошли.

16. Несмотря на то что у каждой из жён был свой отдельный маленький дворец, еще у них был один большой общий.

17. Для хинду-жены был сделан храм на территории и отдельная кухня, где готовилась "pure vegetarian food".

18. А это Панч-махал - Дворец ветров. Место для релаксаций царских особ.

19. Королевские ворота в Джама Масджид, местную мечеть. У мечети название идентичное названию мечети в Дели.

20. Перед входом обязательно разуться. Интересно, как потом в этой куче обуви ищут свою пару? ;)

21. Вид на Королевские ворота изнутри.

22. Тут же внутри находится кладбище

23. Некоторые могилы располагаются практически на самой площади перед мечетью. Поэтому обязательно смотреть под ноги. Если я не ошибаюсь, то могилы с таким бруском сверху означают, что здесь похоронен мужчина.

24. Во время нашего посещения шла реконструкция мечети. Белое здание вдалеке, мавзолей того самого суффийского святого - Салима Чисти. Место, где можно загадать три желания и они исполнятся.

25. Но для того, чтобы они исполнились, надо совершить определенный ритуал, для которого потребуется специальное покрывало, цветы и нитка. Заходить внутрь мавзолея необходимо с покрытой головой. После отдавать покрывало служителю внутри, он его кладёт на могилу суфия, после читает молитву и вы кладёте цветы на покрывало. Далее вы завязываете на витражах нить на три узла и попутно загадываете желания. Для меня это место стало первым уроком по выживанию туристов в Индии. Гид подвел нас к продавцу всех необходимых ингредиентов ритуала, который мистическим голосом рассказал нам о ритуале, профессионально сыграл на нашем уважению к святому месту и духовным ценностям, а после вручил нам всё необходимое и затребовал за это всё 1200 рупий (800 рублей), но отдал за 1000. Моё внутреннее "Я" было недовольно таким разворотом событий и захотелось поскорее уйти с этого места. Как жаль, что людская жадность, портит впечатление от таких мест.

26. Одна из главных достопримечательностей Фатехпур Сикри - самые большие ворота в Азии - Буланд-Дарваза. Вид с внутренней стороны.

27. Снаружи я не стал спускаться к самому подножию, а только сфотографировал пчелиные ульи, которые расположились прямо под куполом ворот.

28. Посмотрев основные достопримечательности, мы отправились назад к нашему такси. По пути в мой объёктив попали местные мама с дочкой и собаки, которые их окружили.

29. Наш путь лежал в Розовый город - Джайпур. Расписные индийские грузовики на границе штата.

30. Мне понравился индийский подход к платным дорогам. Основные трассы по которым мы ездили находились в хорошем состоянии. За шлагбаумом начинался штат Раджастхан.

В следующем посте Джайпур.

Прадеш в 40 км. от Агры. Прекрасно сохранилась опустевший город является жемчужиной могольской архитектуры, и не просто туристической достопримечательностью - он занесен в реестр мирового наследия .

История Фатехпура Сикри
Город был столицей империи Моголов в 15 лет между 1570 до 1586 годами и после он уже никогда не служил в качестве места пребывания могольских императоров.

Император Акбар правил с 1556 по 1605. Несмотря на то, что у него было три жены, ни одна не могла родить ему сына и наследника. Тогда Акбар приехал в Фатехпур чтобы встретиться с мусульманским святым, суфийским мистиком шейхом Салимом Чишти. Святой успокоил императора, то у него будет как минимум 3 сына. Через год в Акбара родился первый сын. В благодарность Акбар назвал сын Салим (позже известной как Джахангир) по имени святого, и перенес свою столицу из Агры сюда и построил столицу именно такой, какой он хотел ее видеть.
Еще двое сыновей родились позже, но через 15 лет Акбар и его двор были вынуждены были покинуть город.

Считается, что Фатехпур Сикри опустел потому, что ушла , но точная причина неизвестна. , что его водоснабжения оказались неспособными поддерживать его населения не получила широкое признание. Рядом с городом, к северо-западу от Фатехпура, располагается , достигающее 20 км в окружности. Более вероятное объяснение состоит в том, что город был жертвой непредвиденных обстоятельств - вскоре после того, новая столица была достроена появилась угроза в Пенджабе, и Акбар переехал в Лахор, что бы контролировать военные действия, где и прожил около 10 лет, после чего вернулся в свою старую и обжитую столицу Агру.

Как бы то ни было жители покинули прекрасный город, возможно именно благодаря этому он и сохранился в почти первозданном облике.

Отвергнув индуистскую традицию согласования плана города по направлениям сторон света, Акбар построил свою новую столицу в соответствие с природными особенностями местности, поэтому главная улица, городские стены, и многие важные здания обращены к юго-западу и северо-востоку. Мечеть и большинстве частных домов не лежат на главной оси, а обращены на запад в сторону Мекки, в соответствии с мусульманскими традициями, а венчает высшую точку хребта.

Заброшенный город Фатехпур-Сикри находится в 35 км от Агры. Его название переводится как «город победы».

Примерно в этом месте основатель династии Великих моголов Бабур одержал победу над индуистским раджой Рамой Сану. Внук Бабура, Акбар Великий построил этот город в конце 16 века и перенес туда столицу.

Существует легенда, что Акбар построил город в месте, где жил святой суфий Салим, благодаря благословению которого у ранее не имевшего наследника Акбара родилось 3 сына.

Однако Фатехпур-Сикри был столицей только 14 лет, с 1571 по 1585 год. Акбар вынужден был перенести свою резиденцию на север своей империи, в Лахор, чтобы быть ближе к театру войны с афганцами. А двор переехал в соседнюю Агру для безопасности. Постепенно город был заброшен, как считается — из-за проблем с водой. А, может, Акбар просто потерял к нему интерес. Индия — страна богатая, и заброшенные по каким-либо причинам города там не редкость. Подумаешь, строили город 15 лет. Построим другой, делов-то.

Вот и стоит этот прекрасный город пустым уже четыреста с лишним лет в своём первозданном виде. Благодаря тому, что город был признан ЮНЕСКО объектом всемирного наследия, и благодаря заботам индийского государства кажется, что город покинут только вчера.

Прогулка по городу

Наш автобус через ворота в крепостной стене подвёз нас к билетным кассам. За 500 рупий мы купили билеты, пересели в специальный экскурсионный автобус, который и доставил нас в заброшенный город.

Построенный из красного песчаника Фатехпур-Сикри великолепен.

Туристов мало, или они теряются на просторных городских улицах.

Улицы чисты, газоны и сады ухожены.

Кое-где ведутся реставрационные работы. Восточная нега словно разлита на его пустынных улицах. Замечательны каменные узоры, в которых проявляется сочетание индуистских и мусульманских традиций. Это вообще характерно для могольской страницы индийской истории. Тем не менее, лики животных затёрты, что, очевидно, является уступкой мусульманским правилам.

Никто не запрещает туристам медитировать или примерить на себя постель падишаха.

Полные воды бассейны противоречат версии о нехватке воды.

Единственное, что несколько портит картину – это впечатление некоторой театральности, будто это не настоящие стены, а декорации. Видимо, за 14 лет город не был до конца обжит, и это чувствуется.

Самые красивые достопримечательности Фатехпура

Из всего увиденного в Фахтепуре мне наиболее запомнились:

дом с 4 башенками, так называемый Диван-и-Ам — для встреч правителя с подданными

удивительная кафедра с 36 опорами во дворце Диван-и-Хас, сидя на которой падишах принимал вассалов и послов иностранных государств

Панч-Махал - ажурное пятиэтажное строение

пруд Ануп Талао (Бесподобный пруд) – на центральной платформе пруда некогда любил отдыхать Акбар.

Впечатляет огромная каменная кровать во дворце Доулат Кхана (Прибежище удачи). На этой кровати высотой 2 метра падишах встречался с жёнами. На такой постельке Акбар мог спать со всеми жёнами сразу.

Сказки и легенды разных народов часто рассказывают нам о заброшенных городах. С детства мы слышим о приключениях храбрых героев в забытых крепостях и столицах, затерянных под ярким голубым небом в пустынях, скалах и джунглях. Помним мы и другой известный сюжет — о поиске далеких, счастливых и богатых городов со справедливым правителем, садами и фонтанами. Эти легенды символизируют, как правило, поиски потерянного рая.

Впрочем, каждый воображает себе собственный рай. Чья-то потерянная сказка лежит примерно в 40 километрах от старинного города Агра в индийском штате Уттар-Прадеш. Дорога из Агры упирается в остроконечные стрельчатые арки городских ворот, под ярким голубым небом высится величественная крепость с мощными рядами крепостных стен, мраморными куполами, башнями и дворцами.

К сожалению, очарование на время меркнет при входе в город. Антитеррористические "звенелки", проверка карманов и сумок, билетные кассы, агрессивная атака доморощенных гидов и надоедливых торговцев, а также непрерывно сменяющие друг друга автобусы с шумными иностранцами — в пестрых шортах и с разноцветными зонтиками в руках. Все это напрочь ломает красивую мечту о полном печального достоинства городе-призраке. Но постараемся забыть об этих неприятностях — потомки могольских подданных должны заботиться о своем историческом наследии и как-то зарабатывать на жизнь. Говорят, что еще лет 15 назад, когда Фатехпур-Сикри не был внесен в ооновские реестры, от "незареставрированной" тогда столицы императора Акбара в самом деле захватывало дух.

Итак, все кордоны пройдены, и сказка возвращается. Вы попадаете в огромный двор с роскошным газоном, а гид напоминает вам, что при императоре здесь не росла трава — двор сплошь был устелен дорогими коврами. И вот они — резные ворота, пустые дворцы, мечети, павильоны, восьмиконечные звезды и орлиные гнезда между характерных восточных куполов.

Мечта о наследнике

Теперь Фатехпур-Сикри, похожий на восточные города-сказки, олицетворяет потерянный рай для многих путешественников. Но его строитель — могольский император Акбар Великий не собирался ничего терять — он построил рай персонально для себя. Такой, о каком мечтал.

Дед Акбара, знаменитый полководец Захируддин Бабур разбил в 1525 году войска делийского правителя Ибрагима Лоди и основал Могольскую империю, которая стала самым великим государством Индостана, символом восточного богатства и восточной же деспотии.

В 1568 году его внук император Акбар был на пике своей славы и силы. Его империя крепла, а казна и сокровищницы были полны. Его королевы (а в первые леди попадали дамы разных вероисповеданий) были красивы и умны. Лишь одна печаль лежала на сердце императора — у него не было сыновей. Но прослышал падишах о святом суфии Салиме Чишти, который жил тогда в маленькой, ничем не примечательной деревушке Сикри. И, решив испытать последнюю надежду, отправился Акбар в Сикри простым паломником.

Видимо, молитвы Чишти были услышаны. Суфий предсказал падишаху рождение трех мальчиков. Согласно одной легенде, святой принес в жертву собственного маленького сына, чтобы дух его ребенка вселился в будущего принца. Так или иначе, но 30 августа 1569 года у Акбара родился наследник (спустя некоторое время сбылось пророчество и о двух младших сыновьях). Мальчика назвали Салимом в честь самого суфия. Так появился на свет будущий император Джахангир. Счастливый Акбар решил, что будет лучше жить поближе к такому мудрецу, и начал строить свою новую столицу возле деревушки Сикри.

Строительство рая

Император решительно взялся за дело. Он пригласил лучших архитекторов и каменщиков, которые и создали павильоны, дворцы и веранды с изысканной резьбой и орнаментом, с филигранными каменными экранами, покатыми карнизами и куполами в форме зонтиков. Новая столица стала первым построенным по плану могольским городом. План этот — и градостроительный, и мистический (ведь и звезды, и магия должны были охранять новую столицу) — был тщательно, до самой последней мелочи продуман.

Акбар и его архитекторы создали тот самый могольский стиль, знакомый нам по историческим памятникам, старым гравюрам и современным мультфильмам — смесь мусульманской и раджпутской архитектуры (одна из жен императора была раджпутской принцессой). Акбар-строитель создал свой рай из красного песчаника и мрамора. За полтора десятилетия скучный холм превратился в роскошную цитадель. В отдельном дворе располагалось и сакральное жилище суфийского мудреца. А после удачного похода на Гуджарат Акбар дал своему городу имя Фатехпур-Сикри (град Победы близ Сикри). Величественный город стоит на холме, его охраняют толстые крепостные стены с девятью вратами. Но на самом деле это целых два города — внутри цитадель разделена на жилую и храмовую части.


Город-сад

Жилая часть города называется Даулат-Хана (Обитель судьбы). Здесь расположены павильоны для государственных и частных аудиенций, пятиярусный дворец, игровой двор, дворцы королев и сокровищница. Взгляд сразу же падает на Панч-Махал (пятиярусный дворец), или, как его еще называют, "Ловец ветров". Его украшенные колоннами этажи кажутся ажурными, и каждый следующий этаж по площади меньше предыдущего. Ветер легко гуляет по дворцу, что во времена Акбара, когда не было кондиционеров, было как нельзя кстати.

Колонны у Панч-Махала очень интересны — они резные и различаются по форме. Некоторые круглые, некоторые октагональные, а на некоторых есть неожиданный узор — гирлянда из чередующихся стилизованных изображений цветов, похожих на французские королевские лилии (fleur de lis), и стилизованного изображения наконечника шлема (кто-то видит в нем колокольчик). На вершине дворца — купол в раджастанском стиле с ажурным экраном — чтобы защищать придворных леди от нескромных взглядов.

Рядом с "Ловцом ветров" стоит павильон-беседка. Рассказывают, что она служила одной из первых в Индии женских школ — придворных девушек здесь учили основам грамоты и счета. По другую сторону предполагаемой школы — дворец турецкой жены Акбара. Он украшен арабесками и филигранными каменными экранами, а его крыша покрыта необычной каменной кровлей, имитирующей черепицу.

Говорят, султанша турецкого происхождения попросила сделать для нее каменный барельеф с изображением животных. Такой барельеф и сейчас можно увидеть в ее дворце, но головы животных отбиты, так как исламская традиция не позволяет изображать живые существа. Возможно, панно испортили посетители уже мертвого города.

Акбар не жалел ничего для своих жен. Их дворцы были украшены самой изысканной, детально проработанной резьбой, интересным орнаментом (например, в виде драгоценных серег), балконами и резными каменными ширмами, причудливыми колоннами и куполами. Королевы гуляли по очаровательным внутренним дворикам и террасам. Интересно, что дворец матери императора был отделан золотом и украшен фресками со сценами из персидского эпоса "Хамза-намэ", а также сценами, вдохновленными индуистской "Рамаяной".

Из дворца турецкой королевы открывается вид на квадратный водоем Ануп-Талао, посреди которого есть островок с узорчатой балюстрадой. На него, образуя крест, ведут четыре мостика. Летописец Акбара Абул Фазл писал, что в 1578 году император приказал наполнить Ануп-Талао золотыми, серебряными и медными монетами, чтобы подданные смогли "получить высочайшую щедрость".

Комната грез

Рядом с бассейном расположена личная опочивальня самого императора — Хвабгах (комната грез). Сюда можно подойти и с другой стороны по крытой колоннаде. Постель падишаха возвышалась на постаменте посредине заполненного водой огромного зала. Так решались сразу две проблемы: Акбар получал столь желанную в этих местах прохладу и дополнительную систему безопасности, ведь любой посторонний, попав в воду, был бы услышан. В этой спальне, как и в тайной комнате, что напротив библиотеки Акбара (говорят, что библиотека насчитывала 25 тысяч манускриптов), до сих пор сохранились остатки прежних желто-синих фресок.

В жилой части цитадели Акбар не только спал, но развлекался и принимал посетителей. Между дворцами расположен пачизи-корт (пачизи — индийская настольная игра, в которой шесть каури-раковин, некогда заменявших деньги, используются как игральные кости) — игровой двор, вымощенный плиткой, как шахматная доска. Здесь император играл в игру, похожую на шахматы. Говорят, что вместо фишек-фигур он расставлял на квадраты самых красивых гаремных девушек. Игра могла продолжаться часами, даже несколько дней. Куда там вымышленному …

Фестиваль огней Дивали в Индии Сегодня в Индии началось празднование "Дивали" - фестиваля огней, который приходится на начало месяца Картик (октябрь-ноябрь) и празднуется в течение пяти дней.

Сокровищница падишаха, как говорят, располагалась в Анкх-Мичаули. Об этом можно догадаться и по толстым стенам этого павильона, почти лабиринтовому устройству и тайным альковам. Но есть и другая версия — в этом сарайчике, по слухам, гаремные дамы играли в прятки и жмурки. Впрочем, обе гипотезы могут быть верны. Интересно, что на опорах, поддерживающих резные карнизы Анкх-Мичаули, вырезаны очень редкие мифические чудовища — полуслоны-полудраконы. Судя по всему, только таким хранителям Акбар мог доверить свои сокровища.

Тем временем падишаха ждали государственные дела. Каждое утро по три часа после рассвета Акбар принимал людей в Диван-и-Аам — месте публичных государственных встреч, где творил правосудие. Императорский трон, закрытый ажурными ширмами, стоял на резной платформе в центральном проеме между колоннами. Напротив павильона, справа от тропинки, ведущей во внутренний двор, находится тяжелое, вкопанное в землю каменное кольцо. Считается, что к нему привязывали государственного слона, который был заодно и судьей: по легенде, когда император сам затруднялся принять решение, кто из двух спорщиков прав, их ставили пред слоном — кого тот первым затаптывал, тот и считался виноватым. Слон этот, кстати, похоронен в Фатехпур-Сикри — под башней Хиран-Минар.

Божественная вера

Личных гостей Акбар принимал в Диван-и-Хас (зал для личных встреч). Здесь тоже смешаны архитектурные стили, а среди изысканной резьбы интерьеров можно отыскать символы сразу нескольких религий. Трон императора располагался на круглой платформе, которая покоилась на необычной резной колонне в самом центре Диван-и-Хас. Гости Акбара — министры и вассалы — восседали на расходящихся от трона лучах-галереях. Так что в Фатехпур-Сикри была даже "яркая звезда".

Фотопутешествие с РИА Новости: мыс Каньякумари и раковины трех морей Мыс Каньякумари, известный также как Мыс Коморин - одна из самых известных географических точек Индии. Что не удивительно: это самая южная часть полуострова Индостан и здесь сходятся вместе Бенгальский залив, Аравийское море и Индийский океан.

Император вел дискуссии с представителями различных религий — ортодоксальными мусульманами, священниками-иезуитами, индуистскими брахманами, джайнами и зороастрийцами. Здесь же, как говорят, падишах принимал своих советников. Их называли "девять мудрецов", или даже "девять драгоценностей". Акбар ценил науки и искусства, а потому приглашал самых талантливых ученых, музыкантов и поэтов. Лучших из них он оставлял при дворе и делал своими советниками. Имена некоторых вошли в историю: Абул Фазл, летописец правления Акбара, и его брат поэт Файзи, легендарный певец и музыкант Тансен, министр и придворный шут Бирбал, а также раджа Тодар Мал, который тщательно проверял систему имперских доходов, и некоторые другие, менее известные советники.

Изюминка Диван-и-Хас — тронный столп — центральная осевая линия зала частных приемов. Это колонна держит свою ношу с помощью 36 декоративных консолей, сделанных так, что колонна кажется бесконечно расширяющейся. Она украшена резьбой в гуджаратском стиле с узорами из лотосов и других символов, один из которых, по мнению некоторых, даже напоминает тиару папы римского.

На архитектуре и внутреннем убранстве Фатехпур-Сикри сказались довольно прогрессивные религиозные взгляды падишаха. Акбар не ставил под сомнение верность ислама, однако лояльно относился к другим религиям (даже отменил налог на неисламское вероисповедание, что помогло ему сплотить империю). Более того, он готов был добавить к своей вере учения мудрецов-иноверцев. Дискутируя с мудрейшими представителями разных религий, падишах пытался синтезировать то, что слышал, и многое был готов принять. Так что тронный столп стал архитектурным символом этой идеи Акбара. В резьбе тронной колонны можно найти мотивы индуизма, буддизма, ислама и христианства.

Богатство Южной Индии – не бананы или манго, а рыба Любому, кто оказался в Тамилнаде на юге Индии, в глаза бросаются пестрые рыбацкие лодки, лежащие вдоль берегов Бенгальского залива на фоне старинных индуистских храмов. Своей рыбой жители этого индийского штата гордятся особо.

Но падишах осмелился пойти дальше архитектурных символов. В 1581 году он создал религиозное течение Дин-и-Илахи (божественная вера), которое не противоречило исламу, но впитало в себя некоторые идеи индуизма и зороастризма, а также шиитские, суфийские и махдийские представления. Император настаивал, что не только на словах, но и в отношениях с людьми необходимо придерживаться религиозной этики — быть веротерпимыми, воздержанными, терпеливыми, набожными и благочестивыми, избегать насилия, лжи, злословия и стяжательства, а также проявлять благородство и милосердие.

Акбар построил империю с сильной центральной властью, опирающейся на мансабаров (воинов-аристократов) разных вероисповеданий. Когда некоторые мусульманские вассалы падишаха охладели к духовным диспутам с иноверцами и спровоцировали восстание, император безжалостно подавил его. В Индии часто цитируют слова Акбара: "Лишь та вера истинна, которую одобряет разум" и "Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума, обрекая себя на вечный позор".

Молитвенный город

В сакральную часть Фатехпур-Сикри, чтобы присоединиться к молящимся, Акбар въезжал через Бадшахи-Дарваза (Ворота падишаха). Они украшены стилизованными гранатами, а вершина каждой арки заканчивается бутоном лотоса. Отсюда открывается вид на квадратный двор, Джама-масджид (соборную мечеть) и на духовную доминанту храмовой части города — могилу Салима Чишти, в знак уважения которому и была построена храмовая часть Фатехпур-Сикри.

Мавзолей покрыт белым мрамором и изящной резьбой. Декоративные консоли на колоннах вырезаны из целого куска мрамора и имеют форму грациозной стилизованной змеи. Кенотаф стоит на постаменте, украшенном мозаикой из черного и желтого мрамора. Резные двери ведут в украшенную перламутром внутреннюю могилу.

Перед мавзолеем — большое открытое место для молитвы. Многочисленные паломники (особенно много среди них бездетных семей, которые верят, что Чишти поможет им стать родителями) молятся здесь и привязывают ниточки к резному мраморному экрану мавзолея.

Молиться можно и в соборной мечети, что стоит на самой высокой точке Фатехпур-Сикри. Она состоит из трех помещений, крытых куполами. Места для молитв украшены богатой резьбой с инкрустацией и каллиграфическими надписями.

Войти в сакральный комплекс можно и через Буланд-Дарваза (Великие врата), которые император повелел построить в 1573 году. По-настоящему имперские, с парадной аркой и множеством куполов, они взмывают ввысь на 54 метра. Теперь в этой арке живут пчелы — она облеплена ульями.

Потерянный рай

Говорят, что когда один английский вельможа елизаветинской эпохи в 1584 году посетил Фатехпур-Сикри, он заявил, что увидел город, превосходивший великолепием тогдашний Лондон. Но уже через год роскошную столицу пришлось оставить — по преданию, из города ушла вода. Кто-то говорит, что это случилось в результате землетрясения, а кто-то считает, что так бог наказал Акбара за его грехи и гордыню. Могольские инженеры организовали бесперебойное водоснабжение по специальной системе, воду в которую круглосуточно набирали специальные люди. Но потом и этой воды стало не хватать.

В итоги столица была перенесена в Лахор. А в Городе победы с уходом жителей время остановилось. Те, кто помнит советский фильм про Аладдина, помнят и зачарованный город, куда главный герой ходил за волшебной лампой, город, в котором живут одни тени. Одни тени остались и в Фатехпур-Сикри. Тени бывшего монаршего величия, тень падишаха, старавшегося быть справедливым, тени мудрецов и музыкантов, воспоминания о божественной вере. Акбар потерял свой построенный рай, но в конце жизни он гордо говорил, что "счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное учение и мог дать довольство народу".

Фатехпур-Сикри же превратился в город-призрак, стоящий между маленьких деревень во всем великолепии своих дворцов, мечетей и павильонов. Даже нищие не селились здесь, поскольку без воды в жарком климате Индии выжить невозможно. Только сегодня печальное величие столицы, "более роскошной, чем сам Лондон", нарушают навязчивые туристические автобусы.

Ольга Никушкина

Фатехпур-Сикри – заброшенный город. Он находится всего в 40 километрах от Агры (Тадж-Махал), но туристы в основной массе почему-то обходят его стороной. Мне туда посоветовал заехать отец, здраво рассудив: “Специально туда точно не поедешь, а раз уже в Агру собрался, 40 километров не крюк“. А посмотреть тут есть на что, не зря в 1986 году ЮНЕСКО внесла город в список памятников всемирного наследия.

Фатехпур-Сикри город уникальный. Он строился как столица Империи Великих Моголов императором Акбаром I в конце XVI века. Строительство велось 12 лет, но столицей город пробыл всего 4 года. После этого он был брошен и вот уже 400 лет стоит пустой.

Почему император бросил Фатехпур-Сикри и перенес столицу в Агру доподлинно неизвестно, основной версией является недостаток воды:

Город разделен на две части. Первая Фатехпур – собственно дворцовый комплекс императора и его жен, коих у Акбара I было три – мусульманка, буддистка и христианка. Вторая часть Сикри – гробница суфия Салима Чишти (о нем позже).

При входе в комплекс посетителей встречает зал для аудиенций, в котором император встречал особо важных гостей города:

Зайдя в Фатехпур, действительно чувствуешь, что город заброшен, народу мягко скажем, немного:

Здесь, как и в любом другом историческом памятнике в Индии царит идеальнейший порядок, несмотря на то, что вокруг помойка:

Самое высокое сооружение комплекса - Панч-Махал или по-русски пятиэтажный дворец:

В одном из зданий сохранилось панно с изображениями животных. Интересна причина отсутствия голов у зверей и птиц – император, пришедший на смену Акбару I, отличался особой щепетильностью в вопросах чистоты ислама, который запрещает изображение животных и людей. Поэтому, недолго думая, он приказал отколоть головы всем живым существам на панно, не смотря на то, что город к тому времени уже был необитаем:

На территории комплекса у каждой из трех жен был свой дворец, но дворец мусульманской жены поражает (снимал периметр, стоя в центре внутреннего двора):

Избыток жилой площади налицо, учитывая, что ребенок у нее был всего один:

В Фатехпуре больше ничего интересного нет, перейдем к Сикри. Сикри это название города, в котором жил Салим Чишти, пророк, предсказавший бездетному Акбару I рождение сына. На удивление, предсказание сбылось в кратчайшие сроки, за что обезумевший от счастья Акбар отгрохал жене вышеописанный дворец, а Салиму Чишти посмертный некрополь. Это вход:

Это внутренний двор. Все пространство считается храмом, и при входе нужно разуться:

Внутри идет реконструкция – меняют плитку. Даже рабочие и те в бахилах:

Салим Чишти в народе очень уважаем, поэтому посетителей в Сикри явно побольше, чем в Фатехпуре. Все приходят ему поклониться:

Говорят, что бездетные женщины молятся на коленях у его гробницы о зачатии ребенка. Но встав на колени на бетонный пол на таком морозе, скорее застудишь репродуктивные органы, чем допросишься ребенка от святого Салима, поэтому таких женщин я не видел:

Рядом с гробницей находится кладбище, на котором похоронены близкие и друзья Салима Чишти. Я случайно, наступил на одно из надгробий ногой, гид очень расстроился и долго просил у могилы прощение за меня, складывая руки и что-то быстро лопоча:

Вот и сама гробница, в нее нужно зайти, обойти вокруг гроба Салима и покрыть его шелковым покрывалом для исполнения просьб:

Сами покрывала продают прямо возле мавзолея за “сколько не жалко заплатить“, но меньше 30 баксов брать наотрез отказываются, т.е. сколько не жалко, но не менее 30 зеленых.

Вообще поездка в Фатехпур-Сикри очень сильно была испорчена приставалами. Таких наглых и бесцеремонных попыток отъема денег у белого человека я не встречал больше ни в одном месте не только в Индии, но и на всей планете Земля. Я стерпел, когда с меня потребовали 3 бакса за 100-метровую поездку на дырчике от стоянки для машин до входа в комплекс, согласился заплатить 7 баксов гиду, потому что ничего не знал об этом месте. Заплатил 5 долларов за вход. Отбил все попытки приставал всучить мне ненужную фигню, но когда меня попытались заставить купить за 30 баксов покрывало, которое через 2 минуты нужно оставить в склепе для последующей перепродажи, а на выходе потребовали денег за охрану ботинок, которые я оставил при входе и охранять не просил, извините, сорвался и обматерил всю индийскую братию самыми крепкими известными предложениями. До мордобоя дело не дошло, но было близко к этому. Вмешался гид, которому было сказано, что если конфликт не будет разрулен, он останется без гонорара.

Но сейчас спустя полгода после поездки, никакого разочарования от посещения Фатехпура-Сикри нет. Где еще увидишь столько пустующей истории:

В следующей статье рассказ об , в которой находится Тадж-Махал и Красный Форт.